THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

В современном мире, так же как и раньше, огромную роль уделялось воспитанию. Воспитание играло огромную роль как до советской власти, так и в ее период, но после развала Союза Советских Социалистических Республик воспитание, к сожалению, практически «выпало» из образовательного процесса. Сейчас, воспитание, в полном значении, пытаются вернуть в образовательный процесс. Это является хорошим показателем начала подъема страны, но пока не очень получается. В нынешнем положении в стране очень остро стал вопрос о воспитании патриотизма на уроках истории, наравне с ним стоит и воспитание толерантности, но далее пойдет речь о методах воспитания патриотизма на уроках истории.

После развала СССР долгое время воспитание патриотизма находилось в неопределенном состоянии. Этот большей промежуток времени явился для всей страны периодом фальсификации исторических фактов, осквернения исторических и культурных памятников или даже их уничтожение, рост и безнаказанность действий националистических сект, которые оскорбляют историческую память, и возрождение социальных движений антигуманной направленности, происходит манипулирование сознания молодежи, а так же «вбивание» в сознание молодежи инородных ценностей. Все это развивается медленно благодаря народной памяти, но сейчас благодаря и правительственным программам, которые были приняты и еще действующей. Наряду с негативными факторами развиваются перспективные тенденции укрепления государства и государственной власти, усиление социального статуса воспитания, в частности методы воспитания патриотизма на уроках истории, и осознание ценностей отечественной культуры и истории.

Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания. Сегодня уже есть надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела. Сегодня государство заговорила о необходимо вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.

Об этом свидетельствует рассмотрение на высшем государственном уровне вопроса, в первую очередь, о воспитании патриотизма в России и создание комиссии при президенте Российской Федерации по попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Перед комиссией была поставлена задача по обеспечению согласованности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций, направленных на предотвращение искажений системы ценностей нашего общества и укрепление международного престижа России.

Сегодня, зарубежному влиянию на молодежь противостоит государственная политика в области воспитания. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание:

1) гражданственности,

2) трудолюбия,

3)уважения к правам и свободам человека,

4) любви к окружающей природе, Родине, семье.

Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». За последнее время, все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая все высказывания о патриотизме можно сделать вывод, что: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Понятие «гражданственность также многозначно: это активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; это способность и готовность выступать в роли гражданина; это высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; это приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на уроках надо ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Чтобы ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. С политиками спорить бессмысленно, а предоставить возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, например, примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот и надо пытаться на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а преподаватель не только обучает, но и воспитывает, прививает любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в этой жизни отводится учителям.

Предмет истории открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, нужно быть готовым всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На уроках и внеклассных занятиях показывать, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в уроки надо включать элементы краеведения, только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Чтобы на уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космополитизмом. Кто скажет, что “граждане мира” С.Рерих, Н.Гумилев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

В воспитании патриотизма уроки истории играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами, беря в руки старые фотографии, лица ребят становятся другими, в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.

Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места и друзья.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задать на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей.

Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

В современном мире, так же как и раньше, огромную роль уделялось воспитанию. Воспитание играло огромную роль как до советской власти, так и в ее период, но после развала Союза Советских Социалистических Республик воспитание, к сожалению, практически «выпало» из образовательного процесса. Сейчас, воспитание, в полном значении, пытаются вернуть в образовательный процесс. Это является хорошим показателем начала подъема страны, но пока не очень получается. В нынешнем положении в стране очень остро стал вопрос о воспитании патриотизма на уроках истории, наравне с ним стоит и воспитание толерантности, но далее пойдет речь о методах воспитания патриотизма на уроках истории.

После развала СССР долгое время воспитание патриотизма находилось в неопределенном состоянии. Этот большей промежуток времени явился для всей страны периодом фальсификации исторических фактов, осквернения исторических и культурных памятников или даже их уничтожение, рост и безнаказанность действий националистических сект, которые оскорбляют историческую память, и возрождение социальных движений антигуманной направленности, происходит манипулирование сознания молодежи, а так же «вбивание» в сознание молодежи инородных ценностей. Все это развивается медленно благодаря народной памяти, но сейчас благодаря и правительственным программам, которые были приняты и еще действующей. Наряду с негативными факторами развиваются перспективные тенденции укрепления государства и государственной власти, усиление социального статуса воспитания, в частности методы воспитания патриотизма на уроках истории, и осознание ценностей отечественной культуры и истории.

Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания. Сегодня уже есть надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела. Сегодня государство заговорила о необходимо вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.

Об этом свидетельствует рассмотрение на высшем государственном уровне вопроса, в первую очередь, о воспитании патриотизма в России и создание комиссии при президенте Российской Федерации по попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Перед комиссией была поставлена задача по обеспечению согласованности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций, направленных на предотвращение искажений системы ценностей нашего общества и укрепление международного престижа России.

Сегодня, зарубежному влиянию на молодежь противостоит государственная политика в области воспитания. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание:

1) гражданственности,

2) трудолюбия,

3)уважения к правам и свободам человека,

4) любви к окружающей природе, Родине, семье.

Принципиальное значение имеет государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Понятие патриотизма и гражданственности

Патриотизм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм олицетворяет неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». За последнее время, все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая все высказывания о патриотизме можно сделать вывод, что: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества . Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Понятие «гражданственность также многозначно: это активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; это способность и готовность выступать в роли гражданина; это высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; это приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на уроках надо ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Чтобы ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. С политиками спорить бессмысленно, а предоставить возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, например, примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот и надо пытаться на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а преподаватель не только обучает, но и воспитывает, прививает любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственная идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа. Пора уже понять всему обществу, что школа – это не перечень учебных дисциплин, расписаний и контрольных, это жизнь. И огромная роль в этой жизни отводится учителям.

Предмет истории открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, нужно быть готовым всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На уроках и внеклассных занятиях показывать, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в уроки надо включать элементы краеведения, только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Чтобы на уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием поскорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космополитизмом. Кто скажет, что “граждане мира” С.Рерих, Н.Гумилев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

В воспитании патриотизма уроки истории играют большую роль. Входя в музей, беседуя с ветеранами или старожилами, беря в руки старые фотографии, лица ребят становятся другими, в этих лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление от только что открытого.

Такая работа учит детей доброте, вниманию, уважению и конечно – любви к самому дорогому, что их окружает: родители, близкие, любимые места и друзья.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители, пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей. Для того чтобы восстановить эту ниточку, задать на дом задания, которые не возможно выполнить не поговорив с родителями. И все эти задания касаются исторического прошлого родителей, а значит это еще один шаг общения с историей.

Вот и получается, что история – это и есть учитель, учитель помогающий понимать действительность, искать достойные примеры не только в прошлом, но и в настоящем, учитель обогащающий душу и насыщающий окружающий мир, учитель помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины .

Библиографический список

1. Сайт фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс]. - Издательский дом "Первое сентября" 2003-2009. – Режим доступа: http://festival.1september.ru , свободный.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-Пресс, 2002. - 212с.


Воспитание патриотизма на уроках истории

Агарок Светлана Владимировна,

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 121

Калининского района г. Санкт-Петербурга

«Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота».

Мы живём в непростое время, когда наряду с безграничными возможностями самореализации и самовыражения, предоставляемыми демократическими преобразованиями в нашей стране, у подрастающего поколения, да порой и у их родителей, теряются ценностные ориентиры в жизни, утрачивается чувство патриотизма и любви к Родине. Высокие цели служения людям, своей стране, замещаются жаждой наживы и собственного благополучия. Проблемы государства и общества, присущие любым объединениям людей и в любой исторический период, раздуваются до размеров катастрофы и апокалипсиса. Всё большее количество людей, особенно молодых, стремиться покинуть нашу страну в поисках лучшей жизни за границей, а те, кто продолжает жить здесь, зачастую живёт по – принципу «после нас хоть потоп». Картина, скажем прямо, получается безрадостная, почти безысходная. Так кто же виноват в этом? Что делать тем, кто не может видеть развал и шатание? Можно обвинять в создавшейся ситуации средства массовой информации, руководителей разного ранга, неумных родителей и учителей, даже агентов влияния вражеских сил других государств. Увы, жалобами делу не поможешь. Только активными действиями и твёрдой жизненной позицией людей, горячо любящих свою Родину, верящих в её возрождение и победу над недугами современности, можно со временем исправить то печальное состояние духа общества, в котором сейчас пребывает некогда великая Держава, подарившая миру столько прекрасных учёных, поэтов, писателей, защитников Отечества и честных тружеников. А ведь все они были Патриотами своей страны, что и было основой движущей силы развития великого Государства.

«Человек – не абстрактное, где – то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество» .

Преподавание истории Отечества всегда было направлено на воспитание патриотизма и гражданской ответственности учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев. Воспитание в школьниках любви к Родине, к человечеству, уважение к родителям, старикам и другим важнейшим человеческим нормам является важным этапом формирования патриотизма и гражданственности.

На уроках истории учитель может на конкретных примерах из жизни прошлых поколений разобрать поступки, их мотивы и последствия в определённых ситуациях, сходных с современными, может показать причинно-следственную связь между событиями прошлого, настоящего и будущего, может раскрыть идеи патриотизма перед своими воспитанниками в ярких образах, пробуждающих в них чувства сопереживания и благодарности героям Отечества. Прививая мысль о том, что смыслом жизни должно быть служение высоким целям: Родине, людям, добру, учитель может и должен способствовать духовно-нравственному совершенствованию своих учеников. Ведь как сказал герой войны 1812 года Яков Петрович Кульнев: «Герой, служащий отечеству, никогда не умирает и в потомстве воскресает».

Ярким, многогранным и неисчерпаемым источником примеров для подражания служат уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Эта война затронула всех жителей нашей страны, все семьи в своей истории делят время на до и после Войны. Как поётся в известной песне: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». И даже если в силу обстоятельств некоторые ученики не знают историй жизни своих дедушек и бабушек (прадедушек, прабабушек), то изучая историю нашей страны, тяжелейший период этой истории в XX веке, эти ученики могут ощущать свою сопричастность к тем событиям, узнавая о подвигах других людей, предполагать, что такие же подвиги могли совершать и их родные. Зная о жертвах, принесённых на алтарь Победы и усилиях, приложенных при восстановлении страны после войны, о мечтах и чаяньях своих предков, современные молодые люди, могут собственные проблемы пропускать через фильтр чужой боли и страданий, начав осознавать, что не так уж плоха нынешняя жизнь, что от них тоже зависит каким будет завтрашний день, что громкие слова «патриотизм», «Отечество» касаются их в повседневной жизни не меньше, а скорее больше, чем мелкие сиюминутные трудности или заботы. «Каковы бы не были внешние обстоятельства, - говорит Гизо (Франсуа́ Пьер Гийом Гизо, французский историк, критик, политический и государственный деятель), - все же человек сам составляет мир. Ибо мир управляется и идет сообразно идеям, чувствам, нравственным и умственным стремлениям человека, и от внутреннего его состояния зависит видимое состояние общества».

В любом человеке, а особенно в молодом человеке, подростке всегда существует жажда любить и быть любимым, а значит быть нужным другим людям. Подчас эти чувства бывают глубоко скрыты, задавлены внешними и внутренними влияниями окружающего мира. Известный советский психиатр профессор В. М. Банщиков писал: «На протяжении тысячелетий выигрыш в борьбе человека за существование определялся мускульной силой и такими грубыми свойствами нервной системы, как смелость, жестокость, упорство. А в последние два-три столетия жизнеспособность человека зависит исключительно от тончайших и сложнейших механизмов нервной системы. Эти же механизмы, как раз, наиболее уязвимы». Пропаганда «современного» образа жизни, культивирование жёсткой личностной конкуренции, обособленности в составе некоторой группы людей и самодостаточности отдельной личности по отношению к остальному миру приводит к тому, что внутри ребёнка созревает внутренний конфликт между тем, что просит его душа и диктует «эго», по сути, происходит выбор между добром и злом. Почему же, всё-таки, чаще ребёнок выбирает не добро? Причина, как ни странно, проста – выбрать путь самоограничения от излишеств современного мира гораздо тяжелее, чем пойти на поводу у собственной гордости, тщеславия, лени. Мнение окружающих сверстников оказывается важнее голоса совести и влияния родителей (в том случае, если родители противодействуют, а не поощряют подростка в его заблуждениях). Вот тут, как очень кстати, могут оказаться рассказы учителя о героических людях прошлого и современности, их подвигах, поступках, о судьбах их сверстников, чей жизненный выбор в пользу той или иной стороны, определил их будущее, а значит наше настоящее. Вообще, истории из жизни с правильно расставленными приоритетами, которые интересны и понятны подросткам, это один из лучших стимулов к тому, чтобы ребята провели мысленное сравнение своего духовного состояния с героями рассказа, задали бы себе вопрос «а я так смог бы?» и, возможно, попытались бы стать лучше.

Здесь есть, правда, один немаловажный нюанс – учитель, который призывает молодых людей быть патриотами и любить Родину, не совершать тех или иных плохих поступков, должен сам горячо любить свою страну, быть истинным патриотом и главное быть порядочным человеком. Только в этом случае его слова могут оказать правильное влияние на подрастающее поколение. А если преподаватель позволяет себе при учениках грубо выражаться, злословить на других людей, например на других учителей или даже на экранных героев, ведёт себя неподобающе, то такое поведение его у подростков вызовет стойкое неприятие даже очень правильных слов, вызовет в душах детей протест из-за лицемерия, к которому они очень чутки.

Вот поэтому, воспитывать патриотизм надо не только у детей, но и у их родителей и учителей, а также у чиновников разных уровней. И не формально, на словах, а на деле, но это уже тема для другой статьи. А я, в заключение, хочу сказать, что если в результате деятельности школы и учителей вырастет ученик, о котором известный немецкий математик Ф. Клейн сказал, что: «гимназист – это пушка, которую десять лет начиняют знаниями, а потом выстреливают, после чего в ней ничего не остается», то грош цена такой школе, таким знаниям и таким учителям. Надо, несмотря на все проблемы современного мира, на, казалось бы, окончательно запущенную молодёжь и «трудных» родителей, всё-таки, воспитывать и учить детей доброму, вечному и, в конечном счёте, одерживающему победу.

Литература:

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. – К.: Радяньска школа, 1985.

Маркс К. К критике гегелевской философии и права. Введение. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.


Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все-гда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро-вание у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь-ников должно вырабатываются чувство гордости за свою Роди-ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос-тойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Проблемазаключается в том, что теряются основы патриотизма. Тем не менее, современная методика преподавания гуманитарных предметов содержит большое количество материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся. В этой связи для современной школы становятся наиболее актуальными задачи патриотического воспитания: социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства.

Для нас, студентов-практикантов, будущих учителей истории, очень актуальным является обращение к опыту великих педагогов для решения вопросов воспитания патриотических чувств.

Так, известные педагоги считали необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Если мы обратимся к идеям великого педагога В. А. Сухомлинского, то он считал, что основа активной жизненной позиции человека это любовь к Родине. В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале "Воспитание школьников", В.А. Сухомлинский писал: "… воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… . … Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души". Мы видим, что опыт воспитания патриотизма у В.А. Сухомлинского основывается на воспитании нравственных начал. Которые были и есть ценностью во все времена. Поэтому общественно-значимыми и личностно-значимыми ценностями являются чувства гражданственности и патриотизма. Это идеи духовности, гражданской ответственности, что составляют единство социальной активности, чувство неразрывности с Родиной, готовность жертвовать жизнью ради своей Родины.

В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории играют большую роль. На уроках истории, изучая тему, например, можно останавливаться на тех исторических личностях, которые сыграли выдающуюся роль для истории России, и на их примерах учить детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев Отечественных войн, их гражданский и нравственный опыт учит школьников следовать их примеру, становиться настоящими патриотами своей Родины. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Научить патриотизму невозможно, но учитель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования.

Во время педагогической практики в школе мы использовали метод проектов, позволяющий создать ресурс для решения проблемы патриотического воспитания. Каждый школьник является равноправным членом творческой группы, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников. Примером подобной работы можно перечислить следующие проекты: Проект «Дети войны». Создание мультимедийного альманаха.

Цель проекта:

Расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о значении тыла, трудового подвига земляков-якутян;

Воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своего государства, республики, родственников, победивших фашизм.

Работа над проектом: группы по 3-5 человек собирают архивный материал, и оформляют его в виде презентаций по следующим рубрикам: «Вклад республики Якутия в победу» «Дети войны, живущие рядом с нами» «У войны не детское лицо», «Помню и горжусь» (истории о близких и родственниках на фронтах войны).

Практический результат проекта: мультимедийный альманах «Великая Отечественная война в лицах», материалы которого передаются ветеранам войны, в День Победы, встречи с ними, что придает социальную значимость данному проекту.

Таким образом, уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.”

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.”

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Кроме того, они, также как и учебники по другим предметам, дорогие и не всегда доступны части учащихся, а тем более школам, которые давно уже не имеют средств на их приобретение / во всяком случае, в городах, подобных нашему./ Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал / в учебниках “ Истории средних веков ” Ведюшкина, например предназначенных для шестиклассников, объем параграфа составляет до 10 страниц! /. В методической литературе также трудно найти что-либо, посвященное вопросам воспитания патриотизма, как-то не принято у нас говорить и писать о любви к Родине! Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с грамзаписи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи:

Казалось, было холодно цветам.
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему: “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина- мать зовет ”. В качестве основной идеи урока используются также написанные на листе ватмана слова Ил. Эринбурга: “ Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы… Враг силен… Сейчас решается судьба всей нашей страны, каждого из наших детей … Если фашисты победят, не быть России. Они не могут победить… Мы выстоим: мы крепче сердцем… Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину.”

На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города:

Сестра моя, товарищ, друг и брат,
ведь это мы, крещенные блокадой!
Нас вместе называют Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом.
И ежели отныне захотят,
Найдя слова с понятиями вровень,
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, то скажут – Ленинград –
И все сольется в этом слове!

И на заключительном уроке темы – конференции: “ Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне ”- уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используются грамзаписи мелодии “ Нам нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из одноименного произведения Р. Рождественского:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли,
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли
О погибших,
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда
Заклинаю:
Помните!

На уроке “ Движение декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “ Русские женщины ”, “ Послание в Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “ Русских женщин ”- встреча Трубецкой с иркутским генералом – губернатором. Эту тему я продолжаю и во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, еще звучат и романсы в исполнении учащихся.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Знаменитое Куликово поле – слава Русской Земли! Это южные рубежи Руси, там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, где над обширной равниной возвышается Красный холм, увенчанный высоким чугунным столбом с затейливой славянской надписью: “ Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство! ” Это наша Тульская область. Изучая тему “ Куликовская битва ”, я использую материалы музея “ Куликово поле ”, впечатления ребят от поездки, куда стараюсь свозить их осенью. С экскурсии мы привозим фотографии,буклеты, книги, открытки, которые накапливаются в кабинете и также используются во время урока. Все это помогает зрительно представить картину боя, описанную в летописях:

Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
Катятся шеломы злачены
Добрым коням под копыта,
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней на сырую землю.

Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели:

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья

А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

Начинается он с грамзаписи песни “ Журавли ”, на фоне которой звучит четверостишие:

Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б не глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.

Затем учитель говорит, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Так, я говорю: “ В возрасте двадцати лет ушел на фронт дедушка Егорова Руслана Егоров Николай Иванович. ” И выступает Егоров, который рассказывает о своем дедушке, родившимся в 1921 году и попавшем на фронт в первые месяцы войны. Он прошел всю войну, участвовал в боевых действиях под Смоленском и был награжден многими медалями и орденом Отечественной войны 2 степени. С марта 1942 года был призван в армию и дедушка Ворониной Анны Воронин Владимир Андреевич. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии, был ранен и почти год пролежал в госпитале. Награжден медалями “ За отвагу ”, “ За победу над Германией в Великой Отечественной войне ”, медалью Жукова, юбилейными медалями, а также орденом Отечественной войны 1 степени.

Бабушка Екатерины Бабушкиной Валентина Дмитриевна прошла почти всю войну медицинской сестрой. Она работала в госпитале, затем – на линии фронта, доставляя раненых бойцов с поля боя и спасала жизнь многих людей.

Так почти у каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. В заключении я рассказываю о своем отце- участнике Великой Отечественной войны Преображенском Михаиле Леонидовиче, ушедшем на фронт после окончания Тульского артучилища в конце 1941 года в качестве техника-лейтенанта. Он участвовал в операции “ Багратион ”, в штурме Кенигсберга и расписался на рейхстаге. Награжден многими медалями, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 степени. Я показываю альбом, посвященный войне, который он оставил на память нам, своим детям, и его награды.

Обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, к тому, посвященному нашему Кимовскому району, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” - “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:

Помните, через века, через года,
Помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны-
горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе. В прошлом году с помощью учителей и учащихся школы я оформила музей истории школы, в котором собран материал по истории школы с момента ее открытия в далеком 1957 году. Он становится у нас центром краеведческой работы школы: мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей, проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая любовь к Родине через историю школы. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

«Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», - писал А.С. Макаренко. Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Не случайно во всех учебных заведениях одним из приоритетных вопросов воспитания считается нравственно-патриотическое воспитание.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов нравственного и патриотического воспитания. Необходимость формирования патриотически-настроенного подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Для формирования активной личности гражданина - патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. Среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания детей, особое место занимает нравственное образование в школе.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.”

Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.

Патриотизм - это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины.

Нравственно-патриотическое воспитание является важной задачей становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.”

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Кроме того, они, также как и учебники по другим предметам, дорогие и не всегда доступны части учащихся, а тем более школам, которые давно уже не имеют средств на их приобретение. Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с грамзаписи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи:

Казалось, было холодно цветам.

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему: “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина- мать зовет ”.

На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города:

Сестра моя, товарищ, друг и брат,

ведь это мы, крещенные блокадой!

Нас вместе называют Ленинград,

и шар земной гордится Ленинградом.

И ежели отныне захотят,

Найдя слова с понятиями вровень,

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, то скажут - Ленинград -

И все сольется в этом слове!

И на заключительном уроке темы - конференции:“ Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне ”- уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используются грамзаписи мелодии “ Нам нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из одноименного произведения Р. Рождественского:

Люди! Покуда сердца стучатся,

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли,

К мерцающим звездам ведя корабли

О погибших,

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда

Заклинаю:

На уроке “ Движение декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “ Русские женщины ”, “ Послание в Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “ Русских женщин ”- встреча Трубецкой с иркутским генералом - губернатором. Эту тему я продолжаю и во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, еще звучат и романсы в исполнении учащихся.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа - финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Знаменитое Куликово поле - слава Русской Земли! Это южные рубежи Руси, там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, где над обширной равниной возвышается Красный холм, увенчанный высоким чугунным столбом с затейливой славянской надписью: “ Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство! ”

Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели:

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья

А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках - участниках войны или трудового фронта.

Начинается он с грамзаписи песни “ Журавли ”, на фоне которой звучит четверостишие:

Нет в России ни дома, ни хаты,

Где б ни глянул на нас со стены

Молодыми глазами солдата

Окрыляющий подвиг войны.

Затем говорю, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение.

В заключении я рассказываю о своем деде - участнике Великой Отечественной войны

Обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, к тому, посвященному нашему Беловскому району, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” - “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:

Помните, через века, через года,

Песню свою отправляя в полет,

О тех, кто уже не придет никогда,

Пожалуйста,

Не плачьте, в горле сдержите стоны-

горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Все проходит. Остается Родина-

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь.

Падая и поднимаясь ввысь…

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама