THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как женщине, рождённой в Саудовской Аравии, мне пришлось пережить пару (неудачных, к счастью) попыток пристроить меня замуж «по соглашению». Сейчас я живу в другой стране, и могу пролить свет на то лицемерие, с которым многие мои соотечественники рассказывают о некоторых особенностях нашей культуры.

Ухаживания и секс в Саудовской Аравии

Вследствие активной пропаганды ваххабизма во второй половине 1990-х годов, всё, что связано с попытками молодых людей самостоятельно найти себе пару (знакомства, свидания, ухаживания, флирт) считается позором. В школах и мечетях девочкам раздавали буклеты, в которых мужчин называли не иначе как волками или бешеными собаками. В большинстве своём эта пропаганда была направлена на девочек начиная с восьми лет, чтобы в их голове всякий мужчина рисовался хитрым голодным монстром, включая отца и братьев. Я помню, как наставница убеждала меня, что мужчины не в состоянии контролировать себя, так что аллах будет винить меня за грех своего сына.

Особый акцент делался на сохранение девственности (главным образом, на сохранение девственной плевы) для будущего мужа. В результате женщины крайне редко вступают в беседу с представителями противоположного пола, зато лесбийская любовь – обычное дело и безопасная замена интимной жизни до замужества с последующим сексуальным насилием, о котором не принято говорить.

Воспитывая «хороших мусульман» из мальчиков (по словам моего брата), школьные наставники делают особый акцент на грубом маскулинизме. Они слышат множество шуток о жёнах, которые только и ищут возможности встретиться с любовником, как только муж уйдёт на работу.

Самые популярные сравнения для женщин – замочная скважина, гнилое мясо (выставленное на открытом воздухе, чтобы все могли видеть). Мальчикам внушают, что женщина – это угроза их мужественности и способности держать под контролем свой дом. Их учат, что женщины – низшие создания и не способны принимать решения самостоятельно. Принимать решения должны только мужчины.

Таким образом, ваши домочадцы женского пола не должны показывать никакие части своего тела и вообще покидать дом, в противном случае вы не достойны называться мужчиной. Женщина же, которая осмелилась посмотреть мужчине в глаза – потаскуха из разбитой семьи.

Однако буклетов для мальчиков гораздо меньше, чем для девочек, поскольку мужчины могут передвигаться значительно свободнее. Мальчики-подростки часто остаются предоставлены самим себе, в то время как девочки находятся под присмотром и в школе, и дома.

Так что же, никаких свиданий?


Не совсем так. Всякому человеческому существу свойственно искать себе компанию, и тут на помощь молодым людям с 90-х годов приходят социальные сети, онлайн-свидания и айфоны.

Однако из-за пропаганды и традиций большинство мужчин женится не на тех, с кем у них завязался роман, предпочитая незнакомку/кузину по выбору матери (!!!). Логика такая: «если она общалась со мной (мужчиной), то неизвестно сколько у неё было других бойфрендов». Он предпочтёт рискнуть и женится на абсолютной незнакомке, ожидая, что она будет его любить, хотя с малолетства ей внушали не доверять ни одному мужчине».

И большинство девочек действительно заводят множество тайных онлайн-бойфрендов, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности, понимая, что необходимо сохранить внешне невинный образ до тех пор, пока семья не решит отдать её за какого-нибудь кузена.

В 2000-х годах было предпринято множество попыток перекрыть возможность онлайн-свиданий. Были случаи, когда девочек шантажировали ради денег: например, угрожали выставить их голыми перед мужчинами-родственниками, что по местным традициям должно было закончиться «убийством чести» или принуждением к «самоубийству чести». Тот факт, что суд всегда был строже к женщинам, чем к мужчинам, добавлял ещё больше недоверия и страха в отношениях.

Домогательства и преследования женщин в парках и торговых центрах – обычное дело, причём, как правило, впоследствии именно женщин обвиняют в соблазнении. Даже если тело женщины было полностью закрыто, но она оказывается без мужского сопровождения – для суда виновата именно она.

После окончания срока заключения отпустить её могут только после подписи мужчины, который за неё отвечает. Однако часто в таких случаях женщин бросают и остаток своих дней они живут в заточении в специальных социальных домах, которые им нельзя покидать, нельзя пользоваться мобильными телефонами, читать большинство книг – в сущности, это та же тюрьма. И всё потому, что они «опозорили» своих родственников-мужчин.

Так что выходить за порог дома – действительно большой риск. Как говорил мой наставник, «женщина – как хрупкая ваза, если появилась трещина, починить её уже невозможно, только выбросить вон».

Можно ли встретить свою будущую половину на работе?

Представители некоторых профессий (обычно, с высоким уровнем образования) действительно могут встречаться с представителями противоположного пола на совещаниях, в вестибюлях, столовых, но как правило, выполняют свои обязанности в разных офисах. Это госпитали, научно-исследовательские институты, банки и тд. У меня есть подруги, которые встретили своих будущих мужей на работе.

Однако общество относится к таким женским профессиям весьма неодобрительно. Такие женщины обычно находятся под постоянным вниманием сослуживцев и даже, порой, безумных мужчин-родственников или незнакомцев.

Эта фотография, на которой работники госпиталя разных полов обмениваются цветами в свой профессиональный праздник, наделала в своё время много шуму. Настолько, что министерство здравоохранения начало расследование этого «вопиющего инцидента».

Так как же обычно происходит сватовство?

Согласно традиции, девушка встречается с матерью кандидата в мужья. Она не имеет права говорить с будущим мужем, пока не подпишет свой брачный документ.

Последовательность событий такова:

Устраивается праздник только для представительниц женского пола, где наряженная как павлин потенциальная невеста изо всех сил старается понравиться будущей свекрови.

1-й визит: мать жениха посещает дома всех девушек, которые показались ей подходящими. Девушки при этом ведут себя тише воды, ниже травы, и говорят только тогда, когда их о чём-нибудь спрашивают. Если первый этап пройден, мать жениха перезвонит позже.

2-й визит: парень и его семья приезжают в дом к невесте и молодым людям разрешают посмотреть друг на друга на протяжении пары минут. В основном, девушка прислуживает своему потенциальному супругу и обменивается с ним парой формальных слов под присмотром её отца, братьев и других родственников-мужчин. В этот момент главное не посмотреть в глаза, иначе клеймо шлюхи тебе обеспечено. И нельзя заговаривать первой – ты невинное существо, впервые в жизни увидевшее живого мужчину, который тебе не родственник. Спустя пару минут этого испытания девушка должна удалиться.

Телефонные переговоры: если у тебя есть вопрос к потенциальному мужу, скажи своей матери, она позвонит его матери, та получит ответ, который будет передан тем же каналом в обратном порядке. И конечно, никаких деликатных вопросов! Одна моя подруга узнала, что её муж – гей, только через год после свадьбы.

В зависимости от возраста и прочих данных, отец невесты и жених торгуются по поводу её цены. Иногда жених требует дополнительных денег даже после свадьбы, а если отец не может уплатить, то аннулирует брак. Никто не может ему этого запретить. После церемонии он уже официально женат, но пока ещё не объявил этого публично, так что имеет хорошую возможность шантажировать семью новых родственников.

К счастью, мне удалось всего этого избежать: я отделалась парой неудачных попыток выдать меня замуж и сейчас живу заграницей.

Однако многие ещё скептически смотрят на возможность в ближайшем будущем отменить запрет на вождение, так как большинство консерваторов, чьё влияние в стране велико, твёрдо убеждены, что разрешение на вождение машины может стать рычагом к переходу к западному образу жизни и уничтожению традиционных ценностей.

В начале 2012 года правительство начало рассматривать предложение о создании общенациональной автобусной системы только для женщин. Активисты разделились во мнениях, одни поддержали идею, утверждая, что это снизит частоту сексуальных домогательств таксистов и транспортные расходы. Другие критикуют, утверждая, что это бегство от реального вопроса, касающегося признания права женщин на вождение. В июле 2011 года женщина из Джидды была приговорена к десяти ударам плетью за вождение машины. Это вызвало общественный резонанс, так как до этого женщина была обязана подписать обязательство, что никогда не сядет за руль. Наказание поркой стали применять после проведения акций в поддержку женских прав в июне. Король Абдалла пообещал защитить права женщин и отменил приговор.

Женщины также не могут выехать за границу без разрешения мужчины-опекуна, этот запрет распространяется на жён, взрослых незамужних дочерей и сыновей саудовцев, не достигших 21 года, даже если они являются гражданами других стран.

В сентябре 2013 года группа из 16 женщин-активисток устроили автопробег, за что должны были заплатили штраф в размере 80$, а их опекунов обязали прятать ключи от женщин.

Правовые вопросы

Политическая жизнь

Нура аль Фаиз, заместитель министра по женскому образованию, первая саудитка, занимающая государственную должность такого уровня.

Принцесса Лолва аль-Фейсал описывает свои взгляды как умеренно-консервативные, выступая за реформы, которые однако будут соответствовать нормам ислама, утверждая следующее:

« Ислам видит мужчин и женщин равными, но разными. Ультра-консерваторы и ультра-либералы на деле добиваются разрушения истинного исламского образа, но мы сохраняем его. Хотя сейчас всё ещё имеется проблема интерпретации закона в судах, однако саудовские женщины в некоторых моментах имеют больше прав, чем на Западе: их собственность неприкосновенна, а мужчины обязаны заботится о них, а западная нескромность ведёт к дурному воспитанию детей »

Тем не менее Лолва поддерживает избирательное право женщин на муниципальных выборах. Во время интервью с принцессой Томас Фридман спросил её, чтобы она сделала, если бы стала королевой на день, она ответила: «Первым делом я бы позволила женщинам сесть за руль».

В 2013 году саудовское правительство впервые организовало для девочек спортивные занятия в частных школах. В конце 2015 года женщины впервые получили право голосовать и принимать участие в муниципальных выборах. Среди кандидатов были зарегистрированы 5938 мужчин и 978 женщин. Пост депутата в провинции Мекки получила Салма бинт Хизаб аль-Отейби. Несмотря на это во время баллотирования женщины-кандидаты обязаны были выступать за перегородкой или их представлял мужчина. Помимо этого более 130 тысяч женщин приняли участие в голосовании, что хотя и незначительно по сравнению с 1,35 миллионами голосующих мужчин мало, но уже считается внушительной цифрой для первого голосования женщин.

Новые формы общения

На фоне сильной гендерной сегрегации свою популярность стали набирать альтернативные виды общения, с помощью технологии и связи. Например огромной популярностью пользуется анонимная переписка женщин и мужчин через технологию bluetooth, и саудиты были первооткрывателями такого вида общения.

Саудовские женщины, зачастую не имея какой-либо возможности высказывать своё мнение, используют для этого социальные сети , одна из таких женщин утверждает следующее:

« В Саудовской Аравии мы живём больше в виртуальном мире, чем в настоящем. Я знаю многих людей, которые заводят романы по перепискам на Facebook, но в реальности никак не могут встретиться. Многие женщины также используют Facebook, чтобы выражать свои политические и человеческие права, так как в реальной жизни просто не могут или боятся »

Некоторые консервативные священнослужители призывают к блокировке Facebook, утверждая, что она способствует гендерному смешению и является «дверью в похоть». В 2010 году социальная сеть была временно заблокировала по причине того, что не «соответствовала моральным ценностям жителей этой страны».

Критика

Западные критики часто ставят параллель между положением саудовских женщин и апартеидом, который существовал в ЮАР и распространялся на чёрное население. В качестве доказательства они приводят ограничения женщинам на поездки, учёбу, выбор профессии, доступ к судам и политические высказывания.

Представители газеты The New York Times пишут, что саудовские женщины лишены сейчас тех же прав, что и когда-то чёрные/цветные во время апартеида в ЮАР . Некоторые критики напрямую заявляют, что гендерная политика Саудовской Аравии является преступлением против человечности и нуждается во вмешательстве со стороны международного сообщества. Они также критикуют правительство США, которое ведёт информационную войну против их врагов - талибов, а политического союзника - Саудовскую Аравию зачастую проходит стороной, хотя их гендерная политика во многом похожа на талибскую. Мария Калдор утверждает, что дискриминационная политика в Саудовской Аравии и талибов фактически одна и та же. Напротив, политический обозреватель Даниэль Пайпс, видит, что несмотря на гендерную сегрегацию, женщины имеют возможность посещать школу или работу.

Критике также подвергаются западные компании, которые сотрудничают с Саудовской Аравией и на территории их страны соблюдают гендерную сегрегацию. Так, например, компании Starbucks и Pizza Hut в своих ресторанах строили отдельные помещения для женщин, и в мужских зонах обслуживание гораздо лучше и быстрее.

В 2001 году редактор Washington Post Колберт Кинг отметил, что, как и в Саудовской Аравии, в ЮАР правительство в период апартеида рассматривало международную критику как вмешательство её суверенитета и во внутренние дела. И тогда американским корпорациям, работающим в ЮАР , приходилось подчиняться местным законам. А политику западных компаний в Саудовской Аравии Колберт сравнивает с «расистскими» Принципами Салливана, существовавшими среди западных компаний в ЮАР, но в данном случае объектом притеснения становятся женщины, а не чёрные. Журналист Энн Эпплбаум утверждает, что гендерный апартеид в Саудовской Аравии не интересует американских феминистов. Так как если при гражданском движении за права чёрных в ЮАР им оказывали крупную поддержку американские лидеры гражданского права, такие, как например Джесси Джексон, то американские феминисты мало заинтересованы в сотрудничестве с саудовскими активистами. Одна из причин заключается в том, что анти-апартеидные акции практически невозможно проводить в условиях жёсткой гендерной сегрегации, особенно иностранным женщинам.

Культурный релятивизм Саудовской Аравии является корнем фактического бездействия феминисток, таких, как например Азар Маджеди, Памелы Бом и Марьям Намази. Они утверждают, что политический ислам в стране плотно связан с женоненавистничеством, а желание западных либералов относиться терпимо к исламу зачастую их ослепляет, и они игнорируют проблему, связанную с дискриминацией и насилием против женщин. Маджеди и Намази сами родом из Ирана, где также в течение 40 лет проводится дискриминационная политика против женщин, одна из них говорит следующее:

« Грубо говоря, из-за места моего рождения я обладаю меньшими правами, чем та же женщина, которая родилась в Швеции, Англии или Франции »

Памела Бон говорит, феминистическая апатия поддерживается тоскливым культурным релятивизмом, который пронизывает многих женщин: «Мы ничем не лучше, чем они; Мы не должны навязывать свои мнения им; Мы должны смотреть только на собственные недостатки», а культурный релятивизм исходит из страха, так как критика ислама может зачастую приравниваться к расизму в западном понимании.

Энн Элизабет Майер, американский специалист в области исламского права, считает, что гендерный апартеид, закреплён в самой конституции Саудовской Аравии:

9) «Уважать ценности саудовского общества, его традиции и обряды», воспитание молодого поколения «на основе исламской веры, предписываемой ею преданности и повиновении Всевышнему Аллаху, Его Пророку и представителям власти».

10) «Укреплять арабскую семью, сохранять исламские семейные ценности, создавать необходимые условия для повышения благосостояния и развития способностей членов арабских семей».

Майер утверждает, что статьи 9 и 10 являются рычагом для лишения саудовских женщин любой возможности участвовать в публичном праве или правительстве, а именно при соблюдении ценностей до-современного исламского права в целях поддержания традиционной патриархальной семьи, и держать женщин подчинёнными, таким образом это и является главным корнем гендерного апартеида.

Теги: женщина, саудовские инвесторы, Саудовский принц, животные,

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. Им нельзя водить машину, выходить из дома

10 вещей, которые нельзя делать женщинам в Саудовской Аравии

 07:01 11 марта 2017

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. Им нельзя водить машину, выходить из дома без сопровождения мужчины и посещать спортивные мероприятия. При этом большинство запретов официально не прописаны ни светских, ни в религиозных законах, они существуют просто на уровне традиций. Но в наказание за нарушение этих традиций часто даже убивают.

Делать что-либо без согласия мужчины-опекуна

Мужчина-опекун - чаще всего муж, отец или брат - тот человек, который всецело управляет жизнью любой женщины в Саудовской Аравии. Без его разрешения женщина не может заключать или разрывать брак, получить образование, работать, уезжать куда-либо за границу или в пределах страны и даже сделать плановую операцию. Каждый шаг, каждое действие требует согласие или непосредственного участия мужчины-опекуна. Даже просто общаться с мужчиной-неопукуном строго запрещено.

Совершать что-то, что могло бы отразиться на чести мужчины-опекуна

При этом мужчина-опекун, защищающий и опекающий женщину, вправе требовать от неё благоразумного поведения. Считается, что если опекун потеряет контроль над женщинами, то потеряет честь в глазах общества. А это очень серьёзно. Если женщина своим поведением портит честь мужчины-опекуна, тот вправе наказать её и в крайних случаях даже убить. Причём это не просто какой-то устаревший догмат. Практика убийств чести происходит в Саудовской Аравии каждый день. В 2007 году отец убил молодую девушку, когда узнал, что она общалась с молодым человеком по Facebook. Наиболее консервативные граждане тогда призывали правительство полностью запретить Facebook, потому что он, по их словам, подстрекает к похоти и вызывает социальную рознь, поощряя половое смешение. Для женщины в Саудовской Аравии является сильнейшим позором арест религиозной полиции. А арестовать они могут за что угодно. Так в 2009 году двух молодых девушек после ареста в результате общения с посторонними мужчинами, публично расстреляли братья, в присутствии отца.

Появляться на улице с открытыми частями тела

Согласно шариату, чтобы посторонний мужчина не соблазнился женщиной, она обязана в общественном месте покрывать все части тела, кроме овала лица, кистей и стоп. Но в некоторых провинциях страны женщин обязывают закрывать всё лицо, кроме глаз, и оставлять открытыми только руки. Однако, с 2011 года религиозная полиция стала требовать от женщин закрывать также и глаза, ссылаясь на то, что порой они могут быть слишком «сексуальными».

Покидать специальные «женские» зоны в общественных местах

В Саудовской Аравии присутствует ярко выраженная половая сегрегация. Она затрагивает всех женщин, которых мужчины-опекуны стараются максимально ограничить от окружающего общества и любых контактов с незнакомыми мужчинами. Любые торжественные мероприятия проходят с разделением мужчин и женщин. Большинство домов в стране имеют отдельные входы. Притом любому мужчине, кроме хозяина, запрещено входить в женскую часть дома. Разделены также и все общественные места: торговые центры, парки развлечений, пляжи, общественный транспорт, образовательные учреждения. Причём довольно часто школьники двух полов учатся не просто в разных зданиях, но и в разное время, чтобы они ни в коем случае не пересекались друг с другом. Нарушение принципов половой сегрегации, особенно со стороны женщин, приравнивается к преступлению.

Работать где ей нравится

Начнём с того, что для женщин в Саудовской Аравии вообще не поощряется любая наёмная работа. С раннего детства девочек учат, что их главная роль - рожать и воспитывать детей, поддерживать семейный очаг, заботиться о семье. Женщина, конечно, может работать, но только в специально отведённых для женщин местах и не во всех сферах деятельности. Можно работать врачом, медсестрой, учителем. Но это только если удалось прежде получить подходящее образование, что сделать тоже крайне трудно. К тому же, на любую работу женщина в Саудовской Аравии может устроиться только с разрешения мужчины-опекуна.

Посещать открытые спортивные мероприятия

Не смотря на то, что в стране существуют женские спортивные команды, ни в каких более-менее значимых спортивных соревнованиях им участвовать нельзя. До 2008 года Саудовская Аравия была единственной страной в мире, которая не представляла женщин на Олимпийских играх. В школах саудовские девушки не получают никакого спортивного образования, да и к остальным спортивным сооружениям имеют крайне ограниченный доступ. Но посещать открытые спортивные мероприятия женщинам строго запрещено.


Водить машину

Передвижение женщин по стране и так очень ограничено. Без сопровождения мужчины-опекуна им не разрешается даже выходить из дома, не говоря уже о каких-то поездках или путешествиях. Водить машину женщинам запрещено, им не выдают государственные лицензии на вождение даже в том случае, если у них есть иностранные права. Большинство саудовских учёных и религиозных деятелей причисляют вождение машины женщиной к греху. Так, например, профессор Камаль Субхи утверждает, чти если женщинам в стране позволить водить автомобили, через десять лет там не останется девственниц. А другой влиятельный шейх Салех Лохайдан как-то заявил, что если женщина будет водить машину, то она может родить ребёнка с врождёнными дефектами. Справедливости ради, стоит отметить, что запрет на вождение машин женщинами повсеместно нарушается в сельской местности страны.

Пользоваться общественным транспортом

Как правило, женщины Саудовской Аравии не могут пользоваться и общественным транспортом. Во-первых, потому что это не безопасно с точки зрения контактов с посторонними мужчинами. Во-вторых, многие транспортные компании в принципе не перевозят женщин. Хотя, в некоторых поездах есть специальные секции с отдельным входом, расположенные в конце составов, специально для женщин.

Выбирать себе супруга

Не смотря на то, что в 2005 году религиозный комитет официально запретил практику принудительных браков, договор между женихом и отцом невесты до сих пор считается обязательным. Ситуация осложняется ещё и тем, что в стране отсутствует минимальный брачный возраст. Большинство высших религиозных деятелей считают, что девочка пригодна для брака с 9 лет, а мальчик с 15. Они также полагают, что девушку нужно обязательно выдать замуж до наступления половой зрелости. Ни о каком сознательном выборе супруга тут не может быть и речи. Кроме того, такая практика крайне негативно сказывается на женском образовании. Девушки, заключившие ранний брак (до 16 лет) потом как правило уже не получают полноценное образование и, соответственно, не могут работать. Не стоит забывать, что в стране официально разрешено многожёнство. Мужчине позволено иметь до четырёх жён.

Выходить из тюрьмы досрочно

А вот тут начинается самое интересно. В Саудовской Аравии религиозная полиция может арестовать женщину буквально за что угодно. Например, за «неправильную одежду», за общение с посторонним мужчиной. И даже если женщина стала жертвой изнасилования, то она может понести наказание в виде тюремного срока за то, что недостаточно покрывала тело или была знакома с будущим насильником. При этом в стране существует традиция, что заключённый может быть досрочно освобождён, если выучит наизусть Коран, или получит помилование от короля по случаю праздника или коронации. Но женщины-заключённые таких привилегий лишены. Более того, даже по истечении полного срока заключения, женщина может быть освобождена из тюрьмы только по разрешению мужчины-опекуна. И нередко случается так, что опекуны настаивают на увеличении срока наказания, или даже вовсе отказываются от женщин. И тогда они вынуждены сидеть в тюрьме долгие годы.

Широкую огласку получил случай, произошедший в 2015 году, когда женщина уличила своего мужа в супружеской измене со служанкой и тайно сняла целующуюся пару на видео, после чего опубликовала в интернете. Самой этой женщине теперь грозит тюремное заключение и штраф в 87,6 тысячи евро за «оскорбление чести и достоинства мужа».

53 саудовских духовных деятеля призвали арабские страны поддержать «джихад» против России, Ирана и сирийских властей.

Третье Саудовское

Государство Саудовская Аравия появилось на свет 23 сентября 1932 года. В 1926 году Абдул аль-Азиз из семьи Саудов объединил регионы Неджд и Хиджаз и основал Королевство Неджд и Хиджаз, в 1932 году, после завоевания Асира и укрепления позиций в Эль Хасе и Катифе страна стала называться Королевством Саудовская Аравия.

Современную Саудовскую Аравию также иногда называют Третьим Саудовским государством, отличая его таким образом от Первого и Второго государства Саудов, которые просуществовали соответственно с 1744 по 1813 годы и с 1824 до 1891 годы.

Нефтяная карта

Саудовская Аравия - настоящая "нефтяная бочка". Экспорт этого сырья даёт 90 % экспортных доходов страны, 75 % бюджетных поступлений и 45 % ВВП государства. Нефть стала для Саудовской Аравии не только основным продуктом, поднимающим экономику страны, но и серьезным геополитическим козырем.

Колоссальные запасы нефти были обнаружены здесь в 1938 году, но из-за Второй мировой войны крупномасштабные разработки приходилось откладывать. США имели свою долю в арабском сырьевом бизнесе ещё с 1933 года, на территории Саудовской Аравии работала компания Standard Oil Company of California.

Не дожидаясь окончания войны, президент США Франклин Рузвельт в феврале 1945 года, после завершения Ялтинской конференции, провел встречу с Абдул-Азиз ибн Саудом. Переговоры проходили на борту американского военного корабля "Куинси" в Суэцком канале. Тогда был заключен так называемый "пакт Куинси", по которому монополия на разведку и разработку нефти передавалась США. Рузвельт, в свою очередь, пообещал саудитам защиту от внешней угрозы.

Нефть сделала Саудовскую Аравию богатейшим государством в своем регионе, Абдул-Азиз к 1952 году имел личное состояние порядка 200 миллионов долларов. США, в свою очередь, получили хороший рычаг влияния на нефтяной рынок.

Права женщин и мужчин

Когда речь заходит о Саудовской Аравии, всегда вспоминают о жестких законах шариата. Женщины там сильно ограничены в правах. Так, в Саудовской Аравии женщине не рекомендуется появляться за пределами дома без сопровождения мужчины-махрама (родственник, муж), ей запрещено общаться с другими мужчинами, если они не являются махрама. В 2009 году братья расстреляли публично двух своих сестер за общение с другими мужчинами, а в 2007 году отец лично казнил дочь за то, что она общалась в Facebook с незнакомым мужчиной.

Женщины в Саудовской Аравии обязаны везде носить черные абайи, в 2011 году религиозная полиция также стала требовать, чтобы женщина в присутственном месте закрывала глаза, поскольку они могут быть слишком сексуальными. Мужчины в Саудовской Аравии должны защищать честь семьи и честь своих женщин. Есть такое понятие "намус" или "шараф", что переводится как честь. Соблюдая намус, мужчина может сам определить наказание для женщины, нарушившей ирд - правила женского благочестия.

Ради справедливости, нужно сказать, что сегрегация в Саудовской Аравии распространяется как на женщин, так и на мужчин. Холостые мужчины ограничены здесь в правах не меньше, чем женщины. Все места общественного пользования разделены на две части - для семей (читай "для женщин") и для мужчин. В большинство мест вход для одиноких мужчин в принципе заказан, поэтому в социальном отношении они притеснены в правах не меньше женщин. Женщины же в Саудовской Аравии ведут борьбу за свои права и уже достигли в этом деле успехов, они даже могут занимать политические должности.

Казни

Юридическая система Саудовской Аравии основана на нормах шариата, смертная казнь в стране предусмотрена за умышленное убийство, вооруженное ограбление, гомосексуализм, внебрачные (добрачные) связи, религиозное отступничество, насильственные действия сексуального характера, создание оппозиционных власти группировок.

Соблюдение норм шариатского права контролируется религиозной полицией - мутаввой, которая также называется шариатской гвардией. Она подчиняется Комитету по поощрению добродетели и удержанию от порока.

За различные преступления нормами шариата установлены различные наказания - от ударов и побиения камнями до отсечения головы.

Право исполнения казни в Саудовской Аравии считается почетным, в стране до сих пор существует несколько династий палачей, мастерство это передается по наследству. В 2013 году Саудовская Аравия столкнулась с нехваткой кадров, меченосцев сейчас становится все меньше, поэтому изменились и формы приведения казни в исполнение.

Мекка и Медина

Саудовская Аравия - одна из самых закрытых стран мира. Пребывание в святых для мусульман городах Мекке и Медине для немусульман строго запрещено законодательством. Попасть в эти города можно только в группах паломников, совершающих хадж. В истории, однако, были случаи нарушения этих запретов.

Первым известным немусульманином, который посетил Мекку, был итальянский путешественник из Болоньи Людовико де Вертема, побывавший здесь в 1503 году. Ещё одним немусульманином, посетившим Мекку, стал сэр Ричард Фрэнсис Бёртон. В середине XIX века он совершил хадж из Афганистана под вымышленным именем.

Несколько фактов

В Саудовской Аравии нет рек. Вода здесь дороже бензина. В Саудовской Аравии официально запрещена магия. В Саудовской Аравии есть в продаже матрешки, но они выполнены в соответствии с нормами - женщины в абайи, мужчины - в тоби и гутри. В Саудовской Аравии принят исламский календарь, сейчас идет 1436 год по Хиджре. Любимый вид спорта - футбол, сборная страны трижды была чемпионом Азии. Визу получить не так просто, особенно если в загранпаспорте стоят отметки о посещении Израиля.

Простое женское счастье

Самая большая в мире женская тюрьма. Так окрестили Саудовскую Аравию журналисты. "Женщин в моей стране игнорируют отцы, третируют братья и оскорбляют мужья", - пишет в своей документальной книге "Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии" Джин Сэссон.

"Мужчины верят, что они высшие существа, и ведут себя соответственно этому, - поясняет писательница. - Авторитет саудовского мужчины безграничен. Он казнит и милует, и его жена и дети будут жить, если только он этого пожелает.

У себя дома он представляет высшую власть. С самого детства мальчикам внушают мысль, что женщина не имеет никакой ценности и служит лишь для удобства и удовольствия. Ребенок видит пренебрежение, с которым относится отец к его матери и сестрам, и начинает, в свою очередь, относиться презрительно ко всем представителям противоположного пола, что в дальнейшем делает невозможным дружеские отношения с женщинами.

Приученный с детства к роли хозяина, мальчик, когда настает для него время зрелости, считает свою подругу не более чем частью имущества".

В арабском языке слово hormah, обозначающее женщину, этимологически восходит к слову haram, что переводится как "грех". Бестселлер о "жизни под чадрой" критики нередко обвиняют в преувеличении и излишней эмоциональности, но надо отдать должное история во многом правдивая. Свидетельства об этом встречаются в других изданиях.

В книге "В мрачном королевстве: моя жизнь в Саудовской Аравии" Кармен бен Ладен - жена родного брата Усамы бен Ладена - описывает такой случай: "Однажды после полудня я была на рынке. Из-за жары беременная женщина потеряла сознание и упала. Муж бросился к ней на помощь, но религиозная полиция оказалась тут как тут.

Они накинулись на него за то, что он попытался прикоснуться к жене в присутствии посторонних". Так называемые учебники по "исламскому этикету" и вовсе приводят в шок. Излюбленной темой их авторов является техника избивания жен.

Мохаммед Камаль в своей книге "Женщина в исламе" поучает, что супругу стоит бить не слишком толстым прутом, поскольку удары должны принести ей в первую очередь не физические, а духовные страдания. Наносить удары он рекомендует по чувствительным частям тела: лицу, груди, голове.

Эксперт по семейным отношениям Гази аль-Шимири в своем труде оспаривает мнение коллеги: он полагает, что бить женщину по лицу не стоит ни в коем случае. Его фирменный совет - мужу следует непременно предупреждать жену о том, сколько ударов он намеревается ей нанести.

Автор опуса "О подчинении женщины в исламе" Гассан Аша перечисляет случаи, в которых мужу стоит распускать руки. К примеру, когда женщина отказывается прихорашиваться перед встречей с законным супругом, не желает удовлетворять его сексуальные потребности, пренебрегает своими религиозными обязанностями или без разрешения покидает дом.

Права женщин в саудовском обществе основаны на патриархальных законах шариата, Коране, учениях пророка Мухаммеда и племенных законах. Ученые мужи и видные политики нередко ссылаются на жизнь пророка Мухаммеда, чтобы доказать, что ислам поощряет сильных женщин.

Как известно, первая жена пророка Хадиджа была предпринимателем и в свое время взяла на себя инициативу в предложении руки и сердца. Другая жена - Айша - руководила армией в одной из битв. Популярно и цитирование слов пророка: "У вас есть права над вашими женщинами, и ваши женщины имеют права над вами".

Все саудовские женщины обязаны носить хиджаб, как основной признак половой сегрегации. Чтобы мужчина (не муж и не родственник) не соблазнялся женщиной, в общественном месте она должна покрывать все части тела, кроме овала лица, кистей и стоп. В некоторых провинциях женщин обязывают закрывать лицо, кроме глаз, и оставлять открытыми только руки.

Два года назад саудовский мулла шейх Абдулла Дауд призвал скрывать лица девочек под паранджой с рождения, дабы уберечь их от сексуальных домогательств. Однако, другие священнослужители и чиновники призвали саудовцев не принимать его рекомендацию ко вниманию, так как по их мнению "несправедливо заставлять детей ходить в парандже".

На Западе саудовский дресс-код принято трактовать как главный символ угнетения женщин. Однако, местные женщины, выступающие за свои права, рассматривают возможность отказа от абайи в последнюю очередь.

Женщины Саудовской Аравии обязаны жить и передвигаться за пределами дома вместе с мужчиной-махрамом - родственником или мужем. Мужчина-опекун играет важную роль во всех аспектах жизни женщины. Без соглашения махрама женщина не может заключить брак, получить образование, устроиться на работу, передвигаться в пределах страны, выехать за границу, открыть банковский счет и даже сделать плановую операцию.

Формально данные правила были отменены в 2008 году, но на самом деле практика наличия махрама продолжает повсеместно присутствовать.

Более того, среди местных женщин нередко встречаются сторонницы мужского опекунства. Работница Министерства образования Ноура Абураххман в одном из интервью заявила: "Как саудовская женщина, я требую при себе иметь опекуна".

Несколько лет назад другая сторонница данного явления создала петицию "Мой опекун знает, что лучше для меня", которой удалось собрать более пяти тысяч подписей. Однако немало и таких, которые критично относятся к мужчинам-опекунам, доказывая, что это унижает достоинство женщины, приравнивая ее к ребенку или подчиненному.

Как бы там ни было, опекунство махрама позволяет женщинам Королевства избежать какого-либо контакта с незнакомыми мужчинами и сохранить свою "женскую чистоту". Нарушения принципов сегрегации по половому признаку называется "халва", которая может приравниваться к преступлению, особенно со стороны женщины. В 2008 году 75-летняя Камиса Мохаммад Савади была приговорена к сорока ударам плетью и четырем месяцам заключения за то, что незнакомый мужчина доставил ей в дом хлеб. Ни в одной стране мира нет такого разделения мужчин и женщин, как в Саудовской Аравии.

Женщины не имеют права пользоваться общественным транспортом, общими с мужчинами лифтами, ресторанами, где специально оборудованы отдельные входы и выходы, а так же раздельные залы для семейный пар и для мужчин.

Большинство домов также разделены на две половины. Традиционно проекты строений предусматривают в помещениях для женщин высокие стены и небольшие окна, завешенные шторами, чтобы позволить им отгородить себя от внешнего мира. Иногда сегрегация приводит к бессмысленным трагедиям.

В марте 2002-ого года в одной из женских школ заживо сгорели несколько десятков учениц только потому, что пожарные-мужчины отказались войти в женское помещение и вывести школьниц из горящего здания. Прибывшие на место пожара сотрудники религиозной полиции препятствовали эвакуации девушек из горящего здания под предлогом того, что те "неподобающе одеты".

С раннего детства девочкам внушают, что они рождены исключительно для того, чтобы поддерживать семейный очаг, рожать и воспитывать детей. Работать женщине можно только с разрешения махрама, да и то при условии, что она не будет пренебрегать своими семейными обязанностями.

Согласно саудовским законам женщине позволяется работать только в строго отведенных направлениях, где женщина-клиент могла бы избежать нежелательного контакта с мужчиной. Основной сферой работы для саудиек являются образование и медицина, реже можно встретить женщин, работающих в сфере финансов.

С 2013 года женщинам официально разрешено работать адвокатами. Консервативные саудовские граждане, сотрудники министерства труда и религиозные деятели в один голос твердят, что возможность работать для представительниц слабого и весьма угнетенного пола противоречит ее природе: "Лучшее место для женщины - ее дом".

Женщины в Саудовской Аравии составляют всего 17% рабочей силы. Для сравнения: в ОАЭ их доля составляет более 40%. Каждая вторая работающая саудийка имеет высшее образование. Хотя стоит отметить, что качество женского образования здесь значительно ниже мужского.

Саудовская Аравия - единственная страна в мире, которая полностью пресекает любые проявления женского спорта. До 2008 года страна не представляла женщин на олимпийских играх, несмотря на то, что женские команды в королевстве существуют. Только в июне 2012 года саудовские спортсменки были допущены к олимпийским играм в Англии. Всего год назад правительство впервые санкционировало спортивные уроки для девочек в частных школах.

С 2013 года женщинам в Саудовской Аравии было разрешено кататься на велосипедах и мотоциклах, что ранее строго запрещалось. Стоит ли говорить, что велосипедистки должны быть полностью укутаны в абайю и быть в сопровождении опекуна.

Однако, данное правило не касается передвижения на автомобиле. По местным правилам, женщинам нельзя водить машину, хотя данный запрет повсеместно нарушается в сельской местности. Из-за того, что женщинам не позволяется выходить за территорию дома без сопровождения мужа или мужчины-родственника, передвижение саудиек по стране очень ограничено.

Конкретного закона, запрещающего водить авто женщинам нет, однако им не выдают государственные лицензии на вождение авто. Как водится, саудовские ученые и религиозные деятели причисляют вождение машины женщиной к греху, хотя в Коране ничего об этом не написано.

Профессор Камаль Субхи доказывает, что как только женщины получат водительские права, Саудовская Аравия приблизится к нравственному распаду. По его словам "этот необдуманный шаг откроет двери для сатаны, будет способствовать развитию гомосексуализма, порнографии, проституции и разводов, а в течении десяти лет вымрут все саудовские девственницы". Поскольку сама женщина не вправе сесть за руль, многие вынуждены прибегать к найму иностранного водителя, занимающегося развозкой женщин, что обходится весьма недешево их мужьям.

Иногда доходит до абсурда. В 2010 году советник королевского двора и министерства юстиции издал фетву, согласно которой женщина обязана вскармливать грудным молоком водителя, работающего на нее, чтобы породниться с ним. В таком случае мужчина-родственник сможет без нарушений законов общаться с женщиной и служить для нее извозчиком.

Пожалуй, самое страшное в жизни саудовских женщин то, что законодательство не защищает их от бытового насилия и половой дискриминации. Заявления женщины об избиении ее супругом не считаются доказательством его вины. Саудийка, заявляющая об изнасиловании или сексуальных домогательствах, не только не получит поддержки властей, но и сама будет обвинена в провоцировании инцидента, неподобающем поведении или тайных половых связях.

В 2009 году 23-летняя незамужняя женщина была приговорена к одному году тюремного заключения и 100 ударам плетью за "прелюбодеяние", поскольку стала жертвой изнасилования и безуспешно пыталась сделать аборт. Порка была отложена на время после родов. Беззаконие касается и совсем девочек. Мировая общественность была шокирована историей саудовского проповедника, который изнасиловал и зверски убил свою пятилетнюю дочь. За убийство девочки аль-Гамди грозила смертная казнь.

Однако после того, как он согласился выплатить чуть больше 182 тысяч саудовских риялов (около $48 тыс.) матери убитой, суд его освободил. Поражает и то, что по исламским законам компенсация за смерть ребенка женского пола вдвое меньше, чем если бы был убит мальчик.

Положение женщин в Саудовской Аравии служит поводом для бесконечных споров. Несмотря на то, что публичные взаимоотношения между женщинами и мужчинами в государстве крайне ограничены, а прав у представительниц слабого пола меньше, чем обязанностей, многих из них подобное положение дел вполне устраивает.

Не все саудовские женщины считают себя рабынями. Под их черными абайями нередко скрыты наряды от лучших модельеров и дорогостоящие украшения. Их мужья содержат целый штат служанок, чтобы облегчить супруге быт. Правильно составленный брачный договор позволят не бедствовать после развода, который может состояться в случае плохого обращения со стороны мужа. Запрет на образование давно уж снят.

С 2011 года саудовским женщинам предоставлено избирательное право. Более того, в 2013-ом началась активная кампания за прекращение насилия в отношении женщин. Совет министров впервые принял закон, запрещающий домашнее насилие и другие формы жестокого обращения с женщинами. А в обход гендерной сегрегации особую популярность стали набирать альтернативные виды общения с помощью технологии и связи. Среди жителей королевства ныне модно знакомиться и общаться посредством bluetooth.

Саудовские женщины активно осваивают социальные сети и заводят романы по перепискам на Facebook, несмотря на то, что некоторые консервативные священнослужители утверждают, что Facebook способствует гендерному смешению и является "дверью в похоть". "Пусть женщины в моей стране прячут лица под паранджой, пусть они находятся под полным контролем патриархального общества, в котором мы живем, но я верю: это не может продолжаться вечно," - с надеждой писала одна из женщин.

Говорят, что в Саудовской Аравии у женщин больше запретов, чем прав. При чем это касается полностью всех сфер жизни: от замужества до пользования общественным транспортом. Правила, которые накладываются на женщин в этой стране, основаны на патриархальных законах шариата. Но так ли плохо все на самом деле, и как живет прекрасная половина человечества с такими ограничениями? Расскажем о самых невероятных и шокирующих запретах, с которыми приходится сталкиваться женщинам в арабском государстве регулярно.

Женщины в Саудовской Аравии не могут выходить на улицу без мужа или мужчины-родственника - махрама. Только они могут подтвердить ее личность и дать разрешение на устройство на работу, медицинские процедуры, замужество и прочее.


С этого года женщинам Саудовской Аравии больше не запрещено водить автомобиль, однако разрешение на это опять же должен дать их махрам.


Женщинам запрещено пользоваться общественным транспортом. Единственным исключением является поезд, но здесь они могут ездить только в отдельных вагонах. Большинство же вынуждено передвигаться пешком или на такси.


Каждый регион страны диктует женщинам разные по строгости правила в одежде. Так, в особо консервативных до сих пор обязывают носить никаб, закрывающий все лицо, кроме глаз. Сама одежда должна быть из плотной, непрозрачной ткани, максимально скрывающей изгибы тела, и она должна закрывать все кроме кистей и стоп.


В Саудовской Аравии число женщин, имеющих высшее образование, превышает число мужчин, однако качество преподавания в женских вузах далеко не высокое. Кроме того, большинство женщин после обучения по-прежнему не работает.


Количество женщин на рынке труда составляет всего 17 процентов. Чтобы выйти на работу, местным жительницам потребуется разрешение мужчины, а число вакансий ограничено теми, где не нужно много общаться с незнакомыми лицами мужского пола. Да и сами работодатели не любят трудоустраивать женщин, ведь им придется обустраивать для них отдельные офисы и даже входы.


Девочек в Саудовской Аравии часто выдают замуж еще до наступления полового созревания, ведь минимальный брачный возраст законом не ограничен. Формально принудительные браки запрещены, но все права на ребенка старше 7 лет принадлежат отцу, а договор между ним и женихом обязателен.


Женщина может общаться с подругами только в женской половине дома, которая носит название «харим». Вход в мужскую половину ей строго запрещен, а связаться с мужем она может только по внутреннему телефону.


Впрочем, не только дом делится на женскую часть и мужскую, но и общественные места: транспорт, общепит, пляжи и прочее.


У женщины меньше прав во всем: при наследовании она получает вдвое меньше мужчины, а то и вовсе исключается из числа наследников, а чтобы подать иск, ей нужно привести сразу 6 свидетелей мужского пола.


Нарушительницам законов и традиций грозит суровое наказание. При этом наказать могут даже за обвинение со стороны религиозной полиции в общении с незнакомым мужчиной или недостаточной плотности одежды. В качестве расплаты могут применяться удары плетью, физическая расправа или тюремный срок. К слову, выйти из тюрьмы женщина может только после прошения опекуна.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама