THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Любовь к творчеству, способность мыслить нестандартно, в любом виде деятельности демонстрировать свежесть взгляда и индивидуальный подход к решению проблемы - тот набор качеств, который мы стараемся привить детям с ранних лет. Почему именно сегодня задача взрастить в ребенке творческую личность встала так остро и ставится педагогами и психологами во главу угла всего воспитательного процесса? Причин много, но есть простой и всем понятный ответ на озвученный вопрос.
Время механических навыков, привычных действий и традиционных решений закончилось. Все это за нас с успехом выполняют машины. Человек же, получив наконец возможность решить множество бытовых и производственных проблем «чужими» руками, обязан эту возможность оправдать. Его призвание сегодня - творчество. Во всех областях знаний, искусстве и технике. Все остальное сделают за него умные, но лишенные способности мыслить и творить приборы - для того они и создавались.
Основные направления раннего творческого развития детей - воспитание навыков изобразительного характера, развитие музыкальных способностей и привитие умения правильно строить речь, то есть владеть искусством доступно, логично и последовательно выражать собственные мысли и чувства в словесной форме. Основа для каждой из очерченных здесь сторон личностного роста закладывается в раннем детстве - от трех до пяти-шести лет: в этот период детский мозг наиболее гибок и раскрыть творческий потенциал, выявить характер способностей ребенка удается по максимуму.

Как вырастить из ребенка художника

Не все дети в зрелом возрасте проявят себя как гениальные живописцы, скульпторы и архитекторы. Но рисовать нравится каждому малышу. Желание выразить свое отношение к миру в красках и зрительных формах полезно всем: художественное творчество развивает всесторонне. Рисование - прекрасный способ скоординировать связь между рукой и глазом, синхронизировать действие всех сторон чувственного восприятия мира, улучшить мелкую моторику и развить воображение. Фантазируя, большинство детей совершенствует и речь - внутреннюю и внешнюю.

Какое из занятий по рисованию-лепке дает наибольший эффект? Все вместе взятые. Так что если сегодня вы занимаетесь с сынишкой или дочкой рисованием красками на листе бумаги, завтра - раскрашиванием или составлением коллажей, послезавтра - лепкой фигурок из пластилина или продавливанием узоров на фольге, будьте уверены: все эти занятия полезны, а смена вида деятельности увлекательна, не надоедает и разнообразит художественные навыки.

Маленькому человечку интересно все: и рисовать смешные картины разноцветными кляксами, выдувая краску через соломинку, и заполнять пустое пространство следами своих пальчиков, ладошек и ножек, и изобретать штампованные узоры, используя самодельные печати из пластилина. Есть множество оригинальных видов развивающего творчества, о содержании которых любому родителю несложно узнать из компьютерных программ. Существуют пошаговые уроки рисования, пластических упражнений - все они они доступны и эффективны.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Помня о том, что дети учатся говорить и петь почти одновременно, при попытке решить задачу развития у малыша навыков вокала (музицирования), взрослые сталкиваются с тем, что сам процесс обучения музыке требует больших затрат и времени, чем рисование, и к тому же далеко не всегда осуществим в семейной обстановке. Рисовать и лепить из пластилина способен едва ли не каждый взрослый (абстрагируемся от уровня мастерства) - петь способны лишь некоторые, а играть на инструментах учились единицы из нас.

Как поступить в таком случае? Есть несколько способов развить у ребенка слух и заложить основы музыкальной культуры. Первый - использовать аудио-видеозаписи, компьютерные уроки музыки или обратиться к заочному репетитору (в том числе в интернете). Второй - сдать ребенка в музыкальную школу лет в пять-шесть (раньше туда не берут). Третий - обратиться в детский клуб или центр развития: в таких организациях есть кружки по интересам, и работают там талантливые педагоги-музыканты.

Даже если ни один из этих путей стимуляции музыкальных данных не заинтересовал родителей, расстраиваться не стоит: в любом детском саду уроки музыкального развития детей проводятся, они - обязательная часть воспитательного процесса. Окажется ваш мальчик или девочка одаренным ребенком (это рано становится заметно) - внимательные воспитатели дошкольного учреждения обратят на это внимание взрослых. И если возможность развить то, что заложено в человеке от рождения, у вас есть - отдавайте дитя в музыкальный класс.

Как развивать речь и стимулировать сценические навыки

В большинстве случаев родители способны создать своему малышу неплохие условия для развития речи. Если есть желание помочь ребенку адаптироваться в мире детей и взрослых, используя умение легко общаться с окружающими, родители не лишат кроху внимания и начнут заниматься расширением его кругозора с пеленок. Работа над речью именно тогда и начинается. Ваше стремление приучить грудного ребенка к звукам голосов близких, интонациям, оттенкам, постоянное комментирование своих и его действий, приглашение к участию в разговоре - вот те первые вехи, с помощью которых дитя начнет осваивать процесс говорения, экспериментируя с собственным речевым аппаратом. И неважно, какое слово или фразу маленький человек произнесет первым - главное, чтобы желание высказывать мысли и соображения вслух не покидало его: в жизни умение построить разговор очень ценно.

Как научить малыша общаться правильно: строить фразу, интонировать ее, хорошо выговаривать слова, не спешить, но и не «тормозить» в беседе - задача, в решении которой участвуют не только мама, папа и бабушки с дедушками, но и педагоги, методисты детского дошкольного учреждения либо развивающего центра. Здесь в ход должно идти все - и непрерывное комментирование мамой во время прогулок того, что происходит во внешнем мире, и чтение сказок на ночь, и обучение скороговоркам, считалочкам, шуткам, и разгадывание загадок.
В формировании речевых навыков нет мелочей - здесь все важно. Ибо говорить в жизни человеку придется постоянно: в школе, институте, на работе и в собственной семье. Чем лучше он искусство красноречия освоит, тем легче будут складываться отношения с окружающими во взрослой жизни. Поэтому развивайте желание ребенка говорить постоянно - занимаясь ли рисованием, разучивая ли с ним песенку на утренник в садике, декламируя ли стихотворение, устраивая ли домашние театрализованные представления, прибегая ли к помощи компьютерных аудиовидеоуроков или просматривая детские мультики. Также важно обратить внимание при развитии красноречия на чтение, а именно на
И помните: если проблему творческого развития ребенка решать комплексно, результат не замедлит сказаться. Вы воспитаете незаурядную личность.

МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»

Ленинского района

Методический материал

(для педагогов дополнительного образования и родителей)

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

Составила: Уленко

Светлана Петровна

педагог дополнительного

образования

Кемерово 2014

Содержание

Стр.

Введение

Лучшее средство

освобождения от

вредных привычек

творческий труд ,

направленный на

Общее Благо!

Методическая разработка создана с целью обмена опытом работы объединения (мастерской) по «Художественной обработке древесины и природного материала» для педагогов дополнительного образования, и для родителей, дети которых занимаются художественной обработкой древесины или желающие заниматься этим интересным и полезным делом.

Не только педагоги, но и родители хотят, чтобы их воспитанники и дети были творческими, духовно и нравственно развитыми личностями, личностями самообучающимися, самосовершенствующимися, имеющими цель – служение общему благу, служение обществу. Для этого необходимо знать, что такое творчество, сущность творчества, как нужно развивать и, какие условия нужны для формирования творческих способностей. Психологические особенности также влияют на личность.

Воспитание имеет великое значение, оно есть питание, всему возвышенному и утонченному. Бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Как хорошо сказал по этому поводу А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди».

Вовсе времена в государствах, становившихся центрами культурного развития планеты, воспитание подрастающего поколения играло одну из ведущих ролей. Народ, который участвует в мировой эволюции, который думает о будущем, не может ограничиваться системами образования, ведущими только к развитию интеллекта и росту производительного труда. Недостаточное развитие творческого, духовного начала в человеке, приводит к разложению во всех областях жизни, что мы и можем наблюдать в виде развала экономики, нравственного разложения общества и военных конфликтов.

Сейчас в семьях не все дети слышат колыбельные песни, чувствуют тепло материнских рук, дети привыкают к серой обыденности взрослых.

На педагогов дополнительного образования возложена большая ответственность – лучшими измерениями украшать жизнь и создавать подходящие условия для развития творчества у подрастающего поколения.

1. Что такое «творчество», «развитие творчества», «формирование творческой личности»?

Дети приходят в мастерскую по «Художественной обработке древесины и природного материала», с исполнительскими способностями, в основном. А более сложную и важную сторону – творческие способности нужно предугадать и «вытянуть на поверхность». В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым, но при условии, если это ребенку нравиться. А не так, как иногда это делается: «Мне мама сказала, чтобы я сделал кухонную доску или выточил скалку». А ребенок только пришел, еще не знает ни древесину, ни ее основные свойства - какую древесину можно точить, а какую резать. Современные дети, приходя в мастерскую, не видели и не знают, как называется инструмент, казалось бы, такой простой и всем известный – молоток, ножовка, рубанок. И ребенок сразу разочаровывается не получив быстрого результата.

Сущность творчества – в работе воображения, в предугадывании результата правильно поставленной задачи, в создании усилием мысли некоего образа. Это особое чувство природы, особое чутье. Если ребенку помочь попасть в тон, такт природы – он может преуспеть. В этом суть творчества – в интуиции, в предвидении.

Понятно, что пока ребенок только пришел в мастерскую, ему не доверишь сразу резать резаком, выбирать стамеской рельеф или объем, разработать чертеж парусника. Каждый из упомянутых видов работ требует специальных знаний, умений и навыков. Однако, каждый ребенок может испытать себя, хотя бы, в самом простом – в выпиливании, в конструировании простой игрушки (машина, самолет и т.д.). Но работу необходимо сделать своими руками от начала и до конца. Значение такой работы в формировании личных качеств и трудового становления чрезвычайно велико и многогранно. Эта работа помогает развить такие качества, как уважение и любовь к труду, пытливость ума, целеустремленность, волю, умение самостоятельно добывать и осваивать новые знания, стремление принести реальную пользу.

Брусок в тисках,

Рубанок в руках.

Стружка появляется,

Владик удивляется.

Вот так чудо инструмент,

Построгает все в момент!

(фото №1)

Уровень развития интересов и способностей первоклассника определяется мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей. Мама Влада, не считаясь своим личным временем, находит возможность водить ребенка в мастерскую, где он постигает навыки не только творчества, но и труда. Я, как педагог поддерживаю позицию Б. М. Теплова, что творческие способности человека можно развивать в процессе практической деятельности. И если ребенок проявляет повышенный интерес к знаниям и практической деятельности по обработке древесины, то необходимо поддерживать этот интерес и направлять к творческой деятельности.

Никита лобзик в руки взял

И все, что он нарисовал:

Корабль в море и дельфина –

Пофантазирует – и вот картина.

(фото №2)

Учитывая индивидуальные способности ребенка, создавая ему определенные условия адаптации, оптимальные условия развития творческих способностей, казалось бы, обеспечена успешность, но возникают причины тормозящие развитие и причина эта – родители, которые наказывают ребенка любимым занятием (не выучил уроки, не успел сделать домашнее задание, не прибрался дома) - эта позиция родителей неверная и приходиться объяснять и уверять, что этим как раз не исправишь положения.

Рожнов Андрей сразу не мог определиться в своем выборе – выпиливание, простая резьба (треугольно-выемчатая) его не увлекла, его заинтересовала объемная резьба, а это надо обладать ассоциативным видением. И этот дар он в себе стал развивать. В настоящее время увлечение переросло в «хобби», в

свободное время он приходит и работает:

(фото №3)

другу на день рождения вырезал скульптуру «Боксер», так как он увлекался этим видом спорта.

Творческая работа знакомит детей с чувством радости,

рожденным творчеством. Когда ребенок создает что-то, что до его никто не создавал - это не забывается.

Рубил, пилил и резал,

С
тамеской выбирал,

И через две недели -

Русалочку создал.

(фото 4)

Творчество – стимул прогресса, «мост» от знаний, полученных в объединении «Художественная обработка древесины и природного материала», к знаниям специальным, производственным, к профессии. Только нужно предостерегать детей от слепого копирования того или иного изделия по готовым шаблонам. Гораздо приятнее в изделиях, сделанных своими руками, видеть элемент нового, пусть даже это новшество невелико. Здесь важен первый толчок, начальная идея, которая дальше будет обрастать новыми идеями, задумками. Здесь надо работать руками и головой и учеба в школе будет идти гораздо легче, ведь вместе с азами творчества расширяется кругозор, быстрее познается то, что очень трудно дается без практики. Детская одаренность имеет большую, как практическую, так и теоретическую значимость. Наиболее популярная идея развития способностей - идея дифференцированного подхода к развитию индивидуума (М. Стар, 1947 г.).

Развитие способностей зависит от многих обстоятельств: от знания свойств и способов обработки различных природных материалов, в данном случае – древесины, пользоваться различными приборами, инструментами, приспособлениями, станками; составлять и читать чертежи, уметь рисовать, составлять композиции. Все эти знания и умения должны приобретаться с детства, и их формирование начинается обычно с освоения ребенком не сложных предметных действий и выполнения операций с простейшими инструментами: молотком, ножовкой, линейкой, отверткой, рубанком, резаком, стамеской.и т. д. (см. фото 1, 2, 3,4)

Для развития способностей очень важно знать устройство и принципы работы различных приборов и инструментов, уметь их изготавливать, ремонтировать. Это и есть те основные виды деятельности, в активных занятиях которыми развиваются и совершенствуются способности и творчество.

В любом виде творчества есть свои особые специализации, которыми ребенок может заниматься. И успешно ими может заниматься при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей и если такие способности постоянно развиваются. В рамках каждого вида деятельности есть свои особенности. Так творческая деятельность в области искусства (художественная обработка древесины) может касаться создания различных зданий и сооружений, (шедевры русского зодчества – Кижи), кораблестроительства, науки (новые технологии изготовления деревянных конструкций), при оформлении интерьеров и т. д.

Диапазон творческих задач необычно широк по сложности, а суть их одна: при решении происходит акт творчества, создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, умение сопоставлять и анализировать, находить связи в зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая, - исполнительская, - может быть переложена и на животных, и на машину.


(фото № 5) фото № 6

XV городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Успех - 2009» Диплом Лауреата 2 место.

Мурзина Сергея мама привела в мастерскую, он любил дома строгать. Художественное воображение у ребенка было развито. У Сергея преобладает чувственное восприятие, способное перерабатывать образную информацию. Мальчик усидчивый, думающий, правда иногда, нетерпелив в получении быстрого результата, что приводит к переделке задуманного. Постоянно приходиться напоминать, чтобы не спешил. «Лучше семь раз отмерь – один раз отрежь».

В жизни трудно отделить разные виды деятельности, и даже невозможно. И человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, в разных пропорциях. Есть виды деятельности, просто пропитанные творчеством.

Творческая деятельность трудна, сложна, но постоянно привлекает детей. Скорее всего, большие трудности могут дать и большие радости, высшие радости – радость преодоления, радость открытия, творчества. Наша жизнь требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Человеку с творческим складом ума легче и сменить профессию, найти творческие изюминки в любом деле, увлечься самому и увлечь других. Перед педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: сделать детей творцами, инициативными, думающими, умеющими мыслить творчески.

Как надо развивать творческие способности:

    Ранее начало (физическое развитие, чтение, счет, плавание);

    Опережающее развитие (инструменты, стройматериалы);

    Максимальное напряжение сил (добираться до потолка);

    Большая свобода в выборе деятельности;

    Помощь взрослых (ненавязчиво). Но надо помнить, что нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него.

К. Э. Циолковский: «…сначала я открывал истины, известные многим; затем стал открывать истины, известные некоторым; а потом, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные. Это и есть становление творческой стороны интеллекта. Задача педагогов – помочь детям встать на этот путь.



(фото № 8)

(фото № 7)

Алексеев Рома учился в школе № 79, православного направления. Простое копирование, каких-работ для него было не приемлемо. Выпускник 2007 года, это был самый талантливый ребенок, победитель многих выставок-конкурсов. Главные темы его работ – военная и церковная (фото № 7, 8).

Я с ним работала не как педагог – ученик, а как соавторы. Вместе придумывали, вместе воплощали задуманное. Для него не жалко было времени. Одаренность, трудолюбие, доброта и увлеченность Романа, сплотила коллектив. Чтобы повысить свое мастерство, он параллельно закончил художественную школу (экстерном).

По мнению Я.А.Каменского «… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновик и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей.

Когда Роману исполнилось 14 лет (переходный возраст), летом я была в отпуске, он «связался» со взрослыми 17 -18 летними мальчишками, научился курить, угнали машину и их задержали, судили - дали условно год. Пришлось побороться за неокрепшую душу. Воспитательная работа велась постоянно: в непринужденной обстановке за чашкой чая, не нравоучительные, а жизненные позиции, которые были направлены на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей.

В
настоящее время Роман учится на плотника-столяра, с уклоном резчика и мечтает все-таки, окончить Губернское училище «Народных ремесел».

(фото № 9)

Как связано обучение и развитие?

Обучение влияет на развитие. Но обучение не может положительно влиять на развитее, если оно организовано как процесс прямого пересаживания знаний из головы педагога в голову обучающегося. Оно эффективно будет способствовать развитию, если организовано как учебная деятельность самих обучающихся. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная и практическая работа самого ребенка как человека, который учится, а не которого учат.


(фото № 10)

Ребята разного возраста и каждый занимается своим делом (работа с литературой, конструирование, резьба, выпиливание, изготовление резака).

Это значит, что не надо вдалбливать книжные премудрости, не нужно требовать заучивания на память каких-то положений, а нужно научить его учиться, добывать знания своим умом на соответственном уровне развития своего мышления и чуть выше этого уровня. По закону развития ребенку нужны знания «завтрашнего дня», то есть, он может и должен их усвоить при участии педагога, но не в виде прямой подсказки ответов, а в форме организации мыслительной поисковой деятельности совместно с педагогом (это разного рода учебные дискуссии, вопросы, недоумения, удивления, наводящие вопросы, догадки, гипотезы). Тоже самое и в практическ4ой деятельности при изготовлении какого-то изделия – только чуть-чуть подкорректировать, а дальше должен делать своими руками. Это и есть творческое развивающее обучение.

Творчество является одним из наиболее важных механизмов восприятия и самовоспитания. Более значимыми должны быть не результаты детского творчества, его продукты, а формирование способностей.

Способностями называют такие индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности, определяют предрасположенность ребенка к этой деятельности.

Включенность в разнообразные виды деятельности позволяет получать разносторонние знания и развивать у себя личные умения и навыки, входящие в состав более сложных способностей. Поэтому многие дети посещают не одно объединение, а два или даже три.

Специальных способностей, наверное, столько, сколько видов деятельности, которыми человек может заниматься. Но среди этих видов деятельности есть особенно сложные и вместе с тем достаточно распространенные. Успешно ими распоряжаться человек может лишь при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей, и если такие способности постоянно развиваются. В нашей мастерской это художественно-творческая и конструктивно-техническая деятельность.

2. Условия, при которых дети могут заниматься в мастерской:

Условие 1.

Должен присутствовать и поддерживаться устойчивый интерес к систематическим и напряженным занятиям, соответствующим видам деятельности (резьба, художественное выпиливание, конструирование, токарное точение, береста). Без такого интереса никакие способности развиваться не будут, так как не будет должной мотивации.

Интерес – основное условие, порождающее у ребенка желание заниматься данным видом деятельности и обеспечивающее развитие у него нужных специальных способностей. Сам по себе интерес не возникает на пустом месте, а появляется и развивается в процессе активных занятий соответствующим видом деятельности.

Условие 2.

Развивать способности только при наличии твердого характера, силы воли и желания преодолевать трудности. Эти трудности могут быть обусловлены и отсутствием у ребенка нужных задатков. Тогда ему придется приложить немало усилий для того, что бы развивать у себя соответствующие способности.

Условие 3.

Наличие элементарных общих задатков к занятиям, данным видом деятельности. Совсем без каких бы то ни было задатков специальные способности развивать невозможно. У ребенка обязательно должны быть хотя бы задатки общего характера, такие, например, как хорошая память и развитый интеллект, аккуратность, умение рисовать или хотя бы перерисовывать.

Условие 4.

Наличие работоспособности. Никакие иные способности при всех указанных выше и перечисленных ниже условиях не смогут нормально развиваться, если ребенок не умеет работать.

Условие 5.

Должно присутствовать выраженное стремление, соответствующая мотивация овладеть данным видом деятельности. Желание во что бы то ни стало добиться успеха именно в том виде деятельности, который выступает в качестве развивающего для соответствующих способностей, - важный фактор их становления. Такое желание проявляется, в частности, в стремлении превзойти окружающих детей, получить одобрение, похвалу, награду за успехи, добиться выдающихся результатов.

Условие 6.

Постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами, сочетаемая со стремлением добиться большего. Если ребенок вполне удовлетворен своими успехами и ни к чему большему не стремиться, он как правило останавливается в своем развитии. Напротив чувство неудовлетворенности стимулирует дальнейшее развитие.

Условие 7.

Высокий уровень притязаний ребенка. Под уровнем притязаний понимаются те достижения, на которые рассчитывает ребенок, исходя из собственной оценки своих возможностей и способностей. Чем выше уровень притязаний, тем сильнее стремление ребенка к успехам и, следовательно, тем быстрее будут развиваться у него нужные способности.

Условие 8.

Вера в себя и свои возможности.

Условие 9.

Систематические занятия соответствующей деятельностью, развивающей нужные способности

Условие 10.

Стремление привносить творчество в решение поставленных задач, выбор наиболее сложных работ. Это условие представляется важным для развития способностей потому, что задачи творческого характера и достаточно высокого уровня трудности эмоционально и интеллектуально привлекают детей гораздо больше, чем простые. Это связанно, в частности, с тем, что творчество вызывает у ребенка повышенный интерес. В творческом процессе он открывает что-то новое для себя, в частности новые возможности и способности. В результате повышается его самооценка, в большей степени удовлетворяются социальные потребности.

К творчеству ведет воображение.

Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве, однако постепенно он утрачивает свою значимость и не развивается. - чтобы запомнить некоторое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Дети перемещаются в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с реальностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, т. е. включение воображения.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Педагогический вывод – необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой личности.

Для стимулирования детского творчества также необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; необходимо наличие внутренней раскованности и свободы. Развитие детского воображения не только повышает интеллект, но и крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных конфликтов.

Психологические особенности творческой личности.

Для того, чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

Наиболее часто в литературе можно встретить упоминание таких черт личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация, стремление к порядку, чувство юмора.

Творческий ребенок любознателен и постоянно стремится объединить данные из разных областей. Одаренный ребенок бывает, поглощен своим делом несколько часов и возвращается к нему в течение нескольких дней. Гусляков Женя увлекался не только резьбой по древесине, он учился на отлично, разбирался в технике (ремонтировал мотоциклы) в 18 лет получил права на управление автомобилем категории «В», разводил рыбок – ему все было интересно. Закончил технологический институт. Он всегда был полон идей. Есин Стас, Миронов Миша, Стяжкин Петя, Чарушин Ваня это первые выпускники и каждый из них был интересен по своему. Работы этих ребят украшают стены мастерской.

Творческий коллектив (рис.№ 11)



Работа Есина Стаса – 15лет

Работы Гуслякова Жени – 15 лет (рис. № 14)

(рис.№12, №13)

Работы Алексеева

(рис. № 15) Романа – 15 лет (рис. № 16)

Творческие люди предпочитают что-то новое, привычному и простому. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Дети с высоким уровнем развития творческих способностей опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений – они больше улавливают и понимают, могут следить одновременно за несколькими событиями.

Одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные трудности в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Для творческих детей весьма характерно живое воображение.

3. В чем сущность развития творческих способностей?

    Надо уметь находить несколько способов решения задания;

    Сложность задания должна постепенно возрастать;

    Способности надо совершенствовать без подсказок;

    Не требовать положительного результата с первой попытки;

    Самим проверять точность выполнения;

    Идти от простого к сложному.

От детского творчества – к профессиональному самоопределению.

В российской системе образования важную роль играет развитие творчества. Значение систем дополнительного образования детей очень важно, так как эти учреждения способствуют развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Основой педагогической концепции мастерской является привитие интереса к творчеству, стремление заложить основы по подготовке к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению. На занятиях ребята знакомятся с принципами конструирования, современными технологиями обработки материала (древесина натуральная, искусственная – фанера), работа на станках (токарный, точильный, электропила), участвуют в конкурсах. Тематика работ по мере подготовленности детей расширяется и усложняется. Знания, полученные в мастерской, помогли многим ребятам определиться в выборе профессии, реализовать свои способности, адаптироваться в обществе.

Пути развития творческих способностей:

    Деятельность учащихся должна иметь поисковый характер, а для этого необходимо использовать такие методы, которые учили бы детей самостоятельно выявлять, исследовать и объяснять явления объективной действительности.

    Установлено, что приобретение специальных знаний и умений на занятиях трудового обучения должно идти параллельно с включением детей в творческую деятельность уже на самых ранних этапах процесса обучения. При этом условии формирование и закрепление знаний и умений происходят значительно эффективнее, так как дети видят в них необходимость.

    Эффективность деятельности зависят от выполнения ряда педагогических требований, в первую очередь, от посильности предлагаемых творческих задач и решений, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса. Немаловажное значение в творческой деятельности имеет доступность предлагаемых задач и заданий. Сложность их должна быть строго согласована с шагом творческого развития воспитанников.

    Требование результативности очень важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность, результативность творческой деятельности следует рассматривать не только по отношению к конечному продукту, но и применительно к каждому этапу выполнения задания.

Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения организовать творческую деятельность. Одним из важных педагогических требований к творческой деятельности является учет возрастных особенностей воспитанников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Основной целью развития мышления у детей является пробуждения у них интереса к изучению приемов и методов индивидуального и коллективного поиска оригинальных решений.

При этом педагог должен обратить внимание на:

    Раскрытие роли творческой деятельности в жизни общества в целом;

    Обучение известным методам решения творческих задач;

    Ознакомление с методами совершенствования творческих способностей;

    Воплощение идеи в конкретные изделия и проекты.

В процессе обучения дети должны научиться правильно подбирать информацию и оценивать ее, должны научиться проверять практическую реализуемость своих проектов путем построения опытных образцов изделий. При этом важно развить у них художественный вкус и вызвать желание создавать изделия по собственным проектам.

4. Включение детей в творческую деятельность.

Формирование у детей любви к труду и умений творчески применять знания и навыки в процессе деятельности – одна из основных задач работы в мастерской.

Психологи утверждают, что творчество может проявляться независимо от возраста во всех областях его деятельности, что творческие способности поддаются развитию. Если к творческой деятельности не приучать достаточно рано, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается определенный стереотип в действиях и приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Порождается и закрепляется косность мышления, от которой трудно избавиться.

Детское творчество обучающихся – это форма привлечения детей к творчеству, это не только вид деятельности, направленный на ознакомление детей с разнообразным миром искусства, развития способностей, но и один из эффективных методов и способов трудового политехнического образования. Если детей с раннего возраста включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Таким образом, прикладное творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей. Результат творческой деятельности детей – комплекс качеств творческой личности: умственная активность, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы; самостоятельность в решении поставленной задачи, изобретательность. Прикладное творчество создает благоприятные условия для развития мышления обучающихся. В процессе творческой деятельности дети сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях об архитектуре и строительстве: изучение специальной литературы, ознакомление с новинками в области науки (кедропласт, новые технологии изготовления прочных конструкций из древесины – выпариванием).

Специфика обучения детей состоит в том, что развитие творческих способностей осуществляется за счет развития общей сенсорики, предлагаемой обширной наглядности, целенаправленной трудовой деятельности, ручного труда. Обучение прикладному творчеству оказывает положительное воздействие на физическую, интеллектуальную, психосоциальную сферы детей. Влияние занятий творчеством проявляются в стабилизации эмоционального состояния детей, в улучшении функционирования их познавательных процессов. Эти занятия ведут к укреплению мышц кистей рук, развитию мелкой моторики пальцев рук. Детям одинаково полезны такие занятия, как выпиливание и вырезание деталей, склеивание, покраска, составление композиций, черчение и т.д. Все перечисленные занятия пробуждают и познавательные интересы. В работе очень важен и принцип индивидуального подхода к детям.

Практическая деятельность, подкрепляемая теоретическим материалом, восполняет пробелы по школьным предметам. Восьмиклассники не знают предмета – черчение. А ведь это основа технических вузов! Где же будут учиться мальчики или все пойдут в гуманитарные.

Занятия прикладным творчеством направлены не только на изготовление полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, формирование потребностей предметов окружающей действительности.

Таким образом, мастерская призвана формировать духовно богатую, социально активную личность ребенка. Развитие творческих способностей происходит в процессе практического усвоения основ того или иного вида деятельности, правильного педагогического подхода к овладению этих основ и выявлению успеха. В итоге ребенок – это маленький творец, создатель прекрасного, созданный «руками» педагога.

Список используемой литературы

    Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука. [Текст]: М,; Советское радио, 1979г.

    Алякринский Б. С. О таланте и способностях. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1971г.

    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы. [Текст]; Лениздат, 1992г.

    Выгодский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]; В кн. «Развитие высших психических функций». М.; Учпедгиз, 1960г.

    Голубева Э. А. Способности и склонности. [Текст]; М.; Просвещение, 1989г.

    Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. [Текст]; М.; Прометей, 1993г.

    Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1984г.

    Перкинс Д. Творческая одаренность как психологическое понятие. //Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. [ Текст] ; Науковедение, 1988г. № 4. с. 88 – 92

    Платонов К. К. Проблемы способностей. [ Текст] ; М.; Просвещение, 1972г.

    Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. [ Текст] ; М.; Просвещение, 1975г.

    Теплов Б . М. Способности и одаренность. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1985г.

Перестал замечать в форумах, блогах, статьях и интервью что-то особенно интересное, что подходило бы для перевода и публикации в своем блоге. Повышенный интерес к техническим частностям я проехал, и история этого интереса отражена в моих постах - о чем голова болела на каждый момент развития, то приблизительно и переводил. Безусловно, сейчас появились более яркие статьи по ранее затронутым вопросам, но мне те темы уже не так близки, внутри себя я их как-то отрешил, пережевал. С остаточным любопытством не чураюсь их и приглядываю, когда под руку попадаются, но это уже пассивный мониторинг, как правило ничего до конца и не дочитываю. Для тех, кто интересуется техническими вопросами игры - а таковых читателей судя по статистике посещений блога больше всего - нелишне будет напомнить о существовании блога Грэхама Фитча . По нему чаще встречаю очень теплые отзывы на форумах, и сам я с удовольствием перевёл несколько его постов. Он, да Чанг, да Бернард - вот вся интернет команда по минимуму, которых можно изучать пытливому уму в самом начале. В отношении психологии игры мне показался вполне достаточным «пуленепробиваемый музыкант» . Именно эти люди объемно, без воды и самолюбования хорошо сделали своё дело. ИМХО. Я субъективен, говорю только о своем опыте чтения интернета.

Конечно, очень много и других интересных людей мне попадалось, но их вклад был все же несоизмерим по объему доступного и полезного материала. Много просто пустой болтовни, после которой не остается никакого сухого остатка. И к сожалению, надо признать, что на русском языке мало чего можно найти. Несомненно, мне встретились несколько крайне полезных книг таких авторов как Нейгауз, Гофман, Савшинский, Шмидт-Шкловская, и других, но все это книги мастеров прошлого века, советской эпохи. Чего-то удобоваримого по-русски для взрослых любителей, озабоченных вопросами техники игры, я не встретил в интернете 21-го века. Куча каких-то курсов, роликов ютюба, но все как-то совсем из других весовых (умственных) категорий. Не обязательно более низких категорий, лекции Аркадьева, например, по Баху просто выше, и поэтому кажутся заумными для моего уровня. (Кстати, на днях он анонсировал свою новую книгу , может она окажется более доступной для понимания начинающими). Так что учите, люди, английский язык, если самостоятельно хотите учиться и при этом пользоваться наиболее эффективным мировым учебным материалом, включая возможность с кем-то обсуждать свои узкие вопросы. Да, мне уже кажется, что и делов-то - научиться читать по-английски - совсем никаких! Бернард, говорит, овладел языком (чтением, письмом, речью) за три месяца, а тут нужно только научиться читать. Думаю, за год можно уложиться, если начать с нуля. Если не получается выучить английский, то возникает вопрос, а почему вы думаете, что тогда с фортепиано у вас получится? Дисциплина обучения фортепиано ведь на порядок сложнее дисциплины разучивания чтения иностранного языка.

За последнее время мне понравились такие ролики на YouTube как интервью с Сеймуром Бернштейном , 4-частный фильм с рассуждениями Билла Эванса, интервью с Майлс Дэвисом. Вот оно всё из первых рук, без всяких пересказов, всё по делу, но нет совершенно никакой возможности всё это переводить для блога. Слишком затратно. И опять же всё, только что упомянутое, не касается сугубо технических приемов игры, а больше философского плана. Это мне интересно, но не факт, что эти разговоры так уж волнуют других.

На данном этапе у меня интерес к холистическим аспектам обучения, т.е. ко всей целостности встраивания обучения игре в жизнь. При этом многое умное и интересное в интернете из других областей нежели музыка мне начинает казаться имеющим какое-то отношение к моим занятиям на фортепиано. Потому что это как жизнь, и закономерности общие. Чтобы улучшить свою игру я больше сейчас озабочен, как попасть в правильное психологическое состояние, какие выстроить внутренние отношения, а, значит, как воспринимать окружающую (и внутреннюю!) действительность, нежели что-то там техническое. Потому что именно в этом я усматриваю возможность дальнейшего качественного скачка в игре для себя.

И для примера холистических рассуждений об обучении я предлагаю ниже перевод свежей статьи из Нью-Йорк Таймс How to Raise a Creative Child. Step One: Back Off с небольшими сокращениями. При некоторой фантазии можно представить, что речь не обязательно идет о детях. Попробуйте относить сказанное к своей манере учить что-то новое.

Как воспитать творческого ребёнка. Шаг первый: отстаньте от него.


Они обучаются читать в 2 года, играют Баха в 4 года, выполняют арифметические действия в 6 лет, а к 8 годам бегло говорят на иностранных языках. Их одноклассники страдают от зависти, а родители радуются выигранной лотерее. Но, перефразируя Т.С.Элиота, их карьеры скорее приведут к нытью, чем к взрыву.

Посмотрим на самую престижную победу для научно одаренных старшеклассников в конкурсе поиска талантов в Вестингаузе, названным научным Супер Кубком одним американским президентом. С самого начала его истории в 1942 году и до 1994 года финалистами конкурса были признаны более 2000 одаренных подростков. Но только 1 процент из них дошел до принятия в Национальную Научную Академию, и лишь восемь человек завоевали Нобелевскую премию.

Вундеркинды редко становятся взрослыми гениями, которые меняют мир. Мы полагаем, что им, должно быть, не хватает социальных и эмоциональных навыков для функционирования в обществе. Но когда мы смотрим на факты, такого объяснения недостаточно: менее четверти одаренных детей испытывают социальные и эмоциональные проблемы. Громадное большинство из них хорошо приспособлены - побеждают одновременно и на коктейльных вечеринках, и в грамотности.

Их сдерживает то, что они не учатся оригинальности. Они прилагают все силы, чтобы понравиться родителям и вызвать восхищение у учителей. Но когда дело доходит до выступления в Карнеги Холле или завоевания титула шахматного чемпиона, случается нечто неожиданное: практика доводит до совершенства, но она не создает новое.

Одаренные дети постигают исполнение величайших мелодий Моцарта, но редко сами сочиняют собственную музыку. Они фокусируют свою энергию на овладении имеющимися научными знаниями, не производя при этом новых открытий. Они сообразовываются с кодифицированными правилами вместо того, чтобы изобретать свои. Исследования показывают, что наиболее творческие дети наименее всех остальных становятся любимчиками учителей, и поэтому многие из них приобретают привычку держать при себе свои оригинальные идеи. В терминах языка критика Вильяма Дерезивич они становятся отличными овцами.

Став взрослыми, многие вундеркинды оказываются экспертами в своих областях и занимают руководящие посты. Однако, «лишь малая часть одаренных детей становится в конце концов взрослыми революционными творцами» - высказывает сожаление психолог Элен Виннер. «Те, кто доходит до этого, вынуждены проходить через болезненное преобразование» во взрослого, который «в конечном итоге переделывает сферу деятельности».

Большинство вундеркиндов никогда не делают такой скачок. Они применяют свои необычайные способности блистая в своей работе, но не вызывая никаких волн. Они становятся врачами, которые лечат своих пациентов, но не борются за исправление негодной медицинской системы, или адвокатами, которые защищают своих клиентов от несправедливых поборов, но не пытаются менять сами законы.

Так что же требуется для воспитания творческого ребенка? В одном исследовании проводилось сравнение семей с детьми, которые котировались в 5 процентах наиболее творческих детей в школе, с теми семьями, где дети не были особенно творческими. Родители обычных детей в среднем устанавливали шесть правил поведения дома, касающихся графика выполнения домашних заданий и отхода ко сну. Родители детей с высоким творчеством в среднем имели менее одного такого правила.

Может быть творчество трудно воспитать, но ему легко помешать. Ограничивая правила, родители побуждают своих детей думать самостоятельно. Они стремятся «делать упор на моральные ценности вместо определенных правил», - сообщает Гарвардский психолог Тереза Эмейбил.

Да, родители творческих детей поощряли их на совершенство и достижение успеха, но они также поощряли на нахождение «радости в работе». У их детей была свобода расставить свои приоритеты и найти свои собственные интересы. А это позволяло детям становиться творческими взрослыми людьми.

Когда психолог Бенджамин Блум провел исследование ранних корней творчества у музыкантов с мировой известностью, артистов, спортсменов и ученых, он обнаружил, что их родители не помышляли о воспитании детей-звезд. Они не были в роли сержантов на плацу или поставщиками рабов. Они прислушивались к внутренней мотивации своих детей. Когда дети проявляли интерес к чему-либо, родители поддерживали их.

У концертных пианистов высшего уровня не было элитных учителей с младенческого возраста, первые свои уроки они получали от живущих по соседству, кто сделал обучение радостным. Моцарт проявил интерес к музыке до уроков, а не наоборот. Мэри Лу Уильямс научилась играть на фортепиано сама, Ицхак Перман начал самостоятельно изучать игру на скрипке после отказа в зачислении в музыкальную школу.

Исследователи обнаружили, что, чем больше мы занимаемся, тем больше мы увязаем в колее - оказываемся в ловушке одних и тех же образов мышления. Эксперты по игре в бридж испытывают больше трудностей, чем новички при адаптации к новым правилам игры, опытные бухгалтеры действуют хуже новичков в применении новых налоговых правил.

Есть доказательства, что творческий вклад зависит от широты, а не только от глубины наших знаний и опыта. В индустрии моды самые оригинальные коллекции появляются у тех кутюрье, кто много времени работал за рубежом. В научной деятельности завоевание Нобелевской премии менее относится к гению в узкой области, а более к тому, кто интересуется разными направлениями. По отношению к обычным ученым нобелевские лауреаты в науке в 22 раза чаще оказываются еще и актерами, танцорами и фокусниками; в 12 раз чаще пишут стихи, пьесы и романы; в 7 раз чаще занимаются искусствами и ремеслами; и в 2 раза чаще играют на музыкальном инструменте или сочиняют музыку.

Никто не заставляет этих выдающихся ученых заниматься своим хобби по искусству. Оно отражает их любопытство. И иногда это любопытство приводит к озареньям и открытиям. «Теория относительности открылась мне интуитивно, и музыка является движущей силой этой интуиции», - писал Альберт Эйнштейн. Его мать записала его на уроки по скрипке в возрасте 5 лет, но ему это не было интересно. Его любовь к музыке расцвела только в подростковом возрасте после того, как он бросил посещение уроков и столкнулся с сонатами Моцарта. «Любовь - лучший учитель, чем чувство долга», - сказал он.

Попытайтесь запрограммировать некий успех и в лучшем случае получите амбициозного робота. Если вы хотите, чтобы ваши дети привнесли оригинальные идеи в этот мир, вы должны дать им возможность преследовать их страсти, не ваши.

(Весь альбом Avi Darash - Impermanence можно послушать .)

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Художественно-эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Примером служат народные игрушки: Матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников я постарались отразить следующие элементы современного искусства:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: поделки, рисование, скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература.

4. Музыкальное искусство.

5. Хореография.

6. Театральное искусство.

7. Эстрадное искусство.

8. Киноискусство.

9. Цирковое искусство.

10. Декоративно-прикладное искусство.

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12. Компьютерное художественное творчество и др.

Художественно – эстетическое воспитание в моем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.

Основная цель приоритетного направления:

Формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

Для активизации у детей интереса к художественной деятельности педагог может предложить родителям посетить с детьми ботанический сад, лес, художественный музей, поговорить с участием детей с художниками-мастерами на выставках декоративно-прикладного искусства. Наряду с такими культурными мероприятиями целесообразно организовать на базе дошкольного учреждения практикум для родителей из современных форм декоративных работ: макраме, аппликация из природного материала, аранжировки летних и зимних букетов и тому подобное. На таких практикумах участники не только приобретут определенные навыки, но и ознакомятся с материалами, необходимыми для определенного вида работы, методами обучения художественными умениями. В таких семьях взрослые и дети выступают активными участниками совместной художественного творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации:

Детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного развития и воспитания дошкольников. Мультипликация, как одна из форм экранного искусства, представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно- изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопереживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, что способствует его развитию.

Организуя занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог - психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу.

В заключение: Главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении». Подготовила Купцова С. А Москва 2015 г. В последнее время.

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник,.

МКДОУ Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области «Художественно-эстетическое развитие детей.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина) Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески.

Художественное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Одна из важных задач воспитания ребенка – это развитие и формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легче осваивать.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Библиотека изображений:

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Каждый ребенок – это удивительная личность, целая вселенная, заключенная в маленьком теле любимого чада и очень важно эту вселенную заметить и вовремя дать развиваться.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка. Представьте – вместо того, чтобы ломать мебель и стричь домашних животных, ваш ребенок будет рисовать, лепить что-то из пластилина или вышивать крестиком, к примеру. Не правда ли, заманчивая перспектива спокойствия и тишины в доме?

Самым важным в данном аспекте является обнаружение склонностей ребенка, необходимое для подбора вида творчества. Понаблюдайте за своим малышом – что ему больше нравится? После таких наблюдений вы можете смело приступать к перенаправлению его энергии в нужное русло. Это, так же, поможет избежать лишних расходов и нервотрепок. К примеру, если ваш малыш в душе художник и от рисования на обоях его могут отвлечь только мамины строгие выговоры, стоит задуматься над тем, как этот минус превратить в плюс. Такая проблема очень просто решается путем размещения ватманов в пределах досягаемости чада. Если есть на чем рисовать, обои останутся целыми. То же самое можно сказать и о нездоровой тяге к ножницам – купите ребенку набор цветной бумаги и ваши питомцы, а порой и детская челка, останутся в целости и сохранности.

В выборе творческого замещения стоит внимательно относиться к особенностям возраста ребенка. Ведь совершенно очевидно, что воспитание детей 4 лет существенно отличается от воспитания детей 9 лет. И, если в первом случае будет достаточно предоставления нужных материалов, то во втором можно подумать и о специализированных учреждениях, где творческий потенциал вашего ребенка раскроется в полной мере при помощи специалистов. Кто знает, может быть именно этот шаг станет некогда решающим в определении профессии вашим чадом.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса, а любой из этих видов творчества дает вам повод для законной родительской гордости.

Но, если обнаруживается, что у ребенка есть тяга к рисованию, то нужно это развивать обязательно. Не нужно запрещать ему делать это, поскольку он развивается этим и может показать то, что не ожидает никто. Почему же с самого детства нам внушали, что художник – это бедный человек, который всегда по жизни будет голодным? Ведь это не так уж и важно, потому как художники пишут такие шедевры, что душа, порой, разрывается на части. Они как-то и думают по-другому, воспринимая мир совершенно в других красках.

Ведь, даже самый простой человек, взяв в руку карандаш или кисточку, может что-то нарисовать на листе бумаги. Может, это будет как попало, но, рисуя, человек всегда становится спокойнее. Вот так и детьми, которых воспитывают творчеством. Они начинают смотреть на мир иначе. Но, если у них случается какая-то радость или печаль, то непременно он сможет изложить всю свою душу на бумаге.

Профессиональные художники, которые дают уроки рисования детям, всегда являются хорошими психологами. Они знают, когда можно успокоить ребенка и рассказать ему о том, что жизнь прекрасна. И во время урока рисования показать ему на листе бумаги или на холсте, как же выглядит столь прекрасная жизнь. Ведь, оказывается, это так просто!

Необходимо запомнить, что для детского творчества не нужно слишком многого, потому как для этого нужна свобода действий, время и, самое главное, поддержка родителей.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама