THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Большинство педиатров и детских психологов утверждают, что грамотно составленный режим дня спасает родителей от необоснованных истерик чада и непослушания. Специалисты рекомендуют систематизировать все ежедневные ритуалы: пробуждение, умывание, прием пищи и т.д., это позволит малышу лучше понимать, что от него хотят взрослые и учиться дисциплине.

Поэтому важно знать, как составить распорядок дня.

Родителям, которые стараются воспитывать из своих детей маленьких гениев и неукоснительно следуют всем советам, написанным в книгах, хочется сказать, что при составлении режима дня нужно все-таки опираться больше на индивидуальные особенности собственного крохи, а не на стандартные схемы.

Все детки разные и даже в одной семье у малышей могут быть различные распорядки.

Режим у новорожденного малыша первого месяца жизни, безусловно, будет отличаться от распорядка дня ребенка 1 года. Возрастные особенности учитывать нужно.

Помните, что если вы хотите приучить карапуза к порядку и дисциплине, то делать это нужно постепенно, а, не сразу вводя расписание и насильно заставляя малыша ему следовать.

Если приучать к новому режиму кроху постепенно, то вскоре его организм настроится на нужную волну. Ребенок будет хотеть кушать в определенное время, гулять и спать так же. В итоге и вы и ваш малыш будут счастливы, ссор из-за несъеденного обеда или нежелания идти купаться станет меньше.

Прежде чем навязывать придуманный вами режим дня, понаблюдайте за ребенком. Возможно, что он уже что-то делает в определенное время, в таком случае не ломайте его привычки, подстройтесь под распорядок сына или дочки. Старайтесь сделать режим удобным, в первую очередь, своему чаду.

Примерный распорядок дня для новорожденного

Распорядок дня ребенка первого месяца жизни очень прост. Кроха часто спит, кушает, бодрствует мало, в фазу активности обычно подвергается гигиеническим процедурам и «общается» с родителями.

В принципе, первые 4-6 недель жизни сложно подогнать под систему, в это время вы только знакомитесь со своим малышом. А вот чуть позже, когда вы уже заметите, как часто новорожденный кушает, можно будет говорить о выработке определенной программы. В режиме дня должно присутствовать около 7 дневных кормлений, гигиенические процедуры, прогулка (ее длительность будет зависеть от времени годы и погоды), купание. При правильно составленном распорядке у вас еще останется пара часов личного времени.

После 3 месяцев нужно добавить в расписание немного игр после кормления, общее время таких увеселительных занятий будет не более 2 часов в день.

Следующие корректировки в распорядок дня нужно вносить в 5 месяцев. С этого времени большинство малышей спят уже по 3 раза в день и бодрствуют до 3,5 часов.


Позже время дневного сна укоротится, станет 2 отдыха днем. Правда, некоторое малыши быстро переходят на один дневной сон, это тоже стоит учитывать при выборе времени для отдыха ребенка.

Поэтому важно в этот период следить за поведением крохи, если заметите, что он не хочет ложиться спать вечером, то, скорее всего, ему нужен только один сон днем.

Его длительность будет напрямую зависеть от потребностей вашего чада. Некоторые спят единожды в день, но по 3-4 часа.

При составлении режима дня для грудного ребенка учитывайте следующее:

  • у каждого крохи есть свой определенный режим, который кардинально «сломать» не получится, да и делать этого не нужно;
  • важно, чтобы в этом возрасте общее количество часов сна у ребенка было не менее 10;
  • не забывайте вносить в распорядок прогулки и занятия с детками. Любая активность благотворно влияет на сон.

Как составить распорядок дня ребенку 1 года?

Когда ваш карапуз отметил свой первой день рождения, самое время обновлять ему режим. Сейчас нужно приучать его к распорядку, который принят в детском саду, причем совершенно неважно, собираетесь ли вы посещать это дошкольное учреждение или нет. Впереди все равно школа, в нее-то идти придется.

Система правил, по которой живут детки в саду, продумана до мелочей, в ней подобраны оптимальные промежутки для сна и бодрствования, есть время для игр и прогулок.

Примерный режим может выглядеть подобным образом:

  • пробуждение;
  • гигиенические процедуры;
  • завтрак;
  • игровая деятельность;
  • прогулка;
  • дневной сон;
  • полдник;
  • игры;
  • прогулка;
  • ужин;
  • игры;
  • гигиенические процедуры;
  • ночной сон.


Временные промежутки вы устанавливаете самостоятельно, да и предложенные приемы пищи также могут быть скорректированы.

Например, многие детки перед ночным сном пьют кефир или кушают кашу. До 1,5-2 лет у большинства еще присутствуют ночные кормления, это вполне нормально.

Поэтому режим, приведенный выше, это лишь небольшая шпаргалка, которая должна помочь маме уловить суть. Важно приучить деток есть в определенное время, да и вообще, соблюдать последовательность действий.

Но, конечно, морить ребенка голодом, если он хочет кушать между приемами пищи, не стоит. Легкий перекус: фрукты, творожок и т.д. вполне допустимы.

Пить карапуз должен тогда, когда ему хочется. Поить лучше чистой водой, а не соками, какао и т.д. На прием пищи рекомендуется отводить не более 30 минут, если даже малыш мало покушал и тарелка еще полна, не стоит продолжать трапезу, превращая ее в игру.

Помните, что режим дня – это не жесткие рамки, а в первую очередь, удобство для ребенка и мамы.

Распорядок дня для подростка: как правильно составить

Подростковый возраст – не самый простой период в жизни человека, поэтому если вы до этого момента не приучали своего отпрыска жить по определенному расписанию, то взять и начать делать это будет весьма непросто.

Но не будем о грустном, лучше рассмотрим основные аспекты режима дня для подростка. Вашему ребенку очень важно правильно организовать время труда и отдыха. Для того чтобы организм нормально функционировал, не было чувства усталости и вялости, подростку нужно спать не менее 8 часов. Если пренебрегать здоровым сном, то работоспособность вашего отпрыска упадет на 30 %, он станет раздражительным, будет с трудом воспринимать информацию.

Уроки в школах обычно начинаются в 8-8:30 утра. Опираясь на эти показатели и на продолжительность здорового сна, рассчитайте оптимальное время для отбоя.

Время, которое подросток проводит в образовательном учреждении, уже систематизировано. Уроки идут по расписанию, есть перемены, а также время для приема пищи.


Если ваш ребенок посещает какие-то секции, то нужно внести это в распорядок дня, рассчитав так, чтобы подросток мог зайти домой поесть и переодеться. Очень важно уделить должное внимание питанию чада. Идеальный вариант, если подросток будет питаться 4-5 раз в день небольшими порциями. Это благотворно скажется на его здоровье.

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы - жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)

7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет

7.30 -7.50 - Утренний завтрак

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 - 21.00, а старшие - в 22.00, самое позднее - в 22.30.

Вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.


Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики , которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года - при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30-28°, а через каждые 2-3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12-13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома . Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи матери по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Увеличение продолжительности приготовления учебных заданий часто зависит от того, что многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, чтобы хорошо подготовить все уроки, прилежный школьник сидит за ними многие часы.
Например, мать мальчика Вовы считает, что ее сын, который учится во 2-м классе первой смены, должен, придя из школы, поесть и выполнить задания на дом, а потом идти гулять. Вова К., очень аккуратный, исполнительный мальчик, по совету своей матери готовит задания сразу по приходе из школы, но с некоторых пор выполнять задания стало для него мукой, он сидит непрерывно но 3-4 часа, нервничает из-за того, что плохо усваивает учебный материал. Это сказалось и на здоровье, и на успеваемости. Мальчик похудел, побледнел, стал плохо спать, на уроках в школе стал рассеянным, успеваемость его снизилась.
Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула. Для учащихся ростом 120-129 см высота стола должна быть 56 см, а высота стула - 34 см, для учащихся ростом 130-139 см - высота стола 62 см, стула - 38 см.
При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. Чтобы обеспечить такое положение младшим школьникам, можно положить на стул одну-две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родители должны следить за посадкой учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираются о пол или скамеечку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради - не менее 30-35 см. Если высота стола и стула соответствует размерам тела учащегося, то, контролируя правильность посадки, можно легко приучить детей сидеть прямо.
Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.
Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.
При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга , в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения - они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозный процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Как показывает опыт, при желании и настойчивости родителей почти в каждом дворе зимой можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.
Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.
Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены - после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 - 3 1/2 часов, для старших - не менее 2 - 2 1/2 часов.
Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 - 1 1/2 часа, а старшим - 1 1/2 - 2 1/2 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они долускают большую ошибку.
Так, мать двух школьников, несмотря на то, что они уже в 6-м классе, считает, что дети ее еще малы для работы по дому. Мать сама убирает квартиру, ходит за продуктами, моет посуду, не привлекая к этому детей. Раньше у детей появлялось желание сделать для дома что-нибудь самим, но во всем их предупреждала заботливая мать. А сейчас, подрастая, они предъявляют матери претензии: почему не так выглажена одежда, почему плохо убрано в комнате. Дети выросли эгоистами, людьми, не умеющими ничего делать. Такие родители забывают, что трудовая деятельность не только способствует правильному воспитанию ребенка и дисциплинирует его, она содействует улучшению его физического развития и здоровья. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание , полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время - через 3-4 часа (4-5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Для иллюстрации можно привести пример со школьником. У него не было определенных часов для приемов пищи: в одни дни он обедал тотчас по приходе из школы, в другие дни, не пообедав, с куском хлеба выбегал на улицу, затем забегал домой то за конфетой, то за печеньем. Родители часто давали ему деньги на покупку мороженого, которое он съедал тут же на улице. Вернувшись с такого гуляния, мальчик не только забывал об обеде, но отказывался и от ужина. Мать мальчика, пытаясь найти причину потери аппетита у сына, ходила с ним от одного врача к другому, думая, что мальчик серьезно болен. Причина была одна: нерегулярное питание, беспорядочная еда сладостей. В этом случае достаточно было матери установить для мальчика точное время приемов пищи, как аппетит восстановился. Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу отделения пищеварительных соков.
Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном . На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, кз которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8-9 лет составляет 10 1/2-11 часов, для 10-11 лет - 10 часов, для 12-15 лет - 9 часов и для учащихся старшего возраста - 9 - 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать , тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут - 21 час, а старшие - в 22 часа, самое позднее - в 22 часа 30 минут.
Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16-18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.
Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.
При составлении распорядка дня школьника родители могут руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться. Школьникам необходимо напомнить слова М. И. Калинина, который говорил, что надо так организовать свою учебу, свой день, чтобы успевать и отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой.
Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов , поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы - утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.
Так, например, девочка накануне экзамена, чувствуя, что мало времени остается для повторения пройденного материала, занималась до 2 часов ночи. В результате недосыпания нескольких часов утром болела голова, девочка стала очень раздражительна, волновалась, хотя и успела повторить весь материал. Во время экзамена она не могла вспомнить то, что хорошо знала. После этого случая школьница взяла за правило никогда не заниматься поздно и соблюдать режим труда и отдыха во время экзаменов.
Родители должны знать и внушить своим детям, что необходимо серьезно работать в течение года, тогда экзамены не будут трудны. А в период экзаменов родителям следует помочь детям в организации режима занятий, обеспечить тишину, правильное питание, своевременный сон.

Появление малыша для каждой семьи – это большая радость, но, вместе с тем, и большая ответственность. Помимо ежедневного ухода за малышом – кормления, купания, массажа, прогулок и других процедур – необходимо найти время и для домашней работы, которая никуда не исчезает с рождением ребенка. Кроме того, родителям нужно успевать отдыхать, чтобы были силы на выполнение всей этих обязанностей. Правильный режим дня поможет малышу и родителям распределить энергию и оставаться в хорошем настроении весь день. Составить план дня поможет А.Л. Караваева, врач-неонатолог, м.н.с. отделения новорожденных отдела неонатологии и педиатрии ФГБУ НЦАГиП им. В.И.Кулакова.

Режим дня ребенка первого года жизни составляют чередование периодов сна и бодрствования, кормления, прогулок, гигиенические процедуры, а также ритуалы, связанные с их выполнением (например, ритуал ночного засыпания, утреннего пробуждения). Их продолжительность и частота зависят от характера вскармливания и традиций семьи и изменяются с возрастом ребенка.

С самого рождения каждый новорожденный настроен на определенный ритм, который отражает и период внутриутробного развития, и особенности его развития, и потребности в объеме и частоте кормлений и многое другое. Для того, чтобы малыш чувствовал себя хорошо, рос здоровым и активным, необходимо внимательно следить за ним. Важно выяснить все особенности суточного режима своего малыша и стараться подстроиться под его биоритмы.

Режим дня: основные моменты

Каждый малыш, вне зависимости от того, на каком виде вскармливания он находится, должен научиться придерживаться определенного распорядка. Режим дня приучает ребенка к правильной смене сна и бодрствования, учит различать день и ночь, а также предохраняет малыша от переутомления, гарантирует его активность и бодрость, что является залогом физического и умственного развития. Кроме того, ежедневно повторяющиеся действия успокаивают кроху, создают чувство безопасности, формируют дисциплину и закладывают многие положительные черты на будущее. По некоторым наблюдениям, дети, приученные к режиму, менее тревожны, спокойнее спят, отличаются лучшим аппетитом.

Кормление

У детей на грудном вскармливании и получающих грудь по требованию только в первые 1-1,5 месяца во время установления лактации график будет скользящим, но со временем мама сможет понять, какие примерно промежутки времени проходят между прикладыванием к груди . Обычно, они составляют 1,5-2 часа в первые месяцы и по мере роста ребенка постепенно увеличиваются. Сокращение промежутков между кормлениями или, наоборот, их увеличение на 30-60 минут не являются катастрофическими. Не стоит строго выдерживать между кормлениями 3 часа, как любят советовать бабушки и педиатры старой школы, потому что такой немного скользящий режим кормлений является оптимальным и для малыша, и для мамы. Для ребенка материнское молоко – это не только еда, но и способ общения с мамой, а также успокоение, например, во время смены погоды, или когда кроху мучают колики. Материнское тепло, вкусное и полезное молоко – самые лучшие успокаивающие средства, дарующие ребенку, помимо насыщения, чувство защищенности, стабильности, спокойствия и даже радости. Регулярное прикладывание малыша к груди является залогом успеха , становления лактации, что поможет избежать многих проблем, например, сцеживания , появления застоя молока (лактостаза) и многих других.

Дети, по тем или иным причинам находящиеся на искусственном вскармливании , имеют более стабильные интервалы между кормлениями. Объем и частота кормления определяются врачом, наблюдающим малыша в зависимости от его веса, возраста, а также с учетом его физиологической зрелости. Недоношенные и маловесные дети, как правило, получают питание чаще (примерно каждые 2-2,5 часа), чем крупные доношенные (3-3,5 часа).

Начиная с четырех-шести месяцев вводится прикорм. Ребенок должен постепенно приобщаться завтракать, обедать и ужинать в отведенное время, желательно – вместе со всеми членами семьи.

В первые месяцы после рождения малыш довольно много спит. В среднем, продолжительность сна на первом месяце составляет около 20 часов в сутки. Начиная со 2 месяца время сна в основном перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. К 3 месяцам дети спят в среднем 17-18 часов в сутки, а к полугоду – 16 часов, при этом на ночной сон приходится примерно 10-11 часов. Конечно же, чередование периодов сна и бодрствования, а также преобладание ночного сна устанавливается не сразу.

Многие родители не могут понять: почему их кроха на первом месяце жизни более активно ведет себя именно в вечернее и, зачастую, в ночное время? Для этого достаточно вспомнить, характер внутриутробной активности ребенка. Наглядный пример: будущая мама в течение дня достаточно подвижна (она работает, гуляет, совершает передвижения по дому) при этом младенец укачивается и активность его невелика. Вечером же, когда наступает время сна, расслабляются мышцы живота мамы, укачивающих движений больше нет, малыш начинает активно толкаться и шевелиться, чем несказанно радует будущих родителей. Однако после рождения эта вечерняя активность никуда не исчезает. Ребенок за время внутриутробного развития уже привык жить в таком режиме и, естественно, ему потребуется время для того, чтобы свой ритм перестроить.

Бодрствование

В первые месяцы после рождения режим дня ребенка, по сути, представлен кормлением и последующим сном. Со временем количество и продолжительность дневного сна сокращается, а время бодрствования – увеличивается. Таким образом, режим ребенка начинает меняться. Можно выделить несколько этапов:

С рождения до месяца

Малыш спит до 20 часов в сутки, перерывы между кормлениями могут варьироваться в зависимости от вида вскармливания. В этот период скорее мама подстраивается под режим ребенка, чем наоборот.

С месяца до 3 месяцев
Общая продолжительность сна ребенка сокращается до 17- 18 часов, количество периодов сна в дневное время – до 4 раз. Максимальная продолжительность бодрствования – от 1 до 1,5 часа.

С 3 до 6 месяцев
Общая продолжительность сна ребенка немного сокращается и составляет уже 16 – 17 часов, количество периодов сна в дневное время – 3-4 раза. Бодрствует малыш уже 1,5-2 часа. Перерывы между кормлениями могут увеличиться до 3,5-4 часов.

С 6 до 9 месяцев
Общая продолжительность сна ребенка уже составляет 15 – 16 часов. В этот период малыш переходит на трехразовый дневной сон . Бодрствует малыш уже по 3 часа. Среднее количество кормлений в сутки сокращается до 5 раз, перерывы между кормлениями до 3,5 часов.

С 9 месяцев до года
Общая продолжительность сна 15 – 14 часов. Теперь малышу достаточно двухразового сна, приблизительно по 2,5 часа. К году у большинства малышей остается один 2-3-часовой послеобеденный сон. Перерывы между кормлениями могут достигать 4,5 – 3,5 часов.

Конечно же, такое распределение на периоды весьма условно. Зачастую дети сами выбирают себе режим (в соответствии со своим биологическим ритмом), и каждой маме необходимо внимательно следить за поведением малыша. Например, если он активно трет глазки и зевает, капризничает или же мерно посасывает грудь, то необходимо уложить его раньше. Также потребность в длительном сне может увеличиваться во время заболеваний малыша, после перенесенных ярких эмоций (как положительных, так и отрицательных), при утомлении. В такие дни необходимо создать ребенку более спокойные и комфортные условия, так как их резкая смена может негативно отразиться на состоянии его психического здоровья. И наоборот, если ребенок не хочет спать – насильно укладывать его нельзя. Нужно дать ему возможность еще немного пободрствовать, чтобы «нагнать» сон.

Следует помнить, что все дети, как и взрослые, неодинаковы, поэтому в зависимости от возраста ребенка и типа его темперамента количество дневного сна может сильно разниться. Большинство детей к году имеют в среднем продолжительность сна около 12-14 часов, но если ваш кроха не совсем придерживается этой «нормы», но при этом хорошо себя чувствует, то повода для беспокойства, даже при не очень стабильном дневном сне, нет.

Для того, чтобы помочь ребенку первого года постепенно приучиться к режиму дня, необходимо стараться придерживаться определенного правила: засыпать и просыпаться в определенное время. Укладывая кроху вечером вовремя можно быть уверенным, что он лучше выспится и меньше будет капризничать днем. Однако помните, что это правило не работает в первые месяц-полтора. Так как в этот период именно мама подстраивается под потребности своего малыша.

Ритуалы

Каждый ребенок чувствует себя более комфортно, если перед засыпанием, особенно ночным, совершается определенная последовательность действий – ритуал засыпания. Как правило, это купание, успокаивающий массаж перед сном, кормление, укачивание или мамина колыбельная. Повторяясь изо дня в день, эта последовательность настраивает ребенка на засыпание и на крепкий сон.

Ритуал утреннего пробуждения малыша всегда должен проходить в радостной и спокойной атмосфере – это залог его хорошего настроения в течение дня. Улыбнитесь малышу, нежно обнимите и поцелуйте его. Если малыш проснулся раньше, чем обычно, но при этом лежит тихо, не торопитесь сразу вынимать его из кроватки, брать его на руки: немного повертевшись, он, скорее всего, опять уснет.

Гигиенические процедуры

С самых первых дней после рождения, уже в родильном доме каждому новорожденному проводится утренний туалет. Утреннее умывание сигнализирует о том, что начинается новый день. Во время периодов бодрствования, как правило, перед кормлением, новорожденным проводятся такие гигиенические процедуры, как смена подгузника , подмывание.

У детей с 6-месячного возраста присоединяются гигиенические навыки – мытье ручек после возвращения с прогулки, а также перед каждым приемом пищи и после него (во время введения прикорма) вытирание рта, одевание нагрудника и прочее.

Вечернее купание означает завершение дня и подготовку ко сну. Помочь установлению такого успокаивающего ритуала могут детские косметические средства с успокаивающими ароматами, которые можно использовать во время вечернего купания и массажа.

Все перечисленные ежедневные проводимые в одно и то же время ритуалы помогут крохе легче привыкнуть к режиму и научат распознавать разное время суток. Поэтому их значение, обязательность и систематичность очень важны.

Ежедневные прогулки

Во время организации правильного режима дня у ребенка первого года жизни нельзя забывать о ежедневных прогулках , которые должны проводиться минимум дважды в день, а их общая продолжительность должна составлять не менее 3-4 часов. С детьми до 6 месяцев удобно гулять во время их сна. Начиная с 6-месячного возраста, предпочтительнее выходить на прогулку во время бодрствования, так малыши с большим энтузиазмом познают окружающий мир. Когда малыш начинает ходить, прогулки должны быть достаточно активными. Не стоит заставлять кроху сидеть в коляске, пусть он какое-то время ходит, бегает, играет.

Профилактический массаж

Подрастающему малышу в течение дня во время периодов бодрствования обязательно нужно выделить время для проведения профилактического массажа. Для массажа подойдет время днем или вечером, когда малыш лучше себя чувствует, не хочет спать или кушать. Длительность массажа должна составлять от 5 до 10 минут, чтобы не вызвать усталость и беспокойство у крохи. Во время проведения массажа следите за реакцией ребенка, так как эта процедура должна приносить только положительные эмоции. Если малыш капризничает или голоден, перенесите массаж на другое удобное время, чтобы не сформировать отрицательные реакции на эти полезные процедуры.

Психология режима

Если в вашей семье есть традиции жить по расписанию или придерживаться определенного распорядка дня, то и ваш малыш со временем будет вести себя точно так же.

Однако в первые месяцы режим должен определяться именно биологическим ритмом ребенка, и это требует внимательности, чуткости и терпения со стороны мамы и папы. Сначала родители подстраиваются под режим малыша, а начиная с 3-6 месячного возраста, ребенок постепенно приучается к традициям и распорядку семьи (прием пищи, прогулки и пр.). При этом именно «постепенность» имеет огромное значение. Принуждать ребенка к режиму, выгодному родителям, очень опасно, так как могут возникнуть не только нарушения со стороны органов пищеварения, если, к примеру, ребенок получает недостаточное питание (мама выдерживает ровные удлиненные интервалы между приемами пищи), но также может травмировать и нервную систему малыша.

Придерживаться режима дня следует и в выходные, и праздничные дни, чтобы не сбить малыша с толку.

Малыш перепутал день и ночь

Малыши не только в первые недели после рождения, но и в течение первого года часто путают день и ночь. Это означает, что в привычное вечернее время ребенок продолжает активно себя вести, аукать, гулить или петь песни, ползать по кроватке, тянуться за игрушками, что совершенно не радует родителей, которые уже настроились на отдых. И, конечно же, первым побуждением мамы будет взять малыша на ручки и начать укачивать. Но и такие мероприятия не всегда приводят к желаемому эффекту.

Очень часто такие периоды возникают при уменьшении необходимости в дневном сне, то есть при переходе ребенка, например, с трехразового на двухразовый сон, а также при перевозбуждении малыша, несоблюдении режима дня, более длительном дневном сне (более 3-4 часов) и пр. Конечно же, рано ли поздно малыш уснет, но для того, чтобы данная ситуация не повторялась каждый вечер, на следующий день нужно обратить внимание на сон ребенка в течение дня.

Если днем ваш малыш крепко уснул и спит более 2-3 часов, особенно если до предполагаемого ночного сна остается менее 3-4 часов, то не бойтесь его разбудить. Делать это нужно аккуратно, чтобы не вызвать негативной реакции со стороны крохи. Можно взять ребенка на руки, погладить его по спинке, ножкам, ручкам, ласковым голосом поговорить с ним, включить негромкую музыку.

После таких искусственных пробуждений малыш может очень активно выражать свое недовольство, капризничая. Приготовьте бутылочку или приложите ребенка к груди, заинтересуйте чем-нибудь интересным, например, игрушкой, или просто поносите его по дому, показывая разные комнаты и предметы.

Во время дневного сна не изолируйте ребенка от бытового шума, не зашторивайте окна от дневного света, достаточно ограничить попадание солнечных лучей на кроватку, чтобы кроха осознавал, что сейчас день.

Если малыш начал увеличивать интервалы между дневным сном, постарайтесь пропустить одно укладывание. Но при этом помните, что нужно быть готовым организовать более ранний ночной сон.

В течение дня старайтесь занимать малыша активными играми, песнями, танцами и обязательно прогулками на свежем воздухе. Но перед ночным сном все активные игры и упражнения нужно прекратить, иначе ребенок перевозбудится и не сможет уснуть.

Последнее кормление перед сном ребенка по возможности сделайте более сытным. Если малыш засыпает с грудью, то дайте возможность сосать ее ровно столько, сколько ему необходимо.

Старайтесь в ночное время в комнате, где спит малыш, не оставлять яркий свет, если вам все же необходим ночью свет, то лучше воспользуйтесь приглушенным ночником. Иначе малыш может подумать, что настал новый день и снова пора играть.

Есть и еще один очень действенный способ помочь ребенку уснуть – совместный сон , мамино тепло и ровное дыхание. Близость к материнской груди поможет малышу успокоиться и уснуть вовремя.

Режим дня во время путешествий

Путешествия с ребенком могут оказывать воздействие не только на физическое, но и на психологическое здоровье малыша, так как переезды сопряжены с посещением людных мест, сменой климата, привычной и комфортной обстановки, а часто и с характером питания. Поэтому для создания спокойной атмосферы во время путешествий, а также психологического комфорта постарайтесь придерживаться привычного для ребенка ритма жизни и режима дня.

Если поездка предстоит со сменой часового пояса, то в первые дни постарайтесь придерживаться домашнего расписания. Через несколько дней малыш постепенно начнет адаптироваться к изменившемуся световому дню.

Захватите с собой игрушки, книжки и другие вещи, которые ассоциируются у ребенка с домом. Они позволят соблюсти ставшие привычными ритуалы засыпания, утреннего пробуждения , дневные игры, в каком бы месте вы ни находились – в другой стране или у бабушки в деревне.

В первые несколько вечеров уделите крохе немного больше времени перед вечерним ритуалом засыпания – это поможет успокоиться после полученных эмоций и впечатлений и ощутить себя более комфортно в изменившейся обстановке.

Будьте готовы к тому, что может быть беспокойным, поэтому возможно несколько дней вам придется организовать совместный сон, чтобы ребенок чувствовал психологический комфорт.

По возвращении домой вы снова вернетесь к строгому режиму. Не бойтесь, что придется начинать обучение заново, ведь у малыша уже сформировались нужные навыки, и если вначале он немного собьется с ритма, то быстро вернется к правильным привычкам.

А.Л. Караваева, врач-неонатолог, м.н.с. отделения новорожденных отдела неонатологии и педиатрии ФГБУ НЦАГиП им. В.И.Кулакова
журнал для родителей «Растим Ребенка», апрель 2014

Как только малыш появляется на свет его жизнь очень сильно меняется. Ранее он находился в утробе матери ему там было комфортно, и он делал что хотел. Теперь же ему предстоит жизнь в новом мире, где время измеряется днями, длинною в 24 часа. И правильный распорядок дня малыша поможет ему освоится в новом мире.

Ребенок ещё не знает, что такое распорядок дня. Поэтому ему тяжело подстроится под ритм родителей. А родители в свое время очень устают особенно когда малыш путает день и ночь.

В первый месяц ребенок только кушает и спит, делает он это когда захочет.

Каждый живой организм стремится жить в гармонии с миром. Поэтому ребенок постепенно начнет понимать, что такое день и ночь. А организовать режим дня помогут родители.

Любой врач скажет, что распорядок дня очень важен. От него зависит здоровье крохи и комфорт родителей.

Почти все живые организма спят ночью, а бодрствуют днем. Потому что в период с 22.00 активно вырабатываются вещества которые необходимы для того чтобы организм становился крепче и легко справлялся с инфекциями

Эндокринная система вырабатывает гормон роста, причем лучше всего она это делает под утро, когда организм полностью расслаблен, то есть во сне

Также очень важно чтоб график дня малыша был не только для сна и бодрствования, но и для введения пищи. Это не относится к грудному вскармливанию, так как его необходимо давать по требованию малыша. Это относится больше к прикорму. Ученые подтвердили, что прием пищи в одно и тоже время настраивает пищеварительную систему на правильную работу. И перед приемом пищи в желудке начинает повышаться секреция ферментов, которая помогает в переваривании пищи и у крохи не будет проблем в будущем с работой желудка.

Для того чтоб режим для малыша был введен правильно необходимо это делать постепенно. И тогда к четвертому месяцу у малыша выработается режим.

Основные правила режима

Для малыша и родителей не должно быть никаких раздражающих факторов и вещей (будильников, колокольчиков и прочее). Это может не только напугать кроху, но и стать причиной плохого настроения. Лучше всего начинать день, когда проснулся малыш. Родителям необходимо подстроится под ребенка, исключение составляет подъем на работу и перевернутого режима у малыша.

Для начала необходимо понаблюдать за ребенком. Когда он хочет кушать, когда у него активный период, когда он хочет спать. Вскоре родители будут знать сколько необходимо времени для кормления малыша, купания, прогулки и других занятий. На основе этих данных можно поудобней спланировать режим. Необязательно чтоб режим соответствовал нормам. Главное, чтоб это было удобно для родителей и ребенка. А самый главный показатель – это здоровый малыш, счастливые родители.

Распорядок дня малыша по времени суток

При появлении крохи на свет у него возникают определенные потребности, и родители каждый день стараются их удовлетворить. Если их выполнять в одно и тоже время, то малыш со временем начнет их воспринимать по времени суток.

Утро

Утро у малыша должно начинаться с умывания. Эта процедура очень важна для малышей. Необходимо не только умыть личико, но и почистить носик, глазки, ушки (по мере загрязнения или 1 раз в неделю).

Пик активности малыша приходится на утро, поэтому для начала можно устроить крохе массаж. Массаж приносит очень много пользы для детского организма, он укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, укрепляет здоровье и иммунитет и многое другое. Поэтому так важно каждый день проводить его для малыша.

После того как кроха отойдет от массажа, у него пройдет гипертонус, можно приступать к активным играм. Для разного возраста подойдут разные игры. Например, можно познакомить его с разными звуками, разными предметами, можно потанцевать вместе, полетать на маминых руках как самолет. Так же в ход могут пойти разнообразные игрушки: мячики, погремушки, звуковые мобили, все что может заинтересовать кроху и активно провести с ним время.

В завершении первой половины дня подойдет прогулка на свежем воздухе.

День

В обеденное время для малыша необходимо это еда и здоровый сон. Чтоб кроха быстрее уснул и хорошо отдохнул, подойдет прогулка на свежем воздухе. Обычно дети после приема пищи куда охотней засыпают особенно на улице. Да и сон этот намного полезней. Если конечно, на улице хорошая погода. Альтернативой может послужить сон на свежем воздухе, для этого подойдет балкон или открытое окно.

Завершением прогулки может быть вкусный и легкий полдник.

Вечер

В вечерние время вместо активных игр должны быть спокойные. Можно почитать малышу, вместе понаблюдать за чем-нибудь или порисовать яркими красками.

Ближе ко сну необходимо устроить купание.

Перед купанием можно ребенку сделать расслабляющий массаж, он поспособствует спокойному сну.

В первые месяца жизни купание это гигиеническая процедура, но со временем она может превратится в увлекательную игру, которая достигает 40 минут. Дети в воде играют с большим удовольствием, для этого малышу можно приобрести наборы для игры в воде, а также использовать подручные средства (мочалки, губки, баночки).

Кормление перед сном и сказка прекрасно подойдут для завершения дня и малыш погрузится в мир волшебных снов.

Введения прикорма

Введение также вносит определенный цикл в режим для малыша. Особенно для тех деток, кто находится на грудном вскармливании, ведь его они получали по требованию. А искусственное каждые 3-3,5 часа.

После 6 месяца у малыша появляются новые блюда на столе (завтрак, обед, полдник, ужин). В начале с прикормом вводится только одно блюда, но со временем малыш полноценно кушает все четыре. И очень важно чтоб изо дня в день они были в одно и тоже время. И тогда ребенок начнет понимать что после умывания его ждет аппетитная кашка, в обед он скушает супчик, на полдник получит чай с печеньем, а на ужин его ждет вкусное блюда от самого лучшего повара (мамы, папы, бабушек…).

Благодаря правильному режиму, ребенок подготовится к новой жизни и адаптация в садике, школе для него пройдут незаметно.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Режим дня дошкольника - это комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, нервной системы и пищеварительного тракта ребёнка. Правильно составленный распорядок поможет снизить утомляемость и обеспечить все потребности малыша. Однако во всём следует знать меру, поэтому не следует ставить дошкольника в жёсткие рамки, которые только навредят ему.

Общие сведения для составления распорядка дня ребенка

Перед тем как составлять режим дня для детей дошкольного возраста, необходимо определиться с его назначением и подробно изучить основные преимущества. Вся эта информация поможет создать оптимальный распорядок, который будет полезен ребёнку и не станет причиной каких-либо проблем.

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и правильно развивался, необходимо правильно составить режим дня дошкольника. Для дома достаточно немного модернизировать распорядок, предусмотренный в детском садике. Это поможет малышу быстро адаптироваться к новым условиям, что значительно снизит вероятность негативной реакции. Детские психологи утверждают, что дневной режим:

  • повышает работоспособность;
  • улучшает сон;
  • повышает аппетит;
  • делает ребёнка более ответственным;
  • улучшает дисциплину;
  • повышает самооценку;
  • увеличивает умственные способности.

Приучать сына или дочь к распорядку дня следует с самого раннего возраста. Это сформирует у них привычку, которая может остаться с ними на всю жизнь. Дети младше 6 лет намного легче приспосабливаются к установленному дневному режиму, поэтому рекомендуется составлять его именно в этот период жизни.

Основные преимущества

Распорядок дня дошкольника дома имеет большое количество преимуществ. Их обязательно нужно брать во внимание перед началом составления дневного режима. Это поможет подготовить идеальный вариант для ребёнка, который станет неотъемлемой частью его жизни. Главными достоинствами дневного распорядка считаются следующие:

Оптимальный вариант распорядка

В большинстве случаев образец распорядка дня дошкольника представляет собой сбалансированное сочетание всех видов деятельности и отдыха. Составлять его могут только родители, которые знают все особенности малыша, его предпочтения и способности.

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы.

Основные моменты , которые следует учитывать при выборе продуктов:

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 - днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

  • шумные игры;

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

Режим дня дошкольника - это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама