THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?

Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я … (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?

Хором : Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак! Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)

Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети : Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети : Корни держат.

Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети : Да!

Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

«Путешествие по экологической тропе».

(подготовительная группа)

Задача:

    Расширить знания детей о весенних изменениях в природе; умение определять, что изменилось в растениях и деревьях.

    Закреплять знания о правилах поведения в природе: о лекарственных растениях на экологической тропе; умение ориентироваться на местности, находить растения по стихам, загадкам.

    Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять ловкость. Формировать навыки поведения в природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня Старичок-Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Давайте вспомним девиз занятия:

« С голубого ручейка.

Начинается река

А занятие – начинается с улыбки».

Ребята, а вы знаете, где живет Лесовичок и почему его так назвали? (Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу – следит за порядком).

Лесовик: Здравствуйте ребята! Это я седой старик.

Называюсь лесовик. Я лес сторожу

За порядком слежу.

Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о растениях, которые растут на нашем участке. Ребята, а вы любите цветы? Деревья? Шелест листьев, журчанье ручейков.

Молодцы, ребята, что ж я вижу вы любите природу. Добро пожаловать ко мне в гости. А ну-ка назовите деревья, которые растут на участке детского сада. (ответы детей).

Воспитатель: Для того, чтобы на участке детского сада было всегда красиво, мы вместе с вами охраняем зеленые насаждения, сажаем цветы. А вот и наш «Зеленый патруль». (Здороваются).

Зеленый патруль : Ваши ребята знают правила поведения на участке детского сада? Давайте повторим их. (Ответы).

Ходить надо только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.

Если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать в грядки.

Если увидишь мусор, надо подобрать его, а лучше не бросать.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

По пути нашего следования мы видим растут в клумбах цветы. Когда они расцветут будет очень красиво. Ребята, а что было с растениями ранней весной? (ответы детей) И что стало поздней весной? (ответы детей). А окружают нас высокие тополя. Сейчас мы пойдем по объекту наблюдения. Тополь.

Ребята, давайте поздороваемся с тополем. Ой, а это что такое? Письмо. (читаю и дети выполняют задание. Дарят птицу, листочки. Чтение стихотворений).

1. По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай

Где народ сажает сад,

Там и он посадит ряд.

Посадили мы деревья

Встали спозаранку

Принесли воду и вот

Наше деревце растет.

2. Травка зеленеет

Солнышко блестит и т.д.

3.Ходит солнышко высоко

Тяжелей летит пчела

Налилась малина соком

падать в травы нагала

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Вторым наблюдаемым объектом у нас фитоогород. Почему его так называют? Какие лекарственные травы здесь растут? А от каких заболеваний? (грипп, ОРЗ, ангина, простуда)

Ребята, может кто знает загадки или стихотворение?

    Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок

Белые реснички. (ромашка)

2. Только тронь

Отдернешь ладонь

Обжигает трава как огонь. (крапива)

3. Насмешил всех одуванчик

Влез в пушистый сарафанчик

Как юла он завертелся

Сарафанчик разлетелся.

Продолжаем наш путь. Что мы видим слева от нас (фруктовые деревья: вишни, сливы, абрикосы). А справа? (тополиная аллея и кустарники смородины).

Ребята, чтобы попасть на следующий объект, нам надо пробежать змейкой между колесами.

На нашем пути раскидистое чудо-дерево. Ива.

Стихотворение:

У ограды, у аллеи

Плачет ива, плачет ива

Может, ей, кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву

Может, ива хочет пить

Может, нам пойти спросить?

Так, а это, что такое? Да это письмо ивушки. (чтение письма, выполнение задания. Получили подарки). Игра: «Хорошо-плохо».

Продолжаем свое путешествие, мы должны пройти по «мостику». (Появляется Лесовичок)

Воспитатель: Что Лесовичок осматриваешь свои владения?

Лесовичок: Да, вот вижу беспорядок в своих владениях, кто-то гнездо разорил, грибы затоптал. Разве можно так делать? (ответы детей)

Игра: «Можно-нельзя».

    Ходить в лесу по тропкам. (Можно)

Ходить где попало по траве. (Нельзя)

    Собирать в лесу грибы. (Можно)

Вырывать их с корнями. (Нельзя)

    Слушать пение птиц. (Можно)

    Наблюдать за муравьями. (Можно)

Разорять муравейники. (Нельзя)

Молодцы, ребята. Все то вы знаете!

Лесовик: Ребята, я хочу пригласить вас к своему любимому дереву в гости. Но, вы должны угадать, что это за дерево. Впереди у нас препятствие, вы должны перепрыгнуть или перелезть через колеса. Что это за дерево? (ответы).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, вот коробка на дереве. Это, наверно, ты Лесовичок сюрприз нам приготовил? (Открываю коробку). Письмо. Чтение стихотворения «Вишня».

Выполнение заданий: «Давайте напоим вишеньку!».

Лесовик: Слышите, деревья совсем иначе листьями шелестят, настроение у них теперь радостное, праздничное. А как вы думаете интересно быть деревьями? Я сейчас заколдую вас и вы станете деревьями. Поднимите свои ветки -руки и пошевелите листьями- пальцами. Расставьте ноги пошире- это растут корни, они держат вас на земле, дают воду, пищу. Подул ветер, веточки закачались. Да, замечательные деревья выросли у меня на тропе. Даже жалко вас расколдовывать. Но вам опять пора стать маленькими человечками. Чтобы вам было хорошо в моем царстве, надо его беречь, заботиться, охранять.

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, а наши ребята любят и уважают природу, знают пословицы.

    Много леса- не губи

Мало леса- береги

Нету леса – посади.

    Что летом родится,

Зимой пригодится.

    Враг природы тот,

Кто леса не бережет.

    Худую траву с поля вон.

Лесовик: Молодцы! Пословиц вы много знаете. А загадки, вы умеете отгадывать? (ответы детей)

    Много рук, а нога одна. (Дерево)

    Растут, зеленеют, упадут желтеют. (Листья)

    Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

    Шли плотнички без топоров

Срубили избу без углов. (Муравейник)

    Спереди шильце. Сзади вильце.

Сам мал. А за морем бывал. (Ласточка)

Лесовик: Ребята, а как вы думаете бывают волшебные деревья? А вот в моих владениях есть сюрприз – волшебное дерево и оно ожидает вас в конце вашего путешествия.

Ребята, как вы думаете, трава живая? А гром?

Игра: «Живое-неживое».

Молодцы, ребята. Очень я вами доволен, вы знаете много пословиц, стихотворений, загадок. Ой, что-то я притомился. Пойду я отдохну, а вы продолжайте свое путешествие и не забудьте про волшебное дерево. До свидания, ребята. (прощаются).

Воспитатель: Лесовичок ушел отдыхать, но, а мы продолжим свой путь. Ребята, вы обратили внимание, что весь наш участок окружают высокие и могучие тополя и кустарники смородины? А это что такое?

Маша Д.: Это сирень. Ее можно узнать сразу, у нее листочки, как сердечки и она вкусно пахнет и красиво цветет.

Стихотворение:

В углу под забором

Из серых досок

Весеннего неба

Светлеет кусок

Откуда там небо?

Ну и дела! А это

Сирень расцвела!

Распустился ландыш в мае

Самый праздник в первый день

Май цветами провожая

Распускается сирень

Вот и заканчивается наша прогулка по экологической тропе, что же больше всего вам интересного запомнилось.

Ребята, а нам Лесовичок говорил про волшебное дерево. Где же оно? Ой, - вот и оно. Сейчас посмотрим.

А, вы заметили, куда мы вышли? (ответы)

Мы вышли туда, откуда начали свое путешествие. На этом наше путешествие по экологической тропе заканчивается. Сейчас мы пойдем на участок и мелом на асфальте будем рисовать, кому что понравилось. (Дерево, цветы, травка).

Разделы: Работа с дошкольниками

«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу…»

К.Д. Ушинский

В работе нашего детского сада на протяжении нескольких лет успешно используется методика проведения интегрированных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья, разработанная сотрудниками Уральской государственной академии физической культуры города Челябинска, кандидатами педагогических наук С.Б. Шармановой и А.И. Федоровым.

Данная методика направлена: на компенсацию негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок на ребенка-дошкольника и их сокращение; на сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний о природе, воспитанием основ экологической культуры, здорового образа жизни, с развитием игровой и творческой деятельности детей во время прогулок (рекомендации по проведению прилагаются).

Представленное интегрированное занятие-прогулка «Осеннее путешествие» проводилось в первую неделю октября. Занятие проводилось по экологической тропе детского сада. Маршрут экологической тропы остается неизменным в течение всего месяца, чтобы дети могли отмечать происходящие изменения в живой и неживой природе. Занятие проводилось в первой половине дня во время прогулки детей, совместно с воспитателем группы. На занятии присутствовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек. Наблюдения проводились воспитателем группы, физкультурно-оздоровительные игры и упражнения – инструктором по ФК. Занятие длилось 40 минут, что вполне допускается данной методикой, так как оно само по себе составляет основную часть прогулки в целом, поскольку налицо сочетание различных видов деятельности, то такая длительность не вызывает переутомления детей.

Занятие проводилось в игровой форме, дети по приглашению Осени, по карте-схеме отправляются на поиски самой хозяйки письма, делая остановки у указанных в письме экологических объектов. В течение всего занятия дети были заинтересованы происходящим, так как использовались игровые методы и приемы, художественное слово, загадки, дыхательные упражнения, пальчиковая и зрительная гимнастики, игры соревновательного характера. На маршруте дети использовали зрительные ориентиры в природе, действовали по словесному указанию. Природные условия нашего образовательного учреждения, разнообразие флоры, экологическая обстановка микрорайона, отсутствие предприятий, загрязняющих атмосферу способствуют оздоровлению организма детей, более качественному выполнению ими упражнений. Сама природа помогает использовать наиболее эффективно климатические условия нашего района. Большую часть года при благоприятных погодных условиях мы имеем возможность проводить УГГ и непосредственно образовательную деятельность на свежем воздухе, тем самым запуская адаптационные механизмы организма ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье.

Содержание подобных занятий включает в себя физические упражнения, подобранные в соответствии с уровнем физической подготовленности детей, сезонные спортивные игры, игры-соревнования («Сбор овощей», «Наряди чучело» – если это осень, «Разноцветные дождики», «Ручеек» – весной и пр.). В «Осеннем путешествии» я использовала разновидности физических упражнений с экологическими названиями: комплекс общеразвивающих упражнений «Листопад» с осенними листьями, подвижные игры по теме занятия«Ветер и осенние листья», «Здравствуй осень». Сюрпризным моментом для детей стали витаминные яблоки, подаренные самой Осенью.

Задачи:

  • совершенствовать навыки продолжительной ходьбы и бега (до 1 минуты), вырабатывая общую выносливость;
  • закреплять навыки бросания и ловли мяча, прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
  • упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленными предметами;
  • формировать представление о природном явлении листопаде;
  • способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительная часть

Дети выходят на прогулку и видят: на веточке висит, красиво оформленный осенними листьями конверт, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:

Воспитатель:

Кто придет без красок и без кисти,
Кто перекрасит разом листья?
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит?
У нее тихонько спросим,
И ответит тихо… (Осень) »

И.Ф.К. Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну что же отправляемся в путь. Итак, где у нас 1 остановка?

«Птичья столовая»

Экскурсию по экологической тропе и наблюдения проводит воспитатель группы.

Воспитатель:

Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Дети наблюдают за птичьей столовой, рассказывают о произошедших осенью изменениях. Упоминают перелетных и зимующих птиц.

2 остановка – «Пенек»

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

Воспитатель:

На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)

Наблюдение за моллюсками (улитки) на пеньке. Наблюдение за насекомыми осенью.

И.Ф.К. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

3 объект «Сирень». Бег «змейкой»

Воспитатель:

Как пламя, заря угасает, бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает лиловые грозди сирени.
В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Напомнит ребятам о доме.

И.Ф.К. Бег «змейкой»

4 объект – «Липа»

Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Воспитатель:

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают –
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Липа – широколиственное дерево, высокое с большой кроной. Зацветает в июне, считается самым любимым цветущим деревом идля пчел, потому и мед липовый самый ценный. Он лечит простудные заболевания. А еще из цветков липы заваривают вкусный липовый отвар.

И.Ф.К. Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Дыхательная гимнастика

Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)

5 объект – «Березки»

Ходьба врассыпную между деревьев.

Воспитатель:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А. Прокофьев)

– А что же у нас случилось с березками? А на каких еще деревьях листья изменили окраску и облетают?

Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой. (Е. Трутнева)

Ходит Осень, бродит Осень.
Ветер с клена листья сбросил,
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый. (Е. Авдеенко)

И.Ф.К. Ребята, возьмите себе по 2 красивых кленовых листочка. Давайте встанем вокруг дерева.

  1. Поднимите руки с листочками вверх потянитесь повыше. Пусть дерево посмотрит: какая красота с него слетела. И пусть погрустит. Опустите руки с листочками вниз, голову тоже вниз опустить. (6-8 раз)
  2. Поднимите руки с листочками в стороны. Наклоны в стороны. Пусть дерево пошепчется со своими листочками. Давайте послушаем, о чем они договариваются. Я уже слышу: «Не грусти, дерево, мы хоть и красивые, но старые листья. Мы будем согревать тебя и землю зимой, а весной от нашего тепла появятся молодые листочки, и так бесконечно, как сама жизнь». (6-8 раз)
  3. Наступает листопад, листья кружатся, летят. Дети с листьями в руках, руки в стороны, кружатся на месте и по сигналу «падают листья» – приседают, опуская руки с листьями вниз.

И.Ф.К. Подвижная игра с листьями «Осенний ветерок»

Дети с листьями в руках по сигналу «Ветер» бегают врассыпную по площадке. По сигналу «В кучу» подбегают к педагогу, поднимая руки с листьями в верх, образуя кучу листьев. (Педагог перемещается по площадке).

И.Ф.К. Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»

Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.

На спортивной площадке:

И.Ф.К. Игровые упражнения с мячами.

«Мяч водящему»

Игроки стоят в 2-3 колонны, перед ними на расстоянии 2 – 2,5 метра стоят водящие, они бросают мяч 1 игроку в колонне, тот ловит и бросает обратно, сам убегает и встает в конец колонны.

«У кого меньше мячей»

Дети в две шеренги встают по разным сторонам волейбольной сетки, в руках у каждого мяч среднего размера и по свистку начинают перебрасывать мячи на сторону соперников. В чьей команде по свистку останется меньше мячей, та команда и победит. Мяч можно перебрасывать только через сетку любым удобным способом (от груди, из-за головы, 2 руками снизу).

– Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.

Появляется Осень с корзиной яблок. Осень здоровается с детьми, и играют в хороводную игру «Здравствуй, Осень!»
Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:

– Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
– Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки!
Каша будет в печке!
Ну а яблоки, что мед,
На варенье, на компот!
Принесла вам меду!
Полную колоду!
Принесла вам овощей!
И для супа и для щей!

Дети:

«Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?»

Осень: «Дождику вы рады?»

Дети: «Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».

Осень: Я очень рада встрече с вами, но хотела бы проверить, как вы знаете деревья в красивом осеннем уборе, не перепутаете ли вы их.

И.Ф.К. Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»

– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к елке, к иве).

И.Ф.К. Пальчиковая гимнастика «Мы – листики осенние»

Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим (соединяют поочередно с большим пальцем все пальцы)
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистями рук с приседанием вниз) .
Ветер снова набежал
И листочки вновь поднял (встают с волнообразными движениями кистей рук)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистей рук, присед).

Занятия с детьми.

Путешествие по экологической тропинке по теме «Наши друзья – деревья»

Целевая прогулка (старшая группа).

Программные задачи:

Образовательные:

Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.

Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.

Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.

Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.

Развивающие:

Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

Развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворений о березе, ели и сосне

Продуктивная деятельность: «Осенние деревья»

Материалы и оборудование:

Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка

Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.

Семена сосны в коробочке

Воронки из пластиковых бутылок на каждого ребенка для игры

I. Дети с воспитателем выходят на улицу.

Воспитатель:

Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.

«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой осенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!

Ваш друг – старичок – Лесовичок.

Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)

А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз («Мы в любое время года ходим тропами природы!»)

II. - Где начинается наша экологическая тропинка? (У ворот садика, около большой ели)

Пойдемте туда.

(Дети с воспитателем подходят к ели, находят послание от старичка – Лесовичка.)

- «Отгадайте загадку:

Весной – веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой – согревает.

Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке.

Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними.

(Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают)

Игра «Эхо»

Эхо лесное, спросить я могу?

Ау, ау, ау (дети говорят)

Куда это листья лесные пропали

Опали, опали, опали…(дети говорят)

Травы лесные, где вы? Не вижу…

Ниже, ниже, ниже…(дети говорят)

Цветы луговые, а вы что пропали?

Завяли, завяли, завяли…(дети говорят)

Птички-певички, давно ли вы пели?

Они улетели, они улетели…(дети говорят)

Лягушки и раки куда подевались?

Они закопались, они закопались…(дети говорят)

Белки и зайцы, про вас мы не знаем.

Мы шубки меняем, меняем, меняем…(дети говорят)

Так что же случилось, мы тебя спросим?

Пришла сюда осень, осень, осень…(дети говорят)

Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…

Молодцы, много вы знаете об осени. Старичку-Лесовичку, я думаю, понравится.

Русская красавица

Стоит на поляне

В желтой кофточке

В белом сарафане.

Где растет береза на нашей Э.Т.?

Давайте к ней подойдем.

Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)

Давайте обнимем её.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)

Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)

Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?

Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)

Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).

Давайте поиграем

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки вверх

Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?

Гордая берёза

Спокойна и стройна,

Тянет ветки к солнцу,

Ждёт весной тепла.

Летом нарядилась

В платье шелестя,

В сережках распустилась,

Как невеста вся!

Осень подарила,

Золото листве,

Грустно говорила, -

Время уж к зиме.

Гордая берёза

Спокойна и стройна,

Спит зимой, ей снится,

Что опять весна.

Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна)

Где ель и сосна растут рядом на нашей Э.Т? (На нашем участке)

Добраться до них нам будет нелегко.

Игра «Тропинка»

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг - кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди - большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)

2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.

3) Снова идем спокойно. Перед нами - овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!

4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.

5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).

(Под деревьями стоит корзинка)

Вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки)

Они одинаковые? (Нет, разные)

Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)

А с каких они деревьев?

Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.

Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.

(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)

А теперь я предлагаю поиграть с шишками.

Игра «Кто быстрее передаст шишку»

Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.

Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.

А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками)

Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.

Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).

А у ели? (Короткие, колючие, темные).

Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).

Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны?

(Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый.

Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).

Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.

Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)

Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).

Я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?

(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)

Что это? (Семена)

Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)

Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)

Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.

Семена сосны так и называются – « крылатки».

Игра – инсценировка:

Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.

Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?

Дети читают стихи.

Что грустишь ты, сосенка,

На высоком склоне?

Что иголки сыплешь

Прямо мне в ладони?

Ничего, что лето быстро пролетело,

Золотая осень свою песню спела.

Улыбнись, не надо

Так грустить об этом?

Ты всегда красива

И зимой и летом.

Ели на опушке.

Ели на опушке –

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки -

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

Появляется старичок – Лесовичок.

Здравствуйте, ребята. Я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на Э.Т.

Я хочу с вами поиграть. Вы согласны?

Игра "Я - дерево"

Выбирается водящий. Ведущий (Лесовичок) задает ему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)

Ты сбрасываешь листья на зиму?

Какие у тебя листья? (маленькие, большие)

Какого они цвета осенью?

Какого цвета у тебя ствол?

Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)

Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?

Какие у тебя плоды?

Вы очень много знаете о деревьях.

III - А какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а следовательно жили и за это их надо благодарить и любить)

Понравилось вам встреча с деревьями на нашей Э.Т.?

Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас…

Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи!

Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его.

Ребята, и нам с вами пора возвращаться в сад.

Занятия с детьми

"Возвращение солнышка"

Весеннее развлечение в I младшей группе.

Зал оформлен по - весеннему. Дети входят в зал под музыку.

Воспитатель:

Бегут ручейки, звенят ручейки,

И ожил задумчивый лес.

Природа цветет, и птицы поют.

И солнышко светит с небес.

Ребята, как вы думаете, о каком времени года я прочитала стихотворение?

(Дети отвечают. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель сама им говорит правильный ответ).

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали. Я прочитала стихотворение о весне. Весной оживает и просыпается вся природа. Птицы поют веселые птицы. Прислушайтесь.

(Звучит пение птиц - аудиокассета "Птичий концерт").

Воспитатель:

Смотрит к нам в оконце

Ласковое солнце.

Яркое, не скучай,

Лучше с нами поиграй.

Игра "Солнышко и дождик"

(Праздники и развлечения в ДОУ. Младший дошкольный возраст. стр. 70)

Звучит 1-ая часть музыки. Дети хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах.

Воспитатель:

Солнышко, солнышко,

Не скрывайся в тучу.

Не скрывайся в тучу,

Холод нам наскучил.

Звучит 2-ая часть музыки. Воспитатель раскрывает большой зонт. Дети бегут под зонт и прячутся от дождя.

Воспитатель:

Дождик кончился, опять

Можем мы пойти гулять.

Игра проводится 2 - 3 раза.

Воспитатель:

Дождик, не капай на ребят,

Погулять они хотят.

Будут все они гулять,

Песню звонко запевать.

(Звучит пение птиц - аудиокассета "Птичий концерт";

затем все замолкает и через некоторое время звучит гром - аудиокассета "Музыка без слов").

Воспитатель прячет солнышко за тучку.

Выходит Курочка Ряба.

Курочка Ряба: (грустно)

Иду по дорожке, слез не тая,

Пропало солнышко - радость моя!

Не знаю я этих мест, сбилась с пути,

Ну кто же поможет мне солнышко найти?

Подходит к ребятам и воспитателю.

Воспитатель: Здравствуй, Курочка Ряба! Что случилось?

Курочка Ряба: Здравствуйте. Ребята!

Дети: Здравствуй, Курочка Ряба!

Курочка Ряба: Наше солнышко спрятала большая туча, заслонило собой и не хочет, чтобы солнышко снова блестело, и дарило свое тепло всем нам. Вот я и пошла по дороге и спрашиваю у всех, кого встречу, может, кто знает, как мне солнышко найти.

Воспитатель: Ребята, поможем Курочке найти солнышко, чтобы всюду стало светло и тепло?!

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: Мы пойдем через весенний лес?

Курочка Ряба: А мы не заблудимся?

Воспитатель: В лесу у нас очень много друзей: белки, зайки, мишки. Они помогут нам найти дорогу.

Курочка Ряба: (радостно). Тогда пойдемте.

Песня "Зашагали ножки"

(Ручеек лежит).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой веселый ручеек журчит. Он бежит прямо у нас на пути. Давайте у него спросим, не видел ли он солнышко.

Воспитатель и дети:

Ты, ручей, нам расскажи,

Ты, ручей, нам покажи,

Как солнышко нам найти

И не сбиться нам с пути.

Ручей (аудиокассета "Звуки природы", журчание ручейка).

Воспитатель: Ребята, ручеек сказал, что если мы с ним поиграем, то он подскажет дорогу, где искать солнышко.

Песня "Ручей"

(муз. и сл. З. Я. Роот, сборник Роот N1, стр. 39).

1. Бежит веселый ручеек,

Журчит, поет.

Вдоль леса и под бугорок,

Смеясь течет.

Припев: На солнышке сверкает

И с капелькой играет.

И с капелькой веселой

Он играет.

2. Вдруг побежал наш ручеек

Среди камней.

И песню громче он запел

И веселей.

Припев: тот же

3.Скорей торопится, скорей

Он всем сказать

О том, что милая весна

Пришла опять.

Припев: тот же

Под песню, дети вместе с воспитателем и Курочкой садятся вдоль ручья и выполняют легкие движения:

1. Шлепают обеими ладошками по водичке.

2. Брызгают в соседа водичкой.

Припев. Переливают водичку с ладошки на ладошку.

3. Стряхивают водичку с рук.

Припев. Переливают водичку с ладошки на ладошку.

Воспитатель: Спасибо ручеек, что подсказал нам дорогу!

Дети: Спасибо.

Воспитатель, Курочка Ряба и дети идут по бережку ручейка. Выбегает Жук.

Жук: Что вы делаете в лесу? И куда держите путь?

Воспитатель: Уважаемый Жук, мы помогаем Курочке найти солнышко, которое спрятала большая туча, а то весна настоящая не наступит.

Жук, нам расскажи,

Жук, нам покажи,

Как солнышко, нам найти

И не сбиться с пути?

Жук: Я вам помогу, но сначала поиграйте со мной.

Дети: Да, поиграем.

Жук: А сейчас я превращу вас в жучков.

Игра "Жуки"

(Праздники и развлечения в ДОУ. Младший дошкольный возраст. стр. 71)

Звучит 1-ая часть музыки: дети летают по залу в рассыпную, выполняя взмахи крыльями - руками.

Звучит 2-ая часть музыки: дети ложатся на пол на спину, поднимают вверх ноги и руки и помахивают ими вперед - назад.

Воспитатель: Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет?

Мы его перевернем

И летать опять начнем.

Дети: ж-ж-ж-ж.

Игра проводится 2 - 3 раза.

Жук: Спасибо вам, что поиграли со мной.

(Курочка разбрасывает плоские цветы по всему полу.)

Жук: Дорога к домику злой тучи лежит через большой луг с цветами. Летите туда.

Воспитатель и дети: Спасибо тебе, Жук!

Жук улетает под музыку.

Дети - жуки летают по всему лугу.

Воспитатель: Какой красивый луг! Сколько здесь цветов. Давайте у цветов спросим, как нам спасти солнышко.

Воспитатель и дети: Вы, цветочки, расскажите

Вы, цветочки, покажите

Как нам солнышко найти

И не сбиться бы с пути?

Вы над лугом полетайте

И с цветами поиграйте

И к солнышку в тот же час

Отведу я вас!

Танец с цветами.

(Сбор. "Песенка звени")

1. Разбежались цветики,

Яркие букетики. Дети с цветами бегают по залу

Замелькали там и тут

И под солнышком цветут.

2. Покружись, покружись

И ребяткам покажись. Кружатся.

Покружись, покружись

И ребяткам покажись.

3. Потанцуйте, цветики,

Яркие букетики. Делают пружинку

Приседай, приседай

И ребяток забавляй.

4. Ветерок, прилетай

И цветочки покачай. Качают руками,

Да - да - да, прилетай в которых держат цветы

И цветочки покачай.

Воспитатель и дети: Спасибо.

Все идут к домику, стучатся.

Воспитатель: Посмотрите, туча плачет

Капли слез по лужам скачут.

Тучка, тучка не сердись

С нами вместе подружись

Нам под солнышком легко

Бегать, прыгать высоко.

Курочка заходит в домик и поднимает солнышко.

Песня "Солнышко"

1. Солнышко, солнышко

Ярче нам свети,

Будут на поляне цветы расти.

2. Солнышко, солнышко

Ярче нам свети,

Будут все ребята венки плести

3. Солнышко, солнышко

Ярче нам свети,

Будет много ягод в лесу расти.

Воспитатель: Ребятки, вас солнышко благодарит за помощь и дарит вам гостинцы. Но какие мы с вами посмотрим в группе. А теперь пора прощаться с Курочкой Рябой и Солнышком. До свидания!

Дети: До свидания!

Занятия с детьми.

"Путешествие колобка"

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.

Составитель: Савельева Светлана Владимировна, воспитатель МДОУ N 242 Приволжского района г.Казани.

Программное содержание: Способствовать развитию речевой сферы ребенка, освоению детьми родным языком. Формировать у детей правильное дыхание, учить регулировать силу вдоха и выдоха. Развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию, проявлять творческие способности.

Материал: колобок, домик, деревья, цветы из бумаги, ковер, грецкие орехи, пенек, корзина.

Предварительная работа: обучение детей правильному дыханию, используя дыхательные упражнения; индивидуальное обучение детей пальчиковым играм.

Ход занятия.

Дети заходят в зал. Стоит домик, на окне - колобок.

Воспитатель: "Ребята, кто это?"

Дети: "Колобок".

Воспитатель: Какой он?"

Дети: "Румяный, красивый, круглый, веселый".

Воспитатель хочет взять колобка в руки и "обжигается".

Колобок: "Осторожно, я горячий, я только что из печки. А вы, ребята, подуйте на меня, я и остыну".

Дети дуют на колобка.

Колобок: "Вот спасибо. А знаете, ребята, на свете так много интересного, и мне так хочется на все посмотреть!"

Колобок спрыгивает с окна и катится.

Воспитатель: "Ребята, давайте, и мы последуем за колобком".

Дети заходят в сказочный лес.

Звучит запись "Шум леса".

Колобок: "Как красиво! А что это шумит?"

Воспитатель: "Это листья на деревьях шелестят, когда ветер дует. Ребята, какого цвета листья?(зеленые). А что можно сказать о деревьях? (высокие). Ребята, давайте тихо подуем на листочки, как будто пролетел легкий ветерок. А теперь подул сильный ветер (дети дуют сильнее)".

Воспитатель: "Какие в лесу растут цветы?"

Дети: "Красные, желтые, синие, красивые".

Воспитатель: "Давайте положим цветок на ладонь и подуем. (Дети сдувают цветы с ладоней). У нас получился настоящий танец цветов (Звучит музыка Чайковского "Танец цветов"). Теперь и мы покружились и сели".

Воспитатель: "Ребята, давайте отдохнем на этой замечательной поляне(дети садятся кругом). А я вас научу играть с пальчиками. Но сначала нам надо пальчики размять. А ты, колобок, сядь на пенек, и смотри на ребят".

Упражнение "Домик".

Пальчики обеих рук соединены вместе, ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.

На домике висит замок.

Упражнение "Замок".

На двери висит замок, переплести пальцы рук

Кто открыть его бы смог, локти расходятся в стороны,

пальцы остаются переплетены

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли. Постукивают друг о друга основание

ладоней, пальцы распрямляются.

Упражнение "Утречко".

Эй, братец Федя, разбуди соседей (показывают большой палец левой руки).

Вставай большой,

Вставай указательный,

Вставай средний,

Вставай безымянный, правой рукой массировать пальцы левой

Вставай мизинчик. руки и наоборот.

Упражнение с грецкими орехами.

Держат орех в ладонях и делают круговые движения. Тоже самое тыльной стороной ладони.

Воспитатель: "Теперь наши пальчики размялись и мы будем показывать разные фигурки. Будьте внимательны".

Упражнение "Волна".

Ладонь в горизонтальном положении, делаем волнообразные движения.

По волнам плывет пароход.

Упражнение "Пароход".

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.

Вдох - выдох: у-у-у

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка: у-у-у.

На пароходе едут зайчики.

Упражнение "Зайчики".

Пальчики в кулачок. Поднять вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.

Ушки длинные у зайки,

Высоко они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Зайчики надувают воздушные шарики.

Упражнение "Воздушные шарики".

Пальцы обеих рук в щепотки и соприкасаются подушечками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара.

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

Пароход причалил к берегу. Зайчики выбежали на поляну, а на ней так много цветов. Какого они цвета? (желтые, синие, красные).

Дети встают.

Упражнение "Цветок".

Сомкнутые и чуть округлые ладони - бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка начинают медленно раскрываться. Лепестки цветка трепещут от легкого ветерка (дети тихо дуют).

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, кто сидит на цветах?

Дети: Бабочки.

Воспитатель: Что можно о них сказать? Какие бабочки?

Дети: Бабочки красивые, умеют летать.

Воспитатель: Сейчас мы покажем, как умеют летать бабочки.

Упражнение "Бабочка".

Руки скрестить в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы выпрямить. Бабочка сложила крылья. Теперь бабочка взлетает с цветка. Ладони и пальцы прямые, двигаются только запястья.

Зайчики увидели машину, но чтобы на ней ехать, надо накачать колеса насосом. Какой формы колеса? (круглые).

Упражнение "Насос".

Кончики пальцев правой и левой руки соединены.

Вдох - ладони в стороны, кончики пальцев сомкнуты.

Выдох - ладони соединить, сделать три коротких выдоха.

Теперь можно заводить машину.

Упражнение "Заводим машину".

Сцепляют пальцы рук в замок, кроме больших пальцев. Большими пальцами крутим вокруг друг друга.

Вдох - мащина завелась.

Выдох - ж-ж-ж.

Колобок: Ребята, заигрался я с вами, а мне пора возвращаться к бабушке и дедушке.

Воспитатель: И нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. Интересная получилась у нас прогулка. Мы послушали, как шелестят листья, научились пальчиками делать разные фигурки. Спасибо тебе, колобок, за интересное путешествие. До свидания!

Занятия с детьми.

«На помощь Красной Шапочке»

Сценарий развлечения

Закрепление знаний полученных на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и валеологии; формирование бережного, доброжелательного и одновременно осторожного отношения к животным; формирование основ здорового образа жизни, правил безопасного поведения в природе; развитие двигательной и речевой активности; воспитание добрых чувств друг к другу; вызвать у детей положительные эмоции, доставить детям радость

Предварительная работа:

Чтение сказки «Красная Шапочка»

Беседа с детьми об осенних изменениях в природе.

Участники развлечения: дети 2 мл. гр. «Полянка» МДОУ «Детский сад N 318», их родители, воспитатель

Действующие лица

Ведущий – воспитатель

Сорока, Заяц, Лиса, Волк, Красная Шапочка - родители.

Ход развлечения:

Дети выходят на улицу их встречает сорока и «стрекочет»:

Сорока - Ой, вы слышали, слышали! Такая новость! Такая новость! Воспитатель (к детям) - Ребята кто это к нам прилетел? Познакомимся сначала и поздороваемся.

Дети и воспитатель: Здравствуйте! Вы кто? Как Вас зовут?

Сорока: - Я сорока белобока! Я вам, ребята, такую новость принесла! Ой,

что случилось! Что случилось!

Воспитатель и дети: - Что же произошло сорока-белобока!

Сорока: - Слушайте, сейчас расскажу! Волк украл Красную Шапочку! Он спрятал её и закрыл большим замком. Надо срочно спасать Красную Шапочку! Срочно её выручать!

Воспитатель (к детям): Что же будем делать? Пойдём выручать из беды Красную Шапочку?

Дети: Да пойдем! Надо её спасти! А то ведь ей плохо очень!

Воспитатель: Сорока, пойдём снами будешь нам дорогу показывать, куда идти. А чтобы было веселее, включим музыку!

(Звучит веселая музыка и дети с воспитателем, сорокой и взрослыми идут по дорожке вперед и встречают зайчика. Он сидит на пеньке грустный. Увидев ребят, прыгает им навстречу.)

Зайчик (грустно): -Здравствуйте, ребята! {Дрожит от холода, чуть не плачет). Я так замерз! На улице так холодно!

Воспитатель и дети: - Здравствуй, зайчик! Да, на улице стало холодно, осень наступила. Надо одеваться теплее. Ребята, расскажите зайчику какую одежду надо одевать в холодную погоду?

Дети: Шапки, куртку, сапоги, кофту теплую и т.д.

Зайчик: Молодцы ребята! (уже радостно)А. я ведь тоже скоро свою шубку поменяю. Сейчас я серенький, а зимой у меня будет шерсть белая, пушистая, теплая!

Воспитатель: Хорошо, зайчик, меняй свою шубку, а то скоро совсем холодно станет. И не надо долго сидеть на пеньке, надо двигаться. Мы тебе поможем согреться. Мы с ребятами всё время на прогулке двигаемся и сейчас с тобой поиграем! Поиграем с зайчиком?

Дети: Да! Поиграем!

(воспитатель организует игру с детьми «Зайка серенький сидит»)

Зайчик: Спасибо, ребята, я и правда согрелся, подвигался!

Воспитатель: И запомни зайка:

Не надо на прогулке долго стоять,

Нужно бегать, прыгать и играть. И тогда не замерзнешь! Зайчик: А вы куда, ребята, идете?

Дети: Красную Шапочку выручать. Пойдем зайчик с нами?

(Под веселую музыку дети и взрослые с героями двигаются дальше)

Воспитатель: Ребята, я слышу кто-то плачет

(Не очень далеко появляется лисичка. Она плачет. Мы к ней подходим) Дети и взрослые: Здравствуй лисичка, что случилось?

Лисичка (сердито): Кто вы такие? не буду вам ничего рассказывать.

Дети: Мы ребята из детского сада. Мы идем Красную Шапочку спасать. Мы добрые, мы хорошие, не бойся.

Лисичка: Хорошо, тогда расскажу, что со мной случилось. Слушайте. Шла я по дорожке и нашла стеклышки красивые. Стала ими играть и порезалась. Поранила я себе лапку (показывает и плачет).

Воспитатель: Что же ребята будем делать? Жалко мне лисичку.

Дети (предлагают разные варианты)

Воспитатель: У нас есть бинтик сейчас мы тебя лисичка полечим.

(забинтовывают лапку)

Воспитатель: И запомни лисичка: Нельзя стеклами играть, Можешь ты в беду попасть Давай лисичка дружить. Пойдешь вместе с нами?

Лисичка: А куда вы идете?

Дети: Красную Шапочку выручать.

Волк: Здравствуйте, ребятишки!

Девчонки и мальчишки! Воспитатель и дети: Ой,волк!

Меня все кругом боятся-

Говорят, люблю кусаться

Вы не верьте в сказки эти

И не бойтесь меня, дети! Я не злой, не злой совсем, Никого я здесь не съем!

Дети и воспитатель: А зачем ты Красную Шапочку спрятал?

Волк: Я один, совсем один, никто со мной не дружит, не с кем мне играть!

У-у-у (воет)

Воспитатель и дети: А ты думаешь Красной Шапочке там хорошо сидеть

Да, ребята? Ей ведь тоже плохо

Волк: И мне тоже плохо одному. Я поиграть хотел

Воспитатель: А хочешь мы с тобой поиграем? Поиграем ребята с волком? Какую мы игру знаем про волка? Дети: Да поиграем в «Волк- волчище»

(Воспитатель организует подвижную игру «Волк-волчище» 2раза.)

Воспитатель и дети: Отпустишь, волк,теперь Красную Шапочку? Волк: Отпущу, отпущу. Не буду никого больше ловить. Буду со всеми дружно жить.

(Волк ведет всех на веранду. Там за замком Красная Шапочка)

Волк: Посмотрите какой большой замок. Он волшебный. Чтобы он открылся, надо его ласково попросить.

Дети: Пожалуйста, откройся замочек.

(замок открывается и выходит Красная Шапочка)

Красная Шапочка: Спасибо, ребята. Как вы узнали, что я в беду попала? Дети: Сорока-белобока рассказала.

Красная Шапочка: А ты почему Волк не сказал, что тебе одному плохо, я бы с тобой поиграла. Я ведь много игр знаю и танцев. Давайте станцуем вместе все дружно мой любимый танец «Неваляшки»

Воспитатель: А мы тоже знаем такой танец. Вставайте, ребята, в круг.

(танцуем танец «Неваляшки»)

Красная Шапочка: А я ведь чуть не забыла. У меня для вас, ребята, есть сюрприз.

(Красная Шапочка дарит ребятам воздушные шарики)

Красная Шапочка всех благодарит и говорит:

И помните: Не надо ссориться, Ведь с друзьями интересно, Это каждому известно! Фотографируются на память.

Герои прощаются с ребятами: Ну а нам лесным зверятам и Красной Шапочке пора домой идти. До свидания!

Занятия с детьми.

«День веселых малышей»

Уличное развлечение для детей младшего дошкольного возраста.

Оформление: площадка украшена разноцветными шарами, флажками и погремушками.

Материал: колокольчик, лента с погремушками, мыльные пузыри, пластмассовый таз с водой, глицерин, обруч.

Действующие лица: ведущая, клоун Боря, дети.

Ход развлечения

Ведущая. Сколько много детей собралось на площадке. Посмотрите, как

красиво кругом! Ребята, а вы бегать, прыгать, играть и веселиться

умеете? (Ответы детей). Молодцы! Вот и проверим. Сегодня у

нас праздник – День веселых малышей. Покажите, как вы

в ладошки хлопаете (дети показывают), а как ножками

топаете (топают).

Замечательно у вас получается. Ну что, ребята, позовем к себе

гостей, чтобы было веселей?

(Ведущая звонит в колокольчик, под музыку появляется клоун

Клоун. Здравствуйте, ребятишки: и девчонки, и мальчишки.

Я забавный клоун Боря,

К вам спешил на праздник я,

Веселитесь же, друзья!

Ведущая. Нам на месте не сидится,

Любим мы повеселиться,

Нам играть и петь не лень,

Мы плясали б целый день!

Дети, давайте покажем Боре, как мы танцуем.

(Дети под музыку исполняют «Танец маленьких утят»)

Клоун. А теперь, чтоб не скучать,

Предлагаю поиграть.

Согласны?

(Дети. Да)

Ведущая. Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать.

Все, что Боря нам покажет,

То и будем выполнять.

(Боря показывает «Часы», наклоны вправо/влево)

Клоун. Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так,

Мы ведь тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

(Ведущая вновь повторяет слова игры «По кругу»)

Клоун. Зашагали наши ножки топ-топ-топ,

Прямо, прямо по дорожке топ-топ-топ,

И захлопали ладошки хлоп-хлоп-хлоп,

У Егорки и Антошки хлоп-хлоп-хлоп.

Вот как мы умеем, ну-ка веселее,

Топ-топ-топ, хлоп-хлоп-хлоп.

Молодцы, детишки. А сейчас посмотрим, умеете ли вы прыгать.

(Ведущая повторяет игровые слова).

Клоун. Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

(Дети прыгают на месте, стараясь подпрыгнуть, как можно выше).

Ведущая. Ребята, давайте покажем Боре, как мы бегаем.

(Для участия приглашаются две команды по 5-6 человек в каждой. Дети играют в игру «Добеги до погремушки»).

Ведущая. Раз, два, три – беги!

Клоун. Ой, какие вы быстрые, ловкие. Ребята, а я приготовил для

вас сюрприз.

Недавно я научился делать большие мыльные пузыри. Хотите

покажу? (Да).

(Клоун берет таз с водой, глицерин и обруч, в воду добавляет глицерин, опускает обруч, затем поднимает его вверх).

Клоун. А теперь, мои друзья,

Покатать хочу вас я.

(Дети выстраиваются паровозиком и вместе с Борей поют песню «Мы едем, едем, едем…»)

Клоун. Вот и наша остановка, приехали!

Ребята, мне очень понравилось с вами играть, а вам?

(Ответы детей).

Клоун. Но увы пришла пора расставаться, детвора.

Спасибо за праздник. До свидания.

Ведущая. И тебе спасибо, Боря. Приходи еще к нам в детский сад, мы

будем очень рады!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 36 «Васильки» городского округа город Октябрьский

республики Башкортостан

Конспект занятия на экологической тропе.

Т ема «Путешествие в Осень»

Цели. Понаблюдать за деревьями поздней осенью; научиться узнавать

деревья по внешним признакам; расширить знания детей о жизни птиц

зимой; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к " братьям нашим меньшим".

Материал.

Кормушки из бросового материала; корм для птиц, угощение для детей.

Ход занятия Путешествие в страну Осень.

В. Сейчас мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Смотреть позднюю Осень.

Но в эту страну не идут поезда,

И самолеты не летают туда,

Как же эту страну назвать?

Страну, до которой рукой подать!

В. А здесь простой секрет. Смотри, все замечай и ничего не пропускай. Ну, отправляемся в путь. Идем в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки (идем по дорожке). Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.

Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки прыг-скок по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

В. Послушные у нас ножки?

Д-Да-

В. А куда же мы идем?

Д. Осень смотреть, приметы осени искать.

В. Да, у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете

ли вы приметы осени. Давайте, поиграем в игру.

Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ)

    Осенью цветут цветы?

    Осенью растут грибы?

    Тучки солнце закрывают?

    Колючий ветер прилетает?

    Туманы осенью плывут?

    Ну а птицы гнезда вьют?

    А букашки прилетают?

    Звери норки закрывают?

    Урожай все собирают?
    Ю.Птичьи стаи улетают?

11 . Часто-часто льют дожди? 12. Достаем ли сапоги?

13. Солнце светит очень жарко? 14.Можно детям загорать?

15.Ну а что же надо делать? 16.Куртки, шапки надевать?

В. Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти. Отгадайте-ка загадку.

Загадка

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Д. Береза.

В. Правильно, береза.

- Ребята, а как вы узнали, что это береза?

Д. Кора белого цвета с черными штрихами, гибкие, мягкие, тоненькие, свисающие ветки.

В. Листья у березы летом какого цвета?

Д. Зеленые.

В. Правильно, а осенью?

Д. Желтые, золотые.

В. Какой формы листья у березы? (раздаю, посмотрите) Д. Треугольные, маленькие, края с зубчиками.

В. Молодцы!

В. Ой, ребятки, волшебный ветер подул (бросаю листья над детьми). В. Мы все, все превратились в листочки. Танец листиков.

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселится.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился,

Хоровод на землю приземлился. В. Вот мы опять в ребяток превратились. В. Что ж, пойдем дальше.

Задание "Прямой счет до 5 и больше".

А чтобы по дороге вам не было скучно, вот вам задание: кто умеет считать до 10, надо сосчитать, сколько деревьев рябины встретится нам по пути, а кто еще не умеет считать до десяти, надо сосчитать, сколько птиц сидят на деревьях рябины.

Встреча с Красной Шапочкой

( Появляется Красная Шапочка)

В. А ты что тут делаешь, Красная Шапочка?

Беседа о зимующих птицах.

К.Ш. Пришла помочь птицам. Скоро наступят холода, а зимой птицам

голодно и холодно. И им зимой очень трудно находить корм. Поэтому птицы

из леса перебираются ближе к жилью человека.

А чем мы можем помочь птицам зимой?

В. Ребята, давайте расскажем Красной Шапочке, чем мы можем помочь

птицам!?

Д. Сделать кормушки, подкармливать их.

В. Ребята, а каким кормом можно подкармливать птиц зимой?

Д. Крошками белого хлеба, семечками, разными крупами.

В. А куда можно насыпать корм?

Д. В кормушки!

К.Ш. А какие кормушки бывают. Я и не знаю.

В. Вот, посмотри, К.Шапочка, и вы смотрите, ребята! Мы с детьми старших

групп из бросового материала сделали вот такие кормушки! Из

пластмассовых бутылок, из коробочек из-под сока, кефира, йогурта.

Показ кормушек из бросового материала

К.Ш. Ребята, давайте мы с вами кормушки повесим, а я как раз собиралась

покормить птиц.

К.Ш. кладет в кормушки корм и вместе с детьми вешает кормушки.

В. Птиц можно подкармливать семечками тыквы, арбуза, дыни. Смешать все

эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена. Птиц можно

также кормить крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для

птиц. Охотно едят птицы творог, сливочный маргарин.

К.Ш. Ребята, а это ваш участок?

Д-Да.

К.Ш. А вы знаете, какие птицы прилетают на ваш участок зимой?

Д. Воробьи, синицы, снегири, ворона, сорока.

Акции "Берегите птиц"

В. Ребята, берегите птиц! Птицы наши друзья и неутомимые помощники в

борьбе с вредителями.

Даже народная мудрость гласит:

    Подкорми птиц зимой - они оплатят летом!

    Больше птиц - меньше вредителей - выше урожай!

Сюрпризный момент

К.Ш. Ребята, когда я шла через лес, набрала вот таких шишек! (орехов). И я хочу угостить вас! (раздает орехи или шишки)

К.Ш. А теперь, ребята, мне надо идти. До свидания!

В. Ребята, попрощаемся с Кр.Шапочкой.

Д. До свидания, Красная Шапочка!

Итог занятия.

В. Вот, ребята, мы сегодня научились заботиться о птицах. Впереди зима, и птицы будут ждать нашей помощи. Будем кормить птиц?!

Д.Да-

Домашнее задание.

В. Ребята, вот вам еще одно задание: когда придете в группу, еще раз

вспомните нашу прогулку, нарисуйте рисунки, придумайте маленькие

рассказы для тех, кого не было на прогулке.

В. Спасибо вам ребята, спасибо дорогие гости, на этом наше занятие

закончилось!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама