THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Новый взгляд на неродившегося и новорожденного ребенка

Предисловие научного редактора

Человечество не однажды оказывалось перед необходимостью резкого изменения устоявшихся представлений, взглядов и всего того, что считалось незыблемым, как будто подтвержденным опытом и знанием миллионов людей. Так, люди хорошо знали, что Земля находится в центре мироздания, а Солнце вращается вокруг нее. Наблюдения, расчеты и выводы Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, были восприняты как оскорбление человечеству.

Зигмунд Фрейд своим учением серьезно задел самолюбие людей, заявив о том, что их поведение определяется не столько сознанием, сколько бессознательными первичными влечениями, причем сексуальной направленности. Венгерский акушер Игнац Земмельвейс, догадавшийся об инфекционной природе послеродового сепсиса, "оскорбил" своих коллег в лучших чувствах, когда предложил мыть руки хлорной водой перед исследованием рожениц. Еще долго после его смерти они игнорировали эти рекомендации, подвергая смертельной опасности огромное число женщин, рожающих в родильных домах. Английский акушер Грантли Дик-Рид, утверждавший идею естественных родов без насилия и боли, был изгнан из Великобритании. Перечень можно было бы продолжить.

Сегодня пренатальная и перинатальная психология и медицина, похоже, наносит очередное "оскорбление" тем людям, которые твердо убеждены, что плод в матке глух и нем, ничего не чувствует, не понимает, не обладает памятью и не проявляет никакой психической и эмоциональной жизни. Между тем новая междисциплинарная наука утверждает совершенно обратное! Этому посвящены сотни научных исследований, опубликованных в течение последних 30 лет в профессиональных журналах, доложенных на 15 всемирных конгрессах и многочисленных международных конференциях и симпозиумах, в том числе в России.

Книга Дэвида Чемберлена, американского психолога и исследователя, - одна из наиболее ярких публикаций. Автор ниспровергает существующие

представления о новорожденных детях и открывает новые знания о них. Во-первых, Чемберлен скрупулезно собрал публикации с научными данными о психических и эмоциональных проявлениях новорожденных. Профессиональная оценка и заключения автора заставляют чувствительного читателя вздрагивать от неожиданной и аргументированной интерпретации. Во-вторых (и это составляет новизну данной книги), он изложил результаты собственных научных исследований. Тщательно подобранные пары мать - ребенок и методически точно выполненные исследования с помощью гипноза и ребефинга позволили Чемберлену доказать существование у человека памяти рождения. Открытие этой страницы жизни человека меняет наши представления о самих себе, а также имеет важное практическое значение, поскольку становится мощным аргументом в пользу необходимости изменить современную технологию родовспоможения в сторону его гуманизации.

Название книги может ввести читателя в заблуждение, поскольку она содержит обширную информацию об эмоциональной жизни не только новорожденного, но и младенца до рождения. И это усиливает эффект, производимый книгой, поскольку показывает, что разум ребенка не включается внезапно после рождения, с первым вдохом, а проходит интенсивное развитие еще во время пренатальной стадии. Представленные в книге данные круто меняют представления многих людей, которые начинают осознавать, "как много сделано ошибок". Она написана и издана во имя того, чтобы число родителей, совершающих ошибки и неосознанно наносящих психологические травмы своим детям, уменьшалось, чтобы число людей, свободных от перинатальных травм, увеличивалось.

Будущие родители получают уникальную возможность понять, что нужно делать и как можно предупредить появление таких травм, которые осложняют жизнь их детям и возвращаются к ним в виде трудноразрешимых психологических проблемам.

Читателю-профессионалу, например, врачу-акушеру или неонатологу, тон Чемберлена может показаться вызывающим и даже оскорбительным. Он бросает им обвинения в игнорировании сведений о новорожденных, полученных учеными в последние десятилетия. Однако психологическая перестройка - самая сложная из всех видов изменений: это процесс, который требует времени для накопления подтверждающих научных данных, преодоления сопротивления скептиков, превращения новых знаний из сенсационных в обыденные. Но прежде всего необходимо, как минимум, обладать новыми знаниями. В этом отношении книга Чемберлена предоставляет уникальную возможность. Те, кто понимает значение новых знаний о неродившемся и новорожденном, проявляют нетерпение и используют различные приемы, чтобы привлечь внимание общественности и профессионалов к этой очень важной для всего человечества проблеме. Этим можно объяснить острый полемический язык, которым написана книга, захватывающая читателя с первых же страниц.

Автор данной вступительной статьи прошел 40-летний путь в акушерстве и гинекологии. Он учился по учебникам, в которых говорилось о том, что органы и системы плода формируются и развиваются, а с первым вдохом новорожденного начинают функционировать. Он учил этому студентов и вместе с ними улыбался, когда рождался ребенок с улыбкой на устах, рассматривая ее как артефакт, а не как проявление эмоций и коммуникации. Мы находились в плену сложившихся взглядов, убеждений и предубеждений. Сегодня требуется достаточная пластичность мышления, чтобы допустить, что то, чему мы учились и что казалось истинным, соответствовало тому уровню знаний. Но мир находится в постоянном движении и "там, где прежде были границы науки, теперь ее центр" (Георг К. Лихтенберг).

Познакомившись более 10 лет тому назад с новой, стремительно развивающейся наукой - пренатальной и перинатальной психологией и медициной, я начал следить за материалами, публикующимися в этой области, накапливать и анализировать наблюдения, проводить научные исследования со своими коллегами. Результаты исследований, рассмотренные в контексте перинатальной психологии, постепенно увеличили наше уважение к ребенку до рождения. Мы убедились в необходимости изменить в нашей профессиональной повседневной речи термин "плод" на более уважительный - "неродившийся ребенок". Смена дефиниции означала изменение отношения к ребенку, его интеллекту, разуму, чувствам. А это, в свою очередь, стало способом изменить отношение к нему матери, родителей, персонала. Это путь к гуманизации философии и технологии родовспоможения.

Книга включает в себя философские аспекты, которые могут привести в замешательство неподготовленного читателя. Так, результаты проведенных исследований позволили Д. Чемберлену поддержать идею, что мозг и сознание разделены, высказанную нейрофизиологом сэром Ч. Шеррингтоном, получившим Нобелевскую премию (1932) за открытие функции нейронов. Добавим от себя, что эту идею разделял другой Нобелевский лауреат (1963), тоже нейрофизиолог, Дж. К. Экклс, полагавший, что мозг "не является продуцентом мысли, а лишь ее акцептором". Гипотезу поддержала академик Н.П. Бехтерева с оговоркой, что это не касается мышления, направленного на обеспечение биологических потребностей организма. Известный американский нейрохирург У. Пенфилд, внесший серьезный вклад в развитие нейрофизиологии, в своей последней книге "Тайна сознания" (1976) выразил сомнение в том, что сознание является продуктом мозга и что его можно объяснить в терминах церебральной анатомии и физиологии.

Что вы видите, когда рассматриваете новорожденного младенца, ясноглазого, пристально глядящего прямо на вас? Действительно ли это личность? Действительно ли этот младенец, тихо хмурящийся или свекольно-красный от гнева, может думать и чувствовать? Говорит ли создаваемый им мощный, подчиняющий шум о чем-то актуальном для него?

До недавнего времени существовало много различных представлений о новорожденных, но слишком мало было известных ныне фактов. В течение нескольких столетий младенцы были отделены от взрослых стеной незнания. Эта закрытость не позволяла нам обнаружить, насколько они удивительны. Наше отношение к ним основывалось на очевидных фактах, свидетельствующих об их малых размерах, массе и незначительной мощности их мышц.

Следовательно, младенцы описывались и трактовались иногда как восхитительные, но беспомощные, субчеловеческие, глупые и бесчувственные существа, и отношение к ним было соответствующим. Наука двадцатого столетия полагала, что крики младенцев - это всего лишь "случайные" звуки, их улыбки - только "артефакты", а их выражения боли - просто рефлексы. Дезинформация о новорожденных делала родительство трудным, а взгляд на младенцев грудного возраста - примитивным.

Заря занялась над младенцами. В последние двадцать пять лет начались интенсивные исследования новорожденных. Беспрецедентное сочетание интереса к младенцам, инвестиции больших сумм общественных и частных

денег, новые методы исследования способствовали получению новой информации, из которой многие факты вызывали удивление. Расширяющиеся знания о младенцах приходят из различных областей науки - от эмбриологии до психологии.

Поскольку значительная часть этой информации была опубликована в специальных изданиях, написанных на языке профессионалов, и находилась в основном в академических библиотеках, доступ к ней имели лишь немногие родители, у которых было время и возможность интегрально рассмотреть отдельные результаты исследований как целое. Эта книга содержит наиболее важные факты из обширной литературы и предназначена для широкой аудитории, особенно для молодых или предполагаемых родителей. В то же время ученые, заинтересованные в получении информации по данной проблеме, найдут ссылки на литературные источники и данные, соответствующие каждой главе, в разделе "Источники и материалы для чтения".

Ведущие исследователи теперь поют дифирамбы младенцам. Бэрри Бразилтон (Berry Brazelton) из Гарварда называет их талантливыми; Ганс Папусек (Hanus Papousek), пионер в исследовании младенцев в Германии, называет их "преждевременными"; знаменитый педиатр Маршалл Клаус (Marshall Klaus) называет их удивительными. Профессор Бауэр (T.G.R. Bower), один из наиболее прогрессивных и плодовитых исследователей младенцев, указывает, что новорожденные "чрезвычайно компетентны" в восприятии, обучении и коммуникации. Младенцы достигли совершеннолетия в нашем столетии. Поскольку столь многое было обнаружено и предполагается еще обнаружить, я думаю, можно говорить о начале эпохи новорожденных - времени, когда мы, наконец, начали получать полные и фактические знания о том, кем они являются на самом деле.

В начале XX столетия в мировой литературе встречались лишь единичные научные исследования, посвященные этой проблеме. В середине столетия уже можно было цитировать около пяти сотен таких работ. В 1960-х и 1970-х годах серьезные обзоры литературы, как это ни удивительно, уже содержали до двух тысяч книг и документов. Этот информационный всплеск продолжается и в настоящее время. Младенцы исследовались внутри матки и вне ее, были отсняты с помощью фото - и видеокамер, что позволило проводить анализ вплоть до миллисекунд, наблюдения за ними велись в течение многих часов, они были тестированы в процессе остроумных экспериментов. Результаты показывают, что они собирают информацию постоянно и одновременно обучаются на своем опыте, точно так же, как это делаем мы.

Один из волнующих аспектов этого нового знания - оценка способностей новорожденных на ранних и очень ранних возрастных этапах. Последовательность появления тех или иных способностей, определенных качеств неоднократно пересматривалась, перемещаясь все ближе к моменту их рождения. Многие способности, являясь врожденными и подобными таковым у взрослых, удивляли исследователей и разрушали привычные теоретические построения. Фундаментальное положение развивающейся психологии о том, что весь комплекс поведения должен формироваться постепенно от простого к сложному, оказался устаревшим. Это удивительно, но многие поведенческие реакции начинаются как сложные.

Истина состоит в том, что многие представления о новорожденных, которым мы традиционно верили, являются ложными. Мы неверно истолковывали и недооценивали их способности. Они - не простые существа, а сложные изначально - маленькие создания с неожиданно мощным интеллектом.

Новорожденные знают больше, чем предполагалось. После своего рождения младенцу достаточно нескольких минут созерцания лица матери, чтобы он мог выбрать ее из серии фотографий. Новорожденные распознают пол других младенцев, даже когда они одеты и их как-то перемещают, тогда как взрослые этого сделать не могут. Они любознательны и стремятся к обучению. Посмотрите, как четко координированы органы чувств при рождении: глаза вместе с головой поворачиваются в направлении звука; руки поднимаются, чтобы защитить глаза от яркого света; с первого кормления новорожденные сосут грудь и дышат совершенно синхронно; они кричат и одновременно сучат ножками.

Период жизни до рождения также оказался хорошо описанным. С помощью магии электронного микроскопа, волоконной оптики и специальных линз, ультразвукового изображения, других приборов и лабораторных методов мы теперь имеем многоплановую картину физического развития ребенка до рождения. Эти открытия расширили наше понимание младенца, многих его талантов.

Неврологи описали последовательность развития центральной нервной системы. Например, исследования показали, что чувство вкуса начинает проявляться с четырнадцатой недели от момента зачатия, а слух - приблизительно с двадцатой недели. Начиная с восьми недель беременности, при поглаживании щек младенца тонким волосом обнаруживается осязательная чувствительность. В течение беременности все органы чувств развиты, что позволяет новорожденному ощущать запахи так же, как любому взрослому. Подобное развитие касается и органа зрения, что было обнаружено во время многочисленных экспериментов.

Множество научных открытий содержит надежное подтверждение того, что хорошо знали родители и родители родителей: новорожденные действительно личности. Родительский восторг относительно способностей новорожденных рассматривался как проявление тщеславия, пристрастности или галлюцинаций и не принимался во внимание. Современные научные открытия подтвердили, что младенцы - социальные существа, которые могут формировать тесные взаимоотношения, выражать себя самостоятельно, отдавать предпочтения и изначально начинать свое воздействие на окружающих. Они способны к интеграции сложной информации из многих источников и, при небольшой подсказке со стороны близких, начинают приспосабливаться к окружающей среде и окружающую среду - к себе.

Издатель: Независимая фирма «Класс»

Год издания: 2005

Язык: русский

Возраст: с 0 лет

В этой книге доктор Чемберлен затрагивает одну из самых животрепещущих тем, которая касается всех людей без исключе­ния. И тех, кто сам был, является или собирается стать родителями. И тех, у кого детей еще нет. Потому что новорожденны­ми были когда-то все. И всем довелось пережить собственное рождение. Для кого-то оно прошло относительно легко, а для некоторых оказалось травмирующим событием и наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Точка зрения автора отли­чается от распространенного мнения о новорожденных, особенно от взгляда большинства медиков, принимающих роды. И состоит она в том, что даже неродившиеся малыши являются существами разумными и способными чувствовать. А некото­рые его пациенты спустя много лет даже вспомнили детали своего рождения, находясь в гипнотическом состоянии… Возможно, эта книга поможет что-то изменить в привычной (часто не слишком гуманной) системе родовспоможения, а для кого-то станет решающим аргументом против аборта. И каждый, кто ее прочитает, будет немножко иначе воспринимать об­щение с маленькими детьми.

Примеры из книги Чемберлен Д. «Разум вашего новорожденного ребенка»

Невидимый разговор. Когда младенцы и матери вместе, происходят уди­вительные вещи. Как они влияют друг на друга, не всегда понятно; эта связь невидимая, но очень мощная.

Как отмечено в главе 3, пока новорожденные находились в детской палате, им предоставлялась возможность приучиться к циклу день/ночь в течение трех дней, когда они навещали своих матерей в больничной палате, однако при этом не было обнаружено вообще никакого прогресса. И наоборот, когда матери навещали детей в палате, они изучали плач своего собствен­ного младенца настолько быстро, что ко второй ночи пробуждались имен­но на этот плач.

Близкие связи окупаются. Если мать берет младенца, плачущего в течение 5 секунд, он обычно успокаивается в течение 5 секунд. Если же младенца не берут на руки более 90 секунд, его плач может продолжаться в течение 50 секунд.

Мы отметили (в главе 2) волшебство связи прикосновения и сердцебиения (младенцы больше прибавляли в весе). Лишения в этой области могут ока­заться трагическими. Даже хорошо ухоженные младенцы, но не получаю­щие любовного внимания, имеют тенденцию болеть и умирать. Одних лишь материальных благ недостаточно. При одинаковой температуре окружаю­щей среды даже в подогревающихся детских кроватках новорожденные не могут удерживать среднюю температуру - общую и кожи, как те малыши, кто помещен у маминой груди и соприкасается с ней «кожа к коже».

Новорожденными были когда-то все. И всем довелось пережить собственное рождение. Для кого-то оно прошло относительно легко, а для некоторых оказалось травмирующим событием и наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Точка зрения автора отличается от распространенного мнения о новорожденных, особенно от взгляда большинства медиков, принимающих роды. И состоит она в том, что даже неродившиеся малыши являются существами разумными и способными чувствовать. А некоторые его пациенты спустя много лет даже вспомнили детали своего рождения, находясь в гипнотическом состоянии...

Возможно, эта книга поможет что-то изменить в привычной (часто не слишком гуманной) системе родовспоможения, а для кого-то станет решающим аргументом против аборта. И каждый, кто ее прочитает, будет немножко иначе воспринимать общение с маленькими детьми.

Комментарии читателей

Мария Руженская / 3.04.2013 Очень полезно прочесть и мама, и папам, и бабушкам, и дедушкам, и медикам, и педагогам. Над новорожденным сюсюкают и причитают, но в большинстве случаев, как и пишет автор, относятся к ним как к недочеловекам. Да что там новорожденные! Очень часто в присутствии ребенка трех-четырех. а то и шести-семи лет взрослые говорят, мол, он же еще ничего не понимает, и поднимают какие-то темы, не годящиеся для детских ушей. Да и подростки "еще не доросли" до многого по мнению взрослых. А эта книга подтолкнет к понимаю того, что ребенок чувствует, понимает и осознает еще внутри матери. Пусть его сознание проходит через призму его собственного опыта и восприятия, нам уже недоступного, но оно есть! Надеюсь, те, кто прочитают книгу, сделают правильные и полезные выводы.

Светлана / 7.11.2012 Книга полезная. Рассказывает о том, что еще нерожденный и новорожденный ребенок чувствует, думает, понимает, с чем не согласны многие акушеры. В ней не так много практических советов, больше рассказы о научных экспериментах. В принципе, это уже все известно, поэтому книга не стала для меня сенсацией. Но для общего развития прочитать стоит.

Изд-во НФ "КЛАСС", 2005 г.

Дэвид Чемберлен — один из создателей новой области знаний: пренатальной и перинатальной психологии. Изучал гипноз и его клиническое применение. Участвовал в создании Ассоциации пре- и перинатальной психологии и здоровья и почти 10 лет был ее президентом. Доктор Чемберлен преподает в Институте Santa Barbara Graduate. Продолжает свои исследования и психотерапевтическую практику в городе Невада, Калифорния. Вот уже более 25 лет он говорит об интеллекте новорожденных и неродившихся младенцев, убеждая родителей и профессионалов улучшить психологическое качество рождения.

Доктора акушеры и перинатологи, женщины, имеющие детей, учёные мужи, все, кто имеет какое-либо отношение к теме - никто не может похвастаться богатым знанием о ребёнке, пребывающем в утробе матери. Врачи расскажут о физическом развитии эмбриона и закончат пространными обобщениями о появлении слуха на такой-то неделе и зрения (мутного, чёрно-белого, никакого) на такой-то. Мамы помнят о своей беременности, как о прекрасной поре, полной ощущений чудесных и не очень. Но понимать своего ребёнка от и до, ощущать его полноценной личностью с минуты зачатия их никто не учил. Для этого знания важен не только материнский инстинкт, но и чисто научные факты. Книга «Разум Вашего новорожденного ребенка» - это уникальный сборник информации о развитии человека, неласково называемом эмбрионом, с момента зачатия и до новорожденного периода. Все данные подкреплены результатами исследований, каждая статья впечатляет: неужели и правда? После прочтения осознаёшь весь масштаб бедствия, насколько общество не готово относиться к ещё не рождённым, но уже детям иначе. И какую революцию нужно совершить, чтобы сломать стереотипы о беспомощном младенце, полуслепом и бесчувственном.

До недавнего времени существовало много различных представлений о новорожденных, но слишком мало было известных ныне фактов. В течение нескольких столетий младенцы были отделены от взрослых стеной незнания. Эта закрытость не позволяла нам обнаружить, насколько они удивительны. Наше отношение к ним основывалось на очевидных фактах, свидетельствующих об их малых размерах, массе и незначительной мощности их мышц. Следовательно, младенцы описывались и трактовались иногда как восхитительные, но беспомощные, субчеловеческие, глупые и бесчувственные существа, и отношение к ним было соответствующим. Наука двадцатого столетия полагала, что крики младенцев — это всего лишь "случайные" звуки, их улыбки — только "артефакты", а их выражения боли — просто рефлексы. Дезинформация о новорожденных делала родительство трудным, а взгляд на младенцев грудного возраста — примитивным.

Как развивается ребёнок до родов и в первый месяц после рождения, что он видит, слышит, ощущает, как работает его нервная система, и что это означает. Никаких пустых эмоций и обобщений, только голые факты, примеры и доказательства плюс развенчивание некоторых мифов о новорожденных:

Младенцы нечувствительны. Некоторые врачи и медицинские сестры все еще продолжают говорить родителям, что младенцы не обладают чув-ствительностью — что они не будут страдать во время медицинских про-цедур или отсутствия матерей, если их почему-либо не пропускают в дет-скую палату. Обезболивание не считалось необходимым для младенцев, подвергающихся хирургическим вмешательствам.

Очень слабые умственные способности. Возможно, самыми позорными мифами о новорожденных являются мифы об их умственных способнос-тях. Ссылаясь на данные анатомии мозга при рождении, ученые заключи-ли, что он "примитивный" и слабо развит.

Мозговой конвейер. Другим основным непониманием функции мозга младенца являлось то, что его мозг ассоциировался с двигателем на сбо-рочном конвейере, то есть предполагалось, что он не работает до того мо-мента, пока не будет установлена его последняя часть. Эту ошибку под-держивало и предубеждение, что части мозга, которые сформировались первоначально, были "примитивными" и менее значимыми, в то время как те, которые развивались позднее, были намного более сложными и важ-ными.

Младенцы не могут думать. До недавнего времени эксперты по изуче-нию мозга сходились во мнении, что, подобно всеми любимому персонажу известной детской книги о Винни Пухе, новорожденный весьма недалекого ума. В недавно вышедшей книге одного известного психолога из Гарварда о природе ребенка говорится, что кора головного мозга малыша очень на-поминает кору мозга взрослой крысы.

Отсутствие самоощущения. Другой миф: без физических чувств и полно-стью сформированного мозга не может быть ощущения самого себя и дру-гих. Психоаналитики объявили, что младенцы "аутичны", погружены в себя и нечувствительны к социальным сигналам, они не готовы к отноше-ниям и уж конечно не готовы к общению.

Дети не нуждаются в матерях. Этот миф оправдывает содержание мла-денцев в детских отделениях родильных домов вдали от их матерей — практика, обосновывающая этот порядок необходимостью обеспечить здо-ровье младенцев.

Миф о возрасте. Возраст — категория, которая работает против младен-цев. Не осознавая этого, мы склонны выделять возрастные группы, отлич-ные от нашей собственной: эмбрион, плод, новорожденный, ребенок, взрослый или пожилой. Так или иначе, эти "другие" кажутся нам жалкими, ущербными и несравнимыми с нами.

Наверняка многие мамы слышали и не раз все эти мифы из уст уважаемых врачей. К сожалению, в нашей стране - и не только в нашей, наверное, отношение к младенцу до и после рождения изначально является сугубо медицинским. Ребёнок=пациент, беременная=пациентка. То, что происходит во время беременности с мамой и ее дитём, редко объясняют развитием, природным процессом. Все изменения подпадают под инструкции: на 20-й неделе беременным выписывают железо, чтобы неизвестно что сделать с физиологической анемией (прибить её этим железом), после 22-й - препараты, улучшающие кровоток... Никто не знает, и никто не просветит женщину, что в эти - даже не месяцы, а дни и часы, ведь все процессы у ребёнка происходят с фантастической скоростью - происходит на самом деле. Кроме скупых заметок «начинается формирование такой-то системы и такой-то», не говорящих человеку неосведомлённому почти ни о чем. В книге подробнейшим образом и популярным языком описываются стадии развития так красочно, что поневоле начинаешь видеть картинки, жить ими, вернее, переживать заново.

Фильмы ученого Лайли показывают, что пренатальные балетные движения на-чинаются с вытягивания и вращения головы. Затем начинают вращаться плечи. И, наконец, начинают вращаться поясничный отдел и ноги, исполь-зуя продольные мышцы спины. Это наблюдается уже на 2б-й неделе. Такие акробатические трюки за пределами матки он не может повторить даже в первые 2—3 недели после рождения. Это демонстрирует уникальное пре-имущество водного окружения в матке, которое в течение месяцев обеспе-чивает младенцу возможность относительно легко проявлять активность и самовыражение. В каждом таком движении проявляется превосходнейшая координация мозга и тела.

Тело вашего младенца, полностью подготовленное к рождению, снабжено очень подвижными и податливыми внутрипозвонковыми дисками и соеди- нениями, готовыми складываться в узких местах. Головные пластинки, за- щищающие мозг, будут сопротивляться давлению, смещаться, а затем после рождения постепенно расправляться до нормального вида. Так вы вырасти- ли младенца, готового к безопасному путешествию по родовому каналу.

Книгу Дэвида Чемберлена не зря называют уникальной отнюдь не в рекламных целях, ещё никто столь скрупулёзно не занимался этим, казалось бы, скучным периодом «до». Всё-таки, это прекрасно, если беременная женщина будет не только без конца прислушиваться к таинственным шевелениям внутри себя и выяснять, что за диагнозы весёлой чередой тянутся у нее в обменке, но и достоверно узнает, что происходит с её ребёнком. Чем он живёт, что чувствует, как пытается общаться с ней всеми доступными способами.

Существует несколько причин, почему голос матери оказывается таким важным для ее младенца. Во время внутриутробной жизни младенец луч-ше приспособлен слышать высокочастотные звуки голоса матери, чем низ-кочастотные звуки голоса отца. Доктор Томатис объясняет, что области слуха, воспринимающие высокочастотные звуки голоса, лучше развиты до рождения, между тем низкие частоты не воспринимаются до пубертатного периода. Этот удивительный факт объясняет, почему мужские голоса пони-жаются на октаву, а женские голоса понижаются на несколько нот в пубер-татном периоде — еще один пример того, как слух влияет на речь.

Вторая причина, почему предпочтение отдается не голосу отца, а голосу матери, состоит в том, что младенец слышит больше благодаря проводимо-сти костной системы, а не проводимости воздуха, а матка — это звуковая камера. Чтобы быть услышанными, отцы должны прилагать особые усилия. Используя костную и нервную воспринимающие системы, отцам нужно на-ходиться близко, говорить ясно и немного громче обычного.

Младенец никогда не находится вне влияния материнского голоса. Ваш го-лос — это константа, это постоянство; ваш младенец купается в нем. Это может быть и большой ответственностью. Кто еще может слышать все наши звуки и днем, и ночью? Доктор Томатис предупреждает матерей, что ранние звуковые впечатления в матке могут оказывать как стимулирую-щий, так и подавляющий эффект на желания вашего младенца слушать и общаться. В чрезвычайных случаях, когда матка подобна шумовой коробке, младенец, возможно, захочет спрятаться от жизни. Если ваш голос всегда повышен, сердит или в нем звучат тревожащие нотки, возможно, ваш мла-денец научится бояться его. Попытайтесь напевать вполголоса, задушевно, петь только мелодию, без слов, говорить мягко. Эти советы годятся и для отцов по тем же причинам. Ваша связь с ребенком начинается уже в матке с этой личной "телефонной линии".

В книге собрано огромное количество примеров из реальной жизни: дети под гипнозом и без оного вспоминают весь процесс родов, эти рассказы сопоставляются с воспоминаниями матерей. Можно узнать, какие психологические последствия имеет послеродовой шок, как незначительные детали накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Какие сны видит младенец после рождения, что они означают, как распутывать сложнейший язык жестов - ведь ребенок общается с миром, используя все части тела. И почему так важны эмоции маленького человечка, которые официальная медицина, кстати, относит к «реакции на процессы, происходящие в пищеварительном тракте».

С помощью определенного гормонального колдовства малыш решает свои проблемы в процессе развития. Еще не родившиеся дети определяют длительность беременности, решают, в каком положении они будут находиться и как по-явятся при родах.

Наблюдая четырнадцать новорожденных в состоянии сновидений, исследо- ватели отметили много признаков сознания: гримасы, хныканье, улыбки, подергивание лица и конечностей, перемещения тела и конечностей. Пе-риодически с частотой 10—15 секунд возникали эпизодические, "корчащи-еся" движения туловища и беспорядочные движения конечностей, пальцев рук и ног ("плохие" сновидения). Они наблюдали на лицах младенцев чув-ства, эмоции и мысли, выражавшиеся в виде гримас недоумения, презре-ния, скепсиса и др.

Автор книги резко критикует специалистов из области акушерства и гинекологии за игнорирование достижений современной науки. Такое впечатление, что многим докторам выгодно превращать свою работу в конвейер. Будущего ребёнка не принято уважать как личность, к его интересам никто не прислушивается, эти требования наверняка порадовали бы любую маму, но осложнили бы жизнь не только отдельно взятому доктору, но и всей медицине. Врач, приписывающий слепоту и глухоту пока ещё не рожденному младенцу, сам безнадёжно слеп и глух.

В течение столетия младенцы, находясь в заведомо проигрышной позиции, боролись, пытаясь убедить врачей, что они могут испытывать боль и что их боль имеет значение. Отвержение медиками боли у младенцев было вопи-ющим в практике детской хирургии, потому что операции проводились без обезболивания, ритуалы неонатального интенсивного выхаживания явля-лись обычным наказанием болью за рождение, как и при обрезании маль-чиков. В последнее десятилетие это сражение достигло критического по-воротного момента для хирургов, но не для акушеров, которые все еще со-мневаются. Родители могли бы сделать многое, для того чтобы изменить обращение с новорожденными.

Впечатлительным мамам нужно приготовиться к сильному впечатлению: многие факты и примеры вызывают шок. После прочтения книги у читателя неизбежно появится комплекс вины. Мы не слышали своих детей, когда вынашивали их, мы пропустили миллион сигналов... Но всё в жизни невозможно предугадать, и наши подросшие дети продолжают общаться с нами не только словами.

Перестаньте испытывать чувство вины. Вероятно, у вас выработалась привычка чувствовать себя виноватой. Чрезмерное чувство вины может стать в вашей семье традицией, передаваемой от бабушек и дедушек родителям ребенка. Спросите себя, является ли чувство вины способом выражения любви. Если да, то включите тормоза; сосредоточьтесь вместо этого на настоящих способах выражения любви. Основной источник вины — это вера в то, что быть родителем — значит контролировать все и вся в жизни вашего малыша, что на самом деле неверно. Когда дети делают что-то не так, то смущенные родители берут вину на себя и размышляют над тем, что они сделали неправильно. Вероятный ответ на этот вопрос — "ничего". Вы — лишь одна из многих сил, действующих в жизни вашего ребенка. Если вы подумаете о своем вкладе в виде влияния, но не контроля, то общее количество вины сократится до нужных размеров. Вас должно подбодрить напоминание о том, что у детей есть свои чувства и мысли. Посмотрите на семьи с двумя детьми, которые воспитывались одинаково хорошими или (плохими) родителями. Один становится народным героем, другой — народным бременем. Не вина родителей, а выбор ребенка создал разницу.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама