THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Качество посуды во многом определяет уровень достатка владельцев. Элитная, эксклюзивная посуда доступна лишь сильным мира сего. Сегодня « » решила показать своим читателям, с какой посуды вкушают яства короли, президенты, звезды шоу-бизнеса и просто очень богатые люди. Итак, предлагаем вам подборку фото самой дорогой посуды в мире.

Самая дорогая в мире посуда с начала 18 столетия — фарфор и серебро марки De Lamerie.

С начала 18 века посудой королей считаются изделия британской марки De Lamerie. Со времени основания и по сегодняшний день продукция компании лидирует в списках самой дорогой посуды в мире. Стоимость сервиза на 6 персон производства De Lamerie начинается от 30 000 долларов.

Утонченная красота неповторимых линий характерна для посуды De Lamerie из серебра.

Как и в прежние века, современная посуда De Lamerie разнообразна. Это изысканные столовые приборы, изготовленные из серебра, украшенные искусной резьбой и инкрустированные драгоценными камнями. Это великолепнейший хрусталь с тончайшей гравировкой, повторяющей рисунок сервизов. Это тончайший белоснежный фарфор, вручную покрытый золотой росписью. И сегодня такая посуда производится на заказ для богатейших и знаменитейших персон, принцев, султанов и королей.

Тончайший фарфор, чистейший хрусталь, изысканное витое серебро ручной работы — отличительные черты посуды De Lamerie.

Безусловно, мастера De Lamerie применяют в производстве современные инновации, но основной остается ручная работа по старинным технологиям. Это позволяет не только создавать новые и новые шедевры, но и восстанавливать музейные экспонаты различных эпох, создавать на заказ копии антикварных раритетов собственного бренда.


Старинный португальский фарфор марки Siala не уступает в качестве британскому.

Знаменит и португальский фарфор компании Siala. Так же, как и британские мастера, португальцы расписывают свои изделия вручную, покрывая сусальным золотом и инкрустируя бриллиантами. Стоимость одного такого сервиза, отнюдь не антикварного, составила 150 000 евро.


Современный фарфор Sialа, как и прежде, отличает утонченность формы и красота оформления.

Уже несколько веков в Японии мастерская династии Тамагава изготавливает кованую посуду из меди и серебра. Каждое изделие делается мастерами вручную, из цельного листа металла. Такие чайники, чашки и блюдца украшают коллекцию императорского дома Японии. Но если ваши финансы позволяют приобрести посуду стоимостью от 600 до 10000 долларов за предмет, то и вы можете стать владельцем этой роскоши.


Кованая посуда династии мастеров Тамагава — идеальный участник чайной церемонии.

Кастрюли немецкой компании Fissler можно встретить на самой обычной кухне. Производят их по новейшим технологиям, на высочайшем уровне. Это по достоинству ценят хозяйки во всем мире.

Современные кастрюли немецкой фирмы Fissler соответствуют всем требованиям к идеальной посуде.

Но мастера Fissler, кроме повседневной утвари, создали еще и шедевр, нашедший место в музее: самую дорогую в мире кастрюлю, украшенную золотом и бриллиантами. Цена кастрюли-бренда – 670 000 долларов.

Брендовое изделие компании — кастрюля, украшенная золотом и бриллиантами.

Фабрика Haviland стала первым в Европе предприятием, основанным американцем. Предприимчивый Дэвид Хевилэнд начал производство фарфора в Леможе в 1842 году, в полной мере оценив качество и неповторимую белизну продукции, получаемой из местной глины с высоким содержанием коалина.

Тончайший французский фарфор Haviland славится с 1842 года.

Тончайшую посуду украшает роспись ручной работы. В разное время над созданием коллекций посуды Haviland работали известнейшие художники: Сальвадор Дали, Василий Кандинский и другие.

Во все времена самый дорогой фарфор расписывается мастерами вручную.

С того времени и по сегодняшний день фарфоровая посуда Haviland считается одной из самых дорогих и качественных, занимая почетное место на столах и величайших политиков, и знаменитых актеров по разные берега Атлантики.


Современный фарфор Haviland занимает почетное место на столах президентов и кинозвезд.

Уникальное воплощение классического ювелирного сочетания – янтарь в оправе из благородного серебра. Посуда из янтаря смотрится по-настоящему роскошно: теплота древней смолы, переливы солнечного света, загадочные искры внутри этого материала притягивают взгляд, завораживают.

В посуде из янтаре таится вся сила и красота загадочной древней смолы.

Чайные пары, вазы для фруктов, другие сувениры из янтаря можно приобрести в магазине»Amberway», выбрав продукцию из каталога и сделав заказ через интернет.


Удивительный солнечный янтарь, оправленный в благородное серебро, завораживает своей красотой.

Конечно, этим рейтингом марки дорогой посуды мира не исчерпываются. Современные производители с каждым днем предлагают нам все больше и больше вариантов супер-современной посуды, которая обладает совершенными качествами. Она долговечна, красива, обладает антипригарными и антиокислительными свойствами, позволяет готовить без жира и без соли. Дизайнерская мысль рождает новые и новые коллекции посуды, поражающей своей креативностью. Даже вполне доступная по цене посуда способна стать украшением кухни. А уж дорогая – воистину создает настроение и придает солидности дому одним своим присутствием. Готовить в такой посуде, сервировать ей стол – огромное удовольствие, которое не может сравниться ни с чем.

Качество и изысканность посуды с давних времен характеризовало благосостояние хозяев. Изделия, которые созданы талантливыми дизайнерами, украсят любую кухню или столовую. Мировые шедевры нередко включали в себя дорогую и уникальную продукцию. Обладателями превосходных столовых наборов становились королевские и дворянские семьи.

Конечно, эксклюзивные дизайнерские решения подразумевают использование дорогостоящих материалов и исключительно ручную работу. Такая утварь не каждому по карману. Истинные ценители знакомы с редким перечнем производителей самой дорогой посуды в мире. Хотя, большинство жителей нашей планеты из такой посуды есть бы побоялись.


Компания De Lamerie по праву открывает рейтинг. Ручная работа с росписью и орнаментами из чистого золота – то, чем восхищаются клиенты. Серебряные изделия с инкрустацией из драгоценных камней - не редкость для этой компании.


Сервиз с украшением из сусального золота является продукцией компании Siala и занимает второе место. 150 000 евро – стоимость этого набора, ведь он насчитывает 121 бриллиант в своем обрамлении.


Немецкая продукция Fissler считается элитной и занимает третью позицию этого рейтинга. Инновационные технологии позволили создать посуду премиум класса. Золотая дизайнерская кастрюля с 13 бриллиантами от этого бренда стала известна на весь мир и стоит 607 000 долларов.


Дизайнер Ван Перкинс разработал ведерко для шампанского с держателем под 6 бокалов. Это золотое изделие стоит 725 000 долларов и украшено драгоценными камнями. Хрустальные бокалы с золотой ножкой дополняют композицию, которая и занимает четвертое место.


Французский производитель Haviland и популярная английская компания Wedgwood разделили пятое место. Посуду этих брендовых производителей покупают богатейшие люди мира. Фарфор от Haviland имеет изумительную белизну и утонченное декорирование. Посуда Wedgwood не только красовалась на столах королей, но и до сих пор хранится в мировых музеях. Изготовление этого фарфора использует пластины из слоновой кости и расписывается натуральным золотом.

Итальянская компания Sаmbonet занимает шестое место и славится посудой из серебра высшей пробы.


Фарфор — материал дорогой и престижный. За год через московский антикварный рынок проходит около 50-ти фарфоровых изделий, достойных эрмитажной витрины. Вещей уровня хорошего частного собрания — около 200. Вещей, с которых можно начать собрание, — не менее 500. А тех, что не жалко использовать в быту, — тысячи. О том, кто и почем покупает фарфор в России наш корреспондент Юлия Романовская беседует с экспертом, кандидатом искусствоведения, научным сотрудником НИИ искусствознания Наталией Сиповской.
Юлия Романовская: Приятно попить чайку из настоящей старенькой фарфоровой чашечки...
Наталия Сиповская: Я не помню ни одного случая, чтобы коллекционер фарфора, принимая дорогого гостя, не вынул бы специальную заветную чашечку и забыл бы показать при этом, из чего именно тот пьет.

Ю.Р.: Сейчас под словом фарфор как-то чаще подразумевают посуду...
Н.С.: Фарфор никогда просто посудой не был. Появился-то фарфор в Китае. А в китайской культуре между бытовыми вещами и теми, что проходят по ведомству свободных художеств, кардинальной разницы (такой как в Европе) — не было.
Как материал, фарфор тоже никогда в низком статусе не был. В момент своего появления в VII веке он был предназначен для имитации нефрита (нефритовых посуд), который считался магическим камнем. По сравнению с нефритом, очень дорогим и трудным в обработке, фарфор считался тогда хоть и более простым, но все равно вполне себе рафинированным материалом.

Ю.Р.: Фарфору в Европе приписывали свойство обнаруживать яд в поданной пище. На чем основано это поверие?
Н.С.: На том простом убеждении, что любая диковина должна обладать диковинными свойствами.
Говорят, что первые фарфоровые вещи привез в Европу из Китая Марко Поло. Тогда фарфор был раритетом. Все равно, что рог единорога.

Курфюрст саксонский и король польский Август II Сильный (1670-1733) — один из самых расточительных монархов своего времени — выменял у прусского короля Фридриха I (1657-1713) гарнитур китайских фарфоровых ваз (из пяти предметов) на роту рослых солдат, которыми славилась Саксония.

Н.С.: И превращение фарфора в расхожую посуду совершалось медленно. Ведь в традиционных культурах сосуд всегда был наделен неким магическим смыслом. Если это чаша — за ней непременно мерещилась чаша Грааля. Если блюдо — дискос с головой Иоанна Предтечи...
Вообще же столовая посуда, как таковая, появилась не так уж давно — в XVI веке. С тарелок тогда ели только при дворах герцогов и пап. Еще и во времена мушкетеров они были далеко не у всех. Для больших сервировок полагался деревянный кружок. На него клали лепешку, которая впитывала жир. С нее, собственно, и ели. Или же — все вместе из одного большого блюда.
В начале XVIII века о магических свойствах фарфора всерьез уже никто не говорил. В Европе было предостаточно восточного фарфора. К тому же, двухвековые мытарства европейских алхимиков наконец увенчались успехом — в 1708 году в Майсене в Саксонии И.-И. Бетгеру удалось изготовить первый европейский белый фарфор.
Однако престижным и дорогим материалом фарфор оставался по-прежнему.
Так, например, знаменитый персонаж XVIII века — градоначальник Дмитрова купец Толченов, чрезвычайно озабоченный вопросами представительства, один из немногих людей, из такого среднего, что-ли, класса, — заказал себе в Вербилках, на фарфоровом заводе Гарднера, в дополнение к каменному дому и оранжерее для "ранних огурцей", специальный сервиз. Простенькая фарфоровая чашка, между прочим, стоила тогда столько же, сколько корова — три рубля.
Сами фарфоровые предприятия тоже заводились исключительно ради престижа. Не случайно и в Китае, и в Европе производство фарфора, в первую очередь, было императорским делом. Само название фарфор с фарси переводится как — "императорский".

Ю.Р.: А кто сегодня коллекционирует антикварный фарфор у нас?
Н.С.: Во-первых, несколько старых и весьма почтенных собирателей. Например, Валентина Голод или Галина Ивановна Фалина. Хорошая подборка фарфора была и у недавно умершего Соломона Абрамовича Шустера. Мне известны еще три вполне серьезных собрания, однако я не уверена, что их владельцы будут счастливы прочесть свои имена в прессе.
Во-вторых, новые покупатели. Они подразделяются на две неравные группы — тех, кто покупает так, кое-что "в интерьер" (большинство), и тех, кто стремится стать настоящими коллекционерами (таких единицы).

Ю.Р.: Кто что собирает?
Н.С.: Коллекционеры покупают редкие вещи. Остальные — нарядные. Правда, иногда эти свойства совпадают.
Главный предмет коллекционирования у нас это, конечно, русский фарфор.
Восточный фарфор редко кто собирает. В Москве я знаю только три приличных собрания.
Западноевропейский всерьез собирают мало — серьезного предложения на нашем рынке почти нет.
Самая непросвещенная и самая многочисленная часть собирателей охотно и в большом количестве покупает поздний майсенский фарфор, который считает антикварным. Это, действительно, хороший декоративный фарфор. Однако, я не склонна считать его коллекционным. В первую очередь, потому что его много.

Ю.Р.: А по каким критериям определяют коллекционную ценность фарфора — возраст вещи, редкость, художественные достоинства?
Н.С.: Важны все критерии в совокупности.
Главный — художественная ценность вещи. Естественно, в массе своей ранние вещи (то есть выполненные до середины XIX века) в этом смысле более состоятельны.
Хотя справедливости ради следует сказать, что среди ранних вещей (особенно европейских и русских) есть совершеннейшие уроды. Однако их ценят за редкость, за обаяние.
Редкость и возраст взаимосвязаны. Чем старше вещь и чем меньше подобных ей на антикварном рынке, тем она ценнее. С другой стороны, какой-нибудь уникальный экземпляр, выполненный в конце прошлого века по эскизу Уильяма Морриса (одного из теоретиков и зачинателей стиля модерн) не менее ценен, чем, к примеру, предмет французской мануфактуры Сен-Клу начала XVIII века.
И наконец, — и это для фарфора крайне важно — коллекционная ценность предмета во многом зависит от его сохранности.

Ю.Р.: А качество фарфоровой массы как-то влияет на ценность вещи?

Н.С.Фарфор — смесь каолина (особой огнеупорной мелкозернистой глины), полевого шпата и кварца. Из фарфоровой массы формуют разного рода изделия — оттачивают на гончарном круге или отливают в формах. Предметы просушивают или подвергают легкому обжигу. Покрывают глазурью. Иногда предварительно расписывают (классическая краска для подглазурной росписи — синий кобальт). Затем обжигают в горне. При температуре около 1400 градусов каолин, шпат и кварц спекаются в одну плотную слегка просвечивающуюся массу. Готовое изделие зачастую расписывают еще раз (надглазурная роспись). После чего подвергают второму легкому (муфельному) обжигу.

Н.С.: Уровень технологий учитывают, когда фарфор покупают за красоту. В меньшей степени это относится к старым вещам. Чем старше вещи, тем, как правило, больше технологических погрешностей и качество фарфора ниже. Их покупают за редкость.

Ю.Р.: Какой фарфор считается лучшим? Тонкий?
Н.С.: Представление о том, что хороший фарфор непременно должен быть тонким — предубеждение. Часто вещи специально делали толстостенными. Китайский, к примеру, может быть очень даже толстеньким.
Когда хороший фарфор сравнивают с яичной скорлупой, имеют в виду вовсе не его хрупкость. А свойство, пропуская воздух, не пропускать воду.

Ю.Р.: Как известно, фарфоровая масса разных периодов и разных керамических фабрик отличается по химическому составу...
Н.С.: Именно поэтому вещи часто атрибутируют, как говорят, "по массе". Она, действительно, отлична и по фактуре, и по "текстуре", и по цвету, и по весу.

Ю.Р.: Форма изделий зависит как-то от состава фарфоровой массы?
Н.С.: В большей степени она зависит от времени, моды, воли мастера и требований заказчика.
И.-И. Кендлер — ведущий модельмейстер Майсенской мануфактуры времен ее расцвета (середина XVIII века), человек, которому мы обязаны европейским фарфором как искусством, — говорил: "Из фарфора можно сделать все".
К примеру, в Дрездене в начале производства из фарфора даже сделали... гроб. Правда из-за козней дрезденского гробовщика, который расценил эту акцию как покушение на его монополию, этот гроб был разбит.

Ю.Р.: А что еще делали из фарфора в те времена?
Н.С.: Кроме посуды, разнообразных ваз и кукол — пуговицы, эполеты, ордена, табакерки и многое другое.

Ю.Р.: Тогда же, кажется, была предпринята попытка сделать парковую скульптуру...
Н.С.: Да-да. Фарфоровые слоны, носороги, львы, птицы в широком ассортименте.

Ю.Р.: А сейчас кто-нибудь пытается повторить эксперимент?
Н.С.: Нет. Фантазии не хватает. Вот в XVIII веке из фарфора делали даже эфесы для шпаг. Век галантный. Да и фарфор — материал модный.
Когда владельца такой шпаги вызывали на дуэль, он должен был извиниться и сходить за другим оружием. Поэтому шпаги эти называли "экскьюзками" (от фр. excuser — извинять).

Ю.Р.: Какие предметы в почете у сегодняшних коллекционеров?
Н.С.: Старые коллекционеры собирают, в основном, чашки, тарелки. Если повезет — редкие вазы и коллекционные сервизы. Начинающие коллекционеры всему прочему предпочитают статуэтки — "куклы" (хотя от хорошей пластики и серьезный коллекционер не откажется, просто на нашем рынке она встречается крайне редко).
Есть среди новых коллекционеров один достаточно известный персонаж, вызывающий уважение, зависть и иронию одновременно. Он владеет огромной — под три тысячи образцов — коллекцией русской фарфоровой пластики XVIII-XX веков. Подлинного интереса достойна едва ли десятая часть его собрания. Но, очевидно, именно таким диковинным образом в нашей стране начнется серьезное коллекционирование фарфора.
Между прочим, Алексей Викулович Морозов, крупнейший коллекционер фарфора рубежа веков, — тоже собирал статуэтки частных заводов.
Есть люди, которые собирают какие-нибудь отдельные предметы сервировки стола, к примеру, сливочники, как известный драматург Радзинский. На мой взгляд, это не коллекционирование фарфора, а скорее — собирание сувениров. Правда, коллекции Радзинского я не видела и могу быть несправедливой.

Ю.Р.: Реально ли купить сегодня в Москве полный старинный сервиз на дюжину персон, предметов из...-дцати с соусниками, селедочницами, блюдами и всем полагающимся, к примеру, какого-нибудь из частных русских заводов?

Частные российские фарфоровые предприятия XIX века, произведения которых встречаются на российском антикварном рынке наиболее часто.
1. Завод Гарднера. с.Вербилки Московской губернии. 1766-1892.
2. Завод братьев Корниловых. Петербург. 1835-1917, с 1893 — "Товарищество братьев Корниловых".
3. Завод М.С.Кузнецова. с.Дулево Владимирской губернии. 1832-1854 — Т.Я.Кузнецова, 1854-1864 — С.Т.Кузнецова, 1864-1889 — М.С.Кузнецова.
4. Заводы "Товарищества М.С.Кузнецова". с.Вербилки Московской губернии, с.Дулево Владимирской губернии. 1889-1917.
5. Завод Попова. с.Горбуново Московской губернии. 1811-1875.

Н.С.: Реально. Но вряд ли старше конца XIX века. Покупая такой сервиз, надо отдавать себе отчет в том, что вряд ли это фарфор коллекционный. Скорее всего, это будет какой-нибудь "Кузнецов".

Ю.Р.: И этот фарфор самый дешевый.
Н.С.: Если вам необходимо одно слово, — да. Ведь Кузнецов поставил производство фарфора на промышленную основу. Однако он и для императорского двора делал вещи, а также доделки к сервизам императорского завода. В основном, к сервизу ВККН — Великого князя Константина Николаевича. Они дороже.
Да и среди "расхожего" кузнецовского фарфора есть вещи весьма достойного художественного класса. Вроде того столового сервиза, что лет десять назад музей Кусково приобрел у Клавдии Шульженко.

Ю.Р.: А какой фарфор самый дорогой?
Н.С.: Императорский. Во-первых, потому, что императорский фарфор из русского самый ранний. Завод был открыт в 1744 году.
Во-вторых, это фарфор высочайшего художественного достоинства. Особенно первая половина XIX века. Вообще закачаешься. Да и вторая половина не хуже.
Я уж не говорю о популярности этого фарфора среди коллекционеров. Особенно тарелок так называемой военной серии. Ну и, естественно, ваз.

На аукционе фирмы Sotheby"s от 17.07.1996 тарелка "военной серии" Императорского фарфорового завода (диаметр 24,1 см), датированная 1829 годом, была продана за 24 тысячи 150 фунтов (около 37 тысяч долларов).
В то же время не менее ценная и очень редкая на антикварном рынке скульптурная группа "Август III с супругой" (высота 21 см), выполненная в Майсене по модели И.-И. Кендлера почти на сто лет раньше, — в 1744 году — оценивается экспертами аукционного дома Christie"s — в 20-22 тысячи фунтов (31-34 тысячи долларов).

Н.С.: Правда, можно купить раннюю вещь Императорского фарфорового завода и за небольшие деньги. Какую-нибудь ординарную тарелку. Такие тарелки делались на заводе по заказу (ордеру) придворных контор для комплектования императорских дворцов посудой. Было этих тарелок, как говорится, "что грязи". В течение месяца их изготавливали 800 штук. За год — около 10 тысяч. Правда, и били их нещадно. Так что сегодня этих тарелок мало, а стоят они все еще довольно дешево.
У меня, кстати, такая тарелочка екатерининского фарфора имеется. Белая, с розаном. Год назад она обошлась мне в 50 долларов. А сейчас подобные продают и за 300. Это почтенная, старенькая вещица. Она будет дорожать и дальше.

Ю.Р.: Покупка какого фарфора у нас наиболее выгодна?
Н.С.: Тем, кто хочет за не слишком большие деньги купить вполне достойные вещи, следует обратить внимание на старый Майсен. Из западноевропейского фарфора на местном антикварном рынке его больше всего. Особенно много так называемого фарфора Марколини (в основном, сервизов) — вещей конца XVIII-начала XIX века — времени, когда майсенскую мануфактуру возглавлял граф Марколини.
Иногда (довольно редко) попадаются работы скульптора Кендлера. Есть майсенские фигурки XIX века.
Стоит старый Майсен здесь значительно дешевле, чем на Западе. К тому же, пользуется огромной популярностью и может вырасти в цене едва ли не на следующий день после покупки.

7 августа 1994, аукцион реставрационно-коммерческого центра Антиквар (Санкт-Петербург): майсенская декоративная тарелка с прорезным ажурным бортом и росписью гирляндами цветов, датированная 60-70-ми гг. XVIII века (фарфор, роспись, диаметр 23 см) продана за 270 долларов.
3-5 июня 1996, аукцион Christie"s (Лондон): менее интересная сервизная тарелка того же времени (фарфор, роспись, диаметр 23,5 см) выставлена за 750-900 долларов.

Н.С.: Интерьерные вещи — поздние (XIX века) севрские, майсенские, берлинские и другие вазы лучше покупать на Западе. Там они дешевле. Пару достойных берлинских ваз 1840-х годов сантиметров семьдесят высотой мне доводилось увидеть там за четыре тысячи долларов. У нас за них решились бы попросить и сорок. А уж за восемь — наверняка бы продали.
С точки зрения инвестиций наиболее удачное приобретение на нашей территории — русский фарфор. Особенно императорский коллекционного уровня.
В первую очередь, чрезвычайно редкие на местном антикварном рынке дворцовые вазы фюзо (веретенообразной формы) XIX века, настольные пласты с копиями картин известных художников, тарелки "военных серий", тарелки из сервизов с конца 70-х XVIII до середины XIX века — Арабескового, Кабинетского, Юсуповского, Бабьегонского, Михайловского, Министерского, Палевого, Бирюзового, Банкетного и других.
Удачное приобретение — тарелки из Орденских сервизов (Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Александра Невского, св. Владимира) завода Гарднера конец XVIII века. А также фигурки императорского и гарднеровского заводов.
Правда, коллекционного русского фарфора больше всего... на Западе. Там люди, в отличие от наших коллекционеров, очень давно и правильно собирали русский фарфор. Если у нас на десять вещей серьезного коллекционерского внимания заслуживает одна, то у них на десять — девять.
Из известных западных собраний русского фарфора — коллекция главы клана Ferrari. Собрание Мстислава Ростроповича, которое стоит отнести к западным, поскольку формировалось оно преимущественно во Франции.
Одно из самых эстетских — собрание Мориса Барюша (совладельца галереи Popov в Париже). Он собирает только русский XVIII век. Покойный совладелец его отца — мэтр Попов в свое время обладал еще более значительной коллекцией, но после его смерти она была частью распродана, а частью попала в Национальный музей керамики в Севре.

Ю.Р.: На последнем русском Sotheby"s тарелки "военной серии" покупались за очень солидные суммы, начиная с 14 тысяч долларов. В Москве аналогичную тарелку можно купить в четыре раза дешевле. Как это объяснить?
Н.С.: Для того, чтобы существовала высокая шкала цен на шедевры, должен быть хороший рынок фарфора среднего уровня. Должен быть широкий спектр предложения и спроса. У нас между рядовыми вещами и коллекционными вилки цен не существует. На этом как раз можно играть. Пока рынок не сформирован, есть возможность покупать хорошие вещи и даже шедевры недорого. Это относится не только к русскому, но и к западноевропейскому и к китайскому фарфору.

В ноябре 1993 года галерея Шон выставила на продажу с оценкой 1 600 долларов террину (миску) розового семейства (эпоха Цин, период правления Чэнь-Луна — 1736-1796).
За месяц до этого совладелец галереи Шон Кленов Владимир Константинович приобрел ее в салоне Антиквариат на Большой Якиманке всего за 250 долларов. Правда без атрибуции.
Между тем на аукционе восточного искусства, организованном Sotheby"s в Монако в 1990 году, аналогичная террина фигурировала с предварительной оценкой 8-12 тысяч долларов.

Ю.Р.: Стало быть, ценность и стоимость совпадают не всегда.
Н.С.: Да. Очень показательная в этом смысле история случилась недавно. В одной московской коллекции есть редкая майсенская ваза — второе или третье повторение одной из тех пяти, что скульптор Кендлер исполнил в 1749 году для французского короля Людовика XV. Датируется она пятидесятыми годами XVIII века.
Хозяйка хотела вазу продать. И продала бы. Желающие купить эту вазу были. Они готовы были заплатить 10 тысяч долларов. (Что совсем немало). На западных аукционах кендлеровские вещи, например, канделябры того же времени стоят от 8 до 12 тысяч. Но просвещенные знакомые хозяйки подсказали ей, что ваза такая может стоить и 30 тысяч долларов.
И действительно, стоить столько она может. Но на Западе — в дорогом салоне, в долгой продаже. У нас продать ее за эту сумму нельзя.
Когда к нашей хозяйке пришел покупатель с десятью тысячами, она сказала — семнадцать. Покупатель был готов заплатить и эту сумму. Это вдохновило хозяйку поднять цену до 25 тысяч. Покупателей не стало вообще.

Ю.Р.: Такие, то есть классные коллекционные вещи дорожают в первую очередь?
Н.С.: Именно хорошим вещам предстоит переоцениваться и дорожать. Если не коллекционные, но привлекательные фарфоровые вещи — декоративные вазы и сервизы дорожают в среднем на 5 процентов в год. То коллекционные — в ситуации стабильного рынка, то есть на Западе — на пятнадцать. У нас же за последние два года они подорожали процентов на пятьдесят.
Правда, необходимо учитывать еще степень известности вещи и наличие спроса на нее. Что такое тарелки "военной серии", Орденские сервизы завода Гарднера конца семидесятых-начала восьмидесятых годов XVIII века, или императорские сервизы XIX века — знают многие.
А что такое, допустим, ранний Батенин или ранние братья Корниловы — мало кто знает. Для коллекционера это, конечно, интересно. Однако рассчитывать на то, что эти вещи удастся легко продать, как только приспичит, и что цены на них поднимутся, — не приходится.
Лет шесть назад в магазине на Октябрьской была в продаже ночная ваза — обычный горшок с ручкой, только фарфоровый. Большой, доложу я вам, раритет. И марка изумительной редкости, малоизвестная (Люневиль, кажется). Атрибутировали эту вазу восьмидесятыми годами XVIII-началом XIX века. Досталась она одному питерскому коллекционеру, специализирующемуся на редких французских марках. Он только ради нее в Москву и приехал. Стоила она ему сущие пустяки, потому что никому, в принципе, нужна не была.

Ю.Р.: Как понять, по какой цене выгодно покупать фарфор?

Н.С.: На первый взгляд, ситуация довольно "скользкая". Прейскуранта цен не существует. Однако что, где и почем, в принципе, известно.
Покупать вещи грамотно, в рамках профессиональных цен, как говорится — "за свои", — выгодно. Естественно, не надо ждать прибыли на следующий день.

Ю.Р.: А где лучше покупать фарфор в магазине, с аукциона?

Антикварный фарфор предлагается на аукционах: Альфа-Арт, Гамаюн, Гелос; в галереях: Альфа-Арт, Шон; в магазинах: Акция на Арбате, Антиквар-Метрополь, Антиквариат на Арбате, Антиквариат на Мясницкой, Русская старина на Петровке, Салон Антиквариат на Большой Якиманке.

Н.С.: Некоторые господа предпочитают пополнять свои коллекции фарфора не за счет галерейных или аукционных, а за счет музейных собраний.
За последние пять лет были совершены три крупные музейные кражи фарфора. Пропало несколько уникальных вещей. Севрская ваза в Эрмитаже. Фарфоровые пласты в Кусково. И парные веджвудские рельефные портреты Петра I и Екатерины II — из Останкино.
Совершенно очевидно, что все три кражи сделаны по одному заказу. Это хорошо организованный и очень профессиональный грабеж. Исполнитель берет определенные вещи, и кое-что прихватывает для себя. Иногда, как это случилось в Кусково, то, что не проходит в дырку, оставляет.
Ну а если серьезно — покупать всегда лучше хорошую вещь и желательно при этом не переплачивать. А где — уж не имеет значения. Можно и у бабушки. Только все же неплохо было бы предварительно проконсультироваться у специалиста.

Ю.Р.: На предмет подлинности?
Наталия Сиповская: И подлинности, и точной атрибуции, и рентабельности покупки.

Ю.Р.: Раскошелиться, однако, придется...
Н.С.: Прагматичные американцы давно посчитали, что начинающий коллекционер, который прибегает к услугам профессионала, с учетом его комиссионных, на каждой тысяче долларов выигрывает около двух сотен долларов по сравнению с тем, кто покупает сам.

Ю.Р.: Тот, кто консультируется у специалиста гарантирован от подделок?
Н.С.: В большой степени. Кстати, был такой замечательный случай. Лет девять назад в Кусково на закупку поступило несколько тарелок агитационного (первого советского) фарфора, которые делали на Государственном фарфоровом заводе (бывшем Императорском) в конце десятых — начале двадцатых годов нашего века.
Как потом выяснилось, тарелочки были фальшивые. На вид же они совсем были хороши. Отличилась тогда Эльвира Борисовна Самецкая (в ту пору заместитель директора по научной работе). В порыве творческого вдохновения она подняла одну тарелку на свет и без всяких луп, специального света и прочих приспособлений определила — фальшак.
Под маркой Государственного фарфорового завода виднелся след от стертой надписи Made in Japan (сколько надглазурную марку не счищай, в данном случае кобальтовую, цвет может и сотрется, но след в глазури останется). "Агитфарфор" был сделан на классном японском полуфабрикате (так называемом "белье").
Отличить настоящую вещь от подделки можно, между прочим, по цене.
Иногда неспециалисты приходят и говорят:
— На Sotheby"s было несколько фальшивых Айвазовских!
— За настоящих их никто и не выдавал.
— Но написано же в каталоге: Айвазовский.
— А ты на цену посмотри — нулей не хватает. Ясно — фальшак.
Так и с агитфарфором. Правда, из-за большого количества подделок мода на него спала. Но если вам его приносят из под полы по 100 долларов за тарелку, — о чем речь?

18 июля 1996, аукцион Christie"s: чашка и блюдце агитационного фарфора с росписью М. Лебедевой 1923 года ушла с торгов по очень умеренной цене — за 1 800 долларов.
14 декабря 1995, аукцион Sotheby"s: декоративная тарелка с росписью А. Щекотихиной-Потоцкой, датированная 1920 годом, не добрала до суммы предварительной оценки (3 100 долларов) и была снята с аукциона на отметке 2 300 долларов.
17 июля 1996, аукцион Sotheby"s: декоративная тарелка с росписью М. Адамовича 1925 года, выставленная с оценкой 12 400-18 600 долларов продана не была.

Н.С.: Однако в хорошие для агитфарфора времена — в конце восьмидесятых-начале девяностых годов — цены на него доходили до 40-50 тысяч долларов за тарелку.

Ю.Р.: Какие еще, кроме как на новом белье, существуют виды подделок?
Н.С.: Делают абсолютно новые вещи, которые выдают за старые.
Наиболее охотно подделывают супрематический фарфор (его делали на ГФЗ по моделям Малевича и его последователей-супрематистов в середине двадцатых годов).
Этот фарфор, как правило, не блещет технологическим совершенством (к 1925 году запасы дореволюционного белья, на котором делали агитационный фарфор, кончились). Масса супрематического фарфора — никакая, серая такая, противная, похожа на фарфор для унитазов. Подделать ее нетрудно. Да и роспись простая — геометрическая.
Уже года четыре по рынку ходят очень хорошего качества новодельные чашки будто бы Императорского завода николаевского времени. Делают их питерские умельцы. Им бы орден дать — "Знак почета". У них и фарфоровая масса хороша. И краски качественные.
Правда, для специалиста отличить фальшак от подлинника труда не составит: качество росписи не соответствует стандарту XVIII века. Видно, что писал человек больше привычный к холсту и кисти, а не к тонкому фарфоровому "пунктиру".
Вообще хороших мастеров фарфоровой росписи сейчас очень мало. На Ленинградском фарфоровом заводе есть люди. Не знаю, почему они не подрабатывают на изготовлении подделок. А если подрабатывают, тогда не лучшие.
Еще один вид фальшивок — переделки старых вещей.
Если "дополнить" живописной композицией обычную столовую тарелку без росписи, она становится декоративной и стоит, соответственно, несколько дороже.
Также с чашками. Предположим, роспись стерлась или была не слишком выразительна — с вензелем, к примеру. Чашка с вензелем какие деньги стоит? Никакие. А чашка с портретом героя войны 12-го года — деньги. Ну и пишут героя на месте вензеля. Весьма ценный и популярный раритет получается.

Ю.Р.: В прошлом году на антикварном рынке в большом количестве ходили подделки гарднеровских фигурок конца XIX века. Их как-то можно отличить от настоящих?
Н.С.: Эти подделки очень хорошо выполнены технологически. И масса хорошая. И краски правильно подобраны. И марка четкая — Георгий Победоносец на "бублике" (клеймо завода Гарднера конца прошлого века).
Однако расписаны эти вещи не так аккуратно, как было принято, да и по весу они несколько тяжелее настоящих.
Практически гарантированы от подделок покупатели дорогих интерьерных ваз конца прошлого века. К примеру, севрских 70-х годов XIX века, которые повторяют тот же Севр XVIII века — тех самых, которые называют "нуворишскими" и над которыми все смеются. И напрасно.
Эти вазы почти не подделывают. Уровень производства, где возможно сделать метровую вазу, и при этом грамотно выполнить все технологические операции — крытье, роспись, позолоту — представить довольно трудно. Если такую вазу все-таки сделать, стоить она будет дороже, чем старая.
Другое дело, что вазу, выполненную в стиле Севра на каком-нибудь мелком заводике, могут атрибутировать как настоящий Севр и запросить, соответственно, в четыре раза больше. Или же вазу XIX века выдать за XVIII век. От этого никто не гарантирован.

Ю.Р.: Если человек узнал, что владеет совсем не тем, на что рассчитывал, — может ли он вернуть вещь обратно в магазин или на аукцион и получить назад деньги?
Н.С.: Все зависит от порядков конкретного аукционного дома или магазина. У нас, в основном, принимают. Не столько потому, что кто-то сверху того требует или порядочность заела, — опасаются последствий.

Ю.Р.: Боятся, что-ли, что все чашки перебьют?
Н.С.: Да нет. Скандала. Все друг друга знают. Серьезные аукционеры и держатели магазинов предпочитают тихо забрать вещь даже тогда, когда покупатель просто недоволен приобретением. Допустим, в какой-то момент вещь ему понравилась. Время прошло, он смотрит — сущий крокодил.

Ю.Р.: Возвращают сумму полностью?
Н.С.: Не обязательно. Ситуация могла измениться. Если в момент покупки вещь представлялась редкой, то со временем аналогичных ей могло появиться множество. Соответственно, стоить они будут в четыре раза дешевле. Поэтому вещь пытаются продать снова или же на что-то поменять. Однако распространяется этот вид услуг, в основном, на влиятельных на антикварном рынке людей или на перспективных клиентов. В том числе и на коллекционеров-новичков.
1. Интерьер квартиры московского коллекционера Михаила Перченко.
2. Интерьер кухни московского коллекционера Игоря Сановича.
3. Две вазы Императорского фарфорового завода (1836) — одна из самых дорогих (99 тысяч долларов) продаж русского фарфора на европейском антикварном рынке.
4. Чашка с крышкой и с блюдцем с портретом Екатерины II (Императорский фарфоровый завод, 1770-е годы). Такая же есть и в коллекции Мстислава Ростроповича.
5. Тарелка из так называемой "военной серии" (Императорский фарфоровый завод, 1844) — наиболее удачное приобретение с точки зрения инвестиций.
6. Тарелка. Севр. (1821).
7. Майоликовая скульптурная группа (Стаффордшир, 1765) была продана с торгов аукциона Christie"s за 54 тысячи долларов — много дороже, чем стоят аналогичные фигурки из фарфора.
8. Марка завода Гарднера конца XIX века. Скульптурки с таким клеймом подделывают чаще всего.
________________________________________________________

Давным-давно китайские императоры и аристократы пили чай из крошечных нефритовых чашек. Но были они невероятно дорогими даже для них, поэтому гончары создали равноценный нефриту материал - фарфор, который ещё называют белым золотом. Европейцы впервые познакомились с ним в 17 веке, для которых его часто продавали на вес золота, что, в конце концов, привело к появлению дешёвой имитации. Оригинальные же изделия можно легко отличить по идеальной форме, термостойкости, прозрачности и искусной росписи.


Фарфор Чосон ‒ разновидность белого фарфора, производившегося в Корее во время правления династии Чосон, которая находилась у власти с 1392 по 1910. За этих пять веков производство фарфора претерпело многочисленные изменения. Популярнее других видов керамики фарфор Чосон завоевал и любовь в Китае, особенно у представителей династии Мин. Редкая ваза из фарфора Чосон была продана на аукционе Кристис в Нью-Йорке за 1,2 миллиона долларов. Датируется она 18 веком. Высота изделия 55 сантиметров.


В китайской культуре красный цвет символизирует радость, удовольствие, счастье. Неудивительно, что красный фарфор был так популярен, несмотря на высокую цену. Для производства красного фарфора требовались дорогие материалы, а сам процесс был сложным и затратным. Навыки и техники производства кроваво-красного фарфора были утеряны при династии Цин. Гончары опытным путём установили, что при определённых температурных режимах некоторые виды фарфора приобретают удивительный цвет. До этого красный фарфор получали с помощью красной медной глазури. Красная фарфоровая чаша, украшенная цветами лотоса, была подана за 9,5 миллионов долларов на аукционе Сотбис.


Подглазурный красный фарфор особенно был популярен во время правления династии Мин, благодаря ему появился ещё один вид красного фарфора, более яркий, огненный. Фарфор Jihong первоначально использовался для религиозных церемоний. Ji переводится как жертвовать, а hong означает красный цвет. Изделия из этого фарфора часто украшали нефритом, жемчугом, кораллами, агатом и золотом. Со времён империи Мин секреты производства фарфора Jihong затерялись. Многие пытались воспроизвести его, но безуспешно. В Музее керамики Цзиндэчжэнь есть только десять изделий из красного фарфора, а во всём мире их не более ста. Редкая ваза династии Мин из фарфора Jihong на аукционе Кристис в 2006 году была продана за 10 миллионов долларов.


Фарфор кобальтового цвета появился в 9 веке в китайской провинции Хэнань, но он не был ещё таким красивым и прозрачным как бело-голубой фарфор, появившийся в провинции Цзиндэчжэн, ставшей фарфоровой столицей. Максимальной популярности бело-голубой фарфор достиг в период правления одного из императоров династии Цин 1661-1722. Для производства фарфора использовался оксид кобальта, но он был невероятно дорогим, практически в два раза дороже золота. В Европе для его производства использовали так называемый французский фарфор, вид искусственного фарфора, изготовленного из стекла, расплавленного с глиной. На аукционе Сотбис в Гонконге за 21,6 миллиона долларов была продана удивительная ваза из бело-голубого фарфора.


Лучшие фарфоровые изделия изготовляются из оригинального восточного фарфора, полученного из двух ингредиентов ‒ китайской глины и китайского камня. В результате получается необычайно прочный, белый прозрачный материал. Если изделие разбивается, то скол выглядит блестящим и влажным. Мягкий фарфор ‒ это попытка европейцев имитировать аутентичный твёрдый китайский фарфор. Но он получился менее качественным, менее прочным, а скол выглядит шероховатым. Пока европейцы пытались добиться успехов в производстве фарфора, в Китае династия Цин победила династию Мин. Это был период мира и экономического процветания, что повлияло и на искусство. За время их правления китайский фарфор стал более разноцветным. Идеальная форма, широкий спектр цветов и искусная техника декора характерны для той эпохи. Ваза династии Цин 18 века была продана за 84 миллиона доллара богатому китайскому промышленнику.

На часах всегда ровно пять, то есть время пить чай, у доброй части людей чаепитие стойко ассоциируется с чашечкой из тончайшего фарфора.

Фарфор, его благородство и утонченность долгое время являлись синонимами непревзойденной роскоши, доступной лишь королевским особам. Но когда этот вид керамики начали производить не только на его родине - в Китае, но и в Европе, фарфоровые изделия стали настоящим предметом культа уже в более широких кругах: может быть, менее знатных, чем королевские, но не менее богатых.

Ход времени изменил многое, однако, как и несколько сот лет назад, лучшая фарфоровая посуда продолжает быть предметом, доступным только избранным.

Причем цель вашего желания обзавестись люксовым фафором может быть различной: скажем, вам просто хочется иметь любимую чашечку, или украсить комод изысканной статуэткой, или позаботиться о внуках, которые на любом аукционе смогут выгодно продать унаследованный фарфор с именем и историей. В любом случае от обладания эксклюзивным изделием вас отделяет только обозначение той суммы, которую вы готовы на это потратить.

Лучшая фарфоровая посуда из Англии

Стоит ли сомневаться в ценности продукции, гарантированной королевским двором? Наверное, нет. И уж если британская монархия поставку фарфоровой посуды для королевских столов доверила лишь нескольким производителям, среди которых WWRD, Thomas Goode и, с недавних пор, Caverswall, то сей факт стоит принять во внимание. Тем более что именно этим компаниям в разное время британские короли и королевы выдали специальный сертификат, который являлся и по сей день является подтверждением безукоризненного качества производимой ими посуды.

На протяжении многих лет британский королевский двор выбирает продукцию, выпускаемую в группе компаний WWRD, под крылом которой работает такие торговые марки, как Waterford, Royal Doulton, Minton и др. Если первая компания специализируется на производстве прозрачнейшего хрусталя, то две вторые сделали себе имя, создавая уникальные вещи из фарфора. Знают и любят этих кудесников тончайшей керамики не только в Англии, но и за океаном - например, по приказу президента Теодора Рузвельта роскошным столовым сервизом из фарфора Wedgewood обзавелся Белый дом.

Даже с учетом того, что производители ориентируется на классику (цветочные мотивы, сдержанность линий, золотая окантовка), английский фарфор не отстает от современных тенденций. Для этих целей группа компаний WWRD активно сотрудничает с модными и талантливыми дизайнерами, из-под «пера» которых выходит лучшая фарфоровая посуда в мире, не нуждающаяся в проверке временем для того, чтобы ее назвали классикой.

Thomas Goode

С момента своего основания, то есть с 1827 года, компания Thomas Goode изготавливает для монархов столовую посуду и другие милые сердцу вещицы из костяного фарфора. В наши дни роскошь обладания изделиями от Thomas Goode стала более доступной. Хотя бы теоретически. Потому что при наличии определенных средств мастера компании готовы создать только для вас новый дизайн фарфоровых изделий или добавить вашу монограмму на уже имеющиеся заготовки. Надо отметить, что до элитной посуды из фарфора пока еще не добрался современный хай-тек. И даже тот дизайн, который в Thomas Goode называют маскулинным, заставляет мысленно перенестись во времена рыцарских турниров, прекрасных дам, герольдов и королевской роскоши.

Caverswall

Несмотря на то что Caverswall относительно молодой игрок в этом сегменте (свою историю компания ведет с 1973 года), ее позиции на рынке невероятно прочны: в стенах этой мануфактуры производится костяной фарфор для многих других известных брендов, которые потом лишь украшают заказанные изделия своим логотипом.

Компания Caverswall, являющаяся официальным поставщиком королевского двора и отмеченная знаком отличия Royal Warrant, имеет обширное портфолио, из которого клиент выбирает продукт желаемых форм и цветов. Так, особо взыскательный заказчик может изъявить желание создать полностью уникальный дизайн, а особо сентиментальный - увековечить в посуде любое жизненно важное для него событие: памятные тарелки или кружки с фотографиями - прекрасный повод оглянуться на прошедшие дни и вспомнить их с теплотой и улыбкой. На разработку дизайна и изготовление образца тарелки уходит от шести до восьми недель.

Несомненным преимуществом размещения заказа в Caverswall является возможность удаленного общения клиента с компанией.

Особую любовь английских, да и не только, производителей фарфора заслужил такой предмет сервировки, как супница. Заказанная в Caverswall станет настоящим украшением праздничного стола и обойдется клиенту примерно в 1 500 долларов.

Лучшая венгерская посуда из фарфора

Производством фарфора в Европе занимались и занимаются не только жители Туманного Альбиона. Еще один знаменитейший «звонкий» бренд - Herend - родился в Венгрии. В этой компании чтят ценность и элегантность фарфора, ни на секунду не забывая о том, что второе его имя - белое золото. О чем, собственно говоря, и свидетельствует список приверженцев продукции Herend: королевы Виктория и Елизавета, царь Николай II и император Франц-Иосиф, леди Диана и Папа Римский Бенедикт XVI...

Так что если вы любитель фарфора и у вас есть хотя бы пара десятков тысяч лишних долларов, - вам сюда. Ведь в Herend уже давно позаботились о вашем чувстве прекрасного, сотворив целый ряд уникальных изделий. Вот, например, ваза. Десять лучших мастеров трудились два месяца над тем, чтобы создать для нее белую основу, которую затем художники, входящие в ТОП-3 компании, расписывали более двухсот часов. Полученный результат в Herend скромно называют шедевром. И таких шедевров у компании много. Может, вы ищете подарок к торжественной дате или свадьбе? Изделия из коллекции шедевров, изготовленные в Herend и стоимостью от 6 000 до 50 000 долларов, идеально подойдут для такого случая. Или, например, прикроватные тумбочки новобрачных могут украсить изысканные статуэтки. Причем некоторые из них обзавелись небольшим абажуром и переквалифицировались в светильники, от чего фарфоровая роспись заиграла новыми красками.

Лучший французский фарфор

Другая культовая мануфактура, радующая своей продукцией ценителей посуды категории делюкс, - Raynaud & Co - была основана в 1849 году и производит так называемый лиможский фарфор, который благодаря уникальной разновидности каолина отличается неповторимой белизной. И хотя изделие из лиможского фарфора выглядит почти прозрачным, оно отличается удивительнейшей прочностью, что для посуды отнюдь не лишнее. Продукцию именно этой марки страстно почитали в царской России.

Инвестиции в производство, сделанные во второй половине прошлого века, позволили компании не только сохранить накопленный опыт и уникальное ноу-хау, но и разработать новые техники. Это, в свою очередь, дало возможность выпускать невероятно качественные репродукции старинной посуды (например, копии китайской посуды времен Ост-Индской компании), а также создавать великолепные коллекции, посвященные творчеству знаменитостей. В частности, мастера Raynaud & Co оказались особенно вдохновлены творчеством и жизнью Сальвадора Дали и Жана Кокто.

Помимо всемирно известного Meissen, который, безусловно, считается флагманом фарфорового производства в Европе, Германия может похвастаться еще одной уникальной маркой фарфора - Königliche Porzellan-Manufaktur (КРМ). Компания на протяжении почти 250 лет существования впитала в себя множество стилей, которые были модны и актуальны в разные годы. Присмотревшись к продукции КРМ, можно найти следы рококо, классицизма и югендстиля. После 1920 года в производстве фарфора, как и в живописи, появилось неукротимое влияние абстракционизма, вследствие чего в дизайне посуды и других предметов быта начала обнаруживаться лаконичность с упором на функциональность.

Знаменитые стенные тарелки, выпускаемые на этой мануфактуре, в зависимости от размера и интенсивности росписи стоят от 5 000 до 20 000 долларов. Отличительной особенностью производства КРМ является то, что любой фарфоровый продукт по заказу клиента будет изготовлен чисто-белым и оставлен без росписи.

Датский фарфор — один из лучших в мире

Если на фарфоровом изделии вы видите три синие волнистые линии - значит, вы смотрите на торговый знак, символизирующий превосходное качество Royal Copenhagen. Датский фарфор знаменит своими рождественскими коллекциями. Их стиль выдержан в классических сине-белых тонах, которые отсылают нас к китайскому и дельфтскому фарфору, а также русской гжели. Перед тем как подобное рождественское чудо (да и любое другое хрупкое изделие) попадет к вам, оно пройдет как минимум через тридцать пар рук, которые с заботой и любовью сначала обрабатывали глину, затем обжигали ее, расписывали, покрывали глазурью и упаковывали.

Пользующиеся невероятной популярностью у коллекционеров расписные столовые блюда, которые язык не поворачивается назвать «тарелками» ввиду их исключительной художественности, купить дешевле чем за 200 долларов не получится. Впрочем, мелкий опт из 12 тарелок вам уступят за 1 500 долларов.

Надо отметить, что Royal Copenhagen - это эксклюзив с деловым подходом. Простой в обращении сайт позволяет приобрести элитный фарфор с таким же удобством, как любой другой интернет-магазин. На сайте, кроме всего прочего, есть полезный раздел о маркировке продукции, который поможет определить истинное происхождение и ценность имеющегося у вас фарфора Royal Copenhagen.

Все вышеназванные компании, помимо самого фарфора, объединяют первоклассный сервис и гарантия того, что самый лучший фарфор в мире придет к клиенту в целости и сохранности (на 30 процентов продукта приходится примерно 70 процентов упаковки).

И главное. Если вы приобретаете фарфоровую посуду и не хотите стать героем анекдотов, которые будут рассказывать друг другу мастера фарфорового дела, то никогда-никогда не спрашивайте, а можно ли этот фарфор мыть в посудомоечной машине...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама