THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Дмитрий ПИСАРЕНКО

МОЖНО купаться в роскоши или жить в нищете. Можно быть семи пядей во лбу или тупым, как пробка. С точки зрения вечности, из которой мы вышли и в которую неминуемо уйдём, наш социальный статус, национальность или уровень интеллекта не имеют абсолютно никакого значения.

Никто не знает, что ждёт его за последней чертой: чистилище или страшная пустота? Парадоксально, но даже современная наука, нашедшая, казалось бы, ответы на все вопросы, не в состоянии определиться по этому - самому важному! - пункту бытия. Будто бы Провидение намеренно ограждает нас от лишнего знания, груз которого человеческая психика вынести не в состоянии.

На тему смерти мы решили поговорить со специалистом, который по роду своей деятельности ежедневно сталкивается с этим явлением. Андрей ГНЕЗДИЛОВ работает врачом в Санкт-Петербургском хосписе (клинике для безнадёжно больных людей. Смотрите "Реквием" № II/2001. - Ред.). Кроме того, он возглавляет одно из отделений НИИ имени Бехтерева, где проводятся психоневрологические исследования.

ТЯГА К ЗЕМЛЕ И ВОДЕ

- Андрей Владимирович, что рассказывают люди, которые пережили клиническую смерть? Стоит ли верить Моуди и его знаменитой книге "Жизнь после смерти", где описаны все эти феномены - свет в конце тоннеля, встречи с близкими, чувство любви и покоя, которое охватывает вас, и т.д.?

Эти рассказы я неоднократно слышал от своих больных. Кроме того, у них часто возникает тяга к земле. Некоторые перед смертью просят положить их на пол. Другой распространённый образ - это вода. Умирающие видят её во сне или представляют наяву. Не зря в древнегреческой мифологии есть образ подземной реки в Царстве мёртвых, через которую умирающих перевозит старец Харон.

- То, что человек видел свет в конце тоннеля, ещё не доказывает существование загробной жизни. Учёные полагают, что все эти образы - не что иное, как последние галлюцинации умирающего мозга.

Тогда вот вам одна история, участником которой оказался я сам. В онкологическом институте оперировали женщину. Потом она лежала в реанимации, где я её навестил. Она сказала: "Как жаль, что операцию делал не мой лечащий врач, а другой хирург". Я удивился: в операционную её доставили уже под наркозом, и она не могла видеть персонал. Женщина рассказала: она помнит, как какая-то сила вытолкнула её по спирали из собственного тела, и она увидела себя со стороны. Увидела фигуры врачей, услышала: "Сердце остановилось, немедленно заводите". Её охватил ужас, потому что она вспомнила о матери и дочке, с которыми не успела попрощаться. Едва она подумала об этом, как оказалась у себя дома, за 30 км от института. И увидела мирную сцену: мама сидит вяжет, дочка играет с куклой. Раздался стук в дверь, вошла соседка Лидия Степановна, принесла платье в горошек для дочки: "Это платье для Машеньки. Я знаю, Юленька (так звали больную) порадовалась бы, ведь она любит эту расцветку". Девочка бросилась к соседке, но задела чашку - та упала, разбилась. Бабушка запричитала, но соседка сказала: "Это к добру. Видно, Юленьку скоро выпишут". Услышав и увидев всё это, женщина успокоилась и вернулась в своё тело.

Я предложил пациентке: давайте я заеду домой к вашим близким, скажу им, что всё прошло хорошо. Мне всё равно было по дороге. Она согласилась… Когда я пришёл к ним и по ходу дела начал расспрашивать про соседку Лидию Степановну, про платье в горошек и разбитую чашку, у бабушки чуть глаза на лоб не полезли. История подтвердилась до мельчайших деталей.

Согласитесь, это кое-что доказывает. Как минимум - то, что существуют некие состояния сознания, по поводу которых ортодоксальная наука ничего сказать не может.

ВЕТЕР СМЕРТИ

- В хосписах больные умирают постоянно. Что чувствуют при этом те, кто находится рядом?

Знаете, это похоже на какой-то мистический ветер. Больные часто умирают группами - в разных палатах, но одновременно. Никто не знает, почему так происходит. Будто мощная воронка засасывает всех, кто в данный момент стоит на пороге смерти. Жуткое впечатление, но оно заставляет задуматься, что в этом есть какоё-то смысл.

Иногда больной протягивает руки к сестре или врачу и просит: "Подойдите, я хочу удержаться за вас". В этот момент они похожи на детей, которые цепляются за всё подряд, лишь бы их не унесло ветром. А некоторые так и умирают, обняв кого-нибудь из персонала. Им не откажешь в этом последнем объятии… Смысл хосписа не в том, чтобы сделать лёгкой смерть человека, а в том, чтобы сделать качественным последний отрезок его жизненного пути. Подготовить к тому, чтобы он сумел достойно встретить своюсмерть. Заметьте, в нашем обществе не существует культуры смерти. Как прожить жизнь, мы все более-менее представляем, а как надо умирать - нет.

- Разве религия не учит этому?

С удивлением я обнаружил, что наша православная церковь на практике не всегда исповедует милосердие. После революции ей было запрещено это делать. По идее церковь содержит в себе два направления: литургическое (служение Богу) и дьяконическое (служение человеку). Но дьяконическая служба у нас недостаточно развита. Священник приходит к постели умирающего не для того, чтобы утешить его, а чтобы выполнить роль посредника между ним и Богом. То есть это тоже литургия.

А вы знаете, что у ног умирающего невозможно читать молитву? На себе это испытал. Ты видишь строчки, буквы, но они не складываются в слова, ты ничего не можешь понять. Считается, что у ног умирающего находится место Ангела смерти.

- А зачем в доме покойника завешивают зеркала?

Потому что душа в течение сорока дней ещё находится здесь. Она ощущает окружающий мир, но не может воздействовать на него. И зеркала закрывают для того, чтобы умерший, заглянув туда и не увидев своего тела, не испытал при этом панического ужаса.

- Каждый умирает в отведённый срок?

Смерть как психологическое завершение жизни - невероятно серьёзный момент. И порой мы натыкаемся на поразительные вещи. Оказывается, чтобы умереть, надо получить на это "разрешение" - от окружающих, родственников, от самого себя, наконец. Ведь нас многое держит здесь: связи, неотданные долги, обиды, гнев. Почему человек с чистой совестью умирает легко? Потому что его уже ничто не держит. Он всех простил, сам попросил прощения. А если совесть нечиста, он будет бороться за жизнь и не сможет выйти из этого мытарства. Религия - это лучшая психотерапия страха смерти.

Мы привыкли относиться к смерти как к чему-то негативному, ужасному. Но смерть может быть нормальной - для того, кто приемлет её. Когда человек умирает спокойно, с достоинством, это делает его удивительно прекрасным. И ведь таким образом он подаёт последний пример своим детям и внукам, которые сидят тут же, смотрят на него.

- Наверное, люди боятся, что умирать больно?

Да, страх боли присутствует, но для него мало причин. Станислав Гроф, основатель трансперсональной психологии, готовил онкологических больных к смерти, проводя её репетиции. Он давал им разные препараты, люди переживали состояние клинической смерти, и страх у них проходил.

«Вы, христиане, верите, что только вас в рай пустят, а все остальные будут гореть в аду! И что это у вас за Бог такой - знает, что большинство людей априори обречены на погибель - и всё равно позволяет им рождаться, заблуждаться и грешить, а потом карает?!» Подобного рода недоумения и упреки приходится слышать многим верующим в Христа людям. А ведь, правда, неужели даже очень хорошие люди, если они были атеистами, некрещёными или «неправильно» верили в Бога - не спасутся? И что на самом деле думает о том, что всех нас ждёт по ту сторону жизни православное христианство?

Предсмертные видения

Моего друга, фоторепортёра Андрея во время ночного визита к обитателям вокзального «дна» ограбили и почти убили бомжи-уголовники. В реанимации он пережил клиническую смерть. В минуты пребывания за чертой жизни его душа путешествовала по больнице, проходила сквозь стены и перекрытия этажей, видела лица людей, с которыми ему впоследствии удалось познакомиться. Ему было хорошо и легко. После такого заглядывания в загробный мир, Андрей перестал бояться смерти…

Интересный случай описывает профессор Алексей Осипов. Его друг и сосед, учитель из Сергиевого Посада Сергей Журавлев тяжело болел тифом, и 1 мая 1933 года пережил клиническую смерть. Душа его перенеслась из больницы к друзьям, весело выпивавшим на природе. Затем он посетил возлюбленную и увидел, что она общается с другим молодым человеком, и их отношения явно большие, чем просто дружеские. После этого он очнулся в палате в тот момент, когда его тело уже собирались отвозить в «мертвецкую». Он быстро пошёл на поправку, а после выписки началось самое интересное. Друзья действительно праздновали 1 мая и с удивлением подтвердили услышанные им темы их бесед. А его девушка и вправду оказалась неверной, за время, пока он болел, у неё появился новый кавалер.

Но как же полутруп мог узнавать о происходящем далеко за пределами больницы? Выходит, что душа способна существовать отдельно от умирающего тела! Известный французский философ Анри Бергсон говорил, что наш мозг - это всего лишь «телефонная станция», которая передает и получает, но не является источником информации. Идею о том, что мозг - передаточный механизм, а не генератор сознания, ныне разделяют и не зацикленные на материалистических догмах учёные.

Среди книг, описывающих посмертные видения, в народе наиболее известны труды доктора Раймонда Моуди. Однако ещё больший интерес представляют собой исследования доктора медицинских наук, профессора кардиологии Морица Роолингза, написавшего книгу «За порогом смерти». Он приводит множество рассказов своих пациентов, переживших клиническую смерть. Некоторые их видения могли бы дать фору любому фильму ужасов и заставляют поверить, что ад действительно существует.

Во время реанимации пациента N , тот несколько раз умирал и снова оживал. Как только к нему хотя бы на несколько мгновений возвращалось сознание, он пронзительно кричал: «Я в аду!» и просил не переставать делать ему массаж сердца (кстати, это весьма болезненная процедура) и не давать ему возвращаться в тот ужас, который он испытывал в моменты, когда сердце останавливалось. Больной готов был перенести всё что угодно, только бы не умереть окончательно.

Не только N , но и немало других спасённых пациентов делились с доктором впечатлениями об ужасных огненных озерах, страшных чудовищах и невыносимых переживаниях и страданиях души, попавшей в иную форму жизни. Занявшись серьезным исследованием подобных случаев, Роолингз стал расспрашивать на эту тему коллег, и оказалось, что в их практике немало подобных фактов. Адские видения посещали менее половины его пациентов. И любопытный момент: тяжкие посмертные муки выявлялись практически у всех спасённых самоубийц.

Большинство побывавших «на том свете» пациентов кардинально поменяли свою жизнь в позитивную сторону и стали более нравственными и духовными людьми. Да и сам Роолингз, бывший в начале своей медицинской карьеры атеистом, не смог остаться равнодушным к откровениям подопечных и искренне поверил в Бога и вечную жизнь.

Приветы с того света

Известно немало примеров, когда умершие люди давали о себе знать живым, и даже помогали. Интересный случай произошёл со студентом духовной академии Юрием Смирновым в середине 60-х. Он пришёл на экзамен плохо подготовленным и очень боялся провала. Разглядывая висящие на стене портреты давно умерших ученых и богословов, преподававших в академии, Юра попросил одного из них помочь ему сдать экзамен. Помощь оказалась настолько явственной и реальной, что экзамен он сдал на «отлично» и запомнил этот случай на всю жизнь. Ныне бывший студент известен как архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. А тот, кто ему помог - был митрополитом Филаретом (Дроздовым). В 1994 году его канонизировали в лике святых…

…Священник отец Владимир был разбит и морально уничтожен двойной трагедией - у него умерла горячо любимая жена и, немного погодя, погиб в аварии обожаемый им внук. Несколько месяцев он пил с горя, погружаясь в трясину алкоголизма. Но однажды к нему пришла прихожанка, с большим волнением рассказавшая ему о своём видении. Ей явилась умершая жена батюшки и стала угощать водкой. А на недоумённый вопрос: «Что с тобой? Ведь ты же никогда не пила при жизни!» она ответила: «Мой муж приучил меня к этому своим нынешним пьянством!» Это откровение настолько потрясло Владимира, что он навсегда завязал. Вскоре он принял монашество и впоследствии стал епископом и уважаемым, любимым в народе пастырем - отцом Василием (Родзянко).

Помощь со стороны ушедших в мир иной - вполне очевидная реальность. Немало моих знакомых рассказывали, как во снах и видениях им являлись умершие родители или супруги, и давали очень важные советы, предостерегали, или даже в критический момент спасали от смерти. Как правило, такие потусторонние помощники при жизни были духовными добропорядочными верующими людьми. Уходя в иную реальность и становясь ближе к Богу, они получают возможность ходатайствовать за нас перед Ним.

Загробные мытарства

Но ещё чаще именно наша молитвенная помощь оказывается нужна как воздух умершему человеку. Особенно в период первых 40 дней с момента смерти, пока душа, согласно православному преданию, проходит загробные мытарства.

По мнению многих отцов Церкви, в первые дни душа имеет возможность посещать милые сердцу места, видеть родных и любимых. С третьего дня, обычно совпадающего с похоронами, начинается «сдача экзаменов». Очень важным для определения участи оказывается то, какие добрые свойства приобрел человек во время земной жизни, к чему высокому и доброму стремился, каким идеалам служил, и пытался ли бороться со своим внутренним злом. Душе показывают рай и она проходит перед лицом всех добродетелей (любовь, долготерпение, милосердие, кротость, целомудрие и т.д.) и на их фоне видит свою сущность реально, без прикрас. Для многих всё это оказывается настоящим шоком саморазоблачения и осознания собственной ничтожности.

Для добрых праведных совестливых людей испытания заканчиваются - они избегают дальнейших мытарств и суда, и переходят в блаженную вечность. Но увы, для большинства людей такой лёгкий исход невозможен. Начиная с 9-го дня, почившему показывают ад, и ему приходится держать ответ за всё то нераскаянное зло, что он совершил. Во время такого экзамена душу одолевают и изматывают инфернальные сущности, и сей процесс может быть невыносимо ужасным и болезненным.

Известно немало книжек и фильмов, рисующих мытарства и адские муки грешников в лубочных жутких красках и образах. Разумеется, воспринимать их буквально - нельзя, а относиться к ним можно лишь как к намёкам и аллегориям того, чего невозможно передать человеческими словами и понятиями.

К 40-му дню «экзамены» заканчиваются, и полностью познавшая себя душа в соответствии с собственным духовным состоянием соединяется или с Богом, или с миром падших духов. Этот момент считается частным судом Божьим, на котором определяется «место» пребывания человека до Страшного суда.

Впрочем, и после этого человек нуждается в молитвах Церкви и всех, кто его знал и любил. Не попавшим в рай они служат утешением и подают надежды на возможную будущую «амнистию». Молитвы очищают души и облегчают страдания, духовно приобщают к Богу, принося пользу и тому, за кого молятся, и самому молящемуся.

Чтобы от таких молитв был реальный эффект - нужно много духовно трудиться и стараться избегать грехов, загрязняющих душу. Если за усопшим имелась не преодолённая опасная страсть, отмаливающий его человек может многого добиться, если искоренит эту страсть в самом себе.

Знаю мать, у которой погиб единственный сын. Вскоре он явился ей во сне и пожаловался, что ему «там» очень-очень плохо. И особенно - за то, что в жизни он многих считал врагами и постоянно всех осуждал. По совету священника, мать взяла на себя настоящий духовный подвиг. Помимо поста и молитвы, она старалась искоренить страсть осуждения в собственной душе. У всех попросила прощения, со всеми примирилась, и настолько положительно изменилась, что все её знакомые были поражены. В следующем сне сын сказал, что ему стало полегче, но просил не оставлять борьбы за его душу. Мать ушла в монастырь и стала монахиней. Можно быть уверенным на 100% - с такой силой материнской любви сына она непременно вымолит!

Кстати, примеров вымаливания погибших душ из ада в предании Церкви имеется немало. Один из наиболее ярких и удивительных - случай из жития святителя Григория Двоеслова. Изучая историю, он проникся жалостью и сочувствием к императору Траяну (+117), слывшему одним из ярых гонителей христиан. К сожалению, христианство Траян не понял и не воспринял, и был излишне суров с людьми, которые считались «опасными сектантами» и «государственными преступниками». Но в то же время он был одним из самых лучших, честных и справедливейших правителей Римской империи. Особенно Григория тронул случай, когда Траян лично защитил и спас погибающую в нищете и отчаянии бедную вдову. Святитель много лет усердно слёзно молился за спасение его души. И ему было в видении открыто, что молитва его принята, и Траян спасён. Подобные удивительные примеры дают реальную надежду тем, чьи близкие умерли вне веры или нераскаянными грешниками.

Некрещеных - в ад?

Некоторые радикально мыслящие священники искренне верят, что все некрещёные - автоматически и навеки попадут в ад, даже самые добрые и совестливые. А заодно с ними туда же отправятся и представители неправославных конфессий, неправильно молящиеся Христу.

Отдельные умники договариваются до совсем уж зверских идей: в адскую топку пойдут даже невинные младенцы, если они не сподобились таинства крещения. Трудно придумать более мерзкой карикатуры на Православие, чем подобные лишённые логики и рассуждения взгляды, рисующие Бога неумолимым монстром и законником.

Рассудим логически. На земном шаре ныне проживают свыше 6 миллиардов человек, и из них на каждые 100 человек - от силы всего 3-4 православных, а то и того меньше, если считать реально верующих. Подавляющее большинство жителей планеты - вообще не относятся к христианам. Так неужели добрый и милосердный Господь, в которого верят христиане, заведомо зная, что миллиарды людей каждого поколения погибнут, дал им жизнь лишь для того, чтобы подвергнуть бесконечным адским мукам? Подобная концепция выглядит чудовищно и омерзительно, она делает из Бога или бесконечную воплощенную злость, создавшую мыслящие существа, чтобы сделать их навеки несчастными, либо воплощенное бессилие и слабоумие.

Разумеется, всё это не так. И опровергают подобный бред многие великие святые. Например, Исаак Сирин: «Не для того милосердный Владыка сотво-рил разумные существа, чтобы безжалостно подверг-нуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил…»

Понятно, что души всех невинных детей, в т.ч. младенцев нехристианских народов ни в какой ад не пойдут. Все они спасены Жертвой Христовой. А некоторые из них, например, убитые по приказу Ирода Вифлеемские младенцы не просто спасены, а возведены Церковью в лик святых мучеников. Возможно, что для Бога святыми мучениками являются и миллионы младенцев, ежегодно истребляемые при помощи абортов. Однако родителям-иродам от этого не легче, и спасти их от лютых вечных мук совести сможет только деятельное раскаяние в земной жизни.

Многие православные святые полагали, что и для некрещёных взрослых не всё потеряно. В частности, святой Иустин Философ говорил, что по-настоящему добрые люди после смерти признают Христа и через него спасутся. А преподобный Нектарий Оптинский считал, что даже «…простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, Его волю - спасется. Но тот, кто, зная о христианстве, идет индусским путем, — нет».

Как считают большинство богословов, до Крестной Жертвы и воскресения Христа души людей в рай вообще не попадали. Для праведных и добрых существовало некое умиротворённое место, в котором не было мучений, но и не было полноценного райского счастья и возможности наслаждаться единением с Богом. В притче о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31) его называют Лоном Аврамовым.

Не исключена вероятность, что и поныне существует нечто подобное для достойных представителей иных религий и верований или тех добрых людей, кто в земной жизни не нуждался в Боге и не способен воспринять Его после смерти. Впрочем, даже спокойное, мирное существование в вечности без Бога и Его благодати и любви для человека, привыкшего жить исключительно земными целями и наслаждениями, и полностью лишённого их в загробном мире - может показаться тоскливым адом.

Вечны ли адские муки?

Идеи посмертного наказания грешников существуют почти во всех религиях, и христианство тут не исключение. Однако лишь лучшие духовные мыслители православия смогли максимально приблизиться к пониманию сущности ада, который прежде воспринимался исключительно как место наказания и вечного мучения, где не попавших в рай мучают огнём и подвергают всевозможным безчеловечным пыткам.

Загробное состояние человека определяется не по закону воздаяния, а по закону совести. Земную совесть можно заглушить или даже убить, но после смерти всё это непременно аукнется, и именно она станет для человека самым страшным судьёй и мучителем. Там, перед Богом, ангелами и людьми откроются как на ладони все наши дела, мысли и чувства. Невыразимо больно и стыдно будет тем, чьи души изуродованы лукавством, безсовестностью и низменными страстями. Человеческая душа, отвергшая Любовь Божию и погрязшая во зле будет мучиться одиночеством, невероятно болезненными не прекращающимися угрызениями совести и тоской. Особую боль будут причинять не преодолённые страсти, которые уже невозможно будет утолить. Например, алкоголик, безнадёжно мечтая снова выпить, будет пребывать в состоянии постоянного мучительнейшего «похмелья». А гуляка и развратник будет изнывать от неутолённой похоти, рвущей его душу на части. И подобным мучениям не будет ни конца, ни края. Именно этим и страшен грех, что он рождает в душе человека страсти, которые после смерти станут для него чем-то вроде неугасимого адского пламени.

Кстати, у многих святых отцов можно встретить интересное предположение, что ада, как некоей отдельной территории… вообще не существует. А на самом деле в загробном мире всё пронизано Божьей Любовью и Светом. Вот только реакция человеческой души на всё это может быть разной. Хорошо подготовившемуся в земной жизни доброму и праведному человеку единение с Богом доставит радость и наслаждение. А почерневшей от нераскаянных грехов душе наоборот, будет очень больно и тошно, и она будет стремиться отойти куда-нибудь подальше от Бога, спрятаться от Него «во тьме внешней». Попробуйте жарким летним днём вытащить на яркий свет крота или глубоководную рыбу. Душа человека, неготового к богообщению, на том свете будет чувствовать себя несоизмеримо хуже, чем несчастные рыбы и кроты, опаляемые солнцем.

Грешник может мучиться вечно, потому, что Бог будет вечно его любить, а ответить взаимностью тот не сможет, абсолютное добро будет причинять боль злой душе. Именно из-за всего этого христианство, будучи религией любви, взывает к каждому человеку: стремись жить по совести и правде, не греши и думай о грядущей вечности! А заповеди, которые желательно исполнять - не приказ «сурового Начальника», за неисполнение которого последует наказание, а предупреждение об опасности безнадёжно искалечить, изуродовать собственную душу.

Один из ярких синонимов ада - геенна огненная, символизирующая огонь, в котором сгорает любая нечисть. Данный образ подаёт надежды, что геенна - не эдакая вечная камера пыток, а своего рода «очистительная лечебница» для падших душ. А горение в «пламени» вечной Божьей Любви не будет безконечным, хоть и покажется настоящей вечностью. Возможно, всё злое в каждой душе когда-нибудь будет «выжжено», и если после этого что-то останется - человек получит шанс соединиться с Богом и узнать счастье пребывания в вечном раю. Подобные намёки можно встретить даже у апостола Павла: «…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется , но так, как бы из огня» (1 Кор. 3; 13-15)

Величайшие отцы Церкви, такие как святитель Григорий Богослов, преподобные Исаак Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Лествичник и Силуан Афонский высказывали надежды на то, что геенские мучения могут быть временным, лечебно-педагогическим средством воздействия на падшие души. А святитель Григорий Нисский даже разработал подробное учение об Апокатастасисе - всеобщем восстановлении и спасении по милости Всеблагого Бога.

Однако подобные надежды не должны служить для нас поводом жить «кое как», надеясь на посмертное снисхождение. Испытать на своей душе адские муки - это несоизмеримо ужаснее и невыносимее, чем здесь, на земле, попасть в лапы самого безжалостного маньяка-мучителя. От такой легкомысленности людей издавна предостерегали многие святые. И нетрудно понять, почему на V соборе святых отцов идею о всеобщем спасении забраковали и отвергли большинством голосов. Стань эта добрая надежда догматом - большинство людей сложило бы руки и ничего не стало бы делать для своего спасения. И вместо миллионов прославленных и не прославленных святых мы получили бы легионы бездуховных раздолбаев и лентяев. Так уж устроена человеческая натура, что без страха наказания и вечных мук мало кто хочет и может позитивно меняться и работать над собой.

Иногда нам трудно определить – спим ли мы или продолжаем бодрствовать. Мистики дают свое объяснение: в тот момент, когда человек погружается в сон, душа покидает тело и отправляется в увлекательное путешествие. Все, что снится человеку – всего лишь трансляция того, что видит его блуждающая душа. Так куда же мы отправляемся в тот момент, когда полностью расслаблены и погружены в сон?

Природа комы до сих пор не изучена. На этот счет всегда будет множество версий, и подтвердить или опровергнуть любую из них практически невозможно. Коматоз обычно сравнивают с глубоким сном, но изначально это два разных состояния. Если сон – это естественная потребность организма, то кома – это пропасть между жизнью и смертью. Оба этих состояния вызывают у человека особые видения.

Сон – такая же загадка для ученых, как и кома. Закрывая глаза, человек может наблюдать невероятные картины, которые практически ничем не отличаются от событий реального мира.

* * *

Елена П. из Саратовской области рассказывает свою невероятную историю. Два года назад ее муж Евгений попал в автомобильную катастрофу. Елена долго не могла прийти в себя: врачи дали понять, что шансов практически нет. Ее муж находился в состоянии комы. Когда она в отчаянии спросила, что же ей делать, то врач ей ответил: «Молитесь». В тот момент женщина восприняла этот совет буквально и, вернувшись домой, первым делом взяла в руки Библию.

Елена призналась, что до трагического случая не верила в Бога и никогда не прибегала к молитвам. Но тогда случай был уникальным: вернуть жизнь близкого человека могло только чудо, поэтому Елене не оставалось ничего другого, как обратиться за помощью к высшим силам.

Все эти дни беспомощного ожидания Елена практически не спала, а ее занятия сводились к уходу за детьми и звонками в больницу. Женщина не чувствовала голода, все ее мысли были заняты мужем: с помощью простой молитвы она обращалась к Богу, даже когда готовила или общалась с детьми.

На четвертую ночь женщине удалось уснуть. Елена рассказывает, что после того, как она уложила детей, она закрылась в комнате и снова принялась молиться. В какой-то момент она почувствовала успокоение. Ей снилось, будто она тонет в болоте. На ней было свадебное платье, а на берегу ее ждали родственники и лучшая подруга. Они звали ее, но Елена не могла выбраться – что-то крепко держало ее, в то время как она погружалась в трясину все глубже и глубже.

Женщина вспоминает, как она сопротивлялась и как ее подруга просила бросить неизвестного тонущего и выбираться самой. С последним усилием женщине удалось вырваться на берег. Когда она обернулась, то увидела своего мужа: тот был полностью покрыт болотной жижей.

Елену разбудил телефонный звонок. На том конце она услышала знакомый голос медсестры и приготовилась к худшему: почему-то она была уверена, что из больницы звонят только чтобы сообщить плохие новости. Елена едва сдержала слезы: ее муж пришел в сознание.

Но это было только начало всего загадочного и необъяснимого. Позже Елена услышала историю Евгения. Он не верил, что все эти дни находился в глубокой коме. Мужчина утверждал, что его держали в каком-то темном доме. Он вспоминал людей в черных мантиях, что всегда проходили мимо него и не отвечали на вопросы. Окна его комнаты выходили на улицу. Он мог видеть прохожих, что неспешно прогуливались и радовались теплому лету. Он кричал и бил по стеклу, но никто не обращал на него внимания.

Вскоре он заметил Елену: та шла ему навстречу и плакала. Евгений попытался разбить стекло. Последнее, что он помнил, – это боль в кулаках и звон разбивающегося стекла. Придя в себя, он кричал. Мужчина обвинял всех, что его бросили, оставили в каком-то незнакомом месте. Евгений не верил, что все это время находился на волоске от смерти. Видение было настолько правдоподобным, что муж Елены много раз переспрашивал: не подшутили ли над ним?

Кто были эти люди, которых он видел? И как Елене удалось перекинуть тонкий мостик между своим сном и глубокой комой мужа? Не остается сомнений, что именно она спасла Евгения, – ей удалось попасть в тот мир и буквально вытянуть мужа с того света.

* * *

Есть удивительные случаи, когда пациенты, пережившие состояние комы, начинали разговаривать на незнакомом языке. Так, Вили Мельников после пробуждения мог свободно говорить на 103 языках мира, и, что самое удивительное, он стал сочинять стихи и песни даже на мертвых языках, которые еще никому неизвестны. Маленькая девочка Я Вень из города Хуэйчжоу в Китае после пробуждения начала курить, принимать алкоголь и называла себя мужским именем. Я Вень рассказывала о никому неизвестной стране, где когда-то проживала ее душа.

Все эти истории сходятся в одном: неважно, куда и при каких обстоятельствах они попадали и что видели в состоянии комы, важно другое: возможность переселения душ не только в тела землян, но и жителей других планет или даже миров. Так возможно ли такое, что самые знаменитые места – Ад и Рай – всего лишь одни из параллельных миров, и мы действительно можем туда попасть?

Арнольд Минделл, американский психотерапевт, в книге «Кома: ключ к пробуждению» приводит очень интересный случай из своей практики. Один из его пациентов, восьмидесятилетний Джон (фамилия в книге не упоминается), находился в глубоком состоянии комы. Доктор Минделл описывал его состояние как застрявшего на краю жизни, как неспособного умереть: пациент то выходил из коматозного состояния, то терял сознание. Крики и невнятные бормотания Джона очень мешали другим пациентам реабилитационного центра.

Арнольд Минделл в это время вел наблюдение за другим пациентом, но медсестры попробовали успокоить Джона. Когда доктор вошел в палату, то первым делом решил подстроиться под бормотания пациента, после чего звуки, издаваемые Джоном, стали походить на более внятные слова. Минделл взял Джона за руку и попробовал поговорить с ним. Диалог доктора и его пациента, был записан на диктофон.

Джон рассказывал про какой-то большой корабль. Минделл поподробнее расспросил Джона, что это за корабль и хочет ли он сесть на него. На что пациент завопил, что ни за что не поднимется на борт. Когда доктор спросил, почему Джон отказывается, тот ответил, что ему завтра вставать в восемь утра и идти на работу. Ни о каком отпуске не могло быть и речи.

Доктор Минделл попросил Джона посмотреть – кто ведет этот корабль, и внимательно следил за движением глаз пациента. Мужчина закатил зрачки и ответил, что кораблем управляет ангел. Доктор попросил Джона подойти к одному из ангелов и спросить, сколько стоит путешествие на этом судне. Немного помолчав, пациент сказал, что это абсолютно бесплатно.

Судя по записанному разговору, пациент еще никогда не брал отпуск, и доктор предложил Джону подумать: возможно, ему стоит отдохнуть. Мужчина пообещал подумать. Он много работал и вполне заслуживает отдых. После беседы Джон уснул, но доктор вернулся через полчаса, чтобы проведать пациента. Около постели Джона он увидел сиделку. Она сообщила Арнольду Минделлу, что Джон скончался. Про себя доктор подумал, что его пациент принял решение: он сел на корабль. Это был первый отпуск в жизни Джона.

* * *

Пожалуй, тело, как физическая оболочка нашего «Я», держит нас в одном из измерений, которые мы по ошибке считаем ключевым. Мы отчаянно держимся за тонкие нити, боясь потерять свою очередную оболочку. Может быть, поэтому такое состояние, как кома – имеет право быть.

Человек запирается внутри своего тела, но имеет тесную связь с этим миром. Выйти он не может, но и открывать ключ со своей стороны не желает. Когда тело находится между жизнью и смертью, человек будто зависает на границе всех миров одновременно.

Судя по рассказам, пограничные места видятся нам как темные комнаты или как причалы. Что-то мешает человеку в состоянии комы принять главное решение – бороться дальше или покинуть этот мир с первым гудком. Кто знает, что ждет нас после смерти. Кто-то верит, что в момент отбытия к другим берегам человек переживает те же ощущения, которые пережил во время рождения. Многие, кто пережил состояние клинической смерти, видят свет в конце тоннеля – а вдруг это тот самый родовой восьмисантиметровый путь, что мы преодолеваем, покинув утробу матери? Что если смерть в одном мире совпадает с рождением в другом, и именно так происходит перемещение из одного мира в другой?

Всегда следует кипучее рождение в астральном мире. Удивленного умершего там ждут подготовленные проводники-помощники. Многие люди, умерев, не понимают где они находятся и что с ними происходит. Думают, что они попали в ад или рай. Помощники пытаются осторожно объяснить вновь прибывшим куда они попали, где их вещи и как следует вести себя. «На саване карманов нет», - говорят помощники. Затем их препровождают в Зал Памяти. Там умершим подробно показывают всю их земную жизнь. Там они сами себя судят за то, что по нескольку раз наступали на одни и те же грабли. Эта честная самооценка зависит от того, на какой ступени эволюции находится человек, к чему он готов и чего ожидает. Все тонкие параллельные миры настолько прекрасны, что уходить оттуда никогда не хочется , кроме тех планов, конечно, чьи вибрации грубее астрального диапазона волн. Такие планы называются витальными. Ощущение ясного счастья и неописуемой радости обычно нарастает при длительном путешествии за черту смерти. Это связано с автоматической проекцией посвященного человека во все более и более . Условно эти миры в эзотерической литературе называются так: клифонический, физический, эфирный, астральный, ментальный, кармический и так далее. Каждый из них имеет семь подпланов, которые в свою очередь разделяются на множество более мелких миров. В нашей Вселенной существует 144 подплана, на которых развиваются и живут свои населенные миры. Выше кармического, или иначе причинного плана бытия, обычный человек не допускается. Перемещение в этих планах бытия похоже на спиральное движение вглубь к ярко светящейся точке посредине водоворота звезд. Эта воронка вращается по часовой стрелке и засасывает путешественника во все более радостные миры. Границы между подпланами внешне незаметны. Идешь по улице или бежишь по райскому саду - и вдруг ноги наливаются свинцом, тело не слушается команд. От этого можно испугаться и вызвать мыслеформу кошмара, представив, что кто-то за вами гонится. В каждом астральном или витальном мире любая мысль мгновенно материализуется, и созданный вами монстр тут же набрасывается на вас и мучает. А что произошло: человек всего лишь пересек границу подплана, и законы одного мира сменились законами другого, более тонкого. Там, где нужно лететь, не стоит бежать. И не смотрите кошмарных фильмов, чтобы после не оживлять увиденных по телевизору монстров своими жуткими мыслеформами и ужасными сюжетами.

Астральные миры прекрасны, их необыкновенные пейзажи лучатся неземными цветами и радугами. В срединных мирах звучит торжественная музыка, выпукло окрашенная в непостижимые цвета. Выше музыка становится более тихой и плавной, излучающей радостную грусть и любовь. В эфирных мирах, нижних и средних плоскостях астрала стоят шумные города и буйные леса, движутся машины и реки, похожие на земные. Забравшемуся на астральный план человеку стоит только подумать о чем-то - и, о чудо! - это появляется перед его жадным взором. Люди, попадающие на нижние подпланы, чаще всего думают по инерции земной жизни о плохом, меркантильном, эгоистическом. Все это плохое мгновенно обретает мускулистую плоть и душит своего создателя. Никакого ада в тонких мирах не существует. Каждый усопший самостоятельно своими помыслами строит себе свой отдельный ад или рай. Главный Черт всегда и во всем - сам человек, его эго, его логический ум. Вот почему важно научиться на этом свете всегда думать только о светлом, о радостном и хорошем.

На астральных подпланах человек рождается совершенно обнаженным, в форме белого или синего самосветящегося шарика. Он ничего не может взять с собой из земной жизни, кроме духовного опыта, впечатлений и мыслей: на саване карманов нет. Стоит человеку подумать о руках и ногах, об одежде - как сразу же у него все появляется. Некоторые молодые души думают о своей нудной и грязной работе на Земле: перед ними тут же вырастает дымящий трубами завод, и они каждое утро безрадостно спешат к чумазым станкам и скрипящим конвейерам, не понимая, что они умерли. Но в астральном мире очень много настоящей работы, которой занимаются зрелые и старые души. Те, кто осознает законы тонких миров, зачастую старательно помогают вновь прибывшим из физического мира освоиться в текучей обстановке. Некоторые консультируют людей, возвращающихся на Землю по кармическим причинам. Они помогают выбрать время жизни на физическом плане, страну, родителей, цель воплощения. Хорошие люди, чье астральное тело умирает, рождаются на ментальных подплоскостях, на райских планетах.

Очень редко встречаются красивые люди, у которых умирает и ментальное тело: такие уходят жить на кармический план. В нижнем астрале люди громко едят, беспробудно пьют алкогольные напитки, некоторые даже несносно курят и колются страдательными наркотиками. Они часто ссорятся между собой и превращают свою пеструю жизнь в сущий ад. Ведь окружающий мир они создают своими некрасивыми мыслями.

Во всех тонких мирах, вплоть до кармического, существует и сексуальная любовь. Она несравненно лучше и чище земной, так как ощущения чувств в сотни раз острее земных, диапазон их шире и глубже с каждым подпланом. В ментальном мире сексуальная любовь вообще не похожа на земную: тела полностью совмещаются, протекая сквозь друг друга, как облака. Все животные, растения и инопланетяне после смерти в физическом мире также переходят жить в астральные миры. И там становится очевидным, что некоторые земные животные значительно превосходят людей в своем духовном развитии. Например, киты и дельфины намного умнее и выше человека в духовном плане.

Кроме того, в тонких мирах есть множество подпланов, куда умершему человеку попасть невозможно. Это миры жизни высокоразвитых сущностей, никогда не рождающихся в трехмерном пространстве. Данные измерения параллельных миров имеют каждое свою кодовую волну и отделены друг от друга девяностоградусным поворотом. В гости к ним может попасть только по-настоящему мудрый человек, сознательно выходящий из своего тела, не теряющий рассудка и памяти при путешествии по астральным мирам. Измерения различных уровней тонких и грубых миров расположены, как клавиши на пианино. Из-за маленькой разницы в длине волны каждая нота гаммы имеет свое большое звучание. Игра на пианино напоминает переключение каналов цветного телевизора. Человек видит различные телепрограммы, настраиваясь на ту или иную волну. Все тонкие миры, как матрешки, существуют в одном мире, в одном объеме, взаимопроницая друг в друга. Однако, наше сознание настроено сейчас на кодовую волну длиной 7,23 сантиметра, поэтому оно видит только земной мир. При умирании физического тела происходит автоматическое переключение сознания на более короткую волну. Для наших путешествий по тонким мирам совсем не обязательно больно покидать физическое тело. Существует простой и надежный ключ для переключения каналов восприятия своего

Мне было 10 лет. Тогда я никогда не задумывалась о том, что такое смерть, что будет после неё. И правда зачем всё это 10 летней девочке? Шёл 2003 год, конец сентября. Мы с братом гуляли во дворе нашего дома, наслаждались последними тёплыми днями. Были беззаботными и весёлыми, как помню играли в прятки. Я пряталась, а он меня искал. Я убежала в самое укромное место, которое мне подсказали девчонки, это был погреб в старых гаражах, туда бы никто не догадался пойти искать. Обстановка там ещё та, но ничего кроме мусора там к счастью не было. Я прибежала туда и стала спускаться туда. Сам погреб был не особо глубоким, метра два не больше, но лестница была уже гнилая и осторожность не помещала. Внизу был сыроватый плесневелый запах, как от прелой картошки и дерева. Я спряталась там за старыми ящиками и стала ждать. Минут через десять меня стал одолевать необъяснимый страх, я сама не понимала, что это, но тем не менее я побежала к выходу и тут я почувствовала сильную боль внутри и упала. Очнулась лежа на полу в этом погребе, чувствовала какую то необычную лёгкость, но была я вся в грязи, платье перепачкано, единственная мысль, меня дома прибьют за такую чумазость. Стала выбирается наружу, не известно сколько я провалялась без сознания, наверняка меня никто не нашёл и уже беспокоятся. Вылезла наружу и вижу как ко мне бежит Ричард, мой брат, лицо явно недовольное.
— Ну что не нашёл меня:-P? — передразнилась я
А он пробежал мимо, будто не видел меня и прямо в погреб, слышу хруст лестницы, удар. Я испугалась, побежала за ним, опускаюсь перед люком, а там Ричард склонился надо мной и теребит меня, а я лежу не шевелюсь. Страх сковал меня, я закричала ему, но он не слышал, он стал кричать на помощь. Я отшатнулась оттуда и упала куда то. Оказалась в кромешной тьме, которая обжигала меня словно лёд. Я расплакалась и стала звать на помощь, но ничего не происходило. Я села на землю, подо мной оказался песок, и стала молится. В 10 я знала только слова «господи помоги», и повторяла их как заведённая. Всё это было каким- то страшным кошмаром. Я не верила, что умерла, что Я, это ДУША отделившаяся от тела, а Я ТА, лежит там в погребе мёртвая. Тут небо разразила вспышка молнии и на мгновение я увидела множество крестов с распятыми телами, их были сотни вокруг меня и снова всё вокруг поглотила тьма, затем последовал глухой удар грома, от которого всё содрогнулось, я упала на землю и закрыла голову руками.
— Глория? — окликнули меня.
Я обернулась, и увидела сад, большой, в котором росли множество деревьев, кустов с цветами огромную аллею посередине, из густых крон деревьем струился нежный солнечный свет, сотни людей ходили вокруг, беседовали, собирали плоды с деревьев, играли друг с другом. Сзади меня снова окликнули, я резко обернулась и пришла в ужас. Передо мной стояла наша бабушка Маринетта, которая умерла 4 года назад в возрасте 95 лет. Она выглядела крайне здоровой, с румянцами на щеках, но из её глаз текли слёзы.
— Глория, родная, тебе ещё рано в нам! Уходи отсюда, твоё место среди живых!
— Бабушка! — молвила я, протянув руку к ней.
Она мгновенно отдёрнулась от меня, сурово крикнув: уходи я сказала!!! Не смей касается меня, иначе останешься тут навсегда!
Тут грянула молния и оглушительный удар грома обрушился на этот сад. Я упала на землю. Через мгновение я почувствовала под собой холодные камни и сырую траву, пробивающуюся сквозь них. Открыв глаза, я увидела закат, небо горело яркими угасающими красками, солнце светило всё тусклее, где-то слышался плач…
— Торопись! У тебя мало времени, как только наступит темнота — ты не вернешься назад!
Я подскочила на ноги. Я стояла на узкой горной тропинке, справа была огромная скала песочного цвета, её высота была просто нереальной, она уходила глубоко в небо, впереди догорающий закат и тропка ведущая в тусклый солнечный свет, слева зияющая пропасть, в которой в грохотом ворочалась пустота, и изредка сверкала молния, а сзади наступала тьма, от неё веяло жутким холодом.
— Беги же! — раздалось из неоткуда
Я побежала вперёд, дорога уходила всё дальше в свет, в теле была такая лёгкость, что подпрыгнув, я воспарила над тропкой, но что- то неведомое стало тащить меня верх на вершину скалы. Я перепугалась, всеми силами я пыталась вернутся, но меня тащило вверх. Дальше последовала темнота, затем сверху ударил слепящий пучок света, будто открыли крышку горшка, на дне которого я сидела на коленях. Передо мной стоял высокий красивый мужчина, с длинными вьющимися волосами чуть ниже плеч, у него было безумно красивое лицо и небесно голубые глаза, а одет он был в длинное если можно так сказать платье. Он протянул мне руку и поднял на ноги.
— Тебе пора идти дитя, мы ещё увидимся! После он поцеловал меня в лоб, и я почувствовала сильнейший удар током. Я с криками проснулась и закричала. Надо мной было 4 человека в масках и белых халатах. Они схватили меня за руки стали успокаивать. Я плакала и кричала. Потом подошла женщина и сказала, что я в реанимации, у меня 7 раз останавливалось сердце, мне делали операцию по удалению доброкачественной опухоли, которая стала расти и сжала мне сердце, от чего то остановилась, что я 2 недели провела в коме и перенесла 3 сложных операции.
Мой брат не отходил от меня все 2 месяца, что я лежала в интенсивной терапии, и потом полгода восстанавливалась.
Через 7 месяцев я обнаружила, что могу с лёгкостью играть на арфе, освоила виолончель, хотя до этого мне крайне сложно давался этот инструмент, а главное я сходу стала играть на флейте, причём на любой, хотя до этого я никогда не держала её в руках.
Сейчас мне 18 лет, я здоровый и жизнерадостный человек, красивая и скромная девушка, а самое главное, у меня есть мой любимый брат, который после этого стал мне ещё ближе. Мне сказали, что если бы он не нашёл меня сразу, то меня уже не спасли бы…

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама