THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Нынче по утру зашёл ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец.
М. Лермонтов

Шагян Ани Арсеновна – студентка социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

В современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков и этически смешанных семей в России значительно снизился. Если сравнивать интенсивность обсуждений и дискуссий в научных кругах, скажем в 1980-ые года и сегодня, то мы вынуждены отметить тенденцию снижения степени освещенности данной темы. Однако в свете последних политических событий, гражданских волнений в близлежащих странах, предложенная тема вновь становится привлекательной для исследования, не только на уровне отдельно взятых этнических обществ , но и в более крупных масштабах (например, исследования по всей России).

Межнациональные браки представляют собой одну из форм межличностного общения мужчины и женщины, отношения которых закреплены на нормативно-правовом уровне.

Особенности межнацинального брака или этнически смешанной супружеской пары:

  • с гражданской точки зрения, супруги могут принадлежать к разным этническим общностям;
  • супруги могут принадлежать к разным национальным общностям, нациям;
  • супруги могут принадлежать к разным общностям, в плане территориально-государственного образования.

Социологический аспект изучения межнациональных браков и этнически-смешанных семей включает в себя:

  1. определение и описание основных факторов, влияющих на численность подобных союзов;
  2. выявление зависимости численности межнациональных браков в России с такими этно-социальными процессами, как миграция, ассимиляция этнических общностей, интеграция этносов.

На положение этнически смешанных семей, пар в современной России оказывает целый комплекс факторов. Среди них выделяют:

  • тип расселения людей;
  • интенсивность миграции;
  • уровень гетерогенности этносов;
  • религиозная и языковая принадлежность;
  • ассимиляционные тенденции;
  • национальные традиции, обычаи;
  • социально-психологические характеристики взаимодействия этносов;
  • политический курс государства.

Относительно роли социально-психологических характеристик взаимодействия этносов можно сказать, что наблюдается влияние следующих факторов:

  • социально- профессиональная мобильность;
  • уровень социального контроля в этнической группе;
  • особенности образа жизни различных этносов.

По итогам самостоятельного социологического исследования, проведенного в период 21-30 марта 2015 года, с помощью онлайн-анкетирования, в качестве значимых факторов, влияющих на рост числа смешанных союзов, браков, респондентами были выделены :

  • многонациональный состав населения Росси (49%);
  • массовые миграции в Россию (17%);
  • открытость российского общества (13%).

Диаграмма 1.

Факторы, способствующие межнациональным бракам в России

Среди факторов, влияющих на изменение численности межнациональных браков в сторону уменьшения, респонденты отметили следующие:

  • Различия в представлениях о семейной жизни между мигрантами и коренными жителями (34%);
  • Нежелание коренных жителей вступать в браки с мигрантами (20%);
  • Напряженность в отношениях между иммигрантами и основной массой коренного населения (19%);
  • Низкий социальный статус (положение) мигрантов-«гастарбайтеров»(18%).

Диаграмма 2.

Факторы, способствующие уменьшению числа межнациональных браков в России

Также значимым фактором, оказывающем существенное влияние на формирование отношения к межнациональным бракам, является национальный состав семьи (мононациональная или многонациональная семья). В рамках исследования, респонденты, у которых родители разных национальностей, охотнее выбирали вариант ответа «положительно» в вопросе об их отношении к межнациональным бракам, нежели те, кто вырос в мононациональной семье (19% и 10% соответственно).

Таблица 1.

Отношение респондентов к межнациональным бракам в зависимости от национального состава собственных семей

Также необходимо отметить общие тенденции и закономерности, которые помогут составить более полное представление о том, что есть межнациональные браки и этнически-смешанные семьи.

Несмотря на многообразие сосуществующих этнических общностей, придерживающихся различных вероисповеданий, некоторые этносы все еще остаются «закрытыми». Для этнических общностей, принадлежащих, например, к исламу, религиозная принадлежность не утратила, совей регламентирующей роли и оказывает влияние на выбор супругов.

Мужчины и женщины разных национальностей с неравной частотностью вступают в межнациональные браки. У коренных народов Средней Азии и Кавказа такие браки чаще заключают мужчины. У народов, населяющих европейскую часть страны, женщины не реже, а иногда и значительно чаще мужчин вступают в межнациональные браки.

Например, в 1970 году число мужчин-грузин, вступавших в межнациональные браки в Тбилиси в 1,75 раза превышало число женщин-грузинок, вышедших замуж за не грузина. К 1989 году это отношение сократилось и составило 1,65.

Также стоит отметить, что мужчины коренных национальностей из республик Средней Азии, Кавказа более мобильнее, чем женщины, и чаще оказываются в межэтнической среде, поэтому чаще вступают в национально-смешанные браки.

Несмотря на то, что в ходе процесса урбанизации и роста числа городов, область межэтнических контактов значительно увеличилась (более характерно для советского времени) тем не менее, если этническая общность не гетерогенна, межэтнические различия в укладе жизни остаются существенными, что ведет к снижению численности межнациональных браков.

Численность национально-смешанных браков в различных регионах России находится в прямой зависимости от степени сохранности в конкретных регионах элементов традиционного образа жизни. И в частности, это определяет, как влияют родственные связи на возраст вступления в подобный брак.

В целом влияние родственных связей отходит на второй план. Тем не менее, различия между отдельными этническими общностями по данному показателю велики. Например, у эстонцев, узбеков роль авторитета родственных связей понижена для младших поколений. В республиках Средней Азии и Закавказья роль родственных связей, а именно старшего поколения, остается устойчивой. (на примере см.таблицу 13).

Таблица 13

Доля считающих обязятельным согласиие родителей при вступлениии в брак в различных возрастных группах (на примере, эстонцев и узбеков, %)

Также численность смешанных браков находится в зависимости от направленности миграционных процессов. При этом каналы миграции различны, одним из них является брак с иностранным партнером как представителем «дальнего зарубежья». Тенденции возникновения межнациональных браков в России складывается так, что к нему, в большей степени, склонно женское население. Попытаемся вслед за С.В. Колударовой описать основные мотивы такой брачной миграции.

1) стремление жить за границей;

2) стремление к профессиональному развитию за границей;

3) стремление посмотреть мир;

4) стремление обеспечить будущее своим детям .

Вышеперечисленные мотивы опираются на субъективное желание конкретной женщины посредством межнационального брака с иностранным партнером покинуть Россию. Например, «брак с иностранцем рассматривается как перспектива на вполне законных основаниях покинуть пределы страны».

Значение обозначенных мотивов может быть связано:

  • во-первых, с качественно лучшим и социально гарантированны обеспечением, экологическим состоянием, вероятность получения, которых существенно возрастает за границей;
  • во-вторых, с определенной степенью трудности применения и внедрения собственных профессиональных знаний в России или нежеланием в целом работать в России;
  • в-третьих, с преследованием цели туристско-познавательного характера;
  • в-четвертых, с ответственностью женщин за жизнь детей.

Также нам представляется возможным выделить факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование представленных мотивов :

1) Социально-правовые факторы, предоставляющие через брак с иностранцем правомерно мигрировать за пределы России.

2) Социально-профессиональные факторы, связанные со стремлением реализовать свой трудовой потенциал за границей.

3) Социально-мировоззренческие факторы, раскрывающиеся в побуждении расширить кругозор мира.

4) Социально-биологические факторы, основанные на женском, материнском инстинкте о заботе потомства.

Таким образом, миграция через межнациональный брак с иностранным партнером имеет довольно многообразные мотивы. В этой связи нам необходимо обратиться к статистическому и социологическому измерению брачной миграции. Статистическое измерение обусловлено подсчетом количества перемещающихся за границу через брак, которое может быть осуществлено органами ЗАГС, регистрирующими браки с иностранцами, и посольствами, выдающими визы в связи с браком с гражданином данного государства. Социологическое измерение связано с анализом причин брака, динамикой браков с представителями различных государств, а также различных стадий миграции (собственно миграции, адаптации к новым условиям, идентификации).

Таким образом, межнациональная брачность и миграционные процессы, как уже отмечалось ранее, являются взаимообуславливающими. Межнациональные браки оказывают влияние на направления миграционных процессов.

Тем не менее, говорить, о каких-либо конкретных направлениях, тенденциях в межнациональной брачности на сегодняшний день в России не приходится в виду снижения уровня репрезентативности полученных данных из официальных источников (например, переписей населения). Обратимся к анализу данных Всероссийской переписи населения 2002 года.

Общая оценка пропорциональности межнациональной брачности к общей численности населения может быть получена в результате некоторых допущений. Предположим, что домохозяйства включают супружеские пары (при­чем, не более одной), хотя на самом деле это не так, и, что отсут­ствуют варианты, при которых супруги образуют два разных домохозяйства. Этнически смешанные домохозяйства из этой со­вокупности составляют в целом по стране 16,2%, причем в город­ской местности 16,7%, в сельской 14,7%. Долю этнически сме­шанных брачных пар условно можно считать такой же.

В итоге получается, что около 20% русских проживают в до­мохозяйствах этнически смешанных, либо как одинокие члены домохозяйств. С учетом выше указанных пропорций обеих кате­горий, доля русских, проживающих в этнически смешанных домохозяйствах, составляет 11,8% обще­го числа русских по стране . Помня обо всех допущениях и услов­ностях расчетов, можно полагать, что данный показатель в ка­кой-то мере отражает уровень межэтнической брачности рус­ских. Заметим, что полученный показатель ниже общего по стране, рассчитанного по прямым данным в отношении всего населения. Это отличие можно объяснить тем фактом, что высо­кую долю межэтнических браков образуют многочисленные украинцы, белорусы, немцы и др.

Общая картина межэтнической брачности по стране предста­вляется следующей. Из 23 наиболее крупных национальностей (численностью более 400 тыс. человек каждая) 11 наименований следует отнести к категории со значительной долей межэтниче­ских браков, для 5 национальностей характерен уровень межэт­нической брачности ниже среднего по стране, а для 7 националь­ностей – уровень межэтнической брачности низкий.

Можно отметить следующие:

У северо­кавказских национальностей распространенность межэтниче­ских браков не вполне связана с численностью. В данном случае, значение такой фактор, как компактность проживания этнической группы (имеет ли этнос свою территорию, например, республику или другую автономию). Чеченцы в этой группе самые многочисленные, но имеют наиболее низкий пока­затель межэтнической брачности (4,1%). Остальные кавказские группы распределяются следующим образом: лезгины (9,5%), даргинцы (8,0%), аварцы (7,8%), кабардинцы (6,7%), ингуши (6,1%).

Делать выводы о том, насколько изменился уровень межэтнической брачности по сравнению с прежней переписью, без дополнительных исследований преждевременно. На нынешнем этапе для очень приблизительной оценки можно воспользоваться агрегированными данными. Для этого нужно взять сумму зафиксированного переписью 2002 г. числа лиц определенной национальности, проживающих в этнически смешанных домохозяйствах, и одиноких членов домохозяйств той же национальности (об этом говорилось выше) и сравнить эту величину с данными переписи 1989 г. о совокупной численности лиц той же национальности, проживающих в этнически смешанных семьях, и семьях, состоящих из одного человека. Такое сравнение условно показывает, что, например, у белорусов уровень межэтнической брачности сохранился на самом высоком уровне и остался почти без изменений – 86% (напомним, что эта и последующие цифры должны быть уменьшены, чтобы не учитывать долю одиноких домохозяев). У других национальностей, которые, по данным прошлой переписи, подобно белорусам, активнее всего участвовали в этническом смешении, указанные показатели еще более возросли: карелы – было в 1989 г. 68%, стало в 2002 г. 71%, евреи – 55 и 69,3%, мордва – 54 и 57,6%. В то же время среди национальностей, мало склонных к смешению, показатели, кажется, еще более снизились: тувинцы – было в 1989 г. 12%, стало 11%, ингуши – 14 и 10,2%, чеченцы – 10 и 6,9%.

Приведенные цифры, при всей их неточности и условности, вновь приводят нас к выводу, что процесс межнациональной брачности не может характеризоваться наличием каких бы то ни было перспектив и тенденций. В России нет какой-то единой тенденции и процесс этнического смешения, как и в прошлые десятилетия, доминирует отнюдь не повсеместно.

Межнациональные браки и этически смешанные супружеские пары являются объектом исследования как для социологии семьи и демографии, так и для этносоциологии. Знание, получаемое в результате проведения исследований, может иметь статус междисциплинарного. Актуальность и необходимость изучения данной проблематики объясняется рядом причин, а именно:

Библиография

  1. http://rss.archives.ceu.hu/archive/00001001/01/1.pdf (дата обращения: 20.03.15).
  2. Арутюнян Ю. В. О некоторых тенденциях культурного сближения народов СССР на этапе развитого социализма //История СССР. – 1978. – №. 4. – С. 187-205.
  3. Дарский Л. Е., Волков А. Г. Брачность в России: Анализ таблиц брачности. – Информатика, 2000. – Т. 13.-235 с.
  4. Колударова С. В. Межнациональные браки как показатель миграционного процесса //С 560 Современные тенденции развития мировой социологии: материалы междуна. – 2010. – С. 55.
  5. Комарова О. Д. Население России сквозь призму этнических процессов //Мир России. – 1999. – Т. 8. – №. 4. – С. 71-80.
  6. Корнеева С. В. Межнациональные браки с иностранным партнером в современных условиях российского общества: социологический анализ: ав-тореф. дисс.канд. социол. наук. – М.: Изд-во Спутник+, 2007. – 28 с.
  7. Синельников А. Б. Трансформация семьи и развитие общества //Уч. Пособие. М.: КДУ. – 2008.
  8. Топилин А. В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния //Социологические исследования. – 1995. – №. 7. – С. 76-82.
  9. Шахбанова М. М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев //Социологические исследования. – 2008. – №. 11. – С. 72-76.

Алексахина Н. А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России //Социологические исследования. – 1998. – №. 2. – С. 49-54.

Сусоколов А. А. Национально-смешанные браки и семьи в СССР //Институт этнографии им. НН Миклухо-Маклая АН СССР. – 1990. С. 98

Социологическое исследование, проведенное в рамках дипломной работы. Выборка составила 1049 респондентов – студентов московских ВУЗов, в возрасте от 18 до 30 лет.

По данным исследования.

По данным исследования.

По данным исследования.

Алексахина Н. А. Динамика межэтнического взаимодействия в Российской Федерации.[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://rss.archives.ceu.hu/archive/00001001/01/1.pdf (дата обращения: 20.03.15).

Сусоколов А. А. Национально-смешанные браки и семьи в СССР //Инсmиmуm эmнографии им. НН Миклухо-Маклая АН СССР. – 1990. С. 98

Введение

Глава I. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе

Глава II. Влияние внешних факторов на межэтническую семью

Заключение

Введение

Изучение межнациональных браков является одним из направлений в социологии. В период существования СССР исследование таких браков было очень популярно. Рост численности межнациональных браков трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений. Изучая и анализируя развитие данного явления можно понять сущность отношений между народами, а также иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов. В настоящее время межнациональные браки в российском обществе вызывают массу дискуссий. Что же движет сегодня людьми, вступающими в такой брак, и понимают ли они всю сложность и ответственность, которую берут на себя? Как ни громко это звучит, но от каждой такой семьи зависит, будет ли крепнуть дружба между народами, или наоборот, расти вражда.

Целью исследования являются межнациональные браки, как союз двух народностей. Авторами работы были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть социальную природу межнациональных браков;

2) раскрыть влияние внешних факторов на межэтническую семью;

3) проанализировать модели семейных отношений.

Исследовательской работе использовалась различная литература: газетные статьи, в которых затрагивался вопрос о браках русских женщин с иностранцами. Работы Сусоколова А.А. «Межнациональные браки» и Городецкой И.М. «Проблемы социальной психологии личности» помогли в раскрытии сущности проблемы. Также использовались ресурсы Интернета.

Глава I. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе.

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений в социологии, потому что такие браки являются каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа «национальность» включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формировании новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой. Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей. Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда «открытые» границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37%. В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: «Межнациональный брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке». В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально «брак вне группы». Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 1998-2002 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и т.д. С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора. Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений. Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в «Своде законов Российской империи» прямо указывалось на то, что «лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами». Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям. Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Среди подростков был проведен опрос, направленный на формирование толерантности подростков. Современные подростки нередко понимают под национальной принадлежностью свое гражданство, а не этническую группу. Скажем, 18 человек при ответе на вопрос о национальной принадлежности написали «россиянин» или «гражданин Российской Федерации». Встречались в анкетах и другие не менее яркие примеры совпадения этнической и гражданской самоидентификации: «Я – русская, так как живу в России». При этом нельзя сказать, что для ребят не имеет значения национальность (своя собственная и окружающих): каждый второй старшеклассник (49%) не согласился с суждением «Для меня не имеет значения ни моя национальность, ни национальность окружающих». Более того, абсолютное большинство опрошенной молодежи гордятся своей национальностью: 95% согласились с суждением «Я горжусь своей национальностью», при этом 85% согласились с этим полностью. С другой стороны, молодежь вполне понимает необходимость уважительного отношения и к другим национальностям. Скажем, важность изучения истории и культуры разных народов многонациональной России отчетливо осознают 77% опрошенных старшеклассников. О готовности школьников взаимодействовать с людьми разных национальностей свидетельствуют их ответы и по другим суждениям. Скажем, больше половины (58%) не согласились с суждением «Я, бывает, испытываю раздражение при близком общении с людьми других национальностей». Больше 2/3 (71%) высказали свое полное или частичное несогласие с тем, что «настоящая дружба возможна только между людьми одной или близких национальностей». А вот что касается отношения к межнациональным бракам, то здесь старшеклассники оказались не столь толерантными, как в вопросах дружбы: почти треть (29%) опрошенных согласилась с суждением о нежелательности таких браков, поскольку они увеличивают число разводов. Кстати, при высказывании мнения по данному суждению достаточно многие (14%) затруднились с ответом, возможно потому, что вопрос о будущем супруге пока еще не столь актуален для подростков, как вопрос о друге.

На отношение к межнациональным бракам существенное влияние оказывает пол респондентов. Девушки настроены к межнациональным бракам гораздо более лояльно и менее консервативно, чем юноши: почти каждый седьмой (13%) из опрошенных молодых людей полностью согласен с мнением, что «межнациональные браки нежелательны, так как увеличивают число разводов», девушек же, полностью согласных с этим, в два раза меньше (7%). Думается, что здесь вопрос о толерантности молодежи в межэтнических отношениях напрямую увязывается с уровнем ее социальной зрелости и качеством правовой культуры молодых людей. С другой стороны, мы сталкиваемся здесь с феноменом «парадоксального сознания», когда в сознании человека одновременно вполне мирно уживаются абсолютно противоречащие друг другу установки. Каждый третий (32%) из опрошенных старшеклассников иногда испытывает раздражение при близком общении с людьми других национальностей, а каждый четвертый (28%) в той или иной степени не готов иметь дело с представителями любой национальности. Каждый пятый (22%) согласен, что настоящая дружба возможна только между людьми одной или близких национальностей, а почти треть (29%) считает межнациональные браки нежелательными.

Проблема формирования этнической толерантности у подростков – это задача, которая продолжает оставаться очень злободневной, задачей № 1 в системе патриотического воспитания современной молодежи.

Межэтнические браки являются объектом повышенного интереса социальных наук, поскольку их изучение затрагивает два аспекта, имеющих огромную значимость в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна в настоящий момент, возрастает актуальность исследования семьи как таковой, которая призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей сути она является индикатором благополучия общества в самых различных сферах: утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики, и т.д. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Во-вторых, одним из первоочередных вопросов не только в стране, но и во всем мире, является этнопсихологический и кросс-культурный аспект общественных отношений. В условиях, когда, с одной стороны, во всем мире идут процессы глобализации и укрепления кросс-культурных связей, а с другой, остро стоит вопрос межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов, к проблеме взаимоотношений между народами обращены многие науки. Изучая взаимоотношения супругов в этнопсихологическом аспекте, можно проанализировать ключевые проблемы общества в целом и проследить многие социальные тенденции, поскольку именно в семье проявляются социальные и этнические установки, ценности, привычки, а также первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социально-психологические качества и личностная (в том числе этническая) идентичность. В данном исследовании мы поставили целью изучить взаимоотношения супругов как моноэтнических семьях русских и татар, так и в полиэтнических супружеских парах, где один из супругов является русским, а другой – татарином. Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Русские и татары на протяжении многих веков жили рядом, в современной России оба эти народа имеют много общего в образе жизни и истории. Однако, как показывают многочисленные исследования эти народы имеют достаточно значимую специфику проявляющуюся, в первую очередь, на бытовом уровне. Эта специфика не может не сказаться на семейных взаимоотношениях.

Большинство ключевых моментов в семейной жизни связано с образом жизни, ценностями, привычками и традиционными ожиданиями супругов, обусловленными, зачастую, их этнической принадлежностью. Каждый конкретный индивид склонен смотреть на мир через призму собственного опыта, той конкретной системы культуры, в которой он рос и формировался как личность. В частности, во внутрисемейных взаимоотношениях мы нередко с опаской относимся к незнакомым обычаям, ценностям, образам поведения наших близких, что препятствует позитивному, принимающему и поддерживающему отношению к другому. Именно семья играет главную роль в сохранении и передаче этнической культуры, так как с ослаблением семейно-родственных связей механизм этнокультурной трансмиссии нарушается.

Для человека, усвоившего стереотипы своей нации, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Это можно проследить по многим исследованиям. Длительный опыт совместного проживания, развитие двустороннего двуязычия, культурного взаимовлияния, распространение межэтнических браков обуславливают надёжную степень толерантности в общении. Безусловно, этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия, поскольку она по своему значению и должна, прежде всего, формироваться в культуре. Реальными формами проявления толерантности в рассмотренных взаимоотношениях можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, в ряде случаев двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения (в распространении национальных блюд, в отмечаемых праздниках, гостеприимстве и т.д.) Итак, говоря об этнических факторах, влияющих на взаимоотношения в семье, нужно учитывать, насколько каждый член семьи принимает каждую подструктуру психологии своего этноса, каждый ее компонент: психический склад этноса; этническое сознание; этнические чувства; этнические вкусы. Рассмотрим и проанализируем национально культурные традиции татарских и русских семей. Традиционно татарские семьи были довольно многочисленными. Почти половину составляли семьи из шести и более членов. Наиболее желательным в татарской семье было рождение мальчика. Сыновья с малых лет вынуждены были работать вместе с отцом и другими старшими мужчинами в семье, приобщались к мужскому труду. Дочери помогали матери. Большое влияние уделялось привитию нравственных качеств. Строго следили, чтобы ребенок не приучался пить, курить, играть в осужденные обществом игры. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». У татар, как и у многих других народов, главой семьи являлся муж. В руках главы семьи были сосредоточены земля, рабочий инвентарь, скот. Он являлся владельцем имущества всей семьи движимого и недвижимого, которым мог распоряжаться по своему усмотрению. Владея всей собственностью, глава семьи имел над остальными ее членами власть, на которой держался моральный авторитет семьи. Кроме того, власть усиливалась благодаря мусульманской традиции, которая всецело защищала права мужа, объявляя его фактическим хозяином всей семьи. Основной формой заключения брака был брак по сватовству. На выбор супругов решающее влияние оказывали экономические или иные «деловые» соображения и воля родителей. Кроме брака по сватовству существовало еще бракосочетание посредством самовольного ухода девушки к своему избраннику. В таких случаях свадьба не проводилась.

Семья для русского человека всегда была сосредоточением его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Иметь семью и детей так же было необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась нравственным авторитетом. Таким авторитетом пользовался традиционный глава семьи. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Все руководство домашним хозяйством держала в руках жена. Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем открыто, при детях.

Рассматривая особенности татарских и русских семей в конце 60 гг., исследователи отмечали, что «в силу большей устойчивости семейных традиций, сильных родственных связей, татары чаще, чем соседнее русское население, живут трехпоколенными семьями». Татары и русские живут бок о бок уже многие столетия, и это многовековое проживание на одной территории, давние экономические, культурные связи, тесное общение в быту, в трудовой деятельности не могло не наложить отпечаток на характер межэтнических контактов. В межэтнических браках этническая идентичность имеет свои особенности. При смешанных браках русских и татар молодежь принимает преимущественно татарскую национальность, тогда как при смешанных браках русских с другими народами дети чаще избирают русскую национальность. По-видимому, здесь все-таки преувеличивается этническое влияние татар в смешанных браках, особенно в последние десятилетия. Тем не менее, при рассмотрении вопроса о смешанных браках татар и русских следует учитывать крайне важный аспект национальной принадлежности конкретно матери и отца. «Как представляется, в тех семьях, где мать – татарка, до половины детей становятся татарами, если же отец - татарин, то в большинстве случаев дети становятся русскими».

При изучении межэтнических отношений целесообразно рассмотреть их на примере межэтнической семьи. В таких семьях отношения разных этносов особо показательны. Межэтническая семья – это минимальная ячейка полиэтничного общества. Именно в такой семье можно увидеть всю сложность межэтнического взаимодействия. От умения правильно и разумно их сочетать зависит как стабильность семьи, так и характер общения младшего поколения. Именно в таких семьях закладываются основы межкультурного диалога или, напротив, закрепляются негативные стереотипы, которые приводят к национализму.

Как на моноэтническую семью, так и на межэтническую влияют не только внешние, но и внутренние факторы. Только в межэтнической семье их действие будет усиливаться ввиду принадлежности партнеров к разным этнокультурным системам. Итак, на стабильность и сплоченность семьи влияет группа факторов: 1) внешние – к ним будем относить экономику, право, политику, религию, быт, территорию, ближнее окружение и т.д.; 2) внутренние – толерантность, доверие, ценностная система, стереотипы и т.п. Среди факторов, влияющих на формирование, стабильность, сплоченность межэтнической семьи, одни оказываются более, а другие менее значимыми. Но следует сразу же оговорить, что все факторы теснейшим образом взаимосвязаны, взаимопереплетены. По существу их влияние принципиально совокупное, комплексное.

Глава II. Влияние внешних факторов на межэтническую семью.

Различные этносы, проживающие на одной территории, в схожих природно-климатических условиях, будут одинаково задействованы в производственной деятельности, иметь схожие цели и способы их достижения. Все это приводит к более тесным контактам, которые способны формировать как положительный (доверие, взаимовыручка, совместное воспитание молодого поколения), так и отрицательный (межэтнические конфликты, нетерпимость) результат. Соответственно, на территории многонационального государства закономерным будет появление межнациональных браков. Но выбор партнера той или иной национальности для создания семьи может определяться рядом других факторов. Наиболее характерным и общественно одобряемым будут являться браки с представителями близких этнокультурных систем, например русские – украинцы, чеченцы – ингуши и т.д. Т.к. здесь будет вступать во взаимосвязь с территориальным фактором хозяйственно-бытовой. «Чем существеннее межэтнические различия в бытовой поведенческой культуре, тем реже заключаются межэтнические браки. И наоборот, чем больше сходства, тем чаще они заключаются», тем стабильнее и сплоченнее семья. Семьи с партнерами, близкими по этнокультурным характеристикам, но разные по национальности (этничности) будут наблюдаться чаще, чем семьи второго типа. Для русского этноса характерной чертой является общительность, что во многом обусловлено той религией, которая наиболее распространена среди данного этноса. Для представителей ислама наиболее характерной является установка на взаимодействие с представителями своей религии, т.е. своего рода замкнутость, что является преградой для беспрепятственного общения с другими, инаковерующими. В законодательстве РФ (для его субъектов) нет ограничений для вступления в брак лиц разных национальностей. Но в действительности начинает вступать в силу и другие (этнический, конфессиональный, экономический и т.д.) факторы, регулирующие семейно-брачные отношения. Так, например, для представителей Северо-Кавказского региона является вполне приемлемым выбор своему потомству, еще в младенческом возрасте, семейной пары из представителей своей национальности, желательно знатного рода, исповедующего мусульманскую религию.

Семейная жизнь граждан России, Польши, Италии, Англии, Франции или Америки опирается на специфические культурные модели, которые отражены в религиозных традициях этих стран. Закрепленные в религии и культуре модели семьи передаются исторически из поколения в поколение. Сегодня особенный интерес вызывает не только устройство семейной жизни, например, в России, но и соотношение разных моделей семьи, их сходство и различия. Потому что среди современных семей много сложных, смешанных, межкультурных.

Модели семьи сформировались давно, и все без исключения подверглись модернизации. Они отличаются по характеру распределения власти и ответственности между взрослыми членами семьи, а также по месту ребенка в семье. Модель нормальной семьи предполагает, что основная ответственность за семью лежит на отце как физически более сильном и социально принимаемом. Это не значит, что с женщины снимается всякая ответственность, но она пропорционально меньше. Власть и ответственность распределены между супругами в соответствии с их возможностями по воспитанию детей. И хотя указание на единую норму может вызвать возражение, безусловно, модель, в которой мужчина вытеснен из семейного круга, как это произошло в отечественной традиции, аномальна. Межкультурные браки - это столкновение разных моделей поведения. Как следствие возникает проблема личностной самоидентификации людей с разными установками и представлениями о семейной жизни. Под западными" моделями скрываются католическая и протестантская модели семейных отношений. Католическая Европа очень четко отличается от протестантской Америки. Европа не любит, когда ее смешивают с Америкой, и Америка строго отделяет себя от Европы, признавая за ней право на истинную, старую цивилизацию. В основании католической модели семьи лежит принцип гармонии, сбалансированности, пришедший из античности и воспетый в эпоху Возрождения. Чтобы позировать обнаженным и созерцать обнаженное тело без смущения, нужно быть внутренне свободным и внешне защищенным. Католическая семья наиболее близка к нормальной семье. Положение женщины в католической семье подчиненное, но у нее есть право голоса, к ее мнению следует прислушиваться и обсуждать с ней все вопросы. Но за всю семью отвечает отец. Например, французские отцы очень заботливы, они принимают участие во всех домашних делах, и именно они решают, куда пойдут учиться дети.

Протестантская модель выросла на почве идей равенства и индивидуальных достижений. Женщина и мужчина в ней занимают одинаковое положение, фактически они взаимозаменяемы. Модель семьи, основанная на паритетных отношениях, нестабильна по определению. Положение женщины в США настолько высоко, что презрительное или брутальное отношение к ней в семье просто невозможно. Развод не табуирован, как это бывает у нас, когда женщины говорят: «Развелась бы, да страшно, убьет ведь!» - или: «Хочу уйти, но боюсь, что он покончит с собой». Само по себе сохранение семьи или развод для американцев не выглядит особой заслугой. Уровень разводов в Америке около пятидесяти процентов.

В мусульманской семье, как известно, женщина очень ценится и оберегается, но как утешение, "приз", услада. Ценность женщины здесь понимается почти буквально, то есть в материальном, денежном эквиваленте. Женщина должна быть привязана к семье, всегда хорошо одеваться и щедро одариваться. Подарки возведены в разряд ритуала. Все решения в мусульманской семье принимает мужчина. Круг интересов женщины узок: дети, красивая одежда, украшения, еда. Мусульманские женщины, которые приезжают сюда, как правило, не демонстрируют своего подчиненного положения. Многие из них образованы, поэтому традиционной модели уже не получается. Тем не менее, когда они создают семьи внутри диаспоры, доминирование мужчины очевидно. Стабилизирующим фактором в мусульманской семье является авторитет родителей. Женщина, чувствующая психологический дискомфорт, идет за советом к старшим членам семьи и находит у них поддержку и утешение. Еще один уникальный принцип мусульманской модели семьи - заменяемость женщины (система гаремов).

Своя семейная модель предлагается иудаизмом. В традиционных еврейских семьях невероятно высок авторитет мамы. Многое зависит от того, какой ребенок рождается - мальчик или девочка. В любой архаической модели рождение мальчика приветствуется больше, чем девочки. Поведение матери напрямую зависит от пола ребенка. Оно негативное и репрессивное по отношению к девочкам, по отношению к мальчикам - поддерживающее, поощряющее. Еврейские мамы никогда не оставляют детей в покое и постоянно воспитывают: следят за осанкой, манерой поведения, речью ребенка. Дети, вырастающие в этих семьях, всегда вежливы и очень приятны в общении, однако, с точки зрения психолога, таким отношением легко подавить в ребенке творческое начало, которое предполагает определенный детский произвол.

В православной модели семьи дети, напротив, полностью предоставлены сами себе. Если белые дети играют на улицах Парижа без взрослых, можно почти безошибочно утверждать, что это русские. В типичной французской системе воспитания дети - самые опекаемые члены семьи, до 16 лет они находятся под строгим присмотром родителей, которые обязаны их чем-то занимать, устраивать досуг. В российской культуре существует иная дисциплинарная система - система образцов для подражания. Всегда ставятся в пример "передовики", на которых необходимо равняться, чтобы достичь успеха. Вопрос, каким образом можно достичь желаемых результатов, как правило, даже не поднимается. Православная модель рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Основная роль мужчины в православной модели - инициировать семью, семейная поденщина его не интересует. Мужчина обладает невероятной властью и авторитетом, но всю свою ответственность он делегирует жене. В российской семье потерялась фигура отца, женщина же перегружена ответственностью. При этом отношения в типичной российской семье нередко напоминают схватку, которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Никакие договоренности здесь не действуют, все решается через битье горшков. Православная модель дисгармонична, такие реализации подходят лишь для исключительно выносливых и психологически сильных людей, способных внутренне сохраниться при любых внешних невзгодах. Есть еще одна категория, по которой различаются западные модели семьи. Это время. Пожалуй, православная рефлексия тяготеет к прошлому. Все, что было, имеет невероятную ценность. Смерть оказывается идеалом как вечное прошлое. Католическая модель - это интерес к настоящему. Вот почему она легко подвержена модернизациям, и адаптируется под текущую жизнь. Протестантизм - это ожидание счастья и радости в будущем, возможно, в самом ближайшем. Вечно улыбающиеся и оптимистично настроенные американцы нас раздражают именно нежеланием замечать трагическое прошлое или невыразительное настоящее. Одни уходят в бездеятельную рефлексию, другие стараются принять и упорядочить жизнь вокруг, а третьи пытаются строить совместное будущее, быстро договариваясь о предпринимаемых группой действиях. Иногда люди могут осознавать разницу в культурных моделях как абсолютное благо. Например, теоретически российско-американские браки очень удачны. Американский мужчина, переходя из модели равноправного партнерства в модель православной семьи, повышает свою относительную значимость. Ему делегируется больше власти и уважения, он, безусловно, выигрывает, повышается в социальном и психологическом статусе. Русская женщина, выходя из модели православной, снимает с себя непосильный груз ответственности и получает шанс на нормальную жизнь в семье с понятным для нее кругом забот - дети, кухня, дом, но с большим снисхождением, вниманием и поддержкой со стороны мужа. Отношения в семье для обоих оказываются более гармонизированными и «заточенными» под их собственную психофизическую конституцию. Эти браки оказываются очень долгосрочными, так как все роли распределены, и механизм работает, хотя семья смешанная. В такой семье каждый из супругов идет на уступки и безупречно играет свою роль. На Украине модель семьи исторически находилась под влиянием протестантской и католической этики. Удивительно, но при крайне низком уровне жизни в этой стране уровень разводов там меньше, чем в России. К самым комплиментарным бракам относятся украинско-еврейские. Может быть, это связано даже не с хорошей сочетаемостью самих моделей, а со специфическим способом улаживания конфликтов, при котором огромную роль играет юмор. Когда конфликты обыгрываются, их напряженность и значение не так высоки. Одно из абсолютно новых явлений сегодня - это русско-китайские браки. В Приморье их уже десятки тысяч. Китайские мужчины очень много работают, не пьют, приносят домой деньги и по контрасту обладают преимуществами перед русскими женихам. Русские женщины довольны. Несомненно, число таких браков будет расти.

Разница в моделях и установках в межкультурных браках обнаруживается всегда, и рано или поздно на этой почве возникают конфликты. Одни видят в супруге, прежде всего индивидуальность, и это вызывает у них искреннее уважение и интерес, порой - желание заимствовать. Другие находят в культурных различиях повод для постоянного раздражения, депрессии и отчуждения. Это связано с жесткой "конституцией" людей, неготовностью идти на уступки, недостаточной уверенностью в себе. В любом семейном конфликте, доходящем до суда, возникают права одной и другой стороны. В правовом поле все равны.

Заключение

Подводя итоги нашей работы необходимо подчеркнуть основные сложности такого явления как межнациональный брак. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины.

Межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества.

О положительных и негативных сторонах межнациональных браков спорили, спорят и, наверное, будут спорить еще не одно десятилетие. Одни считают, что для чистой и верной любви нет никаких преград, другие – относятся к ним как истреблению генофонда определенной страны. Что ж, спорить об этом можно вечно.

Создавая межэтнический брак, следует сразу подготовиться к тому, что придется долго привыкать и изучать нравы своего «нового» народа. Многие даже не задумываются о последствиях. Чего только стоят примеры наших популярных звезд, связавших свои судьбы с партнером другой национальности. Как правило, в таких случаях страдают дети.

Вступая в такой брак необходимо взвесить все за и против. С другой стороны, семья создается по любви, и именно этот критерий должен оставаться главным на всем протяжении ее существования.

Список использованной литературы

1) Ахтямов М.И.«Культурные традиции», www . gorko –gorko.ru

2) Блохин А.Б., Городецкая И.М. «Проблемы социальной психологии личности». - М.: «Авангард», 1997.- 378 с.

3) Давыдова Е.О. «Мигрант для москвички – лучший жених?» // Комсомольская правда, 31 августа, 2000.

4) Саляхов А.Р. «Межэтнические браки: дружба или борьба», www . aif . ru

5) Сусоколов А.А. «Межнациональные браки». – М.: «Ариос», 1987.-256 с.


Межэтнические браки и их классификация
Процессы этномиграции и особенности этнической демографии подводят к проблеме межэтнических браков. Брак между гражданами различных государств квалифицируется как межнациональный брак и является особой юридической процедурой, связанной с получением гражданства одним из его участников.
В этом смысле и в наше время (как и в условиях сословного общества) возможно применить в относительном смысле критерии «гипогамии» и «гипергамии». Если ранжировать страны по уровню экономического развития, уровню социальных гарантий, комфорта, безопасности, технической оснащенности и т. д., то вполне можно выделить страны первой, второй и третьей категории. Европа и Северная Америка, а также Япония относятся к странам первой категории. Россия, Индия, Китай, Бразилия, а также ряд развитых и богатых азиатских и латиноамериканских стран могут быть отнесены ко второй категории. Все остальные - к третьей. Соответственно, межнациональные браки вполне можно распределить по этой шкале. «Гипергамией» будет тот брак, в котором один из партнеров получает гражданство страны более высокой категории. «Гипогамией» будет случай принятие партнером гражданства менее престижной страны.
В случае межэтнических браков, когда речь идет о бракосочетании представителей одной и той же страны, правовых норм не существует, и тот факт,
что брак является межэтническим, можно определить только на основании этносоциологического наблюдения или эксплицитной самоидентификации самих лиц, вступающих в брак. В этом случае определить признаки «гипогамии» и «гипергамии» сложнее. Чаще всего здесь важную роль играет гендерный признак. Для мужчин и женщин, если они относятся к этническим меньшинствам, брак с представителями этноса, который является ядром главного народа или нации, будет «гипергамией». При этом для мужчины из ядерного этноса женитьба наженщине, относящейся к этническому меньшинству, никак не влияет на его статус, а в случае женщины - влияет, и может расцениваться как «гипогамия».
Чем более общество является гражданским и урбанизированным, тем менее отчетливым становится различие между «гипогамией» и «гипергамией», а межэтнический характер брака утрачивает какой бы то ни было иерархический смысл.
В царской России к признаку принадлежности к ядерному этносу служило еще и вероисповедание, и православие было признаком наиболее полноценного социального статуса. В советское время был провозглашен принцип интернационализма, и межэтнические браки поощрялись как признаки «подлинного интернационализма». При этом на бытовом уровне определенная иерархизация сохранялась, и брак представителей этнических меньшинств с русскими считался престижным для этих меньшинств.
В современной России номинально сохраняется советский подход в сочетании с либерально-демократическими нормативами «толерантности» и этнической индифферентности западных обществ. Но на практике иерархизация межэтнических браков сохраняется, и если этнический мигрант женится или выходит замуж за представителем коренного населения, это также считается «гипергамией». При этом если речь идет о женщине, относящейся к этническому меньшинству, то для ее мужа признаки «гипогамии» отсутствуют.
При этом, чем выше уровень образования, социально-экономический статус и социальный престиж вступающих в брак, тем меньшее значение имеет их этническая идентичность.
Межэтнический брак и этносоциализации
В случае межэтнического брака часто встает вопрос об этнической идентичности одного из супругов, а также о выяснении этнической идентичности совместных детей. В большинстве случаев в традиционном обществе действует правило принятия женой этнической (и конфессиональной, если она различается) принадлежности мужа. В этом случае брак начинает выполнять функции этносоциализации. Язык, употребляемой в семейной жизни, обычаи, поведенческие паттерны, обряды, культурные архетипы строятся на основе этноса мужа, к которому обычно относят и потомство. Этнос жены (матери) стирается, отходит на второй план. Именно такая модель этнической идентичности до сих пор является самой распространенной и привычной. В этом сказывается историческая инерция. В современном российском обществе большинство этнически смешанных семей по умолчанию и часто без специального решения или договора принимают и на практике воплощают этот принцип.
Гораздо реже и, как правило, в случае отчетливо выраженной «гиперга- мии» со стороны мужчины, относящегося к этническому меньшинству, про
исходит обратное: преобладающим языком семьи становится язык жены, и дети воспитываются в духе этой этнической идентичности. Если первый случай является общим и почти «само собой разумеющимся», то второй представляет собой исключение и довольно редок. Он встречается тогда, когда для всех участников брака очевидны те преимущества, которые семья и потомство могут получить от ассимиляции этнической принадлежности жены (матери).
Еще одним случаем является сохранение этнической идентичности каждого из супругов. Чаще всего воспитание детей в таких семьях является би- лингвистическим и бикультурным. Это бывает в тех случаях, когда каждый из супругов по тем или иным причинам осознанно придает своей собственной идентичности ценность, не хочет с ней расставаться и, напротив, заинтересован в ее сохранении, упрочении и трансляции детям. Статистика показывает, что такая модель межэтнических браков не является менее стабильной, как это можно было бы предположить, и количество разводов здесь приблизительно такое же, как и в случае принятием одним из супругов этнической идентичности другого. Это обстоятельство имеет прообраз и в архаических обществах с подчеркнутой матриархальной, матрилинейной или матрилокаль- ной структурой, где на ином уровне, на уровне клана, принадлежность жены и мужа к разным обществам акцентируется с помощью целого ряда социальных инструментов. Правда, здесь приписывание потомства происходит строго к одному из родов. Впрочем, бикультурность до определенной степени может встречаться и в этом случае.
Учитывая предыдущее замечание, можно сделать предположение, что сохранение этнической идентичности каждого из супругов будет иметь место в том случае, если один из них относится к этносу, в котором до сих пор сохранились признаки матрилинейности. Таковы в России адыгские и черкесские этносы, а также осетины.
Еще один случай межэтнических браков представляет собой ситуацию, в которой этническая принадлежность ни для одного из супругов не имеет никакого ценностного значения, и этнический стиль семьи складывается на основании обезличенной гражданской культуры. Такие браки были весьма распространены в советское время, когда стирание этнической принадлежности было официальной идеологической и политической установкой. Язык в таком случае рассматривался как условный инструмент общения, «идиом», а вместо передаваемой по наследству этнической культуры выступали клише, напрямую транслируемые властью и политическими инстанциями. Именно такой, оторванной от этнических корней, и должна была бы быть «образцовая коммунистическая семья».
Приблизительно такой же должна быть и «образцовая либеральная семья» в современном гражданском обществе, где этническая принадлежность супругов вообще не имеет значения, а воспитание детей можно вести на каком-то постороннем языке - например, на английском, являющимся чужим и для отца, и для матери. Владение английским улучшит стартовые возможности молодого человека в глобальном обществе, тогда как привязанность к этнической культуре и ограниченность родной речью, напротив, станет конкурентным недостатком и слабостью.
Все перечисленные варианты межэтнических браков встречаются в современной России. При этом статистически преобладает первый, традиционный, тогда как нормативным считается последний, космополитический.

На контрастную пару кто-то посмотрит с любопытством, а кто-то – с осуждением. Единственное чувство, которое не вызывают в окружающих подобные союзы, – это равнодушие.

С какими проблемами сталкиваются те, кто решается вступить в , и какие они обретают преимущества?

Минусы межрасовых союзов

Основная проблема межнациональных браков – непонимание, неодобрение, тотальное неприятие со стороны близких. Консервативные родители невесты или жениха могут воспротивиться такому решению по разным причинам.

Преградой для счастья могут стать: другой цвет кожи избранника, иное вероисповедание, необходимость переезда в чужую страну, мнимая заинтересованность в прописке и так далее.

Есть нации, тщательно сохраняющие чистоту своей крови (евреи, армяне) и протестующие против смешения ее с иностранной.

Поэтому, решив заключить межнациональный союз, вы рискуете столкнуться с неприятием со стороны родных – своих или партнера .

Кроме того, выйдя замуж за турка, немца или, например, японца, девушка непременно встретится со странными нюансами чужой культуры и почитаемыми традициями.

Необычный быт, чужой язык, оригинальные требования новой семьи, иной подход к воспитанию детей, особенности правовой базы и банальное непонимание играют злую шутку с крепким союзом.

Совсем другая история, если брак заключается между людьми, изначально выросшими в одной стране. Америка не зря считается «плавильным котлом», смешивающим расы и национальности в причудливый винегрет.

Граждане США отлично владеют английским языком, да и их культура весьма похожа, даже если цвет кожи разнится. Поэтому у подобных пар трудностей возникает меньше.

Русская девушка вполне удачно может выйти замуж за выходца из любой страны бывшего СССР – Армении, Грузии, Латвии, Эстонии. Языковой барьер в этом случае не так высок, а культуры в силу былого взаимодействия не слишком противоречивы.

Что делать, если вас тянет к более экзотическим партнерам – африканцам, азиатам, латиноамериканцам?

Наш совет – искать спутника жизни в рамках своей страны или своего увлечения. Им может стать студент университета «дружбы народов», приемлемо подтянувший ваш язык.

Есть ли плюсы у смешанных браков

Существует целый ряд бонусов, который вы приобретаете вместе с интернациональным союзом. Поговорим о некоторых из них.

1. Дети в таких семьях более эрудированные, легче приспосабливаются к разным реалиям, с уважением относятся к чужим культурам. Они зачастую билингвы – то есть владеют несколькими языками как родными.

Они впитывают традиции и мировоззрения обоих родителей, и становятся истинными «людьми мира». А еще их отличают внешняя привлекательность и интересные черты.

2. Супруги получают шанс узнать другую культуру изнутри, проникнуться к ней уважением и любовью. В характере появляются такие черты, как толерантность, тактичность по отношению к иной религии.

3. Для многих девушек мечта «выйти замуж за иностранца» может стать явью. Сверстники и сограждане успевают наскучить, а вот чужой огромный мир манит всегда. Совместная жизнь точно будет насыщенной впечатлениями, интересной и захватывающей.

4. Вас ждет улучшение качества жизни, изучение второго языка и расширение кругозора после переезда в другую страну.

5. В таком браке приходится больше работать над отношениями, отчего они становятся только крепче. Отдав многое ради того, чтобы быть с любимым (в том числе, разорвав связи с семьей, страной, друзьями), начинаешь больше ценить семейный союз.

Иногда очарование другой страной и ее культурой может выглядеть юношеской блажью, но если человек годами подтверждает свое решение, то даже строгая родня соглашается на уступки.

Удачные смешанные браки: известные примеры

Считается, что у межнационального союза есть одно неоспоримое преимущество. У подобных пар получаются невероятно красивые дети. Но и сами супруги вдвоем смотрятся оригинально и привлекательно .

Светская жизнь знает множество примеров, когда счастливый союз заключался между представителями разных рас.

Николас Кейдж женился на азиатке Элис Ким, работавшей официанткой – по всем параметрам неравный брак, который, тем не менее, продержался около 12 лет.

Режиссер Вуди Аллен умудрился повести под венец собственную приемную дочь, кореянку Сун-И, и живет с ней уже 20 лет.

Колоритные дуэты создали Хайди Клум и темнокожий певец Сил, Дэвид Боуи и роскошная Иман. Сенегальская красавица Карин Силла побывала замужем за Жераром Депардье и Венсаном Пересом.

Ну а Марлон Брандо успел внести в свою «коллекцию экзотических подруг» индианку, вьетнамку, таитянку, гватемалку и пуэрториканку.

Присцилла Чан, американка с вьетнамо-китайскими корнями, смогла похитить сердце еврея Марка Цукерберга (чем вызвала негодование его родственников).

Роберт Де Ниро – известный поклонник «черных пантер», а Уэсли Снайпс – истинный интернационал: в его послужном списке значатся уроженки Пуэрто-Рико, Китая и Южной Кореи.

Многие из упомянутых браков распались, но никто из супругов ни разу не заявил, что причиной тому стал цвет кожи или культурные разногласия.

Все как всегда: ссоры, измены, драки, разные интересы, нервные срывы и новые влюбленности. Поэтому, заключая межнациональный союз, стоит быть готовым к тем же трудностям, что и в обычных семьях.

Межэтнические браки в современном обществе - это закономерное социальное явление, приводящее к обмену культурными ценностями между представителями разных наций.

Межнациональные браки неизбежны вследствие коммуникации между представителями различных народов. Благодаря им происходит взаимообогащение супругов за счёт обмена информацией о культурных ценностях и традициях этносов.

Межнациональные браки являются показателем стабильности общества.

Чем больше межнациональных браков в обществе - тем устойчивей государство за счёт толерантных отношений между этносами. В многонациональном государстве межэтнические браки - гарантированная защита от конфликтов между народами. Дети от таких браков более толерантны и терпимы к представителям других наций.

Против межнациональных браков выступают только националисты и фашисты всех мастей.

Межэтнические браки и сексуальные отношения между представителями разных рас официально запрещались в Германии в период Третьего рейха, в ЮАР во времена апартеида, а также практически по всех штатах США до 1967 года. Детям в таких семьях отводился маргинальный статус, который обычно выражался в оскорбительных прозвищах. Например, в Индии их называли «чандала» (неприкасаемые).

Дети от межнациональных браков более красивы и талантливы, чем дети от моноэтнических браков, потому что исключается редукция предков.

Во многих обществах межродственные браки заключались из-за территориальных, социальных или идеологических ограничений. Это приводило к редукции предков - то есть уменьшению числа общих предков у супругов. К примеру, у детей от брака двоюродных брата и сестры будет шесть прабабушек и прадедушек вместо обычных восьми. Подобные браки приводили к тяжелейшему умственному и физическому вырождению потомства. Межнациональные браки исключают редукцию предков и рост наследственных заболеваний.

Благодаря межнациональным бракам молодые люди могут поменять образ жизни, место жительства и гражданство.

Всё больше молодёжи желает заключать браки с иностранцами, будучи иногда знакомыми просто по переписке. Подобный брак помогает улучшить материальное положение, повысить социальный статус, близко познакомиться с другой культурой, полностью изменить свой образ жизни и начать с "чистого листа".

Современные психологи убеждены, что национальность партнеров не влияет на успешность их брака.

Большинство современных психологов считают разговоры о проблемах межнациональных браков скорее лицемерием, чем справедливой точкой зрения. Они обращают внимание на то, что благополучие любой семьи зависит только от ее членов. Проблемы непонимания, конфликтов с родственниками, разных религий и мировоззрений встречаются и в однонациональных, и в межнациональных браках. И лишь от умения слышать друг друга, готовности работать над отношениями, идти на компромиссы, взаимного уважения зависит, в конечном счете, успех того или иного союза.

Дети от межнациональных браков, как правило, двуязычны, что повышает их конкурентоспособность в современном обществе

Билингвизм (двуязычие) естественным образом формируется у ребенка, если его родители говорят на разных языках. При этом второй язык усваивается не менее глубоко, чем первый, и воспринимается не как нечто заученное и чужеродное, а как родная речь. Знание в совершенстве второго языка дает детям из этнически смешанных семей дополнительный рабочий инструмент, возможность заработать и вести более интересный образ жизни. В сочетании с умением вести себя адекватно в разных культурах это существенно повышает их шансы преуспеть в эпоху глобализации.

Межнациональный союз – это еще и возможность существенно разнообразить свой рацион питания.

Как правило, у представителей разных национальностей пищевые привычки не совпадают. Если люди не очень ладят друг с другом и не умеют договариваться, то это может стать настоящей проблемой. Но в гармоничной паре национальная еда может привести к формированию разнообразного меню, замене надоевших блюд новыми их вариантами из рациона партнера. Супруги могут многому научиться друг у друга и даже придумать свои собственные блюда, которые будут сочетать традиционные продукты из двух разных национальных кухонь.

Предложить свой факт

Межнациональные браки - зло

Как показывает мировая практика, в большинстве межнациональных браков супруги сталкиваются с неразрешимыми проблемами и трудностями из-за разного взгляда на жизнь, веру, роль жены и мужа в семье.

В современном обществе институт семьи переживает кризис. Различие в обычаях, традициях и образе жизни в межнациональном браке добавляет супругам в дополнение к обычным трудностям множество новых специфических проблем, обусловленных их принадлежностью к разным культурам. Чем больше супруги отстоят друг от друга в культурном, языковом, идеологическом плане, тем труднее им найти общий язык.

Члены семей супругов проявляют неприятие, сопротивление и враждебность по отношению к партнёру иной национальности.

В межнациональных семьях неминуемо возникают проблемы, связанные как с идеологическими, так и с бытовыми вопросами. Особенно ярко это проявляется в отношениях с родственниками жены (или мужа) другой национальности. Даже в обычной семье отношения тёщи и зятя, свекрови и невестки нередко бывают осложнены множеством конфликтов. В межнациональном браке это может привести к полному отторжению одного из супругов от своей семьи и родственников, к серьёзным переживаниям и конфликтам.

В межнациональных браках неминуемо возникает проблема определения этнической идентичности и самих супругов, и их детей.

Как правило, каждому из супругов редко удаётся сохранить свою национальную идентичность, ему приходится полностью перенимать привычки, обычаи и традиции другого. Дети, рождённые в межнациональных браках, не принимаются национальными общинами родителей в качестве полноправных членов и в результате превращаются в этнических аутсайдеров.

Если межнациональный брак предусматривает переезд и смену гражданства, появляются огромные трудности с законом.

В законодательстве России и многих других стран недостаточно чётко отражены права супругов и детей, рождённых в браке с иностранными гражданами. Отсюда возникают многочисленные проблемы и в самом браке, и в случае развода, усыновления ребёнка, установления опеки над детьми. Закон, как правило, становится на сторону гражданина своей страны. К тому же законы этих стран могут быть совершенно отличными от российских.

Дети в межнациональных браках часто рождаются больными и слабыми из-за несовместимости родителей на генном уровне.

Исследования различных научных центров свидетельствуют о том, что у родителей, которые принадлежат к далёким друг от друга этническим группам, с высокой вероятностью рождаются дети с врождёнными генетическими отклонениями. Этот факт учёные объясняют тем, что у детей от межнациональных браков складывается биологически более слабый комплекс генов из-за разницы между генотипами родителей.

До недавнего времени бытовало мнение, что дети, рожденные в смешанных браках, обладают более крепким здоровьем и развиваются гораздо быстрее, чем их сверстники, рожденные от родителей одной национальности

Никакими научными исследованиями этот миф не подкреплялся. В Америке в деревнях для белых и черных переселенцев, где смешанные браки встречались особенно часто, были обследованы дети. Результаты показали, что дети в таких семьях в 1,5 раза отставали в развитии, и намного чаще болели наследственными заболеваниями, чем их ровесники в монорасовых семьях. Напротив, народы, которые исторически мало ассимилировались, более здоровы и развиты. Для иллюстрации следует взять японцев, которые в силу культурных традиций и географического положения очень мало смешивались с другими народами. Сегодня это одна из самых здоровых наций с наибольшей продолжительностью жизни. К тому же у японцев практически отсутствуют случаи заболевания раком. При этом после смешанных браков у 3-4 поколений заболевание отмечается с той же частотой, что и у других народов. И еще один момент: люди скрупулезно заботятся о чистоте наследственности собак, лошадей, но напрочь забывают себя. Не парадокс ли?

О противоестественности межнациональных браков можно прочитать в древних славянских ведах. В них прямо указано на то, что с люди с разным цветом кожи имеют специфическую энергоновую структуру Крови, группу Крови, психоматрицу и т.п.

Согласно Ведическим летописям люди разных национальностей имеют отличную энерго-генетическую структуру крови, состояние которой зависит от получаемой энергии из космоса и от целостности генетического ядра. Генетический аппарат человека отвечает за Родовую память и физиологию, а энергоновая структура Крови отвечает за Дух и Душу. При смешивании различной крови происходит резкое снижение защитных сил организма, наследующего смешанную кровь. Иммунная система перестаёт работать нормально и не защищает эффективно организм от инфекций и болезней. Кроме физиологических проблем в сознании, в душе человека перепутываются такие понятия и ценностные ориентиры, как совесть, преданность любовь. Дети от смешанных браков не могут установить тесные доверительные отношения с родителями, основанные на единой природе естества, и рано покидают отчий дом. Как правило, они при поиске партнера страшатся представителей своих исходных национальностей и зачинают потомство с такими же метисами, как они, что делает уже их детей еще более уязвимыми. Все это в конечном итоге к уничтожению Рода как в обыденном понимании семьи, так и в смысле передаваемой через века наследственной информации.

Представители РПЦ считают, что межнациональный брак – это прелюбодеяние в духовном смысле.

На всём протяжении истории церковная мысль требовала от супругов придерживаться единства в вопросах веры. По утверждению православных священнослужителей, Господь Бог, когда вёл народ в землю обетованную, предостерегал людей от вступления в смешанные союзы: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3-4). С пастырской позиции, межнациональные браки искажают православную ориентированность семей. Даже между православными и инославными христианами существуют серьёзные отличия во взглядах на христианское единство, на основы христианской жизни (на грех, общество, государство и т. д.), на фундаментальные основы Церкви. Слово Божие называет смешанные браки «великим злом, грехом перед Богом» (Неем. 13:27), «беззаконием, превышающим голову, и виной, выросшей до небес» (1Езд. 9:6). Семья обречена на разрушение, если один из супругов верит в Триединого Бога любви, а другой страшится некого одинокого властителя, который не даёт с собой встретиться. О какой крепости союза можно говорить, когда глава семьи имеет право на основании своей веры заводить любовниц и называть их новыми женами или наложницами? Как может муж, носящий на груди нательный крестик мирно ужиться с супругой, считающей, что Христа не распинали?

[

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама