THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Обратная аппликация из пластилина «Веселый снеговик». Мастер класс с пошаговым фото.

Обратная аппликация - это аппликация наоборот. Она выполняется на прозрачной основе, и её изнанка становится лицевой стороной.

Матвеева Любовь Викторовна, учитель начальных классов.
Назначение: мастер-класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, воспитателям коррекционных школ-интернатов, учителям начальных классов, а так же педагогам дополнительного образования. Работу можно выполнить индивидуально или в парах.
Цель: учить изготавливать из пластилина обратную аппликацию «Веселый снеговик».
Образовательные задачи:
- познакомить с новой техникой обратная аппликации из пластилина;
- развитие навыков и умений в работе с пластилином и стекой;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений.
Развивающие задачи:
- развитие мыслительной деятельности у учащихся в процессе ориентировки в задании, планирования хода работы;
- развитие координации мелкой моторики рук и пальцев.
Воспитательные задачи:
- воспитание эстетического вкуса, самостоятельности, аккуратности.

Материалы и инструменты:

пластилин, стека, ламинированный лист (склеенный) (или плотная прозрачная пленка, стекло, пластмасса), раскраска.

Можно начать занятие или урок так:

О каком времени года говорится в загадке?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(о зиме).


-А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
- Какая погода бывает зимой? (холодная, морозная)
- Чем покрыта земля зимой? (снегом)
- Какой бывает снег? (белый, пушистый, легкий, холодный, липкий, мокрый).
-Дети, что вы любите делать зимой, когда гуляете на улице? (Кататься на санках и лыжах, играть в снежки, делать горки из снега и т. д.)
- Что мы будем сегодня делать на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной,

У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык.
Наш приятель... (снеговик)


- И к нам в гости сегодня пришел снеговик. Вот он, но наш снеговик очень грустный, у него нет друзей. Поможем ему.
- Скажите, а вы любите лепить снеговиков? Конечно, это интересно и смешно.
- А из чего лепят снеговика?
- Как это делают?
- Правильно, сначала катают из снега большой-пребольшой ком - это будет туловище снеговика. Потом на этот первый ком кладут сверху второй ком, это будет голова. А с боков прикреп¬ляют два круглых комка поменьше - это будут руки.
- А наш Снеговик из чего сделан, как вы думаете, что нам понадобится? (показ образца).


Итак, для работы понадобятся: пластилин, стека, ламинированный лист, раскраска, скрепки.


Распечатать раскраску.


- Прежде чем начать работу, выполним физминутку
«Снеговик»:
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий будет голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос морковка,
А глаза два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.

План работы:

1.Снизу раскраску закрепляем скрепками к ламинированному листу.


2. Делаем нос-морковку, нанося пластилин оранжевого цвета, края подравнивая стекой.


3. Пластилин черного цвета наносим на глаза.


4. Делаем рот: для начала скатываем жгутик из пластилина черного цвета, затем по контуру рта прижимаем (как бы приклеиваем) к ламинированному листу.


5. Наносим пластилин белого цвета, делая голову снеговика, края подравниваем стекой.


6. Приступаем к изготовлению шапочки (можно сочетать другие цвета).


7.


8. Приступаем к изготовлению шарфа, чередуя красный и фиолетовый цвета.



9.Делаем пуговицы из пластилина черного цвета.


10. Делаем туловище снеговика пластилином белого цвета, подравнивая края стекой.


11. Пластилином желтого цвета делаем варежки.


12. Пластилином с оттенками синего цвета делаем сугроб вокруг снеговика.


11. Убираем раскраску, и переворачиваем. Вот что получилось.


12. Далее можно проявить фантазию и творчество.
Я под низ положила картон голубого цвета.


Вставила в рамочку, оформленную снежинками в технике квиллинг.


Вот такая заламинированная аппликация из пластилина получилась.
Меняйте сочетания цветов на шапке и шарфе, измените цвет варежек, снеговика можно сделать голубым, фон можно тоже изменить и у вас получится свой снеговик. Творите, фантазируйте. Желаю успехов!

Аппликация по теме Зима из пластилина

Пластилинография для детского сада. Природный сюжет по теме «Зима»

Мастер - класс по пластилинографии "Первый снег"

Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад №2 с. Пычас, Удмуртская Республика

Назначение мастер - класса: Лепить из пластилина очень интересно. Кроме того, каждая новая поделка – это новая игрушка, картина, открытка, которая принесет вам и вашим детям много радости, потому что вы сделали ее вместе и своими руками.
А как научиться лепить и рисовать с помощью пластилина, если у вас в роду не было ни скульпторов, ни художников? Очень просто! Для этого САМОЕ ГЛАВНОЕ, нужно иметь немножко фантазии, умелые руки и, конечно же «волшебный пластилин»!
Мастер – класс может быть полезен родителям, воспитателям и учителям в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: обучение детей приему работы с пластилином – примазывание.

Задачи: продолжать знакомить детей с различными видами пластилиновой техники в сочетании отдельных элементов аппликации и рисования; развитие творческих способностей детей, образного мышления; вызвать радость от полноценного совместного творческого процесса взрослого и ребенка.

Материал для работы:
- пластилин;
- картон;
- простой карандаш;
- штрих;
- вата;
- клей ПВА.
1.


2. Первому белоснежному снегу радуются не только люди, но и животные! Вот, как этот удивленный кот.

Вот зима. Кругом бело!
Много снега намело.
Вышел котик погулять
Смотрит, дворик не узнать?

Что такое? Не поймет,
Удивленно смотрит кот
Белое пушистое
Холодное искристое!

Это падают снежинки,
Как красивые пушинки
На деревья, на кота.
Глянь, какая красота!
3. С помощью простого карандаша рисуем силуэт кота, но как видите на цветном фоне его практически не видно!


4.Это дело поправимое, если воспользоваться штрихом, который помогает нам исправить допущенные ошибки. В нашем случае он поможет сделать невидимый рисунок видимым для наших глаз!


5. Берем кусочек пластилина оранжевого цвета и согреваем его в руках для того, чтобы он стал мягким и податливым. Работать нужно маленькими кусочками. Чтобы линии контура рисунка получилась ровными и аккуратными, нужно скатать колбаску, прижать к контуру изображения и только потом примазывать пластилин в нужном направлении, то есть внутрь контура.


6. Для того, чтобы передать пушистый мех кота нужно большим или указательным пальцем оттянуть пластилин по краям рисунка.


7. Приступаем к лепке глаз, усов, носика и ротика нашего кота Для глаз берем кусочки белого и черного пластилина, скатываем в шарики, формируем глаза (сформированные шарики черного пластилина накладывается на белый) и прижимаем к мордочке кота. Также из черного пластилина лепим носик треугольной формы. Для усов скатаем 6 тонких колбасок из белого пластилина и придавливаем в намеченном месте. Осталось слепить рот из красного пластилина! Мордочка нашего кота готова!


8. Шерсть котика не чисто рыжая, у него есть пятнышки коричневого цвета. Для этого берем кусочки пластилина нужного цвета и придавливаем их на те места, где будут пятнышки. Затем его примазываем с достаточно большим усилием и обязательно разглаживаем, то есть делаем поверхность ровной и гладкой.


9. На заднем плане картины можно нарисовать снежные елочки с помощью штриха.


10. Елки получились белые, но на них не хватает снега! Лучше всего передать заснеженный наряд нам поможет пластилин белого цвета, который мы также примазываем по краям елочки.


11. Ёлочки готовы и как по – волшебству на картине начал падать первый белый снег! Для этого на разных частях картины наносим точками клей ПВА и приклеиваем сформированные из ваты пушистые снежинки. Такой же « пушистый снежок» и делаем под котиком. Одна снежинка упала прямо в лапу котику и он начал ее удивленно разглядывать!


Зимой самый любимый праздник всех детей - это Новый год. Поэтому в такой же технике можно из пластилина сделать елочку, которая бы напоминала нам о прекрасном новогоднем празднике!

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Пластилинография «Зимний пейзаж» в средней группе

Тема: «Зимний пейзаж»

« Цель : учить сплющивать шарики пластилина и размазывать их на картоне (снеговик), выкладывать жгутики на нанесенный контур (ёлка), использовать цветные кусочки пластилина для создания яркого образа (игрушки для елки).Учить объединять поделки в пластилиновую.Закрепить умение рисовать красками.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое

развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

чтение стихов о зиме А. Пушкина «Зимнее утро», И. Бунина «Первый снег». Рассматривание зимних пейзажей.

Материал:

- ½ картонного листа А4 голубого цвета;

Набор пластилина

Стека

Салфетки для рук

Белая гуашь, кисти, баночка с водой.

Ход:

Воспитатель : Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в гости к одной удивительной мастерице. А кто она, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы.

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

белоснежным серебром.

Ответы детей : зима!

Да, верно, зима.

Воспитатель : Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы детей). Давайте с вами постараемся разобраться: зима – это все-таки хорошо или зима – это плохо! (Словесная игра“Хорошо – плохо”)

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова»

Дети хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.

(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными.

Воспитатель : А сейчас я хочу пригласить в нашу снежную мастерскую, где мы с вами нарисуем зимний пейзаж в технике «пластилинография», но перед этим мы немного разомнемся.

Физкультминутка «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будим их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)

Ну а мы идем, идем

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся.)

Работа детей .

На заранее приготовленных листах картона дети карандашом рисуют заготовки в виде ствола елки и кругов разного диаметра для снеговика.

Воспитатель : Из коричневого пластилина делаем ствол будущей ёлочки и приклеиваем его на силуэт елки.

Из зелёного пластилина катаем колбаски, примеряем и лепим ветви. Сверху это совсем небольшие ветви, а с каждым новым «этажом» ветви будут становиться длиннее и толще. Не доводите ветви до самого низа – оставить видимой часть ствола. Если захотите сделать не просто ёлку, а новогоднюю ёлку – добавьте на неё разноцветных шаров.

Приступаем к снеговику. Берем пластилин белого цвета и растягивающими движениями наносим в область первого круга, самого большого и таким образом заполняем все три круга. Из пластилина черного цвета делаем глаза, из красного нос в виде морковки. Ведро на голове делаем фиолетовым цветом

Теперь берём белую гуашь и рисуем снежные сугробы внизу. На ветви тоже насыплем снежка. Рисуйте прямо по пластилину , так будет ещё правдивее.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, хорошо потрудились! Вот какие замечательные зимние пейзажи – открытки у нас получились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа в средней группе. « В гостях у Пелагеюшки».

Конспект НОД Этапы НОД;Деятельность воспитателя:Деятельность детей:Организационный момент (игровая мотивация) Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме....

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Ксения Алексашина
Конспект интегрированного занятия по пластилинографии и нетрадиционной аппликации для старшей группы по теме «Лошади»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я воспитатель старшей группы , мы совместно с коллегами, решили реализовать проект "Грация", попробую рассказать вкратце.

Как у нас появилась такая идея? Наши девчушки, постоянно носят с собой в садик лошадок , сейчас очень много детских каналов, показывают мультфильмы про лошадей . Но когда мы стали спрашивать, ребятишек, что они знают о них, оказалось, что знаний нет. И мы с коллегами решили, заняться проектом и назвали его "Грация". Время на реализацию у нас ушло почти 2 месяца. Были задействованны абсолютно все сферы. Мы брали лексическую тему про лошадей , все занятия (речевое развитие, художественный труд, аппликация , лепка, занятие логопеда , музыка, физическая культура и т. д) были именно про лошадей . Так же была совместная деятельность воспитатель-ребёнок-родитель. Была очень плодотворная работа, поэтому её очень сложно сейчас расписать и представить. У нас были праздники, экскурсии. Завершением проекта, являлась поездка в конно-спортивный клуб "Золотая подкова", совместно с родителями.

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности (аппликация-лепка , образовательная область - художественное творчество) для детей 5-6 лет, тема "Грация".

Цель :

1. Вызвать у детей интерес к лепке .

2. Научить ребенка лепить разные фигуры, соединять их в композиции и т. д.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Стимулировать воображение и фантазию ребенка.

5. Развивать координацию пальцев.

6. Научить ребенка заниматься с пластилином самостоятельно , без постоянного присмотра со стороны взрослых.

7. Научить аккуратности в работе с пластилином .

Материалы : рамки для фотографий, пластилин , доска, пластмассовые ножички , спички, картон, карандаш, линейка.

В ходе занятия в магнитофоне играют детские песенки про лошадей . 1. Евгений Исакевич-Про лошадку . 2. Татьяна и Сергей Никитины- У пони длинная чёлка. 3. Сёстры Толмачёвы-Молодая лошадь . 4. Вячеслав Добрынин и детский хор-Рыжий конь. 5. Счастливое детство-Песенка про пони.

Здравствуйте ребята! Какой сегодня прекрасный, хороший день. Посмотрите вокруг, что вы видите? (Дети начинают перечислять : ярко светит солнце, на небе голубые облака, листья на деревьях появляются и зеленеют и т. д-в зависимости от времени года.) Сегодня мы с вами будем разговаривать про интересно животное , я вам сейчас расскажу стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите мне, о ком идёт речь.

Р. Алдонина

Я видел лошадь на лугу ,

Но к ней не подходил.

Я потихонечку за ней

Из-за кустов следил.

И я еще со всех сторон

Ее не разглядел,

Когда пастух принес седло

И ей на спину сел!

И человека и седло

Нести, наверно, тяжело?

Но лошадь не заржала ,

Она не возражала.

А ночью сон приснился мне -

Пастух нес лошадь на спине !

Пастух пыхтел и еле шел

Лошадке было хорошо .

Правильно! Молодцы ребята, конечно же-это лошадь . (Показываем наглядность-фотографии, картинки) .Ребята, а скажите мне лошадь это дикое или домашнее животное? Чем питаются лошади ? Что есть у лошади , но нет у других животных? Какую пользу они приносят людям?

Ребята а давайте, мы с вами сегодня сами попробуем вот таких лошадок (показываем образец) .

1. Мы делим лист на две ровные части с помощью линейки и карандаша. Верхнюю часть мы замазываем синим цветом-это у нас будет небо. (Каждый этап-мы делаем наглядно, совместно с детьми) .

2. Где у нас пасутся лошади ? Правильно на лугу. А какого цвета у нас луг? Зелёного. Значит вторую часть, мы закрашиваем зелёным цветом!

Наши пальчики, хорошо постарались , давайте дадим им отдохнуть и сделаем пальчиковую гимнастику. Воспитатель показывает, дети повторяют и проговаривают.

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка - Серый бок ! (Одновременно ладошками проводим по обоим бокам)

Я копытцем постучу, (Стучим пальчиками по столу)

Если хочешь - прокачу! (Прижимаем ладошки друг к другу и делаем волнообразное движение)

Посмотри, как я красива (Показываем на себе воображаемые хвости и гриву)

Хороши и хвост и грива.

Цок, цок, цок, цок, (Перебираем пальчиками, ставим их по очереди на большой пальчик)

Я лошадка - Серый бок !Одновременно ладошками проводим по обоим бокам).

Итак мы с вами не много отдохнули, теперь давайте продолжим.

Рассказываем и показываем детям, как выкладывать лошадь из спичек .

Теперь я предлагаю вам, отгадать загадки! Только сначало, расскажите мне, как надо отвечать? (Дети объясняют, что не нужно кричать, а надо поднять руку и дождаться когда его спросит воспитатель). Молодцы, все верно! Слушайте внимательно.

У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?. (Лошадка )

Младший брат большой лошадки ,

Обожаю сахар сладкий,

Если хочешь, прокачу,

Словно ветер я лечу,

Озорная челка, грива,

Развивается красиво.

Погуляю я в загоне,

Там еще пасутся – (Пони) .

Он появился у Маргоши –

У нашей лошади хорошей .

В кого такой он, я не знаю,

Но и люблю и понимаю.

Хоть он большой – совсем ребёнок.

Красивый, милый … (Жеребёнок) .

По полю носится игриво.

По ветру вьётся чудо - … (Грива)

Какие вы умные ребята! А тогда скажите мне, раз у нас голубое небо, зелёная травка, значит какое время года? (Дети отвечают-лето) . А, что у нас летом, ярко светит? (Дети отвечают-солнышко) . Правильно! Тогда давайте сделаем для нашей лошадки солнышко ? Делаем с ребятами солнце, объясняем и так же наглядно показываем.

Далее спрашиваем у детей, что ещё они хотели бв добавить для своих лошадей ? (Наши детки предложили сделать цветы, по той же схеме наглядно и совместно с детьми делаем цветочки). Далее помещаем работы в рамки для фотографий, размеры зависят от вашей работы, кто-то делал формата А4, либо 9 на 15. Мы заранее говорили родителям, чтоб они принесли рамки размером 9 на 15.

Ребята, какие мы с вами молодцы. Мы сделали своих лошадок . Вам понравилось? а что понравилось вам больше всего? (Дети отвечают) . Я хочу узнать у вас с каким трудностями вы столкнулись (Дети рассказывают, что для них было самым сложным) .

Ребята в завершении нашего занятия , я предлагаю вам пройти на ковёр и сделать небольшую физкультминутку. (Дети делают вместе с воспитателем и проговаривают)

Быстроногая Лошадка (Перебираем ножками по очереди, вперёд и назад)

Утром делала зарядку.

Потянулась для начала (Потянулись)

И копытом постучала. (Постучали ножкой)

А теперь прыжки – вперёд, (Прыжки, как в словах)

Вбок, назад, наоборот.

Скок! Скок!

Бег на месте, а потом- (Бежим на месте)

Махи гривой и хвостом. (Машим головой, как будто у нас есть грива)

До чего же хвост и грива (Показываем рукой)

Шелковисты и красивы!

Громко фыркнула Лошадка :

Фр-р-р! Закончена зарядка! (Делаем Фрррр)

Не пора ли подкрепиться? (Поджимаем плечи)

Дайте сена и водицы (Протягиваем ручки) .

Вот какие прекрасные, озорные и весёлые мы лошадки . А теперь давайте возьмём свои работы и выставим их в приемной, чтоб родители и гости, могли полюбоваться на наших лошадей .

Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства.

Пластилинография как нетрадиционный способ соединения лепки и рисования

Рисовать можно по-разному. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию.

Создание картины в этой технике - это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством.

В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства

Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками

Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий.

Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки.

Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки.

Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Методы обучения пластилинографии:

  • наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
  • словесные (беседа, объяснение, рассказ);
  • практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание.

Рисование пластилином - увлекательное занятие для дошкольника

Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп

  1. Развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба.
  2. Познавательные. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник - аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.
  3. Эстетические. У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.
  4. Воспитательные. Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе. В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам и т. д.

Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками.

  1. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие - один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу.
  2. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе.
  3. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе.
  4. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность.

Виды рисования пластилином в детском саду

Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле.

Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать. Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами.

По способу создания изображения пластилинография бывает:

  • Прямая Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.
  • Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
  • Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
  • Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
  • Контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
  • Многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.

Как разогреть материал: раскатываем часть пластилина в колбаску, проталкиваем его в шприц. Лишний материал срезаем стеком. Закрываем с помощью поршня шприц и нагреваем его содержимое с помощью воды или микроволновки.

Фотогалерея: виды пластилинографии в зависимости от способа нанесения

Пластилином закрашиваются контуры в первой младшей группе «Рыбка» выполняется во 2 младшей группе Работа воспитанника средней группы сделана как «Подарок папе» Обратная пластилинография «Медвежонок» подойдёт для детей старшего дошкольного возраста Такая кропотливая мозаичная работа «Матрёшка» требует усидчивости и терпения Контурная пластилинография «Рыбка» Многослойная техника очень живописна и позволяет передать краски живой природы

Уровень сложности поделок

У детей каждой возрастной группы отличается уровень способностей. Для гармоничной работы и положительных эмоций этот момент нужно учитывать.

Таблица: уровень способностей детей разного возраста

Возрастная группа Навыки работы с пластилином Форма работы Вид работы
Ясельная владение навыками скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения элементов индивидуальная создание по образцу
Вторая
младшая
оттачивание навыков, приобретённых в ясельной группе,
овладение более сложными навыками: прищипывание, оттягивание, разрезание, разглаживание,
работа с простыми инструментами: стеки, ножницы
индивидуальная создание по образцу,
выполнение подобного
Средняя оттачивание навыков, приобретённых в ранних возрастных группах,
освоение техники смешивания пластилина различных цветов,
работа с более сложными инструментами: щёточки, фигурные формы, шприц (обычный без иглы или кондитерский с разнообразными насадками)
индивидуальная,
работа в подгруппах
выполнение подобного,
самостоятельное планирование композиции
Старшая добавляется использование бросового материала,
комбинирование элементов различных видов пластилинографии
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная работа
самостоятельный выбор материалов,
продумывание композиции,
привлечение сюжетно-игровых элементов
Подготовительная знакомство с новыми техниками (барельеф, изразец),
обучение оформлению готовой работы (рамка, багет, фон, паспарту)
индивидуальная,
работа в подгруппах,
коллективная
самостоятельный выбор материалов и вида выполнения работы,
продумывание композиции,
сочетание различных техник изобразительного творчества,
обязательное использование сюжетно-игровых элементов

Фотогалерея: образцы работ детей разных возрастных групп

Изображение цветка в прямой технике (первая младшая группа) «Ромашки», сделанные детьми второй младшей группы Детям средней группы по силам композиция «Космос» Работа детей старшей группы Красивый подарок на День матери (подготовительная группа)

Планируем занятия пластилинографией в детском саду

Для педагога занятия по изобразительной деятельности - это возможность создать связь между искусством и разными областями знаний. В творческом процессе интегрируются развитие речи, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание. Поэтому темы подбираются так, чтобы они отражали многообразие окружающего мира и соответствовали общественно значимым событиям, которые происходят в ближайшее к занятию время, или сезону. Например, патриотическую тематику целесообразно запланировать в ноябре, ко Дню народного единства, изготовление цветов, угощения будет уместно ко Дню матери.

Примерная тематика занятий с детьми среднего дошкольного возраста

  1. «Яблоки и ягоды на тарелке».
  2. «Жучки на цветочной клумбе».
  3. «Грибы».
  4. «Солнце в тучах».
  5. «Веточка рябины».
  6. «Осеннее деревце».
  7. «Рыбка».
  8. «Новогодняя ёлка».
  9. «Ёлочные игрушки».
  10. «Снеговик».
  11. «Снежная баба - франтиха».
  12. «Теремок».
  13. «Сова».
  14. «Весёлая ракета».
  15. «Подарок для папы (дедушки)».
  16. «Пирог для мамы».
  17. «Цветик - семицветик».
  18. «Белая берёза».
  19. «Космос».
  20. «Звёздное небо».
  21. «Пасхальное яйцо».
  22. «Ландыш».
  23. «Улитка на листочке».
  24. «Одуванчик»

В подготовительной группе следует вводить темы «Моя родина», «Моя семья», «Подводное царство», «Осення сказка», «Зимушка-зима нам забавы принесла». «Хоровод у ёлки». Они более объёмны по содержанию и требуют хорошей подготовки детей. Можно планировать также изображение расписной посуды и разных предметов одежды, народной игрушки, например, дымковской, тела человека в движении.

Дети седьмого года жизни порой способны создавать настоящие шедевры, если дать простор их фантазии.

Фотогалерея: работы детей среднего и старшего дошкольного возраста на тему «Ёжик», «Павлин», «Ветка рябины», «Клоун», «Цветы» и другие

«Ёжик» Красочное изображение павлина На чудесном дереве мы видим приметы всех времён года Коллективная работа «Подводный мир» Забавный мишка выполнен в технике мазка Мозаичная пластилинография «Новогодний шар» Оригинальные ёлочные украшения в смешанной технике «Хризантемы» «Избушка бабушки Яги» Расписные пасхальные яйца «Ветка рябины» «Весёлые клоуны» «Флаг России»

Шаблоны в помощь воспитателю

Шаблоны, контур которых надо заполнить пластилином разных цветов, подходят для прямой и более сложных видов пластилинографии.

Фотогалерея: шаблоны с изображением фруктов, овощей и животных

Шаблон «Божья коровка» Шаблон «Ёжик» Шаблон «Щенок» Шаблон «Снегирь» Шаблон «Кот» Шаблон «Овощи и фрукты»

Фотогалерея: шаблоны одежды и посуды

Шаблон «Кувшин» Шаблон для росписи «Гжель» Шаблон «Чайник» Шаблон «Чашка» Шаблон «Кастрюля» Шаблон «Брюки» Шаблон «Свитер» Шаблон «Куртка» Шаблон «Шуба» Шаблон «Юбка» Шаблон нарядного платья Шаблон одежды для кукол

Фотогалерея: шаблоны транспорта и фигур людей

Шаблон грузовика Шаблон «Скорая помощь» Шаблон «Такси» Шаблон «Пароход» Шаблон «Кораблик» Шаблон «Вертолёт» Шаблон «Самолёт» шаблон «Паровозик»
Шаблон «Фигуры людей» Шаблон «Клоун» Шаблон «Человечки» Шаблон «Дети» Шаблон «Человек в движении»

Также интересно работать с шаблонами на картоне с уже готовым фоном. Контуры заполняются цветным материалом.

Фотогалерея: шаблоны животных с готовым фоном

Шаблон «Лев» Шаблон «Жучок» Шаблон «Кузнечик» Шаблон «Стрекоза»
Шаблон «Стегозавр»
Шаблон «Птеролактиль»
Шаблон «Динозаврик»
Шаблон «Поросёнок»
Шаблон «Петух»
Шаблон «Страус»

Описание содержания конспекта НОД по пластилинографии для ясельной группы «Колобок» автора Потекаевой Н. Г.

  • Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к ней, раскрашивание раскрасок по сказке «Колобок».
  • Форма работы: подгрупповая (6–7 человек).
  • Цели: обучение приёмам скатывания, прикрепления, отщипывания; развитие согласованной работы обеих рук; обучение работе в коллективе.

Ход занятия


Организация проекта или кружка по пластилинографии

Разнообразить формы работы с детьми по рисованию пластилином можно, используя проектную и кружковую деятельность. В первом случае воспитатель имеет возможность глубже и систематичнее подойти к ознакомлению детей с этим замечательным видом искусства, во втором - расширить круг тем и используемых дополнительных материалов.

Этапы подготовки проекта

  1. Цель: формирование творческого мышления воспитанников ДОУ при помощи техники пластилинографии.
  2. Задачи:
    • обучение выполнению простых элементов в заданной технике;
    • обучение созданию в художественной форме предметов окружающего мира;
    • обучение работать на заданном пространстве;
    • развитие пространственного мышления;
    • развитие эстетического вкуса;
    • освоение основ конструирования;
    • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения;
    • привлечение к работе в коллективе.
  3. Составление развёрнутого планирования:
    • подготовительный этап работы;
    • привлечение мотивирующего материала в начале проектной деятельности;
    • по возможности приурочить выполнение проекта к значимому в жизни детского сада событию (День матери, Праздник осени, Новый год, День Победы, День космонавтики).
  4. Осуществление проектной деятельности.
  5. Презентация проекта. Когда проект закончен, то его можно показать (другой группе, в холле детского сада, в актовом зале на празднике). Дети рассказывают о своей работе слушателям, которые оценивают их творчество.

Описание проекта «Подарки осени»

  1. Цель: подготовить творческую работу к Празднику осени в детском саду.
  2. Задачи:
    • оттачивание навыков работы с пластилином;
    • развитие эстетического вкуса;
    • художественное воспроизведение предметов окружающего мира;
    • обучение работе в группе.
  3. Воспитанники делятся на подгруппы, самостоятельно распределяют обязанности по созданию отдельных частей композиции: рисование пластилином грибов, создание в контурной технике стволов деревьев, использование мозаичной техники для изображения ягод и животных, применения методов работы с ножницами и стеками для создания объёмных элементов.
  4. Презентация работы на Празднике осени в актовом зале (с музыкальным сопровождением и чтением стихотворений).

Фотогалерея: коллективные работы детей подготовительной группы по проекту «Осень»

«Осенние деревья» «Дети в осеннем парке» «Осень в лесу» «Пластилиновая осень»

Литература и подсказки для создания кружка

Перед разработкой рабочей программы кружка рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данной технике:

  • Г.Н. Давыдова. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
  • Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008.
  • Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2006.

Для самообразования педагогу будет полезно ознакомиться с пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей:

  • Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.
  • Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144.
  • Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1.
  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996.

В программе кружка учитываются:

  • возрастные особенности детей, которые будут заниматься в кружке;
  • формы проведения занятий;
  • методы и приёмы, которыми будет пользоваться педагог;
  • средства (материалы и инструменты для творчества, привлечение ИКТ и технических средств);
  • режим занятий;
  • прогнозируемые результаты, которые должны быть достигнуты при выполнении программы;
  • темы занятий.

Фрагменты из программы кружка по рисованию пластилином для старшей группы

  • Рекомендуется привлечение информационных компьютерных технологий. Это нужно для показа рабочих схем, наглядных примеров, изображений произведений искусства. Просмотр такого материала развивает фантазию и творческое мышление воспитанников.
  • У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому презентации и видеоматериал стимулируют эмоционально насыщенную работу с пластилином.
  • Режим занятий кружка: для детей старшей группы (5–6 лет) занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Длительность занятия составляет 25–30 минут.
  • Работа по рисованию пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся разные задачи.

Мониторинг программы отображает, каким был уровень навыков в начале учебного года и чему научились дети в конце. Для каждого ребёнка есть таблица, где отображён уровень умений работы с пластилином и инструментами для лепки, способность следовать рекомендациям педагога, уровень развития творческого мышления, самостоятельности при построении композиции и выработке творческого замысла.

Видеоматериалы по рисованию пластилином

Предлагаем вашему вниманию видеоматериалы о разных техниках пластилинографии.

Видео: «Рыбки в аквариуме» из пластилина

Видео: мастер-класс по контурному рисованию пластилином

Видео: аквариум - поделка с пластилином в комбинации пластилинографии и лепки на плоскости

Видео: рисуем пластилином осенний лес

На занятиях пластилинографией дети работают с разными материалами и инструментами, развивают мелкую моторику и тренируют руку к письму. Этот вид искусства знакомит с оригинальным применением материалов и открывает новый взгляд на предметы быта и объекты природы. Дошкольники совершенствуют речевые навыки и радуются общению в коллективе.

Поделитесь с друзьями!

Похожие записи.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама