THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Большинство людей в современном обществе пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одаренности. Феномен леворукости до конца не изучен, а исследования в этой области вызывают догадки и новые вопросы. Причины возникновения леворукости объяснимы - доказано, что оно не является вредной привычкой.

Многие левши с раннего детства демонстрируют признаки одаренности

Не такой, как большинство сверстников

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату. Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей - помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей. Большая их часть заселяет Восточную Европу, Южную Азию, меньшая – жаркую Африку, Западную, Северную Европу. Международный день левши отмечают 13 августа.

Физиология леворуких детей

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.



До школьного возраста доминирующее полушарие может меняться несколько раз

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.


Деток-левшей отличает мечтательность, творческий ум и ранимость

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.


Если правая рука ребенка временно перестала функционировать, он вполне может за полгода освоить «леворукость»

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Основной признак леворукости у 5-7-летнего малыша – это активное использование левой руки. Тем не менее, такое поведение может выражать специфику гетерохронного формирования мозга. Возможно, к 12 годам, когда наладятся связи между полушариями, ситуация изменится.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку - например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож). В дальнейшем правая рука будет помогать им переключать скорости авто, нажимать на неудобно расположенные для леворуких людей кнопки в лифте, в иных ситуациях.

Некоторые мамы стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.



Левша может долго не разговаривать, а потом сразу начать удивлять родителей сложными грамотными фразами

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.



Во взрослом возрасте левши часто выбирают творческую профессию и избегают рутины

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Помощь леворукому малышу в учебе

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы. Готовиться к поступлению в 1 класс стоит заранее - в 5 лет надо записаться на подготовительные курсы или 3 раза в неделю заниматься с ребенком дома самостоятельно.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

  • сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);
  • не касаться грудью парты;
  • ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;
  • тело, плечи и голову держать на одной линии;
  • опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.


Правильная поза для чтения и письма очень важна, особенно если речь идет о леворуком ребенке

Располагать тетрадь следует перед собой, немного сдвигая влево. При этом ее нижний правый угол будет расположен левее, что поможет малышу легко перемещать руку во время занятий. Постепенно заполняя лист, ребенок левша отодвигает тетрадь вверх, придерживает ее правой рукой сначала в верхнем, потом в нижнем углу.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать - он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: ). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши - легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия.

Чтобы помочь левше адаптироваться к школьной нагрузке, родители должны обеспечить:

  • помощь в правильной организации рабочего места: научить, как нужно сидеть, держать письменный прибор и позаботиться, чтобы свет шел справа;
  • пошаговое объяснение всех двигательных действий, чтобы ребенок выполнял их осознанно;
  • развитие одаренности малыша с помощью игр, которые улучшают зрительно-моторную координацию;
  • положительную оценку успехам и поощрение, если у ребенка-левши появляются новые достижения.

Подросший левша ничем не будет отличаться от ровесников. Разве что творческой натурой, артистичностью и мастерским владением левой рукой - эти способности в нем необходимо развивать, поощряя на новые достижения и неординарные решения.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

(5 голосов : 4.4 из 5 )

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей. Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой. Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку. Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова. Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой. У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание. Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно. Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой. У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение, левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется. Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка. Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы. У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны. Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой. Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением. Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое. Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость. Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей. Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей. Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей, они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше. В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей. Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них. Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное. Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости. Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле. Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Ребенок лучше владеет левой рукой, чем правой. Казалось бы – какая разница? Но она есть. Кроме того, почему именно левая, каковы предпосылки такого развития событий, на что следует делать упор родителям левши в аспекте своего малыша?

Маленькая справка

Строгие правила мусульманского Востока говорят о том, что нельзя дарить левой рукой подарки, подавать ей пищу, поздравлять других людей. Согласно ним считается, что у левши так называемая «нечистая» рука. Похожие представления есть и в христианстве, причем не только в религиозном, но и в бытовом отношении. На самом деле ребенок-левша – это абсолютно не страшно. Примите данное явление как данность, не переучивайте и просто учитывайте определенный набор особенностей в ходе развития и воспитания своего чада. Тем более, что эти правила достаточно просты.
Откуда берется леворукость? Ученые выяснили и неоднократно доказали, что дело здесь не столько в особенностях самой руки, сколько в особом устройстве мозга, отличном от устройства мозга у правшей. Головной мозг человека, как известно, состоит из правого и левого полушарий. При этом правое управляет левой стороной тела, а левое, соответственно, правой. Эти полушария не бывают равноправными — одно из них должно доминировать. Если более активно левое полушарие, то человек становится правшой, а если доминантное правое, то левшой.

Обратите внимание, что отличия на том, что кто-то пишет левой рукой, в то время как другой человек правой, не заканчиваются, а только начинаются, поскольку полушария мозга отличаются по характеру деятельности. Левое полушарие информацию обрабатывает последовательно, поступательно, тщательно перебирая все возможные варианты. Благодаря его работе мы можем понимать смысл речи, формировать абстрактные понятия, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. Правое полушарие работает одномоментно, воспринимая целостный образ, на который будет опираться наша способность к эмоциональному мировосприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственным функциям, интуиции, мгновенно. Оно воспринимает главным образом интонационную сторону речи. Разумеется, мы рассмотрели далеко не все функции, но общее представление из изложенной выше информации каждый интересующийся родитель ребенка-левши наверняка получит.

Особенности развития левши

Важной особенностью ребенка-левши в принципе является его особый индивидуальный ход развития. Зачастую он идет неравномерно, скачками, то опережая развитие сверстников, то отставая от него. Главное родителям не давить свое чадо, поскольку оно отличается от праворуких родителей (или родителя) самым главным – способом восприятия окружающего мира.
Так, например, для обычного человека задание из серии «поднимите правую руку и определите, где лево и где право» сложностей не представляет никаких, а для левши это непросто. Затруднения в пространственной ориентации — распространенная особенность левшей.

Так называемое зеркальное письмо, когда дети пишут буквы и цифры в обратную сторону, встречается у многих дошкольников в возрасте 3-7 лет — для них это не более чем обязательный этап освоения навыка письма. Дело в том, что для леворукого ребенка совершенно все равно, откуда начинать читать или писать — справа налево, снизу вверх и т.п., поскольку пространство для него четких координат и границ, привычного для правшей порядка не имеет. Плавают у левшей и последовательности цифр – все из-за того же отсутствия порядка.

Переучивать? Однозначно нет!

Переученная леворукость, как показывает психологическая практика, становится той ошибкой взрослых, которая порой может стоить ребенку здоровья. Переучивать малыша нельзя ни в коем случае, нужно разве что сформировать навыки, которые бы помогли левше адаптироваться к праворукой среде. Как наверняка помочь ребенку? С 6 лет побольше нагружайте доминирующую руку, внимательно следя за тем, чтобы движения были симметричными (в более раннем возрасте это не имеет смысла). Кстати, неоднократно учеными проводился такой эксперимент — переученных левшей просили выполнить письменную работу поочередно правой и левой рукой. Примечательно, что левая рука оказалась «грамотней», а упражнение было выполнено быстрее и с меньшим числом ошибок. Вот и думайте сами, уважаемые родители, стоит ли переучивать своего любимого левшу из благих намерений.

Внимание! Уделяйте равное внимание развитию обеих ручек своего чада. До 6,5-7 лет обе руки, обе ноги, обе стороны тела должны развиваться совершенно равномерно. Помочь в этом может велосипед, ролики, плавание, бег и прочие активные виды деятельности. Доминирующей рукой ребенок сможет писать и рисовать, а второй , например. Учить на две руки – это значит добиваться предельно уверенных и точных движений, совершенствуя обе половины мозга. Такой образовательный подход поможет ребятишкам достичь в будущем наилучших результатов.

С упором на характер

Левши, как показывает практика, легко идут на контакты, в большей мере подвержены негативным эмоциям, заметны частые смены настроения. Поскольку за логику отвечает левое полушарие, левши в большей мере делают упор на развитую интуицию. Умение делать правильные прогнозы столетия назад способствовало тому, что левшей в обществе наделяли пророческими качествами.
Кроме эмпатии, леворукий ребенок отличается восприимчивостью к окружающему миру. Он способен воспринимать звуки и интонации иначе, чем правша, обладает тонким художественным и музыкальным чутьем. Некоторые педагоги предполагают, что левши даже отличаются несколько другим цветовосприятием. Эти моменты следует учитывать и использовать в ходе программы творческого развития ребенка.

Образность памяти помогает левшам достаточно долго хранить в памяти впечатления и незначительные детали разных событий. Они могут воспроизвести самую запутанную историю в подробностях, из них получаются хорошие рассказчики, речь левшей эмоциональна, экспрессивна, богата жестикуляцией, подчас сбивчива. Впечатлительность и несдержанность левшей в то же время во многом способствует развитию в них творческого начала. Среди них известно много архитекторов, художников, музыкантов. А фехтовальщики, теннисисты и боксеры-левши вообще имеют целый набор преимуществ перед своими праворукими противниками, являются более искусными «игроками».

Чтобы чувствовать себя с ребенком левшой увереннее, вы можете приобрести и изучить специальную литературу. Труд Ивана Караьева под названием «Если ваш ребенок – левша», статья «Так как же все-таки быть с левшами?» кн. Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках», книга Т.Н. Марютиной в совместном авторстве с О. Ю. Ермолаевой «Введение в психофизиологию» — успех именно в просвещении. А вообще помните, что ваш ребенок – это отдельный человек, который может и должен сделать свой выбор.

Леворукость всегда была и остается загадкой, неразгаданной и привлекающей массу внимания. По сей день многие люди относятся к леворукости как к аномалии, нарушению развития, а не как к индивидуальному варианту нормы. Действительно, большая часть населения планеты — праворукие, но это не дает права осуждать или относится с пренебрежением к леворуким людям. Помимо праворуких и леворуких людей существует и третий тип — амбидекстры (обоерукие) — люди, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой.

Многие мамы и папы хотя бы раз в жизни забирали у ребенка ложку или карандаш из левой руки и перекладывали в правую. А после пятого раза за день появляется беспокойство: что если ребенок левша? Даже если так, стоит ли тревожиться? Попробуем разобраться!

Для начала, не нужно относиться к леворукости отрицательно, и тем более делать на этом акцент. Некоторые дети уже с младенчества отдают предпочтение левой или правой руке, в то время как другие пользуются обеими. Большинство деток выбирают ведущую руку к 3-4 годам. Есть и те кто так и вырастают одинаково пользуясь обеими руками. Но не стоит воспринимать леворукость как приговор, так вы только напугаете малыша. Покажите ребенку, что он такой же как все детки, иначе вы рискуете развить у него комплекс неполноценности. Леворукость — не прихоть, и не плохая привычка вашего ребенка, а результат особого устройства мозга, это врожденная особенность вашего малыша, и ее нужно принять, а не ломать и переучивать.

Прежде всего нужно выяснить, точно ли ребенок левша. Дело в том, что до четырех лет ребенок может в равной степени пользоваться обеими руками. Постарайтесь понаблюдать со стороны, какой рукой ребенок пользуется больше в течение дня. Если он больше пользуется левой рукой, значит ребенок — леворукий, но это не значит, что он левша. Существует такое понятие, как левшество — когда у человека вся левая часть тела более развита, чем правая.

Почему ребенок левша

Всем нашим парным органам присуща асимметрия, один из них обязательно главенствует, а второй, соответственно, подчиняется. Какая рука главная, правая или левая зависит от трех факторов:

  • наследственности, подумайте, возможно среди ваших близких родственников есть левши (генетическая леворукость ) ;
  • возможных нарушений, полученных ребенком во время беременности или родов (например, при избытке тестостерона во время беременности, осложнениях при родах) — компенсаторная леворукость ;
  • подражание кому-либо или же собственное желание ребенка пользоваться левой рукой, также бывает, что ребенок получил травму правой руки, некоторое время пришлось делать все левой рукой, и малыш привык. Эти явления называются псевдолеворукостью .

Психологические особенности ребенка левши

Левшей или леворуких также называют правополушарными, поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое.

У каждого полушария мозга особый тип обработки информации:

  • правое полушарие — «образное» — воспринимает информацию как целостный образ и обрабатывает ее мгновенно;
  • левое полушарие — «логическое» — обрабатывает полученную информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левшей:

  • обладают более развитым чувством организации пространства, в связи с этим они могут стать блестящими архитекторами;
  • более активны и подвижны;
  • успешны в изучении геометрии, а вот с арифметикой и счетом могут быть проблемы, так как она требует логического мышления;
  • левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью;
  • они более эмоциональны, впечатлительны, обидчивы и ранимы чем правши;
  • наделены богатой фантазией;
  • имеют нестандартное мышление и творческий подход ко всему, именно поэтому среди левшей очень много одаренных детей.

Кроме того, левши или леворукие — обычно это очень эмоциональные и художественно одаренные дети. Как правило, в детстве они намного лучше других детей рисуют, лепят из глины и пластилина. Также, часто у таких деток заложены музыкальные способности, не редок и абсолютный слух. Но в то же время возможны проблемы с речью, в частности задержка речи и затруднительность произношения некоторых звуков.

Ребенок-левша — непосредственен, доверчив, он легко попадает под влияние минутных чувств и настроений. Конечно, раньше дети-левши считались неправильными, их насильно переучивали. Сейчас, все психологи подчеркивают, что леворукость — это индивидуальный вариант нормы . Кроме того, и среди праворуких детей довольно много капризных и плаксивых детей.

Что делать если ребенок левша

Родителям ребенка-левши нужно принять эту особенность как данность, и не пытаться превратить малыша в «правшу». Когда ребенок станет постарше, объясните ему, что леворуких людей очень много, и в этом нет ничего странного, и никогда не преподносите его леворукость, как недостаток.

Почему нельзя переучивать ребенка левшу

Ни в коем случае не занимайтесь переучивание ребенка-левши, тем более самостоятельно, без консультации психолога. Все что вы можете сделать, это ненавязчиво предложить ребенку попробовать воспользоваться правой ручкой вместо левой, и если что спокойно отреагировать на отказ. Насильное переучивание может вызвать сильное психофизиологическое напряжение, что приводит к различным отклонениям в развитии ребенка, таким как энурез, заикание, нервный тик, задержка в развитии речи, головные боли. нарушение сна и аппетита, быстрая утомляемость — и это далеко не весь список.

Как воспитывать ребенка левшу

Не заостряйте внимание ребенка на его особенности, не связывайте его неудачи с леворукостью и ему не позволяйте этого делать. Если же ребенок уже настроен негативно, расскажите ему о положительные истории об известных всему миру левшах (Леонардо Да Винчи, Пабло Пикассо. Людвиг ван Бетховен, Юлий Цезарь, Александр Македонский и т.д.). Кроме того, довольно много левшей и среди спортсменов, и часто это становится преимуществом для команды.

Маленькие левши требуют от родителей больше внимания и заботы, они более ранимы, поэтому постарайтесь следить за собой и окружающими, чтобы леворукость не вызывала у вас раздражения и гнева.

Детки-левши понимают, что они отличаются от других, и из-за этого может развиться комплекс неполноценности. Говорите своему ребенку, что он такой же как все детки, не лучше и не хуже, ведь ему так хочется быть таким же как сверстники. Не нужно его выделять слишком сильно. В семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и никогда не ругайте его за это. Установка должна быть только на успех: ты сможешь, у тебя получится, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать внимание на его леворукости.

Как определить, что ребенок левша

Для того, чтобы определить ведущую руку ребенка, существует несколько тестов. Эти тесты нужно проводить не раньше 4-5 лет, поскольку до 5 лет ребенок может пользоваться обеими руками одинаково. Некоторые из этих упражнений могут указать на то, что у вашего ребенка не просто леворукость, он может быть левшой.

  1. Поза Наполеона . Попросите ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая будет сверху и есть ведущая. Для верности пусть ребенок сделает это упражнение несколько раз.
  2. Замок . Попросите ребенка сцепить пальцы рук. Посмотрите большой палец какой руки находится сверху, если левой — ребенок левша. Затем попросите сцепить руки сзади, обратите внимание, та рука, что держит другую — главная.
  3. Прыжок . Попросите ребенка подпрыгнуть вверх, какой ногой он оттолкнулся, та ведущая.
  4. Дайте ребенку механические часы и попросите послушать. К какому уху он поднесет часы, то и главное.
  5. Рисование . Дайте ребенку листок и карандаш. Попросите нарисовать что-либо сначала одной рукой, потом другой. Сравните рисунки. Затем сравните качество рисунков. Кроме того, в процессе рисования, вы заметите какой рукой ему удобнее держать карандаш.
  6. Попросите ребенка сесть, закинув ногу на ногу. Ведущая нога окажется сверху.

После проведения теста нужно подвести итоги, насколько у ребенка выражено левшество, или же это просто леворукость. Если во время проведения теста ребенок пользуется обеими руками одинаково, возможно он амбидекстр, попробуйте провести тест еще раз через некоторое время. Тест лучше проводить с одним ребенком за раз, для того, чтобы избежать «обезьяничества», поскольку дети любят повторять друг за другом.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама