THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что это такая за «ситуация» и откуда она берётся. Ведь ни одна проблемная «ситуация» не бывает как гром среди ясного неба. У неё всегда есть предпосылки и источники. Причины подобных ситуаций делятся на две категории: одни из них находятся вовне, а другие – это переживания человека, внутренняя реакция на эти события.

Предлагаю рассмотреть первую группу причин. Можем ли мы что-то сделать с теми факторами, которые лежат вне границ нашей души и тела? На первый взгляд кажется, что нет. Как мы можем повлиять на внешние силы? Но если присмотреться внимательнее, то только от самого человека зависит, продолжать ему находиться в дискомфортной ситуации или нет, подставляться под негативные факторы или постараться их избежать. Тут, конечно, не всё полностью зависит от нас. Но надо понять, что существует не только чёрное и белое. Есть что-то, на что мы можем повлиять, а есть что-то, на что не можем. И это задача каждого человека - распознать, что он может в этой ситуации поменять. Для этого, прежде всего, нужно осознать эту ситуацию как некомфортную и неприятную. Без этого вообще никакие изменения невозможны. В этом-то как раз и помогают внутренние факторы, наши отношения, переживания, оценки.

Давайте обратимся и к другому фактору. Есть набившая оскомину фраза: «Если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношения к ней! ». Но что же это значит на самом деле? И как это сделать – изменить отношение? Откуда вообще берётся это отношение? Сами ли мы решаем, как нам реагировать на ту или иную ситуацию? Как и всему прочему, эмоциональному реагированию на происходящие события мы учимся в детстве. Конечно, не напрямую. Родители не учат нас в малолетстве, как реагировать, например, на увольнение или не расставание с любимым. Но все наши взрослые ситуации можно свести к определённым категориям. Примерно этот список может выглядеть так: успех, неудача, неожиданность, стрессовая ситуация. Вот реакциям на эти как раз ситуации мы обучаемся в детстве под влиянием окружающих взрослых. Ситуации неудачи у маленького ребёнка, подростка, студента и, например, офисного работника совершенно разные, но в способе реагирования на них мы найдём много общего у одного человека. И мы не можем себя силой воли заставить себя реагировать на эти ситуации по-другому. Ну, может разово и можем, если очень напрячься, но в целом рисунок реагирования будет оставаться похожим. Что же делать? Вот тут как раз на помощь приходят методы и способы психотерапии. Для этого нужно изучить личную историю человека и вместе с ним понять, как же появился данный способ реагирования, какие события и переживания сопровождали этот процесс? Работая в процессе терапии с этими событиями, проживая их, мы уменьшаем их значимость для человека, уменьшаем их влияние. Вместе с этим человек получает возможность сформировать свой собственный, новый способ реагирования на ту или иную группу ситуаций. Теперь у него нет необходимости поступать так, как его невзначай «научили» старшие, а он может выработать адекватный своим силам и возможностям способ реагирования. (Я пишу «научили» в кавычках, потому что это редко бывает прямое непосредственное обучение. Обучают нас обычно очень правильным вещам. Но в процесс научения это ещё и наблюдение за взрослыми и их реакциями, это те ситуации, в которые попадает ребёнок раз за разом).

Вот такой тернистый и трудоёмкий путь ждёт тех, кто действительно хочет поменять своё отношение к окружающим событиям.

Изменение жизни - это обычно результат очень конкретных действий, которые, в конечном счете, приводят к реорганизации жизни. Принято считать, что если нельзя что-то изменить, то нужно изменить к этому отношение. И в своей практике я периодически сталкиваюсь с запросом - "а можно сделать так, чтобы я стал(а) по-другому ко всему этому относиться - менять что-то я бы не хотел(а), но хочу большую удовлетворенность чувствовать".

Но тут есть сложность, поскольку одна из функций эмоций, как писал классик отечественной психологии А.Н. Леонтьев, - это оценка внешних обстоятельств в соответствии с тем, как они соотносятся с наиболее важными потребностями личности.

Это означает ровно следующее: если человек испытывает негативные эмоции в отношении какой-либо ситуации, значит эта ситуация отрицательно влияет на возможности этого человека удовлетворять свои наиболее значимые личностные потребности.

То есть, изменить исключительно эмоции невозможно, так же как нельзя испытать удовлетворенность без удовлетворения потребности (невозможно ощутить утоление жажды, пока не найдешь воду и т.д.)

Вернемся к фразе "если невозможно что-то изменить, то нужно изменить свое отношение к этому". В. Франкл впервые использовал ее в своей книге. Он сидел в концентрационном лагере и там писал свой знаменитый труд, ставший классическим в психологической литературе, - "Человек в поисках смысла". "У заключенного остается только одно - "последняя свобода человека", способность "выбрать свое отношение к данным ему обстоятельствам".

Важно, на мой взгляд, то, что просто так это отношение к внешним обстоятельствам или ситуации не меняется.

Этому предшествует изменение личности в целом. А изменения личности происходят редко и медленно, в то время как многие (родители, воспитатели, политические деятели, психологи...) тысячелетиями пытаются понять факторы им способствующие.

Мне близка точка зрения, что изменения личности не контролируемы извне (даже если допустить абсолютную познаваемость человека). Спор об этом состоялся между А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что в случае, если было бы возможно познать все закономерности психического, можно было полностью управлять формированием личности (мечта любого политического режима) и С.Л. Рубинштейном. Последний придерживался позиции, что любые внешние обстоятельства всегда действуют через внутренние условия, поэтому при совершенно одинаковом воздействии мы всегда получим множество уникальных личностей.

В любом случае, теоретические психологи и психотерапевты-клиницисты сходятся на том, что при работе с личностью человека, необходимо сформировать условия для потенциальных изменений.

Итак: то, что предшествует конкретным действиям и изменениям в жизни, это изменение динамики внутренних психических процессов. Наверное, в наибольшей степени это возможно через реальный опыт, опыт взаимодействия с другим человеком, миром или самим собой.

Данная статья посвящена одному из возможных, и в то же время необходимых, шагов к внутренним изменениям.

Этот шаг заключается в отказе от чувства защищенности, неуязвимости.

Существует два принципиально противоположных состояния сознания - состояние обучения и состояние безусловного знания. Дети очень легко меняются и подстраиваются к внешним условиям. Это легко объяснимо - иначе они бы просто не смогли адаптироваться в социуме. Они постоянно находятся в состоянии обучения и каждый день впитывают много нового. Такая позиция подразумевает некоторое унижение, чтобы учиться необходимо признать свою несостоятельность в чем-то.

Смотреть на себя с точки зрения своих слабых сторон (мыслить себя как человека "не знающего", "учащегося") предполагает состояние дискомфорта, неопределенности, неуверенности, зависимости. Оно может и вовсе избегаться во взрослом возрасте, поскольку всегда можно опереться на свои сильные стороны и воспользоваться уже проверенными средствами.

Например, вы много лет развивались в своей профессии и пришли на очередную конференцию/собрание коллег. Вы можете прийти туда как потенциально "учащийся", что подразумевает восприятие себя, в первую очередь, как человека нуждающегося в чем-то, чего у вас пока нет. Или вы можете прийти как "эксперт", не акцентироваться на своих нуждах и мыслить себя исключительно с точки зрения своих сильных сторон (вы уже знаете все, что нужно, и не готовы для новых исканий).

В последнем случае вы не получите чего-то нового и будете потенциально закрыты для трансформаций своей личности и соответственно жизни. С возрастом соблазн не входить в состояние потенциальной уязвимости, нужды в чем-то внешнем увеличивается. Обучение больше не является необходимостью для выживания в социуме и становится делом исключительно добровольным. Тем более, что с увеличением продолжительности жизни все чаще приходится учиться уже не у учителей старшего поколения, а своих же ровесников, что еще более "унизительно". Поскольку требует признания больших достижений другого в чем-либо и своего несовершенства.

Многие люди в какой-то момент просто закрываются для потенциальных изменений себя, преимущественно опираясь на уже накопленные опыт и знания. Но тогда становится невозможным или сильно замедляется личностное развитие, уменьшается спонтанность и креативность человека, появляется состояние подавленности, которое можно так часто увидеть на лицах пожилых людей.

Таким образом, состояние потенциальной уязвимости и открытости, для нового взгляда и впечатления, является необходимым шагом к возможным личностным изменениям, которые необходимы для реорганизации жизни. Мне близка точка зрения, что изменения, внутренние или внешние, в первую очередь возможны там, где есть выход из зоны комфорта - зоны уже изведанного, познанного, изученного и безопасного.

Если отойти от размышлений абстрактно-теоретических, то следует отметить, что люди сильно различаются по своей способности обучаться на собственном опыте. Например, в психотерапевтической практике я замечала, что кто-то способен открыть для себя что-то принципиально новое даже в самых простых повседневных непримечательных ситуациях. Другие же, наоборот, склонны воспринимать все происходящее, как само собой разумеющееся и ничего особенного не приносящее. Еще один вспомнившийся пример: проходил многодневный зарубежный интенсив по психологии. Обращало на себя внимание то, что некоторые участники довольно быстро начинали испытывать благодарность к учителям, лекторам и организаторам. Они же делились про то, сколько им уже удалось почерпнуть для себя и своей работы. Другие же участники были менее удовлетворены работой тех же учителей-организаторов-лекторов и гораздо реже отмечали, что смогли получить для себя что-то ценное.

Вне сомнения, учителя или другие деятели бывают талантливы в большей или меньшей степени, но идея этой статьи состоит в том, что умение получать во многом зависит и от самого человека. Поэтому возможность изменения себя можно рассматривать в контексте открытости неизведанному и желания искать-брать что-то новое от окружающих людей и текущих событий.

Очередная бредовая идея, к несчастью ассоциируемая с психологами, звучит так «Не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней ». Якобы психологи так говорят и более того, сильно помогают всем это сделать.

Это верно с точностью до наоборот! И вот почему.

Дело в том, что психологам не нужно этого делать, за них это уже сделали сами клиенты, собственно именно поэтому им и пришлось обратиться к психологу, именно поэтому они страдают и мучаются и переживают то, что называется неврозом.

Рассмотрим на примере. Человек переживает тяжелую жизненную ситуацию - развод, увольнение, конфликт с близким человеком. Нормальными реакциями на такие ситуации может быть - грусть, злость, печаль, тоска, боль, одиночество и т.д.

Но человеку не удается прожить эти чувства. Может быть потому, что они слишком сильные и тяжелые и нет никого кто мог бы поддержать его в их проживании, может быть потому, что человеку в детстве запретили их чувствовать («не злись», «как тебе не стыдно расстраиваться, - вон посмотри на … ему то в тысячу раз хуже»).

И тогда человек делает именно то, что якобы советуют психологи, - не имея возможности изменить ситуацию, он меняет свое отношение к ней. Например, начинает подавлять свою злость или убеждать себя, что уже совсем забыл о близком друге или… далее в том же духе.

На самом деле, конечно же, отношение не меняется, оно только маскируется, прячется, подавляется, а реальное переживание, настоящая боль уходит вглубь и превращается в болезнь, - психологическую, иногда в психосоматическую.

Вторая часть марлезонского балета - «не можешь изменить ситуацию… ». В жизни куча ситуаций, которые изменить нельзя. Это правда! Иногда это сложно принять, но ничего уж тут не попишешь…

Но часто, когда спрашиваешь человека, а что же за ситуации он имеет в виду, когда произносит сокровенное «не можешь изменить ситуацию…», то ответ бывает удивительным. «Я должен изменить отношение к начальнику, который на меня орет», «я должен терпеть эту женщину ведь она моя жена», «я не могу ничего ответить ей, - она ведь моя мама!» и т.д.

Оказывается - начальник, жена и мама стоят для этого человека в одном ряду с такими необратимыми и незыблемыми данностями как смерть или смена времен года. В этом случае работают так называемые интроекты, то есть некие социальные и\или семейные стереотипы, которые не осознаются человеком, но сильно влияют на сферу того, что он может позволить себе поменять.

Эти интроекты могут быть, например такими - «мать это святое», «женщин обижать нельзя», «деньги должны доставаться тяжелым трудом, (желательно с кровью и потом)» и т.д.

"Если не можешь поменять ситуацию, измени своё отношение к ней".

Наверняка вы слышали эту фразу не один раз. И, возможно, эта фраза является частью вашей системы убеждений.

Когда мы начинаем заниматься личностным ростом, ходить на тренинги и личный приём к психологу, то нас ведёт некая неудовлетворённость ситуацией или проблема.

Пока мы в состоянии решать эту проблему сами, пока находим достаточно сил и способов жить с проблемой, то мы не торопимся на приём к психологу.

Необходимость пойти к профессионалу возникает тогда, когда у нас заканчиваются силы и способы жить со своей проблемой.

И первое, с чем мы сталкиваемся — это невозможность изменить ситуацию. А так ведь хочется…

Например, у женщины есть обида на мужчин. Когда-то кто-то сделал ей больно, задел, обидел. И этого человека уже давно нет в её жизни, но чувство обиды и боли живёт.

И вместе с этим чувством живёт желание поменять ситуацию.

Когда женщина приходит на приём к психологу, первое, с чем ей придётся столкнуться — это с тем, что ситуацию, когда её обидели, не изменить.

Неприятное осознание, с которым просто нужно научиться жить.

Помню, что у меня была неприятная история. У меня была коллега, вместе с которой мы начинали вести один проект. Но сотрудничество не сложилось, мы не смогли найти общий язык и разошлись. При этом я вкладывала деньги в наш общий проект. И мы договаривались, что со временем, когда пойдут доходы, коллега вернёт мне половину моих затрат в наш общий проект.

После конфликта моя коллега сказала, что не считает, будто она мне что-то должна. И она ничего мне не вернула.

Я очень долго переживала на эту тему. Ходила на личную психотерапию. И училась относиться к этой проблеме по-новому, согласно приговорке: " Если не можешь поменять ситуацию, измени своё отношение к ней".

К сожалению, мне не помогал этот метод. Я постоянно возвращалась мыслями в эту ситуацию и понимала, что как бы я не пыталась "простить и отпустить" и "пойти дальше" — это не работало.

Иногда мне казалось, что я действительно изменила отношение к ситуации. И можно жить дальше. И какое-то время мне удавалось жить в новом "изменённом" отношении к проблеме. Но потом всё возвращалось. И я начинала злиться, потому что столько работы проделано, а проблема всё время возвращается.

В моей практике работы с клиентами я тоже часто сталкивалась с похожим состоянием у клиентов. Казалось бы, мы проработали ситуацию, изменили отношение к ней, создали новую модель поведения.

Но через некоторое время клиенты снова и снова возвращались к переживаниям о своей проблеме.

И вот тогда я начала задумываться, почему же так происходит. Ты годами ходишь на психотерапию, меняешь своё отношение. И когда кажется, что проблема решена, вдруг всё возвращается на круги своя. И проблема всё так же есть, всё так же тебя волнует.

И кажется, что потраченные на решение проблемы силы и время — всё это зря.

Я начала искать информацию по этому поводу и хотела понять, а возможно ли в принципе научиться жить с проблемой так, чтобы она тебя больше не волновала.

Ну, допустим, чтобы навсегда просить и отпустить обиды и боль, злость и ненависть к определённым людям. Чтобы завершить определённые шаблоны поведения в жизни.

Например, шаблон личных отношений с мужчинами-алкоголиками, позицию вечной жертвы, шаблон денежных отношений, и так далее.

В своих поисках я вышла на такую технологию как РПТ (RPT) — Rapid Personal Transformation. Или по-русски: Технику Быстрых Личностных Изменений.

Изучая эту технику, я поняла основной мой "прокол" в поисках.

Изначально я искала технику, которая помогла бы научиться жить с проблемой так, чтобы эта самая проблема перестала доставлять дискомфорт.

Собственно, все классические психологические школы и направлены на то, чтобы научить человека приспосабливаться. "Не можешь поменять ситуацию, поменяй своё к ней отношение". И человеку помогают приспосабливаться — снижают дискомфорт от проблемы, обучают новым навыкам поведения, и так далее. И человек должен упорно стараться и работать над собой, чтобы у него появились новые привычки и модели поведения. И также изо всех сил стараться, чтобы не реагировать на свою старую проблему так, как он делал это раньше.

И я была глубоко уверена, что это — единственный возможный путь. Просто потому, что другого пути и не было.

Но его не было до появления РПТ.

РПТ предложил совершенно иную концепцию. Не нужно больше учиться жить с проблемой. Учиться приспосабливаться к ней. В РПТ такая ситуация, когда мы пытаемся приспособиться, называется обходом.

Создатель РПТ — Саймон Роуз — создал технологию, которая позволяет убрать саму проблему. Раз и навсегда. Так, чтобы потом не нужно было учиться жить с этой проблемой, приспосабливаться к ней. В общем, жить в обход.

Суть технологии в том, что в основе любой проблемы всегда есть некое событие, которое запускает весь процесс. И это называется в РПТ травмой. Это ситуация, когда проблема впервые возникла в жизни человека, когда сформировался шаблон поведения, который провоцирует повторение проблемы раз за разом.

Конечно, можно работать с шаблоном. И пытаться его поменять. Но ведь этот шаблон появился не просто так, и он держится за что-то. Точнее, он держится за первую травмирующую ситуацию, в результате которой шаблон и появился.

И если мы будем работать только с шаблоном поведения, то он всё равно будет возвращаться. Ведь не устранена основная проблема — травма, в результате которой шаблон возник.

РПТ позволяет с хирургической точностью определить момент возникновения травмы и исцелить его.

До РПТ это было невозможно. Почему? Потому что, во-первых, изначальный подход классических методов психотерапии заключался в том, чтобы работать с последствиями травмы и учиться к ним приспосабливаться. А во-вторых, просто не существовало метода, который бы позволял найти именно ключевую травму, ту, которая и держит весь шаблон.

В РПТ существует пошаговый, простой и понятный алгоритм, как найти ключевую травму, которая держит шаблон поведения. Плюс этот алгоритм позволяет убрать травму. И человек начинает жить без травмы, словно её не было в его жизни.

При грамотно исполнении техники РПТ исключается вероятность обхода.

После того, как травма исцеляется, уходят все проблемы и шаблоны, которые травма держит.

Под травмой лежат ресурсы самого человека. Когда травма уходит, ресурсы освобождаются. И человек получает возможность начать жить и действовать по-другому. Он больше не притягивает ситуации, похожие на травму. Не испытывает те неприятные переживания, которые сопровождали травму. И человеку не нужно годами учиться каким-то новым моделям поведения. Они включатся автоматически, после того, как травма убрана.

И совершенно неважно, когда и при каких обстоятельствах травма была получена.

В РПТ нет необходимости погружаться во все подробности и заниматься "душевным стриптизом". Достаточно просто идти по алгоритму техники.

Сама по себе техника очень мягкая и бережная — нет нужды погружать человека в неприятные воспоминания. Более того, техника работает, даже если вы не помните и не знаете, что именно лежало в основе травмы.

Это кажется удивительным и нереальным. Но такое ощущение возникает лишь потому, что техника РПТ появилась недавно. И она первая рассматривает новый подход — убирает травму, а не учит жить с её последствиями. Со временем мы привыкнем к этому новому подходу, и он перестанет казаться чем-то заоблачным и нереальным.

Когда я впервые столкнулась с этой техникой, то увидела и ещё очень интересный результат. Часто работая по одному запросу и решая одну проблему человека, можно получить "побочный" положительный результат и в других сферах.

Так, например, я как клиент проходила сессию с запросом про проблемы с деньгами. И после проработки у меня возникла неожиданная "побочка" — я смогла похудеть на 25 кг. Причём, я не думала про похудение, когда проходила сессию.

Просто оказалось, что мой лишний вес держался на травме, связанной с деньгами.

Огромный плюс РПТ в том, что результат проработки травмы виден сразу же на сессии. Клиент действительно становится другим. У него появляются ресурсы. Он больше не реагирует на травмирующее событие так, как реагировал раньше. В процессе работы мы обязательно проверяем эффективность исцеления, чтобы убедиться, что мы не пошли в обход.

Ну и самое приятное, что обучиться этой технике может любой человек, даже если он не имеет отношения к психологии, и сам ну ни разу не психолог.

Важно только одно — желание перемен.

Причём, обучаться технике РПТ нужно всего лишь… 6 дней (это первый и второй уровень).

В классических направлениях психотерапии нужно обучаться как минимум год, два или три.

И я не предлагаю вам взять и поверить, в то, что РПТ — это действенная техника, которой можно быстро обучиться.

Я предлагаю вам проверить это на себе.

Вы сможете помогать себе и близким людям. А кто-то из вас откроет в себе талант помогать другим людям постоянно в качестве специалиста РПТ.

Честно, я никогда не думала, что "влюблюсь" сильно в какую-то технику или направление. Но тут я не смогла устоять. Я постоянно работаю с клиентами именно РПТ и вижу, как меняется их жизнь, их состояние, их восприятие самих себя.

"Если ты не можешь изменить ситуацию, поменяй своё отношение к ней"

Как часто мы слышали это выражение, и даже не раз им пользовались. Тем не менее, применяем это правило не всегда.

Гораздо «лучше» продолжать страдать, мучиться в раздумьях, - как исправить и что сделать.

Так ли это сложно, изменить отношение?

Для большинства людей подумать об этом нет даже времени. Бег жизни, неустанно преследующие обстоятельства и следствия, вынуждают нас как можно быстрее реагировать, нежели остановиться и подумать. Наши мысли настолько быстро бегут в голове, что порою, мы не замечаем, как от одного сюжета уже вернулись в прошлое и переживаем его. Это бесконечность мысленного потока приводит нас к усталости и опустошённости. Если вы это тоже чувствуете, может, пришло время осознать, что пора меняться?

Начало любого пути начинается с маленьких шагов, вы как бы пробуете, ваше это или нет. Так и здесь и сейчас, не торопитесь слишком быстро измениться и изменить свою жизнь. Для этих первых шагов можно прочитать книгу Эрнста Холмса «Сила разума». Она, как обучающее пособие подскажет, в каком направлении двигаться. Если вы примете эту информацию, то следующим шагом и открытием для вас могут послужить книги Луизы Л. Хей, например «Исцели свою жизнь».

Возможно, вы пойдёте своим путём, и вам откроется нечто, что важно в данный момент жизни именно вам. Главное, заметить это, открыть для себя и не упустить из виду. Мы уже так привыкли к своей жизни, что не верим, что её можно изменить коренным образом.

А самое интересное, что это возможно!

Не останавливайтесь в поиске своего смысла жизни, зная, что он в самосовершенствовании самого себя. Любое движение ведёт вас к тому, что вы будете развиваться духовно. Делайте выводы из всего, что с вами происходит, и тогда вы избежите многих неудач. Даже болезни не приходят к нам случайно, будь то обычный кашель или более серьёзное заболевание. Нужно искать ответ, задаваться им, а не винить себя и не корить Бога. Только вы в ответе за всё, что с вами происходит, даже если вы думаете иначе.

Наши мысли, как провода, по которым течёт и развивается наша жизнь. Любой наш негатив, посылаемый по этим невидимым путям, привносит в нашу жизнь такой же эффект. Вам только кажется, что ничего в этом плохого нет, ну обижаетесь вы на кого-то, считаете другого дурнее и глупее, чем вы. Но вы не Бог, вы не можете знать, как ваша жизнь повернётся завтра. Возможно именно этот человек только и окажет вам помощь, если с вами случится беда… И что? Вы будете себя винить, что плохо о нём думали и говорили.

Меняйте своё отношение к жизни, к ситуациям. Остановитесь и задумайтесь, что вы можете сделать, и если на ум вам ничего не приходит, отпустите это от себя. Просто думайте позитивно, с любовью к себе и всему, что вас окружает. Это будет огромным шагом и достижением для вас. Люди и обстоятельства повернуться к вам лицом, и вы найдёте ответы на свои вопросы.
Когда вы не можете изменить ситуацию, - примите её, как есть, даже через силу. И с этого момента думайте обо всём и обо всех только с любовью. Проговаривайте про себя или вслух перед зеркалом: я принимаю эту ситуацию.

Раз это происходит, значит так нужно для меня, для моей жизни. Я согласен. Я спокоен. Я люблю жизнь, а жизнь любит меня.

Не уставайте это делать, и всё наладится,- вы станете счастливым человеком.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама