THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Существует взаимосвязь между тем, как человек пишет, и его личностью. Ведь почерк – это такая же индивидуальная особенность, как отпечатки пальцев, например. И зная пару несложных методов, можно раскрыть характер человека, написавшего послание.

Изучением особенностей связи почерка и индивидуальности занимается графология. С ее помощью можно описать предпочтения человека и индивидуальные особенности.

Во время анализа необходимо учитывать следующие факторы:

  1. наклон букв;
  2. их размер;
  3. плотность и направление текста;
  4. положение на бумаге.

Неразборчивый почерк врача продиктован клятвой - хранить врачебную тайну.
Евгений Кащеев

Наклон букв

  • Небольшой наклон при написании свидетельствует, что человек - ярко выраженный индивидуалист. Собственная выгода для него приоритетнее общественной.
  • Несильный уклон в правую сторону - автор очень уравновешен и стабилен. Такие люди всегда с удовольствием общаются и заводят новые знакомства, но при этом подвержены частым скачкам в настроении.
  • Четкий наклон литер свойственен независимым и самодостаточным людям. Человек с таким почерком целеустремлен, напорист, а также ревнив и вспыльчив.

Плотность написания текста

  • Написание букв с зазорами – это признак того, что человек независим, имеет хорошую фантазию и развитую интуицию.
  • Если буквы написаны тесно друг к другу и написание их не прерывается – человек имеет очень развитое логическое мышление.
  • Если написание промежуточное (через какой – то промежуток слитного написания слово прерывается зазором между литерами), то можно говорить о том, что человек является реалистом и достаточно уравновешенной личностью.

Размеры букв

Написание больших букв говорит о том, что человек – творческая натура. Почерк таких людей не отличается особой аккуратностью. А его владельцам, в свою очередь, можно приписать такие черты, как излишняя драматизация, рассеянность. Наличие крупных заглавных литер говорит о желании автора власти и славы.

Люди с мелким почерком обычно довольно консервативны и сдержаны. По натуре они очень скрытные, упрямые.

Форма букв

  • Плавное и округлое написание можно наблюдать у отзывчивого, доброго и неконфликтного человека.
  • Угловатое написание текста характерно эгоцентрикам. Такие люди довольно независимы.

Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.
Коко Шанель

Направление строки

  • Если при написании строка «ползет» вверх – человек оптимистичен. Он довольно уверен в себе.
  • Прямая строчка – человек уравновешенный, спокойный и рассудительный.
  • Если же строка направлена вниз – человек довольно экспрессивен, у него часто меняется настроение и он довольно слабохарактерный.

Подпись человека

При рассмотрении росписи необходимо учитывать следующие аспекты:

  • если присутствует четкое написание литер – человек открыт, общителен.
  • есть заглавная литера – требовательный к окружающим, независимый человек.
  • направление подписи вверх в конце – человек очень жизнерадостный. У пессимиста она направлена вниз. Если же роспись находится на одном уровне, то человек находится в гармонии с собой.
  • краткая и содержательная подпись – личность очень активная, быстро реагирует на ситуацию, но при этом часто нетерпеливая. Длинная подпись - человек усидчивый, терпеливый и медлительный.
  • небрежность в написании указывает на сосредоточенность человека на своем внутреннем мире и его низких возможностях как организатора. Четкая подпись говорит об эмоциональной сдержанности человека;
  • наличие разрывов в написании и использование печатных литер – человек очень непредсказуемый.
  • небольшая роспись с росчерком – человек педантичен. Размашистая подпись – человек – логик. Наличие большой петли в начале подписи говорит о недовольстве человека своей работой.
  • нечеткие буквы говорят о том, что человек склонен к преувеличению событий.
  • подчеркивание росписи снизу свидетельствует о том, что человек обозначает свою значимость. Обычно так делаю люди, уже заслужившее общественное признание.
  • точка в конце - человек очень дисциплинирован, способен стратегически мыслить и завершить порученное дело.

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора - Николая II: "Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком удивительно ровным, четким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной".

Несмотря на давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии - учения о почерке считается живший в прошлом веке аббат Мишон. По его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги "Почерк и личность". Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду "Эрмитаж" и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки.

Основоположник научных методов криминалистики Ганс Гросс, например, считал, что следователю, знающему толк в графологии, "достаточно взглянуть на подпись под протоколом, чтобы определить, что свидетелю 45-50 лет, что он ремесленник, невысокого роста, честный, смелый, ограниченный и простодушный".

Отношение к графологии сегодня вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

Так, например, выглядит почерк 27-летней женщины.

А это тоже писала она, но уже под гипнозом, будучи уверенной, что ей 10 лет.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. "Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений. С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному "широкому" образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.". Вот его автограф:

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?

Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях. Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

  1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
  2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
  3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
  4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей.

  • Крупный почерк, по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельствует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
  • Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя. Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
  • В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
  • Неровное письмо - по величине букв, наклону, направлению строк - свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
  • Если же почерк разборчивый и ясный аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
  • Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость. Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга - слабая воля; слитно - хорошая стрессоустойчивость.
  • Сильный нажим - критичность, склонность к проявлению силы.
  • Маленькие расстояния между соседними словами - интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
  • Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости.
  • Строчки направлены вверх - инициатива, энергия, надежда на свои силы; вниз - угнетенность; в разные стороны - впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.

Зуев-Инсаров проанализировал автограф лейтенанта Шмидта.

Вот какие выводы он сделал:

"Нервная, впечатлительная натура. Увлекающийся, порывистый и неуравновешенный в своих настроениях, но устойчивый в привязанностях и во взглядах человек... Мягкость, простота в обращении, подвижность, общительность и вместе с тем постоянное чувство какой-то обособленности, психическое одиночество... Есть некоторая сентиментальность, мечтательность в натуре.

Чувствует себя сильным нравственно, по натуре смел. Придя к определенному решению, способен проявить исключительное хладнокровие, самообладание... Выведенный из терпения, может действовать сгоряча. Остро, болезненно воспринимает неудачи - моментами падает духом, теряется.

Обладает художественным чутьем. Ясны проблески очень даровитой натуры. Владеет словом. Бессознательно внушает к себе доверие. Способен увлечь и вести за собою; увлекая, зажигается сам. ...Не выносит несправедливости; не боится открыто высказывать своих мнений. Правдив, отзывчив к чужому несчастью. Откровенность в проявлении своих симпатий. Способность несколько идеализировать объект своего увлечения... Способен весь отдаться идее, зажечься ею".

Мы привели эту длинную цитату лишь для того, чтобы показать широту психологического диапазона, в котором работает опытный почерковед. Конечно, после таких характеристик наверняка закрадывается сомнение: ведь описать задним числом известную личность можно и безо всякой графологии. Развеять эти сомнения могут, как мы уже говорили, веские выводы ученых. Поэтому пока не стоит слишком серьезно относиться к этой экзотической науке. Тем более что графологом вы пока не стали, и излишняя самоуверенность в вопросах почерковедения может поставить вас в смешное положение.

Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии или, как ее теперь называют, графометрии, приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.

Cильный наклон вправо - быстрота мышления.

Сильный наклон влево - воля, самообладание.

Смешанный наклон - несдержанность, ненадежность.

Прямое расположение - сдержанность.

Подпись направлена вверх - стремление к деятельности, самоутверждению.

Подпись направлена вниз - перестраховка, стремление к самозащите.

Подпись беглая, размашистая - быстрая восприимчивость, активность, склонность к самовыражению.

Крупная - экстремальность, стремление к высоким целям, большим задачам.

Ясная, разборчивая - уравновешенность, умение владеть собой, открытость.

Украшения - воображение, фантазия.

Крупная прописная - творческий потенциал, независимость мышления, самолюбие.

Каждая буква отдельно - фантазия, интуиция, слабая воля.

Крайне неодинаковые буквы неуравновешенность.

В конце подписи буквы вытянуты в линию - проницательность, скрытность.

Росчерк падающий - гибкость мышления.

Росчерк волнистый - дипломатичность.

Прямой, уходящий влево - бескомпромиссность.

Окружающий подпись - стремление к безопасности, сохранению достигнутого.

Без росчерка - простота вкуса. Резкие, прямые штрихи - неустойчивость, жесткость установок.

Большие, одинаковые буквы - твердая последовательность в достижении целей.

Подчеркнутая подпись - развитое чувство собственного достоинства, самонадеянность.

Горизонтальный штрих в конце подписи - скептицизм.

Высоко поставленный, удлиненный штрих - самолюбие, настойчивость.

Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись - ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение, и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент - скажем, букву "т" писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за иностранный язык. В нем не будет главного - естественности и внутренней логики.

Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком - рафинированным и безликим. Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет. Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный, который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

А вот какие выводы сделал Зуев-Инсаров, изучая подпись Льва Толстого.

"Четкая, разборчивая подпись, связанные буквы. Та же простота начертаний, что и в почерке, та же гармоничность. Решительно и смело начертанная, как бы накрывающая подпись черта...

Смелость и самоконтроль - беспощадный, временами мучительный. Непрестанное стремление к совершенствованию. Правдивость и замкнутость. Врожденная и постоянно подавляемая им азартность. Не боится порвать со всем в случае идейного разногласия. Когда речь идет о выполнении того, что он считает своей обязанностью, долгом, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких не в состоянии бывают сбить его с того пути, который ему представляется единственно правильным. Внутренняя честность и принципиальность. Не славолюбив. От людей не ищет для себя ничего..."

В состоянии гипноза вместе с личностью меняется и почерк. Внушите человеку, что он Наполеон - и в его подписи тут же появятся уверенность, смелость, размах... Правда, с подлинным наполеоновским росчерком все это все равно не будет иметь ничего общего. Тем более, что у императора их насчитывают по крайней мере семь. Подпись честолюбивого артиллерийского капитана (1) и подпись императора Франции, подчеркнутая эффектным росчерком (2). Самоуверенно поползла вверх подпись после победы при Аустерлице (3). В ней видны настойчивость, прежнее честолюбие и склонность... к наполеоновским планам.

После победного вступления в Москву подпись словно вобрала в себя непомерные властность, тщеславие и самонадеянность (4). Когда Москву пришлось покинуть, императору стало не до внешних эффектов. Росчерк исчез, скомканная, бесформенная подпись говорит о растерянности, напряженности ее автора (5). После Лейпцигского поражения ощущение трагичности чувствуется еще яснее. Вспышки неровного нажима, ломаные линии (6). Наконец, остров Святой Елены. Все позади. Нажима нет, росчерк пошел вниз, нет прежнего размаха. Это подпись старика (7).

В заключение - небольшой тест. Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения. А теперь охарактеризуйте свой почерк.

  1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2-3 мм) - 3 балла, маленькие - 7, средние - 17, крупные (свыше 7 мм) - 20.
  2. Наклон букв: влево - 2 балла, легкий наклон влево - 5, прямое написание - 10, легкий наклон вправо - 6, вправо -14.
  3. Форма букв: округлая - 9 баллов; бесформенная - 10, угловатая - 19.
  4. Направление строк: ползут вверх - 16 баллов, прямые - 12, ползут вниз - 1.
  5. Сила нажима: легкая - 8 баллов, средняя - 15, сильная - 21.
  6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию - 11 баллов, к раздельному - 18.
  7. Общая оценка: почерк старательный - 13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие - с трудом - 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом - 4.

Сложите полученные баллы.

  • 35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
  • 52-63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума - романтик и философ.
  • 64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
  • 76-87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
  • 88-98: самая распространенная группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как узнать характер по почерку. Вы выясните, как по написанному тексту понять, что собой представляет личность. Вам станет известно, какие критерии учитываются при анализе написанных предложений. Выясните, как определить темперамент, личностные качества, внешность и род занятий человека по его почерку. Вы узнаете, о чем может говорить подпись.

Методики и характеристики

Графологический анализ позволяет узнать о человеке многое, даже то, о чем он и сам не задумывался. А это способствует определенным изменениям, корректировке личности. Если человек излишне эмоциональный об этом легко узнать по тому, как он пишет. Например, буквы в словах наклонены направо, пишутся с маленьким нажатием. Это указывает на подверженность фобиям. Возникновение любых переживаний способно выбить из равновесия.

Необходимо знать, что при письме можно определить черты характера, которые свойственны человеку долгое время, в частности с детства. Если человек находится в постоянном страхе, то его почерк будет дерганным, непонятным, неровным, указывающим на слабость характера. Если личность зациклена на своих фобиях, замкнута в себе, то написание будет сжатым, буквы при этом располагаются рядом друг с другом. Если же между ними большие расстояния, то страхи у человека отсутствуют.

Определяя характер личности, большое внимание уделяют тексту. Душевные страхи свойственны владельцу мелкого почерка. Такая личность боится общения людей, ей присущ замкнутый образ жизни, не исключено . Если же почерк крупный, то человек уверен в себе, он способен высказать свою точку зрения, заставляет прислушиваться к его мнению других людей.

Если уделить особое внимание разбору письма, то осознаешь, что графология не является лженаукой. Человек способен самостоятельно проанализировать свой почерк. Даже если выявится, что у него имеются не очень хорошие черты характера — это поспособствует возможности критически оценить себя, откорректировать свой характер.

Давайте детальнее разберем, что говорит почерк о характере испытуемого по первой методике.

  1. На что указывает наклон? Данный критерий указывает на отношение к людям, также на уровень эмоциональности хозяина почерка. При вертикальном расположении букв наблюдается спокойный характер и завышенная самооценка . Если слегка наклонены вправо — добродушная личность, мягкого склада характера. Присутствует сильный наклон вправо, то перед Вами порывистая натура, которая постоянно находится в напряженном состоянии. Буквы наклонены влево – эгоистичная особа . Слегка повернуты в левую сторону – обидчивая, злопамятная личность.
  2. Рассмотрим нажим. Данный критерий указывает на эмоции, которые преобладают у человека. Сильное надавливание указывает на взрывной характер, постоянные переживания, слабое — на слабовольность, подверженность чужому влиянию.
  3. Виды почерка. Небрежный — наблюдается у реалистов, имеющих порой вспыльчивый характер. Такие особы быстро прощают обиды, увлекаются творчеством, скептики по своей натуре . Если имеет место грубый, небрежный почерк, то его обладатель — общительный и щедрый человек, но ему редко везет в жизни, присутствует нервозность. Мелкий почерк, который сложно разобрать, характерен для стеснительных людей, которым сложно преодолевать трудности. Такие особы обладают логическим мышлением, имеют таланты, они часто необщительны, замкнуты в себе. Крупный почерк встречается у уверенных людей, лидеров. При этом им характерна доверчивость.
  4. Расстояние между символами. Когда литеры находятся рядом друг с другом, они указывают на прямолинейную личность с хорошей интуицией. Компактное письмо указывает на наличие независимого характера. Если в тексте мало мест с разрывами между буквами, то это указывает на наличие душевной гармонии. Если же присутствует много разрывов между знаками, то личность мечтательная, любит привлекать к себе внимание. Если это расстояние совершенно незначительное, то перед Вами дружелюбная особа, если разрывы большие — человек испытывает страх перед новыми знакомствами.
  5. Угловатость почерка указывает на критичный склад ума, желание соревноваться, доказывая свою значимость. Если буквы округлые, то перед Вами гостеприимная личность, которая обладает изумительным вкусом, как правило, добивается своих целей, при этом достаточно эгоистичная.
  6. Наличие завитушек. Если они присутствуют снизу на буквах и достаточно маленького размера, то перед Вами особа, которая быстро приспосабливается к изменениям, не любит вранья в отношениях. Если завиток присутствует только на одном знаке, имеет место любовь к семье, сильное сближение с родственниками. Если завитушки снизу и широкие — это характеризует личность, как целеустремленную, направленную на общение и материальное благополучие. Если завитушка находится снизу, но достаточно больших размеров, это указывает на ленивую личность, не имеющую никаких увлечений. Если большая завитушка и снизу и сверху, то человек достаточно свободолюбивый.
  7. Наличие каллиграфического почерка указывает на аккуратную, чувствительную особу, которая является хорошим семьянином. Однако, при этом может присутствовать и неуверенность в собственных силах, и потребность в слушателе.
  8. Заостренный почерк указывает на сочетание с интеллектом, при этом присутствует равнодушие к людям.
  9. Большая размашистость почерка указывает на гордого человека, который хочет быть на первом месте. При этом он может являться и романтиком, быстро забывать обиды.
  10. Печатный почерк указывает на заниженную самооценку, болезненное восприятие критики.
  11. Изменчивый — на переменчивость настроения.

Вторая методика является объективной для испытуемых в возрасте от 25 до 45 лет — это период с наиболее стабильными психофизическими характеристиками личности. Для диагностики исследуют не один, а несколько листков с почерком. Дело в том, что на первой странице особа, как правило, пишет скованно, на дальнейших – расслабляется, почерк становится естественнее. Самыми информативными являются последние страницы.

  1. Внешний вид листа. Если хозяин жадный, то листы будут грязными засаленными. Если добрый, педантичный , то чистыми.
  2. Осмотр полей. Узкие указывают на бережливость, слишком сжатые — на скупость, широкие — на открытость, чересчур просторные — на высокомерие, желание быть богатым.
  3. Размер букв. Необходимо учитывать, что по мере старения у одного и того же человека размер литер будет увеличиваться, так как ухудшается зрение. Если рассматривать общие характеристики, то мелкие буквы будут указывать на замкнутость характера, средние — на норму, а крупные — на лидерские качества и общительность.
  4. Характеристика заглавной буквы. Если она как-то выделяется, то автор не уверен в собственных силах, слишком подвержен чужому влиянию, старается привлекать к себе внимание. Если заглавная буква маленькая, то имеет место внутренняя скованность.
  5. Нажим. Интенсивность надавливания указывает на наличие переживаний у испытуемого, чем сильнее, тем их больше.
  6. Строки. Волнистые указывают на изменчивость настроения, лживость в поступках; ровные — на трезвый взгляд на жизнь, здравое оценивание собственных возможностей. Если при написании строчка поднимается вверх, то перед Вами оптимист , если съезжает вниз, то обладатель заниженной самооценки.
  7. Подпись:
  • обычная — указывает на уверенность;
  • с подчеркиванием — на изворотливость;
  • завитушки — проницательность;
  • наличие рамки – робость, подверженность фобиям;
  • перечеркнутая — взрывной характер.

Внешность и род занятий по почерку

Оказывается, держа в руках лист бумаги с написанным текстом, можно определить то, как именно выглядит его обладатель.

  1. На низкий рост указывают вытянутые буквы, которые кажутся размашистыми. На высокий — нерастянутые литеры, которые пишутся на одном уровне. На средний рост — сжатость литер на начале строчки, в конце они становятся реже, при этом последние буквы могут спускаться ниже строки.
  2. На стройность указывают мелко написанные знаки, удлиненные литеры. На полноту — неравномерный нажим у одной или же символ вовсе не окончен.
  3. У светловолосых людей присутствует неразборчивость письма, некрупные символы. У брюнетов — старательное выведение элементов, строки могут подниматься вверх.

По тому, как написан текст также можно выявить предполагаемый род занятий.

  1. У бизнесменов, как правило, почерк неаккуратный, у аптекарей — неровный.
  2. Для людей, связанных с филологическими науками — скачущий и отрывистый.
  3. У профессоров и личностей, занимающихся умственным трудом, присутствует множество штрихов.
  4. Для философов и поэтов характерен опускающийся почерк.
  5. Инженерам и математикам свойственно простое написание букв без наклона.
  6. Творческим личностям — волнистый почерк.

Определение личных качеств

Характер человека по почерку можно определить, зная, какие черты, как проявляются.

  1. Вспыльчивость. Буквы и строки будут подниматься вверх, крючки в буквах опускаются ниже строк.
  2. Ум. Присутствуют декоративные элементы. Практически отсутствует наклон, расстояние между словами одинаковое, средний размер букв.
  3. Уравновешенность. Строки ровные, почерк красивый, сначала может казаться неразборчивым.
  4. Чувствительность. Литеры незаконченные, но не все, нажим будет неравномерным, бледность букв, небольшой наклон.
  5. Глупость. Присутствуют непонятные крючки между словами, расстояние будет различаться, нажим наблюдается неравномерный, заглавные буквы не похожи на остальные, оригинальные, письмо выглядит пафосным.
  6. Хладнокровие. Написание строк будет неровным. Однако, последнее слово обязательно окажется на своем месте. При этом буквы будут аккуратными с расстояние между словами различное.
  7. Жестокость. У некоторых букв присутствует подчеркивание, они выглядят жирными, грубыми, старательно прописанными.

Подпись

Иногда сложно анализировать почерк, также бывают неоднозначные результаты. В таких ситуациях при исследованиях лучше заниматься анализом подписи испытуемого.

  1. Чем она проще, тем увереннее в себе испытуемый.
  2. Присутствие закорючек, петель указывает на наблюдательность и хитрость.
  3. Наличие разнообразных элементов — на неординарность.
  4. Завитки и штрихи указывают на находчивость, изобретательность, наличие живого воображения.
  5. Зачеркнутая подпись — на импульсивность характера.
  6. Подчеркивание подписи указывает на предприимчивость. При этом, если черта идет к началу, то имеет место эгоистичная личность, которая не умеет никому доверять.
  7. Подпись, которая находится в центре круга, указывает на застенчивость характера.
  8. Совпадение первой буквы с фамилией обладателя подписи указывает на здоровую оценку собственных возможностей, скромность характера.
  9. Если первая литера подписи сильно выделяется — это показатель честолюбия и самовлюбленности, невозможность сконцентрироваться.
  10. Волны и зигзаги — на веселый нрав.
  11. Подпись, которая стремится вверх, указывает на оптимизм.
  12. Горизонтальность — на рассудительность и уверенность.
  13. Спускающаяся вниз — на замкнутость.
  14. Точка, заканчивающая подпись, указывает на дисциплинированность.

Характерные примеры

Вы уже знаете, как определить характер по почерку, предлагаю Вашему вниманию образцы текстов, написанных разными людьми.

Пример №1. Почерк характерный для молодых женщин, заметно упрямство, капризность, сосредоченность на субъективных чувствах, способность к манипуляции.

Пример №2. Почерк демонстрирует способность идти на компромисс.

Пример №3. Принадлежит внимательной особе, которая осознает свои действия. Присутствует хорошая организованность и ясность мышления.

Пример №4. Почерк уверенного в себе, энергичного человека.

Пример №5. Принадлежит личности, которая не прислушивается к чужому мнению, упрямая и уверенная в себе.

Почерк - основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

а) письменную речь - совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;

б) почерк - характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

Свойства почерка

К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка - это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык - система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.

Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:

а) анатомические особенности пишущего - строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;

б) психофизиологические особенности - восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.

К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16-17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.

Динамическая (относительная) устойчивость - идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.

На изменение почерка влияют следующие факторы:

Естественные - возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;

Искусственные - маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация - это подражание почерку другого лица;

Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);

Вариационность - устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка - это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.

Избирательная изменчивость - это свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.

Судебное почерковедение

Судебное почерковедение - это отрасль криминалистики , изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:

  • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
  • закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

История судебного почерковедения

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма - секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки - люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим .

Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон , который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета .

Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология - это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского . Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

Методы почерковедения

  • Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение , измерение , описание , сравнение , эксперимент , моделирование и др.
  • Частнонаучные методы - методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.
  • Специальные методы - графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм - ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).

Система почерковедения

  • Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
  • Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы .

Классификация объектов исследования почерка

По составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;

По объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4-10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1-7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;

По условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

Общие признаки почерка

Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.

Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга

Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:

  • заголовков и обращений :
Размещение заголовков и обращений
В начале текста На вышележащей строке На расстоянии от текста
В центре листа бумаги В левом углу листа бумаги В правом углу листа бумаги
  • даты :
Размещение даты
Над текстом Под текстом На вышележащей строке На нижележащей строке
В центре В левом углу В правом углу
  • подписи :
Размещение подписи
На нижележащей строке На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу
В правом углу Параллельно горизонтальному срезу В поднимающемся положении В опускающемся положении
  • взаиморасположению подписи и даты:
Взаиморасположение подписи и даты
Выше Ниже Слева
Справа На одном уровне Непосредственно под датой

Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление

Поля - отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги - вертикальные, также могут быть горизонтальные - сверху, снизу.

Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой - свыше 3 см, средний - от 1 до 3 см, малый - до 1 см.

Форма линии полей - линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля - соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.

Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.

Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»

Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.

Размер интервалов между строками

Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.

Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой - более двойной высоты строчной буквы; средний - равен двойной высоте буквы; малый - равен или несколько больше высоты строчной буквы.

Размер интервалов между словами

Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой - более ширины двух букв; средний - равен ширине одной-двух букв; малый - менее ширины одной буквы; смешанный.

Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).

Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.

Размещение линии письма относительно бланковой строки
Над строкой Под строкой Совмещено со строкой Смешанное

Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.

Направление линии письма в строке
Горизонтальное Поднимающееся Опускающееся Смешанное С загибающимися вниз строками

Форма линии письма в строке

Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма

Размер интервалов может быть: большой - больше двухэлементной буквы; средний - равен ширине буквы; малый - меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом
Большой Средний Малый Смешанный
Положение знаков препинания относительно линии письма
На линии письма Выше линии письма Ниже линии письма Смешанный

Положение знаков переноса

Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.

Положение знаков переноса
На линии строки Выше линии строки Ниже линии строки Параллельно линии строки
Опускающееся Поднимающееся Смешанное

Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка

Выработанность почерка - это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными - ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.

  • Маловыработанный почерк - это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:

а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;

б) практически маловыработанные - почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.

  • - почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.

  • - почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.

Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк - этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.

Темп движений при письме

Темп движений при письме - признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них - привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма - непривычный. Он может быть - замедленным, ускоренным и неравномерным.

Координация движений

Координация движений - это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:

а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;

б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.

Строение почерка

Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.

Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории

Преобладающая форма движений.

Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломаной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.

Преобладающее направление движений

Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное (и-образное движение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).

Наклон

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.

Наклон
Отсутствие наклона
Правый
Левый
Смешанный

Размер почерка

Размер почерка - протяженность движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой - более 4 мм; средний - от 2 до 4 мм; малый - до 2 мм; смешанный.

Разгон почерка

Разгон почерка - это отношение протяженности по горизонтали к протяженности по вертикали. Он может быть: большим - размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, средним - размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, малым - когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.

При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков - соотношение протяженности интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: широкую (интервал между буквами превышает их ширину) и узкую - интервал между буквами меньше половины их ширины.

Степень связности

Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: сплошная - непрерывно выполняются все буквы в словах; большая- когда непрерывно выполнены шесть и более букв; малая - непрерывно выполнены 4-5 букв в слове; кроме того, связность может отсутствовать - все буквы пишутся раздельно. При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).

Степень и характер нажима

Степень и характер нажима - признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трем параметрам: степени (силе), дифференцированности и стандартности.

Нажим
Слабый Средний Сильный Смешанный

Дифференцированность нажима - наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений - различается по двухчленной градации: дифференцированный и недифференцированный.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка - это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.

Сложность движений (строение) при выполнении букв

Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т.е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.

Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, упрощенная и усложненная.

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники и ломаные линии.

Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

Люди всегда хотели знать больше не только о других, но и о себе. Часто встает вопрос «А как же определить характер человека по почерку ?» Сейчас услугами специалистов по определению почерка пользуются не только крупные компании при приеме на работу, но и родители у которых дети стоят на распутье .

Убористый, неразборчивый, аккуратный, мелкий, крупный, витиеватый, красивый, небрежный… Каким только почерк не бывает. У каждого из нас он свой. Он начинает формироваться примерно в возрасте 8–10 лет, окончательно складывается только к 20, но может меняться в течение всей жизни. И может многое о нас рассказать. Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Так что, хочешь нарисовать психологический портрет человека? Проанализируй его почерк!

Общие сведения

Что такое графология? Графология - это научная область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека. Графологический анализ проводится на основании целого ряда параметров: важно и направление строки (со сдвигом влево, вправо, вверх-вниз), и особенности написания букв, и наклон, и степень сжатости почерка, расположение на листе… Из совокупности этих и многих других параметров рождается индивидуальная характеристика. Хороший графологический анализ дает полнейшую характеристику – от перспектив личностного роста, определения способностей до сексуальных предпочтений и склонности к наркомании.

В последнее время услугами экспертов-графологов пользуются многие компании для составления характеристики специалистов, принимаемых на работу, а также для оценки некоторых черт конкурентов. Так что не стоит пугаться, если при приеме на работу тебе предложат чистый лист бумаги, грифельный карандаш и попросят написать парочку предложений на свободную тему. Обмануть графолога вряд ли удастся, а вот искусственно исказив почерк, ты можешь сделать себе медвежью услугу, получив характеристику человека, который не подходит на данную позицию.

Основными принципами графологического анализа делится психолог, графолог Михаил Петухов.

Что нужно?

Для графологического анализа необходим текст, написанный от руки на чистом листе бумаги. Как минимум четыре предложения с подписью. Чем больше объем текста, тем лучше (например, лист формата А4).

Принципы анализа. Писать лучше грифельным карандашом или перьевой ручкой – так легче оценивать нажим.

Для анализа подойдет не каждый рукописный текст. Например, поздравление в открытке – не лучший вариант, так как, подписывая, человек, как правило, прикладывает некоторые усилия, чтобы сделать это максимально красиво. Анализируемый документ должен быть написан при таких обстоятельствах, когда человек спокоен и никуда не торопится. Лучше всего иметь несколько экземпляров, написанных в разное время.

Основные этапы анализа

1. Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

2. Наклон

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Размер, очертания, расположениеЕсли почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.

3. Размер почерка говорит об общительности человека.

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

4. Очертания

Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.

Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.

5. Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки характерны для людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

Графолог Михаил Петухов согласился проанализировать для нас серию текстов с разными видами почерков. Небольшая оговорка: эти замечание нельзя считать полноценной характеристикой личности. Настоящий графологический анализ – это скрупулезное исследование того, как, под каким углом, с каким нажимом человек пишет. При этом желательно, чтобы был пример написания всех букв. Только в этом случае специалист даст полноценную и развернутую характеристику человека.

Однако, эти краткие характеристики дадут тебе представление о том, как работает графолог и какие выводы на основании каких значимых элементов делает. Присмотрись, может быть, ты найдешь почерк, похожий чем-то на твой?

Рисунок 1

Характеристика: Целеустремленный, последовательный, логичный (по связности букв, наклону вправо)

Рисунок 2

Характеристика: Последовательный (алгоритимичный), открытый, стабильный человек (по стилистической выдержанности почерка, по наклону буквы В)

Рисунок 3

Характеристика: Открытая, театральная, неординарная личность (по выдержанности почерка, по наклону почерка и отдельных букв)

Рисунок 4

Характеристика: эмоциональный, харизматичный, творческий человек (по темпу, размаху письма)

Рисунок 5

Характеристика: Внутренняя конфликтность, скрупулезность, обязательность (по нажиму почерка, по соотношению буквенных элементов)

Рисунок 6

Характеристика: Упрямство, оппозиционность (по наклону влево).

Рисунок 7

Характеристика: Индивидуализм и эгоистичность (комплексная оценка наклона букв и нажима)

Рисунок 8

Характеристика: Упрямый, последовательный, логичный человек (по вертикальному наклону почерка, нажиму, связности букв)

Рисунок 9

Характеристика: Авантюрист, конфликтный и лукавый человек (по неравномерному расположению букв, нажиму, расположению на листе)

Рисунок 10

Характеристика: Гармоничный, открытый, понятный себе и другим человек (по равному расстоянию между строчками, связности букв, разборчивости почерка)

Рисунок 11

Характеристика: Инфантильность, упрямство (по вертикальному расположению букв, их закругленности и нажиму)

Рисунок 12

Характеристика: Высокий интеллект, актерские навыки, коммуникативность (комплексная оценка: ясность почерка, наклон вправо, особенности написания букв)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама