THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 154
Диссертация добавить в корзину 500p

ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. С.17.

§ 1.2. Сущность и исторически сложившиеся формы развития патриотического воспитания. С.ЗЗ.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРЕДПОСЫЛКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ ПРЕССЫ. С.56.

§ 2.1. Доминирующая роль информации в современном обществе. С.56.

§ 2.2. Информационное воздействие: приемы реализации воспитательной функции печати. С.76.

ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. С.99.

§ 3.1. Система военной печати как хранитель патриотических традиций. С.99.

§ 3.2. Анализ осуществления пропаганды патриотизма в федеральной прессе России. С.118. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С.137. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. С.142. ПРИЛОЖЕНИЯ. С.151.

ВВЕДЕНИЕ.

В конце XX века перед Россией со всей остротой встала проблема поиска собственного пути развития социально-политических и экономических отношений, отвечающих интересам всех народов и социальных групп Российской Федерации. Речь, прежде всего, идет не столько о задачах технико-технологического характера, сколько о социальной составляющей - уровне и качестве жизни населения.

Решение последней проблемы все более представляется не в русле слепого копирования западного опыта, а в его соединении с национальными традициями, социально-психологическими особенностями российского народа.

Сегодня перед российским обществом встала задача модернизации всей системы общественных отношений без нанесения при этом ущерба традиционной системе ценностей среди которых серьезной опасности подвергается такая тонкая духовная материя как патриотизм. Его разрушение может произойти и в результате внешнего враждебного или невраждебного влияния, и на основе ложного стыда за свое «отсталое» Отечество, и вследствие отсутствия соответствующей системы гражданского воспитания поколений, низкой политической культуры общества.

Патриотизм же, в свою очередь, может выступать в качестве компенсатора трудностей переходного периода и стимулятора активной позиции населения в проведении подлинно демократических реформ.

Несомненно, что патриотизм в значительной степени формируется на базе внешних восприятий, примеров, разнообразной информации, и поэтому роль такой всеохватывающей сферы как информационная трудно переоценить.

Если говорить о готовности Российской Федерации к вступлению в информационные отношения, диктуемые постиндустриальным обществом, можно отметить низкую культуру и узкую область их применения, повлекшие за собой негативные последствия.

Характерный пример этого - первая чеченская компания, в полной мере отразившая безграмотность действий государства на информационном поле, при работе с информацией. Сами военнослужащие обращают внимание на то, что «армия вне всякого сомнения добилась бы своей цели, если бы ей не «стреляли в спину» - если бы в обществе силами СМИ против нее не была развязана настоящая информационная война»1. Неуклюжие действия на информационном поле, «попытки перекрыть все каналы информации о действиях российских войск, непонимание новых реалий давали мощнейшие козыри пропаганде руководителей бандформирований, стараниями которых головорезы и работорговцы стали восприниматься в российском обществе чуть ли не этакими робин гудами, борющимися за свободу, а солдаты нашей армии, наоборот, душителями»2.

Также реалии первой чеченской кампании показывают и неготовность государства к обеспечению информационной безопасности: «можно ли было вообще воевать, когда любая, даже самая секретная информация (!) о планах федеральных войск тут же становилась достоянием гласности»

Исходя из вышесказанного, можно определить, что у нашего государства существует ряд проблем в области информационной безопасности, функционирования российской прессы как одного из доминирующих информационных каналов в новых отношениях информацион

1 См.: ЧачухИ. Информационный удар добывает победу в современной войне. // Ориентир, - 2000, -№2.

3 Там же. ного общества, в том числе по созданию единой государственной национальной идеи и внесению ее в массы. Базой такой идеи может стать присущий гражданам России патриотизм.

Для более четкой оценки значимости, определения сущности и возможного разрешения ряда подобных проблем целесообразно проведение соответствующего исследования.

Рекомендованный список диссертаций

  • Деятельность органов советской военной периодической печати по патриотическому воспитанию военнослужащих в 1967-1991 гг.: историческое исследование 2012 год, кандидат исторических наук Мальцев, Руслан Викторович

  • Печать в борьбе за общественное мнение в России в 1900-1930-х годах: традиции и особенности исторической эволюции: на примере центральных и региональных газет 2012 год, кандидат исторических наук Толчинская, Татьяна Ильинична

  • Пресса в информационно-пропагандистском обеспечении военных кампаний на юге России во второй половине XIX века 2010 год, кандидат исторических наук Веприцкая, Лариса Васильевна

  • Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг.: На материалах РСФСР 2004 год, кандидат исторических наук Родионова, Ирина Витальевна

  • Центральная периодическая печать СССР в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. 2002 год, доктор исторических наук Широкорад, Ирина Ивановна

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

  • Патриотическое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992-2000 гг. 2004 год, кандидат исторических наук Азарова, Анастасия Витальевна

  • Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики 2007 год, кандидат политических наук Хаустов, Виктор Михайлович

  • Журналистика в информационных войнах: Исторические истоки и современные тенденции 2003 год, доктор филологических наук Волковский, Николай Лукьянович

  • Деятельность школы, молодежных организаций, печати по патриотическому воспитанию школьников в 1945 - 1953 гг.: на материалах Куйбышевской (Самарской) и Ульяновской областей 2010 год, кандидат исторических наук Колыванов, Александр Валерьевич

  • Печать - боевой помощник партии в мобилизации трудящихся на борьбу с фашизмом (1941-1945 гг.) (на материалах Карелии, Архангельской и Вологодской областей) 1984 год, кандидат исторических наук Копцев, Алексей Николаевич

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Некрасов, Петр Феликсович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы

Во-первых, чувство патриотизма исторически присуще гражданам России, о чем говорят и примеры героизма, и традиции беззаветной службы Родине, и длительная история развития патриотического воспитания. Это приводит к выводу о том, что патриотизм укоренился в менталитете граждан России, что позволяет путем реализации патриотического воспитания, развития патриотизма, воспитывать законопослушных граждан, развивать гражданское самосознание.

Во-вторых, сложившаяся сегодня в мире ситуация, политический контекст любой современной акции, в том числе и патриотического воспитания, характеризуется процессом глобализации международных отношений, зарождением мирового информационного поля, переходом ведения политических конфликтов в информационную сферу, повышением опасностей на информационном поле и попытками создания базы урегулирования международных информационных отношений. Все это позволяет говорить о переходе к так называемому постиндустриальному обществу, эре общества информационного.

В-третьих, в ситуации глобального развития инфосферы в информационном обществе роль средств массовой информации, и в частности прессы, приобретает качественно новое значение. При взаимодействии с мировой информацией, государство нуждается в профессиональной печати, обладающей специальными навыками, и находящейся на позициях патриотичности по отношению к Отечеству.

В-четвертых, в контексте повышения роли информации в жизни общества, у прессы появляется возможность наиболее полной самореализации, как «четвертой власти», пресса становится одним из доминирующих инструментов воспитания аудитории, общества. В России это положение подкрепляется большим количеством - более чем 14 тысячами - российских газет, разнообразием тем и социальной ориентации печатных изданий, наличием достаточно разработанных информационных технологий и психологических аспектов воздействия прессы, что посредством информационного «упражнения» может формировать необходимую социальную установку личности.

В-пятых, вышеописанный информационно-политический контекст современности позволяет нам говорить о назревшей необходимости приведения патриотического воспитания к новой форме его реализации - информационной. Таковая форма может реализовываться через периодику.

В шестых, говоря о реализации патриотического воспитания через периодические печатные издания вообще можно отметить, что объективно существует инструментарий такого воспитания. Он может быть подразделен на две части. Первая - грамотная, профессиональная публикация материалов на определенные темы, которые могут способствовать патриотическому воспитанию, пропаганде патриотизма. Вторая - применяемые в журналистике специальные технологии, при помощи которых может укореняться через воздействие на подсознание - выработку привычки и повышение внимание к теме - интересующий нас патриотизм.

В-седьмых, рассматривая нынешнее состояние современной российской прессы и ее потенциальные возможности заниматься пропагандой патриотизма, патриотическим воспитанием, исходя из результатов проведенного экспертного опроса, можно определить следующие тенденции:

А) Основные федеральные издания России, предложенные для анализа, имеют навык использования технологий информационного манипулирования и готовы к переходу к доминирующей роли в ситуации информационного общества.

Б) Ни одно из федеральных изданий не в состоянии сегодня грамотно реализовывать патриотическое воспитание, заниматься пропагандой патриотизма в силу слабого знания этой темы.

В) По проводимой редакционной политике изданий по отношению к государству исследованные федеральные издания можно подразделить на два типа. Первый - пропатриотический, в который входят издания официозные и общественно-политические, преимущественно с «левым» уклоном. Второй - антипатриотический, в который входят общественно-политические издания, делающие ставку на сенсационность материалов, работающие на дестабилизацию общественной ситуации.

Г) Единственным типом изданий, в которых была выявлена патриотичность редакционной политики и сохранение традиций патриотического воспитания, является так называемая военная пресса. Ее особенности: сохранение иерархической системы, демократичность и объективность, ограниченные самоцензурой и безопасностью государства, владение проблемой патриотизма, но низкий опыт применения политических технологий в материалах.

Таким образом, проведенное исследование выявило ряд проблем, требующих разрешения. Среди них: необходимость четкой трактовки на государственном уровне понятия патриотизм, существенность объективного контролирования информационного рынка России, важность обеспечения информационной безопасности государства.

Для решения этих и сопутствующих им проблем, можно предложить ряд рекомендаций:

1. В связи с довольно насыщенной типологией понятия патриотизма и существованием большого количества форм лжепатриотизма, необходимо определить и культивировать понятие истинного патриотизма на государственном уровне, ограничивая голословные изыскания неподготовленного обывателя, ангажированного журналиста по этому поводу. Это предлагается делать, в том числе, посредством дальнейшего разъяснения на государственном уровне основных категорий патриотизма, по объективным причинам не определенных в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

2. Необходимо налаживать более тесный контакт государства со средствами массовой информации, в частности, печатью. Применять в отношениях с прессой дифференцированный подход к изданиям объективным и ангажированным. Это можно реализовать, например, в области предоставления информации, не выходя при этом за рамки закона, путем законного усложнения, или умягчения процедуры получения официальных сведений. Или, путем финансовой поддержки ряда изданий, защищающих интересы государства.

3. В связи с ситуацией важности информационной безопасности, рядом информационных угроз государству, и существованию при этом изданий, проявляющих антигосударственность, установку на дестабилизацию политической ситуации, несоблюдение законности, рекомендуется введение жесткого контроля, вероятно специального государственного или общественного контрольного органа, за соблюдением со стороны средств массовой информации законности, в частности закона о СМИ, Конституции, Уголовного Кодекса и т.п.

4. В связи с повышением значения патриотического воспитания, необходимо обличение социального заказа на пропаганду патриотизма в государственные рамки, с учетом перехода прессы к доминирующей роли в воздействии на общество.

5. Для стимулирования соперничества изданий за патриотическую информационную нишу, развитие желания у прессы правильно осве

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместо с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, УзаболевшемуФ этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления.

Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель - первый патриот в учебном заведении. Офицер - первый патриот на корабле, в части. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни по. любить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова УлюбитьФ и УжалетьФ очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

Академик Д. С. Лихачев писал: УПатриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...Ф". Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень курсанта, матроса, офицера, тем богаче чувство патриотизма. Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым воспитателем. А теперь конкретные рекомендации.

Но прежде чем мы приступим к ним, необходимо сделать одну оговорку: каждый офицер - воспитатель дважды: т. е. воспитатель своих детей и своих подчиненных.

Воспитание детей - глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье формируется гражданин державы с качествами патриота. Философ И. А. Ильин (1883-1945) в книге УПуть духовного обновленияФ рекомендует молодым родителям следующие пути, как он говорил, Унационального воспитанияФ своих детей.

Язык. УЯзык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски; всякие следы УволяпюкаФ должны изгоняться; ...существенны семейные беседы о преимуществах родного языка - о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.

Песня - ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими... Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями - наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.

Молитва - Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к богу... Молитва даст ему (ребенку) духовную гармонию; пусть он переживает ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы - русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном - по-русски... Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви. Он найдет пути - ив глубину русской истории, и на простор русского возрождения.

Сказка - Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие Управды и кривды У... Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, - легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации.

Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблестям, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя - даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.

Поэзия - ...Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать - искренно, прочувственно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно - национальный пророк и национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, - никогда не денационализируется.

История - Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: УГордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие У. И еще: УКлянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь У.

Армия - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена - его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, - родина остается без обороны, государство распадается и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание - значит содействовать этому распаду и исчезновению.

Территория - Российский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России... Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, - так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.

Хозяйство - Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что Утруд У не есть Уболезнь У и что работа не есть Урабство У; что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободыФ.

Патриотическое воспитание в армии и на флоте более чем необходимо. Каковы же пути работы с почти сложившимися людьми?

Широко использовать неисчерпаемые источники духовности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись, скульптуру, фольклор. Вот в чем наша духовная ценность. Здесь наше национальное достояние. Как актуально сегодня УСлово о полку ИгоревеФ, созданное более 800 лет назад.

От усобиц княжьих - гибель Руси! Братья спорят: то мое и это! Зол раздор из малых слов заводят, На себя куют крамолу сами, А на Русь с победами приходят Отовсюду вороги лихие!

Нужно прислушаться к мнению кинорежиссера Сергея Бондарчука: УНазовите мне любое произведение Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, Шолохова, в каждом из них есть ответ на вопросы: откуда, куда и зачем? В каждомФ.

Постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Здесь речь идет о выдающихся государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский и других. К примеру, только один призыв Александра Суворова многого стоит: Умое, прошу брать мой пример.., до издыхания быть верным ОтечествуФ.

В самую критическую минуту, когда отступать дальше было некуда (позади Москва), И. Сталин 7 ноября 1941 года обратился к воинам армии и флота: УПусть вдохновит вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя Великого ЛенинаФ.

УЗаболетьФ нашей великой историей, в том числе военной. Открыть ее кладовые для себя и своих подчиненных. Это важнейшее направление работы. Жизненный опыт показывает, что очень легко запутать людей, если они не знают истории. И опять прислушаемся к авторитету. Н. К. Рерих: УЧтобы полюбить Россию, надо познать ееФ труды вполне доступны.

Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарного масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и Достоевского, Королева и Улановой. Это русский сержант Егоров водрузил Знамя Победы над рейхстагом, а его земляк Гагарин первым открыл путь в космос. Русский Чехов написал пьесы, которые целый век не сходят со сцен всех театров мира. Современное человечество зачитывается Шолоховым и смотрит на телеэкран, зажженный русским Зворыкиным. И это не тщеславие, не честолюбие, а естественное чувство достоинства народа, нации, страны, и его нужно всячески развивать.

Мощным средством пробуждения чувства патриотизма с Умладых ногтейФ является разработка генеалогического древа своей фамилии. Говорят, что знать своих предков до седьмого колена это богоугодное дело.

Формировать патриотизм через уважение к наградам, мундирам, через соблюдение воинских ритуалов, через кодекс чести матроса, курсанта, мичмана, офицера. Все это было в царской армии и в Советской до недавнего времени. Сегодня эти направления ослаблены. Особенно удивляет неуважение кадровых офицеров к своему мундиру. Александр Кривицкий, знаток военной истории и военных традиций в брошюре УТрадиции русского офицерстваФ писал: УФорма одежды, которую носят командиры, знаки различия, награды - все это в совокупности является выражением чести и достоинства офицера.

Военным нужны красивые мундиры для того, чтобы каждый офицер питал к ним любовь. И если бы мы не дорожили и не гордились воинской одеждой, которую ", носили когда-то наши доблестные предки, то были бы дрянью, лишенной чести. Честь мундира - это храбрость, верность долгу. Честь мундира - это дисциплина.

Воинский мундир, не освященный самой суровой дисциплиной, перестает быть символом чести и становится безличной одеждой.

Поэтому тот, кто надел мундир офицера, перестает уже располагать собой по собственному усмотрению и подчиняет жизнь точно регламентированному порядку. Культ г чести мундира священ для офицера. Понятие о чести мундира включает в себя верность знамени, служит на войне путеводной нитью, указывающей дорогу среди всех преград. Честь мундира - это не только прошлое и настоящее офицера, а и его будущее, ибо вознесенная подвигом, она переживет векаФ.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.

Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

ВЫВОД:

В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве, Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них. Этому способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений. Рассмотренные выше направления воспитательной работы непосредственно связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического состояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1."О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990г.

2."История государства Российского", Изд."Пламя",1992 г.- 410с.

3."Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат 1985г.,- 178 с.

4."Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва 1979г.- 273 с.

В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм как катализатор активной гражданской позиции личности реализуется в самоотверженном служении Отечеству. Наряду с веротерпимостью, соборностью, законопослушанием и любовью к родной природе он всегда был и остается яркой чертой российского национального характера.

В последние годы вновь возникла острая потребность в поднятии патриотических настроений белорусов, в частности, молодежи, и выстраивании соответствующей государственной политики. Налицо острая необходимость заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР, когда активно возрождаются национальные традиции, возрастает влияние религии в жизни общества, произошло изменение социального статуса и функций силовых структур. Как следствие, система образования неминуемо столкнулась с трудностями разработки новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В сложившейся ситуации обновление понятия «патриотизм» возможно только на основе общефилософских и психолого-педагогических положений, в условиях демократизации и деполитизации педагогической науки и в целом системы образования. Кроме того, приоритет интересов и устремлений личности, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо должен найти отражение и в содержании понятия «патриотизм».

Современные проблемы героико-патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы - кризиса духовности. В общественном сознании глубокой эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детские умы через СМИ часто транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, псевдомораль. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей родине, бездуховность.

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы общества, причем не редко для манипуляции и дезинформации людей.

Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. Но постоянные, с налетом сенсационности, сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений. Молодые люди, которые часто и без разбора смотрят передачи, заполненные сценами насилия, приходят к ложному выводу, что мир может быть только жестоким, жизнь - беспорядочной, а человек - безнравственным.

Современные СМИ, особенно центральные, отдают явное предпочтение развлекательным передачам, идут по пути удовлетворения интересов невзыскательной части населения в ущерб воспитательной работе.

В средствах массовой информации доминирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, патриотизма как внимания к людям, патриотизма как ответственности, патриотизма как поклонения героям, патриотизма как гордости за свой народ и Отечество.

Журналисты дополняют нашу работу: воссоздают картины прошлого, обращаясь к чувствам человека, к народной памяти. С одобрением встречает пресса новинки кинематографа, телеэфира, театрального искусства, популяризующие патриотические ценности. Победы россиян на международных спортивных состязаниях стали одним из двигателей массового патриотического всплеска во многом посредством журналистов, поддерживающих энтузиазм болельщиков. Красочный рассказ о достижениях отечественной культуры и спорта - хороший способ «достучаться» до тех наших сограждан, кто далек от политики и плохо знает историю.

Одновременно СМИ являются и зеркалом проблем нашей действительности. Патриотические имена-доминанты в газетах, журналах, на радио и телевидении - это, во-первых, лидеры государства, что обоснованно. Вторая доминанта - представители национально-патриотического спектра. Третьей сопоставимой доминанты, по-видимому, нет.

Прослеживаются два основных направления журналистских мнений по поводу патриотического воспитания в школе: первое - поддержка задач и сущности патриотического воспитания как такового, его новых прогрессивных форм, второе - критика формализации патриотического воспитания в виде введения специальных патриотических уроков или предметов.

Многовековая история страны в первом десятилетии XXI века оказалась в центре острых дискуссий. СМИ неоднозначно отнеслись к объявленной Президентом РФ кампании против «фальсификации истории». Вышли публикации, передача, авторы которых выразили сомнение в возможности и целесообразности подвергать судебной юрисдикции трактовки. Всплыли на поверхность старые споры о свободе слова, возможности историка и исторического публициста высказывать свои мнения. Ведущие журналисты сосредоточились не столько на опровержении нелицеприятных для российского гражданина тезисов, сколько на дискуссии вокруг самих принципов оценки исторических событий.

Эффективным способом борьбы с фальсификациями истории видится формирование объективированной источниковой базы для журналистов, историков, всех исследователей; обеспечение широкой доступности такой базы, дальнейшее раскрытие и активное использование в публикациях архивных и музейных материалов.

Что же могут сделать СМИ для укрепления патриотического сознания россиян? Необходимо проведение системных информационных циклов по:

- «героизации» и «патриотизации» различных эпох, добрых дел и событий современной Росси и их персонажей;

Поиску и продвижению героев современных будней;

Расширению спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические.

Следует более четко ориентироваться на целевую аудиторию. Молодые россияне и так гордятся своей историей и считают себя патриотами. Население страны и так охотно демонстрирует «боевой дух», широко празднует День Победы и высказывает активную позицию по отношению к нелицеприятным демаршам стран-соседей. Не хватает другого - широкой пропаганды необходимости работать не только на себя, но и на государство, священной обязанности служить своей стране, активного участия в общественной жизни.

В российских масс-медиа превалирует трактовка патриотизма, неразрывно связанная с темой войны, будь то Великая Отечественная война или современные локальные войны. Эту тему нельзя назвать абсолютно выигрышной. Победа Советского Союза определила ход истории на много десятилетий вперед. Однако нельзя не признавать, что события тех лет не могут бесконечно питать патриотические чувства россиян. Нации нужны и другие ориентиры. Война не привлекает, а скорее отталкивает: она не должна стать фундаментом российского патриотизма.

Хочется верить, что СМИ смогут и должны внести решающий вклад в формирование, развитие и распространение патриотических идей среди российских граждан; в создание на этой основе обновленного и возрожденного российского патриотизма.

Газета Министерства обороны Республики Беларусь «Белорусская военная газета. «Во славу Родины» была основана 22 июня 1921 года. Именно в этот день вышел первый номер «Красноармейской правды» - органа Реввоенсовета Западного фронта. Западный фронт впоследствии был преобразован в Западный военный округ, а затем - в Белорусский военный округ. Соответственно менялся и подзаголовок газеты.

Выходя в Смоленске, «Красноармейская правда» поддерживала тесные связи с местными литераторами. В 1925 году в ней было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «У нас в деревне». В 1926-1927 гг. здесь начинает печататься Александр Твардовский. Активно сотрудничал с редакцией служивший тогда в одной из воинских частей Кондрат Крапива - впоследствии видный белорусский писатель.

После завершения освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию «Красноармейская правда» в сентябре 1939 г. была передислоцирована из Смоленска в Минск.

22 июня 1941 г. был выпущен экстренный номер «Красноармейской правды», известивший о вероломном нападении фашистов на СССР. 24 июня, после массированного налета вражеской авиации на Минск, редакция перешла в спецпоезд. Через несколько дней он попал под бомбежку и сгорел. Лишившись полиграфической базы, газета не прекратила выход - она печаталась в Могилеве и Смоленске, на станции Касня под Вязьмой. Только 29 июля редакция получила новый поезд.

В 1942-1943 гг. «Красноармейская правда», кроме русского, выходила на узбекском, туркменском, таджикском и казахском языках. Здесь работали известные советские писатели Александр Твардовский, Алексей Сурков, Вадим Кожевников, Евгений Воробьев, Михась Лыньков, художник Орест Верейский. С 1942 года и до конца войны на страницах газеты «прописался» Василий Теркин - главный герой одноименной поэмы Александра Твардовского.

В составе Западного, а с апреля 1944 года 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда» дошла до Кенигсберга. А в конце 1947 г. газета стала выходить под новым названием - «Во славу Родины». В это время военные журналисты нацеливали войска округа на восстановление военной инфраструктуры. Особое внимание уделяется изучению и обобщению фронтового опыта, популяризации имен героев. Именно сотрудники редакции первыми рассказали о мужестве и отваге П.Гаврилова, С.Матевосяна, Пети Клыпы и других защитниках Брестской крепости.

В послевоенный период наша армия стремительно перевооружается. «Во славу Родины» шагает в ногу со временем, ищет и находит действенные формы пропаганды передового опыта, рождающегося в войсках.

Памятным событием для редакционного коллектива стало вручение ей Боевого Красного Знамени и награждение газеты орденом Красной Звезды (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г.).

Особая страница в биографии газеты - это участие военных журналистов в маневрах и учениях, проходивших на территории Белорусского военного округа: «Днепр», «Неман», «Двина», «Березина», «Запад-81» и др.

Развал Союза Советских Социалистических Республик повлиял и на дальнейшую судьбу газеты.

1991-й - год политических реформ. Сначала в августе ГКЧП взбудоражил всю Москву, а затем президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев лишился власти, в декабре того же года Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали Беловежские соглашения, которое поставило жирную черту в прошлой жизни великой страны под названием СССР. Беларусь вскоре объявила о своей независимости и стала суверенным государством, а окружная газета «Во славу Родины» стала центральным печатным органом Министерства обороны Республики Беларусь. Пришлось делать свой выбор и военным журналистам. Несколько офицеров, россиян и украинцев, не желая больше служить, написали рапорты на увольнение, другие, в большинстве своем белорусы, вернулись домой переводом, благо, что управление кадров Министерства обороны Республики Беларуси делало для этого все возможное. За короткое время коллектив редакции военной газеты поменялся больше чем наполовину. У подполковника Пинчука не было особых сомнений по поводу того, что делать дальше. В трудный момент он в числе других решил поддержать своего редактора полковника Григория Васильевича Соколовского - боевого побратима, в прошлом редактора газеты 103-й и 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Годы становления белорусской армии - это, без сомнения, и время качественных изменений в облике и содержании газеты «Во славу Родины». Летом 1994 года в связи с полной изношенностью полиграфической базы было принято решение о закупке компьютерной техники и обучении технического персонала навыкам набора и верстки. Год спустя, 1 июля 1995 года, газета «Во славу Родины» перешла на офсетный способ печати. Все заботы по техническому перевооружению редакции целиком легли на плечи заместителя главного редактора полковника Валерия Пинчука, назначенного на эту должность в апреле 1994 года. Газета изменилась до неузнаваемости: ушла в прошлое окружная проблематика, на первый план вышли новые темы: строительство национальных Вооруженных Сил, поддержание высокого уровня боеготовности в войсках и укрепление национальной безопасности страны, дисциплина и правопорядок, военное образование, социальная защита военнослужащих их семей и военных пенсионеров, военно-патриотическое воспитание молодежи. О трудностях, выпавших на долю белорусских военных, военные журналисты знали не понаслышке. Они первыми рассказали читателям о том, как из республики было выведено ядерное оружие, как на американские деньги пустили под нож «лишние» танки и самолеты, как под нажимом Запада расформировали легендарную 103-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию…

Какое же нужно было иметь мужество, чтобы говорить обо всем, не обходя острых проблем, а тем и не боясь навлечь на себя гнев начальства. В ноябре 1999 года после увольнения в запас полковника Григория Соколовского газету Министерства обороны Республики Беларусь «Во славу Родины» возглавил полковник Валерий Пинчук. К этому времени в редакции сложился крепкий, работоспособный коллектив, основу которого составили выпускники ЛВВПУ и редакторского отделения ВПА имени В. И. Ленина: полковники Артур Илькив и Геннадий Солдатов, подполковники Сергей Петров, Григорий Солонец, офицеры Александр Макаров, Владимир Куц, Александр Логинов и Игорь Кандраль…

Военные журналисты в буквальном смысле этого слова исходили пешком все полигоны и стрельбища, вместе с пехотой ходили в учебные атаки, с десантниками прыгали с парашютом, а с саперами занимались разминированием…

И все это делалось ради нескольких строчек, ради читателей.

Благодаря многочисленным публикациям в военном издании прекратились посягательства отдельных чиновников на пенсии отставников, значительно улучшилось обеспечение жильем бывших военнослужащих. После оснащения «Во славу Родины» самой современной компьютерной техникой и создания своего сайта изменились и возможности газеты. С учетом перспективных направлений развития информационных систем с 2004 года в белорусской армии была начата разработка мобильных технических средств, позволяющих вести информационную работу с использованием глобальной сети Интернет и спутниковых каналов передачи информации. В рамках госпрограммы вооружения в войска стали поступать современные цифровая фотоаппаратура и мультимедийное оборудование. Создан и взят на вооружение подвижной информационный центр на отечественной базе, способный принимать и передавать информацию с использованием сети интернет, тиражировать полиграфическую продукцию, монтировать видеоматериалы, принимать и передавать информационные материалы, обеспечивать видео и радиообслуживание военнослужащих в полевых условиях. С использованием этого центра через сайт Министерства обороны осуществлялось информирование военнослужащих белорусской группировки ВВС и войск ПВО, ежегодно принимающих участие в учениях на российском полигоне Ашулук. Полиграфическая база центра обеспечивала тиражирование на полигоне и «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» (так она стала именоваться с 2005 года), и газеты «Красная звезда» на 12 часов раньше, чем они выходили в Беларуси и России. Все это не только облегчило работу военных журналистов и позволило повысить оперативность публикуемых материалов, но и значительно увеличило интерес к военному изданию. Достаточно сказать, что после перехода газеты «Во славу Родины» в 2005 году на цветную печать тираж достиг более 30 тысяч экземпляров.

Жизнь в коллективе вырабатывает, по существу, новые формы поведения, новую этику. Для легендарного коллектива белорусской военной газеты главным принципом являлись высочайшая журналистская этика, творческая дисциплина, постоянный профессиональный рост, порядочность во взаимоотношениях, уважение к читателям. В военной газете никогда не было людей случайных. А если кто и появлялся из таковых, то недолго. Здесь мог выжить только настоящий журналист - и сердцем, и силой убеждения, и преданностью общему делу.

В военную журналистику многие пришли разными дорогами. Кто-то окончил знаменитое Львовское высшее военно-политическое училище, некоторые - филфак и журфак БГУ, кто-то вообще с техническим образованием.

Слово во все времена называли великим оружием жизни. Владеть этим оружием - дар Божий. И тот, кому улыбнулась удача быть журналистом по призванию, счастливый человек. Таковых в редакции нынешней «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» двадцать три, но это далеко не весь коллектив. Ежедневно, над выпуском очередного номера газеты трудятся и те, кто оттачивает и шлифует литературный язык, корректирует тексты, размещает их на страницах газеты, занят набором, версткой и компьютерным дизайном, кто работает с письмами и занимается рекламой, кто организует и планирует редакционную деятельность.

Конечно, сейчас газета во многом отличается от себя самой начала двадцать первого века. И это не удивительно. Жизнь не стоит на месте, и газета как средство массовой информации обязана идти в ногу со временем, работать для современного читателя, всегда стоять на страже его интересов, быть злободневной, информационно насыщенной, откликаться на необозримое многообразие человеческих отношений. В редакционных стенах газеты Министерства обороны «Во славу Родины» неустанно кипела и кипит творческая работа. Ни дня без строчки - таков девиз военных журналистов. Способствовала неутомимой энергии пишущих прежде всего сама атмосфера редакции. Надо сказать, что солидное, трехэтажное, с большими светлыми окнами, выходящими на улицу Первомайскую (рядом с Центральным детским парком имени Максима Горького в белорусской столице), здание было построено в 1947 году специально для редакции газеты «Во славу Родины». На первом этаже располагалась типография газеты, на третьем - жили военкоры с семьями. А вот на втором этаже находились рабочие кабинеты военных журналистов.

В конце длинного коридора с рядом кабинетов, за дверями которых располагались отделы боевой подготовки, новостей и спорта, культуры и социальных проблем, всегда были открыты двери кабинета главного редактора. В редакционном «предбаннике» толпились посетители. Здесь находились подшивки республиканских средств массовой информации, газеты «Во славу Родины», в каждом номере которой публиковались свежие новости со всего мира. Надо отметить то, что до 1989 года газету «Во славу Родины» нельзя было найти в киосках «Союзпечати» - она рассылалась по ведомственной подписке в части и подразделения Белорусского военного округа и не предназначалась для распространения среди гражданского населения. Но время диктовало свои условия. С 1 апреля 1989 года (а точнее, с 20.717-го номера) «Во славу Родины» поступила в продажу. Газета стала новинкой и открытием для гражданских читателей, потому что была наполнена актуальной информацией и интересными статьями.

Актуальные и интересные статьи в рубрике «По странам и континентам», «Боевая подготовка» сразу же привлекли внимание общественности объективностью и точным анализом. Газету читали все слои населения Беларуси, и писали не только ветераны Великой Отечественной войны, офицеры и солдаты, но и люди самых разных гражданских профессий. Именно на страницах «Во славу Родины» было напечатано самое первое стихотворение известной белорусской поэтессы Валентины Поликаниной. Главный редактор поддерживал талантливую молодежь, пришедшую в редакцию, и ни в коем случае не мешал работать творческому человеку. Чтобы еще больше поднять престиж военной газеты, полковник Григорий Васильевич Соколовский дал путевку в жизнь «литературным пятницам», на которые приглашались известные писатели и поэты, видные деятели искусства и культуры. Затем эти встречи освещались на страницах нашей газеты. В гостях у вославовцев побывали Иван Шамякин и Алесь Савицкий, Игорь Лученок и Эдуард Зарицкий…

Сейчас «Белорусская военная газета. Во славу Родины» - составная часть военного информационного агентства Вооруженных Сил «Ваяр», созданного в результате реорганизации военных СМИ в 2009 году. И сегодня у творческого коллектива немало новых интересных проектов, ориентированных на самого различного читателя. Каждая полоса в газете - это отдельный раздел или рубрика для отдельной аудитории. А за каждой печатной строкой по-прежнему стоят журналисты и их незаменимые помощники: операторы электронного набора и верстки. Любой, большой или малый текст надо набрать на компьютере и распечатать. Дело это, поверьте, нелегкое. Профессионально его выполняют Валентина Николаевна Макейчик, Алина Федоровна Фролова и Елизавета Владимировна Степаненко. Не менее ответственная работа и у сотрудников отдела компьютерного дизайна и верстки. Наталья Петровна Щербакова, Людмила Петровна Герасимович, Татьяна Геннадьевна Стороженко, Татьяна Александровна Гайдарь, Ирина Тадеушевна Яскевич, Марина Александровна Гудкова, Мария Александровна Журович - все эти очаровательные женщины превращают слова и мысли журналистов… в аккуратные газетные полосы. Затем начинается этап работы Юлии Борисовны Птичкиной, которая отвечает за доставку адресатам массы накладных, ведомостей, писем… И она же рано утром, к началу рабочего дня, привозит свежие номера газеты в агентство. Для журналистов агентства каждый рабочий день является праздником. Потому что и военные, и журналисты без погон служат одному делу - донести достоверную информацию до различных категорий читателей, оставаться на передовых рубежах обеспечения национальной безопасности государства - там, где идет борьба за души и сердца людей. Журналисты наших дней верят в то, что страстное печатное слово способно разбудить инициативу и энтузиазм. Экскурсия по «Ваяру» Творческая основа Настоящая работа агентства началась с переезда из здания на Фрунзе, 19 в новый дом на Богдановича, 29. Кстати, именно на нынешнем месте дислокации «Ваяра» (исторический факт!) размещались перед Великой Отечественной войной и какое-то время после нее редакция и типография газеты «Красноармейская правда». Все возвращается на круги своя! В агентстве 23 журналиста, для которых, созданы все условия для успешной творческой деятельности - просторные светлые кабинеты с удобной мебелью, новейшая техника…

За каждым именем корреспондента - сотни материалов и «именные полосы». Костяк, основа нашей пишущей братии - выпускники Львовского высшего военно-политического ордена Красной Звезды училища подполковники Николай Макаревич, Александр Логинов, Владимир Куц, Александр Макаров, Игорь Кандраль. Их материалы всегда актуальны и порой являют собой образец кропотливой журналистской работы. Они пример для нового поколения военных журналистов. К слову, выпускником этого же училища является нынешний начальник агентства полковник Андрей Шубадеров. За два года существования агентства были присвоены очередные воинские звания 16 военнослужащим. Государственные награды вручены семи военнослужащим, министром обороны поощрены 16 сотрудников агентства. Назначены на вышестоящие должности восемь военнослужащих. Были организованы занятия с курсантами военного факультета в БГУ, обучающимися по специальности «военная журналистика». Ведется учет ветеранов редакции газеты и агентства, которые находятся на заслуженном отдыхе. Руководство агентства поощряет стремление сотрудников «Ваяра» повысить свою квалификацию. Трое уже окончили курсы иностранных языков в Минском государственном лингвистическом университете, еще четверо продолжают там обучение. Трое офицеров окончили различные курсы в Военной академии Республики Беларусь, еще двое - высшие академические курсы в этом военном вузе. Офицеры агентства ездят в командировки не только по Беларуси. География «путешествий» достаточно разнообразна: Россия, Украина, Китай, Германия, Венесуэла, Катар… - в зарубежных странах побывали 35 наших сотрудников. Молодежь, которая приходит в агентство, «оттачивает перья» долго, на протяжении нескольких лет. Этот процесс нельзя ускорить: чтобы хорошо писать, надо уметь хорошо думать, мыслить. Надо обладать определенной эрудицией. Надо, в конце концов, хотя бы ориентироваться в специфике профессии военного журналиста. Но все эти качества начинающий «корр.» приобретает только вместе с жизненным опытом. А его не купишь ни за какие деньги…

У каждого коллектива или организации - своя история. Летопись военного информационного агентства «Ваяр» во многом пишет «Белорусская военная газета». С армейской газетой военнослужащие Вооруженных Сил, пенсионеры и наши гражданские почитатели «встречаются» каждый день. Но даже сегодня, наверное, не все представляют, что коллектив агентства работает не только над выпуском ежедневного печатного издания и ее электронной версии. В круге забот - еще несколько сайтов, в том числе и сайт Министерства обороны, проекты «Виртуальный военкомат», «Детям об армии», турниры «Штурмовик «Ил-2» и «Мир танков» и другие информационные задачи.

В 2011 году агентство «Ваяр» вышло на новый, качественный уровень. 10 самых важных событий, которые стали определяющими для коллектива агентства, будут в будущем основой для других свершений.

1. Белорусская военная газета «Во Славу Родины», вошла в мировой электронный инфокиоск прессы. И теперь свои читатели газеты есть в Бельгии, Швеции, США, Канаде, Афганистане, а так же еще в ряде других стран.

2. В прошлом году впервые была размещена подписка в сети Интернет на «Белорусскую военную газету» через приложение Press Reader для Android.

3. Никогда ранее на белорусском ТВ не было рекламные роликов газеты, которые сегодня можно увидеть еще и в сети Интернет.

4. Вышли в свет первые номера специального проекта агентства - журнал «ВПК».

5. Впервые в реальных полевых условиях на полигонах российской Федерации Ашулук и Гороховецкий испытание прошли подвижные информационные и радиотелевизионные центры.

6. Было выпущено около десятка наименований рекламной армейской сувенирной продукции, в том числе и для участников СОУ «Щит Союза- 2011».

7. Помимо всего этого, коллектив агентства занимается написанием, вычиткой, а так же подготовкой к печати книг по истории структурных подразделений Генерального штаба и Министерства обороны Республики Беларусь.

8. Военное информационное агентство начало размещать статьи журналистов в крупнейших социальных сетях - «Твиттере», «В контакте», «Фэйсбуке», «Одноклассниках» и других.

9. Создана концепция военной FM-радиостанции. Сейчас идет наработка ее информационной и материальной базы.

10. Практически создан военный информационный портал Министерства обороны, который, как мы планируем, начнет работу летом 2012 года.

А как можно забыть, такое значимое для всех журналистов агентства события, как празднование 90-летия «Белорусской военной газеты» и признание Министерством информации Республики Беларусь агентства «Ваяр» лучшим творческим проектом года. Самое главное, что за непродолжительное время своего существования был налажен тесный контакт с читатели.

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить - подарили, на парад сходить - сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Что такое патриотизм

Для понимания явления первый шаг - это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране - это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» .

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами - векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением. На животном уровне патриотизм - это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание - это составная часть школьного и семейного воспитания. Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Разброд и шатания

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание - это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова - «Самодержавие. Православие. Народность» - воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

Результаты опроса

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

    Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)

    А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)

    Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию - хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Родись и стань патриотом

Патриотизм - это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм - это свойство, присущее людям, которые обладают . Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором. , - это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества - гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого - нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу. В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги. В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов. После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме - любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных , не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама