THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В «Войне и мире», в минуту решительного объяснения князя Андрея с отцом Наташи, Наташу тревожит только одно:
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les mariages se font dans les cieux. (Браки совершаются на небесах.)
Так оно в конце концов и выходит. Только оказывается, что на небесах совершился не этот брак, а другой.

Кто же первым сказал «Les mariages se font dans les cieux»?
Одной из первых – королева Маргарита Наваррская (1492–1549), в новелле «О двух любовниках» из сборника «Гептамерон». И тут же добавила: «…но это не относится к бракам по принуждению», – тогда они были делом обычным.

В 1572 году принцесса Маргарита Валуа сочеталась браком с Генрихом де Бурбоном, будущим королем Генрихом IV. Жених и невеста были совершенно равнодушны друг к другу, а их свадьба закончилась Варфоломеевской ночью. Лет десять спустя королева Марго написала своему любовнику маркизу де Шанвалону: «Пусть мне не говорят, что браки совершаются на небесах – небеса не способны на столь ужасную несправедливость». («Мемуары и письма Маргариты де Валуа», 1842.)

В Англии и Франции изречение «Браки совершаются на небесах» уже в XVI веке было дополнено словами: «…а исполняются на земле». (Вариант нашего современника Геннадия Малкина: «…а исполняются по месту жительства».) Формула «Браки совершаются на небесах, а исполняются на земле» даже вошла в сборник юридических норм, изданный во Франции в 1608 году.

Вероятно, в XVI веке появилась итальянская рифмованная пословица «Nozze, e magistrato dal ciel è destinato» – «Жена и судья предназначены свыше» (букв. «Бракосочетание и судья предназначены небесами»).

У Даля можно найти пословицу «Смерть да жена – Богом суждена» («Пословицы русского народа», 1861).

Еще раньше ту же рифмованную пословицу привел, по польски и по словацки, чех Франтишек Челаковский, поборник идеи «славянской взаимности»: «Śmierć i żona od Boga przeznaczona»; «Smrť a žena od Boha souzena» («Мудрость славянского народа в пословицах», 1852).
Мудрость о браке и небесах гораздо старше и Маргариты Валуа, и Маргариты Наваррской. Мы находим ее в Мидраше – еврейском толковании Библии. Первый трактат Мидраша «Берешит рабба» (толкование книги Бытия) был составлен, вероятно, в V веке н. э. В нем говорится: «Не бывает бракосочетания человека, кроме как по воле Небес» («Берешит рабба», 68:3; перевод А. Лихтенштейна). Сказано это о встрече Ревекки с Исааком, предназначенным ей в мужья.

Здесь же приводилась занимательная история о раввине Иосе бен Халафта, жившем в середине II в. н. э. Некая римская матрона спросила его:
– Что Господь делает после того, как сотворил мир?
– Сочетает пары, – ответил рабби.
– И это его занятие? Да это и я бы могла.
– Тебе это кажется легким, а вот для Бога это не легче, чем раздвинуть воды Красного моря.
Матрона ушла домой, поставила в ряд тысячу слуг и тысячу служанок и сказала:
– Такой то женится на такой то, а такая то выйдет замуж за такого то.
Наутро все они явились избитые и израненные – не сошлись, так сказать, характерами («Берешит рабба», 68:4).

Согласно трактату «Берешит рабба», «в трех разных местах Святого Писания сказано, что небеса предназначают женщину мужчине». В Притчах: «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа». В Бытии, о браке Исаака с Ревеккой: «От Господа пришло это дело». В Книге Судей, о браке Самсона с «женщиной из Фимнафы»: «это от Господа».

Австрийская писательница Мария Эбнер фон Эшенбах заметила: «Браки совершаются на небесах, но там не заботятся, чтобы они были удачны» («Афоризмы», 1880).

И точно: Исаак жил с Ревеккой долго и счастливо, а семейную жизнь Самсона иначе как катастрофой не назовешь. Мог ли Всевышний так ошибиться?
Тут то и выясняется, что небеса, устраивая браки, имеют в виду свои собственные цели, которые с нашими совпадают отнюдь не всегда. Исаак должен был стать родоначальником еврейского народа, а Самсон – покарать филистимлян. Поэтому небеса и дали ему жену филистимлянку, сумевшую за неделю поссорить со своими сородичами героя богатыря.

Эта крылатая фраза очень древняя. И сколько мир ее знает, столько о ней спорят. Что значит «Браки заключаются на небесах»? Если высшие силы сводят пары, то почему столько разводов? Если божественные силы присутствуют при бракосочетании, то почему столько семейных трагедий, домашнего насилия, просто несчастных в браке?

Говорят, что наши планы и наше мировосприятие далеко не всегда совпадают с планами Бога. У него свои цели, у нас свои. Он помогает людям соединиться в браке для более высокой миссии, нежели тихая семейная жизнь и дети. Например, в Библии, в Книге судей Израилевых, рассказывается о Самсоне, который взял в жены филистимлянку, которая была женой «от Бога», но не был с ней счастлив. Жена Самсона за 7 дней поссорила его с филистимлянами, Самсон жестоко наказал последних.

Этот брак был угоден Господу, потому что он помог ему покарать филистимлян руками Самсона. Они долго правили Израилем, а после кары Господней «судьей Израиля на 20 лет» стал Самсон. В Книге Бытия рассказывается о другом человеке – Исааке, который был счастлив в браке. Этот брак был угоден Господу, поскольку Исаак стал родоначальником еврейского народа.

И не случайно для примера толкования взяты библейские персонажи. Именно в древних толкованиях Библии и встречаются впервые слова о том, что браки совершаются на небесах. Речь идет о Мидраше – еврейском толковании Святого писания, а точнее о его первой части – толковании книги Бытия («Берешит рабба»). Фраза есть в отрывке, описывающем историю Исаака и его жены Ревекки. Датируется текст 5 веком.

Довольно известен и другой автор фразы – Маргарита Наваррская, королева Наварры и известная писательница. В своем произведении «О двух любовниках» она рассуждает на тему брака, совершенного по договору или по любви. Маргарита говорит, что если брак по любви, то он заключен на небесах, если по принуждению или сговору, то никакого божественного провидения здесь нет.

Известная Варфоломеевская ночь в Париже стала возможна благодаря большому скоплению представителей противоборствующих конфессий в городе, а также прибытию туда лидеров гугенотов. Массовым мероприятием, на которое съехались противники – гугеноты и католики — была свадьба Маргариты Валуа (католичка) и Генриха Наваррского (гугенот).

Этот брак не принес ни ей, ни ему счастья. Весь мир сегодня знает о любовных похождениях обоих, о заключении Маргариты и других трагедиях, связанных с историей этого брака, который, кстати, был, в конце концов, расторгнут тогда, когда Генрих стал французским королем. В письме одному из своих любовников Маргарита как-то написала, что не верит в то, что браки заключаются на небесах, потому что небеса не способны на такую несправедливость.

Некоторые источники называют автором высказывания английского писателя Дж. Лили. Фраза встречается в его произведении 1580 года «Эвфуэс и его Англия». В 16 веке библейская фраза была дополнена: «а исполняются на земле». Такой вариант даже вошел во французский юридический сборник 1608 года.

В то, что браки совершаются на небесах, сегодня практически никто не верит. Но если исходить из того, что все в нашей жизни неслучайно, то и соединение двух людей происходит не просто так — значит, это кому-нибудь нужно.

Согласно статистическим данным, Россия находится в числе стран с самыми высокими показателями разводов. Почему так происходит? Может ли венчание спасти семью? Об этом мы беседуем с настоятелем храма в честь Успения Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священником Игорем Копшевым.

- Говорят, браки заключаются на небесах. Так ли это?

Да, это так. В той мысли, что браки заключаются на небесах, кратко выражена вера в то, что задуманное Богом соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека. Православное учение о браке утверждает, что настоящий брак - есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию.

Прежде всего нужно вспомнить, что создание мужчины и женщины описывается в книге Бытия как дело особенного Промысла Божия. Каждый день творения заканчивается словами о том, что Господь посмотрел и увидел, что все сотворенное «добро зело». Когда же Господь сотворил первого человека, Адама, то через некоторое время сказал: Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Удивительный контраст: до сих пор все было хорошо, а вот Адам не нашел полноты жизни один. И Господь, увидев это, сотворил ему в помощники жену. Это было необходимостью, без жены бытие человека не было полным, оно не было «добро зело». Таким образом, замысел Божий не осуществился, пока не была сотворена жена. И только вместе мужчина и женщина достигают той гармонии и полноты, которые достойны замысла Божия о человеке.

- А если брак заключается только по расчету, благословляется ли он?

Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, которого вижу глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь этому человеку, у нас начинается нечто общее, общая жизнь. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону. Каждый из нас представляет собой икону, образ Божий. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы все знаем, что порой случается с картиной великого мастера, или с иконой, или с любым произведением искусства, с любой формой красоты: любая красота может быть изуродована - небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет.

Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая была отчасти изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту. Если мы смотрим на эту картину, на любое произведение искусства глазами изумленной любви, то видим прекрасное, а об остальном можем горевать, плакать. И мы можем порой решить всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе, в этой картине, в этом произведении искусства - восстановить.

Это дело любви: посмотреть на человека — и одновременно и увидеть в нем его неотъемлемую красоту, и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. Любовь - это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен. Возможно ли ТАК воспринимать близкого тебе человека в браке по расчету?

- Вообще, что нужно, чтобы семья была крепкой и счастливой?

В любви есть три стороны. Во-первых, человек любящий дает, хочет отдавать. Но для того, чтобы отдавать, для того, чтобы отдавать совершенно, не делая получающему больно, нужно уметь отдавать. Как часто бывает, что мы отдаем не по любви, настоящей, самоотверженной, щедрой любви, а потому, что, когда мы отдаем, в нас нарастает чувство своей значительности, своего величия. Нам кажется, что отдавать - это один из способов утвердить себя, показать себе самому и другим свою значительность. Но получать от человека на этих условиях - очень больно. Любовь только тогда может отдавать, когда она забывает о себе; когда человек отдает, как один из немецких писателей сказал, как птица поет, от избытка своего: не потому, что требуется, вынуждается у него дар, а потому, что отдавать - это песнь души, это радость, в которой можно себя забыть для радости другого человека. Такая любовь, которая умеет отдать, гораздо более редка, чем мы воображаем.

С другой стороны, в любви надо уметь получать, но получать порой гораздо труднее, чем давать. Мы все знаем, как мучительно бывает получить что-нибудь, испытать благодеяние от человека, которого мы или не любим, или не уважаем; это унизительно, оскорбительно. Мы это видим в детях: когда кто-нибудь, ими не любимый, в чью любовь они не верят, дает им подарок, им хочется растоптать подарок, потому что он оскорбляет самую глубину их души. И вот для того, чтобы уметь давать и уметь получать, нужно, чтобы любовь дающего была самозабвенной, а получающий любил дающего и верил безусловно в его любовь.

Но даже там, где и давать, и получать - праздник, радость, есть еще одна сторона любви, которую мы забываем. Это - жертвенность. Вот если все эти три составляющие присутствуют в браке, думается, такая семья будет крепкой и счастливой.

- Почему современные браки столь недолговечны?

Из-за человеческой гордыни. Современные люди не умеют, да и не хотят жертвовать чем-то ради другого человека. Если не смотреть на брак как на таинство, он превращается в какое-то мимолетное увлечение. Именно такие браки и недолговечны.

- Это происходит оттого, что люди разучились любить?

В том числе и поэтому, ведь одна из главных составляющих настоящей любви, как я уже сказал, - это жертвенность.

- Что нужно, чтобы брак был долговечным?

Не может быть истинных, подлинных взаимных отношений, если нет между мужем и женой, между невестой и женихом взаимной веры, то есть, с одной стороны, настоящего доверия, с другой стороны, верности. В чинопоследовании Таинства Брака Церковь просит Господа о такой вере, о таком доверии, просит, чтобы оно сохранилось на всю жизнь между мужем и женой.

Нет красоты, которая изуродована до конца в человеке: любовь к нему, вера в него может восстановить то, что, казалось, никто и ничто не может восстановить ни наказанием, ни поучением. И это мы видим все время в Евангелии. Мы видим, как Христос встречает грешников: Он их ни в чем не упрекает, Он им не ставит вопросов об их прошлой или настоящей жизни, Он их любит, и в ответ на любовь, которая дается даром, которая дается как подарок, человек зажигается благодарностью и ради благодарности становится достойным этой любви. Он может быть любим, но не потому, что он достоин: он может научиться быть достойным, потому что он любим. Есть пословица: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Настоящая любовь умеет полюбить человека «черненьким».

Нужно помнить, что единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте - это его любить; любить не за его добродетели, а несмотря на то, что он несовершенен, любить просто потому, что он человек, и потому, что человек так велик и так прекрасен сам по себе.

В это мы можем верить всегда. Мы не всегда можем это видеть, только глаза любви могут нам позволить прозреть это. На человека можно смотреть безразличным взором - и тогда мы ничего не видим, мы замечаем только внешние проявления, черты лица, расцениваем человека так же, как мы расцениваем все прочее: собаку, лошадь или предмет, который мы хотим купить. Нам надо учиться видеть человека таким, какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности, и соответственно к нему относиться.

Так относится к нам Бог. Бог нас любит не потому, что мы хороши, Бог к нам милостив не потому, что мы заслуживаем милость или любовь: Он нас просто любит. Если мы способны быть благодарными за то, что нас кто-то - Бог или человек - может полюбить без всякого основания, просто потому, что его сердце через край переливается к нам, мы можем стать другими людьми. И в браке это так важно; так важна эта вера в человека и эта способность помнить, что только любовью можно из него сделать - нет, не из него - можно ему помочь стать всем, чем он только может быть, каким его задумал Бог, можно раскрыть всю его красоту. Мне кажется, это и есть главный рецепт долговечности любого брака.

Беседовала Наталья Колоярова
«Курьер Поволжья» № 40 от 10 октября 2012 г.

— Отец Артемий, однажды учащиеся Самарской духовной семинарии спросили вас: «Как найти хорошую жену?» Как же найти хорошую жену?

— Думается, что тогда это было легче, чем теперь, ведь со времени посещения Самары прошло пятнадцать-двадцать лет. Тогда еще молодежи были понятны словосочетания «завидный жених» или «девица на выданье». Хотя они и тогда звучали несколько старомодно, но все-таки за ними виделся идеал семейной жизни, когда молодой человек в поисках любви считал естественным для себя завершение дружества ни чем-нибудь, а супружеством, браком.

Я — оптимист, и мой оптимизм основан на том, что до сих пор к священникам приходят те, кто желают взять в свои руки горящие свечи жертвенной любви. Иногда поражаешься, насколько жених и невеста бывают похожи. Удивительно, как в этом большом мире две половинки одного целого нашли друг друга?! Я нахожу только один ответ: Божий перст, браки совершаются на небесах. Поэтому обрести спутницу жизни — это не просто плод твоей активности. Счастье, говорили в старину, должно быть вымолено.

Брак есть полнота, по отношению к которой каждый из нас есть половинка, притом ущербная. И главным при этом является горячая вера во Спасителя, Который и соединяет сердца брачующихся, едва лишь только они произнесут ответ, клятву взаимной верности и любви.

Если сердце хотя бы одного из супругов согрето живой молитвой к Господу и Пресвятой Богородице, убежден — нет такой беды и напасти, с которыми невозможно было бы справиться, если эта просвещенная половина помогает своему спутнику-спутнице в жизни все претерпевать надеждой на Христа. Если я осмысляю свою семейную жизнь, если я понимаю, что забота о моей семье есть выражение любви к Богу, разве могут возникнуть такие обстоятельства, которые заставят меня уйти с поля брани, бросить посреди сражения щит и меч, повернуться спиной к родному дому, детям, к той, которой когда-то сказал: «Люблю»?

Мало повенчаться, важно иметь отношение с Матерью-Церковью. Если бы наши мужья раз в неделю, раз в две недели приходили к священнику на духовную диспансеризацию, отслеживали свои помыслы и раскрывали свои тайные грешки — никакой «троянский конь» не въехал бы в семью, и супруги и двадцать, и сорок лет спустя смотрели бы друг на друга если не влюбленными глазами, то с радостью и веселием, благодаря Бога, что Он свел их вместе в этом мире.

— Такой жизненно важный вопрос: создание семьи, а часто решения принимаются не взвешенные, по влечению сердца. Чем вы объясните такое легкомыслие?

— Совсем исключить сердце мы не можем из тайны знакомств. «Я помню чудное мгновенье — передо мной явилась ты...»

А мне бы хотелось поразмышлять вот над каким вопросом. Почему, полюбив или думая, что полюбил, он — человек грубой отливки — становится нежным, галантным, дарит цветы? Его лицо, прежде свирепое, освещает детская улыбка, он расстилается перед ней в комплиментах. И одновременно в домашнем кругу по отношению к маме, брату, друзьям он остается грубоватым, хамоватым, речь отрывистая, лицо совсем недоброе. Почему такой двойной стандарт? Может ли в самом деле человеческое сердце и любить, и хамить одновременно? В чем же предмет его любви? Любит ли он ее? Или себя удовлетворяет каким-то биологическим позывом души, находя в ней лишь объект приложения одушевляющих его сил? Любя ее, он потребляет ее, относится к ней собственнически. «Не могу жить без нее!» — это на самом деле обсасывание своего «эго» и собственных, не очень возвышенных, желаний.

— Наверное, самый ключевой момент венчания — когда священник обводит венчающихся вокруг аналоя, а певчие при этом поют «Святии мученицы». На это песнопение молодожены обычно не обращают внимание, им кажется, что впереди их ждет только счастье... А почему при венчании поют «Святии мученицы»?

— Думаю, потому что сохранить в наше время единомыслие, единодушие, согласие — это мученическое делание, требующее интеллекта, терпения, смирения, целеустремленности, напряжения всех душевных сил человека. Гораздо легче превратиться после женитьбы в кошку с собакой, сталкиваться, как рыцарь «Белой розы» с хозяйкой Медной горы, высекая искры друг у друга через слово обидное, ироничное, ершистое. И напротив, уметь не поддаваться на провокации, смягчать острые углы, на колкое словечко ответить глубокомысленным молчанием, при этом тайно помолясь: «Господи, умягчи сердце муженька моего, дай ему благодать». Улыбаться, когда рядом с тобой любимый человек хмурится, никнет долу, вдыхая в него жизненный оптимизм, энергию — это самый тяжелый труд, сравнимый с настоящим подвигом.

— Почему-то сказки всегда заканчиваются свадебным пиром, неужели дальше может быть только сказка о рыбаке и рыбке или о капризной принцессе?

— Русские сказки действительно часто подводят нас к этому итогу, а затем обрываются. Раньше ведь было так, что герои семейной жизни друг дружку и полюбить не успевали, но так как все в них было взращено — и смирение, и жажда созидания, то едва лишь играли свадьбу, Божия благодать снисходила на них и жизнь текла в мирном русле. Устои, выкованные тысячелетиями, не предполагали иного образа жизни. Это был союз, который с годами раскрывался, как горчичное семечко, вырастал в высокое, могучее дерево, в кроне которого обитали птицы небесные.

Любовь утверждается и подтверждается маленькими действиями, словами, взглядами. Царица Александра Федоровна, оставившая нам дневник о семейной жизни, говорит, что нужно насаждать любовь, как сад, по семечку, по стебелечку, взращивая заботу, нежность, такт, слова, за которыми стоят дела.

— Отчего возникает неудовлетворенность браком?

— Нынче люди отличаются свойством накапливать в сердце негатив. Но ведь чем человек мудрее, чем ближе к Богу, тем память у него короче на всякие обиды. Ежедневно он благодарит Творца и за скорбь, и за радость, и поэтому расширяется сфера его положительных эмоций. Он спокоен, радостен, мирен.

Представьте, люди не прожили вместе еще и полгода, а уже начинают подмечать недостатки, брошенное слово из мухи вырастает в слона. Какая тут удовлетворенность, если оба напоминают оголенный провод?! Словно два петуха, они наскакивают друг на друга, превращая рай семейной жизни в первый круг ада. Соответственно, нужно учиться благодушию, умению видеть во всем светлую сторону.

В спружестве жизнь по плоти является взаимным выражением любви, тяготением друг к другу. И неудовлетворенность браком возникает тотчас после того, как он и она делают все, что можно, даже калеча самих себя, чтобы упразднить отцовство и материнство, становясь потенциальными убийцами, враждуя против жизни, которая нам дана.

— Смиренное принятие обыденной жизни можно считать подвигом?

— Русский богослов Алексей Степанович Хомяков считал это подвигом. Есть подвиг в сражении, в бою. И — подвиг служения в быту. Никогда лодка семейного счастья не разобьется о быт, если мы будем поэтизировать наш быт. Если мы постараемся дом сделать райской кущей, если будем пронизывать его атмосферой любви, тепла, если будем щедро делиться тем счастьем, о котором говорит Сам Бог: «Где двое венчаны в супружество во имя Мое, там я среди них».

— Что отличает счастливую семью от несчастливой?

— Счастливым супругам хорошо вдвоем, они могут просто помолчать, им нет необходимости постоянно переговариваться, так как тихий Ангел, осенивший их в час венчания по-прежнему простирает над ними свои крылья. Счастливая семья — это, конечно, та семья, которую Бог наградил детьми. Впрочем, супруги могут быть и бесчадны — различны судьбы, жребии Божии. Однако там, где дом наполнен детьми, там, где смех, где родители получают откровения от детей, ведь устами младенца зачастую истина говорит, — там счастье. Счастливая семья там, где горит свеча перед образом Пресвятой Богородицы. Мне кажется, самый счастливый момент — это вместе супругам утром помолиться, воздав благодарность за прожитую ночь и испросив благословение на начавшийся день. Счастливая семья готова радостью делиться тем, чем Бог послал, с друзьями по вере.

Библия говорит нам: «Когда Бог воскрешает мертвых, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небе» (Матфея 22:30; тут и далее современный перевод Российского Библейского Общества). Это было ответом Иисуса на вопрос о женщине, много раз бывшей замужем – чьей женой она будет считаться на небесах (Матфея 22:23–28). Очевидно, что на небесах не будет такого понятия как брак. Это не значит, что муж и жена не узнают друг друга, попав на небеса. Это также не значит, что муж и жена не смогут иметь близких отношений на небесах. Тем не менее, это, по-видимому, значит, что муж и жена больше не будут женаты на небесах.

Скорее всего, на небесах не будет брака просто из-за того, что в нём не будет нужды. Учреждая брак, Бог отвечал на определённые нужды. Во-первых, Он видел, что Адам нуждался в спутнике. «Господь Бог сказал: Плохо человеку быть одному. Сотворю-ка Я для него помощника, ему под стать» (Бытие 2:18). Ева была решением проблемы одиночества Адама, как и его…

Во время жизни Моисея был обычай, что если один из братьев умирал и к этому времени, будучи в браке, не имел детей, то после смерти его брат должен был жениться на оставшейся вдове своего брата, чтобы восстановить семя ему, т.е. стать отцом ребёнку жены умершего брата, однако при этом не считаться им,т.к. по существующему тогда закону — отцом этого ребёнка считался умерший брат. Этот обычай был многим людям непонятен, вызывал множество вопросов, в том числе и — чьей женой будет являться женщина после всеобщего воскресения(предполагая, что браки будут и на небесах), если в земной жизни её имели несколько братьев. Этот вопрос был задан Иисусу Христу и ответ был такой, что на небесах не женятся и не выходят замуж, но пребывают как Ангелы…

Вопрос: Будет ли брак на небесах?

Ответ: Библия говорит нам: «Когда Бог воскрешает мертвых, они уже не женятся и не выходят замуж. Они подобны ангелам на небе» (Матфея 22:30; тут и далее современный перевод Российского Библейского Общества). Это было ответом Иисуса на вопрос о женщине, много раз бывшей замужем – чьей женой она будет считаться на небесах (Матфея 22:23–28). Очевидно, что на небесах не будет такого понятия как брак. Это не значит, что муж и жена не узнают друг друга, попав на небеса. Это также не значит, что муж и жена не смогут иметь близких отношений на небесах. Тем не менее, это, по-видимому, значит, что муж и жена больше не будут женаты на небесах.

Скорее всего, на небесах не будет брака просто из-за того, что в нём не будет нужды. Учреждая брак, Бог отвечал на определённые нужды. Во-первых, Он видел, что Адам нуждался в спутнике. «Господь Бог сказал: Плохо человеку быть одному. Сотворю-ка Я для него помощника, ему под стать» (Бытие 2:18). Ева была…

Михаил Рощин
Валентин и Валентина

Прохожий (еще оглянувшись, отступая, манит ребят за собой, может быть, даже обнимает их за плечи и говорит, волнуясь) . Сейчас… Минутку… Как бы это вам сформулировать? Вот!. . Смешно!. . Никому нельзя рассказать, а хочется… Какая она? Да? (Усмехается.) Вы знаете, какая она? Как писал Александр Блок: «Тоскою, страстью, огневицей идет безумие любви… » Вы только поймите правильно… Вот, предположим, есть у человека семья, дом, одной девочке тринадцать, другой семь… Все замечательно, и жена замечательный человек… Браки, как говорят, совершаются на небесах, и этот брак тоже… Девочки идут в школу, а вы не заметили, как они выросли, потому что жили счастливо… Вы понимаете?. . Но вдруг что то случается… Почему? Откуда? Никто не знает… Любовь?. . Да, это то состояние, почти болезненное, та психическая навязчивая идея, когда ты думаешь только об одном. О ней… Всюду она, и только, все остальное – лишь отвлечение, досада, и ты высматриваешь, ждешь……

Венчание или возможен ли брак на небесах?

С точки зрения современной Магии и Целительства, обряд венчания имеет оккультную природу и является оккультным ритуалом, при котором совершается некоторая последовательность действий и обращение к Высшим Силам (Богу, божествам, ангелам, стихиям и др.) Его может проводить священник, знахарь или целитель. Для проведения обряда венчания достаточно одного человека.


«Это таинство, при котором жених и…

Брак на небесах. Анхел Мануэль Родригес

Будут ли люди вступать в брак на небесах?

Я часто слышу этот вопрос от людей, не состоящих в браке, а иногда и от супругов. Неженатые и незамужние хотят знать это, потому что, если на небесах не женятся и не выходят замуж, они хотят жениться и выйти замуж и родить детей сейчас. Я не уверен, почему этот вопрос задают женатые и замужние, но в большинстве случаев, кажется, что они хотели бы продолжить свои отношения на небесах. (В некоторых случаях, они, возможно, стремятся к освобождению от уз!) В Библии содержится ясный ответ, который, кажется, создает богословскую проблему.

Отвечает Анхел Мануэль Родригес

1. Ответ Иисуса: Иисусу этот вопрос задали саддукеи, которые хотели опровергнуть доктрину о воскресении. Они привели вымышленный пример, основанный на библейском законе левирата - когда брат умершего, если тот умер, не имея детей,…

Брак,Супружество,Небеса,Рай

Брак,Супружество,Небеса

О браках на небесах

366. Так как все жители небес происходят от человеческого рода, вследствие чего и ангелы там обоего пола, и так как от создания мира женщина назначена для мужчины, а мужчина для женщины, т.е. чтоб один принадлежал другому, и, наконец, так как эта любовь врождена обеим сторонам, — то, следовательно, есть браки на небесах точно так же, как и на земле. Но браки небесные весьма отличны от земных, и потому будет сказано, в чем состоят небесные браки, чем они отличаются от земных и в чем сходствуют.

367. Брак (conjugium) на небесах есть духовное соединение двух личностей в одну; прежде будет объяснено, в чем состоит это соединение. Дух состоит из двух частей, из которых одна называется разумом, а другая волей; когда эти обе части действуют нераздельно, они тогда образуют один дух: муж на небесах действует как та часть, которая называется разумом, а…

БРАКИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ

Дата: 2008-07-28

Говорят, браки заключаются на небесах. Причем говорят, чаще всего, метафоры ради. А ведь в этом действительно образном выражении куда больше смысла, чем кажется на первый взгляд.

В чем духовная суть браковенчания? Какой глубинный смысл несут в себе связанные с ним церковные обряды? На эти и некоторые другие вопросы корреспондентам «Рублевского шоссе» отвечает протоирей Владислав ПРОВОТОРОВ, настоятель храма Благовещения в селе Павловская слобода.

— Замечу сразу: церковное таинство — это не волшебство и не магия. Но, когда двое венчаются в Церкви Христовой, им во всей полноте дается Богом возможность совершенства их брака. Ведь, если мужчина и женщина по-настоящему любят друг друга, они, естественно, стремятся к тому, чтобы их отношения были исполнены добродетели, а любовь длилась вечно. Брак во Христе не кончается со смертью, но осуществляется и…

Все ли браки свершаются на небесах?

Статья о том, что такое брак по расчету и как свершались браки в Европе столетия назад.

В современном обществе, где все подчинено логике и твердо установленным правилам поведения, где существует иерархическое и сословное разделение, отношение к браку строится на соответствии происходящего внутри семьи, существующим правилам и устоям того или иного общества.

«Брак – это не вызов сердца, это сделка», — поговаривали…

Серебро

MiloНе верю, потому что свою половинку встречают единицы. А в 90% случаях брак это просто привычка или терпят друг друга из-за денег,детей. А в большей половине случаев вообще развод. Если бы браки совершались на небесах,то все пары бы друг друга любили и разводов вообще не было

Но это часто и от того, что мы торопимся, торопим события, бежим замуж лишь бы вайти, а то потом поздно будет, абсольтно не задумываясь нод тем, твой это человек или нет, а прожив с ним определенный период времени, понимаем, что нужен по душе совсем другой типаж. не нужно спешить, счастье само тебя найдет

Точно! Никогда не надо спешить с браком и бежать туда сломя голову. У меня у сестры мужа сыну 17 лет, встречается с девушкой, которой 15! так вот его сестра спит и видит, как бы их поженить в 17 лет (через 2 года), типа девушка из хорошей семьи, не курит,не гуляет, учится хорошо. Муж мой первый раз тоже рано женился, в итоге непонимание полнейшее и развод. Он сестре пытается объяснить,…

ЗАМУЖ ЗА ПРОТЕСТАНТА?

Остаются ли браки на небесах? Можно ли вступать в брак с разведенной? Как Церковь относится к межконфессиональным бракам? Можно ли венчаться в двух конфессиях?

На эти и другие вопросы отвечает митрополит Иларион (Алфеев) в выпуске телепередачи «Церковь и мир«. Соведущий митрополита Илариона - Иван Семенов.

У наших зрителей много вопросов про венчание и вступление в брак. Вот, например, Лидия из города Ишим спрашивает: «Здравствуйте. Мне 19 лет. Я замужем, детей пока нет. Мы с мужем в дальнейшем хотим повенчаться. Я задумалась: а будем ли мы с ним потом вместе на небесах?»

Брачный союз заключается не на какой-то промежуток времени, а на всю человеческую жизнь. А человеческая жизнь не прекращается со смертью. Священное Писание не говорит нам прямо о том, сохраняются ли браки на небесах. Господь сказал нам, что в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж. Но он и не сказал нам, что в Царствии Небесном разводятся. И в…

Обряд венчания вызывает немало вопросов у современных пар, так как есть много тонкостей, связанных с таинством венчания и расторжением венчанного брака.

С точки зрения современной Магии и Целительства, обряд венчания имеет оккультную природу и является оккультным ритуалом, при котором совершается некоторая последовательность действий и обращение к Высшим Силам (Богу, божествам, ангелам, стихиям и др.) Его может проводить священник, знахарь илицелитель. Для проведения обряда венчания достаточно одного человека.

В Магии венчание – не обязательно связано с браком. Этот ритуал может проводиться и для достижения других целей, главная из которых – связывание людей невидимыми энергетическими узами. Например – черное венчание (разновидность приворота).

История венчания

Правила выполнения венчания указаны в православном катехизисе. Там же есть определение, что такое венчание:
«Это таинство, при котором жених и невеста перед священником и церковью…

Введение

Божественный путь к браку

Развитие четырех отношений

Восемь основных направлений

Мужчина готовится к браку

Женщина готовится к браку

Роль родителей и пасторов

Особые ситуации

Развод и повторный брак

Место безбрачия

История Руфи

«Встречаемся в «Царе Давиде»»

Хотите ли вы иметь брак, который «заключен на Небесах»?

Если вы неженаты, то, возможно, главный вопрос, который вы задаете: как найти спутника, приготовленного для вас Богом? Верите ли вы, что Сам Бог вложил это желание в ваше сердце?

Выбор спутника — самое важное решение, принятое вами, после самого спасения. Эта книга поможет вам избежать страдания и неудачи. Она содержит практические, трезвые указания, которые помогут вам узнать Божий план. Рассказ Дерека и Руфи из…

В современном обществе, где все подчинено логике и твердо установленным правилам поведения, где существует иерархическое и сословное разделение, отношение к браку строится на соответствии происходящего внутри семьи, существующим правилам и устоям того или иного общества.

И хотя, в любом государстве законодательство призвано обеспечить права и обязанности каждого из супругов, тяга к традициям и особенностям семейного уклада, неразрывно связано с риторическим на первый взгляд вопросом: «Что такое в браке хорошо, а что такое плохо?». Словно столетия назад, мы снова заговорили о неравных браках, о партиях по расчету и «женитьбах Бальзаминова». Только вот в далекие времена, брак по расчету воспринимался далеко не так презрительно, как о нем отзываются в современном мире.

«Брак – это не вызов сердца, это сделка», — поговаривали немцы еще в X веке нашей эры. Да и вся Западная Европа жила по тому же правилу: во главу решения о браке ставились вопросы экономической и финансовой…

Roland; SpellCheck Irynn
«Брак на небесах; Любовь - азартная игра»: АСТ; Москва; 1997
ISBN 5-7841-0275-3
Оригинал: Barbara Cartland, “A MARRIAGE MADE IN HEAVEN”, 1982
Перевод: Е. С. Шерр
Аннотация
Семейные обстоятельства предрешили брак очаровательной леди Сэмелы со светским повесой герцогом Бакхерстом. Новобрачные не надеялись на счастье в этом союзе, но вскоре после свадьбы Бакхерст стал жертвой несчастного случая - и на время потерял память. Точно новыми глазами взглянул он на юную Сэмелу - и влюбился в собственную жену! Медленно и осторожно ищут супруги пути к сердцам друг друга. И пусть Сэмеле предстоит борьба с коварной соперницей - что может помешать влюбленным, если брак их воистину заключен на небесах!
Барбара Картленд
Брак на небесах
Примечание автора
В Соединенном Королевстве преемник пэра или барона наследует не только титул, но и дом предков и семейные богатства.
Право первородства, на основании которого…

Согласно статистическим данным, Россия находится в числе стран с самыми высокими показателями разводов. Почему так происходит? Может ли венчание спасти семью? Об этом мы беседуем с настоятелем храма в честь Успения Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священником Игорем Копшевым.

– Говорят, браки заключаются на небесах. Так ли это?

– Да, это так. В той мысли, что браки заключаются на небесах, кратко выражена вера в то, что задуманное Богом соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека. Православное учение о браке утверждает, что настоящий брак – есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию.

Прежде всего нужно вспомнить, что создание мужчины и…

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама