THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

То есть ваши первые 7 дней. Хорошо, если ты попала в больницу старого образца, где ребенка забирают и приносят только на кормление. Тогда у тебя возникает единственная проблема - научиться правильно кормить. А если ты попала в больницу современную, модернизированную, где ребенка кладут тебе на грудь сразу после родов и оставляют тебе насовсем, то держись.

Пойми ты наконец,. Что первые 7 дней твой ребенок пытается адаптироваться к жизни на земле, на воздухе. Вот представь, если бы ты всю жизнь прожила в воде, а тут тебя взяли и вытащили на поверхность, как бы ты себя чувствовала? И поэтому у некоторых малышей возникают проблемы, которые вполне нормальны и объяснимы, о которых должна знать каждая мама, прежде чем впадать в панику и лететь в больницу.

Жизнь твоего ребенка в первые дни делится на 3 фазы:

  1. фаза – это первые 30 минут жизни. Когда легкие твоего ребенка расправляются и восстанавливается кровообращение.
  2. фаза – это первые 6 часов жизни, когда идет привыкание малыша к внеутробной жизни, и стабилизация работы всех жизненоважных органов.
  3. фаза – это пятые сутки, когда происходят внутренние перемены у ребенка в связи с переходом на питание грудным молоком.

Вы просто представьте, сколько кардинальных перемен в жизни! Ну как здесь не появиться какой нибудь штуке, которая жутко всполошит маму. Если они возникают в роддоме, врач конечно успокоит вас, заверив, что все в порядке, ну а если это произошло дома? Мамы! У 80% новорожденных встречаются различные переходные состояния не опасные для жизни и здоровья малыша.

Приведем наиболее встречающиеся и наиболее сильно приводящие в ужас:

Транзиторная лихорадка .

Если ребенок недоедает, теряет в весе, температура тела 38 градусов и больше это еще не значит, что ваш ребенок простыл. Покормите своего малыша, оботрите влажным полотенцем, поговорите тихо и спокойно и все эти симптомы исчезнут сами по себе.

Физиологическая желтуха.

Обычно появляется к концу вторых суток и длится до семи-восьми суток. При грудном вскармливании может продлиться до двух недель. Никакой паники! Вполне нормальное состояние малыша.

Физиологическая убыль в весе.

Первые 3-4 суток жизни у малыша идет нормальная первичная потеря в весе. Представьте, он все 9 месяцев питался через трубочки, а теперь ему приходится работать ротиком для того чтобы насытиться. Ко всему надо привыкать! Да и у мамы первое время молоко не такое уж насыщенное богатыми веществами. Вы подождите, посмотрите какой толстячок он будет через месяц!

Физиологическая токсическая эритема.

Небольшие уплотненные шелушения иногда с серо-желтым оттенком или пузырьком в центре на коже малыша выступающие на 2-5 день после родов не являются причиной какой либо болезни. Просто все это время, с момента рождения тело малыша заселяется различными молекулами которые живут на теле человека. Ведь у вас в животе, мамы, ребенок был абсолютно стерилен! Чаще всего эти эритемки расселяются в складочках, на руках и ногах, на попке, груди и иногда на животе и лице. Состояние ребенка нормальное. Единственное, что можно сказать по этим высыпаниям, что ваш малыш склонен к аллергиям.

Половой криз.

Он встречается у 2/3 новорожденных, чаще у девочек. Нагрубание молочных желез. Это обычно происходит на 3-4 день после родов. Продолжительность роста желез – 7-8 дней. Затем происходит полное восстановление. Лечение не требуется! Ни в коем случае нельзя выдавливать выделяющуюся жидкость из грудки ребенка. Этим вы сделаете только хуже. Все пройдет само по себе.

Деоквамативный вульвовагин.

Обильные слизистые выделения серовато-белого цвета из половой щели первые 3 дня. Вполне нормальное очищение половых путей.

Кровотечение из влагалища.

Да, дорогие мамы, бывает и такое. Обычно возникают на 5-8 день и продолжаются 1-3 дня. Это не требует никакого лечения, никаких прокладок! Все пройдет, тем более, что не несет ничего плохого.

Милия.

На носике, на лбу или на подбородке появляются беловато желтые узелки. Они тоже проходят сами по себе. Ни в коем случае не трогайте их и не вздумайте прижигать.

Инфарктная моча.

Обычно наблюдается всю первую неделю. Она желто-кирпичного цвета и исчезает к концу недели. Не требует никакого лечения, потому что это тоже вполне нормальное очищение организма.

Транзиторный катар кишечника, дизбактериоз.

Обычное переходное состояние развития организма у новорожденных. Это так же происходит из за населения организма микроорганизмами, из за перестройки кишечника на питание грудным молоком. В середине первой недели может появиться пенистый стул корично-зеленоватого цвета до 6-8 раз в день. Адаптация ребенка ко внеутробной жизни происходит долго и сложно. Но все эти проблемы исчезают сами по себе, если к ним правильно подходить. Вам сейчас лучше всего обратиться к врачу, чтобы вас научили правильно кормить, так как это самая сложная ступень в вашей совместной теперь жизни. Именно доктор все вам покажет и объяснит.

Со временем, когда вы научитесь кормит правильно это перестанет причинять вам неудобство и боль. Обычно мамы при кормлении придерживают грудь рукой, так как им кажется что малыш упирается носиком в грудь и может задохнуться. Не бойтесь. При правильном прикладывании ребенок прекрасно сосет и дышит без вашего вмешательства.

Не забывайте о правилах гигиены.

Обрабатывайте ребенку глазки ушки носик и складочные зоны. Не забывайте про полость рта. Если вы обнаружили молочницу (мелкий твороженный налет на языке и небе), обрабатывайте рот 2% содовым раствором 5-6 раз в день. Если ваш ребенок часто пукает и у него происходит вздутие живота, в этом только ваша вина. Во-первых, перед кормлением сцедите до 50,0 мл. первого молока. Во вторых, следите, чтобы ребенок брал грудь не взахлеб, а равномерно. Исключите попадания в организм воздуха. И после кормления держать ребенка столбиком не 1-3 минуты, а 10-15 минут. Именно тогда в избежите вздутия живота у вашего малыша.

О купании мы рассказали вам на предыдущих страничках. Будьте внимательны. Ведь именно от вас сейчас зависит здоровье вашего ребенка. Вы мама, у вас прекрасный малыш. Будьте здоровы и не паникуйте по пустякам.

Журнал «Кенгуру» № 2

В первые 10 дней жизни новорожденного продолжается период активной адаптации организма к внешней среде. Кроха приспосабливается к новому способу дыхания и питания, пытается реагировать на зрительные и звуковые раздражители.

Как выглядит новорожденный на 10 день жизни?

Внешность малыша дает понять, что совсем недавно он перенес непростую нагрузку — роды. Лицо может быть несимметричным, опухлым и даже синеватым. После удаления первородной смазки на коже ребенка проявляется краснота — простая эритема, которая исчезает примерно через неделю.

После родов у малыша может возникнуть физиологическая желтуха. Она не требует особого лечения и, как правило, исчезает в течение 10 дней. Снижение массы тела является следствием стресса и не налаженного процесса лактации.

Новые умения

В 10 дней новорожденный уже может уметь ненадолго фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии 8-15 см. Также он непроизвольно смыкает пальчики, улыбается во сне и показывает оживление при появлении рядом человека.

Питание и сон младенца

Сон крохи занимает большую часть суток — около 18-20 часов. Спят дети прерывисто, по 2-3 часа с перерывом на прием пищи. Главной едой недельного малыша является материнское молоко, оно дает все питательные вещества организму и защищает его от инфекций. Грудь ребенку нужно давать раз в 3-3,5 часа, то есть около 6-8 раз в сутки. карапузу достаточно 10-20 миллилитров молока, на третий — он может съедать уже 30-40 миллилитров, а в недельном возрасте — 50-80мл.

Тщательно ухаживайте за ребенком!

Уход за младенцем должен быть тщательным. Обязательно протирать глазки ватным диском, чистить носик специальным тампоном, устраивать воздушные ванны и каждый день купать новорожденного. Кроме того, следует внимательно относиться к проблемным участкам кожи — складкам, где возможно появление опрелостей.

Когда рождается новый человек, на небе загорается еще одна звезда. Так ли это на самом деле или это еще одна красивая легенда? Но как бы там ни было, новое солнышко появляется в доме, и вокруг малыша, пока он не подрастет, будут вращаться все домашние планеты: и мама, и папа, и обе бабушки, и оба дедушки, и все другие родственники.

К появлению в доме крохотного новорожденного чаще всего готовятся заранее. И если покупать шапочки, ползунки и пеленки чаще всего не спешат, пока малыш не родится, то комнату или хотя бы уголок стараются подготовить заранее, присматривают коляску и кроватку, ванночку и весы, а будущие родители, если и не посещают курсы, то ищут самую разную информацию о том, как ухаживать за деткой.

Казалось бы, недостатка в любых сведениях сегодня просто не может быть, однако же любые сведения — это теория, а когда пищащий кружевной конверт оказывается в доме, то немудрено что-то забыть или перепутать. Конечно, опытные мамы, которые уже имеют хотя бы одного ребенка, не растеряются и точно знают ответы на многие вопросы. Но вот молодые мамы, родившие впервые, часто оказываются в некотором замешательстве.

Однако ребенок — это не кукла, и он требует ежесекундного внимания, постоянной заботы и умения помнить о многих вещах одновременно. Безусловно, навыки по уходу за новорожденным непременно появятся, причем случится это достаточно быстро, однако первые недели после возвращения из роддома могут оказаться довольно хлопотными.

Грудничок в доме: главные правила

Когда в доме появляется новорожденный малыш, то главного, необходимого и обязательного становится столько, что из этого огромного списка приходится выбирать то, что важнее всего остального.

Кто поможет? Кто подскажет? Ведь любые теоретические знания оказываются совершенно неприменимыми на практике, когда на тебя смотрит человечище с весом около трех с половиной килограммов (а ведь бывает и меньше). Даже очень деятельные и решительные молодые женщины могут оказаться в растерянности. На помощь супруга можно не особенно рассчитывать, потому что его смелость распространяется еще на меньшее.

И именно поэтому не просто важно, а архиважно и экстраважно, чтобы рядом находился кто-то опытный, кто уже имел дело с новорожденными младенцами и умеет с ними обходится. Причем было бы неплохо, чтобы этот человек (а это может быть мама, сестра, которая уже имеет детей, подруга или даже соседка) постоянно находился рядом хотя бы пару дней. За это время молодая мама придет в себя, немного освоится с ситуацией и освоит важнейшие практические навыки, которые просто необходимы при уходе за новорожденным.

Кроме того, действительно важно, чтобы все необходимое для малыша на этом этапе его жизни уже было куплено, постирано, проглажено, помыто и продезинфицировано и лежало не «где-то в шкафу» или «на той полке», а было действительно под рукой, и чтобы на поиски не надо было тратить ни одной секунды и ни одной нервной клетки.

Теперь можно переходить и к другим очень важным пунктам.

Кормление новорожденного младенца

Всемирная Организация Здравоохранения и все современные педиатры мира абсолютно единогласны в том, что касается кормления новорожденных: даже самые лучшие смеси не способны заменить грудное молоко, поэтому, если лактация нормальная, то кормить ребенка необходимо только грудным молоком.

Давно известно и неоднократно подтверждено во многих исследованиях, что грудное молоко для новорожденного — это не только еда, которая обеспечивает быстро развивающийся организм всеми необходимыми питательными веществами, но и самая главная защита от заболеваний, поскольку незрелая иммунная система малыша еще не способна надежно его защитить от бактерий и вирусов, а с грудным молоком кроха получает необходимую защиту.

Грудное молоко стерильно, в нем содержится достаточно много необходимой для полноценного развития и роста лактозы, а также идеально сбалансированный состав жиров, протеинов, аминокислот. Содержатся в грудном молоке и все необходимые витамины и минералы, в том числе и кальций, который жизненно необходим для роста и для формирования всех костей скелета, а также для полноценного развития всего организма.

Но, наверное, самое важное то, что СВДС (синдром внезапной детской смерти) иногда связывают со сном грудничка в родительской постели. Однозначных и абсолютно бесспорных доказательств зависимости СВДС от сна в одной постели со взрослыми не существует, однако разве стоит рисковать, если есть хотя бы минимальные сомнения? А сомнений в этом вопросе возникает немало.

Конечно же, место для сна новорожденного определяют родители, однако не будет лишним прислушаться к советам врачей и ученых и принять во внимание опыт миллионов семей.

Новорожденный и окружающая среда

Какой должна быть температура воздуха в комнате, где живет младенец? Нужно ли проветривать эту комнату и как часто это следует делать? Эти вопросы интересуют и родителей, и бабушек, однако же многие имеют свою точку зрения, которая, к сожалению, нередко далека от правильной.

Что касается температуры воздуха в помещении, то она не должна опускаться ниже 20 °С, но и выше 22-23 °С — это многовато. В помещении, где находится малыш, не должно быть жарко, потому что слишком высокая температура в помещении приводит к быстрому размножению бактерий, к понижению иммунитета, который и так еще практически отсутствует и находится только на стадии формирования, к беспокойному сну.

Безусловно, в комнате, где находится малыш, не должно быть сквозняков, однако проветривания комнаты должны быть обязательными и регулярными. Именно проветривание позволяет очистить воздух от вирусов и бактерий, регулировать температуру воздуха и немного воздействовать на влажность.

Проветривать комнату — это не значит сделать крохотную щелочку, слегка приоткрыв малюсенькую форточку минуты на три, проделывая эту процедуру раз в неделю.

Проветривать комнату, в которой живет маленький ребенок, следует несколько раз в день.

Окно для проветривания (а в холодное время года форточку) следует открывать полностью и проветривать не менее десяти минут (если на улице очень холодно, то не менее пяти минут). Малыша на время проветривания лучше выносить из комнаты.

Очень важный параметр воздуха в комнате — влажность . Регулировать влажность немного сложнее, однако существует и специальное оборудование, позволяющее увлажнять или осушать воздух в помещении, и проверенные «домашние» способы. Например, чтобы увеличить влажность в комнате зимой, на батареи можно положить мокрые полотенца.

Крайне важен и такой показатель, как запыленность воздуха. Чтобы малыш чувствовал себя максимально комфортно, необходимо ежедневно проводить влажную уборку. Кроме того, пока ребенок совсем крошечный, лучше убрать любые ковры и ковровые дорожки, а также все то, что может притягивать и собирать пыль.

Что касается комнатных растений, то из комнаты, где спит грудной младенец, их все же лучше убрать, потому что на листьях собирается немало пыли, да и сами комнатные растения (а большинство комнатных растений экзотические) могут выделять в воздух не очень полезные для ребенка вещества. Когда же малыш немного подрастет и окрепнет, все вазоны смогут вернуться на свое место.

Очень важны для младенца . Длительность первой прогулки может быть до получаса, затем прогулка будет становиться все более длительной. Отправляясь на прогулку, необходимо взять с собой все, что может понадобиться малышу: и запасные пеленки и подгузники, и питьевую водичку, и специальные детские мокрые салфетки с экстрактом ромашки, и другие необходимые предметы.

Однако прогулка будет полезной только тогда, когда поблизости не будет оживленных автомобильных магистралей или других подобных объектов, которые загрязняют воздух. Конечно же, лучше гулять в парке или в сквере, в крайнем случае — в тихом дворе. Если гулять на улице нет возможности, коляску с малышом можно оставлять на балконе.

Конечно же, на нескольких страницах невозможно рассказать обо всем, что следует знать молодой маме, однако опыт придет очень быстро, и неуверенные движения станут ловкими и сноровистыми. Главное — доверять своей интуиции, любить малыша и прислушиваться к мнению педиатра. Очень важно спрашивать обо всем, что вызывает хоть малейшие сомнения, потому что от своевременного правильного ответа даже на самый, казалось бы, крошечный вопрос, может зависеть благополучие крохи.

Внимание! При возникновении любых вопросов по поводу ухода за новорожденным младенцем или по поводу его здоровья следует немедленно обращаться к педиатру, который наблюдает за этим ребенком. Телефоны врача, патронажной медсестры и детской поликлиники, как и телефоны служб неотложной медицинской помощи, всегда должны находиться на видном месте.

Выводы

Малыш родился — на небе зажглась еще одна звезда. А это значит, что эта кроха может стать звездой спорта или звездой оперы, звездой политики или дипломатии, звездой в любой области и отрасли. Но пока что это настолько крохотное существо, что даже мама побаивается к нему прикасаться.

Конечно, эти опасения не будут долгими и мама быстро научится и пеленать, и кормить, и срезать крохотные ноготки на миниатюрных пальчиках, однако появятся другие опасения: а не получит ли «пару» на уроке, а не подерется ли во дворе, а не забыл ли пообедать…

Но разве есть более приятные хлопоты и переживания, чем переживания о своем ребенке? А пока что мама беспокоится о пеленании и кормлении, о прогулках и проветриваниях, и даже прорезывание первого зуба ей кажется весьма отдаленным будущим. Но главное, что должна знать каждая мама, — в ее руках сейчас и будущее этого малыша, и будущее семьи, и будущее страны. И даже будущее всего человечества сейчас в руках молодой женщины, которая с некоторой опаской пытается впервые в жизни поменять пеленки вопящего сокровища.

Двигательное развитие

Одним из важнейших показателей двигательного развития ребенка является положение на животе. Охарактеризуем положение на животе ребенка в конце первого месяца жизни. Руки в локтевых суставах согнуты не так сильно, как у новорожденного, а локти уже несколько отодвинуты в стороны от тела. От типичной позы новорожденного остается умеренное сгибание в тазобедренных суставах – ягодицы хотя еще и приподняты, но совсем немного. Ребенок способен не только поворачивать голову в сторону, он может даже поднять ее на несколько секунд, иногда достаточно высоко (рис. 1).

В положении на животе ребенку полезно проводить не менее 40–60 минут в сутки. Выкладывать его на живот следует перед каждым кормлением и сном. Спать на животе детям первого года жизни не рекомендуется из-за повышенного риска задохнуться. В бодрствующем состоянии даже новорожденный ребенок способен рефлекторно повернуть голову в сторону, когда его нос и рот соприкасаются с поверхностью, препятствующей вдоху. Однако не стоит даже здорового ребенка класть на живот таким образом, чтобы его лицо располагалось на подушке, скомканном белье, пушистом ковре.

В случае подозрения на поражение нервной системы у ребенка необходимо убедиться в безопасности его пребывания днем в положении на животе. Проверьте сами, отворачивает ли он голову в сторону, или посоветуйтесь с врачом. Помните, что для грудного ребенка существует опасность задохнуться и во время сна на спине. Известны случаи, когда спящая мать придавливала ребенка своим телом. Именно поэтому маленький ребенок должен всегда спать отдельно от родителей, в своей кроватке. Кроме того, опасность представляют и домашние животные, привычка которых спать возле человека и особенно на его груди представляет для маленького ребенка большую угрозу. Если у вас дома есть кот, кошка или котенок, необходимо исключить вероятность их нахождения в колыбели ребенка.

Упражнение

Если ребенок к концу первого месяца жизни не начинает приподнимать голову из положения лежа на животе, то можно потренировать эту функцию. Для стимуляции подъема головы заинтересуйте ребенка яркой пищащей игрушкой или зеркалом. Расположите предмет перед его опущенным носом, постарайтесь привлечь его зрительное и слуховое внимание. Поднимайте предмет вверх так, чтобы ребенок вместе с отведением взора вслед за предметом поднимал и голову. Ребенку будет легче поднимать голову, если вы при этом подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. В дальнейшем иногда можно подкладывать под грудь ребенку свернутую в виде небольшого валика пеленку или маленькое полотенце.

В этот период у ребенка может наблюдаться тремор (дрожание) подбородка, головы или рук. Это характерно для 40 % здоровых младенцев на 1-2-й неделе жизни во время плача ребенка, при возбуждении, перед кормлением. К месячному возрасту тремор исчезает.

Психическое развитие

Проверка зрения. Даже новорожденный ребенок, если держать его в вертикальном положении, может направить свой взгляд на крупный источник света: зажженную настольную лампу с плафоном или абажуром, ярко освещенное окно или другой диффузный источник света. Иногда при этом глаза могут немного косить.

Внимание!

Если косоглазие постоянное, то есть отмечается при различной степени отведения взгляда в стороны и тем более при взгляде прямо перед собой, следует обратиться к врачу-окулисту. Если окулист не найдет отклонений, необходимо проконсультироваться с неврологом.

Если у вас есть сомнения в отношении зрения или неврологического здоровья ребенка, вы можете провести тест-проверку фиксации взгляда. Проводить этот и другие тесты с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничего не беспокоит. Тесты, которые приводятся ниже, следует использовать только для проверки, но не для частой повторной тренировки, так как зрительный аппарат ребенка еще недостаточно зрелый.

Для проверки фиксации необходимо использовать яркую, окрашенную в светлые тона (лучше всего желтый и зеленый цвета) погремушку диаметром 5-10 сантиметров или шарик, подвешенный на шнурке. Положите ребенка на спину и держите эту игрушку прямо в центре взгляда малыша – в 50–60 см от его глаз на уровне верхней части груди. Для привлечения внимания ребенка игрушку нужно покачивать то вправо, то влево, с амплитудой до 5–7 см и частотой колебаний один-два раза в секунду. С этой же целью игрушку можно медленно перемещать на 15–20 см вправо-влево. Начиная с 10-го дня жизни ребенок смотрит на такую игрушку, то есть фиксирует ее взглядом в течение 5-10 секунд.

Со 2-3-й недели жизни ребенок не только фиксирует взгляд на яркой игрушке, он также начинает прослеживать ее взглядом, то есть следить за ней. Умение следить за игрушкой также можно протестировать.

Сначала добейтесь фиксации взгляда ребенка на игрушке (расстояние 50–60 см), как это описано выше. Затем медленно отводите игрушку назад (по направлению к себе) до расстояния около 100 см от лица ребенка по линии его взгляда, а затем вновь приближайте к нему на расстояние до 40 см. Для привлечения внимания ребенка игрушку можно немного раскачивать или трясти.

С 18-20-го дня жизни ребенок всматривается в лицо матери при кормлении. Может также удерживать в поле зрения на 5-10 секунд ваше лицо, когда вы просто наклоняетесь к нему. Фиксация взгляда сопровождается уменьшением движений тела и изменением выражения лица и глаз. Для привлечения внимания ребенка нужно разговаривать с ним, то наклоняясь, то отклоняясь от него. Однако фиксация взгляда на живом лице еще неосознанная, ребенок смотрит на это лицо чисто рефлекторно – так, как мог бы смотреть и на неодушевленный объект (рис. 2).



К концу первого месяца жизни новорожденный все дольше фиксирует игрушку взглядом и успешно провожает глазами ее медленное перемещение вправо и влево (в пределах дуги до 90 градусов – четверть круга, иными словами, на 45 градусов вправо или влево от линии взгляда). При этом голова остается на месте. Движения глазных яблок ребенка становятся плавными и координированными. Ребенок более четко следит и за перемещением вашего лица в стороны на близком от его глаз расстоянии.

Проверка слуха. После возвращения домой из роддома нужно убедиться в отсутствии грубых нарушений слуха у малыша. Показателем будет реакция ребенка на резкий звук, например звонок в квартиру, хлопанье двери и проч. Если ребенок при подобном звуке во время своего спокойного бодрствования вздрагивает, мигает или широко открывает глаза, а также при вздрагивании может резко развести руки в стороны, беспокоиться не о чем.

Внимание!

Если такое вздрагивание с разбрасыванием рук происходит спонтанно, то есть без каких– либо прикосновений к ребенку, звуков, резкого света, сотрясения кроватки и любых других раздражителей, то необходимо обратиться к невропатологу.

Если у вас есть какие-либо сомнения, можно провести тестирование.

Если вы встанете вне поля зрения ребенка и на расстоянии 35–40 см от его головы несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Чтобы проверить слух на оба уха, надо похлопать сначала с одной стороны, а затем – с другой.

В отличие от зрения, тренировка слуха полезна и приветствуется уже на первом месяце жизни. Для развития слухового и речевого восприятия игрушки ребенка должны быть звучащими. Большое значение имеет и общение с ребенком. В процессе ухода разговаривайте с маленьким человечком с самых первых дней его жизни: комментируйте свои действия, называйте вещи. Например, при смене памперса можно сказать: «А сейчас мы снимем памперс. Он уже грязный. Теперь мы тебя помоем. Вот как хорошо. Давай наденем новый, чистый памперс». Разговор с ребенком не бывает слишком ранним. Даже если он еще не понимает значения слов, ваша речь развивает слух, способствует эмоциональному контакту. Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует или чему вы радуетесь. При общении с ребенком не сдерживайте свои положительные эмоции, мимику, выразительные движения. Говорите правильным языком, не коверкайте слова. Не сюсюкайте.

К 3-й неделе жизни появляются, если можно так сказать, осмысленные реакции ребенка на те звуки, которые он слышит. Когда ребенок беспокоен, громко кричит или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, заговорить с ним или запеть. Скорее всего, ваш малыш успокоится. Правда, лежать тихо и прислушиваться он будет в течение всего лишь нескольких секунд, после чего, возможно, опять возобновит свой крик. На 4-5-й неделе жизни сосредоточение ребенка на посторонних звуках становится более длительным, достигая 10–15 секунд. Можно наблюдать, как он замирает и начинает прислушиваться к негромким звукам на фоне тишины (голоса, музыка), а также и при начале продолжительного шума.

Если ребенок хорошо засыпает в шумной обстановке и крепко спит положенное время, несмотря на разговоры окружающих, музыку или работающий телевизор, то не следует подстраивать домашний режим под периоды его сна. Если вы приучите его спать только в тишине, то в дальнейшем будете вынуждены соблюдать такой неудобный для семьи режим в течение всего периода его взросления. На 2-3-й неделе жизни ребенок улыбается самому себе. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем он начинает улыбаться в период бодрствования после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается отсутствующим, не направленным на вас взглядом. Если вы будете при уходе за ребенком все время ласково разговаривать и часто улыбаться, то он сначала, в возрасте трех недель, впервые улыбнется вам в ответ на ваш голос. Чуть позднее, в возрасте четырех недель, ребенок ответит улыбкой на вашу улыбку при виде вашего лица. Улыбка возникает легче и быстрее, если ваше речевое и эмоциональное общение сопровождается поглаживанием тела ребенка.

При попытке взрослого вступить в контакт с ребенком на 3-4-й неделе можно наблюдатьреакцию сосредоточения, которая заключается в том, что спокойный бодрствующий ребенок уменьшает свою двигательную активность и всматривается в лицо взрослого, плачущий ребенок может замолкнуть. Если вы при этом замолчите и будете оставаться неподвижным, то и ребенок тоже обычно замирает. При этом он внимательно, как бы испытывающе вглядывается в ваше лицо.

Предречевое развитие

На протяжении первого месяца жизни крик ребенка начинает отличаться. Он зависит от особенностей его физических ощущений и всегда разный. При чувстве голода крик громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями; ребенок хочет спать – продолжительное жалобное скуление; ребенок мокрый – крик-хныканье низких тонов; у ребенка болит живот – громкий, пронзительный крик, прерывающийся вскрикиванием и хныканьем. Вначале различия крика выражены слабо, и их понимание зависит от глубины эмоционального контакта между матерью и ребенком.

Сытый и сухой ребенок в состоянии удовлетворенного бодрствования может издавать неясные гортанные гласные звуки, короткие и тихие, что-то среднее межу «а» и «э». К месяцу жизни ребенок почти перестает самостоятельно произносить эти гортанные звуки.

Тест-упражнение-игра

«Отвечать» на ласковую pечь и звуки, произносимые взpослым, pебенок начинает с 5–6 недель. Для проверки этой реакции нужно наклониться над ребенком, удовлетворенным после еды, но еще не сонливым. Смотрите ему прямо в глаза, пока не добьетесь ответного зрительного сосредоточения на вашем лице. Начинайте обращаться к нему громко, дополнительно привлекая его внимание к себе. Произносите певучие звуки «ту-у-у», «ля-я-я», «бу-у-у» в течение 1–2 минут. Ребенок отвечает 2–3 раза отдельными звуками. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.


Первый месяц. Малышу месяц.
Занятия с ребенком 1 месяца.

Общие сведения:

Рождение ребенка многие врачи сравнивают с выходом космонавта в открытый космос. Действительно, девять месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в комфортных условиях постоянной среды обитания, в условиях невесомости, достаточного снабжения питанием и кислородом (естественно, если беременность нормальная). И вот, после многочасового напряжения (а процесс родов требует активных усилий не только от матери, но и от ребенка) он оказывается в совершенно новых условиях - испытывает силу тяжести, воздействие более низкой температуры, света; и с первых же минут жизни он сразу же должен самостоятельно дышать, по-новому питаться, учиться регулировать температуру тела и т.п., поэтому в самом важном - первом году жизни - врачи выделяют самый трудный и ответственный период - первый месяц жизни или период новорожденности.

В этом месяце, в свою очередь, наиболее ответственный этап - первые 5 дней жизни. Это период наиболее интенсивного приспособления (адаптации) ребенка к условиям внешней среды. У детей, рожденных здоровыми матерями при физиологических родах, этот период протекает относительно гладко, однако таких малышей (практически здоровых, или отнесенных к так называемой первой группе здоровья) сейчас рождается не более 10 процентов. Детей, имеющих уже при рождении признаки различных заболеваний, также рождается около 10-15 процентов. Подавляющее большинство малышей при рождении относится к т.н. "группе риска", или 2-й группе здоровья, - это означает, что у матери есть какие-то хронические заболевания, были отклонения от нормального течения беременности (например, токсикоз, угроза прерывания), осложнения в процессе родов. У таких новорожденных адаптация к новой жизни затруднена, они нуждаются в тщательном наблюдении врача, иногда - в дополнительных обследованиях и лечебных мероприятиях. Но вот малыш и мама дома. Мама еще слаба, растерянна, нередко излишне напряжена и беспокойна, тревожна. В это время очень важны помощь и забота близких людей, особенно отца малыша, который должен взять на себя значительную часть домашней работы (прежде всего ежедневную влажную уборку помещения, стирку, покупки). Мужчине необходимо учиться быть отцом, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни.

Самое важное на "первом месяце - наладить кормление ребенка. Наилучшей пищей для него, естественно, является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно, поэтому врачи рекомендуют различные способы стимуляции лактации. Одним из таких (популярных в последнее время) способов является более частое прикладывание ребенка к груди или к обеим грудям в одно кормление - так называемый режим "свободного вскармливания", или кормление "по требованию", - у некоторых мам получается 10-12 кормлений за сутки, при этом мама очень устает и всегда есть риск перекормить ребенка.

Запомните: лучше немного недокормить, чем перекормить малыша, так как последующие расстройства пищеварения приносят ему значительный дискомфорт. Режим кормления каждому ребенку врач рекомендует индивидуально, так как так называемое "свободное вскармливание" подходит далеко не всем детям - оно вполне допустимо для спокойных, уравновешенных детей, которые сами как бы устанавливают себе режим питания через 2,5-3-3,5 часа, не срыгивают и имеют нормальный стул.

Обычно врачи рекомендуют кормить новорожденного через 3 или 3,5 часа - получается б или 7 раз в сутки, желателен ночной перерыв - 5-6 часов. Если ребенок проспит кормление на 20-40 минут, а в следующий раз, напротив, потребует питания на 20-30 минут раньше, вполне можно пойти ему навстречу. Очень важно правильно вкладывать сосок в рот малыша (он должен захватывать весь околососковый кружок), держать малыша вертикально до и после кормления, чтобы он отрыгнул воздух. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5- 10 минут кормления, однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. В любом случае держать ребенка у груди дольше 20-25 минут не следует, не рекомендуется также докармливать ребенка, который быстро уснул, а через 40-50 минут проснулся и вновь требует еды, - этим сбивается ритм кормлений, закладывается почва для расстройств пищеварения и истерических неврозов.

Если у вас есть весы, вы сможете проконтролировать объем питания съеденного ребенком. В первые дни пребывания дома ему достаточно 60-80 мл молока при 6-7-разовом кормлении (на одно кормление), к концу месяца - 100-130 мл (в зависимости от индивидуальных особенностей). Кормящая мама должна строго соблюдать диету - даже если у ребенка нет аллергических реакций, в своем питании она должна избегать аллергических продуктов (консервы, острое, жареное, цитрусовые и т.п.), продуктов, резко изменяющих вкус и запах молока (лук, чеснок), а также блюд, способствующих повышенному газообразованию у ребенка (бобовые, квашеная и сырая капуста, редис и редька, огурцы, помидоры, виноград, арбуз). Разумеется, кормящая мать должна получать полноценное питание - в день не менее 120 г мяса (паровые котлеты), 100-150 г творога, 400-500 мл кефира - лучше био- или бифидокефира (пресное нежирное молоко лучше добавлять в каши, в чай), отварные овощи, растительное и сливочное масло, из фруктов - наиболее целесообразно употреблять яблоки, изредка бананы. При отсутствии у матери или ребенка аллергии разрешаются яйца, 1-2 раза в неделю - нежирная рыба. Учитывайте химическую загрязненность окружающей среды и старайтесь поэтому употреблять отечественные продукты (так как зарубежные к нам чаще всего завозят загрязненными пестицидами, тяжелыми металлами и т.п.).

Рациональное питание мамы - важный фактор достаточной лактации. Тем не менее существуют специальные средства стимуляции молокоотделения, но их обычно рекомендует врач (это касается не только гормональных препаратов, но и витаминов). Если мама хорошо переносит поливитаминные препараты, врачи обычно рекомендуют отечественный "Гендевит" или импортные "Lady"s Formula", "Materna" - их можно принимать курсами по 2-3 недели с перерывами в 1-2 недели. Можно использовать травяные сборы и чаи, содержащие крапиву, фенхель, анис, укроп, - но также при отсутствии индивидуальной непереносимости. Стимулирующее действие на выработку грудного молока оказывается точечный массаж (см. рис 1). Указанные на схеме точки на передней поверхности грудной клетки и на кисти следует легко массировать по часовой стрелке по 30-60 секунд каждую 2 раза в день. Очень важны также психологический настрой на кормление, уверенность в успехе. Существуют зарубежные исследования, придающие психологическому фактору решающее значение, - в частности, указывается, что нежные объятия мужа и жены перед кормлением ребенка усиливают приток молока.

Если установлено, что, несмотря на все эти меры, материнского молока ребенку все же не хватает, врач рекомендует докорм адаптированной молочной смесью, какой именно, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Сейчас выпускается много разнообразных смесей как для здоровых, так и для ослабленных детей, поэтому донорское грудное молоко в последние годы используется редко. Об основных подходах при подборе смеси для докорма или искусственного вскармливания малыша мы расскажем в следующем разделе (поскольку все же желательно вводить чужеродную для ребенка пищу по окончании периода новорожденности).

Кроме грудного молока или заменяющей его смеси новорожденный должен обязательно в промежутках между кормлениями получать питье (хотя некоторые активно сосущие грудь дети, получающие в связи с этим несколько избыточное количество молока, от питья могут и отказываться). Целесообразнее всего приучить ребенка пить (из соски или с ложечки) не подслащенную кипяченую воду - 100-150 мл в сутки, летом можно и больше. Готовые травяные чаи для младенцев (фенхелевый или ромашковый фирмы "Хип" или "Плантекс") также можно использовать, но их желательно делать менее концентрированными, чем рекомендовано по инструкции, так как они содержат значительное количество сахара. Питьевую воду для ребенка (да и для кормящей мамы) перед кипячением желательно фильтровать (через бытовой фильтр, обычно типа "Барьер"), так как качество водопроводной воды даже в крупных городах сейчас особенно снижено, в воде есть соли тяжелых металлов, хлор и т.п.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка - заживление пупочной ранки. Обычно к моменту выписки из родильного дома пупочная ранка еще не полностью заэпителизирована, в центре пупка у малыша имеется кровянистая корочка. Обычно рекомендуют смазывать эту область 2 раза в день спиртосодержащими растворами: 1-2%-м раствором "зеленки" или хлорофиллипта, левомицетиновым спиртом - утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С, продолжительность купания не более 5-7 минут. Если у ребенка появляются выделения (любого характера) из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца - нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.

В течение первого месяца жизни ребенка молодые родители хорошо осваивают умение пеленать его. Обычно в помещении на новорожденного надевают тонкую распашонку и фланелевую кофточку, затем до пояса запеленывают в тонкую и фланелевую пеленку, прокладывая подгузник. Ночью (если в помещении температура менее 21-20°С, то и днем) запеленатого подобным образом малыша до пояса укрывают байковым одеяльцем. В последние годы появились мягкие трикотажные ползунки для самых маленьких, штанишки типа комбинезона с удобной застежкой - они вполне могут использоваться наряду с традиционными пеленками. Главное правило - не стягивать при пеленании ножки малыша, сохранять (прокладывая подгузник) позу со слегка разведенными бедрами - это так называемое "широкое" пеленание, которое способствует правильному формированию тазобедренных суставов.

Если ребенок родился летом и он здоров, практически с первых дней пребывания дома начинаются прогулки на свежем воздухе - с 20-30 минут до 1,5-2 часов (время прогулки увеличивается постепенно). В зимнее время года при температуре воздуха до 10 градусов ниже нуля и отсутствии сильного ветра малыша можно вынести на 20-30 минут на прогулку, начиная с 12-15-го дня жизни, и до конца первого месяца жизни увеличить время прогулки до 1 часа (2 прогулки в день). Естественно, для прогулки зимой необходимы теплое одеяло, конверт или комбинезон, теплая шапочка, закрытая коляска. Допустима прогулка на балконе, если он не выходит на загазованную улицу, но ребенок нуждается в постоянном присмотре во время такой прогулки (опасны вороны, крысы, падающие сверху окурки и т.п.).

Не забывайте, что уже с 10-12-го дня жизни малыша необходимо несколько раз в день (лучше перед кормлением) класть на живот - сначала на 3-5 минут, затем - на 15-20. Не всем новорожденным это нравится, так как поднимать головку они еще не умеют, но такая "тренировка" ребенку необходима, поскольку она способствует развитию мышц живота, стимулирует движения головы, способствует отхождению газов. Вздутие живота, кишечные спазмы, "колики" - частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях - легкий массаж животика по часовой стрелке, вертикальное положение на руках у взрослого или так называемое "кенгуру" (контакт "кожа к коже") - малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеяльцем, мама поглаживает его по спинке. Эта процедура имеет и психотерапевтическое воздействие как на ребенка, так и на маму. При затрудненном отхождении газов можно использовать газоотводную трубочку, очистительную клизму (30-50 мл кипяченой воды температурой 36-Зб,5°С). При выраженном беспокойстве ребенка и слабой эффективности вышеназванных процедур необходимо обратиться к врачу.

Еще одна проблема первого месяца жизни - так называемый половой криз. В связи со сложной гормональной перестройкой и влиянием гормонов матери у многих детей в возрасте 5-8 дней припухают грудные железы, у девочек возможны слизистые или слегка кровянистые выделения из половых органов, у мальчиков - отечность мошонки. Обычно эти явления проходят через 1-2 недели и какого-либо лечения не требуют, необходимы лишь обычный гигиенический уход, тщательное подмывание после каждого испражнения. В некоторых случаях нагрубание грудных желез выражено значительно и требует консультации врача (который обычно рекомендует согревающую повязку). Ни в коем случае при этом нельзя пытаться выдавливать отделяемое из грудных желез!

К врачу необходимо обращаться срочно, если ребенок обильно и часто срыгивает, отказывается от груди, резко беспокоен или, напротив, вял; если стул у него становится жидким, пенистым, слизистым, учащенным (более 6-7 раз в сутки). Тревогу родителей должны вызывать повышение температуры - свыше 37, затянувшаяся более 3 недель так называемая "физиологическая" желтуха.

С первых дней жизни ребенку необходим не только уход, но и общение с родителями. Ласково разговаривайте с ним во время купания, пеленания, напевайте тихие колыбельные песни (можно на 5-10 минут 2 раза в день включать спокойную классическую музыку). Повесьте над кроваткой ребенка 2-3 яркие игрушки. И, скорее всего, к концу 4-й недели жизни ребенок улыбнется вам! Это будет ваша первая награда за труды и тревоги. В отличие от неосознанных "улыбок" первых дней - это уже сознательная реакция малыша! Ребенок как бы говорит вам: я узнаю вас! Мне хорошо с вами! Я вас полюбил!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама