THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В Германии существуют религиозные праздники, которые сопровождаются обязательно крестным ходом или торжественным шествием. К таким празднествам относится Fronleichnam - праздник Тела Христова.Официально его название звучит так: «Hochfest des Leibes und Blutes Christi» («Высокий праздник плоти и крови Христа»). В этот день христиане чествуют своего Господа, не пожалевшего ради них жизни. Fronleichnam отмечают каждый год в первый четверг после Пятидесятницы, значит, на одиннадцатый день после Дня Святой Троицы. Этот праздник называют еще и по-латински «Корпус Кристи» (Corpus Christi - Тело Христово). В праздник плоти Христовой вместо ежедневной святой мессы празднуется торжественно Евхаристия - таинство причащения.

Евхаристия в католической церкви – священный дар, который Христос оставил церкви во время последней вечери. Евангелие недаром говорит: «И взял хлеб Он и, надломив его, сказал: Это есть тело мое». Вино и хлеб в этот праздничный четверг олицетворяют кровь и плоть Иисуса. Святое причастие - символ участия христиан в жертве Христа. Оно помогает верующим уподобиться Сыну Божьему.

Fronleichnam – относительно новый католический праздник, который появился в XIII веке в Бельгии в городе Льеже. Сначала он был местным, и в 1251 году праздник был утвержден Ватиканом только для Льежской епархии, но с 1264 года папа Урбан IV утвердил его как обязательный для всей Церкви и даровал индульгенцию всем, кто участвует в праздничной мессе.

В Испании, Германии и некоторых других европейских государствах Корпус Кристи является официальным праздничным днем.

В нынешней Германии, и особенно в землях с преобладанием католического населения, этот государственный праздник пользуется особой любовью. Имея чисто религиозное происхождение, праздник тела Христова со временем стал поистине народным во многих странах. В нем соединяются строгая обрядность церковной службы, церемониальная процессия и игровые элементы, которые характерны для шумных языческих праздников.

Каждый католик во время Евхаристии имеет возможность приобщиться к телу Христову с помощью хлеба, который он получает в виде облатки (хостии), то есть круглой пластины, выпеченной из пресного теста.

После этого проходит шествие вокруг храма и по городским улицам. Его возглавляют священники, которые несут дароносицу - переносную хранительницу для Святых даров. В ней лежит хлеб, как символ перевоплощения плоти Христовой. Сразу за священниками идут прихожане в строго определенной последовательности: впереди знатные и почетные, а потом все остальные. Они несут крест, статуи, иконы, знамена, реликвии. По традиции дети, получившие святое причастие в первый раз, идут в первых рядах.

Дома к этому празднеству нарядно украшаются, а алтари, расположенные под открытым небом, покрывают разноцветным ковром из цветов. Во время процессии разбрасывают лепестки цветов. Часто процессия останавливается у памятных мест, чтобы помолиться. Останавливается она также у окон домов престарелых и больниц. Пациенты по традиции ждут у окон благословения заранее.

Особое великолепие и пышность шествие приобрело в век барокко. Священники облачались в расшитые золотом одеяния, прихожане надевали самые лучшие и дорогие наряды. Реликвии и знамена переливались на солнце. Но эпоха Просвещения внесла свои изменения. Праздник стал не настолько помпезным, хотя в нем появилось такое новшество, как живые картины. Самыми популярными персонажами в них были ангелы и черти. Например, в Мюнхене в одной из процессий ад изображался так: с движущейся платформы беснующиеся черти забрасывали зрителей навозом.

В 1872-1880 гг. в период борьбы Бисмарка против католической церкви и во время нацистского режима праздник плоти Христовой праздновался как «демонстрация католического единства».

В наше время Корпус Кристи имеет новые формы. Так, в Баварии на озерах Штафель (Staffelsee) и Хим (Chimsee) процессия плывет на лодках. Необычным и ярким является Gottestracht – шествие на Рейне. Оно совершается от Кельна до Мюльхайма.

Реклама

Праздник Тела и Крови Христовых отмечается католической церковью ежегодно в четверг после Троицы и является торжественным празднованием священной евхаристии по сравнению с ежедневной святой Мессой.

Праздник Тела и Крови Христовых 2018: история праздника

Праздник Тела и Крови Христовых отмечается ежегодно в четверг после Троицы и является торжественным празднованием священной евхаристии по сравнению с ежедневной святой Мессой.

Католическая церковь рассматривает евхаристию (таинство причащения) как священный дар, оставленный Христом своей церкви, установленный во время последней вечери. Жертва, принесенная Иисусом под видом хлеба и вина в Иерусалимской горнице, - это своеобразная «форма», в которую жертва крестная облекается в жизни Церкви. Святое причастие - это участие верующих в жертве Христа, которое помогает нам уподобиться Сыну Божьему.

Обычай торжественного почитания евхаристии берет свое начало в 1247 году в Льежской епархии Бельгии. В 1264 году папа Урбан IV придал этому празднику статус общецерковного, даровав индульгенции всем, кто принимал участие в праздничной мессе.

Чинопоследование праздника Тела Христова сочинил Фома Аквинский, и текст этой службы считается одним из красивейших в римском Бревиарии.

Праздник, истинно религиозный по происхождению, со временем стал во многих странах действительно народным праздником. В нем соединились строгая обрядность церковной службы, церемониальное шествие и игровые элементы, характерные для шумных дохристианских празднеств. Существует красивая традиция - во время процессии разбрасывать лепестки цветов.

Праздник Тела и Крови Христовых 2018: особенности празднования

Отличительным моментом этого праздника является торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма или по улицам города. Возглавляют её священники, несущие дароносицу, за ними следуют прихожане.

Первые упоминания о процессии относятся к XIII веку, очевидно они возникли почти одновременно с самим праздником. В странах с преимущественно протестантским населением участие в процессии в день Тела и Крови рассматривалось как акт публичного исповедания католической веры, так как протестанты не признают Пресуществление.

В некоторых странах существует традиция переноса процессии с четверга на воскресенье для того, чтобы в ней могло принять участие большее число людей. Украинские греко-католики освящают в день праздника веночки, которые позднее подвешиваются ко кресту, висящему над входной дверью.

Праздник Тела и Крови Христовых 2018: атрибуты праздника

На протяжении многих веков этот праздник обрел много обычаев и атрибутов. Это касается украшения алтарей. Также украшают дома и улицы, даже те по которым не будет приходить процецессия. Традиционно в качестве украшений используют ветки березы, цветы, а также разнообразные веночки.

Самые большие венки имеют размер приблизительно с ладонь, их перетягивает красный праздничной лентой. Еще с давних времен считали, что венки под воздействием времени, то есть за восемь дней приобретают чудодейственные силы. После того как заканчивались восемь дней праздника каждый кто желал, мог забрать такой веночек к себе домой. Их плетением занимались и сами верующие.

Сегодня также при плетении венков используют лечебные травы.

Венки, в которых было достаточно много трав, являлось символом любви. Молодые девушки плели парням небольшие веночки, затем надевали им на левую руку, это было что-то наподобие обручального кольца. Венки, которые были покрупнее, вешали над дверьми. Считалось, что такие венки являются оберегом от всяческой непогоды. Также их подкладывали под фундамент, когда строили дом.

Еще с давних времен праздник тела Христова, был связан именно с хлебом. Хлеб символизирует тело Иисуса Христа. В Польше хлеб считался как первая и самая важная пища, так как она являлась даром Бога человеку, а также напоминало жертвы Христа. Были даже такие традиции, когда нельзя было употреблять в пищу хлеб ели на человеке есть головной убор, также нельзя было брать хлеб грязными руками, нельзя было с ним играть и лепить из хлеба фигурки. Считалось плохой приметой даже выбрасывать маленькие крошки хлеба, поэтому их сжигали в печи. Также были специальные лопаточки и маленький метелки, для собирания хлебных крох со стола. Коровай ни в коем случае нельзя было класть вверх ногами или бросать, вынимая из печени. Помимо всего этого, даже случайно уронить хлеб уже считалось грехом, человек, который и сделал это, должен был, немедля поднять его и три раза поцеловать кусок.

Праздник Тела и Крови Христовых 2018: празднование в разных странах

В Германии, Швейцарии, Австрии, Польше, Португалии и других европейских странах, а также в некоторых странах Латинской Америки праздник Тела и Крови Христовых - нерабочий день.

В Бразилии этот день называется Corpus Christi. У бразильцев есть традиция украшать улицы в честь этого праздника.

В Испании прошлого века во время празднования разыгрывалось «священное представление» - спектакль на тему дня. Своеобразным отголоском этой традиции является сегодня участие мальчиков-танцоров в процессии.

Австрийцы отмечают праздник Тела и Крови Христовых по-разному в разных федеральных землях. В Верхней Австрии организуют «озерные процессии» - символ введения этого праздника в период контрреформации.

В федеральной земле Зальцбург во главе процессии несут прангштанген - длинную жердь, украшенную цветами.

День этот является в костёльной классификации Торжеством, то есть занимает высшее место среди католических церковных праздников. В этот день верующие обязаны посещать мессу и воздерживаться от любой работы, которая не является крайне необходимой.
Праздник не имеет чётко установленного дня в календаре и отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, на одиннадцатый день после Пятидесятницы (Pięcdziesiątnica, Zesłanie Ducha Świętego – Сошествие Святого Духа или, как этот день часто называют в Польше, – Zielone Świątki – Зелёные Святки).

В 2017 году праздник отмечается 15 ююня.

Праздник Boże Ciało, известный также как Corpus Christi (лат.), был установлен 11 августа 1264 года папой римским Урбаном IV, а утверждён он был в 1314 году папой Климентом V – он и дал празднику название. Праздник призван был приблизить верующих к различным аспектам присутствия Христа в Таинстве Евхаристии. Первое упоминание процессии Корпус Кристи в Польше относится к XIV веку. Прошла она в Плоцке (Płock). Задокументированное праздненство, от которого можно вести официальный отсчёт, относилось к краковской епархии. Зафиксировано оно было в 1320 году. Вскоре (в масштабах истории, разумеется), примерно к середине XV века, праздник уже был известен во всей Польше. К концу века XVI счёт участников процессий шёл уже на тысячи.

Уличные процессии

Традиция тысячных процессий неуклонно развивалась, превращаясь в массовое движение.

Вот и в наши дни, в Праздник Тела и Крови Христовых, по улицам Польши проходят яркие поющие потоки людей, объединённых возвышенностью происходящего.

В этот день после окончания мессы формируется процессия, впереди которой идёт ксёндз, ступая по устланной цветами и лепестками дороге, держа в руках накрытую балдахином Дароносицу. На улице под открытым небом сооружаются четыре алтаря, прибранные зелёными веточками берёзы и цветами. Кругом разносится запах ладана. Нарядно одетые девочки рассыпают из специальных красивых корзинок лепестки роз перед процессией, которая поочерёдно подходит алтарям. Возле каждого из них произносится молитва.

Количество алтарей, разумеется, не случайно и имеет своё значение, как и всё в этом празднике.

Они символизируют четыре стороны света, четыре элемента жизни: огонь, воду, землю и воздух – созданные по Слову Бога, и четыре Евангелия: от Марка, Матфея, Луки, и Иоанна. Процессии могут проходить как по улицам, так и вокруг храма. В этом случае они приобретают форму круга как символа идеальности мироздания. Шествия, проходящие по улицам, имеют форму квадрата, что символически является равнозначным кругу. Квадрат тоже даёт абсолютную законченность, как и круг.
В давние времена процессии ходили вокруг костёла на протяжении всей октавы, то есть 8 дней праздника Корпус Кристи. Восьмёрка в литургике тоже имеет символ законченности, бесконечности и совершенства – как квадрат или круг. Если мы присмотримся поближе, то увидим, что духовные праздники в Польше привязаны именно к октаве – восьмёрке. Ранее торжественность сопровождала всю октаву. Всё это время звонили колокола, по улицам разносилось молитвенное пение, возле четырёх алтарей проходили сценические представления с библейскими персонажами, а также читались стихи на духовные темы.

На протяжении столетий Праздник Тела и Крови Христовых оброс в Польше рядом традиций, обычаев и атрибутов. В частности, это касается украшений алтарей. Со временем – это хорошо видно в современном обличии праздника – традиция украшения четырёх алтарей перенеслась верующими на улицы города. Повсеместно украшаются дома, улицы, причём даже те, по которым процессия идти не будет. Традиционным украшением являются веточки берёз, цветы, разнообразные венки. Обычай этот укоренился и распространился так широко благодаря вере в то, что венки, цветы и ветви, освящённые у алтарей, приобретают целебные свойства.

Венки: украшение и польза

Небольшие веночки, величиной с ладонь, перетянутые красной праздничной лентой, висели после мессы в костёлах на протяжении всей октавы праздника Тела и Крови Христовых, украшая помещения храма. Считалось, что венки эти под воздействием времени (8 дней) набирают чудодейственной силы. После окончания октавы праздника любой желающий мог забрать веночки домой. Венки плели и сами верующие. Со временем венок стал неотъемлемым атрибутом праздника.

Было в этом и прагматичное зерно. Дело в том, что венки часто изготавливались из цветов и трав, которые и так обладали лечебным свойством.

До сих пор в венках используются целебные травы. Одной из основных трав в венке была полынь лечебная – божье дерево (bylica boże drzewko). Она обладала приятным запахом и могла после высушивания использоваться в качестве приправы для мясных блюд. Она же играет немаловажную роль в венках в ночь на Святого Иоанна (Noc Kupały или Noc Świętojańska). Кроме того, в венке использовались розмарин, незабудки, ромашка, маргаритки, васильки, полезнейший по своим свойствам копытень, росянка, мать-и-мачеха, ежевика, пижма, любисток и другие травы. Если посмотреть на их разнообразие и учесть, что они сплетались в венок, который в дальнейшем высушивался, то нетрудно догадаться, что человек получал запас лекарственных трав на очень и очень долгое время. Кроме этого, цветки и травы обладали и своей символикой в венке. Все они использовались в ритуальных целях ещё в дохристианские времена. К таким же древним временам относятся и верования, что в октаву Корпус Кристи активизируются духи и чародеи.

В Польше, богатой традициями земледелия, венкам придавали особое значение в вопросе защиты полей. Хозяева пашен – а это было подавляющее большинство жителей Польши – приходили на службу в храмы с четырьмя венками. Венки освещались вместе с четырьмя чтениями Евангелия, выписанными на четырёх отдельных листках, свёрнутых в трубочку. После венки закапывались в четырёх концах поля. Земледельцы верили, что эти освящённые веночки защитят посевы от града в течение года. Примерно такое же применение находили и веточки с алтарей. Их втыкали по периметру поля, чтобы обезопасить его от вредителей. Обычай отрывать веточки от украшения алтарей до сих пор является распространённой в Польше традицией.

Символ любви

Многотравные венки были и символом любви. Девушки вили парням маленькие веночки и надевали им на левую руку, что-то вроде обручального кольца. Венки покрупнее вешались над дверями в овины, хлев, хозяйский дом и над окнами. Считается, что они – оберег от града, грозы и молнии. Также их подкладывали под фундамент при закладке дома. Выезжая в поле пахать, клали венок в первую борону, «чтобы Бог благоволил урожаю». Их же клали на пол в овины, в место, где сгрузят первый собранный урожай зерна. Дымом венка окуривали скот, отправляя его впервые после зимы пастись на луга, а также посуду и места приготовления хлеба.

Почитание хлеба

С самых своих начал Праздник Тела Христова, был неразрывно связан именно с хлебом. Хлеб, по христианской традиции, заложенной самим Иисусом Христом, символизирует Тело Спасителя. В Польской культуре хлеб почитался как первейшая и важнейшая пища, ведь он является даром Бога человеку и напоминанием жертвы Христа. Это повлияло и на процесс обращения с хлебом как с продуктом.

Так нельзя было кушать хлеб с покрытой головой, брать хлеб грязными руками, с хлебом запрещалось играть, нельзя было также лепить из него фигурки. Даже малейшие крохи хлеба не выбрасывались, а сжигались в печи.

Повсеместно существовали специальные метёлки и лопаточки для собирания крошек хлеба со стола.
Каравай хлеба нельзя было класть вверх ногами, нельзя было бросать, вынув из печи, да и вообще нельзя было тыкать в хлеб ножом. Не то что кидаться хлебом, но даже случайно уронить его считалось грехом. Уронивший должен был быстро поднять и трижды поцеловать кусок. Обычай целования хлеба жив в Польше до сих пор. Он присутствует в момент приветствия молодожёнов или гостей «Хлебом-солью». Возвращается в обычай выпекание специальных хлебцев к празднику.

Лайконик

Яркие зрелищные процессии на улицах Польши в День Тела и Крови Христовых – это зрелище, которое можно описывать очень и очень долго, но лучше всё же один раз увидеть самому. Точно одно. Оказываясь в гуще событий, даже далёкие от веры люди проникаются атмосферой всеобщего духовного подъёма и светлой радости. Традиционно выделяется на фоне остальных польских городов Краков. То, что происходит там, можно сравнить с бразильским карнавалом, только с духовным началом. Насколько красочными были торжества в Кракове уже в давние годы, можно судить по указу краковского епископа, имевшему место в 1787 году. Уже тогда традиционная для Кракова процессия с Лайкоником возбудила в нём смущение своей пёстростью и перехлёстывающей нарядностью. Епископ наказал «братствам и цехам принимать участие в процессии без одежд вычурных, либо чересчур броских, или смех пробуждающих, а только чтоб были они согласны с уставом Костёла Святого и побуждали чтоб к христианским добродетелям и набожности». Под запретом оказался один из самых ярких персонажей процессии – Лайконик.

Лайконик – один из символов Кракова, связанный с наездом татаро-монгол на польские земли в 1241 и 1247 годах.

Вторым символом является гейнал (Hejnał), звучащий с башни костёла Святой Марии на центральной площади. Этот персонаж изображает татарского всадника в стилизованном восточном костюме. Он пляшет на протяжении всего своего маршрута по улицам города, размахивая знаменем Кракова. С вышеупомянутым указом прервалась история Лайконика в процессии. Но пляски «татарского» кукольного всадника так нравилась краковянам, что Лайконика попросту сдвинули по времени. С тех пор Лайконик танцует в октаву праздника Тела и Крови Христовых. Но, как мы уже сказали, лучше один раз увидеть.

В том виде, в котором он дошел до наших дней, отмечается во многих городах Испании с XV века. Его дату определяет церковный календарь. Раньше он отмечался в восьмой четверг после Пасхи, а сейчас почти везде – в восьмое воскресенье после Пасхи. В нынешнем году это 15 и 18 июня. На улицах проходят праздничные , устанавливаются причудливые композиции из цветов, под вечер устраиваются фейерверки. Праздник очень любят во многих городах, особенно Толедо и Понтеведре, называя его «большим праздником весны», «сияющим ярче солнца». Рассказываем, что приготовили своим жителям и гостям различные уголки Испании.

Человеческие фигуры из мха (Бехар, Саламанка)

В Бехаре, в провинции Саламанка , можно будет увидеть процессию из шести человек, облаченных в специальные костюмы, с ног до головы покрытые мхом. Это напоминание о взятии города христианами в IX веке. Именно под такой маскировкой им удалось пройти через «Дверь Измены». Процессия длится почти пять часов в сопровождении фигуры Христа и детей.

Эль-Колачо (Бургос, Мурсия)

«Колачо» – это персонаж в яркой одежде и маске, закрывающей лицо. На празднике Корпус Кристи в Мурсии он совершает трюк: перепрыгивает через настил, на котором лежат… дети, родившиеся в этом году. Согласно поверью, это оградит их от некоторых болезней, например, межпозвонковой грыжи, происхождение которой в Средние века приписывалось дьяволу.

Эль-Апостоладо (Лагуна-де-Негрильос, Леон)

Здесь пройдет процессия, возглавляемая «Себастьяном», старинным атаманом разбойников. За ним следует Христос в сопровождении двенадцати апостолов, каждый из них со своим символом. Рядом с ними по обе стороны шествуют танцоры в особых нарядах, одной из составляющих которых является белая юбка. Их танец наполнен символикой и религиозной тайной.

Цветочные ковры (Редондела, Понтеведра)

Празднование Корпус Кристи часто связано с «расстиланием» на улицах «ковров» из растений и цветов. Из цветов составляются целые картины. В Понтеведре на них обычно изображают дракона, символизирующего зло, который, по легенде, проглотил всех детей и молодых людей, кроме двух пекарш и двух девочек. Апофеоз праздника здесь – танец, символизирующий победу над драконом. Его действующие лица – две женщины и две девочки, наряженные в ангелов, а также группа моряков. Праздник Тела и Крови Христовых здесь отмечается в четверг.

Процессия Кустодии (Толедо)

Это зрелище традиционно вызывает огромный интерес туристов со всего мира. Корпус Кристи отмечается в с XVI века, в этом году – 15 июня. На улицах «расцветают» душистые ковры из цветочных композиций. Праздничное шествие, возглавляемое кустодией виртуозной работы мастера Энрике де Арфе, обходит практически все улицы города. В кортеже присутствуют фигура Христа и монашеские братства Гроба Господня, Кабальерос Мосарабес, Инфансонес де Ильескас и другие.

Большой кортеж (Валенсия)

Валенсийская процессия на День Тела и Крови Христовых – одна из самых красочных в Испании. Праздничные мероприятия идут всю неделю. Кульминация наступает в воскресенье с выходом главной процессии из городского собора. В ней привлекают внимание символические «троны» и гиганты, танцующие под звуки свирели и местных музыкальных инструментов, и, конечно, персонажи Ветхого и Нового Заветов. Замыкает шествие кустодия Христа.

Праздник тела Христова: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Праздник тела Христова в 2019 году.

  • Горящие туры в Испанию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В католической церкви одним из самых значительных религиозных событий считается Праздник тела Христова или Corpus Christi, посвященный почитанию Иисуса. Традиция основывается на Таинстве Евхаристии - особом обряде, символизирующем воплощение хлеба и вина в плоть и кровь Христовы. Ежегодно мероприятие проходит на 60-й день после Пасхи, обычно выпадающий на май-июнь. Для торжеств выбирают четверг, наступающий за Днем Святой Троицы, хотя в некоторых странах предпочитают переносить праздник на воскресенье, чтобы к нему могли присоединиться побольше людей.

История праздника началась в 13 веке в бельгийском Льеже . Сначала это было локальное событие, признававшееся только местной епархией, но уже в 1264 г. по приказу папы Урбана IV оно стало обязательным для всех, кто исповедует католицизм. Со временем в каждом государстве и даже городе мероприятие «обросло» национальными особенностями, не теряя при этом основной религиозной сути.

Как проходит праздник

Самый главный ритуал - торжественное шествие по городским улицам с роскошной дарохранительницей, установленной на утопающей в цветах платформе. Процессию возглавляют парадно одетые церковные иерархи, за ними идут прихожане. Как правило, она завершается в храмах праздничной службой. По маршруту следования колонны облаченные в нарядные одеяния дети разбрасывают лепестки роз.

На пути процессии - 4 обязательные остановки, где сооружают церковные престолы. У каждого зачитывают отрывки из Евангелие от апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна и исполняют гимны в честь Христа.

В зависимости от страны мероприятие проходит по-разному. В южных европейских государствах с преобладающим католическим населением Праздник тела Христова давно превратился в масштабные народные гулянья, сопровождающиеся танцами, песнями и весельем. В Центральной Европе торжества проходят скромнее, а в Северной и вовсе участие в подобном событии рассматривается как акт публичного признания католического учения (протестанты отвергают Таинство Евхаристии).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама