THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

C раннего детства нужно воспитывать у своего ребенка творческое начало. Ведь, развитие творческих способностей влияет не только на формирование чувства прекрасного, но и развивает ребенка в целом.

Исследования последних лет доказывают, что увеличение количества занятий живописью и музыкой, помогает детям в усвоении иностранных языков и математики.

Конечно, не каждый ребенок рождается Микеланджело, Моцартом, Луи Армстронгом или Циолковским. Однако каждый рождается со способностью и желанием творить.

Культивирование этих способностей и желаний не означает, что ваш маленький гений станет вундеркиндом, однако увеличит шансы, что способность к творчеству, какова бы она ни была, раскроется до конца.

Поэтому, какая бы карьера не ждала в будущем вашего ребенка (художник, банкир, писатель, врач, учитель или артист балета) поощрение к творчеству сейчас сделает его жизнь более богатой и насыщенной. Попробуйте следующие методы, но не бойтесь творить сами и изобретайте новые пути для поощрения творчества.

Пусть будет беспорядок

Творческий дух должен свободно сосредоточиться на творчестве, а не отвлекаться на поддержание рабочего места в порядке. Это особенно справедливо, когда дело касается малышей. Их способ творчества - это не только идея, но и беспорядок. Требовать, чтобы все мелки оставались в коробочке, пластилин лежат аккуратненькими брусками, а пальцы, локти и пол были чистыми, – значит требовать невозможного.

Готовьтесь к беспорядку во время творческой игры и не давайте воли своему недовольству, чтобы не отбыть ребенку охоту творить. Подавление порывов малыша ради чистоты в доме может привести к тому, что они угаснут навсегда.

Это не значит, что творческий ребенок и чистота в доме полностью несовместимы. Если вы, прежде чем вручать малышу мольберт или планшет для рисования, не забудете о соответствующих мерах предосторожности, это спасет и дом, и одежде ребенка никак не сказываясь на порывах к творчеству.

Пусть правит свобода

Помните, что для творчества необходим простор, который означает нарушение старых правил. Нет неправильного способа, чтобы рисовать, лепить, строить башню из конструктора. Если вы будете нависать над ребенком, руководя и предлагая, вы помешаете творить. Высказывайте свое мнение только тогда, когда вас просят о помощи. Ребенок может последовать вашему совету, чтобы доставить вам удовольствие, однако почувствует, что результат уже ему не принадлежит.

Не критикуйте

Процесс творчества и его результат предназначены доставлять удовольствие ребенку, а не вам или кому-нибудь еще. Если он делает открытку для бабушки, не говорите: «Может быть бабушке не нравятся такие цвета». Если ваш ребенок надевает рубашку и юбку, не сочетающиеся по цвету, не говорите: «Это не подходит». Собственно, творчество как раз и заключается в том, чтобы сочетать не сочетаемое.

Похвалите

Найдите то, что можно похвалить в любой творческой работе ребенка. Даже если альбомный лист просто исчеркан, отметьте выбор цветов или места. Если концерт на охотничьем роге напоминает не столько симфонию, сколько какофонию,похвалите живой ритм и силу звука. Однако не сыпьте комплиментами, чтобы ребенок не усомнился в вашей искренности или не оставил попытки сделать лучше.

Не ограничивайтесь только искусством

Существует масса отдушин для творческой энергии ребенка, не имеющих ничего общего с изящными искусствами. Творческий ребенок может творить в песочнице (как археолог, архитектор, инженер), за кухонным столом (как шеф-повар), даже у шкафа для одежды (во многих детях скрывается настоящий модельер, который так и просится наружу). Поощряйте творчество во всех областях жизни ребенка и развивайте его таланты.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, многие исcледования наоборот говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема - часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребёнка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.

Но можно быть талантливым человеком, но при этом нетворческим. И тогда талант не реализуется полностью. Человек с радостью занимается любимым делом, работа спорится в его руках, но при этом он не способен придумать что-то новое в своей области и остаётся лишь исполнителем. И, наоборот, в деле, не требующем особого таланта, человек творческий способен совершить переворот. Именно поэтому развитие таланта и творческих способностей - это разные вещи.

Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем вы. Обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт "именно такого" обучения. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

Игры и игрушки

Ребёнок играет, это его главное и самое важное занятие в детстве, он использует все предметы, которые найдёт в своей игре. Может быть, это прозвучит и странно, но чем меньше у ребёнка игрушек, тем более развито будет его воображение. Нет, я не призываю устроить своим детям тяжёлое детство с деревянными палочками вместо солдатиков. Но избегайте игрушек, где уже всё придумано за ребёнка. Например, книжек-раскрасок, в которых даны образцы. Конечно, разные мозаики и игры типа "сложи узор" развивают внимание, усидчивость и творческие способности, но часто много внимания уделяется складыванию картинок по образцу, просите ребёнка самостоятельно придумывать картины, узоры, сюжеты.

Маленьких детей нужно учить играть, показывать, что делать с той или иной игрой. Но никогда не препятствуйте их самостоятельному освоению игр, слова "не правильно" вообще не применимы к творчеству, особенно детскому.

Делайте игрушки вместе с ребёнком, придумывайте сюжеты для игр. Самостоятельно сшитая кукла гораздо более интересна ребёнку, чем купленная.

Творческие игры-фантазии могут помочь не только в развитии ребёнка, но и изменят взрослого. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы с годовалым малышом - всё это фундамент творческой активности. Всем известны игры, в которых взрослый изображает движения и звуки различных животных, предлагают покататься ребёнку, любой предмет может превратиться в любое сказочное существо, стать одушевлённым, любая домашняя работа может стать интересной игрой с захватывающими приключениями. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества. Если уж говорить честно, это вообще ничего не означает, кроме того, что каждый ребёнок-уникальная личность.

Предоставляя малышу, возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите ребёнку на выбор большие и маленькие листы, путь он выберет сам, как любой художник выбирает формат будущей картины. Идеальными материалами для раннего творчества являются также глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, солёное тесто, камушки, пёрышки, макароны и крупы...Список можно продолжать до бесконечности.

Сначала происходит знакомства с материалом, ребёнок изучает то, что ему дали, тянет в рот. Он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка - это само по себе ценный опыт. Затем он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребёнка с общением и обучением, которое призвано ему помогать.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Третий этап - школа. Здесь на развитии творческих способностей в 70% случаев можно поставить крест даже в самой хорошей школе. Остальные 30% либо имеют богатую творческую жизнь вне школы, развиваясь в студиях и кружках, либо имеют очень высокую мотивацию учёбы в школе. Почему? Есть дети, для которых школьная программа слаба, им её недостаточно для развития, никогда не напрягаясь, они многое теряют не по своей вине. Среднему ребёнку всё нормально в программе средней школы, но обычно к моменту туда попадания ему УЖЕ неинтересно учиться, он выполняет требования, но не больше. Слабому ученику всё даётся с трудом, ему просто не подходит программа, но формируется комплекс неполноценности (даже если он делает вид, что ему всё равно), который никак не поможет в будущем.

Возникает резонный вопрос - что делать? Избегать школы и детского сада совершенно не обязательно. Есть очень простой и действенный способ развивать ребёнка творчески:

не ругаться ребёнка по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навёл жуткий бардак, упал в лужу...)
не ругаться, если он чего-то не понимает (иначе он просто больше не попытается что-то понять)
не ругать за плохие оценки (оценки - это условность, вы всегда лучше знаете способности вашего ребёнка)

Если ребёнка ругают - он начинает бояться, а страх - это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребёнка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений и всегда принимайте его таким, какой он есть.

ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий

Белоусова Е.Ю.

Методическое пособие

«Воспитание творчеством»

(обобщение и ретрансляция опыта работы

Культурно-досугового центра)

Рецензенты: Омшина Л.Н., заместитель директора по УВР ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий»,

Омск-2011 г.

Введение.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.
1.1 Творческое развитие и навыки.

  1. Психологические особенности творческой личности.

  1. Воспитание творчеством посредством занятий в студиях культурно-досугового центра.

    1. Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

    2. Структура и деятельность Культурно-досугового центра

    3. Компетенции педагога дополнительного образования

    4. Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

    5. Обзор основных подходов работы со студентами в КДЦ

    6. Мониторинг деятельности КДЦ

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество - это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена. Обсуждение вопроса о творчестве затрагивает две проблемы. Первая - это проблема источников творчества. Вторая - проблема механизмов: при каких условиях имеет место творчество, что представляет собой процесс творческого акта, как человек создает нечто новое, как вообще возникает новое, не существовавшее ранее?

Существует попытка противопоставить педагогические задачи профессиональным, воспитательные функции – творчеству. Такая постановка вопроса говорит о непонимании главного в творческой деятельности, раскрывающей необычайные возможности воспитания человека средствами искусства.

Это воспитание отличается от любых иных форм воспитания тем, что идейное, нравственное обогащение человека происходит одновременно с обогащение одновременно с обогащением его эстетического кругозора, с раскрытием его творческого потенциала, с формированием в нем художника. Конечно, в какой-то степени функцию эстетического воспитания выполняет профессиональное искусство. И на этом пути ознакомления с искусством огромное значение приобретают музеи, театры, лектории. Но есть и другой, более действенный путь эстетического воспитания – путь приобщения к творчеству.

На этом пути познание, овладение культурой, формирование личности находятся в тесной связи с раскрытием этой личности. Но это может произойти только в тех случаях, когда человек вовлечен в процесс подлинного творчества. Он не созерцатель, а творец.

Человек воспитывается, творя искусство. И если результаты его творчества низки по своим художественным качествам, делу эстетического воспитания нанесен эстетический урон. Для того, чтобы достичь определенного эстетического уровня, нужно из человека, непричастного к искусству, сформировать художника, раскрыв его способность быть художником.

Уровень творческого процесса, уровень художественности являются важным фактором эстетического воспитания и, наоборот, активность воспитательного процесса, его направленность должны обеспечивать художественный уровень результата.

Воспитать творческую личность можно лишь в процессе подлинного творчества и активного общественного действия, которое не терпит компромиссов.

Современная социология и педагогика ставит во главу угла влияние коллектива на личность, уважение и понимание каждой индивидуальности. Не пропустить в своей работе ни одного человека и если он пришел в творческий коллектив, обязательно найти ему дело, в котором бы он почувствовал себя необходимым. И еще один важнейший фактор – проблема занятости. В обычной жизни человек не пользуется всеми возможностями своего организма. Часто физическое и духовное развитие у подростков находится в состоянии сна, когда привычные обязанности выполняются с минимальной затратой энергии, что в свою очередь порождает духовную лень, ограниченность интересов.

Наша задача - поменять ритм жизни. Заставить человека понять, что можно жить иначе, можно в каждую единицу времени прожить жизнь ярче во много раз, больше успеть, больше узнать.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.

Творчество - процесс создания нового, антипод шаблонной стереотипной деятельности.

В философских учениях творчество предстает как условие и механизм продуктивного развития. В творчестве находят диалектическое взаимопроникновение материальные и духовные процессы, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное. Творчество охватывает познавательную и практически преобразующую деятельность как целостный процесс и его отдельные моменты - творческий поиск, открытие и его материальное воплощение.

Творчество в аспекте психологии - это продукт мыслительной деятельности. В психологической литературе на этот счет существуют две точки зрения. Согласно первой, необходимо развивать репродуктивное и творческое мышление. Процессуальный подход определяет творческую деятельность как деятельность по решению творческих задач.

Личностный подход в трактовке творчества большое внимание уделяет исследованию роли мотивационных и эмоциональных моментов в мышлении их продуктивной функции, творческая деятельность рассматривается со стороны ее неповторимости и индивидуальности. Рубинштейн С.Л. определил проявление творческой деятельности как выражение активности субъекта.

Возникает вопрос: можно ли научить творчеству?

"Творческость" (креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, это одна из глубинных характеристик личности.

Личность же нельзя сформировать, ее можно воспитать.

Творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.

Уникальность и неповторимость личности, ведущая роль бессознательного в творческих актах не могут быть раскрыты с помощью только понятий, выведенных из деятельности.

Но толкование творческого акта только как деятельности оставляет за бортом самое существенное - источники творчества, лежащие в области бессознательного.

Но само определение творчества как создание чего-то принципиально нового как индивидуального вклада в культуру предполагает преимущественную детерминацию этого процесса со стороны субъекта.

Это показатель личной зрелости человека, который характеризуется следующими чертами: активным деланием себя, соответствием жизненных выборов (в том числе, профессии) индивидуальным особенностям, согласованием избранной профессии и способностей, стремлением познать себя, умением ценить и использовать эффективно и результативно время, выделить приоритеты в деятельности.

Деятельность, обнаруживая творческую активность человека, расширяет горизонт его личности, демонстрирует уровень развития его сознания, становится для него определенной ценностью.

Художник не может не реализовать заложенный в себе потенциал и, переводя его из внутреннего плана во внешний, он становится тем, чем задумала его природа.

И здесь надо сделать оговорку, касающуюся социальных условий. Талант расцветает в обществе на определенном витке его исторического развития. И то, в каком состоянии находится общество, его культурные традиции и отношение к мировой культуре, будет влиять на творчество данного человека.

Шуман был глубоко прав, когда обронил мысль о том, что если бы в его время родился талант, подобный Моцарту, то, скорее всего он стал бы писать музыку в духе Шопена.

В своем творчестве человек выражает не только свои собственные настроения и мысли в тех нормах художественного языка, который он застал. Хочет он того или нет, но он выражает и мироощущение людей той эпохи, в которой живет и творит.

Вероятно, главной отличительной чертой творческой личности является неудержимое стремление свои переживания и впечатления перелить в музыку, пение, танцы…, выразить свое существо на языке искусства.

Но все эти способности не смогут проявиться в полной мере, если личности не будут присущи такие качества как трудолюбие, терпение и стремление к творчеству. Мотивация творчества лежит не во внешних условиях благополучия, но во внутренних побуждениях к творчеству. Часто именно творчество оказывалось для многих той силой, которая помогала им жить в самых неблагоприятных условиях.

Природа, к сожалению, отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог заложить фундамент для развития своих будущих способностей. Поэтому способный ребенок вынужден начинать свое обучение в раннем возрасте, в тот период развития, когда формируется организм и мировоззрение подростка.

Итак, творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а так же производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь, как объективный, так и субъективный характер.

Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрывается дотоле неизвестные закономерности, устанавливаются и объявляются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского и подросткового творчества.

Следует учитывать важность подросткового субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат.

Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов подросткового творчества.

В художественном творчестве (искусстве) открытие есть создание ярких образов, которые поражают зрителя глубиной обобщения и постижения изображаемого.

Творческое развитие и навыки.

Благодаря непрерывно совершенствующимся методам обучения можно наблюдать рост результатов, наглядно это проявляется в спорте, музыке, танцах и т.д. Из этого можно сделать вывод, что проявление способностей человека выполнять какую-либо деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его педагогов методов, которые ведут к высоким результатам.

Нередко отсутствие знаний, умений и навыков воспринимается даже профессионалами как отсутствие нужных способностей.

Приоритет творческих заданий - необходимое условие проявления и развития художественной одаренности подростков в процессе обучения. Навыки абсолютно необходимы как средство развития творческих возможностей ребенка. Но когда их осваивают независимо от каких-либо творческих задач, фактически как самоцель, а не как средство, они могут заглушить ростки одаренности.

Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать ученику какую-то суммы специальных умений и навыков, которыми он потом сможет воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратной. Нужно, чтобы перед ним стояла конкретная творческая задача, а вот для ее решения понадобятся те или иные знания и умения, которых ему не достает.

Тут-то и нужна помощь педагога, который оснащает ученика приемами и способами достижения привлекательной цели.

Известно множество случаев (особенно в музыкальной практике), когда ребенок упорно отторгал все попытки обучения даже простейшим навыкам. И тот же самый ребенок стремительно, самостоятельно и незаметно для самого себя овладевал настоящим мастерством, когда приобщался к музыкальному творчеству.

Итак, художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает "технологию" искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретаемый навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов. Но, конечно, провозгласить приоритет творческой задачи над технической гораздо легче, чем реализовать этот подход в повседневной педагогической практике. Тем не менее, задача эта разрешима. Ее решает сознательно или интуитивно, каждый успешно работающий педагог.


  1. Психологические особенности творческой личности.

"Подростковый возраст (отрочество) период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и т.д.). определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный характер."

(Психология: Словарь. М., 1990.- с. 279)

" Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности…"

(Психологический словарь. М., 1983.- с. 262)

С психолого-педагогической точки зрения подростковый возраст определяется как возраст общения. Иногда это положение рассматривают упрощенно, считая, что общение со сверстниками, ориентация на их мнение и оценку, блокирование в группы и группки заслоняют от подростков другие стороны учебной и внеучебной жизни.

Такая трактовка является односторонней. Тенденция к общению со сверстниками у учащихся этого возраста действительно ярко выражена. Но при разумно построенной воспитательной работе она выступает как форма, в которой (или наряду с ней) естественно появляются другие тенденции жизни подростков.

"При определении ведущей деятельности в подростковом возрасте у психологов возник ряд разногласий. Так, Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, проанализировав большой фактический материал, относящийся к жизни подростков, пришли к выводу о том, что ведущей деятельностью подростков на этом возрастном этапе является личное общение сверстников. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Центральным психологическим новообразованием данного возраста, как считают эти авторы, выступают возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми…

Однако эти авторы процесс общения подростков рассматривали в отрыве от всего многообразия коллективных видов деятельности, которые осуществляются ими на протяжении нескольких лет, - в отрыве от их учебной, производственно-трудовой, общественно-организационной, художественной, спортивной деятельности. На самом деле именно эти виды деятельности приобретают наибольшее значение в развитии общения у подростков. У них возникает повышенное внимание к своим успехам и достижениям в процессе деятельности, которые получают ту или иную общественную оценку. Осознавая общественную значимость собственного участия в выполнении этих видов деятельности, подростки вступают в новые взаимоотношения между собой, поскольку каждая такая деятельность выполняется коллективно, а ее результаты подлинную оценку получают опять-таки в коллективе (будь то в учебном, трудовом, спортивном, музыкальном или каком-либо другом).

Благодаря этому и личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении им разных видов общественно полезной деятельности, которая на наш взгляд, и является ведущей деятельностью в подростковом возрасте".

Сталкиваясь с многообразием функций и ролей участников коллектива, подросток открывает для себя мир социальных отношений детей, а через них - своеобразие норм, регулирующих и психическую жизнь детей.

Их психологических качеств личности подростка выделим следующие:


  • тенденцию к установлению психологической общности в целях, установках, чувствах, оценках со сверстниками;

  • стремление к дифференциации психической жизни членов коллектива, к выявлению общественно значимых черт личности его участников (формирование субъективных представлений о "престижности", "компетентности", "поведения в коллективе");

  • особый интерес к представленным в коллективе внешним формам выражения духовной жизни (значимые в данной среде интонации, слова, формы выражения эмоций, мимика и пантомима);

  • стремление к самоутверждению в формах жизни данного коллектива (не только во внешнем поведении, но и в психологических проявлениях - "актеры" на социальной сцене жизни коллектива. Эффект "публичности", "демонстрируемости" является очень значимым для них).
Новизна для подростка выступает как форма, за которой скрыта проблемность фактов, событий социальной жизни или же новые оценки, ценности той жизни.

Оценка и самооценка - доминирующее звено, своеобразный стержень психической жизни подростка. Завышенность оценки и самооценки объясняет причины противоречивости в характере, в оценках учащихся этого возраста.

Педагогу нужно быть предельно чутким к этим противоречиям подростка, с тем, чтобы "завышенность" строя его психической жизни была бы естественно переплавлена в "завышенную" учебную и творческую деятельность, стала бы активностью обучения.

Никакими способностями невозможно заменить мастерство, которое является главным орудием в создании и исполнении (показе) художественного произведения (конечного результата).

Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не определяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы.

Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они не работали, имеют много общих черт, по совокупности которых они существенно отличаются от людей менее творческих. Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тейлору, являются: стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; отсюда стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения.

Другие исследователи отличают такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения. Они хорошо чувствуют потребность общественного развития и хорошо понимают чувства других людей.

Подобные черты творческой личности делают ее не очень уживчивой с другими людьми. Своей независимостью, самостоятельностью, оригинальностью творческие люди приносят много хлопот коллективам, в которых им приходится работать, и тем, кто вынужден с ними общаться.

Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имеющихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А. Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Здесь достижения в одной области могут не совпадать с достижениями в другой. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения.

Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежными показателями проявления творческой личности.

Что помогает творчеству?

Вдохновение - прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находится "в ударе". Что этому может способствовать?

Сильные эмоциональные переживания. При этом не важно, положительное оно или отрицательное.

Когда стремление к самовыражению становится особенно сильным, когда человека переполняют сильные чувства, то склонность к музыке или другим видам искусства оказывается ведущим средством выражения духовной жизни человека.

Жизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Суть творчества не в формальном накоплении знаний, умений, навыков, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.


  1. Воспитание творчеством посредством занятий дополнительного образования в студиях культурно-досугового центра.

Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

В данной экономической ситуации к человеку, предла­гающему свои способности на рынке труда, предъявля­ются высокие требования: быть знающим, уметь ис­пользовать эти знания на практике, быть способным к поиску нужной информации, ее анализу, систематизации, рациональному использова­нию, уметь быстро и каче­ственно восполнять пробелы в своих знаниях. Современ­ный человек должен обла­дать навыками самообразова­ния, причем на протяжении всего созидательного этапа жизни. В таких социальных усло­виях серьезные требования предъявляются и к организа­ции образовательно-воспита­тельного процесса в системе дополнительного образова­ния подростков, необходимости изучения, разработки и вне­дрения в практику педагоги­ческой деятельности новых форм, методов, технологий. Исходя из практического анализа, можно констатиро­вать, что в обычных образовательных условиях полноценное внедрение новаций, активно пропагандируемых в настоя­щее время, несколько затруд­нено из-за наличия объектив­ных причин. Это, прежде всего:


  • жесткие образователь­ные стандарты;

  • ограниченное программами время;

  • статус учителя-лидера;

  • большая наполняемость классов (от 25 человек).
Дополнительное образова­ние способно гибко обойти объективные сложности образовательного процесса на основании специфики деятельности:

  • преобладание профиль­ного обучения;

  • вариативность программ;

  • основа педагогической деятельности – педагогика сотрудничества;

  • малые группы обучаю­щихся (до 15 человек);

  • добровольность выбора ребенком сферы деятельности;

  • принцип детоцентризма.
Поэтому можно утверж­дать, что система дополни­тельного образования обла­дает более благоприятными возможностями для развива­ющего обучения подростков, ведь в колледже неизбежна достаточ­но жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельнос­ти. В учреждениях дополни­тельного образования нет ти­повых образовательных стан­дартов, что дает возможность педагогу следовать природе познавательного развития подростка. Программы дополни­тельного образования содей­ствуют самореализации ре­бенка и обеспечивают выход в другие сферы деятельнос­ти, а также положительно сказываются на результатах общего образования. Вместе с тем, здесь существует воз­можность предусмотреть ва­риативность программ, т.е их доработку и незначитель­ные изменения в ходе педагогической деятельности, исхо­дя из возникающих ситуа­ций. В условиях дополни­тельного образования подростки могут удовлетворять свои ин­дивидуальные потребности, развивать творческий потен­циал, адаптироваться в совре­менном обществе; они имеют возможность полноценной организации свободного вре­мени: если, как отмечает кан­дидат педагогических наук Л.Н. Буйлова, «подросток жи­вет полноценно, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем». Вместе с тем и количество обучае­мых в системе дополнитель­ного образования (наполняе­мость групп 12-15 человек) играет значительную роль при рассмотрении возможно­сти использования инноваци­онных обучающих техноло­гий.

Приведенные выводы ни в коей мере не показывают преимущества дополнитель­ного образования перед обычным. Тради­ционная школа за долгий пе­риод своего развития показа­ла не только состоятельность, но и большие преимущества своей обучающей системы - дать подросткам базовые знания, умения и навыки. Система дополнительного образова­ния рассматривается как вспомогательная, дающая возможность обеспечить раз­витие личности подростка не в разрез, а в помощь основному образованию.

Структура и деятельность Культурно-досугового центра

Для этого в 1999 году на базе нашего колледжа был создан культурно - досуговый центр.

Работа в центре построена так, что дополнительное образование доступно каждому. Каждый студент имеет свободу выбора объединения, направления, педагога, вида деятельности и форм его участия. Так же предусмотрен индивидуальный подход, что позволяет обучать детей с различными возможностями.

Цели и задачи КДЦ отвечают требованиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развития студента, нравственности, духовного здоровья, творчества, открытости, свободы выбора для каждого студента, а так же формирует взгляды, интересы и увлечения на дальнюю перспективу.

Координирует деятельность КДЦ педагог-организатор в области дополнительного образования. В его подчинении находятся педагоги дополнительного образования в различных видах искусств.

Каждый из них возглавляет студию по своему направлению деятельности:

Вокальная студия «Музыкальное созвездие»

СТЭМ «Вот те на!»

Ансамбль народной песни «Перезвон»

Хореографическая студия «Движение»

Студия народного танца «Берегиня»

Команда КВН «Аэропупырышки»

Гимнастическая студия «Грация»

Театральная судия «Зеркало»

Театр акробатики

Студия телерадио «Око»

Каждая студия работает по своей образовательной программе, которая представляет собой выстроенную систему подготовки участников студий, в соответствии с подпрограммой КДЦ и выбранным направлением искусства.

Занятия в студиях Культурно-досугового центра развивают у студентов следующие профильные умения:

Способность к организации и планированию;


  • способность решать проблемы и принимать решения;

  • способность работать в команде;

  • способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность к самообучению;

  • способность адаптации к новым ситуациям;

  • способность к лидерству и воля к успеху.
Студенты колледжа приходят в КДЦ добро­вольно, без отбора, нет и оплаты за предоставляемые обучающие услуги. А это значит, что в студиях КДЦ могут заниматься все желающие, независимо от их способностей. Этим и отличается дополнительное образование от специальных школ различного вида искуств. Соответственно, и методика преподавания строится с учетом специфики обучаемого контингента и, прежде всего, его неоднородности. В связи с этим задача выдвижения универсальных требований к ученикам представляется не только трудно выполнимой, но и методически неверной. «Подгонять» малоспособного ученика, натаскивая его, чтобы приравнять уровень его подвинутости к уровню ученика успевающего, - задача внешне заманчивая, но внутренне порочная. В результате могут быть не только загублены ростки интереса к выбранному виду искусства, но и деформирована личность. Ориентирами в работе педагога должны служить потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критериями – дидактические принципы доступности, наглядности, последовательности.

В связи с этим в программы введены дифференцированные требования.

Педагогически целесообразно для каждого уровня выработать свою систему требований. Однако неизменной остается стратегия: при обучении учеников всех уровней целевой установкой является развитие их личностного потенциала.

Следует особенно внимательно отнестись на третьем уровне к его техническому развитию, а так же увеличить требования к исполнительским качествам, артистизму, воспитать любовь к эстраде, к концертным выступлениям.

Ученики второго уровня требуют усиленного внимания к той из способностей, которая развита в наименьшей степени. В связи с этим могут быть внесены некоторые коррективы в типовую программу. Так же учеников второго уровня следует приобщать к концертной деятельности. Просветительская направленность выступлений не только приносит пользу их творчесому развитию, но имеет и воспитательное воздействие, формируя такие качества, как воля, коммуникабельность, бескорыстие и душевная открытость.

Воспитать чувство красоты, ввести в мир прекрасного и пробудить потребность ребенка к общению с произведениями искусства всех жанров – на этом должен сосредоточить свое внимание педагог дополнительного образования.

Занятия с учениками первого уровня ставят перед преподавателем особенно сложные задачи. Основная трудность заключается в том, чтобы, работая на посильном для ученика материале, добиться максимально развивающего эффекта. Разучиваемая программа должна носить адаптированный характер.

Внедрение в педагогическую практику названного дифференцированного подхода к учащимся в студиях связанно со сложностями этического порядка. Целесообразно поэтому было определить некоторые требования.

Поскольку способности развиваются только в деятельности, было бы ошибкой ранжировать ученика в начале обучения. Определить его уровень можно только к концу первого года обучения. Отнесение ученика к определенному уровню – не приговор, а лишь создание более комфортных условий для реализации его сегодняшних возможностей. Правильно ориентированный педагогический процесс усилит развитие его способностей, и он переместится на уровень выше. Однако это должно быть не целью, а желаемым следствием хорошо поставленного обучения.

Разделение по уровням – внутренне дело педагога. Нельзя забывать, что дети болезненно относятся к разного рода адаптированным группам и программам. Стремление же «догнать» учеников следующего уровня может создать атмосферу, не способствующую истинно художественной работе, нацеленной на развитие творческих качеств личности.

Поэтому при разработке программ дополнительного образования педагоги стара­ются учитывать современные интересы студента, пытаются совместить «полезное с приятным» в организации воспитательно-образова­тельного процесса. В про­граммах просматривается не традиционный упор на получение студентом зна­ний, умений и навыков по выбранному виду деятель­ности, а интегрированный подход к организации заня­тий, способствующий раз­витию и знаниевых, и лич­ностных качеств студента.

Основополагающими видами деятельности определены, прежде всего, свободный выбор студентом видов и сфер деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности студента, возможность свободного самоопределения с последующей самореализацией, практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Компетенции педагога дополнительного образования

Творческая самореализация, осуществляемая педагогом в системе дополнительного образования, делает актуальной его педагогическую направленность на достижение целей творческого воспитания учеников. Для этого необходима реализация системы факторов, активизирующих внутренние процессы творческой самореализации педагогов: профессиональная интеграция и высокая мотивированность педагогической деятельности, учет индивидуально-типологических и половозрастных особенностей педагогов и референтность их как профессионалов, обладающих способностью к собственному саморазвитию, владеющих технологией и методикой самовоспитания. Для этого педагоги принимают активное участие в различных мероприятиях колледжа наравне со своими учениками. Слушая и видя выступление педагога, ученик видит, к какому результату ему нужно стремиться в своей тврческой деятельности. Каждый ученик испытывает чувство гордости и уважения к педагогу, видя его на концертной эстраде.

Поскольку педагогический процесс – явление двустороннее, творческий компонент входит в деятельность не только ученика, но прежде всего педагога. Урок, всегда ставящий перед собой определенные педагогическим задачи, спланированный заранее, должен быть актом творчества. Педагог должен владеть искусством импровизации; он призван создать атмосферу совместного поиска, сотворчества, помогающую ученику познать радость открытия.

Базовой ценностью ста­новится на занятиях многих наших педагогов личност­ный подход, т.е. совокуп­ность взаимосвязанных со­циальных установок на от­ношение педагога к воспи­таннику, к самому себе и к организации педагогическо­го взаимодействия, что соот­ветствует технологии лично-стно-ориентированного об­разования (Г.К. Селевко). Это выражается в учете и признании своеобразия, не­повторимости, уникальнос­ти личности каждого ребен­ка, в принятии его мнения и позиции; в готовности к бе­зоценочному отношению к нему как к личности; в обще­нии, основанном на равно­правии и равноценности личностных позиций педаго­гов и школьников; в сотруд­ничестве, соуправлении всех участников педагогического процесса.

Профессиональная культура педагога дополнительного образования детей понимается нами как сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой реализуемую им динамическую систему ценностных ориентаций (личностные и профессиональные характеристики), систему профессиональных знаний и умений (психолого-педагогических, предметных, профессиональных умений и навыков), профессиональную деятельность и профессиональное поведение.

Изучение и распростране­ние опыта работы наших пе­дагогов дополнительного об­разования - это попытка до­казать возможность примене­ния новых обучающих техно­логий, использование кото­рых в школе затруднено по объективным причинам. Это наш путь к решению основ­ной задачи, поставленной го­сударством, - непрерывное образование, т.е. взаимодей­ствие учреждений общего и дополнительного образова­ния.

Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

В своей работе КДЦ опирается на следующие нормативные документы:


  1. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010г.

  2. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

  3. Положение о работе КДЦ

  4. Подпрограмма развития КДЦ

  5. Программы студий дополнительного образования

  6. Должностные инструкции ПДО
Для оптимальной организации воспитательного процесса разработана учебно-программная документация с учетом национально-регионального компонента, которая рецензирована специалистами учреждений культуры и образования.

Работа КДЦ строится на основе подпрограммы «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра». Срок реализации подпрограммы развития культурно-досугового центра рассчитан на срок обучения студента в колледже. В течение 4 лет каждый участник программы может попробовать себя в разных социальных ролях – исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что способствует социализации студента.

Подпрограмма развития творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра разработана в соответствии с концепцией и программой развития воспитания в Омгкпт, межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование активно развивается в учреждениях начального и среднего профессионального образования, что позволяет объективно сочетать в едином процессе воспитание, обучение и творческое развитие личности.

Дополнительное образование в колледже представляет возможность студентам заниматься в студиях культурно-досугового центра в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными способностями.

Необходимость развития творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию сегодня уже трудно отрицать. Часть советских психологов считает креативность (способность к творчеству) одной из неотъемлемых особенностей личности. Так В.В. Давыдов пишет: «Для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие в ней творческих мотивов». Другими словами, именно творческое начало отличает и выделяет личность, дает ей возможность выработать свое независимое представление об окружающей действительности и преобразовывать эту действительность на основе этих представлений.

Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству – качество врожденное, она или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем, исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости и в зрелом возрасте, практически независимо от уровня полученного образования и рода деятельности.

А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким родился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Но у этой медали и светлая сторона: если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку.

Для формирования креативности необходимо:


  1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;

  2. Наличие позитивного образца творческого поведения;

  3. Создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

  4. Социальное подкрепление творческого поведения.
Учитывая, что с одной стороны, одаренность неразрывно связана со всеми психическими проявлениями человека, сенсорными, когнитивными принципами, и эмоциональной сферой, а с другой стороны, если основной функцией одаренности считать максимальную адаптацию к миру, окружению, то в подпрограмму «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра» положены два основополагающих фактора: социализация и развитие творческой одаренности детей.

Ирина Аспидова
Воспитание дошкольников в творческих играх

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника , его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Дошкольное детство – короткий , но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка : его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный , свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Каков ребенок в игре, таков он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего члена общества происходит прежде всего в игре. И вся история отдельно взятого человека как члена общества и работника представляется в развитии игры и постепенном переходе ее в трудовую деятельность. Это совершается не быстро. В младшем возрасте ребенок преимущественно играет , его трудовая деятельность очень незначительна : он начинает самостоятельно есть, надевать носки, колготки, брюки, укрываться одеялом. В семье, где хорошо организованы эти рабочие функции, а затем постепенно усложняются, ребенку поручаются все более сложные работы. Сначала это касается самообслуживания : помыть с мылом руки, убрать игрушки после игры, аккуратно сложить свои вещи после прогулки,поставить обувь на полку, потом работы, имеющие значение для всей семьи.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры , которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника .

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то , что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания .

Игра – отражение жизни . Здесь все «как будто» , «понарошку» , но и в этой обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего : действия всегда реальны, чувства, переживания искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя смелым летчиком, отважным моряком.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Очень много выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой построить корабль или самолет, какие материалы подготовить. Дети играют для себя , выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент.

В игре дети в первый раз вступают в общение со сверстниками. Их объединяет цель, совместные усилия для ее достиженя, общие интересы. Дети самостоятельно выбирают игру. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, оценивает действия и поступки своих товарищей и свои. Задача воспитателя состоит в том , чтобы способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости.

Творческая коллективная игра является воспитанием нравственных чувств дошкольников . Навыки, полученные в повседневном общении детей друг с другом и со взрослыми, получают развитие в игре. Воспитатель должен помочь детям организовать игру, которая вызывала бы лучшие эмоции.

Игра очень помогает умственному воспитанию ребенка . Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение. Ребенок думает над тем, что видел, о чем ему читали, рассказывали, вспоминает эпизоды из сказок и рассказов, различные события жизни. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Эти мечты не раз изменятся. Но очень важно, что у ребенка формируются представления о роли разных профессий. Интересные игры создают радостное настроение, делают жизнь детей более полной.

Только при хорошей организации детей можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно, если удается увлечь их играми , отражающими труд взрослых, взаимоотношения. Дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя , врача, учителя, шофера, летчика, моряка и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Одна из любимых игр старших дошкольников – игра «День рождения куклы» . При развитии этой игры дети проявляют много выдумки, изобретательности, творческого воображения . Члены семьи – мама, папа, бабушка – обычно готовят праздничный стол. Для этого воспитатель предлагает взять им самый красивый сервиз, помогает по-праздничному накрыть стол для гостей. Дети готовят разнообразное угощение. К этому подключаются те, кто любит лепить из глины, пластилина, вырезать из бумаги.

«Сегодня придет много гостей,- объясняет Аленушке папа, – надо приготовить пирожные, апельсины, яблоки». Дети старательно лепят угощение, украшают стол цветами, раскладывают на тарелки разнообразную еду. Мама приглашает друзей Аленушки в гости. Девочки наряжяют своих кукол, собираются на день рождения. Гости по секрету готовят для Аленки подарки : рисуют, лепят из пластилина. Каждый старается, чтобы его игрушка понравилась имениннице. Юля нарисовала портреты Аленки, ее мамы, бабушки и папы. Все рисунки понравились детям. Они решили поместить их в рамки, чтобы повесить на стенку. Гости внимательно рассматривают изображения : у мамы светлые волосы и голубые глаза; у папы рубашка в клеточку; у бабушки платье в полоску; у Аленки большой розовый бант, она веселая. Рисунки аккуратно помещаются в подарочные пакеты, чтобы они не помялись и не испортились.

На день рождения, по предложению воспитателя , решили ехать на автобусе. Мальчики быстро построили большой автобус из стульчиков и строительного материала. Но мест всем не хватило. Мальчики предложили сесть девочкам : «Садитесь, пожалуйста, мы постоим» . Воспитатель одобрил этот поступок.

Приехав в гости, дети поздравили именинницу, подарили ей подарки. Мама предложила гостям выпить чаю. Гости охотно согласились, а потом по желанию Аленушки исполнили ее любимые стихи, песни, водили хоровод. Мама от мени дочери поблагодарила гостей за поздравление и подарки, пригласила всех прийти на день рождения бабушки. Этот сюжет стал одним из любимых. Дети, играя в «семью» , отмечали дни рождения своих дочек и сыночков, мамы и бабушки, папы и дедушки.

В творческих играх проявляются индивидуальные склонности и интересы детей, их потребности, привязанности. Чаще всего бытовые темы объединяют дружащих между собой детей. При развитии одновременно нескольких сюжетов, объединенных одной идеей, в старшей и подготовительной к школе группе в игре могут участвовать все дети.

Таким образом, в игре нашло отражение новое нравственое правило : малышей нельзя оставлять одних. Чтобы его выполнить, «родители» позаботились о строительстве «детского сада»

Если в игре ребята удовлетворяют не только собственные интересы, но и считаются с интересами всех играющих , то говорит о том, что нравственные правила детьми усвоены хорошо. Роли, требующие проявления гуманности, укрепляют реальные детские взаимоотношения, развивают взаимопонимание, согласованность действий в коллективной игре, стремление общее дело дружно, оказывать помощь товарищам, родителям и другим людям в повседневной жизни.

Игры на бытовые темы дают возможность воспитателю лучше изучить каждого ребенка, отметить особенности его поведения с товарищами. Иногда дети в игре проявляют негативное отношение к членам семьи, равнодушное отношение к малышам, к взрослым членам семьи. Это дает основание усилить индивидуальный подход, привлечь семью к тому, чтобы дома родители больше внимания уделили воспитанию у ребенка тех или иных нравственных чувств, умений и навыков поведения в семье, в ощественном месте.

Еще один пример.

Педагог заметил, что не все мальчики проявляют уважеие к девочкам, внимательны, чутки к ним. Для воспитания вежливости , культуры поведения в общественном месте воспитатель предложил начать игру в «поездку» . Дети распределили роли членов семьи и пассажиров. Количество посадочных мест ограничивалось, и возникла необходимость выбора : кому сидеть, кому стоять. Необходимо было уступать место мамам с детьми, потому что тяжело держать ребенка, а если автобус резко затормозит, мама и ребенок могут упасть, ребенок ушибется и заплачет. Место может занять старушка или дедушка. Им стоять трудно. Если пожилых людей в автобусе нет, тогда могут сесть девочки. А мальчики и мужчины должны постоять.

В подобных играх выявляется знание детьми правил поведения в общественных местах. И дома, и в детском саду ребятам следует читать книги соответствующего содержания, проводить с ними беседы. Полученные знания дети обязательно прямо или косвенно отразят в игре, и, наоборот, впечатления от игры пополнят практический опыт ребенка.

Умелое руководство педагога помогает направить игры детей в нужное русло.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры, в которых дети творчески отражают жизнь родных, близких и знакомых людей, способствуют развитию нравсвенного поведения.

Консультация для родителей

«Воспитание творчеством»

«Воспитание творчеством»

Знакомство ребёнка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.

В своих рисунках (так же как в игре, в лепке, аппликации) дети отражают переполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное ими в мире, в котором они живут.

Рисунок, так же как и игра, приучает ребёнка мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь, воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия и мысли ребёнка.

Часто у маленьких художников не хватает еще опыта, умения для того, чтобы изобразить увиденное. В этом случае мы, взрослые, родители, должны еще и еще раз вместе с ребёнком внимательно рассмотреть предметы и их особенности.

Большинство родителей достаточно внимательно и серьезно относятся к детскому творчеству, понимая, какие воспитательные возможности каждому из нас, родителей, оно предоставляет. Благодаря детскому творчеству, мы – родители, педагоги – можем увидеть окружающий нас мир детскими глазами. И таким образом лучше узнать и понять наших детей. Понять их проблемы, страхи, радости и сложности их развития. А это значит – мы получим новые возможности для разумного воспитания малыша.

Родители должны приучить ребят бережно и внимательно относиться к собственному творчеству. Для этого, видимо, необходимо чаще вместе с ребёнком рассматривать его рисунки, обсуждать их. И по возможности не скупиться на похвалы. А при необходимости дать полезный совет или задать вопросы по поводу выбранных тем, героев или событий, изображенных малышом.

В случае если вдруг ребёнок бросил незаконченную работу (он устал, ему надоело рисовать и т. д.), нужно постараться понять истинную причину. Возможно, маленький художник просто – напросто раздражен неудачей? В любом случае стоит вместе с ним вернуться к начатой работе и закончить её. Таким образом мы приучаем малыша к терпению, к серьёзному отношению ко всякого рода труду.

Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства. Вот почему жизнь наших детей должна быть обогащена не только изобразительным творчеством, но и музыкой, и литературой.

Воспитание искусством, как и всякое воспитание вообще, должно быть целесообразным, продуманным, педагогически грамотным. Мозг ребёнка чрезвычайно жаден ко всякого рода информации. И тут, конечно же, обязательная задача педагога провести отбор этой информации.

Каждый увиденный по телевизору или в кинотеатре фильм, каждая прочитанная или рассказанная сказка, каждый детский спектакль следует внимательно обсудить вместе с малышом. Расспросить его, какие герои и почему ему понравились, а какие – нет. Пофантазировать, как бы он сам поступил на месте любимого героя.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама