THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Случалось ли с вами, что вы кому-то давали свой конспект на переписывание, а вас просили расшифровать, что там написано? А бывало ли такое, что вы и сами не могли понять текст, написанный вашей же рукой? Со мной такое случалось. Особого дискомфорта мне это не приносило, но мысль о том, что с почерком нужно что-то делать, невольно пронеслась в голове.

Есть несколько основных причин, почему так происходит. По собственному опыту могу перечислить следующие.

  • Часто приходится писать в быстром темпе, «на автомате», не осознавая даже смысла записываемых слов.
  • Порой приходится писать не на столе, а на коленях. Не знаю, как у других, но у меня такое было на младших курсах.
  • Почерк ухудшается, когда пишешь что-либо на исходе сил: например, за несколько минут до конца лекции или в ночь перед сдачей расчётной работы.
  • Дефект написания некоторых букв, которые сложно отличить («к» и «н», «г» и «ч», «и» и «н» и т. д.).

Следует понимать, что все эти проблемы решаемы. Как же исправить плохой почерк?

Почерк в условиях быстрого письма

Чтобы улучшить почерк, например, на лекции, нужно более рационально подходить к записываемому материалу. Глупо записывать сплошной текст дословно – нужно стараться сокращать слова. Но не стоит перегибать палку: сокращая каждое слово только по первой букве, вы тем более не сможете разобрать, о чём идёт речь.

Почерк в условиях неудобной посадки

В случае, если вы сидите на стуле или в кресле, а рядом нет стола, нужно обязательно подкладывать что-то плотное под тетрадь. Насчёт тетради: лучше, если она будет с толстой обложкой. Также как вариант – писать на листах А4, подкладывая под них папку.

Почерк в условиях «засыпания»

Если уже нет сил писать конспект, но без него никак не сдать экзамен, то можно дать только один совет: не лениться. Или полениться и записать лекцию на диктофон, после чего переписать в другое время.

Дефекты почерка

Это самое интересное. Под дефектами почерка я понимаю «корявое» написание некоторых букв, что усложняет чтение текста. При этом некоторые похожие буквы сложно различать: «н» и «к», «г» и «ч», «а» и «о» и т. п. Может показаться, что от одной буквы мало что зависит, но это ошибочное мнение. Если слово наполовину состоит из таких похожих букв, то чтение сильно утомляет глаза и мозг. Очевидно, эту проблему нужно решать, но как? Лично у меня получилось избавится от такого рода дефектов. Вот несколько важных советов.

  • Прежде всего пересмотрите свои конспекты, найдите буквы, которые сложно распознать.
  • Заведите тетрадь для прописей. Пишите в ней проблемные буквы по отдельности, без соединительных линий (прямо как в первом классе).
  • Обращайте внимание на «корявые места» каждой проблемной буквы. Как правило, это мелкие закорючки, которые определяют, например, то ли написана буква «о», то ли «а».
  • Когда отработали написание одной буквы (отработать означает исписать этой буквой 2-3 страницы) – переходите к следующей.
  • Если все буквы уже отработаны, то потренируйте соединения между ними. Сначала медленно, а потом быстро. Здесь чёткость написания важнее, чем скорость.
  • Последним шагом нужно потренироваться переписывать небольшие тексты (например, статьи из газеты). При этом обращайте внимание на проблемные участки (с теми самыми проблемными буквами).

Выполняйте эти советы, и через пару недель должен появиться положительный эффект. Следует понимать, что каллиграфическим ваш почерк вряд ли станет, но мы и не преследуем такую цель. Важно, чтобы почерк стал понятным хотя бы вам самим, а может даже и другим людям: одногруппникам, преподавателям. Помните, что человек с понятным и аккуратным почерком подсознательно вызывает хорошее отношение к себе.

Наш почерк формируется с детства. Начинается все с незамысловатых кружочков и волн, а заканчивается закрученными буквами. Одни любят свой почерк, а другие просто ненавидят то время, когда приходится брать в руки авторучку. Почерк – это больше, чем просто форма общения, это часть нашей идентичности. Он может изменяться от обстановки и условий, в которых мы находимся. Известно ли вам, что почти каждый человек может улучшить свою манеру письма.

Выбор письменных принадлежностей

Понятие хорошей ручки для каждого субъективно. На рынке можно встретить тысячи модификаций письменных принадлежностей. Походите по магазинам, возьмите ручку и попробуйте вывести несколько букв. Не имеет значения, предпочитаете ли вы авторучки, гелевые или шариковые ручки, они должны быть удобными для повседневного письма. Обратите внимание на ширину обхвата, прорезиненную поверхность, подачу и цвет чернил выбранной авторучки.

Правильный захват

Попробуйте взять ручку за верхнюю часть и написать свое имя. Довольно неудобно, согласитесь. Когда вы держите ее правильно, писать намного проще. Лучший способ обхвата ручки – расположить ее у основания большого пальца. Держите ее одновременно большим, указательным и средним пальцами. Правильный захват поможет уменьшить лишнюю нагрузку на суставы, а также снизит утомляемость рук при длительном письме.


Бумага с линиями

Готовые линии на листе могут помочь правильно написать текст, размер и пропорции букв. Ваша строчная «а» должна занимать половину высоты заглавной «А». Не забывайте полностью заполнять отведенную разметку. Прописные буквы простираются от нижней строки до верхней. Линии также помогут ровно написать строку, не съезжая в гору или вниз. Когда у вас нет размеченного листа, например, при создании плаката, вы можете использовать линейку и самостоятельно нарисовать разметку карандашом.


Пишем вдумчиво

Если вас затрудняет быстрое письмо и множество помарок в тексте, попробуйте немного замедлить скорость написания. При спешке трудно контролировать знаки препинания и переносы, в конечном итоге получается много ошибок и зачеркиваний.


Ослабьте давление

Некоторые люди делают сильный нажим при письме. Это затрудняет создание гладких линий, необходимых для написания. Попытайтесь успокоиться, не нажимайте сильно на карандаш, иначе придется часто его затачивать.


Играйте в игры

Игры могут улучшить ваш почерк. Множество заданий направлено на написание текста или рисование изображений, а такие навыки необходимы для улучшения почерка. Если вы хотите укрепить мышцы, необходимые для написания, это можно сделать, играя в настольные игры. Используйте прищепки вместо пальцев, чтобы забрать или передвинуть предмет. После долгой настольной игры перейдите на творческие занятия. Вообразите себя кинозвездой или знаменитым спортсменом и раздавайте фанатам свои автографы.


Упражнения для улучшения почерка

  • Возьмите старую газету и разделите ее на листы. Скомкайте одной рукой каждый лист.
  • Приготовьте кусок полимерной глины или пластилина. Сделайте мелкие кусочки с помощью правой руки. Затем слепите треугольник большим, указательным и средним пальцами, и снова скатайте каждую часть в маленький шарик.
  • Теннисный мяч поднимите пальцами от пола до бедра (по ноге) и опустите также вниз.


Вернитесь к основам

Начните писать большими жирными буквами, как в детстве, с помощью карандашей или маркеров. Возвращение к формам больших букв поможет изменить рукописные мышцы при написании текста в меньших масштабах. Сохраните свои старые образцы и проанализируйте ошибки. Это отличный способ отследить свой прогресс.


Экспериментируйте с положениями бумаги

Не стесняйтесь экспериментировать с разными положениями бумаги. Удержание тетради под определенным углом может значительно улучшить почерк. Большинство правшей имеют хороший почерк при традиционной вертикальной бумажной позиции. Вращение бумаги – это личное дело, поэтому специалисты рекомендуют найти свой ракурс. Правши начинают писать в вертикальном положении или поворачивают бумагу влево, пока написание не станет легким и удобным. Левши начинают в вертикальном положении, и перемещают бумагу вправо.


Практические идеи для улучшения почерка

Пока у вас есть ручка и бумага, возможностей для усовершенствования почерка множество. Ниже приведены некоторые рекомендации по написанию рукописного текста в повседневной жизни:

  • Практика. Старайтесь ежедневно записывать цитаты из любимых фильмов или тексты песен в специальную тетрадь.
  • В следующий раз, когда будете заполнять какую-либо форму (например, назначение врача или водительскую доверенность) старайтесь плавно выводить нужные буквы.
  • Купите школьные прописи с заданиями и выполняйте вечерами эти упражнения.
  • Заведите дневник и ежедневно записывайте в нем свои мысли.
  • Случайная практика. Найдите книгу или журнал. Откройте в нем случайную страницу и укажите на абзац. Напишите его в качестве практики.


Попробуйте мобильные приложения

Хотя красота почерка зависит исключительно от ручки и бумаги, вы можете использовать мобильные устройства. Специальное приложение («Прописная практика » (Free), установленное на смартфоне или iPad – это простой способ попрактиковаться в письме в любом месте. Уроки нацелены на написание прописных, строчных, индивидуальных слов, предложений и цифр. Вы можете изменить ширину и стиль своего «пера». Приложение работает с помощью стилуса.


Независимо от того, как выглядит ваш почерк, он является отражением вашей личности. Вот почему люди так любят получать рукописные тексты. Надеемся, что данный пост вдохновил вас отбросить клавиатуру и написать что-нибудь вручную своим близким.

Улучшить почерк – значит сделать его более выразительным, каллиграфическим, более понятным для чтения и приятным восприятия. Если у вас далеко не идеальный почерк, то начать занятия по его улучшению нужно с анализа исходных данных, а именно: ответить на вопрос, чем плох тот почерк, которым вы владеете.

Обладая достаточно развитой самокритикой, с анализом можно справиться самому. Для этого, взять страничку с текстом, написанным собственноручно и дать объективную оценку тому, что у вас перед глазами.

  1. Буквы слишком мелкие, слишком большие, либо разной высоты;
  2. Наклон чрезмерно скошен вперед, назад, или вообще отсутствует;
  3. Нажим слишком сильный, или слишком слабый;
  4. Соединение букв отсутствует или неоднородно;
  5. Какие-то буквы написаны просто невыразительно, а какие-то вовсе нечитабельны, написаны с отклонением от норм каллиграфии.

Что касается пункта 5, то его лучше анализировать с посторонней помощью, потому что человек привыкает к своему почерку и зачастую не понимает, почему для других людей он не читабелен.

Итак, анализ исходных данных сделан. Он и будет той программой-минимум, которую надо выполнить посредством занятий для улучшения почерка.

  • Если буквы слишком мелкие, слишком крупные или разной величины, значит надо заново учиться писать ровными буквами, используя обычную ученическую тетрадку-прописи, чтобы не выходить за рамки горизонтальных линий.
  • Если наклон слишком скошен вперед, назад или вообще отсутствует, то необходимо обзавестись стопкой тетрадей в косую линейку и методически работать над написанием слов и букв под правильным наклоном. Кстати, графологи утверждают, что манера письма с наклоном вперёд - признак сердечности, эмоциональности; а почерк с наклоном назад - признак холодности и сдержанности. Так что, кроме улучшения почерка вы еще и узнаете кое-что о себе с точки зрения графологии.
  • Если нажим слишком сильный, значит нужно учиться контролировать то, как вы держите ручку. Не надавливайте на нее, учитесь держать ее непринужденно. Следить, чтобы во время письма шея, плечи, руки были расслаблены, а осанка была бы правильной.
  • Если соединение букв отсутствует, либо оно неоднородно, рекомендуется упражняться в написании букв, используя метод «безотрывного» письма. Он предполагает соединение букв, не отрывая ручку от бумаги. Кроме того, вам опять же пригодятся прописи для отработки написания соединительных элементов.

Труднее всего, конечно, справиться с отдельными буквами. Их нужно учиться писать заново по всем правилам каллиграфии, выводя все элементы от начала и до конца. Заниматься этим нужно систематически, но без принуждения. Чтобы в написании букв задействовать механическую память, придется писать отдельные буквы и отдельные слова по нескольку страниц до победного результата.

Еще несколько практических советов:

  • Сформировать красивый почерк помогают упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев. Это любые действия с мелкими предметами: плетение, вязание, лепка и пр.
  • Определите цель, к которой вы стремитесь: каким вы хотели бы видеть свой почерк. Выберите желаемый вариант из образцов рукописных или компьютерных шрифтов. Создайте образец на листе бумаги, а затем тщательно имитируйте выбранный стиль письма.
  • Выберите для тренировок прозу или стихи классиков – так вы не только улучшите почерк, но и повысите свой культурный уровень.
  • Если вы владеете техникой медитации, используйте ее для работы над совершенствованием почерка. Представляйте, как вы ровно и красиво пишете. Придумайте соответствующую аффирмацию, чтобы ускорить желаемый результат.
Раздел:

Обычно люди совершенствуют свой почерк, когда уже не нужно посещать учебные занятия. Красивый почерк у студентов проявляется лишь при составлении объяснительных записок для деканата. Если человек захочет, то начинает красиво и понятно писать. Необходимость исправления почерка может появиться у людей, занимающих высокопоставленные должности или учителей в школе (особенно русского языка и литературы).

Можно ли исправить почерк во взрослом возрасте, как это сделать?

Конечно, если появилась в этом необходимость, не лениться и пользоваться предложенным руководством, то это возможно. Для получения красивого почерка нужны:

Тетради;

Компьютер;

Рабочее место;

Интернет;

Сборник со стихами.

Начать следует с подготовки рабочего места. Для выработки красивого почерка понадобится ежедневная тренировка. В удобном положении заниматься правописанием легче.

Чтобы получилась красивая запись, следует правильно расположить свое тело. Ни в коем случае оно не должно быть напряженным. Нужно выбрать такой стул, чтобы спина на нем держалась прямой. Ноги поставить на пол, а не в висячем положении.

Правильное освещение не менее важно. Лучше устроиться возле естественного источника света.

Может показаться, что все эти требования предъявляют к детям, когда их учат писать, но как исправить почерк взрослому человеку, который уже через все это прошел когда-то? Не нужно сразу отчаиваться и отказываться от этой затеи, потому что предстоит немного окунуться в детство.

Как исправить плохой почерк?

Следует позаботиться о наличии расходных материалов: шариковой и перьевой ручки. Тетрадь должна быть как у первоклашек, с косой линейкой. Это необходимо для выработки наклона. Затем тренировки перейдут на неразлинованных листах формата А4. Пользоваться рекомендуется стихами, написанными поэтами-классиками. Это поможет не только научиться красиво писать, но и усовершенствовать свой язык.

Не так давно в программе обучения начальной школы кроме русского языка, арифметики, чтения был предмет, который назывался «чистописанием». Во времена Сталина чистописание было обязательным предметом с первого по третий класс. Главным учебным материалом на этом уроке были прописи. Именно по ним дети учились быстро и красиво писать. К сожалению, сегодня этот предмет в обязательную программу обучения не входит. А жаль! Ведь красивый и четкий почерк по-прежнему является одной из ступенек, ведущей к высокому интеллекту. И это не просто слова.

По мнению ученых, ровный, красивый почерк свидетельствует о развитой мелкой моторике рук, о четкой взаимосвязи левого и правого полушария мозга, о связи логического и образного мышления. Детские психологи всеми силами пытаются убедить родителей, что «корявый» почерк ребенка – это повод задуматься о его психологическом состоянии.

О чем может рассказать родителям их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить почерк ребенка. Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, которые способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, разбудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – письма.

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

  • Неразборчивость . Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе .
  • Замена одной буквы на другую.
  • Разные размеры букв . Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон букв .
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
  • . Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Методика Ольги Лысенко

Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. Видеоуроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия. Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

Тренажер Л. Тарасовой по исправлению почерка

Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.

Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: советы

Для того чтобы ребенок писал красиво с ним, безусловно, необходимо заниматься.

Вниманию родителей мы хотим предложить еще ряд довольно простых упражнений, которые помогут детям лучше освоить навык письма.

  • Попросите ребенка положить ладошки на стол. По команде он должен поднимать и опускать попеременно каждый пальчик, переходя с одной ладони на другую. Это упражнение напоминает игру на пианино. Затем ребенок должен поднимать поочередно одинаковые пальцы на обеих руках.
  • Попросите ребенка зажать карандаш между средним и указательным пальцем и, не сгибая ладонь, нарисовать любой рисунок.
  • Разложите на столе карандаши и дайте задание ребенку собрать их в кулак. Однако предупредите его, что делать это он должен при помощи только одной руки. Это упражнение можно повторять несколько раз, меняя руки.
  • Разжимая и сжимая кулачки, ребенок должен вращать кистями рук.
  • Попросите ребенка покатать теннисный мячик по столу, не сгибая при этом ладонь.

Все эти упражнения позволят ребенку подготовиться к освоению навыка письма.

Очень часто причиной некрасивого почерка у ребенка становится неправильное положение тела при письме.

Правильная поза при письме:

  • посадка должна быть максимально прямой;
  • позвоночник, плечи и голова должны находиться в ровном положении;
  • пишущий должен спиной опираться на спинку стула;
  • ноги должны стоять прямо, стопы ног удобно расположены на полу или на специальной подставке;
  • ребенок не должен опираться на стол грудью;
  • локти выступают за край стола.

Три недели занятий и правильная посадка при письме станет для ребенка привычной.

Неправильное положение тетрадки на столе

Чтобы рука ребенка во время письма могла свободно передвигаться, тетрадь на столе должна лежать с определенным наклоном – десять-пятнадцать градусов.

Неправильная обложка на тетради

Обложка не только сохраняет внешний вид тетради, но и позволяет ей не скользить по столу во время письма. Лучшим вариантом считаются обычные тонкие полиэтиленовые обложки. Модные жесткие обложки для тетрадей скользят по поверхности стола.

Ручка для письма

Ручка должна быть не слишком короткой и не слишком длинной. Педагоги начальной школы рекомендуют приобретать ручки с оптимальной длиной в 15 сантиметров. Для детей не годятся ребристые ручки и плоские четырехгранные. Эти ручки требуют от ребенка дополнительных усилий для их удержания и затрудняют процесс освоения навыка письма.

Многие специалисты для детей с недостаточно развитой мелкой моторикой рук советуют приобрести игру «Пальчиковый твистер». Правила этой игры очень просты и дети охотно в нее играют.

Письмо – наука довольно сложная для всех детишек. Поэтому во время занятий ребенка (особенно маленького) не следует перегружать. Преподаватели начальной школы рекомендуют, чтобы выполнение письменного задания не занимало больше пятнадцати минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Во время перерыва родители могут поиграть с ребенком в теневой театр. Для этой игры достаточно иметь настольную лампу и немного фантазии. Эта игра прекрасно развивает у детей мелкую моторику рук. Кроме того, детишки учатся дифференцировать и согласовывать движения своих рук.

Еще раз хотим напомнить всем родителям, что изменить почерк ребенка в лучшую сторону – задача вполне реальная. А вместе с «новым» почерком ребенок обретет уверенность в себе, новые черты характера и новую жизнь. Последние исследования европейских специалистов показали, что в начале процесса обучения письму ребенок претерпевает огромные психические и физические нагрузки. Эти нагрузки сравнимы с нагрузками, которые испытывают космонавты во время старта ракеты. Что уж говорить, нелегкая эта наука каллиграфия! И родители должны приложить все усилия, чтобы максимально помочь ребенку в ее освоении.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама