THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Тема нашей очередной статьи " Либерально попустительский стиль воспитания ". Расскажем, в чем заключается либеральный стиль воспитания, почему не стоит прибегать к крайностям в воспитании детей. И как правильно строить демократические отношения с детьми. Подробности в статье!

От того, какому стилю воспитания детей отдают предпочтение их родители, зависит не только их поступки и особенности характера, но и весь их дальнейший жизненный путь. Неоспоримое воздействие на процесс становления личности ребенка оказывает среда, в которой они развиваются и растут, а также поступки членов семьи (особенно родителей), стиль общения между родственниками и, в особенности, с самими детьми.

Стиль воспитания в семье оказывает непосредственное влияние на следующие факторы:

  • успеваемость ребенка в школе (причем не только в младшей, но и на протяжении всего периода обучения);
  • половая активность подростка и взрослого человека в дальнейшем; риск вовлечения подростков в плохие компании и участие в действиях преступного характера;
  • склонность к насилию, а также к безнравственным поступкам; чрезмерное употребление алкогольных напитков или наркотических веществ;
  • искаженная самооценка, осознание собственной роли в обществе и семье, сопоставление своих желаний и возможностей.

Одним из очень популярных стилей в последнее время является либеральный.

Либерально попустительский стиль воспитания

Такой стиль воспитания возник не сегодня, но определенные очертания обрел сравнительно недавно. Многие предпочитают называть его попустительским стилем или стилем вседозволенности, что, конечно же не совсем отражает действительность.

Этот тип воспитания считается полностью противоположным авторитарному. Родители в таких семьях стараются поддерживать теплые, скорее дружеские взаимоотношения с собственными детьми. Но при этом дисциплина по большей части хромает на обе ноги. Неоднозначным является тот факт, что родители в таких семьях как правило не возлагают на своих детей больших ожиданий, а считают счастье и психологический комфорт ребенка основой для его развития.

Конечно же, такой стиль воспитания — крайность. А крайность - это всегда плохо. Так, родители, увлекшись формирование счастливой и комфортной среды обитания для своего ребенка, зачастую полностью запускают вопросы дисциплины. В результате ребенок растет без осознания границ дозволенного и не склонен придерживается принятых в обществе рамок поведения, что затрудняет его социализацию.

При таком стиле воспитания возможен и еще более губительный для ребенка вариант, когда родители вовсе не участвуют в воспитании собственного ребенка и пускают его на самотек, что чревато самыми негативными и непредсказуемыми последствиями.

Таким образом, либеральный стиль воспитания приводит чаще всего к появлению «недолюбленных» или неуправляемых детей. Самыми распространенными являются следующие варианты формирования личности: самостоятельный, целеустремленный, излишне самоуверенный человек, который, к сожалению, может отличаться отстраненностью от собственного окружения и социума вообще.

Такой человек никогда не заботится о других, не думает об их нуждах, зачастую не понимает каким образом нужно проявлять близость к другим людям. Это одиночки по жизни, которые предпочитают сторониться людей и не желают участвовать в их жизни, а тем более сопереживать им или поддерживать их. Люди, живущие вне рамок и законов, принятых в обществе. Они, как правило, придерживаются принципа вседозволенности и считают, что не обязаны придерживаться каких бы то ни было норм поведения. Очень части такие люди могут вставать на криминальный путь. Они отличаются неумением держать слово и редкой безответственностью.

Либеральный стиль воспитания детей далеко не оптимален, но если все же нет возможности и желания отказываться от него полностью, то его всегда можно скорректировать. Вот некоторые советы по этому поводу:

  1. Следует интересоваться нуждами ребенка, уделять ему как можно больше времени. А самое главное, во взаимоотношениях родителя и ребенка неизменно должен присутствовать родительский авторитет.
  2. Необходимо установить для ребенка несложные правила, которым он должен следовать, объяснять и демонстрировать ему необходимость следования правилам в школе, кружке, на улице, в транспорте и т.д.

Важно помнить, что нет стопроцентно правильного способа воспитания детей. Воспитание – процесс ежедневных экспериментов и регулярных консультаций с профессионалами. И все непременно получится!

Рекомендуем обязательно прочитать статью « ». Узнаете как отношение родителей к своим детям сказывается на дисциплине детей. Почему нельзя допускать в отношениях с детьми как гипертрофированную любовь, граничащую с вседозволенностью, так и проявление всеобщих запретов и абсолютного контроля. Подробности в статье!

Конструктивные стили

требования руководителя исходят не от него лично, а от имени всего коллектива, через особо уполномоченных лиц. Избегает прямых требований, предпочитает намеки

При обсуждении сложных вопросов привлекает широкий круг сотрудников

Готов признавать ошибки, старается их исправить.

Критику воспринимает спокойно, адекватно сложившейся ситуации.

Либерально-демократический стиль (стиль заботливый): поддерживает инициативу сотрудников, большое значение придает моральному и материальному стимулированию; избегает конфликтов, стремится решать сложные вопросы только путем согласия

Деструктивные стили управленческой

в распоряжениях доминирует требование – приказ, требование-условие, требование-угроза;

очень ценит свое слово, любит цитировать самого себя;

умело опирается на метод «кнута и пряника»

строго соблюдает субординацию

конфликтов избегает, но только потому что не хочет « выносить сор из избы»

слово идет впереди дела. Охотно дает громкие обещания, но не всегда их выполняет;

больше полагается на вдохновение, чем на точный расчет, поэтому может часто допускать ошибки, но быстро исправляет их;

Конфликтов избегает. Но в конечном итоге может свести счеты с оппонентом.

внешняя простота, неформальный стиль общения с сотрудниками;

способность решать вопросы « на ходу», вне кабинета, без лишних формальностей.

не терпит возражений, критики;

охотно идет на конфликты и упорно доводит их до конца;

неразборчив в средствах достижения цели;

Оказывает сильную поддержку приближенным и противодействует оппонирующим сотрудникам

Либеральный стиль (попустительство);

низкий уровень требовательности, перерастающий в попустительство;

боязнь конфликтов, стремление уйти от них любой ценой;

боязнь самостоятельно принимать решения, что приводит к бесконечным заседаниям

10. Международные факторы внутригосударственных решений.

а) Политический режим (методы осуществления политической власти, мера участия граждан в управлении, степень политической свободы).

Виды политических режимов:

Тоталитарный.

б) Управленчиский стиль.

Виды стилей:

11. Значение профессиональной компетентности руководителя и исполнителей в процессе принятия и реализации государственного и муниципального решения.


отличительным признаком понятия «профессиональная компетентность» является «персональная возможность должностного лица реализовывать определенные полномочия». Таким образом, под профессиональной компетентностью мы понимаем персональные возможности должностного лица, позволяющие ему действовать конструктивно в рамках определенной профессиональной компетенции.

Персональные возможности включают в себя:

– интеллектуальные, творческие и эмоционально-волевые способности человека;

– потенциалы личностного развития;

– социокультурные качества гражданина страны;

– профессиональные способности к выполнению служебных обязанностей;

– профессиональную готовность к конструктивной деятельности и профессиональному развитию.

12. Система консультативно-совещательных органов, влияющих на принятие политических решений Президентом РФ.

13. Виды политических решений, их структура и особенности реализации.

Политическое решение в «чистом» виде - это:

Послание презиента,

Закон, принятый представительным органом власти или всенародным голосованием;

Полит.решение фед.собрания

Постановление органов исполнительной власти;

Стратегии – полит.решения правительства;

Особенности: Во-первых, политическое решение почти всегда представляет собой не единоличный и одномоментный акт руководителя, а сложный комплексный процесс, в котором задействованы по крайней мере несколько человек, а в ряде случаев и целые коллективы. Во-вторых, особенность политического решения в том, что оно почти всегда затрагивает одну из сфер жизни общества в целом либо больших социальных групп

Все разнообразие политических решений можно подразделить на пять типов:1) законы и постановления высших органов власти; 2) решения местных органов власти; 3) решения, принимаемые непосредственно гражданами; 4) решения высших органов политических партий и общественных организаций; 5) решения местных органов политических партий и общественных организаций. Как видно, первый и второй типы решений принимаются представительными и исполнительными органами власти, третий - непосредственно населением, четвертый и пятый негосударственными организационными структурами политической системы.Решения, которые принимают непосредственно граждане, могут быть как общего значения (выборы высших органов власти, референдумы), так и местного масштаба (выборы в местные органы власти, общие собранияжителей).Решения высшего органа власти определяют содержание действий как в отношении самой системы органов власти, так и внешней среды.Решения, принимаемые политическими партиями, общественными организациями и группами , могут касаться их действий по отношению к представительным и исполнительным органам власти, негосударственным общественным структурам, а также любым другим элементам социальной системы.

14. Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении: нормативно-правовая основа, практика реализации, направления научно-методологической модернизации.

Программно-целевой этап: (из слайдов)

Определение субъектов реализации технологии достижения управленческой цели

Определение функциональных задач субъектам реализации технологии

Проектирование взаимодействия субъектов реализации государственного решения

Нормативное закрепление принятого государственного решения

Правительство на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика, который несет ответственность за составление и реализацию целевой программы.

Реализация программно-целевого метода в современных условиях России осуществляется в виде федеральных целевых программ (ФЦП), которые являются одним из важнейших средств реализации экономической политики государства, активного воздействия на производственные и другие процессы.

Выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (до года).

15. Организация подготовки антикризисного государственного решения.

Для подготовки необходимо исследовать и выявить проблему

Затем ее концептуализировать

Определить основные задачи

Спроектировать решение проблемы

Организовать реализацию

16. Организация исполнения антикризисного государственного решения.

Технологическую схему антикризисного управления можно представить в виде восьми блоков.

Блок 1. Создание специализированной рабочей группы. Группа может быть выделена в отдельное подразделение в организационной структуре.

Блок 2. Предполагается проверка целесообразности и своевременности проведения мероприятий по антикризисному управлению. При нецелесообразности происходит возвращение к исходной ситуации – поиску новых целей, планированию по ним специальных мероприятий. Если есть обоснование целесообразности и своевременности «включения» антикризисного управления, совершается переход к блоку 3.

Блок 3. На этом этапе создаются антикризисные управленческие решения.

Важнейшим этапом является получение необходимой информации о ситуации в организации, структурно-морфологический анализ ситуации, определение необходимых ресурсов, определение путей вывода организации из кризисной ситуации, проверка возможности достижения поставленных целей.

Блок 4. На четвертом этапе создается система реализации мероприятий по разрешению острых противоречий в организации.

При этом группой специалистов, подготовившей эти решения, определяются их конкретные исполнители. Исполнитель должен располагать необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения антикризисного управленческого решения, а также обладать знаниями и навыками по управлению кризисными ситуациями.

Блок 5. На этом этапе антикризисного управления осуществляется организация выполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых в четко определенной последовательности позволит достигнуть целей, поставленных в антикризисном управлении.

Блок 6. На следующем этапе необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческих решений по показателям деятельности организации. Если качество выполнения управленческого решения удовлетворяет критериям эффективности, т. е. в деятельности организации установлена положительная динамика развития, начинается следующий этап антикризисного управления.

Блок 7. Теперь проверяется целесообразность проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, определению стадии антикризисной программы.

Блок 8. На заключительном для данной технологической схемы этапе антикризисного управления разрабатываются мероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций. Прогнозирование позволяет, если не избежать кризисной ситуации, то подготовиться к ней и минимизировать ее последствия.

Стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся.

В стиле общения находят выражение:

Особенности коммуникативных возможностей педагога;

Сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

Творческая индивидуальность педагога;

Особенности учебной группы (аудитории).

Стиль общения педагога с учащимися – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и педагога как его представителя. В стиле педагогического общения и профессиональной деятельности находят отражение и индивидуально-психологические и личностные особенности любого педагога, т.е. для каждого характерен индивидуальный стиль профессионального общения.

Стиль как манера общения, представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия:

- сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний;

- давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе;

- нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.

В отечественной педагогике и психологии наиболее часто выделяются следующие стили педагогического общения (руководства учащимися): авторитарный, демократический, либерально-попустительский.

Именно эти стили общения (руководства) были выделены известным американским психологом немецкого происхождения Куртом Левиным. Они стали классическими и рассматривались в качестве основных почти всеми исследователями, занимающимися научной разработкой проблем общения и управления.

В настоящее время в современных психолого-педагогических исследованиях существует несколько классификаций стилей педагогического общения. Существенной разницы между ними вроде бы и нет, но имеет смысл остановиться на некоторых из них подробнее.

А.Н. Лутошкин в своей классификации предлагает модифицированный вариант классических стилей общения, учитывая особенности обратной связи в коммуникативном взаимодействии педагога с учащимися: авторитарный («разящие стрелы»), демократический («возвращающийся бумеранг») и либеральный («плывущий плот»).

Авторитарный стиль («разящие стрелы») – для него характерны следующие особенности: педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает любую инициативу учащихся, которые вынуждены довольствоваться догадками. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность в устах такого педагога звучит как команда, а не как поощрение: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидал от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой педагог высмеивает виновного, чаще всего не объясняя, как её можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Педагог лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

Демократический стиль («возвращающийся бумеранг») проявляется в опоре педагога на мнение группы. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Каждый учащийся поощряется, у него появляется уверенность в себе. Демократически ориентированный педагог старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения у такого педагога – просьба, совет, информирование.



Либеральный стиль («плывущий плот») - архаический, попустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь группы, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется разным, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете педагога в данном случае речь не идёт.

В.А. Кан-Калик предлагает следующий подход к классификации стилей педагогического общения:

- общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью;

- общение на основе дружеского расположения;

- общение-дистанция;

- общение-устрашение;

- общение-заигрывание.

Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью – в его основе лежит устойчиво-положительное отношение педагога к учащимся и делу, стремление совместно (значит демократично) решать вопросы организации деятельности. Увлечённость совместным творческим поиском – наиболее продуктивный для всех участников педагогического взаимодействия стиль общения. В основе его – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлечённость совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но и степени его отношения к педагогической деятельности в целом, которая носит творческий характер.

Общение на основе дружеского расположения тесно связано с предыдущим стилем, по сути, это одно из условий становления стиля общения на основе увлечённости совместной творческой деятельностью. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной учебно-воспитательной деятельности, которая обеспечивает и прочные предметные знания, и способствует формированию положительных личностных качеств учащихся. Дружеское общение – важнейший регулятор деятельности вообще, а делового педагогического общения особенно. Этот стиль педагогического общения следует рассматривать как общение – диалог. Основным признаком общения как диалога является установление особых отношений, которые могут быть определены словами «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность». Педагогический диалог с воспитанником предполагает соблюдение ряда коммуникативных условий: совместное видение, обсуждение возникших ситуаций; равенство личностных позиций педагога и воспитанника, признание его активной роли в процессе развития и формирования собственной личности.

Общение-дистанция – суть данного общения заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает социальная и психологическая дистанция. При этом стиле общения в качестве главного ограничителя взаимодействия педагога и учащихся постоянно фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю», «Слушайте меня – я старше, имею опыт, наши позиции несравнимы». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к учащимся, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. Дистанцирование подобного плана во взаимоотношениях педагога и воспитанников ведёт к формализации системы социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, и не способствует созданию истинно-творческой атмосферы. Это отнюдь не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений учащегося и педагога, в их совместном творческом процессе. Она диктуется логикой этого процесса, а не просто волей педагога. Однако социально-психологическая дистанция между участниками педагогического взаимодействия должна быть разумной, целесообразно обоснованной. Чем естественнее для учащегося ведущая роль педагога, тем органичнее и естественнее для него определённая дистанция в системе взаимоотношений с педагогом. Она определяется степенью авторитета педагога среди учащихся, который и создаётся именно ими.

Общение-устрашение – этот стиль общения связан, в основном, с неумением педагога организовать плодотворное общение на основе увлечённости совместной деятельностью. Он соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Общение-устрашение чаще ориентирует не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, ограничивая самостоятельность и творческий поиск учащихся. В творческом отношении общение-устрашение бесперспективно. Оно не только не создаёт коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, а, наоборот, лишает педагогическое общение дружественности, на которой и основано взаимопонимание.

Общение-заигрывание – это стиль общения, при котором наблюдается проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к воспитанникам. Оно обусловлено склонностью педагога завоевать ложный, дешёвый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе (аудитории), а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности. Общение-заигрывание возникает в результате:

Непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;

Отсутствие навыков профессионального, а нередко и межличностного общения;

Боязни общения с аудиторией и одновременно желания наладить контакт с ней.

Негативные в своей основе, такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны и ещё одним отрицательным последствием. Используемые в начальный период педагогической деятельности из-за отсутствия у педагога профессиональных навыков общения, они иногда укореняются, и становятся устойчивыми формами педагогического общения, штампами, крайне усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

Из числа разработанных в последнее время в зарубежной науке стилей педагогического общения наиболее интересной является типология, предложенная М. Таленом. Стиль общения он связывает с определённой профессиональной позицией, которую занимает педагог во взаимоотношениях с учащимися.

Модель 1 «Сократ». Такая модель общения присуща педагогу с репутацией любителя дискуссий, споров, намеренно провоцирующего их в учебной группе. Он часто принимает роль «адвоката дьявола», отстаивающего непопулярные взгляды. Ему присущи высокий индивидуализм, несистематичность в учебном процессе. Из-за постоянной конфронтации, напоминающей перекрёстный допрос, учащиеся в результате усиливают защиту собственных позиций, учатся отстаивать их.

Для стиля педагогического общения, связанного с этой профессиональной позицией, характерны:

Активность, контактность и высокая эффективность общения;

Педагогический оптимизм, опора на позитивный потенциал личности учащегося и учебного сообщества, сочетание доброжелательной требовательности и доверия к самостоятельности учащегося;

Уверенная открытость, искренность и естественность в общении;

Бескорыстная отзывчивость и эмоциональное принятие партнёра, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству;

Индивидуальный подход в решении педагогических ситуаций, углублённое и адекватное восприятие и понимания поведения учащихся, их личностной проблематики, учёт полимотивированности их поступков;

Целостное воздействие на личность и её ценностно-смысловые позиции, передача опыта как пережитого знания;

Высокая импровизированность в общении, готовность к новизне, ориентация на дискуссию, на обсуждение;

Стремление к собственному профессиональному и личностному росту;

Развитое чувство юмора.

Модель 2 «Руководитель групповой дискуссии». Педагог с такой профессиональной позицией главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия и взаимопонимания важнее самого результата дискуссии.

Связанный с этой педагогической позицией стиль общения отличается рядом особенностей:

Подчинение себя результатам профессиональной деятельности, полная самоотдача работе и воспитанникам в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмена их усилий собственной активностью, формирование у учащихся зависимости («порабощение с благими намерениями»);

Потребность в эмоциональной близости (иногда как компенсация одиночества в личной жизни);

Отзывчивость и даже жертвенность в сочетании с безразличием к пониманию себя со стороны учащихся;

Отсутствие стремления к собственному личностному росту, низкая степень рефлексии собственного поведения.

Модель 3 «Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию учащимися в учебном процессе, прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Эта профессиональная позиция сочетается с рядом индивидуально-типологических особенностей педагогического общения:

Поверхностное, депроблематизированное и бесконфликтное общение с недостаточно чётко определёнными педагогическими и коммуникативными целями, превращающееся в пассивное реагирование на изменение ситуации;

Отсутствие стремления к углублённому пониманию учащихся, подмена его ориентацией на некритическое 2согласие» (иногда – сведение необходимой дистанции до минимума, панибратство), внешне формальная доброжелательность при внутреннем безразличии или повышенной тревожности;

Ориентация на репродуктивную деятельность, стремление соответствовать стандартам («быть не хуже других»), уступчивость, неуверенность, недостаток инициативы и требовательности;

Лабильная или низкая самооценка.

Модель 4 «Генерал». Педагог с такой позицией избегает двусмысленности, подчёркнуто требователен, жёстко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всём прав, а учащийся должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, эта позиция более распространена в педагогической практике, чем все остальные вместе взятые.

Стиль профессионально-педагогического общения при наличии такой позиции проявляется в таких коммуникативных особенностях, как:

Холодная отстранённость, предельная сдержанность, подчёркнутая дистантность, ориентация на поверхностное ролевое общение;

Замкнутость и отсутствие потребности в эмоциональной включённости в общение;

Безразличие к учащимся и низкая сензитивность к их состоянию («эмоциональная глухота»);

Высокая самооценка в сочетании со скрытой неудовлетворённостью процессом общения.

Модель 5 «Менеджер». Эта педагогическая позиция сопряжена с эффективной деятельностью учебной группы (аудитории), отличается индивидуальным подходом к учащимся, поощрением их инициативы м самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой им задачи, к качественному контролю и оценке конечного результата.

Следование этой профессиональной позиции сочетается со следующими проявлениями стиля педагогического общения:

Эгоцентрическая направленность личности, высокая потребность в достижении успеха, подчёркнутая требовательность, хорошо маскируемое самолюбие;

Высокое развитие коммуникативных умений и гибкое их использование с целью скрытого управления окружающими;

Хорошее знание сильных и слабых сторон учащихся в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью;

Значительная степень рефлексии, высокая самооценка и самоконтроль.

Модель 6 «Тренер». Атмосфера общения с учебной группой пронизана духом командной принадлежности. Учащиеся – члены единой команды, каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но вместе они могут сдвинуть горы. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

С учётом этих особенностей своей профессиональной позиции педагог строит своё общение с учащимися, в котором отчётливо проявляются следующие черты:

Стремление к доминированию, ориентация на «воспитание-принуждение», преобладание дисциплинарных приёмов над организующими;

Эгоцентризм, требование согласия при игнорировании точки зрения, позиции самих учащихся, нетерпимость к их возражениям и ошибкам, недостаток педагогического такта и агрессивность;

Субъективизм в оценках, жёсткая их поляризация;

Ригидность, ориентация на репродуктивную деятельность, стереотипность педагогических воздействий;

Низкая сензитивность и рефлексия, высокая самооценка.

Модель 7 «Гид». Педагог с такой коммуникативной позицией – это воплощенный образ «ходячей энциклопедии». Он обычно лаконичен, точен, сдержан; технически безупречен, и именно поэтому слишком часто откровенно скучен. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами возможные вопросы.

Стиль общения, основанный на этой педагогической позиции, характеризуется тем, что в нём на первый план выступают:

Неприятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздражённо-импульсивное отвержение учащихся, жалобы на их враждебность и «неисправимость», стремление свести общение с ними к минимуму и проявление агрессии при невозможности его избежать;

Эмоциональные «срывы», инфантильное возложение ответственности за неудачи в общении на учащихся или на «объективные обстоятельства», низкая самооценка и слабый самоконтроль;

Выбор коммуникативной роли осуществляется педагогом исходя из его собственных потребностей, а не интересов и потребностей учащихся.

Наряду с общеизвестными (классическими) стилями общения. Современные исследователи выделяют множество вариантов, связанных с индивидуальными особенностями личности педагога. В частности, психолог А.К. Маркова предлагает свою классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Ею выделяются эмоционально-импровизационный, эмоцинально-методичный, рассуждающе-импровизационный и расссуждающе-методичный стили общения.

В основу различения индивидуальных стилей профессиональной деятельности педагога были положены следующие их критерии: содержательные характеристики (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда, развёртывание им ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своей деятельности); динамические характеристики (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у своих воспитанников, интерес учащихся к изучаемому предмету). В зависимости от вариативности сочетания данных критериев, выделенные виды индивидуальных стилей педагогической деятельности характеризуются рядом особенностей.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для такого педагога характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на занятиях он отбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного изучения учащимися. В деятельности педагога слабо представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Вместе с тем учителя отличает высокая оперативность, использование разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для него характерна интуитивность, выражающаяся часто в неумении проанализировать особенности и результаты своей деятельности на занятиях.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения. Используя разнообразные методические приёмы при отработке учебного материала, в отличие от педагога, использующего эмоционально-импровизационный стиль, педагог, применяющий эмоционально-методический стиль, стремится заинтересовать детей самим предметом.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.

Рассуждающе-методический стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, педагог с этим стилем проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с небольшим стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений с использованием элементов дискуссии. В процессе опроса педагог обращается к небольшому количеству учащихся, давая каждому достаточно времени на ответ, уделяя особое внимание слабым в академическом отношении воспитанникам. Для педагога характерна в целом рефлексивность.

Стиль общения и руководства учебной группой накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений педагога с учащимися: на то, как воспринимает преподаватель своих учащихся, как часты его конфликты с ними, на психологический климат в учебной группе (коллективе) и т.д.

Условно можно выделить четыре группы педагогов по степени интенсивности их общения с учащимися.

К первой группе можно отнести тех педагогов, кто постоянно общается с учащимися. Это общение выходит далеко за рамки повседневных профессионально-педагогических обязанностей преподавателя и отличается большой степенью интенсивности и доверительности. Для таких педагогов характерен демократический стиль руководства (общения).

Вторую группу составляют педагоги, которые с уважением относятся к учащимся (студентам), пользуются их доверием и симпатией. Но по разным причинам общение преподавателя с учащимися не имеет регулярного характера вне учебного времени. Однако в случаях, когда у того или иного учащегося возникают затруднения, в которых он не может сам разобраться, учащийся идёт к этому педагогу, и тогда общение протекает на самом откровенном и доверительном уровне. В этой группе преобладают педагоги с демократическим стилем руководства, но встречаются педагоги и с авторитарным стилем общения.

В третью группу можно включить педагогов, которые явно стремятся к близкому общению со своими подопечными, но такового не имеют. Это происходит по разным причинам. У одних – из-за недостатка времени, у других – потому что учащиеся не расположены к доверительному общению с ними, т.к. эти педагоги либо становятся в позу ментора, либо не умеют хранить доверенной им тайны, либо не вызывают симпатии учащихся. Среди этих педагогов преобладают преподаватели с авторитарным стилем руководства, хотя встречаются специалисты с непоследовательным и демократическим стилями общения.

Четвёртая группа – те педагоги, которые общение с учащимися ограничивают узкими рамками деловых вопросов. Это преимущественно педагоги с автократическим и игнорирующим стилями руководства (общения).

Нередко один и тот же метод воздействия, применяемый педагогами, даёт неодинаковый эффект. Причина этому не сложившаяся ситуация, а то, что используемый метод чужд самой личности педагога. Наглядным примером этому может служить один из эпизодов кинофильма «Доживём до понедельника». Молодая учительница английского языка вначале строит взаимоотношения с учащимися на основе дружеского расположения. Этот стиль соответствует её личности, и с удовольствием воспринимается учащимися, как органично вытекающий из индивидуальности педагога. Но вот происходит эпизод со злополучной вороной, и учительница резко решает перестроить всю систему взаимоотношений со своими воспитанниками. И что же происходит? Учащиеся-старшеклассники отвергают новый стиль её поведения. И не только потому, что он формален, отсутствует искренность во взаимоотношениях, а потому ещё, что не соответствует привычной им индивидуальности педагога.

Многоплановость, многоаспектность педагогического общения предполагает различные его проявления в разных сферах педагогической работы. Общение педагога на учебных занятиях и в свободное время будет различным. Речь идёт не о принципиальном различии стилей общения, а о некоторых оттенках, обусловленных особенностями деятельности, при сохранении установленного стиля взаимоотношений.

Необходимо тщательно изучать и формировать собственный индивидуальный стиль общения, используя для этого всю совокупность средств.

Индивидуальный стиль педагогического общения формируется в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности, а также средствами социально-психологического тренинга, в котором отрабатываются умения психологически грамотно строить свои отношения с людьми. В этом случае будет накапливаться необходимый опыт общения в самых разнообразных сферах, укрепляться навыки общения, совершенствоваться коммуникативная культура педагога в целом.

Верно найденный стиль педагогического общения, как общий, так и индивидуальный, способствует решению многих задач: педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, общение с аудиторией становится приятным, органичным для самого специалиста; существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений; повышается эффективность такой важнейшей функции педагогического общения, как передача информации. Весь процесс проходит на фоне эмоционально-психологического благополучия педагога и учащихся на всех этапах общения.

Каждому педагогу необходимо помнить о том, что продуктивный стиль общения и достижение взаимопонимания с воспитанниками и коллегами во многом зависят от соблюдения простых, но довольно эффективных правил. Чтобы взаимное расположение в деловом или межличностном общении было достигнуто, можно воспользоваться следующими несложными приёмами:

Необходимо вести себя с учащимся (коллегой) так, чтобы у того создалось ощущение его собственной значимости для педагога. Для создания такого ощущения важно в каждом учащемся (коллеге) найти какие-либо достоинства, преимущества, отличающие его от других, и сказать ему об этом. Собеседник должен чувствовать искренний интерес к нему, к его делам, чувствам, настроению, переживаниям и т.д.;

Превратить разговор обоих собеседников в интересный диалог. Для этого необходимо учитывать эмоциональное состояние собеседника и в соответствии с этим начинать с ним разговор;

Следует иметь в виду, что диалога не получится, если педагог всё время будет говорить и спрашивать, а учащемуся останется только слушать и давать односложные ответы. Избежать этого можно по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

Для диалогичного общения важно представить, как бы сам педагог воспринял то или иное обращение к себе со стороны других людей. В разговоре с учащимися не следует применять приказной тон, лучше использовать форму просьбы, совета или пожелания;

Учащийся должен видеть, что всё общение педагога с ним, даже в гневе, диктуется дружелюбием. Ни в коем случае не следует связывать повод, вызвавший гнев, с личными качествами учащегося. Подобный гнев разрушает отношения, озлобляет воспитанника, негативно настраивает его не только против конкретного педагога и преподаваемого им предмета, но и способствует формированию негативных мотивов учения и отрицательных установок к педагогам вообще;

Надо уметь слушать учащегося. Необходимо стремиться понять не только то, что говорит учащийся, но и то, как он это говорит; выяснить, что стоит за его словами, что он хотел или хочет сказать на самом деле; чего он не хочет или не может сказать;

Важно уметь задавать вопросы – основной, уточняющие, наводящие. Они должны стимулировать учащегося на обстоятельный ответ. Вопросы педагога должны отражать искренний интерес к разговору;

Педагог должен уметь сотрудничать с учащимися. Когда учащиеся приступают к осуществлению намеченного, педагог должен выступать одновременно и в роли участника, и в роли наблюдателя, и в роли консультанта. Он помогает выполнять наиболее сложное из запланированного или включается в работу в тех группах, в которых она идёт с трудом;

Анализ – необходимый элемент эффективного сотрудничества. Проводя его совместно с учащимися, педагог помогает им оценить то, что сделано, выявить успехи и неудачи, условия и причины.

Дифференциация стилей педагогического общения намечает две противоположные линии развития: монологизированную и диалогизированную. Педагогическое общение изначально предполагает форму диалога. К сожалению, нередко педагог предполагает монолог, что предопределяет возникновение затруднений в общении.

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.

2. Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.

В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.

3. Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.

Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.

4. Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

5. Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

Тема «» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания :

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля .

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь! (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей , у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей , непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей .

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама