THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно если речь идёт о детях средней группы (4–5 лет), которые делают всё более уверенные шаги на пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги с особой тщательностью занимаются организацией пространства, в котором малыш находится и контактирует с другими ребятами и воспитателем на протяжении своего пребывания в детском саду.

Определение понятия: цели и задачи

Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности ребёнка и стимулирующих всестороннее развитие его личности. Другими словами, это условия, способствующие полноценному психофизиологическому развитию малыша. Целями организации предметно-развивающей среды является:

  • помощь в определении личностных интересов ребёнка (в 4–5 лет дети уже вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному виду деятельности, например, продуктивному - рисованию, или игровому - ролевым забавам);
  • развитие способности искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими детьми (если в младших группах ребята всё больше играли сами с собой, то в среднем дошкольном возрасте происходит «всплеск» желания взаимодействия с другими, а также тенденция творчески отражать полученные впечатления, например, в рисунках, лепке);
  • формирование навыка оценивания своих и чужих поступков, чувств (так, у малышей в 4–5 лет, если и происходят ссоры на почве обид из-за игрушек, то обе стороны могут аргументировано объяснить суть конфликта, чего не наблюдалось в раннем дошкольном возрасте, когда любое недоразумение решалось либо слезами, либо потасовками, а чаще и тем, и другим).

Дети 4–5 лет всё больше предпочитают играть большими компаниями, а не по одному, как это было раньше

Задачами оформления окружающего детей пространства является:

  • наличие в предметно-развивающей среде достаточного количества игрушек для сюжетно-ролевых игр, связанных с тем опытом, который уже есть у ребят (игры в магазин, семью, цирк и т.д.), а также бросового материала (коробок, ваты, лоскутов ткани, палочек и пр.) для реализации задуманных сюжетов;
  • обеспечение достаточного количества предметов и материалов, познание которых осуществляется через разные органы чувств - калейдоскопы, шумовые коробочки, книги и пр. (так малышам средней группы будет проще найти на волнующие их в 4–5 лет вопросы «что это», «почему» и «для чего»);
  • включение в предметно-развивающую среду игр на счёт, сравнение предметов по дифференцированным признакам (цвету, форме, назначению), сборку целого из частей (пазлы, головоломки);
  • введение в работу средств, необходимых для проведения опытов (забав с песком, глиной, красками, светом и пр.);
  • расширение набора книг, рабочих тетрадей (с заданиями для подготовки руки к письму), справочной литературы, а также по возможности технических средств обучения (фильмоскоп, мультимедийный проектор, компьютер).

Большая песочница будет настоящей находкой в зимнее время года

Это интересно. В предметно-развивающей среде для средней группы около 20% игр предназначаются для ребят старшего дошкольного возраста, чтобы опережающим в развитии сверстников малышам можно было двигаться дальше, а не останавливаться на достигнутом.

Принципы организации предметно-развивающего пространства

Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.

Насыщенность

Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.

Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек.

Даже на небольшой площади можно разместить все необходимые материалы, организовав их в подходящие тары и места

Трансформируемость и полифункциональность

Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.

Вариативность

Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный - на другой.

Доступность

Всем детям, в том числе и малышам с ограниченными физическими возможностями в рамках программы инклюзивного образования, должен быть обеспечен одинаковый доступ ко всем материалам. Так, например, аквариум должен стоять на таком уровне, чтобы ребята 4–5 лет могли не только наблюдать за рыбками, но и давать им корм.

Очень удобно, когда под центры организуется мебель для детей

Безопасность

Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.

Поскольку окружающее пространство призвано сопровождать любую активность малышей, то оно включает необходимое количество материалов и оборудования для обеспечения всех основных видов деятельности конкретной возрастной группы:

  • познавательно-исследовательской;
  • игровой;
  • продуктивной.

Это интересно. Насыщенность центров предполагает определённые финансовые затраты, поэтому в описании ниже дан усреднённый вариант.

Не все пособия нужно покупать, многие можно сделать совместно с родителями и детьми своими руками

Учебный центр

Самое полифункциональное пространство, состоящее из лёгких столов и стульев, с помощью которых можно менять численность детей в той или иной деятельности: в четвёрках, в парах (именно в средней группе активно вводится приём работы по двое). Учебный центр ребята используют в качестве:

  • базы для занятий продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, вырезают, клеят);
  • лаборатории (для опытной деятельности, например, распределение карточек с изображением животных на диких и домашних);
  • места для самостоятельной работы (складывания пазлов, забав с конструктором, рисования и пр.).

Столы в группе должны быть трансформируемые

Центр хранения материалов

В пространстве это место обычно ограничивается шкафом с выдвижными ящиками, в которых находятся тары с:

  • песком;
  • камешками;
  • ракушками;
  • мукой;
  • крупами;
  • бобами.

Центр для ролевых игр

Основой этого пространства является детская мебель для ролевых игр, отображающая привычный взрослый быт (кухня, гладильная доска, кукольный домик, гараж с инструментами).

А также в зоне должны быть куклы и все необходимые атрибуты кукольного «быта»: комплекты одежды, коляски, игрушечные тележки для покупок в супермаркете, посуда. Кроме того, стоит обзавестись и атрибутами для переодевания самих детей: фартуками, косынками для работы на игрушечной кухне, например.

В центре для ролевых игр должны быть и атрибуты для самих детей, не только для кукол

Центр творчества

Для этой зоны определяется шкаф или полка, а также стена для выставки детских работ и картинной галереи с репродукциями картин известных художников (для средней группы интересны сюжеты картин Шишкина «Утро в сосновом лесу», пейзажи, Левитана «Золотая осень», Поленова «Русская деревня»). Работы малышей: рисунки и аппликации - размещаются на стене с помощью декоративных шнуров. Кроме того, в творческой зоне нужно разместить рулон белых обоев, чтобы дети могли выполнять на них коллективные работы (например, составление целого рисунка из отпечатков ладошек), доску для создания рисунков мелом и небольшие мольберты для индивидуальной работы.

Уголок творчества обязательно должен включать выставку работ самих малышей

Экспериментально-экологический центр

Эта зона располагается на стеллажах. На одноцветных кашпо размещены комнатные растения, а на полочках - всё необходимое для ухода за цветами (лейки, грабли), корм для рыбок. В экоцентре также ставят аквариум и вешают календарь наблюдений за природой.

В уголке природы должно быть много комнатных растений

Центр спорта

Зона, способствующая физическому становлению детей, располагается в нише стены, а также предполагает наличие вешалки с крючками для обручей, скакалок, кольцебросов, мешка с мячами разных размеров (в том числе и массажных), кеглями, развешанных мишеней и свёрнутых в рулоны ребристые коврики.

Раскладывание спортивного инвентаря по местам - это хороший способ дисциплинировать малышей

Центр театра

В средней группе с тенденцией к переодеваниям, имитации действий взрослых, эта зона имеет ключевое значение. Её оснащение должно быть максимально полным и включать:

  • большую и маленькую ширмы;
  • фланелеграф;
  • стойку или вешалку с костюмами;
  • маски;
  • пальчиковый театр;
  • кукол бибабо;
  • декорации для разыгрывания сказок (нужно постараться найти универсальные варианты, например, дерево для инсценировки «У Лукоморья дуб…» подойдёт и для антуража леса в сказке «Красная Шапочка»);
  • куклы и игрушки;
  • театральный грим, парики, зеркало (опционные атрибуты).

В театральном уголке обязательно должен быть хотя бы минимальный набор декораций, а если в каждой группе сделать это обязательным требованием, то появится возможность обмениваться подходящим антуражем

Центр математики

С помощью средств этой зоны ребята учатся складывать целое из частей, производить простые действия с цифрами, решать логические задачки. Материалы располагаются на полке или тумбе. В уголке можно найти:

  • головоломки;
  • наборы цифр и математических знаков;
  • комплект геометрических фигур плоский из картона или объёмный из пластика (треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, ромб, куб);
  • счётные палочки;
  • детский компьютер (опционная позиция).

В уголке математики должны быть пособия с цифрами, геометрическими формами, головоломками

Книжный центр

Его расположение несложно предсказать - книжный шкаф. На полках представлены книги по программе: сказки, рассказы, сборники скороговорок и чистоговорок. Последнее особенно актуально для малышей 4–5 лет, у которых уже могут быть ярко выражены дефекты речи, требующие коррекции. А также в центре книги есть справочная литература (по истории родного края, географии). Правда, относительно последней есть одно строгое условие: так среди детей средней группы читающих всего единицы, книги должны содержать цветные и крупные иллюстрации.

Кроме того, книжная зона может быть дополнена открытой витриной с книгами, столом и стульчиками, за которыми дети могли бы рассматривать печатные издания.

Литература по программе и по интересам детей может быть систематизирована в рамках музея любимой книги

Центр музыки

Открытые полки в шкафу - подходящее место для размещения звучащих предметов (например, шумовых коробочек, наполненных разным материалом - песком, крупой, камешками - дети угадывают, содержимое по звуку, который оно издаёт). В нарушение принципа доступности, но в соблюдение требования безопасности диски, аудиокассеты лучше располагать выше роста малышей.

Даже игрушечные инструменты дают малышам представления о принципах звукоизвлечения

Центр уединения

Эта зона, кроме мягкого кресла в углу и полупрозрачной шторы, которая крепится на стенах, никакого другого оборудования не требует. Зато располагать его необходимо чуть в отдалении от остальных центров, чтобы никакие шумы не мешали малышу расслабиться, полистать понравившуюся книжку.

Это интересно. Некоторые методисты очень скептически настроены относительно организации зоны уединения в младших и средней группе, аргументируя это тем, что в младшем и среднем дошкольном возрасте не все ребята понимают назначение этого центра. Да и педагоги чаще всего используют кресло или стул в качестве места отбывания наказания для нарушителей дисциплины. Правда, что касается последнего, то такой подход к использованию пространства от возраста детей не зависит и с одинаковым успехом может наблюдаться и в старших группах, где воспитанники обладают уже более очерченным темпераментом, а значит, некоторым из них и правда необходимо уединение после шумных игр.

Чем оригинальнее оформлен уголок уединения, тем меньше вероятности использовать его не по назначению

Центр патриотического воспитания

По установке ФГОС эта зона организуется в средней группе со второго полугодия. Обязательными элементами оформления должны быть:

  • плакат с изображением государственного герба;
  • фотография президента;
  • книги с рассказами, стихотворениями о родине.

Дополнить центр патриотического воспитания можно учебниками (например, «Моя Родина - Россия: учебник для малышей» В.А. Степанова), проектами об истории семей воспитанников (выполненными совместно с родителями), а также комплектом фотографий видов и достопримечательностей родного края.

Уголок патриотического воспитания можно совместить с картинками красивых местных пейзажей из центра экологии

Приёмы, обыгрывающие предметно-развивающую среду

Всё, что можно увидеть и пощупать, идеально подходит для группы наглядных приёмов. В среднем дошкольном возрасте малыши всё ещё опираются на наглядно-образный тип восприятия, то есть любая информация должна сопровождаться чем-то материальным.

Наглядные приёмы

Самые продуктивные способы взаимодействия с дошкольниками и младшими школьниками. Но если у последних доминантный наглядно-образный тип восприятия определён индивидуальными особенностями личности, то у дошколят такой способ познания мира является возрастным, то есть для многих из них временным.

Наблюдение

Исходя из принципа трансформируемости и полифункциональности для наблюдений, а именно для экспериментальной деятельности в рамках этого вида наглядности, может быть использована практически любая зона.

Процесс наблюдения просто очаровывает детей, особенно если этот вид наглядности сопровождается занимательным рассказом

Это интересно. В 99% экспериментов задействованы столы и стулья учебного центра.

Таблица: использование разных центров для проведения опытов

Зона Название опыта Задача Оборудование и материалы Описание Вывод
Творческая (частично театральная). Радужные шарики. С помощью смешивания основных оттенков палитры получить новые цвета (зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый). Гуашь синего, красного, жёлтого, белого цветов, палитра, вода, салфетки, листы с контурами шариков (4–5 на каждого воспитанника), половинки кругов исходных тонов и целые для искомых, фланелеграф. Забежавший в гости зайка жалуется, что никак не может найти свои любимые цвета красок, но слышал, как их можно сделать из того, что есть. Дети соглашаются помочь. Берут целый круг, крепят его на фленелеграфе, затем на листе смешивают две краски. Если получается правильный оттенок, половинками кругов показывают решение. Жёлтая и красная краски - оранжевый цвет, синяя и жёлтая - зелёный, красная и синяя - фиолетовый, синяя и белая - голубой.
Музыкальный, театральный. Почему рождается звук. Помочь детям понять, что звук является результатом колебаний предметов. Бубен, стакан из стекла, гитара, линейка (деревянная), газета. Педагог просит вспомнить, какие звуки издают шмель, муха, комар. Затем предлагает извлечь звуки из представленных предметов. Когда звучание прекращается? Когда мы перестаём воздействовать на предмет. Звук появляется в результате быстрых колебаний в одну и в другую сторону. Прекращаются колебания - заканчивается звук.
Центр материалов. Из чего птицы делают гнёзда Определить ряд особенностей жизни пернатых весной. Кусочки ваты, меха, нитки, лоскутки ткани, тонкие ветки, камешки. Оставляем материал рядом со строящимся гнездом (или оставшимся с прошлого года), наблюдаем несколько дней, какие материалы птице пригодились. Приклеиваем на лист бумаги использованные пернатыми материалы, рядом изображаем гнездо.

Это интересно. В средней группе дети начинают знакомство с долгосрочными опытами, в то время как у ребят младших групп эксперименты были только краткосрочными.

Демонстрация

В рамках темы или для использования в любых других целях взрослый знакомит детей с материалами в центре через демонстрацию. Так, например, при изучении темы «Сказка А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» на развитии речи воспитатель показывает всех героев сказки, взяв их из игрового и театрального центра. При этом, возможно, ранее малыши не встречали игрушку кенгуру, то есть она не была в доступе.

Причём поскольку личный пример - самый сильный способ донести информацию до ребёнка, то прежде чем распределять реквизит для ролей в постановке, воспитатель сам надевает (или прикладывает к себе) костюмы, маски - как бы знакомит ребят с образами.

Даже такой знакомый вид театрализованной деятельности как пальчиковый театр нуждается в том, чтобы напомнить детям принцип его работы

Словесные приёмы (беседа, загадки, стихотворения)

Слово сопровождает каждый шаг педагога и детей. То есть неважно, показываем, рассматриваем мы что-то, нужно комментировать каждый шаг. Так что наглядность без словесных приёмов реализуется сложно и малоэффективно.

Такая обычная, привычная форма работы как беседа, станет куда более интересной, если она будет вестись от лица игрушки из игрового центра или от имени художника, написавшего картину из творческой зоны. А животные - это просто непременные «загадыватели» загадок и «слушатели» выученных наизусть стихотворений.

Сказки и рассказы

Объёмные повествования сопровождаются демонстрацией картинок или игрушек с героями текста. Некоторые отрывки (или даже целые произведения) могут иллюстрироваться постановками с использованием реквизита театрального центра. Так, к примеру, при изучении темы «Огород», в гости на занятие могут прийти герои-овощи в виде пальчикового театра.

Чем больше взрослые разговаривают с детьми, тем заметнее обогащается словарный запас малышей

Игровые приёмы

Не зря же целый центр выделен под забавы. Причём и для подвижных, и для спокойных всё необходимое найдётся.

Таблица: примеры подвижных игр в игровом центре

Название игры Задачи Описание Варианты
Самолёты Закреплять навык строится в колонну, работать над развитием умения ориентироваться на местности. Малыши («лётчики») строятся в 2–3 колонны в разных местах, отмеченных флажками. По сигналу педагога «Готовимся к полёту!» дети сгибают руки в локтях и выполняют круговые движения кистями, заводя мотор. По команде «Летите!» дети расставляют руки и «летают». А реакцией на слова «На посадку» должно быть быстрое построение в свою колонну, отмеченную флажком. Взрослый может менять расположение флажков в течение игры.
Ищу пару Тренировать умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться по двое, распознавать цвета и практиковать бег. Развивать смекалку, инициативность. Нечётное количество детей стоит у стены, каждый держит флажок определённого цвета. По команде педагога малыши разбегаются, а на слова «Найди себе пару» должны быстро найти флажок такого же цвета и принять с партнёром какой-то образ (например, героев сказки «Лисица и журавель»). Если флажков нет, можно использовать корпусы от использованных фломастеров. Чтобы немного усложнить задачу, можно попросить образовавшуюся пару перепрыгнуть для начала через «ручей».

Таблица: примеры дидактических игр в игровом центре

Название игры Задачи Описание
Кто/что бывает? Тренировать внимание, память, закреплять знания о животных, птицах и насекомых. Ведущий называет любое животное (насекомого, птицу), поднимает руки вверх и говорит: «Летит». Если это правильно, то все малыши тоже поднимают руки. Если неправильно, то держат по швам. Кто ошибся - выбывает.
Бывает - не бывает (игра с мячом) Работать над развитием внимания, памяти, быстроты реакции и мышления. Воспитатель кидает мяч малышу, который должен быстро сообразить, бывает такое или нет. Например, «Снег летом… не бывает!», «Капель весной… бывает!» и т.д.
Дети могут стоять по кругу, а могут произвольно.

Как оформить развивающие центры в группе

Начиная со средней группы, воспитатель оформляет предметно-развивающую среду вместе с детьми, то есть советуется относительно расположения центров, вариантов их сочетания. Тем самым давая понять малышам их значимость, то есть опираясь на самую главную мотивацию ребёнка 4–5 лет: во всём быть похожим на взрослых.

Центры могут не иметь жёстко закреплённых уголков, а быть организованы более гибко. Для этого нужно найти оптимальное сочетание компонентов-центров по содержанию и эстетическому оформлению.

Фотогалерея: пример организации предметно-развивающей среды без строгих границ

С раннего возраста дети повторяют правило о том, что брать следующую настольную игру можно тогда, когда предыдущая будет возвращена на место
Уголок книги и правда может размещаться в углу, только мебель для этого должна быть подходящая Уголок патриотического воспитания выделяется во втором полугодии Коробку с природными материалами можно хранить в уголке природы, а не в центре материалов Мягкие конструкторы могут использоваться как снаряды на спортивных занятиях, поэтому и хранить их можно в спортивной зоне Игрушечная мебель для игрового центра - обязательный элемент комплектации В центре творчества обычно столов и стульев для детей нет, мебель используется из учебной зоны В уголке уединения может быть организован музей, например, с моделями разного вида транспорта

...Если мы сумеем научить ребёнка ощущать

Красоту, изумляться дивным творениям

человеческих рук, красоте природы, то

вырастим человека с высокой культурой

чувств, а открывать детям красоту мира

возможно через творчество, которое

несёт радость… (В. А. Сухомлинский)

Наша группа называется «Буратино». Группа логопедическая компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течении всего дня. Открывая группу и оформляя её мы учитывали все стандарты программы.

Давайте начнём уважаемые коллеги нашу экскурсию от входа в группу. Добро пожаловать! Раздевальная комната оформлена по названию группы. Нашего сказочного героя мы переодели в олимпийскую форму. Ведь скоро Олимпиада в Сочи 2014. Мы с детьми тоже готовимся к ней (проводим беседы, рассматриваем иллюстрации, изучаем виды спорта).

Наши стенды также выполнены по сказке «Буратино» (информационный стенд и меню).

Когда у нас проходят праздники, дни открытых дверей, мы обязательно оформляем нашу раздевалку по теме праздников, лексических тем, мероприятий.

Слева от нашего сказочного героя расположен наш спортивный уголок.

Ну что пройдём дальше? Перед входом в группу у нас оформлен уголок настроения. Современная жизнь требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым видам деятельности. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу деятельности. Нам необходимо создать условия для психомоторного развития в логопедической группе. Поэтому почти все уголки группы связаны с работой мелкой моторики. Дети находят соответствующий символ своего настроения на данный момент и вешают его на стебель яркого одуванчика (крючок). Зеркало мы установили не случайно, так как дети иногда просто проделав мимические упражнения, проявить свои эмоции, могут поменять символ (в группе имеется картотека упражнений).

Сразу у входа у нас разработан уголок «Здравствуй, я пришёл!» или по другому мы его называем «Зодиакальный круг». Фотографии детей прикреплены к тем солнечным лучикам, какого они знака зодиака. Детям очень нравится. Они выучили весь зодиакальный круг. Знают знаки своих родных и близких, даже друг друга. Приходя утром в детский сад дети переворачивают фото лицевой стороной, а вечером уходя, соответственно проделывают всё обратно. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием двигательных умений и навыков можно, используя нетрадиционные методы и приёмы.

Проходим дальше и что мы видим? Ого! Буратино с детьми попал на поле чудес. Какие же чудеса сегодня произошли у наших детей? Знаем, знаем, наша Аня научилась говорить звук «Р» поэтому у неё появилась ещё одна золотая монетка. И дети и родители всегда могут проследить за успехами своих детей. В связи с тем, что с каждым годом происходит увеличение количества детей имеющих различные нарушения, в том числе речевые, мы должны ориентироваться на актуальное, ближайшее и перспективное развитие детей, а также на становление их индивидуальных способностей.

Сразу на противоположной стороне находится большой стенд для творческих работ «Город мастеров». На стенде меняются выставки очень часто, ведь у нас кроме НОД по изобразительной деятельности, проводится кружковая работа «Умелые ручки». Здесь же полочка для работ из пластилина и других работ своими руками. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит самореализация, самовыражение, самоутверждение личности ребёнка, его индивидуальных возможностей.

На противоположной стороне от творческого стенда растёт чудо – дерево. Мы используем его по ознакомлению с окружающим. Времена года меняются по календарю: листочки, птицы на кормушке, снег, насекомые, почки и многое другое, в зависимости от наступившего времени года и изменений в природе. Организовать нашу работу нам помогают сами дети. Наблюдая за деятельностью детей в течение дня мы задаём себе вопрос, что можно ещё сделать в своей работе, чтобы наши воспитанники могли раскрыть свои возможности?

Используем дерево по экологическому воспитанию. Правила поведения в природе.

Некоторые темы по изобразительному творчеству тоже могут подходить к нашему чудесному дереву, например «Снегири, как яблоки». Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Ой, посмотрите! Какая гусеница. Какие – то кармашки у неё на брюшке? Эти кармашки для мамочек, папочек и детишек. А в кармашках много разных загадок, стихотворений, примет о временах года. Мы заучиваем их вместе с мамами и папами дома. Родители сами выбирают, что сегодня поучить. В основу своей деятельности применяем, как ранее разработанные методики, так и собственные авторские наработки, включающие нетрадиционные методы. Таким образом, в нашей группе созданы все условия для всестороннего развития детей.

Просим Вас пройти дальше, гости дорогие! У нас есть весёлый уголок дежурных. А знаете почему весёлый? Да потому что наш поварёнок всегда зовёт дежурных сервировать столы весёлой песенкой. Воспитатели включают его по времени. Дежурные слышат песенку и бегут дежурить. Вот так. Информация в уголке часто меняется: правила поведения за столом, сервировка стола, национальные блюда и другое.

Немного дальше находится у нас детская библиотека. Да, да вы не ослышались, именно библиотека. Если дети хотят взять книгу домой, то записываются в читательских билетиках. Совсем как в настоящей библиотеке. На каждого ребёнка есть читательский билет, и даже на взрослых. В библиотеке есть: картотека книг (перечень литературы); аптечка для книжек; закладки, которые дети изготовили сами; лупа с подсветкой; книжки – малышки для собственного авторства (оформления); настольная лампа для индивидуального чтения или вечернего (у нас есть вечерняя традиция в группе, чтение сказок при свечах. Волшебный сундучок, в котором находятся предметы, с помощью которых мы узнаём, как появилась книга, на чём раньше писали? Дети могут в любое время сами попробовать написать: на глине, папирусе, коре, камне, коже. Мы устраиваем различные выставки, посвящённые писателям и поэтам.

Рядом с библиотекой у нас находится творческая зона. Здесь можно найти всё, «Что душе угодно». «Творить» мы любим. Много занимаемся с помощью нетрадиционных техник. Наша кукла Алёнушка меняет свои наряды, а точнее национальные костюмы. Меняются изделия декоративно – прикладного творчества.

Справа от зоны творчества у нас зона мелкой моторики. Как отмечают исследователи детской речи движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В процессе манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Поэтому наши дети пользуются этими подносиками с разными предметами для развития пальцев и кистей рук в свободное время. Там находятся различные массажёры, суджо-ки, волчки, таблички на тактильные ощущения, сортировка круп, нанизывание бус, работа с пинцетом, пипеткой и многое другое. Чтобы не пропадал у детей интерес, пособия меняются 1 раз в неделю.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

А наблюдать нам есть за чем. Сейчас увидите сами. Для того, чтобы улучшить состояние речевой функции и снизить количество речевых нарушений, развить мелкую моторику рук, необходимо составить систему коррекционной работы с детьми. Для таких детей часто важен процесс действий с предметами в течении всего дня.Для того, чтобы сформировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, нами был разработан календарь природы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Дети определяют время года, месяц при помощи стрелки. На календаре дети определяют состояние сегодняшней погоды и передвигают стрелку на соответствующий символ. С определением погоды, дети меняют одежду на куклах – шаблонах расположенных также на календаре. Все шаблоны легко снимаются и крепятся снова.

Внизу календаря расположены шаблоны деревьев. В нашем случае – это берёза. Дерево прослеживается во всех месяцах на протяжении всего времени года (без листьев зимой, весной начинает зеленеть постепенно, летом с зелёными листьями, осенью с жёлтыми). Затем определяем, какая неделя в этом месяце по счёту. Для этого, под каждым деревом прикреплены кнопочки по количеству недель в этом месяце.

На каждой кнопочке висит неделька (шнурочек) на которую мы одеваем бусинку (день недели). Бусинки тоже соответствующего цвета: Зима – белый, весна – бледно-зелёный, лето – ярко-зелёный осень – жёлтый. Каждый день бусинки добавляются и считаем какой день по счёту, например среда, если бусинок три?(третий). Выходные дни определяем бусинками красного цвета. В конце каждой недели считаем бусинки (сколько дней в неделе). Предложенное пособие служило моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражалась взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимали недельки календаря и складывали из недель - месяц.

Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могли подойти определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым неделькам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Работа с календарем и моделью календарного года намного облегчает задачу обучения. У детей формируются четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

Посмотрите дорогие коллеги. Мы используем обруч для вывешивания картинок, иллюстраций по лексическим темам. Его же используем для упражнений речевого дыхания: снежинки, бабочки, цветы и другое. Для обеспечения подлинно всестороннего развития ребенка необходимо поддерживать единство предметно-развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Мы живём на крайнем севере. И нам всегда не хватает тепла, солнышка, какой - нибудь зелени, витаминов. Дети почти 9 месяцев видят снег. В течение года мы реализуем мини-проекты. Детям предлагается приготовить мини-доклад. Проекты разрабатываются и осуществляются с учётом реализуемой программы. Эти проекты хорошо восполняют пробелы воспитательно – образовательной работы с детьми. Мы с детьми работали над проектом «Маленькие огородники». С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их.

Защита проекта заключается в передаче собранной информации по теме самим ребенком, с использованием фотографий, рисунков, кроссвордов, загадок - подготовленных вместе с родителями по данной теме. Ребенок, защищая свой проект учиться выступать перед аудиторией группы, отвечать на вопросы присутствующих. Эвелина защищает проект «Моя Родина».

Ну вот пришла пора заглянуть в самое тихое место. Это детская спальня. Здесь мы просыпаемся, делаем зарядку и ходим по коррегирующим дорожкам, которые сами пошили. Мы с детьми называем её «Дорожкой здоровья». Как это здорово, всё делать самим, своими руками, с родителями и детьми. Забота о здоровье подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.

А это наша гордость. Наш театр, самый лучший. У нас проходят детские постановки, пальчиковые, настольные и другие театры. За занавесом у нас находится гримёрная с зеркалом, костюмерная и различные виды театров. Создаются условия для преобладания положительных эмоций в организации театрализованной деятельности детей.

Мы даже показываем театр РЭМП (стихотворение «Как - то кубик в лес пошёл, там цилиндр он нашёл!»). Так дети лучше запомнили геометрические тела. Ведь у нас нет сейчас занятий, а есть непосредственно-образовательная деятельность. Цель данного театрализованного представления была обобщить, систематизировать, уточнить представления о геометрических фигурах и геометрических телах.

Ну вот осталось посмотреть нашу умывальную комнату. Кругом плавают рыбки вокруг водорослей. Везде вывешены карты-схемы (алгоритмы). И в группе, раздевалке, спальне.

Сегодня необходимо образование, которое становится лицом к ребенку, к его особенностям и способностям, дает возможность проявить себя там, где он успешен. Особенно это важно при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом важности этой проблемы проводимая работа не теряет своей актуальности. Новизна данной работы заключается в понимании приоритете коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук нетрадиционными методами и техниками как эффективного средства развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Список использованной литературы:

1.Программа развития дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы МАДОУ)

2.Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»

3.Л.Д. Постоева Л.А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай!»

4.Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду»

5.М.Е. Хилько Возрастная психология

6.Е.А. Лифиц «Развитие речи, движения и мелкой моторики»

7.Собственные наработки (из опыта работы)

Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002223- 0002224 ШПИ 62502666132205 дата отправки 16.11.2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;
  • игрового оборудования;
  • игрушек;
  • разных видов игровой атрибутики;
  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Как создается развивающая среда?

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.

Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к воспитанника.

Исходя из этого при создании данной среды для любых в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн

Принцип позиций при взаимодействии

Он основан на для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.

Принцип активности

Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.

Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.

Принцип стабильности-динамичности

Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.

Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.

Студенты факультетов не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, - лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам - то, что вызовет в них «дух мужчины».

Принцип сочетания разнообразных элементов

В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.

Речевая развивающая среда группы

Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Комплексные меры

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов - педагогической поддержкой детской деятельности.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.

Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с

В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.

Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.

Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.

Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.

В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила - это даст возможность ребенку развиваться.

В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка - процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.

В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно- ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Одна из наших задач - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Детский сад реализует образовательную программу «Детство», поэтому создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. Предметно-развивающая среда должна быть яркой, познавательной, эстетичной, поучительной, гармоничной, доступной, с учетом потребностей и интересов детей.

В нашей группе не так много места, но основные уголки для развития детей у нас присутствуют.

Это наш спортивный уголок. В нем подобран необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и для подвижных игр.

Уголок природы у нас совмещен с уголком экспериментирования.

Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и проводят опыты, экспериментируют.

Зимой мы вместе с детьми выращиваем лук, укроп, редис и конечно рассаду цветов для будущих цветников.

Дети проводят наблюдения за ростом растений, помогают за ними ухаживать – поливать, рыхлить землю.

Также у нас есть книжный уголок, в котором подобраны книги по возрасту детей, музыкальный уголок.

Так у нас расположены уголки с сюжетно-ролевыми играми «Дом», «Автопарк».

В отдельных контейнерах атрибуты к играм «Больница», «Строители», «Магазин», «Салон красоты» и другие. Детям очень нравится играть в сюжетные игры, наряжаясь в наряды. Они учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжете игры.

Уголок изодеятельности, наша «Изостудия». Здесь дети могут заняться рисованием, лепкой, аппликацией или поиграть в развивающие логические игры. Всё находится в свободном доступе, с учетом роста детей.

Вот такие рамочки к фотографиям наши детки сделали в подарок к 8 марта для своих мамочек в изостудии в свободное время. Выставку мы оформили в приемной.

После праздника подарили рамочки мамам.

А в приемной наших деток и их родителей встречает вот такой замечательный веселый осьминог в компании дельфинов, морского конька и крабика.

Вся наша приемная выполнена в морском стиле. Всё сделано своими руками, при помощи самоклейки и потолочных плиток.

В группу детей приглашает вот такое солнышко.

Каждый год в группе оформляем мини-музеи, совместно с детьми и их родителями.

Это все что касается группы. Мы стараемся создать все условия для полноценного, разностороннего развития детей. Конечно, не нужно забывать и про участок детского сада.

Участок – обязательный элемент дошкольного учреждения. Правильно спланированный и хорошо оборудованный участок, где дети проводят от 3,5-4 ч зимой, до 5-6 ч в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития.

Пребывание детей на участке позволяет широко использовать в целях закаливания мощные оздоровительные природные факторы – воду, солнце, воздух. На участке дети получают реальную возможность удовлетворить потребность в движении, совершенствуя при этом свои двигательные умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнения, трудовых процессах.

Хорошо озелененный и оборудованный участок оказывает положительное влияние на эмоциональный тонус, который в сочетании с активной двигательной деятельностью поддерживает состояние хорошей работоспособности детей.

Участок используется в педагогических и воспитательных целях для ознакомления с окружающей природой, развития речи, мышления, для воспитания трудовых навыков, реализации отдельных форм физического воспитания.

Участок должен быть функциональным и летом и зимой. На своем участке мы каждую зиму делаем снежные фигуры. Стараемся чтобы было не только красиво, но и чтобы дети физически развивались. Фигуры делаем по какому-то сюжету. Например, в прошлом году на нашем участке были персонажи сказки «Колобок», где каждый герой был задействован. Например, заяц у нас сидел на «тропинке равновесия», волк был сделан для «подлезания», медведь держал в своих лапах бочку с «медом» для метания, лиса держала обруч для «пролезания», ну а Колобок как главный герой сказки просто для «фотографирования».

В этом году мы построили зимний городок по популярному сейчас мультфильму «Маша и медведь». Здесь у нас возле зайца был ледовый каток, возле Деда Мороза лежали подарки, через которые дети прыгали, белка сидела около «дорожки равновесия», возле Мишки была корзинка для метания, а Маша держала обруч для пролезания. Фигуры мы располагаем так, чтобы у детей оставалось еще достаточно места для активых подвижных игр.

Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию предметно-развивающей среды в группе и на участке является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, т.е. социальную среду.

Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

  • Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;
  • Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
  • Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

Используемые материалы с сайта: school2100.ru

Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.

Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

  • принцип открытости;
  • гибкого зонирования;
  • стабильности-динамичности развивающей среды;
  • полифункциональности;
  • принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего "Я".

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме ЦЕНТРОВ природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы ЦЕНТРЫ экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Помимо специальных занятий, дети средней и старшей групп посещают в свободное время экологическую комнату. Растения, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. В ЦЕНТРАХ детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).

В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
  2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама