THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Многие православные христиане неоднократно задаются вопросом об отношении к православной вере таких языческих традиций, как купание на Богоявление, ритуальные обряды на «яблочно-медовый спас» , встреча весны Масленица в последнюю неделю перед Великим постом и т.д.

Когда наступают такие праздники и начинаются массовые народные гуляния, мы, православные, начинаем задумываться, можем ли мы организовывать или принимать участие в таких, на первый взгляд, сугубо языческих обрядах.

Приближается пора подготовки к Великому посту. В этом году Пасха очень ранняя, а следовательно, это означает, что не успели закончиться Рождественские праздники, как уже начались подготовительные недели. Именно в эти воскресные дни евангельские повествования начинают носить покаянный смысл. Это воскресенье о «Мытаре и Фарисее», «О Блудном сыне», «О Страшном суде».

Традиция встречи весны, называемая Масленицей, которую массово начнут вскоре праздновать люди, в некоторой степени действительно имеет языческое историческое прошлое. Но мы должны констатировать, что в древности этот праздник носил раздельный характер. Были характерны диаметрально противоположные традиции празднования Масленицы.

В дореволюционное время это были дни, в которые человек мог выпустить «последний пар». Об этом свидетельствуют такие развлечения, как кулачные бои, пьяные гуляния, разнообразные оргии. Церковники же, наоборот, проводили дни сырной седмицы с пониманием подготовки к Великому посту и пытались примириться со своими ближними и врагами, а после этого сесть за накрытый богатый стол и повеселиться, подобно Закхею, который приготовил трапезу Спасителю и всем, кто был в его доме после покаяния и прощения от Господа.

К огромному сожалению, из всех красных дней календарного года, будь то церковные или государственные праздники, люди в большей степени не умеют по-настоящему радоваться тому или иному празднику. Для многих праздник – это лишь хорошая возможность в очередной раз выпить водки, подраться с соседом, поругаться с женой. Именно в таком видении праздника человек не может ощутить настоящую радость.

Человек, который не придерживается поста и не ходит в храм, никогда не сможет ощутить радости подготовки к празднику или самого его наступления. Гуляния в дни подготовки к святым днямпоста без четкого осмысления данного периода, сжигание «чучела» из соломы, выкрикивание разных неприличных фраз действительно указывают на глубокие и древние языческие корни этого праздника.

Масленица в православной традиции рассматривается как замечательный семейный праздник, организованный часто именно на подворье храма. Это праздник народный. В православной традиции масленицей называется сырная седмица, потому что в церковном уставе в эту неделю разрешается есть сыро-молочную пищу и рыбу, а мясо из повседневного рациона исключается. Исторические свидетельства об этом периоде мы находим в Синаксаре (чтение, собранное из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени, после шестой песни канона) в субботу сыропустную. Византийский император Ираклий (610-640 гг.), после шестилетней войны с персами, в которой он одержал победу, установил не вкушать мяса в последнюю неделю перед Великим постом. Православная Церковь приняла такую благочестивую традицию и ввела ее в свой устав.

Сегодня праздник Масленицы – это хорошая возможность всем вместе собраться и, выйдя из своих домов и оторвавшись от повседневных дел, пообщаться. Попеть народные песни, приготовить вкусные блины, покататься на санях в последние зимние дни.

Если Масленицу организовывают люди верующие, или еще лучше – община храма, то в таком случае этот праздник носит даже миссионерский и просветительский характер. Атеистическая власть, которая больше 80 лет пыталась уничтожать духовность, заодно наложила отпечаток и на культурное сознание нашего народа. У многих современных молодых семей, которые очень часто являются только захожанами храма, нет понимания о настоящем смысле праздника Воскресения, а тем более о подготовительном периоде Великого поста.

Когда же праздник Масленицы организовывают настоятель храма и община, то молодежь, приходя на такой праздник, может насладиться общением с жизнерадостными людьми, которые ценят и уважают свою культуру и традиции.

По словам ректора Российского православного института игумена Петра Еремеева, «Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в прекрасных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять друг друга, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, наконец-то познакомиться со своими соседями, ощутить себя членом большой семьи.

Я убежден, что сейчас священники должны сделать все для того, чтобы центром празднования Масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не пошлым, не примитивным.

Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование Масленицы действительно христианским, или, наоборот, окончательно утратить возможность сделать это» .

Масленицу в 2019 году отмечают с 4 по 10 марта. На Сырную седмицу, или Масленицу 2019, мясные продукты уже под запретом, но рыбные блюда, молоко и молочные продукты, яйца ещё можно есть, даже в среду и пятницу. Сырная седмица - своеобразный «полупост», настраивающий верующих на переход от невоздержанности в еде к строгим устоям постничества, к телесному воздержанию.

Готовить душу и тело к Великому посту верующие начинают за четыре недели до его начала. Неделя о Мытаре и Фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная неделя (о Страшном суде), когда допустимо в пищу мясо, и Сыропустная неделя — воспоминания Адамова изгнания. Такой день известен как Прощёное воскресение, когда разрешены к употреблению молочные продукты.

Сырная седмица — последняя из недель, её ещё принято называть Масленицей. На церковных службах повествуют о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии Иисуса Христа, побуждают к соблюдению христианских заповедей и раскаянию.

Сырная седмица 2019: что можно есть?

Сырная седмица — Масленица — некоторыми особенностями приближена к Великому посту. Церковь наставляет не поддаваться увеселениям и чрезмерным развлечениям. В среду и пятницу богослужение приближенно к великопостному. Во вторник за вечерней в первый раз читается молитва святого Ефрема Сирина. Без неё не обходится ни одно богослужение во время Великого поста.

Трапеза — полускоромная. Плавная смена мясоедства постничеством помогает обрести особенное молитвенное настроение, нужное для духовной работы. Ведь телесное воздержание во время поста нужно именно для возможности усиленного труда духовного. Необходимо освящать тело и дух, помнить о прегрешениях, умилостивлять Бога, каяться, посещать болеющих и помогать неимущим, дарить друзьям и родным сердечность и мир.

Из истории

Предшествующая посту неделя, Сырная седмица, появилась в VII веке. В древности среди языческих народов было принято встречать весну, провожать зиму, прощаться с холодным временем. На Руси также прощались с зимней спячкой, праздновали возрождение весны. Праздник, посвященный этому, назывался Масленицей, или Комоедицей.

Церковь не всегда запрещала языческие праздники и традиции. Вместо этого народным обычаям придавался другой смысл, праздники замещались на христианские, воцерквлялись. Подобным образом произошло с традициями радоницы и колядования. Масленица была приурочена церковью к подготовительной, полупостной седмице перед строгим долгим постом. Языческое смысловое наполнение подменили христианским.

О Масленице в миру

Служители православной церкви отмечают, что Масленица превратилась в один из праздников, а вместо благоговения процветает бесчинство и безудержный разгул. Невоздержание, чревоугодничество и неумеренное питье приводят к совершению новых грехов вместо того, чтобы замаливать предыдущие и очищаться духовно. Широкое празднество в Масленицу осуждается Церковью, считается недостойным истинно верующего.

«Разгульная масленица» уводит нас ко времени язычества. Соблюдение языческих традиций и обрядов, чревоугодничество и пьянство, неумеренные увеселения - совсем не это заложено Церковью в сам смысл Сырной седмицы.

В дни полагается уделять внимание семье, родным, поддерживать или устанавливать тёплые отношения с близкими, соседями. Не нужно забывать и о поминовении усопших.

Традиционное гостеприимство русского человека и стремление собраться за хлебосольным столом - проявление деятельного добросердечия. Совместная трапеза способствует примирению и согревает сердца. Поэтому и последнее воскресение перед Великим постом - Прощёное. К нему подготавливаются, даруя милосердие и утешение, тепло и участие, испрашивая прощения за свои поступки. Веселье должно оставаться умеренным.

Чему же посвящена Сырная седмица?

Готовиться встретить человеколюбивого Христа нужно сотворяя шесть дел евангельского милосердия. Подать еду голодающему, воду - страдающему от жажды, впустить под кров путника, дать одежду нагому, навестить болеющего и нанести визит находящемуся в заключении. Сырная седмица напоминает о Страшном суде.

Пост учит контролю над желаниями и умеренности. За время ограничения телесного верующие учатся подчинять стремления тела силе духа, контролировать мирские желания, чтобы в обычной жизни удерживаться от совершения греха. Но если человек по окончании поста разговляется без меры, чревоугодничает, а перед новым постом усиленно заговляется, — значит, предыдущий пост его ничему не научил.

На евангельских чтениях в храме говорят о Закхее, который после покаяния угощал Спасителя и своих товарищей. Притча о блудном сыне учит миру и всепрощению. Вместо телёнка из притчи на Сырной седмице вкушают блины.

Началась сырная седмица (в простонародье - масленица). Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. По слову святителя Тихона Задонского, сырная седмица есть преддверие и начало поста.

Народное название сырной седмицы - масленица или масленая неделя. Сырной или сыропустной эта предпостовая неделя названа потому, что в дни её уже не вкушается мясо, но ещё разрешается вкушение молочных продуктов и рыбы. Это неделя сплошная - пост в среду и пятницу по уставу отменяется.

История возникновения сырной седмицы (масленицы)

Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям.

Вот что мы читаем в Синаксарии в субботу сырной седмицы всех преподобных отцов, в подвиге просиявших ( от греч. συναξάριον - сборник, собрание трудов греческого богослова и историка Никифора Каллиста Ксанфопула, посвящённое известным праздникам Триоди и изъясняющим каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется).

«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий (610 - 641 гг.), - а раньше она была мясоястной, - ибо он, шесть лет воюя с Хозроем I и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, - что и исполнил.

Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.

Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту».

В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII век) говорится о традиции такой мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания - на этой неделе не вкушали мяса, а до 9-го часа не вкушали вообще ничего.

Из этого становится понятно, что у сырной седмицы христианские корни. Откуда же название «масленица»?

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую в силу понимания, что просто запретительными мерами добиться хорошего результата невозможно, и прибегали к практике замещения языческих праздников христианскими, таким образом, стараясь воцерковлять народные обычаи, наполняя их иным, христианским смыслом. Так было и с радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно также и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Благодаря усилиям Православной Церкви масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями Церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер.

«Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая»

По существу, для верующих христианское содержание масленицы - постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегчённым к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением.

Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31-46). Это Евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своём спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его - праведным.

«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.

Заканчивается сырная седмица в воскресный день, когда Церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Его в просторечии называют ещё Прощёным или Прощальным воскресеньем.

«Масленица. Прощёный день в крестьянской семье». Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова

В этот день все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, обещавшего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

«Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Через многие песнопения сырной седмицы Церковь возвещает нам, что дни этой предочистительной недели и есть уже преддверие покаяния и начало воздержания. Так понимали эту седмицу и святые отцы Церкви.

«Сегодняшний день - преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню », - говорит о неделе, предваряющей Великий пост, святитель Василий Великий в своём слове о посте.

«Сырная (седмица) - предтеча Великого поста », - определяет эту неделю святитель Евстафий, архиепископ Фессалоникийский в слове «Об исправлении монашеской жизни».

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста»

Великий угодник Божий, святитель Тихон Задонский так увещевал свою паству воздерживаться от недостойного проведения в предпостовые и предочистительные дни масленицы:

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.

Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви?

Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют.

Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию.

Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.

Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие.

Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего.

Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются.

Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.

Я ещё раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

«Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко недостойным нам»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Святая Православная Церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели - подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая масленицы, в этом её суть, так ярко выраженная в чтении одной из главных великопостных молитв, побуждающих к покаянию и прощению. И потому, как логическим завершением, сырная седмица или масленица заканчивается так называемым Прощёным воскресеньем.

Масленица - это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются, и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако Святая Церковь призывает во всём держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил.

Первое, к чему нужно стремиться - чтобы наше правильное отношение к сырной седмице или масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Нам необходимо время сырной седмицы, отведённое Церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что ещё нам предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал для нас действительно весной покаяния, чтобы мы омолодились душой, чтобы к светлому празднику Пасхи наши души воскресли вместе с Воскресшим Христом Спасителем.

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной , сыропустной , масленой , масленицей .
На ней уже не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов: молока, сыра, масла, яиц. Церковь постепенно вводит нас в подвиг поста, от мяса и многоядения к строгому воздержанию.

Эта неделя сплошная , т.е. в среду и в пятницу обычного поста нет, однако, в сыропустные среду и пятницу пост всё-таки положен до вечера, а вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни Масленицы.

Хотя Масленица является полупостной седмицей, во время неё продолжается усиленная духовная подготовка к Великому Посту. Однако в народные обычаи издавна вошла практика так называемой «широкой» Масленицы.

В эти дни празднуются проводы Зимы и встреча Весны.
Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

Каждый день сырной недели имеет своё название, свои традиции.
Понедельник — «Встреча» — устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали куклу из соломы — Масленицу — и наряжали её.
вторник — «Заигрыш» — катание молодых со снежных гор, продолжается угощение блинами во всех домах.
Среда — «Лакомка » — к тёще на блины.
Четверг — «Разгуляй» — широкий четверток, разгул, перелом. Кулачные бои, снежные городки, ряжение. чучело Масленицы из соломы поднимали на гору.
Пятница — «Тёщины вечёрки» — зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу. Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть — мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
Суббота — «Золовкины посиделки» или «Проводы» — молодая невестка приглашала родных мужа к себе. Наряженную Масленицу — чучело из соломы — на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу. Вокруг костра веселились: пели песни, плясали.
Воскресение — «Прощёное воскресение » — все вспоминали, что в понедельник наступает Великий Пост , поэтому, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения, говоря друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чём виноват пред тобою». А в ответ слышали: «Бог простит». В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

Масленица — вовсе не христианский праздник. Это языческое славянское празднество. Поэтому Церковь не поощряет, но и не порицает празднование Масленицы.


Постный календарь на неделю:

  • пн – Встреча -нет поста
  • вт – Заигрыш — нет поста
  • ср – Лакомка — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • чт – Разгуляй — нет поста
  • пт – Тёщины вечёрки — строгий пост до вечера — Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • сб – Проводы- нет поста
  • вс – Прощёное воскресение — нет поста — последний день, когда можно есть молочное

—————————————————————————————————————————
Так как на неделе есть два «полупостных» дня, то предлагаем два постных блюда:

Но, конечно же, основное блюдо на Масленицу — это .
Предлагаем вам почитать и несколько рецептов необычных блинов и оладий.

В современном сознании Масленица ассоциируется с разгулом, гуляньями…, короче - с «проводами Русской зимы». Но мы мало задумываемся о странном совпадении – Масленица каждый год празднуется в разное время. Это оттого, что (как это не покажется странным) время Масленицы зависит от Церковного календаря.


Каждая их , предшествующих Великому посту, имеет свое наименование. Первая из них – «О Закхее», вторая – «О мытаре и фарисее», третья – «О блудном сыне». Четвертая – . Пятое воскресение, последний день перед Великим постом, посвящено «Воспоминанию Адамова изгнания из рая». Таким образом, последняя неделя перед Великим Постом неделя (или - «седмица», по церковно-славянски) начинается назиданием о Страшном суде, а заканчивается напоминанием об изгнании Адама из Рая и Прощеным воскресеньем, когда все православные просят друг у друга прощение.

Именуется эта, последняя неделя перед Великим постом, в церковном календаре так: «Седмица Сырная (масленица)». Сырная оттого, что уже готовясь к предстоящему Великому посту, нельзя есть мясо, а только сыр, масло, яйца, творог… (кстати, слово «сыр» раньше имело значение "творог". Именно поэтому мы до сих пор творожные оладьи мы называем сырниками. Творог в древности не нагревали для свёртывания, а он свёртывался естественным, т.е. «сырым» способом).

Русский обычай проводить масленичную неделю с блинами вполне соответствует особенностям христианского благочестия. Блины, как праздничное яство, встречается еще в книгах Святого Писания под именем «млинов». В церковно-славянской Библии, во Второй книге Царств (гл.6, стих 19) мы читаем, как царь Давид раздавал их народу по случаю празднества при перенесении кивота Господня: «И раздели всем людям… по сковородному млину». У русских слово «млин» означало изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, подмазанной маслом, позднее переменилось в «блин».

Но из всех 15 Православных Церквей в таком виде - с праздничным разгулом, с блинами и снежными городками, Масленица существует только в России. Естественная для русских, она неизменно поражала и поражает до сих пор иностранцев, которые не могли постичь ни широты гульбы, ни обычая в конце празднования каяться перед всем миром, ни последующей жестокой строгости поста, который налагали на себя вчерашние буяны.
На Масленице уже не венчаются и не играют свадеб - обрученным придется ждать до окончания Пасхальных праздников.

На принято ходить в гости, звать гостей, угощать бедных, жертвовать нищим. Первый испеченный блин всегда отдавали нищим - на помин души усопших родичей. В дни Масленицы вообще стирались сословные различия. По традиции блинами угощали всех неимущих, странников. Даже к столу в богатом доме обязательно приглашались люди незнатные, бедные. Хождение друг к другу «на блины», - сближало, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. А вот предстоящим Великим постом уже не принято ходить в гости или праздновать дни рождения. Вот и стараются люди посетить родных сейчас, на Масляной.

В последний день Масленицы, в « », в церквах совершается чин прощения: вначале священники просят прощения у прихожан, а те - у батюшек и друг у друга. Не простить нельзя. Принято говорить «Бог простит. И я прощаю. И ты меня прости…»

Русский писатель Иван Шмелев в своем великом произведении «Лето Господне» так вспоминает о Масленице: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью…- перед постом… Завтра будет печальный звон. Завтра – «Господи и Владыка живота моего…» будет. Сегодня прощеный день, и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуги, у дворника, у всех. …Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи чистились» .

Стоит нам помнить и слова : «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. …Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина» .

Масленица заканчивается напоминанием о человека – изгнания Адама из Рая. Чем согрешил первый человек? Тем, что, послушав змея-искусителя, съел запретный плод, т.е. нарушил заповедь воздержания - поста. Человек поверил, что в еде, а не в Боге, источник Жизни. Человек решил, что именно земные плоды - дают жизнь, земные утехи - радость, человеческие знания - победу над природой, суетная политическая возня - свободу, равенство, братство… Удовольствия? В детском садике они у меня были одни, в юность – уже другие, в зрелом возрасте – третьи… Если все время гоняться за все возрастающими потребностями, если и впрям следовать рекламному слогану «Бери от жизни все!!!», то логическое завершение этой безумной гонки – смерь от передозировки…

Человек создан по образу и подобию Божию, создан для вечной Жизни. Бог смерти не сотворил. Но когда человек решил, что он сможет прожить и без Бога, то он прервал свою связь с Ним – он лишил себя подлинного Источника Жизни и в мiр пришла смерть. И сегодня мы вынуждены есть, чтобы жить. «Жизнь – способ существования белковых тел» - утверждает либеральная, безбожная философия. Но сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Нет в пище Источника Жизни. Сколько бы я не съел – рано или поздно плотская жизнь придет к своему концу.

Предстоящий и есть поиск Источника Жизни. Если я голоден и не поем, то ведь могу и умереть. …А если поем? Разве не умру? Нет, рано или поздно тело моё умрет. А как же душа? Где источник пищи для неё, источник её вечного существования? Что является условием моего Воскресения?.. К ответу на эти вопросы мы постараемся дойти через пустыню Поста. Великий Пост должен стать моим возвращением к Богу, дорогой домой - обратно в Царство Небесное, к Источнику вечной Жизни – Богу! Только один Бог и есть сама Жизнь, только Он - Источник её и её Творец.

Таким образом, предстоящий Великий Пост - это время, когда человек воздерживаясь от пищи, лакомств, развлечений по-новому узнает их вкус, учиться получать их от Бога, испытывать радость и благодарность. Но самое важное - мы можем понять смысл и цель свой Жизни, можем вновь вернуться к самому Богу, ко всему тому, что Он сотворил для нас. И тогда ясней станут для нас строки Пасхального Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…»

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама