THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.


Вопрос о том, как нарисовать человека поэтапно для начинающих, занимает абсолютно всех, кто взял карандаш в руки. Начинающего художника часто постигает разочарование, когда он видит результаты собственных усилий. Они обычно сильно расходятся с тем, чего так хотелось достигнуть. Многие на этой стадии оставляют попытки научиться правильно рисовать. Однако если вы все же не отказались от своего намерения, необходимо изменить подход к делу. На популярный вопрос, как нарисовать человека в полный рост, необходимо отвечать именно на системной основе. В рисовании прежде всего важна поэтапность и последовательность. Для многих это прозвучит очень неожиданно, однако перед тем как что-либо нарисовать, нужно хорошо подумать. Ну а такого весьма сложного предмета, как человеческая фигура, это касается прежде всего.

Убедительный рисунок

Каждый рисунок начинается с грамотной компоновки, то есть размещения будущей картинки на плоскости. Это делается легкими карандашными штрихами, которые обозначают крайние точки рисуемой фигуры. В каждом рисунке необходимо выделить определенный композиционный смысловой центр. Одно из ключевых правил композиции в том, что данный композиционный центр не должен совпадать с геометрическим. Рисунок на плоскости должен занимать приблизительно три четверти поверхности, при этом оставляя по краям свободное пространство. Дальше, чтобы человек выглядел убедительно, его фигура должна быть построена с обязательным соблюдением законов и пропорций анатомии. И что также важно, она должна твердо стоять на ногах, либо сидеть на какой-либо опоре — так, чтобы это никак не нарушало законов равновесия. Пропорции человеческой фигуры меняются в зависимости от возраста. У взрослого человека голова занимает приблизительно седьмую часть роста.

Как нарисовать фигуру

Опытные художники над этим работают долгими годами. В современных художественных ВУЗах детально изучается пластическая анатомия. Ее курс адаптирован для художников. При его изучении они тщательно прорабатывают все имеющиеся в организме человека мускулы и кости, их взаимодействие и сочленение. Такие навыки и знания нужны для правильного построения человеческой фигуры. Правда столкнувшись с задачей изображения человека в рост впервые, достаточно будет правильно взять пропорциональные отношения между всеми отдельными частями тела к фигуре в общем. А также понять общую конструктивную основу мышечной системы и скелета. Строя торс фигуры человека, необходимо наметить осевые линии, тазобедренный и плечевой пояс, различные суставы. Делая построение фигуры, прежде всего помните о равновесии. Фигура должна твердо стоять на ногах. У многих художников для обеспечения такого требования есть проверенный прием — вертикальная линия от яремной впадины (небольшое углубление между ключицами под человеческим подбородком), проведенная на плоскость, должна не заходить за плоскость ступней. А дальше наиболее важное — хорошо выверяете пропорции конечностей, головы и торса, строите пошагово всю фигуру.

Обобщение рисунка

Делая построение и прорабатывая разнообразные детали, важно вовремя остановиться, соблюсти меру. От анализа отдельных мелочей необходимо постепенно переходить уже к обобщению фигуры в общем. Это, как правило, делается размашистыми широкими штрихами. Обнаженную натуру нужно изображать не часто. Однако базовые знания пластической анатомии нужны художнику в любом случае. Без них просто невозможно правильно разобраться, как нарисовать одетого человека. Изображая фигуру в определенном пространственном ракурсе, надо видеть и представлять ее насквозь. В особенности необходимо обратить внимание, по каким закономерностям формируются складки на одежде. Это крайне важный элемент в рисовании фигуры. Они могут подчеркнуть движение, либо устойчивость. Наметив общие контуры, постепенно придаете всем деталям объемность. Моделируете форму светотенью. Большое внимание при построениях необходимо уделять штриховке. Штрих — это важнейший элемент в арсенале любого художника-графика. От силы его нажима, направления и длины зависит много. Культура штриховки всегда вырабатывается постепенно.

Перспектива

Грамотное построение на плоскости любой пространственной фигуры, в том числе человека, просто невозможно без понимания всех закономерностей линейной перспективы. С ней надо разобраться и понять то, что все параллельные плоскости и линии имеют точку схода на горизонте. В фигуре человека параллельные плоскости отсутствуют, однако она легко в них вписывается. Перспективное построение фигуры необходимо выполнять только после того, когда будет осмысленно ее положение относительно горизонта. Линия горизонта должна намечена быть первой на рисунке.

Пошаговый пример

Хотите научиться рисовать поэтапно человека в полный рост? Мы подготовили для вас этот урок. Рисовать человека будем карандашом и в одежде. Этот парень одет в рубашку и джинсы.

Начинаем пошагово рисовать человека в полный рост.
Для начала проведем вертикальную линию на листе бумаги, оставив немного места вверху и внизу. Если голова и ноги мужчины будут упираться в края листа, это будет не красиво. По правилам композиции необходимо оставлять пространство вокруг фигуры. Теперь разделим вертикальную линию на 6 равных отрезков и сделаем внизу еще один небольшой отрезок. Здесь, в будущем, нарисуем ботинки нашего парня. Почему мы делим прямую линию на такое количество отрезков? Дело в том, что в высоте среднестатистического человека укладывается примерно 6-7 голов. Раз уж мы хотим нарисовать пропорционального человека, эти отметки нам понадобятся.

Теперь у нас появляются линии плеч и таза. Таким образом, мы наметили примерное расположение плечевых и тазобедренных суставов. Обратите внимание, на каком конкретно отрезке они изображены. Если вы допустите здесь ошибку, человек получится непропорциональным. Суставы справа расположены чуть дальше от центральной линии, чем левые. Почему? Дело в том, что поза нашего человека достаточно расслабленная. Он не стоит по струнке. Поэтому фигура не будет идеально симметричной. Возможно, вы обратили внимание, что у нас почти не осталось места для шеи: мужчина, которого мы рисуем, чуть наклонил голову вперед, тем самым закрыв шею.

Отмечаем места, где у нас находятся колени и локти. Опять же, не забываем обращать внимание, в каком месте находятся эти окружности относительно наших небольших отрезков и относительно средней линии. Изображаем окружностями и голеностопные суставы. Как можно догадаться по названию, это суставы, которые соединяют стопу и голень. Соединяем окружности линиями. Мужчина будет держать руки в карманах джинсов. Поэтому от локтей проводим линии к тазу. Если у вас, пока что, есть сложности с рисованием пальцев, то можно упростить рисунок, сделав кисти рук невидимыми, как в данном случаем.

Далее используем временные линии построения. Теперь, при помощи ластика, мы стираем эти линии. Точнее, делаем их менее заметными, чтобы они не так сильно бросались в глаза. В конце рисования нужно будет стереть их совсем, но пока эти линии нам нужны, для того, чтобы лучше ориентироваться в рисунке. Начинаем отмечать контуры тела – торс, ноги, верхнюю линию брюк. Предлагаем на этом этапе наметить линию глаз, подбородок, а также границу роста волос – место, где заканчивается лоб и начинается прическа. Давайте наметим с вами шею. При рисовании ориентируйтесь на среднюю линию тела и наши линии построения. Внимательно смотрите, на каком расстоянии от средней линии находится правая сторона шеи, на каком левая.

Продолжаем рисовать тело человека в полный рост. Теперь у нас добавляются очертания рук, ботинки. На лице отмечаем линии носа и губ. Рисуем мужчине ухо. Для того, чтобы нарисовать ухо в правильном месте, ориентируйтесь на линию глаз и среднюю линию тела.

На этом этапе начинают появляться некоторые элементы одежды – карманы на джинсах, ремень.

Чтобы изобразить человека в одежде, стоит помнить, что ткань всегда образует складочки. Наш мужчина одет в современную одежду. Начинаем рисовать складки на джинсах. Изображаем детали ремня и воротничок рубашки. Руки спрятаны в карманах. Однако, большие пальцы выглядывают наружу. Необходимо их нарисовать. Также отмечаем изогнутыми линиями место, где заканчиваются джинсы – длину брюк.

На этом этапе рисунок становится всё более симпатичным за счет прорисовки деталей – складочек на рубашке и джинсах. На рубашке складки образуются в районе локтей, на рукавах, а также над ремнем и немножко на груди. На джинсах складки хорошо заметны у коленей, а также внизу штанин. Обратите внимание, что ткань мнётся не как попало. Узор складок имеет определенный ритм. Постарайтесь нарисовать его правдоподобно. Нарисуйте подошву у ботинок. Все эти маленькие детали сделают ваш рисунок более интересным. Для того, чтобы рисунок получился красивым, необходимо обращать внимание на элементы одежды и обуви.

Теперь мы наконец-то можем полностью стереть линии построения на теле человека. Сейчас ваш рисунок должен выглядеть примерно так. Продолжим детализацию. Любые джинсы имеют характерную обтачку – края таких брюк подшиты по-особому: обратите внимание на двойную линию по линии карманов и по низу. А на рубашке появились пуговички.

Как нарисовать парня в полный рост? Конечно же, стоит обратить внимание на его лицо и прическу. Сделаем нижнюю челюсть чуточку квадратной – это добавит мужественности образу парня. Нарисуем очертания головы. У мужчины волнистые волосы. Впрочем, вам ничего не мешает сделать его лысым или с другой прической.

Пришло время нарисовать лицо. У нас были намечены линии глаз, носа и губ. Важное замечание: все эти линии должны быть параллельны друг другу. Иначе лицо получится косым и кривым. Для того, чтобы подчеркнуть улыбку, нужно нарисовать складочки от крыльев носа к уголкам губ. Чтобы добавить живости глазам, нужно оставить маленькие белые блики рядом со зрачками. Не забудьте про брови – они делают лицо более выразительным. Добавьте пару-тройку изогнутых линий в прическу, для того, чтобы волосы не выглядели скучно.

Вот собственно и все. Вы прочли до конца урок о том, как нарисовать человека в полный рост. У нас получился симпатичный молодой человек. Пробуйте. Мы верим, что всё получится и у вас!

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека» . Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами - от карандашей до акварели. Карандаш - наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника - это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Благодаря знанию анатомии, изображение становится более убедительным и живым, чем сама натура.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры - примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних - трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой - эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы - лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет - это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет - вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук - такой, который легко поместится в сумку или карман, - на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.


Так учат рисованию в Париже - во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.

Данный метод ни в коем случае не является лучшим и тем более быстрым, но с точки зрения большинства художников он является правильным. Он медленно, но верно помагает нарисовать карандашом поэтапно человека.
В конце статьи можно посмотреть видео о том,
Данный способ рисования направлен на стимуляцию воображения и формирование представления о человеческом теле в трехмерном пространстве, хорошо подходит для начинающих и для людей усидчивых и терпеливых.
Почти все начинающие рисовальщики начинают рисунок человеческой фигуры с головы, допуская тем самым грубую ошибку. И бывают весьма удивлены, когда в результате оказывается, что для ступней ног на бумаге совсем не осталось места - данный метод избавит вас от такой неприятной ситуации.

Рассмотрим идеальные пропорции тела человека:

Так голова у людей высокого роста укладывается по длине тела 8 раз , у людей среднего роста – 7,5 раз , у людей низкого роста – 6-7 раз .
Голова укладывается в длину туловища 2,5 раза , в длину ног – 3-4 раза .
Протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра .
Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна двум длинам головы и больше ширины бедер.
Длина бедра соответствует длине голени со стопой , а голень - двум длинам стопы .
Женская фигура в отличие от мужской имеет более низкий средний рост и более короткие конечности.
Ширина бедер у женщины обычно больше ширины плеч.
Голова женщины относительно и абсолютно меньше чем у мужчины.

Схематическое изображение человека:

Песенку из мультфильма "Осьминожки": "Палка, палка, огуречик, получился человечек..." знает каждый ребенок!
И не стоит недооценивать эту фразу.
Схематические человечки отображаю очень важную характеристику - пропорции частей тела. И чтобы избежать логического разлада в наших палочкообразных человечках, необходимо соблюдать так называемый «художественный канон».
А теперь давайте повнимательнее присмотримся к нашим схематическим человечкам :

Схематический Человечек №1
Такого человечка хотя бы раз в жизни рисовал каждый.
Это так называемый базовый человечек.
Но с ним мало что можно сделать.
Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций головы, торса, рук и ног.



Схематический Человечек №2

Здесь дополнительно вырисовываются пропорции предплечья, бедра, голени и ступни.


Схематический человечек №3

Совершенный палочкообразный человечек!
Уверен, вы едва ли видели, чтобы какой-либо ребенок рисовал человечка именно так.
Плечи и таз этой фигуры уже имеют определенную ширину.

Задание:
Для того чтобы понять насколько точно в своих работах вы соблюдаете пропорции – нарисуйте несколько схематических человечков.
Таким образом, просто и быстро, не отвлекаясь на детали (одежду, волосы и т.п.), вы сможете оценить то, насколько хорошо вы знаете пропорции человеческого тела.
Кроме того, вы сразу сможете определить: поместится ли фигура на листе.

Думаю, теперь вы понимаете насколько важно освоить пропорции. И какую немаловажную роль в будущей картине играют схематические человечки.

Поза человека:

Пора оживить и заставить нашего героя что-нибудь делать. Так прежде чем начинать работу над персонажем, с помощью схематических рисунков вы можете перепробовать множество поз и выбрать одну.
Ниже представлены некоторые примеры схематических человечков в действии.

На рисунке – человек идущий.
Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Как правило, плечи движутся в противоположном направлении.

Человек лежит на боку с опорой на одну руку. Таким образом, грудная клетка «висит» на плече и позвоночник, прогибаясь, рисует изогнутую линию.

Для того чтобы нарисовать человеческое тело необходимо знать особенности его строения.

Скелет является основой

голова
грудная клетка
позвоночник
таз

суставы
руки
кисти
ноги
стопы

Обратите внимание на изгиб позвоночника
(чтобы его было лучше видно, не будем рисовать руку).

Скелет можно рисовать в упрощенном виде:

Имея представления об особенностях строения скелета, переходим к мышцам и/или жиру , как повезет…).
Для отображения частей тела мы будем использовать всевозможные формы: цилиндры, эллипсы и т.п.

Вот теперь Вы наглядно можете оценить

Весь процесс от наброска (создания схематического человечка) до объемной прорисовки на основе схематического рисунка :














Также данный способ поможет вам в работе с деталями. Например, в прорисовке кистей рук и ступней:

Вот и всё!
Главная идея этого урока – для рисунка важна правильная основа.
А для достижения этой цели необходимо отбросить все лишнее и представить в схематическом виде.
И схематические человечки помогут вам в этом!
Основное преимущество этого способа заключается в том, что вы легко и быстро можете примерить множество поз для вашего героя.
Выбрать наиболее подходящую позу и уже на первом этапе определиться с композицией.
Данная статья подходит для тех, кто желает узнать как нарисовать человека в полный рост или вообще как нарисовать карандашом поэтапно
Спасибо за внимание.

Пропорции тела человека разнообразны и зависят от возраста, пола, типа сложения. Так, различают три формы телосложения: длинное и узкое, характеризующееся узким тазом и длинными конечностями; короткое и широкое, с широким и длинным туловищем и короткими ногами; среднее между первым и вторым. Пропорции женской фигуры отличаются от пропорций мужской. Ребенок, юноша, подросток значительно отличаются в пропорциях от взрослого человека.
Изучение всех особенностей строения тела при создании скульптуры имеет для художника первостепенное значение. Рассматривая конкретную модель, следует уяснить соотношение отдельных частей тела, их пропорции. У разных людей они значительно различаются, что составляет индивидуальность каждого человека. Уловить ее – задача скульптора. Успех в этом зависит от знаний законов анатомии; умения видеть и переносить увиденное в материал. Начинающему резчику по дереву, как уже было сказано, без рисования и лепки, учебных и эскизных набросков в пластилине и глине высоких результатов добиться сложно. Советую почаще рассматривать свое тело и лицо. Это поможет в изучении анатомии, научит находить костные и мышечные выступы, подскажет законы изменения форм тела в различных позах. Обращайте внимание и на своих родных, знакомых, вглядывайтесь в прохожих на улице, в пассажирском транспорте.
Изучение фигур и лиц должно превратиться в привычку. Пусть улица, различные общественные места станут для вас постоянной выставкой, экспозицией огромного музея. Неплохо, если у вас с собой всегда будет небольшой блокнот или листы чистой бумаги с картонной обложкой и карандаш. Интересные, характерные лица, их черты зарисовывайте, не теряя времени, иначе они забудутся, и таких вы больше не встретите. Но хочу предупредить, что вглядываться и рассматривать надо незаметно, чтобы не смущать тех, на кого смотрите, – не все любят, когда их в упор пронизывают взглядом. Постарайтесь не вспугнуть человека, чтобы он не изменил свое естественное состояние. Если что-то интересное увидели на улице, но не смогли зарисовать, сделайте это дома, по памяти, польза будет двойная: вы сохраните интересный образ и потренируете свою зрительную память. Объем данной книги не дает возможности подробно остановиться на этих вопросах. Мы с вами рассмотрим обзорно основные данные типичных пропорций тела, воспользовавшись уже разработанными схемами. Думаю, для начала знакомства они будут полезны, говорю это, опираясь на собственный опыт.
Основа строения тела человека – его скелет. От него во многом зависят внешние данные индивидуума. Это его архитектура, которая несет на себе внутренние органы, мышечную систему, дополняющие общую форму. В скелете различают череп, кости туловища (позвоночник с грудной клеткой) и конечности. У черепа подвижна только одна кость – нижняя челюсть. Вдоль спины тянется позвоночник, состоящий из отдельных костей – позвонков. Между ними расположены хрящевые прокладки, придающие значительную подвижность телу. Ребра прикреплены одним концом к позвоночнику, другим – к грудной кости, образуя грудную клетку. В верхней части ее на ключицах и лопатках крепятся верхние конечности – руки. В нижней части позвоночника прикреплены тазовые кости. От них отходят нижние конечности – ноги. Руки и ноги состоят из трех крупных костей и нескольких мелких в кистях и стопах. Соединяющие суставы обеспечивают достаточную подвижность конечностей.
Особенности строения скелета человека играют основополагающую роль в пропорциях тела. Создавая статую, резчик должен хорошо представлять анатомическое строение тела. Рекомендую обратиться к специальной литературе, выпущенной в достаточном количестве. Заслуживает внимания «Пластическая анатомия и изображение человека на ее основе» М.Ц. Рабиновича (издательство «Изобразительное искусство», 1985).

Чтобы легче определить соотношение частей тела, художники избирают единицу длины, так называемый модуль.

Рис. 7.1. Пропорции человеческого тела, модуль – голова (по Рихеру)

С давних времен для этого служила какая-либо часть тела (голова или нос, кисть или средний палец руки, стопа и т. д.), с помощью которой устанавливали соотношение между частями и целым. Для определения общей высоты человека чаще применяется голова. В среднем ее величина постоянна – около 22 см. Для художников по сей день это основной модуль, равняющийся восьмой части роста взрослого человека. Для низкорослых такое отношение достигает 7–7,5. Отсюда чем выше рост, тем меньшая его доля приходится на размер головы.
Если и мы за основной модуль примем размер головы, то ее длина укладывается в расстояние от подбородка до межсосковой линии, от межсосковой линии до пупка, от пупка до лобка (рис. 7.1). Размеру одной головы также равняется длина кисти с запястьем и высота ягодиц, расстояние между сосками груди. Двум размерам головы равняется ширина плеч, расстояние от конца среднего пальца до локтевого отростка, от нижнего края коленной чашечки до подошвы. Трем размерам головы соответствует расстояние от подмышечной впадины вытянутой руки до конца среднего пальца. Четырем размерам головы равна нога от паховой складки до подошвы. Рассмотрите внимательно и запомните остальные пропорциональные соотношения.

Строение головы и лица

Изучая форму головы, мы различаем костные выступы. Наиболее выраженных насчитывается двадцать. Из них тринадцать на черепной коробке и семь на лицевой части. Основные из них: два надбровных (левый и правый), два лобных, два височных, носовой, венечный, подбородочный, два скуловых, два нижнечелюстных и затылочный.
Различают четыре основных типа лица (рис. 7.2, а):
1) прямоугольное: височно-теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно на одной вертикальной линии;
2) ромбовидное: вертикальная линия касается только скуловых выступов;
3) трапециевидное, меньшей стороной вниз: вертикальная линия касается только височно-теменных выступов;
4) трапециевидное, большей стороной вниз: вертикальная линия касается только наружных нижнечелюстных выступов.
В каждом случае могут быть варианты, приближенные к основным типам, определить их довольно сложно из-за прически. В профиль формы головы различаются по лицевому углу. Если провести две линии, одну – между центральными выступами надбровных дуг и местом соединения носа с верхней губой, а вторую – от этой точки к мочке уха, образуется угол, который и называют лицевым. Их насчитывается три (рис. 7.2, б):
1) прямой, при этом первая линия вертикальна;
2) острый, при этом первая линия наклонена верхним концом в сторону лба;
3) тупой, при этом первая линия наклонена нижним концом в сторону подбородка.

Рис. 7.2. Форма головы (а ) и лицевой угол (б )

При создании портрета следует учитывать возрастные особенности, а также принадлежность портретируемого к мужскому или женскому полу.
Например, голова 8–10-летнего ребенка отличается крупной черепной коробкой, малоразвитой лицевой частью.

Рис. 7.3. Основные формы головы и анатомические точки их построения

Мало заметны скулы и надбровные дуги. Нижняя часть лица – щеки и подбородок – округлена. Формы обобщены без резких границ. У подростка в 14–16 лет соотношение между черепной коробкой и лицом изменяется. Обозначаются костные выступы, заметно вырастает череп. Утончается подкожный жир. Проявляются группы жевательных и височных мышц.
У юноши в 18–20 лет рост черепных костей обычно прекращается. Изменение внешней формы лица происходит за счет формирования мышц лица, и это значительно отличает юношу от предыдущего возрастного этапа. Формируется носогубная складка. Увеличивается густота волос. У молодого человека форма головы приобретает четкость. Хорошо видны костные выступы и группы мышц. Голове взрослого человека (30–35 лет) свойственно утолщение подкожно-жирового слоя. Это приводит к укрупнению всех форм лица.
На голове пожилого заметно увеличены мягкие покровы, отчего на лице имеются морщины и глубокие складки. Выделяются костные выступы и мышечные группы, опускается верхнее веко, волосы редеют. На лице старого человека атрофированы мышечные ткани: кожа отвисает и образуется множество складок и морщин. Отчетливо обозначены костные выступы, заметны места прикрепления мышц, видны вены и артерии. Нос обостряется, хорошо просматриваются очертания черепа. В совсем преклонном возрасте кожа лица иссушается, покрывается сплошными морщинами. Сточившиеся или выпавшие зубы сближают подбородок с носом. Опускаются веки глаз и нижняя губа, в лице отражается полная немощь. Характер возрастных изменений в зависимости от конкретного строения лица может быть выражен более или менее ярко. На это скульптор должен обратить особое внимание.

Строение частей лица

При построении портрета скульпторы разделяют голову с лицевой стороны по вертикали на четыре части, каждая из которых в среднем равна длине носа: от подбородка до носа, нос, от переносицы до линии начала волос и от начала волос до темени, то есть высшей точки головы. Длина глазной щели, образуемой веками, расстояние между глазами, ширина носа по ноздрям, как правило, равны между собой. Они соответствуют половине длины носа. Длина рта на одну треть больше длины глазной щели.
Рассмотрим основные части лица и их особенности.

Нос
Формы и размеры носа у разных людей разнообразны и зависят от костной основы черепа, хрящевого продолжения и мышечных подкожных слоев этой области. Сокращение последних отражает то или иное психологическое состояние человека, на что следует обратить внимание при передаче настроения портретируемого. Посмотрите на различные конфигурации носа (рис. 7.4). Носы подразделяют на четыре основных типа: прямой, горбатый (орлиный), мягкий курносый и вздернутый, который с возрастом меняет свою форму. У ребенка нос небольшой. В старости костная и хрящевые части выступают заметнее.

Рис. 7.4. Формы носа

Рот
Его составляют (рис. 7.5) две кожные складки, формирующие губы, у основания которых расположена круглая мышца рта. Верхняя губа заметно отличается от нижней формой. У разных людей она различна. Выделяют четыре типа губ: тонкие, толстые, средние и вздутые. В середине верхней губы имеется бугорок, называемый хоботком. С двух сторон к нему примыкают также небольшие выпуклости. К углам рта верхняя губа становится площе и заворачивается внутрь. В центре нижней губы расположена небольшая выемка, по бокам ее – выпуклости, которые оканчиваются почти в углах рта. Губы окаймлены невысоким ободком, который является и границей их окраски. В зависимости от настроения человека губы меняют форму. Мы видим внутреннее состояние человека, его чувства. Художник должен уловить эти тонкие изменения и, если необходимо, отразить в портрете. Такой портрет больше расскажет внимательному зрителю и передаст правду характера портретируемого.

Рис. 7.5. Строение рта. 1 - носогубная борозда; 2 - «фильтр»; 3 - бугорок верхней губы; 4 - угол рта; 5 - подбородочногубная борозда

Глаза
При первом рассмотрении мы видим основные внешние детали глаза. К ним относятся глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, «слезное озеро», бровь (рис. 7.6).
Сверху и снизу глаз обрамлен верхним и нижним веками. Между ними образуется пространство, называемое глазной щелью. При открытом глазе она миндалевидной формы, при закрытом имеет формы выпуклой книзу дуги. Верхнее веко больше и подвижнее нижнего. Боковой край века острый, внутренний закругленный, он образует «слезное озеро». Художнику необходимо помнить, что глазное яблоко может двигаться независимо от век, которые, в свою очередь, смыкаются и раскрываются также независимо от зрачков.
Работающему над портретом необходимо внимательно изучить устройство глаза, его изменения при взгляде в сторону, вниз, вверх.

Рис. 7.6. Внешнее строение глаза: 1 - наружный угол; 2 - радужная оболочка; 3 - зрачок; 4 - белковая оболочка; 5 - внутренний угол; 6 – бровь, 7 - складка, покрывающая верхнее веко; 8 - верхнее веко; 9 - нижнее веко

Способы изображения глаза в скульптуре могут быть различны. Иногда на глазном яблоке зрачок не обозначают (как в античных бюстах). Радужную оболочку формируют выпукло или вогнуто с небольшим или значительным углублением. От глубины зависит теневая точка. Чтобы глаз был более живой, создают световой блик, оставляя кусочек материала с какой-либо стороны углубления зрачка. Он должен контрастно выделяться на фоне более темных радужной оболочки и зрачка, создавая на расстоянии эффект блеска глаз, отражение падающего света.
Говорят, глаза – зеркало души. Посмотрев в лицо, мы в первую очередь смотрим в глаза, которые нам о многом говорят. Зрителя в портретах также сначала привлекают глаза. В них он ищет ответы на вопросы, пытается понять, какая душа отражена, что хотел сказать произведением художник, как он относится к тому, кого воссоздал в скульптуре.

Уши
Это хрящевые пластинки сложной формы, покрытые кожной складкой, которые располагаются позади щек по бокам лицевой части головы. По своему устройству ухо, как слуховой аппарат, сложно, но нас больше интересует внешнее строение и разнообразие. Мы видим и отражаем пластически внешнюю надстройку – ушную раковину (рис. 7.7). На ней различают завиток и противозавиток, козелок и противокозелок, полость ушной раковины. В верхней части завитка небольшое утолщение – бугорок. Внутри козелка раковина переходит в отверстие внутреннего слухового прохода. Нижняя часть ушной раковины не заполнена хрящом. Здесь расположена мочка. Она может быть отделенной или приросшей к щеке. Уши по форме очень разнообразны. У каждого человека они имеют свои характерные особенности. При всем различии их подразделяют на большие и малые, длинные и короткие, узкие и широкие, приплюснутые и выступающие. Уши, как правило, неподвижны, но нередко обращают на себя внимание, если не скрыты прической. Придают неповторимую форму построению головы и характерность лицу. Учитывайте это и не забывайте передавать в портрете.

Рис. 7.7. Внешнее строение уха: 1 - полость ушной раковины; 2 - противозавиток; 3 - завиток; 4 - бугорок; 5 - козелок; 6 - противокозелок; 7 - мочка

Брови, усы и борода

У каждого человека они индивидуальны, но основные законы построения схожи, что необходимо учитывать в создании портрета.
Бровь – продолговатый участок волос, располагающийся над глазницей поверх надбровных бугров черепа. Брови разнообразны по форме: короткие, длинные, узкие, широкие, редкие, густые, прямые, дугообразные. Состоят из трех частей: головки, тела и хвоста, которые воспроизводят общей массой.
У мужчин чаще густые, у женщин – тонкие. Придают лицу выразительность, особенно глазам. Очень подвижны как вместе, так и по отдельности.
Усы также с каждой стороны состоят из трех масс: под ноздрями, между ноздрями и углами рта, над углами рта и дальше. Изображать их следует без заметного разделения масс.
Борода. Состоит из девяти масс: по одной от ушей, по одной от щек и начала подбородка, две массы на уровне подбородка, одна меньшего размера над ними (под центром нижней губы) и последние две массы под нижней челюстью.
Такой разбор строения лица далеко не полон, но дает начинающему художнику первоначальный ориентир при создании портретных работ.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама