Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию материалы программы психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа».
Программа реализуется муниципальными опорными площадками на базе общеобразовательных организаций (по согласованию с руководителями общеобразовательных организаций). Ответственные за реализацию программы – руководители опорных площадок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа»
- для проведения занятия 1.1. «Особенности и тенденции развития современной российской семьи. Российское законодательство в сфере семьи, брака, охраны детства»
- для проведения лекционного занятия 2.1. «Психология добрачных и брачных отношений»
- для проведения лекционного занятия 2.2. «Кризисы семейных отношений, их влияние на психическое развитие ребенка»
- для проведения лекционного занятия 2.3. «Понятие и типы неблагополучной семьи»
- для проведения практического занятия 2.4 «Социально-психологический климат в семье»
- для проведения практического занятия 2.5 «Взаимоотношения детей и взрослых в семье»
- для проведения занятия по теме 2.6 «Конфликты в семейных отношениях, их влияние на развитие и воспитание ребенка»
- для проведения лекционного занятия 3.1 «Семейная среда как источник развития ребенка»
- для проведения занятия 3.3 «Нарушения воспитательного процесса в семье»
- для проведения лекционного занятия 4.1 «Внутриутробное развитие ребенка и его влияние на последующее формирование личности»
- для проведения лекционного занятия по теме 5.1 «Особенности психического развития ребенка в младенчестве»
- для проведения лекционного занятия по теме 5.2 «Особенности психического развития ребенка раннего возраста»
- для проведения лекционного занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»
- для проведения практической части занятия по теме 5.3 «Особенности психического развития детей дошкольного возраста»
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ |
Рубрика (тематическая категория) | Педагогика |
Вторая функция работы классного руководителя с родителями - их психолого-педагогическое просвещение.
* Подробно об этом см.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 136-141; Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
446 Глава VI Организация воспитательного процесса в школе
помочь школьнику учитьсяʼʼ, ʼʼДуховное развитие современного школьникаʼʼ, ʼʼКак помочь школьнику выбрать будущую профессиюʼʼ^ ʼʼШкольник в рыночных отношениях современного обществаʼʼ, ʼʼПредупреждение правонарушений несовершеннолетнихʼʼ и др.
>- Родительские лекторий по микрогруппам родителей на базе их групповых интересов: для родителей школьников-туристов; для родителей школьников, избравших педагогическую профессию; для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и т.д.
>‣‣‣ Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на базе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Разумеется, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня писхолого-педагогйческой, медицинской, юридической подготовленности классного руководителя. Поклассное просвещение родителей может проводиться и в различных формах: конференций (отцов, мам, бабушек и дедушек), проблемные конференции всех родителей; индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога, социального работника, приглашенных специалистов - врачей, психологов, работников культуры и т.д. Можно использовать и обмен специальной литературой.
>‣‣‣ Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами в консультациях ʼʼСемья и бракʼʼ, женских консультациях по месту жительства, в школе во время дня открытых дверей и т.д.
>‣‣‣ Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...
ния воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.
В практике современной школы бывают использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
О участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы и т.д.);
О участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечеров встреч выпускников, школьного турслета͵ праздника Последнего звонка, выпускного вечера, состязаний типа ʼʼКВНʼʼ, ʼʼЧто? Где? Когда?ʼʼ, ʼʼПапа, мама и я - спортивная семьяʼʼ); О участие родителей в создании и функционирований различных школьных.производственных кооперативов; О подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам России и мира;
О участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, проф-консультаций, оборудование кабинетов профориентации; О ведение факультативов и кружков согласно профилю
своей профессиональной деятельности; О ведение микрокружков (5-6 человек) для учащихся
О участие в работе советов школы, советов -содействия семье и школе, школьных и классных родительских комитетов;
О оказание материальной помощи в реализации различ-. ных. школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами и т.д. Так, в методических рекомендациях Министерства образования* рекомендованы для внедрения в практику
Журнал ʼʼНародное образованиеʼʼ, 200], № 4. С. 252-256.
448_ _Глава VI. реализация воспитательного процесса в школе
участия родителей в деятельности школы, класса такие формы.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ школьников. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это бывают конкурсы: ʼʼСемья-эрудитʼʼ, ʼʼСемейное увлечениеʼʼ; читательские конференции ʼʼКруг семейного чтенияʼʼ.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок. Выставки ʼʼМир наших увлеченийʼʼ.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей. Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей. Соревнования, конкурсы, КВНы, туристские походы, слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: ʼʼДень мамыʼʼ, ʼʼДень отцаʼʼ, ʼʼДень бабушек и дедушекʼʼ, ʼʼДень моего ребенкаʼʼ, ʼʼДень взаимного благодаренияʼʼ; игровые семейные конкурсы: ʼʼСпортивная семьяʼʼ, ʼʼМузыкальная семьяʼʼ, конкурс ʼʼМужчины на поверкеʼʼ (соревнования между отцами и сыновьями), совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
Другое направление заботы классного руководителя -это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста͵ преодоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств), помощи в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семьях; однодетных и многодетных, неполных (когда одна мама, один отец или бабушка и дедушка), семьях со сводными детьми, с низким (или высоким) материальным обеспечением, семьях с жестким обращением с детьми и др.
И еще это индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными; вовлекающим детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу школа и классный руководитель осуществляют совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями.
РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ |
И последняя, пятая функция - это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей.
Наш опыт показал, что в идеале активом бывают все родители, в случае если родительское самоуправление строить параллельно с детским; если дочка - культорг, то и мама с папой помогают в данном; если сын - ʼʼказначейʼʼ, то и мама или папа - держатель классной кассы; родители туроргов или физоргов - турорги и физорги тоже. Правда, есть специфические должности (по выбору иди самовыдвижению) -* председатель родительского комитета и 2-3 человека для социально-бытовой комиссии,
15. Заказ №1233.
450 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
2 человека - в родительский комитет школы (или совет школы, в случае если таковой функционирует).
Возможно создание совместного с детьми совета класса. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей -- родительскими комитетами школы и класса, школьными советами, Советами по месту жительства и на предприятиях, женскими Советами воинских организаций, попечительских советов, Советов отцов и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В компетенцию их может входить:
Оказание материальной помощи школе, отдельным се мьям и учащимся (через нахождение спонсоров, ма териальные отчисления предприятий);
Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
Связь с административными и правоохранительными органами;
Помощь школе и классам в проведении воспитатель ной работы с учащимися;
Участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; ока зание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям; моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво отно сящихся к воспитанию детей и др);
Объединение родителей по семейным проблемам (шко ла молодых родителей; союз, ассоциация, клуб моло дой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, роди телей-инвалидов и родителей детей-инвалидов, досу- говые семейные клубы);
Установление связи с учреждениями культуры и допол нительного образования.
Так, к примеру, в школе № 49 ᴦ. Твери создана общественная родительская организация ʼʼСемья и школаʼʼ, при которой работают несколько комиссий, решающих насущные проблемы семейного воспитания: комиссия охраны прав детства и социальной.защиты; образовательная, культмассовая и финансовая комиссии. У каждой из
В практике школ используются такие организационные формы работы с родителями, в которых фактически реализуются сразу несколько или практически все функции. Назовем некоторые из них: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей в школе и в классе, переписка (позитивного характера) педагогов и родителей, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; различного рода состязания ʼʼВзрослые и детиʼʼ (интеллектуальные, спортивные, игровые).
Творчески работающим учителем бывают ʼʼизобретеныʼʼ нестандартные формы общения и взаимодействия учителей, родителей и детей. К примеру, ʼʼпедагогический рингʼʼ, ʼʼпедагогический треугольникʼʼ, ʼʼчаепитие по пятницамʼʼ, открытые уроки для отцов и матерей, педагогические практикумы, диспуты (к примеру, на тему ʼʼЛюбовь к детям, какая она?ʼʼ, ʼʼЧто значит семейный уют?ʼʼ, ʼʼХорошая семья -- какой ей быть?ʼʼ), семейные праздники, вечера, клубы общения, миникружки под руководством родителей...
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями. В основу любого общения педагога с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка ученика) должны быть положены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к ученику (группе детей или классу в целом): ʼʼчто хорошего я могу сказать...ʼʼ. И дальше перечень положительных черт характе-
452 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
ра, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого... Даже если это встреча с родителями трудного ученика, недостойного поведения учащихся, печального или возмутительного события в классе... Что дает данный элемент встречи с родителями? Прежде всего взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или классом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) - с одной стороны. И настрой на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей - с другой, ибо постепенно в сознании родителя утверждается мысль: ʼʼОн (она) аналогично тому, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему (ей) можно доверить мои заботы и тревоги: вот кто мне может помочьʼʼ. Это очень важно, так как предмет озабоченности и у школьного педагога, и у родителей один - проблемы ребенка. И здесь происходит, как говорят психологи, своеобразная ʼʼподстройкаʼʼ чувственной родительской и общественной (школьного педагога) позиций родителей в отношении ребенка. Положительно и то, что при будущих встречах и родителей, и педагогов с ребенком, группой детей или с классом не будет нервозно-обвинительных сцен.
2. Следующий элемент должна быть выражен в словах школьного педагога: ʼʼ...но меня беспокоит...ʼʼ И дальше суть того негативного, ради чего встреча и задумана. При чем важно выражение недовольства, негодования, воз мущения и т.д. в форме беспокойства; ведь мы оба лю бим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтере сованы в решении его проблем. Такая постановка проблемы обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сто рон, заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в решении проблемы, принятие родите лями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).
3. Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в личности ученика, в особенностях группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно име-
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
ет место дома и в школе, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания -процесс многофакторный. И для его нормального протекания крайне важно создание гармоничной воспитывающей среды -- усиление позитивных факторов и устранение, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрезвычайно важны союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств методов и приемов воспитательного воздействия.
4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога и родителей мер воспитательного воздействия на ребен ка, группу или класс в целом. Но не только сиюминут ного воздействия. Классный руководитель проектирует на основании этого целую систему воспитательных мероп риятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, эк скурсий и т.д. для формирования устойчивого адекватно го отношения учащихся к явлениям и проблемам, вол нующим отдельных учащихся, их родителей, класса в целом и коллектив родителей. При этом хорошо, в случае если са мое активное участие в делах класса примут родители.
5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта͵ общих критериев оценки поступков и личности ребенка или класса, совместная инструментовка избран ных средств, методов и приемов. Это общие договорен ности типа: ʼʼДавайте не будем унижать его (ее) подозре нием (недоверием, мелочной опекой...)ʼʼ, ʼʼНадо отныне дать ему (ей) больше самостоятельности и б школе и домаʼʼ, ʼʼНам, очевидно, нужно почаще контактировать, чтобы не утратить так крайне важно го сейчас контроляʼʼ, ʼʼК вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школеʼʼ, ʼʼНужно переменить тактику строгости и ули чений в мелочных проступках на доверие и незаметный для подростка контрольʼʼ, ʼʼЧтобы сформировать культу ру поведения наших детей, мы сами должны быть пре дельно дисциплинированны и культурныʼʼ и т.п.
Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, делают все более и более продуктивными, постепенно при-
Предмет особой заботы классного руководителя - возникновение конфликтов ʼʼродители & школаʼʼ. Οʜᴎ могут быть разнообразны, как разнооб-‣‣‣ разны и причины, их породившие. К ним нужно относиться серьезно, ибо они нарушают единство и системность воспитательного процесса. Надо тщательно изучить причины, расстановку позиций всех участников конфликта и в логике названных выше пяти элементов любого взаимодействия с родителями строить тактику воспитательного воздействия с целью преодоления конфликта*.
Вопросы для самопроверки и размышления
Философское, психологическое и педагогическое обосно-
вание крайне важно сти работы школы, классного руководителя с родителями учащихся.
2. Понятие ʼʼвоспитание родителейʼʼ: в чем его смысл? Како во назначение?
3. Основные функции работы школы, классного руководите ля с родителями учащихся. Как они определю! содержание этой работы?
4. Этико-психологические основы и методические правила работы школьного педагога с родителями учащихся.
5. Традиционные и творческие формы работы с родителями.
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? М., 1993.
Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979.
Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. М., 2000. Тема 9.
Гаерилоеа Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1982.
Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. М., 1996.
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1, 2. М., 2001,
Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
Капустин Н.П. Работа школы с родителями // Кн. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999- Гл. 5.
Коляда М. Шпаргалка для родителей. Гл. 4, 5, 8. Донецк, 1998.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М, 2000.
Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996.
Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999.
Помощь родителям в воспитании детей / Пер.
Размещено на реф.рф
с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992.
Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990.
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 6.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. М., 1999. Гл.7.
* См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 37-47.
Вместо заключения
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ" 2017, 2018.
Цели программы:
1) повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;
2) предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;
3) обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание деятельности «Родительского университета»
Начать описание деятельности нашей школы по родительскому просвещению, хотелось бы со слов В.А. Сухомлинского: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».
Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьей - есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.
Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.
В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе.
Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.
Изменившиеся социальные условия, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.
Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни.
Руководствуясь вышесказанным, три года назад, в нашей школе стартовала программа родительского просвещения «Родительский Университет».
Цели программы:
- повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;
- предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками;
- обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.
Задачи:
1. Предоставить родителям объективную научную информацию об особенностях развития детей и подростков в разные периоды жизни;
2. Способствовать формированию положительного образов: «семьи», «родителей», «детей»;
3. Развивать навыки самоуважения и уважения к детям;
4. Способствовать развитию навыков анализа чувств и преодоления стресса;
5. Способствовать развитию навыков эффективного общения;
6. Способствовать осознанию родителей своих ценностей;
7. Способствовать формированию навыков принятия обоснованных решений;
Принципы:
- первоочередного права родителей на воспитание детей;
- достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические факты);
- практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
- взаимного сотрудничества и взаимоуважения;
- развития личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности;
- гуманизации отношений и общения;
- системности воспитательных воздействий на ребёнка;
- преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка.
Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:
1. Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей в мероприятия «Родительского университета».
2. Изменение отношения к воспитательному процессу родителей: снижение или отсутствие случаев жестокого обращения с детьми.
3. Оптимизация внутрисемейных отношений: снижение частоты конфликтных ситуаций в системе «родитель – подросток (ребенок)».
Целевая группа :
Родители (законные представители) учащихся МКОУ Новотроицкая СОШ № 12.
Ожидаемые результаты:
Повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.
Предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками.
Основные мероприятия по реализации программы
п/п | Наименование мероприятие Форма проведения | Участники | Сроки проведения | Ответственный |
|
Диагностические мероприятия |
|||||
Анкетирование родителей учащихся, для определения тематики «Родительского Университета» на учебный год | Родители учащихся школы | Август | Педагог-психолог |
||
«Информированность родителей о занятиях детей». Анкетирование. | Родители учащихся 8-10 классов | Ноябрь Декабрь | Классные руководители, социальный педагог |
||
«Насколько вы ответственный родитель?» Анкетирование. | Родители учащихся 1- 4 классов | Январь Февраль | Педагог-психолог |
||
«Подростки о родителях» Анкетирование. | Родители учащихся 5 - 7 классов | Март Апрель | Педагог-психолог |
||
Уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой) Анкетирование. | Май | Педагог-психолог, классные руководители |
|||
Уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко). | Родители учащихся 1-10 классов | Май | Педагог-психолог |
||
Просветительские мероприятия |
|||||
«Уровень готовности учащихся 1 класса к обучению в школе. Адаптация 1-классников. Особенности психологического развития детей 6-7 лет». Родительский лекторий. | Родители учащихся 1 класса | Август | Педагог-психолог |
||
«Подростковый возраст – переживаем вместе». Родительский лекторий. | Родители учащихся 6 класса | Сентябрь | Педагог-психолог |
||
«Старший подростковый возраст. Становление личности». Родительский лекторий. | Родители учащихся 7 класса | Октябрь | Педагог-психолог |
||
«Усиление мер безопасности за жизнью и здоровьем детей». Родительский лекторий. | Родители учащихся 1 – 4 классов | Октябрь | Социальный педагог |
||
«Организация режима дня ребенка». Родительский лекторий. | Родители учащихся 2 класса | Ноябрь | Классный руководитель |
||
«Результаты адаптации пятиклассников к среднему звену школы». Родительский лекторий. | Родители учащихся 5 класса | Декабрь | Педагог-психолог |
||
«Профессиональная направленность учащихся». Родительский лекторий. | Родители учащихся 9 класса | Январь | Педагог-психолог, учителя-предметники |
||
«Психологические особенности учащихся начальной школы». Родительский лекторий. | Родители учащихся 4 класса | Февраль | Педагог-психолог |
||
«Родительская ответственность за воспитание и развитие детей». Родительский лекторий. | Родители 5-10 классов | Март | Социальный педагог |
||
«Наркомания. Как противостоять проблеме современного общества?» Беседа-диспут. | Родители учащихся 7 – 10 классов | Апрель | Педагог-психолог |
||
«Справляемся со своими эмоциями». Занятие с элементами тренинга. | Родители учащихся 3 класса | Май | Педагог-психолог |
||
«Уровень социально – психологической готовности детей к обучению в школе». Родительский лекторий. | Родители дошкольников | Июнь | Педагог-психолог |
||
Профилактические мероприятия |
|||||
«Как помочь детям сказать: «Нет!» употреблению ПАВ?» Консультация. | Родители учащихся 9 – 10 классов | Октябрь | Социальный педагог |
||
«Воспитываем в детях ответственность за свое поведение». Консультация. | Родители учащихся, состоящих на учете в ОДН | Ноябрь | Классные руководители |
||
«Ограниченные возможности здоровья – жизнь без ограничений». Консультация. | Родители учащихся с ОВЗ | Декабрь | Педагог - психолог |
||
«Одаренный ребенок, что делать?» Консультация. | Родители учащихся, с признаками одаренности | Январь | Педагог - психолог |
||
Родители учащихся 7-8 классов | Февраль | Педагог - психолог |
|||
«Умения и навыки, приобретенные учащимися к концу 1 класса». Консультация. | Родители учащихся 1 класса | Март | Классный руководитель |
В первый год реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей основными реализаторами являлись узкие специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый. Во второй и третий год в данную работу включились классные руководители и учителя – предметники, а также значительно расширилась тематика просветительских мероприятий. Тематика для проведения просветительских мероприятий с самого начала реализации программы формировалась на основании запроса родителей: родителям предлагалась анкета с примерными темами и по большинству выбранных тем, составлялся план работы на учебный год.
Просветительская работа проводилась строго по плану, но иногда приходилось вносить корректировку в план мероприятий, в связи с возникающими проблемами, например в 2016-2017 учебном году в течение марта и апреля было проведено несколько мероприятий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в суицидальные игры в социальных сетях.
За годы реализации программы удалось добиться значительных результатов: снизилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении; снизилось количество детей и подростков, состоящих на разных видах учета (внутришкольный учет, в ОДН МВД, районный банк несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния); снизилось число семей, находящихся в «группе риска» и допускающих жестокое обращение с детьми; повысилась посещаемость родителями родительских собраний, мероприятий и т.д.; повысилось число обращений родителей к узким специалистам (социальному педагогу, педагогу-психологу) для своевременного оказания помощи.
Делая выводы по реализации программы родительского просвещения «Родительский Университет», можно сказать, что нам удалось добиться основных целей и сделать нашу школу – центром родительского просвещения.
Также следует отметить, что мы планируем продолжать работу «Родительского Университета» в новом учебном году, несколько уменьшив число лекториев и увеличив число практических мероприятий, в которых родители будут не просто слушателями, а активными участниками.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.
Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции -непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования-доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.
На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.
При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:
атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;
профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);
главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).
Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа учебных учреждений, направленная на педагогическое просвещение родителей. Это одна из главных составляющих работы классного руководителя.
Родители должны понимать (и учреждение, и классный руководитель должны эту мысль до них донести), что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а школа является профессиональным посредником и помощником для них.
Принципы организации
Задача школы — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учеников на основе таких принципов:
- взаимоуважения;
- терпимости;
- толерантности;
- доверия друг другу;
- взаимной поддержки;
- терпения;
- помощи;
- готовности воспринять позиции друг друга.
Психолого-педагогическое просвещение родителей должно быть направлено на:
- передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
- развитие их педагогического мышления;
- формирование у них навыков и практических умений в воспитательной области.
Подбирая темы и материал для занятий с родителями нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:
- актуальность и полезность;
- превентивность;
- практическая целесообразность;
- основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.
Классный руководитель должен наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы школьной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.
Формы педагогического просвещения родителей
Психолого-педагогические знания о принципах развития и воспитания детей родители могут получать через такие .
Лекции
Эта форма предполагает передачу лектором (учитель, психолог, педагогический работник, научный сотрудник) родительской аудитории научной информации. Его доклад должен включать:
- научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
- разъяснение их причин и условий протекания;
- описание закономерностей развития детской психики;
- объяснение механизмов поведения ребенка.
В нем должны называться термины, указываться факты и статистические данные, приводиться примеры из опыта семейного воспитания.
Родительские собрания
Одна из наиболее популярных форм взаимодействия школы и семьи, направленная на повышение педагогической образованности родителей. За учебный год должно пройти 3-5 заседаний. Такие собрания должны быть посвящены:
- рассмотрению актуальных педагогических проблем;
- обсуждению задач учебно-воспитательной работы;
- планированию воспитательной деятельности;
- установлению проблем, появляющихся в классе или влияющих на успеваемость детей, и нахождению путей их разрешения;
- подведению итогов;
- определению на будущее наиболее продуктивных форм взаимодействия между школой и семьей.
Цель родительских собраний — осуществляя анализ и осмысление педагогической теории, способствовать решению любых проблем, возникающих в конкретном классном или школьном коллективе.
Конференции
Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год. Оно имеет четкую структуру и требует длительной и тщательной подготовки с активным подключением к этому процессу родителей. Родители должны быть не только слушателями, но и выступающими, и активными участниками обсуждения.
Индивидуальные консультации
Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и родителей. Необходимость данных встреч возникает при наличии , попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.
Эти встречи полезны и для учителя, и для родителей. Они узнают достоверную информацию о поведении и уровне знаний ученика, а педагог лучше поймет причины, влияющие на успеваемость и поступки ребенка.
Главная задача индивидуальных консультаций — обсудить проблему и найти общее понимание того, как лучше ее разрешить. Основные требования к проведению такой формы работы — компетентность, взаимоуважение, толерантность, доверительные отношения.
Может проводиться тематическая консультация, при которой общение происходит не с какой-то отдельной семьей, а с группой родителей, у которых имеются схожие проблемы в воспитании детей.
Практикумы
Направлены на выработку у родителей навыков и педагогических умений, необходимых для организации правильного воспитательного взаимодействия с детьми. В ходе практикума родителей знакомят с конкретной педагогической ситуацией и предлагают найти эффективный выход из нее.
Родители должны вносить предложения, отстаивать свое мнение, вести конструктивный спор. В итоге такого общения родители учатся самостоятельно создавать модель своего поведения при появлении схожей ситуации в своей семье.
Тренинги
Одна из форм тренировки педагогического мышления родителей. Особенность тренингов в том, что в ходе их проведения родителей информируют о правильных способах поведения с детьми и отрабатывают их, доводя до автоматизма.
Семинары
Одна из наиболее распространенных форм проведения педагогического просвещения родителей. Структура семинара состоит из теоретической и практической части. При этом теоретические положения усваиваются на основе практических действий с ними.
Диспуты и дискуссии
Относятся к . Основным условием проведения диспута является организация всеобщего обсуждения заявленной проблемы и формирования единой точки зрения на возможности ее решения.
Это своеобразный спор с необходимостью аргументации и отстаивания своей позиции. Никто не должен оставаться пассивным слушателем. Необходимо создать такие условия, при которых каждый должен высказать свое мнение, предложить свой способ действия в предложенной ситуации. В итоговом решении, должны быть учтены все предложения. Нужно, чтобы оно положительно воспринималось всеми участниками мероприятия.
Родительские чтения
Предполагают изучение литературы, которая касается конкретных проблем в воспитании ребенка. После этого проводится обсуждение услышанного и определение возможных вариантов применения полученной информации на практике.
Ролевые игры
Эффективная форма взаимодействия с родителями. Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что родителям предлагается не только предложить некоторое решение воспитательной проблемы, но и, испытав на практике, определить уровень его эффективности.
Родителям предлагается побывать в роли ребенка и ощутить, что он чувствует в момент воспитательного воздействия взрослых.
Читайте подробнее :
Уголок для родителей
В каждом классе должен находиться родительский уголок, где размещаются тематические бюллетени или газеты, посвященные определенным темам воспитания детей. Здесь же может располагаться выставка детских работ, объявления, памятки, вопросы анкет или других документов, которые используются в работе с родителями.
Интерактивное общение
Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.
Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно , советы или памятки относительно воспитания ребенка.