THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
  1. 1. Драгана РадоичичЭтнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград СЕРБСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
  2. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНациональный костюм занимает видное место вкультуре и традиции сербского народа. Каждаяобласть, населенная сербами, характеризоваласьособым костюмом.Различные влияния, климатические,географические, социальные и культурно-исторические, в течении веков влияли наформирование национального костюма вСербии, содержащего, как в своих типическихсвойствах, так и в отношении формированияотдельных частей одежды и украшений,элементы минувших эпох, в которых сменялисьразные культурные слои, врастая друг в друга.
  3. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградСамые яркие – элементыдревнебалканскойпраславянской и словянскойкультур, затем византийского исербского средневекового слоев,турецко-ориентальногонаслоения и веяний изевропейских стран,принадлежащих к относительнонедавнему времени.
  4. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями.
  5. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного.
  6. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградНа основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеемданные о свойствах традиционного костюма, в то время какболее ранние периоды, в отношении одежды сельскогонаселения в Сербии, как и в большинстве стран Балканскогополуострова, менее известны, из-за нехватки материальныхдоказательств. Тем не менее, фрагментарный материал болееранних веков (археологические находки, письменные ихудожественные источники), совместно со сведениями оисторических и социально-культурных событиях, позволиливосстановление отдельных предметов одежды. Одежду почтиполностью выделывали женщины в домашнейпромышленности для своей семьи, с исключением отдельныхпредметов одежды и ювелирных изделий, являющихсяпродуктом ремесленников.
  7. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп.
  8. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей <платком>), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача <передник>, суконный зубун <длиннополый жилет> (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи <металлические наколки>, красная суконная накидка.
  9. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградКостюмы северо-западных ицентральных частей Сербии содержатнекоторые элементы панонскогокостюма, динарского и центрально-балканского. Самые характерныечерты – черты панонского костюма(конджа <чепец> и убрадач<платок>), две длинные прегачи<передника> без бахромы, длинныерубашки (рубины) с панонскими илидинарскими характеристиками, в товремя как для мужского костюмахарактерна коническая шапкашубара, рубина (рубашка и штаны),суконная кожаная одежда.
  10. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек <жилет>, либаде <жакет>, баядер <широкий шелковый пояс>, антерия <платье>, гунь крджалинац <короткая куртка с рукавами>, чакшире потурлие <широкие штаны>, тромболос <шелковый пояс>), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран <куртка солдатской выкройки>.
  11. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак <короткая рубашка> и скуты <полы>, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу <передник>, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ.
  12. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац <чепец>). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом.
  13. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ <вид шапочки> (в виде кос из шерсти) с превезом <длинный платок>, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу <передник> и пояс, а также и короткий елек <безрукавку>, белый зубун <длиннополый жилет> и белое суконное платье с рукавами.
  14. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил <платье без рукавов>, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух <меховой жилет> без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара <шапка>, суконные тозлуцы <голенища>, опанцы < легкая кожаная обувь> из невыделанной кожи.
  15. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун <длиннополый жилет>, долактеник <жилет с короткими рукавами>, платье, штаны), меховая шубара <шапка>, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач <передников>.
  16. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием.
  17. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии <шаровары> и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде <жакет>, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук.
  18. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев.
  19. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Опанцы  Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева.
  20. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной.
  21. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии.
  22. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры <штаны типа шаровар, с широким задом>, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях.
  23. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградБеневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезаннымиштанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией ипрорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались ввосточной Сербии и Воеводины. Широкие штанытурачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты изголубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а современем их усваивает и сельское население. В начале XX векаони, как часть национального костюма в Сербии, вышли изобихода.
  24. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным.
  25. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма.
  26. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины.
  27. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ середине XIX века где-то носилиелече памукличе, наполненноехлопком, собранное на груди, сподкладкой и застегиваемоечетырмя пуговицами из серебрянойпряжи. Более короткий елек, спродольными вшитыми линиями,на груди сердцеобразно вырезаный,носили летом. Поверх подвенечнойрубашки невесты побогаче носили„срмали“ елек, из бархата/атласа, сшнурами, вышитый сербряныминитками, украшенный блестками.
  28. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград  Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы <вид пояса> стали носить позднее.
  29. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры <декоративные пряжки>. Каницы „пестрые пояса“ носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века.
  30. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) БелградВ торжественных случаях носили окованик/кованик, впередней части которого была металлическая плитка,украшенная разноцветными камнями. Пояс имелдекоративную и употребительную функцию, он затягивалрубашку и подчеркивал красоту женской талии.

В прошлом одежду, как и материал для нее, изготовляли женщины в каждой семье. Нательное и верхнее платье шили на руках, прилагая при этом много заботы, чтобы оно было практично и красиво. Иногда одежду шили наемные портные, ходившие из села в село. В последние десятилетия прошлого века одежду (мужскую и женскую) как в городах, так и в селах, стали шить главным образом профессиональные мастера.

Сербский мужской костюм

Туникообразная рубаха (кошула, рубина) и штаны (гаhе) составляют наиболее старые элементы мужского народного костюма, сохранившегося до наших дней. Их шьют из различных сортов полотна. Помимо полотняных, носят и суконные штаны с узким (чакшире) или широким (потурлиjе) шагом. Раньше в Боснии и Старом Влахе мужчины носили суконные брюки - пеленгири, теперь встречающиеся очень редко, и ногавицы. Верхнюю мужскую одежду прежде шили из редкого домотканого, а теперь чаще покупного сукна (раньше красного, позднее черного). Это был длинный кафтан (долама), короткая куртка с рукавами - гунь, называвшаяся иногда также крцалинац, дороц, гуньац. Поверх куртки обычно надевают короткие (короче гуня) безрукавки - елек (jелек), ечерма (jeчерма), джока (Цока). По праздникам раньше носили короткий камзол (фермен) без рукавов, из тонкого сукна, а вместо гуня надевали короткую куртку с рукавами (антериjа) из такого же материала, что и камзол.

В некоторых областях Сербии мужской костюм, особенно праздничный, и сейчас украшают серебряными пуговицами или шнуром. Зимой поверх куртки надевалась кабанииа - длинный суконный плащ. Ее и сейчас еще носят пастухи. В Воеводине и некоторых других областях Сербии носили кожаные плащи (огртач), кроеные так же, как суконные.

Неотъемлемой частью мужского национального костюма был пояс. Из различного вида поясов особенно известны узорные кушаки (тканица), которыми подпоясывались как мужчины, так и женщины. Вытканные из разноцветной пряжи, красиво орнаментованные, они различались по областям; в настоящее время пояса выходят из употребления. Перестают носить и кожаные пояса, так называемые силави, с особыми отделениями (листови) для ношения оружия и кошелька. На ногах до сих пор носят шерстяные чулки до колен, различающиеся по областям цветом и вышивкой, а поверх них - шерстяные носки красивой вязки и опанки - своеобразную кожаную обувь типа мокасин, делавшуюся ранее из необработанной кожи (прешнъаци), а позже - из дубленой. Опанки различаются по областям формой плетения и фасоном. Сейчас многие носят башмаки (цокула) или резиновые туфли, а в Воеводине - сапоги (чизме).

Головные уборы сербских крестьян в прошлом были очень разнообразны: носили соломенные шляпы , фесы, сшитые из сукна или вязаные, меховые и суконные шапки. В настоящее время зимой обычно носят меховые шапки, а в остальное время года - фетровые шляпы, кепи и шапки военного образца (титовка), вошедшие в быт после второй мировой войны.

Сербский женский костюм

Для женского сербского национального костюма характерна туникообразная рубаха (кошульа), богато украшенная вышивкой, кружевами и тесьмой. Поверх рубахи надевают короткую богато украшенную безрукавку (jелек) из сукна, бархата или сатина. Куртка (зубун) сохраняется в некоторых областях до сих пор. Обычно куртки шьют из белого, реже - из синего или красного сукна, без застежек, впереди - большой вырез. Зубуны богато украшены вышивкой, аппликацией. В некоторых областях прежде носили длинное распашное платье.

Обязательная деталь костюма - домотканый богато орнаментированный фартук (прегача, кецельа и т. д.). В некоторых областях замужние женщины носили два фартука - передний и задний, как на севере Болгарии . Фартук бытует и теперь, но его шьют из покупной материи и меньше украшают. Юбки (сукнъа) сербских крестьянок различаются по областям материалом, покроем и названием. Юбки шьют из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Подпоясываются женщины поясами (тканица). Они похожи на мужские, только короче и уже. Их застегивают различного вида металлическими пряжками.

Обувь похожа на мужскую- это чулки, носки и опанки, только женские чулки короче и красивее связаны. Все больше в быт крестьянок входит городская обувь.

Различались головные уборы и прически замужних женщин и девушек. Вообще головные уборы сербских крестьянок в прошлом были очень разнообразны: носили фесы (иногда их обматывали платками); различные шапочки, которые обшивали шнуром, монетами или обвивали вокруг них косы; платки, повязанные различными способами. В дни траура носили обычно черные, а иногда и белые шали. В настоящее время крестьянки чаще всего носят покупные платки. Девушки и молодые женщины теперь причесываются по городской моде.

Народный костюм дополняется различными украшениями - монетами, ожерельями, серьгами, браслетами, цветами, а также красиво орнаментованными ткаными или вязаными сумками (торба). В дни траура украшений не носят.

Сербский национальный костюм различался по областям (Бока Которска, Боснийская Крайна, Косово и др.), так что по костюму можно было определить областную принадлежность. Там, где этнический состав населения сложен, на национальном костюме сказались различные влияния. В эпоху широких миграций - с конца XIV по первую половину XIX в. - переселенцы, перемешиваясь с коренным местным населением, нередко забывали особенности своей национальной одежды и начинали носить местный костюм или путем взаимовлияния создавали новый костюм. Так, например, в Шумадии возник шумадийский костюм, далеко распространившийся за границы этой области на восток и на юг.

Полный комплект старинного национального костюма в наши дни встречается редко; он сохраняется в этнографических музеях и театральных коллективах. Хотя городская мода оказывает большое влияние на костюм сельских жителей, некоторые элементы народного костюма - рубахи, штаны (чакшире), куртки, безрукавки, кафтаны , опанки, плащи, шапки - в мужском костюме; юбки, фартуки, платки, пояса, безрукавки, вязаные носки и чулки и др. в женском костюме и сейчас еще встречаются довольно часто, особенно в Шумадии и Восточной Сербии. Здесь народный костюм распространен в основном среди пожилых, а частично и среди молодежи как повседневная рабочая и как праздничная одежда. Имеет место и обратное явление: народный сербский костюм и сейчас еще оказывает влияние на городскую моду. Так, например, иногда горожанки носят пояса, подобные тканицам, сумки-торбы, туфли, форма и орнамент которых очень напоминают опанки.

Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград Национальный костюм занимает видное место в культуре и традиции сербского народа. Каждая область, населенная сербами, характеризовалась особым костюмом. Различные влияния, климатические, географические, социальные и культурно- исторические, в течении веков влияли на формирование национального костюма в Сербии, содержащего, как в своих типических свойствах, так и в отношении формирования отдельных частей одежды и украшений, элементы минувших эпох, в которых сменялись разные культурные слои, врастая друг в друга.


Самые яркие – элементы древнебалканской праславянской и словянской культур, затем византийского и сербского средневекового слоев, турецко-ориентального наслоения и веяний из европейских стран, принадлежащих к относительно недавнему времени. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Роль национального костюма, как символа этнической идентичности, в течении истории очень важна, а он выделяется и художественными и эстетическими ценностями. Распространение отдельных национальных костюмов, а в связи с тем и общего внешнего вида различных форм и типов национальных костюмов, богатых своими вариативными видами и подвидами, и их группирование неизбежно связаны и с происхождением населения и миграционными движениями. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Распространенность основных типов одежды не строго ограничено, а существуют и переходные полосы, в которых характеристики соприкасающихся зон взаимно пронизывают друг друга. Необходимо подчеркнуть народный творческий дух и богатство внутренних эстетических чувств и осмысления прекрасного. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


На основании изученных материалов XIX и XX веков мы имеем данные о свойствах традиционного костюма, в то время как более ранние периоды, в отношении одежды сельского населения в Сербии, как и в большинстве стран Балканского полуострова, менее известны, из-за нехватки материальных доказательств. Тем не менее, фрагментарный материал более ранних веков (археологические находки, письменные и художественные источники), совместно со сведениями о исторических и социально-культурных событиях, позволили восстановление отдельных предметов одежды. Одежду почти полностью выделывали женщины в домашней промышленности для своей семьи, с исключением отдельных предметов одежды и ювелирных изделий, являющихся продуктом ремесленников. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Сельские костюмы периода XIX и XX веков подразделяем на динарские, панонские, центрально- балканские и шопские, среди которых некоторые охватывают несколько национальных и этнических групп. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Динарский тип национального костюма охватывает юго- восточную часть Сербии и его характеризует красная суконная шапочка (фес с шамиеей), длинная рубашка (холщовая – динарского типа), прегача, суконный зубун (с вышивкой или нашивкой из цветного сукна), суконное белое платье, у женского вида одежды, а у мужского костюма – суконная шляпа (фес с окутанной красной шалью в виде чалмы), рубашка, пеллегрини – штаны из шерстяной ткани с широким задим и штанинах до середины икры, шерстяной пояс и кожаный пояс силав, токи, красная суконная накидка. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Костюмы северо-западных и центральных частей Сербии содержат некоторые элементы панонского костюма, динарского и центрально- балканского. Самые характерные черты – черты панонского костюма (конджа и убрадач), две длинные прегачи без бахромы, длинные рубашки (рубины) с панонскими или динарскими характеристиками, в то время как для мужского костюма характерна коническая шапка шубара, рубина (рубашка и штаны), суконная кожаная одежда. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В широком употреблении были и предметы одежды городского костюма (елек, либаде, баядер, антерия, гунь крджалинац, чакшире потурлие, тромболос), а из солдатской формы шапка шайкача, копоран. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Почти у всех этнических групп на территории Воеводины были черты костюма панонского типа. Женскую и мужскую полотняную одежду носили и летом и зимой, мужские рубашки и штаны, так же как и женские оплечак и скуты, сложенные из ровных полотняных пол, которые потом собирали в сборку, а зимой носили шерстяную юбку и прегачу, а также и разные виды меховых безрукавок (кожаный пршняк и кожух), кожаную накидку (опаклия), гунь (дороц) и плащ. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Наряду с легкой кожаной обувью – опанцы, с ремнями, и капичарами – их разновидностью, в тожественных случаях носили сопоги и туфли. Замужние женщины покрывали голову видом конджи – джегой (чепац). Праздничный костюм украшали золотой и белой вышивкой со стилизованным растительным орнаментом. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Регион центральных Балкан охватывает область Косово и Метохии, южные и центральные части Сербии. Для мужского костюма характерна белая суконная одежда, украшенная черными шерстяными шнурами, наряду с узкими суконными штанами, а поверх рубашки носили более короткие и более узкие верхние части одежды из белого сукна. Женщины на голове носили трвељ (в виде кос из шерсти) с превезом, вариантом которого является ручник с верхней частью в виде шапочки. Носили юбки (бойче, бишче, запрега, завияча, вута, фута) различной длины, открытые спереди. Поверх рубашки и юбки носили прегачу и пояс, а также и короткий елек, белый зубун и белое суконное платье с рукавами. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Костюм шопской области называется общим словом дрее или дрехи. Женский костюм составляют: холщовая длинная рубашка (типа туники), пояс (тканица), верхняя одежда сукно (сукман), литак (муер) и мановил, а также и суконные верхние части одежды с длинными рукавами – колия и модро и кожух без рукавов. На голове носили платок забратка (белого цвета). Для мужского костюма характерна рубашка из конопляного полотна и штаны беневреке, белое суконное платье с рукавами – дрея, длинный елек без рукавов, барашковая шубара, суконные тозлуцы, опанцы из невыделанной кожи. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Элементы костюма тимокско-браничевской области северо- восточной Сербии показывают черты центрально-балканских, шопских и панонских и костюмов соседних областей Румынии и Болгарии. В данных областях было в употреблении несколько типов костюмов. Наряду с различиями костюмов сербского и валашского населения, усматриваются и некоторые общие элементы, такие как белые суконные части одежды (зубун, долактеник, платье, штаны), меховая шубара, опанцы из невыделанной кожи, и геометрическая орнаментика преимущественно у шерстяных прегач. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Заметны и различия в одежде городского и сельского населения. В большей части сербского этнического пространства городская одежда развивалась под турецко- ориентальным влиянием, а позже, как например в городах панонской области и адриатического прибережья, преимущественно под европейским влиянием. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


У одежды женщин из города Призрена выделялись шелковые димии и антерии (верхний предмет одежды из красного бархата, украшенный серебряной пряжей и золотой вышивкой) и головной убор челенка (с сетью из бисеров и металлических украшений). У женской одежды Белграда под западным влиянием были женская шелковая рубашка, длинное платье фистан из цветного атласа, либаде, шелковый пояс баядер, а на голове – жемчужный тепелук. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Под европейским влиянием был и мужской костюм, основными частями которого являются: суконные штаны потурлие, антерия, шелковый пояс тромболос и фес. Развитие промышленности и торговли, и ряд других факторов повлияли на утрату национального костюма в повседневном употреблении, так что он с начала XX века, с тех пор как традиционная манера одеваться уступает место городскому, европейскому костюму, стал ценностью културно- исторического наследия. В повседневном употреблении его продолжили носить только в качестве исключения или лишь отдельные его части, в замкнутых селениях или по поводу определенных торжественных случаев. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Опанцы Вид низкой обуви, одинаковой формы для обоих полов и для всех возрастов, известной в Сербии уже в раннем средневековье. В XIX веке носили несколько их видов. Опанцы из невыделанной свиной, говяжьей, телячей, барашковой или бычачьей кожи были самыми распространенными, их носили дольше всего, под разными названиями: просты, врцаны, сейменски, сировцы, шивацы, хайдучки, наряду с дрвеняками из ивового, липового/березового дерева. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Невыделанные опанцы были домашнего производства. С 1850 года в Сербии начинают вырабатывать красные опанцы- црвеняцы и развивается сапожно-опанчарское ремесло. В конце XIX века появляются выделанные, более прочные и более качественные опанцы: джонаши, штавленицы, шабачки или шильканы, которые сначала носили в западной Сербии, а потом и в восточной. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Шайкача Шайкача – вид шапки из материала шаяк (шерстяная ткань ремесленного производства). Введением воинской повинности в Сербии шайкачу стали носить как элемент солдатской формы, который в мужскую одежду проникает в конце XIX века, когда костюм приобретает элемтенты солдатской одежды. Со временем она совсем оттеснила фес из употребления. Иметь при себе часть формы являлось символом статуса. Существовали солдатские и офицерские, с маленьким галуном над глазами, а в качестве формы они исчезли до конца Второй мировой войны. Шайкача стала сербской национальной шапкой, которую и сегодня в повседневном употреблении носят крестьяне в центральной Сербии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Штаны Существовало три главных типа мушских штанов: уские белые беневреки, пеленгиры, широкие турачи, или потурлие, похожие на турецкие штаны, а где-то носили и подштанники, как верхнюю одежду, вместо штанов. Пеленгиры или шаровары были из неваляного сукна, с широкими короткими штанинами (ниже колена), распространенные на территории Стари-Влаха и в динарских областях. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Беневреки из белого сукна, с узкими и внизу прорезанными штанинами, с маленьким задом и довольно низкой талией и прорезамы в верхней передней части, чаще всего встречались в восточной Сербии и Воеводины. Широкие штаны турачи/потурлие сначала носили в городах, они были сшиты из голубого и черного сукна, пышно украшены шнурами, а со временем их усваивает и сельское население. В начале XX века они, как часть национального костюма в Сербии, вышли из обихода. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Зубун Дорамак, садак, чурдия, суконный предмет одежды белого цвета, реже красного, без рукавов, открытый спреди, различной длины, неизменная часть традиционной культуры одежды сербского народа в течении XIX и первой половины XX века. Его носили в течении целого года, и он считался очень практичным. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Он объединяет восточно-азийские и византийско-сербские элементы. Пышно украшаемый, вышивской или нашивкой, разнообразными орнаментами, чаще всего красной шерстяной пряжей, синей или зеленой, стилизованной геометрической орнаментикой, или цветочными мотивами, со или без кисточки, в изобразительно- эстетическом смысле он является одной из самых представительных частей сербского национального костюма. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Елек Фермен, короткий верхний декоративный предмет одежды без рукавов, длиной до талии. Его носили поверх рубашки, делали из черного/белого сукна, хлопкового домотканого полотна, плюша, украшали металлическими нитями и шнурами, нашитыми полосками красного сукна, тонкого черного хлопка или полотна различного цвета. Его шили абаджии и терзии. Он застегивался под грудью и подчеркивал красоту женщины. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В середине XIX века где-то носили елече памукличе, наполненное хлопком, собранное на груди, с подкладкой и застегиваемое четырмя пуговицами из серебряной пряжи. Более короткий елек, с продольными вшитыми линиями, на груди сердцеобразно вырезаный, носили летом. Поверх подвенечной рубашки невесты побогаче носили срмали елек, из бархата/атласа, с шнурами, вышитый сербряными нитками, украшенный блестками. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Пояс Он был символической частью костюма в средневековье, имел магическое значение, обозначал мужской принцип и силу, символизировал феодальную власть, что и кодифицировано в Законнике Стефана Душана. Изготавливали их в сербском, боснийском, венгерском, венецианском, греческом, дубровницком стиле, а сложены они из крестообразных, круглых, цветоподобных бляшек, и других, с изображениями людей. В прошлом люди опоясывались широкими одноцветными длинными шерстяными поясами, а более широкие тканицы стали носить позднее. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


Один из самых старых, тканый из белой шерсти, рудичар, длиной с 3-4 метра, шириной с сантиметров 20, заканчивался длинной бахромой. К хлопчатым узким разноцветным поясам пришивали пуговици и бубенцы, пояс преопасач из серебряных монет повешивали на цепь пояса, на поясе носили и пафты-чампры. Каницы пестрые пояса носили зажиточные мужчины, а поверх них – кожаные пояса силахи/силаи, украшенные золотой вышивкой, вышедшие из обихода в начале XX века. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград


В торжественных случаях носили окованик/кованик, в передней части которого была металлическая плитка, украшенная разноцветными камнями. Пояс имел декоративную и употребительную функцию, он затягивал рубашку и подчеркивал красоту женской талии. Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (САНУ) Белград

танец сербов

Альтернативные описания

Народная массовая пляска народов Югославии, Болгарии, Румынии

Хороводный танец у народов Балканского полуострова (этнографическое)

Югославский хоровод

Сербский танец

Югославский танец

Сербский хороводный танец

Сербский хоровод

Хоровод сербских девиц

. «круг» по-славянски

Хоровод у южных славян

Хоровод у сербов

Румынский хоровод

Сербский вариант хоровода

Хоровод в исполнении сербов

Хоровод на Балканах

Хоровод сербов

Болгарский хоровод

Хоровод черногорцев

Хоровод у поляков

Хоровод в Сербии

Массовая пляска у народов Югославии

Ср. стар. и ныне южн. зап. круг, окружность, обод, обруч; колесо. южн. зап. мирская сходка, круп, рода, казачий круг, совет; у южн. славян хоровод. Кола мн. повозка на колесах, телега. Поехал на колах, в телеге. Коло нареч. южн. зап. коло яросл. арх. коле, коля зап. около, близко, подле, вокруг, в околице, в околотке, по соседству, возле, обапол, в окружности. Коломень ж. коломенье ср. ряз. околица, околоток, соседство [Отчего и названье города Коломны; околица Москвы.]. Сиб. толпа народа у чего. Около, толкотня. Коломыка об. сар. бродяга, шатун. Колобровый, кологрудый и пр. бровастый, грудастый, полногрудый. Кологрудный, кологородный, кололесный и пр. находящийся около, у, при груди, городе и пр. Колодей м. тул. стряпной, поварской нож (около, делать); южн. зап. колесник. Колоземный, находящийся около, вкруг земли. Колоземица, кругозомица, мироколица, атмосфера. Дознано. что у луны колоземицы нет, в она не жилая. Коломазь ж. состав для смазки колес; деготь со смолою, смола с салом, деготь с салом и мылом; сало с карандашем и пр. Коломазь, коломак кур. колоника, сгустившийся на осях деготь; колоница ж. кур. смол. то же; пск. сосновый деготь, жидкая смола. Колоничник м. смолокур и продавец колоницы. Колобоить пск. твер. болтать, калякать; молоть пустяки. Колобоиться, биться, колотиться, перебиваться, маяться с кем или с чем, с трудом управляться, не быть в силах сладить; возиться, дурить, шалить. Колобойство ср. мука с упрямым, упорным человеком. неслухом одно колобойство. Колобойничать, шеромыжничать, поживляться то тут, то там. Колобродить, колображивать, ходить вокруг да около чего; шляться, слоняться, шататься без дела; бродить беспокойно из угла в угол, в помеху другим; шалить, проказить, баловать от безделья; говорить бестолково, не уметь объясниться. Колобродничать, всегда или много колобродить. Колоброженье, колобродничанье, колобродство ср. действ. по глаг. Колоброд м. -да об. кто колобродит. Яросл. скамеечка, с колесом и приводом к железному веретену, на который надевается цевка, шпулька, для намота утока. Колобродка ж. родовое названье мотыльков, из сумеречников, Sphynх, сфинкс, которые, редко садясь, снуют, жужжа крыльями, по цветкам. Колобродня ж. колобродное дело; колобродство; собират. сборище колобродов. Коловращать что, обращать кругом, вертеть вокруг, круговращать. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Коловращенье ср. действ. и сост. по глаг. на ть и на ся. Колвратный, кружащийся, вертящийся, обращающийся вокруг; *изменчивый, переменный, непостоянный. Коловратность ж. свойство или сост. коловратного. Коловратничать, быть шатким, нерешительным, изменчивым, непостоянным. Коловатничанье ср. действ. это. Коловертный тамб. скорый, проворный, ловкий, расторопный, бойкий; легкомысленный, непостоянный. Коловерт, коловорот м. водоворот, пучина, вырь, сувой. Сверло с лебедкою, коленчатая рукоятка с перкою, для сверленья. Коловерт м. коловерть об. человек коловертный, коловертливый, провор, либо человек непостоянный. Коловорот, коловрат м. ворот, шпиль, стоячий вал с рычагами, для подъема груза, тяги невода и пр. баран, бочка, навой. Сверло. Изгиб, извилина реки, твер. пск. Человек коловерт, в знач. бестолковый, изменчивый, непостоянный. Коловоротный, к коловороту относящ. Коловратка ж. наливняковое животное Vortех, колесцо. Коловеситься, коловесничать новг. твер. пск. повесничать, слоняясь дурить. Кологривый, кологривчатый, животное с гривой вокруг, по обе стороны шеи; лошадь с косматою, развалистою и богатою гривой. Казанки жнвут кологривы. Кологривный (см. коло), находящийся около, близ, у гривы; от этого: кологрив м. служитель, ходивший у гривы, при коне, во время царских выездов; в Азии обычай этот сохранился: при ханах и шахах всегда идут два кологрива. Колоделье ср. работа по досугам, неважная, второстепенная. Колоделья, колодельной работы в дому много. Колодей м. кто работает кой-что, около дела. Поварской, стряпной нож

Танец у сербов

. "круг" по-славянски

Югославский народный танец

Хоровод у балканских народов

Сербская культура необычайно богата. Это прекрасно видно при знакомстве с сербской народной одеждой, с фольклором, кухней, народными обычаями и различными другими традициями сербского народа.

Сербская народная одежда

Опанки – сербская национальная обувь. Опанки – неотъемлимый атрибут в одежде артистов сербских фольклорных ансамблей во время выступлений.

Шайкача – знаменитый сербский головной убор. В настоящее время не так легко увидеть серба в шайкаче среди бела дня. Однако шайкачи носят старые люди в селах и в небольших городах Центральной и Юго-Западной Сербии. Так же этот головной убор можно увидеть во время сербских праздников или на культурных мероприятиях.


Брояница. Наручный православный браслет. Носится обычно на левой руке.

Отличительной чертой сербской народной одежды является то, что она может довольно сильно отличаться в зависимости от той или иной сербской области. Такие различия в первую очередь связаны с особенностями истории Сербии.

Традиционная сербская одежда Пирота, Юго-Востока Сербии


Традиционная сербская одежда Шумадии


Традиционная сербская одежда Ужицкого края


Традиционная сербская одежда Лесковского края


Традиционная сербская одежда Бачского края

Сербская литература

Сербская история очень богата литературным талантами. Это в первую очередь нобелевский лауреат Иво Андрич. Почетную премию знаменитый писатель получил за книгу “Мост на Дрине”. Так же среди сербских писателей можно выделить Вука Караджича, который так же является автором современного сербского языка, Бранислава Нушича, по произведениям которого можно увидеть спектакли в наших театрах, Мешу Селимовича, Бранко Чопича, Радослава Кочича.

Сербское коло

Коло – сербский народный танец. Это очень красивый и зажигательный танец, он является своеобразным аналогом русского хоровода.
Чуть выше мы видели, что каждый сербский край отличается своей народной одеждой. То же самое и с танцами. Практически каждый сербский регион имеет свое коло.


Сербско коло из Западной Сербии

Культура сербов-краишников

Весьма интересна и богата культура сербов, живущих в Боснийской Краине.
В первую очередь – это неподражаемые пения мужского хора и конечно же национальные костюмы. Песни Боснийской Краины – это большое культурное наследие передаваемое из поколения в поколение. Крупнейшим фестивалем краинских песен является “Кочичев сбор”, проводимый каждый год в последние числа августа.


Первый собор краинских песен. 28 сентября 2012. Город Дрвар.


Традиционная песня сербов-краишников

Сербские образы

Хозяйство и быт домов в сербских селах

Фото сделаны в Белградском этнографическом музее



Интерьер сербского дома, 20 век


Интерьер сербского дома, 20 век

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама