THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С рождением ребенка молодые родители начинают строить планы на его будущее. Они мечтают вырастить малыша умным, целеустремленным, самостоятельным человеком. Многие мамы и папы едва не с первых дней ребенка задумываются о том, как нужно его развивать и обучать. Другие взрослые, наоборот, пускают на самотек обучение и развитие своего малыша, считая, что это забота педагогов в детском саду и школе.

Несмотря на различные мнения, специалисты утверждают, что мозг человека больше всего впитывает информацию именно в возрасте от рождения до шести лет.

Раннее развитие не заключается только в обучении чтению и письму. Оно предполагает обучения ребенка тем навыкам и знаниям, которые в последующем станут ему необходимыми.

На сегодняшний день существует большое количество детских центров для малышей. Каждый из них работает по определенным методикам. Наибольшей популярностью пользуются такие: методики Монтессори и Домана, Вальдорфская педагогика, игры Никитиных и приемы Зайцева. Каждая из предложенных методик имеет свои плюсы и недостатки. Отличным вариантом станет сочетание всех приемов между собой. Тогда положительный эффект каждого метода только усилится.

Студии для маленьких детей предполагают групповые, индивидуальные занятия или занятия по типу «мама + ребенок». Зная особенности своего крохи, родители могут сами решить, какой вид обучения будет наиболее приемлем для их ребенка.

Как правило, в школах раннего развития групповые занятия разделяют малышей на возрастные группы: от рождения до полугода, от 5 до 10 месяцев, от 10 месяцев до 1,5 лет, от 1 года до 3 лет. Исключением являются Вальдорфские детские сады. Там занимаются малыши от трех до шести лет. Группы детей смешанные.

Прежде чем сделать выбор в пользу того или иного центра раннего развития, необходимо помнить о том, что он должен находиться недалеко от дома. Иначе маленький ребенок устанет за дорогу. Важно так подбирать время занятий, чтобы малыш не хотел спать и не был голоден. Наиболее активными дети бывают в утреннее время. Поэтому занятия лучше проводить именно в этот период. Для малышей до двух лет длительность занятий не следует превышать 40 минут. Посещать такое заведение малышам рекомендуется не более двух раз в неделю. Родители должны следить за тем, чтобы педагог использовал различные физкультминутки, пальчиковые гимнастики.

Заведения для развития малышей имеют ряд преимуществ. В таких центрах используется развивающий материал, предназначенный для детей определенного возраста. Его приобрести могут не все родители, поскольку он является дорогостоящим. Студии раннего развития воспитывают в ребенке самостоятельность, учат общению с ровесниками. Малыши преодолевают первые конфликты и ссоры, учатся логически мыслить, развивают память, внимание, творческие способности.

Несмотря на множество плюсов таких заведений, они имеют и некоторые недостатки. Как правило, развивающие учреждения достаточно дорогостоящие. Не всегда такие центры можно найти недалеко от дома. Поездка может стать для ребенка достаточно утомительной. Из-за того, что малыши имеют слабый иммунитет, они подвергаются частым заболеваниям, общаясь с другими детками.

Родители должны помнить о том, что ответственность за развитие и воспитание малышей полностью лежит на их плечах. Недостаточно записать ребенка в развивающий кружок или студию. Эти занятия не способны заменить малышу общение с папой и мамой. Для маленького ребенка большую пользу может принести чтение мамой сказок, совместная игра с папой и прогулка с бабушкой, нежели занятия в развивающих центрах, не подкрепленных родительским вниманием.

Сияющая мать рассказывает подругам, что дочь в два с половиной года уже изъясняется сложными предложениями – и все благодаря карточкам, разложенным по всему дому. А счастливый отец не нарадуется на сына, который в том же возрасте научился считать до ста. Какие, казалось бы, еще нужны доказательства того, что методики раннего развития работают? Не будем спешить.

Во-первых, удивительные результаты детей – не обязательно то, чем они кажутся родителям. «Да, маленький ребенок иногда может перечислить цифры до 100, – согласна детский аналитик Анна Скавитина. – Но он просто запоминает их, как запомнил бы стихи. К счету это не имеет отношения».

Во-вторых, детские успехи не всегда связаны с методиками развития. «У ребенка, с которым родители много разговаривают, речь, конечно, развивается быстрее. Тем более если речь родителей красива и сложна, – отмечает детский психолог Галия Нигметжанова. – Возможно, он и без всяких карточек показывал бы те же успехи».

И наконец, в-третьих. Даже если результат достигнут и система раннего развития помогла, где гарантия, что это сделает ребенка в будущем счастливее и успешнее?

Ребенок как проект

Идеи раннего развития пришли в нашу страну вместе со множеством других ярких идей в начале 1990-х. И пришлись по душе многим родителям, которые в те бурные годы стремились контролировать если не свою жизнь, то хотя бы будущее детей. Стремление, безусловно, благое. Но отчасти и опасное, поскольку в стремлении формировать будущее ребенка – ради его же счастья, конечно! – слишком легко упустить из виду интересы самого ребенка.

«Минусы начинаются там, где желание «получить результат» берет верх над собственно родительским взглядом – а что там происходит с моим ребенком, а хорошо ли ему? – считает Галия Нигметжанова. – Опасно, когда ребенок призван демонстрировать успешность меня, взрослого, моему окружению». В этом случае у родителей есть соблазн превратить воспитание детей в «проект». Чем не достойная задача: вырастить если и не гения, то хотя бы очень успешного человека? Достойная при одном условии: заботы о ребенке. «Вырастешь – спасибо скажешь» – не аргумент.

Маленькие дети очень внушаемы. Все, что они получают в детском возрасте, протягивается потом и во взрослую жизнь. И тем важнее уважать личность ребенка, не навязывать ему нечто заведомо чуждое.

Пусть его научат

Между тем многочисленные школы, курсы и студии раннего развития отвечают в первую очередь именно родительским запросам, которые, в свою очередь, зависят от моды. Еще не так давно нам наперебой обещали обучить двух-трехлетних детей музыке, математике и иностранным языкам. Сегодня, когда у родителей в почете восточные практики, множатся студии детской йоги и даже курсы медитации для маленьких детей.

«Не вижу ничего плохого в том, что мать занимается йогой вместе с ребенком. Они в этот момент взаимодействуют, родитель что-то делает, а ребенок пытается ему подражать, у них устанавливается еще более плотный контакт, – говорит Анна Скавитина. – Но если родитель, сам не занимаясь йогой, отдает ребенка, мол, пусть его обучат тому, чего я сам не умею, – это уже не развитие». И это касается не только йоги.

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей, уверена Анна Скавитина: «Часто там работают девушки, не имеющие ни своих детей, ни специальных знаний. Да, мы получаем детей, которые натренированы в определенной области и могут это демонстрировать к удовольствию родителей. Но естественному развитию это скорее мешает».

Без вины виноватые

Еще одна причина увлечения ранним развитием – повышенная родительская тревожность. Будущие матери и отцы активно готовятся к родительству, заранее посещают семинары, покупают книги. «Но потом ощущают растерянность, потому что книги сулили одно, а в реальности все эти рекомендации выполнять сложно, – отмечает детский психолог Елена Морозова. – Многие родители не доверяют себе, своей интуиции; не развивают ее, иногда даже не включают ее, а доверяют советам специалистов из книг, тренингам. Поэтому они не всегда понимают, что делать, но при этом ощущают высокую ответственность перед обществом».

Чувство вины может заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь

Сегодня взрослым приходится жить в бешеном темпе. Чувство вины за то, что они слишком много работают и недостаточно времени уделяют ребенку, постоянные сомнения в том, «достаточно ли я хорошая мать», могут заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь, развивать по всем методикам сразу, отдавать на занятия очень рано, чтобы компенсировать собственное отсутствие.

Родители утомлены, ведь «список их обязанностей растет с каждым днем, – сочувствует психотерапевт Кристоф Андре. – Им нужно следить не только за тем, чтобы ребенок рос здоровым, но и чтобы он был счастлив и хорошо развивался. А в этой сфере мы все слегка дезориентированы».

Обожествление детства

Сегодня многим родителям и даже психологам свойствен несколько идеалистический взгляд на детство, согласно которому дети инстинктивно знают, что для них хорошо. Оборотная сторона этой идеализации – недоверие к авторитету, к интеллекту, вообще ко взрослым, (которые осуществляют над ребенком насилие, стремясь его «усреднить» и отрезать его от его чувств). При таком подходе лучшее, что могут сделать родители, – оставить ребенка в покое и не мешать ему самостоятельно выбрать то, что нравится. Правда, есть одно «но»: ребенку необходима связь со взрослым.

«Ребенок – существо, для которого понятия «нравится – не нравится», «удовольствие – неудовольствие» зависят от того, что нравится его родителям, – напоминает Галия Нигметжанова. – И лучше всего у него получается то, чем они с ним занимаются, получая сами от этого удовольствие».

Возможно, именно поэтому актерские и музыкальные династии встречаются чаще, чем династии сталеваров: дома нельзя варить сталь. Музыканты чаще вырастают в музыкальных семьях, где владение инструментом – нечто естественное. А актеры – в актерских, потому что растут в атмосфере раскованности и любви к сцене. Иногда родители и не хотят, чтобы дети шли по их стопам, но дети очень рано впитывают профессию.

Действует не столько методика, сколько пример, который мы подаем своей жизнью, своей увлеченностью

Эту точку зрения разделяет Кристоф Андре: «На ребенка действует не столько методика, сколько пример, который мы им подаем своей жизнью, своей увлеченностью». А что, если вам медведь наступил на ухо, но вы мечтаете, чтобы сын или дочь росли музыкальными? Для начала в доме должна звучать музыка. А дальше задача родителей – найти педагога, который заразит ребенка своей любовью.

«Роль взрослого остается ключевой, – убеждена Галия Нигметжанова. – И если это не родители, то тренер или педагог, который любит свое дело, хорошо понимает детей и обладает положительной энергетикой, харизмой». Как его узнать? После занятий у детей горят глаза, они не могут дождаться следующей встречи.

Лучшее развитие – игра

Большинство методик раннего развития делают упор на игровую форму занятий. Но ее не следует путать со спонтанной детской игрой.

Французский философ Мишель Монтень уверял, что «игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»; ему вторит российский психолог Лев Выготский, назвавший игру «ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Недавние исследования показывают, что в процессе игры снижается активность миндалевидного тела – участка мозга, который реагирует на страх.

Кроме того, «при каждой успешно решенной игровой задаче определенные участки в среднем мозге, так называемые «центры вознаграждения», начинают усиленно «искрить», – уверяют нейробиолог Геральд Хютер и философ Кристоф Кварх, авторы книги «Спасите игру!». – Мы переживаем это чувство как радость, удовольствие, иногда даже восторг».

Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок

«Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок. Не через поучения и указания или прочие «развивающие мероприятия», а благодаря тому, что каждый день в игре они узнают больше о мире и о своих возможностях исследовать и творить этот мир», – резюмируют авторы книги.

В игре ребенок учится ориентироваться в мире и справляться с собой, со своими аффектами. Поэтому игра не может быть лишь «оболочкой» для развивающего мероприятия, а должна прежде всего оставаться именно игрой.

Три кита успеха

Сегодня уже не одно поколение детей проверило на себе раннее развитие. Какие выводы сделали психологи? «Доказать пользу или вред той или иной методики развития невозможно, – говорит Галия Нигметжанова. – Человек – открытая, саморазвивающаяся система. Мы не можем создать лабораторные условия и выявить, что его развивает, а что тормозит».

Но если мы намерены всерьез заняться развитием ребенка, нам, несомненно, понадобятся три «народных средства»: любовь и уважение к ребенку, искренний интерес к тому, чем мы с ним занимаемся, и время для игры. И вполне может оказаться, что других методик и не потребуется...

Чем меньше ребенок, тем проще ему усваивать информацию и расширять границы своего мышления. Маленькие дети схватывают на лету любое сказанное слово, звук, ощущение, опыт. Однако, существует распространенное мнение, что раннее развитие не всегда полезно для малыша. Это мнение ошибочно - предлагая малышу развиваться и получать новые знания и опыт в игровой форме, вы не «отнимаете у дитя детство», а наоборот, делаете его насыщенным и закладываете прочный фундамент для развития гения. Если вы еще в раздумьях, прочтите 10 причин, почему стоит развивать малышей, и вы сможете окончательно убедиться в том, что это здраво и полезно!

1. Раннее развитие способствует развитию мозга.

Как известно, мозг малыша не прекращает формироваться после момента рождения. Наоборот, с рождения и до 3 лет формирование мозга протекает наиболее активно, и дополнительные нагрузки на этот орган сделают данный процесс более эффективным. Благодаря ежедневному получению новых знаний и опыта будут формироваться новые нейронные связи. Ученые заметили разницу между детьми, которые получали максимальное количество информации с самого раннего возраста и теми, развитием которых занимались менее активно. Мозг первых был намного развитее и сложнее, нежели у вторых. Конечно же, многие могут возразить, что никогда не поздно наверстать упущенное. В принципе, не поздно, но в будущем на это удет в десятки раз больше времени и усилий.

2. Раннее развитие повышает уровень интеллекта.

Казалось бы, что общего у щупанья гречки и складывания пирамидок с уровнем интеллекта. Но, именно такие простые развивающие занятия закладывают хорошее основание для развития гениального интеллекта. Если наблюдать за детьми, которые с раннего возраста развивались под наблюдением родителей или учителей, можно отметить, что у них очень гибкий, живой ум, способность мгновенно реагировать, творчески подходить к решению любой задачи. Раннее развитие - это основа, на которой будет строиться весь последующий опыт.

3. Раннее развитие - это весело!

Те взрослые, которые говорят, что раннее развитие отнимает у ребенка детство, наверняка, ни разу не организовывали развивающее занятие. Детство - пора игр и веселья, беззаботности и стопроцентного родительского принятия, в котором малыши чувствуют себя комфортно и безопасно. Развивающие игры - это именно то, что подходит под это описание. Более того, веселиться развиваясь, могут не только малыши, но и взрослые, которые занимаются с ними. Каждое занятие не только приносит пользу интеллекту, но также положительные эмоции, которые не менее важны для формирующейся личности.

4. Развивающие занятия сближают родителей с детьми.

Делая что-либо вместе, вы выстраиваете отношения, учитесь лучше понимать друг друга. Конечно же, есть множество других способов выстроить близкие отношения со своим малышом, но совместное времяпровождение в развивающих занятиях точно не будет лишним.

5. Раннее развитие помогает малышу приобрести уверенность.

Информированность, поощрение и похвала от родителей, осознание своих способностей - все это формирует здравую самооценку у ребенка. Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос уверенным в себе, без страхов, комплексов и заниженной самооценки, вам просто необходимо помочь ему, как можно раньше, понять, что у него есть таланты и способности, он может быть успешным, пусть пока только на развивающих занятиях.

6. Ранее развитие делает жизнь ребенка интереснее.

Неугасимое любопытство и страсть к познанию мира - это отличительная характеристика всех здоровых детей раннего возраста. Развивающие занятия помогают утолить жажду знаний и восполнить потребность в получении новой информации и опыта. Занимаясь развивающими играми с малышом, вы не угасите его любопытства, наоборот, еще больше стимулируете его к познанию мира, но вам удастся направить его познавательную энергию в правильное русло.

7. Раннее развитие помогает ребенку пройти возрастные кризисы.

Каждого малыша ожидает не один возрастной кризис. Это такие периоды, когда личность ребенка созревает, происходит ее трансформация и переход на новый уровень. Возрастные кризисы многими детьми переносятся тяжело, не говоря уже об их родителях, которые часто даже не знают, что происходит и как помочь развивающейся личности. Но, раннее развитие помогает малышу быстрее и легче переносить такие этапы взросления. Развитый ребенок проще выражает свои эмоции, потребности и желания, раньше становится самостоятельным.

8. Раннее развитие - залог успешного будущего.

Все мы желаем своим детям самого наилучшего. Мы хотим, чтобы они стали успешнее нас, смогли большего достичь и жили лучше. Раннее развитие помогает родителям сделать вклад в будущий успех своих детей. Ведь люди с развитым интеллектом в любой сфере деятельности смогут достичь высот.

9. Раннее развитие - идеальная подготовка к дальнейшему обучению.

Если развивать ребенка с самого раннего детства, ему будет проще усваивать образовательную программу в детском саду, школе и всех остальных заведениях. Малыши уже будут знакомы с механизмом усвоения знаний, и учеба не станет для них непосильной ношей, как часто бывает. Более того, уже к школе малыш будет опережать своих сверстников по многим параметрам и сможет чувствовать себя уверено и свободно в новой среде.

10. Раннее развитие прививает любовь к учению.

Детские психологи в клиниках и образовательных учреждениях слышат жалобы на отсутствие интереса к обучению у детей, чаще приветствий. А все почему? Потому что не был заложен правильный фундамент. Развивающие занятия проходят в игровой форме, что только стимулирует интерес малыша к учебе. Такой подход позволяет «с пеленок» привить крохе любовь к образовательному процессу!


В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах занятий по раннему развитию ребенка.

Что такое раннее развитие ребенка?

Сегодня в каждом городе можно увидеть школы и центры, которые занимаются ранним развитием ребенка. Но далеко не все понимают, что означает понятие «раннее развитие детей». Оно взяло основу из определения «раннего детства» - это возраст малыша от 1 до 3 лет, хотя некоторые также относят к нему и период младенчества до 1 года.

Раннее развитие - это организованный процесс обучения ребенка в возрасте до 3 лет, который позволяет получить ему определенные знания, овладеть новыми навыками, необходимыми для успешного процесса взросления.

Заблуждения по поводу раннего развития ребенка.

Конечно, многие считают, что обучение в центре полезно его чаду, там он учится чему-то новому и повышает свой интеллектуальный уровень. Но поскольку многие не знают, как проходят обучение и процесс воспитания, формируются определенные мифы.

Заблуждение 1. В детских центрах учат определенному навыку (рисованию, чтению, счету, пению и т.п.).

На самом деле педагоги занимаются всесторонним обучением ребенка: его учат речи, математике, творчеству, а разнообразие занятий позволяет поддерживать интерес у малышей, что положительно влияет на их развитие.

Заблуждение 2. Для обучения используются специально разработанные методики.

Развитие детей подразумевает не только учебу, дети могут получать новые знания и навыки с помощью игр, чтения сказок и даже простого общения.

Заблуждение 3. Посещение школы раннего развития лишает ребенка детства, оно не нужно, поскольку его всему научат в детском саду и в школе.

Это мнение совершенно ошибочно. В подобных центрах дети получают отличную возможность обучаться в дружеской атмосфере, общаться со сверстниками, там проводятся специальные игры, чтобы малыш не заскучал. Дети не воспринимают центр как место для обучения, для них это кружок, где можно весело провести время.

Почему так важно раннее развитие ребенка?

Считается, что в первый год жизни мозг ребенка развивается примерно на 50%, а к трем годам - уже на 80%. Именно поэтому малыш нуждается в обучении в таком возрасте. Задача раннего развития заключается не в том, чтобы он научился читать или считать, а в том, чтобы развить его естественные способности. В этом возрасте обучение состоит в улучшении памяти, концентрации, внимания и наблюдательности.

Раннее развитие поможет ребенку в дальнейшей жизни: ему будет проще обучаться, он будет быстрее адаптироваться ко внешним условиям и легче находить общий язык со сверстниками.

Стоит ли отдавать ребенка в центр раннего развития?

Отличным вариантом будет посещение школы раннего развития малыша совместно с родителями. Ребенок будет чувствовать поддержку, не испугается новых людей. Потом постепенно, освоившись, малыш сможет оставаться на занятиях без мамы. Ни для кого не секрет, что ребенок, который проводит время постоянно только наедине с мамой, потом сложнее общается с другими людьми. Когда дети, не посещавшие школу, идут в садик, они сильно переживают, нередко плачут и просятся домой к маме.

В центре же ребенок постепенно начинает привыкать к новым людям, к общению. ребенка, как правило, проходят несколько раз в неделю по 1-2 часа. Такое расписание будет комфортным для малыша, он понемногу привыкнет проводить время без мамы, поэтому после быстрее адаптируется в садике.

Для хорошего развития ребенка ему необходимо внимание: проводите время с малышом, играйте в развивающие игры, почаще общайтесь, водите на занятия в центр раннего развития, где он сможет пообщаться со сверстниками и получить новые знания.

Ольга Князева

Раннее развитие детей. Чем может быть полезна методика Масару Ибуки?

Думаю, многих потрясли кадры, показанные по новостным каналам о землетрясении в Японии, и все заметили, как стойко, организованно, по-человечески японцы перенесли выпавшее на их долю стихийное бедствие. Вспомните, к примеру, как россияне ведут себя в экстремальных условиях. Почему такая большая разница в поведении? Ответ лежит на поверхности — все дело в сложившейся системе воспитания детей.

Масару Ибука — гениальный человек, добившийся успеха и славы своим трудом, занимаясь исследованиями в области детской психологии, пришел к однозначному выводу: маленький ребенок обладает потенциалом для развития широкого спектра способностей , потом это сделать значительно труднее.

Соответственно, пуская на самотек процесс образования, родители лишают ребенка впоследствии прочной основы для успеха в жизни и возможности изменить мир к лучшему.

Почему нужно заниматься ранним развитием ребенка?

Современные исследования показывают, что развитие клеток головного мозга к трем годам уже завершено на 70−80 процентов, поэтому закономерно родителям направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста.

Основной целью раннего развития является не воспитание гениев (хотя по данным опросов, среди Нобелевских лауреатов многие обучались по методике Глена Домана — развитие с рождения математических способностей и обучение чтению через демонстрацию специальных карточек), а возможность дать ребенку такое образование, благодаря которому он будет обладать глубоким умом и здоровым телом, будет смышленым и добрым.

Подробный анализ ранних лет великих людей свидетельствует о том, что заложенные с рождения таланты развиваются максимально при благоприятных условиях получения прекрасного образования, созданных для ребенка в детстве родителями. Если же новорожденный воспитывается в чужой по природе среде, то вопреки распространенному мнению — ребенок, рожденный человеком, не становится человеком.

Известны случаи воспитания детей животными, и, несмотря на последующее их обучение людьми, остались полулюдьми-полуживотными, так как был упущен сензитивный период для развития человеческой речи, мышления.

Кроме того, замечено, что в случае целенаправленного воспитания детей, рожденных с ограниченными возможностями, они по результатам своего развития значительно опережают здоровых детей, с которыми не занимались ранним образованием. Разница такая большая, что изумленные педагоги, в частности , разумно задают вопрос родителям: «Что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?»

Таким образом, раннее развитие не предполагает насильственного обучения младенца различным знаниям и умениям, главное — введение нового опыта вовремя, для развития безграничных потенциальных возможностей, чтобы сделать ребенка счастливым.

Ни один ребенок не рождается ни дураком, ни гением — все зависит от личного опыта познания в период роста мозговых клеток (приблизительно до семи лет).

Самый важный период — первые три года жизни, в которых многое зависит от усилий и терпения родителей, их готовности к помощи своему ребенку в получении необходимого образования.

Каждый ребенок может учиться хорошо, все зависит от метода обучения. Найдите подходящий для вашего ребенка ключ к успеху.

Принципы Масару Ибуки

В первые годы жизни с ребенком надо быть и строгим, и ласковым, уважать детское «я». Невмешательство родителей по представлению «он еще маленький, поэтому ему можно все», а затем давление и предъявление требований в более позднем возрасте может лишь погубить талант ребенка и вызвать в нем сопротивление.

Ребенок обладает замечательной образной памятью, и нужно ему давать материал для запоминания, окружая лучшими предметами искусства и тем, чем бы вы хотели, чтобы он в будущем знал.

Взрослые понятия «хорошо» и «плохо», «трудно» и «легко» не годятся для маленького человека. Для него все одинаково ново и интересно.

Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации, в частности, освоить несколько иностранных языков. Сколько сил и энергии малыш при этом затратит, вас не должно беспокоить, так как ему совершенно нетрудно выучить то, что его интересует. Родителям следует знать, что многие навыки невозможно приобрести, если не усвоить их в раннем детстве. Исследования доказывают, легче и лучше в младшем возрасте дается изучение иностранных языков, развитие музыкального слуха (представить гармоничное развитие ребенка без музыки просто невозможно — уже пятимесячный малыш вполне может оценить творения Баха), формирование физических способностей — координации движений, чувства равновесия (к примеру, новорожденные чувствуют себя в воде комфортнее многих взрослых).

Главное влияние на ребенка оказывает его окружение, а не гены, поэтому так отличаются друг от друга близнецы и дети одних родителей. Часто спрашивают: «Мы воспитывали одинаково, а дети — совершенно разные. Почему?». Японская поговорка гласит: «Из луковицы не вырастет роза». Но проблема здесь не столько в генах, сколько в окружающей среде, созданной родителями, и жизненном опыте ребенка.

По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, тем самым упуская наиболее благоприятное для обучения время. Любое влияние на ребенка в раннем детстве оставляет в его душе неизгладимый след на всю жизнь, в частности, впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и поступков. И задача родителей — позаботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.

Обновлено 30.07.2015
Статья размещена на сайте 20.05.2011

    Как исправить оценку? Хотела поставить "пять", почему-то поставилась единица... И не могу исправить...

    Оценка статьи: 5

    очень интересная статья и для меня очень даже кстати,моим деткам 4 и 2 года, но я не разу не слышала о Домане.Спасибо за полезную статью!

    Ольга Князева, в целом с Вашей статьей согласен. Только вот по поводу Нобелевских лауреатов и выдающихся спортсменов... Встречались ли Вам когда-нибудь имена конкретных ученых и спортсменов, воспитанных по Доману? Я такой информации найти не смог. Было бы очень интересно.

    Оценка статьи: 5

    Для всех, интересующихся темой "ранее развитие"и что это: миф или реальность, начинаю публикацию статей. См. на моей странице первую статью -"Раннее развитие. Что про это писал Масару Ибуки? Мифы и реальность."

    Оценка статьи: 2

    Ольга Князева, Живем в Америке. Сыну 4 года, пошли в садик с громким названием "Детская академия", плата за него просто академическая. Хорошо, что садик оборудован видеокамерами и я видела, что дети мало того ничем не занимаются, а воспитатели пьют постоянно кофе просто наблюдая за тем, чтобы дети просто не убились. Ни занятий, ни чтения книг, не говоря уже о каком-то детском творчестве. Через неделю забрали ребенка оттуда. Нашли садик по методике Монтессори, привели его туда и остались. Удивила дисциплина и добрая строгость. Именно там мой неугомонный малыш стал внимательно слушать воспитателей. Да и в языковом плане чувствуется прогресс, ведь я дома занимаюсь с ним русским и по-русски. А в садике он изучил алфавит, цифры, формы, цвета, начал писать по-английски, стал считать по-испански и все это за полгода! Девиз данной школы: " Вначале дело, потом развлечения". Ребенок становится более самостоятельным. Кстати, на мой взгляд, занятия с ребенком должны быть обызательно постоянными, так же как и награда за успехи.

    Оценка статьи: 5

    Масару Ибуки далеко до моей прабабушки

    Моя прабабушка (мать шестнадцати детей кстати) советовала, что ребенка, воспитывать надо от рождения и до...... пока поперек кровати умещается. Т.е. получается где-то около трех лет.Потом, его никто перевоспитать не сумеет.
    Может и не надо ребенка третировать музыкальными уроками вкупе с репетиторством по иностранным языкам, но привить тягу к познаниям, интерес к физическому труду и т.д. необходимо, чтобы не вырос из сына свин .

    Оценка статьи: 5

    • Георгий Шаликиани, Ваша прабабушка совершенно права. Ее мысли отражают суть раннего воспитания.

      Ольга Князева,
      и как педагог,и как женщина,воспитавшая троих детей.целиком Вас поддерживаю.Практические результаты раннего развития и применение методики опережающего развития вижу и на своих,уже взрослых детях,и на учениках.
      По поводу ментальности- не могу не присоединиться к грустному мнению.
      Только слепец не видит этого.Почему-то падает стоимость жилья в кварталах, где начинают селиться русские(((

      • Тамара Давидова, Спасибо за поддержку. А то у меня создалось впечатление, что большинство ярые противники раннего развития, хотя многие имеют лишь поверхностное представление о том, что это такое, либо путают понятия.
        Видеть недостатки народа, не означает не быть патриотом. Просто кто- то хочет быть голым королем, а кто- то честно признается. Но разве можно решить проблему, не признав ее существование?

        Ольга Князева, вашему малышу все интересно потому что он МАЛЫШ! Ребенок начинает себя ощущать личностью где-то в 2,5-3 года, ранее его "Я сам" вызвано лишь интересом. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и поступков не совсем согласна. Вы сейчас так уверены в успехе методики, потому что ваш малыш еще совсем мал. Вот подрастет и его интересы и взгляды могут резко измениться. Из личного опыта могу привести множество примеров. Про музыку, так это отдельный разговор. Я ценитель классики, но и от современной музыки не отворачиваюсь, и пока дочь была маленькой старалась привить ей любовь к высокому искусству. Но вот прошло время, и моя дочь мне сказала: " Мама, тебе что, навится эта музыка?А мне нравится спортивная (т.е. ритмичная, быстрая, да с басами)"
        Про карточки я так и не поняла в чем фишка. Разве чтение книг, рассматривание картинок в них не является ранним развитием? Только уже поэтому можно учить стихи, выучить буквы, отвоить счет, различать все цвета до полутонов и т.д.

        • Анастасия Хрестинина, Вы правы, малышу все интересно, вопрос в том, как этот интерес сохранить и поддержать. Методики раннего развития с помощью похвала и порицания помогают это сделать, как и создать стимулирующую среду для развития потенциальных способностей ребенка.
          Ваш пример про музыку не противоречит методикам раннего развития- Вы привили потребность к музыке, развили музыкальный слух, а уж вкусы дело личности и времени.
          Успех для меня не цель, а сам процесс и результат я вижу наглядно в хорошем настроении ребенка, в его активном стремлении узнавать окружающий мир. И поддерживаю ребенка в его начинаниях, слушаю его, а не себя и свои амбиции. Мне хочется, прежде всего, чтобы у ребенка было счастливое детство.
          Про методику Домана, могу в личку Вам скинуть информацию, если интересно. Но как, впрочем, и везде есть недостатки, поэтому без синтеза не обойтись.
          Отечественные наработки есть, но так как педология была долгое время под запретом, заграницей достигли больших успехов в изучении раннего развития ребенка.
          Сегодня дети уже в первом классе не хотят учиться и предпочитают уходить в виртуальный мир, где от их мнения все зависит, потому что сейчас мало родителей, которые любят детей, а еще меньше их уважают.
          Вопреки мнению, что нынешние подростки продукт раннего воспитания, это не так. В школе я работала с одаренными детьми - мой выпускник три раза был победителем Всероссийской олимпиады по истории России, а его мама и бабушка занимались с ним с детства.
          И другие примеры свидетельствуют об этом.

          • Ольга Князева, вы все правильно говорите мало родителей, которые любят детей, а еще меньше их уважают Вот с этого и нужно начинать. Никакие методики не помогут, если нет любви и уважения, нет ценности. Не важно как вы развиваете своего ребенка, по какой-то методике или без.
            Примеров я могу привести множество, и все они основаны на личном опыте. И поэтому могу сказать, что ни к чему нельзя сохранить интерес, это было бы не нормально. Человек должен развиваться всесторонне. И любовь к чтению в раннем возрасте не гарантирует любви к чтению в будущем - это факт!
            Для себя пришла к выводу, что лучшего раннего развития чем книги нет. Но это опять же до определенного возраста.
            Карточки специально в интеренете посмотрела. Но чем они лучше? Вот они разложены на полу, а книгу можно полистать, просто так даже не читая. Вот под картинкой написано жираф, но ведь давно известно, что в стихах дети воспринимают и запоминают информацию гораздо лучше. Поэтому не вижу преимущества этих методик. Тем более, раз уж вы заговорили о менталитете, его тоже нужно учитывать. Что подходит одним, не подойдет другим.

            • Анастасия Хрестинина, Книга - это важно, но ведь Вы сами говорите о всестороннем развитии личности? И еще принято у нас говорить о гармоничном, но что делать если " однобокий" ребенок - ничего его кроме хоккея не интересует, зато он хорошо в него играет, много знает об истории игры и строит себе успешную карьеру в спортивной сфере, для дачи интервью замечательно владеет английским? Наши " традиционалисты" просто зачастую замучают такого ребенка. Понимаете в чем дело, гармоничной личностью человек может быть не сообразен нашим представлениям, неважно на чем основанным - психофизиологии, возрастной психологии, педагогики или личном опыте, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец, а быть самодостаточным, реализовавшим свой потенциал. Это мое мнение. Навязывание добра приводит к злу, потому что кроме самого человека знать доподлинно, в чем его смысл жизни, что для него добро не может никто. В раннем детстве проводником желаний для ребенка является мама, но роли отца в воспитании ребенка никто не отменял.
              А то вот разговоры в пользу бедных, с уничижительным отношениям к матери ребенка, называя нас " мамашами", а всех детей " с отклонениями"- я просто в восторге от " традиционистов". Если мама желает добра своему ребенку она ищет пути ему помочь (все сделать самому), выбирая раннее развитие, то это несомненный плюс - так как она занимается с ребенком, уделяет ему внимание, а не надеется на то, что прийдет великий специалист и все сделает за нее или как- то в ребенке само все разовьется...
              Из высказывания Заслуженного учителя России (за кулисами):" если дети не нужны своим родителям, то кому они вообще нужны?"
              Анастасия, конечно, никто не спорит с тем, что нужно учитывать особенности менталитета. Но не использовать мировой опыт в области раннего развития, согласитесь, глупо, особенно зная, что России из 129 стран в мире оказалась на 62 месте по потенциалу человеческого развития...

              • Ольга Князева, хоккей - это уже другая история, здесь однозначно нужно поддержать ребенка в начинаниях. Причем даже если ребенок не станет выдающимся спортсменом, олимпийским рекордсменом и т.д. Но это уже не раннее развитие.
                А по методикам, так я не против, но и как-то не ЗА. Все-таки настораживают они меня...

                • Анастасия Хрестинина, И правильно настораживают. Любого разумного человека все, что касается воспитания, здоровья его ребенка должно настораживать. Но у родителей и у детей также должен быть выбор, как лучше развиваться и прожить детство счастливо. А раннее развитие расширяет горизонты воспитания и показывает пути понимания своего ребенка.
                  Кстати, одобренная Минобраз федеральная программа дошкольного развития " шедевр" педагогической классики называется
                  " здравствуй, детство!" - вот где родителям нужно насторожиться, а не ждать что кто- то за них это сделал - подумал о благе их малыша...
                  А занятие хоккеем - было раннее развитие, так как мальчика на коньки в два года поставили, а до этого он ходил к папе на тренировки и соревнования - смотрел, подражал.
                  Развитие ребенка с рождения и до семи лет обычно и считают ранним.

                  • В общем и целом это здорово развлекает саму мать.

                    • Люба Мельник, В чем- то развлекает, но сколько усилий нужно приложить при подготовке к занятиям знают, видимо, только те, кто занимается по методикам раннего развития. Но главное в раннем воспитании вовсе не интересы мамы (по крайней мере так должно быть), а ребенок и его развитие.

                        • Вячеслав Озеров, Вы имеете право на свое мнение, как и я на свое. Если Вы считаете, что изучение и использование методик раннего развития является вредом и нужно лишь для сбора денег, то мне, действительно, сложно говорить с Вами на одном языке. Но я попробую.
                          Было ли раньше раннее развитие - разумеется было, да и методика Ибуки возникла еще в прошлом веке. Однако вопрос состоит не в том, что было или не было, а в том, что ребенку нужно и интересно сегодня. Вот Ваше негативное мнение явно основано не на психологических исследованиях, как приведенные мною данные, смотрите исследования Ибуки " После трех уже поздно" (зайдите на сайт раннего развития, википедию, психологические журналы по возрастной психологии загляните). Извините, но нежелание учиться в школе возникает из- за неправильности раннего воспитания и обучения или его отсутствия.
                          Родители зачастую просят конкретных советов и не думают сами, не учитывают индивидуальные особенности своего ребенка - оттого и перегибы. А дети, с которыми вовсе не занимались разве успешны в школе?
                          Вы отрицаете опыт, скажем, Монтессори, которая доказала важность раннего развития, особенно для детей с ограниченными способностями?
                          Мне кажется, Вы не понимаете смысла раннего развития - это не воспитание гениев и лидеров, спортсменов, а в удовлетворении элементарной потребности ребенка узнавать все новое, так почему ему не давать самое лучшее? Почему не научить рисовать, читать, писать, музицировать, если ребенку это нравится и ему это дается легко?
                          Из- за собственных, порою ограниченных представлений о возможностях развития ребенка? Никто же не говорит о насилии над личностью малыша и жестоким впихиванием в него массы информации.
                          Поверьте, если бы Вы занимались ранним развитием со своими детьми - увидели бы радость и счастье в глазах детей при каждом занятии, так, мой сынуля сам просит с ним позаниматься по карточкам Домана.
                          Есть научно доказанные факты о развитии мозга. С чем Вы спорите или за 23 года работы в области педагогики так и не узнали этого?
                          Если я говорю о своем желании помочь - оно искреннее, и неважно верите Вы в это или нет- судите по себе, понимаю.
                          Я не даю готовых советов, а делюсь информацией, размышлениями и всегда обращаю внимание родителей на то, что любая даже самая полезная методика воспитания превращается в зло, если они не подумают сами и не соотнесут ее с нуждами ребенка!
                          Так что заповедь не навреди нужно соединить с помоги. Помоги ребенку быть готовым к жизни по мере его личного роста - если ребенок хочет в два года кататься на коньках - почему ему не купить коньки и не позаниматься? Если желание ребенка не поддержать, сказать ему: " подожди пока повзрослеешь"- вот тогда и желание учиться в школе пропадает, что сейчас мы и видим повсеместно в школе.
                          Вы говорите, что сами не даете рекомендаций, читая Ваш комментарий понимаешь, верно - антирекомендация.
                          Жить старыми представлениями и бояться чувствовать своего ребенка, его желания - что ж Ваш выбор.
                          Увы, Вам и Вашим детям я не смогла помочь, а жаль...

                          • Ольга Князева, из Вашего пространного ответа, я так и не увидел ни одного ответа ни на один мой вопрос. С работами Ибуки, Монтессори и др. методиками раннего и прочего "опережающего" развития я знаком более 20 лет. Так же я хорошо знаком с работами по психологии и психофизиологического развития детей. В частности, ребенок может начать учиться по школьной программе не раньше 6,5 -7,0 лет. Это связано с тем, что только к этому возрасту заканчивается развитие лобных долей мозга человека. Если захотеть, то ребенок может начать считать, писать, "правильно" рисовать, чертить... в 4 года (могу привести в качестве примера семью Никитиных), но это будет не обучение, а дрессура, как животных в цирке.
                            В методике и опыте Монтессори нет ничего такого, что доказало бы "важность раннего развития, особенно для детей с ограниченными способностями". Для ряда родителей, находящихся в шоке от проблем своего ребенка, она несколько экзотично привлекательна, поэтому и эффективна. Хотя обычными приемами и занятиями с детьми, имеющими функциональные нарушения, можно получить тот же результат, но это не так убедительно, нежели сказать: "Мы занимаемся по Монтессори" или по Вальдорской педагогики", или....

                            Сегодняшний ажиотаж вокруг "раннего развития", с подготовкой детей к школе без учета возможности мозга ребенка, связан прежде всего с амбициями родителей, а не с реальными интересами и потребностями детей. Детям до 12 лет можно навязать без "насилия над личностью" любые "развивающие" занятия, но какова их польза? Надеть коньки можно и на годовалого, горные лыжи на трехлетку, покрутить на центрифуге - в пять лет, посадить за руль лимузина в двенадцать... - ведь ребенок "ПРОСИТ" (хочет)!

                            При этом, я нигде не сказал, что с детьми не надо заниматься. Я против активного навязывания разных "развивающих" красиво называемых методик. Неужели в нашей стране не умели воспитывать детей?

                            Кроме всего, я не плохо знаю русский фольклор и русскую пословицу: "Цыплят по осени считают". Так вот, сегодня могу четко считать своих "цыплят" и считать с +, как количественно, так и качественно. То же относится и к моим друзьям. Поэтому рад, что Вы не сможете мне "помочь".

                            Оценка статьи: 2

                            • Вячеслав Озеров, Лишь могу лишний раз заметить - мы говорим с Вами на разных языках. Поэтому и не поняли Вы написанного.
                              Разница между нами в том, что Вы знаете как правильно и хорошо для ребенка, а я предпочитаю ориентироваться на индивидуальность малыша и создавать для него эффективные условия развития.
                              И никто не бежит сломя голову за показной престижностью, главное - личность ребенка.
                              И не вижу ничего плохого в том, что ребенок в игре, легко впитывает в себя знания, интересные ему, нежели перед подготовкой к школе его дрессируют, чтобы он был готов к школе.
                              Понимаете, я вижу нежелание учиться в старшей, средней школе и даже начальной, поэтому обращаю внимание родителей на значимость раннего развития ребенка, чтобы он умел учиться, чтобы был подготовлен к школьной программе не за месяц до школы, а с раннего возраста, постепенно.
                              И вообще, я не считаю, что мы учимся для школы, вуза, а для жизни.
                              И здесь не может быть строгих сроков и рамок.
                              Например, я с четырех лет читала, писала, считала. В шесть лет прошла собеседование в школу, но потом чиновники посчитали, ориентируясь на знания психофизиологии, что шесть лет слишком рано для школы и в итоге отправили в садик, где мне было очень скучно, слава Богу, родители занимались дома. Поэтому я считаю, что нужно лишь ориентироваться на возрастные нормы, но не делать ее притчей во языцех.
                              Если Вы уже "посчитали своих цыплят", то могу Вас поздравить.

                              • Ольга Князева, Ваша фраза: " Вы знаете как правильно и хорошо для ребенка, а я предпочитаю ориентироваться на индивидуальность малыша и создавать для него эффективные условия развития" - переводится на обычный язык как: "Я лучше Вас знаю своего ребенка, что ему надо и на что он способен".
                                А кто спорит? Только не кажется ли Вам, что ошибки, которые можно допустить при воспитании ребенка, основываясь на своем понятии его "индивидуальности", а не на основе знания традиционной педагогики и особенностей психофизиологического развития человека, нельзя потом будет исправить. Ведь жизнь у человека одна.
                                Любой образованный родитель легко может научить ребенка 3-4 лет читать, считать, писать, "восхищаться" полотнам передвижников и классической музыке. А заинтересовать своего ребенка этим не сложно - он полностью доверяет (до 12-14 лет) только Вам. Тем более в игре без серьезной нагрузки.
                                А вот научить ребенка исследовать окружающий мир; не бояться его; обслуживать себя; уметь противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды (например - климатическим); соответствовать по физическому развитию норме; научиться общаться; правильно говорить; слушаться; компенсировать индивидуальные "отклонения" в развитии (которые имеются практически у всех) и т.д. - это намного сложнее. Да и ребенку тут надо будет потрудиться.
                                За свои годы воспитания своих детей, работы в социальной сфере, я слышался эту фразу не один десяток раз.
                                Могу констатировать, что мамы, "хорошо знающих, что нужно их ребенку", в итоге так и не решили "свои задачи" в индивидуальном развитии ребенка. Сегодня очень жаль этих детей, наблюдая их взрослыми. Есть конечно и хорошие результаты, но это уже заслуга не мамы, а других родственников или обстоятельств жизни.
                                Работая в социальной сфере, я узнал, что, за малым исключением, "самые плохие" родители, это педагоги и врачи.
                                Одни знают как надо ребенка "развивать", но, как правило, это у них получается на чужих детях; а другие знают, как надо ребенка "защищать от болезней", но допускают тяжелые хронические болезни у своих. Сначала удивился, не поверил, а затем убедился в правильности этого наблюдения.

                                Оценка статьи: 2

                                • Вячеслав Озеров, Ну зачем же Вы так домысливаете мною написанное. Читайте так, как есть. Психофиологические знания не дают мне уверенности в том, что авторы сих публикаций знают лучше мамы, что нужно ребенку. Я не знаю, что хорошо для ребенка, а что плохо Пока Не спрошу его, не попробую с ним заниматься той или иной методикой. Что- то нам нравится, а что- то нет. Традиционные методики педагогики мною не оспариваются, но я и не считаю их догмой. Поэтому мне по нраву методика Ибуки, которая предполагает воспитание как творческий процесс, как поиск ответов, а не дает универсальных рецептов воспитания. Да, я уверена в том, что Нет готовых рецептов правильного воспитания и не может быть.
                                  Про Ваш вывод " самые плохие родители педагоги и врачи", судите и по себе тоже? Вы же, в отличие от меня, "посчитали своих цыплят".
                                  Не стоит мне прививать свой негативный опыт, Вы считаете, что идете правильной дорогой - так идите и не мешайте другим идти своим путем.
                                  Вы не привели ни одного стоящего аргумента против раннего развития. А Ваши опасения о том, как использовать различные методики не обдумав, не учитывая индивидуальность ребенка я разделяю. Так тоже самое мы видим с любыми подходами к воспитанию ребенка.
                                  Я видела прекрасные результаты детей, которые занимались с рождения плаванием - как, например, у девочки без одного позвонка все получилось, с помощью плавания она укрепила мышцы и была как все. У меня сын в удовольствием плавает в бассейне. Кстати Ваш пример про неудачные роды в воде с грудничковым плаванием странный. Может, дело вовсе не в неумении малышей плавать, а в непрофессиональной подготовке к таким родам. В Европе достаточно распространенны роддома, где прекрасно практикуют роды в воде.
                                  Дело не в методике, а в том как и кто ее применяет.
                                  И я не считаю неадкватностью, если родители ориентируются на
                                  потребности ребенка.
                                  И знаю, как успешны дети в школе и в жизни, когда с ними систематически и грамотно занимались родители в раннем возрасте, а то что мы сегодня имеем в современной школе и есть отчасти результат воспитания, сторонником которого Вы и являетесь.
                                  У меня не было и нет задачи Вам понравится, я высказала свое мнение и поделилась понравившейся мне методикой, которую успешно применяю и вижу счастливым своего малыша, а вот такие тормоза развития, как Норма - не норма, они мешают зачастую становлению личности.

                                      • Вячеслав Озеров, Приведенные Вами примеры хорошего образования выпускников 40-70 годов подтверждают значимость раннего развития и важность окружения для воспитания личности. В детских садах с яселен занимались с детьми, а сейчас при переполняемости групп, и нехватке мест о каком развитии может идти речь? Живым бы, здоровым забрать. Вот приоритет заповеди: не навреди.
                                        Судить по тому вырастила ли я собственного ребенка до подросткового возраста - из серии " я тебе не верю, что существует Марс, ты же там не был". Для чего тогда изучать педагогику и психологию, успешный опыт других людей?
                                        И главное - я везде пишу о том, что Любая методика не является панацеей, в том числе, и мои взгляды. Поэтому мне не страшно за молоденькую маму (Ваше " мамаши" категорически не приемлю) и ее ребенка. Больше нужно опасаться " всезнающих традиционных специалистов", вооруженных знаниями психофизиологии и не желающий искать индивидуальный подход и ориентироваться на личность ребенка.
                                        Из десятилетнего опыта педагогической работы могу сказать, что ребята, с которыми родители занимались систематически, разумно, показывают отличные результаты. У них есть преимущество перед сверстниками, благодаря раннему развитию.
                                        Вы заблуждаетесь, что нынешние выпускники продукт раннего развития, правильнее- продукт свободного воспитания и современного образования.

                                        • Вячеслав Озеров, Прочитайте еще раз название статьи. Это не мои домыслы, а факты, написанные на основе изучения опыта Масару Ибуки.
                                          Да, когда- то работали советские методы обучения, а теперь нет. Время меняется и нужно менять подходы, сохраняя лучшее старое и соединяя его с новым. Иначе где прогресс?
                                          Вам страшно за меня и "молоденьких мамаш"? И что Вы делаете? Оскорбляете, откалываете в разумности мамам, которые не верят "гуру", а пытаются сами найти подход к своему ребенку и ориентируются на развитие его личности, а не на догмы, нормы возрастного развития. Причем никто их не отрицает, но не ставит во главу угла.
                                          Мне, правда, странно слышать противоречивые взгляды
                                          умудренного опытом человека, что раннее развитие не нужно.
                                          И Ваши переходы на личность и даже выводы о воспитании моих родителей, говорят лишь в пользу того, что нет у Вас стоящих аргументов по поводу содержания статьи.
                                          Есть лишь переживания, собственные комплексы, негатив - и все. Рада, что частично помогла Вам освободиться от него.
                                          Плавание в раннем возрасте относится к методикам раннего развития. Вы явно путаете терминологию. Опережающее развитие - не тема моей статьи. Видно, сказывается второе высшее - Прочитайте работы Монтессори, например " Развитие потенциальных возможностей человека". Лучше поздно, чем никогда убедиться в том, что я писала не свои домыслы по вопросу о значимости именно раннего воспитания детей, особенно со специфическими потребностями.
                                          Спасибо Вам за комментарии, они сосредоточили в себе все высказывания местных бабушек на улице, ругающих родителей за то, что полуторагодовалый малыш классно вместе с ними катается на роликах. Они способствуют мне в написании книги.
                                          На сем позвольте поставить точку.

                                          Ольга Князева, первое:почему вы считаете, что при катастрофе русские ведут себя хуже японцев? Второе: почему высчитаете что японские специалисты усугобившие природную катастрофу были воспитаны по Масару Ибуки, ни в сони не работали. втретьих: никто не спорит, что хорошее воспитание нужно в любом возрасте, в том числе и до 3 лет. вчетвертых: непонятно чем же лучше эта методика, чем лучшие российские.

                                          Оценка статьи: 3

                                          • Сергей Николаевич, Позвольте ответить по порядку на волнующие Вас вопросы.
                                            Первое- русские при катастрофе ведут себя хуже японцев - из собственного опыта. Я была бы рада, например, если в России все в случае нехватки питьевой воды выстраивались в очередь и спокойно ждали, когда им раздадут воду, а не устаивали драк, ругани. Если Вам повезло больше, и вы видели другие картины, в пользу русских, то могу Вам только позавидовать.
                                            Второй вопрос - явно не ко мне, нигде в статье я не утверждала, что японские специалисты усугубившие природную катастрофу были воспитаны по Масару Ибуки. Это плод Ваших домыслов и фантазий.
                                            Третье - вопрос не в споре, а в понимании значения раннего развития.
                                            Четвертое- про какие лучшие российские методики Вы говорите? Зайцева, Эльконина- Давыдова, Выготского или других? У меня не было задачи сравнить, если Вы хотите получить конкрентый ответ - неплохо было бы точнее сформулировать и сам вопрос.
                                            Мне методика Масару понравилась, так как она не дает готовых рецептов, не является узконаправленной, а показывает горизонты развития ребенка в раннем возрасте.

                                            • Ольга Князева, я тоже не видел драк и ругани при катастрофах в России. Это вы как я понял, для красного словца, у нас принято считать себя такими ущербными.
                                              По известной поговорки про содовую культуру хрен.

                                              Оценка статьи: 4

                                              • Алексей Латухов, Эх, если бы для красного словца!
                                                Но сталкивалась я с негативными проявлениями агрессии россиян в сложных ситуациях. Да, по зомби- ящику не покажут давку и ругань в метро при теракте, понятно. Да и не надо показывать. Просто есть нам над чем работать - над собой, это точно.

                                                • Ольга Князева, работать всегда есть над чем, а над собой особенно. Люди увы не совершенны, эту данность надо принять.

                                                  Всем почему то хочется глобальных изменений и в стране, и в обществе, и еще в сей момент. Что удивительно, почти каждый знает, как это сделать на месте руководства страны.

                                                  А над собой это же не масштабно, да лень просто..))

                                                  Оценка статьи: 4 - в противность российской реакции, вы, Ольга, выводите: "все дело в сложившейся системе образования детей". (в выделенном п/ж слове - ошибка, кстати)
                                                  Неудачно выстроена аргументация. Обе группы людей - и "японские специалисты" из первой цитаты, и "японцы" из второй - были воспитаны по "сложившейся системе образования детей" (первую группу не из Чернобыля ведь в Японию забросили?). Более того, поскольку на станции работали люди возраста деятельного, допенсионного, логично предположить, что к ним как раз с большей вероятностью эта система раннего развития Судзуки-Ибуки применялась, начиная и с семьи, и с детского сада. А вот среди местного населения, демонстрировавшего организованность и стойкость, как раз были и люди пожилые, весьма пожилые.
                                                  Все дело - не в "сложившейся системе образования детей", а в веками складывавшейся системе организации японской цивилизации. В национальном менталитете. Сколько бы карточек ни показывали российскому младенцу - воспитан (а не образован))) он в российской среде. А эта среда воздействует не только в младенческом возрасте (сравнить хотя бы двух братьев Михалковых))).
                                                  по данным опросов, среди Нобелевских лауреатов многие обучались по методике Глена Домана – развитие с рождения математических способностей и обучение чтению через демонстрацию специальных карточек - смелое, но необоснованное утверждение. Доман начал свою деятельность в отношении здоровых детей примерно в середине 20 века. Нобелевская премия присуждается с начала 20-го века. Большинство нобелевцев к моменту их лауреатства - люди в изрядном возрасте. Так что во времена их раннего детства домановских карточек, домановских методик просто не существовало. Другое дело, что способности некоторых будущих нобелевцев их родителями, воспитателями были замечены с самого раннего детства - и эти способности могли быть целенаправленно развиваемы - в ответ на проявленный детьми интерес к определенным направлениям.
                                                  Взрослые понятия «хорошо» и «плохо», «трудно» и «легко» не годятся для маленького человека. Для него все одинаково ново и интересно. - это неправда, и домановцы в этом убеждались не раз - на своих детях))
                                                  Масару Ибука – гениальный человек, добившийся успеха и славы своим трудом, занимаясь исследованиями в области детской психологии, пришел к однозначному выводу: маленький ребенок обладает потенциалом для развития широкого спектра способностей в возрасте до трех лет, потом это сделать значительно труднее. как известно, этот гениальный человек прославился отнюдь не занятиями в области детской психологии. Да он и не мог там прославиться, поскольку большую часть своей долгой жизни был занят совсем другим - дело делал. Одно дело - воспитывать сына-аутиста и привлекать при этом все возможные способы для стимуляции развития ребенка, совсем другое - быть исследователем в области детской или какой еще психологии.
                                                  пятимесячный малыш вполне может по достоинству оценить творения Баха - это неправда и ничем не может быть обосновано. Ребенок может слышать музыку, может быть впечатлен музыкой, может выдать комплекс эмоций на музыку - но это не называется "по достоинству оценить", эту реакцию лабораторными методами можно заметить и оценить. Но - не "оценить по достоинству". В конце концов, как вы проверите, что пятимесячный малыш эту оценку дал? Ногами подрыгал, руками помахал, разрыдался под орган, как Лев Толстой под фортепьяно? Это не есть оценка. Это есть непосредственная реакция. Оценка предполагает анализ.
                                                  Вообще при общем разумном посыле статья оставляет ощущение недоделанности, недодуманности.
                                                  Понравилось: "многие навыки невозможно приобрести, если не усвоить их в раннем детстве"))
                                                  В целом за статью я бы больше 3 не поставила.

                                                  • Люба Мельник, Поведение японцев результат и воспитания, и традиций, и метнальности. Никто с этим не спорил. А важность образования я лишь подчеркнула.
                                                    Дальше необоснованные выводы и предположения сделали Вы. Додумывать и радоваться чужим ошибкам - конек, тоже, видимо, заложенный в раннем детстве.
                                                    Масару Ибуки создал Японскую ассоциацию раннего развития и школу "Обучение талантов", также в связи с болезнью сына активно изучал методики воспитания, на основе чего и пришел к выводам о значимости раннего развития.
                                                    Пример, в котором рассматривается положительная реакция ребенка на музыку Баха приведен им в книге: " После трех уже поздно". И я склона ему верить, так как у ребенка яркая эмоциональная реакция проявляется уже с трех месяцев и называется " комплекс оживления".
                                                    Оценка предполагает сравнение и сравнивая разные мелодии и реакцию младенца делался вывод.
                                                    А то, что воспитывает преимущественно среда, окружение - разве в статье не об этом?

                                                    • Кто-то из нас радуется чужим ошибкам?!
                                                      Я, если вижу чужую ошибку, либо нейтрально указываю на нее, либо возмущаюсь - это если ошибка уж совсем невыносимая. Выдаю яркую эмоц. реакцию - правда, после перечитывания могу, оценив, и смягчить ее, и вообще убрать. Чаще - когда вижу, что не в коня корм.
                                                      Ольга, я рассматриваю вашу статью, говорю только о ней.
                                                      Речь исключительно о том, что вы неудачно формулируете, нечетко выражаетесь. По-моему, к другим вашим статьям я тоже иногда обращалась, если видела какие-то несуразицы.
                                                      Вы перед тем, как текст размещать, прочитайте его повнимательнее, либо попросите кого из знакомых перечитать. Вполне возможно, они укажут вам на те же несообразности.
                                                      В тексте, скажем, говорите о том, что 5-мес. младенец может по достоинству оценить музыку Баха - а здесь, в комментарии, речь уже о примере яркой эмоц. реакции на музыку Баха. Две разницы, как неправильно, но лихо это называют. Я вот яркую эмоц. реакцию могу выдать, если за окном рано утром мусоросборщик проедет.

                                                      Люба Мельник, Учту Ваши замечания.
                                                      А по поводу вопросов - я только за то, чтобы мать проводила с ребенком время, но раннее развитие и роль надоедливого учителя -это разные вещи. Если родитель учится у ребенка, совместно с ребенком, и методики раннего развития помогают малышу узнавать мир, свои возможности, себя, то почему бы не использовать их?
                                                      Сын в шапочке, так как для снимка мне нужно было, чтобы он был в ней. Присмотритесь, шапочка - подарок от "Либеро".
                                                      А так в помещениях с рождения шапочки не одевала, несмотря на советы педиатра старательно кутать ребенка, чтобы ему лучше спалось...
                                                      Чтение книг в детстве - это раннее развитие, хотя многие, в том числе и Лупан в книге " Поверь в свое дитя" настаивает, что это не раннее, а своевременное развитие. Мозг человека развивается примерно до семи лет и закономерно заниматься с ребенком в этом возрасте, а уж чем и как - выбор ребенка и его родителей.

                                                      Бытие определяет сознание - Ибуки сторонник данного высказывания. В приведенном Вами случае большую роль, возможно, сыграли другие факторы, нежели социальный. И то это под вопросом, потому как часто родители говорят, что воспитывали одинаково, а начнешь задавать вопросы, оказывается, одним близнецом больше бабушка занималась, да и на занятия их разные водили...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама