THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Gettyimages/Fotobank.ru

Как известно, для большинства людей любовь стоит на первом месте. По данным ВЦИОМ, 80-90% россиян основой счастья считают любовь, брак и детей. С небольшим отрывом далее следуют финансовая стабильность, достаток, возможность самореализации, слава и уважение. Но, заметьте, почти никогда среди ответов не фигурирует дружба, а если она и упоминается, то где-то в самом хвосте. В остальном мире картина примерно та же.

На этом фоне результаты опроса, проведенного социологами Манчестерского университета, дали неожиданные результаты. Оказывается, огромное большинство (почти 70%) опрошенных воспринимают разрыв с другом гораздо драматичнее, чем крах любовного романа. И эти же 70% респондентов ответили, что с огромным удовольствием вновь возобновили бы общение с бывшими друзьями, в то время как бывших любовников и супругов они предпочли бы не видеть.

Получается, когда мы говорим о потребностях — в авангарде любовные отношения, но когда речь заходит о потерях — дружба резко поднимается в цене. Чтобы разрешить этот парадокс, нужно разобраться в отличиях любви от дружбы.

Как отличить любовь от дружбы?

Большинство считает, что дружба — это сильная привязанность, но без сексуального влечения. Например, девять из десяти моих хороших друзей именно так и ответили: «Да, я тебя люблю, но с тобой не сплю — ты мой друг». Звучит логично. Однако влечение — далеко не 100-процентный показатель, ведь бывает же дружеский секс и, наоборот, любовь без секса (я о тех самых) .

Скажу больше, психологи рассматривают дружбу (которая чаще бывает однополой) как бессознательное сексуальное влечение, сильно придушенное общественным мнением. Например, двое мужчин (в силу воспитания и норм морали) никогда не признаются даже себе, что они без ума друг от друга. Так и возникает крепкая мужская дружба.

Итак, секс отметаем — он и в дружбе может быть. Что еще отличает дружбу от любви? Вот типичные ответы на этот вопрос: любовь отличают ревность, общее хозяйство и планы на будущее, моногамность. В дружбе, соответственно, все наоборот: друзей может быть одновременно много, с ними не обязательно общаться каждый день, и, как известно, «табачок врозь».

Однако и между друзьями случаются ревность, обиды и измены, общее хозяйство (вспомните общаги и сквоты) и планы, глубокая преданность. В свою очередь, бывают крепкие любовные пары, в которых партнеры не живут совместно и видятся раз в полгода. Про многоженство я вообще помалкиваю, о какой моногамности речь, когда у мужа 15 любимых жен?

Другими словами, ни один из вышеперечисленных критериев не работает: вокруг нас тысячи человеческих историй, скорее опровергающих стереотипы о взаимоотношениях, чем подтверждающих их.

Дружбы не существует?!

У психологов тоже нет универсального представления, что есть дружеское общение, а что уже роман. Зато существует масса любопытных гипотез. Одну необычную теорию я подслушала во время замечательного тренинга на тему межличностных отношений. Его раз в полгода проводят московские психологи Сергей Шишков и Юлия Зотова. Когда при разборе всевозможных людских коммуникаций (деловых, партнерских, любовных, семейных, тусовочных) дошла очередь до дружбы, тишину притихшего зала нарушила реплика Сергея: «Запомните, никакой дружбы нет вообще».

И потом последовало объяснение: любые межличностные отношения, которые люди по разным причинам не могут реализовать, принято называть дружбой. По факту любая дружба — лишь прикрытие каких-то других отношений. Вот вам простой пример: существует такое понятие, как друг семьи. У него одинаково сильная привязанность ко всем членам этой мини-группы: он любит бывать в их доме, возиться с детьми, крыть крышу их дачного сарая и совместно проводить отпуск. С точки зрения психологов, ситуация очевидна: человек бессознательно выстраивает самые что ни на есть семейные отношения. Но в открытую никто не готов этого признавать, поэтому всем участникам истории выгодно называть эту модель поведения дружбой.

Точно так же, по мнению психологов, могут мимикрировать и любые другие отношения: деловые (когда люди дружат с взаимной выгодой для общего дела), любовные (об этом я уже упоминала), детско-родительские (когда один друг явно опекает другого) и т. п.

Может, именно этим и объясняется парадоксальный вывод, к которому пришли британские ученые? У людей нет четкого понимания, что есть что, и вся неразбериха потому и происходит, что мы бессознательно любим тех, кого называем друзьями, и пытаемся дружить с теми, кого любим. Ведь в основе и тех и других отношений лежит одно: сильная привязанность к другому человеку… Как вы полагаете?

Под дружбой еше со времен Аристотеля обычно понимают вы-сокоиндивидуализированные и свободные от эротических элементов отношения между людьми. Причем это устойчивые к внешним воздействиям, положительные, длительные отношения, основанные на духовной близости, то есть на наличии обших интересов, на добровольной совместной деятельности в области, интересующей дружащих людей. Условием дружеских отношений является полное доверие, открытость, преданность людей друг другу, бескорыстность и готовность оказать помошь друг другу.

Наконец, что очень важно, люди, находящиеся в отношениях дружбы, получают удовольствие от того, что доставляют приятное другому человеку. Таким образом, у дружащих людей возникает и развивается соответствующая мотивация, внутренняя потребность в дружбе. Именно в этом смысле следует понимать известное выражение о том, что дружить надо уметь. Особенно активное развитие мотивации дружбы обычно происходит в детском и юношеском возрасте во время становления характера человека, формирования его внутреннего мира, его самосознания, моральных норм и законов. Действительно, если человек способен к дружбе, в его восприятии мира обязательно должна иметь место определенная иерархия ценностей, в которой на первом месте стоит потребность делать приятное другу, бескорыстно жертвовать для него многими материальными и нематериальными благами.

Исходя из этого, становится понятным такая особая характеристика дружбы, как ее высокая индивидуальная настроенность. По-видимому, это свойство связано с тем, что человек может испытывать потребность жертвовать своими интересами только в особых случаях, ради очень узкого круга людей. Другое дело, что среди масс обыкновенных людей встречаются редкие люди с истинно жертвенным характером, которых люди называют героями, обожествляют, о которых пишут книги, слагают поэмы, легенды и мифы.

Из сказанного следует, что важным условием дружеских отношений является также схожесть уровня духовного развития и систем духовных ценностей людей. Например, едва ли будут дружить люди, имеющие различные представленияодопустимости обмана или воровства (особенно у близких), о возможности измены или предательства (особенно близкого человека), о нарушениях других христианскихзаповедей. Понятно также, что, вообще говоря, дружеские чувства в значительно меньшей степени зависят от различия интеллектуального развития людей - примером может служить дружба между взрослым и ребенком.

Необходимость развитых духовных и интеллектуальных компонент для существования дружеских отношений позволяет по-новому рассмотреть классический вопрос о возможности дружбы между мужчиной и женщиной. Действительно, уровень внутренней культуры человека, уровень его интеллектуального развития, существующие у него моральные, этические и нравственные нормы определяют возможность дружеских отношений этого человека с людьми другого пола. Вопрос сводится к тому, способен ли, например, мужчина увидеть в женщине не только существо другого пола, но и личность, обладающую набором перечисленных категорий. Иными словами, хватает ли у этого мужчины интеллектуальных, духовных, моральных, этических и нравственных качеств для того, чтобы "отстроиться" и раздельно воспринимать духовные и половые характеристики женщины.

От любви дружба отличается большей рассудочностью и более строгими нормами взаимного поведения. Чувство любви проявля-ется в виде нескольких форм: в форме любви мужчины и женщины, братской любви, любви родителей и детей, любви человека к самому себе, фанатичной любви к кумиру и т. д. Так же как и в случае дружбы, любой вид чувства любви основан на существовании у человека сложного комплекса моральных, нравственных, духовных и интеллектуальных качеств, составляющих основу личности и позволяющих человеку выделить любимого или любимую среди множества других людей.

Основополагающей чертой чувства любви, так же как и дружбы, является ее мотивационная сущность. Настоящая любовь по мере своего развития становится одной из основных внутренних, первичных потребностей человека. Это потребность в совершении бескорыстных дел, совершении часто безрассудных, вредящих самому человеку, поступков ради объекта любви. Также как и в случаях дружбы, разные люди в разной степени способны испытывать любовь как первичную потребность делать бескорыстное добро для объекта любви и тем более приносить ему в жертву свои интересы, цели и стремления.

В этом смысле говорят, что по-настоящему любить дано не каждому, не каждый человек обладает способностью испытывать радость, отдавая другому не только материальные ценности, но и свою жизненную силу, энергию. Наряду с мотивацией жертвенности способность любить требует от человека наличия развитого и богатого духовного мира, высокой внутренней культуры, что позволяет человеку правильно оценивать свои поступки, намерения и мысли. При этом, как и в дружбе, чувство любви совершенно не обязательно требует осознания, оно просто можетбыть непреодолимой внутренней потребностью дарить радость. "В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь", - писал философ и психолог Эрих Фромм (59: 111).

В этой формулировке просматривается еше одна существенная сторона любви: любовь -забота о другом человеке. Недаром в русском языке одним из синонимов понятия любить является понятие жалеть. По-видимому; в своих истоках, по своему происхождению, чувства любви, сострадания, милосердия и сочувствия имеют родственные корни.

Фромм является создателем напраатения "гуманистического психоанализа", в котором любовь в широком смысле слова рассматривается как важнейший способ преодоления дисгармонии между личностью и обществом. "Дарение пробуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь", - писал он.

Понятно, что развитие потребности отдавать является не простым делом, которое, действительно, требует от человека высокой духовной организации, высокой внутренней культуры, тонко организованной системы моральных ценностей и норм. Эта система имеет свою структуру приоритетов, запретов, свои критерии позволенного и непозволенного, свои условия прошения, предписания по искуплению нарушений норм, например таких нарушений, как измена или предательство. При этом интуитивно или осознанно люди, находящиеся в отношениях любви, конечно, должны иметь сопоставимые представления о том, что может рассматриваться как измена или предательство и насколько тяжелым нарушением являются эти действия в данныхконкретныхситуациях. В этом смысле неудивительна и другая интересная формулировка, говорящая о том, что "в любви один любит, а другой только позволяет любить себя".

Представление о чувстве любви како сложной иерархической, перестраиваемой в зависимости от обстоятельств системе понятий, отношений, критериев, приоритетов и запретов в эмоционально-когнитивной сфере дает возможность рассмотреть различные виды любви. Например, становится понятным, что секс (эротическая, или половая, любовь) представляет собой только небольшую часть этой системы. Важность и значимость для человека этой части очевидна и несомненна, это один из базисных инстинктов, одна из базисных потребностей, в частности, связанная с другим базисным инстинктом - врожденной потребностью продолжения рода.

Однако для человеческихотношений абсолютно важным яаляется сочетание этих первичных базисных потребностей со всей системой культурных, моральных и нравственных отношений, с наличием взаимного уважения интересов, духовных ценностей, черт характера, привычек, личностных особенностей, а также возможных странностей и заблуждений, которые часто представляют неотъемлемую часть внутреннего мира человека. Прощать ошибки, не обращать внимания на какие-то не совсем приятные черты характера любимого человека, помогать ему в трудных ситуациях - именно такое поведение является необходимым условием взаимной любви.

В этом плане стоит только вспомнить о таких типичных и не очень удобных для общения чертах, как забывчивость, неэкономность в деньгах, неаккуратность, болтливость и т.д.

Особым видом любви является влюбленность. Следует отметить разницу между длительным, устойчивым чувством любви и чувством мгновенной влюбленности, когда человек руководствуется только некоторыми первичными и часто обманчивыми впечатлениями. Отличительной чертой и, как правило, причиной состояния алюбленности является то, что человек часто видит в предмете любви тот идеал, который сам сформировал в своем воображении, то есть проецирует на внешний мир свои нормы и предпочтения, наделяет некий объект набором идеальных качеств и характеристик. Именно поэтому влюбленность стечением времени при более внимательном знакомстве с человеком, при более полном и глубоком узнавании черт его характера или проходит, или переходит в любовь.

С другой стороны, влюбленность может перейти в вариант слепой фанатичной любви к кумиру, когда человек не в состоянии реально оценить качества объекта любви, его характер, отношение к другим людям. Этот вариант любви достаточно распространен и, как правило, связан с определенным дисбалансом между основной триадой качеств, составляющих основу любого чувства. Эти качества в согласии с вышеприведенным определением понятия чувства представляют собой: во-первых, силу эмоций, во-вторых, выраженность потребностей в духовных, идеальных качествах объекта любви, таких качествах, как наличие добра, справедливости, таланта, нравственности, и, в-третьих, наличие критической, объективной оценки реальных качеств предмета обожания. Понятно, что при фанатичной любви дисбаланс проявляется в ослаблении третьего фактора, то есть в отсутствии критической оценки реальных качеств предмета обожания.

С разной степенью выраженности основной триады чувства связано также существование неразделенной любви, когда один из партнеров с той или иной степенью объективности не видит в другом воплощения своего идеала. Интересно отметить, чтолюди при этом очень часто становятся жертвами иллюзий: те или иные черты характера, отношение к добру и злу, такие свойства, как порядочность, терпимость к недостаткам и, наконец, не в последнюю очередь, сама способность к любви далеко не всегда бывают видны с самого начала. С одной стороны, очень часто внешние характеристики объекта любви заслоняют собой, делают незаметными душевные качества человека, с другой стороны, эти качества остаются незамеченными, так как находятся в тени аналогичных, но идеальных характеристик. Наконец, в случаях неразделенной любви имеет место и объективное расхождение личностных характеристик реального партнера и предстаатений о необходимых какфи-зических, так и духовных качествах любимого человека, то есть рассогласование между идеалом и реальностью, что в конечном счете и приводит к такому комплексному явлению, как отсутствие взаимности.

Особо интересно отметить, что представления людей об идеале любви, о наиболее желаемом объекте любви подвержены серьезным изменениям. И это в какой-тостепени опровергает устоявшееся мнение о том, что стечением веков и тысячелетий у человечества не изменялся идеал красоты. Например, представление отом, что таким идеалом как была, так и осталась женщина типа богини Венеры. Исторический анализ представлений о идеальном объекте любви все-таки претерпевает определенные изменения. Так, в течение долгих средних веков типичным эталоном мужчины, мужской красоты и мужского характера был рыцарь, то есть человек, обладавший определенным происхождением, определенными навыками боевых искусств, определенными моральными, этическими, интеллектуальными качествами.

Очевидно, что сегодняшний идеал мужчины, даже если он тоже будет называться рыцарем, имеет отличия, если не по всем, то по большинству из приведенных пунктов. В конце XX века в мужчине ценилисьскорее не физическая сила, а интеллект, умение находить обший язык, договариваться с трудным партнером, а не применение грубой силы, общительность, способность занимать положение в обществе, деловитость. Идеал современной женщины также представляет собой результат длительных исторических изменений. Может быть, наиболее ярким показателем этой динамики является активное развитие феминизма, то есть борьбы женщин за равноправие. Современная женщина наряду с традиционными чертами красоты, привлекательности, доброты, терпимости, заботы о детях стремится обрести свободу поведения и принятия решений, широкий доступ к знаниям и интеллектуальному потенциалу, хочет стать специалистом, быть деловитой, энергичной, самостоятельной.

Говоря о видах любви, стоит отметить ролевые функции людей, проявляющиеся во взаимных отношениях любящих. Примером типичной ролевой функции мужчины является "мужчина-сын", то есть мужчина, в первую очередь ищущий в любимой женщине мать и ошушаюший себя комфортно только в качестве объекта опеки или заботы. Такой матерински ориентированный мужчина в своихлюбовных отношениях всегда пребывает в роли ребенка, часто он бессознательно играет роль беспомощного, иногда обаятельного, иногда избалованного и эгоистичного центра семьи. Мужчина такого типа ищет женщину, внутренне настроенную играть функцию матери в любовных отношениях, более того, при встрече с женщинами другого типа он искренне чувствует себя несправедливо обиженным и разочарованным.

Симметричная ролевая функция - "женщина-ребенок", ориентированная на отцовскую любовь. Такая роль, как правило, свойственна женщинам, которые в детстве были очень привязаны к своим отцам, они ищут в любимом лучшие черты отца и бывают счастливытолькосмужем, который заботитсяо нихкакоребенке.

В качестве другого примера типичной ролевой функции можно назвать такой, как "женщина-лидер". Женщина этого типа просто неспособна к другому типу взаимодействия, она непроизвольно требует от мужчины полного подчинениям это практически является условием их совместной жизни. Трагичность такой ролевой функции для семьи иллюстрируется даже на языковом уровне: в русском языке мужчин, живущих в таких семьях, называют "подкаблучники", американский жаргон имеет не менее сильное выражение - "hen-pecked" (буквально: курицей клеванный).

Естественно, что проблема коррекции ролевых функций, как и любая другая проблема психотерапии, является трудно решаемой, в частности потому, что ролевые функции реализуют глубинные черты характера человека, отчасти генетически переданные по наследству, отчасти сформированные в раннем детстве. Вообще проблема коррекции или в более общем плане проблема переучивания является сложной ввиду своей прямой связи с возрастными стадиями развития психики, о чем мы говорили ранее. Действительно, с возрастом по мере созревания и развития нейрофизиологических структур происходит "запаивание" и многих психологических функций и в первую очередь, как хорошо известно из практики, функций запоминания, переучивания, переосмысливания имеющихся данных и формирования новых понятий.

Еще одним важным и интересным для рассмотрения видом любви является любовь человека к самому себе. Существенно отметить, что по мере развития общества, по мере все большего признания людьми важности личных интересов укрепляется представление о том, что любовь к себе является нормальным явлением для человека. При этом библейская заповедь "возлюби ближнего как самого себя" на самом деле дает очень точный рецепт по балансировке двух во многом противоположных потребностей, дает предписание того, как избежать эгоизма и самообожествления. Действительно, в этой формуле дан критерий нормы правильного поведения в обществе. При этом, конечно, общество приветствует как героическое поведение человека, который совершает поступок, в котором его интересы приносятся в жертву интересам друтих людей. Интересно также заметить, что такое превышение требований нормы общественных отношений является новой специфической нормой для отношений по-настоящему любящих друг друга людей.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

14.4. Любовь

14.4. Любовь

Если опросить людей, какие чувства, имеющиеся у них, они могут назвать, то в первую очередь будет названо чувство любви. Философы, психологи, физиологи посвятили ей много страниц в своих работах.

В любви особенно восхитительны паузы. Как будто в эти минуты накапливается нежность, прорывающаяся потом сладостными излияниями.

В. Гюго

Слово «любовь», как и многие другие слова (например, «чувство»), используется очень широко и не всегда в одном и том же смысле. Б. Марстейн (Murstein, 1986) пишет в связи с этим, что любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудно совместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений. Понятие «любовь» рассматривает как собирательное для множества разных явлений во взаимоотношениях между людьми и Келли (Kelley, 1983).

Э. Фромм (1990) пишет, что «вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово „любовь“. Его используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженому до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими, если они „увлечены“ кем-то. Они также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. Они в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Но вопреки всей этой путанице и принятию желаемого за должное любовь представляет собой весьма специфическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее - одна их труднейших задач. Подлинная любовь коренится в плодотворности, и поэтому, собственно, может быть названа „плодотворной любовью“. Сущность ее одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Это - забота, ответственность, уважение и знание».

Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то «захвативший» (1990, с. 82–83).

Акцентирование внимания в любви на заботе и ответственности необходимы Э. Фромму для того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Не случайно любовь к конкретному человеку, по Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.

Полностью соглашаясь с тем, что слово «любовь» в обыденном понимании подчас теряет конкретное содержание (Ф. Ларошфуко, например, хорошо заметил, что «у большинства людей любовь к справедливости - это просто боязнь подвергнуться несправедливости» (1971, с. 156)) и что любовь - не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту Фромма относительно того, что любовь - это деятельность, проявляемая лишь в заботе, ответственности (я бы добавил к ним и такие поведенческие проявления, как нежность, ласку). Все это следствие любви, ее проявление, а не ее сущность. Сущностью же остается чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо.

В любви главное - привычка.

В. Гюго

К. Изард пишет: «…Существует несколько разновидностей любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви…» (2000, с. 411). Я полагаю, что одним из главных признаков этого чувства, «красной нитью» проходящего по всем видам любви, судя по данным ряда авторов (Bowlby, 1973; Ainswort, 1973; Hazan, Shaver, 1997), являются сердечность (warmth) и привязанность (attachment) к объекту любви. Сердечность проявляется в объятиях, поцелуях, ласкании, а привязанность - в устойчивой потребности в общении с данным человеком, в близости с ним. Хотя эти два параметра любви (присущие в какой-то степени и дружбе, и особенно влюбленности) взаимосвязаны, в то же время они функционируют автономно, что связано с наличием для каждого из них различных нейрофизиологических систем.

Очевидно, что быть привязанным ко всем людям невозможно, поэтому любовь - это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным. С этой точки зрения «любовь» учителя к учащимся, врача к больным - это в большинстве случаев не более чем декларируемая абстракция, отражающая проявление интереса, эмпатии, уважения личности, но не привязанности. Ведь привязанность - это чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому- или чему-нибудь (С. И. Ожегов, 1975).

Типы привязанности влияют на длительность взаимоотношений партнеров: при безопасном типе отношения продолжаются почти в два раза дольше (10,02 года), чем при избегающем (5,97 года) и амбивалентно-тревожно-амбивалентном (4,86 года) типах (Shaver et al., 1988).

Имеются и другие крайние взгляды на любовь. П. В. Симонов (1962), правильно утверждая, что любовь - это не эмоция и что в зависимости от обстоятельств она порождает разные эмоции, без всяких серьезных оснований свел ее к потребности. «Любовь - это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества», - пишет он (с. 10). Не относя любовь к чувствам, своим утверждением, что «любовь неправомерно относить к разряду эмоций» (там же), он дает основание полагать об исключении им этого чувства вообще из эмоциональной сферы человека. Конечно, в чувстве любви, особенно в ее острой стадии - влюбленности, присутствует влечение, которое является разновидностью потребности, но сводить любовь только к последней - значит сильно упростить этот феномен.

Часто задают вопрос: может ли быть любовь без влюбленности и правда ли, что «стерпится - слюбится»? Читатель, возможно, может вспомнить случаи, когда по мере узнавания человека он начинал казаться более привлекательным и что с течением времени его физическое несовершенство становилось менее заметным. Это наблюдение подтверждается и в ряде исследований. А. Гросс и К. Крофтон (Gross, Crofton, 1977) показывали студентам фотографии людей после того, как зачитывали им их лестные и нелестные характеристики. Человек, представленный как сердечный, склонный к помощи и сочувствию, воспринимался студентами и как более привлекательный. Люди, с которыми у нас есть нечто общее, тоже кажутся нам более привлекательными (Beaman, Klentz, 1983).

Виды любви по отношению к ее объекту

Выделяют несколько разновидностей любви. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любви к Богу. Говорят также о взаимной и неразделенной любви.

Любовь родителей к детям. Э. Фромм (1990) указывает на различия материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловленна - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая - ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

При этом Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе - матери или отце, а о материнском или отцовском начале, которое в определенной степени представлено у обоих родителей.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Заботливость родителей по отношению к своим детям определяется чувствительностью родителей к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой - от назойливости до полного равнодушия.

Любовь детей к матери. По поводу того, за что ребенок любит свою мать, высказываются различные мнения. Фрейд (Freud, 1946) связывает сыновнюю и дочернюю любовь с тем, что мать, кормя и пеленая малышей, удовлетворяет их примитивную - «оральную» или «анальную» - сексуальность. Д. Амброс (Ambrose, 1961) полагает, что, поскольку мать чаще бывает возле ребенка, тот просто «запечатлевает» ее образ. Другие авторы (Condon, Sandler, 1974) ссылаются на эмоциональную общность матери и ребенка, происходящую из их биологической общности в период внутриутробного развития. Более правильной представляется позиция М. И. Лисиной (1986), считающей, что в основе избирательных привязанностей лежит сложный комплекс разнообразных причин.

Сексуальная любовь. Э. Фромм дает следующее абстрактное определение этой любви: это отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им.

Уже в Древней Греции была разработана типология любви: «эрос» - стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность; «филия» - любовь-дружба, приязнь одного человека к другому; «сторге» - привязанность, особенно семейная; «агапе» - жертвенная любовь, любовь к ближнему.

В настоящее время Д. Ли (Lee, 1977) разработана более детальная типология сексуальной любви:

1) эрос - страстная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

2) людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3) сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма - возникает из сочетания людуса и сторге - рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

5) мания - появляется как сочетание эроса и людуса, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Для женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные проявления любви, а молодым мужчинам более свойственна эротическая и особенно людическая любовь.

В ряде исследований сделана попытка показать, что каждому человеку присущ какой-то один вид любви, который связан с личностными характеристиками. Так, высокая самооценка имеет положительную связь со страстной любовью, но отрицательную - со сторге и манией, а тревожно-амбивалентный тип привязанности - с манией, т. е. зависимым стилем любви (Hendrick et al., 1988; C. Hendrick, S. Hendrick, 1989). Экстраверты одобряют такие типы любви, как эрос и людус, а высокотревожные - манию при низкой оценке прагмы (Davies, 1996). Интерналы в отличие от экстерналов смотрят на любовь более рационально, более скептически относятся к представлению о романтической любви (Dion, Dion, 1985).

В то же время выявлено снижение предпочтения игрового стиля (людуса) с увеличением длительности любовных отношений (Frazier, Esterly, 1990).

Первые попытки определить стержневые характеристики (компоненты) любви с помощью факторного анализа привели к выделению двух: 1) эмоциональная поддержка объекта любви и 2) толерантность к его недостаткам и требованиям (Swensen, Gilner, 1964). З. Рабин (Rаbin, 1970) включил в любовь заботу, потребность и доверие к другому. Однако эти составляющие присущи и дружбе. Динер и Пышчинский (Diner, Pyszczynski, 1978) упростили любовь до высокой симпатии и сексуального влечения, а Педерсон и Шумейкер (Pederson, Shoemaker, 1993) понимают любовь как пятикомпонентное явление, в которое входят: 1) совместность - активность, осуществляемая только с романтическим партнером; 2) выражение - вербальное и невербальное выражения (проявления) склонности и привязанности; 3) намерение и коммуникация - осознание проблем партнера по любви и способность обсуждать и решать эти проблемы; 4) романтичность - наличие идеализированных установок по отношению к любовным взаимоотношениям, подчеркивающих волнение в присутствии любимого человека; 5) сензитивность и спонтанность - готовность отвечать на спонтанные желания партнера.

Девис и Тодд (Davis, Todd, 1982) понимают любовь как дружбу, осложненную страстью (завороженностью, исключительностью и особым типом сексуального удовлетворения).

Р. Стернберг (Sternberg, Barnes,1988) разработал трехкомпонентную теорию любви. Первая составляющая любви - интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов.

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом), возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви - страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Между интимностью и страстью соотношения неоднозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость - страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третья составляющая любви - решение-обязательство (ответственность). Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект - в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

И эта составляющая неоднозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 14.3).

Таблица 14.3. Систематика видов любви Р. Стернберга

Примечание: (+) - компонент присутствует; (-) - компонент отсутствует.

Эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

Большинство вступающих в брачные отношения полагают, что они руководствуются совершенной любовью. Однако нередки случаи, когда за таковую принимают слепое увлечение. Чаще всего бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-дружба.

Острой стадией любви является влюбленность.

Страстная любовь (влюбленность)

Влюбленность - это страстное влечение к кому-нибудь. Как пишет Э. Хатфилд (Hatfield, 1988, p. 193), это состояние «непреодолимого желания соединиться с другим человеком». Отличительным признаком влюбленности от всех других видов эмоциональных отношений является половая страсть. Э. Фромм (1990) пишет, что влюбленность принято считать вершиной любви, на самом же деле она только начало и только возможность обретения любви.

Влюбленность является устойчивым эмоциональным состоянием, длящимся от нескольких месяцев до двух лет и обладающим всеми признаками физиологической доминанты. Имеются данные, что влюбленность связана с появлением в крови или повышением содержания некоторых биохимических веществ - эндорфинов и окситоцина. Мужчины более влюбчивы, чем женщины (Dion, Dion, 1985; Peplau, Gordon, 1985). Однако влюбленные женщины более эмоциональны. Их несколько больше, чем мужчин, волнуют доверительность в отношениях и забота о партнере. Мужчины же более, чем женщины, придают значение игровой стороне отношений и физической близости (Hendrick, Hendrick, 1995).

Страстная любовь - это чувство, которое, как вам кажется, вы испытываете не только тогда, когда любите кого-либо, но и тогда, когда «влюблены». По мнению Сары Мейерс и Эллен Бершайд, слова: «Я люблю тебя, но не влюблена» означают следующее: «Ты мне нравишься. Мне не все равно, что будет с тобой. По-моему, ты - замечательный. Но я не испытываю к тебе сексуального влечения. Мое чувство - storge (дружба), а не eros (страсть)» (Meyers, Berscheid, 1997).

Майерс Д., 2004, с. 533.

С. В. Ковалев (1988) говорит о возрастных периодах проявления влюбленности. Уже в возрасте 3 лет мальчику или девочке начинает очень нравиться (строго по признаку определенного пола) другой ребенок одного с ним или более старшего (что больше свойственно девочкам) возраста.

Второй период - возраст 7–8 лет, когда полудетская влюбленность проявляется во взаимной нежности и жалости.

Третий период - подростковый возраст (12–13 лет), когда чувство к человеку противоположного пола выражается в возрастающей тяге к общению, большом интересе к объекту любви и своеобразном фетишизме (когда особо привлекает какой-то один компонент внешности: волосы, ноги и т. п.).

Четвертый период - юношеский возраст (15–17 лет), когда влюбленность носит почти «взрослый» характер, так как основывается на тяге к глубокой личной интимности, стремлении познать личность объекта влюбленности.

Если у вас есть брат - однояйцевый близнец, который помолвлен с какой-то девушкой, велика ли вероятность того, что вы, будучи во многом похожи на своего брата, влюбитесь в его невесту? Нет, не велика (Lykken, Tellegen, 1993). Авторы отмечают, что только половине опрошенных ими мужчин действительно очень нравились невесты братьев-близнецов и лишь 5 % сказали, что «могли бы влюбиться в них». По мнению Лайккена и Телегена, романтическая любовь часто очень похожа на импринтинг - феномен, выявленный в экспериментах с утятами. Одного лишь повторяющегося появления человека в поле нашего зрения достаточно для того, чтобы мы увлеклись им независимо от того, кто он, лишь бы он - пусть и отдаленно - был похож на нас и отвечал нам взаимностью.

Майерс Д., 2004, с. 500.

Влюбленность, как правило, вызывается чисто внешней привлекательностью человека и даже отдельными чертами внешности (можно увлечься из-за глаз, улыбки, походки девушки). Немаловажное значение имеет и феномен «взаимного восхищения»: когда человек испытывает потребность «принадлежать» и осознает, что кто-то его принимает и любит, он склонен отвечать взаимностью. Как отмечает Арон с соавторами (Aron et al., 1989), рассказы разных людей о том, как они влюблялись, подтверждают это. Когда человек обнаруживает, что кто-то привлекательный искренне любит его, в нем пробуждаются романтические чувства. Это проверено и экспериментально: люди, которым говорят, что кто-то любит их или восхищается ими, как правило, начинают испытывать ответную симпатию (Bersheid, Walster, 1978).

Человек, испытывающий страстную любовь, выражает ее физически: его глаза говорят и о том, что он в восторге от своего партнера, и о том, что он считает их отношения исключительными. То, что это действительно так, доказал Зик Рубин (Rubin, 1970). Он разработал некую «шкалу любви» и применил ее в эксперименте, участниками которого стали сотни влюбленных пар из Мичиганского университета. Через стекло с односторонним зеркальным покрытием Рубин наблюдал за участниками эксперимента, находившимися в приемной, обращая внимание на зрительный контакт между «слабо любящими» и «сильно любящими» друг друга парами. Вывод, к которому он пришел, не удивит вас: «сильно любящие» пары выдавали себя тем, что подолгу смотрели друг другу в глаза.

Майерс Д., 2004, с. 533.

С. Пиле (Peele, 1988) отмечает возможное развитие у влюбленного зависимости по отношению к объекту своей страсти, подобной алкогольной или наркотической зависимости, так как человек теряет способность управлять собой и плохо осознает происходящее.

В период влюбленности ее объект кажется прекрасным и недостижимым. Человек рисует в своем воображении красочный и прекрасный образ, который может вовсе не соответствовать действительности.

Влюбленность - это торжество воображения над разумом.

Из высказывания одного из героев к/ф «О любви в любую погоду»

Воображение влюбленного переполнено объектом влюбленности до такой степени, что он перестает замечать не только окружающих, но и самого себя. Влюбленный хочет постоянно находиться рядом со своим обожаемым объектом, поэтому ради этого может забросить все свои дела. Он находится в состоянии эйфории, мечтательности, у него может появиться бессонница, ему становится трудно концентрировать внимание (K. K. Dion, K. L. Dion). Однако бессмертной влюбленности, воспетой Данте, Петраркой, Шекспиром, в действительности не бывает, и рано или поздно, когда влюбленный начинает анализировать реальное поведение возлюбленного и когда оказывается, что оно не совпадает с его идеалом, дымка рассеивается и он начинает медленно спускаться с небес на землю. Влюбленность часто оказывается псевдолюбовью.

Почему говорят: «влюбленный»? Надо было бы говорить «одержимый».

В. Гюго

Однако даже если отношения продолжаются, ослепленность влюбленного все равно прекращается. Влюбленность из остро переживаемого состояния превращается в любовь, т. е. в положительное, но лишенное страсти отношение к возлюбленному как ценному для него объекту. Одним из механизмов ослабления переживания страсти при влюбленности является адаптация, привыкание к постоянно действующим раздражителям, впечатлениям.

Чувство страстной любви знакомо не только любовникам. Годовалые дети испытывают к своим родителям страстную привязанность (Shaver et al., 1988). Во многом их поведение напоминает поведение юных влюбленных: они с радостью принимают физические проявления нежности, переживают разлуку. Выражают восторг при встрече и получают огромное удовольствие от всех знаков внимания и одобрения.

Майерс Д., 2004, с. 540.

Есть люди, которые легко и часто влюбляются. Это так называемые влюбчивые субъекты. В то же время возникновение состояния влюбленности находится под произвольным контролем человека. Оно может им мотивироваться: человек просто решает, что ему надо в кого-нибудь влюбиться. Ф. Ларошфуко говорил по этому поводу: «Иные люди только потому и влюбляются, что они наслышаны о любви» (1971, с. 160). Период влюбленности, который длится от нескольких месяцев до двух лет, важен для определения дальнейших взаимоотношений. В этот период во время свиданий у молодых людей формируются впечатления друг о друге, которые являются основой для определения будущих отношений в форме брака или же прекращения отношений.

…Более полезны для психологического понимания описательные подходы при анализе отдельных явлений любви типа понятия «наваждение» у Дороти Теннов, где рассматривается «любовь с первого взгляда», когда уже с первой встречи два человека оказываются полностью увлеченными друг другом, охваченными всепоглощающей страстью, как любовь Ромео и Джульетты (Tennov, 1979). Согласно Теннов, такая любовь может длиться только в том случае, если она или безответна, или по меньшей мере не удовлетворена. «Наваждение» состоит из состояния интенсивного вожделения к другому человеку, которое носит столь навязчивый характер, что человек все время отсутствия контакта фантазирует о любимом, часто пользуясь для этого фотографиями или небольшими подарками. Это, по ее мнению, не может продолжаться долго, и если желаемые взаимоотношения реально устанавливаются, то наваждение гаснет, а привлекательность иногда исчезает очень быстро. «Наваждение» может выжить лишь в условиях случайного или прерывающегося подкрепления, т. е. чувство становится столь сильным в условиях принципиально недостижимой цели (Tennov, 1979).

Представляет известный интерес и описание динамики феномена «рокового влечения» у Фелмли. Она выделяет следующий набор качеств у партнеров, вызывающих такое влечение: веселые, заботливые, умные, внешне привлекательные, необычные. В последующем происходит реинтерпретация этих качеств и разрыв отношений. «Веселость» начинает интерпретироваться как «недостаток зрелости», «заботливость» оборачивается ревностью, ум - эгоизмом, «физические качества» ограничивают отношения лишь сексом, а необычность начинает интерпретироваться как «с приветом» (Felmlee, 1995).

БрееславГ. М., 2004, с. 343–344.

Со временем взаимоотношения влюбленных, если они сохраняются, переходят в отношения с меньшей эмоциональной интенсивностью, но с большей доверительной близостью, которые называются любовью-дружбой (Bersheid, Walster, 1978).

Любовь-дружба

В отличие от любви-страсти с ее необузданными эмоциями любовь-дружба - менее бравурная, но более глубокая связь. Если влюбляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота не вечна. Грузинский поэт Н. Бараташвили так написал об этом:

Мужское отрезвленье - не измена.

Красавицы, как вы ни хороши,

Очарованье внешности мгновенно,

Краса лица - не красота души.

Печать красы, как всякий отпечаток,

Когда-нибудь сотрется и сойдет,

Со стороны мужчины недостаток:

Любить не сущность, а ее налет.

Природа красоты - иного корня

И вся насквозь божественна до дна,

И к этой красоте, как к силе горней,

В нас вечная любовь заронена.

Та красота сквозит в душевном строе

И никогда не может быть стара.

Навек блаженны любящие двое,

Кто живы силами ее добра.

Лишь между ними чувством все согрето,

И если есть на свете рай земной -

Он во взаимной преданности этой,

В бессмертной этой красоте двойной.

В любви-дружбе возрастает роль других факторов, в частности - общности нравственных ценностей, забота о потомстве и прочее. Чем менее родители поглощены друг другом, тем больше у детей шансов вырасти здоровыми и психически развитыми (Kenrick, Trost, 1987). Поэтому ослабление влюбленности можно рассматривать как естественный адаптивный процесс.

Однако к супругам, прожившим вместе более 20 лет, романтическое чувство может снова возвратиться после того, как подросшие дети разлетаются из семейного гнезда и у родителей появляется возможность снова сосредоточить свое внимание друг на друге.

Только прожив в браке четверть века, мужчина и женщина поймут, что такое любовь.

Марк Твен

В одном исследовании, проведенном индийскими учеными, обнаружен парадоксальный факт: супруги, поженившиеся по любви, после 5 лет совместной жизни стали меньше испытывать романтическую любовь, в то время как супруги, состоящие в «договорном» браке, с течением времени начинают любить друга все сильнее (Gupta, Singh, 1982). Как здесь не вспомнить наше отечественное утверждение: «Стерпится - слюбится» про тех, кого выдавали замуж или женили насильно, по расчету.

Возникает вопрос: чем любовь-дружба отличается от простой дружбы? Одно из отличий состоит, очевидно, в том, что у дружбы отсутствует чувство собственности. Кроме того, дружить можно со многими, а объект каждого вида любви, как правило, один. Наконец, товарищество ориентировано на групповые цели. Если симпатия и любовь могут быть односторонними, то дружба таковой быть не может. Она предполагает межличностную аттракцию, т. е. проявление дружеских чувств с обеих сторон. Только в этом случае дружба может выполнять функции удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социального взаимодействия и диалога личностей, принимающего характер личных (интимно-доверительных) отношений. Кроме того, дружба по сравнению с симпатией, влечением, любовью имеет более осознанный, прагматичный характер.

По Платонову, чувство дружбы к объекту другого пола может входить в чувство половой любви, но может и не быть связано с ней.

Псевдолюбовь

Э. Фромм пишет о нескольких видах псевдолюбви. Один из них он назвал невротической любовью, когда оба «любовника» больше привязаны не друг к другу, а к своим родителям, и выбирают себе объект любви не как самоценную личность, а как воплощение в ней черт своих родителей. Матерински ориентированные мужчины в своих любовных отношениях часто остаются детьми и требуют от женщины, так же как в свое время от матери, материнской любви. Они бывают добрыми, нежными, но беспомощными и безвольными. Их отношение к женщине остается поверхностным и безответственным, а цель - скорее быть любимым, а не любить. Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, если она хочет быть любимой и окруженной вниманием и не согласна прощать ему любовные дела с другими женщинами, то мужчина чувствует себя глубоко задетым и разочарованным.

Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые в детстве были очень привязаны к своему отцу. Став взрослыми, они ищут такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты их отца, и обычно крепко привязываются к нему. Такая женщина бывает счастлива с мужем, который заботится о ней, как о ребенке.

Другая разновидность псевдолюбви - фанатичная любовь к кумиру. Это самоуничтожающая любовь, любовь-поклонение, любовь-обожествление. Человек, любящий так другого человека, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того чтобы приобретать. Это не любовь, а идолопоклонничество.

К псевдолюбви Э. Фромм относит и сентиментальную любовь. Здесь на первый план выходит ритуальное, поверхностное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы, без наличия глубокого чувства к «любовнику». Человек с сентиментальной любовью скорее занят самолюбованием, самим собой, чем проявлением чувства любви, на которое он, вероятно, вообще не способен.

Э. Фромм отмечает, что любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна, потому что в ней нет настоящего высокого чувства. Сексуальное влечение может скрепить любовь, но для этого она должна быть. Без любви сексуальный акт создает лишь видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга, пишет Э. Фромм. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и сознательна.

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Любовь к Богу или любовь к Людям? «Бог тебя позовет!»– Да мало ли кто меня позовет! Я еще подумаю, нужно ли мне идти к нему.«Приди к Богу, и тебе откроются новые духовные горизонты!»– Ну что ж, возможно, я захочу сделать себе такой подарок и попользую Бога таким образом. К

Два вида любви: любовь безусловная и любовь озабоченная. Выбор за вами Безусловная любовь не считает ребёнка ни слишком мудрым, ни слишком наивным. Она видит его таким. Каков он есть. И принимает его незнание и несовершенство, и его внутреннюю гармонию. Она учит ЗАРАНЕЕ.

Из книги Душа человека автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага автора Казакевич Александр Владимирович

«Любовь – это не любовь, пока ее не подаришь» «Существовать ради самого себя – значит быть ничем», – сказал американский психолог Б. Скиннер. Действительно, эгоизм, жизнь для себя неизбежно приводит человека к одиночеству. А что есть одиночество? Как заметила мать

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

5.1. Настоящая любовь - это любовь с первого взгляда Это мнение отражает красивый миф о половинках, которые ищут друг друга по свету, а когда находят, между ними вспыхивает настоящая любовь. «Любовь дана нам свыше, браки заключаются на небесах!» - провозглашают сторонники

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

6. НАША ГЛАВНАЯ ЛЮБОВЬ - ЛЮБОВЬ К САМОМУ СЕБЕ Слово «любовь» необычное, в нем слышатся отзвуки теп­ла, красоты и даже героизма. Если любовь приносит горе, а не радость, то по крайней мере это горе, окрашенное вели­чием. Любовь почитает любящего и может иногда просла­вить его.

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Любовь украшает, любовь усиливает Влюбленный видит в любимой больше, чем кто-нибудь другой. Он восхищается ее внешностью, преувеличивает красоту лица, фигуры или личности. Он вкладывает в нее то, чего в ней нет, но это неважно: он хочет, чтобы так было, он в ней это видит и

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Настоящая любовь не ставит условий. Ваша любовь – настоящая? Понятие безусловной любви было впервые введено в обиход немецким психологом и психоаналитиком Эрихом Фроммом. Безусловная любовь – это любовь, которая ни от чего не зависит и не ставит никаких условий. Иными

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Из книги автора

Любовь – ненависть – любовь Психологи говорят, что из всех способов поощрения наибольшее привыкание вызывает подкрепление через нефиксированные интервалы. Этот подход используется в видео– и азартных играх. Мы выигрываем настолько часто, чтобы у нас не пропадало

Куросаки, к доске!
- А я не хочу.
- Я сказал к доске!
- Вам это надо, вы и идите.
- Я вызову родителей!
- Пожалуйста, как хотите. Становитесь под провода, поорите, может они вас услышат.
- Как ты со мной разговариваешь?!
- Как хочу так и разговариваю.
- Ну все, мелкая, ты доигралась.
Видимо я его все таки довела. Этот шпендель меня уже задрал! Каждый урок ко мне цепляется,как колючка, не отодрать. Вот, взял мой дневник, сейчас разукрасит его в цвета Красной армии...Хотя, ну и пусть. Родители все равно не придут. Пусть он хоть застрелится, а отец в школу не появиться.
Я равнодушно смотрела на то, как учитель что-то пишет в моем дневнике. Вот уж и заноза в пятой точке. Как же меня бесит эта белобрысая макушка, глубокие, изумрудно-зеленые глаза и эта улыбка... Господи, о чем я думаю!?
Я отвернулась и посмотрела в окно. Наконец-то пошёл снег. Вот уже прошёл месяц нового года,хотя не такой уж он и новый, а снег пошёл только сегодня. Блин, как не хочется ходить в школу, а пойти бы просто погулять в парке, ловить снежинки и лепить снеговика с младшей сестрёнкой и братом...Ха, размечталась. Это чмо белобрысое фиг меня отпустит.
Наконец-то Хицугая закончил украшать мой и без того красивый дневник, и через несколько мгновений он оказался у меня на парте. Я равнодушно посмотрела на тонкую тетрадку и опять отвернулась к окну. Все пятнадцать минут урока, которые длились после нашей маленькой перепалки наконец-то прошли. На моё удивление, это зеленоглазое "такси" ко мне не лезло и когда наконец кончился урок я первой выскочила из класса, даже не записав домашку. Ну и пусть. Её я делать не собираюсь на зло этому карлику. К счастью, это был последний урок. Я оделась и выскочила на улицу. Надо ещё забежать в магазин и купить конфет для Юзу, ведь она, бедняжка, заболела.
Я быстрым и бодрым шагом шла по улице города. Шёл снег, который напоминал мне небольших белых балерин. Они кружились вокруг меня, создавая волшебное настроение. Ничто, даже этот "учитель" не сможет испортить мне моё особое настроение.
Я забежала в магазин, купила сладостей и направилась домой.
- Юзу, Ичиго, я дома! - провопила я, стягивая из себя ботинки и вешая пальто в шкаф. Потом направилась на кухню. За столом сидел отец. Он был явно усталый, огорчённый и...Сердитый. Он посмотрел на меня и строгим голосом спросил:
- Ты мне ничего не хочешь сказать или показать?
Я застыла. Он уже знал о сегодняшним.
- Ты уже знаешь...
- Да, знаю. Карин, ты выпускница. Тебе нельзя портить отношения с учителями.
- Но пап, он сам начал! Я не виновата в том, что этот идиот не понял моего ответа и...
- Он не идиот, а учитель. Пойми, ты взрослая девочка, тебе нельзя так говорить о людях, тем более если ты даже плохо их знаешь.
- Зато я знаю что он идиот и простофиля с манией величия и тараканами в голове!
- Карин...- отец строго посмотрел на меня. - Завтра ты подойдёшь к нему и извинишься. И я не хочу слышать возражений. И ещё одно. Попросись к нему на репетиторство.
- Что?! - я чуть-ли не захлебнулась от возмущения.
- Это будет твоим наказанием. Это во-первых. Во-вторых, тебе надо подтянуть физику, а в-третьих, таким образом вы сможете подружиться.
- МЫ подружимся только тогда, когда над одним из нас будет три метра земли! - проворчала я, но перечить отцу не посмела.
- Карин, ты обещаешь мне что помиришься с учителем?
- Д-да...- произнесла я сквозь зубы. - Обещаю.
Папа только улыбнулся.
- Есть хочешь? - спросил он уже ласковым голосом.
- Нет,все это мне настроение испортило и аппетит отогнало.
- Ну тогда иди и садись за уроки.
- Угу.
***
Утро наступило не вовремя. Сегодня день должен был быть ужасным. Мне ведь надо поговорить с этим чудовищем. Физика у нас на четвёртом уроке. Ну что же, посмотрим что это за птица, наш Хицугая Тоширо.
Все три первые урока я просидела тише воды, ниже травы. Я не хотела ни с кем разговаривать и никого видеть, а если меня кто-то о чем то спрашивал, я отвечала только неразборчивым бормотанием.
Наконец-то пришёл мой смертный час. Перемена пролетела как удар кнутом. Вот прозвучал звонок. В класс вошек этот карлик.И я, скрипя зубами, поднялась и провела его взглядом к учительскому столу.
- Здравствуйте, класс. - спокойно сказал учитель. - Садитесь.
Я как мешок шлёпнулась на стул. Сейчас начнёт проверять домашку...
- И так, домашнее задание нам хочет показать...Куросаки.
Я встала. Осмотрела класс и ответила:
- Я не сделала...
- Почему?
- Не было времени.
- Садись. Пока-что точка.
Я не на шутку удивилась. Он не поставил мне двойки?!
- Куросаки, садись я сказал. Ты не вешалка, чтоб стоять.
Я плюхнулась на стул. Неужели это сказал он?!
Весь урок прошёл спокойно. Я, как и обещала отцу, сидела тихо, ничего лишнего не тявкала. И вот, наконец, прозвенел спасательный звонок. Мои одноклассники собрали вещи, но я специально медлила. Когда наконец все ушли, я подошла к преподавательскому столу.
- Ты что-то хотела, Куросаки? - спросил учитель.
- Да. Я хотела бы извинится.
Чего-чего, а такого заявления от меня он не ожидал. Парень просто посмотрел на меня через свои очки, тяжело вздохнул и сказал:
- С чего это вдруг ты решила уложить мир?
- Это не мир, а временное перемирие.
Учитель улыбнулся:
- Ладно, пускай будет временное перемирие. У тебя все?
- Нет. Я бы хотела спросить...Вы бы не могли со мной позаниматься физикой?
- Нет.
- Почему?!
- Потому что нет. Наш разговор окончен. Иди, а то на следующий урок опоздаешь.
Блин, как же так?! Я его по-человечески попросила, а он...А он большой бака! Я набралась такой злости и желания треснуть его по белобрысой башке, но как-то удержала этот порыв. Когда я была возле двери он позвал меня:
- Эй, Куросаки, что ты сегодня делаешь после уроков?
Я застыла, а потом заорала:
- Извращенец мелкий!
- Что?! - Хицугая такого явно не ожидал. - Дура, я не то о чем ты подумала имел в виду! Я просто хотел тебе сказать чтоб ты после уроков пришла в кабинет физики. Так уж и быть, я помогу тебе.
- С чего это вдруг?
- Ты отличница, идёшь на золотую медаль. У тебя даже с физ-рой все в порядке. Физика портит весь вид. Так что после уроков зайдёшь ко мне в кабинет.
- Хорошо! - обрадовалась я и вышла из кабинета.

Конец POV Карин.

POV Тоширо
- Блин, ты что даже этого не знаешь?!
Как же достала эта маленькая незнайка. Уже три с половиной часа пытаюсь выяснить что именно она знает по моему предмету, но не получается.
- Да не знаю я этого! Не знаю!
Блин, она сейчас расплачется. Так, спокойно, Тоширо, надо взять себя в руки.
- Карин. - уже спокойно говорю я. - Понимаю что физика тебе в жизни не пригодится, но я не смогу тебе просто так поставить оценку за красивые глазки.
- Но я не знаю!.
- Ну и что мне с тобой делать? Значит так, на сегодня все. Мы тут и так уже три часа сидим. Тем более уже темнеет.
- За мной брат выйдет. - ответила мне девушка и быстро начала собирать вещи. Я подошёл к окну. Из-за снегопада не светились фонари. Карин собрала вещи и я услышал как девушка набирает чей-то номер.
- Ало, братик, выйди за мной. Почему так долго? У меня было дополнительное занятие по физике. Что? Как так? Почему?! Что? Ну Ичи! Ладно, пока.
Девушка тяжело вздохнула. Я обернулся и спросил:
- Что-то не так?
- Да нет, что вы. Просто домой я пойду одна.
- Не боишься?
- Нет, не в первый раз мне одной домой идти. До свидания.
Куросаки вышла из класса. Я все также остался возле окна, из которого было хорошо видно вход в школу. Через несколько минут на пороге появилась девушка. Она остановилась, посмотрела вокруг и нерешительно пошла, скрываясь за деревьями. Несколько минут я стоял и в моей душе зародился клубок переживания за ученицу.
Я пулей выскочил из класса, быстро надел куртку и погнал на улицу. Нет, она не могла далеко уйти. На угле улицы я увидел девчонку и побежал за ней. На моё удивление она не испугалась когда услышала быстрые шаги у себя за спиной, а просто обернулась.
- Что-то случилось? - спросила она.
- Нет. Я просто тебя проведу. Темно уже, как ни крути.
- Зачем?
- А вдруг с тобой что-то случится? Все это будет на моей совести.
- Пф, больно надо.
Мы молча продолжили свой путь. Карин была довольно молчаливой девушкой и я тоже не очень хотел нарушать молчание. Ведь говорить-то, если по правде судить, не о чем. Мы просто молча шли весь путь. Фонари нигде не горели и я слегка радовался что пошёл, ведь оставлять девушку одной, ночью и на улице было как-то... не правильно. Наконец-то мы пришли к её дому.
- Так значит твои родители врачи? - спросил я, читая вывеску над входом.
- Да. До свидания, учитель.
Я провёл девушку взглядом. Потом, тяжело вздохнув, направился в сторону своего дома.

Конец POV Тоширо

POV Карин.
Эх, февраль пролетел стрелой. Каждый четверг и пятницу я занималась физикой вместе с Тоширо. Оказалось, он совсем не такой как я думала. За этот месяц мы с ним хорошенько сдружились. Когда-то я думала, что он угрюмый и молчаливый зануда, но познакомившись ближе, я поняла что он иногда может быть достаточно весёлым и смешным парнем. Мы отлично проводили время вместе. После занятий он проводил меня домой, не смотря на все мои возражения. Да я, если честно, иногда получала удовольствие от простой прогулки с ним. Все таки мой отец был прав, когда говорил что первый взгляд может обмануть.
К стати, я наконец смогла понять физику. Занятия с Тоширо мне очень помогли. Теперь я с удовольствием ходила на когда-то ненавистный урок. И ещё - я приобрела настоящего друга. Я всегда могла положиться на него и доверить любую тайну. Иногда, подруги шутили надо мной, что я нашла себя парня. Ага, черта с два! Не дождутся.
Но наши отношения обострились в один роковой день. После физики в четверг, Тоширо позвал меня к себе.
- Карин, - как всегда спокойно произнёс он. - Сегодня дополнительного занятия не будет.
- Почему? - я немного огорчилась.
- По личным обстоятельствам. Но завтра - обязательно.
- Хорошо, учитель.
Я вышла из кабинета. Чем бы заняться, ведь вечерок свободный.
- Эй, Куросаки! - кто-то позвал меня. Я обернулась и увидела одного парня из противоположного класса.
- Чё тебе надо, Фудзирава?
- Эмм, что ты сегодня планируешь делать после уроков?
- Какая разница? А ты что то хотел?
- Да вот спросить хотел...Ты бы не согласилась пойти погулять со мной?
- Прости, я занята.
Не ожидая ответа я пошла по коридору. Зачем я солгала? Не знаю. Но все равно как-то не очень хотелось идти куда-то. Лучше посижу дома, чаек выпью...Стоп, что это? Я остановилась и посмотрела в окно.
ОНА стояла возле ворот школы. Одета она была в короткий лиловый плащик и довольно смешной берет на голове, а в руках она держала нераскрытый зонтик. Девушка была довольно миловидной, а возрастом была примерно такая же как и Тоширо. Кто же она такая? И что забыла возле моей школы? Ответ не заставил себя ждать. Спокойным шагом от здания шёл Хицугая. Он просто подошёл к незнакомке (должна заметить она ему улыбнулась!), перекинулся с ней парочкой слов и они не спеша пошли по улице.
От увиденной сценки что-то защемило в груди. Какое-то непонятное чувство овладело мной. Неужели это его девушка?!
Я опёрлась на подоконник. Подумаешь, девушка...Ну и что? Мне то какое дело к его личному фронту?
А может это вовсе не девушка, а сестра? Ну да, у каждого парня может быть сестра.
Эта мысль меня успокоила и я пошла в класс, ведь прозвенел звонок. Все оставшиеся уроки я сидела погружена в мысли. Когда прозвенел звонок, я вышла из класса, потом со школы и направилась в сторону дома. Мне в голову пришло какое-то нелепое желание пойти в парк. Я вытащила свой телефон посмотреть на часы. Блин, как не привычно...Обычно в такое время я ещё в школе, сижу и слушаю рассказы Тоширо об физике.
Я услышала чей-то разговор, но он резко оборвался. Я подняла голову и в шоке застыла: они сидели рядом друг с другом. Она потонула в его крепких объятьях, а он...Он ласкал её по спине, целовал и, кажется, улыбался.
Горький клубок подкатился к моему горлу и вылился наружу под видом слез. Я бросилась домой. Он просто учитель, но почему мне так больно? Почему, пожалуйста дайте мне кто-нибудь ответ! Не помню как я оказалась дома и что было потом. Я просто завалилась в кровать, а слезы сами по себе катились с моих глаз. Не помню сколько времени я провалялась, но когда проснулась было уже утро.
Конец POV Карин.

POV Тоширо
Я молча провёл взглядом Карин. Кажется она огорчилась. Ну да ладно. Я поднялся и вышел в коридор, а затем в холл. Блин. Почему Микото приехала так не в вовремя? И вообще, зачем она приехала?
Я оделся, вышел на улицу и увидел её. Без лишних колебаний направился к девушке. Когда я подошёл к ней она улыбнулась:
- Привет, Широ-тян.
- Здорова.
- Как дела?
- Нормально. Зачем ты приехала?
- Я просто хотела тебя видеть.
- И это все? Увидела? Как видишь, жив, здоров. А теперь можешь уезжать.
- Ну зачем ты так, Широ-тян?
- Не называй меня Широ-тян.
- Как скажешь. Может пройдёмся?
- Эх, пошли, коль пришла.
Мы молча направились в парк. Присутствие Микото меня не очень радовало. Наконец я не выдержал и спросил:
- А если честно, то зачем ты приехала?
- Говорю же, тебя увидеть.
Я тяжело вздохнул. А день так замечательно начинался...
Мы очень долго гуляли. Время от времени мы о чем-то говорили, но разговор сразу же угасал, не успевая загореться.
Я посмотрел на часы. 16.00. Я должен бы бил встретиться с Карин. Эх, не судьба. Я и Микото шли по парку.
- Эй, Тоширо, давай присядем, я поговорить хочу.
Я только пожал плечами и сел на скамейку.
- О чем?
- О нас с тобой.
- Микото, нас с тобой больше нет. И не будет, понимаешь?
- Но...Почему?
- Вспомни хорошенько. Ты первая поставила точку в наших отношениях.
- Это была не точка, а запитая.
- Нет, точка. Ты сказала что...Что мы не можем быть вместе.
- Это была ошибка.
- Нет, ошибкой было то, что мы встречались.
- Но...Мы ведь любили друг друга!
- Прошла любовь, завяли помидоры.
- Но...Что ты такое говоришь?!
- Пойми, Микото, мы слишком разные.
- Противоположности притягиваются.
- Это просто физика. А любовь - химия.
- Ну и что?
- Ну и все. Прости, Микото, я должен идти.
Я не успел подняться, как девушка схватила меня за руку. Миг - и я ощутил прикосновение её мягких губ. Это было очень неожиданно. А ещё я увидел Карин. Девушка стояла за несколько шагов от скамейки. Все что я смог увидеть на её лице - это застылое выражения и несколько слезинок, которые скатились по её щекам.
Я оттолкнул Микото.
- Что ты делаешь?!
- Тоширо, я...
- Я же сказал, что между нами все кончено! Я тебя умоляю, уходи. Хватит причинять мне боль!
- Что?!
- Пожалуйста, уходи. И не возвращайся в мою жизнь.
Сказав это я ушёл, оставляя бывшую девушку одну. Взглядом я искал Карин чтоб объяснить ей все то, что случилось. Но её уже не было. Что то странное творилось у меня на душе. Она плакала. Но почему? Какой же я дурак...
Вот так я бранил себя, пытаясь взглядом найти Куросаки. Но не тут это было. Этот шустрик ушёл от меня...
На следующий день во мне пылала надежда увидеть ученицу. Каждую перемену я искал её взглядом, пытаясь найти в толпе эту до боли знакомую девушку, но её ни где не было. Но вот свершилось чудо. Я увидел её и радость загорелась во мне как фонарик. Но не успела она появится, как сразу же исчезла. Карин шла под ручку со своим одноклассником и весело с ним общалась, даже не обращая на меня внимания. Кажется, теперь я понял что происходило с ней вчера.
Остаток дня я провёл как пьяный. А потом, как только закончились уроки, мигом ушёл со школы...
Это было моё любимое место. На этом утёсе можно было видеть весь город как на ладошке. Я сидел и смотрел на небо. Солнце медленно садилось за горизонт, бросая последние лучи на ещё замерзлую после зимней стужи, землю. Я ни о чем не думал. Моя голова была пустая, и никаких мыслей в ней не было. Просто как-то дохло на душе, вот и все.
Я услышал за спиной шаги и моё настроение ещё хуже испортилось. Моя ученица шла со своим ухажером под ручку, даже не посмотрев на меня. Злость, обида и разочарование смешались во мне в одну симфонию. И я понял для себя одну вещь: я влюбился. По настоящему. За этот месяц я обрёл не только друга, но и любимую девушку. Я понял что она стала для меня смыслом моей жизни. Но этот смысл ушёл от меня...
Я мог бы долго сидеть и вот так философствовать, но позади меня раздался чей-то испуганный крик. Я вскочил на ноги и побежал на звук.
Их было трое. Три высоких пацана окружили Карин полукругом, а парень втихомолку сбежал.
- Эй вы, - спокойно произнёс я. - А вам не кажется это слишком? Трое взрослых мужиков на одну маленькую девушку?
- Ты вообще кто такой? - спросил самый мордатый из шайки.
- Я слишком гордый человек, чтоб отвечать на вопросы всякого мусора.
- Эй, коротышка, вали от сюда пока руки-ноги целы.
- Пожалуйста, путь свободен. Можете идти. Или вы настолько тупые, что не можете сами дороги найти?
- Что? Ах ты мразь мелкая!
Все трое набросились на меня как собаки на кусок мяса. Идиоты. Я с лёгкостью дал им отпор, даже не используя грубой силы. Ведь чем они больше, тем тяжелее им уворачиваться. Разве не так я говорю?
Когда я хотел подойти к девушке, один вытащил нож и набросился на меня размахивая им. К счастью, я вовремя подставил левую руку и нож прошел между указательным и средним пальцем.
- Ты думаешь что я настолько тупой, чтоб открыться вам? Вот уж нет.
Я просто потянул громилу на себя, ударив его кулаком прямо в картохоподобный нос, от чего тот пошатнулся и упал на спину. Потом вытащил телефон и позвонил в полицию:
- Ало. Добрый вечер. Полиция? Трое с ножом напали на меня и мою девушку. Что? Адрес? Нет, мы в парке на горе, возле утёса. Ага, конечно. Ждем.
Я спрятал телефон, а вместо него вытащил платок и перевязал царапину.
- Ты как? - спросил я, когда подошёл к Карин. Девушка была напугана, но цела. Увидев что мой платок весь в крови, она испугано ойкнула:
- Тоширо...Ты ранен!
- Это не ранение, а просто царапина. От такого не умирают. С тобой все в порядке?
- Да, конечно. - Куросаки выдавила из себя улыбку.
- А где этот...Как его...
- Фудзирава? Удрал, как последний трус.
- Эх, с кем не бывает...
- Тоширо... - девушка прижалась ко мне и заплакала. - Я так испугалась...
- Верю-верю... - я провёл рукой по её волосам. - Все уже кончилось. Все в порядке. Пока я тут, тебя никто не тронет...О, а вот и полиция.
Врубив сирены, к нам мчались две милицейских машины. Потом ещё минут 15 я давал показания, а когда все кончилось отвел девушку домой. Всю дорогу Карин дрожала, как кленовый листочек на ветру и крепко прижималась ко мне, как будто боялась всего, что было на нашем пути. Наконец мы были возле её дома. Я проводил девушку к двери и только когда я позвонил в звонок она отклеилась от меня. Нам открыл её брат.
- Тоширо? - удивлённо спросил он.
- Привет, Ичиго. - я тоже немного удивился
- О, Карин...Она что, что-то натворила?
- Нет, что ты, просто домой её провёл. Так что передаю с рук в руки.
Ичиго улыбнулся.
- А что с рукой у тебя?
- Это он меня защищал. - встряла в разговор девушка и... опять расплакалась.
Эх, какие же они чувствительные, эти девушки. - пришли к выводу мы с Куросаки-старшим. Кое-как успокоили девушку и отправили спать, а я остался для того, чтоб все объяснить.
Конец POV Тоширо

POV Карин.
Я проснулась довольно поздно. Вчерашний день был кошмаром для меня. Ужасным, но приятным. Тоширо...Он защитил меня. Сейчас я была на седьмом небе от счастья!
Я слезла с кровати и пошла на кухню. Там за столиком сидел Ичиго.
- С добрым утречком, сестрёнка. - сказал брат. - И как спала?
- Привет. Хорошо.
- Есть к тебе одно дело.
- Какое?
- Мы сегодня с ребятами у нас соберёмся.
- С какими ребятами?
- Ну я, Рукия и Тоширо.
- А он тут при чем?
- При том. Он однокурсник Рукии и по совместительству наш хороший друг.
- Хорошо!
Я очень обрадовалась, ведь вчера не успела отблагодарить Тоширо. Этот вечер обещал быть замечательным...
Наконец-то наступил долгожданный вечер. Весь день я с удовольствием (а это большая редкость, поверьте мне!) убирала и готовила вместе с Юзу. Семь часов. И вот наконец пришли ребята: Кучики Рукия, девушка Ичиго, и Тоширо.
Гости прошли на кухню, где и должны были просидеть весь вечер. Я долго стояла у двери, не решаясь войти, но все таки взяла себя в руки и заглянула в комнату.
- Эмм, Тоширо, можно тебя на секунду?
Парень состроил удивлённую мину, но поднялся и подошёл ко мне.
- Ты что то хотела? - спросил он.
- Да, учитель..
- Карин, я тебя умоляю, мы же не в школе. Так что можешь без этих сантиментов, а просто на "ты".
- Угу, как скажешь.
- Так что ты хотела от меня?
- Я тебя вчера не отблагодарила, так что вот.. - я поднялась на цыпочки и коснулась своими губами его.Он удивленно вскинул брови, но не оттолкнул меня. Несколько мгновений мы стояли вот так, не отрываясь друг от друга, но все таки какое-то нелепое чувство заставило меня оторваться от парня. Я почувствовала как мои щеки заливаются краской и, не сказав больше ничего, побежала к лестнице, а Тоширо остался на своём месте, все так же удивлён моим поступком. Уже когда я была возле лестницы я сказала "спасибо" и пулей взлетела на второй этаж. Все у нас будет хорошо, я уверена...

***
Весна быстро пролетела, как и учёба в школе. Скоро мы с моими одноклассниками разойдёмся по высшим учебным заведениям и будем вспоминать школу...Конечно, не без улыбки на лице. Я буду скучать за всеми ими, хоть мы не всегда жили дружно,будем скучать за уроками и преподавателями. Хотя, не за всеми. Тоширо останется рядом со мной, я уверена,ведь теперь мы вместе. Кто бы мог подумать, что учитель может встречаться с ученицей? Вот именно, никто. Пока что об нашем маленьком секрете знает только Ичиго.
Наши отношения начали развиваться со скоростью молнии. Правда мы могли встречаться только на дополнительных урок физики, но от этого наши отношения становились крепче и прочнее. Только с этим человеком я была по-настоящему счастлива. Он мне обещал какой-то сюрприз, но говорил что подарит его мне тогда, "когда двери школы закроются для меня как для ученицы". Я не очень понимала что эта значит, но Хицугая не хотел мне признаваться.
Вот наконец наступил день выпускного. Официальную часть описывать не буду, потому что это скукота последняя, а вот не официальная - уже поинтересней.
Это была небольшая кафешка, но с большим и уютным садом. Было очень весело и забавно наблюдать за тем, как мои одноклассники в последний раз дурачатся, веселятся и несут всякую чушь. Вот уже начало темнеть. Солнце низко склонилось над городом. Кто-то подошёл ко мне и положил тёплую руку мне на плечо.
- Эй, Карин, можно тебя на секундочку? - спокойно спросил меня Тоширо и не дожидаясь ответа взял за руку и куда-то потащил, а именно в какой-то тёмный уголок сада.
- Что ты хочешь? -улыбнувшись,спросила я.
- Кое-что тебе сказать...
- Что?
Тоширо наклонился ко мне и прошептал на ухо:
- Я хочу быть только рядом с тобой. До конца моих дней. И когда ты закончишь учёбу, то обязательно станешь моей женой!
И в подтверждение своих слов достал маленькое колечко...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама