THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дорогие родители!

Для того чтобы ваш ребенок рос физически и психически здоровым, вам необходимо обеспечить его правильным питанием.

Идеальной пищей для младенца является грудное молоко. Это натуральное и легкое в усвоении питание, к тому же стерильное и подогретое до оптимальной температуры. Оно наилучшим образом удовлетворяет потребности ребенка в белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах.

Если вы по каким-то причинам не можете кормить малыша грудью, это не трагедия. Развитие науки привело к тому, что современные молочные смеси почти идентичны по составу грудному молоку, хотя и не подходят идеально всем малышам. Смесь, оптимальную для вашего крохи, подберет доктор.

Спустя несколько месяцев после рождения малыша наступает время для введения прикорма, начала приучения крохи к взрослой пище. В этот период важно прислушиваться к рекомендациям врача, который наблюдает за вашим ребенком.

Питание детей с 1 года до 3 лет существенно отличается от вскармливания грудных детей и приближается к рациону взрослых, но при этом имеет свои особенности. Некоторые продукты «с взрослого стола» абсолютно противопоказаны малышам. Поэтому очень важно придерживаться принципов рационального детского питания, что в конечном счете сохранит здоровье малыша, а также ваши нервы, время и деньги.

У всех родителей разные проблемы, связанные с питанием ребенка. Одни изо всех сил борются, чтобы кроха хоть что-нибудь съел, а другие хлопают своего малыша по пухлым ручкам, которые тянутся к очередному куску пирога или котлетке.

Естественно, все родители хотят, чтобы питание принесло ребенку пользу. А поэтому очень важно кормить его по всем правилам. На себе мы можем экспериментировать, пробуя различные диеты, но обходиться так со своим ребенком не имеем права.

В любом случае, у вас есть возможность проконсультироваться лично со специалистом, который поможет составить меню для вашего ребенка. Мнения диетологов неоднозначны, поэтому последнее слово остается за вами, и ответственность за питание и, следовательно, здоровье вашего чудесного малыша лежит на вас! Руководствуйтесь не только полученными знаниями, но и любовью к своему ребенку.

В книге вы найдете рецепты вкусных и полезных блюд, которые можете готовить не только для своего малыша, но и для всей семьи. Они соответствуют принципам здорового питания, справедливым в течение всей жизни человека.

Грудное вскармливание

Значимость грудного вскармливания

Грудное молоко – самый естественный биологический продукт и лучшая пища для ребенка первого года жизни. Оно наилучшим образом удовлетворяет потребности организма младенца в белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах. Причем все основные питательные составляющие находятся в нем в необходимых сочетаниях. Грудное молоко также содержит множество незаменимых высокоактивных биосоединений.

В состав женского молока входят более 100 жизненно важных ингредиентов, которые нельзя найти в другом природном источнике или синтезировать в лаборатории, причем важность состоит не только в количестве полезных веществ, но и в их сочетаемости друг с другом. Например, кальция и фосфора в женском молоке меньше, чем в коровьем, но усваиваются они гораздо лучше, благодаря чему малыши реже болеют рахитом. А таких важных элементов, как натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера, селен, содержится в грудном молоке ровно столько, сколько требуется совсем маленькому ребенку. Именно поэтому дети-естественники обычно не сталкиваются с проблемой анемии. Нагляден пример и с натрием: в коровьем молоке его в 4 раза больше, чем в женском, но малыш от этого только проигрывает: велика вероятность, что в будущем он столкнется с вегетососудистой дистонией, т. е. перепадами артериального давления.

Развитие науки привело к тому, что современные молочные смеси почти идентичны по составу грудному молоку, но не подходят идеально всем малышам. Грудное же молоко приспособлено к индивидуальным особенностям малыша, которому предоставляется возможность «выбрать» из организма матери нужные компоненты. Оно подходит для любого младенца; не может быть или слишком жирным, или очень водянистым. Удивительно, но организм кормящей матери настолько мудр, что чутко реагирует на запросы своего малыша, поэтому состав грудного молока оптимален именно для конкретного ребенка, т. е. материнский организм вырабатывает эксклюзивный продукт для своего младенца, так как состав грудного молока изменяется по мере роста малыша, питательные компоненты приспосабливаются к потребностям ребенка, его состоянию. Например, в молоке мамы недоношенного ребенка больше белка, чем у мамы, родившей в срок, потому что малыш появился на свет рановато, и ему надо помочь окрепнуть.

В составе материнского молока могут происходить резкие изменения даже на протяжении одного кормления! Это ли не чудо природы?!

Если мама кормит по требованию, а малыш прикладывается к груди по самым разным поводам, то любое беспокойство и дискомфорт он прежде всего пытается «полечить» маминым молочком. И что удивительно, молоко «чутко откликается» на запросы крохи, оно «знает», что жадное, активное и коротенькое прикладывание означает, скорее всего, желание попить. В ответ на это малыш получает жиденькое, водянистое «переднее» молоко, богатое водорастворимыми витаминами, а более продолжительное, «ленивое» посасывание груди даст совсем другое – жирное, богатое ферментами и жирорастворимыми витаминами «заднее» молоко, которое и усваиваться будет также неторопливо, но именно оно даст стабильную ежемесячную прибавку в весе.

Оказывается, самочувствие и поведение грудного ребенка влияет на состав молока его мамы.

В молоке женщины, слышащей плач своего уставшего крохи, который никак не может уснуть, мгновенно появляются вещества, напоминающие естественные транквилизаторы.

На крик ребенка, которого мучают колики, организм мамы отвечает выбросом в молоко обезболивающих веществ.

Исследователи пока не могут дать ответ, как именно происходит процесс распознавания плача, но очевидно, что «умный» продукт – грудное молоко – решает задачи, которые пока современной науке и медицине кажутся фантастическими.

Известно, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, реже болеют, чем их сверстники-искусственники, питающиеся смесью. В чем же здесь дело? Разгадка в составе материнского молока.

Состав женского молока

Вода

На 87,5 % молоко состоит из воды, поэтому ребенка первых четырех месяцев жизни не стоит дополнительно поить (исключением может быть жаркая погода или медицинские показания).

Белки

В зрелом молоке примерно 1 % белка. Это очень мало на первый взгляд, но его ровно столько, сколько необходимо ребенку. Этот белок состоит в основном из нежных альбуминов и глобулинов, которые легко перевариваются и усваиваются детским организмом. А вот грубого казеина в грудном молоке в десятки раз меньше, чем в коровьем. В процессе пищеварения казеин под действием желудочного сока образует более крупные хлопья, чем сывороточные белки, и труднее всасывается. Грудное молоко образует в желудке практически неразличимые глазом хлопья, которые легко перевариваются и быстро выводятся. Сывороточные белки женского молока представлены в основном альфа-лактоглобулином, важным компонентом ферментной системы в синтезе лактозы.

Заменители грудного молока производятся на основе коровьего молока и в качестве сывороточного белка содержат бета-лактоглобулин, известный как сильный аллерген. Именно реакция на это вещество обычно служит поводом перевода ребенка на соевую смесь.

Аминокислоты

В женском молоке содержатся незаменимые аминокислоты, среди которых наиболее важными являются цистеин и таурин, так как их синтез в организме детей раннего возраста затруднен. Цистеин важен для малышей, родившихся преждевременно, а таурин необходим для созревания и развития центральной нервной системы и служит нейропередатчиком и нейромодулятором.

Углеводы

Основной углевод грудного молока – лактоза (молочный сахар) – обеспечивает до 40 % энергетических потребностей растущего организма малыша. Лактоза способствует усвоению кальция и железа, синтезу микробами кишечника витаминов групп В, К, стимулирует образование кишечных колоний Lactobacilus bifidus, угнетает рост кишечной палочки. Помимо лактозы, в грудном молоке есть небольшое количество галактозы, фруктозы, олигосахара.

Жиры

В грудном молоке жиры находятся в виде микроскопических шариков. В молозиве содержится 2 % жира, в зрелом молоке – до 4,5 %. Интересно, что в течение одного кормления жирность молока меняется. Если малыш дремлет, сосет грудь долго, то, вероятнее всего, в это время он получает «заднее» молоко, в котором концентрация жира в 4–5 раз выше, чем в «переднем». Поэтому не рекомендуется отрывать ребенка от груди до тех пор, пока он сам ее не отпустит. Исследования ВОЗ доказали, что дети сами регулируют свое энергетическое насыщение. Жирные кислоты, которые входят в состав грудного молока, необходимы для созревания нервной системы.

Иммунные факторы

Материнское молоко, с одной стороны, само обладает защитными свойствами, а с другой – стимулирует развитие собственной иммунной системы малыша. В организме матери постоянно вырабатываются антитела против бактерий и вирусов, которые попадают к ней в организм и, естественно, в молоко. Эти антитела защищают младенца от различных возбудителей заболеваний. В грудное молоко, кроме того, попадают фрагменты вирусов, стимулирующих чувствительность к ним детского организма, в результате чего происходит эффективная иммунизация. В связи с тем что материнское молоко содержит иммунологические вещества, груднички меньше болеют, а если и заболевают, то болезнь протекает легко, и они быстро выздоравливают. Кроме того, дети, находящиеся на грудном вскармливании, хорошо переносят прививки. Ни одна молочная смесь не содержит такие защитные факторы, как иммуноглобулины, ферменты, фагоциты.

Витамины и микроэлементы

В состав женского молока входят такие микроэлементы, как кальций, калий, натрий, цинк, фосфор, магний, медь, а также витамины A, E, D.

В грудном молоке содержатся вспомогательные вещества, благодаря которым, например, железо женского молока всасывается на 70 % (для сравнения: железо коровьего молока – на 30 %).

В молозиве и раннем («переднем») молоке большинство витаминов находится в большей концентрации, чем в зрелом и позднем («заднем») молоке. Поэтому помните, что перед кормлением не стоит сцеживать «переднее» молоко, богатое витаминами, иначе они не достанутся малышу, который так в них нуждается.

Преимущества грудного вскармливания для ребенка

Исследования показали, что малыши, вскормленные грудью, растут более крепкими и развитыми.

Высасывание молока из груди – работа для малыша, в результате которой развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что благотворно влияет на формирование и рост зубов. У детей-естественников правильно формируется прикус, они лучше произносят звуки, более четко говорят.

Грудное вскармливание существенно снижает риск развития синдрома внезапной смерти ребенка.

Дети, вскормленные грудью, реже подвержены легочным, ушным инфекциям и инфекциям мочевыводящих путей, развитию гастроэнтерита, возникновению аллергических заболеваний.

Жир материнского молока хорошо усваивается организмом ребенка, это позволяет ему избегать лишнего веса. К тому же дети, вскормленные материнским молоком, практически не подвержены ожирению во взрослой жизни.

Материнское молоко способствует развитию благоприятной флоры кишечника, что предупреждает нарушение функций пищеварительной системы. Оно прекрасно переваривается, поэтому у малышей, находящихся на грудном вскармливании, почти не бывает запоров. Этим чаще всего страдают дети-искусственники.

Естественным вскармливанием можно защитить малыша от потницы и пеленочного дерматита, а также от заболеваний в более старшем возрасте (сахарного диабета, остеопороза, артроза, рассеянного склероза).

Благодаря грудному вскармливанию у ребенка потом практически не отмечается аллергии, бронхиальной астмы, респираторных инфекций, отита, а в более позднем возрасте – хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Грудное вскармливание на 27 % снижает риск возникновения лейкоза у детей.

Дети, вскармливаемые грудным молоком, начинают ходить и говорить в среднем на два месяца раньше, чем дети, находящиеся на искусственном вскармливании.

Согласно исследованиям американских ученых, чем дольше мама кормит ребенка грудью, тем выше вероятность того, что он будет хорошо учиться в школе. Это связано с содержанием в грудном молоке жирных кислот, входящих в состав серого вещества мозга и отвечающих за точную передачу нервных импульсов, а также способствующих развитию интеллекта у ребенка. Для того чтобы малыш получал эти полезные вещества вместе с молоком, кормящей маме следует соблюдать специальную диету, в которую входят морская рыба и зелень.

Молоко матери помогает ребенку преодолеть биоритмологический и метеопатический стрессы. В будущем малыш, получавший грудное вскармливание, будет выгодно отличаться от своих сверстников-искусственников сравнительно более стабильной психикой и более высокими общей адаптивностью и стрессоустойчивостью.

У детей, вскормленных грудью, в будущем, как правило, создаются крепкие семьи, а сами они более чутки и добрее искусственников.

Мужская потенция и женская фертильность напрямую зависят от того, кормила ли женщина младенца грудью.

Польза грудного вскармливания для женщины

Кормление грудью также очень полезно и для самой женщины.

Оно помогает ей восстановить здоровье после родов. Когда ребенок сосет грудь, мускулы стенок матки энергично сокращаются, что помогает ей вернуться к нормальным размерам и положению.

Кормление одного ребенка на протяжении хотя бы трех месяцев уменьшает риск заболевания раком груди и раком яичников на 50 и 25 % соответственно. Грамотное грудное вскармливание – мощный фактор профилактики опухолевых процессов в молочной железе и яичниках. Во время вскармливания ребенка грудью у женщины уменьшаются и даже исчезают имевшиеся у нее в железах опухоли. Старайтесь кормить своих детей грудью по крайней мере несколько месяцев.

В период грудного вскармливания у женщины повышается иммунитет. Обменные процессы в организме кормящей матери проходят более интенсивно. Вследствие этого ускоряются процессы выведения токсинов и обновления костей и тканей. Организм становится менее восприимчивым к возбудителям инфекций.

Грудное вскармливание помогает маме восстановить свой добеременный вес. На протяжении девяти месяцев ожидания организм женщины делал запасы для последующего выкармливания ребенка. На ежедневную выработку молока он затрачивает около 600 ккал. Длительное кормление малыша естественным способом поможет кормящей маме вернуть прежнюю привлекательность.

У кормящих мам, больных сахарным диабетом, уменьшается потребность в инсулине.

Матери, кормящие грудью своих малышей, рассказывают, что они испытывают огромное удовольствие от близости ребенка, от сознания, что они дают своему крохе то, что никто другой в мире не сможет ему дать. Мать и ребенок взаимно счастливы от того, что нужны друг другу, и их любовь при этом крепнет.

Вот и наступил миг долгожданного счастья. В ваших руках теплый маленький комочек – самый родной на свете человек, ваш первенец. Боль, страх и переживания, если они и были, то уже давно забыты. Ведь ОН родился!

Теперь у вас настоящая полноценная семья. И с этого момента вся ваша жизнь будет подчинена этому маленькому хозяину положения. Малыш наполнит ее радостью и новыми открытиями. В его чертах вы будете находить сходство с собой и мечтать о том, кем и каким он будет. А ведь это во многом зависит от вас. С грудничкового возраста и до трех лет малыш проходит самый активный путь своего развития, у него определяются и развиваются способности, в его организме закладывается фундамент здоровья, а в характере – полезные привычки. Правильно ухаживать за малышом и развивать ребенка нужно с самого рождения, но делать это деликатно, не форсируя события и не травмируя психику. Для каждого возраста есть свои игрушки, свои игры и свои физиологические законы, которые нельзя игнорировать. Обо всем этом расскажет наша книга. Кроме того, и это самое главное, книга научит вас, как вырастить здорового малыша, что довольно непросто в наше время, когда продукты консервированы, воздух загазован, а водопроводная вода с примесями. Как выбрать экологически чистые продукты, где и сколько гулять, когда начинать путешествовать, какую воду пить и т. д. и т. п.

А пока вы оказались дома наедине с грудничком и не знаете, с чего начать: кормить, гулять или пеленать? Вы растеряны и? может быть? даже испуганы, справитесь ли? Не волнуйтесь, в нашей книге вы найдете ответы на любой интересующий вас вопрос: сколько времени нужно кормить грудничка? Что делать, если пропало грудное молоко? Почему ребенок ночью плачет? Когда начинать купать? Как обрабатывать пуповину? Как уберечь от болезней? Какие игрушки покупать? Нужно ли учить плавать с рождения? Что такое энцефалопатия и стоит ли ее бояться? Когда начинать прикорм? Как помочь, если режется первый зубик? Чем помочь при кишечных коликах и почему они происходят?

Почти каждая молодая мама, только что приехавшая из роддома, волнуется и переживает, справится ли она с трудностями. Кстати, послеродовая депрессия – явление очень распространенное и неприятное, поэтому не стоит тратить на нее время. Мы научим вас, как избежать этого. Тогда вы не только будете успевать ухаживать за малышом и получать от этого удовольствие, но и у вас останется время на себя и на мужа. Кстати, мужьям в нашей книге посвящена отдельная глава, ведь роль отца формируется в сознании малыша с первых дней. Какое участие отец будет принимать в жизни ребенка, так к нему впоследствии и будет относиться подросший малыш. Поэтому, молодые папы, не ждите момента, когда ваше дите будет способно сыграть с вами в шахматы. Начинайте с ним общаться раньше, и вам будет обеспечено взаимопонимание с сыном или дочерью на всю жизнь.

Ну а бабушки и дедушки тоже не должны стоять в стороне.

Чем большей любовью окружен малыш, тем лучше. Но у каждого взрослого – своя роль. Читайте книгу и вы найдете в ней вопросы, которые обязательно приходят в голову молодым родителям, бабушкам и дедушкам, а самое главное – ответы на них с позиций современной жизни.

1
Рождение ребенка и уход за ним

1. Первый день после родов

Вы, конечно, немного устали, ведь вы выполнили очень напряженную работу. Но не менее вас устал и ваш ребенок. Кроме того, он сейчас получил массу новых впечатлений от этого светлого, наполненного разными красками и звуками мира. Поэтому теперь он тоже должен как следует отдохнуть. А вы можете наслаждаться общением с младенцем, который сладко посапывает у вас на груди. Но пройдет всего несколько дней, как малыш начнет проявлять любознательность. Лежа на животе, он уже будет на короткое время приподнимать голову, одинаково хорошо двигать руками и ногами и даже фокусировать взгляд на объекте, расположенном на расстоянии 20–30 см от него. А сегодня ему исполнился один день, впереди – большая интересная жизнь. С каждым днем он будет меняться и расти у вас на глазах и, конечно, требовать все большего внимания и ухода. Пока вы еще неуверенно берете малыша на руки, трепетно пеленаете его, осторожно дотрагиваясь до крошечных пальчиков. Но пройдет совсем немного времени, и вы станете опытной мамой, научитесь понимать ребенка и отвечать на все его запросы. А пока я помогу вам в этом нелегком, но таком благодарном деле своими советами.

Первый осмотр ребенка

Несмотря на полученные в школе будущей мамы знания и прочитанные книги, вас не оставят один на один с новорожденным, а помогут и подскажут, как его пеленать, кормить, мыть и т. д. Наблюдая, как осматривает младенца врач, вы поймете, что важно не упустить, осматривая малыша дома. А следя за руками медсестры, ловко пеленающей ребенка, вы научитесь не бояться своего малыша, а уверенно обращаться с ним. Кроме того, вам надо будет научиться осматривать своего малыша.

Самый первый медицинский осмотр вашего ребенка делает врач в родильном отделении сразу после его появления на свет. Доктор не только проверяет, все ли с малышом в порядке, но проводит необходимые процедуры:

Очищает дыхательные пути младенца путем отсасывания через нос. Иногда это делают сразу после того, как появится головка, иногда уже после того, как ребенок выйдет целиком.

Зажимает и обрезает пуповину, накладывая мазь с антибиотиком. Причем зажим могут оставить на месте еще на сутки.

Проверяет детское место и определяет его состояние, убеждаясь, что оно цело.

Проверяет ребенка по шкале Апгар, то есть оценивает физическое состояние ребенка.

Вводит глазные капли (раствор азотнокислого серебра или антибиотик), чтобы не допустить занесение гонококка.

Проверяет, правильно ли выглядят все части тела, считает пальцы на руках и ногах.

Делает инъекцию витамина К для улучшения свертываемости крови ребенка.

Взвешивает ребенка. Средний вес младенца составляет 3,4 кг, а нормальным считается вес от 2,5 до 4,5 кг.

Измеряет рост ребенка. Средний рост составляет 50 см, а в норме колеблется от 46 до 56 см.

Измеряет окружность головы. Средняя составляет 35 см, нормальной считается окружность от 32,8 до 37,3 см.

Берет кровь из пятки для анализа на фенилкетонурию и гипотиреоз, кровь из пуповины для определения резус-фактора и других обязательных анализов, в том числе на содержание сахара в крови.

Определяет гестационный возраст, то есть время, проведенное в утробе. Это касается недоношенных детей.

После проведенного осмотра ребенку надевают на ручку идентификационную табличку, позволяющую не перепутать ваше дитя с другими младенцами.

Этот осмотр, скорее всего, вам не удастся увидеть своими глазами. Даже если вы будете присутствовать при нем, то вряд ли запомните и сможете задавать интересующие вас вопросы, поскольку вы очень устали и нуждаетесь в отдыхе. Но на следующий день доктор повторит осмотр с вашим непосредственным участием и даже проведет его более детально. Тогда вы сможете задать все интересующие вас вопросы. Конечно, вам будет интересно узнать, что такое шкала Апгар и высоко ли оценено физическое состояние вашего ребенка, а также многое другое. Чтобы вы были более компетентны в этих вопросах, вам стоит познакомиться с общими понятиями заранее.

Правила для мамы в первые дни после родов

Чтобы быстрее восстановить свои силы, вам надо соблюдать некоторые правила. Вот они:

Первые сутки после родов как можно больше лежите на спине. Вставайте только при необходимости.

Прикладывайте ребенка к груди по его требованию.

Больше пейте и ешьте легкоусвояемую пищу.

Чаще опорожняйте мочевой пузырь. Не терпите!

В конце вторых суток выбирайте еду со слабительным эффектом или принимайте легкое слабительное средство.

Надевайте только хлопчатобумажное белье.

Промывайте промежности отваром коры дуба или ромашки.

Со второго дня принимайте контрастный душ, делайте упражнения для мышц промежности и тазового дна, а также упражнения для мышц брюшного пресса.

2. Рефлексы и возможности новорожденного

Время от времени в печати появляются сенсационные сообщения о том, что новорожденный заговорил целыми словами или сразу встал на ножки. Все это, конечно, байки. Трудно найти в мире существо, более нежное, хрупкое и ранимое! Ведь он еще так беспомощен… Но кое-что появившийся на свет младенец все же делать умеет. Хотя эти действия – пока лишь его рефлексы.

Рефлексы новорожденного – это врожденная реакция младенца на различные раздражители. Существуют особые методы, по которым определяется правильная реакция. Если она отсутствует или ослаблена, значит, у ребенка проблемы, над которыми нужно работать, или какая-либо патология развития. Каждый рефлекс новорожденного проявляется лишь определенное время, а затем исчезает. После этого малыш начинает уже осознаyно реагировать на ситуацию.

Какие же рефлексы присущи новорожденному?

Рефлексы новорожденного
Рефлекс Моро или испуг

Внезапный или громкий шум, а также ощущение падения заставляют маленького ребенка вытянуть руки и ноги, выгнуть спину и запрокинуть голову, затем прижать к груди руки со сжатыми кулаками. Такая реакция у малыша появляется в течение 4 месяцев и даже полугода.

Рефлекс Бабинского

Если мягко погладить подошву по направлению от пятки к пальцам, то пальцы резко выпрямятся вверх, а ступни повернутся внутрь. Вы можете и сами проверить эту реакцию на малыше. Она будет продолжаться еще долго – от 6 месяцев до 2 лет, после чего пальцы сгибаются внутрь.

Сосательный рефлекс

Попробуйте прикоснуться к щеке младенца и погладить ее – он тут же повернется в сторону раздражителя, открыв рот и приготовившись сосать. Сосательный рефлекс продолжается до 3–4 месяцев, а то и дольше. Особенно явно он проявляется во сне.

Шагающий рефлекс

Это очень веселый рефлекс, который демонстрирует желание малыша ходить. Возьмите новорожденного под мышки и старайтесь удерживать его в вертикальном положении над столом или другой плоской поверхностью. Он поднимет сначала одну ногу, потом другую, как бы совершая шаги. Этот рефлекс проявляется на пятый день после рождения и продолжается до 2 месяцев. Однако не думайте, что ребенок по-настоящему учится ходить, – это всего лишь рефлекс.

Хватательный рефлекс

Играя с ребенком, вы и сами можете обнаружить этот рефлекс. Попробуйте прижать палец к его ладошке, и он тут же сожмет его всеми пальчиками, да так крепко, что трудно будет освободиться. Хватательный рефлекс продолжается до 4 месяцев.

Рефлекс шейного тонуса

Только не подумайте, что у вашего малыша особый спортивный талант – так поступают все новорожденные дети, а именно принимают «фехтовальную стойку», если их положить на спину. При этом голова ребенка повернута набок, рука и нога с одной стороны вытянуты, с противоположной – поджаты. Этот рефлекс может присутствовать при рождении или проявиться приблизительно в 2 месяца и исчезнуть около 6-месячного возраста.

Определение этих рефлексов может стать веселой игрой с малышом, только не стоит очень утомлять ребенка, заставляя «шагать» или постоянно поворачивать головку то в одну, то в другую сторону. Если рефлексы не работают должным образом, не пугайтесь, ведь ребенок может устать, или вы что-то делаете не совсем правильно. Повторите эксперимент еще раз, и если вас что-то насторожило, посоветуйтесь с доктором.

Что такое шкала Апгар

Шкала Апгар – это обязательный и самый первый тест, по которому проверяют развитие только что родившегося ребенка. Изобретателем теста была анестезиолог Виржиния Апгар, которая предложила оценивать состояние ребенка по пяти категориям и десятибалльной системе. Наблюдения делают два раза: через минуту после рождения и через пять минут. Хорошему развитию и физическому состоянию малыша соответствует оценка от 7 до 10 баллов. Таким детям требуется обычный уход. Удовлетворительным состоянием ребенка считается оценка от 4 до 6 баллов, но этим детям оказывают некоторые реанимационные процедуры. А результат ниже 4 баллов требует немедленного оказания помощи для спасения их жизни. После проведенных мероприятий такие дети, как правило, догоняют в развитии своих сверстников.

Для оценки состояния ребенка проверяются основные параметры: пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи. Показатели сверяют по следующей таблице:


Оценочная шкала поведения новорожденных Бразелтона

Этот тест используют реже, однако считается, что он более информативный и показательный в смысле дальнейшего развития ребенка. Тем не менее, ввиду того, что этот тест более трудоемкий, он не вошел в активную практику детских врачей, хотя в определенных случаях все же используется. По вашему желанию доктор может оценить малыша по тесту Бразелтона, разработанному детским врачом. Наблюдение за ребенком проводится в течение 30 минут, но может продлиться и несколько дней. Для этого применяются различные раздражители: колокольчики, цвета, формы, погремушки, огоньки. А доктор проверяет, как новорожденный реагирует на них и вообще относится к их присутствию рядом.

При этом анализируются четыре показателя:

Интерактивное поведение – то, как ребенок общается с людьми, включая его активность и защитную реакцию.

Моторное поведение – рефлексы и мышечный тонус.

Контроль физиологического состояния – насколько быстро ребенок способен успокоиться самостоятельно или с посторонней помощью после того, как был выведен из равновесия.

Реакция на стресс, в том числе на испуг.

В отличие от предыдущего теста, здесь подсчитываются не средние баллы, а наивысшие. То есть задача исследователя состоит в том, чтобы выявить самые лучшие показатели поведения ребенка, для этого он опирается на помощь мамы.

Использование этого теста необходимо в том случае, если ребенок имеет какие-либо проблемы с весом или кажется нервным. Наблюдения за ребенком не только дают возможность увидеть его наилучшие стороны, но и пробудить его потенциальные возможности.

Что может новорожденный

Сон занимает 80% времени малыша. Он еще не смещен на ночное время и является образом жизни. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания – со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.

Первый объект, который выделяет ребенок, – человеческое лицо. В результате сосредоточения на лице матери возникает важное открытие периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления – это первый акт поведения и первый акт общения, поскольку является попыткой воздействовать на взрослого.

В течение первого года жизни идет активное психическое развитие, вырабатывается координация движений. Ребенок учится сидеть, ползать, ходить, начинает развиваться речь. К концу первого года он произносит первые слова.

3. Уход за новорожденным

Ну вот, вы и убедились, что ваш ребенок родился здоровым с нормальными физическими показателями. Теперь можно немного расслабиться и начать осваивать новую науку – науку ухода за новорожденным. Сейчас, пока вы в роддоме, помыть и спеленать малыша вам поможет медсестра, но лучше начинать все делать самой, иначе дома вы можете растеряться. Итак, не тревожьтесь: ребенок – хоть и нежное создание, но не фарфоровый, чтобы бояться прикоснуться к нему. Возьмите малыша на руки и крепко прижмите к себе – вы опять вместе. Совсем скоро вы отправитесь домой, где малыша встретит светлая комната с красивой кроваткой и другими вещами, так заботливо приготовленные вами в то время, когда вы трепетно ожидали этого счастливого момента – возвращения домой вместе.

Первый день дома

Итак, вы первый день дома. Ваш малыш сладко потянулся в своей кроватке. Пока он еще не хочет есть, можно воспользоваться этим временем и внимательно осмотреть малыша. Положите его на пеленальный столик или специальную доску, покрытую толстым одеялом и сверху пеленкой. Следите за тем, чтобы поверхность была ровной, а не покатой. Рядом со столиком должны находиться все необходимые средства для утренних процедур. Итак, начнем.

Утренние процедуры
Промывание глаз

Сначала осмотрите глаза. Глазные щели должны быть одинаковой величины. Небольшие кровоизлияния на склере могут остаться после родов, но пусть это вас не беспокоит – они скоро пройдут. Посмотрите, нет ли выделений из глаз. Промывайте глаза в любом случае. Если вы заметили выделения на одном глазу, начинайте промывать со здорового глаза, чтобы не занести в него инфекцию. Намочите в заранее подготовленной миске с теплой кипяченой водой стерильный ватный тампон. Мягкими движениями промойте глазки от наружного угла глаза к носу, каждый раз меняя тампон. Обязательно сообщите доктору о замеченных выделениях из глаз.

Обработка носика

Возьмите стерильный кусочек ваты и туго свейте из него жгутик. Затем слегка смочите его в заранее стерилизованном вазелиновом или подсолнечном масле. Для этого пузырек с маслом с чуть приоткрытой крышкой нужно поставить в кастрюльку с водой, которую поместить на огонь и 10 минут прокипятить, после чего остудить. Масляным жгутиком размягчите корочки в носу, поворачивая его в носовых ходах вокруг своей оси. Следующим, уже сухим, жгутиком удалите размягченную корочку. Ватные палочки применять ни в коем случае нельзя, так как можно поцарапать нежную слизистую оболочку носа младенца.

Умывание личика

Под краном умываться еще рано, поэтому используйте миску с кипяченой водой. Ватным тампоном, смоченным кипяченой водой, аккуратно протрите лицо. Затем промокните его мягким полотенцем или чистой пеленкой. Если кожа на щечках слегка шелушится, после умывания ее нужно смазать детским кремом, взяв его на кончик пальца.

Осмотр полости рта

Нежно нажимая пальцем на подбородок малыша, оттяните его вниз. Если слизистая рта чистая, влажная и розовая, то никакой обработки делать не нужно. Если во рту появился белесоватый налет, нужно показать малыша врачу. Скорее всего, это молочница, которая встречается достаточно часто. В этом случае слизистую рта необходимо смачивать 2-процентным раствором питьевой соды (1 чайная ложка на 1 стакан кипяченой воды комнатной температуры). Чтобы сделать процедуру, нужно нажать большим пальцем на подбородок ребенка, побуждая его открыть рот, а затем обработать слизистую рта тампоном, смоченным содовым раствором. Процедуру повторяют каждые 2–3 часа перед кормлением ребенка. Кроме этого, врач может посоветовать обрабатывать слизистую, покрытую молочницей, раствором буры в глицерине и порошком нистатина.

Осмотр ушей

Ушные раковины протирайте влажной отжатой хлопчатобумажной салфеткой, а внутри обрабатывайте сухими ватными жгутиками, но ни в коем случае не ватными палочками, которые могут повредить слуховой проход.

Не забывайте обрабатывать нежную кожу ребенка за ушками, где часто образуются опрелости и корочки. Чтобы не допустить этого, после промывания и просушивания складки за ушами протирайте вазелиновым маслом или детским кремом.

Подмывание

Подмывать малыша нужно как можно чаще под струей теплой проточной воды, чтобы на коже не появлялись опрелости. А после опорожнения кишечника и мочеиспускания делать это нужно обязательно.

Возьмите малыша под мышки левой рукой так, чтобы он опирался на нее животом, и придерживая за спинку правой рукой, несите его в ванную комнату. Настройте кран на теплую воду, возьмите на руку немного детского мыла или специального геля для купания младенцев и тщательно промойте промежность и половые органы, направляя движения руки спереди назад. Затем еще раз тщательно промойте водой и промокните пеленкой, висящей рядом на теплой батарее. Для этого вам придется вновь освободить правую руку. Но не волнуйтесь, вы спокойно удержите малыша одной левой рукой, а такое «висячее» положение ему даже нравится. После такого туалета приступаем к обработке кожи младенца.

Обработка кожи

Внимательно осмотрите подмышечные впадины, складки в паховой области, шею, кожу за ушами, слуховые проходы, пупочную ранку и кожу вокруг нее. Если вы одеваете ребенка правильно, то есть в соответствии с температурой воздуха в комнате, опрелостей и потницы быть не должно. Влажную кожу малыша вытирать не нужно, чтобы не поцарапать, – просто промокните ее мягким полотенцем или салфеткой. Проверьте, чтобы все кожные складочки были сухие: за ушками, на шее, под мышками, на сгибах локтей, в паху, между ягодицами, под коленками, у ступней. Протрите их аккуратно ватным тампоном, сначала просто влажным, а затем смоченным вазелиновым маслом. Можно также воспользоваться специальным лосьоном для новорожденных или предназначенными для этого детскими гигиеническими салфетками. Присыпку можно использовать в исключительных случаях. Обычно ее применять не рекомендуется, потому что присыпка забивает поры, в результате кожа не дышит.

Наверняка еще до того, как отправиться в роддом, Вы прочитали много статей и может быть даже не одну книгу на тему здоровья и воспитания ребенка. В этой статье нейропсихолог Валентина Паевская хотела бы отметить главное, о чем должна знать мама ребенка до 3 летнего возраста.

1. Первые врачи, которых Вы должны найти «под себя» - это педиатр и невролог. Если Вам ставят какой-либо неврологический диагноз - посетите еще 2-х врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Если Вы видите, что Ваш ребенок на фоне других деток выделяется на детской площадке или в группе подготовки к детскому саду в отрицательном аспекте (это уже видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо, то так же проверьте ребенка еще у нескольких специалистов. Я каждый месяц сталкиваюсь с различными ситуациями, которых можно было бы избежать, если бы мама проявила активность.

2. Ребенку по наследству передается только темперамент - сила нервной системы, характер формируется в течение жизни ребенка в зависимости от типа воспитания. Так же по наследству передается тревожность и агрессивность, на которые так же можно влиять воспитанием.

4. Формируйте свои «правильные» привычки с первых дней жизни малыша. Читайте книги вслух фоном. Это благотворно будет сказываться на развитии фонематического слуха. Не секрет, что дети сейчас начинают разговаривать около 3-х лет. Чтение «фоном» благотворно влияет на речевое развитие ребенка. Телевизор и радио не заменяют «живой голос».

5. Никогда не совмещайте в жизни ребенка телевизор-планшет-телефон и еду! Последствия этого микса плачевно проявляются в подростковом периоде. Пищевое поведение формируется в первые годы ребенка! Отсутствие развлечений во время еды благотворно влияет на развитие всех трех сфер малыша.

6. Старайтесь меньше делать за ребенка то, что он может делать сам - это также будет отражаться на всех сферах развития. Начал снимать носочки - пусть снимает сам, ест три ложки самостоятельно - пусть делает это во время каждого приема пищи. Это и есть естественное раннее развитие.Главенствует двигательный интеллект - ребенок не двигается, значит тормозит в развитии.

7. Как только ребенок начинает ходить сам - происходит первое осознание ребенком, что он и мама не одно целое. Первые полгода после этого готовьтесь к тому, что на каждое Ваше «нельзя» ребенок будет с улыбкой делать, то что запрещается. Таким образом он осознает, что теперь он от Вас отдельно. Мама говорит «нельзя», а я могу это делать.

8. После прохождения «физического отделения» до ребенка доходит следующая «напасть», что мама может уйти. И тут появляется один из первых страхов - «страх потери любви» или по-другому «страх потери мамы». Если Вам нужно отлучиться из дома - всегда прощайтесь! «Я вернусь из магазина, когда ты с бабушкой поиграешь, поешь и поспишь…».

9. Раньше 1,5 лет самостоятельно на горшок ребенок ходить не может. Раньше - это либо неправильное толкование «ходить на горшок», либо условный рефлекс, а не истинный контроль ребенка над своими физиологическими потребностями.

10. Примерно в 2,5-3 года у ребенка начнет снижаться аппетит. Примерно начнет есть 1/3 от своей обычной порции. Будут меняться вкусовые пристрастия. Ребенок, который всегда ел мясо и не пил молочку, начинает пить молочку и не есть мясо и много других метаморфозов - приближается главный гормональный кризис 3-х лет и кризис «Я Сам» - ребенок психологически отделяется от взрослых.

11. В первые три года идет созревание основных структур головного мозга, оценить работу которых родители смогут только в школе.

12. Знание о том, что происходит в каждом периоде жизни ребенка - залог его гармоничного развития!

Первый раз Валентина Паевская приезжает в Тюмень со своими двумя главными семинарами!

"В мельчайших подробностях о всех нюансах периода от рождения до 3-х лет я рассказываю на одноименном семинаре уже более 8 лет. Если Вы только готовитесь стать родителями или Вашему ребенку почти 3 года - Вам необходимо знать эту информацию, чтобы понимать, что ждет впереди, а что было сделано «не так» и каким образом исправить. Первые три года жизни - основа личности человека на всю жизнь. Я расскажу Вам то, о чем не пишут в книгах и не рассказываю врачи на приеме!", - говорит Паевская.

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Первый год жизни

Новорожденный (0–3 мес)

  • 1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.
  • 2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.
  • 3 месяца. Развивается обоняние, кроха узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое "агу"..

«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.

Первый период младенчества (3–6 мес)

  • 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
  • 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
  • 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.

В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.

Второй период младенчества (6–12 мес)

  • 7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.
  • 8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать - кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.
  • 9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».
  • 10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.
  • 11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.
  • 12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.

Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.

Ребенок от года до трех лет

Именно кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.

Раннее детство делится на три периода:

  1. Год – полтора года: малыш-исследователь.
  2. Полтора – два года: проявление характера и определение своего места в окружающей среде.
  3. Два – три года: .

Как же ведет себя кроха в каждом из этих периодов?

От года до двух лет

  • Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.
  • Все его эмоции одинаково сильны.
  • Карапуз еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.
  • В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.
  • Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.
  • Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.
  • Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.
  • Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.
  • Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.
  • Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать по-чаще.
  • После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.
  • Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.
  • Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.
  • Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.

До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ми месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.


От двух до трех лет

  • Словарный запас малыша стремительно расширяется.
  • К трем годам ребенок легко говорит предложениями и правильно согласовывает части речи.

Период от рождения до трех лет, возможно, один из самых загадочных в жизни человека. Его мы практически не помним, но он влияет на всю нашу дальнейшую жизнь. От того, как ребенок проживет свои первые три года, будет зависеть его уверенность в себе, в мире и своих близких. Будет ли он бояться быть собой или сможет найти свой путь. Сможет ли он выстраивать близкие доверительные отношения или будет избегать их. Оказывается, это время, когда у ребенка закладываются основы его личности и характера. И происходит это не тогда, когда он научится говорить или сядет за парту, а вот сейчас, когда он еще пешком ходит под стол.

О том, почему ранний возраст так важен для ребенка и что в первую очередь должны развивать родители, читайте в статье психолога Яны Филимоновой.

После трех уже сложно

Сейчас многие родители увлечены идеей раннего развития ребенка. Существует теория, что с раннего возраста развивая когнитивные, моторные и зрительные функции младенца, можно развить у ребенка уникальные способности и «полностью раскрыть его потенциал». Но у классической психологии взгляд на эту тему немного иной. Да, в первые три года жизни человека действительно закладываются важнейшие вещи. Но это не умение различать буквы, не музыкальные способности и не уникальная память. Тогда что же?

Базовое доверие

Чувство, что мир в целом надежен и предсказуем, трудности преодолимы, а окружающие люди - по умолчанию хорошие, пока не докажут обратного, начинает формироваться в первые же месяцы жизни. Ощущение стабильности и порядка складывается у ребенка из знания о том, что он нужен: миру, маме (которая в первые месяцы и даже годы жизни и есть весь мир), папе, своей семье. «Я желанен, меня ждали, мне радуются. Не произойдет ничего ужасного, а если что-то плохое и случится - мы сможем пережить это вместе».

Свою уверенность в том, что все будет хорошо, передает ребенку заботящийся о нем взрослый. Чаще всего это мама, хотя таким человеком может быть и папа, бабушка или няня: тот, кто приходит на плач и успокаивает, кормит, пеленает, разговаривает с малышом. Заботящийся взрослый передает ребенку свою уверенность в том, что все будет хорошо. Важно, чтобы при этом он и сам в достаточной степени был расслабленным, отдохнувшим и уверенным в том, что все делает правильно. Тревожный и неуверенный взрослый передает свою тревогу ребенку.

Будет ли человек оптимистом или пессимистом, станет ли доверять окружающим и надеяться на лучшее, или же при малейшей опасности будет сжиматься и ждать беды - во многом определяет первый год его жизни. Конечно, хуже всего приходится детям в детских домах или малышам, пережившим потерю одного из родителей в раннем возрасте. В этом случае травма привязанности велика: ребенок лишается стабильной фигуры, которая обеспечивает ему заботу и внимание.

Быть любимым, а не только накормленным, чистым и укутанным - жизненно важная потребность ребенка

Бывает и так, что мама сама переживает какую-то потерю - из семьи ушел отец, умер родственник, она потеряла работу или испытывает финансовые затруднения. В этом случае она может перестать реагировать на младенца так, как это делает более благополучная и счастливая женщина: горе утраты мешает ей радоваться малышу, нарушает контакт с ним. Ребенок, не способный понять причину этой перемены, переживает практически утрату матери: раньше она радовалась ему и любила, а теперь стала равнодушна. В этом случае очень важно, чтобы по возможности часть заботы о ребенке взял на себя тот взрослый, который способен дать ему необходимое внимание и нежность. Хорошо, если мама будет общаться с ребенком столько, насколько у нее хватает сил в этот период. Она может говорить с ним, объясняя причины такой перемены: «Мне сейчас очень грустно, но дело не в тебе, я по-прежнему люблю тебя».

Базовое доверие - фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться все отношения человека с миром. Те, у кого этот фундамент был заложен шатким и непрочным, от любых трудностей ждут неминуемой катастрофы, с трудом выстраивают близкие отношения, ожидают предательства, удара в спину или просто внезапного исчезновения важных людей. Считается, что ситуацию может поправить длительная работа с психотерапевтом, как бы «достраивающая» этот фундамент. Но лишь отчасти: ощущение некоторой непрочности мира впоследствии все равно сопровождает человека на протяжении жизни.

Основы самостоятельности

Считается, что первый месяц психика ребенка практически «слита» с материнской. Мама почти магическим образом настраивается на малыша, учится различать «интонации» его крика: вот это он голоден, а если так плачет - значит, замерз, или пора менять подгузник. На непродолжительное время ребенок и мать становятся практически единым целым. Кстати, это причина того, что считается «деградацией» женщины в первые месяцы жизни с младенцем.

Сюсюканье и выражения вроде «мы покакали» - совершенно естественный и нормальный период взаимной настройки.

Такая «слитность» - залог психического благополучия и формирования у ребенка того самого базового доверия, о котором говорилось выше. Но очень скоро, буквально через полтора-два месяца, начнется долгий и постепенный путь ребёнка к самостоятельности. И первым шагом на нем будет умение младенца хотя бы ненадолго переживать мамин уход, а также выдерживать тот неприятный факт, что потребности могут не получить немедленного удовлетворения. Если он голоден - его непременно покормят, но, возможно, не в ту же секунду, как он этого захочет. Время от времени ему будет холодно или жарковато, и это придется потерпеть. Есть возможность сообщить о неудобствах плачем, но проблемы не будут разрешаться мгновенно.

Звучит как пустяк, но для ребенка это серьезное испытание: ведь до рождения он не знал трудностей вроде голода или холода. Температура материнского тела была максимально комфортной и постоянной, питание осуществлялось диффузно, и даже гравитация ощущалась по-другому, ведь он плавал в амниотической жидкости, а не лежал на жестком матрасике в хорошо проветренной, по рекомендациям педиатров, комнате.

Здесь важен тонкий баланс. Слишком суровый подход вроде того, что предлагал печально известный доктор Спок - «дать ребенку прокричаться» - ведет к неприятным последствиям вплоть до нарушений психики. Мама или другой ухаживающий взрослый является залогом простейшего выживания ребенка, и то, что часами никто не приходит на его крик, для младенца - непереносимый ужас, который ощущается как угроза смерти.

Но постепенно ребенок крепнет, и удовлетворение потребностей можно понемногу откладывать. Мама, настроившаяся на ребенка, интуитивно чувствует, когда настает этот момент: можно выйти из комнаты на десять минут, и это не становится трагедией, отойти на полчаса в магазин, а потом и уйти на пару часов выпить кофе с подругой. К сожалению, сейчас популярен тренд, обратный «споковскому», - везде носить с собой младенца, чтобы он ни на секунду не разлучался с мамой.

Брать ребенка в душ, в супружескую постель и на вечеринки, - довольно вредное поветрие.

Сепарация - процесс долгий и постепенный, но совершенно необходимый для полноценного развития. Ребенок должен научиться переживать мамин уход, самостоятельно успокаиваться и какое-то время находиться в одиночестве. Из детей гипертревожных мам, которые не могут ни на мгновение оставить малыша, вырастают взрослые, не способные переносить кратковременную разлуку с близкими, не чувствующие собственных границ и потребностей, вступающие в невротические отношения или, напротив, избегающие любых отношений из страха потерять себя, раствориться в другом, как они долгое время были растворены в маме. Как ни парадоксально, слишком ранняя и резкая сепарация дает абсолютно тот же эффект. Дети дисфункциональных семей, где взрослые не могли нормально выполнять родительские обязанности и бросали ребенка на произвол судьбы, вырастают созависимыми или избегающими привязанности, стремятся заполнить одиночество любой активностью, часто деструктивной, и плохо переносят неопределенность.

Ощущение «я могу»

«Она искала секрет той силы, что питала их независимость, или способность к творчеству, или уменье идти напролом, но искала напрасно - секрет таился в борениях детства, давно и накрепко позабытых», - писал Фрэнсис Скотт Фицджеральд о метаниях своей героини. Действительно, корни наших успехов и неудач лежат в том периоде, когда мы ковыляли к лежащей на полу игрушке, падая по дороге, или пытались «помочь» маме, подметавшей пол или убиравшей комнату. То, как реагируют взрослые на первые порывы ребенка к самостоятельности, во многом определяет дальнейшие стратегии поведения.

Малыш, которого оберегают от любых экспериментов с окружающим пространством: «Немедленно слезь со стула, упадешь и свернешь шею!», «Забери его с кухни, здесь горячие кастрюли», - усваивает, что внешний мир опасен, а любой риск грозит травмой и гибелью. Как и в предыдущем пункте, пренебрежение взрослых элементарной безопасностью ребенка дает сходный результат. Обжегшись кипятком, сунув палец в розетку или будучи покусанным дворовой собакой, ребенок усваивает, что мир действительно жесток, а рядом нет и не будет человека, способного защитить. Такой опыт может ожесточить или напугать на всю жизнь, а чаще всего и то и другое.

Человек, которого в раннем детстве не оберегали от опасных выходок, вырастает с ощущением, что мир - это джунгли, где каждый сам за себя.

Случается, что родители конкурируют с сыном или дочерью, даже с совсем маленькими. Это те семьи, где ребенка высмеивают за неумелость, ругают за малейшие промахи. Слушая со стороны, можно подумать, что взрослые всерьез ожидают от ребенка умений и сознательности, свойственных зрелому человеку. К сожалению, малыш не может оценить нелепость их действий - а вот ощущение своей беспомощности, стыда и унижения запоминает. И связывает их с любым новым начинанием. Из таких детей вырастают взрослые с установкой: «Я лучше не буду пробовать, вдруг не получится, и тогда я не переживу этого позора». Ловушка в том, что избегание риска не страхует от неудач, а вот избегание любого нового опыта, в конце концов, к этим неудачам и приводит, и мучительный стыд таким образом переживается постоянно.

Золотая середина лежит где-то в той области, где взрослые поощряют активность и даже некоторый риск ребенка, оставаясь при этом «на подхвате» и уберегая его от совсем уже опасных и вредных действий. Границы допустимого должны быть четкими. Хорошо, если они будут продиктованы не тревожностью взрослых, а объективным риском: плохо все то, что угрожает жизни ребенка или причиняет вред другим. Попробовать вскарабкаться на спинку дивана и свалиться с нее - можно, но совать пальцы в розетку - категорически нет. Гладить животных и играть с ними - да, тянуть за хвост, тыкать в глаза или бить - запрещено.

Умение быть с другими, оставаясь при этом собой

Звучит смешно - карапуз ясельного возраста вроде бы понятия не имеет о таких сложных конструкциях. Тем не менее, это чувство - «я могу быть собой, и меня все равно будут любить» - тоже формируется в раннем возрасте, примерно между полутора и двумя годами. Наступает важный период, когда ребенок осознает свою отдельность от матери, и это его пугает. Окружающий мир кажется привлекательным, полным возможностей и приключений, но отходить далеко от мамы становится страшно. Малыш начинает чаще капризничать, цепляется за взрослых или, наоборот, убегает и отталкивает их. Для родителей принять такое поведение сложно, многие воспринимают его как признак невоспитанности и пытаются применить к ребенку репрессивные меры. А ребёнок в этот момент переживает настоящий кризис. Будет ли мама любить меня, если я уйду далеко? Не бросит ли меня, не разлюбит? Не уйдет ли сама, пока я исследую детскую площадку или парк?

Есть родители, которые на любую попытку отдаления реагируют отвержением.

Убежал на прогулке далеко и упал - за утешением не приходи, цепляешься за маму и плачешь - получишь окрик, нечего капризничать.

Обычно это свидетельствует о том, что взрослые не готовы дать ребенку новую степень свободы, и таким образом демонстрируют ему все минусы самостоятельности. И тогда ребенок понимает: да, за отделение придется заплатить слишком высокую цену - лишиться родительской любви. Этот выбор мучителен даже для взрослого, что уж говорить о человеке двух лет от роду. Кстати, такое поведение родителей закладывает основы будущих школьных проблем - исправно выполнять домашнюю работу и успешно учиться - кратчайший путь к самостоятельности, а значит, и одиночеству. А также к трудному переходному возрасту, когда стремление к сепарации у подростков достигает своего пика, но в такой же мере возрастает и тревожность: если я стану самостоятельным и успешным взрослым человеком, меня разлюбит моя семья.

Во взрослой жизни неразрешение этого кризиса приводит к неумению выстраивать близкие отношения, оставаясь при этом собой и сохраняя собственные интересы. Такой человек не видит середины между растворением в партнере или друзьях и полным одиночеством. Дилемма любви выглядит для него именно так: либо я волк-одиночка, зато никому ничего не должен, либо связан обязательствами и обязан выполнять чужие прихоти, но любим.

Что может сделать мама или другой близкий взрослый, чтобы избежать такого пути развития? Давать ребенку понять: я здесь, я рядом, и я буду здесь, даже если ты отойдешь далеко, а потом решишь вернуться. Мама служит чем-то вроде «запасного аэродрома», на который можно приземлиться для дозаправки. Можно свободно (в установленных рамках) исследовать внешний мир, а потом возвращаться к ней за утешением, объятиями, чувством безопасности. В этом случае ребенку удается примирить противоречия, и он растет в ощущении, что можно оставаться собой и быть любимым, становиться самостоятельным и принадлежать собственной семье, расти и изменяться, не теряя при этом любовь близких.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама