THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Еда – одна из базовых потребностей человека, поэтому аппетит у детей становится объектом постоянного внимания родителей. Мамы тревожатся, беспокоятся и могут даже выходить из себя, если ребенок не хочет кушать. В таких ситуациях взрослые, придумывая, как заставить ребенка кушать, прибегают к различным уловкам и манипуляциям. Но чтобы действительно разрешить проблему, нужно разобраться в причинах ее появления.

Причины плохого аппетита и способы решения проблемы

Существуют данные, говорящие о том, что около половины детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют проблемы с питанием. При этом вполне обоснованы опасения родителей, что если ребенок не хочет кушать, это может в будущем привести к нарушению роста, пищевым расстройствам и сложностям при обучении. Причин того, что ребенок отказывается кушать, может быть несколько:

  • Заболевание – это первое, что обычно приходит в голову, если ребенок перестал кушать, хотя еще вчера у него был отличный аппетит. Часто страхи родителей оказываются беспочвенными, но все же исключать такую возможность нельзя, особенно если наблюдаются и другие изменения в поведении и состоянии ребенка (он много или, напротив, мало спит, неактивен, у него поднимается температура и т.п.);
  • Малыш – малоежка, он худенький, и ему просто не требуется много еды. В этом случае единственное, что могут сделать родители – следить за весом ребенка, консультироваться с педиатром и стараться повышать пищевую ценность блюд;
  • Протест – весьма распространенная причина, по которой ребенок перестает кушать, ведь даже взрослые могут выражать протест голодовкой. Малыш, таким образом, может привлекать к себе внимание, если ему этого недостает, или напротив, его слишком обожают и балуют. Родителям в этом случае не стоит идти у него на поводу и выполнять все, что он попросит, или напротив, угрожать и заставлять его есть. Нужно разбираться, почему появился этот протест, и устранять причину проблемы;
  • Ребенок привык, что во время еды его развлекают, поочередно, все члены семьи. Конечно, сам по себе процесс еды малышу может показаться скучным, гораздо веселее есть и смотреть телевизор или импровизированное представление, которое исполнят для него родители, бабушки и дедушки. В то же время, диетологи утверждают, что важно не отвлекаться еды, тогда система пищеварения будет работать правильно. Если ребенок отказывается кушать, попробуйте создать домашний ритуал приема пищи, когда за общим столом собираются все члены семьи и сосредотачиваются на еде и друг на друге, а не на телевизоре;
  • Ребенок не хочет кушать определенную пищу – он не любит, например, суп, а ест только макароны и сосиски. В таком случае многие мамы, чтобы не оставлять малыша голодным, даже в гости возят с собой его любимую еду. Это неправильно. Нужно с самого раннего возраста знакомить ребенка с новыми продуктами, искать компромисс, пробовать привлечь его к новому блюду оригинальным оформлением, формой или названием;
  • Культ еды в семье – когда в доме придают слишком большое значение еде, малыш быстро понимает, что с помощью того, поел он или нет, можно управлять родителями. Взрослым стоит иногда расслабиться, не акцентировать внимание на еде и не превращать каждый прием пищи в событие;
  • Ребенок отказывается кушать, если не успевает проголодаться – некоторые мамы настаивают, чтобы ребенок постоянно что-то ел. При этом малышу просто не знакомо чувство голода, он не понимает, что пища может приносить радость. В этом случае решением того, как заставить ребенка кушать, станет временный отказ от кормления. Можно дождаться, когда малыш сам попросит есть, а можно смоделировать неожиданную ситуацию – на ужин совсем нечего приготовить, так как в холодильнике закончились все продукты. Сварите только, например, картошку или рис, рано или поздно ребенок проголодается и научится ценить самые простые блюда.

Как научить ребенка кушать?

Если ребенок перестал кушать, и вы точно знаете, что он не болен, возможно, единственное, что может принести пользу – ничего не делать. Иногда его просто нужно оставить в покое, и он попросит есть сам, когда проголодается. Маме придется набраться терпения, перестать упрекать малыша, заставлять, уговаривать, обещать что-то взамен, ругать или угрожать, что лишит его фруктов и сладкого. Родителям стоит попробовать на месяц или два вообще не акцентировать внимание ребенка на еде, и не обсуждать эту проблему между собой в его присутствии. Просто нужно спокойно ставить тарелку перед ребенком, а если он не ест – убирать ее, никак не комментируя ситуацию. Нужно лишь следить, чтобы до следующего приема пищи малыш не получал никаких конфет, печенья или фруктов.

Чтобы избежать проблем с аппетитом, возможно, стоит задуматься, как научить ребенка кушать, с самого раннего возраста. Для этого педиатры рекомендуют:

  • Обучить малыша «пищевым запретам», нужно объяснить, что нельзя в перерывах между основными приемами пищи есть сладости, нельзя есть немытые фрукты и овощи, еду, которая упала на пол, так как после этого можно заболеть;
  • Следить не за количеством, а за качеством пищи. Она должна быть разнообразной, сбалансированной и красиво оформленной;
  • Пусть у ребенка будет своя посуда – небольшие красивые тарелки, украшенные детскими рисунками;
  • Ребенку, независимо от возраста, нужен режим питания, как только он наелся, не нужно удерживать его за столом, пусть уходит играть;
  • Не нужно давать ребенку одновременно два блюда, второе нужно ставить на стол только, когда он съест первое.

Чтобы каждый раз попытки накормить ребенка не заканчивались скандалом, маме придется проявить гибкость и пойти на уступки. Если ребенок не хочет кушать, не следует кормить его через силу, даже если вам кажется, что он худой. Избыток пищи плохо усваивается, что приводит к зашлакованности организма и лишнему весу в будущем.

Для некоторых особо тревожащихся родителей питание ребенка становится прямо-таки смыслом жизни. Они постоянно спрашивают, не голоден ли он. Жалуются воспитательницам, что их ребенок ничего не ест и очень худой. Родители упорно пытаются накормить любимое чадо, как будто именно в приеме пищи заключается спасение. Так что же делать, если стол накрыт, а ребенок отказывается есть?

Начать разговор о правильном питании лучше с того, чего делать ни в коем случае нельзя.

Не заставляй

Это первое и самое главное правило – нельзя заставлять ребенка есть. И тем более нельзя наказывать его за то, что он не доел. Пищевое насилие недопустимо: это ведет к расстройству желудка и нарушению обмена веществ. Если ребенок отказывается даже от очень вкусной еды, значит, он еще не проголодался. Он не будет есть то, что ему не нравится. И не нужно ругаться! Твой малыш не должен вздрагивать от фразы «Пора обедать».

Не уговаривай

«Ну давай же! Ложечку за папу, ложечку за маму…» – наверняка хоть раз, но ты прибегала к такой уловке. Но ребенок капризничает и постоянно отвлекается. А ты продолжаешь свою песню: ну съешь еще немножечко, ну чуть-чуть! Но ведь уговоры – это тоже в некотором роде насилие. В крайнем случае (например, если нужно дать ребенку лекарство) можно прибегнуть к уговорам. Но делай это ненавязчиво. Попробуй использовать элемент игры.

Не обещай

«Доешь обед – куплю мороженое» или «Съешь кашу – разрешу погулять подольше». Обещания могут стать опаснее уговоров. Этим ты только избалуешь ребенка. Еда – это не то, с помощью чего надо добиваться послушания. Подкупать ребенка нельзя ни в коем случае, иначе он даже завтракать будет в обмен на что-то.

Не спеши

У каждого ребенка свой темп еды. И два малыша за столом могут есть с разной скоростью. Поэтому соревнования «кто быстрее» не пройдут. Не торопи ребенка, даже если ты действительно куда-то опаздываешь. Или пусть дело подождет, или пусть завтрак останется недоеденным. Торопя ребенка, ты рискуешь сделать из него невротика.

Нет раздражителям

Когда ребенок сел за стол, постарайся, чтобы его ничто не отвлекало. Выключи телевизор, радио, убери книжку и игрушки. Настрой его на то, что сейчас будет обед. Кормить ребенка при включенном телевизоре неправильно и вредно для здоровья малыша: это негативно влияет на пищеварительные процессы. Но имей в виду: если ребенок отвлекается, значит, он не проголодался. Не настаивай.

Не волнуйся!

Это последнее и самое важное «не»: не переживай, что ребенок (по твоему мнению) мало ест. Не дергай его постоянными расспросами: «А что ты поел? А сколько ты съел?» Можешь быть уверена: как только ребенок проголодается, он обязательно об этом сообщит.

Подавая ребенку еду, веди себя спокойно. Не стой у него над душой. Если же он ничего не съел, то не надо это никак комментировать. Просто убери тарелку, но до следующего приема пищи не давай ему никаких конфет и печенья.

Педиатры уверяют: дети в возрасте от двух с половиной до пяти лет нуждаются в небольшом количестве пищи. Этой порции хватает и для поддержания сил, и для нормального развития. Хороший аппетит у детей развивается только годам к семи. В школьном возрасте жалобы на то, что ребенок ничего не ест, встречаются гораздо реже.

Чтобы с ребенком было меньше проблем, педиатры и воспитатели детских садов дают следующие рекомендации :

Обучи ребенка «пищевым запретам». Объясни ему, что нельзя кусочничать конфетами и печеньем, нельзя есть мел, еду, которая упала на пол, немытые фрукты и овощи: можно заболеть. Обосновывай свои запреты.

Следи не за количеством, а за качеством пищи. Еда должна быть сбалансированной, разнообразной, красиво оформленной. Не пугай ребенка большими порциями.

Купи ребенку отдельный набор посуды. Выбери красивые небольшие тарелки. В маленьких тарелках и порции кажутся не такими устрашающими. Хорошо, когда на дне тарелки есть интересная картинка: это стимул доедать до конца. Пусть ребенок помогает тебе на кухне – раскладывает приборы, приносит хлеб. Украшай еду или зеленью, или красиво сложенными салфетками.

Есть особо активные дети, которые просто не могут долго усидеть на месте. Чтобы их утихомирить, можно за обедом читать книжку: это успокоит и поможет сосредоточиться.

Соблюдай режим питания. Пусть у ребенка отложится, в какое примерно время завтрак, в какое обед, а когда ужин. Это касается всех возрастов – от грудничкового до школьного. При этом не удерживай ребенка за столом, пусть идет играть, как только ему показалось, что он сыт.

Педиатры не советуют кормить ребенка сразу после того, как он пришел из детского сада. Возможно, он устал. Возможно, у него действительно нет аппетита. Подожди, пока он сам попросит есть. И помни: вечером пища может быть только легкой и нежирной.

Не давай ребенку два блюда одновременно. Не ставь перед ним второе, пока он не доел первое.

Будь изобретательнее! Ребенку нравится необычное. Так пофантазируй! Можно сделать «конфеты» из овощного пюре, творога, просто поместив кусочки еды в яркие обертки, или есть суп, пить чай, компот и т. д. через трубочку. Кстати, таким способом можно уговорить ребенка выпить ненавистную микстуру.

Самым капризным можно предложить рисовать во время еды. Положи на обеденный стол альбом с карандашами. Если ребенок ест яблоко, рисуй вместе с ним яблоко. Если ест суп – нарисуйте тарелку супа.

Чтобы накормить ребенка без скандала, придется проявить некоторую гибкость и пойти на уступки. Прием пищи не должен превращаться в мучение. Нельзя кормить ребенка через силу, даже если вам кажется, что он очень худой и ему надо поправиться. На самом деле избыток пищи в таких случаях не усваивается должным образом и приводит лишь к засорению организма. Когда дети чувствуют, что им предоставлено право выбора, они с удовольствием едят то, что и вся семья.

Большинство родителей считают, если ребенок не хочет есть, то накормить его надо обязательно. Чадо должно быть всегда сыто-накормлено и стараются это сделать любой ценой. Вот только цена эта часто оказывается высокой.

В ход идёт всё – от нежного присюсюкивания (ложечку за маму и т.д.) до жесткого ограничения (пока не съешь, не выйдешь из-за стола и т.д.). Если родителям удалось достигнуть цели, то считается, что всё в порядке…все довольны. Но именно в этот момент родители наносят психологическую травму своему ребенку. Именно в этот момент родители реализуют не потребность ребенка в еде, а свое желание. Отсюда и начинается большинство проблем, в том числе и будущих.

Некоторые дети идут на протест. Некоторые – более послушные – становятся плаксивыми, упрямыми, капризными и даже агрессивными. Благодаря такому насильственному кормлению, у них развивается невроз.

Что делать когда ребенок не хочет есть?

Запомните! Любое насилие не пройдёт бесследно, даже если пока нет никаких тревожных симптомов. Став взрослым, ребёнок простит родителям такое их рвение по поводу питания. Но в подсознании навсегда закрепится то, что эти люди могут совершить насилие, совсем не считаясь с его чувствами и нуждами. И разве возможны будут в такой семье по-настоящему доверительные и близкие отношения? Построить их будет нелегко!

Исследования показали, что никакой пользы от насильственного кормления нет. Наоборот, такие дети в будущем страдают от проблем с желудочно-кишечным трактом, щитовидной железы. К этому присоединяются различные страхи, неврозы, неспособность осознавать свои потребности и удовлетворять их должным образом.

Человеческий организм является системой саморегулирующей, и если ребёнок не хочет есть то и заставлять его не имеет смысла. Он будет принимать пищу в таком количестве, которое требуются для его развития и здоровья.

Что пугает родителей когда ребенок не хочет есть?

  1. Прежде всего, это то, что очень живуч стереотип « упитанность, сытость = здоровье».
  2. Большую роль ещё играет наше традиционное отношение к ребёнку, как к существу неразумному, не понимающему, что хорошо для него, а что плохо.
  3. Некоторые родители чувствуют свою неспособность дать ребёнку достаточно ласки и внимания и стараются компенсировать это такой вот усиленной заботой о питании.
  4. Существуют и тревожные родители, которым всё время кажется, что с их ребёнком что-то не так – часто болеет, слишком худенький, отстаёт в развитии и так далее. И они стараются как могут создать иллюзорную картинку для себя – картину благополучия, заглушая таким образом свою тревогу.
  5. Авторитарные и властные родители. Отказ ребёнка от еды они воспринимают, как непослушание, нарушение порядка и дисциплины. И отсюда все вытекающие последствия.

Ребенок не хочет есть. Что же делать?

А давайте будем перестраиваться? Давайте откажемся от насильственного кормления! И начнём с самого главного – с осознания мотивов, побуждающих нас к насилию над маленьким и самым родным человечком. Без этого мы не сможем контролировать своё поведение. Необходимо осознать, что если ребёнок не хочет есть , то это совсем не значит что он собрался умереть от голода.

Организм сам способен регулировать свои потребности, в том числе и в пище. И чем дольше организму в этой возможности отказывали, тем больше времени ему потребуется на восстановление. Но постепенно все восстановится и придёт в норму. И приняв такое правильное решение, как отказ от насильственного кормления, не отступайте от него.

Неплохо было бы обсуждать с ребёнком его меню. Заставлять есть продукты, вызывающие у ребёнка отвращение, нет необходимости. Любой самый питательный и полезный продукт всегда можно заменить чем-то другим.

Режим дня помогает упорядочить питание. Не захотел или плохо поел во время завтрака – ну и не надо. НО! Никаких перекусов до обеда! Не захотел обедать – следующий приём пищи только во время ужина!

Еда должна приносить удовольствие. Малышам во время кормления можно рассказывать сказку или читать книжку. Дети с повышенной подвижностью не могут долго находиться-сидеть на одном месте, а рассказ или чтение поможет им сосредоточиться и успокоиться.

Здоровья Вам и Вашим деткам!!!

Едва только мама слышит от своего ребенка протест «Я кушать не хочу!» - мгновенно в ее голове начинают роиться тревожные мысли: раз ребенок плохо ест - он наверняка заболел... И вот уже мама кричит «Караул!» и несется за помощью к подругам и докторам. Но на самом деле - так ли уж катастрофично отсутствие аппетита у детей? И в каких именно случаях отказ от еды действительно угрожает здоровью ребенка?

Для большинства мам плохой аппетит у ребенка - это реальный повод для беспокойства и паники: раз ребенок плохо есть - он наверняка болен! Но так ли это на самом деле?...

Нет аппетита у ребенка - есть проблема у родителей

Беспокойство мам по поводу отсутствия у их детей аппетита - когда ребенок плохо ест, или же некоторое время не ест вовсе - вполне объясним. Дело в том, что практически у любой женщины, едва она только становится матерью, «просыпаются» два сильнейших инстинкта: накормить и согреть свое дитя.

Поэтому мамы всего мира постоянно бессознательно стремятся к тому, чтобы их дети были сыты и не мерзли - то бишь женщины из века в век, подчиняясь древнейшей своей природе, кормят и кутают своих ребятишек вплоть до студенческой поры и далее.

Соответственно, когда ребенок теряет аппетит и плохо ест, подсознание мамы тут же начинает «бить тревогу» - с малышом что-то не так! Вот почему отсутствие аппетита у детей так болезненно воспринимается их мамами (и еще острее - бабушками). Это подтверждает и распространенное повсеместно народное клише: если ребенок толстый и хорошо ест - он здоровый, крепкий и счастливый, а если малыш - худощавый и кушает через раз, значит он - болезненный «доходяга», мимо которого не пройдет ни одна «болячка».

В действительности же это совершенно не так! Шансы на здоровую, активную и счастливую жизни одинаковы у обоих - и у прожорливого упитанного бутуза, и у тоненького малоежки.

Если ребенок бодр и весел, если у него нет никаких тревожных симптомов (кроме того, что ребенок плохо и нерегулярно ест), если он не демонстрирует никаких серьезных отставаний в росте и развитии, то и никакой проблемы отсутствия аппетита у такого малыша тоже нет.

Ребенок плохо есть или не хочет есть вовсе? Ну и не надо его пичкать едой насильно! Отложите всю еду до следующего приема пищи. Главное правило здесь - никаких перекусов! Потому что нередко дети плохо едят на завтрак, в обед и на ужин исключительно лишь потому, что прекрасно питались в перерывах - печеньем, яблоками, бананами, конфетами и т.п.

Проблема избирательного аппетита у детей: котлеты не буду, а печенье - давай!

Нередко у ребятишек старше 2-3 лет резко проявляется так называемый избирательный аппетит. Как правило, во время завтрака, обеда и ужина они едят очень плохо и отказываются от пищи, а вот в перерывах охотно «точат» за двоих - сушки, сухарики, фрукты, хлеб, сладости и т.п. Со временем подобный избирательный аппетит становится серьезной проблемой для родителей, которые поднимают вопрос: «Как наконец накормить ребенка здоровой, полезной едой?»...

В этом случае поможет одно из главных правил питания детей после года: при любых проблемах, связанных с кормлением ребенка (плохо ест, иногда не есть вовсе, страдает недостаточной ферментацией, и т.п.), совершенно не допустимы никакие кормления в промежутках между основными приемами пищи.

Иными словами, если в вашем режиме значится: завтрак - 8:30, второй завтрак - 11:00, обед 13:30, полдник - 16:00, и ужин 19:00, то никакие приемы пищи в другое время строго недопустимы. Ни одной печенюшки, ни одной морковки, ни одного банана не должно быть съедено в «неурочное» время.

Заметьте, это не обязательное правило для всех детей, а только для тех, кто плохо ест (капризничает, плюется, отказывается от еды полностью, ) во время завтраков, обедов и ужинов. А если малыш без капризов нормально кушает в течение дня, то и в перерывах между основными кормлениями он может с аппетитом перекусывать без каких-либо ограничений.

Если ребенок плохо ест, задумайтесь – он не хочет или не может?

Не во всех случаях мы может однозначно сказать, что ребенок отказывается от еды именно потому, что он не хочет есть - то есть у него нет аппетита.

Бывают такие ситуации, когда отказ ребенка от еды связан как раз с тем, что малыш не может есть. А это принципиальная разница!

Отрадно, что дети старше двух лет уже худо-бедно, но могут уже как-то сообщить родителям о том, что они не могут есть, потому что их что-то беспокоит (например, всякое начало еды вызывает у них некие болезненные процессы или ощущения).

  • Проблем в системе ЖКТ. Например, у него запор, или и т.п. В этих случаях почти каждая попытка утолить голод будет вызывать у ребенка острую боль.
  • Затрудненного носового дыхания (например, ). Даже детям старшего возраста и взрослым очень сложно принимать пищу в обычном режиме и с аппетитом, когда дышать носом практически невозможно. А представьте, каково грудничку, который не может нормально сосать мамину грудь или бутылочку просто потому, что он не может одновременно и дышать, и есть.
  • Неадекватный вкус еды (как обычная еда, как и грудное молоко могут иметь неприятный для ребенка вкус - быть слишком соленым, горьким или чрезмерно кислым).
  • Неадекватная консистенция или температура пищи (слишком твердая или слишком жидкая, излишне горячая или наоборот - недопустимо холодная и т.п.)
  • Большинство перечисленных причин, приводящих к тому, что ребенок на протяжении некоторого времени плохо ест, у детей среднего и старшего возраста определяются без труда и мгновенно - достаточно просто поговорить с малышом. С грудничками же ситуация более сложная - они не едят и плачут, совершенно без каких-либо пояснений, что приводит молодую маму в предъинфарктное состояние. В этом случае диагноз поможет поставить педиатр по итогу осмотра малыша. А стало быть - если уже более двух суток вы не можете накормить младенца, не раздумывая идите на прием к врачу.

    Что делать если ребенок плохо ест из-за болезни

    И в этом случае, как и во всех предыдущих, нет никаких оснований воспринимать отказ ребенка от еды за трагедию. Во время острого периода болезни (и даже обычного недомогания) резкая потеря аппетита практически у всех живых существ - это биологическая целесообразность. Организм «отвлекается» от пищеварения, мобилизуя все силы на борьбу с болезнью. Пройдет день-два-три, и малыш сам вернется к нормальному режиму питания с повышенным аппетитом.

    Другое дело - питье! Вот за количеством потребляемой жидкости во время болезни (например, во время , любой и т.д.) родители должны следить строго - ни в коем случае нельзя допустить обезвоживания ребенка.

    Поэтому если кормить малыша против его воли однозначно не следует, то вот поить все ж таки нужно в любом случае, даже если он и не испытывает явной жажды.

    Сколько еды должен съедать ребенок

    Несмотря на то, что этот вопрос крайне часто задают родители лечащим врачам своих детей, ни один специалист ни разу еще не ответил на него конкретно и однозначно - ведь все люди, и в особенности , индивидуальны. Один ребенок может в два года съедать полтора кг еды в день, но усваивать из этого объема лишь 200 г. А другой - малоежка - может съедать 300-400 г пищи и при этом усваивать ее почти без остатка. При этом и тот и другой будут чувствовать себя «на отлично» - скакать, безобразничать, веселиться и расти примерно одинаково.

    В то же время родители могут по некоторым признакам понять, что в питании ребенка есть некоторые «пробелы» - например, организму малыша не хватает каких-то определенных веществ, витаминов или микроэлементов, или не хватает объема пищи для роста и развития и т. п. Вот эти «приметы»:

    • Ребенок существенно отстает от .
    • У ребенка очевидные и постоянные проблемы с кожей, ногтями или волосами.
    • Ребенок малоактивен - неохотно двигается, быстро утомляется и т. п.

    Заметив подобные симптомы, родители должны обратиться за консультацией к врачу.

    Родителей всегда слишком сильно волнует вопрос - достаточно ли много съедает их ребенок ежедневно. На самом деле, эти тревоги в подавляющем большинстве случаев неоправданы. Близкие малыша должны обращать внимание отнюдь не на то, сколько ест их любимец, а на то, как он себя чувствует.

    Напомним: ребенок может есть в неправдоподобно маленьких объемах, и при этом быть жизнерадостным, прыгучим и веселым малышом. А может и наоборот - с завидным аппетитом съедать половину семейного бюджета, но при этом постоянно испытывать недомогания и .

    Проблема плохого аппетита у детей - это вообще не проблема детей. Если они хорошо себя чувствуют, отказ от еды не грозит их здоровью ровным счетом ничем. Это почти всегда - надуманная и утрированная тревога домочадцев ребенка, в особенности его бабушек и мамы...

    Процесс поиска и поглощения пищи - основа существования всего живого. Какой биологический вид ни возьми - и поведение, и анатомо-физиологические особенности, и среда обитания, и сезонность размножения ориентированы, прежде всего, на принципиальную возможность добывать себе пропитание.
    Нет еды - и птицы улетают в теплые страны, а медведи укладываются спать. Нет еды - меньше рождается детенышей. Нет еды - нет жизни. Самые черные страницы в истории человечества, самые страшные времена ассоциируются с голодом. Страх остаться без пищи - подсознательный, инстинктивный. Наесться самому и накормить потомство - что может быть важнее!
    Осознавать, что ты можешь принести в дом еду, видеть, как твой ребенок добытую пищу поглощает - это подлинный бальзам на душу, реализация заложенной в нас генетической программы, направленной не только на размножение, но и на вскармливание детенышей.
    Качественный и количественный состав еды, предназначенной для вскармливания отпрысков, определяется материальным благосостоянием семьи (и в этом принципиальная особенность человека как биологического вида). Неудивительно, что избыток продуктов питания вообще и наличие продуктов редких, дорогих и недоступных другим в частности, рассматривается в качестве мерила родительской любви. Еще раз подчеркнем - это восприятие, как правило, неосознанное, подсознательное. Когда наш ребенок охотно ест добытую еду, когда эта еда вкусная, разнообразная и качественная - нам хорошо. Когда еды нет или мало, когда выбор продуктов невелик - нам плохо.
    Ощущать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он не хуже других, что он сыт, - первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Стремление это очень часто не подвластно законам логики и здравого смысла, но инстинкт требует накормить детеныша! Накормить любой ценой! А он иногда не хочет. И это невыносимо. Ибо противоречит привычным для нас основам бытия, не дает возможность реализовать родительский инстинкт, провоцирует внутренний надлом и страстное желание немедленно, срочно, любой ценой ребенка спасать. Ибо так жить нельзя: с таким трудом добытая еда оказывается невостребованной, а ведь он должен расти, как же так можно, словом, так жить нельзя...

    Не хочет или не может?

    Это первый и важнейший вопрос. И не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть это одно, а невозможность есть - это принципиально иная ситуация, а родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно.
    Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит есть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды.
    Описанное может быть обусловлено:

      проблемами с поступлением еды: плоский сосок, «тугая» грудь, маленькая дырка в соске;

      проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль: молочница и другие варианты стоматита, воспаление десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубная боль, воспалительные процессы в области глотки (тонзиллит, фарингит);

      проблемами в кишечнике: у грудных детей совсем нередкой является ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;

      нарушением дыхания: если у малыша «забит» нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;

      вкусом еды: соленая, кислая, горькая и т. п. - кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил, индивидуальная непереносимость конкретного продукта - трудно ведь отрицать, что есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;

      физическими характеристиками пищи: горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать еще не научились, вот и давимся.

    Родителям не всегда удается определить истинную причину невозможности есть, но отличить нежелание от невозможности, с учетом вышеописанного, совсем не сложно.
    Если действительно хочет, но не может - это вполне закономерный повод к тому, чтобы обратиться за медицинской помощью.

    Может! Но не хочет!

    Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие саму возможность есть, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет! И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему наше любимое дитя отказывается от такой вкусной, такой полезной и такой необходимой ему еды?
    Для начала следует немножко отвлечься и разобраться с очень важным понятием, к которому мы неоднократно будем обращаться. Речь идет о таком известном слове, как аппетит .
    Классические определения:
    Аппетит - желание есть, позыв к еде {Словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, М.: Русский язык, 1984}.
    Аппетит (лат. appetitio - сильное стремление, желание) - приятное ощущение, связанное с предстоящим приемом пищи {Энциклопедический словарь медицинских терминов, М.: Советская энциклопедия, 1982}.
    С учетом этих определений понятно, что субъективные желания и ощущения, к коим понятие «аппетит», безусловно, относится, могут иметь разную степень выраженности - от умеренного снижения до полного отсутствия аппетита, проявляющееся в реальной жизни полным отказом от какой бы то ни было еды.
    Теперь, когда с терминологией разобрались, можно и к вопросу вернуться, поскольку, вопрошая: «почему же все-таки дитя отказывается от вкусной, полезной и необходимой еды?», мы можем иметь в виду не только полную потерю аппетита, но и его снижение.

    Почему? Потому, что заболел...

    Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам - болезнь. И это действительно так. Ибо снижение аппетита - типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений.
    Для начала рассмотрим болезни острые, т. е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте речь чаще всего идет об острых инфекционных, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем (!) большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными действиями, и следовательно, доказавшими свою правильность в ходе естественного отбора.
    А какое действие в начале болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью, и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят.
    На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды... Но это только на первый взгляд.
    Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции - активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых - сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особо выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику в такой ситуации, мягко говоря, не до еды.
    Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни, даже термин специальный для этого существует -«кишечный синдром». Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей покормлению заболевшего дитя.
    Печень - важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный «борец» с инфекциями. Именно печень - активный участник синтеза иммуноглобулинов - тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень - мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита - важный защитный механизм, преследующий очевидную цель: дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.
    Становится понятным следующее: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка - абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм - тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления.
    С болезнями хроническими, длительными - ситуация не так однозначна. Растущий детский организм относительно быстро адаптируется к переменам, и аппетит сохраняется. При некоторых болезнях (например, при сахарном диабете) аппетит даже повышается, но в целом прослеживается вполне четкая тенденция - если болезнь приводит к уменьшению затрат энергии (ребенок не может двигаться или двигается мало), то это отражается не столько на аппетите, сколько на количестве съедаемой еды. И только при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях возникает резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды. И это всегда очень серьезно...
    Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:

      главным критерием частоты и объема кормления является аппетит;

      попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

    Очевидно, что качественный состав еды зависит от того, с какой конкретной болезнью мы имеем дело - понятно, что при кишечной инфекции, вирусном гепатите и переломе ноги выбор продуктов, позволительных для употребления, будет, мягко говоря, разным. Но диетотерапия конкретных болезней не является темой нашего общения. Наша задача - выработать тактику родительских действий по отношению к конкретному симптому под названием «снижение аппетита ». И вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т. е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ему выздороветь - скорее наоборот.
    Совершенно особый случай - отказ от еды , обусловленный не телесными, а душевными расстройствами: когда девочка-подросток начинает бороться с полнотой и превращает эту борьбу в смысл своей жизни, когда отказ от еды является, наряду с другими расстройствами общения и поведения, одним из симптомов явной психической болезни. Понятно, что в такой ситуации все приведенные выше рассуждения касательно печени и кишечника теряют значение. Но и здесь алгоритм родительской помощи состоит не в том, чтобы любой ценой накормить, а в том, что с помощью специалиста (детского психолога, врача-психиатра) устранить истинную причину болезни.

    От чего зависит аппетит?

    Больной ребенок отказывается от еды... Такое положение вещей хоть и горестно для родственников психологически, но в целом понятно. Любой взрослый человек отдает себе отчет в том, что это временно, что болезнь виновата. Очень помогают успокоиться воспоминания из собственного «болезненного» опыта: «Я ведь, когда болею, тоже кушать не хочу».
    Совершенно другие мысли посещают любящих родителей в ситуации, когда никаких признаков болезни нет, но и аппетита тоже нет. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение - есть все-таки болезнь, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т. е. нормальную, естественную основу.
    Для того чтобы это понять, следует знать и учитывать факторы, способные оказывать влияние на выраженность аппетита . Рассмотрим эти факторы поподробнее.
    1. Индивидуальные особенности обмена веществ , свойственные и детям, и взрослым. Это каждый может подтвердить, основываясь на многочисленных бытовых примерах. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена - мало.
    По большому счету, имеет ведь значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого «усвоенного». Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия: один автомобиль «съедает» 20 л бензина на 100 км пути, а другой, в тех же условиях, - только 5 л.
    2. Интенсивность выработки гормонов . Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте, гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят, да и то в кепке.
    Существуют и сезонные закономерности: зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом - активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.
    3. Уровень энергозатрат . Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно - чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.

    Образ жизни

    Из трех перечисленных факторов, определяющих выраженность аппетита у здорового ребенка, два совершенно не подвластны родительскому влиянию. При всем желании, мы не можем воздействовать ни на выработку гормонов, ни на индивидуальные особенности обмена веществ. Но регулировать энергозатраты - это однозначно в компетенции родителей.
    Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею. Огромное значение имеет поддержание температуры тела: чем теплее и комфортнее, чем больше одежды - тем меньше энергозатраты, хуже аппетит.
    Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим - основные элементы, характеризующие такое общеизвестное понятие, как «образ жизни». Вполне очевидно, что и потребление пищи находится в этом списке, а взаимосвязь составляющих очень велика.
    Давайте со стороны и, по возможности, объективно посмотрим на классическую, в рамках нашего бытия, ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев, семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенку не бывает холодно - на шубку, носочки и обогреватель средства всегда находятся. Ребенок посещает детский сад или школу, тщательное выполнение уроков всячески контролируется, и времени на занятия не жалко. Не редкость - дополнительные нагрузки в виде, опять-таки, занятий (иностранный язык, музыкальная школа, развивающие игры и т. п.). А в свободное от учебы время мы играем на компьютере или смотрим телевизор.
    Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет его родителей!
    Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, ибо в самый ответственный период жизни - когда растут и формируются внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье, - так вот, именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях. Это не столько проблема родителей, сколько проблема общества в целом: вся система школьного обучения - это система противопоставления интеллекта и здоровья. А популярные в дошкольном возрасте развивающие игры сплошь и рядом - перекладывание кубиков в замкнутом пространстве в окружении ковров и мягких игрушек.
    Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, - осуществить коррекцию образа жизни, дабы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе - это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет.

    Классические ошибки

    Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий со стороны родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у него аппетита. И, уподобив себя страусам, пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив его «любой ценой», и апеллируют к нормам.

    Поиск болезней

    Немножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях. И снижение аппетита - лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, - совершенно нереальна.
    Тем не менее, осознать тот факт, что отказ от еды обусловлен «ненормальностями» системы воспитания, очень сложно - это равносильно тому, чтобы признать собственную родительскую несостоятельность или, что еще сложнее, пересмотреть сложившуюся в конкретной семье систему жизненных ценностей. Встать пораньше и вместе с ребенком заняться гимнастикой... Вместо просмотра очередной мелодрамы прогуляться перед сном... Провести выходной не на диване, а на природе...
    Это очень (!) непросто. Этим и заниматься не очень хочется.
    Это не с нами что-то не так, это с ним беда.
    К врачу!!!
    - Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвал.
    - Так, может, он не голодный?
    - Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит НИКОГДА! Он наверняка болен. Очень болен!
    Самое грустное в этой ситуации состоит в том, что:

      не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником (заложником) родителей в очень благодарном (!) процессе поиска болезней;

      указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни;

      при отсутствии реальных жалоб вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой хвори очень мала;

      всегда могут помочь анализы и обследования.

    Это вылечиться сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, - элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой - позволяющие расставить точки над i, обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.
    Проще всего сдать анализ кала - в нем обитает множество самых разнообразных бактерий (около 400 видов), количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей медицинской наукой нормы, и тогда мы узнаем, что у дитя «страшный дисбактериоз». Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк - чем не болезнь! Если сделать УЗИ печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей... Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей.
    А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно, - аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды и т. д. и т. п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей - сколько угодно. Да и как им не быть - малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха и активные интеллектуальные занятия снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.

    Кормление «любой ценой»

    Кормление «любой ценой» - самый распространенный способ решения проблем с аппетитом; родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача - сломить сопротивление не желающего есть ребенка, а тактические приемы - весьма и весьма разнообразны.
    Превратить процесс еды в процесс игры: ложка - автомобиль, а рот - гараж, у-у-у-у, поехали....
    Отвлечь - чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки.
    Пообещать награду за пустую тарелку - прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк.
    Пригрозить - вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь - и т. д. во множестве вариантов.
    Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит - это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник - вот иаппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно - значительная часть без аппетита съеденного толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг - система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита. Как тут не вспомнить, что каких-нибудь 100 лет назад, когда ни УЗИ, ни дисбактериоз никому не были ведомы, главным лекарством для лечения большинства проблем с животом вообще и с аппетитом в частности было слабительное - касторовое масло. Знаменитая касторка прекрасно очищала кишечник и, разумеется, улучшала аппетит (сяду на горшок - съем пирожок).

    Нормы

    Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия «нормы». Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. «Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться пять раз в сутки, а у нас четыре с трудом получается...». «На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал». И все перечисленное - реальные поводы для переживаний и суеты.
    Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья вполне очевидны - физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да-да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка.
    Еще один аспект - народные (ментальные) представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочке и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса - вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы «Какой он у вас худенький» или «Вы что, его не кормите?!» способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию «несчастного» младенца.

    Избирательный аппетит

    Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты - их он ест с аппетитом, от других - отказывается.
    На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные - такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток пренепременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест.
    Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого, трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия.
    Ребенок может отказаться от еды, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается...
    Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют - дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет...
    Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами.
    Если вы, именно вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение - не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, - это чувство голода. Важно только, чтоб через два-три часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность этого лечения - состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом после двух подряд отказов от супа кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку.
    Еще одна проблема - когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки - только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь.
    Частный случай избирательного аппетита - еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать вкусности (конфетки, печенье, шоколадки, апельсинки и т. п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой - в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т. д.). Если отсутствие аппетита - реальная проблема, то следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.

    Итоги

    Отказ ребенка от еды ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать как трагедию. Не волнуйтесь - человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней.
    Это взрослые дяди и тети превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед, ужин... И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным.
    Главный закон - количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона - аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней.
    Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить еду в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть.
    Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом - это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным потребностям этого детеныша.
    И это будет хорошо...

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама