THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

Рождение на свет младенца – самое счастливое событие в жизни любой семьи. С этого момента на плечи родителей ложится огромная ответственность – воспитание малыша. Первые несколько месяцев кроха в основном только спит и ест. Бодрствует он мало и это считается абсолютно нормальным явлением, ведь именно во сне ребенок растет и развивается. Однако не все родители могут похвастаться хорошим сном своего грудничка. Часто бывает, что ребенок мало и беспокойно спит, все время просыпается и капризничает, тем самым не давая отдохнуть маме и папе.

К сожалению, не каждые родители могут похвастаться сладким продолжительным сном своего малыша

Причины и методы решения

Почему это происходит и как помочь малышу обрести крепкий и полноценный сон? Рассмотрим несколько причин, не связанных со здоровьем:

  • Грудничок может просыпаться из-за чувства страха. Это связано с тем, что он еще не воспринимает мир так же, как взрослые, из-за этого закрывание глазок у него может ассоциироваться с тревожным состоянием. Чтобы успокоить малыша, надо просто находиться с ним как можно дольше рядом (рекомендуем прочитать: ). Не спешите от него отходить, как только он уснет.
  • Малыш может начать кряхтеть и ерзать из-за того что он неосознанно дернул ручкой или ножкой во сне. Это случается довольно-таки часто в первой половине года после рождения крохи. Чтобы этого не происходило, необходимо просто пеленать не только днем, но и на ночь.
  • Переполненный подгузник. Ни один малыш не захочет лежать в мокром подгузнике. Токсичные вещества, находящиеся в моче и кале, вызывают чувство дискомфорта. Это связано с тем, что слишком нежная кожа младенца начинает раздражаться под их влиянием. Следовательно, необходимо следить за наполнением подгузника и своевременно его менять.
  • Ребенок может плохо спать ночью, так как вы нарушили распорядок дня. Младенец должен спать столько, сколько требует его маленький неокрепший организм: если вы заставляли его полдня бодрствовать, режим сна может сбиться (рекомендуем прочитать: ).
  • Перекладывание малыша в кроватку после того, как какое-то время он спал с вами. Если ребенок начал капризничать, то следует с этим пока повременить. Он может просто испугаться спать один. Слишком сильные эмоции, полученные крохой в течение дня, также могут повлиять на качество его сна.

При введении младенцу нового продукта питания порой тоже возникают проблемы со сном. Если мама кормит грудью, то несоблюдение ею правильного меню может привести к беспокойству и дискомфорту.


Если ребенок заснул с мамой, а потом был перенесен в кроватку, он может испугаться

Причины беспокойного сна, связанные со здоровьем

  1. Ребенок проголодался. Желудочек у месячных малышей маленький, вследствие чего материнское молоко переваривается за очень короткий срок. Именно поэтому младенец в первые несколько месяцев после рождения может просыпаться по 3, а иногда и по 4 раза за ночь. Он просто хочет восполнить недостаток молочка в своем организме. В такой ситуации просто дайте крохе грудь. Так он наестся, успокоится и быстро снова уснет.
  2. Кроху могут беспокоить проблемы с носовым дыханием или же у него может болеть горлышко, поэтому он ворочается и кряхтит во сне. Следите внимательно за здоровьем малыша. Обязательно обратитесь к врачу в том случае, если увидите у него выделения из носа или заметите трудности с дыханием. Также следует обратиться к специалисту, если у ребенка появился кашель и повысилась температура.
  3. Иногда беспокойный сон у грудничка может быть связан с узостью носовых проходов. Как правило, это проходит с возрастом, но в некоторых случаях может потребоваться помощь специалиста, поэтому важно выявить проблему на первых этапах ее появления во избежание возможных осложнений.
  4. Крохе может не хватать витамина D3. Обычно это происходит зимой. Для того чтобы решить эту проблему, надо всего лишь добавить в рацион крохи препарат с данным витамином. Индивидуально подобрать правильный комплекс витаминов поможет врач.
  5. Малыша могут беспокоить десны. Это может быть связано с прорезыванием зубов. Купите младенцу специальный гель для зубов, но перед началом использования внимательно изучите инструкцию. Аллергия - распространенная реакция на подобные препараты.

Иногда причиной плохого сна может стать и неправильное формирование коры головного мозга. В такой ситуации ребенок одинаково плохо спит и днем и ночью. В таком случае вам может помочь только хороший врач.


Прорезывание зубов вполне может оказаться причиной плохого сна

Колики в животе

У беспокойного малыша могут быть колики в животике. Как правило, они наблюдаются у новорожденных начиная с 2 недель. Длиться колики могут вплоть до 4 месяцев. В этот период жизни происходит адаптация кишечника малышей к материнскому молоку или смеси. Из-за того, что пищеварительная система еще несовершенна, часто наблюдается ее расстройство.

Груднички испытывают самые разнообразные боли в животике. Одни ощущают лишь небольшие покалывания, другие же испытывают острые боли в области живота. С этой проблемой справиться не так просто, потому что имеющиеся сейчас медицинские препараты могут снизить боль всего лишь на 8-12%. Они же помогают успокоить на какое-то время нервную систему крохи.

Какие фармацевтические препараты можно давать малышу? Можно выделить небольшой список: « », « », « », «Симетикон», «Бейби Калм». Также можно попробовать дать попить укропную водичку или просто приложить к животику теплую пеленку. Кроме того, не пускайте свое питание на самотек. Не забывайте, что часто боль в животике возникает именно из-за того, что мама съела что-то не то. Так, во время грудного вскармливания нельзя есть капусту, лук, чеснок, кукурузу, фасоль, черный хлеб, цельное молоко и многие подобные продукты.

Дополнительные методы решения

Что еще может помочь ребенку хорошо спать? Например, правильно подобранный для малыша климат в детской комнате или добавление в вечерние ванночки различных успокаивающих травок, таких как ромашка, череда. Они не только помогут расслабить ребенка и настроить его на нужный вам лад, но и помогут справиться с разного рода опрелостями. Кроме того:

  • гуляйте как можно больше на свежем воздухе;
  • внимательно отнеситесь к выбору матраса - он обязательно должен быть жестким;
  • делайте малышу легкий массаж теплыми и чистыми руками, это должно помочь ему покрепче уснуть.

Наблюдайте за тем, как питается ваш малыш на протяжении дня. Если во время кормления он все время отвлекается на какие-то другие занятия и не съедает все что положено, то стоит убрать все возможные отвлечения от процесса кормления и следить за тем, чтобы он съедал всю свою порцию.

Как устроить вечер малыша так, чтобы он лучше спал:

  • за 2-3 часа до сна прогуляйтесь с ребенком на свежем воздухе;
  • за 1-1,8 часа до сна устройте крохе купание в прохладной воде в течение 30-40 минут;
  • за 30 минут до сна плотненько покормите малыша.

ВАЖНО: Ни в коем случае не ругайтесь и не кричите при малыше. Младенцы очень хорошо чувствуют состояние мамы. Они также могут начать переживать, из-за чего и ухудшится сон.


Даже совсем маленький ребенок чувствует, когда между родителями не все гладко

Из-за чего младенцы вздрагивают во сне?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

До 10-12 месяца вздрагивание малышей во сне является совершенно нормальным явлением. Это может происходить по следующим причинам:

  • слишком сильное перевозбуждение, полученное в течение дня крохой;
  • резкая смена фаз сна;
  • неконтролируемые и неосознанные движения ручек и ножек малыша.

В основном такие вздрагивания происходят у деток только в первые несколько месяцев их жизни. Со временем они обязательно пропадут. Что делать для того, чтобы малыш меньше вздрагивал во сне:

  1. Пеленайте (рекомендуем прочитать: ) грудничка перед сном, тогда у него не будет возможности случайно двинуть ножкой или ручкой. Также это уменьшит вероятность ему неосознанно ударить или оцарапать себя. Даже если вы являетесь ярой противницей пеленания вообще, то можно просто отказаться от пеленания малыша днем. Ночью же это делать необходимо. В некоторых случаях даже имеется надобность в пеленании крохи вплоть до полутора лет. Только здесь его надо пеленать не полностью, а только ручки.
  2. Придерживайтесь определенного распорядка дня и никогда не отступайте от него. В первые годы жизни это очень важно. Так вы избавите и себя от множества проблем, и ребенка от дискомфорта.
  3. Полежите какое-то время рядом с новорожденным после того, как он уснул. Если он вдруг начнет вздрагивать и просыпаться, то спойте спокойную песенку/колыбельную, погладьте его по головке, ножке или спинке, помогите расслабиться и успокоиться.
  4. Не перегружайте нервную систему малыша. Не стоит приглашать к себе большое количество гостей, ездить в слишком длительные путешествия. Также не следует долго играть с крохой в активные игры. Это может напугать и перевозбудить его.

Активные игры и физические упражнения лучше всего осуществлять утром, поскольку они возбуждающе действуют на нервную систему

При соблюдении этих простых правил возможно избежать вздрагивания и постоянного просыпания младенца. Следите за физическим и эмоциональным комфортом.

Нужна ли малышу подушка для сна?

Многие родители перед рождением малыша задаются вопросом: а надо ли крохе покупать подушку? Ответ на этот вопрос - нет! У детей с момента рождения и до достижения ими 2 лет пропорции тела очень отличаются от взрослого человека. Так, голова у новорожденных большая, шея достаточно короткая, а плечи узкие. Главное предназначение подушки – восполнить промежуток между головой человека и поверхностью кровати. Это нужно для того, чтобы не произошло искривления шеи.

У младенца же головка лежит на поверхности кроватки и шейка при этом остается все равно ровной. Это как раз связано с тем, что голова у малыша крупная, а плечи, в свою очередь, короткие.

В какой позе следует спать младенцу?

Ни в коем случае нельзя во время сна выкладывать младенцев до года на живот! Таким является общее мнение врачей во всем мире. Это положение малыша во сне может привести к трагическим последствиям, а именно - к его внезапной смерти. В какой-то момент у малыша может просто остановиться дыхание. Из-за чего это происходит, не выяснено до сих пор, поэтому все врачи советуют класть новорожденных и грудных детей на спинку, не забывая при этом повернуть головку ребенку набок. Это необходимо делать, чтобы он при срыгивании не захлебнулся. Также можно класть малыша на бочок. После того, как крохе исполнится годик (а лучше 2 года), он может сам решать, как ему ложиться. Синдром внезапной детской смерти с этой поры практически пропадает.


В возрасте до года ребенок должен спать исключительно на спинке

Что думает о хорошем сне малыша Е. О. Комаровский?

Педиатр и автор многих знаменитых книг, посвященных здоровью детей, Е. О. Комаровский, считает: здоровый сон будет у всей семьи только в том случае, если здоровый сон будет у крохи. Только родители могут помочь малышу крепко и хорошо спать. Для этого надо лишь правильно организовывать кормление, как можно больше бывать с младенцем на свежем воздухе, следить за влажностью воздуха в доме, а также своевременно проводить в помещении уборку.

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК .

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит , что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься : он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет . Его главными характеристиками являются : чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных . Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных . Если ваш ребенок полон энергии , если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен . Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться , не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности . Шумный «ребенок-баловник » или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства . И, наконец, ребенок , имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных . Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного , существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте : он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью , ознакомьтесь с тестом на гиперактивность . Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок :

Большую часть дня не «сидит на месте» , предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома , но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице» , но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок :

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно . У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства : палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Установите причину гиперактивности , проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция) . Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.) .

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» - неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал .

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше , чем другим детям, необходимо придерживаться золотой середины в питании : поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещё одно правило : если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми . Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель : обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель : развитие мышечного контроля.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей . В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки : лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый , являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит . Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

Новорождённые часто плохо спят в ночное время, беспокоя подобным поведением неопытных мам и пап. Родители начинают думать, что малыш плохо себя чувствует, поэтому так себя ведёт. На самом деле не стоит сильно переживать, ведь груднички часто страдают расстройствами сна, просто необходимо правильно определить причины нарушений.

Каждая мама может добиться того, чтобы малыш сладко посапывал в кроватке нужное количество часов. Для этого необходимо приложить некоторые усилия. Крепкий сон днём и ночью – это не только польза растущему организму, но и масса свободного времени у родителей, которых выматывают работа и дела по хозяйству. У молодых мам появляется возможность посвятить себе лишние пару часов. Давайте разберёмся, почему ребенок ворочается и что делать, если сон малыша стал беспокойным.

Факты. Первые месяцы жизни груднички не понимают, что такое день и ночь. Они бодрствуют около 6-10 часов в сутки.

Причины нарушений сна в дневные часы

Маленькие дети еще не совсем адаптированы к режиму дня. Малыши пробуждаются, если хотят есть, пить или же из-за неподходящей температуры в комнате. Влияет на качество дневного сна и время кормления. Грудничок беспокойно спит по нескольким причинам:

  • Неблагоприятный микроклимат помещения, в котором находится младенец. Сухой воздух, чересчур высокая температура в комнате, редкое проветривание испортят отдых даже взрослому человеку;
  • Неустойчивый эмоциональный фон. Связано это с еще неокрепшей психикой младенца, например, малыши не всегда могут уснуть после активных игр на свежем воздухе;
  • Тесная одежда или слишком теплое одеяло. Не стоит укутывать ребёнка в летние месяцы, исключением является проживание за полярным кругом.

Существенное влияние на качество сна оказывают следующие факторы:

  • Появление первых зубов;
  • Нарушение стула, например, ;
  • Индивидуальные особенности организма: среди людей выделяют жаворонков и сов;
  • Метеозависимость;
  • Затруднённое дыхание из-за ;
  • Психологические барьеры, например, новорождённый хочет всегда находиться рядом с мамой, не желая разлучаться даже для сна.

Факты. Человек проводит во сне примерно 20-30 лет своей жизни. Для полноценного отдыха необходимо 7-8 часов сна.

Причины нарушений сна в ночные часы

Настоящей проблемой оборачивается бодрствование малыша в темное время суток. Ведь тогда взрослые и грудничок не могут полноценно отдохнуть. Оказаться в царстве Морфея мешают приём пищи в неподходящее время или нервное перевозбуждение. Свою лепту вносят и младенческие , появляющиеся с двухнедельного возраста и дающие о себе знать вплоть до 4 месяцев.

Зачастую грудной ребёнок крепко спит, когда мама укладывает его спать рядом с собой. Семье необязательно проводить всю ночь на одном спальном месте, малыша можно переложить в кроватку после того, как он заснёт. Родительская кровать должна быть в непосредственной близости от спящего ребенка. Не дают хорошенько выспаться:

  • Ночные мочеиспускания. Подгузники намокают, а трение о влажную ткань приводит к появлению кожных раздражений;
  • Громкие звуки. В городских квартирах множество источников шума: и соседи-меломаны, и автомобили, и компании во дворе;
  • Новорожденный беспокойно спит из-за нехватки внимания, заботы и ласки со стороны родителей.

Факты. Рождение ребенка приводит к тому, что молодые родители недосыпают порядка 500 часов сна в первый год жизни малыша.

Сколько должен спать ребенок?

Продолжительность сна и его качество влияют на здоровье и общее развитие маленького организма. Следует знать, сколько ваше чадо должно проводить времени в постели на каждом этапе жизни:

  • До трех месяцев дети спят очень долго, они должны проводить во сне порядка 15-18 часов в сутки;
  • До полугода крохам хватает 14 часов в сутки;
  • До одного года показатели приближаются к 11-12 часам;
  • В дневные часы новорождённые спят примерно, как взрослый человек, около двух часов.

Факты. Учёные доказали, что наличие лишнего веса связано с недосыпом.

Но не стоит бежать к врачу, если время, проведённое ребенком во сне, немного отличается от этих данных. Здесь представлены усреднённые показатели, а каждый человеческий организм уникален: кому-то хватает 5 часов, а кому-то мало и 10.

Какие действия необходимо предпринять?

Малыш будет безмятежно спать, если следовать нижеизложенным рекомендациям.

Температура и влажность

Поддерживаете оптимальную температуру и влажность. Идеальными считаются около двадцати градусов тепла. Свежий воздух способствует глубокому сну, поэтому важно, как можно чаще открывать окна. Например, малыши хорошо спят во время прогулки. Родителям стоит регулярно пребывать на улице с ребенком.

Темнота

В комнате должно быть максимально темно, именно в темноте у человека вырабатывается гормон сна – мелатонин. Для хорошего дневного сна необходимо занавесить окна плотными гардинами, чтобы естественный свет не мешал процессу засыпания. Маленькие дети не всегда любят находиться в кромешной тьме, ему будет комфортнее с ночником или светом, проникающим из соседнего помещения.

Голод

На сытый желудок спят лучше и дети, и их родители. Кормление должно быть обязательным перед моционом и перед укладыванием спать. Сон на голодный желудок становиться поверхностным. Новорождённый, находящийся на грудном вскармливании, хорошо засыпает после употребления материнского молока. Для искусственников подойдёт бутылочка с соской. Процесс кормления успокаивает, настраивает на продолжительный отдых.

Колыбельная

На некоторых крох благотворно влияет прослушивание приятной музыки или колыбельной песни. Материнский голос успокаивает любого новорождённого.

Укачивание

Способствует быстрому засыпанию укачивание. Но малыши сильно , качать придётся продолжительное время, иначе сон не наступит. Дети часто спят в коляске, которая приведена в движение, пробуждение возникает, когда она перестаёт ехать.

Близость с мамой

Маленькие дети тяжело адаптируются к новым условиям жизни. Ещё вчера они были в утробе матери, а сегодня уже вынуждены находиться в этом незнакомом и большом мире. Психологически комфортнее рядом с самым близким человеком – с мамой. Поэтому новорождённые успокаиваются, находясь возле матери, ощущая её тепло и запах.

Совместный сон

Некоторые родители скептически относятся ко сну в одной кровати. Тогда ваши спальные места должны находиться рядом друг с другом. Груднички часто просыпаются посреди ночи и отсутствие матери может оказаться сильным стрессом для маленького ребенка. Близость детской кроватки позволяет сразу реагировать на звуки, издаваемые малышом.

Маленькая кроватка

В магазине детской мебели обратите внимания не на кроватки, а на небольшие люльки. Миниатюрное пространство даёт чувство комфорта и защищённости.

Сухой подгузник

Малыш будет ворочаться и беспокойно вести себя, если он намочил или бельё. Памперсы не рекомендуют многие педиатры, но они удобны в ночное время. Если вы не хотите надевать их на малыша, то будьте готов к ночным подъёмам и смене мокрых пелёнок на сухие.

Жажда

Грудничок плохо спит и просыпается от сильного желания пить. Жажда и беспокойство могут быть вызваны слишком сухим воздухом в помещении, это актуально в холодно время года, когда работает отопление. Для увлажнения помещения можно приобрести специальное устройство или просто повесить мокрую простыню на радиатор. Рядом с кроваткой должна быть бутылочка с жидкостью.

Колики

До 4 месяцев беспокойный сон у грудничка может быть вызван . В таком случае показаны лечебный массаж, специальная гимнастика, лежание на животе перед кормлением, купание в теплой воде, приём . Родителям детей, находящихся на искусственных смесях, следует внимательно отнестись к выбору питания. Неправильно подобранная смесь может причинить сильный вред организму.

Ритуал

Разработайте своеобразный ритуал отхода ко сну, например, это может быть прослушивание музыки, ванночка с отваром целебных трав или чтение сказок вечером. Также у новорожденного должен быть строгий режим дня. Некоторые факторы приводят к перевозбуждению психики, например, просмотр телепередач, подвижные игры, большое количество незнакомых людей вокруг. Стоит избегать этого и тогда ребенок будет легко засыпать и крепок спать продолжительное время. Спокойная атмосфера – зало хорошего отдыха.

Самостоятельное засыпание – это лучшая профилактика частых ночных пробуждений. Только не нужно полночи слушать крики младенца и не предпринимать никаких действий. К этому вопросу стоит подходить последовательно и осторожно.

Усталость

Перед ночным сном ребенок должен бодрствовать не менее 4 часов, тогда он будет крепко спать всю ночь.

Беспокойный ребенок является источником постоянных конфликтов и быстро становится отверженными, так как он не умеет уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения…

Ко мне приходят родители с вопросами: «Почему мой ребенок беспокойный? Почему его сверстники ведут себя ангельски, а мой… Что делать: мой ребенок чрезмерно беспокойный?»

Опираясь на опыт консультативной практики, рекомендую исключить неврологию… Помимо этого, выясняю причины беспокойного поведения ребенка: внутриутробное развитие и первые месяцы жизни. Большинство мам, вынашивая ребенка, в целях раннего развития слушают музыку, читают книжки и ходят по музеям. И, к сожалению, ежедневному с окружающими, уделяют мало внимания. Лучший психологический фундамент будущей жизни ребенка – покой во время беременности. Надо не только думать и представлять то, каким чудесным и спокойным будет наш малыш, но и перестать ссориться с мужем, упрекать его в невнимательном поведении и в отсутствии заботы о вас.

Что же делать родителям, если уже родился беспокойный малыш? Проанализируйте пути проявления детского беспокойства:

  • Недостаток сна губителен для психики мамы ребенка, он влечет апатию, отсутствие желания контактировать с людьми, жить. Агрессия по отношению к мужу, которому удается спать дольше, нарастает.
  • Мамам необходимо общение! Если нет возможности общаться с людьми в реальной жизни, общайтесь виртуально: пишите о себе и своих сложностях. Вам необходима эта поддержка. Не забывайте про общение с мужем, устраивайте совместный выходной или хотя бы два часа наедине, когда можно спокойно поговорить, обсудить все новости.
  • Поделите домашние обязанности. Помните, что ребенка не интересует уровень дохода вашей семьи, он нуждается в родителях, которые воспринимают новый этап жизни радостно, а не словно пытку! Упростите для себя уход за ребенком: мама ночью занимается малышом, а папа принимает малыша в 6 часов утра, когда тот проснется. Поверьте, ваш муж может собираться на работу, пока вы спите. И дети, как правило, ведут себя с папой хорошо, потому что папа ко всему относится проще.

Завышенные ожидания со стороны родителей, моральные и физические перегрузки, пугающие новости с экрана телевизора, делают ребенка 3 – 7 лет беспокойным, мнительным и .

Воспитывая детей, следует:

  • Согласуйте со всеми членами семьи «можно» и «нельзя».
  • Используйте тактику: 1/1/1 - из каждых трех случаев примерно один раз уступать, один раз не уступать, один раз находить компромисс. Очень важно учить ребенка договариваться!
  • Показывайте своим поведением ребенку пример для подражания: сдерживайте свои эмоции.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
  • Помните, что

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама