THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В три месяца начинает закладываться психологическое и эмоциональное развитие, поэтому важно много разговаривать с малышом, петь ему песенки, улыбаться, корчить рожи. Неважно, что именно вы будете говорить, голос должен быть ласковым и спокойным. Кроме того, есть некоторые занятия и упражнения, которые не только займут малютку, но и помогут подтолкнуть его к скорейшему и правильному развитию.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Чтобы понимать, что вам делать с малышом, для начала узнайте, как он может реагировать на ваши действия. При этом помните, что если ваш ребенок еще не делает того, что «должен» - это не повод паниковать. Данные очень приблизительные, а темпы развития у всех разные. Обычно серьезные отклонения сочетаются с другими тревожными симптомами.

Итак, около 3 месяцев ребенок может демонстрировать:

  1. Оживление – реакция на смену выражения лица, интонации, появление/исчезновение родителей в поле зрения. Малыш может улыбаться, раскрывать шире глаза, вертеть головой, вздрагивать, раскидывать ручки в стороны или смыкать ладошки;
  2. Хватание – кроха уже может координировать свои движения и хватать игрушку, протянутую ему и даже тянуть ее в рот;
  3. Поднимать голову, лежа на животе, опираясь, главным образом, на предплечья;
  4. Следить взглядом за человеком или предметом;
  5. Различать звуки и издавать свои – «ааа», «ооо», «ууу», поворачивать голову на источник звука;
  6. Толкаться ножками – если держать ребенка вертикально за подмышки и опереть ножками на твердую поверхность, он начнет отталкиваться, как бы прыгая;
  7. Переворачиваться на бок со спины или с живота на спинку. Со спины на живот научится переворачиваться попозже, около 4-5 месяцев (читайте статью по теме: Когда ребенок начинает переворачиваться ?>>>).

Чем занять в отсутствие мамы

Вот вы дома одни с ребенком и время от времени возникает необходимость выйти из комнаты. Что такое придумать, чтобы в это время кроха не заливался слезами? Рассмотрим, чем занять ребенка дома в 3 месяца на недолгое время:

  • Повесить над кроваткой мобиль;

Покупные мобили бывают с музыкой, светом, разными подвесками, которые удивят и займут внимание малыша, он даже не заметит, что мама вышла на 10 минут куда-то.

Для бюджетного варианта вы можете изготовить такую игрушку сами, правда, вряд ли вы самостоятельно сделаете световое и звуковое сопровождение.

  • Развивающий коврик;

Он выполняет похожую функцию, что и мобиль, только положить его можно в любой комнате и даже взять с собой. Поэтому, если ваш ребенок из тех, что не отпускают маму даже в туалет, и мобилями его не обмануть, можно даже в ванной укладывать малыша на этот коврик – конечно, надо будет еще что-то подстелить, чтобы было не холодно.

Развивающий коврик интересен подвесками над ним – обычно они разной текстуры, формы, материала, есть зеркальца, шуршащие и пищащие элементы. Причем этот коврик будет служить долго, потому что на нем самом тоже могут иметься всякие интересные места, и их ребенок найдет, когда будет учиться ползать.

  • Аудиосказки и детские песенки;

Включите детскую музыкальную сказку или песни из мультиков и посмотрите на реакцию ребенка – что ему больше придется по душе, что будет его успокаивать или, наоборот, приводить в возбужденное состояние. Потом этим можно пользоваться, чтобы потихоньку покидать комнату на непродолжительное время.

  • Детский маленький синтезатор;

Если ребенок спокойно лежит на животе, опираясь на локти, он сможет нажимать на клавиши и извлекать звуки. Детям очень нравится это занятие в любом возрасте! Особенно если у синтезатора есть функция менять звучание клавиш на животных и другие звуки.

  • Другие музыкальные игрушки.

Главное, чтобы кнопки легко нажимались и игрушка была безопасной и яркой.

Во что можно играть с трехмесячным младенцем

Когда мама рядом, ребенок будет рад любой игре, на самом деле. Поэтому в первую очередь тут ценится импровизация. Вот несколько практических советов о том, во что поиграть с ребенком в 3 месяца:

  1. Погремушки. Сначала покажите, как гремит эта игрушка, как ее трясти, а потом дайте ребенку. При этом обязательно говорите, что это, что вы делаете, в общем – все подряд, лишним не будет (читайте статью Погремушка для новорожденного >>>);
  2. Прятки. Закрывайте лицо ладонями, а потом открывайте, при этом можно восклицать что-нибудь типа «а вот и мама!» или «вот наш малыш!». Больше всего малюткам нравится, когда с ними так играет старший брат или сестра;

Один такой мальчишка бегал вокруг кроватки с братом, появляясь то с одной, то с другой стороны и при этом весело смеялся: «Я с этой стороны!». Младенцу очень нравилась такая игра, он довольно улыбался при этом.

  1. Кукольный театр. Возьмите в руки мягкие игрушки и покажите ребенку сказку про них – можно придумывать на ходу, необязательно копировать известные сказки. Пусть это будут какие-то реальные животные или куклы с человеческими чертами, а не странные существа из мультиков. Издавайте звуки, свойственные показываемым животным, говорите раздельно и лучше медленно;
  2. Пальчиковые игры. Возьмите ручку ребенка в свою и пойте песенку или рассказывайте стишок. Таких песенок и стишков много в детских книжках и интернете. Та же «Сорока-белобока» относится к ним, но это не единственное, что бывает;
  3. Воздушный шарик. Его можно подкидывать над кроваткой и ловить у самого носа, а шарик с гелием дать за веревочку подержать маленькому;
  4. Ткани из разной материи. Тактильные ощущения так и развиваются. Существуют и специальные детские книжки с разными на ощупь вставками. Обязательно озвучивайте, что вы даете! Если мех – говорите: «это мех» и т. д.

Развивающие занятия для 3-месячного

Конечно, все вышеперечисленные игры – тоже развивают. Однако есть и такое, что конкретно направлено на определенные области. Рассмотрим, какие есть развивающие занятия с ребенком в 3 месяца.

  • Массаж от мамы. Прикосновение родных рук - всегда приятно! Посмотрите видео, какие нужны упражнения и как их делать, все выполняйте нежно и аккуратно, чтобы не навредить;

Сделайте легкую гимнастику, разводя по очереди ножки и ручки малыша. Если у вас уже был курс массажа, постарайтесь вспомнить, что делал массажист. Массаж надо делать до еды или через час после нее. Не делайте, если ребенок плачет. Массажные движения должны вызывать приятные ощущения.

  • Занятия на гимнастическом мяче.Это очень полезно и даже специальные кабинеты ЛФК есть при некоторых детских больницах, в которых проводят реабилитацию больных или недоношенных деток при помощи упражнений на этих мячах. А вы можете купить такой домой и укладывать на него ребенка то на животик, то на спинку, перекатывая мяч в стороны, вперед-назад;
  • Звуки. Издавайте разные простые звуки, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию и мог попробовать повторить их. Пойте песенки, если есть слух. Возьмите колокольчик или погремушку, позвените в том месте, куда не направлен взгляд ребенка, когда малыш слышит звук, должен повернуться в его сторону. Так, собственно, вы проверяете слух;
  • Бытовые предметы. Давайте ребенку в ручки обычные вещи, которые для него безопасны и рассказывайте, что это и для чего. Например, силиконовую лопатку для сковороды. Клубок с нитками. Деревянную ложку. Пластиковую баночку с чем-нибудь внутри и другие подобные предметы.

А главное для детей – ваша любовь и искреннее желание сделать для них все, что необходимо!

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

«Хватайка»

В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху. Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка. Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более крепкое схватывание.

Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Мы с вами подробно обсудили, как и чем заниматься с двухмесячным малышом, чтобы он правильно и своевременно развивался, а сегодня пришло время узнать о том, .

Трехмесячный малыш становится для вас очень интересным партнером по играм, ведь он уже умело демонстрирует разнообразные эмоции и активно выражает свое отношение к предложенной вами игре с помощью жестов, мимики и звуков голоса.

Что же должен уметь Ваш малыш к концу 3 месяца?

Двигательные навыки
  • Поворачивается со спины на бок
  • Сидит при поддержке за руки
  • В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на ладони
  • Рассматривает свои ручки
  • Рассматривает и захватывает висящую игрушку
  • Находит глазками источник звука
  • Нормально реагирует на спокойную и ритмичную музыку
  • Радуется маме
  • Смеется в ответ на обращение
  • Поддерживает ручками грудь мамы или бутылочку
Звуки, речь
  • Длительно гулит
  • Смеется:-D

Уверена, что с помощью сегодняшней подборки игр и занятий вам будет легко порадовать вашего кроху, и вы снова и снова будете слышать веселый детский смех. Да-да, именно в этом возрасте ваш малыш впервые не просто улыбнется вам, но и начнет смеяться. Кто знает, может быть, это произойдет именно во время одной из следующих игр?

Время на игры

В возрасте 3-х месяцев кроха уже сравнительно много времени проводит в состоянии активного бодрствования – до 3,5 часов, так что времени для новых игр и занятий у вас достаточно. Но не забывайте периодически повторять игры и занятия, которые запомнились и понравились вашему ребенку в предыдущие месяцы жизни. Старайтесь каждый раз немного дополнять и усложнять их, чтобы поддерживать интерес ребеночка и сохранять развивающий эффект занятий.

Игры и занятия

А сейчас поговорим, как развивать ребенка в 3 месяца с помощью игр и упражнений.

Перевороты

Для начала небольшая разминка. Ваш трехмесячный малыш, скорее всего, уже умеет переворачиваться со спинки на бочок . Если нет, попробуйте делать с ним следующее упражнение. Малыш лежит на спине на пеленальном столике или на диване. Мягко согните ножки крохи в коленях и наклоните их в сторону. Ребенок повернется за коленями.

Поскольку в этом возрасте ребенок уже вполне сознательно тянется за игрушкой, вы можете стимулировать повороты на бок с помощью яркой . Дайте малышу схватить игрушку и обязательно похвалите кроху. Когда ребенок хорошо освоит повороты на бок, можно переходить к следующему этапу – учиться переворачиваться на животик .

Чтобы помочь крохе поворачиваться через левый бочок, поднимите его левую ручку над головой, а согнутую правую ножку наклоните влево. Во время выполнения этого упражнения работают мышцы спины, живота и шеи, поэтому оно очень хорошо подготавливает ребенка к будущим самостоятельным переворотам.

Другие идеи активных игр вы найдете в статье « «.

Тактильная перчатка

Помните, как мы с вами делали массаж пальчиков с помощью перчатки с нашитыми на нее кусочками материалов разной фактуры? Это упражнение сейчас тоже очень актуально, поскольку кроха начинает активно ощупывать все, что попадается ему в руки. Вы можете быть уверены, что вашего трехмесячного малыша заинтересуют следующие занятия для развития тактильных ощущений .

Самодельная тактильная книжка

Подберите кусочки различных тканей и материалов – замша, шелк, мех, атлас, шерсть, велюр, вельвет, флис, пластик, полиэтилен, фольга, хозяйственная губка, вата, губка и т.д. (чем больше разных материалов вы сможете подобрать, тем лучше). Теперь наклейте на кусочки картона с помощью двустороннего скотча – у вас получились тактильные странички, которые можно скрепить ленточкой или цепочкой.

Таким же способом вы можете превратить любую книжку в тактильную. Например, купите дешевые книжки-картонки и наклейте кусочки разных материалов в подходящих местах прямо на иллюстрации в книжке (голубой атлас на место озера, кусочек меха на спинку барашка, вату на облака и т.д.). Позвольте крохе исследовать книжку вдоль и поперек, но только под вашим контролем. Помните, что все, что попадается трехмесячному крохе в руки, рано или поздно окажется у него во рту. Не теряйте бдительности.

Маленький совет: при желании используйте подобранные вами лоскуточки для создания сенсорного лото, которое вы сможете использовать для занятий с малышом, когда он немного подрастет. Подробный мастер-класс .

Волшебный мешок

Еще одно «долгоиграющее» развивающее пособие, с которым будет интересно играть вашему малышу в 3 месяца и, возможно, в 3 года (по крайней мере, мой сын с удовольствием играет с мешочком в 2,5 года). Для этой игры вам понадобится непрозрачный тканевый мешочек (а в первое время я использовала коробку), в который вы сложите самые разные интересные предметы для вашего маленького исследователя.

Это могут быть игрушки из шоколадных яиц, резиновые мячики из зоомагазина, пробки от шампанского, резиновое колечко-эспандер, деревянные, пластиковые, металлические, костяные фигурки, кусочек губки, щетка для одежды (чистая, конечно), детали от конструктора и т.д.

Естественно, изучать содержимое этого волшебного мешочка кроха сможет только под вашим присмотром, но зато сколько удивительных открытий его ждет! Проговаривайте ощущения малыша, когда он ощупывает новую добычу, называйте цвет, форму, материал, из которого сделан предмет, – все это пойдет на пользу не только , но и речевому развитию ребенка.

Кроме того обогащать сенсорный опыт малыша можно и нужно во время купания и переодевания — об этом вы можете прочитать в нашей статье « «.

Откуда звук?

Для развития слухового восприятия , а также чувства ритма обращайте внимание крохи на разнообразные звуки, которые он слышит вокруг себя. Можете поиграть с крохой так: в соседней комнате положите музыкальную игрушку, заведите музыкальную шкатулку или включите какую-то приятную мелодию на телефоне.

Возьмите кроху на руки, привлеките его внимание к звуку и вместе отправляйтесь на поиски его источника: «Ты слышишь музыку, малыш? Кто это поет? Давай поищем!». Поиски не должны затягиваться, иначе малыш может отвлечься. Когда кроха увидит игрушку, выразите свою радость: «Ура! Мы нашли поющую игрушку!». Если игра понравилась малышу, повторите ее, но следите, чтобы малыш не переутомился от избытка впечатлений.

Слушаем музыку

К трехмесячному возрасту кроха уже способен на достаточно продолжительное слуховое сосредоточение на звучащей музыке, поэтому вы можете разнообразить ваши музыкальные занятия , включая короткие детские песенки для активного прослушивания (например, «Песенка Львенка и Черепахи», «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка» и т.п.). В качестве фонового музыкального сопровождения отдавайте предпочтение композициям из серии «Звуки природы» или классическим произведениям.

Танцую с мамой

Во время активного бодрствования малыша продолжайте слушать музыку и танцевать с младенцем на руках . Теперь, когда он уже более уверенно держит голову, можно добавить в ваш танцевальный репертуар легкие покачивания и повороты из стороны в сторону. Под музыку приближайте и удаляйте кроху на расстояние вытянутых рук, попробуйте слегка (примерно на угол в 45%) наклонять его из стороны в сторону — при этом будут работать мышцы шеи и спины. Следите, чтобы упражнение не вызывало отрицательных эмоций у малыша.

Поймай меня, если сможешь

Еще одну увлекательную «занимашку» для трехмесячного малыша вы можете сделать за считанные минуты. Все, что вам понадобится, это пустая пластиковая бутылочка (лучше всего подойдет пол-литровая, но можно поэкспериментировать и с другими объемами) и горсть любого сыпучего материала — попробуйте фасоль, горох, чечевицу, макароны, мелкие камешки, разноцветные пуговицы или бусины. Снимите этикетку с бутылки, насыпьте внутрь выбранный вами наполнитель и крепко закрутите крышку. Для верности можно обмотать крышку скотчем.

Теперь расположите вашего кроху на полу (во избежание падения) и положите перед ним новую игрушку. Покачайте ее из стороны в сторону, привлекая внимание ребеночка к звуку пересыпающейся крупы. Малыш попробует схватить игрушку, толкнет ее и снова услышит звук, а бутылка откатится вперед. Помогите своему малышу снова добраться до добычи — подставьте ладони под его пяточки, и он сможет оттолкнуться ножками.

Это нехитрое упражнение способствует (ребенок учится сопоставлять свои действия и их последствия – звук и движение бутылки), тренирует навыки слухового и зрительного сосредоточения, развивает зрительно-моторную координацию, укрепляет мышцы спины, шеи и живота.

Для развития мелкой моторики в этом месяце предложим малышу следующие упражнения.

Читаем газету

Дайте крохе на растерзание лист газеты или журнала. Сминать и рвать бумагу – отличное упражнение для укрепления силы пальчиков, а тонкая газетная бумага исключает опасность порезаться. Можно также использовать салфетки или туалетную бумагу (хотя последнее развлечение я бы рекомендовала отложить для ребенка постарше, когда он оценит всю прелесть этого увлекательного занятия), однако они не будут так интересно шуршать, как газетная бумага. В общем, предоставьте свободу действий вашему малышу, ваша задача – не оставить ему никакого шанса отправить кусочек бумаги в рот.

Колечко-колечко

Среди игрушек вашего малыша наверняка отыщется резиновое колечко подходящего размера, которое удобно хватать маленькой ручкой и исследовать с помощью губ, десен и языка (какие еще игрушки нужны трехмесячному крохе, читайте ). Протягивайте крохе колечко, приговаривая «На!», затем просите отдать колечко и говорите «Спасибо». Эта игра способствует накоплению пассивного словарного запаса ребенка и учит его элементарным приемам социального взаимодействия.

Чтобы ответить на вопрос, как развивать ребенка в 3 месяца , нужно понимать ключевые особенности психического и физического его развития в этом возрасте.

Одна из таких особенностей – все возрастающий интерес крохи к собственному телу. Трехмесячный малыш может подолгу играть с собственными ручками – рассматривать их, сцеплять и расцеплять, сжимать и разжимать кулачки, ловить одной ручкой другую, засовывать пальчики и целые кулачки в рот. Активные движения рук и ног однажды достигают результата – они встречаются и уже вместе продолжают движение в сторону рта, который в этом возрасте по праву можно назвать важнейшим органом чувств ребенка.

Недавно стали мамой малыша?

Вот несколько игр, которые позволят вашему малышу узнать много нового, основываясь на его естественном интересе к своему телу.

Отражения

Для этой игры вам понадобится большое зеркало и еще какой-нибудь реквизит для самого настоящего «кривляния» — шарф, кепка, очки, наушники, заколка для волос с крупным цветком и т.п. Удобно расположитесь вместе с малышом напротив зеркала. Медленно улыбнитесь, потом засмейтесь, снова улыбнитесь, высуньте язык, нахмурьтесь, придайте лицу печальное выражение. Теперь примерьте что-то из своего реквизита.

Каждый раз сопровождайте свой новый образ и новое отражение словесным комментарием, например: «Я улыбаюсь», «Мне грустно», «У меня на носу очки», «Розовый мне к лицу», «Я выгляжу смешно», «У тебя на голове кепка» и т.д. Игра способствует расширению пассивного словарного запаса () и обогащению эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, со временем ребенок поймет, что в зеркале он видит свое и ваше отражение, и тогда вы сможете предложить ему более сложные игры с зеркалом.

Где у мамы…?

В эту игру можно играть и с подросшим малышом, ну а начать в 3 месяца — самое время. Во время активного бодрствования удобно расположитесь с ребенком на полу или на диване. Положите кроху на колени лицом к себе, при этом следите, чтобы малыш не сидел у вас на коленях.

Начинайте игру. Улыбнитесь крохе, поговорите с ним, привлекая его взгляд к вашему лицу. Мягко возьмите ручку малыша в свою и спросите: «Где у мамы нос? Ищем-ищем, ищем-ищем, вот нос! Это мамин нос?». Ручкой малыша дотроньтесь до своего носа. «А где Егоркин (Машин, Петин) нос? Это? (опять дайте малышу схватить ваш нос) Нет, это мамин нос! А где Егоркин? (дотроньтесь до носа малыша) Вот он! Вот Егоркин нос!». Повторите с другими частями лица.

Если поблизости находится папа, привлеките к участию в этой игре и его нос. Если вы будете часто играть в эту игру, малыш через некоторое время запомнит, где находятся разные части лица (только не слишком усердствуйте с их количеством, для начала достаточно будет 3-4 наименований), и будет сам их показывать.

Мышки

Используйте потешку или какой-нибудь понравившийся вам стишок для игры-щекоталки. Обычно такие игры доставляют трехмесячным малышам массу удовольствия и вызывают улыбки и смех. А главное, положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе такой игры, способствует лучшему запоминанию названий частей тела. Мы играли так:

Мышки побежали-побежали-побежали… Все разбежались.

(Пальцы обеих рук бегут по телу малыша от кончиков пяточек к макушке)

Идет кошка: «Мяу-мяу, где же мышка?»

(«Идем» ладошками по ножкам, бочкам, животику и спинке малыша, мягко, как кошка)

Вот она, мышка, попалась! Она на животике! (на коленке, на пяточке, на шейке, на носу и т.д.)

(Хватаем малыша за какую-нибудь часть тела и называем ее)

Комарики

Эта игра аналогична предыдущей. Ритмично и с чуть преувеличенной артикуляцией читайте потешку и на соответствующий текст «кусайте» малыша щепоткой пальцев.

Дарики-дарики,

Ай-да комарики,

Вились-вились,

В ножку (ручку, носик, животик…) вцепились!

Подобные игры способствуют запоминанию названий частей тела малыша и обогащению его представлений о собственном теле.

Развитие навыков и умений с помощью игр и забав в 3 месяца

Сферы развития ребенка Игры для развития данной сферы
Двигательные навыки
  • Перевороты на бочок и на животик
  • Бутылочка с наполнением
  • Упражнения на фитболе
Зрительное и слуховое восприятие
  • Игра «Откуда звук»
  • Слушать классическую и ритмичную музыку и танцевать под нее с мамой
  • Бутылочка с наполнением
Эмоциональная сфера развития ребенка, социальное поведение
  • Игра «Колечко-колечко»
  • Смотрим вместе в зеркало и меняем реквизиты и эмоции
  • Игра с тактильной перчаткой
  • Самодельная тактильная книжка
  • Волшебный мешок
Звуки, речь
  • Игра «Где у мамы?»
  • Игра «Мышки»
  • Игра «Комарики»
  • Волшебный мешок
  • Сминать и рвать бумагу

Соблюдайте баланс

В завершение сегодняшнего обзора на тему «Как развивать ребенка в 3 месяца » хочется отметить, что в этом возрасте малыши демонстрируют огромную любознательность и самостоятельность. Для того чтобы поддержать эти чудесные качества в вашем ребенке, я дам вам две, на первый взгляд, противоположных рекомендации:

1. Чаще носите ребенка на руках. Позвольте ему стать частью ваших обычных забот по хозяйству (конечно, если это не глажка белья или приготовление кипящего бульона) и регулярно устраивайте экскурсии по квартире для своего малыша. При этом желательно носить кроху в разных позах – на плече, на животе, вертикально, прижав его спинкой к своей груди, ведь в каждой из этих поз открывается иной обзор окружающего пространства, и все вокруг выглядит немного иначе.

2. Чаще выкладывайте малыша на пол, давая ему возможность активно двигаться и самостоятельно играть, изучая свои ручки и ножки, игрушки, коврик, на котором он лежит и т.д. Естественно, при этом вы должны оставаться поблизости от малыша, наблюдать, разговаривать с ним, при необходимости оказывать ему помощь (например, если погремушка откатилась слишком далеко, и ему никак не достать ее самостоятельно).

Уверена, что ваша материнская интуиция поможет вам найти правильный баланс развивающих занятий, самостоятельных игр малыша, ношения его на руках и простого с крохой. Если вы с самого рождения занимаетесь с малышом, следуя моим рекомендациям, то сейчас он уже привык к занятиям, и, возможно, даже дает вам знать о своем желании поиграть с мамой. Уверена, вы не разочаруете его и в следующем месяце, ведь вас ждет новая подборка игр и упражнений для .

Посмотрите небольшое видео о развитии ребёнка в 3 месяца:

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Вопросом о том, как развить ребенка в 3 месяца, задаются многие родители. Повышенный интерес к этой теме в это время особенно актуален, ведь малыш наконец-то начинает проявлять эмоции и осознает свою физическую силу. В этом возрасте происходит резкий скачок во всем, чему научился кроха. Этап этот настолько важный, что стоит подробно рассмотреть все изменения, происходящие с малышом в этом возрасте.

Особенности периода

Этот возраст некоторые педиатры считают погранично-переходным, и некоторые утверждают даже, что срок беременности у женщин должен быть 12 месяцев, а не 9. Объясняют они свою теорию тем, что только через 3 месяца после рождения малыш становится способным к жизни вне материнской утробы и обретает социальные качества.

Ребенок в 3 месяца действительно кардинально меняется: он меньше плачет и больше общается, у него проходят младенческие колики, он начинает проявлять интерес к окружающему миру, физически становится более крепким и координированным, совершенствуются его слух и зрение.

Слух и зрение

Первое, на что обращают внимание мамы 3-месячного крохи, — это то, что он начинает прислушиваться к незнакомым звукам. Мало того, он даже поворачивается на

Существенно увеличивается расстояние, с которого малыш способен различать звуки: сейчас он слышит все звуки, раздающиеся в радиусе трех метров от него. При рождении это расстояние было в 2 раза меньше.

Особенно трогательным открытием для родителей становится то, что развитие трехмесячного ребенка достигло того уровня, когда он узнает близких ему людей. Увидев знакомое лицо, малыш начинает улыбаться и гримасничать. Маленький способен также голосом обозначить свое открытие и эмоцию.

Ребенок в 3 месяца подолгу рассматривает свои ручки: шевелит пальчиками, складывает их в кулачки. Также объектом внимания становятся мамино лицо и грудь, вращающиеся игрушки над кроваткой.

Крупная моторика

Значительно улучшается крупная моторика ребенка. Теперь его уже не так просто застать в одном положении — он настойчиво пытается поднять голову и корпус тела, шевелит ручками, поднимая и опуская их.

Лежа на животе, малыш старается подняться на ручках, поднимая при этом голову под углом в 90 градусов. В таком положении он способен удержаться в течение 30-50 секунд. Из положения полулежа ребенок также все время стремится сесть, а из положения лежа на животе или спине умудряется переворачиваться на бочок.

Когда родители несут крошку на руках, он удерживает головку прямо, поэтому ее уже не нужно поддерживать всякий раз, поднимая свое чадо.

Мелкая моторика

Умилительным в это возрасте становится интерес ребенка к игрушкам и стремление взять их в ручку. Кто-то в этом возрасте умудряется держать погремушку в руках и даже отправляет ее в рот, а кто-то пока только пытается произвести захват. В обоих случаях координация движений младенца стремительно улучшается.

Привлекательными объектами для облизывания становятся в этом возрасте не только игрушки. В рот тянется все, до чего удается дотянуться: пеленки, игрушки, мамины пальчики, собственная одежда.

Проявляются и исследовательские таланты: ребенку нравится трогать разные предметы, лица и волосы. Осязая, он ощущает предмет.

Социальное развитие

В этом возрасте малыш резко социализируется и из отрешенного человечка превращается в человека с осознанными желаниями, капризами и интересом к своему небольшому окружающему миру.

В 3-хмесячном возрасте маленький ребенок начинает интересоваться всем, что происходит вокруг него: его привлекают незнакомые звуки, он начинает следить за передвижением родителей. Крохе нравится, когда мама или папа носят его по дому и рассказывают об окружающих вещах.

Формируется внутренний мир крохи: он уже не просто узнает маму и папу, а старается привлечь их внимание, суча ножками, корча рожицы или агукая. В этом возрасте многие дети впервые начинают умилительно смеяться в голос.

Развитие собственной речи

Развитие трехмесячного ребенка и его напрямую зависит от слуха. Способность слышать появляется с первых дней жизни и к трем месяцам достигает того уровня, который обеспечивает стремительный прогресс в речи и в целом оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В 3 месяца жизни малыш впервые начинает смеяться в голос, что также отражает развитие слухового и речевого аппаратов.

Именно поэтому к трем месяцам малыш начинает активно гулить, успокаивая себя и разговаривая с собой. С ребенком даже можно говорить, он отвечает простыми звуками — «ааа», «ууу», «ыыы». Речевые навыки ребенка в 3 месяца таковы, что он может даже комбинировать звуки или заменять другими гласными.

Каждый из них теперь имеет свою интонационную наполненность. С помощью эмоциональной окраски произносимых гласных ребенок выражает свое состояние: когда голоден, когда что-то беспокоит и когда Каждое из этих состояний имеет теперь свою интонационную характеристику, что также отражает характерные умения ребенка в 3 месяца.


Навыки самообслуживания

Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо.

Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно.

Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.

Режим дня

К трехмесячному возрасту кардинально меняется у малыша. Во-первых, он реже прикладывается к груди — вместо 12-ти кормлений в сутки после рождения ему хватает 8-ми. Второе качественное изменение касается продолжительности ночного сна: малышу теперь хватает 10-11 часов отдыха с двумя ночными кормлениями. Третий важный момент относится к продолжительности дневного сна. После трех месяцев ребенок спит трижды в день продолжительностью по 1,5-2 часа.

Кроме того, сон у крохи становится более крепким, теперь он не просыпается при попытке переложить его в его кроватку. Это объясняется тем, что теперь сон у детей начинается с глубокой фазы, а не быстрой, как было в первые три месяца.


Массаж

После трех месяцев у малыша обычно исчезает повышенный тонус рук и ног, благодаря чему он начинает лучше координировать свои движения. Однако получается это не всегда и не у всех. Как развить ребенка в 3 месяца с помощью массажа? Чтобы помочь ему научиться владеть мышцами, неонатологи рекомендуют регулярно делать специальный массаж, улучшающий кровообращение и тактильную чувствительность малыша. Благодаря этой процедуре также развивается мышечная сила.

Технология массажа очень простая: он выполняется в виде поглаживаний, легких растираний, круговых движений. Все манипуляции должны проводиться очень бережно, с легким нажимом. Каждая процедура повторяется 2-3 раза.

Последовательность и характер действий при массаже малыша:

  • Начинаем с ручек и ножек. Массаж осуществляется путем поглаживаний и круговых движений.
  • По завершении можно выполнить ряд пассивных упражнений для развития мускульной силы. Для этого рекомендуется разводить и скрещивать ручки на груди ребенка. Для развития мышц на ножках выполнять скользящие движения ступни по поверхности стола — вперед и назад.
  • Быстрее овладеть собственным телом поможет процедура «переворот». Для этого нужно бережно переворачивать малыша с живота на спинку и наоборот, поддерживая при этом за таз.
  • Не следует забывать про животик и спинку. Массировать животик круговыми движениями пальцами и кулаком очень бережно. А спинку следует гладить круговыми и зигзагообразными движениями подушечками пальцев.
  • Не забываем про пресс. Удерживая за ручки, приподнимать голову и туловище ребенка до полусидячего положения.
  • Также неонатологи рекомендуют массировать ступни малыша, «боксировать» кулачками ребенка и покачивать детей на массажном мяче.


Как заниматься с ребенком

Условием гармоничного развития ребенка являются занятия с ним его родителей. К трем месяцам малыш реагирует на ласку, голос и нуждается в общении. Как развить ребенка в 3 месяца, как заинтересовать его и научить новым умениям?

  • Проявляйте любовь: обнимайте ребеночка, целуйте его пальчики и животик, дуйте на ступни. Это необходимое условие для того, чтобы он чувствовал себя нужным и защищенным.
  • Слушайте музыку вместе с ним. Выбирайте классические мелодии и негромкий звук. Хлопайте в ладошки в такт музыке.
  • Маленькие детки очень любят, когда мама поет им песенки. Ничто не заменит нежную колыбельную в мамином исполнении.
  • Издавайте разные звуки и стройте гримасы — это сподвигнет малыша повторять звуки за вами и развивать свой речевой аппарат.
  • Научите ребенка находить источник звука.
  • Развивайте его обонятельные способности: давайте нюхать банан, хлеб, цветок.
  • Также работайте с осязанием: предлагайте малышу поочередно твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, колючие и нежные.
  • Покажите крохе, что в разговоре есть ритм: общаясь с ним, останавливайтесь, словно ждете ответа. В скором времени малыш начнет ворковать с вами.

Снова подошла любимая пятница, которая для многих работающих мамочек служит своего рода предвкушением сладких выходных, а для декретников – наиболее полному общению с мужем и папой в составе всей семьи.

Ну а для нас пятница – это продолжение интересной темыИгры с рождения до года ”. В прошлый раз мы остановились на , а сегодня мы поговорим, какие развивающие игры хорошо подойдут трехмесячному малышу .

3 месяца – это уже немало:-). Ваш ребенок постепенно приобретает “опыт” игр с руками. Он учится захватывать предметы , удерживать их в ручке , “не отдавать ” их маме, бросать их, целенаправленно тянуться к игрушке .

Таким образом развивается важный вид игры – сенсомоторная . Помимо тактильного восприятия (ощупывание, удержание игрушек и т.д.) мощное развитие получают зрение, слух, осязание. Малыш пробует предметы губами , пытается “погрызть”, потрогать язычком. Рот у него становится нечто вроде дополнительной руки, с помощью которого ребенок лучше узнает свойства предметов. Благодаря слуховому восприятию и зрению он учится различать различные звуки плюс мамин голос, интонацию, улавливать ее настроение, видеть и интерпретировать мимику лица, отвечать на ее улыбку – а это способствует более тесному эмоциональному контакту .

Молодой мамочке нужно внимательней следить за своим карапузиком в момент бодрствования и не оставлять его наедине с опасными предметами (слишком мелкими или пушистыми игрушками, книжками, журналами и т.д.).

Предлагайте ребенку для исследования пластмассовые игрушки, достаточно большие и легкие, чтобы он никак не смог бы их проглотить, и в то же время удержал бы их в одной ручке. Не забывайте регулярно мыть игрушки, особенно, если они упали на пол. Хорошая профилактика от инфекций – обдать пластмассовые погремушки и др. обычным кипятком.

Играя с малышом, слишком не увлекайтесь, чтобы не перегрузить его большим количеством впечатлений. Если малыш капризничает, отвлекается или плачет – верный признак того, что он просто устал и даже любимая игра не пойдет. В этом случае не настаивайте, дайте ему отдохнуть.

Теперь перейдем к развивающим играм

Кто здесь сидит?

Положите перед крохой, лежащим на диване, две игрушки на расстоянии около метра — собачку и поросенка. Подвиньте поближе собачку и скажите: “Я собачка! Ав-ав!!!”. Дождитесь, пока малыш зафиксирует ее взглядом и как-то проявит любопытство. Вложите ему в ручку эту игрушку и дайте ему поиграть. Когда наиграется, отставьте ее и подвиньте поросенка: “Я – Хрюша! Хрю-хрю!”.

Когда наиграется, игрушки убираем с глаз ребенка.

Через несколько часов возьмите его на ручки и подойдите к полочке, на которую вы заранее поставили эти две игрушки. Проявите радость и воскликните: “Ой, кто здесь сидит?! Это же собачка! Ав-ав! А вот и Хрюша – хрю-хрю! Поиграем?” Проследите за реакцией малыша.

Немного позже ваш ребенок будет радостно вскидывать ручками, узнавая игрушки и тянуться к ним, а может к какой-то одной из них или наоборот, предпочтет нечто иное – лежащую рядом газету, очки и т.д. Предоставляйте ему выбор за исключением того, что может навредить здоровью.

Игра помогает накапливать пассивный словарный запас, развивает память, учит ребенка делать свой выбор .

Слушаем, слушаем и еще раз слушаем!

Вводите малыша в мир разнообразных звуков. В течение дня пусть он слышит дверные звонки, телефоны, звуки телевизора, компьютера, стиральной машины, пылесоса, фена, чайника, звон посуды, столовых приборов и т.д.

Даже во время дневного сна не помещайте кроху в абсолютную тишину (ночью пусть будет полная тишина) – просто немного приглушите громкие звуки, чтобы их резкий звук не напугал кроху. Допускается бульканье супа на кухне, шум чайника, мерное жужжание стиральной машины и т.п.

Обязательно называйте источник звука, и если этот предмет находится в вашей квартире – покажите его малышу. Так он будет лучше ориентироваться в мире звуков.

Включайте детскую музыку, подберите произведения, которые написаны специально для малышей, в частности, отличным примером могут служить музыкальные диски серии “Волшебные голоса природы ”.

Пойте песенки и потешки, танцуйте с ним под музыку в ритме, хлопайте в ладошки – вашему крохе это обязательно понравится!

Эти игры направлены на развитие слухового восприятия, чувства ритма и мышления. Малыш учится видеть связь не только в результате своих действий с предметами, но и в процессе работы различных бытовых приборов и предметов, в том числе и игрушек (Чайник/фен/пылесос включился – зашумел, колокольчик качнулся – зазвенел и т.д.)

“Отдай”

Предложите ребенку деревянную ложку, расписанную яркими красками (хохломская ложка – отличный вариант).

Покажите ее малышу, улыбнитесь и пропойте: “это лож-ка”. Вложите ее в ручку пусть он ее крепко схватит, затем ласково потяните ложку к себе, приговаривая: “Отдай…ну отдай”. Малыш выпустит ее – вы гладите его нежно: “Спасибо” и повторяете игру, располагая ложку все дальше от ребенка, стимулируя его тянуться к игрушке в разные стороны.

Игра учит малыша удерживать некоторое время предмет в своей руке, развивает его силу хватательных движений, а также следить за предметом под разным углом и идти на контакт с взрослым в момент “забирания” игрушки из рук .

Ку-ку!

Если вы помните, мы начали играть с малышом в эту игру (пункт Поиграем в прятки ?). Продолжайте эту веселую забаву и сейчас, вызывая более яркий “комплекс оживления” и лепет у ребенка, а также развивая его эмоции, движения и приучая к предвосхищению в развитии событий.

Кусочки ткани – на ощупь

Эта игра – продолжение предыдущего физического упражнения на развитие (пункт Шершавое, колючее, мягкое, холодное, гладкое, пушистое …). Вы подбираете малышу ткани самых разных на ощупь и даете малышу потрогать ручками. Помимо тканей можно использовать и газету, которую хорошо рвать. Только следите за тем, чтобы он ничего из всего этого не засовывал в рот.

Развитие тактильного ощущения с помощью рук и пальчиков – предпосылка к становлению речи.

А может, погремим?

Возьмите круглую баночку (из-под кофе или какао), желательно пластмассовую или жестяную с завинчивающейся крышкой. Насыпьте ложку фасоли или гороха в предварительно обработанную кипятком и высушенную баночку, плотно закройте крышку. Сверху можно обклеить яркой бумагой (красной, желтой), чтобы она привлекала малыша.

Положите кроху на живот, пусть он лежит на валике, а ручки впереди свисают свободно. Подложите под ручки яркую баночку и покатайте ее с помощью руки малыша. Баночка загремит. Если ребенок заинтересовался и пытается сам толкать ее – пусть толкает. Если баночка откатилась дальше, чем он сможет ее достать – понаблюдайте за его реакцией. Если захочет непременно достать ее – помогите малышу это сделать самому, подставив свою ладонь под его ножки, чтобы тот оттолкнулся и дотянулся до интересной баночки.

Игра развивает координацию движений, помогает устанавливать связь своих действий с звуком, побуждает к активным действиям

Где мамин нос?

Поиграйте с малышом в такую игру. Положите его на коленки лицом к вам, а вы в это время сидите в удобном положении с опорой спины. Возьмите его ручку, погладьте, улыбнитесь, поднесите ее к своему носу: “Это ма-а-мин нос. Нос” отведите назад к носику малыша: “Это Са-а-шин нос, Сашин нос”. Так проделайте, дотрагиваясь до своих и его ушей, глазиков, ротика, щечек, шеи и т.д. Обязательно называйте части тела и их принадлежность.

Позже ваш кроха будет радовать вас своими познаниями: в ответ на ваш вопрос: “Где мамин нос?” “Где Сашин нос?”– он дотронется ручкой до вашего и своего носа

Игра знакомит малыша с частями тела, учит выделять отдельные части и дифференцировать их принадлежность. Ребенок активно накапливает словарь, пытается подражать звукам.

Я двигаюсь и слышу

В последнее время в магазинах развивающих игрушек для малышей можно найти интересные завязочки, матерчатые браслеты на липучках с пришитыми к ним фигурками солнышка, звездочек, и других предметов, которые можно одевать на ручки и ножки.

Внутри фигурок надежно зашиты различные наполнители, которые при движении шуршат, звенят или издают другие негромкие звуки. Вы можете их использовать и для своего крохи.

Если есть возможность – такие развивающие игрушки легко сшить самой и наполнить горошком, гречкой, вшить маленький колокольчик и т.д. Оденьте браслетик сначала на одну ручку малыша, вскоре тот заметит, что при движении руки он слышит характерный звук. Скоро он уловит эту ассоциацию.

Игра помогает развить координацию и согласованность рук при движении .

Плохое настроение? Не беда!

Бывает, у малыша присутствуют перепады настроения и причин может быть много. Тем не менее, если пришло время бодрствования, а он здоров и сыт – понесите его, прижав спинкой к своей груди, сложив его ножки по-турецки и поддерживая их руками.

Походите по квартире, напевая любимую песенку, пройдитесь поближе к всем предметам на уровне вашей груди, покажите к примеру, шкаф с стеклянными дверями, картинку на стене, выключатели, занавески, окна и т.д. Подойдет все, что попало в поле зрения ребенка. Называйте предметы, а если он чем-то заинтересовался (безопасным предметом) дайте ему в ручки.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама