THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Комплексное индивидуальное занятие с ребенком синдрома Дауна в «Сенсорном саду» .

Специалист: педагог – психолог.

Время проведения: 45-60 минут.

Форма проведения: индивидуальное занятие педагога-психолога с ребенком синдрома Дауна и родитель.

Цель занятия: Знакомство ребенка с «Сенсорным садом», с его тремя зонами: деревня, сенсорные чаши, пенечки.

План занятия:

1). Общение (приветствие);

2). Развитие познавательной сферы;

3). Творческая активность;

4). Двигательная активность;

5). Релаксация;

6). Ритуал прощания.

Задачи занятия:

1). Социализация (установление контакта), адаптация и сплочение;

2). Развить ведущую деятельность с элементами сюжета;

3). Формирование сенсорных эталонов (величины, формы, цвета);

4). Формирование навыков совместного взаимодействия;

5). Формирование навыков сотрудничества между родителем и ребенком;

6). Развитие мелкой моторики;

7). Развитие воображения;

8). Формирование умений использования ресурсов собственного тела в повседневной двигательной активности;

9). Создание и закрепление расслабленного состояния в теле, минимизация мышечного тонуса всего организма;

10). Формирование ритуала прощания.

11). Формирования понимание и выполнения инструкции.

Занятия № 1. «Развитие познавательной сферы в зоне «деревня»».

На втором этапе мы переходим к развитию познавательной сферы, к формированию основных навыков. Этот этап проходит в «сенсорном Саду» в зоне «деревня», упражнение называется «огородник». Развитие предметной игры с элементами сюжета (сажаем игрушечные овощи на грядки, поливаем, полем, собираем совместно с ребенком, чистим овощи, «кушаем».) Здесь мы у ребенка с синдромом Дауна формируем сенсорные эталоны (величина овощей, формы овощей, цвета). Формируем навыки совместного взаимодействия.

Третий заключительный этап релаксация, проводится в зоне «Море». Данный вид активности заключается в расслаблении организма и ощущении контрастности состояний бодрости и спокойствия. Мы используем упражнений на расслабления:

Упражнение «кораблик» - расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Занятия №2 Развитие творческой активности в зоне «сенсорные чаши».

Начало занятия начинается с приветствия. Приветствие содержит свободную деятельность (ребенок взаимодействует с родителем и специалистом).Упражнение называется «пятёрочка» (специалист совместно с ребенком и родителем берется, выставляют ладошки и хлопают друг другу по рукам).

Второй этап творческая активность упражнение «прикоснись» которое проходит в зоне «сенсорные чаши». Данный вид активности состоит из нескольких циклов: изучение природных материалов, различных круп, смешивая их воедино с последующим возвратом природного материала, круп и т.д. по своим чашам, с закреплением на следующем занятии. Здесь мы знакомим ребенка с понятиями твердый, рассыпчатый, колючий, гладкий, желеобразный, много – мало, большой – средний - маленький. После чего мы даем четкую инструкцию ребенку (если надо повторяем ее несколько раз), что ребенку совместно с родителем или специалистом (если помощь ребенку необходимо).

Упражнение «пляж» - развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности.

Переходом для релаксации является музыкальное сопровождение со спокойным музыкальным фрагментом. На этом этапе специалист создаёт и закрепляет расслабленное состояния тела, минимизация мышечного тонуса всего организма.

Занятие №3 развитие двигательной активности проходит в зоне «пенечки»».

Начало занятия начинается с приветствия. Приветствие содержит свободную деятельность (ребенок взаимодействует с родителем и специалистом). Упражнение называется «пятёрочка»(специалист совместно с ребенком и родителем берется, выставляют ладошки и хлопают друг другу по рукам).

Второй этап двигательная активность, который проходит в зоне «пенечки». На этом этапе акцент делаем на поисковой активности, развитие координации движений, развитие общей моторики (№ ходьба по разноцветным пенечкам вперед-назад, медленно - быстро, прыжки по пенечкам выше - ниже, право – лево и т.д.). Здесь делается акцент на развитие общей моторики (подражание действиям специалиста).

Третий этап ритуал прощания. Задача состоит в том, чтобы сформировать ритуал прощания.

Этот этап включает взаимодействия специалиста, родителя и ребенка. Содержания ритуала прощания «паровозик»: все становятся в друг за другом (родитель, ребенок, педагог - психолог) идем по кругу, держась за талию друг друга и поем уже знакомую ребенку песенку. После того как ритуал прощания сформирован стоит придерживаться его на протяжении последующих занятий.

Занятие №4 . Развитие творческой активности в зоне «сенсорные чаши».

Начало занятия начинается с приветствия. Приветствие содержит свободную деятельность (ребенок взаимодействует с родителем и специалистом). Упражнение называется «пятёрочка». (специалист совместно с ребенком и родителем берется, выставляют ладошки и хлопают друг-другу по рукам).

Второй этап творческая активность, который проходит в зоне «сенсорные чаши». Данный вид активности состоит из нескольких циклов: изучение природных материалов, различных круп, смешивая их воедино с последующим возвратом природного материала, круп и т.д. по своим чашам, с закреплением на следующем занятии. Здесь мы даем четкую инструкцию ребенку (если надо повторяем ее несколько раз), что ребенку совместно с родителем или специалистом (если помощь ребенку необходимо), выполняет упражнение «умелые ручки», выложить на писке дорожки из фасоли, выложить из макарон дом, забор и т.д. Здесь мы формируем навыков сотрудничества между родителем и ребенком; развитие мелкой моторики; развитие воображения.

Третий этап называется релаксация, проводится в зоне «Море». Данный вид активности заключается в расслаблении организма и ощущении контрастности состояний бодрости и спокойствия. Мы используем пару упражнений на расслабления:

Упражнение «парусник»- расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Переходом для релаксации является музыкальное сопровождение со спокойным музыкальным фрагментом. На этом этапе специалист создаёт и закрепляет расслабленное состояния тела, минимизация мышечного тонуса всего организма.

Занятие №5 «Развитие познавательной сферы в зоне «деревня»».

Начало занятия начинается с приветствия. Приветствие содержит свободную деятельность (ребенок взаимодействует с родителем и специалистом). Упражнение называется «пятёрочка» (специалист совместно с ребенком и родителем берется, выставляют ладошки и хлопают друг другу по рукам).

На втором этапе мы переходим к развитию познавательной сферы, к формированию основных навыков. Этот этап проходит в «сенсорном Саду» в зоне «деревня» упражнение «спелый урожай». Развитие предметной игры с элементами сюжета (собираем игрушечные овощи на грядки, собираем совместно с ребенком, моем овощи, чистим овощи, «кушаем».) Здесь мы у ребенка с синдромом Дауна формируем сенсорные эталоны (величина овощей, формы овощей, цвета). Формируем навыки совместного взаимодействия.

Третий этап ритуал прощания «каравай». Задача состоит в том, чтобы сформировать ритуал прощания.

Этот этап включает взаимодействия специалиста, родителя и ребенка. Содержания ритуала прощания: все становятся в круг (родитель, ребенок, педагог - психолог) идем по кругу, держась за руки и поем уже знакомую ребенку песенку. После того как ритуал прощания сформирован стоит придерживаться его на протяжении последующих занятий.

Четкого времени на занятии для каждого этапа не существует т. к. это особенные дети и мы должны в первую очередь следовать за ребенком.

Конспект развивающего занятия

по индивидуальной коррекционной работе

с детьми VIII вида

Конспект развивающего занятия.

Цели:

1) формировать и развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление; 2) развивать свойства внимания: объем, устойчивость, концентрацию, переключение; 3) формировать и развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; 4) обогащать зрительные образы и представления; 5) формировать умения выделять главные признаки предмета.

Оборудование: иллюстрации к заданиям, медаль.

Ход занятия:

Андрей, здравствуй! Посмотри за окно. Какое сейчас время года?

Сегодня мы поиграем в игру: «понаблюдай за весной»

Весной распускаются…….

Правильно. Сейчас нам надо собрать картинку, чтобы цветы успели распуститься.

И
гра: «Подбери подходящие части вместо пропущенных»

Посмотри на верхний знак вопроса. Подбери кусочек, который должен сюда подойти. Проверь. Подставь его на нужное место. Подходит? (если нет, ищет другой кусочек). То же самое с другим знаком вопроса.

А еще весной много…..

(насекомых)

Игра "Маленький жук"

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!


Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". И т.д.

А еще весной очень ярко светит…..

Игра: « Нарисуй пропущенный рисунок»

Посмотри, что не хватает на рисунке? Если затрудняется ответить: посмотри на первый домик, что видишь на нем, возле него.

(окно, дверь, солнце)

Что на втором домике и возле него?

(окно, дверь, солнце)

А возле третьего?

(окно, дверь, крыша)

Чего возле него не хватает?

Нарисуй его.

Также весной на улице можно увидеть много ……

Игра: « Найди цифру «один»»

Помоги собачке найти все цифры один. Увидишь цифру один - зачеркивай.

Игра: ««Кто спрятался за кустом?»»

Рассмотри внимательно всех животных. Назови что есть у каждого. (какие ушки, лапки, нос, глаза и т.д.) А теперь определи, кто спрятался за кустом?

А за забором?

Какой вид транспорта спрятался за забором? Чем они отличаются? Что есть у коляски? У самоката? У велосипеда?

Разрезные картинки.

Я тебе принесла картинку, на ней вид транспорта. Но она порвалась. Помоги мне ее восстановить.

Получилась картинка? Что на ней изображено? Если возникают затруднения: возьми одну часть. Что это? Как ты думаешь эта часть находится внизу или вверху транспорта? А эта часть? Что это? Где она находится? Посмотри, можно ли соединить эти две части? Возьми другую. Что на ней? Куда мы ее присоединим? Чего не хватает? Подставь. Что же за картинка получилась?

Молодец! За сегодняшнюю работу я хочу подарить тебе медаль! На ней написано: «Молодец!» Спасибо за помощь!

Номинация: развивающие занятия для детей с синдромом дауна.

Должность: педагог-психолог

Цель занятия – создание условий для формирования умений идентифицировать предметы по форме, а также умения соотносить предметы по форме, через формирование представлений о геометрических фигурах.

Возраст – 7-8 лет.

Форма проведения : индивидуальная.

Длительность занятия : 30-40 минут.

Методы и техники : наблюдение, беседа, техники массажа рук для развития мелкой моторики, авторская игра «Спасение зверят».

Необходимое оборудование и организация пространства : рабочее место для занятий: кабинет (заранее проветрен), хорошее освещение, рабочий стол/парта/журнальный стол, два стула при необходимости (для психолога и ребенка). Массажный шарик с пружиной. Белый картон А4 или лист бумаги А4. Вырезанный набор геометрических фигур из цветного картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб (по 3 штуки на каждую фигуру). Фигуры животных (у нас на занятиях были маленькие пластмассовые игрушки, и игрушки из киндера) и фигура «злодея». Изображения 2 эмоциональных состояний (веселое и грустное), клей.

Ход работы

1 этап. Приветствие, установление контакта, формирование доверительных отношений.

Игра «Поймай шарик!»

2 этап. Массаж рук массажным шариком, далее пружинкой. Данное упражнение имеет две цели, где главная цель – установление контакта с психологом. На начало занятия, как правило, у ребенка нет мотивации на работу, внимание рассредоточено и ребенок отвлекается на любую мелочь, вступая с любой вещью в предметную игру (сюжетно-ролевая игра для ребенка с синдромом Дауна в младшем школьном возрасте недоступна). Поэтому, психологу необходимо закрепить внимание ребенка на себе, используя при этом, физический контакт, вербально и эмоционально подкрепляя общение с ребенком. В ходе выполнения задания, ребенку предлагаются различные вопросы: «какая погода на улице?», «какое настроение», подведение ребенка к цели занятия, начало инструкции к занятию («А сегодня к нам в гости пришли зверята из зоопарка!»).

3 этап. По теме занятия «Геометрические фигуры» с введением авторской игры «Спасение зверят» ребенку предлагается предыстория.

«К нам в гости сегодня направлялись веселые зверята, они очень хотели с тобой встретиться и дружно поиграть. Ты хочешь с ними поиграть? (получаем обратную связь от ребенка) Но вот напасть! Случилась беда! По пути им встретился слой злодей-разбойник! (Показываем ребенку фигуру «злодея») Он всех маленьких зверят поймал и заточил в железную клетку! (Также демонстрируем ребенку зверят-игрушки, которые заранее мы сложили в коробочку/контейнер-сетку/корзинку) Им там сейчас так грустно и плохо! Давай их будем спасать! (После того, как дождались положительного ответа ребенка продолжаем) этот злодей-разбойник оказался большим хитрецом! Он ни за что не хочет выпускать зверят просто так! И Его не перехитрить! Он придумал задание для тебя, пройдешь задание – отпустит зверят! Ну что, ты готов выполнить задания злодея-разбойника? (также дожидаемся обратной связи от ребенка)».

4 этап. Работа по теме. Формирование умений соотносить геометрические фигуры с эталоном, а также введение понятий величины предметов (большой-маленький) и понятий сравнительной величины (больше-меньше).

Ребенку предлагается лист А4 (принцип изображения «игры-карты» на фото в приложении), где заранее прорисованы контуры геометрических фигур, а также нарисованы изображения животных (тех животных, игрушки которых вы имеете и заранее подготовили для занятия).

Далее предлагается новая инструкция: «Вот злодей дал нам карту, пройдем тропинки, найдем все эти фигурки и спасем наших животных! Давай? (Получаем обратную связь) Злодей-разбойник перепутал все фигурки (демонстрируем ребенку вырезанные геометрические фигуры), а мы их сейчас распутаем по порядку, по очереди, приклеим на нашу карту и спасем каждого животного! Смотри, здесь кто у нас нарисован? Правильно, Мишка! А какие рядом с ним фигурки? Это у нас кружочки! (проговариваем вместе с ребенком слово «Круг») Давай найдем кружочки и приклеим на нужные места! (ребенок находит, приклеивает) Ура, ты нашел и приклеил все кружочки! Какой ты молодец! Теперь наш Мишка спасен!» (Злодей-разбойник отпускает Мишку из клетки и мы представляем возможность ребенку посмотреть и потрогать игрушку, но при этом напоминая ребенку, что есть еще животные, которые ждут его помощи).

Продолжаем инструкцию в той же последовательности, «спасая» каждого животного.

Ребенок, как правило, успешно справляется с поиском геометрических фигур, соотнося их с эталоном, однако затрудняется работать последовательно, поэтому здесь проявляем направляющую и обучающую помощь, ориентируя работать последовательно, при этом обращая внимание ребенка на то, что есть большие фигуры, а есть маленькие, есть больше, а есть меньше.

Как только все зверята спасены, даем возможность ребенку поиграть в игрушки, инициируя ролевую игру, по возможности уделяя этому 5-10 минут от занятия. Далее, ребенка необходимо аккуратно подвести к завершению игры и занятия в целом: «А сейчас, давай поможем нашим зверятам отправиться обратно домой, ведь они соскучились по своим мамам и папам, нужно их безопасно проводить, чтобы злой разбойник их опять не поймал».

5 этап. Завершение занятия. Демонстрация изображений настроения человека. Проигрывание настроения перед зеркалом. Рефлексия: «какое у тебя настроение? Покажи на картинке! Тебе понравилось занятие? Покажи на картинке!». Можно также использовать на этапе завершения невербальную игру «Подари подарок/Воображаемый подарок», при этом не требуя от ребенка самому придумать подарок, а попросить повторить за собой.

Приложение «Игра-карта»

Номинация: коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дауна.

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБОУ ОШИ №1
Месторасположение: г. Пенза

Коррекционно-развивающее занятие с детьми по теме "Овощи" состоящее из отдельных блоков (дидактических игр, динамических пауз, конструктивной деятельности, дыхательной гимнастики.) каждый из которыхимеет свои задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Закрепить представление об овощах.

Формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем.

Задачи: Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

Обогащение положительного эмоционального опыта.

1. Динамическая пауза

Воспитатель:

Тимочка, покажи, где твои ручки? Давай поиграем!

Здравствуйте глазки! (Показывает пальчиками глаза)

Здравствуйте ушки! (Показывает уши)

Здравствуйте щечки! (дотрагивается ладошками о щеки )

Здравствуй носик! (показывает нос)

Здравствуйте губки! (показывает поцелуй )

Здравствуй Тимочка! (гладит по голове )

Задачи:

Закреплять представление об овоща.

Учить узнавать, различать и показывать овощи.

Развитие познавательного интереса.

Учить понимать и выполнять словесную инструкцию .

Воспитатель:(показывает зайца)

2. Дидактическая игра: «Чудесная корзинка»

Воспитатель: (показывает зайца)

К нам прискакал зайчик и принес корзинку.

Тимочка! Посмотри, какая красивая корзинка, Давай посмотрим, что в ней. (достает овощи и называет их) это морковка, это помидор, это огурец, это капуста.

Тима, найди морковь.(огурец, помидор, капусту)

Еще зайчик принес картинки с изображением овощей.

Я буду показывать картинку, а ты будешь находить такой же овощ.

3. Дидактическая игра: «Покорми Зайчика»

Тима, возьми морковку и покорми зайчика.

Воспитатель:

Тима, давай поиграем с пальчиками!

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Пальчиковая игра «Овощи»

У нашего Тимочки (складывает ладони корзиночкой)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачек

Уложился набочек. (загибает мизинец)

Морковку, (загибает безымянный палец)

Уложил Тима ловко,

Помидор, огурец. (загибает средний и указатель палец)

Вот наш Тима. Молодец! (показывает большой палец)

Воспитатель: (надевает на голову ребенка маску паровозика)

А теперь, Тима превратился в паровозик! (подводит к зеркалу)

- Посмотри какой ты красивый настоящий паровозик!-Поехали!

Задача: Формировать положительно- эмоциональный опыт

Развивать координацию движений.

Учить произносить звукоиметацию

5.Подвижная игра: «Паровоз»

Загудел паровоз, (ребенок и взрослый идут погруппе делая

И вагончики повез. круговые движения локтями, сопровождая

Чох! Чох! Чух! Чух! звуковой имитацией)

Я далеко укачу: Ту-ту-у-у...

Воспитатель:

Тима, посмотри, мы приехали на полянку. Какой красивый цветок!

Давай понюхаем!

Задача: Развивать умение делать длительный вдох и длительный выдох.

6. Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок»,»Сдуй жучка»

дыхаем через нос и выдыхаем через рот « А-а»)

Вот прилетела на цветок бабочка! Давай ее сдуем с цветка!

(сдувает губами бабочку)

Воспитатель: (показывает на зайчика)

7. Конструктивная деятельность: «складывание из палочек домика»

Задачи: Развивать координацию рук, глазомер.

Формировать конструктивные умения.

Воспитывать чувство сопереживания.

Воспитатель: (показывает на зайчика)

Зайчик сидит и грустит! У него нет домика.

Тима, давай построим Зайчику домик из палочек.

Молодец!

Задачи: Формировать позитивно-эмоциональный настрой.

Закреплять умение соотносить движения со словами

8. Подвижно-музыкальная игра «По лесной лужайке»

По лесной лужайке. (прыжки на двух но гах)

Поскакали зайки.

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Сели зайчики в кружок. (ребенок присаживается на корточки

Роют лапкой корешок. и руками «гребет» по полу)

Вот какие зайки.

Зайки побегайки.

Вот бежит лисичка. (прячется, закрывая ладонями

Рыжая сестричка. лицо)

Ищет где же зайки.

Зайки побегайки.

Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете , поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

Послушай меня

Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию.

Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

Произнеси вслух

Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет) .

Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

Вместе с тобой

Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете.

Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

Один за раз

В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед – простой способ практиковать это умение.

Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы », когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека »). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

Возраст 2 – 3 года

Хочу чтобы!

Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением.

Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

Радуга обучения

Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома – красную рубашку, одеяло, чашку – и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», – говорит д-р Кумин.

Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама