THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.

Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.

Проба — это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма — знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве. Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.

Системы золотых проб

В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата — это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.

В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го — в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.

В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.

На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.

В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.

В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.

В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат — с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.

Популярные пробы золота

В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.

375-я проба — сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси — серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.

500-я — сплав с 50.5 процентами золота (примеси — серебро и медь).

585-я — смесь 58,5 процентов золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.

750-я — сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.

958-я — сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.

Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.

Клейма на золоте

Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.

В Российской Федерации доля золота в сплаве определена государством и указана в постановлении “О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов”. Изделия из таких металлов должны иметь клеймо государства и соответствие стандартам России.

Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.

В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифру.

Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровое обозначение пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.

Виды клейма

Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.

До 1896 года в России ставили “тройники” — клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.

Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо — “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.

С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.

В 1927 году в России появилось новое клеймо — голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.

Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила клеймо.

Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы — на другой части изделия.

На украшениях российского производства должен иметься оттиск Госинспекции и клеймо производителя с шифрованным годом клеймения и шифрованным же именем предприятия.

Подделка золотой пробы

Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.

В этом может помочь переносной прибор — определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.

В этом материале:

Золото представляет собой металл, который прекрасно поддается всевозможным повреждениям механического характера, коррозии. Для сохранения первозданного вида драгметалла, в него постоянно добавляют иные примеси, в подавляющем числе случаев – более устойчивые к повреждениям металлы.

Лигатуры – металлы, используемые для придания золоту большей прочности. Наиболее часто в роли лигатуры используется серебро либо медь. Чистое золото (без содержания каких-либо примесей) сильно подвержено деформации, очень напоминая простой пластилин.

Существующие в мире пробы золота

Пробы золота – это специальные знаки, налагающиеся регулирующими государственными органами различных стран мира для гарантирования наличия золота в ювелирном украшении либо ином виде изделия.

В строгом соответствии с действующей законодательной базой, регулирующие государственные органы ведут строгое наблюдение не только за ювелирными магазинами, но также за всеми иными учреждениями, которые в какой-то степени связаны с реализацией благородного металла. Следовательно, перед тем как спрашивать в ломбарде цену одного грамма золота, стоит убедиться, располагает ли учреждение всеми необходимыми лицензиями и сертификатами.

На сегодняшний день сохранилось четыре действующих систем проб, однако наиболее популярными являются: метрическая, каратная, золотниковая и лотовая проба.

Золотниковая система проб

Вплоть до 1927 в России, а после и в СССР применялась золотниковая система обозначения пробы драгметалла. Ключевым отличием подобной пробы от каратной системы являлось обозначение чистого благородного металла через число 96. Все остальные золотые изделия, содержащие в себе примесь иных металлов, обозначались другими, более низкими числами.

Проба Золотниковая система Британские золотые караты Содержание чистого золота (%)
333 32 33.33
375 36 37.50
417 40 10К 41.67
500 48 12К 50.00
585 56 14К 58.33
625 60 15К 62.50
750 72 18К 75.00
792 76 19К 79.17
800 76.8 19.2К 80.00
833 81 20К 83.33
875 84 21К 87.50
917 88 22К 91.67
958 92 23К 95.80
990 (и выше) 96 24К 99(и выше)

Каратная система проб

Исходя из Британской каратной системы, один карат (К) приравнивается к двадцать четвертой части сплава. Подобная система проб распространена в Швейцарии, Соединенных Штатах Америки, Канаде и странах Западной Европы. В Ирландии в ровной степени используются две системы проб: каратная и метрическая. Благородный металл в двадцать четыре карата (24К) считается самым чистым. В нем полностью отсутствуют какие-либо иные примеси. Далее следует 14-каратное золото, содержащее в себе четырнадцать частей драгоценного металла и десять частей иных металлов.

Лотовая система проб золота

Подобная система существовала в Германии до 1888 года (до момента использования метрической системы). Данный вид пробы золота построен на базе, обращающейся в средние века среди кельтского, скандинавского и германского населения Британии марки. Одна марка содержала в себе шестнадцать лотов.

Чтобы сделать конвертацию лотовой пробы в кратную, значения лотовой системы необходимо разделить на два, а после умножить на три. В случае пересчета на метрическую систему, значение лотовой пробы необходимо разделить на шестнадцать, после чего умножить на 1000.

Пробы золота по метрической системе

В России сейчас принято использовать метрическую систему проб. Данная система характеризуется простотой использования. Другими словами, метрическая система показывает, сколько грамм благородного металла приходится на один килограмм всего сплава. Например, если на один килограмм сплава приходится 415 грамм лигатуры и 585 грамм чистого драгметалла, то согласной метрической системе, данное украшение будет иметь 585 пробу.

Российские ювелиры в подавляющем числе случаев используют следующие пробы:

Ранее широко была распространена 583 проба драгоценного металла, которая, согласно метрической системе соответствовала 14К. Тогда было принято предложение несколько изменить золотой стандарт (по причине разности цены золота) с 583 на 585 пробу, дабы российские золотые украшения нисколько не уступали по стоимости (в расчете на один грамм) западным образцам.

Какую пробу купить?

Каждый в своей жизни хотя бы раз бывал ювелирном магазине и покупал золотые украшения. Если это не было приобретение для себя, то тогда – подарок любимым людям, близким и родным. Дабы не паниковать и не растеряться в ювелирных магазинах, необходим заранее представить для себя: стоимость желаемого изделия, его пробу, оттенок и внешний вид.

Имея четкие представления на данный счет, продавец не сможет застать врасплох вопросом «золото десять карат, какая проба?», в случае если магазин использует не метрическую, а каратную систему проб. Вы всегда можете вспомнить, что десять карат равняется 375 пробе.

Никогда не стоит гнаться за более дорогими золотыми украшениями, а также мечтать обладать благородным металлом с самой высокой пробой (999). Не зря на протяжении уже не одного десятилетия, люди отдают свое предпочтение 585 пробе, прекрасно зарекомендовавшей себя в вопросах прочности и долговременности использования. Изделия с 999 пробой хоть и обладают наивысшим уровнем содержания золота, они характеризуются сильной степенью деформации и могут становиться мягкими. Подобные изделия недолговечны, они непригодны для постоянного использования.

Законодательное регулирование: заключение

Если золото было добыто на территории РФ или предназначено для импорта, то на нем в обязательном порядке должна находиться российская проба и государственное пробирное клеймо. Специалисты Федерального пробирного центра следят за соответствием указанного в пробе состава золота, а также его фактического наличия.

Ответственным за контроль качества благородного металла в РФ – пробирная палата, представляющая собой составную часть Министерства финансов. Клеймо располагает собственными отличительными обозначениями. На российском клейме изображена женщина в кокошнике.

Кроме государственного клейма, на ювелирные изделия из драгметалла может устанавливаться именник. Это заводское клеймо, которое дает подтверждение присутствия имени завода изготовителя. Именник также указывает такую информацию, как год создания сплава, первую букву шифра государственной инспекции.

Каталог монет

Все существующие монеты можно найти в нашей базе с помощью удобного поиска.

неважно Австралия Австрия Австро-Венгрия Азербайджан Андорра Армения Багамские острова Барбадос Беларусь Бельгия Болгария Бразилия Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Виргинские острова Габон Гамбия Гана Германия Гибралтар Гонконг Греция Доминиканская Республика Египет Израиль Иран Испания Италия Казахстан Каймановы Острова Камерун Канада Катанга Киргизия Китай Колумбия Конго Коста-Рика Куба Либерия Литва Люксембург Мексика Монако Нигер Нидерланды Ниуэ Новая Зеландия Норвегия о-ва Кука Олдерни Остров Мэн Остров Св. Елены Острова Кука Палау Перу Россия Руанда Сенегал Сингапур Соломоновы острова Сомали СССР Судан США Токелау Тувалу Тунис Турция Уганда Украина Фиджи Финляндия Франция Чад Чехия Чили Швейцария Экваториальная Гвинея ЮАР Югославия Япония

ВСЕ- Инвестиционные монеты Памятные и старинные монеты Россия и СССР Царская Россия Монеты стран мира до 1941г. Монеты стран мира после 1950г Иностранные Слитки и гранулы Комиссионка

ВСЕ- Серебро Золото Платина

ВСЕ- полкопейки 1 копейка 2 копейки 3 копейки 5 копеек 10 копеек 15 копеек 20 копеек 50 копеек 1 рубль 2 рубля 3 рубля 5 рублей червонец 10 рублей 25 рублей 50 рублей 100 рублей 150 рублей 200 рублей 1 000 рублей 10 000 рублей 20 рублей 500 рублей 5 000 рублей 15 000 рублей 25 000 рублей 50 000 рублей 100 000 рублей

ВСЕ- только золото только серебро медь,никель платина 999/1000 сталь с никелевым гальваническим покрытием нейзильбер медь,цинк/медь, никель серебро 925/1000 - золото 999/1000 латунь/медь,никель медно-никелевый сплав латунь/медь, никель серебро 900/1000 - золото 900/1000 сталь с латунным гальваническим покрытием серебро 900/1000 серебро 900/1000 - золото 900/1000 латунь серебро 500/1000 золото 900/1000 - серебро 900/1000 золото 999/1000 серебро 925/1000 серебро 925/1000/золото 999/1000 золото 900/1000 палладий 999/1000 золото 900/1000 - серебро 925/1000 латунь/мельхиор серебро 999/1000 медь,цинк/медь,никель мельхиор нейзильбер/латунь латунь/нейзильбер серебро 925/1000, позолота

Дополнительные параметры

ВСЕ- 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

неважно 150-летие начала эпохи Великих реформ 250-летие Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации 250-летие основания Государственного Эрмитажа 70-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 90-летие Всероссийского физкультурно-спортивного общества "Динамо" Cерия: 1150-летие основания города Смоленска Cерия: 150-летие со дня рождения А.П. Чехова Cерия: 20-летие принятия Конституции Российской Федерации Cерия: XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в г. Казани Cерия: Архитектурные шедевры России Cерия: Золотое кольцо Cерия: Золотое кольцо России XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи Без серии Выдающиеся спортсмены России (футбол) Географическая серия: 1-я Камчатская экспедиция Географическая серия: 2-я Камчатская экспедиция Географическая серия: Исследование Русской Арктики Географическая серия: Освоение и исследование Сибири, XVI-XVII вв Географическая серия: Первая русская антарктическая экспедиция Географическая серия: Первое русское кругосветное путешествие Географическая серия: Русские исследователи Центральной Азии Географическая серия: Экспедиции Г.И. Невельского на Дальний Восток в 1848-1849 и 1850-1855 гг. Инвестиционная монета Историческая серия: 100-летие единения России и Тувы и основания г. Кызыла Историческая серия: 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства Историческая серия: 1000-летие основания Казани Историческая серия: 1000-летие России Историческая серия: 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года Историческая серия: 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова Историческая серия: 200-летие со дня рождения Н.В. Гоголя Историческая серия: 200-летие со дня рождения Пушкина Историческая серия: 2000-летие основания г. Дербента, Республика Дагестан Историческая серия: 300-летие основания Санкт-Петербурга Историческая серия: 300-летие Полтавской битвы (8 июля 1709 г.) Историческая серия: 400-летие народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского Историческая серия: 625-летие Куликовской битвы Историческая серия: 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Историческая серия: Андрей Рублев Историческая серия: Вклад России в сокровищницу мировой культуры Историческая серия: Дионисий Историческая серия: История денежного обращения России Историческая серия: К 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав России Историческая серия: К 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства Историческая серия: К 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства Историческая серия: К 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России Историческая серия: К 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства Историческая серия: Окно в Европу Историческая серия: Феофан Грек Историческая серия: Эпоха просвещения. XVIII век Международная монетная программа стран-членов ЕврАзЭС Набор памятных монет: 300-летие Российского флота Набор памятных монет: 50 лет Великой Победы Памятные монеты, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Подвиг советских воинов, сражавшихся на Крымском полуострове в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сбербанк 170 лет Серия "Выдающиеся спортсмены России" (Фигуристы) Серия: 100-летие Российского футбола Серия: 100-летие эмиссионного закона Витте Серия: 1150-летие зарождения российской государственности Серия: 150-летие Банка России Серия: 300-летие Российского флота Серия: 50-летие Победы в Великой Отечественной войне Серия: 50-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Серия: 850-летие основания Москвы Серия: Алмазный фонд России Серия: Архитектурные шедевры России Серия: Барк Крузенштерн Серия: Вооруженные Силы Российской Федерации Серия: Выдающиеся личности России Серия: Выдающиеся полководцы и флотоводцы России Серия: Выдающиеся полководцы России Серия: Выдающиеся спортсмены России (Конькобежный спорт) Серия: Выдающиеся спортсмены России (Лыжные гонки) Серия: Выдающиеся спортсмены России (Спортивная гимнастика) Серия: Выдающиеся спортсмены России (хоккей) Серия: Города воинской славы Серия: Города – столицы государств, освобожденные советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков Серия: Дзюдо Серия: Древние города России Серия: Животный мир стран ЕврАзЭС Серия: Зимние виды спорта Серия: Зимние Олимпийские игры 1998 года Серия: Знаки зодиака Серия: История русского военно-морского флота Серия: История русской авиации Серия: Красная книга Серия: Легенды и сказки стран ЕврАзЭС Серия: Лунный календарь Серия: Олимпийский век России Серия: Памятники архитектуры России Серия: Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года Серия: Российская Федерация Серия: Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО Серия: Россия на рубеже тысячелетий Серия: Русский балет Серия: Сокровищница мировой культуры Серия: Сохраним наш мир Серия: Спорт Серия: Сражения и знаменательные события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов Серия: Столицы стран - членов ЕврАзЭС Серия: Ювелирное искусство в России Символы России Спортивная серия: XXIX Летние Олимпийские Игры (г. Пекин) Спортивная серия: Кубок мира по спортивной ходьбе (г. Чебоксары) Спортивная серия: Самбо

Клеймо на золоте – это именно то, с чем стоит ознакомиться при покупке ювелирного украшения, дизайн и цена которого пришлись вам по душе. Поскольку из-за своих физических свойств чистые благородные металлы для изготовления ювелирных украшений не используются, то пробирный знак – своего рода штамп, подтверждающий наличие определенного количества золота в изделии.

Первые сведения о клеймении относятся к 6 веку до н.э. Уже тогда государство Лидия защищало свои монеты от подделок, проставляя на них фигурные оттиски. Что касается европейских стран, то пробирование золота во Франции существует с 1275 года, в Британии – с 1300 года. Клейма обозначали город, в котором проверена чистота металла. С 1544 года официальным клеймом пробирной палаты Лондона стал контур головы леопарда. В XVII в. основаны центры клеймения в Честере, Эксетере и Ньюкасле.

В России клеймение практикуется с 17 века. Изначально оно проводилось в Москве, в Серебряном ряду – месте, где продажа изделий из драгоценных металлов была разрешена законом. Первые клейма с датами относятся к 1651-1652 годам, а содержание драгоценного металла в сплаве стало отражаться с 1700 года. На сегодняшний день качество металла всех золотых изделий, изготовленных и продающихся в России, должно соответствовать одной из законодательно принятых проб и подтверждаться соответствующим клеймом. В зависимости от содержания золота в сплаве, в России выделяют следующие пробы:

  • 999-я – чистое золото;
  • 750-я – 75,5% , платиной, медью, никелем и палладием;
  • 585-я – 58,5% золота в смеси с серебром, медью, палладием и никелем;
  • 500-я – 50,5% золота в смеси с серебром и медью;
  • 375-я – 38% золота в смеси с серебром и медью.

Золото 999-й пробы идет на банковские слитки, 500-й, 585-й и 750-й пробы – применяется в ювелирном производстве, 375-й – в стоматологии. Клеймо, подтверждающее пробу, в том числе на предметах, ввезенных из других стран, имеют право ставить только сотрудники учреждения пробирного надзора. Иногда на изделиях встречаются личные клейма мастеров, так называемые именники, но подтверждением качества они не являются.

Где расположено и как выглядит

Место расположения пробы зависит от типа украшения. На кольцах она обычно ставится изнутри или снаружи шинки – охватывающего палец ободка, на серьгах – на штифте или швензе, на подвесных украшениях – на колечках для подвешивания, а на браслете – на звене, между изделием и замком. Но любой мастер старается сделать клеймо миниатюрным и незаметным, поэтому изучать его лучше с помощью линзы.

Клеймо государственной пробирной инспекции представляет собой контур из двух прямоугольников, называемый «лопаткой», внутри которого находятся: смотрящий вправо профиль девушки в кокошнике, шифр государственной инспекции пробирного надзора и цифры, указывающие на содержание чистого золота в сплаве.
Форма контура различается в зависимости от металла, из которого изготовлено изделие. Для предметов из серебра это срезанный с двух сторон овал, из платины – горизонтально ориентированный удлиненный восьмиугольник. До настоящего времени распространены предметы, изготовленные в СССР, на которых в контур стандартного клейма российских золотых изделий помещена звезда. При этом формы контуров проб для разных металлов не изменились.

Еще одно обязательное клеймо, как правило, ставящееся рядом с пробой, – так называемый именник. Он содержит четыре русские буквы, которыми зашифрована информация о производителе. Расшифровать именник несложно. Первая буква показывает год изготовления, например, «А» – 2001 и т. д. Вторая – орган государственной пробирной инспекции, проведший контроль. Оставшиеся две буквы – это код производителя, не повторяющийся в пределах зоны обслуживания одной инспекции. О восстановлении изделия свидетельствует проставленная рядом с именником буква «Р» (реставрация). Организации и индивидуальные предприниматели, производящие изделия из драгоценных металлов, обязаны регистрировать свои именники в территориальных учреждениях пробирного надзора и оставлять их оттиски на своей продукции. Таким образом, пробирные клейма и именники рассказывают о виде и пробе металла, производителе, времени изготовления и органе пробирного надзора, проставившего клеймо.

Как проставляется

По мере усложнения форм изделий и развития технологий ювелирного производства, к наиболее старому, механическому клеймению, добавились электроэрозионный и лазерный способы. Механический способ, остающийся самым массовым, заключается в нанесении оттиска вручную, ударом молотка по клеймящему инструменту или проделывании схожей манипуляции на станке. Клейма выходят четкими и долговечными, но существует некоторая вероятность деформации изделия. С конца шестидесятых годов ХХ века при клеймении полых и хрупких изделий применяется электроэрозионный способ, представляющий собой выжигание оттиска искрой. Такие клейма также хорошо видимы и прочны, но их нанесение требует тщательной подготовки поверхности металла.

Самый современный, универсальный и производительный способ клеймения – лазерный, осуществляющийся с помощью лазерной установки. Этот способ также требует хорошей подготовки поверхности изделия и исключает его последующую полировку. Качество клеймения высокое, возможна постановка оттиска на поверхность любого рельефа, однако имеется существенный недостаток – нестойкость в местах соприкосновения с кожей, снижающая при ежедневном пользовании изделием срок службы клейма до 5 лет.

Системы пробирования

Помимо удобной и наиболее точной метрической системы, золото может быть маркировано каратной пробой. Этот способ указания чистоты сплава характерен для Америки, Западной Европы и некоторых восточно-европейских стран. Карат равен 1/24 всей массы, то есть – это вещество без примесей, а, к примеру, 18 каратов означает содержание в сплаве 18 частей золота из 24. Часто встречающиеся пробы: 9, 10, 12, 14, 18, 22 и 23 карата, минимальная допустимая каратная проба – 8 каратов. Соотношение каратной и метрической проб таково:

  • 999 проба = 24 каратам;
  • 958 проба = 23 каратам;
  • 916 проба = 22 каратам;
  • 750 проба = 18 каратам;
  • 625 проба = 15 каратам;
  • 585 проба = 14 каратам;
  • 500 проба = 12 каратам;
  • 416 проба = 10 каратам;
  • 375 проба = 9 каратам;
  • 333 проба = 8 каратам.

На изготовленных за границей изделиях встречаются, к примеру, такие обозначения карата: 18K, 10Kt, 22СT, 12C. То есть рядом с цифрой пробы в клейме проставляется одно из возможных обозначений карата.

Как не ошибиться

При выборе изделия из драгоценного металла важно не приобрести подделку. Кроме разочарования, такое приобретение в случае его высокой стоимости может повлечь значительные материальные потери. Поскольку в России продажа изделий из драгоценных металлов, не соответствующих установленным пробам, не разрешена, наиболее достоверным подтверждением подлинности украшений является наличие на нем двух разных клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и именника производителя.

В первую очередь необходимо обратить внимание на расположение оттиска. Он должен быть параллелен элементу украшения, на котором он поставлен. После этого стоит посмотреть на качество содержания оттиска. Если цифры неровные, то это всегда означает подделку. Однако оба требования не распространяются на именник, оттиск которого, различный в зависимости от изготовителя, может соответствовать форме и размерам очень условно. В то же время наличие одновременно пробы и именника является обязательным. Наличие только пробы может означать то, что металл фальшивый или количество золота не соответствует заявленному содержанию в сплаве.

Для производителей многих стран, контроль качества изделий из драгоценных металлов законодательно не установлен и, например, в турецком магазине можно не только купить украшение без маркировки, но и поставить на него оттиск любой пробы.

Встречаются подделки, в которых цвет сплава копирует золото 585-й пробы, и определить подлинность металла без реактивов не всегда может даже квалифицированный ювелир. Единственное, что выдает такую подделку, – это пробирное клеймо. Качественно подделать клеймо без высокотехнологичного оборудования невозможно, а использование такого устройства лишает подделку экономического смысла. Надежной гарантией от подделки является лазерное клеймо.

В России покупка в ювелирном магазине поддельного украшения маловероятна. По закону на всех продаваемых изделиях, в том числе ввезенных из других стран, должно стоять государственное клеймо, но, чтобы не ошибиться или не быть обманутым, нужно иметь минимальное представление о том, какой может быть маркировка золота.

Серебро относится к числу благородных металлов, которым не страшны окисление или коррозия. В периодической системе Д.И. Менделеева серебро обозначено как Ag (от латинского Argentum) и числится под номером 47. Это металл серебристо-белого цвета, для которого характерна высокая пластичность.

Чистое серебро достаточно мягкое, поэтому оно не подходит для производства посуды, ювелирных и иных изделий. Чтобы серебро не гнулось и не ломалось, в него добавляют другие металлы. Так как с момента начала производства серебра количество таких примесей было различным, появилась необходимость ввести понятие «проба».

Проба показывает, какое количество серебра содержится в конкретном сплаве. Например, проба 800 означает, что в 1000 г сплава содержится 800 г серебра и 200 г примесей. В дальнейшем эта информация используется для того, чтобы применять серебряный сплав конкретных проб для производства тех или иных изделий. Например, проба 800 больше подходит для изготовления столовых приборов, в то время как 925-я проба применяется для ювелирной продукции (подробнее об этом ниже). Также пробой называют клеймо, проштампованное на серебряном изделии.

Виды проб серебра

В качестве основного элемента серебряного сплава обычно используют медь. Содержание в сплаве меди делает его более прочным, но в то же время изделие становится желтым и со временем темнеет на воздухе. Чем больше в нем меди, тем интенсивнее происходит потемнение серебра.

В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные пробы серебра в метрической системе проб. Эта система действует в России и странах СНГ, в Германии, Франции и тех государствах, которые подписали Конвенцию по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Характеристики проб серебра

Это высокопрочный сплав, для которого характерны хорошие литейные свойства. Однако серебро этой пробы подвержено быстрому окислению (темнеет на воздухе) и из-за большого содержания меди отливает желтизной, из-за чего его используют для изготовления столовых приборов, но не для ювелирной продукции. Его также называют желтым серебром.

Присутствие лишних 30 г серебра в каждом килограмме сплава делает его более пригодным для изготовления украшений. Из-за низкого содержания серебра украшения такой пробы стоят дешевле, однако и свойства их оставляют желать лучшего. Они также быстро окисляются.

Серебро этой пробы прекрасно подходит для столовых приборов, но для драгоценностей серебряный сплав по-прежнему содержит слишком много меди. Хотя в сравнении с 800-й пробой такое серебро не имеет характерного желтого оттенка, однако оно со временем теряет свою красоту и с трудом поддается механической обработке.

Серебро этой пробы, именуемое также стандартным или стерлинговым, более всего распространено в производстве ювелирных изделий. Это связано с тем, что большое количество серебра в сплаве делает его достаточно пластичным и красивым, чтобы создавать изделия самой причудливой формы. При этом присутствие 75 граммов меди не придает серебру желтого оттенка и в то же время делает сплав более прочным, чем чистое серебро. Серебро 925-й пробы могут путать с золотом, поскольку ювелирные изделия из серебра этой пробы часто покрывают позолотой. Чтобы избежать путаницы, достаточно знать, что у золота такой пробы не существует.

Серебро указанной пробы считается высококачественным и применяется для ювелирной продукции. Поскольку оно очень мягкое, из него получаются украшения и предметы декора, требующие тончайшей художественной работы. Расплатой за такое количество серебра в сплаве становится то, что готовые изделия легко поцарапать и повредить. Чтобы продукция получалась более прочной, ее эмалируют.

999-я проба . Поскольку чистое серебро слишком мягкое и подвергается деформации в процессе использования, из него не делают ювелирных изделий. В обиходе серебро наивысшей пробы применяют в производстве припоев, а также для изготовления деталей разнообразных приборов. Его же можно найти и в банках в виде серебряных слитков. В некоторых странах, например в Японии, чистое серебро используют в магических ритуалах.


В метрической системе измерения существуют и другие пробы (см. таблицу ниже). Например, в советское время была распространена с характерной формой клейма в виде бочонка. Ее использовали для изготовления украшений, посуды, подсвечников и изделий для проведения различных ритуалов. Сегодня эта проба не применяется.

Серебряный сплав низкого сорта, в котором присутствует менее 80% серебра (пробы ниже 800-й), называют техническим. Обычно его используют в промышленности, например для производства плат.

Другие системы проб

В каталоге продукции нашего сайта присутствуют , которая может просто озадачить. Неужели возможно создавать изделия, где в килограмме сплава всего 84 грамма серебра? На самом деле эта проба указана в другой системе измерения. До 1927 года в России существовала так называемая золотниковая система проб, измеряемая в золотниках. Если перевести ее в метрическую систему, то 84-я проба будет соответствовать 875-й пробе серебра (см. таблицу ниже).



Разновидности серебра

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции.

Черненое серебро

В Древней Руси еще до наступления нашей эры открыли способ чернения серебра, когда изделия покрывали красивыми черными узорами. Смешивая в определенных пропорциях серебро, медь, свинец и серу, получали так называемую чернь. После гравировки серебряного изделия его нагревали до тех пор, пока чернь полностью не растворялась и не чернела. В результате получалось интересное сочетание темных и светлых оттенков.


Вначале черненое серебро использовали в основном для создания оберегов и эликсиров, но с расцветом чернения в XVII веке стали появляться гравюры, портсигары, посуда и прочие изделия, иметь которые считалось очень модным. Особенностью черненого серебра является его прочность. Изделия из него не нуждаются в чистке.

Оксидированное серебро

Соединение серебра с серой также приводит к потемнению благородного металла, но у такого сочетания есть свои особенности. Если черненое серебро представляет собой прочное соединение, то об оксидированном серебре сказать этого нельзя. Эффект потемнения здесь создается с помощью специальной пленки, которую легко повредить в процессе чистки изделия. Поэтому нужно внимательно осматривать изделие при покупке, чтобы не купить оксидированное серебро вместо черненого.

Стоит заметить, что тот и другой способ обработки серебра имеет свою ювелирную ценность. В частности, оксидирование позволяет играть с оттенками черного и даже фиолетового цветов, придавая изделию не только эффект старины и благородства, но и делая его более колоритным. После полировки выпуклые части оксидированного серебряного изделия становятся блестящими, а вогнутые - темными.


Обычно оксидированное серебро применяют при создании ювелирной продукции небольшого размера. Это могут быть сережки, цепочки или браслеты ручной работы, а также изделия, нуждающиеся в реставрации. Поскольку по цене черненое и оксидированное серебро практически не отличаются, покупатель решает сам, какому материалу отдать предпочтение.

Матовое серебро

Матовое серебро отличается благородным видом и устойчивостью к потемнению. Естественный блеск серебра убирается с помощью специального оборудования вроде пескоструйного аппарата, а также травлением в определенных растворах.


Позолоченное серебро

Напыление на серебро тонкого слоя золота придает серебряному изделию не только роскошный вид, но и увеличивает его химическую стойкость. Столовые приборы из позолоченного серебра подходят для соленой и кислой среды, где обычное серебро вступит в химическую реакцию.


Существуют и другие разновидности серебра, полученные с помощью разных техник и веществ.

Подлинность серебряных изделий

На рынке существует довольно много поддельных серебряных изделий, на которых могут стоять «фирменные» клейма (пробы). Большая востребованность такой продукции связана с тем, что многие покупатели не имеют представления, как должна на самом деле выглядеть проба. Наличие такой пробы они уже считают достаточным основанием, чтобы поверить в подлинность продукции. В то же время для мастеров подделок постановка клейма не является особо большой проблемой. Вот только профессионал всегда сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Поддельные пробы

Чтобы определить подлинность того или иного клейма, нужно как минимум знать специфику самого процесса подделки. Поддельные изделия зачастую выполняют из мягких металлов, поэтому клейма имеют более мягкие контуры.

При определении подлинности пробы на антикварном серебряном изделии нужно учитывать особенности производства. Мошенники зачастую не берут во внимание, что та или иная проба использовалась только в конкретные годы выпуска, а также ставилась в определенные . Например, в России на серебре ставили клеймо с изображением женской головки в кокошнике, цифрового знака пробы и буквы госинспекции. Вначале лицо женщины было повернуто влево, но с 1908 года его развернули в противоположную сторону. Также в разные годы клейма на продукции ставили в разных местах.



Кроме этого в разных странах действуют свои стандарты, которые также нужно учитывать при работе с пробой. Например, имеют свои особенности по сравнению с или российскими клеймами.

Одним из частых приемов производителей фальшивок является перенос подлинного клейма с одного предмета на другой. В частности, его могут взять с ложки и припаять к дорогому старинному серебряному предмету. Профессионалы при этом искусно прячут место пайки под гравировкой. И все же при детальном рассмотрении следы пайки можно обнаружить, особенно если подышать на это место.

При тщательном рассмотрении изделия под лупой можно также заметить разницу в износе клейма и самого изделия, что тоже говорит о подделке.

В то же время качественные фальшивки могут определить только профессионалы с помощью специального оборудования. Оно позволяет обнаружить как нехарактерный для того или иного периода производства состав сплава, так и отсутствие защиты. Информация о степенях защиты содержится в технической документации к клейму и находится под охраной государства.

Как определить подлинность серебра

Подлинность серебряного изделия должен определять эксперт, особенно если речь идет об антиквариате. Однако в домашних условиях всегда можно провести простые опыты, которые позволят заподозрить фальшивку.

Если серебряное изделие магнитится, то перед вами подделка, так как серебро не магнитится никогда. В то же время отсутствие взаимодействия с магнитом не доказывает его подлинности, так как некоторые металлы и сплавы также не магнитятся.


Явным признаком подделки может служить и наличие другого металла под серебром. Достаточно сделать царапину острым предметом, чтобы выяснить это.


Если изделие не стало горячим при опускании на несколько секунд в горячую воду, значит, в нем есть металлы с низкой теплопроводностью. Серебро нагревается мгновенно, так как имеет высокую теплопроводность.


Если серебряная вещица испачкала руки, в ней содержится много цинка. Ушлые продавцы в таких случаях любят придумывать разные оправдания, например, что на человеке, которому испачкало руки серебряным амулетом, лежит порча.


Стоит присмотреться и к качеству самого изделия. Например, если речь идет о серебряной цепочке, то у фирменной вещи тщательно проработана каждая деталь. В то же время в подделке обычно мелкие элементы низкого качества или укрупнены для упрощения производства. На поддельных изделиях могут плохо закрываться замки, а отдельные элементы иметь неровные края или неправильную форму. Также возможны разрывы звеньев, разная их длина и форма.


Особенностью домашних методов определения подлинности серебряного изделия является то, что их нельзя назвать достоверными. С их помощью можно только заподозрить подделку, но нельзя доказать оригинальность изделия, поэтому всегда лучше обратиться за помощью к экспертам.

Способы распознания поддельных украшений

Для начала необходимо рассмотреть драгоценность. На ней должна быть специальная маркировка, которая отвечает за подлинность золота. Должна быть выбита проба или масса в каратах. Для облегчения осмотра желательно воспользоваться лупой. На антикварном металле не всегда можно различить клеймо. В современном мире научились пробу ставить и на фальшивом золоте, поэтому такой метод не всегда удачный.

Со временем золотое напыление стирается. Необходимо смотреть на края изделия. Если на местах потёртости заметен другой металл, изделие состоит не полностью из золота.

Проверка изделия на прикус

Раньше часто показывали фильмы, где золотые монеты проверяли на «зуб». И не зря. Ведь так можно проверять не только монеты, но и золотые украшения. Например, кольцо или серьгу. Изделие необходимо прижать зубами. Теперь посмотрите на него. На настоящем золоте останется след от зубов. Чем глубже прикус, тем выше проба. Однако, нельзя забывать, что свинец очень мягкий, поэтому на нём тоже останутся следы.

Керамическая проверка

Фальшивое золото при помощи данного способа легко обнаружить. Этот тест необходимо проводить очень аккуратно, так как его легко поцарапать. Для этого понадобится неглазированная керамическая тарелка, то есть ничем не покрытая. Проведите по ней золотом, с лёгким нажимом. Что видно? Золотая полоса - изделие натуральное, чёрная - украшение фальшивое.

Магнитная проверка

Для начала необходимо приобрести магнит. Тот, что вешается на холодильник, сильно мягкий и для теста не подойдёт. Магнит должен быть настоящий, тяжёлый, который взаимодействует с металлом. Золото никогда не притягивается. Поэтому смело подносите драгоценность к магниту. Если она притянулась, значит вы держите настоящую подделку. Бывают случаи, когда добавляют в изделие магнитопассивный компонент. Тогда можно и перепутать золото с подделкой. Как отличить золото в таком случаи? Попробуйте следующий способ.

Применение азотной кислоты

Азотная кислота поможет определить фальшивое золото от настоящего. Для этого необходимо поместить изделие в металлическую посуду без пятен. Далее нужно с пипетки капнуть азотную кислоту на изделие. Если золото поменяло цвет и стало зеленоватым, значит вы проводите опыт с обыкновенным металлом. Молочный оттенок приобретает позолоченное изделие. Если золото настоящее, тогда не произойдёт никакой реакции.

Звуковой тест

Если взять и бросить золотое изделие на поверхность стола, тогда настоящий металл прозвучит звонко, как хрусталь. Для такого опыта подойдут кольца, серьги, но недлинные украшения (цепочки, браслеты).

Уксусная проверка

Налейте в ёмкость немного уксуса и поместите туда украшение. С настоящим золотом ничего плохого не случится, а вот подделка через две минуты потемнеет.

Тест при помощи йода

Йод - очень хорошая проверка на подлинность украшения. Для этого необходимо всего одну каплю нанести на внутреннюю сторону изделия. Золото останется неизменным. Фальшивое украшение потемнеет. Оно может стать как светло-серым, так и чёрным.

ЛЮБАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО НА ПОВЕРХНОСТИ УКРАШЕНИЯ. ВНУТРЕННОСТЬ ПРОВЕРЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ГОТОВ РАЗРУШИТЬ ИЗДЕЛИЕ.

Как отличить золото от подделки можно спросить и у экспертов, которые помогут быстрее и с помощью нескольких способов определить, настоящая ли драгоценность. Позолота - это почти настоящий металл.

Определяем позолоту

Многие потребители интересуются: «как отличить золото от позолоты?». При малейших знаниях это сделать несложно. Обычно на позолоту пробу не ставят. Золотой сплав не сможет лечь поверх металла. Ляжет исключительно только настоящий благородный металл. Если вы увидели изделие с пробами: 585, 750, 350, 500 - это золото с добавлением примесей. На чистом драгоценном металле может быть проба только одна - 999. Если применялась золотая фольга, тогда могут поставить и другую пробу, кроме тех, что ставят на настоящем металле.

Важно! Проба не всегда гарантирует достоверность изделия. Иногда можно увидеть небольшие царапины. Часто это означает, что изделие не полностью золотое, а только замочек на изделии или около него. Всё остальное может оказаться позолотой.

Чтобы самостоятельно проверить украшение, можно на незаметном участке слегка поскоблить изделие. Позолота слегка отстанет, а золото будет неизменным.

Еще для проверки подойдёт ляписный карандаш. Он продаётся в любой аптеке. Место соскоба необходимо смочить водой и провести по нему карандашом. Любой металл кроме золота потемнеет.

Можно провести простой опыт для проверки золота. Включить конфорку и сильно разогреть над ней изделие (300-400 градусов). Затем быстро бросьте его в холодную воду. Золото не изменится, а вот на другом металле появятся разводы.

Никогда нельзя приобретать золото в сомнительных заведениях и магазинах. Это должны быть специализированные ювелирные отделы, где имеются сертификаты качества и работают специалисты. Ведь некоторые недобросовестные продавцы ссылаются на то, что за границей проба не ставится. Верить этому нельзя. Любой ввоз золотых украшений не разрешается без клейма и соответствующих документов.

Иногда попадаются изделия, на которых стоит 583-я проба. Многие о ней не знают. Эти украшения сделаны в советские времена и подделки таких изделий крайне редки. Поэтому, если вам попадётся 583 проба, не пугайтесь.

Распознаем медь

Знаменитый учёный Аристотель считал, что лучше всего различить медь от настоящего золота, попробовать и то, и другое на вкус. Если попить воду из металлического кубка, в котором содержится медь, тогда привкус будет металлический. Золотой кубок не отдаёт никаким вкусом.

Медь имеет свойство окисляться при взаимодействии с кислородом, то есть на воздухе. Поэтому она в отличие от золота со временем потемнеет.

Имитация золота

Для фальшивых золотых украшений применяются разнообразные сплавы.

Алюминиевая бронза, которая напоминает по цвету золото. Этот сплав состоит на 90% из меди и на 10% из алюминия.


Монета из алюминиевой бронзы.

Бельгика - сплав похож на платину. В его состав входит железо около 74%, приблизительно 16 % хрома, а никеля почти 9 %.

Мозаичное золото, куда входит почти 70 % меди и 30 % цинка. Даёт оттенок самородного золота.


Изделие из томпака.

Томпак - этот сплав очень похож на настоящее золото. Его часто привозят туристы с Турции, с Израиля или Китая. Если не знаете, как отличить золото, лучше не покупайте его в данных странах.

Таких сплавов огромное количество. Благодаря таким материалам и научились имитировать настоящее золото. Чаще всего его перевозят контрабандным путём. Подделка золота - очень распространённое явление. Старайтесь не попасть в «ловушку».

Как избежать мошенничества?

Чтобы не купить подделку необходимо придерживаться несложных правил.

Не стоит покупать золотые украшения у торговцев на рынках, в сомнительных ларьках, где нет соответствующих документов. Продавцы очень часто предлагают подделки.

Не доверяйте своей интуиции, ведь она может подвести в самый неподходящий момент. Не смотрите, что изделие слишком дешёвое - это не значит, что оно качественное. Золото должно быть с пробой в обязательном порядке, даже если делается на заказ.

НЕ ПОКУПАЙТЕ БИЖУТЕРИЮ, В СОСТАВЕ КОТОРОЙ СПЛАВ ТИТАНА С ЗОЛОТОМ. ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ОНИ НАПОМИНАЮТ ЗОЛОТО 585 ПРОБЫ, НО СКОРЕЕ ВСЕГО В НИХ НЕТ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА.

Если на изделии стоит проба или висит бирка - это не даёт гарантию содержания желтого металла. Плохо разбирающийся потребитель не всегда сможет различить подделку даже при помощи многочисленных опытов.

Если покупатель знает настоящую цену изделия и вдруг увидел такое же, но дешевле - это не всегда означает, что встретилась подделка. Необходимо обращать не только на внешние данные, но и на размер, вес и производителя. Именно от этих данных цены и варьируются. Также можно попасть и на качественную подделку, которую крайне сложно отличить от настоящего драгоценного металла.

У каждого ювелирного профессионала есть специальное оборудование, с помощью которого можно определить качество и цену металла. Конечно же, самый простой способ узнать, как отличить золото например от меди - это совет с профессионала своего дела. Пусть услуга будет платная, зато человек будет уверен в подлинности драгоценностей.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама