Евгений Онегин и Владимир Ленский – друзья или враги? Молодые люди, которые считались приятелями, в итоге, смогли направить друг на друга оружие. Дружба, закончившаяся смертью, существовала ли она изначально? Вопросы, над которыми заставляет размышлять читателя Александр Сергеевич Пушкин. И лишь, прожив с героями их жизнь, можно понять причины произошедшей трагедии.
Первая встреча Онегина и Ленского
Первую встречу одних из и , автор описывает, как столкновение противоположностей. Они представляли собой абсолютно разные миры. Холодность одного и эмоциональность другого, сдержанность в противовес открытости, пылкость чувств Ленского и разочарованность жизнью Онегина. Игра контраста, противопоставление, встреча двух совершенно разных людей.
Каким же образом могла возникнуть между ними дружба? Причиной тому, стала скука, которая преследовала Онегина во время . Онегин искал собеседника, чтобы отвлечься от преследовавшего его уныния. Ленский, отличаясь образованностью и эрудированностью, стал прекрасным оппонентом в политических и житейских спорах для Онегина. Они часами спорили, обсуждая всевозможные темы. Именно интеллектуальное общение стало причиной возникновения дружеских отношений двух молодых людей. Они были , но разными по душевным качествам.
Интересно представление Ленского о дружбе. В его понимании, друзья способны за него пострадать, и даже «принять оковы». Он идеализирует дружеские отношения, считая их чем-то сверхвысоким. Онегин вовсе не так думает о дружбе. Вряд ли это слово имеет для него какое-либо значение.
Друзья или приятели?
Рассуждая над тем, к какой категории можно отнести отношения Онегина и Ленского — крепкой дружбы или обычного приятельства, невольно возвращаешься мыслями к трагической развязке этой истории. Человек, который являлся бы другом в действительности, отказался бы от дуэли, какими бы причинами она не была вызвана. Но этого не произошло. Видимость дружбы, которая существовала до дуэли, скрывала полное безразличие к переживаниям и внутреннему миру другого человека со стороны Онегина. Приятельство от скуки – то, что существовало на самом деле.
Почему дружба Онегина и Ленского закончилась трагически?
Причиной стала ревность. Флирт Онегина с на балу привел к смерти Ленского. Могло ли этого не быть? Даже, когда дуэль была назначена, Онегин мог отказаться от нее, не взирая, на мнение общества, которым никогда особо не дорожил. Впрочем, хотя многие и считают, что истинной причиной трагедии стала душевная холодность Онегина, его равнодушие к людям, и неспособность стать настоящим другом. Но тут следует задаться вопросом: а что же Ленский? Несмотря на всю свою возвышенность он, именно он, вызвал друг друга на дуэль и, даже убедившись, что по-прежнему любим, не сделал ни единого шага к примирению. Его последние стихи: разве в них есть хоть тень мысли о том, что он вот-вот поднимет оружие на друга? Нет, они полны себялюбия и все. Где же она была, его дружба? Кто же виноват? Онегин или Ленский? А может быть, оба? Пусть каждый определит для себя сам.
Сочинение
Роман Пушкина "Евгений Онегин" поражает не только художественным совершенством формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Изображая все группы дворянства, поэт ставит безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века разочарования и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах Онегина и Ленского лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней. Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни.
Что же сближает этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум, образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гробы тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду
Все подвергалось их суду.
Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.
В среде российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и писателя Жан-Жака Руссо "Общественный договор", который касался одной из самых злободневных проблем государственного устройства взаимоотношения власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим вопросом, который Пушкин называет "плоды наук".
"Добро и зло", то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.
История взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное различие между ними, оттеняет противоположность не только характеров, но и их отношения к действительности, к людям, которые их окружают. Даже склонность Ленского к поэзии, стремление выразить в стихах свои настроения и мечты говорит о романтическом настрое его мыслей и чувств. В хорошенькой пустенькой Ольге он видит идеал. Белинский заметил, что Ленский "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было". И дружба с Онегиным для Владимира значит очень много. Такой вывод позволяют сделать слова Пушкина о том, каким было представление Ленского о дружбе, чести, благородстве:
Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника. Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая "когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит". Здесь ярко проступает связь Ленского с декабристскими настроениями, дает основание предположить, что он мог бы сблизиться с прогрессивной дворянской интеллигенцией, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, стать поэтическим голосом своего народа. Именно потому, что вера в любовь, дружбу и свободу составляла для Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную шутку Онегина как измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он бросается в дуэль, чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от онегинского скептицизма.
Смерть Ленского символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист, романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.
А скептик, реалист Онегин остается жить. Его нельзя упрекнуть в идеализме и незнании действительности. Нет, он знает жизнь и людей очень хорошо, безошибочно определяя их внутреннюю сущность при первом же знакомстве. Но что дает Онегину это знание? Ничего, кроме скуки, хандры, разочарования, сознания своего превосходства над людьми. А это опасный путь, ведущий к разобщенности с миром, к эгоистическому одиночеству Поэтому, думается, Онегин не может стать ни счастливым, ни полезным обществу. В этом его трагедия, которую увидел своим чутким взором гениальный художник.
Значит, образы Онегина и Ленского это отражение двух разных путей, которыми шла лучшая дворянская интеллигенция первой четверти XIX века. И закончиться они могли или смертью, или жизненным тупиком.
Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя».
Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.
Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:
Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…
Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..
Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:
Скажи: которая Татьяна?
Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.
«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».
Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».
Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.
… но Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.
И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка:
Враги стоят, потупя взор.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?.
Далее автор называет Онегина и Ленского то врагами, то друзьями, как бы подчеркивая этим нелепость, дикость их вражды. Метод сопоставления, контраста, часто используемый Пушкиным в романе, блестяще применен в финале сцены дуэли для раскрытия трагедии «убийцы юного поэта».
4 / 5. 2
Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». Здесь дана полная картина России 20-х годов (нравов, уклада, культуры).
Пушкин в этом своем произведении осуществил ведущую цель – показать молодого человека 10-20-х годов 19 века таким, каким его сформировала эпоха: человеком с «преждевременной старостью души». Главный герой романа – Евгений Онегин, человек, неспособный принести пользу Отечеству, не умеющий любить, не знающий цену дружбе.
Тема дружбы и силы мнения света раскрывается в отношениях Онегина и Ленского, которые заканчиваются трагически: гибелью Ленского на дуэли. Онегин и Ленский – люли разного духовного склада. Онегин – холодный, спокойный, рассудительный, пресытившийся любовью. Ленский же – поэт, восторженный романтик. У него есть муза – Ольга Ларина.
Оба героя молоды, поэтому они находят общие темы для разговоров. Друзья размышляют об «общественном договоре» Руссо, о науке, о нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени.
Но Пушкин подчеркивает сложную взаимосвязь героя и общества, которое его сформировало. Случайная ссора (Онегин вызвал ревность в Ленском на вечере у Лариных) – только повод для дуэли. Мне кажется, что причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже: Ленский с его наивным, романтическим взглядом на мир не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали, которая говорит, что от дуэли отказаться позорно.
Таким образом, в ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять – сила «общественного мненья». Носитель этой силы – Зарецкий. Все в нем противоестественно, античеловечно. Честь, долг, патриотизм – это ему недоступно. Он может «весело поспорить, остро и тупо отвечать, порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить» - все эти умения подлые и гнусные, но они ценятся тем обществом, в котором живет Онегин. Он не избегает Зарецкого: «Не уважая сердца в нем… он с удовольствием, бывало, встречался с ним…».
Онегин не может поехать к Ленскому, объясниться. Он боится злых шуток, сплетней. Такому поведению героя Пушкин дает свое объяснение:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
«Наедине со своей душой» Онегин понимает, что дуэль – это ошибка. Но, чтобы остаться наедине со своей совестью и поступить так, как она велит, нужно мужество, которого нет у Евгения. Его судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против корой Онегин не умеет.
И вот вчерашние друзья встречаются за мельницей. Для секунданта Ленского, Зарецкого, все происходящее нормально, обычно. Для самого Ленского – все происходящее окутано в романтическую ткань. Для юного поэта это игра, которая окончилась трагически - Ленский убит. Онегин же получил суровый, страшный, хотя и необходимый урок, который послужит серьезным толчком для перерождения героя.
Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении очень ярко описал общение двух молодых товарищей. Но то, что происходило между этими двумя людьми, трудно назвать дружбой. Да, у них были некоторые общие интересы, мечты, но это можно было назвать скорее приятельскими отношениями. Об этом в первую очередь свидетельствует их дуэль, а в особенности ее причина.
Итак, с чего же вообще завязались приятельские отношения у этих людей? Ленский и Онегин пребывали какое-то время в деревне и на какое-то время сблизились и стали общаться. Почему же их общение нельзя назвать дружбой?
Во-первых, у них изначально было абсолютно разные убеждения и представления о жизни. Общаться они стали, скорее, от безысходности и одиночества. Ленский, как маленький ребенок, радуется возникшему у него чувству, не знает, как умерить свой пыл, как вести себя, когда видит объект своей любви. При этом он совершенно непорочен и не имеет дурных мыслей. Он еще совершенно по-детски наивен, слепо верит в людей, в их слова. Он восторженно смотрит на мир сквозь призму своего еще не сформировавшегося восприятия.
Онегин в этом смысле более приземленный персонаж. Он был своего рода учителем Ленского. Он считал, что у него достаточно опыта и знаний, чтобы разумно прожить жизнь. В своих действиях он опирался лишь на проверенные факты, он скорее полагался на разум, а не на ощущения, как Ленский. При этом, он прекрасно понимал, что он в несколько умнее своего товарища и за плечами у него уже есть определенный опыт, в отличие от Ленского.
Также условия и среда обитания у этих людей предполагала разное и восприятие жизни. Онегин жил в соответствии с законами высшего света, хоть и неодобрительно о нем отзывался (об этом свидетельствует то, что он не отказался от дуэли), Ленский же еще не видел ничего в жизни, его всячески оберегали от всякого рода потрясений.
Подводя итоги, нужно сказать, что подобные взаимоотношения очень трудно назвать дружбой. Ни общих ценностей, ни интересов, ни даже похожих моральных установок у Ленского и Онегина не было. На какой-то момент их объединила простая человеческая потребность в общении, а их дуэль и ее нелепая причина еще раз подчеркивает несостоятельность их дружбы.
Вариант 2
В личном произведении поэт Пушкин слишком ярко обрисовал общение двух юных друзей. Их отношения были не простыми и то, что протекало между ними нельзя просто так называть дружбой. Правда у них были и совместные увлечения, но это скорее были просто дружеские отношения. Дуэль – одна из причин подтверждающая это.
В обще их дружеское общение началось с того, что они были в одном поселке и в это время сблизились по средствам общения. Поэтому их связь вполне можно назвать дружелюбной.
Но в начале у них были совершенно разные представления о мире, и общаться они начали от безысходности и одиночества. Ленский испытывает радостные чувства как младенец, образовавшемуся у него чувству и не знает как приостановить свое рвение, при виде возлюбленной.Но при этом в голове у него нет плохих мыслей. Он как маленький малыш слепо верит людям, в их слова и восторгается миром, не видя мрачных красок.
Что касается Онегина, так он реалист. Являлся неким наставником для Ленского. Думал, что у него хватает опыта и знаний чтобы не прожить бездумно жизнь. Жил он реалистичнее, опираясь на фактического опыт. А Ленский же, на оборот, жил, опираясь на ощущения. У Онегина был приличный опыт за спиной и поэтому он догадывался, что умнее своего товарища.
Также и место их обитания предполагало отличительные взгляды на мир. Ленский жил и еще не видел трудностей в жизни, так как его оберегали от всего, в отличие от Онегина, который жил в соответствии с законами высшего света.
В обще, трудно представить, что между этими героями завязалось общение, ведь они были настолько разными. Взгляды на мир, интересы, мечты, типаж девушек – эти темы и многие другие не совпадали у этих героев. А если нет общих интересов, то и скорее всего настоящей дружбы тоже нет.
Хотелось бы отметить, что из этих двух персонажей был разговорчивей Ленский, а Онегин в свою очередь был прекрасным слушателем. Он не перебивая слушал поэта, иногда выражал обоснованно не довольствие, так же был заинтересован в разговорах. Поскольку Ленский был влюбленный человек, ему надо кому-то изливать свою душу. К тому же он и стихи писал, а из надо кому-то демонстрировать.
Подводя итог, можно сказать, что как таковой дружбы между Ленским и Онегиным не было. У них не было общих установок о мире, просто были совпадения, не более. Помня то, что их общение началось всего лишь из-за человеческой потребности и не забывая про дуэль, и то, что общение происходило в одну сторону, без отдачи, точно можно сказать, что дружбы не было.
Аргументы, цитаты
Несколько интересных сочинений
- Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения
После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события прошлого, обратился к эпохе правления Петра I
- Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье, 5 класс (описание)
На картине я вижу весенний день. Много воды и неба. Вербы цветут. Я думаю, что это первые «цветы» в ту весну. Видно, что ещё прохладно. Ещё никаких насекомых нет, даже птицы спрятались.
- Анализ сказки Бажова Малахитовая шкатулка
Название сказки Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» очень символично. В рассказе фигурируют те же самые персонажи, что и в других сказах Бажова. Настасья и Степан на свадьбу получили подарок от Хозяйки медной горы
С древних веков людей интересовало и влекло к себе небо, усыпанное бесчисленными звездами. Они указывали путь мореплавателям и путешественникам, но на земле.
У меня есть дедушка, его зовут Гена. Когда я была маленькая, мы вместе часто играли. Он водил меня на разные аттракционы, спортивные площадки, он даже сидел со мной в песочнице и лепил разные пирожки из песка.