THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Народный костюм любого народа адаптируется к условиям окружающей среды, на него влияют местное сырьё и социально-экономические факторы, с течением времени он становится отличительным признаком этноса.

Наряду с практическим значением, народный костюм имеет ряд других функций: этнических, знаковых, коммуникативных, социальных, региональных, обрядовых и др., которые должны быть приняты во внимание при изучении его компонентов.

Одним из основных правил, при создании народного костюма, было соблюдение равновесия и гармонии, внутренней логики вещей, между целесообразностью и красотой, традицией и новаторством, между коллективным мнением и личным предпочтениям.

При создании народных рубах и блузок технологии пошива сочетались с рядом способов вышивки, самыми распространенными из которых были: вышивка крестом, «старинная вышивка», швы вперед и назад иголку, гладь по счётным нитям «бутук» и т. д.

В прежние времена искусные мастерицы, создававшие шерстяные ткани для шитья одежды, встречались при монастырях, боярских домах, где выполняли работу на заказ. О широкой распространённости производства тканей для одежды говорят и названия ремесленников: ткач, «сумэнар», суконщик, валяльщик, «абаджер»; мастерицы, ткавшие пояса.

Каким образом выявляется и осваивается ценность народного костюма?

Сегодня молдавские традиционные костюмы шьются некоторыми мастерами по заказу для этнофольклорных ансамблей.

Если говорить о мужских сорочках - т. н. «рубашка с подолом», здесь вышивка располагалась на воротнике, на груди, подоле, манжетах и на плече. В традиционном представлении, мужчины должны быть сильными, широкоплечими, следовательно, вышивка располагалась по плечам двумя полосами, в местах соединения рукава с верхней частью рубахи. Однако на многих участниках народных ансамблей сегодня мы видим вышивку на рукавах чуть выше локтя. Таким образом, эта широкая полоса и делит рукав на две части; вместо того, чтобы сделать его зрительно выше и стройнее, разрезает силуэт надвое.

Мужские рубахи были украшены геометрическим или растительным стилизованным орнаментом, в котором не встречались крупные натуральные цветы.

Хроматическая гамма мужской рубашки отличалась тонкостью, она вышивалась нитями одного, двух, редко трёх цветов. На брюках никогда не было вышивки, как можно видеть сегодня на некоторых артистах. Мужские безрукавки также никогда не украшались вышивкой с яркими натуралистическими цветами и большой цветовой гаммой.

Особое внимание уделялось созданию женской одежды, так как по тому, насколько красиво, качественно и мастерски она пошита, судили о таланте девушек и их матерей. Покроём, орнаментом, цветом одежды подчеркивали положение и статус хозяйки. В одежде молодых девушек использовались весёлые, яркие цвета, женщины постарше носили одежду более тёмных цветов.

Для полных женщин, одежду украшали прямыми полосками спереди, на груди и на рукавах, для худых - линии на рукаве делались наискосок, а на груди оставляли расстояние между полосками, для создания зрительного впечатления объёма.

Изучая костюмы, в которых выступают различные современные ансамбли, можно констатировать следующее: „ие” с прямыми полосами в основном используется правильно с точки зрения традиций. Вызывают недоумение пропорции, в которых выполнены три её компонента: наплечник «алтицэ», «ынкрецурь» и «рыурь». «Ынкрецул» почти всегда был одного цвета, светлого оттенка. Косые полосы часто вышиты неправильно, они должны располагаться таким образом, чтобы, когда женщина поднимает руки, образовывалась композиция - «человек-дерево», в котором косые линии формируют ветви.

Чаще всего в современных народных ансамблях мы видим женскую рубаху „ие”, как наиболее распространенную. Совершенно не используются другие виды женских народных рубах: старинная рубашка, рубашка на кокетке, свадебная рубашка, рубашка со вставкой, хотя они также являются характерными для нашего народа и очень красивыми.

Заслуживает внимания также одно из наиболее репрезентативных домотканых изделий - «катринца» (в некоторых местах её называют «фота») - прямоугольная ткань, которая прикрывала нижнюю часть тела от талии вниз. Этот вид одежды можно увидеть в фольклорных ансамблях, однако в очень схожих между собой по орнаменту и цвету вариантах. «Катринцы» либо «фоты» закрепляются домоткаными поясами 3 - 3,5 м длиной и 5-7 см шириной.

Для мужчин также ткались пояса от 15 до 16 см в ширину и 3,5 м в длину. Техника, в которой они создавались - «закладная с веретеном», была одной из самых сложных, при этом получались очень красивые и качественные пояса, особенно вариант с двумя разными декоративными концами, украшенными различными геометрическими рисунками. Сегодня мужские и женские пояса в большинстве художественных ансамблей унифицированы.

В южной части Молдовы в основном ткали пояса красного либо зелёного цвета, длиной 3 м и шириной 0,4 м, которые складывали вдвое и несколько раз оборачивали вокруг талии. Некоторые мужчины носили кожаные широкие ремни с украшениями - «кимиры» с несколькими карманами.

Настоящими произведениями домотканого искусства, которые остались не освоенными, несмотря на свою неповторимую красоту, являются «марамы» и полотенцеобразные головные уборы, вытканные вручную, которыми женщины покрывали голову.

В прошлом народный костюм каждого человека был индивидуальным, неся печать персонального творчества, потому что каждая мастерица старалась быть оригинальной и избегать повторений либо копирования, так как это осуждалось общественным мнением. Между женщинами существовала конкуренция в сфере творчества, прекрасного, они должны были поддерживать свою репутацию создательниц новых творений, оставаясь в рамках традиции. Одежда создавалась вручную в зависимости от возраста, назначения, цвета глаз, волос, роста, социального статуса и др. Таким образом, в костюме соблюдались местные многовековые традиции, одежда являлась отражением образа мысли и эстетических вкусов её создателей.

К сожалению, народный костюм, представленный во множестве вариантов, описанных выше, давно канул в историю, стал частью музейных коллекций и частично - этнофольклорных ансамблей. По сравнению с этнографическим богатством тканых и вышитых вручную костюмов, сегодня сценические костюмы шьются из фабричных тканей и часто украшены машинной вышивкой или декоративным ткачеством вместо вышивки.

Большой проблемой является незнание местного этнографического материала в том, что касается народного костюма и заказчиками, и мастерами - производителями. Таким образом, обычно предлагаются варианты, похожие на другие образцы, с небольшими изменениями, без изучения местных особенностей и без того чтобы придать костюму характерные особенности. По этой причине, костюмы, в которых выступают участники ансамблей с юга страны, выглядят так же, как у их коллег на севере. В 90-х годах прошлого века в республике проводились специальные мероприятия по восстановлению традиций народного костюма.

Одной из важных причин того, что мы говорим о проблеме национального костюма сегодня, о том, что он совершенно исчез из сельской среды, и используется только на сцене и для различных официальных встреч, является отсутствие знаний о нём, отсутствие интереса к сохранению народного костюма как матрицу преемственности и этнической идентичности, как визуального и эстетического веха, обладающего коммуникативными и информативными функциями, говорящего об уровне культуры, вкусах, творческом потенциале и таланте народа. Для освоения традиций народного костюма необходимо знание техник тканья, шитья и вышивки женских и мужских рубашек, принципов композиции и декора, типологии деталей одежды.

Здесь мы упомянули только о нескольких основных аспектах в том, что касается судьбы традиций народного молдавского костюма, для того, чтобы осознать, какие большие ценности остаются неосвоенными на сегодняшний день, притом, что в нашем распоряжении имеются необходимые материалы, свободная рабочая сила, современная техника и т. д.

На сегодняшний день удачным образцом освоения традиций народного женского костюма является индивидуальное предприятие «Каса Кристя».

Все вышесказанное не означает, что мы должны вернуться к старинным методам производства вручную. В сценических костюмах, в которых бы соблюдались народные традиции, важно сохранять схожесть, общую символику, обращая особое внимание на композицию, орнаменты, цвет, фактуру ткани, и т. д. В заключение необходимо отметить, что традиции национального костюма следует сохранять, исследовать, осваивать и совершенствовать, так же, как народный танец и музыку.

Благодаря своей оригинальности и эстетической ценности, традиции молдавского народного костюма могут служить источником вдохновения, новаторских идей в создании новых современных моделей одежды: новаторской, праздничной, обрядовой, повседневной. Мы призываем вас не пренебрегать этим огромным потенциалом, содержащим истинные ценности, разумно осваивать и использовать его.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

«Знакомство с молдавским традиционным народным костюмом»

(из цикла занятий на тему «Знакомство с Молдавией»)

Цель:

Формировать у старших дошкольников представления о молдавском традиционном народном костюме; развивать интерес к народному творчеству; формировать положительное отношение к людям разных национальностей; расширять знания детей об окружающем их огромном мире.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал и останавливаются у края ковра.

Воспитатель: «На нашей планете Земля живет очень много людей.

Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

А какие вы еще знаете страны? (Ответы детей.)

Как называется народ, который живет во Франции? (Французы.) А на каком языке они говорят? (На французском.)

Как называется народ, который живет в Японии? (Японцы.) А на каком языке они говорят? (На японском.)

Как называется народ, который живет в Молдавии? (Молдаване.) А на каком языке они говорят? (Молдавском.)

Мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну…

Воспитатель показывает флаг Молдавии.

Чей это флаг, какой страны?(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, мы сегодня отправимся в Молдавию.

Говорят волшебные слова: «Раз,два,три - повернись и в Молдавии окажись».

Звучит молдавская музыка, дети идут по залу и садятся на места.

Ребята, а что вы можете рассказать о Молдавии, что вы уже знаете об этой стране?(там живут молдаване, они говорят на молдавском языке, что Молдавию называют солнечной страной, здесь выращивают виноград, кукурузу, подсолнечник, Молдавия мала по площади, ее можно проехать на машине за 4 часа, столица Молдавии - Кишинев и т.д.) А кто из вас покажет на карте, где находится Молдавия?

Ребенок выходит к карте и показывает указкой страну.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с молдавским костюмом. Я пригласила к нам на занятие гостей из Молдавии. Входят мальчик и девочка в национальных молдавских костюмах. Они читают стихи о Молдавии. Гости предлагают детям поиграть с ними в молдавскую игру.

Дети играют.

Для молдавского костюма традиционным был ясный белый цвет. Белая рубаха с красивой вышивкой имела простой круглый вырез. Женщины поверх рубахи носили катринцэ-кусок ткани домашнего изготовления прямоугольной формы, который обертывался вокруг пояса, подобный несшитой юбке, или фотэ-это та же юбка, но кусок для нее делался несколько меньшего размера. На голову набрасывалось покрывало-нэфрамэ. Его делали из тонкой льняной или шелковой ткани белого или нежно кремового цвета и украшали неброской изящной вышивкой в один цвет. Для повседневной носки изготовляли другой головной убор-кырпэ, на твердой основе, как русская кика. Обязательным был в женском костюме передник-пестелкэ. В холодное время года носили безрукавку из овчины, украшенную вышивкой и шубу-свиту.

Традиционный мужской костюм у молдаван состоит из белой рубахи, суконного жилета или меховой безрукавки, барашковой шапки, самодельной обуви из кожи - опинч. Неотъемлемой его частью является тканый шерстяной пояс - брыу красного, зеленого или синего цвета, длиной до 3метров.

Национальный характер молдаван трудно представить вне музыкального и хореографического творчества. Наиболее известные танцы -хорба, молдовеняска, ынвирита.

Сейчас наши ребята исполнят молдавский танец для вас.

Дети исполняют танец.

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам очень красивую легенду. В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из ее пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора -красно-белого талисмана символизируют ее красную кровь на белом снегу.

По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашел, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы-подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый - здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Дети делают мэрцишоры и дарят их гостям.

ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюм – это разнообразие красок. При нашей роскошной и яркой погоде, просто невозможно создать что-то блёклое и незапоминающееся. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок – семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха – самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив – изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cualtiă”.

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки – “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом – закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя – в красный или светло-синий. Во втором – левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты – красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.


В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимой – длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки – орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”


Г) ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” – будничный и “neframă” – праздничный.

“Cîrpă” - сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника - убрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому - надевать под шапку.

Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap – узел находился на затылке; sub barbă – концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюм - это разнообразие красок. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок - семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха - самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив - изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cu altiă”.

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки - “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом - закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя - в красный или светло-синий. Во втором - левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты - красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался - “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.

В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимой - длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки - орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”

ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” - будничный и “neframă” - праздничный.

“Cîrpă” - сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками - “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.

Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными - это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину - так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap - узел находился на затылке; sub barbă - концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” - на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” - в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” - на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

Женской обувью с древних времен были “opinci” - обувь из сыромятной кожи, стянутой по верхнему краю. Летом крестьянки ходили босиком. В холодное время года зажиточные крестьянки надевали сапоги, кожаные ботинки. Туфли всегда шились на заказ, носились только по праздникам и передавались из поколения в поколение. Пожилым людям шили из валяной шерсти или вязали тапочки ”totoci, cupici, tîrîiți”.

ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ

А) МУЖСКИЕ РУБАХИ

Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясами - один поверх другого. Мужские рубахи были различных типов: туникообразные; с плечевыми вставками; на кокетке или с юбкой. Туникообразный покрой рубахи (косоворотка) - самый древний. Доставшаяся нам, от русских и украинских поселений проживающих на территории Молдовы. В настоящее время такую рубаху можно встретить только в некоторых селах севера Молдовы, где их название, указывает на их древность, - “cămeă bătrînească”. В селах некоторых районов (Дондюшанского, Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого) носили косоворотку с разрезом на груди с левой стороны. Такую рубаху, не носили навыпуск, а заправляли в штаны. Покрой рубахи был одинаков - к центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольные вставки. Рукав прямого покроя сочетался с ромбовидной ластовицей “pavă”. Ворот, вырезной круглой формы. Позднее появился невысокий стоячий воротник. Длина рубахи и ширина рукавовразличались от местных традиций. В некоторых селах распространены были длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для жителей горных районов. Для жителей равнины - короткие рубахи с узкими рукавами. Рубаха с плечевыми вставками, пришитыми по утку, распространена в молдавских селах южного Припрутья и в некоторых центральных и северных районах. Вставки имели два названия: “platcă” - в Леовском и Резинском районах и “petic” - В Рышканском, Вулканештском и Оргеевском районах.

Рубаха на кокетке - это распространенный городской покрой, попав в село, прижился там и приобрел характер народной рубахи. В конце XIX - начале XX века - это был самый распространенный покрой мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали в сборку переднее и заднее полотнища и рукава. Туникообразного покроя рубаха с юбкой, “cămeșă cu fustă”, состоящая из короткой до пояса рубахи и юбки до колен, которую носили на резинке. Место соединения рубахи и юбки, перехватывали двумя поясами.

Все рубахи украшались орнаментом или мережкой. Но особо богато украшались - косоворотки. Вышитую одежду носили в основном молодые мужчины. Богато вышивали праздничные и свадебные рубахи. Ткань для них изготавливали техникой саржевого мелкоузорного переплетения. Манжеты украшали тканным орнаментом, а иногда мережкой либо кружевами. Чаще всего делали вышивку на груди (прямоугольный участок) и вдоль разреза. Часто украшали вышивкой манжеты, ворот, полы рубахи. Реже - участки на плечах. Ворот у рубах, во многих случаях, оставался неизменным - это круглый вырезной ворот с прямым разрезом. Позже появлялись разновидности, но наиболее распространенным, был невысокий стоячий воротник с прямым разрезом, скрепляющийся завязками или застегивавшийся на пуговицы. Поле воротника, также украшали орнаментом, но редко.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКИХ ШТАНОВ

Мужские штаны имели несколько вариантов покроя. Они различались местными традициями и местностью. Различались по покрою и качеству материала. Штаны были разных типов: холщовые “izmene”; шерстяные “iari”; зимние шерстяные штаны “bernevici, nădraji, cioareci” и зимние из овечьих шкур “meini”.

Самыми распространенными штанами были “izmene” - они изготавливались из льняной, конопляной или хлопчатобумажной ткани. “Izmene” служили повседневной рабочей одеждой, которую носили летом. Но в некоторых селах носили и как праздничную одежду. (рис а.б). В селах Вулканештского района изготавливали свадебные “izmene” из тонкого хлопчатобумажного полотна и

украшали вышивкой с орнаментом. Со временем, “izmene” стали носить как нательное бельё и надевали поверх них брюки.

Мужскими брюками распространенными в северных районах республики, были “iari” - узкие и длинные белые штаны из домотканой шерстяной материи. Характерной особенностью этих брюк была их длина: она могла быть равной полному человеческому росту. На ноге собирались складками. Такая одежда характерна для горных районов, их носили пастухи - моканы, перегонявшие стада овец. И “izmene” и “iari” имели крой с трапециевидной вставкой в шагу. Распространены они были только на севере Молдавии. По качеству материала и по покрою существовало несколько типов штанов. Один из них - штаны из толстой шерстяной ткани темного цвета, сшитые без соединительной вставки или с небольшой ромбовидной вставкой “bernevici”. Этот тип брюк - славянского происхождения и был распространен у всех славянских народов Балканского полуострова.

Другой тип - зимние шерстяные щтаны из белой или серой плотной ткани с двумя соединительными вставками - “cioareci, nădraji”. Штаны этого покроя иногда украшали спереди у пояса несложным орнаментом из аппликаций. Зимней одеждой для пастухов были “meini” - штаны из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь.

В) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В мужском костюме много видов наплечной распашной одежды, которую носили поверх рубах. В теплое время года надевали жилеты, их покрой был аналогичен женской одежде. Мужские овчинные безрукавки украшались так же, как и женские, но орнамент был более скромным и делался из кожаных аппликаций. В холодное время года мужчины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна - “suman”. Ткань, называлась так же как и одежда, могла быть крашеной или некрашеной и, в зависимости от этого, - белого или серого или коричневого цветов. “Suman” не имел воротника, его кроили с круглым вырезным воротом и носили с поясом. Позже, “suman” стали шить со стоячим и отложным воротниками, пуговицами и завязками, коротким или длинным. Украшали орнаментом, аппликациями из черного шнура. Иногда к воротнику пришивали капюшон “glugă”, которым, покрывали голову в дождливую погоду, тогда “suman” назывался - „manta cu glugă”. Богатые крестьяне носили зимой шубы “contăi”, покрытые тонким сукном. Еще более богатой одеждой считали “cojoc” - тулуп из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь, свободным покроем.

ОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Зимним головным убором была островерхая барашковая шапка “cușmă”. Летом носили войлочную или соломенную шляпу. Мужчины, согласно обычаю, не должны были выходить из дому без головного убора. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами, цветами или павлиньим пером.

ТРАДИЦИОННАЯ МОЛДАВСКАЯ ОБУВЬ

Древнее изготовление обуви в Молдавии было обычным процессом. Традиционной молдавской обувью были - “opinci”. Сначала разделывали щкуры и шерсть животных, и из них шили вручную обувь. Самодельная кожаная обувь, по форме напоминающая болгарские “опанки”, или украинские “постолы”. Их изготовляли из свиной или коровьей кожи. Бедные крестьяне плели “opinci” из камыша или из липовой коры. По форме их можно разделить на два типа. На севере носили „opinci” с носком, в остальных районах, носили их без носка, равномерно стянутые складками спереди. До кожаной обуви люди обувались в обувь, сделанную из растений. Сначала готовили связки, которые потом присоединяли друг к другу с помощью веревок и получалась целая соломенная плоскость. Ее можно было согнуть и обвязать веревками. Получалось что-то вроде русского лаптя.

РАЗНОВИДНОСТИ ПОЯСОВ

Обязательной частью молдавского костюма был пояс - древний элемент одежды. Археологические находки говорят, что на территории Молдавии уже в V веке в быту применяли кожаные пояса с металлическими накладками. В древности у молдован существовали верования в чудодейственную силу, которую придает пояс. Пояс, над которым был прочитан заговор, надевали для излечения больному или жениху на свадьбу - “на счастье”. В некоторых селах был обычай, по которому весной перед посевом крестьяне, выйдя в поле, подбрасывали вверх красные пояса с пожеланиями, чтобы так же “высоко росла пшеница”.

По форме пояса были различны. Наибольшее распространение имел пояс тканый шерстяной. Женщины помимо шерстяных носили шелковые разноцветные пояса. Пояс в прошлом служил как бы возрастным показателем, его надевали только взрослые женщины. Так, в преднестровских селах Севериновка, Подойма девушки носили широкие цветные пояса, сшитые из покупного сатина “brîu mare”. Ширина пояса доходила до 15-18см. Поверх пояса повязывали несколько синих лент. В селах Слободзейского района, в послевоенные годы девушки на выданье подпоясывались косынкой, повязывая углом вниз. Замужние женщины, носили узкие, шерстяные пояса “brîu de lînă”, вытканые на станке. Женские пояса были уже мужских. Пояс шириной 10-12см. назывался „cingă”. Были и еще тоньше пояса назывались “frîngii”, которыми, подвязывали юбки.

У мужчин в прошлом были распространены шерстяные пояса. Поверх шерстяного надевали узкий кожаный пояс с медными блёстками. Пастухи носили широкие, до 30см., кожаные пояса “cimir”. Такие пояса, были украшены блёстками и внутри имели карман для денег, снаружи к ним подвешивали различные предметы - трубку либо нож. На севере Молдавии богатые крестьяне заказывали широкие пояса у мастеров-шорников. Бедняки подпоясывались веревками.

Длина доходила до двух метров, а ширина до двадцать пяти см. Для измерения ширины пояса пользовались мерой „palmă”, равной 28см. Еще шире поса измерялись другой мерой “palmă domnească“, длина которой равна 29см. Мужские пояса чаще делали одноцветными - красными, синими, зелеными либо белыми. Иногда в расцветке появлялись горизонтальные полосы другого цвета. В северных районах можно было увидеть пояса с крупным рисунком, изображающим листья и цветы, а также ветви дерева с крупными листьями. Эти пояса были только женскими и вышивались разноцветными шерстяными нитками.

Женский молдавский костюм в свой ансамбль включает головной убор, одежду, обувь, аксессуары и ювелирные изделия. Для каждого времени года и определенного события был предусмотрен свой наряд в зависимости от возраста женщины, ее социального статуса, времени года, вида занятий, символики, вкуса и зоны проживания. Вследствие этого традиционная одежда была разнообразной и отличалась по материалу, крою, орнаменту и цвету. Женщины в возрасте и замужние придерживались определенных принципов в одежде, предпочитали более сдержанные цвета, архаичный, скромный покрой, простое домашнее полотно, использовали некоторые детали для защиты костюма. Молодые девушки носили костюмы более светлых и ярких расцветок, ходили с непокрытой головой. Платок и передник надевали после того, как получали статус молодой хозяйки - замужней женщины.

Следует отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и костюм, носили отпечаток демографической структуры конкретной этнографической зоны. Эти небольшие различия относились к покрою, орнаменту и цвету, некоторым деталям в костюме. На севере Молдовы рядом с молдаванами живут украинцы, в центре страны находится зона компактного проживания молдаван, а на юге вместе с молдаванами проживают гагаузы, болгары, украинцы, вследствие чего естественны взаимовлияния традиций.

Женский молдавский костюм в свой ансамбль включает головной убор, одежду, обувь, аксессуары и ювелирные изделия. Для каждого времени года и определенного события был предусмотрен свой наряд в зависимости от возраста женщины, ее социального статуса, времени года, вида занятий, символики, вкуса и зоны проживания. Вследствие чего традиционная одежда была разнообразной и отличалась по материалу, крою, орнаменту и цвету. Женщины в возрасте и замужние придерживались определенных принципов в одежде, предпочитали более сдержанные цвета, архаичный, скромный покрой, простое домашнее полотно, использовали некоторые детали для защиты костюма. Молодые девушки носили костюмы более светлых и ярких расцветок , ходили с непокрытой головой . П латок и передни к надевали после того , как получали статус молодой хозяйки - замужней женщины. Следует отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и костюм, носили отпечаток демографической структуры конкретной этнографической зоны. Эти небольшие различия относились к покрою, орнаменту и цвету, некоторы м детал ям в костюме. На севере Молдовы рядом с молдаванами живут и украинцы, в центре страны находится зона компактного проживания молдаван, а на юге вместе с молдаванами проживают гагаузы, болгары, украинцы, вследствие чего естественны взаимовлияния традиций. Рубаха . Женский традиционный костюм более красочный. Наиболее функционально-декоративн ой считается белая рубаха. Одн ой из ранних форм женской одежды была туникообразная рубаха с длинными рукавами, выкроенная из цельного домотканого полотна с круглым, треугольным или квадратным вырезом. Рубаху украшали вышивкой с геометрическим или растительным орнамент о м по воротнику и манжетам. Верхняя часть рубахи - piepţii - изготавливалась из более добротной, тонкой ткани, а нижняя часть - poale (подол ) - из более плотной конопляной или льняной ткани. Другой вид женских рубах, распространенный по всей территории Молдовы , - рубаха , присборенная у горловины , с цельнокроеными рукавами. Она называется ie naţională или cămaşă moldovenească , украшен а вышивкой , выполненной в различных техниках , и является наиболее красивой деталью женского наряда любого возраста. Выкройка рубахи состояла из прямоугольников: спинки, переда и рукавов. Рубаха декорирована на груди и на рукавах. Распространено 3 вида такой рубахи, название котор ых зависит от характера и направления вышитых полосок на рукавах: прямые полосы-ручейки (ie cu rîuri drepte), рубаха с диагональными линиями (ie cu mînecа costişetă cu rîuri oblice) и ie - со звездообразным орнаментом (cu stele). Рубахи у горловины собирались на разноцветные крученые шнурочки (şiret), образ у я круглый вырез. Узоры, вышитые на груди и рукавах, частично повторяют одни и те же орнаменты. Декоративное решение рукавов состоит из трех основных элементов: altiţa - вышитая часть у плеча (оплечье ) , încreţul - полоса с геометрическим орнаментом светлого цвета (желтый, белый, серый, бежевый…), затем вертикально либо диагонально вышитые полосы, рассып чатые мелкие узоры или изоброжение дерева жизни, колоса. Ie - с деревом (pomul vieţii) или колосом (spicul) являлись частью свадебного наряда прошлых столетий до середины XX века в Каменском, Рыбницком и других районах. По технике выполнения вышивку можно разделить на две основные группы: так называемые счетные вышивки крестиком (în cruciuliţe ) и вышивки гладью, свободно накладывающиеся на материал (neted - butuc по счетным нитям, с выступами - în scărituri ) .

Благодаря способу în scărituri орнаменты получались стилизованными. Именно этот вид вышивки - гладь по счетным нитям и с выступами , названная broderie albă или butuc , - служит критерием определения о тличия молдавской вышивки от вышивки украинского, русского, гагаузского, болгарского этноса и др. Выбор декоративного орнамента основывался на гармоничном сочетании вышитых частей: altiţa, încreţul, rîuri на рукавах и груди. Цветовое решение женской одежды решалось на сочетании 2 - 3 цветовых оттенков, но зачастую высокого уровня достигали за счет вышивки одним цветом - обычно черным. К верхней части рубахи iie пришивали подол , сшит ы й из более плотной простой конопляной или льняной ткани. Замужние и пожилые женщины в будни и в праздники больше носили туникообразные рубахи или рубахи на кокетке (cu platcă, cămaşă cu petic), которые также вышивались вокруг горловины или в форме квадрата по кокетке. Отдельны ми детал ями нижней части женской одежды были catrinţă, fotă или şorţ. Их изготавливали из чистой шерсти или за основу брали хлопок, а уток был шерстяным. Более распространенн ой для всех возрастов была плахта (catrinţa ) , которая представляет собой цельный несшитый прямоугольный кусок ткани(1,6 - 0,8), который надевают, оборачивая вокруг корпуса , так, чтобы одна пола находила на другую. Этнографические материалы выявили в Молдове около 10 групп домотканых catrinţă, которые отличаются по технике исполнения и декору. Самая популярная - это catrinţă vrîstată с цветными полосками, catrinţă cu desene alese - с закладным рисунком, catrinţă ridicată - c бранным узором, catrinţă iţată - с ремизным полосатым рисунком, catrinţă din două părţi - из двух горизонтальных разноцветных широких частей, catrinţă ţesută şi aleasă - комбинированное простое и закладное ткачество и catrinţă brodată - вышитая. Сatrinţă крепилась вокруг талии узким поясом длино й в 3 - 4 метра.
Другая деталь женского костюма - fotă, состо
ит из двух прямоугольных частей - передней и задней, выткан а с горизонтальными цветными полосками. Ее носили молодые девушки севера Молдовы , Черновиц и Буковины. Единственный передник из шерсти - şorţ ales ridicat - c цветным геометрическим рисунком на черном фоне носили женщины на юге Молдовы. Передник (şorţ или pestelcă) фабричного производства носят замужние женщины в о всей Молдов е, чтобы защитить одежду при работе по хозяйству. Сегодня передник стал символическим подарком, котор ый

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама