THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Впервые шестиклассники знакомятся с обрядовым фольклором, календарно обрядовыми песнями. Эта поэзия не совсем понятна школьникам, поэтому надо приблизить ее, сделать интересной для учащихся.

Чтобы воспринять богатство старинной русской обрядовой поэзии, надо знать, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня.

Именно там наибольшее количество верующих собираются во время ритуальных периодов траура в месяце Рамадан и т.д. во время церемоний тасуа'а'шуры крестьяне из Квасемабада, самой восточной части провинции, общались с горожанами из Лангаруда, Лахиджана, или Рашт. Исламские обряды, организованные конкретными институтами и подверженные сложным законам, по большей части являются вне поля фольклора, даже когда они сочетаются с народными традициями, более или менее сурово осужденными священнослужителями.

Поэтому мы представим только основные характеристики этих ритуалов и региональные варианты, которые сделают их уникальными. В течение первых десяти дней Моаррам, здесь происходят боли, причиняющие ритуалы, как и в других местах Ирана, и достигают кульминации накануне и в день ашуры. Та'зия, сценические представления драмы, организованы. Каждая группа обычно объединяет мужчин из одной и той же деревушки, основного пространства и социальной единицы в Гилане.

Учащиеся столкнутся и с такими трудностями, как слова, употребляемые в местных говорах и не получившие распространения в литературном языке (для этого есть подстрочные примечания, а можно предварительно выписать эти слова с объяснениями на доске). Встретятся также непривычные словосочетания, непринятый порядок слов. С этими трудностями можно справиться при помощи предварительных объяснений и комментированного чтения.

В городах группы могут состоять из людей одной профессии или родства. На следующий день 72 хлеба традиционно распространяются среди бедных как способ символически кормить голодных пленников. Эти обряды скорби, как и сороковой день и 28 шафар, создают особую эмоциональную и реляционную атмосферу, которая контрастирует с твердостью повседневного взаимодействия. С одной стороны, эти визиты показывают общую принадлежность к территории, с другой стороны, они показывают конкуренцию между местными группами: борьба с цепями между молодыми людьми из разных даст не является чем-то необычным.

Очень важно при изучении данной темы сообщить необходимые сведения, которые многое объяснят и сделают более понятной изучаемую поэзию. Не менее важно подготовить выразительное чтение помещенных в хрестоматии песен. Это должен сделать учитель.

Все это поможет учащимся открыть мир поэзии, столетиями создававшийся народом, станет, может быть, яснее, почему народной обрядовой поэзией интересовались многие знаменитые русские писатели, композиторы, художники.

Отметим, как уже упоминалось ранее, что большие «саламаты» украшены ветвями самки. Это яркий пример сложного сочетания «ортодоксальных» ритуалов и региональных традиций. Атмосфера традиционного фестиваля «Омар-кошун» очень отличается. Узурпирующий халиф воплощается в жизнь как ручейка рисового соломенного манекена с отвратительной маской на лице и баклажаном между ног.

Аби Шалеб, его брак и рождение двенадцатого имама, за Махди следуют пост Рамадана. Две тяжелые блюда подаются до и после дневного света во время понедельника, а в этот день заканчиваются долгие оживленные вечера, проведенные поедая сладости. Месяц Рамадана акцентируется на церемониях, которые ознаменовали смерть «Али».

Чтобы понять это, необходимо вспомнить, с одной стороны, о роли и месте фольклора в истории человеческой культуры и, с другой стороны, о его роли и месте в быту русского народа в XVIII-XIX вв.

До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.

На третий день после его дня рождения ангелы должны прийти на Землю, чтобы воплотить в жизнь желания просителей и вернуть на небеса информацию о поведении людей. Традиционное блюдо по этому случаю - умиротворяющий суп, приготовленный из нута и чечевицы. Менее удачливые собираются вместе, покупают животное или убивают петуха. Пожертвованное животное должно быть здоровым и целым. Если овец покупают на несколько дней вперед, им поручается забота о детях, которые покрывают его шерсть хной и ухаживают за едой.

Во время ритуального убийства голова животного должна быть повернута к Мекке; прежде чем его горло разрезается, рот животного покрыт сахаром, чтобы сделать смерть слаще. Кровь, пролитая животными, не должна быть загрязнена, потому что она считается чистой и, как известно, имеет полезные добродетели. Это день подарочного подарка, а также посещение важных членов семьи.

Для понимания многих особенностей фольклорных произведений нужно знать, что представлял собой старый традиционный быт народа и какую роль играл в нем фольклор.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

Вскоре после торжества траур и слезы месяца Моаррам начнут новый ежегодный цикл церемоний. Религиозные торжества, обряды и паломничества в эмамзаду - это привилегированные моменты, чтобы пожелать счастья и предлагать умилостивительные молитвы, чтобы предотвратить неудачу. Однако наблюдение за опасностями зла не ограничивается определенными периодами года. Яйцо очень часто используется, чтобы предотвратить эти опасности и принести счастье. Он нагревается в кастрюле без воды, пока не лопается, тем самым разрушая сглаз.

Чтобы определить виновника, одна черная линия прослеживается на оболочке для каждого подозреваемого; каждая часть яйца прижимается над чашей или подносом до тех пор, пока первая точка прерывания не обнаружит виновника; пузырьки в яичном белке затем выделяются и разрываются, тем самым ослепляя сглаз. Чтобы завершить процесс защиты от проклятия, жертва должна привязать яичную скорлупу к руке и носить ее в течение трех дней. Яйца разбиваются, когда начинаются новые циклы, чтобы избежать несчастья и принести удачу: они раздавлены под колесами только что приобретенного автомобиля или только что отремонтированного автомобиля; а также на лоб быка перед вспашкой и, в старые времена, на лоб быка перед битвой быка, варза-чанг.

Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Календарнообрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название изза связи с народным сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года.

Яйца размещаются на ветвях в садах и в детских садах. Другие методы используются для слепых или преследования сглаза: рога коровы высаживаются на рисовых плантациях после пересадки; лошадь или череп кабана можно повесить на полях или возле ульев; медальон, прелесть удачи, держащая стих Корана, может быть прикреплена к колыбели ребенка или вокруг его шеи или даже сияющей синей жемчужиной, чей цвет привлекает «соленый глаз» и удерживает его от маленького ребенка. Если эффект магического заклинания сохраняется, может потребоваться посещение деревни или экзорциста ближайшего города.

Календарнообрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт - персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами - Масленицы, Весны, Троицы - мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

Он тоже прибегает к достоинствам яиц, чтобы отбить проклятие. Он пишет стих из Корана или рисует талисманный рисунок на оболочке, прежде чем сломать его или разбить. Еще одна неприятность, угрожающая всем, - это злые духи, которые обитают в темноте, бродят по лесам, живут под домами или в мрачных заброшенных зданиях. Эти создания ночи появляются в разных формах; иногда они чужие, которые пересекают свой путь и сразу исчезают; они могут быть обернуты в большие вуали или иметь характерные черты или позволять их волосам зависать или отображать их тела, покрытые волосами; иногда они появляются как животные, такие как змеи, черные кошки, муравьи, цыплята или лошади.

По своей форме эти песни - краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумятремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Поэтому очень важно познакомить школьников с этим миром народного творчества.

Чтобы увидеть Дженна и, что хуже, относиться к нему плохо, особенно если он твой близнец-хамзад, это вызовет серьезные проблемы. Поэтому необходимо принимать бесчисленные меры предосторожности, чтобы не нанести им неудобства. Вечером нельзя вонзать кипящую воду во дворе, опасаясь нанести им вред; если это произойдет случайно, фрамела бесмелла должна быть произнесена сразу, чтобы рассеять их гнев. Объекты, сделанные из железа, металл, опасающийся дженна, размещаются вокруг дома. Эти мести злых духов могут вызвать небольшие следы на теле и могут дойти до владения, что приводит к изменению внешнего вида и поведения.

В учебнике есть краткие сведения об обрядовой поэзии, календарнообрядовых песнях, которые составляют неотъемлемую часть этих обрядов. Было бы желательно, чтобы учитель более обстоятельно рассказал, где, когда и как исполнялись эти песни. Например, в своем рассказе о колядках учитель может сообщить о том, что рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Дженн может также отомстить, заменив одного из своих детей своим человеческим близнецом. Но часто приходится обращаться к Святым или к экзорцистам. До'а-гар кладет семя тары на голову дженнзады, моет лицо розовым отваром и дает ему тексты молитв, которые он будет впитывать в воду и пить, или чей дым он будет дышать, когда горит их. Несколько методов - общие или более конкретные - используются для воздействия на судьбу, для защиты близких, для нейтрализации врагов. Чтобы защитить путешественника, облегчить исцеление или защитить от вредного воздействия предвестниковой мечты, нужно сделать три или семь кругов вокруг головы человека, нуждающегося в защите или помощи чашкой с рисом.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.

Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Содержание чашки тогда дается в качестве подарка бедным. Желания, часто совершаемые во время еды в святилищах, также приходят с обещаниями повторяющихся подарков или обязательств. Исходные методы умиротворения используются для облегчения работы в сельском хозяйстве. Эти обряды особенно интенсивны в начале циклов сельского хозяйства и в самые чувствительные времена года, когда невыполнение трудных задач может поставить под угрозу весь процесс. В начале Нового года, когда крестьяне начали пахать, они использовали, чтобы бросить сахар, монеты или орехи на их быка, и, как упоминалось ранее, они сокрушили яйцо на лбу или под ногами.

Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не дашь пирога - Мы корову за рога. Не дашь кишку1 - Мы свинью за виску. Не дашь блинка - Мы хозяина в пинка.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи.

Орехи были символическим представлением больших зерен риса, которые все хотели собрать. Но ритуальная бдительность наиболее интенсивна в питомниках, где молодые саженцы, вероятно, желтеют. После посева женщины обычно сажают спешку или ветку цветущего или вечнозеленого дерева в центре питомника: ветку ольхи в районе Лангаруда или дерево айвы, которое несет один из плодов рая, в южной равнине Рашта, или самшит в северной части. Это благоприятное растение, которое помогает зеленой листве, рассматривается здесь и там как молодая жена питомника.

Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. В. А. Жуковский в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен:

…Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое.

Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налое.

В качестве дополнительной защитной меры она иногда покрывается яичной скорлупой. Чтобы обеспечить благоприятные условия во время пересадки, новую невесту, сакеюду или жену из сериала попросят начать операцию. После второй прополки женщины традиционно выращивают зеленую ветку туски на одном из небольших берегов на рисовой плантации и желают ушам хорошей жизни. Разведение шелкопрядов было также объектом умиротворяющих обрядов и конкретных мер предосторожности. Яйцо было помещено рядом с контейнерами, где хранились недавно вылупившиеся гусеницы.

Можно сравнить ее с фольклорным вариантом:

Идет кузнец из кузницы, слава!

Несет кузнец три молота, слава!

Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава! Из образочков мне золот перстень, слава! Из остаточков мне булавочку, слава!

Тем мне венцом венчатися, слава!

Тем кольцом обручатися, слава!

И той мне булавочкой убрус2 притыкать, слава!

Женщинам было запрещено приближаться к питомникам шелкопряда во время менструаций. Присутствие змеи травы в здании или в доме всегда интерпретируется как знак хорошего урожая. Для проведения сельскохозяйственных работ или церемоний или для поездок погодные условия должны быть благоприятными. Популярное прогнозирование погоды основано на нескольких типах индикаторов. Наблюдается поведение животных: полет крылатых муравьев или мух, летящих вокруг лампы или квакающих зеленых деревьев, или раздражительных уток, хлопающих крыльями в пруду и т.д. Являются признаками неминуемого дождя.

Известная подблюдная песня цитируется в 5й главе «Евгения Онегина»

А. С. Пушкина.

А. С. Пу шкин: Нар о дная пес н я:

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней: Там мужичкито все богаты Гребут лопатой серебро.

Кому поем, тому добро

За рекой мужики живут богатые, слава!

Гребут золото лопатою, слава!

Кому песню поем, тому добро, слава!

Напротив, воющий шакал, эхом отдаваемый лающей собакой, является знаком солнечного дня. Короткий тяжелый душ под ясным небом рассматривается как результат брака шакала или его матери. Предполагается, что порядок животных, покидающих их конюшню, должен указывать на погоду в предстоящем сезоне: если черные животные выйдут первыми, зима будет суровой; если сначала будут черно-белые или светлые животные, зима будет мягкой. И наоборот, когда скот возвращается к конюшне: если черные впереди более светлых, зима будет мягкой.

Условия растений также дают множество подсказок: если почки деревьев появляются рано весной, если их листья падают преждевременно летом и осенью, зима будет суровой. Чувства тела также являются основой для предсказания погоды следующего дня: если правый зуд будет чесаться, погода будет приятной, если левая, это будет дождь и т.д. больше подсказок погоды - это наблюдение за блюдами, пока они готовят: сильный пара, выходящая из поля, объявляет дождливую погоду.

Тому сбудется, не минуется, слава!

Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках.

Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарнообрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня троицкого цикла:

Туча с громом сговаривалась:

Долялёлилёлилё!

«Пойдем, туча, гулять на поле,

На то поле, на Заводское!

Ты с дождем, а я с милостью,

Ты польешь, а я выращу!»…

а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в Пятой симфонии

П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. РимскогоКорсакова и др.).

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Некоторые веснянки напоминают знакомые с детства строки «Тараканища» или

«Мухицокотухи» («тараканы - в барабаны»).

Вот одна из веснянок такого рода:

…Синицы, синицы, Принесите по спице! Канарейки, Канарейки,

Принесите по швейке3!

Четочки, чечеточки, Принесите по щеточке! Тогда, утки,

Дуйте в дудки,

Тараканы -

В барабаны!

На мотивах веснянок построены многие эпизоды «Снегурочки» А. Н. Островского.

На изучение обрядового фольклора и календарнообрядовых песен отводится два урока. Учитель, конечно, выберет нужный материал для вступительного слова и первый урок может отвести колядкам и масленичным песням. Особую роль при этом будет играть выразительное чтение песен самим учителем. Предварительно, как мы уже говорили, необходима кропотливая работа с непонятными словами и выражениями, которые могут быть объяснены заранее или при комментированном чтении. После этого можно предложить учащимся прочитать однудве песни.

Второй урок посвящается весенним, троицким и осенним песням.

После чтения песен проводится беседа по вопросам.

Какой фольклор называется обрядовым?

Какие песни можно назвать календарнообрядовыми?

Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?

Какие календарнообрядовые песни можно назвать самыми веселыми?

Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

Расскажите об этом подробнее.

Следует также обратить внимание на словарную работу: например, объяснить значение слов «жито», «толокно», «лапти», «серп», «жать» и др.

Особое внимание обращается на то, что обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка, Н. А. РимскийКорсаков, П. И. Чайковский и др. Учитель обязательно коснется этого на уроках, поэтому вполне правомерна постановка такого вопроса:

Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

Конец урока можно посвятить выразительному чтению одной или двух песен, при этом обращается особое внимание на напевность, повторы, обращения, эпитеты.

При подготовке к урокам учитель может использовать следующие книги: Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. - М., 1978; Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. К. Чистов, Б. Чистова. - Л., 1984; Кру г лов Ю. Г. Русские обрядовые песни. - М., 1982; Киреевский П. В. Песни, собранные писателями. - М., 1968; Поэзия крестьянских праздников. - Л., 1970; Потешки, считалки, небылицы. - М., 1989.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама