THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Правила позитивного общения с ребёнком:

  • Безусловно, принимать и уважать ребенка.
  • Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство, но не ребенком в целом, а его отдельными действиями.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие ребенка.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
  • Помогите, когда он просит.
  • Поддерживайте успехи.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Конструктивно разрешайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Обнимайте не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
  • Радуйтесь вашему малышу!


ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Ребёнок заметно изменился, у него развиваются ловкость и координация движений. Дети могут вычленять в сложных объектах простые формы. У них возрастает объём памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: ребёнок помнит поручения взрослых и запоминает небольшие стихи. Начинает развиваться образное мышление.

Им доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, способность удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей.

Основные достижения этого возраста связаны с развитием игровой деятельности – появлением ролевых и реальных взаимодействий; развитием изобразительной деятельности, образного мышления и воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации.

Психические особенности ребёнка 4-5 лет

Непроизвольность психических процессов сохраняется уде­тей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразова­ниями являются два: в основном завершение процесса формиро­вания активной речи и выход сознания за пределы непосредст­венно воспринимаемой действительности.

Возраст 3 лет остался позади, дети стали более эмоциональ­но устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желатель­но организовывать формы взаимодействия детей, предполага­ющие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оцен­ка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребен­ка, не слышит.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка четырех-пяти лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей до­школьного возраста:

Мышление носит наглядно-образный характер;

Дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче вос­принимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

МБДОУ «Одесский детский сад»

Консультация для родителей средней группы

Тема: «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Подготовила:

педагог-психолог

с. Одесское - 2013 г.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5-х ЛЕТ

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка , открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынос­ лив физически . Это стимулирует развитие вынос­ ливости психологической . Снижается утомляе­ мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным , менее подверженным перепа­дам.

В этом возрасте сверстник становится более зна­ чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях , проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­ заключения , что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирова­ ние , в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ ностей ребенка будет способствовать его нравствен­ ному и познавательному развитию . Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Малыш в возрасте 4-5-х лет спо­ собен:

Ø соотносить понятия «один» и «много»;

Ø записывать цифры от 1 до 10;

Ø пересчитывать предметы (до 10);

Ø соотносить количество предметов с цифрой;

Ø сравнивать количество предметов, используя слова «боль­ше», «меньше» и «столько же»;

Ø пользоваться количественными (один, два, три) и порядко­выми (первый, второй, третий) числительными;

Ø называть предыдущее и последующие числа («соседи» числа);

Ø понимать значение математических знаков «плюс» и «минус»;

Ø производить элементарные математические действия (+1 и -1):

Ø решать простейшие математические задачи с опорой на ри­сунок;

Ø ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, оперировать понятиями: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, впереди – сзади - между;

Ø различать геометрические фигуры: точка, угол, круг, овал, тре­угольник, прямоугольник и квадрат;

Ø уметь сравнивать предметы разной величины, размещать предме­ты в порядке увеличения размера, сравнивать предметы по ширине, высоте, длине;

Ø различать цвета предметов.

Ø правильно произносить все звуки русского языка , внятно говорить;

Ø повторять за взрослым звуки, слова, предложения;

Ø различать гласные и согласные звуки;

Ø понимать разницу между звуком и буквой;

Ø выделять первый звук в слове и уметь написать первую букву, а также уметь подбирать слова, начинающиеся на заданную букву (звук);

Ø разбивать слова на буквы и слоги;

Ø слышать звуки в начале, середине и в конце слова;

Ø понимать речь взрослого, активно участвовать в диалоге, спраши­вать и отвечать на вопросы, строить сложные предложения;

Ø понимать значение предлогов;

Ø понимать разницу между словами, обозначающими предметы, при­знаки предметов и действия;

Ø согласовывать существительное и прилагательное (предмет и признак) в роде, числе и падеже, употреблять глаголы в нужном времени и лице;

Ø различать значение многозначных слов;

Ø подбирать обобщающие слова;

Ø описывать предметы;

Ø подбирать к заданным словам слова с противоположным зна­чением;

Ø знать наизусть несколько стихотворений;

Ø пересказывать сказки;

Ø составлять рассказы по картинкам.

Ø повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики (на­пример, имитировать игру на баяне, на пианино и т. д.);

Ø рисовать пальчиком в воздухе;

Ø вырезать при помощи ножниц из бумаги простые фигурки, квадра­ты, треугольники, полоски; вырезать из квадрата круг, а из прямо­угольника - овал;

Ø лепить из пластилина или глины простые фигурки животных и лю­дей, используя шарики и колбаски;

Ø самостоятельно застёгивать и расстёгивать молнии, пуговицы, кнопки, крючки, застежки-липучки;

Ø самостоятельно продевать шнурки в петли или отверстия;

Ø перебирать мелкие предметы, например уметь отделить грецкие орехи от фундука;

Ø закрывать и закручивать крышечки у различных ёмкостей, заво­дить механические игрушки;

Ø хлопать в ладоши тихо и громко;

Ø зажимать и разжимать пальчики, показывать один, два, три, четы­ре и пять пальцев;

Ø правильно держать ручку, карандаш и кисточку;

Ø обводить картинку по пунктирной линии;

Ø рисовать геометрические фигуры, фигуры людей и животных, раз­личные простые предметы (домик, ёлочка, грибок и т. д.).

Ø знать своё имя, фамилию и адрес, название города и страны, где он живёт;

Ø знать имена и фамилии родителей, где и кем они работают;

Ø знать правила личной гигиены, распорядок дня и свои обязан­ности;

Ø знать правила поведения в общественных местах (в гостях, в ма­газине, в поликлинике, в транспорте и т. д.);

Ø знать о службах помощи и личной безопасности;

Ø знать о сезонных изменениях в природе, о временах года и их признаках;

Ø знать несколько видов деревьев, цветов, ягод, грибов, овощей, фруктов;

Ø иметь представление о домашних и диких животных, о птицах, рыбах, насекомых;

Ø иметь представление о космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёз­дах и планетах;

Ø иметь представление о разных странах и континентах, языках и обычаях разных народов.

Ø выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;

Ø находить между предметами или картинками 5-7 отличий;

Ø находить одинаковые предметы из ряда подобных;

Ø находить лишний предмет из четырёх предметов и объяснять свой выбор;

Ø находить общий признак 3-4 предметов;

Ø находить 4-8 пар одинаковых предметов;

Ø выстраивать картинки в логические цепочки, подбирать картинку, которой не достает в логической цепи;

Ø находить фрагменты картинок;

Ø складывать разрезанную картинку из 9-12 частей;

Ø запоминать 6-8 картинок в течение 1 минуты;

Ø запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений;

Ø повторять за взрослым строку из стихотворения или фразу;

Ø воспринимать и воспроизводить ритмы;

Ø рассказывать наизусть несколько стихотворений.

Ø Выполнять:

· упражнения в ходьбе: ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп; ходьба приставным шагом, высоко поднимая колени; ходьба по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, обходя предметы;

· упражнения в беге: убегать, догонять; бег по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, меж­ду предметами;

· упражнения в прыжках: прыжки на месте на двух ногах, с продвижением вперёд, с по­воротом; прыжки на одной ноге (поочередно на правой и на левой); перепрыгивание предметов; прыжки с высоты 20-25 см;

· упражнения с элементами ползания и лазанья: ползание на четвереньках; подползание под предметы и перелезание через предметы; лазанье по гимнастической стенке;

· упражнения с мячом: катание мяча; бросание и ловля мяча; перебрасывание мяча через препятствие; отбивание мяча о землю.

Ø Летом кататься на двухколёсном вело­сипеде, а зимой - на лыжах.

Ø Ребёнок 4-5 лет проявляет интерес к произведениям искусства. Очень важно поддерживать и развивать это. Посетите вместе с малы­шом театр, сходите в музей.

Ø Продолжайте знакомить ребёнка с различными литературными жанрами (стихи, сказки, загадки, скороговорки, потешки и т. д.). Вме­сте с малышом слушайте музыкальные произведения, обращайте внимание ребёнка на названия инструментов и особенности их зву­чания.

Ø Приобщайте ребёнка к восприятию произведений живописи, скуль­птуры и архитектуры. Расскажите малышу о народных промыслах.

Ø Очень важно воспитывать у ребёнка бережное отношение к произ­ведениям искусства.

Ø Предоставьте ребёнку возможность создавать собственные худо­жественные образы (рисование, лепка, конструирование, музыка). Развивайте творческие способности малыша.

Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­ чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта и они для детей объект любви. Любовь детей имеет, таким образом, безусловный характер, и родители должны хорошенько думать, прежде чем употреблять такие фразы, как: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить» , поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми этого возраста, и приводит к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.

Недостаточная эмоциональная отзывчивость родитель другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

Заикание чаще всего происходит под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Проблемы с детьми не существуют у тех родителей, которые уверенно и гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я», не ведут «войну» с упрямством, где доминирует отец, а мать всегда рядом с ребенком.


-2190752686050возрастные особенности
детей 4-5 лет
возрастные особенности
детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад село Фоки «Светлячок»

Подготовила
Горбунова Н.Н.
Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. Они стали более покладистыми и послушными. В их поведении и деятельности появились новые черты, проявляющиеся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.
Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными, разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной активности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому необходимо максимально насытить жизнь детей всевозможными подвижными занятиями: танцами, заданиями, хороводами, подвижными играми и т.д.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость. Если взрослые заметят перевозбуждение ребенка, то следует переключить внимание ребенка на более спокойные виды деятельности. Данный прием поможет ребенку быстро успокоиться и восстановить силы.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если годом ранее ребенку вполне хватало общения с игрушками, то в 4-5 лет он нуждается в контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.
Речевые контакты пятилетних дошкольников имеют большую длительность и активность. В детских садах воспитатели используют данную потребность детей и организовывают небольшие группы по интересам. Они помогают каждому ребенку научиться договариваться с товарищами, подбирать нужные игрушки и создавать необходимую обстановку. centerbottom00
Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах(совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, а с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т.д. он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различие и сходство. rightcenter
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, взрослый широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.
У детей 4-5 лет активно проявляется интерес к игре. Игра – это форма организации жизни детей. Активно развивается способность ребенка фантазировать, в результате данной деятельности в цепочку воображаемых событий дошкольником включается, как он сам, так и его родные и близкие. Взрослые могут грамотно применять возможности детей и направлять их в нравственное и познавательное русло. Такие возрастные особенности должны поддерживаться взрослыми, которые могут подыгрывать им, предлагать варианты сюжетного хода игры, оценивать поступки героев и т.д.
У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим.
В этом возрасте дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на одобрение или замечание часто реагируют остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь- подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
Так как родители самые близкие и родные люди для ребенка, именно они должны играть основную роль в воспитании ребенка. Необходимо вместе с ребенком разбираться в сложных этических ситуациях. Если часто обвинять ребенка и наказывать за любой малейший поступок, то это вызовет у него ощущение вины, мстительность и страх перед наказанием. Все это служит причиной для образования неуверенности, отсутствия инициативы и развитие пассивности.
Особенность этого возраста еще и в том, что это заключительный период формирования характера ребенка. В данном возрасте все, что вы вкладывали в него, укоренится и исправить ошибки воспитания будет уже невозможно.
Что должен уметь ребенок 4-5 лет?Математика
Ребенок в возрасте от 4до 5 лет может уметь:
Ребенок может уметь определять расположение предметов справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник).
Ребенок может знать все цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше-меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Развитие речи
Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не толь ко родители.
Ребенок может понимать, чем отличается строение тела человека отстроения животных (называть их части тела: руки-лапы, ногти-когти, волосы-шерсть).
Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок-цветы, девочка-девочки).
Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко-круглое, желтое, сладкое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
Ребенок может понимать значение предлогов(в, на, над, под, перед, за и т.д)
Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессии.
Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
Ребенок может назвать свое имя, фамилию, сколько ему лет. Назвать город, в котором он живет.
Логическое мышление-Развитие Мышления, Памяти, ВниманияРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Окружающий мирРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Навыки обиходаРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.7. Ребенок может различать правую и левую руку.


Приложенные файлы

ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.

Консультация для родителей «Особенности развития детей пятого года»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Малыш, благополучно переживший кризис трехлетнего возраста, переходит в новый этап своей жизни, отличающейся затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет, подскажут в каком направлении нужно двигаться, как развивать ребенка и помочь ему в преодолении трудностей этого периода.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, они выходят за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У ребенка формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

В ролевой деятельности детей среднего возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделения игровых и реальных взаимодействий.

В этом возрасте также совершенствуется сторона изобразительной деятельности. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, а иногда и деталями одежды.

Дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу, рисовать основные геометрические фигуры.

На пятом году жизни двигательная активность характеризуется изменением мелкой и крупной моторике. Развивается ловкость,координация движений. Дети в этом возрасте лучше удерживают равновесие, перешагивают и перепрыгивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу пятого года восприятие детей становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Начинает складываться произвольное запоминание. А также развивается образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Они спокойно сосредотачиваются в течении 15-20 минут.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, и с выражением озвучивают роли.

Развивается грамматический строй речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Таковы особенности развития ребенка 4-5 лет. Каждый ребенок это личность и его личность очень хрупка и нежна и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как иначе может согнуться под действием неумелых внешних сил, приостановиться в своем развитии.

Раннее детство имеет огромное значение в том, как разовьется в будущем данная личность. Поэтому вам как его родителям, ВАЖНО:

— Понять своего ребенка, так как от вас зависит каким человеком он вырастет.

— Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать.

— Помните, что законов и запретов не должно быть очень много, иначе ребенку трудно будет их выполнять.

По возможности вместо запретов предлагать альтернативу, формируя ее так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно нарисовать вот на этом листе бумаги». Просто запреты могут разжечь в ребенке злость или протест и вряд ли чувство вины.

— Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, запреты и наказания за незначительные проступки, вызывают у ребенка постоянное ощущение своей вины, страх и мстительность.

— Помните, что нельзя рассказывать при ребенке страшные истории, говорить о тяжелой болезни и смерти. Эта информация может стать сверхсильным раздражителем.

— Важно выслушать ребенка, разделить с ним все страхи и обиды, позволяя проживать их вместе с ним.

— Предоставить ребенку возможность для проявления его творчества и самовыражения.

— Развивать у ребенка мышление, воображение, творчество. Создавайте своему ребенку все условия чтобы обеспечить здоровое эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие.

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4-5 лет».

«Возраст «почемучек».

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, ориентировка в внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз) . Зрительное восприятие часто становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. В этом возрасте формируется умение рассматривать предметы.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра, величину, вес, температуру, свойство поверхности и др.). Здесь очень важно как можно больше играть с ребенком. Идете по улице и называете, каким цветом проехала машина, какой формы дом, какой снег на ощупь и т. д.

Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности : манипуляций с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной и т. д.

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений, сказок. Однако ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.

Здесь особо следует выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка. Это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. Поэтому как можно больше общайтесь со своим ребенком, читайте ему книжки, рассказывайте стихи.

Мышление в этом возрасте отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит.

Дети легко теряют цель. Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления : дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали.

Речь начинает выполнять контролирующую функцию

Развитие речи идет в нескольких направлениях :

Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;

Речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

ВАЖНО

Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями; побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением.

Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд.

Средний дошкольный возраст - это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребенка, ответственные за его произвольное моральное поведение. В этом возрасте формирование личного отношения к соблюдению моральных норм выходит на первый план.

В этом возрасте ребенок слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам («Хороший всегда поступает правильно, а плохой - плохо» ).

К пяти годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения : «Если я сделаю плохо другому, то будет грустно и неприятно ему и мне; если я поступлю хорошо - нам обоим будет радостно». У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики в машины» и др.) .

Детям важно не быть носителем плохих качеств (они часто говорят : «Я не жадный» , а не «Я добрый» ). Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть, что терять. Если же ребенок не накопил положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно» .

В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен» . Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Взрослый должен объяснить, почему и что «мы сейчас должны» .

ВАЖНО

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние (Я рассердилась, потому что ты капризничаешь) .

«Я - хороший!» ).

Особенности возраста

Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

Повышенная познавательная активность.

Умение подчинять свое поведение правилам в игре.

Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

Появление осознанности собственных действий.

Новообразования

Контролирующая функция речи.

Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

Появление элементов произвольности.

Появление внеситуативно - личностной формы общения со взрослым.

Цели и задачи для взрослых

1. Создавать условия для развития творческого воображения.

2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

3. Создавать условия для проявление познавательной активности.

4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Родитель - пример для подражания.

Важно!

Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я - хороший!» ).

Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Нельзя!

Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты - плохой).

Отдалять от себя ребенка.

Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

Оставлять вопросы детей без ответа.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама