THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Свадьба - одно из главных событий в жизни каждого человека. С течением времени свадебные традиции изменились, а корни тех или иных обрядов были потеряны. Однако некоторые современные свадебные обряды несут в себе силу, по-настоящему соединяющую двух людей в счастливую семью.

С давних времен свадебным приметам и традициям придавалось большое значение: свадьба считалась и до сих пор считается событием, соединяющим сердца и души двоих людей на всю оставшуюся жизнь. Разные страны имеют абсолютно непохожие традиции, которые все же имеют одну цель: подчеркнуть момент воссоединения двух любящих людей и оставить воспоминания на всю жизнь.

Свадебные обряды мира

В каждой стране существуют свои собственные обычаи, формировавшиеся в течение нескольких веков и переходящие из поколения в поколение. И хотя современные свадьбы значительно отличаются от древних традиций, корни свадебных обрядов остаются неизменными.

К примеру, молодые люди в Индии до сих пор не играют свадьбу, пока не удостоверятся, что их гороскопы совместимы. Проверка личных гороскопов жениха и невесты — целый ритуал: семейный астролог сверяет натальные карты, начиная с самых ранних лет будущих супругов. Если по гороскопу молодые подходят друг другу, дается разрешение на заключение брака. Если же нет, то желание создать семью может быть встречено с неодобрением.

Сам обряд бракосочетания в Индии имеет высший сакральный смысл: индусы верят, что бракосочетание связывает двух возлюбленных не на одну, а на целых семь жизней. Стоит ли говорить, что к выбору супруга или супруги в этой стране подходят невероятно серьезно?

Такое отношение дает свои плоды: институт брака в Индии чрезвычайно крепок. Разводы — явление из ряда вон выходящее и случается только в семьях так называемых «низших» слоев общества.

Аналогичным образом вступают в брак в Китае: жених делает предложение, но дело не идет дальше до тех пор, пока гороскопы молодых не проверят на любовную совместимость . Если по гороскопу пара подходит друг другу, то помолвка считается заключенной, и в дом невесты приходит гадалка, чтобы узнать благоприятную дату будущего торжества. Сама свадьба занимает три и более дня, а невеста должна сменить не менее трех разных платьев, перевоплощаясь из незамужней девушки в семейную женщину.

Свадебные обряды в России

Свадьба на нашей Родине также предполагает большое количество традиций и обрядовых действий, идущих из старины. К примеру, традиция посыпать молодоженов пшеном и кидать им под ноги мелкие монетки «на счастье» существует уже не одно столетие. Свадебный каравай превратился в большой торт, который разрезают молодые, чтобы общее хозяйство было крепким.

Традиция устраивать девичник и мальчишник существует во многих странах, но именно в России ей уделяется столько внимания. Прощание с холостой жизнью — важный атрибут любой свадьбы: мы верим, что только распрощавшись со своим холостым статусом в кругу друзей или подружек, мы сможем начать новую, счастливую семейную жизнь.

Цвет платья невесты, ее фата и костюм жениха претерпели значительные изменения: современная традиция выходить замуж в белом платье существует только со времен Екатерины II, которая впервые в истории сама надела такой подвенечный наряд. До этого платья невест были красными: именно цвет крови символизировал переход девушки в статус замужней женщины.

Одежда жениха тоже изменилась до неузнаваемости: строгий черный или белый костюм вошел в моду не так давно. На Руси мужчины, справляющие свадьбу, традиционно одевались в богато расшитую рубаху, порты и кафтан. Со временем костюм видоизменялся и постепенно пришел к современному варианту праздничного наряда.

Еще одна прекрасная современная традиция объединяет все страны и времена. При регистрации брака жених прилюдно целует свою невесту, тем самым заявляя на нее свои права и показывая окружающим, что с этого момента его сердце, тело и душа принадлежат только одной женщине — его молодой жене. Отвечая на поцелуй, невеста говорит об этом же, подтверждая и скрепляя словесную клятву.

Традиция бросать букет невесты во время праздничного банкета на современной свадьбе является заимствованной у европейских стран и полностью новой. Бросая букет, невеста передает свой статус другой девушке с помощью случайного жребия. Считается, что поймавшая букет подруга не имеет права отказаться, если ей вскоре сделают предложение: отвергая его, она отвергает саму Судьбу.

Бить посуду молодоженов — недавний обычай: считается, что таким образом новая семья уберегает себя от сглаза и проклятья, а также решительно показывает, что готова к новой жизни вдвоем. По осколкам от тарелок гадают, какого пола будет ребенок: крупные осколки указывают на мальчика, а мелкие — на девочку.

Хотя современная свадьба в России сильно отличается от свадебных обрядов славян , бракосочетание сохранило главный смысл: связь двух любящих друг друга людей на всю жизнь и ответственность за принятое решение. Мы желаем вам счастливой семейной жизни, любви и радости. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Свадебные традиции — неотъемлемый атрибут практически любого торжества. Сама свадьба представляет из себя своеобразный ритуал: символическое соединение двух любящих сердец, образование новой семьи.

Обряды и традиции призваны защитить этот союз, обезопасить его от влияния посторонних, не всегда добрых умыслов и влияний. В их действенность можно верить, а можно и считать предрассудком, но если есть хоть малая вероятность того, что свадебные традиции могут защитить союз молодой пары, стоит попробовать обратить их силу в свою пользу.

Эта традиция олицетворяет собой единение молодоженов и их гостеприимство. Разрезая торт, невеста становится полноправной хозяйкой. Молодой супруг должен помогать жене в этом. Свадебный торт принято разрезать на небольшие кусочки и раздавать всем приглашенным. Это символ того, что молодожены благодарны за участие гостей в их торжестве и будут рады видеть их снова в уже семейной атмосфере. Раньше в тесто для торта запекали кольцо. Тот, кому попался кусочек с такой начинкой, считалось, будет удачливым в супружеской жизни.

Сегодня свадебный торт остается одним из самых популярных атрибутов любого торжества. Классическую форму его сегодня можно заменить оригинальными капкейками: уже разрезанными кусочками в практичной картонной коробочке. Смотрится такой «торт» не менее эффектно, а также придает празднику особенно стильный шарм.


Свадебные традиции, связанные с украшением лентами кортежа, пришли из стародавней Европы. Раньше ленты считались мощным оберегом. Не зря они украшали свадебные венки невест во многих культурах. Из них шили своеобразные «невестины банты». Ими украшали рукава людей, которые вели невесту в церковь. Со временем ленты перекочевали на автомобили. Традиционно, особенно пышно украшается главная машина (жениха и невесты), а на все остальные декорируются в общей стилистике свадьбы.


Ни она традиционная свадьба не обходится без ритуала обсыпания молодоженов рисом (овсом, конфетами, монетами и т.д). Такой обычай должен сделать новобрачных успешными, богатыми и на материальные ценности, и на детей. Сегодня в смесь для обсыпания часто добавляется конфетти как пожелание красивой и яркой жизни молодым. Жениха и невесту традиционно обсыпают рисом родители. Раньше это делали после росписи или таинства венчания, сейчас же обычно это происходит возле дома невесты после ее выкупа.

Бросание букета


Цветы украшают большинство праздничных мероприятий и с ними связаны многие свадебные обряды. Букет невесты на протяжении всего свадебного дня должен находиться рядом с девушкой (в некоторых культурах ей даже запрещалось выпускать его из рук). Свадебные традиции, связанные с бросанием букета, пришли из Европы.

В конце вечера невеста бросает свой букет незамужним подругам и та, которая его поймает, должна вскоре выйти замуж. Аналогичный ритуал проводит и жених со своими холостыми друзьями (в этом случае бросается подвязка невесты). Традиция олицетворяет собой дружелюбность и щедрость новой семьи.

Замок


Свадебные обряды с замком появились не так давно, зато быстро стали популярными среди молодоженов. Суть в том, что в день бракосочетания пара вешает на специально отведенное для этого место замочек с памятной гравировкой (это могут быть имена влюбленных, дата свадьбы, клятва верности и т.д). Обряд символизирует крепость семейных уз и их нерушимость. В древности прототипом подобного действа становилось повязывание лент на деревья. Замки стали применяться недавно.


Трогательный и лирический ритуал, который обычно завершает свадебный банкет. Фата символизирует девичью судьбу невесты, ее незамужнюю роль. Обычно снимает фату девушке свекровь. Такие свадебные традиции демонстрируют переход молодой жены в новый статус, ее покорность мужу и готовность войти в его семью.

После снятия фаты невесте голову покрывают красивым платком или шалью. На современных свадьбах ритуал проводят чаще всего под красивую лирическую музыкальную композицию. Это эффектное завершение праздника. После снятия фаты невеста может потанцевать со своими подругами, примеряя на них ее: тем самым желая скорее найти свою любовь и удачно выйти замуж.

Семейный очаг


Семейный очаг на свадьбе — это импровизированное отображение супружеского счастья. Обычно это красивая свеча, декорированная в особом стиле. Ее зажигают молодожены совместно с родителями. Тем самым наглядно демонстрируется преемственность поколений и передача родительского опыта счастливой супружеской жизни. Эта свеча после торжества должна храниться в доме молодоженов, охраняя их семейный уют. Ее принято зажигать на годовщины свадьбы и важные семейные даты.


Как никакие другие свадебные традиции, этот обряд не утрачивает своей актуальности и значимости. В день свадьбы молодожены обмениваются кольцами в знак супружеской верности и бесконечной любви. Их носят на безымянном пальце правой руки, поскольку считается, что именно от него идет импульс к сердечной чакре.

В старину было принято использовать для этого ритуала исключительно круглые и ровные кольца (без всевозможных вставок и гравировок). Идеально круглая форма украшения олицетворяла гладкую (без конфликтов и ссор) супружескую жизнь молодой четы. Сегодня часто применяются обручальные кольца со вставками из драгоценных камней, но классические без декора стабильно сохраняют свои лидирующие позиции в рейтинге самых популярных свадебных аксессуаров.

Битая посуда


Свадебные обряды, связанные с битьем посуды, активно применялись в старорусских свадьбах. Считается, что разбитые бокалы в день бракосочетания — к счастливой семейной жизни молодой четы. Для этих целей сегодня специально декорируют отдельную пару фужеров. Раньше били чаще не бокалы, а тарелки, при чем по осколкам судили о том, кто первым родится у супругов: крупные части сулили появление первенца-мальчика, мелкие — девочки.


Композиция из нескольких бутылок, декорированных в праздничном стиле, обычно украшает стол жениха и невесты на банкете. Чаще всего для этих целей используют 2 бутылки шампанского. Со свадебного банкета композиция должна перекочевать в дом молодоженов.

Первую бутылку по традиции необходимо открыть в день первой годовщины свадьбы, вторую — на рождение первенца. Иногда в композицию связывают три бутылки (последняя предназначена для празднования золотой свадьбы). Для дополнительного антуража на каждую бутылку можно наклеить фото новобрачных, указать дату их торжества, имена, значимые фразы или пожелания.


Самая распространенная кричалка, которая прочно вошла в свадебную культуру славянских народов, это «Горько». Гости праздника с помощью этого слова стимулируют молодоженов к новым и новым поцелуям. Ритуал имеет древнюю историю. Раньше невеста обходила стол с гостями и каждому предлагала выпить рюмку водки взамен на подарок молодоженам. Гость, выпивая напиток, подтверждал, что выпил алкоголь словом «Горько».

Со временем ритуал несколько трансформировался и приобрел новый колорит. Особенно креативные новобрачные сегодня пытаются заменить традиционное «Горько» иными формами приветствия от гостей. Например, звоном колокольчиков или другими словами.

Свадебные обряды трансформируются, видоизменяются, некоторые полностью утрачивают свою актуальность и становятся достоянием истории. Но есть и такие традиции, которые стали неотъемлемой частью любого праздника и в обязательном порядке присутствуют и на современных торжествах. Сегодня мало кто беспрекословно верит в магическую силу обрядов и ритуальных действий, они больше воспринимаются как традиционная часть свадебной церемонии или банкета.Это часть культуры, которая придает любой свадьбе элемент преемственности поколений.

Свадебные приметы, традиции и обычаи

Свадьба относится к наиболее важным событиям в жизни не только невесты и жениха, но и их семей, родственников и близких друзей, которые приглашены на это знаменательное событие. Разумеется оно окружено рекордным количеством суеверий, некоторые из которых пришли к нам из глубины веков и насчитывают не одно тысячелетие своей истории, а другие рождаются прямо на наших глазах, но всё же прочно занимают место в сознании тех, кому еще предстоит сыграть этот удивительный обряд.

Если ретроспективно анализировать с древних времен до настоящего времени брачно-семейные отношения на Руси, можно заметить, что они подверглись существенным изменениям. Однако основой их по-прежнему остаются отношения между мужем и женой, которые после свадьбы отделяются от родителей и начинают жить «своим домом», что опять-таки восходит ко временам позднего каменного века, неолитического общества, когда наблюдался распад общинных отношений и единицей общества уже считалась семья, жившая отдельно.

Вот только некоторые приметы, связанные со свадебной поездкой. Еще с тех времен, когда основным средством передвижения была лошадь, пошел обычай ехать в разных каретах (телегах, повозках) как жениху, так и невесте. В наше время, разумеется, для этих целей используются машины, но все равно смысл остался неизменным — жених и невеста добираются до загса в разных автомобилях, причем невеста едет со своими подругами, а жених — со своими друзьями.

Еще до того как невеста окажется в свадебной машине, жених, согласно опять-таки существующему обычаю, несет ее на руках до самой машины, хотя в последнее время этот ритуал соблюдается всё реже и реже, преимущественно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Согласно тем же обычаям путь до машин жениху и невесте устилают лепестками роз, чтобы совместная жизнь у них была такой же яркой, красивой и романтичной как лепестки этих цветков.

Откуда же пришел к нам обычай украшать свадебные машины лентами и цветами и что он означает? Родом из Западной Европы, этот обычай представляет собой несколько измененную, очень древнюю традицию так называемых «невестиных бантов», получившую в нынешнем виде наибольшее распространение в XVII-XIX веках. Красавица-невеста отправлялась в церковь на венчание в сопровождении нескольких мальчиков, которые несли веточки цветущего розмарина, считавшегося цветком невесты, и узенькие полоски ленты, так называемые «невестины банты», которые завязывались на руках и считались гарантией счастливой семейной жизни. В начале XX века этот обычай стал постепенно забываться, но практика украшать предметы, относящиеся к свадьбе, осталась, правда сами банты перекочевали сначала на свадебные экипажи, а затем и на автомобили.

На Руси издавна существовала традиция устраивать свадебные сговоры и справлять свадьбы с праздника Покрова (14 октября) до Кузьмина дня (14 ноября). Вымаливая себе «вторую половину», девушки и парни в эти дни вспоминали все известные любовные заговоры, которые на Покров имеют особую силу. Считалось, что обряд свадьбы непосредственно связан с поклонением огню как животворящему началу и Солнцу — как образу небесного огня, пробуждающего землю. В последний день девичества невеста плакала у пылающего очага. Входя в дом мужа, невеста направлялась прежде всего к очагу, специально разжигаемому в этот день.

С днем свадьбы связаны и многие другие обряды и поверья. Хотя этот праздник и считался радостным и торжественным, невеста с момента появления свахи в доме до самого венчания в церкви, по обычаю, должна была не переставая плакать и сокрушаться о своей судьбе, выказывая тем самым почтение к родителям и благодарность за годы жизни, проведенные под отчим кровом. В день сватовства назначается день следующей встречи, когда жених должен явиться за ответом. Окончательный сговор и назначение дня свадьбы отмечали застольем в доме невесты. По старинной традиции, невесту символически «пропивали»: сваты и родители невесты пили за договор о будущей свадьбе, в залог нерушимости которого жених перед уходом брал у невесты платок и кольцо.

А вот как воспринимали обычай бить посуду на свадьбе наши предки. Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье. Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще считалось: чем больше осколков, тем больше счастья.

Кое-где в Европе существовал обычай, по которому родители невесты после венчания выбрасывали из верхнего окна дома блюдо с пирогами. Хорошим знаком считалось, если блюдо разбивалось на большое количество осколков.

Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Само блюдо дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. В это время детишки должны проворно расхватать кусочки пирога. В том случае если блюдо не раскололось на мелкие кусочки, дружок жениха должен растоптать его ногой. Чем больше насчитывалось разбитых кусочков блюда, тем больше счастья, как предполагалось, можно было ожидать у молодых.

Отец и мать невесты встречают молодых хлебом-солью, ведут к столу и усаживают на шубу, вывернутую шерстью вверх. Считается, что это приносит богатство и достаток в дом. Во время всего пира новобрачные не должны пить и есть, а дружок и подружка жениха и невесты следят за тем, чтобы молодые сидели, тесно прижавшись друг к другу («так, что кошка между ними не пробежит»). Гости пируют до позднего вечера, бьют посуду на счастье, славят молодых. Традиционный возглас «Горько!» связан с обычаем подносить каждому из гостей стопку водки, выпив которую, он должен подтвердить, что это была действительно водка, крикнув: «Горько!

А вот и некоторые приметы, связанные с обрядами бракосочетания и свадебными торжествами.

Свадебные приметы

■ Когда молодожены садятся за свадебный стол, необходимо, чтобы они сидели на одной скамье — тогда семья будет крепкой и слаженной, иначе брак может оказаться неудачным.

■ Новобрачных за столом, по древним обычаям, надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато и с достатком.

■ Жених и невеста всегда должны находиться рядом друг с другом и не позволять, чтобы между ними кто-нибудь вставал, иначе разойдутся. Человек, который появлялся между ними, являлся провозвестником несчастья в семейной жизни. А кроме того считалось, что тот, кто станет между молодоженами, и будет причиной их расставания.

■ Не пригласить всех родственников — к выяснению отношений. В принципе к этой примете можно отнестись с известной долей юмора и не принимать ее всерьез, но задуматься над ней на досуге всё же не помешает.

■ Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж, причем в следующем году. Особенно эта примета популярна в последние десятилетия, под влиянием американских фильмов.

■ Подруги не должны мыть посуду после свадьбы, а то быть ссоре с молодоженами.

■ Много гостей на свадьбе — к хлопотам. К этой примете тоже можно отнестись как к шуточной, фольклорной. Вероятно она исходит от пословицы «Бедному жениться — ночь коротка».

■ Хорошее угощение на свадьбе — к частым гостям в доме.

■ Жених и невеста не должны фотографироваться порознь на свадьбе — иначе они расстанутся.

■ Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью, тогда семья будет жить богато.

■ Если, возвращаясь из загса, первой в дом заходит невеста — она будет руководить в семье, если жених — он будет хозяином.

■ Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить — молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.

■ Если во время свадьбы с невесты упало украшение — дурное предзнаменование.

■ Если дарят столовые принадлежности (особенно с ножами), отдайте монетку — иначе быть раздорам.

■ Жених не должен видеть свадебного платья до дня свадьбы и не должен накануне свадьбы видеться с невестой.

■ Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде.

■ Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

■ Дождь или снег в день свадьбы — к счастью.

Существует множество примет, касающихся венчальных свечей. Вот например, считается, что тот из молодоженов, у которого венчальная свеча догорит раньше, умрет первым, а если она выпадает из рук, то это уж совсем считалось не к добру. Также не предвещало ничего хорошего неровное горение венчальной свечи, которая таким образом «волновалась» о старших в доме.

Если в день свадьбы шел дождь, то это считалось отличным предзнаменованием, но плохо если свадьбу играли зимой и разыгрывалась метель — согласно приметам, из молодой семьи выдувалось всё богатство.

Если после обряда венчания свадебный кортеж поехал по другой дороге, то это считалось отличным предзнаменованием, так как теперь муж и жена будут жить новой жизнью и не вернутся к прежней.

А что можно было предпринять, если девушка не хотела выходить замуж за того, кого ей прочили в мужья? Предприимчивые сваты старались во что бы то ни стало завладеть старой обувью и веником девушки, так как в этом случае она все равно должна была выйти замуж, даже помимо своего желания, за нелюбимого человека.

Некоторые приметы, связанные с проведением обряда венчания, насчитывают несколько столетий, и в нынешнем веке их также стараются соблюдать, свято веря в их действенность.

■ Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать — брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.

■ Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.

■ Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно — к долгой совместной жизни.

■ После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало — к удаче, к дружной и счастливой жизни.

Сейчас модно брать кредиты на проведение свадебных торжеств, да это и понятно — все-таки отличный повод повеселиться с размахом, да и запоминается это событие у одних надолго, а у других — и на всю жизнь. В общем, хочется, чтобы торжества прошли на самом лучшем уровне, вот и приходится деньги одалживать, брать кредиты... А вот в старину это считалось дурным признаком, так как по поверьям, семья, справившая свадьбу на одолженные деньги, всю жизнь будет отдавать долги и не иметь своих собственных денег.

Перед тем как сесть за свадебный стол, молодые должны разбить тарелку и вместе переступить через осколки, чтобы не ссориться в браке.

Свадебный торт разрезает невеста, жених поддерживает нож. Кусок торта с основным рисунком жених кладет на тарелку своей суженой, следующий кусок невеста преподносит жениху, а потом уже — гостям. Эта примета к взаимному согласию и помощи друг другу.

Если три года подряд в годовщину бракосочетания свадебной скатертью застилать стол, то молодые вместе проживут до старости.

Ну и конечно же, редкая свадьба даже в наше время обходится без традиционного свадебного каравая, о котором тоже сложено немало поверий и суеверий. Символ семейного счастья — свадебный каравай выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. Никогда не приглашают участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может повлиять на будущее молодой семьи.

В общем, примет о свадьбах существует великое множество, не все из них предвещают добро, но ведь и не все из них обязательно сбываются. Если верить в силу любви и не обращать внимание на мелкие неурядицы во время свадьбы, то ничего плохого и не случится. Главное — всегда верить в доброе и на всё смотреть с юмором.

В последнее время наблюдается увеличение интереса к африканской культуре и традициям. Некоторые фирмы, специализирующиеся на организации свадеб, даже предлагают услуги проведения свадьбы в африканском стиле. Экзотично, не правда ли? Но пожалуй стоит заранее узнать о некоторых приметах и обычаях свадьбы в Африке. Их — множество, и мы предлагаем вам некоторые из них.

Для начала важно, чтобы перед предстоящей свадьбой в дом, где будут жить молодые, вползла змея, — это считается хорошим предзнаменованием, знаком благосостояния и счастья в семейной жизни. Хозяйка дома в этом случае предлагает змее миску с парным молоком и просит остаться. И уж совсем отличным знаком считается, если змея попробовала угощение, — быть счастью в доме.

Также существует достаточно распространенный запрет на внутриплеменные любовные взаимоотношения; согласно поверьям многих племен, это несет беду и несчастья всему племени и разумеется тем мужчине и женщине, которые вопреки традициям полюбили друг друга.

Во время проведения самой свадебной церемонии хозяева дома, в котором разыгрывается это действо, читают заклинания и молитвы о благополучии дома, призывают духов предков быть благосклонными к ним, а также просят о достатке, благополучии и здоровье для всех. Примечательно, что аналогично традициям европейской церемониальной магии, африканцы в конце каждой молитвы-заклинания произносят хором «Да будет так».

Обычай перепрыгивать на свадьбе через метлу распространен не только на свадьбах древних и современных язычников, это непременный атрибут свадебных церемоний многих африканских племен. Жених с невестой во время свадьбы должны перепрыгнуть через метлу, что символизирует начало создания собственного домашнего очага.

В Южной Африке живет племя кгатла, у которого есть обычай, согласно которому на следующий день после свадьбы невеста должна вместе с другими женщинами дома вымести весь двор начисто. Помимо чисто практической составляющей данного обычая, предполагалось, что она в скором времени должна была обзавестись собственным домом, но пока помогала в хозяйственных заботах в этом доме.

В наш век многие древние традиции свадебных церемоний оказались безвозвратно потерянными, а те, что еще остались, соблюдаются условно и в измененных вариантах. К счастью, сейчас молодежь проявляет больше интереса к собственным корням, и все больше пар хотят организовать в духе старинных русских традиций.

Зачем соблюдать традиции

Большинство современных свадеб играются по одному и тому же типичному сценарию. Молодожены стараются придерживаться основных традиций, часто не понимая их смысла. Неписаные правила проведения свадеб соблюдаются по привычке, чтобы не отстать от других.

А между тем свадебные обряды в русском народе сложились много веков назад. Каждое действие на свадьбе имело определенный смысл. Поэтому по возможности необходимо выполнять все традиции русской свадьбы. Такая свадьба в старинном духе обязательно получится веселой, четко организованной и насыщенной событиями. Кроме того, устроив в духе старинных обычаев, вы окажете уважение своим предкам, совершите небольшой гражданский подвиг и сможете ощутить связь со своими корнями.

Обычаи русской свадьбы

Целый комплекс обязательных ритуалов и обрядов использовался во время проведения русской свадьбы. Все они выполнялись в определенной последовательности и по сложившемуся сценарию. Каждое такое действие несло определенную нагрузку. К примеру, венчание представляло собой религиозное свершение брака, а первая ночь новобрачных становилась его физическим заключением.

Какие же обряды входили в традиционное свадебное торжество на Руси:

  • Сватовство по сути являлось переговорами семей будущих жениха и невесты. Этот пункт был обязательным. Раньше в брак вступали в очень молодом возрасте, поэтому всеми организационными вопросами занимались родители молодоженов. Из числа близких родственников или уважаемых людей выбирались сваты, которые должны были вести беседу и договариваться с родителями невесты, налаживая контакт между семьями.
  • Осыпание молодых зерном или, так называемый, «дождь изобилия» символизировал достаток в будущей семейной жизни. Раньше жениха и невесту осыпали рожью или овсом. Сейчас для этой цели используют рис. Иногда молодым под ноги бросают , чтобы их жизнь была полна любви и красоты.
  • Встреча молодых с караваем была призвана подарить молодым семейное счастье. Каравай специально пекли для свадебного торжества, украшали его разными узорами. Традиционно каравай украшался калиновой веточкой, которая была символом любви. Сам каравай пекли по особому рецепту с соблюдением множества ритуалов.

  • Выкуп и похищение невесты символизировали противоборство силам зла, пытающимся омрачить счастье будущей семьи. Во время выкупа жених должен был выполнить много заданий и пройти разные испытания, которые придумывали подружки невесты. Так он показывал свою силу и ловкость, стремление противостоять злым силам. В завершении жених мог надеть колечко на палец своей невесты и одарить ее поцелуем.

  • Передача очага - едва ли не самый трогательный обряд. Сейчас его проводят в завершении свадебного торжества. Матери новобрачных с зажженными свечами подходят к молодым и те зажигают от их свечей общую большую свечу, которая символизирует семейный очаг. Потом они танцуют последний танец, прощаясь с гостями. Очень красиво смотрится этот обряд в полумраке.

Свадебные традиции невесты

За несколько дней до даты свадебного торжества невеста проводила девичник. Это был своеобразный обряд прощания с девичеством и вступления в новую семейную жизнь. Во время этого мероприятия девушки дарили друг другу символические подарки, веселились и развлекались.

Важным обрядом, который соблюдается и в наши дни, считалось снятие фаты. В давние времена невесте расплетали косу и сплетали из волос две косы, которые потом укладывали вокруг головы и повязывали платком. Это означало, что девушка теперь замужняя.

Сейчас этот обряд проводят по-другому. В центре комнаты ставят стул и кладут на него подушечку. Невеста должна сесть на этот стул. Это означает, что теперь у молодой жены есть свое уютное местечко в жилище жениха. Снимает фату с невесты свекровь. Затем она повязывает невесту платком или нарядной шалью и говорит добрые пожелания. В заключении, невеста должна станцевать с незамужними подружками пронося над их головами фату. Примерять снятую фату нельзя – останешься в девках.

Еще один обряд для невесты связан с ее букетом. Сейчас невеста по традиции кидает свой букет незамужним подружкам, повернувшись к ним спиной. На традиционной русской свадьбе этот обряд осуществлялся иначе. Невеста с завязанными глазами выбирала из числа незамужних подруг будущую обладательницу букета, пока девушки водили вокруг нее хоровод.

Свадебные традиции жениха

Сейчас перед свадьбой жених устраивает для своих друзей веселый вечер. Это мероприятие обычно символизирует прощание с холостяцкой жизнью, отмечается с размахом, проводятся веселые мероприятия, розыгрыши и шутки. Друзья поздравляют жениха с предстоящей свадьбой.

Этот обычай, в отличие от девичника, появился не так давно. Раньше жених накануне свадебного торжества просто мылся в бане в одиночестве.

Подготовка букета для невесты являлась неотъемлемой обязанностью жениха. Он должен был самолично составить букет из цветов, которые придутся ему по вкусу и преподнести невесте вместе с обручальным кольцом после выкупа.

По аналогии, с передачей букета невесты не так давно появился обычай бросать в толпу неженатых гостей подвязку, снятую женихом с ножки невесты. Пойманная подвязка должна символизировать скорый удачный брак.

Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня мы расскажем о том, какие свадебные традиции существовали раньше.

Еще каких-то несколько сот лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник , венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Сватовство, к примеру, выражалось в переговорах двух семей о возможности заключения брака между молодым человеком и девушкой. Прощание невесты с девичеством являлось обязательной стадией, характеризующей переход молодой девушки в категорию замужних женщин. Венчание выступало в качестве религиозного и юридического оформления брака, а брачная ночь – в виде его физического скрепления. Ну а свадебный пир выражал общественное одобрение брака.

Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).

Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.

Несмотря на единство общей схемы проведения, свадебный ритуал имел локальное многообразие. К примеру, в северных губерниях Европейской России и в Сибири имел широкое распространение обряд, при котором невеста должна была посещать баню. Этот обряд являлся частью обрядов прощания молодой девушки с девичеством. В Южной России обязательной частью свадеб был каравайный обряд. Отдельные обряды проводились только в конкретных областях. Например, в Псковской Губернии невесте со своей «свитой» необходимо было встретить «поезд» жениха на пути в церковь и положить к его ногам букет бумажных цветов. В других русских областях жених должен был забрать невесту из дома родителей и везти в церковь.

В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией, но имела место и некоторая импровизация. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Невеста всем своим видом должна была выражать покорность, любовь и благодарность родителям, которые ее вырастили, а также всячески показывать свое недоброжелательное отношение к жениху и его родне. В свою очередь жених должен был демонстрировать уважение и любовь к невесте. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.

Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. В Южной России важную роль играли каравайницы, который выпекали свадебный каравай. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение. К примеру, невесте в течение ритуала приходилось несколько раз менять одежду, демонстрируя тем самым изменение своего статуса. На «плакальном» этапе невесте полагалась быть в траурном наряде с закрытым платком лицом, в процессе венчания и брачного пира она носила нарядные одежды, полагалось быть нарядно одетой, а наутро после брачной ночи молодуха надевала самый нарядный и яркий костюм и женский головной убор. Жених обычно надевал вышитый квадратный платок (ширинку), который крепился к шапке, букетик цветов, закрепленный за шляпную ленту и наброшенное на плечи или подвязанное вместо пояса полотенце. Сваты отличались скрепленным через плечо вышитым полотенцем или красными перчатками на руках. Атрибутом дружки был кнут. Свадебные обряды, как своеобразное театрализованное действие, включали в себя специальные песни, приговоры, игры, присказки, плачи, заговоры, танцы.

Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. К примеру, составной его частью стали действия, которые отражали далекие представления людей об умирании души девушки при переходе ее в категорию замужних дам и обретении ею после брачной ночи души молодухи. Некоторые обряды восходили к культу далеких славянских предков: плач невесты на могиле родителей с мольбой о благословении на брак, прощание с печкой при уходе из дома в день венчания и т. п. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях.

Русский свадебный ритуал, история формирования.
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.

Во второй половине семнадцатого века в народный свадебный обряд стали активно внедряться традиции Православной Церкви: возник обряд родительского благословения, обязательным стал обряд венчания. Сам народный обряд официальные лица начали осуждать, считая его «бесовским действием». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был введен указ, который осуждал многие обряды народной свадьбы и который за проведение оных предписывал бить людей батогами, а использовавшиеся при этом музыкальные инструменты - ломать и сжигать.

Сватовство.
Сватовство представляло собой переговоры семей, которые были заинтересованы в заключении брака, а также являлось главным и обязательным ритуалом, предшествующим русской свадьбе. Вступать в брак на Руси принято было рано, при этом родители молодого человека сами занимались выбором невесты для своего сына. Нередко сами молодые даже и не знали о предстоящей свадьбе, их могли оповестить только во время приготовлений к ней. К сватовству подходили со всей серьезностью и ответственностью. Прежде чем на него решиться, собирали семейный совет, на котором присутствовали крестные родители и ближайшая родня. Конечно, при выборе невесты учитывали мнение молодого человека и родственников, но последнее слово оставалось за родителями. Прекрасной невестой считалась девушка физически сильная, обладающая трудолюбием, способная хорошо выполнять хозяйственные и домашние работы, проявляющая уважение и почтение к старшим, скромная, но имеющая чувство собственного достоинства. Особым «спросом» пользовались девушки из семей с хорошей репутацией. Принадлежность девушке к роду, который был уважаемым на протяжении нескольких поколений, позволяла судить о ней, как о достойной невестке-продолжательнице рода-племени.

Материальное благосостояние семьи в расчет не бралось при выборе невесты. Считалось, что молодые смогут сами «нажить все». Очень тщательно выбирались сваты, поскольку от их умения вести беседу, расположить родственников будущей невесты, в выгодном счете представить семью молодого человека зачастую зависел результат сватовства. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня, либо кто-то из его близкой родни. Иногда родители парня в сваты приглашали уважаемого и пользующегося доверием односельчан человека. Кроме того, такая ответственная роль предлагалась красноречивым, умеющим устраивать брачные дела людям. В крупных ремесленных слободах, больших торговых селах, городах пользовались услугами профессиональных свах. Но этот обычай стал распространенным вначале в городах, и то довольно поздно. Так в середине девятнадцатого века подобное сватовство даже в городах было принято считать «ненастоящим», поэтому после получения согласия родителей на сватовство отправляли «настоящих» сватов.

Сватовство в те времена проходило с обязательным соблюдением различных примет, от которых по древним поверьям серьезно зависела будущая жизнь новобрачных. Обычно свататься или договариваться о заключении брака приходили в дом девушки родители или близкие родственники жениха. Во время этого обряда семьи молодых людей знакомились и налаживали «контакты», поскольку родственные связи имели достаточно серьезный вес в то время, поэтому продумывалось все буквально до мелочей. Для сватовства выбирали определенные дни недели, которые носили название «легкие»: воскресенье, вторник, четверг или субботу, обычно позднее вечернее или ночное время. Все это сопровождали различными магическими действиями, которые, как предполагалось, обеспечат положительный исход дела и предотвратят отказ родителей невесты. К примеру, в Псковской губернии мама молодого человека била три раза выходивших за дверь сватов поясом, сопровождая определенными магическими словами. В русских селах Казанской губернии сваха по приезду в дом избранницы находила ступу и три раза оборачивала ее вокруг себя, это предполагала удачное замужество (девушка будет трижды обведена вокруг аналоя во время венчания). В Пермской губернии сваха при входе в дом девушки ударяла пяткой о порог.

Войдя в дом будущей невесты, сваты вели себя по деревенскому обычаю: снимали шапки, крестились на иконы, отвешивали поклоны хозяевам, не проходили к столу без приглашения и не садились на лавку. Сват первым начинал разговор и произносил хорошо известные всем присутствовавшим фразы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица» и т.п. Бывало и так, что сваты прямо выражали цель своего прихода, пришли, мол, «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать - невесту искать».

Родители будущей невесты выказывали благодарность за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение и приглашали к столу. Раньше считалось, что сватов необходимо очень хорошо встретить, даже если жених не особо «глянулся» родителям невесты. Если жених был не в угоду родителям невесты, то отказ они всегда излагали в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать». В случае желанного сватовства, и если парень был хорошо знаком, родители девушки свое согласие давали сразу. Если же парень был малознаком или проживал в другой деревне, родители просили у сватов время на раздумье: «Дочку замуж выдать - не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Приветствие сватовства еще не означало полного согласия на свадьбу.

В цикл обрядов сватовства включали также переговоры относительно приданого , которое давали за невестой, размера денежной суммы (кладки), выделяемой родителями жениха на свадебные траты, о размере трат на свадебный пир, обсуждалось количестве гостей, которое будет на свадьбе со стороны жениха и со стороны невесты, дары, которыми будут обмениваться родственники во время проведения свадебного ритуала. Если семьи были зажиточные, то могли составляться юридически заверенные брачные контракты, в которых упоминались все детали свадьбы и дальнейшей жизни молодой семьи. По окончании переговоров семьи определялись со временем сговора, то есть назначали день точного принятия решения относительно свадебного торжества.

Погляды и смотрины.
Вслед за сватовством устраивались погляды, смотрины. Погляды (местоглядение, сугляды) заключались в приезде родителей и родственников невесты в дом жениха для уточнения его имущественного положения. Данный обряд также имел торжественное проведение, семью невесты встречали очень хорошо: демонстрировали дом, хозяйственные постройки, скот, количество зерна в амбарах, овин, гумно, сажали за праздничный стол, говорили о семейных преданиях. Если семьи были не знакомы, то осмотр был более строгим и тщательным. Если родители девушки по каким-либо причинам были не удовлетворены хозяйством жениха, они могли отказать в сватовстве: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». Если же осмотр им понравился, то говорили примерно так: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».

На смотринах (глядинах) девушку официально представляли парню. Который посватался и его семье. Обычно этот обряд проводили в доме избранницы. На нем присутствовали непосредственно жених, его родители и ближайшая родня. Данное действо сопровождалось пением молодых незамужних девушек (подружек будущей невесты), которых также приглашали на этот ритуал. Девушка надевала свое парадно-выходное платье, ее выводили в центр избы, прося пройтись или повернуться на месте. Гости и родители жениха, наблюдавшиеся за этим процессом, высказывали свое одобрение в адрес девушки. После этого молодые рука об руку прохаживались по избе, вставали на заранее расстеленную шубу, целовались или кланялись друг другу.

Если жених был не по нраву девушке, на смотринах она могла об этом сказать родителям, после чего отказаться от свадьбы. К примеру, она могла молча выйти из избы, заменить праздничный наряд на будний, и вернуться к гостям. Это расценивалось гостями как отказ. Но, как правило, данный обряд заканчивался пиром, при этом родители невесты накрывали стол, а родители жениха привозили хмельные напитки.

Сговор.
Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье), который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Во время сговора невеста начинала причитать, жалуясь на судьбу и родителей, которые вынуждают ее проститься с вольной девичьей жизнью и родимым домом.

Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками или небольшим куском овчины, после чего жали друг другу руки со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Издавна на Руси пожимание рук друг другу узаконивало взаимовыгодное соглашение, договор. В некоторых российских областях рукобитье проводили над столом, где заранее клали каравай, после чего разламывали пополам. Хлеб в данном случае служил скреплением договора.

После рукобитья мать девушки скрепляла руки молодых, подтверждая тем самым свое согласие относительно решения отцов. После этого все начинали читать молитву перед иконами с зажженной лампадой. Достигнутое и согласие отмечали пиром, при этом молодые на нем не присутствовали.

После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь. По обычаю, виновная сторона в нарушении соглашения была обязана оплатить все траты на свадьбу, а также выплатить «компенсацию» за бесчестье обманутой стороне. После сговора молодых называли женихом и невестой. Полученному статусу молодые должны были соответствовать (изменить поведение, внешний облик). Невесте предполагалось после сговора «кручиниться», «убиваться», причитать, то есть оплакивать свое девичество. Она должна была отныне носить только траурную одежду, на голове платок, надвинутый на лицо, ей нельзя было расчесывать волосы и заплетать косу. Она практически не говорила, объяснялась жестами, по дому она передвигалась исключительно с помощью подруг, которые теперь находились рядом с ней постоянно, а зачастую и ночевали у нее. Невесте было запрещено выходить за пределы дома и двора, ходить на вечеринки и гулянья молодежи. Разрешалось выйти из дома только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу, да проститься с соседями, деревней и «белым светом». Теперь она была отстранена от любой хозяйственной работы. Единственным ее занятием было приготовление даров, шитье приданого. Были и те области России, где невеста до венчания ежедневно в течение недели должна была выходить и печально причитать. По поверьям, чем больше невеста плачет, тем легче будет жизнь с мужем. На подобные «посиделки» иногда собирались все женщины деревни.

Жених же после сговора вовсю гулял со своими дружками по собственной и соседним деревням, расставаясь с «молодечеством». Кроме того, каждый день он должен был ходить в дом невесты и одаривать ее подруг разными вкусностями (конфеты, пряники).

Каравайный обряд.
Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая (круглый хлеб с украшениями в виде фигурок из теста, искусственных цветов) во время княжьего стола (свадебного пира). Каравай пекли в доме жениха (иногда в доме невесты, а в некоторых местностях и там, и там) накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление (назывался этап «каравай валять»), второй - деление каравая на свадебном столе или «каравай носить». На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по-разному.

Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Он носил ритуальный характер. Готовить каравай начинали в тайно намеченное время, до захода солнца, перед этим обращаясь к Богу и святым угодникам. В обряде участвовали посаженый отец и посаженая мать жениха (если они были счастливы в браке), а также молодые женщины-каравайницы, также счастливые в браке и имеющие здоровых детей.

Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Для придания формы тесту его укладывали в специальную большую чашу с крестом, а чашу в свою очередь ставили лавку, где находилось сено, покрытое скатертью. Всем, кто присутствовал при этом особом ритуале строго запрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Задвигали его в печь с помощью специальной лопаты, на краях которой были прикреплены горящие свечки. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали-выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.

С точки зрения мифологии печь символизировала женское чрево или материнское лоно, хлебная лопата - мужское начало, а каравай - плод, который получился при их слиянии. Украшения из теста, которые девушки пекли отдельно от каравая, были в виде фигурок солнца, звезд, месяца, цветов, плодов, домашних животных, то есть знаков, которые считались у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. В течение всего процесса изготовления и выпекания каравая исполнялись специальные каравайные песни, повествующие об этапах его создания каравайницами.

Девичник.
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту . После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

Молодечник.
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

Свадебный поезд.
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. В разных областях России состав свадебного поезда мог различаться. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.

Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.

Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Невеста и жених должны были сидеть с краю стола и не притрагиваться к пище. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Также жених и невеста не должны были кушать вместе с женатыми и замужними родственниками, это было возможно только после брачной ночи. После угощений отец невесты передавал свою дочь жениху со словами, что он передает ее навсегда в распоряжение мужа.

В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.

Венчание.
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.

Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.

Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.

Некоторые обрядовые действия были направлены на предотвращение измены молодыми. К примеру, запрещалось стоять или проходить между молодыми. Считалось, что во время обряда венчания можно было обеспечить здоровье молодым, для чего в момент обведения священником брачующихся вокруг аналоя, тихо произносили специальные заговоры.

Для обеспечения хозяйственного благополучия будущей семье перед приближением молодых к церкви перед ними расстилали белую новую ткань, бросали под ноги деньги, осыпали зерном, а во время венчания невеста запрятывала за пазуху хлеб, сыпала в обувь соль, крепила к одежде клочок шерсти. Верили, что предметы в руках у жениха и невесты во время церемонии венчания, имеют магические свойства. К примеру, воск венчальных свечей и вода с благословенной иконы, применялись в лечении младенцев, венчальная рубаха – для снятия боли у женщины во время родов. В некоторых деревнях хозяин дома надевал на себя венчальную рубаху в первый день сева для обеспечения хорошего осеннего урожая. Обручальное кольцо применяли при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской России и во многих деревнях Сибири и Алтая отправлялись в родительский дом на свадебный пир. Там же по окончании пира проходила и их брачная ночь.

А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.

Княжий стол.
Княжий стол (венчальный или красный стол) - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).

Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини». После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Этот обряд выступал в качестве знакомства родственников жениха с новым членом семьи. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.

Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. В некоторых местностях молодую после ужина «окручивали» или надевали на нее женский головной убор. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал отдарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь - матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе. Однако им подавались определенные блюда: каша, яйца, мед, масло, хлеб, пироги, молоко. При этом молоко молодые пили из одного стакана, ели одной ложкой и из одной чашки, ели хлеб от одного куска. Это подтверждало единство молодых их неразрывную связь. По окончании горнего стола проводился обряд деления каравая.

Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.

Брачная ночь.
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении (клеть, чулан, сенник, баня, реже хлев или овчарня), при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.

Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет много.

Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, эротические наставления, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель. Во время брачной ночи к молодым несколько раз наведывался дружка и интересовался относительно того, состоялся ли половой контакт. По обычаю, который был распространен практически во всех местностях России, если все завершалось благополучно, дружка извещал об этом гостей, молодых же после этого либо выводили к гостям, либо не тревожили до утра. Гости после такого известия запевали эротические частушки, в которых говорилось о том, что произошло между молодыми.

Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить, в целях проверки добрачного целомудрия девушки. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой. Оповещение родителей, гостей, да и всей деревни о целомудрии или его отсутствии у невесты происходило посредством проведения обрядово-игровых действий. К примеру, в селах Пермской губернии, если новобрачная была девственницей, на дом молодоженов вывешивали полотенца и скатерти с красными вышивками, их же дружка привязывал к дугам лошадей, по дороге к родителям новобрачной. Во Владимирской губернии брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы, говорила о честности невесты. В некоторых деревнях гости во главе со свашкой и дружкой с криками, звоном и шумом разъезжали по деревне и размахивали рубашкой новобрачной.

Если оказывалось так, что молодая утратила девственность до брака, то ее родителям надевали на шею хомут, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Унижению подвергалась и сваха. Обязательная невинность невесты, а в некоторых деревнях и жениха до брака, исходила из представлений крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину было возможно произойти только в ходе определенных обрядов и только при соблюдении в определенной последовательности. Нарушение порядка считалось нарушением хода жизни, посягательством на ее основы.

Также считалось, что девушка, потерявшая невинность до брака, останется бесплодной, рано станет вдовой или оставит вдовцом мужа, а семье погрязнет в голоде и нищете.

Окручивание молодой.
Окручивание молодой также являлось свадебным обрядом, при котором невеста меняла девичью прическу и головной убор на женские. Ритуал проводился сразу же после венчания на церковной паперти или в сторожке церкви, в доме жениха перед княжьим столом, в середине свадебного пира, после брачной ночи. На данном обряде обязательно присутствовал жених, его родители, дружки и свашек. Все это сопровождалось пением. Вместо одной косы заплетали две и укладывали вокруг головы, после чего покрывали кокошником.

В русских селах Алтая окручивание проводилось после приезда от венца. Невесту сажали в угол, закрывали с каждой стороны платками, плели две косы, укладывали их вокруг головы, надевали самшуру и платок. Затем молодую показывали жениху и просили их обоих посмотреться в одно зеркало, дабы «жить дружно». Песни, которые пели свашки при смене прически и головного убора, в разных местностях звучали по-разному, но суть была одна: утверждение девушки в новом статусе.

Хлебины.
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе ла пир в родительском доме молодухи продолжался.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама