THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В 7 месяцев быстрыми темпами меняются физическое развитие малыша и его познавательные интересы.

Вы начинаете понимать: малыш — совсем не тот беззащитный кроха, недавно покинувший родильный дом. Развитие ребенка в 7 месяцев направлено на попытки покорения пространства и познания мира. Он становится общительным и подвижным. Расширяется его рацион.

Рост и вес ребенка не настолько стремительно увеличиваются, как в самые первые месяцы. Однако даже визуально вы заметите изменения у крохи. Дети в подобном возрасте, по сравнению с предыдущим месяцем, прибавляют порядка 500-600 г и вырастают на пару сантиметров. Увеличиваются и окружности головы и груди, на пол сантиметра каждая. К концу седьмого месяца рост малыша составляет приблизительно 68 см , вес – 7,8 -8,5 кг , окружность головы – 44-45 см, а груди – 43-44 см. С показателем веса ниже 7 кг необходимо ввести дополнительное питание после консультации с педиатром.

Возможно, у малютки появились первые зубы, обычно нижние центральные резцы. Не стоит переживать в случае затяжного появления зубов. До года резцы, скорее всего, появятся. Ожидание первых резцов – очень волнительный и сложный период и у малыша, и у родителей. В редких семьях процесс появления зубов у ребенка остается незамеченным домочадцами — малыш не плачет, но у него тем не менее проявляются хотя бы некоторые из признаков прорезывания:

  • обильное слюноотделение;
  • набухание, краснота десен в местах скорого появления зубов;
  • малыш все тянет в рот и пытается укусить;
  • на некоторое время повышается температура тела;
  • малютка трет щечки, щиплет себя за ушки.

Это самые распространенные явления, происходящие с малышом, когда режутся первые зубки.

Подготовка к активному передвижению и исследованию

Ребенок подрос, и его невозможно удержать на месте. Физическое развитие в семимесячном возрасте ориентировано на рост активности в изучении окружающего пространства и предметов в нем.

  • Большинство деток в возрасте 7-8 месяцев умеет быстро ползать. Иногда малышу трудно долго удерживать собственное тело, стоя на четвереньках, и он ползает по-пластунски.
  • Возможно, кроха неплохо сидит без опоры и делает попытки садиться самостоятельно.
  • Малыш подолгу лежит на животе. Но на седьмом месяце жизни он умеет опираться на одну руку, а другой — хватать понравившиеся предметы.
  • Ребенок достаточно легко переворачивается со спинки на животик и обратно. Аналогичное поведение — и у недоношенных детей в возрасте 7-8 месяцев. Многие родители подобное активное физическое развитие не ожидают, оставляя ребенка без присмотра в центре дивана (кровати). Но не стоит этого делать, ведь малыш может с легкостью перекатиться на край за короткий промежуток времени.
  • Малыш очень хорошо держит в ручках бутылочку для кормления и питья и сам поднимает в случае падения.
  • Держась за опору, кроха встает на колени, а возможно, и на ножки.
  • Поставьте ребенка вертикально и поддерживайте за подмышки — малыш попытается шагать.
  • Ребенок в семь месяцев лучше владеет руками, благодаря чему у него появляется больше возможностей исследовать предметы. Например, он хорошо осваивает «ладонный захват» (берет вещи всей ладошкой), перекладывает игрушки из одной ручки в другую, вкладывает в большие емкости предметы поменьше.
  • К семимесячному возрасту уже хорошо развиты зрение и слух, позволяющий крохе уловить даже негромкие звуки и повернуться к ним. Сон становится более чутким, особенно у ребенка, приученного спать в темноте. Поэтому рекомендуется в момент укладывания и сна создавать негромкий звуковой фон.

Время учиться общению и познавать мир

Психическое развитие на седьмом месяце происходит не менее активно, чем появление новых физических навыков.

  • Постоянная смена положения тела в пространстве нужна ребенку, не только чтобы исследовать окружающий мир, но и с целью познания самого себя.
  • Малыш продолжает складывать слоги в цепочку, лепетать, но набор звуков становится сложнее. Некоторые дети пытаются повторить первый и ударный слог в простых словах: «баба», «папа», «мама», «киса». Кроха начнет произносить определенные слоги, привлекая к себе внимание.
  • На седьмом месяце жизни малыш понимает больше слов. Знает названия некоторых предметов, показывает рукой, попытается найти взглядом, после того как вы назовете их.
  • Кроха поворачивается на свое имя.
  • Ребенок различает настроение по изменению вашей мимики и голоса. Когда вы его ругаете, он пытается понять, где совершил ошибку.
  • Кроха показывает свои чувства. Он может схватить вас за нос, волосы, прильнуть к вам, отвернуться.
  • Малютка хорошо узнает родственников, но больше привязан к матери, расставание с ней способно вызвать истерику у малыша. Так проявляется не характер и капризы, а психическое развитие.
  • Сначала при появлении незнакомого человека малыш может замереть и начать разглядывать чужака. Крохе важна реакция мамы. Малыш видит ее дружелюбие к новым людям, перестает бояться и способен подружиться с ними.
  • Семимесячный ребенок понимает, что накрытый, например пеленкой, предмет не исчезает, а просто спрятан.
  • Ребенок в 7 месяцев часто пользуется преимущественно левой рукой. Тем не менее не обязательно малыш растет левшой. Просто в этот период жизни правое полушарие, контролирующее левую половину тела, развивается интенсивнее. Существуют методики определения, левша или правша ребенок.
  • Постарайтесь не включать возле малыша пылесос, фен, перфоратор и другие шумные приборы — часто в 6-7 месяцев ребенок боится громких звуков.

Способы проверить навыки малыша

Многие специалисты не перестают повторять: все дети развиваются по индивидуальному графику. Но каждому периоду соответствует набор обязательных навыков. Чтобы понять, насколько гармонично развит малыш, важно заглянуть в календарь развития и дополнительно посмотреть видео о новых умениях у семимесячного крохи, а затем пройти с ним тест.

  • Малыш хорошо переворачивается и сидит прямо без опоры.
  • Попробуйте специально не обращать на малыша внимания, он начнет искать ваш взгляд или начнет плакать.
  • Лежащий ребенок легко снимает пеленку, накинутую ему на лицо.
  • Когда кроха обеими ручками держит по игрушке, предложите третью. Обратите внимание на дальнейшие действия. Ребенок освободит одну ручку, чтобы взять новый предмет.
  • Попробуйте сесть за стол. Посадите к себе на колени кроху. Он станет держаться за стол, играть с лежащими на нем предметами, стучать ручками по нему.
  • Обратите внимание на реакцию ребенка на новых людей. Обычно на седьмом месяце жизни дети проявляют интерес к незнакомцам.
  • Проследите за способом брать крупные предметы, например, кубик с пола. Он уже умеет брать всей ладонью, противопоставляя большой палец.

Необходимость в консультации врача

  • малыш не переворачивается и даже не пытается самостоятельно сесть;
  • не реагирует на звуки;
  • не проявляет чувств к маме; не пытается привлечь ее внимание в минуты отсутствия физического дискомфорта;
  • у него не получается поднести предметы ко рту и стучать ими о стол;
  • не лепечет;
  • не провожает взглядом движущиеся предметы;
  • не способен удержать собственный вес, находясь в вертикальном положении.

Помогите малышу развиваться

Родители обязаны принимать активное участие в жизни малыша. В физическом развитии полезны ежедневные массаж и гимнастика, а прогулки рекомендуется посвятить не только сну, но и знакомству с миром.

В возрасте 6-7 месяцев требуется уделить внимание обучению ползать: поставьте малыша на четвереньки и раскачивайте вперед-назад.

Помогайте и интеллектуально развиваться крохе.

Занятия с ребенком по-прежнему стоит проводить в виде игры. Вы можете повторять занятия предыдущего месяца, но несколько усложнив и продлив игровой процесс.

  • Продолжайте показывать малышу окружающее пространство дома и на прогулке. Показывайте предметы, называйте и рассказывайте о них. Проводите занятия с тематическими карточками. Почитайте малютке, пусть он попытается перевернуть страницу. Отлично подойдут картонные книжки.
  • Учите малыша хлопать в ладошки и махать «пока-пока».
  • Позволяйте ребенку играть с мелкими предметами под присмотром. Подобные занятия полезны в развитии мелкой моторики.
  • Учите кроху указывать на называемые предметы пальчиком и выполнять просьбы: кинуть мячик, дать кубик, взять игрушку и т.д.
  • Ходите в гости с малышом, особенно туда, где есть маленькие дети.
  • Проводите пальчиковые игры с ребенком, например:

Ивану большому – дрова рубить (загибаете по очереди пальцы начиная с большого),
Ваське-указке – печку топить,
Мишке среднему – воду носить,
Гришке-сиротке – кашку варить,
А крошке-Тимошке песни петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать (сжимаете и разжимаете кулачок).

Не стоит игнорировать опасение малыша перед новыми людьми, ведь он не понимает, хорошие ли они, плохие. Видя незнакомца, берите кроху на руки и дистанцируйтесь от чужого человека, пока кроха сам не выкажет желание познакомиться.

Питание семимесячного малыша

К концу седьмого месяца малыш способен пить из кружки. Прочитайте, как научить этому ребенка.

У малыша на грудном вскармливании и прикорме, начатом, согласно рекомендациям ВОЗ, с 6 месяцев, к 7-8 месяцам стоит заменить одно кормление на кашу (пюре из овощей).

У вас до сих пор остались вопросы о знакомстве малыша с едой? Тогда прочитайте о первом прикорме – сроки введения.
Каши, которые дают семимесячным малышам, не должны содержать сложноперевариваемого глютена, рекомендуются однокомпонентные продукты — например, рис, гречка и кукурузная каша, — и готовые, и сваренные самостоятельно.
Домашние каши детям семи месяцев делают следующим образом:

  • первое время варят пятипроцентные каши: на 5 г крупы – 100 г жидкости, со временем добавляют 1 г сливочного масла жирностью 82 %;
  • потом вводят 10%: 10 г крупы – 100 г жидкости и 4 г масла.

Овощи тоже стоит готовить в домашних условия, добавляя к полученному пюре растительное (лучше – оливковое) масло, начиная с 1 капли и увеличивая до 1 ч.л.

После введения гипоаллергенных овощей (цветная капуста, брокколи и кабачок) постепенно предлагайте ребенку фрукты (слива, груша, персик, зеленое яблоко). Затем добавить в рацион еще и морковь, тыкву, шпинат и картофель. Последние 2 овоща тяжеловаты желудочно-кишечному тракту малыша, поэтому стоит давать их совместно, например, с брокколи. По той же причине картошку и шпинат лучше вводить ближе к началу восьмого месяца, а до тех пор необходимо вводить любой прикорм из единственного продукта. Выбирайте подходящий вам вариант.

По завершении седьмого месяца попробуйте предложить крохе желток: сначала микродозу, потом четверть желтка, а затем – половину.

Попробуйте дать специальное детское печенье крохе, у которого на подходе либо появились зубки.

Рацион семимесячного грудничка приблизительно следующий:

  • 7 утра – мамино молоко;
  • 11 часов – около 150 г, 1 ч.л. сливочного масла, 50 г фруктового пюре, компот, сок (грудное молоко);
  • 14-15 часов – 150 г овощей в виде пюре с добавлением 1 ч.л. растительного масла, 2 раза в неделю – половинка желтка; запить – сок, компот, вода, грудное молоко;
  • в 7 часов вечера – грудное молоко;
  • перед ночным сном и ночью – кормление грудью по требованию.

В случае веса значительно ниже нормы на первых месяцах жизни питание ребенка требуется усиливать прикормом в возрасте с конца четвертого месяца по начало пятого. В семимесячном возрасте допустимо вводить постное мясо: курицу, индейку, телятину и кролика. Начинать мясной прикорм разрешено с половины чайной ложки и довести до 20-30 г. Мясо лучше добавлять в овощи.

В случае раннего введения прикорма рацион семимесячного ребёнка рекомендуется следующий, независимо от того, на грудном ли, искусственном ли вскармливании малыш:

  • 7 часов – 200 г смеси (грудного молока);
  • 11 часов – около 150 г, 1 ч.л. сливочного масла, 50 г фруктового пюре, компот, сок, смесь (грудное молоко);
  • 14-15 часов – 150 г овощного пюре с 5 г растительного масла, 20-30 г мяса, а дважды в неделю – половинка желтка, запить – сок, компот, вода, грудное молоко;
  • 7 часов вечера – смесь (грудное молоко), возможно, печенье;
  • перед сном – смесь (молоко мамы), у грудничков кормление остается и ночью.

Недоношенных малышей в семимесячном возрасте лишь начинают знакомить с прикормом.

Сон семимесячного малыша

У ребенка в 6-7 месяцев еще сохраняется двухразовый дневной сон по 1,5-2 часа. Ночной сон занимает 10-11 часов.

Подобным образом выглядит наш календарь развития на седьмой месяц. Главное, помните — все дети разные. Вы же сможете помочь чаду достигнуть наилучшего результата, занимаясь с ним. Сейчас ему важен не один лишь уход, но и обучение, и знакомство с собой и окружением.

Семимесячный ребенок становится необычайно подвижным, общительным и любознательным. Теперь каждый день наполнен маленькими открытиями и победами. Как сделать развитие ребенка в 7 месяцев гармоничным? Как скорректировать режим дня, чтобы у самого маленького члена семьи хватало сил и энергии для покорения новых вершин?

Физиологическое развитие в 7 месяцев

Малыш окреп, изменился внешне: ручки и ножки стали сильными, тельце упругим, а многочисленные родственники с восхищением замечают, как сильно похож кроха на своих папочку или мамочку. И впрямь, черты лица стали явственнее, и у ребенка появились мимические особенности и привычки, которые и делают его похожим на кого-то из членов семьи. И, пожалуй, самое важное приобретение – это зубки. У кого-то они уже есть (2-4), у кого-то же только начинают давать о себе знать опухшими деснами и капризами.

Рост

В 7 месяцев ребенок вырос на 1-2 см по сравнению с предыдущим месяцем. Мальчики обычно немного выше девочек.

Вес

Не волнуйтесь, если вместо привычных, как в первые месяцы, 800-1000 г, весы в кабинете педиатра показали всего полкилограмма прибавки в весе: теперь ребенок много двигается, расходует много энергии, и вес не будет расти так стремительно. Не переживайте, если, например, ваша девочка заметно легче сына вашей подруги: это нормально, мальчики опережают девочек в физическом развитии. Хотя чаще всего девочки вырываются вперед в психомоторном и интеллектуальном развитии. Так будет вплоть до подросткового возраста.

Нормы: педиатры России и ВОЗ

Не паникуйте, если у вашего ребенка наблюдаются небольшие отклонения от нормы: развитие каждого малыша индивидуально!


Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Двигательная активность

Очень многие детки в 7 месяцев уже неплохо ползают, ориентируясь в пространстве. Однако крупные малыши могут лениться, предпочитая проводить время, лежа на животике. Ребенок целенаправленно совершает движения руками: берет и бросает игрушки, тянет ручки на зов и т.д.

7 месяцев – время пробы ножек на устойчивость: детки пытаются самостоятельно подниматься, держась за перила кроватки или за другие предметы.

Если малыш на отлично освоил сидение без поддержки, то, возможно, он уже знаком с ходунками или прыгунками: эти приспособления отлично помогают развивать познавательную и двигательную активность. Но увлекаться ими не стоит: можно нанести вред неокрепшему скелету малыша. По 30 минут 2-3 раза в день достаточно.

Зрительное восприятие

Посмотрите, с какой точностью захватывает ребенок предметы! Это свидетельство того, что у малыша достаточно сформировано представление о зрительном расстоянии и объеме предметов. Малыш начинает видеть и узнавать предметы под разным углом зрения.

Достаточно развито цветовое и световое восприятие. Зрительные рефлексы на светочувствительность легко проверить, внезапно включив свет в темной комнате: в норме ребенок зажмурится.

Однако глазные мышцы и нервы недостаточно окрепли, поэтому забудьте о развивающих телевизионных программах или мультфильмах для малышей!

Слуховое восприятие

Мир звуков буквально завораживает кроху. Теперь маленькие ушки улавливают и шепот мамы, и тиканье часов. Развивается слуховая память: ребенок узнает голоса членов семьи и любимые песенки.



Понимание и развитие речи

Гуление постепенно сменяет осознанный лепет. Не упускайте возможности «поговорить» с крохой: так развивается речь, слух, навыки общения и интеллект ребенка. Малыш уже неплохо вас понимает: ему знакомы многие слова, но больше реагирует он на вашу интонацию и мимику при произнесении слов.

Познавательное развитие ребенка

Научиться чему-то без учителей сложно. Сопровождайте малыша в его познании мира, привлекайте к совместным действиям, которые чуть позже перерастут в самостоятельность. Ребенок познает мир на ощупь и на вкус.

Сделайте дом максимально безопасным, чтобы познавательная деятельность не обернулось для крохи травмой!

Для этого закройте розетки заглушками, а острые углы - накладками. Уберите провода и не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, например, утюг.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в 7 месяцев

Эмоционально мир семимесячного ребенка обогащается: у него появляются поводы для радости и слез. Теперь проявление эмоций осознанное - это уже не рефлекс, вызванный голодом или мокрыми пеленками.

Малыш способен радоваться при виде знакомых или пугаться посторонних людей. Сейчас формируются привязанности ребенка. Важна в этом и роль отца: пусть папа по возможности не перекладывает воспитание и уход на мамины плечи. Хорошо, когда малыш привязан к обоим родителям сразу.

«У ребенка, преимущественно воспитываемого матерью, круг общения ограничен, а само общение имеет больше эмоциональный характер, - говорят психологи Н.Авдеева и О.Смирнова в книге «Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога». - Такому ребенку будет сложно строить отношения с незнакомцами (например, в детском саду). Потому как с незнакомым человеком невозможно вступить в эмоциональный интимный контакт: приласкаться или забраться на ручки, а иной тип отношений малышу недоступен».


Психологические изменения

7 месяцев – это начало формирования умений контролировать свое поведение. Конечно, это только азы, не стоит ждать, что кроха перестанет плакать по первому вашему слову. Сейчас важна эмоциональная подоплека: старайтесь переключать внимание малыша, когда он расстроен.

Лариса, мама восьмимесячной Софьи: «С Соней замечательно срабатывает такой маневр: как только начинает кукситься и капризничать, я подношу ее к окну и начинаю отвлекать, показывая, где идет тетенька, где бежит кошечка, где едет машина. Окно – отличный инструмент для переключения внимания!»

Краткая таблица навыков

Навыки ребенка в 7 месяцев
Возможные умения
Что должно насторожить
  • Осознанно занимается игрушками, используя при этом обе руки.
  • Берет предмет 4 пальцами, противопоставляя им большой, вместо захвата предмета всей ладонью
  • Ползает.
  • Сидит сам без поддержки с прямой спиной.
  • Хорошо снимает губами пищу с ложечки.
  • Имитация игрушками движения (кукла «ходит», лягушка прыгает, птичка летает, машинка едет).
  • Работает пальчиками изолированно: например, нажимать указательным на кнопочки.
  • Встает с опорой.
  • Из положения на боку пытается сесть.
  • Пьет из обычной чашки.
  • Не способен удерживать предмет в руке, «промахивается», пытаясь ухватить предмет или во время поднесения его ко рту.
  • Почти все время держит пальцы сжатыми в кулак, не пытается работать ими.
  • Не поднимает туловище, лежа на животе и опираясь на руки.
  • Даже с опорой не держит спину ровно во время сидения, заваливается вперед или набок.
  • Давится даже пюреобразной едой, не может проглотить ее.

Данная таблица развития сформирована в ознакомительных целях. Если ваш малыш что-то не освоил из перечисленного в ней, это не повод паниковать: только специалист способен диагностировать отставание в развитии!

Как развивать ребенка в 7 месяцев

Нужно продолжить те же занятия с ребенком, что и в прошлые месяцы, чуть усложняя их и немного продлевая. Как развивать ребенка в 7 месяцев, в большей мере подскажет сам малыш: прекращайте занятия, если он утомлен и усложняйте, если видите, что ребенок справляется.

Упражнения и занятия с ребенком:

Линия развития
Задачи
Примеры упражнений
Моторика (крупная)
  • Развитие общих движений рук.
  • Развитие координации движений и ориентирования в пространстве.
  • Упражнения на махи руками, разведение рук в стороны.
  • Занятия с мячом: ловить, сидя у мамы на коленях, толкать.
  • «Догонялки» в паре с ползающим родителем.
  • Шагание с поддержкой под мышки и т.д.
Мелкая моторика
  • Развитие подвижности и чувствительности пальцев.
  • Пальчиковые игры и гимнастика, массаж кистей рук: «Сорока-ворона», «Ладушки» и т.д.
  • Игры с игрушками, содержащими прочно прикрепленные мелкие детали.
Эмоционально-социальное развитие
  • Эмоциональное воспитание, прививание навыков общения во взаимодействии с взрослыми.
  • Жесты приветствия и прощания.
  • Развитие мимики приемом подражания (игры у зеркала, например).
  • Чтение ребенку книг и стихов.
  • Вовлечение ребенка в совместную деятельность.
Познавательное развитие
  • Обучение действию с предметами.
  • Обогащение познавательного развития при помощи сенсорных и дидактических игрушек.
  • Игры с развивающими и дидактическими игрушками.
  • Элементы сюжетности и ролевые игры: кукла спит, машина едет.
  • Занятия с водой, крупами (только под присмотром взрослых!).
  • Упражнения на освоение объема и вместительности предметов (складывание кубиков в ведерко, игры с сортерами).
  • Прогулки с комментированием увиденного.
Речевое развитие
  • Формирование подготовительных речевых навыков.
  • Развитие фонематического слуха и подражательных навыков.
  • Формирование потребности в общении.
  • Вовлечение ребенка в диалог, повторение за ним звуков.
  • Чтение стихов и потешек.
  • Обучение звукоподражанию: дождик кап-кап, кот мяу-мяу, часы тик-так и т.д.

Развивающие игры с ребенком в 7 месяцев

Какими должны быть игры с ребенком в 7 месяцев? Обязательно простыми, без сложных правил. В игры можно превращать обычные бытовые действия. Их хорошо сопровождать ритмичными потешками и приговорками, выполнять на счет: так малыш быстрее освоит действие и у него разовьется чувство ритма.

Потягушки

Например, утреннее пробуждение можно сопровождать игрой «Потягушки», выполняя все действия, перечисленные в стишке:

Утром солнышко проснулось,
Сладко-сладко потянулось
Поти-поти-потягушки!
Будут детки - подрастушки!
Ручки к солнцу тянем,
И большими станем!

Изучаем части тела

В утреннюю гимнастику можно включить элемент игры на изучение частей тела, под нужные слова, прикасаясь ладошками к называемой части тела и выполняя действия:

Где же наши ножки?
Топ-топ-топ!
Где наши ладошки?
Хлоп-хлоп-хлоп!
Мы покажем глазки –
Тут и тут,
Здесь у нас волосики
Рас-тут!
Мы покажем ушки –
Здесь и здесь
Вот и наш ребеночек
Весь-весь-весь!

Разминка для пальчиков

Перед едой можно размять пальчики, сжимая и разжимая их ритмично, а потом вручить малышу ложку:

Наши рученьки-хваталки
Раз-два-раз-два!
Наши пальчики держалки-
Раз-два-раз-два!
Не отпустим, не уроним
И другим взять не позволим.

Прятки

Все малыши любят играть в прятки. Когда кроха научится прятать лицо ладошками или накрывать пеленкой, можно сопровождать игру приговоркой:

Где же спрятался котенок?
Мама ищет, не найдет!
Что за хитренький ребенок!
Ах, он вот-вот-вот!

Игры с мячом

А игры в мячик сопровождать можно словами:

Ой, кати-кати-кати,
Какой мячик, погляди:
Ровненький да гладкий,
Лови его, мой сладкий!

Игры в ванной

Даже в ванной можно играть! Берите с собой резиновых утят и рыбок, инсценируйте игру «Догонялки», позволяя крохе тоже управлять игрушками:

Рыбки плавают, ныряют,
Их утята догоняют!
А малыш их – раз и два!
И закончилась игра.

Перед сном

Превращайте отход ко сну ежевечерним ритуалом-игрой. Одевайте малыша, целуйте, укладывайте, а накрывая одеяльцем, приговаривайте слова, наподобие:

З айки-заиньки
Захотели баиньки
Улеглись в кроватку
И уснули сладко.

Такие бытовые «развивалочки» помогают усваивать правила поведения, режим дня, названия предметов и ассоциировать с этими названиями действия.

Игрушки для детей в 7 месяцев

Игры и игрушки должны способствовать развитию нервной системы ребенка, пока еще недостаточно зрелой, и соответствовать возрасту.

Как выбирать игрушки

При покупке игрушек для грудничков обращайте внимание на:

  • форму – она должна быть простая, без острых углов и достаточна удобная при держании;
  • цвет – яркий, но не раздражающий;
  • звук – хорошо, если звенит, пищит или громко стучит.

Это – погремушки и маракасы, музыкальные инструменты (бубен, барабан, металлофон), пирамидки, сортеры, кубики, резиновые зверушки и зубопрорезыватели, пупсы-голыши, ведерки и т.д.



Игрушки своими руками

Можно изготовить развивающие игрушки в домашних условиях из подручных материалов: связать крючком, сшить, склеить. Сенсорные коврики, развивающие тактильные ощущения тканевые мешочки разных фактур и т.д. не требуют много времени для изготовления, но выигрывают у покупных своей оригинальностью.

К примеру, купите кусок ковролина размером 1х1 м, обработайте края, чтобы не бахромились. Вырежьте кусочки фетра или другой безопасной плотной ткани (из старых перчаток, шляп и т.п.) разных цветов и размеров. К этим кусочкам пришейте сзади липучки, а спереди пуговки, глазки, бусинки. Покажите ребенку, как собирать картинки из этих липучек на ковролине. Малышу обязательно понравится процесс приклеивания и отрывания липучек!

Досуг

Делайте досуг ребенка разнообразным и достаточно активным!

Прогулки

С каждой неделей теперь ребенок все больше бодрствует на улице. Не ограничивайте прогулки сидением в коляске! Берите малыша на руки или в слинг, позволяйте посидеть на траве летом и потрогать босыми стопами песок.

Поддерживайте интерес к окружающему миру: комментируйте все интересное, что встретится в пути.

Можно совместить прогулку с походом в магазин: много людей, яркие витрины привлекут внимание ребенка, научат не бояться толпы. Однако в сезон простуд откажитесь от подобной идеи: чем больше народу, тем выше риск заболеть.

Одевайте ребенка по сезону! Зимой не забывайте про правило: одеваем кроху как себя плюс еще слой одежды. В качестве верхней одежды лучше всего комбинезон или теплый конверт.

Летом не бойтесь легкого ветерка и не кутайте в сто одежек, а вот яркого солнца опасайтесь: гуляйте в часы его наименьшей активности (утром и вечером), надевайте головной убор!

Чем занять малыша

Помимо прогулок и игр малыша можно занять просто пребыванием рядом с вами: не бойтесь брать с собой ребенка на кухню, когда готовите: посадите в стульчик или манеж подальше от плиты, вручите пару ложек и мисок.

Ненадолго отвлечься помогут ходунки, передвигаться в них можно до 40 минут в день, но при этом дом должен стать безопасным (уберите все, что может упасть и разбиться, ударить током или ошпарить кипятком, порезать и уколоть малыша).


Валентина, мама Дениса, 9 месяцев: «Мы с Дениской месяцев в 7 полюбили рисовать. Брали пальчиковые краски для малышей, нетоксичные и безвредные при проглатывании, и рисовали то на большом листе бумаги, то на стене в ванной. Я думаю, это полезное увлечение для развития пальчиков и зрения».

Питание ребенка 7 месяцев

В 7 месяцев мало кто из деток не знаком с прикормом.

На грудном вскармливании

Если прикорм начали с 6 месяцев, сейчас пора одно кормление (лучше второе) полностью заменить пюре или кашей. Теперь в рационе малыша может быть 4-6 продуктов прикорма.

На искусственном вскармливании

Искусственники получают прикорм обычно раньше – в 4-5 месяцев. Значит, сейчас время разнообразить рацион, введя мясо (нежирную крольчатину, цыпленка, индейку, телятину).



На смешанном вскармливании

Детское питание малышей на смешанном вскармливании обычно приближено к тому, что получают искусственники. 7 месяцев – не время отказываться от грудного молока, даже если его у мамы совсем мало. Утренние и ночные кормления материнским молоком стоит сохранить. Лучше придерживаться ступенчатого прикорма, вводя новые продукты постепенно.

Прикорм

Соблюдайте основные советы и правила, если вы сторонник педиатрического прикорма:

  • Начинайте вводить новый продукт в первой половине дня, в объеме не более половины чайной ложки, увеличивая с каждый днем количество продукта.
  • Следите за реакцией малыша: кожные высыпания, изменение режима и консистенции стула, боли в животике и газообразование – повод приостановить знакомство с этой пищей!
  • Кормите кроху с ложечки!
  • Следите за консистенцией пищи (она должна быть пюреобразной) и температурой (чуть подогретая).
  • Не спешите давать пакетированные соки! Готовьте соки сами или замените отваром шиповника или компотом, травяным чаем. Лучший из напитков, кроме молока – это вода. Давайте ее достаточно летом или если в комнате жарко.

Если малыш знакомится с едой по педагогическому принципу прикорма, следите за своим питанием! Ничего жирного, острого, соленого и копченого. Первая порция продукта – не более чем на кончике ложки.

Уход и гигиена

Купать малыша стоит каждый вечер. Водные процедуры перед сном расслабляют и успокаивают. Мыть тело и волосы с мылом – раз в неделю или чаще по мере загрязнения. Никакие пенки и шампуни ребенку пока не нужны.

Мыть ручки с мылом стоит чаще – ребенок много времени проводит на полу!

Уход нужен и детским игрушкам: мойте их чаще с детским мылом.

Заключение

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев и как развивать его? Все не так сложно! Помните о принципе постепенности и последовательности. Если крохе только сегодня исполнилось 7 месяцев, не начинайте день с нового и непривычного, чего не было еще вчера! Усложняйте то, с чем уже знаком ребенок, а «новинки» предлагайте не чаще, чем раз в 5-7 дней.

Сами же станьте партнером малыша в его играх: только учась у кого-то можно овладеть умениями и знаниями в совершенстве.

  • Жукова О.С., Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до трех лет
  • Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка
  • Мари Элен Пляс. 60 занятий по методике Монтессори
  • Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя
  • PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни

Видео по теме

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

Малыш уже умеет самостоятельно передвигаться, что очень расширяет границы его мира. Кроха может поползти к заинтересовавшему его предмету, ощупать его, попробовать, рассмотреть. Для оптимального развития ребенку необходимо предоставить полную свободу движений: выберите место в квартире, где малышу ничего не будет мешать или угрожать.

Для этого возраста характерна повышенная травматичность, поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий крохи не попали острые, колючие, мелкие предметы. В этом уголке ребенок будет с удовольствием играть: «оснастите» его пирамидками, кубиками (играм с ними уделите больше внимания, научите чадо разбирать и собирать пирамидку, строить из кубиков башенки) и другими разнообразными игрушками.

У малыша появляются новые знания о предметах: он осваивает движения предметов, их притягивание или отталкивание. Может удерживать вложенный в руку предмет, брать его из любого положения. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек и т.д.

Возникает особое отношение к игрушке, четко выделяются любимые игрушки и занятия. Теперь ребенка интересует все, на что можно нажимать: берегите пульты, мобильные телефоны, компьютер.

«Можно» и «нельзя»

Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.

То, что считаете «пока опасным», лучше убрать подальше. От каких-то вещей и занятий кроху можно отвлекать, переключая его внимание на иное, не менее захватывающее действие. Обезопасить вашу квартиру помогут приспособления, широко представленные в отделах «безопасность младенца»: затычки, регуляторы дверей и ящиков, клейкая лента и пленка для стекол и т.д.

Дети, каждое движение которых сопровождается истошным «не трогай!», «не смей!», «нельзя!», приучаются удовлетворять свое любопытство, когда взрослых нет рядом – и нередко это заканчивается трагедией… Те же, чье любопытство и интерес к познанию мира родители удовлетворяют, не ограничивая сферу действий лишь игрушками, быстро приучаются соблюдать необходимые меры безопасности и переключают свое внимание с розеток, плиты и т.п. на более подходящие предметы.

Вводя прикорм , учите малыша есть с ложки. Также кроха может познакомиться с твердой пищей – давайте ему погрызть кусочек морковки, свежего огурца, кабачка, яблока, груши, многие дети обожают мусолить сушки. Также специалисты рекомендуют учить ребенка пить из чашки (налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите чаду выпить, осторожно наклоняя чашку; карапуз очень быстро поймет, как это делать).

Язык жестов

Речь младенца теперь гораздо меньше состоит из вокализаций, зато лепетные слова уже довольно четки. Многие дети начинают произносить звуки, имитирующие собачку, машинку, киску: «ав-ав», «би-би», «мя-мя», «пи-пи»…

Ребенок начинает активно пользоваться жестами. Он не только найдет взглядом, повернув голову, но и покажет пальчиком, где мячик, кукла, мама. Можно научить кроху махать на прощание ручкой, благодарственно кивать головой, разводить ручками, если что-то произошло.

Самое время играть в жестовые игры – «Ладушки», «Сороку-воровку». Из других игр самыми любимыми становятся вкладывание меньшего предмета в больший, стук одним предметом о другой. Учите малыша стучать обеими ручками одновременно или по очереди: таким образом, вы будите развивать межполушарную координацию.

Не перекладывайте насильно ложку или игрушку из левой руки в правую. В это время правое полушарие мозга (за которое отвечает левая рука) развивается гораздо быстрее, чем левое (руководящее правой рукой). Малыш чувствует эту связь интуитивно. Владение обеими руками позволит лучше развиваться мозгу ребенка.

Пальчиковые игры

Научите малыша показывать руки, ноги самого себя.

  • Где же, где же, где же,
  • Где же наши ручки?
  • Вот, вот, вот они -
  • Здесь вот наши ручки!
  • Где же наши ножки (носик, глазки, животик и т.д.)?

Выучите кроху сдвигать и раздвигать пальчики, поможет следующая игра:

  • Посмотри моя лошадка,
  • Как веселая гармошка.
  • Пальчики я раздвигаю,
  • А потом я поиграю:
  • Раз-два-три, раз-два-три,
  • Я играю посмотри!
  • А потом опять сдвигаю
  • И сначала начинаю.

Захватив какую-то игрушку, малыш будет с удовольствием стучать ею. Пришло время постепенно превращать стук в ритмические упражнения!

Стучалка «Дождик»
  • Тихий-тихий дождик
  • Шелестел по крыше -
  • Кап-кап-кап-кап. (ладошки медленно гладят коленки или поверхность стола)
  • Тихий-тихий дождик стал сильнее -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильнее и быстрее)
  • Тихий-тихий дождик
  • Превратился в ливень -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильно и быстро)
Топалка «Кони»
  • Топал в поле -
  • Затопали кони. (медленно топаем ножками)
  • От топота копыт
  • Пыль по полю летит (топаем быстро)

Развитие активной речи

Пока лепет – это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка и его хорошем настроении. Ведь во время лепетания кроха тренирует весь свой артикуляционный аппарат: голосовые связки, язык, губы и т.д. Лепет малыша – это веселое развлечение, игра, забава. И в то же время репетиция перед сложным и трудным процессом освоения звукового пространства.

Ребенок в 7 месяцев прислушивается к себе, своей интонации, учится соотносить то, что услышал, с ощущениями от движений губ и языка. Любой логопед подтвердит: чем разнообразнее и выразительнее лепет малыша, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития. Очень важно развивать и поддерживать лепет.

В период бодрствования возьмите младенца на руки, а если он лежит, наклонитесь к нему. Ребенок должен хорошо видеть ваше лицо. Общение должно происходить в тишине, чтобы внимание крохи не рассеивалось. Начните говорить с малышом и, наряду с ласковыми словами, протяжно произнесите: «А-а, у-у-у, ма-ма-ма». После некоторой паузы повторите слоги еще раз и понаблюдайте за ребенком. Ему нравится? Говорите с малышом то нормальным голосом, то тихим, то беззвучно, меняйте интонацию. При этом утрированно, подчеркнуто артикулируйте звуки.

Все это будет привлекать внимание крохи к вашей мимике и артикуляции. Если в момент беседы у малыша появилось желание потрогать ваши губы, очень хорошо, ведь при помощи своей руки он получает дополнительную информацию о звукопроизношении. Через некоторое время ребенок начнет подражать движениям губ, а потом и сам станет произносить звуки.

Замечательно, если вы периодически общаетесь с младенцем на его языке. Произнесите, поддерживая речевую активность малыша, его слоги, его лепет , и дайте возможность высказаться ему. В ходе такой «беседы» у ребенка возникает ощущение, что его понимают. А мама, стимулирующая диалог, знает, что взаимопонимание и желание пообщаться закладывается именно в такие моменты. Хвалите, гладьте, целуйте и благодарите малыша за любые положительные результаты.

Твой малыш – уже вовсе не тот беспомощный кроха, каким был в вашу первую встречу. Он ползет, может усидеть и, вполне возможно, пытается самостоятельно встать у опоры. Скорее всего, в этом месяце ему (и тебе вместе с ним) предстоит пережить еще одно важное испытание младенческого периода – .

Совсем недолго осталось ждать первого слова малыша, уже сейчас он пробует «на вкус» некоторые слоги. Традиционно в большинстве языков мира слово мать связано со слогом «ма», поскольку «м» – один из первых согласных звуков, которые удаются малышу (так называемые губные согласные).

Хотя, в основном, речь ребенка на 7-м месяце жизни – это лепет. Прислушайся к нему, иной раз попробуй повторить и «вернуть» малышу его «фразы» – так ты закладываешь привычку крохи к диалогу. А пока это может стать просто очень забавной вашей игрой.

Ребенок 7 месяцев: нормы роста и веса

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

  • Переворачиваться со спины на живот и назад
  • Ползти вперед, сидеть, иногда – вставать у опоры
  • Интуитивно понимать речь мамы
  • Искренне переживать, когда мама уходит
  • Вкладывать меньший предмет в большую емкость (собирать матрешки, шарики в миску и пр.)
  • Пить из чашки, есть из ложки (чайной или кофейной)
  • Играть в «ладушки», «козу рогатую» и пр.
  • Запоминать последовательность ритуалов (купания, одевания, выхода на прогулку и пр.)

Безусловно, главным «двигателем» развития малыша является его возможность самостоятельно передвигаться (ползти). Не ограничивай пространство только манежем. Обезопась комнату или хотя бы ее часть (то есть убери с пола, все, чем можно пораниться, провода и удлинители, заблокируй розетки) и запускай своего юного исследователя! Разложи по пути следования карапуза его любимые игрушки – как же здорово самостоятельно добраться до них и повертеть на свободе.

Ребенку 7 месяца жизни подойдут простейшие пирамидки (на которых не более 5 крупных разноцветных колец) и крупные цветные кубики. Учи малыша нанизывать и снимать кольца с основания пирамидки – сначала по одному (мама нанизывает, а кроха снимает), затем по два и т. д. Что же касается кубиков – покажи ребенку, как построить башенку. Малыш такого возраста уже в состоянии собрать ее из 2 – 3 кубиков.

Сейчас ребенок осваивает само понятие движения: придвигает к себе предметы, а потом отталкивает их, может взять игрушку из любого положения и ловко ею манипулировать, перекладывать из руки в руку. В это время наиболее кстати придутся игрушки, иллюстрирующие разнообразие форм и размеров: всевозможные коробочки, матрешки, мисочки, которые можно вкладывать одну в другую.

В таком возрасте у малыша уже четко прослеживаются предпочтения: эта игра ему не нравится, а эта игрушка – любимая. В особом фаворе сейчас все, что имеет кнопочки. Обрати внимание на детские музыкальные игрушки, на которых кнопками можно задать режим или мелодию (сейчас таких множество). Еще одна универсальная игрушка, завораживающая подавляющее большинство малышей – мамин телефон или пульты от устройств и пр. Но польза таких игрушек видится весьма сомнительной, а потому лучше приобрести детские игрушечные телефоны и пульты.

Развитие ребенка

В плане психологического взросления малыша в 7 месяцев выделяется следующий факт: ребенок уже в состоянии понимать простые запреты. Проще говоря, если в ответ на какое-то опасное действие малыша (например, подползание к самому краю дивана или протягивание ручки к крану на плите) встревоженно сказать «нельзя» и отдернуть маленькую ручку, малыш поймет и не станет впредь так делать, во всяком случае, пока за ним наблюдают. Однако, учитывай возрастные способности своего ребенка: сейчас больше двух-трех запретов он не в силах запомнить и соблюдать. Поэтому, если «нельзя» в вашей жизни будет звучать слишком часто, ребенок растеряется и, на всякий случай, не будет прислушиваться ни к одному из них. Хочешь, чтобы твои запреты соблюдались – не применяй их по пустякам и не перегружай ими жизнь ребенка.

Во избежание лишних запретов и конфликтов, убери все, что может представлять опасность и искушать малыша: удлинители и розетки заблокируй или подними на уровень вне досягаемости крохотных ручек; закрой специальными приспособлениями все шкафчики и дверцы на мебели, за которым хранятся недетские вещи (например, аптечка, мамина косметика и бижутерия и пр.) В любом современном детском супермаркете средства безопасности для мебели представлены в огромном выборе: затычки и блокираторы дверей, наклейки и пленки для стекол и пр.

Общение с внешним миром

Малыш уже здорово преуспел в подготовке к речи. Его лепет постепенно приобретает осмысленные формы – так при виде собачки на улице кроха может «процитировать» ее слогами «ав-ав». Кроме вербальных способов коммуникации, малышу доступен язык жестов. Как раз пора учить его показывать пальчиком уши, нос и другие части собственного тела и окружающие предметы, хлопать в ладоши, махать на прощание ручкой, посылать воздушный поцелуй и осваивать прочие милые младенческие пантомимы.

Прикорм на 7 месяце

Совет от опытных мам: уже сейчас учи малыша пить из чашки, не поддавайся искушению налить ему сок в удобную бутылочку с соской, из которой он сможет пить самостоятельно. Как показывает практика, дети, привыкшие пить из соски, в более старшем возрасте очень неохотно расстаются со своей бутылочкой и привыкают к чашке. А уже сейчас малышу под силу научиться пить как взрослые. Для начала налей в чашку любимый сок карапуза (2 – 3 чайные ложки), поднеси к его губам, когда он будет особенно в духе и наклони под нужным градусом. Малыш инстинктивно поймет, что нужно делать, чтобы проглотить любимый напиток. Если к сокам кроха пока относится настороженно, а к воде равнодушен, попробуй провернуть такой же трюк с капелькой сцеженного грудного молока.

Кроме еды с ложки, где, безусловно, без мамы пока не обойтись, приучай малыша есть руками. Предлагай ему кусочки яблока или груши, моркови или сушку. В отсутствие зубов, малыши с удовольствием грызут твердые продукты – деснами. Кстати, такое занятие снижает зуд и прочие неприятные ощущения при прорезывании зубов. Если же крохи и вправду страдает на данном этапе, посоветуйся с врачом и купи игрушки-прорезыватели (желательно перед применением подержать их хотя бы 30 минут в холодильнике), специальные гели, оказывающие местное обезболивающее действие.

Не считая прорезывания зубов, 7 месяц в жизни крохи должен быть ознаменован безмятежным счастьем и безграничным любопытством. Чего мы искренне желаем также и его маме.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама