THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В прошлом одежда марийцев была почти исключительно домашнего производства. Изготовлением ее занимались женщины. Этот процесс требовал большой затраты времени. Материалом для верхней (зимней и осенней) одежды служило домотканое сукно черного, коричневого или белого цвета и овчина. Рубахи и летние кафтаны почти повсеместно шили из белого льняного холста. Только у восточных марийцев наряду с белой холщовой встречалась одежда из пестряди.

Основными частями женской марийской одежды были туникообразная рубаха, кафтан, штаны, головной убор и плетенные из лыка лапти. Женскую рубаху (тувыр, тыгыр) шили из трех-четырех полотнищ холста, прямого покроя, без клиньев. Рукав пришивали по прямой линии к переднему полотнищу. Разрез делали сбоку или посередине груди. В основном покрой был одинаковым у всех групп марийцев, локальные особенности были незначительны. Так, у горных мариек рукава заканчивались нередко обшлагами, тогда как в других районах обшлагов не делали. Восточные марийки обычно нашивали оборки на подоле или на груди рубах. У всех групп марийцев рубахи богато украшались вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. Вышивали шерстяными, шелковыми и хлопчатобумажными нитками.

В вышивке рубах наблюдались локальные различия. Наиболее богатой орнаментацией отличались рубахи в центральной и юго-восточной частях края. Зачастую рисунок ее был рельефным, плотным, выполненным шерстью темной расцветки. В северных районах вышивка на рубахе была значительно тоньше; ее выполняли шелком. Вышивка на рубахах горных мариек была многоцветной с очень мелким рисунком. Наблюдались различия и в размещении вышивки: например, в северных районах на рубахах не было вышивки по соединительным швам, отсутствовала и орнаментальная полоса вдоль рукавов. Соблюдались и возрастные различия в орнаментации женской одежды: на детских рубахах отсутствовала нагрудная вышивка, у подростков 13-16 лет и у девушек узор состоял из группы небольших кружочков, квадратиков или крестиков, тогда как у взрослых женщин нагрудная часть рубах была богато орнаментирована. Рубаха служила одновременно нательной одеждой и платьем.

Под рубаху надевали штаны (йолаги) из грубого холста на завязках. Поверх рубахи носили род холщового балахона (гиобр, гиовыр) с вышивкой спереди по разрезу, на спине и на рукавах. У луговых мариек шовыр шили цельным с клиньями или без клиньев по бокам; горные марийцы носили шовыр отрезной в талии с борами сзади.

Верхний суконный кафтан (мыжер) также был двух типов - с клиньями или с борами. Луговые марийки делали кафтан с открытым воротом и нередко украшали его по краю выреза нашивками из кумача, тесьмы или бисером. Горные марийки шили [кафтаны с небольшим стоячим воротником.

Рубахи и кафтаны носили с различными поясами (угитд), плетенными или тканными из шерсти и шелка, украшенными бисером, кистями, металлическими цепочками и бляшками. Передник был холщовый, вышитый. Более старая его форма - небольшой прямоугольный лоскут с завязками, позднее (с начала XX в.) появились передники с грудкой, хотя не во всех районах.

Зимой носили шубу (уж- га) из овчины с борами. Обувью служили лапти, плетенные из семи или девяти лык (гиымниан или ин- дегиниан йыдал), с низкими бортамии мелкой головкой, с мочальными оборами. С лаптями носили холщовые портянки или суконные онучи из белого или черного сукна, которыми туго обертывали ноги.

Головные уборы замужних женщин отличались большим разнообразием. Основными были три типа головных уборов: сорока (сорока) - лопатообразный головной убор, гиымакги (шита гиовыч, или калпак) - конусообразный головной убор в виде колпачка и головное полотенце (тарпан). Их изготовляли из тонкого холста и почти сплошь покрывали вышивкой. Отдельные типы головных уборов были специфичны для определенных районов. Были даже различные названия для мариек, носящих тот или иной головной убор: сорокан-ватэ - женщина носящая сороку, шымакшан-ватэ - женщина, носящая шымакш, и, наконец, гиарпан-ватэ.

Непременной принадлежностью марийского женского костюма было большое количество различных украшений - головных, нагрудных, шейных, поясных. Материалом для изготовления их на территории нынешних Сернурского, Медведевского, Советского районов был бисер, в других местах преобладали монеты. Кроме того, повсеместно употребляли раковины-ужовки (кишке вуй). С насаждением христианства марийки к шейным украшениям стали привешивать кресты. Украшения и материал для них продавали на ярмарках и местных базарах. Металлические украшения собирали] сами марийки, только цепочки из металлических сплавов изготовляли кустари в дер. Чаломкино близ Козьмодемьянска, да кресты отливали в с. Рыбная слобода (ныне Пестречинский район Татарской АССР). Полный набор украшений с настоящими серебряными монетами можно было встретить только у зажиточных мариек. Бедные крестьянки носили меньшее количество украшений, причем монеты они заменяли оловянными бляшками и жетонами.

Женская одежда в большей степени, чем мужская, сохраняла архаические черты и национальные особенности. Но в районах со смешанным населением происходило взаимовлияние культур, что отражалось и на одежде. Можно отметить многие черты сходства между марийским костюмом и одеждой соседних народов -чувашей, мордвы, удмуртов, татар.

Например, рубахи марийцев по покрою и отчасти орнаментации можно сравнивать с одеждой мордвы-мокши. Формы головных уборов чувашей и мордвы во многом сходны с марийскими. Одежду горных марийцев зачастую трудно бывает отличить от одежды верховых чувашей. Распространение рубахи с оборкой из пестряди во многих районах Марийской АССР, сопредельных с Татарской и Башкирской АССР, несомненно, является результатом татарского или башкирского влияния. Все это объясняется древними историческими, бытовыми, экономическими и культурными связями, а также территориальной близостью упомянутых народов. К концу XIX в. стало заметно значительное воздействие русской культуры, выразившееся, в частности, в распространении среди марийцев одежды городского типа.

Основные части старинной мужской одежды - холщовая вышитая рубаха, штайы, холщовый кафтан, онучи (ыттыр) и лапти (йыдал). Рубаха была несколько короче женской, разрез часто делали на правой стороне груди, в некоторых районах рубахи шили со стоячим воротником. Рубаху носили с узким пояском, плетенным из шерсти, или кожаным ремнем с пряжкой. На мужской одежде вышивки было значительно меньше, чем на женской, кафтан совсем не вышивали.

Суконный кафтан (мыжер) и овчинная шуба (ужга) по покрою не отличались от женских.

Мужскими головными уборами были войлочные шляпы (терку выт), плоские, с загнутыми краями или цилиндрической формы, а также круглые меховые бараньи шапки или шапки с суконным верхом и меховым околышем.

Детская одежда по покрою основных частей мало отличалась от одежды взрослых, но вышивали ее лишь слегка и несложным узором. Девочки не носили сложных головных уборов и украшений.

Народная марийская одежда сохранялась вплоть до начала XX в. Лишь в первой четверти XX в. получили распространение фабричные ткани. У мужчин появились ситцевые и сатиновые рубахи, темные брюки, кожаные русские сапоги, картузы. Особенно устойчиво сохранялись старые формы в обрядовой одежде. Существовал, например, обычай надевать молодой одежду наиболее архаичного покроя и притом исключительно домашнего изготовления. На территории нынешнего Сернурского района свадебное покрывало делали из волокна крапивы. Свадебная одежда особенно богато украшалась вышивкой. Женщины, отправляясь на свадебные торжества и моления, надевали высокий головной убор лопатообразной формы - турка, теперь уже исчезнувший.

В советское время марийский народный костюм претерпел значительные изменения. Одежду шьют почти исключительно из фабричных тканей. Процесс замены старинной одежды новыми формами идет неравномерно в разных районах и у разных групп марийского населения. Более интенсивен он в рабочей среде и у горожан, а на селе - в местах, близких к районным центрам, среди учащейся молодежи и сельской интеллигенции. Проявление национальных традиций наблюдается при отборе тканей для одежды. Так, для летней одежды предпочитают одноцветную, чаще белую ткань. Исключение составляют восточные марийцы и марийцы, живущие близ татарских, удмуртских или чувашских сел, которые раньше носили пестрядь.

Традиции формировавшегося веками вкуса сказываются и в покрое. Излюбленным у марийцев остается платье цельного покроя по аналогии с распространенной прежде прямой туникообразной рубахой.

Наиболее существенные изменения произошли в женских головных уборах. Вместо старинных головных уборов почти повсеместно носят ситцевые, шерстяные, реже шелковые платки. Головные уборы старого типа изредка можно встретить главным образом на пожилых женщинах, но и они изменились. Так, в современной сороке, которую носят в Мед- ведевском районе Марийской АССР, сильно уменьшился налобник, укоротились боковые лопасти и позатыльник.

В марийской деревне, как и повсюду теперь, носят современную обувь. Летом молодые люди ходят в сандалиях, ботинках, полуботинках, туфлях, надевая их на чулки или теплые носки (очевидно, еще сказывается привычка к теплой обуви, к плотному обертыванию ног). Чулки обычно черные или белые. Зимой и женщины и мужчины носят русские сапоги и валенки с галошами. Русские сапожки в некоторых районах считаются также праздничной женской обувью.

Основной частью женской одежды продолжает оставаться белая вышитая рубаха, но узоры, расположение вышивки и техника ее изменяются. Осваиваются новые типы вышивки - крестом, цветной гладью, тамбуром вместо традиционного застила косой стежкой. Из традиционных приемов в новой вышивке сохраняется выделение контуров рисунка черной или синей нитью.

В некоторых районах современная женская рубаха по покрою приближается к платью: оборка на подоле, отложной воротник, обшлага и т. п.

Верхняя одежда в виде домотканых холщовых и суконных халатов еще встречается, но чаще эту одежду, особенно летнюю, теперь шьют из „ фабричной одноцветной ткани. Вместо кафтанов нередко носят трикотажные и суконные жакеты, осенние пальто. Летом поверх рубах надевают трикотажные футболки и шерстяные джемперы.

Передники местами сохраняются, но их шьют из фабричной ткани (иногда из крепдешина), украшают лентами и кружевами. Новым в комплексе женской одежды является фабричное белье, обычно трикотажное.

Набор украшений из монет, бисера и раковин постепенно упрощается. Наряду с покупными украшениями иногда носят самодельные.

Наиболее прочно традиционные формы одежды сохраняются в Горномарийском районе. Меняются лишь мелкие детали (оборка на подоле, меньше вышивки и т. п.) и применяются новые материалы для отделки.

Своеобразен и красочен новый костюм восточных мариек, живущих в Башкирской АССР. В процессе его формирования он претерпел большие изменения по сравнению со старинными образцами и является как бы заново созданным. Рубахи шьют из фабричных тканей самых ярких расцветок. Для отделки применяют большое количество оборок и разноцветных нашивок.

Значительные изменения произошли в костюме луговых мариек. Их рубахи по покрою почти приближаются к прямому платью с отложным воротником и неширокой оборкой на подоле, они вышиты гладью. На голове также вышитый гладью платок. Передник шелковый, с крылышками, грудкой и широкой оборкой. В последние годы наблюдается распространение этого костюма по всей Марийской республике.

Мужская одежда почти утратила свои традиционные черты. Холщовые вышитые рубахи старого покроя сохранились лишь в отдаленных районах, однако вышивка на них уже нового типа, выполненная большей частью крестом. Но и здесь такие рубахи носят лишь пожилые люди. В основном мужская одежда марийцев мало отличается от одежды русских. Бытуют также покупные вышитые рубахи - изделия вышивальных мастерских, нередко русского или украинского образца. На ногах почти повсеместно носят сапоги, головные уборы-шляпы-покупают в магазинах.

Современная марийская одежда, несомненно, удобнее и гигиеничнее прежней. Изжиты старые традиции, заставлявшие женщину носить неудобный головной убор, не снимая его до рождения первенца. Постепенно исчезает обычай плотно обертывать ноги.

Если раньше марийцы совершенно не знали нижнего белья, то теперь ношение его стало обычным. Это прежде всего объясняется коренными изменениями условий труда и быта, повышением общего культурного уровня жизни в марийской деревне.

Пища

Основу питания марийцев в прошлом составлял пресный хлеб (кинде), который выпекали из овсяной, ячменной, реже ржаной муки. Иногда его пекли в золе очага. Помимо хлеба из ячменной муки, пекли пресные круто замешенные лепешки (эгерче), пироги (кагылъ) с разнообразной начинкой: из рыбы, мяса, яиц, картофеля, гороха, брюквы, конопляного семени, блины (мэлъна) и ватрушки (туаткал) с творогом, картофелем, конопляным семенем. Излюбленное горячее блюдо марийцев - лагика - суп, заправленный шариками из пресного теста. Иногда его варили с мясом или рыбой, а чаще шарики опускали в кипяток, приправленный луком. Обычным блюдом была картофельная похлебка с луком. Молоко в основном употребляли кислое или снятое. Из творога приготовляли сухие маленькие сырки (ту ар а).

Мясо ели вареное и жареное. Употребляли баранину, говядину, конину, зайчатину, медвежатину и мясо различных птиц до галок включительно. Лакомым блюдом считалась колбаса (сокта) из овсяной крупы с кусочками сала, которой начиняли овечьи кишки. Иногда крупу смешивали с кровью только что заколотого животного.

Обычным напитком был чай. Квас марийцы приготовляли очень кислый, варили его редко. Как питье употребляли творог, разведенный водой.

Для семейных и религиозных праздников приготовляли в большом количестве хмельные напитки: водку (арат) из картофеля или хлеба, плохо очищенную и пахнущую гарью; сильно перебродивший медовый напиток (шорба); пиво (сыра, пура).

Зажиточные слои населения постоянно употребляли в пищу мясо рыбу, горячий чай (самовар был показателем зажиточности в марийской деревне), сахар, белый хлеб, баранки. Остальная часть марийского населения, включая середняков, питалась плохо. Ограниченное потребление мяса, использование неполноценных молочных продуктов (снятое молоко), недостаток овощей приводили к систематическому недоеданию. Частые неурожаи, постоянная нехватка хлеба заставляли прибегать к суррогатам. В пищу употребляли дикорастущие травы, семена сосновых и еловых шишек. К муке добавляли различные примеси - древесную кору, лебеду и т. п. Следствием плохого питания было распространение таких болезней, как туберкулез, желудочные заболевания, уносившие много жизней, особенно среди детей.

Утварь была в основном деревянная, домашнего изготовления, только для варки пищи применяли чугунные котлы (под). Деревянная посуда впитывала грязь, жир, плохо отмывалась.

В наше время с ростом зажиточности как городского, так и сельского населения коренным образом улучшилось питание марийцев. Колхозники в домашних условиях выпекают ржаной и пшеничный хлеб; наряду с этим большой спрос в колхозной деревне имеет готовый хлеб из пекарен, продаваемый в продовольственных магазинах. Баранки, пряники, печенье, кондитерские изделия - обычный ассортимент покупных товаров.

Новым в пище марийской деревни является большое количество разнообразных овощных блюд. До революции капуста, помидоры, огурцы, репа, морковь были редки; теперь их в республике выращивают в изобилии. Увеличивается потребление фруктов, так как садоводство в республике по сравнению с дореволюционным временем значительно расширилось. Фруктовые деревья имеются теперь повсюду, включая и северо-восточные районы, где раньше плодовых садов не было.

Молоко, яйца, масло, мясо прежде шли почти исключительно на продажу и потреблялись в небольшом количестве. Теперь они составляют повседневную пищу марийцев. Национальные блюда из творога, мяса, муки, крупы продолжают бытовать, но качество их значительно улучшилось. Традиционное блюдо ляшку варят теперь со свининой, мясом, рыбой. В результате совместного проживания в республике различных национальностей марийцы восприняли от них ряд кушаний - русские щи, украинский борщ и т. д. Огромное значение имеет организация общественного питания не только в городах, на промышленных предприятиях, в рабочих поселках, но и в селах. Разнообразный ассортимент блюд как в сельских, так и в городских столовых включает национальные марийские кушанья: подкогылъ - тип пельменей, мунопулашка - яичница с молоком и т. п.

Питание населения улучшается и благодаря росту местной пищевой промышленности, которая в республике почти заново создана уже в советское время.

Женский костюм

Традиционный марийский женский костюм состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесными подвесками, головного убора и обуви из лыка с шерстяными и холщовыми онучами. Праздничный костюм дополнялся набором украшений.

Нательная одежда. Женская рубаха (тыгыр) из холста, составлявшая основу народного костюма, была туникообразного покроя: кусок холста, перекинутый со спины на грудь составлял стан; в нем делался разрез для ворота. К этой центральной точе по прямой нитке пришивались невырезные рукава (шокш) с ластовицами (кыштек) четырех или треугольной формы; с боков, под рукавами, захватывая их, помещались боковины. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной - туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации.

Среди горных мари бытовало два варианта женской рубахи: 1) рубаха с центральным грудным разрезом со слегка суженными к кисти рукавами, между станом и боковыми прямыми полотнищами пришивались клинья [Прил. 1]; 2) рубаха с центральным грудным разрезом со слегка суженными рукавами, к стану пришивались скошенные боковые полотнища, каждое из которых состояло из двух раскошенных половинок [Прил.2].

По мнению Т.Л. Молотовой, покрой и орнаментация ранней традиционной женской рубахи горных мариек принципиальных различий не имела, а была во многом сходна с рубахой луговых мари. Предположительно, более старинная рубаха горномариек имела не центральный грудной разрез, а смещенный вправо. По всей вероятности размещение грудного разреза в центре основной точи холста возникло в более поздний период - ко второй половине XIX века. Возможно, этот конструктивный элемент был заимствован у чувашей, рубаха которых имела именно такой разрез в области груди.

Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями.

В конце XIX века у горных мариек рубаха имела скудную орнаментацию, хотя до середины данного столетия она отличалась богатой вышивкой [Прил. 3]. Изменение ее характера объясняется вытеснением конопляного холста тонкой домотканиной из фабричных ниток, на которой вышивка соответственно стала мелкой. В начале XX в. горные марийки нагрудную вышивку (тыгыр мел) стали переносить на заготовку из красной материи, которая пришивалась у грудного разреза. При стирке рубашки эта деталь на время отпарывалась. Современная рубашка горных мариек не имеет нагрудной вышивки. Таким образом, орнаментация возле грудного разреза гономарийской рубашки постепенно исчезает, в настоящее время ее иногда заменяет зигзагообразная строчка из черных ниток. Только небольшая вышивка черными нитками на плече вдоль шва (тыгыр кек), чаще всего с геометрическими мотивами, сохранились на современных рубашках.

Яркой и своеобразной особенностью женской рубахи данной группы были нашивки, пришиваемые вдоль плечевого шва (вочыгач), представляющие собой парные полоски из черной ткани, вышитые черными нитками. При стирке они также отпарывались. В данное время в народном костюме горных мариек парные плечевые нашивки (вочыгач) - обязательная, важная деталь рубашки, которая украшается вышивкой, лентами и блестками.

Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения, так например: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных же мари - напуском.

Штаны (ялаш) у горных мари относились к типу штанов с узким шагом. Они состояли из штанин и клина между ними, который создавал ширину шага [Прил.4]. Традиционные штаны имели 4 завязки: две задние завязывались спереди, две передние - сзади, укреплялись они низко на бедрах. С начала XX века завязки на штанах начинают заменяться гашником [Прил. 5], как на мужских штанах.

Длина штанов у горных мариек доходила до щиколоток. Штаны виднелись из-под рубашки, но это не считалось зазорным. Они скреплялись на поясе при помощи нитяной веревочки, продетой, в верхний край штанов, подшивавшихся широким рубцом.

Верхняя одежда. В традиционном женском костюме она представлена кафтанами: летними из белого холста, осенне-весенними из сукна, зимними суконными утепленными кафтанами и шубами из овчин.

Среди горных мари бытовал кафтан с выкройной проймой со швом на плече, с отрезной талией, сборчатый, с небольшим стоячим воротничком, без орнаментации, напоминающий русскую поддевку [Прил.6]. Такой тип верхней летней одежды появился в их среде в конце XIX века, быстро вытеснив другие формы легкой верхней одежды. До этого периода у горных мари бытовал короткий туникообразный кафтан со слегка приталенной спинкой и боковинами (ала шавыр), богато украшенный вышивкой, лентами на груди и спине. Однако к концу XIX века «ала шавыр» применялся как свадебная принадлежность костюма свахи и невесты. Этот факт дает основание полагать, что кафтан с отрезной спинкой и сборками пришел на смену женской прямоспинной летней верхней одежде у горных мари.

В холодный период осени и весны мари носили теплую верхнюю одежду (мыжар) из грубого домашнего сукна с суженными к кисти рукавами. Характер ворота зависел от назначения верхней теплой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, на будничных - закрытым. Праздничные кафтаны шили из белого или серого сукна (ош мыжар, луды мыжар) и украшали по краям фабричной тесьмой. На будничные кафтаны употреблялось сукно коричневого или черного цвета (шим мыжар).

Теплые суконные кафтаны подразделяются на несколько вариантов, одним из которых является прямоспинный кафтан со швом на плече, приталенный, с 1-2 клиньями в боках с шалевым воротником. К нему же относится свадебный зеленый прямоспинный приталенный кафтан из фабричной ткани с 2-3 клиньями в каждом боку, с небольшим четырехугольным воротником, украшенным кумачом, монетами, кисточками из шерсти. Такой кафтан бытовал как среди луговых (уржумских, яранских) так и горных мари. У последних он имел некоторые особенности в покрое: был очень длинным - до пят, сзади в талии кафтана клинья собирались в фалды [Прил. 7]

К концу XIX века среди горных мариек был распространен тип теплого кафтана со швом на плече, отрезной сборчатый кафтан с глухим воротом. Наиболее ценным у данной группы считался кафтан такого покроя из тонкого фабричного сукна (посто мыжар), который стремились справить в приданое девушке-невесте.

По покрою зимние суконные кафтаны не отличались от весенне-осенних. Только зимние кафтаны у горных мари утеплялись в верхней части при помощи ваты. Поскольку по конструкции они не отличались, мы не выделяем зимние кафтаны в особые типы.

Зимой женщины надевали шубы из овчин черного или коричнево-красного цветов. Шили шубы со швом на плече, отрезными в талии, а ниже талии - сборчатыми, нередко края их украшались машинной строчкой, тесьмой, а у горных мариек - желтым мехом - «котик».

Количество шкур, используемых на шубу, зависело от состоятельности заказчика. Богатой считалась шуба с большим количеством сборок, на которую уходило 10-12 овчин. Наиболее ценной у всех групп марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном.

Традиционные шубы у луговых и горных мариек были аналогичными по покрою, известному марийцам издавна, что подтверждают археологические материалы IX-XI вв.- остатки отрезного в талии, сборчатого кафтана из телячьей кожи.

В зимнее время, отправляясь в дорогу, женщины пользовались мужскими прямоспинными тулупами и чапанами, которые имели шов на плече. Только женщины из богатых семей имели специальные тулупы, которые по покрою не отличались от мужских, но имели воротник из мерлушки.

Пояса, передники и поясные украшения являлись важной частью марийского женского костюма. Различные виды поясов (кожаные, шерстяные и др.) и прикреплявшиеся к ним декоративные и утилитарного назначения элементы - поясные подвески, мешочки для хранения разных вещей - известны по археологическим материалам IX-XX вв.

Пояса подразделяются на два вида - повседневные и праздничные. Будничные пояса (ышты) длиной до 2-2,5 метров и шириной 2-4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались мешочки (янцык) для хранения денег, иголок, ниток и т. д. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами, поэтому они назывались «шиян ышты » (пояс с серебром).

Для опоясывания верхней одежды применяли самотканные шерстяные кушаки из шерстяных и конопляных ниток, длиной до 2,5-3 метров, шириной - 10-15 см. С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фабричные кушаки.

На поясе женщины носили холщовые вышитые подвески. Специалисты выделяют три типа орнаментированных поясных подвесок: однолопастные; двулопастные парные; узкие поясные полотенца с вышитыми концами. У горной группы бытовал второй тип поясных подвесок. У горных мари раньше, чем в других группах, подвески, выйдя изупотребления (к началу XX в.), были заменены шелковыми поясами (парсын ышты) и поясной завязкой фартука (запон кандыра), представлявшей самостоятельный элемент в костюме. «Запон кандыра» состоял из прямоугольного кусочка холста с нашитой на него лентой в виде банта или куска однотонного ситца или сатина. К фартуку он прикреплялся при помощи булавок.

Пояс играл важную роль в костюме племен и народов, занимавшихся земледелием, охотой и собирательством. Носили его с рубахой туникообразного покроя. Этот элемент одежды был характерен для многих народов Европы. Луговые и горные марийки всегда подпоясывали одежду, только у группы восточных мари можно было встретить женщину в неподпоясанной рубахе, что связано с влиянием соседних татар и башкир.

Передник (анзылвач) по праву считается поздним элементом в общем комплексе марийской народной одежды. В дореволюционной этнографической литературе начала второй половины XIX века отмечалось, что марийские женщины и девушки поверх рубах, «как дома, так и везде во время лета ничего на себя более не надевают», а во время свадеб «вместо фартука черемиски подвязывают большие шелковые платки...» По-видимому, передник в костюмном комплексе мариек появляется не раньше второй половины XIX века.

В начале XX века были распространены два подтипа передников: первый без грудки, второй с нею. Передник с грудкой вошел в состав костюмного комплекса горных мариек в конце XIX века. Форма выреза грудки передника у этой группы мари была треугольной. Передник с грудкой, ставший впоследствии неотъемлемой частью костюма мариек, видимо, был заимствован у русского населения, поскольку термин «запон» («сапон») и покрой говорят сами за себя.

Головные уборы. У мари, как и у других народов России, женский головной убор отличался в зависимости от ее семейного положения. Головные уборы подразделялись на девичьи и женские.

Основным головным убором горномарийских девушек был платок (савыц): будничный - из холста, в праздники - надевался покупной, фабричный. Он складывался по диагонали, а концы его завязывались под подбородком.

Замужние женщины носили головные уборы двух типов: 1) мягкий полотенчатый «шарпан»; 2) платки.

Первый тип головного убора был сложным - составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый «шарпан» из холста, носившийся всегда в комбинации с вышитым начелышем «нашмак». «Шарпан» представлял полотенце (2 м - 0,3 м), богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, лентами, кружевом. Узор вышивки состоял из поперечных полос, в каждой содержались определенные символы, например: первый ряд - большая река, второй - яблоневый сад, третий - девушка идет за водой, четвертый - тропинки, сбегающие в овраг. Для сведущего человека «шарпан» был открытой книгой, в которой можно было прочесть о жизни и мечтах женщины. Узоры-символы нужно было изобрести, поэтому, если кто перенимал узор, то к такому узору пришивалась шелковая ленточка или кисточка. У горных мари «шарпаны» часто подкрашивались в желтоватые цвета.

«Нашмак» - узкая орнаментированная полоска холста, которая прикреплялась с помощью металлических заколок. У горных мариек они были длинной - 45-50 см и шириной 4 см. У разных этнографических групп имелись различия не только в размерах «нашмака», орнаментации, но и в способе ношения головного убора в целом. Так например, луговые марийки (Царевококшайский уезд) закрывали «шарпаном» шею, затылок и косу полностью, а горные марийки им закрывали не голову, а шею и косу. Вероятнее всего, такой способ ношения этого головного убора связан с тем, что в XIX веке у горных мариек существовал и другой головной убор -«ошпу», который закрывал голову. «Опшу» исчез, а способ надевания «шарпана» остался прежним, т. е. он не закрывал все волосы полностью.

Полотенчатый головной убор «шарпан» имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов - башкир и татар (тастар), чувашей-анатри (сурпан), с которыми мари жили в близком соседстве и у которых, видимо, его заимствовали.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп мари было богато вышитое покрывало, которое сшивалось из трех полос холста. У горных оно называлось «куку». В начале XX века холщовые покрывала выходят из употребления, на смену им пришли фабричные шелковые платки (парсын савыц).

Шапки (упш) в прошлом широко употреблялись в зимний период. Как свидетельствуют данные археологии, марийки пользовались ими с давних пор. У них бытовали два типа женских шапок. Первый тип, употреблявшийся во второй половине XIX века, в качестве свадебно-обрядовой принадлежности невесты и женщин у луговых и горных мари, является наиболее архаичным. Высокий суконный верх шапки имел четырехугольную форму, для которого употреблялось красное (малиновое) сукно или плис (хлопчатобумажный бархат). У горных мари опушка такой шапки была из бобра (ындыр тыран упш). Верх шапки украшался разноцветной фабричной тесьмой. Подобная шапка у горных мари вышла из употребления к концу XIX в.

Шапка второго типа из мерлушки серого или белого цвета с круглым суконным верхом называлась у горных мариек -«ыслык».

Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на этническую принадлежность, возраст и социальное положение носительницы. У женщин-мариек в прошлом считалось большим грехом показаться на людях без головного убора. Без него могли ходить только девушки.

Обувь. Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и шерстяную (валенки). Самой распространенной обувью мари были лапти. Повседневные лапти плелись из семи лык (шым ниян йыдал), а праздничные - из девяти (индекш ниян йыдал). Они иногда в носовой части украшались лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-осенний период к ним пришивали деревянную подошву высотой 3-4 см., чтобы в обувь не проникала вода.

Оборы лаптей были обычно свиты из лыка или шерсти. Лапти горных мариек имели очень маленькую головку шириной 1,5-2 см, поэтому к ней прикреплялись тонкие веревочки из лыка (ялгач), чтобы они лучше держались на ступне. У горных мариек стопа и голень полностью обертывались черными онучами, но не так толсто, как у луговых.

Способ ношения обуви имел четко разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся в украшении шерстяных онучей, а самое главное - в способе завязывания обор (керем). Горные марийки завязывали оборы у колена.

Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами, тогда как у горных мариек не было никаких украшений.

Из липового лыка, а иногда из бересты плели «ступни» (ката). Данный тип обуви использовался редко и только во время домашних работ.

Кожаная обувь ценилась, ее старались надевать только в праздничные дни. У поволжских мариек употреблялся один тип обуви сапоги (кем), нижняя часть голенища которых была собрана в гармошку. Валенки (мижгем) носили представительницы состоятельных семей.

Украшения. Обязательной принадлежностью марийского костюма были съемные украшения. По археологическим материалам, различные украшения богато представлены у марийцев уже в IX-XI вв.: головные, шейные, нагрудные, наручные. Металлическими украшениями отделывалась одежда, головные уборы, обувь, другие части и детали костюма.

В отличие от мужского женский костюм, особенно праздничный, включал целый набор разнообразных украшений: головных, шейно-нагрудных, поясных, для рук.

Наушные украшения «пылыш окса», из узкой полосы кожи или ткани, зашитой с лицевой стороны рядом монет, имели петли, надевавшиеся на ушную раковину и были распространены среди всех групп мари, в том числе и горных. В нижней части петли находятся дополнительные подвески из монет. Некоторые украшения соединены тесьмой, низкой бусин и монет, цепочкой, сплетенной из бисера, которая проходит под подбородком. Также головным украшением горных мариек являлись серьги. Они состояли из металлического крючка, вдеваемого в мочку уха. Приобретались у торговцев-разносчиков или на местных базарах.

«Ошпу» женское украшение, представлявшее собой матерчатую шапочку с отверстием в середине. У горных мариек оно имело небольшую прямоугольную лопасть, спускавшуюся на шею. Из костюма горных мариек оно вышло из употребления к концу XIX века.

Из шейно-нагрудных украшений среди горных мари бытовали: ожерелья (шуаш) из бисера, бус, монет, были очень популярны ажурные серебряные цепочки (цепошка),а также (танганкайтан), представлявший собой полоску кожи или холста с чешуйчатыми рядами монет.

Наиболее древним нагрудным украшением была застежка - сюльгама. У горных мари сюльгама со временем преобразовалась в большое нагрудное украшение из монет, нашитых в виде рыбьей чешуи на косок кожи (почкаму), отделанную бусами и бисером.

Среди горных мариек бытовали черезплечные украшения в виде широкой полосы холста, крытой кумачом (аршаш). Оно зашивалось имитациями монет, раковин каури. К началу XX века вышло из употребления.

Для украшения рук использовались браслеты, кольца и перстни. Браслеты (кидшол), литые из узкой пластинки с незамкнутыми концами, покрыты геометрическим и растительным орнаментом. Они были распространены у всех групп марийцев, включая горных. Кольца и перстни (шаргаш) носили как девушки, так и замужние женщины. Их приобретали на местных рынках или у торговцев-разносчиков.

Женский костюм обязательно дополнялся поясными украшениями. На поясе марийские женщины носили металлические гребешки, игольники, ножи и кожаные сумочки. В начале XX в. общая тенденция упрощения костюма коснулась и украшений: наиболее сложные и неудобные для ношения формы вышли из употребления.

Традиционный марийский костюм как мужской, так и женский состоял из рубахи, кафтана, штанов, пояса с подвесками, головного убора, кожаной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами.
Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже – льняного, домашнего сукна и полусукна (межтореш, понитка), выделанных шкур животных, шерсти, лыка и т.д.

Вышивка (т;р) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза.
В орнаментации одежды присутствовали половозрастные и социальные знаки. Импровизация вышивки – более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелковыми нитками различных оттенков от темно-красного до коричневого. Праздничные холщовые рубахи дополнительно украшались монетами, бисером, позументом и тесьмой. У восточных мари, наряду с холстом, рубахи шили из пестряди.

Женский народный костюм марийцев отличался от мужского бoльшим разнообразием. Комплекс традиционного женского костюма во многом сходен с мужским. Основу женской народной одежды составляла рубаха (тувыр, тыгыр) одного типа – так называемого туникообразного покроя; она шилась, как мужская.
Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной – туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации. Немаловажное значение для выделения вариантов женской рубахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре.
У луговых марийцев бытовали оба этих варианта, у горных преобладал центральный разрез. По всей вероятности, грудной разрез в центре основной точи холста стали размещать в более поздний период – во второй половине XIX века.

Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основные мотивы в орнаменте – изображения комбинаций различных геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных фигур. В древности вышивка выполняла магическую функцию, указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду.
Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями. Женские рубахи различных территориальных групп луговых мари также имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки.
Наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась как на груди (мел т;р), концах рукавов (шокш мучаш т;р), подоле (урвалте йыр т;р), так и вдоль всего рукава (шокш мучко т;р), на уровне груди (п;шт;р), на спине (туп йыр т;р), орнаментировали также продольные швы рубахи (ургыш воктен т;р).

Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари – поддерживали ее высоко напуском.
Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были характерным элементом в одежде тех народов, которые имели тесные связи с тюркским населением. Луговые и горные марийки носили штаны с узким шагом, восточные – с широким.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме – кафтаны – летние из белого холста, осенне-весенние из сукна, зимние суконные утепленные и шубы из овчин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии); различались они локально.
Верхняя легкая одежда (шовыр, шавыр) из ткани была трех типов: туникообразный (Царевококшайский уезд Казанской губернии и Яранский уезд Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной в талии (Козьмодемьянский уезд Казанской губернии); переходный (Уржумский уезд Вятской губернии). Позже отрезной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды всех луговых мариек. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для луговых и горных мариек, а также кафтан тюркского покроя. Последний представлял собой татарско-башкирский камзол или легкий бешмет с широкими рукавами.

Головной убор – знак, указывающий на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на женские и девичьи.
Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение.
Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А.Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка.. [Сказание путешественников, 1890. С. 24]. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространен среди всех луговых марийцев. Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают со скифами [Гаген-Торн, 1960. С.188].

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, форме и покрою во многом повторял будничный, но выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна свадебная одежда марийцев.
Большое значение придавалось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участниц свадебного обряда – поезжанок. Особенность свадебного костюма – наличие кафтанов (сывын) из тонкого фабричного сукна и меховых шапок в любое время года. Немаловажную роль в свадебной обрядности марийцев играло приданое невесты (кумалтыш), в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели престижное значение в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась состоятельность семьи, а также орнаментация и качество одежды показывали мастерство будущей жены-хозяйки.
Свадебная одежда и костюм молодушки, в представлении народа, выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуцирующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, кафтан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а хранилась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.

Муниципальный орган управления образования г.Красноуфимск

Дома детского творчества

Детская художественная школа

МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА

Учебно-исследовательская работа по истории искусств

Исполнитель:

Петрованова Юля,

ОУ № 9 кл. 10

Руководитель:

Шустикова В.А.,

пед. доп. обр. I кв. категории

Место работы ДДТ

г. Красноуфимск


ВВЕДЕНИЕ

Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том числе и в одежде.

В своей работе я решила показать самобытность марийской одежды, т.к. в нашей местности много деревень этой национальности.

Цель работы – исследовать историю и разнообразие костюма марийцев.

1. Выявить особенности костюмов марийцев и их сходство, и различие с костюмами других народностей.

2. Влияние других культур и развития промышленности на одежду марийцев.

3. Дать характеристику костюмов марийцев.

4. Изучить литературу по истории народностей и их костюмов.


Глава 1. МАРИЙЦЫ - ОДНА ИЗ НАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕГО УРАЛА

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях. На значительной части этой территории, марийцы расселены чересполосно с русскими и другими народностями края.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Восточные марийцы не составляют особой группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII в.в. однако они все же представляют особенную группу, которая имеет ряд своеобразных черт в одежде и быту.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов. (см. прил. фото 1).

Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.


Глава 2. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

2.1 Особенности мужской одежды

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди (см. прил. фото 2) Воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди; вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок (см. прил. фото 3).

Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки.

Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах головной убор марийцев напоминал грешиевик. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского (см. прил. фото 4,5). Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных (см. прил. фото 6).

2.2. Рубахи и штаны женской одежды

Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.

Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами.

Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, Нои из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха восточных марийцев обычно состояла из двух частей. Верхняя часть (до высоты бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани (прил. фото 7). Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.

Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый (см. прил. фото 8).

Под рубахой марийки носили штаны («ялаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи их, башкиры.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие). Луговые шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.

2.3. Верхняя одежда мариек

В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщовая одежда в виде распашного кафтана («шовыр», «шобр»). У восточных мариек летние кафтаны напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов. Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна (см. прил. фото 9). Зеленые кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи.

Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.

Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама