Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Схема № 1. Комплементарное сочетание
Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.
Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов
Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.
Схема № 3. Аналогичное сочетание
Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.
Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание
Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.
Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов
Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.
Схема № 6. Квадрат
Сочетания отдельных цветов
- Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
- Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
- Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
- Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
- Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
- Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
- Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
- Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
- Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
- Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
- Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
- Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
- Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
- Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
- Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
- Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
- Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
- Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
- Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
- Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
- Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
- Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
- Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
- Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
- Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
- Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
- Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
- Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
- Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
- Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.
Палитра цветов и оттенков, используемая художниками и дизайнерами, просто поражает. А благодаря изменчивым тенденциям модницы всего мира также старательно изучают колористические схемы, как и модные журналы. Так, привычный всем желтый цвет при детальном рассмотрении делится на: горчичный, золотой, лимонный, шафрановый, канареечный, грушевый, кукурузный, шартрез, весенний бутон, георгиново-желтый, мандариновый, античный золотой… и это далеко не полный перечень его оттенков! Как разобраться в существующем разнообразии оттенков, и главное – нужно ли это вообще? Ведь восприятие цвета сугубо субъективно, на него влияют не только культурные факторы, но и физиологические (способность глаза различать нюансы цвета у разных людей неодинакова от природы). Кроме того, оттенок может казаться более теплым или холодным в зависимости от окружающих его цветов.
Холодные цвета и оттенки
Чтобы наглядно продемонстрировать непрерывность переходов цветов и оттенков, используется цветовой круг. В его основе три цвета: красный, желтый и синий. При смешивании этих цветов между собой мы получим промежуточные цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Все другие оттенки получаются смешиванием этих цветов между собой, а также с черным и белым.
Существуют три основных способа отображения цветового круга, хотя, по сути, они представляют собой одно и то же.
Основой холодных цветов является голубоватый подтон. Если при взгляде на цвет, вы можете представить, что сквозь него просвечивает голубой, серый или – этот оттенок холодный.
Холодными оттенками являются:
- темно-красный;
- кошениль;
- алый;
- ализариновый;
- малиновый;
- кардинал;
- маджента;
- баклажан;
- глициния;
- лимонный;
- тауп;
- нефритовый;
- аквамарин;
- индиго;
- берлинская лазурь;
- гридеперлевый;
- антрацитовый;
- маренго.
Теплые оттенки цветов
Следует учитывать, что восприятие многих оттенков зависит от цветов, находящихся рядом. Выражение «все познается в сравнении» для температуры цвета весьма актуально. Даже среди оттенков одной температурной шкалы можно найти более теплые и более холодные. Проще всего сравнивать оттенки с нейтральным (к примеру, белым). Теплые оттенки цвета при этом будут иметь «отсвет» желтого, красного или розового.
К ним относятся:
Кроме того, существуют еще так называемые нейтральные цвета:
Для правильного сочетания цветов и оттенков следует научиться отличать теплые тона от холодных. Существуют три способа создания цветовых композиций.
Для первого из них выбирают несколько оттенков одного и того же цвета. Этот способ подходит для создания сдержанных элегантных ансамблей.
Для второго сочетают смежные цвета (расположенные рядом на цветовом круге).
В третьем способе используются дополнительные цвета (располагающиеся на противоположных участках цветового круга). Таким способом получают наиболее броские, эффектные композиции.
Как видите, стоит все-таки научиться различать теплые и холодные цвета и оттенки, а вот названия каждого из десятков тонов и полутонов выучивать наизусть вовсе не обязательно. Даже если вы стилист или дизайнер, проще будет носить с собой несколько цветовых палитр с названиями, чем постоянно держать цвета в памяти. Кроме того, гораздо проще показать пример цвета, нежели пытаться объяснить, в чем разница между, к примеру, индийским красным, лососевым и светло-коралловым.
Теория основных цветов иллюстрируется цветовым кругом . Этот круг показывает, как связаны цвета, называемые тонами. Цвета на цветовом круге разделятся на основные и вторичные.
Сочетание этих цветов характеризуется как смежные или как дополнительные, в зависимости от их положения на цветовой шкале .
Основные цвета – красный, желтый и синий, а оранжевый, зеленый и фиолетовый – дополнительные цвета .
Смежные цвета – это цвета, которые находятся рядом на цветовом круге. Например, красный и оранжевый являются смежными.
Дополнительные цвета – это цвета, которые на цветовом круге находятся друг напротив друга. Так, синий цвет является дополнительным для оранжевого цвета.
Нейтральные цвета - оттенки белого, серого или бежевого цветов. Большинство нейтральных цветов слегка окрашены в другой цвет.
Тон оттенка – определяется количеством белого и черного и выражается величиной светлоты или темноты.
Насыщенность – описывает яркость оттенка . Насыщенные (яркие) оттенки являются интенсивными оттенками , которые не разбавлены черным, белым или дополнительным оттенком .
Ненасыщенные (приглушенные) цвета – образуются при разбавлении оттенка черным, белым или дополнительным оттенком.
Композиция на основе одного цвета . В композиции на основе одного цвета используются различные оттенки одного и того же цвета. Они придают ощущение покоя.
Композиция на основе смежных цветов. Композиции на основе смежных цветов создаются с помощью различных оттенков двух или трех цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге. Смежные светлые цвета оказывают расслабляющее воздействие .
Композиция на основе дополнительных цветов . Композиция на основе дополнительных цветов изменяется от ярких и живых до задерживающих внимание и впечатляющих. Эти композиции образуются с помощью вариаций цветов , находящихся напротив друг друга на цветовом круге . Простой способ работы с данной композицией – это выбрать одну группу теплых цветов и другую группу холодных цветов .
Названия цветов и оттенков
Довольно часто мы затрудняемся в определении
оттенка
и
цвета
. Восприятие цвета весьма субъективное, поскольку обусловлено как физиологическими, так и культурными особенностями человечества.
Также очень часто встречаются такие описания цветов и оттенков тканей, ниток, косметической продукции, красок и др., значение которых иногда бывает непонятно. Некоторые считают это профессиональным цветовым жаргоном
,
а другим они кажутся просто интересными и забавными.
Авантюрин - [от авантюрин "минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зеленого цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды"; открыт случайно (per aventura ) в 1750 г. < фр. aventurine < aventure "приключение"] – серебристо-черный, черный с металлическим блеском.
Аделаида
,
аделаидин
- [от Аделаида (др.-герм. "благородный" + "состояние, положение") - имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона] - красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному; название было чрезвычайно модным в середине XIX в. В оригинале текста Матиссона речь идет о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение. "Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида" (И. Тургенев. Контора). Цвет дозволенного в Японии.
Адрианопольский
- ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
У Даля адрианопольский - [по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок] – ярко-красный, краска из марены.
Адский, адского пламени, адского огня - [калька с франц. flame d"enfer] лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый, алавастровый - (устар.) - [от алебастр "плотная мелкозернистая разновидность гипса белого цвета, применяемая для строительства и различных поделок" < греч. < Alabastron – название города в Египте] - бледно-желтый с матовым оттенком, матово-белый. Чаще о цвете лица, кожи человека.
Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый - [от альмандин "драгоценный камень из группы гранатов" < верхн.нем. Almandin < по названию горы Алабанда в Малой Азии] - темно-красный с фиолетовым оттенком, темно-вишневый.
Акажу - [от фр. acajou < яз. тупи-гуарани acaju "тропическое дерево семейства сумаховых, т.н. «красное дерево»"] цвет красного дерева.
Амарантовый
- цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый, малиновый.
Аметистовая ночь, аметистовый
- [от аместист "полудрагоценный камень, прозрачная разновидность кварца" < нем. Amethyst, фр. am?thyste < греч. < "не" + "опьяняю"; название связано с древним поверьем, согласно которому этот камень притягивает винные пары и таким образом предохраняет его обладателя от сильного опьянения] – темный фиолетово-синий, насыщенный искрасна-синий, фиолетово-красный с синевой, вишнево-лиловый.
Амиантовый
- цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего - о цвете неба.
Антрацитовый
- [от антрацит "лучший сорт каменного угля" < греч. "уголь"] - насыщенно-черный, с сильным блеском.
Арлекин, арлекиновый
- [от Арлекин - имени персонажа итальянского национального театра (так называемой commedia dell"arte), остроумного слуги-шута, характерной принадлежность которого является костюм, сшитый из кусочков материи всевозможных цветов < ит. arleccino] - пестрый, разноцветный. В нач. XIX в. арлекином называли также модную ткань из разноцветных треугольников, а также играющий всеми цветами драгоценный камень - благородный опал. Ныне часто употребляется при характеристике окраса животных. Арлекиновый окрас, при котором цветные пятна разбросаны отдельными участками по голове, холке, спине и крестцу кошки…
Аспидный
- цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черно-серый.
Афалина
- [от афалина "млекопитающее семейства дельфинов отряда китов"] – серебристый зелено-голубой.
Багор
- густо-красный с синеватым оттенком, темно-красный с синеватым или лиловым оттенком. Варианты названия:
багр
,
багрец
,
багрецовый
,
багровый
,
багрянец
,
багрянистый
,
багряный
.
Багрецовый
- цвет багреца: яркий багровый.
Багрянистый
- устаревшая форма слова багряный.
Базарного огня
- определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. - в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Бакан, бакановый, баканный
- ярко-красная краска из кошенили, используемая в живописи [< тюрк. и араб. bakkam] - красная краска - ярко-красный, багряный.
Барканский
- [от баркан "плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа" <итал. barracano < араб.-перс. barrakan] – один из оттенков красной гаммы. Упоминается как цветообозначение в 30-е-40-е гг. XIX в.
Бедра испуганной нимфы
- оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".
Берилловый
- по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня, зеленовато-голубой.
Берлинская лазурь, берлинская синь
— [по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль] интенсивно-синий. Также
Прусская синь
.
Бизон
- темно-оранжевый.
Биллиардного сукна
,
биллиардной покрышки
- ядовито-зелёный.
Бисквитный - [от бисквит – фарфор, не покрытый глазурью, но дважды обожженный < фр. biscuit < bis "дважды" cuit "печеный"] - белый с сероватым или зеленоватым оттенком.
Бискр
- цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк
- [от Бисмарк – фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.] - серовато-желтый или коричневый.
Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
Бисной - арх. седой, серебристый, белый.
Бистровый - [от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем; употреблялась европейскими художниками 15-18 вв. для рисования пером и кистью, после уступила место сепии и туши < фр. bistre < ниж.-герм. biester "темный"] - густой коричневый, бурый.
Бланжевый
, или
планшевый
(от фр. blanc белый), - желтовато-белый, белый с кремовым оттенком, телесный.
Бле-раймондовый
,
бле-реймон
- [от франц. bleu "синий" + мужское имя Raymond (Раймон(д))] – оттенок синего цвета.
Блокитный - (польск.) ярко-синий, сине-голубой. У Даля - голубой, васильковый.
Блондовый
- [фр. blonde "золотистая, рыжеватая, русая, белокурая"] - светлый, с золотисто-желтоватым отливом. Чаще о цвете волос. Прилагательное блондовый в XVIII – XIX вв. нередко употреблялось и в ином значении: блондами называли кружево из шелка-сырца первоначально золотистого, а затем также и белого либо черного цвета.
Болкатый
- черный, темный.
Бордосского вина (бордо, бордовый) - красно-фиолетовый, темно-красный с лиловым оттенком.
Бороды Абдель-Кадера
- [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абд-эль-Кадир - алжирский полководец, оратор и поэт (1807-1883), в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов] - белый, отливающий в серый.
он же
Бороды Абдель-Керима
- [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абдул-Керим-паша - турецкий генерал (1811-1885), участник русско-турецких военных конфликтов].
Бронзовой брони
- зеленый с фиолетовым оттенком.
Броный
- [ср. бронь, брунь, брона "спелый колос", бронеть "зреть" < возможно, др.-инд. Bradhnas "рыжеватый, буланый"] - беловатый, бело-серый.
Брощаный
- багряный, пурпурный.
Бристольский голубой - ярко-голубой.
Брусничный - [от названия ягоды брусники] - один из оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. Однако долгое время это слово в русском языке означало зеленый (по цвету листа брусники). Цвет под этим названием входил в описание знамени Ивана Грозного.
Брусьяный
,
брусвяный
- красный, багряный, цвета брусники.
Брэнсолитеровый
- [от франц. brun solitaire "единственный (в своем роде) коричневый или смуглый"; другое значение solitaire "драгоценный камень"] – оттенок коричневого.
Буланый
- [от тюрк. bulan "олень, лось"] - желтоватый, разных оттенков, особенно светлых; иногда при темном хвосте и гриве и с такой же полоской на хребте.
Бурматный
- [возможно, от польск. brunatny "коричневый, бурый" < ср.-в.-н. brûnât "темная ткань", ср.-нем. braun "коричневый"] - темно-серый, как бы подернутый пылью.
Бурнастый , брунастый - то же, что бурый, красновато-коричневый.
Бусый
- [возможно, от др.-тюрк. boz "серый, тёмный"] - темный голубовато-серый; иногда о неопределенной окраске. У Даля (сиб). темно-голубо-серый, избура-серый, буро-дымчатый, буро-пепельный; о шерсти, темно-бурый с синевою, сизо-бурый (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Татарский глет зеленовато-бусый / Соседствует с венецианской бусой (М. Волошин).
Бычьей крови
- черный с красноватым отливом.
Вайдовый
- темно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание В. почти прекратилось.
Валюта
- серо-зеленый, цвета доллара.
Венге
- [от венге "твердолиственная порода деревьев, произрастающих в тропических джунглях Западной Африки". Древесина венге отличается разнообразием цветовых оттенков: от золотистого до темно-коричневого с черными прожилками] - темный красновато-коричневый с черными прожилками.
Как бы от себя:) - этот цвет стал моим безумием во время ремонта!!! Сейчас он на пик моды! Посмотрите вокруг! - ламинат или паркетная доска - цвета венге, шкафчик - цвета венге, тумбочка - венге, мойдодыр - венге, стакан - венге, дверь - венге, стул, стол, всевозможная мебель и т.п.! Сплошной ВЕНГЕ!!!
Вердепешевый
- [от фр. vert-de-pеche "зелень персика"] - желтоватый или розоватый оттенок зеленого цвета, аналогичный цвету незрелого персика. Более всего такие названия были популярны в первой половине XIX в.
Вердепомовый
- [от фр. vert-de-pomme "зелень яблока"] - светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри
- зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вердрагоновый
- [франц. vert dragon "зеленый драгунский"; зеленый цвет драгунской униформы; возможно другое понимание: dragon "дракон"] - оттенок темно-зелёного.
Вермильон
,
вермильоновый
- [франц. vermillion "ярко-красный, алый; румянец"] - ярко-алый с оранжевым оттенком.
Веселая вдова
- оттенок розового. Название было популярным в XVIII в.
Виардо
- [искаженное фр. vert d"eau "зелень воды"] – светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант
водяная зелень
.
Винный - желтовато-красный.
Влюбленной жабы - зеленовато-серый.
Вороний глаз
- черный, глубокий черный оттенок – рекомендовался для дорогих фраков, такого цвета могла быть лишь шерсть высочайшего качества. Любая другая очень скоро приобретала рыжеватый оттенок.
Воронова крыла
- черный с синеватым отливом.
Вохра
,
вохряной
- то же, что охра.
Вощаный
,
восковой
- цвет воска, от желто-серого, медового до янтарно-желтого.
Выдровый
- цвет меха выдры, грязновато-зеленый.
Гавана или гавана-браун - темно-коричневый, шоколадный и более светлый, каштановый или слегка лиловый, напоминает цвет гаванских сигар.
Гаити
- или синий и красный - цвета флага Гаити, что символизирует союз черных и мулатов.
Гагатовый
- чёрный янтарь, с ярким смолистым блеском, цвет гагата - чёрный или коричнево-чёрный.
Гелиотроповый
- 1) цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик), минерал, разновидность халцедона; темно-зеленый халцедон с ярко- или темно-красными («кровавыми») пятнами и полосами. 2) цветок гелиотропа, садовое душистое растение с темно-лиловыми цветками. 3) искусств. органич. краска для окрашив. хлопчатобум. тканей в красно-фиолетовый цвет.
Геморроидальный
- модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека, в словаре Ушакова - серо-желтый, измождённый. Также
параличный
.
Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра
- с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубец
,
горная синь
,
английская горная синь
- ярко-синяя краска.
Голубиной шейки - оттенок серого.
Гороховый
- цвета вареного серого гороха, желто-серый, дико-желтоватый.
Гортензия
- нежно-розовый.
Гридеперливый - жемчужный оттенок серого. В начале века его называли и писали только по-французски.
Гуляфный
- астрах. роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная на лепестках розы, шиповника.
Гусиного помета (мердуа)
- желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый - с преливом, отливом, с игрой, разноцветный, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда
- оттенок розового. Картина Делароша "Дети Эдуарда IV" <1830—1831, Париж, Лувр>, принесшая ему большую популярность, в моду даже вошла прическа "под детей Эдуарда").
Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий , дикенький - светло-серый. естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске
Драконьей зелени
- очень темный зелёный.
"Так я впервые увидел драконье стекло.
Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывешь в спокойный летний день под водой и смотришь вверх… По краям всплески алого и золотого, сияние изумруда, сверкание серебра и блеск слоновой кости. А в основании - топазовый диск, обрамленный красным пламенем, искрящимся маленькими желтыми язычками". (АБРАХАМ МЕРРИТ "СКВОЗЬ ДРАКОНЬЕ СТЕКЛО")
Драконий крови
- это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.
Дроковый - ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.
Дымный , дымчатый - с виду или цветом похожий на дым; серый, дикий, мышастый, голубой, темной воды.
Жандарм - оттенок голубого. Бытовало даже выражение "голубые штаны", которым обозначали служащих жандармского управления.
Жаркий (он же горячий ) - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Жженого кофе
Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.
Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.
Жирафовый
- желто-коричневый.
Жирафьего брюха
или
брюха жирафа
- сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет
«жирафьего брюха»
, цвет
«влюбленной жирафы»
или цвет
«жирафы в изгнании»
.
Жонкилевый - золотисто-желтый, жонкиль - один из видов рода нарцисса.
Зекрый
- светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.
Изабелловый
- бледно-соломенный, грязноватый соломенно-розовый. По имени испанской королевы Изабеллы, давшей в 1604г. обет: три года не менять рубашки.
Индиго
- темно-синяя краска. Добывается из сока тропического растение семейства бобовых.
Инкарнатный - (от лат. "сarneus" мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.
Испуганной мыши - нежно-серый цвет.
Иудина дерева
- ярко-розовый, как цветки Иудина дерева.
Какао-шуа - (франц. "сacao-сhoix" отбороное какао). Это ликер темно-коричневого цвета. Камелопардовый - желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную "Калиостро" или "Ожерелье Королевы"(259). Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой "кардинала на соломе " и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.
Кармазинный , кармезинный - (франц. cramoisi) ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина.
Карминный - ярко-красный.
Кармелитовый , капуциновый - чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: "кармелитовый", "капуциновый" и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок "жженого хлеба" или "жженого кофе" и "лесных каштанов".
Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный
- красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды, часто применительно к автомобилям.
КашУ
или
катеху
- красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельченной древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ дает с глиноземом - желтый цвет, с солями железа — оливковый, с медн. и хромов.— коричневый и черный.
Иногда кашу обозначает два абсолютно разных цвета: синий или ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Кипенный , кипенно-белый - белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.
Колумбиновый
- (от франц. "colombin" голубь) голубиный, сизый.
Коричный
- от "корица" то же, что коричневый.
Королевский голубой - калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый - от краски кошениль, добываемой из насекомых, багрецовый, червцовый, ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный
,
краповый
- алый, мареновый, ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Краска
- красный цвет, краснота, краснина.
Кумачовый
- иногда знач. красный, алый, по цвету кумача.
Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый - ярко-синий, густо-синий, от названия растения куб (оно же индиго).
Куропаткины глаза - обозначен в периодике как светло-красный.
Лабрадоровый
- цветa лабрадора, камня породы полевого шпата, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нем. Сам лабрадор бесцветен, белого или серого цвета, образует сложные двойники, часто с красивой иризацией света сине-зелёных и золотистых оттенков.
Лавальер
- кожаный оттенок коричневого - желтовато-светло-
коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.
Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный - нежно-белый, белизной, нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию Лилейное чело. Лилейная грудь.
Лондонского дыма - тёмно-серый.
Лорд Байрон или байронов - [от имени англ. поэта Дж. Байрона] - рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого, близкий к темно-каштановому.
Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный - красно-розовый.
Маджента - с итал. - ярко-красный, фуксин, с англ. - пурпурный, между красным и фиолетовым. Цвет от смешения красного и синего света, суженный диапазон из пурпурного сектора. Похож на цветок фуксии. Возможно, название возникло после битвы около г. Magenta (сев.Италия) в 1859г.
Майский жук
- цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маков цвет
[чаще всего о лице] — ц
вет красного мака: румяный, пунцовый.
Маренго - серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер - светло-серый.
Марин , марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака - темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий , медвежьего ушка
Милори
- темно-голубой, синий,
Берлинской лазури
.
Мов
- розовато-лиловый. Мовеин (фр. Mauvéine - анилиновый пурпур) - первый синтетический краситель, полученный в 1856 году.
Мордоре , мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.
Мурамный
,
муаровый
- травянисто-зеленый.
Нагой
- телесный.
Накаратовый - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом
(или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».
Нанковый
(нанка
,
нанкинной
) - цвет грубой хлопчато-бумажной ткани, в свое время привозимой из Нанкина: грязно-желтый.
Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный - цвета облака.
Оброщеный - багряный.
Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый - рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.
Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний - синевато-лиловый.
Палевый - бледно-желтый, тускложелтый, розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille "солома". У Даля - соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь - ярко-синий.
Парижский голубой - cветло-голубой.
Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление - тот же темно-серый цвет, что и маренго. По другим источникам - черный с краснотой.
Пелесый - темный, бурый.
Перванш - серовато-голубой, бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый - (от франц. perle, перл, жемчуг) жемчужный, белый, с сизым отливом.
Померанцевый - ранжевый, рудо-желтый, жаркой. У Даля померанец - дерево и плод горький апельсин.
Порфирный - пурпурный, багряный; (от греч. porphýreos — пурпурный) название происходит от своеобразной красной породы с белыми крупными вкрапленниками ортоклаза (античный П.), широко применявшейся для украшений и скульптур в Древнем Риме. Пурпуровая краска в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне. С древних времён сохранилось почтительное внимание к лицам, которые могут позволить себе приобретать дорогие продукты — в том числе ценные красители: пурпур, лазурит, позже — кармин… Поэтому, в частности, пурпур и порфир — древние символы власти, признаки царственности их обладателя. Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).
Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
Пунцовый
- ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пьяная вишня
- коричневый с красноватым оттенком.
Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Также есть ссылки на оттенки " блошной ", " блошиный "; " блошиного брюшка ", цвет " блохи в родильной горячке ", " блохи, упавшей в обморок ", " блошиной спинки ", " влюблённой блохи ", " мечтательной блохи "...). В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из темной шелковой тафты. "Это цвет блохи!", - воскликнул король. И слово и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в "цвет блохи". Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.
Ранжевый
- то же, что оранжевый.
Смарагдовый
— цвет смарагда (устаревшее название изумруда).
Смурый
- коричневый оттенок серого, грязно-серый, темного, мешанного цвета, избура-черно-серый, темносерый, темнобурый. Так крестьяне называли темно-серый цвет. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти - иногда с коричневатым оттенком.
Солдатский
— цвета серого сукна солдатской шинели царской армии.
Соловый
- серо-желтый. По этому цвету назван соловей.
Стризовый
- ярко-красный.
Сургучный
— коричневый, цвет почтового сургуча.
Сюрприз дофина . Он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго - оранжевый с коричневым оттенком. Название по одноименному танцу. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле "Креольское правосудие".
Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука - красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и желтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щелочь.
Фисташковый - грязновато-зеленый.
Фрез
,
фрезовый
- [от франц. "fraise" земляника] цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком.
Фуксии
- насыщенный розовый.
Хаки
- сложный серовато-коричневато-зеленоватый цвет. Обычно форменная. Название от англ. - khaki, восходящего к инд. от перс. hak - земля, пыль.
Хризолитовый
Шамуб
- [от франц. "chamoi" верблюд] светлый рыже-коричневый.
Шанжан
- цвет с переливающимися оттенками. Шанжан — пестротканая ткань с контрастной фактурой. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».
Шарлах
или
шерлак
- ярко-красный, от названия краски, цвет и краска яркий багрец, червлень.
Шартрез - жёлто-зелёный.
Шмальтовый
,
юхотный
- кожаный оттенок коричневого - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Ярь-медянка
,
медянка
- яркая зеленая краска, получаемая путем окисления меди.