THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сам по себе брак не сохраняется,но любовь и неуловимое понимание друг друга,которые стяжали супруги,будет связывать их и после смерти в вечности. Это в том радужном случае,если связали любовь.

Сохраняется ли брак после смерти?

Влияние венчания на жизнь после смерти.

Здравствуйте!
Помогите,пожалуйста,разобраться…
Извините заранее за такой вопрос, но он волнует не только меня. Известно, что венчаные муж и жена продолжают быть супругами и в вечности. Но как же понять слова Иисуса, что «в вечности не женятся и не выходят замуж»? Получается, что между супругами не будет половых отношений? Не думайте, что я какая-то «озабоченная». Просто как можно не прикасаться к любимому человеку, не обнимать его? Ведь эротическое влечение — это тоже дар Божий. Неужели мы с мужем будет только за ручки держаться?
Извините еще раз за глупый вопрос,мне стыдно за него,но все же непонятно почему Господь отнимет у супругов телесные отношения? Что в них плохого, если они любят друг друга???
Яна.

Здравствуйте, Яна. Очень хороший и актуальный вопрос, потому что он затрагивает одну из важнейших проблем нашего времени ― непонимания того, что такое любовь, и как она соотносится с темой половых отношений. Действительно, Господь благословил телесную близость супругов. Но брак и любовь ― не синонимы, поскольку брак может существовать без любви, как это ни странно звучит. Действительно, что из себя представляет любовь, и как ее отличить от влюбленности, страсти, или просто симпатии? Наиболее полно на этот вопрос ответил апостол Павел (1 Кор.13, 4), перечисляя качества любви.

Но если мы честно взглянем на себя и свои отношения в браке, то вынуждены будем признать, что не умеем еще любить. Об этом много написал отец Илья Шугаев в своей книге «Брак. Семья. Дети».

Плотские радости супругов являются воплощением благословения Господа «плодиться и размножаться», и кроме того, наградой за их обоюдную ответственность при законном вступлении в брак, учил митрополит Сурожский Антоний.

То есть, плотское удовольствие не является свидетельством любви, или наградой за нее, поскольку все качества, перечисленные апостолом Павлом не имеют половых признаков.

Если хотите, любовь беспола. Любовь можно описать одним словом «жертвенность», и неважно, кто жертвует ради кого: мать ради ребенка, или муж ради жены. Любовь нужно стяжать, выносить и выстрадать, а это процесс не одного года. И, естественно, далеко не всегда в отношениях супругов обретается любовь, что очень прискорбно.

Но ведь телесная близость разрешена не с момента стяжания супругами любви, а с момента прочтения молитвы на снятие венцов, читаемой сегодня сразу в чине таинства бракосочетания.

Вывод: любовь не связана с половыми удовольствиями, следовательно, связывать эти аспекты не стоит.

В чем будет состоять блаженство людей в Царстве Божием? В двух аспектах: вечном предстоянии пред лицом Господа, славословии Его; и в общении друг с другом. Причем, необходимо отметить, что воскресшие тела святых людей будут подобны телу воскресшего Господа. Что это значит в нашем вопросе? Что Господь не станет отбирать никакой радости у людей. Напротив, Он Сам даст радость и блаженство в самом высоком
и глубоком ощущении этих реалий. Но человеческая душа, сподобившаяся святости не будет иметь потребности в телесной близости, как и воскресшее тело праведника. Человек сам не будет желать телесной близости, находясь в близости к Богу! И в свете этого блаженства телесные страстные желания не будут тревожить праведника.

И вот мы слышим в Евангелии.

Что саддукеи подходят ко Господу и задают ему вопрос о воскресении из мертвых, рассказывая Ему при этом некую небылицу. Пусть Господь разрешит этот вопрос: кого же эта женщина будет женой по воскресении из мертвых? Это нереальный вопрос, но философский. И Господь им отвечает, и отвечает не только им, но и нам: когда из мертвых воскреснут, то не будут ни жениться, ни выходить замуж, но будут как Ангелы на небесах. То есть, когда будет общее воскресение из мертвых, то уже не будет понятий «муж», «жена», и жизнь людей, способившихся Царствия Небесного, будет подобна жизни ангельской, она будет совершенно иной. И я еще хочу напомнить вот что: здесь речь не идет о том, что супруги забудут о том, что они муж и жена друг другу и у них исчезнет любовь друг ко другу. Здесь речь идет немножко о другом. В ветхозаветные времена жена воспринималась почти как собственность мужа, и вопрос о том, кого из них она будет женой по воскресении, это вопрос о том, кому она будет принадлежать. И здесь речь идет о том, что по воскресении из мертвых не будет самих понятий мужской или женский пол, кто кому принадлежит, поскольку каждый человек, мужчина или женщина, по воскресении из мертвых будут равны. И даже более того, святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, когда размышляет на тему грехопадения, что подчиненное положении женщины в семье, которое существует даже в наши, новозаветные, времена, об этом и апостол Павел пишет, это прямое следствие грехопадения, но не более того. Когда же будет воскресение из мертвых, и все последствия грехопадения будут стерты, то не будет никакой разницы между мужчиной и женщиной, но и мужчины и женщины, способившиеся Царствия Небесного, будут равны между собой и подобны Ангелам.

А далее Господь приводит ссылку, цитату из Ветхого завета, именно из Торы, из книги Исход, 3-й глава, 6-й стих, когда Бог называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова и при этом обращается к Моисею. Авраам, Исаак и Иаков давно умерли, но Бог называет Себя их Богом. А разве может Бог ссылаться на мертвых, которые не могут подтвердить Его слова? И таким образом Господь показывает саддукеям, что и Тора свидетельствует о жизни после смерти и о том, что жизнь после смерти не заканчивается. И Господь добавляет: итак, вы весьма заблуждаетесь.

Таким образом, Господь свидетельствует им о том, что все Священное Писание возвещает воскресение из мертвых. И мы, братья и сестры, в это веруем; и в надежде на воскресение из мертвых и на воздаяние за все то, что мы претерпели на земле, мы с вами терпим какие-то невзгоды, какие-то проблемы. Но мы веруем, что придет Господь, и мертвые воскреснут, и мы вместе с ними, и наши любимые, которые ушли прежде нас и которые уйдут после нас, все мы восстанем и будем с Господом. Этому учит нас Евангелие, этому учит нас Господь, этому учит нас все Священное Писание. Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Дягилева

Я читала в разных источниках разные мнения насчет жизни после смерти. Одни пишут, что там нет и не будет любви к мужу, родителям, детям, т. е. вообще не будет любви, ревности и т. д., что человек не будет даже помнить своих близких. Другие пишут, что будет, но в то же время часто можно встретить, что там в том мире не будут жениться и выходить замуж. Вы не скажите, что это значит? Насколько я понимаю, просто не будет такого понятия как загс, но как же тогда Церковь, которая венчала двух любящих? Для меня венчание очень важное событие, при венчание Бог благословляет двух людей навсегда, не только при земной жизни. Правильно ли я считаю? Я просто не поняла, что значит, что «не будут жениться и выходить замуж». Ведь там останется память и люди не будут оставаться на месте? Будут появляться дети, останется образ по которому все родные и близкие смогут друг друга узнать, разве не так? Вот только я не знаю каким это будет образ молодым или нет? Самое главное, что мне хотелось бы узнать так это то, что будет с венчанными людьми, которые любят друг друга, они там тоже будут любить друг друга и будут все время вместе и вместе будут верить в Бога?

Уважаемая Марина, на часть Ваших вопросов просто ответить. Сам Господь в Евангелии говорит о том, что после смерти люди не будут жениться и выходить замуж, будут как ангелы Божии на небесах. Конечно же, дети не будут новые появляться. Умножение человеческого рода, даже какими-то иными путями, чем здесь, на земле, никак нельзя предположить по отношению к блаженной вечности. О том, какой телесный вид будут иметь люди по всеобщем воскресении, Святые отцы рассуждают по-разному, некоторые черты свойств человека по воскресении явил нам Сам Христос Спаситель, когда после Своего тридневного воскресения являлся ученикам, и из Евангелия понятно, что Он стал иной, чем они видели Его до того - Он мог приходить «дверем затворенным» (при закрытых дверях), когда Он мог идти с Лукой и Клеопой, так хорошо Его знавшими, и быть ими не узнанным, когда сама Мария Магдалина, пока Он Сам того не захотел, считала, что Он садовник, а не воскресший Христос. Есть другие свойства плоти Спасителя, которые в этом смысле будут присущи и людям по воскресении. Некоторые из Святых отцов, в частности блаженный Августин, говорят, что все люди будут находиться в возрасте телесного совершенства в блаженной вечности, который, применительно к жизни Августина, усвоялся, как возраст тридцатилетия. Так это или не так, рассуждать нам сложно, но понятно, что никакой ущербности, болезненности, ограниченности, которые есть в теперешней нашей жизни, в вечности не будет. Вот, кстати, поэтому святые на иконах всегда изображаются без телесных изъянов, даже если таковые были при жизни, - без ран, не хромые, не убогие, не еще какие-нибудь, а в той преображенной телесности, которая будет в Царствии Божием.

Что же касается отношений мужа и жены, то, думается, на Ваш вопрос можно так ответить: если в жизни семьи было не только венчание, благое начало, но и пройденный путь такой, что людей соединило здесь, на земле то, что к вечности уже на земле относилось, то, что в вечности может быть продолжено, то они там и встретятся. Это будет встреча в полноте радости, которая уже никогда не прекратится, а если их на земле соединяли только общие страсти, телесные ли, или страсть к приобретению, или взаимное отталкивание от остального мира, или только совместные попечения, будь то даже попечения о детях, или просто социальная близость, чтобы выстоять в тех или иных обстоятельствах, а внутренне друг другу чужды, то конечно же, что здесь может быть продолжено в вечности? Поэтому реальный итог жизни, а не что-то формальное делает эту жизнь здесь, на земле, началом бытия за пределами видимого мира.

Количество записей: 212

Что делать, если мы разошлись с мужем, а остались венчаны? Как от этого освободиться?

Елена

Здравствуйте, Елена! «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» - говорит нам Священное Писание (Мк., 10;9). Освободить от мужа Вас теперь может только смерть. Брак по христианской в идеале традиции должен заключаться один на всю жизнь. Хотя, учитывая нынешнее падение нравов, когда многие ставят Церковь перед фактом своего развода и заключения второго брака, приходится снисходить к немощи человеческой. Если Вы соберетесь выйти замуж второй раз, то нужно будет взять на это благословение у епископа. Именно это благословение в народе часто и неверно называют «развенчиванием».

иерей Владимир Шлыков

Подскажите, как правильней поступить? Ситуация такая: у нас с женой были некоторые проблемы в отношениях, она меня выгнала и мы некоторое время не встречались, после жена взяла благословение на развод и подала заявление. Недавно узнал от нее, что в тот промежуток времени, когда мы были в несогласии, она мне изменила 2 раза. В ЗАГСе нас развели. А жена считает, что раз в ЗАГСе не зарегистрированы, значит, и венчания нет, но я-то знаю что это не так. И еще, она не чувствует греха прелюбодеяния за собой. Я люблю ее и знаю, что венчание - оно навсегда. Хочу сохранить семью. И получается, что государством разведены, а не развенчаны. Не будет ли считаться прелюбодеянием мое с ней дальнейшее сожительство? И как дальше вести себя, если она не хочет отношений со мной?

Алексей

Алексей, если вас развели в ЗАГСе и она не хочет отношений с Вами, то тут ничего уже не изменишь. Сохранять Вам уже нечего. А почему такое виктимное (жертвенное) настроение? Вам же изменили? Или была и Ваша вина?

протоиерей Максим Хижий

Если супруги развелись, а брак был венчанный, то что делать с венчанием, и возможно ли построить новые отношения с другим человеком, будучи венчанным с бывшей супругой, так как такого понятия, как "развенчание", нет.

Григорий

Здравствуйте, Григорий, с венчанием "делать" ничего не нужно, а если будете вступать в другой брак, нужно, обратившись в епархиальное управление с ходатайством, получить разрешение на второй брак и венчание, которое совершается несколько иным чином, но тоже будет благословением Божиим. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я собираюсь замуж. Мой молодой человек в первом браке был венчан. Я читала, что нет такого понятия, как "развенчание". Как нам правильно поступить?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Если развод был по уважительной причине, и не по вине Вашего молодого человека, то ему нужно обратиться в епархиальное управление по месту жительства с прошением о благословении на второй брак.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Очень нужен Ваш совет! Я живу с венчаным мужчиной, он развелся с женой по причине ее измен, а также потому, что когда он хотел ребенка, она, не сказав ему, принимала противозачаточные средства, и он все время лечился, так как думал, что у него какие-то проблемы! Знакомы мы с ним давно, но когда они поженились, мы ни разу с ним не общались, но она в это не верит, и теперь, когда узнала, что он со мной, обвиняет его в том, что он все это время со мной виделся! Сейчас ее семья не дает нам спокойно жить. Я люблю его безумно, хочу прожить с ним всю жизнь, очень хочу от него ребенка, хочу просто жить с ним и сделать его счастливым! Что мне делать с этим, он же еще венчанный, возможно ли развенчаться? Извините за столь интимные подробности!

Анна

Аня, «я люблю его безумно» - это очень неумно. Это совсем не комплимент Вашим чувствам. Постарайтесь умом пользоваться. Если он разведен, то брак, по факту, уже распался. Вам надо идти на исповедь, покаяться в разводе, и обязательно в незаконном сожительстве тоже. А только после думать о создании семьи и рождении детей.

протоиерей Максим Хижий

Доброе время суток! Мы с мужем венчаны, но он подал документы на развод. Хотя инициатором венчания был он сам. Я не понимаю, как мне жить дальше. Могу ли я еще раз выйти замуж? Не скажется ли наш разрыв на будущем наших детей? Я не хочу развода, для меня очень важен церковный брак. Как мне быть?

Антонина

Здравствуйте, Антонина! Поговорите с мужем, напомните ему, что он совершает большой грех, тем самым подавая детям дурной пример, который может сказаться на их поступках в будущем. Вам нужно молиться о своей семье. Если супруг не одумается, то оставьте все на волю Божию. В случае развода Вы еще сможете выйти замуж, так как не Вы были его инициатором. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Я крещена в армянской церкви, сейчас вышла замуж за русского, мы хотим обвенчаться. Как мне быть? Могу ли я креститься второй раз, но уже в православной церкви?

Армина

Здравствуйте, Армина. Крещение не может повторяться, кроме тех случаев, когда было совершено в религиозных общинах, не имеющих апостольского преемства иерархии. Армянская церковь относится к числу древних восточных церквей, и различия ее вероучения с православным незначительны. Но они есть. В случаях, подобных Вашему, совершается «чин присоединения к Православию». Обычно, это бывает во время исповеди. Но Вам надо будет предварительно поговорить со священником того прихода, где Вы намерены венчаться и быть потом прихожанкой. Объясните ситуацию и следуйте его советам.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Когда мы венчаемся, мы даем клятвы беречь друг друга, любить друг друга, что бы с нами ни произошло, и в болезни, и в здравии. После 25 лет совместной жизни муж ушел к другой женщине, а мне, венчанной жене, сказал: "Отношения между нами как мужа и жены закончились, детей двух сыновей вырастил, обязанностей у меня перед вами нет, я свободный человек, полюбил, и от вас ухожу считайте, что я для вас умер". Объясните, пожалуйста, в 50 лет моему мужу Бог подарил новую любовь, новые отношения, а мне бывшей жене, что? И ещё вопрос: нарушил ли муж клятвы данные пере Богом при венчании, или его новый брак снимет ответственность с него как мужа, как отца? Извините, пожалуйста. Заранее Благодарю Вас.

Ирина

Да, Ваш муж изменил супружеским обетам. Согрешил. Не знаю, какие оправдания у него есть для этого. К сожалению, многие люди не замечают, что семейные отношения зашли в тупик, живут годами так, будто ничего не происходит. Полагаю, что и Ваш семейный союз развалился не в одночасье. Что-то было, происходило, согласитесь, и раньше? Но одни обеты семью не сохранят. Надо было молиться друг за друга, исповедоваться, когда возникали проблемы… Теперь, увы, это уже не актуально для Вас. Остается смириться, сделать «работу над ошибками», т. е. понять, что и почему произошло. Учиться жить по-новому: стать сильной, а не «брошенной» женщиной.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. 2 года назад вышла замуж и повенчалась, но суть в том, что бабушка сказала, у кого венчальная свеча будет короче, тот быстрей умрет, эта свеча оказалась моей. И хоть я отгоняю эти страшные мысли, они все равно возвращаются, не знаю, как быть. А еще в этом году родила сына, и страх усилился немного, и за него боюсь теперь, мы его в 2 месяца покрестили. Как страхи отогнать? Что делать?

Ольга

Ольга, это самый настоящий бред. Я такого еще не слышал. Власть над живыми и умершими находиться только у Бога, а не у свечки. Вы лучше изучайте православие, в церковь ходите, исповедуйтесь и причащайтесь, и сына вашего чаще причащайте. Все мы умрем, конечно, но когда - это только знает один Бог.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! Когда венчали в церкви, упала в обморок, но венчание батюшка провел до конца через какое-то время. Мамина подруга спросила у служителей церкви, как к этому относиться, они сказали, что все тяготы семейной жизни я буду нести на своих плечах и нужно набраться терпения. Так ли это на самом деле? И ещё вопрос, слышала, что по усопшим нельзя плакать, им там плохо, так ли это?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Думаю, такое странное объяснение дал не священник, а какая-нибудь служащая храма из разряда «церковных бабушек». Верить таким объяснениям не следует. Еще святой апостол Павел предупреждал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим., 4;7). Семейная жизнь сама по себе является совместным несением Креста, и обмороки здесь не имеют никакого значения. По отношению к умершим мы должны скорбеть, но с надеждой на милосердие Божие и вечную жизнь. Безутешный плач может говорить только о нашем неверии.

иерей Владимир Шлыков

Мы прожили с мужем 22 года,у нас два сына. И тут я узнаю, что он стал изменять мне с моей соседкой, у которой умер муж. Он говорил, что ему плохо в семье и его держит только младший сын. Я, конечно, узнав об этом, попросила его уйти. Он быстро согласился, быстро подал на развод. Еще они собрались венчаться со своей новой спутницей. Я чуть не сошла с ума. Он несколько раз возвращался, а потом опять уходил. Он предатель, стал много врать, я ведь считала его самым честным и преданным. Батюшка в церкви запрещает ему жить с ней, но он не уходит. Пригрозили даже отлучить от церкви. У меня вопрос: после всего их могут венчать, и как быть мне?

татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Сочувствую Вам. Но крепитесь, потому что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14.22). Нам следует только свой грех измерять и взвешивать на весах совести, а чужих грехов не видеть совсем. Каноническое право воспрещает виновному в прелюбодеянии, из-за которого распался брак, вступать во второй брак. Но если очень хочется, и не страшно, можно пойти в другой храм, где никто ничего не знает... Но не будем отягощать свою совесть такими рассуждениями. Нам надо свои грехи выплакать. Помилуй нас Господи.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Мы с мужем венчаны, но это было не так, как полагается. Во-первых, мы не причащались и не исповедовались, во-вторых, опоздали после ЗАГСа,и нам венчание значительно сократили; бабуля, которая продавала свечи, орала и отчитывала, за то, что мы опоздали, и довела до слез - но церемонию все же провели. Можно долго в подробностях описывать ситуацию - в общем, мы с супругом ожидали совсем не того, что получили (хотя и нашей с ним вины ни в коей мере не умаляю). Можно ли обвенчаться повторно в другом храме, если мы этого очень хотим?

Алла

Здравствуйте, Алла! Повторно повенчаться вы не можете. Таинство совершилось, независимо от того, в какой обстановке оно происходило. Божия благодать изливается на всех одинаково, а от нас зависит, сколько мы можем вместить. На самом деле, такое важное событие как венчание, редко проходит без искушений. В вашем случае – это ваше опоздание, невоспитанность служащей в храме. А бывает, что и батюшка опаздывает на час из-за пробок на дороге. Совместная исповедь и причастие – это традиция. Если бы Вы чаще ходили в храм, то совершили бы и это. Но сейчас не нужно думать, что что-то было сделано не так. Заботьтесь больше о том, чтобы у вас была крепкая православная семья, посещайте храм и причащайтесь вместе. Так делают многие супруги.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Скажите, пожалуйста, является ли уход мужа, отца двоих детей, к другой женщине - ГРЕХОМ? Нужно ли мне, венчанной жене, молиться за мужа? Просить за него прощение у Бога? Официально у него сейчас другая жена, а я пока венчанная. Что делать, как поступить? Необходим ВАШ совет.

Ирина

Ирина, дать однозначный ответ – грех или нет – нельзя, если не знаешь причины расторжения брака. Если банальный блуд, то грех. Молиться Вы можете, мы и за врагов молимся. Вы хотите, чтобы вернулся? Подождите, помолитесь и подумайте, нужно ли Вам это. Пройдет полгода, тогда и можете подавать прошение в епархию, если ничего не изменится к лучшему.

протоиерей Максим Хижий

Доброго времени суток! Скажите, пожалуйста, насколько мне известно, венчаться можно два раза, а выходить замуж три раза, но в третий без венчания, это так? Моя знакомая говорит, что замуж можно выходить только один раз в жизни, второй раз обязательно будет несчастливым, Бог не даст счастья женщине или мужчине, если, разведясь, человек снова решит создать семью, сделала она такой вывод из своей ситуации с замужеством. Можно ли женщине надевать белое свадебное платье, если она выходит замуж или венчается в третий раз? Говорят, что ни в коем случае нельзя, иначе будешь несчастна всю жизнь, можно надевать платье любого цвета, кроме белого. И правда ли, что жениху нельзя видеть невесту в подвенечном платье до свадьбы, иначе жених разочаруется в невесте и подвенечное платье нельзя надевать просто так, например, для фото или еще чего- нибудь? Или всё это басни и суеверия?

Ксения

«Про белое платье» - без комментариев, все описанное – грубое суеверие. Церковь благословляет не более трех церковных браков (это значит, венчаний), о ЗАГСовских речи в канонах вообще не идет. Другое дело, что многих сейчас вообще нет смысла венчать и один раз. Слишком легкомысленные. Но если человек покается за ошибки первого брака, станет христианином не просто на словах, его следующий брак вполне может быть счастливым и спасительным. Примеров достаточно.

протоиерей Максим Хижий

Скажите, пожалуйста, возможно ли венчание, если я замужем четвёртый раз? Первые два брака были, когда я не была христианкой (я из мусульманской семьи). Третий брак был заключён, когда я уже была христианкой, но замуж вышла, т.к. священник отказался причащать из-за того, что жила в так называемом гражданском браке. Я, конечно, не знала на тот момент, что более трёх браков церковь не благословляет.

Анна

Анна, все решения по Вашему вопросу должны выносить епархиальные власти. Если духовник посчитает ваш союз спасительным, укрепляющим вашу веру, спасающим от блуда, серьезность вашего желания покаяться и быть в Церкви, то все, что Вы описали (прошлые мусульманские браки и т.п.) может стать основанием для снисхождения. А если он увидит ваше формальное отношение к вере, легкомыслие, то … зачем тогда вам признание Церкви? Живите так, как Вы хотите – 4-й, 5-й, 6-й брак. При чем здесь тогда православие?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! С моей семейной жизнью все плохо. Жила в венчанном браке. Поссорились. Муж ушёл и быстро утешился с другой женщиной. Настаивает на разводе и хочет быстрее расписаться с ней. Если я буду молиться долго и усердно, чтобы он вернулся в семью, это будет считаться для меня грехом? Ведь я хочу вернуть мужа от другой женщины? А если они зарегистрируют свои отношения, то, значит, это уже не мой муж? А как же слова "то, что соединил Бог, да не разлучат люди?" Про наше венчание муж говорит, что это моральная сторона дела, и не имеет большого значения, он сходит в храм скажет:"Господи, прости!", и будет считать ничем себя не обязанным. Все ли так просто на самом деле?

Количество записей: 35

Здравствуйте, завтра будет 9 дней моему любимому жениху, умер в больнице, я хочу узнать, после моей смерти мы встретимся? И если встретимся, мы так же будем друг друга любить, или это совсем пропадет? Мне страшно подумать о том, что он не будет ждать меня, нашей встречи.

Татьяна

Дорогая Татьяна, совсем пропадет только то, что на земле утрачено. Перешедшие в тот мир не забывают родных, только реальность там другая и ждать, чтобы они думали о нас так же, как мы о них тут, невозможно. Усопший пред Богом предстает, и, конечно, все внимание его направлено на Него. Но любовь к близким от этого не пропадает. Вспомните, как на экзамене: возьмешь билет, только об ответе и думаешь. Но при этом любовь не исчезает! Молитесь за усопшего, милостыню творите по возможности, причащайтесь святых Христовых Тайн, живите церковной жизнью. И Вам, и ему это будет служить к возрастанию. Да благословит Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! После смерти продолжаются ли семейные узы (венчанный брак), или потом, в вечности, мы не будем знать друг друга, что мы супруги?

Анатолий

Здравствуйте, Анатолий. Встретимся со всеми, обязательно, и ничего не забудем. Ни единой мелочи. Но семейных отношений уже не будет. Вот слова Христа: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22.30).

иерей Александр Белослюдов

Батюшка! Скажите мне, пожалуйста. У меня бабушка преставилась перед Богом. Я её очень сильно люблю, и после того, как придет мое время преставиться, я хочу найти её. Как Вы думаете, она будет иметь тот же облик, как и была на земле? Она будет моей бабушкой? И есть ещё один вопрос: если души рождаются или перерождаются в другое земное тело, они ведь уже принимают другой облик, и у них появляется любовь и привязанность к другим уже людям и душам? Как же мне это понять? Я так хочу потом встретится с бабулей, обнять её, увидеть и быть уже навсегда с ней! Извините меня за такой вопрос, но, пожалуйста, если Вы знаете, скажите мне. Я смогу её найти?

Марина

На небе все будут как ангелы, об этом в Священном Писании указано (Мф. 22:30); там не будет родства в том земном представлении, как мы его понимаем, однако души будут отчасти помнить друг друга. А вот идею о перерождении в души в другое тело Вы, пожалуйста, забудьте, это настолько фантастические представления, что о них и говорить-то серьезно не приходится. Я уж не говорю, что все эти буддистские идеи не имеют никакого отношения к христианству.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, меня всегда интересовал вопрос: сказано, что после кончины мира грешники попадут в ад, а праведники в рай. А как жить ВЕЧНО?

Иван

Я не вижу здесь противоречия, Иван, все совершенно правильно: праведники навечно будут в Раю, а грешники – в аду, это и будет вечная жизнь для тех и других. Все так и будет. Не могу, правда, не оговориться, что в современном богословии присутствуют различные доктрины о конечности мук ада, о том, что и грешники, как бы очистившись через муки от грехов, будут помилованы, или о том, например, что грешники изберут для себя ад добровольно, но мы этого доподлинно знать не можем, а потому для нас разумнее доверять тексту Священного Писания, не мудрствуя лукаво.

игумен Никон (Головко)

Как известно, в Раю не будет ни утра, ни вечера, ни ночи, но всегда день. Мне кажется, утро прекрасно, сладостен вечер и хороша ночь на земле. Не будет осени и зимы, но всегда весна и лето. Я очень люблю осень, как и Пушкин, и также наслаждаюсь красотой природы зимой. Я, как и многие люди, люблю все времена года. Также люди не будут нуждаться ни в питии, ни в пище, ни в одежде. Почему так?

Ольга

Ольга, в Раю будет так красиво, что человек на земле не может не то, что представить, а даже помыслить. Я думаю, глядя на красоту райских обителей, Вы поймете, что все красоты Земли по сравнению с ними – лишь жалкая тень.

игумен Никон (Головко)

Скажите, спасутся ли только крещеные верующие люди и попадут в горний Иерусалим, а крещеные неверующие и язычники - нет? Или они будут судится по совести, и те кто жил достойно, тоже попадут в рай, но какой? Может, есть разные уровни рая? Встречаю разные точки зрения батюшек.

Юлия

Здравствуйте, Юлия! На этот вопрос никто не сможет дать Вам окончательного ответа. Наша посмертная участь в руках Божиих. Господь - судия всемилостивый, но и всеправедный, а суд Божий в конечном итоге есть только проявление того выбора, который сам человек уже сделал при жизни: с Богом он или нет. Подумаем, что говорит Господь: "Никто не придет к Отцу моему, кроме как через Меня". Это значит, что без Христа, вне Церкви, не может быть никакого спасения. Действительно так: без того, чтобы не узнать во Христе Сына Божия, никто не может спастись. Но это не значит, что будут строго наказаны сотни тысяч, может, миллионы людей, которые не знали о Христе и христианстве ничего. Вспомните, например, об американских индейцах до открытия Америки Колумбом, или об африканцах, или о полинезийцах, или даже о тех людях, которые, может, что-то слышали о христианстве, но никогда не имели в своей жизни опыта проповеди о нем – которую можно было бы назвать апостольской. Но если человек увидел перед собой образ Христа, и вдруг почему-то не принял и отвернулся, и, как иудеи при жизни Христа, сказал: "Нет, нет у нас царя, кроме Кесаря, не хотим с тобой быть, Христе Боже!" Кто так говорит, тому, надо полагать, нет пути ко спасению, а о судьбе прочих же будем помнить, что суд не наш, а суд Божий и суд этот справедливый и милостивый.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Правда ли, что в Царствии Божием (когда мы умрем) , встретятся только те супруги, которые венчаны в церкви при жизни? Спасибо.

Кристина

Здравствуйте, Кристина! Сам Господь в Евангелии говорит о том, что после смерти люди не будут жениться и выходить замуж, будут как ангелы Божии на небесах. Если в жизни семьи было не только венчание, благое начало, но и пройденный путь такой, что людей соединило здесь, на земле то, что к вечности уже на земле относилось, то, что в вечности может быть продолжено, то они там и встретятся. Это будет встреча в полноте радости, которая уже никогда не прекратится, а если их на земле соединяли только общие страсти, телесные ли, или страсть к приобретению, или взаимное отталкивание от остального мира, или только совместные попечения, будь то даже попечения о детях, или просто социальная близость, чтобы выстоять в тех или иных обстоятельствах, а внутренне друг другу были чужды, то, конечно же, что здесь может быть продолжено в вечности? Реальный итог жизни, а не что-то формальное делает эту жизнь здесь, на земле, началом бытия за пределами видимого мира.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Я с моим любимым человеком не успела вступить в брак и повенчаться. Можно ли, хоть и моего любимого уже нет в этой земной жизни, просить Господа Бога дать нам с ним быть вместе в жизни вечной? Я знаю, что это моя судьба, и молитва к Богу помогает мне каждый день. Может ли это быть не только спасением наших душ, а испытанием нашей любви? Спасибо заранее за ответ.

Анна

Здравствуйте, Анна. В вечной жизни нет супружества, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» . Вы можете совершенно не обращать внимания на мои слова, но поверьте, я желаю Вам добра. Остерегитесь мистических мечтаний и фантазий. Держитесь здравого православного учения, изложенного Святыми Отцами Восточной Церкви, и не обращайте внимания на выдумки невежд. В той жизни всё иное. Нет ни одного здешнего понятия, известного нам, которое было бы приложимо к той реальности. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» . Истина проста и всеобъемлюща, и открывается Она непосредственно, а не в умозрениях и воображении, облеченных в слова. Христос дал метод постижения Истины: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» . Это уже шестое блаженство, а прежде надо научиться смирению, сокрушению сердца, кротости, постоянной жажде правды Божией и милосердию. Это Заповеди Господни, Вы можете их осуществить, потому что идущему по ним сопутствует Бог. А судьбы вечности давайте оставим на суд Божий. Мы верим, что Бог благ и только благое творит. И для Вас приготовил самое наилучшее, исходя из того состояния души и сердца Ваших, в которых Вы пребываете сейчас. Это состояние души и сердца каждый из нас может изменить. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте Батюшка! Видятся ли после смерти родственники, близкие люди и близкие друзья? Или там будет каждый один?

Анатолий

Здравствуйте, Анатолий. Рано или поздно, но мы все узнаем ответ на этот вопрос лично. В одиночестве душа не останется, но, до воскресения (восстановления) душа не имеет свободы. Душа - не человек, а только душа человека. Кого-то встретит. А вот, что будет после Воскресения, даже и предположить невозможно. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (1Кор.2.9)

иерей Александр Белослюдов

Батюшки благословите! У моего сына умер 7-месячный сынишка (крещеный, отпетый). Им сказали, что если забеременеть новым ребенком до 40 дня, то душа нашего малыша вселится в него и будет жить в новом чаде. Так ли это? Простите меня, грешную.

Екатерина

Да что Вы, Екатерина, какая ерунда! Кто же такое мог сказать из верующих людей?! Нужно выбросить из головы эти идеи, справить, как и положено, дни памяти по сынишке, а там уж задумываться о будущем.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Объясните, как христианство относится к реинкарнации души? Одна женщина, христианка, рассказывала, что в прошлой жизни она за свои преступления была в аду, и вот, когда ГОСПОДЬ спускается туда, раскаявшиеся души вопиют, и он их посылает на землю опять для исправления. Как к этому относиться и что ответить человеку, который верит, что мы проживаем не одну жизнь? Грешным делом, я раньше тоже так считала, но последнее время думаю по-другому, но объяснить не могу даже себе, ни первое, ни второе. Простите меня и помолитесь за меня, грешную.

Светлана

Светлана, переселение человеческих душ из тела в тело – вымысел человеческого ума, стремящегося в меру своих способностей объяснить непонятные аспекты бытия. Такого переселения не существует, и странно, что женщина, называющая себя христианкой, может говорить такие несуразности! Что ей можно возразить? Пусть попробует привести из Писания доказательства своей точки зрения. Их там нет!

игумен Никон (Головко)

Куда попадет человек после смерти и встретится ли он там со своими родственниками?

Женя

Женя, Писание недвусмысленно говорит о существовании Рая и ада, но куда человек попадет, зависит от самого человека. В отношении родственников – такая встреча вполне возможна, если эти родственники будут в тех же обителях, что и сам человек.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Прошло довольно много времени, уже 2 года, а я до сих пор не могу смириться с потерей своего самого дорогого человека на земле, моей драгоценной мамулечки. Не было и дня, чтобы я не плакала, все мысли только о ней, ничего в жизни не радует. Есть ли у нас хоть какое-то утешение? Можно ли нам надеяться на встречу со своими близкими людьми и считать нашу разлуку временной? Ведь в жизни не может все уходить бесследно. Не знаю, что делать.

Лена

Лена, к смерти надо относиться по-христиански. Нет ни одного человека на земле, который бы жил вечно. Каждый человек приговорен к смерти. "Смертью умрешь", сказал Бог Адаму, когда изгонял его из рая. Уныние, отчаяние – грех, прекратите Бога гневить, прекратите рыдать. Вы наносите вред не только себе, но и Вашей маме, надо молиться о упокоении ее души, а Вы своими слезами мучаете ее. Смерть - это рождение в жизнь новую, иную. Душа человека не погибает, а живет вечно, только то, где она будет потом находиться, зависит от нашей жизни. "От своих дел человек оправдается или осудится", в рай пойдет или в ад. После смерти мы обязательно встретимся, но будем ли мы вместе, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь. Молитесь, кайтесь, живите по-христиански. Прекратите бесполезные слезы.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я прочитала книгу "Записки живого усопшего". Автор Эльза Баркер. Там написано про загробный мир от лица уже умершего человека. И что все это реальная история. Как к этому относиться?

Вера

Вера, это беллетристика, так к этому, пожалуйста, и относитесь. А на будущее – чтобы не читать что-то сомнительное, а потом не терзаться вопросами – читайте лучше, как советовал свт. Игнатий Брянчанинов, святых авторов.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Вопрос хотелось бы задать иеромонаху Викторину (Асееву). Отец Викторин, здесь не раз говорилось о том, когда живые родственники сильно скорбят о своих ушедших родственниках, говорилось, что надо понимать, что им там лучше, чем здесь, и Вы говорили: "иная жизнь, жизнь в Царстве Небесном - гораздо лучше, чем здесь, на земле, и если человек хоть один раз там побывает, то возвращаться обратно в этот мир, полный зла, не захочет", если маленькие дети крещеные погибают, то попадают в рай. Оставим, ладно, маленьких крещеных детей, если они всяко попадают в рай - это утешение для близких, наверное, должно быть. А что делать, если взрослый близкий человек ушел, да молишься, но ведь откуда знаешь, куда он попал? Ведь, как я понимаю, на 40й день все уже решилось, где ему быть - в раю или в аду. И то, что усопшему родственнику там лучше, чем здесь и надо вроде успокоиться и перестать лить слезы, как тут неоднократно говорилось... Ведь как же лучше, если он попал в ад? Ведь мы же не знаем, куда именно? И потом да, рай это хорошо, понятно, но как может быть хорошо, например, мамочке без своего ребенка, в котором она души не чаяла, пусть она и оказалась в раю, но ведь без своего ребенка. Батюшка, запуталась я в этих вопросах, помогите разобраться. Спасибо.

Людмила

Людмила, речь шла о младенцах. Крещеные младенцы, если по каким-то причинам умирают, то всегда попадают в рай. О взрослом человеке, когда он умирает, мы не можем конкретно сказать, куда он попадет, в рай или в ад. Можно сказать утвердительно, что человек попал в рай, только если явно видим, что он ведет святой образ жизни, или если человек совсем безбожник и явный грешник и не кается в своих грехах, тогда можем сказать, что человек погибает для Царства Небесного, и то предположительно, потому что только Бог это решает. Мы ориентируемся, исходя из Заповедей Божиих. После 40 дней происходит частный суд - это предварительное место, и это можно изменить нашими молитвами Богу, и поэтому мы всегда молимся за своих усопших. Окончательное решение будет на Страшном суде, когда уже ничего не исправить, приговор будет окончательный. Как написано в Священном писании, там человек ни о чем не спросит. Если мать попала в Царство Небесное, то она сможет вымолить и свое чадо. Молитва матери со дна моря достает. Я думаю, если при жизни у них такая сильная любовь, то и по смерти они будут вместе. Бог есть любовь. Бог любит человека и делает все для нашего спасения. Все зависит от нас самих, если мы хотим спастись вместе со своими детьми и будем все делать для этого, то, конечно, Бог нас не оставит и помилует.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Можно ли, по-вашему, доверять сайту, где приводятся рассказы людей, переживших клиническую смерть и тому подобное? И вообще, как относиться к таким людям, к людям, видевшим что-либо в беспамятстве? Людям, видевшим что-либо во сне? Людям, видевшим что-либо в подобных состояниях? Как быть? Заранее спасибо.

Олег

Олег, не стоит доверять подобным сайтам, как и вообще подобным "откровениям" людей, переживших клиническую смерть: в них столько всего намешано, что разобрать, где истина, а где ложь, не представляется возможным. Поэтому лучше отмести совсем этот мутный источник информации.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки. Заранее извиняюсь за вопрос.Просто не знаю, как правильнее и деликатнее спросить, чтобы не обидеть Господа и Вас. Не хотелось бы, чтобы это выглядело, как будто из больницы выйти или срок отсидеть, поэтому неоднократно прошу прощения. Объясните, пожалуйста, если все-таки душа покойного после Суда Божьего попадает в ад, то это уже навсегда? Могут ли родные вымолить за него прощение, ежедневно молясь в домашней молитве о погибшей душе? Может ли Господь, уже после 40 дня, позже, когда нибудь простить грешника и взять к Себе, в Рай? Возможна ли такая Его милость? Где-нибудь написано именно об этом? Наверное, у меня помутнение разума, но, стыдно признаться, что мысли дурные в голове постоянно (исповедовалась в этом), хочется узнать, проверить, удостовериться. Вот и опять... Как будто я обращаюсь к адвокату. Господи, не дай сойти с ума! Еще раз простите меня, грешную. Буду очень признательна за ответ.

В 3-й день по смерти душа возносится на поклонение Богу, проходит через мытарства, где ее могут задержать за грехи. Как предстать перед Богом в этот день, в 9-й, в 40-й, если заступника и молитвенника на земле нет, а Ангел, из-за грехов смердящих, отступил?

Валерий

Валерий, Господь милостив, и способен помиловать даже, если из родственников никто не молится на земле. А вообще мы с Вами вдаемся в такие сферы, в которые доподлинно знать ничего не можем. Знать нам надобно только одно: как прожить без грехов и не попасть в адские пропасти.

игумен Никон (Головко)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении. Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий Медиоланский, "Смерть как благо"). Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии (только крещеных), когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих". Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. У вас неправильное понятие о загробной жизни. Там не женятся, не выходят замуж, - там жизнь бесконечная во Христе Иисусе, Господе Нашем. Выходить Вам замуж или нет - это Ваше личное решение. Апостол Павел говорит "лучше Вам оставаться как я, безбрачным, но не все это вмещают", чтобы Вам не грешить, не разжигаться плотию, лучше жениться (замуж выходить). Женатый печется, как бы угодить жене, а неженатый думает, как бы угодить Богу.

иеромонах Викторин (Асеев)

1

Венчание: даже смерть нас не разлучит

Что дает нам венчание? Является ли оно “волшебной таблеткой”, которая сохраняет брак? Читайте интервью с Дарьей Сивашенковой.

Бытует мнение, что венчание нужно для того, чтобы с браком все было в порядке. И когда люди не могут сохранить венчаный брак, появляется досада на Бога, как на Того, Кто не выполнил Свои обещания.

Очень хочется иногда без сил обвиснуть на руках Божьих и надеяться, что Он как-нибудь все устроит. Это понятное и вполне христианское желание – но при одной оговорке. Не просто повиснуть у Него на руках, ничего не делая самим. А сначала сделать все, что от нас зависит, а остальное пусть Он…

С благодатью, посланной в , то же самое, что и с благодатью . Сама по себе она не гарант того, что наши грехи не разрушат нашу семью. А семью рушат именно грехи – одной стороны или обеих сторон. Я что-то не слышала о распавшихся браках двух святых.

Да, мы берем Божье благословение на то, чтобы остаться вместе на всю вечность. Да, мы призываем Бога быть среди нас там, где мы собраны во имя Его. Да, в венчании мы получаем новые перспективы. Но нигде не сказано, что мы получаем какие-то гарантии того, что наше собственное зло не разрушит то, о чем мы молимся. Значит, сила нашего зла сильнее нашего желания быть парой перед Богом.

«Почему Бог не сохранил наш брак?» – это обвинение Бога в человеческом зле. Есть в такой постановке вопроса какое-то суеверное и потребительское отношение к таинству Венчания. Что-то из серии «вот покрестим ребенка – и не будет болеть, вот причастим подростка – и он перестанет дерзить». Но болеют даже крещеные дети, и дерзят даже подростки, которых родители затаскивают к Чаше. Это вопрос того же уровня, что и «почему Бог допускает существование зла на земле?». И то же желание услышать от Бога оправдания за наши грехи. Я Сам встал посреди вас, мог бы сказать на это Господь. Почему же вас это не остановило в ваших грехах? И почему теперь Я в этом виноват?

Божьим благословением чужую волю не подменить

Если два человека в семье действительно делают все, что от них зависит, чтобы семья не распалась – то она вряд ли распадется, и именно Божье благословение действует в двух людях, изо всех сил сохраняющих брак.

А если хотя бы один не желает сделать все, что от него зависит – или даже какой-то малости не желает сделать – то Божьим благословением чужую волю не подменить. Не может Господь преступить нашу волю и переломить нас об колено Своим благословением.

Получается, что в венчаном браке, что в гражданском надо работать над сохранением брака самому . Но зачем тогда вообще венчаться? В чем разница?

Мы расписались в ЗАГСе в конце февраля, а обвенчались в конце мая. Разница есть. Конечно, Церковь признает и одобряет браки , которые заключены просто в ЗАГСе. Но все же гражданский брак (заключенный в ЗАГСе, а не сожительство, которое понимается под этим в современном мире) — это только человеческий союз. Это клятвы, которые люди дают друг другу, и это может быть очень счастливый, очень полноценный брак, но человеческие клятвы заканчиваются перед крышкой гроба. И я не знаю, какая судьба ждет в вечности невенчаных супругов.

Христианский брак не знает этого ограничения. Божье благословение не имеет срока годности. Бог — это вечность.

Во-первых, меня это чувство очень успокаивает, а во-вторых, понуждает предельно серьезно относиться к тому, что происходит между нами двумя. Потому что здесь, на земле, мы строим свой задел на вечность. И это очень глубокое, очень серьезное чувство, что Бог не просто соединил вас — Он дал тебе, именно тебе, именно этого человека, доверил его тебе всецело, на всю вечность — чтобы ты сделала его жизнь полной и радостной, чтобы благодаря союзу с тобой он шел дорогой к Богу, а не от Него. Это огромное доверие от Господа и большая ответственность перед Ним и перед тем, кого Он тебе вручил.

И какими мелкими кажутся мне многие вопросы и проблемы перед перспективой вечности! Кажется такой глупостью ссориться о мелочах. Совсем не хочется настаивать на своем, “отвоевывать” что-то у супруга, оставляя его в побежденных ради маленькой личной победы. Если вы “едина плоть”, то в таких ситуациях гораздо больше чувствуешь не свою победу, а его поражение. Чувствуешь и переживаешь как свое.

Если обращать много внимание на мелочи (он разбросал носки как попало и опять не вынес мусор, он читает книжку вместо того, чтобы идти со мной на прогулку; она не готовит ужин, а засела в своем “Фейсбуке”, она спит по утрам, вместо того чтобы погладить рубашку и проводить на работу), зацикливаться на них и ссориться, то можно очень быстро прийти к выводу, что вы совершенно разные люди и друг другу не подходите. Копятся-копятся такие мелочи, потом бах — развод. В случае гражданского брака — не сошлись характерами.

Но венчаный брак верующих людей из-за носков и рубашек не расторгнуть. И получается, что ссориться из-за такой ерунды — это портить себе всю земную жизнь, обрекать себя на то, что здесь брак станет ярмом, а не радостью (да и на небесах вряд ли вознаградят венцом страдалицу, всю жизнь пилившую мужа за невыкинутый мусор). Тут одно спасение: вперед всех этих мелочей видеть человека и думать не о том, как должно быть, как правильно — а как бы ему сделать лучше. Не выкинул мусор и хочет лежать с книжкой вместо прогулки? Попробуйте почувствовать как свою его усталость и его радость от возможности просто полежать, окунуться в книжную реальность. Не хочется жене вставать утром и готовить завтрак — ну и хорошо, пусть поспит, ведь ей хорошо, тепло и уютно.

Если радоваться радостям друг друга, то практически не останется причин ссориться по мелочам.

Божье благословение не имеет срока годности. Бог — это вечность.

Хотя, конечно, в мысленных венчальных коронах всю жизнь не проходишь. И забываются эти переживания и ожидания вечности, и бытовуха заедает, и житейская ерунда выходит на передний план и разрастается до небес… Но у венчанной пары всегда есть возможность встряхнуться и вспомнить о Том, Кто посреди нас.

Когда в брак входит Бог, нас уже не двое, а трое. И у каждого есть отношения с двумя другими. Это треугольник, где каждая сторона обращена к двум другим с любовью, и две стороны с любовью смотрят на третью. Наверно, некорректно это сравнивать с Троицей… Хотя, конечно, очень хочется.

Можно ли сказать, что это теперь не пара, а общество?

Да, это общество, малая Церковь. И самое удивительное — это то, что теперь приходится смотреть на Бога не только своими глазами, но и глазами другого человека. Когда человек не в браке, его отношения с Богом просты, как у монаха. Бог да душа. Можно сказать, что между Богом и человеком натянута струна, на одном концы ты, на другом Господь.

Когда же вступаешь в венчанный брак, то оказывается, что у другого человека есть свои отношения с Богом, и они другие, не такие как у тебя. И приходится включать в своё видение Бога, в свои отношения с Богом еще и видение другого человека, и его отношения. Каждый человек находится на какой-то своей точке духовного пути, а теперь все это нужно сопрячь вместе, чтобы быть вместе.

И наше представление о Боге становится объемным. Мы учимся смотреть на Бога не только своими глазами, но глазами любимого человека, того, с кем мы теперь “едина плоть”. Мы как бы смотрим на Бога не из себя, а из другого. И теперь у нас не только личные отношения с Богом, но и отношения через другого .

И, на мой взгляд, когда говорится о том, что супружество – это подвиг, имеется в виду и это тоже. Потому что вот так взять и принять, понять, пережить богоощущение другого человека – это очень, очень непросто, этого далеко не всегда хочется, и иногда приходится отвечать себе на новые, порой и неприятные вопросы. От которых раньше отгораживался, на месте которых своеобразное слепое пятно было.

Нет, в евангельских группах не доводилось принимать участие. Но я много общалась с разными люди по вопросам веры. Это другое. Там ты можешь выслушать другого человека, но никто не вынуждает тебя принимать его точку зрения как свою, принимать на себя эти бремена, говоря словами апостола Павла. С мужем же становишься одной плотью и нужно вживаться в его видение Бога, в его отношения с Богом тоже. Как у мужа могут быть вопросы о Боге, которые не пришли бы в голову жене, так и наоборот.

Это прекрасный опыт. Это открывает перед нами дивные возможности. Говоря современным языком, это выводит нас из зоны комфорта в зону развития. Наедине с Богом мы слишком привыкаем к некоему Его образу, понятному для нас. И сами не замечаем, как этот образ становится чересчур узким.

Как сказано у Льюиса в «Письмах Баламута» про одного священника: чтобы облегчить жизнь своей пастве, он из богослужения «многое вычеркнул и теперь, сам того не замечая, все крутится и крутится по малому кругу своих любимых пятнадцати песнопений и двадцати чтений». Так и мы – зацикливаемся порой на том, что нам интересно и близко, и Бог для нас становится даже у же нас самих.

А тут – целый новый человек со своими, совершенно уникальными отношениями с Богом, которые становятся и нашими отношениями тоже. Нашими вопросами, нашими загадками, в общем – новыми гранями, до которых мы, может быть, никогда бы не додумались. Которые, может быть, нам и не близки. Но это тот случай, когда, перефразируя Достоевского , узок человек, узок – я бы расширил.

И, поскольку с супругом мы связаны на всю вечность, в наших интересах как можно глубже понять его, чтобы – как знать – может быть, ответить на какие-то его вопросы и сомнения, может быть – найти ответы на свои «проклятые вопросы» у него. Вдруг тот образ Божий, который мы увидим его глазами, что-то подправит в нашем мировоззрении? И в любом случае вдвоем мы увидим больше, чем поодиночке.

Можете привести пример?

Например, меня никогда не волновали вопросы теодицеи. Ну не было у меня вопросов к Богу о том зле, которое вершится на земле то ли Его волей, то ли Его попущением. А мужа волнуют. И мне пришлось взглянуть на Бога, как на Того, Кто нуждается в оправдании. Мне пришлось пропустить это через себя, самой искать ответы и формулировать их. Кстати, и для меня это дало новое понимание Бога, новый взгляд на Того, Кто не нуждается в оправдании от Своих созданий – но тем не менее такое оправдание имеет.

Кстати, про отношения с Богом. В , которую мы опубликовали, есть такие слова: “ Традиционно считается, что «обязанность» слушания и послушания лежит на жене. Это так, но при одном условии: если муж находится в состоянии столь же чуткого слушания и слышания самого Бога ”. Апостол Павел говорит: “Глава жене муж, а глава мужу — Христос”. То есть вырисовывается такая картинка: муж прислушивается к Богу, а потом передает это жене. Довольно пугающая картинка, надо сказать…

Конечно, пугающая картинка! Такого просто не может быть! С какой стороны ни посмотри, это очень сомнительное утверждение. У того же апостола Павла есть дивные слова про то, что никто не отлучит нас от любви Божьей — ни ангелы, ни силы, ни престолы, ни власти — никто! И я что-то не помню, чтобы в скобочках он написал — а вот будет у тебя, жена, муж — и он встанет между тобой и Богом, сам будет с Ним общаться, а тебе только передавать Его волю.

Кроме того — вернемся к тому же апостолу Павлу — а правда, забавно, что в вопросах брака мы чаще всего обращаемся к холостяку-апостолу? — нам сказано, что нет у нас другого посредника между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа. И опять же, нигде не оговорено особо, что таким посредником для каждой жены должен стать ее муж.

Ну и, наконец, такое отношение – это прямой путь к идолотворчеству. Причем, как муж в себе может увидеть пророка по отношению к собственной жене и возгордиться, так и жена в своем муже – Бога напрямую, и забыть об истинном Боге. Нехорошая получится подмена.

Но мне кажется, что все-таки это неверное толкование изначально правильного посыла. Ведь жена должна повиноваться мужу, если муж являет собой образ Божий. А чтобы являть собой образ Божий для жены – муж в самом деле должен очень чутко слушать и слышать Бога.

Мне всегда хочется слушаться мужа, когда я вижу его всецелую, самозабвенную заботу о нашей семье. В этом вопросе он полностью выполняет заповедь Павла, призывающего заботиться о жене так, как Христос заботится о Церкви.

При этом женино послушание вовсе не подразумевает отречения от собственных отношений с Богом и замены в вечернем правиле слова «Бог» на слово «муж». Не было такого требования у апостола Павла. Другое было: “Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога” (1 Кор 11:11-12).

Вы говорите про послушание. Положа руку на сердце, многих женщин настораживают слова о том безусловном подчинении, которое должна жена мужу в православном браке. Не хочется оказаться под пятой у деспота-самодура.

Я бы скорее советовала настораживаться мужчинам, а не женщинам. Ведь если от жены требуется всего лишь послушание, то от мужчины — намного больше. От мужчины требуется, ни много ни мало — любить жену так, как Христос возлюбил Церковь. А мы знаем, как Он ее возлюбил — Он умер за нее. Он всего Себя отдал Своей Церкви и сделал это не для того, чтобы над Церковью возвеличиться, чтобы приобрести Себе славу и власть. Господь сделал это ради Церкви, ради ее блага, ради того, чтобы Церковь была.

Вот, чего требует апостол Павел от мужа — будь для жены тем, кем Христос стал для Церкви, и тогда будет тебе послушание. Но не раньше — ибо Церковь стала послушна Христу после того, как Он отдал Себя на смерть ради нее. Ведь только после этого она и появилась на свет.

“Муж — образ Божий”, — говорит апостол Павел. Несомненно, многие православные мужья, примеряя на себя эти слова, считают, что речь идет о царском образе Бога во славе. Но образ Божий — это не только абсолютная власть, это и уничижение, это и предание всего себя ради того, кого любишь. Такая любовь не ищет своего, в том числе — и своего возвеличивания. Люби свою жену, как свою плоть, говорит апостол Павел. Питай ее и грей, как свою плоть – и как Христос питает и греет Церковь.

И такому мужу жена будет повиноваться, не из страха, а из доверия и любви, как Церковь Христу. Потому что твердо знает, что все его действия, все его слова направлены на то, чтобы ей, их семье было хорошо. И тогда она будет слушаться с радостью, потому что понимает, как тяжела ноша мужа и как много он делает для того, чтобы у них все было хорошо. И своим послушанием она ему поможет, облегчит его путь, и, в конечном итоге, не мужу одолжение сделает, а себе же.

А просто чваниться и возноситься над женой, исключительно потому, что ты почему-то родился мужского пола – это совершенно не по-христиански.

И, конечно, при послушании жены муж должен нести полную ответственность за то, что он говорит, а она выполняет.

Приведу житейский пример. Например, если мне посреди рабочего дня вдруг позвонит муж и скажет: Дашка, срочно возьми все деньги, которые у нас отложены на черный день, и переведи их мне, они мне срочно нужны – я сделаю это, не задумываясь и не расспрашивая. Потому что я знаю, что муж использует их наилучшим образом и наша семья ни в чем не потеряет. Я доверяю его знаниям, я доверяю его любви ко мне. Может, потом, когда он вернется вечером, я поинтересуюсь, в чем дело. А может, и не буду, подожду, пока он сам расскажет.

Ни Христос Церковь, ни муж жену в рабство не покупал

А вот если он придет на кухню и, почесав бороду, предложит мне разнообразия ради посахарить котлеты и посолить торт, то я для начала поинтересуюсь – для чего этот эксперимент? Возможно, он прочитал какой-то хитрый рецепт? Но если он ничего не захочет объяснять, то я могу сказать: хорошо, милый, я насыплю сахар в фарш и добавлю соль в «Наполеон», но всю ответственность за это решение несешь ты и только ты. Если это невозможно будет есть, то ломать голову над тем, чем кормить и как объяснять, будешь ты.

В случае, если он согласится – ОК, я сделаю, как он просит – ну мало ли, какие у человека причины, в конце концов, я помню, что все его силы устремлены на наше благо. Но если он откажется, мол, я сказал, я тут главный, а ты выполняй и все тут – тут я, пожалуй, откажусь и против апостола Павла не погрешу.

То есть, задавать вопросы и не соглашаться — это нормально?

Да, это нормально. Потому что Христос сказал Своим ученикам, началу Своей Церкви, что «уже не называю вас рабами, ибо раб не ведает, что делает Господин его, но называю вас друзьями». Ни Христос Церковь, ни муж жену в рабство не покупал.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама