THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Трудоголизм – разновидность психологической зависимости, когда центром всей жизни человека становится работа.

Сразу же в памяти всплывает еще один термин, связанный с повышенным вниманием к работе – карьеризм. Правда, между карьеризмом и трудоголизмом имеется существенная разница.

При карьеризме основная цель человека – добиться определенных высот на работе, чтобы реализовать свои мечты и планы (больше зарабатывать, подняться по социальной лестнице). Работа – это лишь способ достижения цели, промежуточный этап.

При трудоголизме работа – основа всего. Человека практически не интересует конечный результат. Он полностью сконцентрирован на выполнении конкретных заданий, уделяет чрезмерное внимание мелочам, старается все «отшлифовывать», сделать идеальным. В основе трудоголизма нет цели к достижению конечного результата, самым главным становится сам процесс выполнения работы.

При трудоголизме зависимого человека не интересует ни семья, ни отдых, ни быт, ни друзья. Даже если у такого человека имеется какое-то хобби, то оно напрямую связано с работой.

Если говорить о том, кто чаще становится трудоголиком, то количество мужчин, имеющих такую зависимость, в разы превышает количество женщин. Правда, постепенно этот недуг захватывает и женскую половину населения, ведь в последнее время многие женщины наравне с мужчинами погружаются в работу.

Причины трудоголизма

Все мы родом из детства. И большинство наших проблем и комплексов именно оттуда.

Если ребенку с детства прививали мысль о том, что работа – самое главное в жизни, и что нужно стараться как можно лучше выполнять свои обязанности, тогда со временем он рискует вырасти трудоголиком.

Еще один вариант развития трудоголика – ребенок, имеющий отца-алкоголика. Видя постоянные конфликты в семье, проблемы у отца на работе, его сын может изо всех сил стараться стать совершенно другим, чем его отец. Вот и возникает предрасположенность к трудоголизму.

Когда у человека практически нет ярких моментов в жизни, не складывается личная жизнь, зато на работе появляются некоторые успехи, он старается направить все силы на то, что у него лучше всего получается – на работу. Ну зачем тратить время на построение каких-то отношений, если это вряд ли получится? Лучше уж чувствовать себя успешным на работе, отдавая всего себя какому-то занятию. Таким образом, трудоголизм развивается как способ бегства от решения жизненных проблем.

Признаки трудоголизма

  • системность мышления;
  • упрямство;
  • страх неудач;
  • чрезмерное внимание к мелочам;
  • отсутствие интереса к чему-либо, кроме работы;
  • постоянные мысли о работе;
  • сложности в принятие конкретного решения, тщательное и длительное взвешивание всех «за» и «против»;
  • появление раздражения, беспокойства, если такой человек находится не на работе, или тогда, когда выполнение определенного задания подходит к концу;
  • при завершении определенного задания возникают сразу же мысли о следующем задании;
  • отсутствует чувство радости, удовлетворения после того, как какое-то дело выполнено;
  • повышенные требования к себе и к выполняемой работе;
  • отдых таким человеком воспринимается лишь как признак лени.

Классификация трудоголиков

Трудоголик для себя – такой человек не ищет оправданий для своей чрезмерной любви к работе.
Трудоголик для других – свою постоянную занятость на работе человек объясняет тем, что он старается улучшить материальное положение в семье, помочь фирме и т. д.
Успешный трудоголик – человек, который при наличии трудоголизма добивается определенных карьерных высот.
Трудоголик-неудачник – человек, которые выполняет абсолютно ненужную, невостребованную работу; некоторые трудоголики стараются максимально точно выполнять все мелочи, и из-за этого не справляются с заданием в целом.
Скрытый трудоголик – такой человек осознает, что его трудоголизм чересчур выражен, что работа – смысл его жизни, поэтому перед окружающими он демонстрирует отсутствие интереса к работе, говорит, что ненавидит свою работу.

Последствия трудоголизма

  1. Трудоголизм, как и любая зависимость, негативным образом отображается на жизни человека, ведь трудоголик воспринимает лишь маленький «кусочек» мира, связанный с работой. Радости семейной или личной жизни, отдыха, путешествий, человеческого общения для него непонятны.
  2. Трудоголизм влияет на здоровье: постоянное переутомление, волнения, связанные с работой, могут привести к развитию хронической усталости, возникновению заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной системы.
  3. При появлении проблем на работе возможно развитие психических нарушений – депрессии, бессонницы.
  4. Трудоголизм может привести к серьезным конфликтам в семье (даже к разводу), ведь жить с человеком, который абсолютно не выполняет свою роль мужа, отца, очень сложно.

Лечение трудоголизма

Многие люди стараются оправдать трудоголизм, называют его болезнью. Начинается поиск «волшебных таблеток», способных побороть данный недуг. И этот вариант является изначально тупиковым. Невозможно за один день избавиться от трудоголизма.

На самом деле трудоголизм – зависимость, вариант бегства от жизни. Чтобы ликвидировать данную зависимость или хотя бы уменьшить степень ее выраженности, необходимо разобраться с причинами, которые привели к ее возникновению. Оптимальный вариант помощи – работа с психологом. Однако пока человек не признает наличие у себя трудоголизма, изменить ситуацию вряд ли получится.

Кроме того, необходимо «переучить» трудоголика, показать ему, что существует интересная жизнь помимо работы – семейные радости, путешествия, отдых.

Изменить трудоголика можно лишь при помощи любви, понимания. Ультиматумы и скандалы в этом деле не помогут.

Необходимо помнить, что трудоголизм – своеобразный способ жизни, поэтому в один момент все изменить не получится. Необходимо запастись терпением и верой в то, что через какое-то время ситуация улучшится, и ваш близкий человек изменится.

0 2 615 0

Трудоголизм – проблема многих современных людей. Они убегают от своих проблем, неудач и личной жизни, благодаря постоянной работе. Но что такое трудоголизм? Нужно и можно ли его лечить? Об этом далее.

Причины трудоголизма

Обычно, причины трудоголизма довольно просты:

  • Одиночество;
  • желание побольше заработать, и чрезмерное увлечение этим;
  • стремление к лидерству;
  • не восприятие критики;
  • психологические проблемы, которые тянутся с детства.

Если у человека чувствуется острая нехватка внимания, нет друзей, нет хобби, все это заставляет человека чем-то себя занять. И самым правильным обычно является работа.

Также из-за того, что у человека есть стремление всегда и во всем быть первым, он пытается работать очень усердно и иногда просто перегибает палку.

Но как бы не крутить, трудоголизм очень редко является явлением добровольным, зачастую человек вынужден заниматься чем-то чтобы не сойти с ума от одиночества.

Часто трудоголизм возникает из-за того, что в детстве родители заставляли работать.

Есть такие типы отцов и матерей, которые просто вынуждают ребенка делать домашнюю работу, отбирают конфеты и сладости из-за нежелание работать.

Со временем у ребенка появляется понятие, что кто не работает – тот не ест. Лечить это нужно, с этим .

Трудоголизм – желание чувствовать себя нужным и важным. Это могут быть и излишки характера. Нужно чуть-чуть ослабить требования к себе и окружающим, саморазвиваться.

Кто такой трудоголик

Трудоголик – человек для которого вся его жизнь связана с работой. Он не представляет, что можно жить как-то иначе.

Для него существует только его трудовая деятельность, при этом не всегда он действительно делает то, что нужно. Иногда, это бесполезное и никому не нужное деяние.

Человек работает, но результата нет. Но трудоголик упорно делает работу, она заменяет ему смысл жизни.
Узнать трудоголика легко:

  • Все время работает, забывая о семье и близких.
  • Иногда у него вообще нет собственной семьи, а с родными видится только по больших праздниках. Но и эти встречи не очень хороши: трудоголик постоянно думает о работе.
  • Не может выйдя за порог рабочего кабинета забыть о делах. Он мысленно всегда в работе.
  • Не умеет и не хочет отдыхать. Порой даже ненавидит тех, кто любит проводить время в расслабленности и ничегонеделании.
  • Считает тех, кто не работает тунеядцами, трутнями, непотребными.
  • Весь смысл жизни трудоголика – работа и все, что с ней связано. Он всегда в делах.
  • Невнимательный, вечно спешащий, ему ничего не интересно. У него мало друзей.
  • Педант и . Хочет, чтобы все было идеально.
  • Все время говорит о работе, это раздражает окружающих.
  • Требует от себя и других, чтобы все было на высшем уровне. Обычно, так не выходит.
  • Все неудачи в работе для него – конец света.
  • Работа для него – семья, друг, секс, еда.

Трудоголики – это не те люди, которые много работают, чтобы заработать. Они поглощены своими идеями и делами, часто даже не интересуются прибылью своей деятельности. Это в некоторой мере даже альтруисты. Для них важен процесс, не конечный результат. Часто в быту это скучные, никому не интересные, примитивные люди. Они не понимают, чем заниматься в свободное время, поэтому в выходной тоже могут нагрянуть на работу, заняться чем-то вроде обработки приусадебного участка. А выход на пенсию для трудоголика равносилен смерти.

Они до последнего работают, никогда не берут больничные и просто «сгорают» на работе.

Типы трудоголиков

Трудоголики – они разные, их можно выделить несколько специфических типов:

  1. Трудоголик, работающий для других . Он обожает свою работу, его близкие в шоке от того, что он постоянно занят. Это человек полностью поглощен работой, ему очень трудно помочь избавится от этой привычки.
  2. Трудоголик, работающий для себя – он работает, но чувствует, что готов что-то поменять. Ему даже можно помочь при правильном подходе. Он скорее всего имеет друзей и семью.
  3. Трудоголик с успехами – это человек, который реально добился много в своей работе. Это, скорее всего, директор, начальник, успешный менеджер.
  4. Трудоголик, который делает никому не нужную работу – это обыкновенный неудачник, не желающий понимать, что делает пустую, глупую работу. К примеру, пытается открыть что-то, выдумать, он работает над фантомной идеей.
  5. Трудоголик, который скрывает это – люди, которые любят свою работу, но говорить об этом не хотят. Они даже могут жаловаться на нее. Причитать, но в глубине души обожают возиться со своими делами, делают это хорошо и получают удовольствие. Им нравится признание окружающих, одобрение семьи и то, что их работа приносит результаты.

Когда это считается болезнью

Трудоголизм сам по себе не является чем-то плохим, если это не переходит рамки.

Болезнью такое рвение к работе есть тогда, когда человек забывает обо всем, заменяя это работой.

Если человека не интересует ничего, кроме его дел. При этом, даже если труд бессмысленный, трудоголик не понимает того, он упорно работает и продолжает делать свое дело.

Трудоголизм – болезнь, если человек работой заменяет себе успешную личную жизнь, все переживания и тревоги.

Если первое о чем он думает просунувшись утром – это его трудовая деятельность. Если он пытается заполнить душевную пустоту делами.

Понять, что человек болен этим, на первый взгляд, несколько странным недугом, легко.

  1. Кроме работы, вы нигде его не увидите, не услышите от него ничего кроме рассказов о делах, но даже о коллегах трудоголик может не вспомнить.
  2. Для него важна не зарплата, друзья по работе, общение, а только сам трудовой процесс.
  3. Такой человек очень одинокий, он не умеет общаться. С ним нереально трудно.
  4. У него немного блуждающий взгляд, горят глаза только при воспоминании о работе. Это на самом деле очень печальное зрелище.

Тест на трудоголизм

Тестов на определение трудоголизма много, но самыми простыми являются те, на которые можно ответить «да» или нет». Например, можно предложить такой несложный тест:

  1. Вы можете заниматься несколькими делами одновременно?
  2. Вы чувствуете вину, когда отдыхаете, но у вас есть незаконченные дела?
  3. Вы скучаете, когда кто-то говорит?
  4. Вы любите переводить разговор на ту тему, которая вам интересна?
  5. Вы любите быстро заканчивать одно дело, чтобы делать другое?
  6. Вы считаете, что нужно достигать результат вне зависимости от того, каким это сделано способом?
  7. Вы быстрый человек?
  8. Вас раздражают бездельники?
  9. Для вас характерна физическая и эмоциональная напористость?
  10. Вас в делах интересует больше процесс, чем результат?
  11. Вы можете посмеяться над собой?
  12. Вы можете передать свои обязанности другим?
  13. Если вы на совещании, вы обязаны там выступить?
  14. Вы любите пассивный отдых?
  15. Вы подчиняете себе людей, за которых отвечаете?

Если у вас ответ «да» на 8 и больше вопросов, вам стоит задуматься. Признаки трудоголизма налицо.

Трудолюбие, старательность, целеустремленность, ответственность, добросовестность – качества, которые в социуме вызывают уважение и почтение. Наличие таких черт характера часто присутствуют в требованиях работодателя к сотруднику, и многие современники всеми силами стараются преобразить свою личность для обретения таких выгодных свойств.

Однако существует отдельная группа людей, у которых стремление работать выходит за рамки естественной увлеченности рабочим процессом и усердного выполнения своих обязанностей. Такая аномальная жажда чрезмерно работать является одной из форм навязчивых зависимостей – и носит наименование «трудоголизм». Лиц, страдающих от болезненной зависимости от работы, называют «трудоголиками».

Описание

Не более чем полвека назад наличие у человека чрезмерного трудолюбия воспринималось в социуме исключительно одобрительно, и трудоголизм не рассматривался как форма психологических зависимостей. Однако многочисленные научные исследования напрочь разбили миф о том, что трудоголизм – благоприятное свойство личности, позволяющее субъекту достичь высоких успехов в строительстве карьеры или продвинуться быстро по служебной лестнице. Сегодня трудоголизм отнесен к самостоятельной форме расстройства влечений и поведения, поскольку такая зависимость является иррациональной, неконтролируемой и имеет навязчивый характер.

Трудоголизм с одинаковой частотой фиксируется и у мужчин, и у женщин. Основная группа трудоголиков– люди зрелого возраста, проживающие в городских условиях. Среди деревенских жителей активная трудовая деятельность больше выступает показателем образа жизни, является насущной потребностью, чем зависимостью селянина от страсти работать.

Основное проявление этого вида аддикций – восприятие человеком своей трудовой деятельности как единственно существующего способа самореализации. Рабочий процесс для трудоголика – метод удовлетворить свои амбиции, достигнуть признания в социуме, средство, приносящее ощущения счастья. Для такого индивидуума его трудовая деятельность является максимально значимой ценностью, отодвигает на второй план личные отношения идружеские контакты, хобби и увлечения, досуг и развлечения.

Труд для такого субъекта – специфический «щит», который предохраняет его от и , повседневных естественных хлопот. Однако, прикрывшись однажды таким «щитом» – работой, испытав от проводимых занятий ощущение удовольствия, потребность трудиться со временем трансформируется в навязчивую зависимость. Процесс труда не просто увлекает и захватывает субъекта, а становится единственным «спасательным кругом», награждающим эйфорией.

Лишение трудоголика возможности выполнять работу означает недостижимость вожделенного удовольствия. Такое отсутствие труда вызывает истинную «ломку», напоминающую абстинентное состояние при алкоголизме. При этом привычные для людей приятные события не становятся для трудоголика реальной альтернативой: как алкоголик ищет способ принять очередную дозу спиртного, так и субъект со страстью работать ищет любую возможность заняться делом.

При трудоголизме человек перестает адекватно заботиться о своем здоровье, игнорирует знаки соматических болезней и психологических проблем. Вследствие чрезмерных профессиональных нагрузок, недостатка отдыха трудоголик пребывает в состоянии хронического стресса, итогом которого становятся серьезные сбои в работе органов и систем. Частый спутник трудоголизма – астенический статус, депрессивные расстройства, фобические страхи и изматывающая бессонница.

Результат трудоголизма – разнообразные социальные проблемы: сужение круга общения, неблагополучный климат в семье, невозможность устроить личную жизнь. Трудоголик «убегает в работу», так как не может конструктивным способом разрешить существующие психологические проблемы во взаимоотношениях с людьми, не способен устранить внутренний конфликт. Он утрачивает возможность полноценно общаться с членами человеческого сообщества, уединяясь от социума в своей работе, что приводит к развитию существенных дефектов личности.

Признаки трудоголизма

Неспециалисту довольно трудно определить, является ли особа зависимым трудоголиком, либо служебное рвение человека оправдано специфическим укладом личности. Однако внимательный взгляд на образ жизни и поведение субъекта позволяют выявить одну значительную странность, которую можно представить фразой: «работа – это и есть вся жизнь». Опишем портрет человека, который стал жертвой трудоголизма.

Прилежный и старательный человек заинтересован в результатах своего труда, поскольку это способ создания каких-то незаменимых для жизни материальных благ. Трудолюбивая персона наслаждается самим процессом выполнения деятельности, поскольку труд позволяет проявить свои способности, развить новые качества, получить знаки признания от общества. Для трудоголика не имеет принципиального значения, каким будет результат занятий, позволит ли он продвинуться на шаг вперед в своем развитии. Рабочий процесс – и единственно доступный способ заполнить время, и средство ощутить себя счастливым человеком.

Человек, пристрастившийся к трудоголизму, утрачивает способность объективно оценивать свое состояние: он убеждает себя, что работает ради какой-то абстрактной цели. Он не понимает, что путь трудотерапии – тупиковый, и он вряд ли сможет реализовать себя как личность.

Особа, страдающая трудоголизмом, искренне убеждена, что счастье и есть работа. Выполняя какие-то задания, индивидуум ощущает себя бодрым, энергичным, уверенным. Если дело приближается к финалу, трудоголика одолевает беспокойство, он испытывает разочарование и грусть. Если в перспективе ему не светят новые занятия, он впадает в панику, становится угрюмым и раздражительным.

Нередко трудоголику свойственны чрезмерная тщательность в работе, стремление выполнить все безупречно, желание быть «идеальным». Он часто затрудняется сделать выбор, тщательно взвешивает все «за» и «против», надолго застревает на мелочах. Он упорно, даже упрямо, движется к цели, однако из-за того, что предает большое значение несущественным деталям, не достигает выдающихся успехов.

Даже после напряженного трудового дня субъект не может переключиться на другую активность. Во время приема пищи и «вынужденного» отдыха все его мысли сосредоточены на планировании будущей деятельности. Трудоголик непонимает самой сути досуга и очень страшится предстоящих выходных или отпуска. Возникшее состояние «ничегонеделания», например, из-за собственной болезни, приводит персону к тяжелой депрессии с раздумьями о бесперспективности существования.

Оторванный от работы внешними обстоятельствами субъект чувствует себя ненужным и неприкаянным. Во время вынужденного безделья человек может пуститься в другие крайности: запойно пьянствовать, проигрывать средства в казино, заводить беспорядочные любовные романы. Выйдя на пенсию, трудоголик часто превращается в ипохондрика: начинает чрезмерно заботиться о собственном здоровье, выискивать у себя симптомы каких-то неизлечимых заболеваний и оббивать пороги врачей.

В кругу близких людей трудоголик – мрачная, неуступчивая, раздражительная особа. Он не может понять, что от него хотят родные, игнорирует желания и потребности других членов семьи. Он предпочитает «контактировать» с неодушевленными объектами, поскольку это забирает меньше энергетических затрат, чем общение с людьми.

Поскольку все мысли трудоголика сосредоточены на работе, он не способен выполнить какие-то бытовые обязанности или просто пообщаться с детьми. Для него ужин в кругу семьи или посещение развлекательного мероприятия – восхождение на костер инквизиции.

При этом все занятия, которые не связаны с работой, трудоголик воспринимает, как бесцельное и бесполезное времяпровождение. Этот человек не проводит время с приятелями и не пускается в любовные авантюры. Рассказы о любовных приключениях, футбольных матчах, рыбалке или охоте у него вызывают негодование.

В лексиконе субъекта, страдающего трудоголизмом, часто присутствуют фразы: «я должен», «мне необходимо», «я пообещал». Довольно часто такой человек ставит перед собой нереальные цели, которые невозможно достичь. Закономерные промахи из-за изобилия одновременно выполняемых дел трудоголик воспринимает, как личную трагедию.

Он полагает, что он незаменимый работник, поэтому стремится соответствовать вымышленному им идеалу. Доминирующее чувство такого человека – иррациональная тревога: он страшится допустить ошибку, «потерять лицо». Его держит в постоянном напряжении страх, что он будет обвинен в некомпетентности, легкомыслии, безответственности. Такое ощущение тревоги является причиной бессонницы и кошмарных сновидений.

Сделаны попытки разделить трудоголиков на отдельные группы, однако такие классификации больше передают свойства личности, а не отражают единой сути зависимости, поэтому в рамках этой статьи описанные типажи не будут представлены подробно. Укажем одну из наиболее объективных классификаций, основанной на уровне самооценки личности. Выделяют:

  • аддиктов работы (низкий уровень самооценки);
  • энтузиастов работы (незначительное искажение самооценки);
  • увлеченных аддиктов (самооценка, близкая к адекватной).

Причины трудоголизма

Как и с другими видами аддикций, не существует единой причины, дающей старт трудоголизму. Развитие зависимости проходит у конкретного человека по своему индивидуальному пути. Однако все пристрастия формируются с одним намерением: субъект пытается найти лазейку в серости будней, через которую можно «убежать» в альтернативный «мир» и обрести особое «счастливое» состояние.

У отдельных людей трудоголизм – следствие пережитой психотравмирующей ситуации, негативные отпечатки которой вынуждают прибегнуть к защитному механизму – поведению убегания. Например, человек не смог грамотно справиться со стрессом после развода с супругой или не хочет трудиться над изменением собственного мировоззрения, вот и пытается спрятаться от душевных страданий в работе.

Другая группа трудоголиков стала зависимой от работы из-за ненормальных условий детства. Например: ребенок рос в многодетной семье, где отец – алкоголик, а мать – жертва, тянущая на себе непосильную ношу. Малыш принимает меры, чтобы стать антиподом отцу, стремясь походить на работающую мать. Он прилежно учится, активно занимается спортом, рано трудоустраивается. Ставит перед собой очень высокие планки и отказывается от отдыха, лишь бы компенсировать тревожащие его изъяны пьющего родителя.

Еще одной негативной детской установкой является директива родителей: «все счастье в деньгах». Ребенок видит на личном примере, что для того, чтобы достичь хорошего материального уровня, его отцу приходится работать 24 часа в сутки (или малыш так объясняет себе причину постоянного отсутствия отца-бизнесмена). Отождествляя себя с родителем, у ребенка в итоге формируется идея-фикс: быть не менее успешным и богатым, чем отец. Даже, не добиваясь каких-то значимых результатов, зрелый индивид очень старательно создает вид занятости и оказывается в рабстве трудоголизма.

Еще одна причина трудоголизма – душевная пустота личности, когда индивид не может заполнить свой мир какими-то позитивными моментами. Ему просто скучно жить, и он не знает, чем заполнить свободное время. Работа, как палочка-выручалочка, приходит на помощь, даря сначала удовольствие, а затем затягивает в сети.

Трудоголизм – частое следствие перфекционизма и педантизма. Человек, стараясь выполнить все в наилучшем виде, постоянно перепроверяет себя, совершенствует свои способы труда, стремится улучшить качество. Трудоголик не доверяет себе, поэтому готов постоянно жить работой, чтобы доказать, что он на что-то способен.

Методы преодоления

Поскольку трудоголизм – форма психической зависимости, эту аддикцию невозможно преодолеть за один день с помощью какой-то чудо-таблетки. Медикаментозное лечение играет второстепенную роль, направлено на укрепление нервной системы, стабилизацию эмоционального статуса, устранение тревожности и страхов.

Ведущее значение в лечение трудоголизма отведено психотерапевтической работе, нацеленной на социальную адаптацию человека. Успех терапевтических мероприятий возможен лишь при условии: субъект признает анормальность своего состояния и готов приложить усилия на проведение изменений в жизни.

Задача психолога: мотивировать клиента на общение в социуме, стимулировать интерес к занятиям, отличным от работы. Врач разъясняет трудоголику, что его зависимость – вариант бегства от реальности, возникшая из-за неразрешенной психологической проблемы. Цель психолога – совместно с клиентом установить истинного виновника внутреннего конфликта и постараться по-иному интерпретировать психотравмирующую ситуацию. В некоторых ситуаций целесообразно прибегнуть к техникам гипноза для устранения иррациональных компонентов зависимости.

Оценка статьи:

читайте также

Характер Как распознать подлинный трудоголизм?

Под трудоголизмом понимается чрезмерная увлеченность человека работой, даже тогда, когда в этом нет большой необходимости. Трудоголизм подразумевает, что личность живет только работой, отказываясь от других сфер жизни, пренебрегая даже общением с близкими людьми. Трудоголик работает сверх положенного времени, при этом уровень заработка не всегда соответствует приложенным усилиям.

Специалисты спорят, можно ли считать трудоголизм отклонением от нормы. Ведь, казалось бы, человек делает полезное дело: он работает, прикладывает значительные усилия для профессионального продвижения. Но в отличие от карьериста трудоголик не всегда стремится к личностному росту и развитию. Он просто заполняет все свое время конкретной деятельностью. Работа для него является источником вдохновения, необходимостью, поощрением и наградой. Глядя на него, создается впечатление, что ему больше ничего в жизни не нужно. Такой человек часто отказывается от элементарного отдыха, развлечений и поездок, пренебрегает сном и общением с окружающими. Работа для него становится центром жизни. Причем сама личность в силу ряда причин долго не замечает у себя наличие проблемы.

Как распознать подлинный трудоголизм? Существуют ли определенные признаки, помогающие понять, что имеет место быть такая проблема?

Удовольствие от работы

Большинство людей ежедневно ходят на работу потому, что им необходимо зарабатывать на жизнь. Многие с радостью бы этого не делали, но без наличия средств сегодня невозможно обеспечить себе необходимый минимум. Достаток часто определяет уровень удовлетворенности собой, своим внутренним миром. Однако люди, как правило, стараются находить равновесие между работой и отдыхом. Потребность уделять время семье, общаться с интересными людьми, безусловно, отвлекает от деятельности, пусть даже и любимой. У страдающего трудоголизмом дела обстоят прямо противоположным образом. Трудоголик не просто стремится заполнить работой все свободное время, а энергетически наполняется только так. Время, проведенное с семьей или друзьями, подсознательно воспринимается, как потраченное впустую, поэтому он всеми силами стремится восполнить пробел. Страдая трудоголизмом, личность не может полноценно развиваться, она зациклена на одном виде деятельности.

Состояние зависимости

Человек, чрезмерно погруженный в работу, со временем привыкает сосредоточиваться только на рабочих моментах. Его перестает беспокоить все окружающее. Личность на самом деле перестает жить полноценно, поскольку другие базовые потребности не удовлетворяются, остаются незамеченными. Невостребованность в личном плане делает человека, зацикленного на трудоголизме, замкнутым и часто приводит к одиночеству. Одним из самых ярких признаков, что что-то идет неблагополучно, является как раз состояние сильной зависимости от работы. При ее наличии личность чувствует себя хорошо и спокойно. Даже авралы не пугают, а, напротив, стимулируют, создают ощущение собственной нужности. Но стоит только случиться какому-нибудь сбою в деятельности, как трудоголизм буквально заставляет впадать человека в уныние. Чем весомее уровень неблагополучия, тем более сильное отчаяние накрывает. Такому человеку сразу начинает казаться, что он нигде и никому не нужен. Конечно, подобное мировосприятие нельзя назвать нормальным. Страдает сама личность, ее способность проецировать в окружающее пространство добро и отзывчивость, испытывать состояние счастья.

Ограниченность сознания

Другим характерным признаком развивающегося трудоголизма является симптом ограниченного сознания. Он выражается в том, что человек не может подумать ни о чем другом, кроме, как о работе. Если так называемые отвлекающие мысли и начинают посещать его голову, то следует немедленное отвлечение, переключение внимания. Человек просто не может позволить себе отдыхать как следует. Ему жалко потратить лишний час на сон, хотя больше всего он нуждается в восстановлении сил. Личность, страдающая трудоголизмом, часто работает без выходных, ограничивая себя буквально во всем, нещадно эксплуатируя собственные силы. Такой ограниченный подход к жизни часто не позволяет в полной мере радоваться и наслаждаться самыми обычными ее проявлениями. Для обычного человека отдых является долгожданным событием и радостью. Для того же, кто обременен своей работой, необходимость иногда тратить время на перерывы, становится тяжким бременем. Трудоголизм действительно заставляет страдать отсутствием загруженности, человека тяготит осознание того, что нужно отвлекаться на пустяковые, ничего не значащие в его представлении дела.

Просто так маниакальное стремление к работе не появляется. Для этого необходимо присутствие целого ряда определенных причин. Чем больше человек загоняет себя в им же придуманные рамки, тем ему труднее становится преодолеть собственную проблему. Причины трудоголизма довольно распространенные. Вот почему этой формой зависимости страдает большое количество людей.

Уход от семейных проблем

Нормальная жизнь невозможна без возникновения определенных трудностей. Сложности только закаляют, помогают воспитывать характер, способствуют развитию личностного потенциала. Для трудоголика любые проблемы представляют одну большую сложность. Вот почему он бежит от них, закрываясь в работе. Работа для него служит своеобразным укрытием от необходимости принимать решения, заменой настоящей жизни. Долгое время наличие данной проблемы вообще не осознается и никак не диагностируется. Человек просто не может понять, что вредит самому себе, не позволяет своей личности развиваться. Лишь когда возникают сложности с окружением, люди начинают задумываться над тем, правильно ли расходуют собственные силы.

Полное погружение в деятельность действительно способствует уходу от семейных проблем. Человек тем самым оправдывает себя, говоря, что он чрезмерно занят, чтобы решать какие-то важные вопросы. Некоторые люди отсутствуют дома по целым дням, пропадая в офисе чуть ли не сутками напролет. Иногда у них создается чувство оторванности от мира, что само по себе является характерным признаком неправильного распределения времени.

Заполнение пустоты

Почему люди стремятся заполнить работой все свое время? Что заставляет их жить, подчиняясь рабочему графику сверх установленной нормы? На самом деле они боятся признаться самим себе, что в душе давно поселилась пустота, которую для комфортного существования требуется чем-то заполнять. Необходимость душевного наполнения – это тоже причина развития трудоголизма. Однако, вместо того, чтобы посетить театр, кафе или кино, такие люди уходят с головой в работу. Офисные сотрудники засиживаются допоздна в своем кабинете, часто берут проекты на дом. Фрилансеры зачастую настолько сбивают свой график, что впоследствии не могут отличить день от ночи. Конечно, чрезмерное увлечение работой не может решить эту проблему. На деле она только усугубляется, нанося человеку большую душевную рану. Убегание от себя и своих потребностей не может не сказываться негативно на характере и здоровье личности.

Страх перемен

Люди становятся трудоголиками не потому, что очень любят работать. Просто они не умеют правильно распоряжаться собственным временем. Страх перемен заставляет их вновь и вновь убеждать себя в том, что работа требует от них колоссальной ежедневной самоотдачи. Необходимость наполнять себя работой обусловлена страхом оставаться наедине со своей собственной сущностью. И тогда существующие проблемы непременно навалятся своим тяжелым грузом. Неумение решать их пугает трудоголика, заставляет постоянно избегать подобных ситуаций. Чем сильнее человек боится перемен, тем больше он будет цепляться за необходимость проводить в офисе все свое свободное время. Иногда по этой причине человек остается без семьи. Оказавшись наедине с собой, он еще больше погружается в то, чем ему нужно заниматься.

Неумение отвлекаться

В некоторых случаях к зацикленности на рабочих моментах приводит неумение отвлекаться. Это довольно весомая причина, по которой личность начинает потихоньку испытывать чувство неудовлетворенности собой. Человек сосредоточивается на выполнении определенных задач, но не замечает того, что уделяет этому слишком много времени. Порой просто невозможно заметить, что работа стала в тягость и приносит больше страданий, чем подлинного удовлетворения. Неумение переключать внимание чрезвычайно вредит, не позволяет действительно радоваться жизни. В таком случае человек очень скоро начнет испытывать симптомы эмоциональной перегруженности, такие как: отстраненность, нервозность, раздражительность.

Как лечить трудоголизм

Трудоголизм обязательно нуждается в коррекции. Если проблему не решать своевременно, то она накопится до такой степени, что будет мешать жить. Трудоголизм препятствует счастливому мировосприятию, создает дополнительные проблемы, связанные с социализацией и общением. Как лечить данную проблему? Рассмотрим подробнее.

Наличие хобби

Любое увлечение значительно наполняет жизнь новыми красками. Только в том случае, когда занятие нам нравится, мы начинаем преображаться изнутри. Деятельность по душе наполняет человека изнутри искрящейся энергией, помогает ощутить прилив внутренних сил, почувствовать себя по-настоящему счастливым. Чтобы вырваться из порочного круга трудоголизма, чрезмерной погруженности в работу, необходимо научиться замечать другие вещи. Нужно обращать внимание на то, что происходит вокруг. Возможно, рядом есть люди, которые могут представлять значительный интерес, быть полезными. Тот, кто с головой уходит в работу, обычно не замечает того, что происходит вокруг. И это большая беда. Найти для себя новое увлечение – значит, не просто отвлекаться, но и наполнить свое существование новым смыслом.

Решение личных проблем

Как правило, люди с помощью трудоголизма, фиксации на выполняемой деятельности убегают от нерешенных проблем. Эти индивидуальные сложности представляют для них большую «опасность», вызывают сильный страх перед жизнью. Вот почему хочется отгородиться от всех трудностей такой непроницаемой стеной, углубиться в своем внутреннем мире. Если понаблюдать за человеком, который завел у себя привычку задерживаться в офисе допоздна, то можно заметить, что он боится не просто озвучивать вслух то, что его действительно беспокоит, но и оставаться наедине со своими мыслями. Постоянный страх заставляет его закрывать все двери перед возможными сомнениями.

Решение личных проблем помогает снять подобного рода психологическую защиту. Нужно не убегать от сложностей, а стараться своевременно их решать. Даже если на первых порах это делать получается плохо, то не повод отчаиваться. Со временем придет опыт, появится навык уделять себе время, а также не обходить вниманием близких людей.

Преодоление страха перед переменами

Этот шаг крайне необходим для осмысления неутешительной действительности. Для того, чтобы проблема перестала приносить огорчения, с ней нужно обязательно работать. Как лечить это состояние? Нужно отказаться от мысли все контролировать. Отпустив страх перед переменами, мы позволяем нашей реальности измениться в лучшую сторону. Такой подход позволит личности стать по-настоящему сильной и самодостаточной.

Таким образом, проблема трудоголизма не является надуманной. Она действительно сильно мешает жить, ограничивает человека в получении нового необходимого опыта. Чтобы ее преодолеть, нужно оставаться честным с самим собой.

ГЛАВА 9 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА 9 ОСОБЕННОСТИ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМИ И ДЕТЬМИ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем. Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка (рис. 14).

У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается

Рис. 14. Основные элементы режима дня ребенка грудного возраста

носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

При поступлении в детскую палату новорожденного врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные «браслета» (на руку ребенку в родильном блоке повязывают «браслет», на котором указываются фамилия, имя и отчество матери, масса тела, пол, дата и час рождения) и «медальона» (те же записи на медальоне, надетом поверх одеяла) с записями в истории его развития. Кроме того, отмечается время приема больного.

Для новорожденных детей и детей первых дней жизни с желтухой принципиально важным является контроль за уровнем билирубина крови, значительное повышение которого требует серьезных мер, в частности организации заменного переливания крови. Билирубин в крови определяют обычно традиционным биохимическим методом. В настоящее время используют также «Билитест», позволяющий с помощью фотометрии, одним прикосновением к коже получить оперативную информацию об уровне гипербилирубинемии (повышении уровня билирубина в крови).

Уход за кожей и слизистыми оболочками. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.

Новорожденный ребенок, как и в дальнейшем грудной ребенок, нуждается в соблюдении важнейших правил гигиены: умывании, купании, уходе за пупком и т.д. При пеленании кожу ребенка каждый раз внимательно осматривают. Уход не должен причинять ему неприятных ощущений.

Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности.

Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию.

Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками.

Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются.

Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью.

Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.

По окончании периода новорожденности (3-4 нед) ребенка умывают утром и вечером, а также по мере необходимости. Лицо, шею, ушные раковины (но не слуховой проход), руки ребенка обмывают теплой кипяченой водой или протирают ватой, смоченной водой, затем обтирают насухо. В возрасте 1-2 мес эту процедуру проводят не менее двух раз в день. С 4-5 мес можно умывать ребенка водопроводной водой комнатной температуры.

После мочеиспускания и дефекации ребенка подмывают, соблюдая определенные правила. Девочек подмывают спереди назад, чтобы избежать загрязнения и инфицирования мочеполовых путей. Подмывание проводят рукой, на которую направляют струю теплой воды (37-38 °С). При сильном загрязнении используют нейтральное мыло («Детское», «Тик-так» и др.).

Недопустимо подмывать детей непроточной водой, например в тазике.

После подмывания ребенка кладут на пеленальный стол и чистой пеленкой промокают кожу. Затем складки кожи смазывают стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным (подсолнечным, персиковым) или вазелиновым маслом. Для профи-

лактики опрелостей кожные складки смазывают стерильным растительным маслом или детскими кремами (косметические масла типа «Алиса», «Бэби Джонсон-и-Джонсон», мази «Деситин», «Драполен» и др.) в определенной последовательности: за ушами, шейную складку, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные и паховые области. Метод нанесения масла или крема называется «дозированием через материнские руки»: мать (медсестра) сначала втирает масло или крем в свои ладони, а затем остатки наносит на кожу ребенка.

Обработка пупочной ранки проводится 1 раз в сутки. В последнее время рекомендуется воздерживаться от применения красящих веществ, чтобы не пропустить красноту и другие признаки воспаления пупочной ранки. Обычно используют 70 % этиловый спирт, спиртовую настойку багульника и др. После отпадения пуповины (4-5-е сутки) пупочную ранку промывают 3 % раствором пероксида водорода, затем 70 % этиловым спиртом и прижигают 5% раствором калия перманганата или карандашом ляписа.

Купание. Моют новорожденных детей с детским мылом под теплой (температура 36,5-37 °С) проточной водой, насухо вытирают кожу пеленкой легкими промокательными движениями.

Первую гигиеническую ванну проводят новорожденному обычно после отпадения пуповины и эпителизации пупочной ранки (7-10-й день жизни), хотя никаких противопоказаний к приему ванны с 2-4 дня жизни нет. В течение первых 6 мес ребенка купают ежедневно, во втором полугодии - через день. Для купания необходимы ванночка (эмалированная), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин для ополаскивания ребенка теплой водой, пеленка, простыня.

Ванночку предварительно моют горячей водой с мылом и щеткой, затем обрабатывают 0,5 % раствором хлорамина (если купание проводится в детском учреждении) и ополаскивают горячей водой.

Для детей первого полугодия температура воды в ванне должна быть 36,5-37 °С, для детей второго полугодия - 36-36,5 °С. Продолжительность ванны на первом году жизни должна составлять не более 5-10 мин. Одной рукой осторожно поддерживают голову и спину ребенка, другой намыливают шею, туловище и ягодицы; особенно тщательно промывают складки в области шеи, в локтевых, паховых областях, за ушами, под коленками, между ягодицами (рис. 15, а). На заключительном этапе купания ребенка вынимают из ванны, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой

(рис. 15, б). Ребенка быстро завертывают в пеленку и обсушивают промокательными движениями, после чего, обработав кожные складки стерильным вазелиновым маслом, одевают и укладывают в кроватку.

Рис. 15. Купание ребенка грудного возраста:

а - положение при купании; б - обливание после купания

Мыло при купании используют не чаще 2 раз в неделю, лучше пенку-шампунь «от макушки до пяток» Johnson"s baby или «Детское». У некоторых детей ежедневное купание, особенно в жесткой воде, может вызвать раздражение кожи. В этих условиях рекомендуется ванна с добавлением крахмала: 100-150 г крахмала разводят теплой водой и выливают полученную взвесь в ванну.

Детей первого полугодия купают в положении лежа, второго полугодия - сидя.

Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими. В подобных случаях после купания их смазывают прокипяченным растительным маслом или смесью, состоящей из 1/3 касторового масла и 2/3 вазелинового (или прокипяченного подсолнечного) масла. После обработки волосы протирают сухим ватным тампоном.

Косметические средства ухода за новорожденным. Детская косметика- особый вид косметической продукции, предназначенной для ежедневного ухода и полноценной защиты чувствительной кожи ребенка. Косметические линии компаний «Мир детства», «Свобода», «Невская косметика», «Уральские самоцветы» (серии «Дракоша» и «Маленькая фея»), «Инфарма», «Johnson"s baby», «Avent"a», «Huggies», «Bubchen», «Ducray» (A-Derma), «Noelken GmbH» (Babyline), «Qiicco» и др. содержат

все необходимые средства для ухода за малышом: увлажняющие, защитные кремы, туалетное мыло, шампунь, пенки для купания, лосьоны, кремы, присыпки и др. Как и многие другие средства, детская косметика имеет в своем составе экстракты лекарственных растений: ромашки, череды, чистотела, календулы, тысячелистника и зародышей пшеницы. Эти экстракты хорошо переносятся и мягко влияют на кожу ребенка.

Обычно рекомендуют использовать средства одной косметической линии, так как они дополняют и усиливают действие друг друга. Отечественные детские косметические средства не уступают импортным. При изготовлении большинства из них соблюдаются основные дерматологические требования: нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими (в маслах), используются высококачественные животные жиры, экстракты трав, в шампунях применена формула «без слез», в кремы для опрелостей включаются эксклюзивные лечебные компоненты - пантенол или цинк.

Правила пеленания и одежда детей первого года жизни. Доношенного новорожденного первые 2-3 нед лучше пеленать с руками, а в последующем при соответствующей температуре воздуха в палате руки кладут поверх одеяла. Учитывая, что тугое пеленание стесняет движения, новорожденного одевают в специальную одежду: сначала надевают две распашонки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую), затем заворачивают в пеленку. В таком виде ребенка помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани. Обычно в конверт кладут мягкое байковое одеяло, а если необходимо, второе байковое одеяло кладут поверх конверта.

Пеленание проводят перед каждым кормлением, а детей с опрелостями или заболеваниями кожи - чаще. Процесс пеленания схематично выглядит следующим образом: нужно подогнуть верхний край пеленки и уложить малыша; верхний край пеленки должен совпадать с линией плеча; руки малыша фиксируют вдоль туловища; правый край пеленки оборачивают вокруг малыша и закрепляют; обертывают малыша левой частью пеленки. Нижний конец пеленки расправляют, подгибают и закрепляют. Чтобы руки остались свободными, пеленку опускают таким образом, чтобы верхний край пеленки доходил до подмышек (рис. 16).

Подгузник помещают на промежность, после чего ребенка заворачивают в тонкую пеленку. При необходимости подкладывают полиэтиле-

Рис. 16. Этапы пеленания малыша. Объяснение в тексте

новую пеленку (клеенку) размером 30x 30 см (верхний край - на уровне поясницы, нижний - до уровня колен). Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку, при необходимости - накрывают сверху одеялом.

Пеленальный стол и клеенчатый матрац после пеленания каждого ребенка тщательно протирают 0,5-1 % раствором хлорамина. На пеленальном столе пеленают детей без гнойных проявлений; при необходимости изоляции ребенка все манипуляции (в том числе пеленание) проводят в кровати.

При условии ежедневной стирки и кипячения белья для детей первых месяцев жизни предусматривается определенный комплект белья (табл. 11).

Таблица 11. Комплект белья для детей первых месяцев жизни

Тонкую распашонку запахивают на спине, а теплую - на груди ребенка. Рукава у теплой распашонки длиннее рук, зашивать их не следует. Нижний край распашонок должен прикрывать пупок.

С 1-2-месячного возраста на время дневного «бодрствования» пеленки заменяют ползунками или «боди», с 2-3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес, когда начинается обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают надгрудничек.

Чепчики, косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.

В 9-10 мес распашонки заменяют рубашкой, а ползунки - колготками (зимой с носками или пинетками). На рис. 17 представлена основная одежда детей первого года жизни.

Подгузники. В современной системе ухода за детьми первого года жизни одноразовые подгузники уверенно занимают главенствующее место, вытесняя многоразовые. Одноразовые подгузники - это иная система ухода за малышом, высвобождающая время родителям для занятия с младенцем, обеспечивающая реальные «сухие» ночи, возможность длительных прогулок, спокойного посещения медицинских учреждений.

Основная «цель» применения одноразовых подгузников - обеспечение сухости кожи ребенка и минимальной ее травматизации. Достигается это подбором подгузника по размеру, его правильным

Рис. 17. Основная одежда детей первого года жизни

использованием, своевременной сменой и соответствующим уходом за кожей под подгузником.

Одноразовый подгузник работает по следующему принципу: жидкость проходит через покровный слой и поглощается впитывающим материалом. При этом жидкость превращается в гель, что позволяет ей удерживаться внутри подгузника, оставляя поверхность сухой. В настоящее время уже не встречаются полиэтиленовые подгузники со сменными впитывающими вставками, которые задерживали влагу и создавали эффект «компресса».

При выборе подгузника необходимо обязательно узнать у родителей, какой маркой подгузников они пользуются. Тем не менее, подгузники известных фирм-производителей не сильно отличаются по основным характеристикам. Так, подгузник высокого класса (например, дышащие подгузники HUGGIES Super-Flex и др.) обычно состоит из 6 основных элементов:

1.Внутренний слой, который прилегает к коже младенца, должен быть мягким, чтобы не вызывать раздражение трением о кожу, хорошо пропускать жидкость.

2.Проводящий и распределяющий слой быстро поглощает влагу и способствует ее равномерному распределению по подгузнику так, чтобы она не скапливалась в одном месте.

3.Впитывающий слой поглощает влагу из проводящего слоя и удерживает ее внутри за счет превращения жидкости в гель. Количество впитывающего материала (абсорбента) не бесконечно, и в какой-то момент подгузник «переполняется», что можно понять по его внешнему виду или на ощупь. Это главный сигнал того, что подгузник надо менять. Если его не сменить, то дальше он функционирует по типу непроницаемого тканевого подгузника и выполняет роль компресса с локальным повышением температуры и парниковым эффектом.

4.Внутренние барьеры блокируют жидкость, не позволяя ей вытекать сбоку подгузника, вокруг ног. Качество внутренних барьеров является важным признаком при подборе подгузника младенцу, так как соотношение плотности прилегания и эластичности отличаются в разных видах подгузников. Это и определяет ряд негативных явлений: протекание влаги при движениях ребенка, пережимание или неплотный охват бедер и т.д.

5.Внешнее покрытие подгузника. Оно не должно пропускать жидкость, но при этом должно быть пористым (воздухопроницаемым). Воздухопроницаемость обеспечивает пористая ткань, пропускающая воздух к коже малыша, что создает дополнительный эффект испарения и повышенной сухости.

6. Механические застежки. Они могут быть одноразовыми и многоразовыми. Многоразовые и эластичные застежки более удобны, так как позволяют неоднократно перестегивать один и тот же подгузник в случае необходимости. Например, для того чтобы убедиться, что ребенок сухой и не грязный.

При использовании одноразовых подгузников предпочтительнее ничем кожу не смазывать, а лишь обсушивать ягодицы. В необходимых случаях используют специальные кремы, легкие лосьоны или молочко под подгузники с дозированным через руки ухаживающего их нанесением, присыпки, но не тальк или муку. Нежелательны также жирные масла.

При появлении раздражения или опрелости необходимо как можно чаще делать воздушные ванны, а после нанесения лечебных мазей или кремов следует выждать не менее 5-10 мин для их максимального впитывания, остатки снять влажной салфеткой, и лишь потом надеть одноразовый подгузник.

Менять подгузник необходимо при его наполнении и обязательно после стула - это является важнейшим фактором в профилактике инфекции нижних мочевыводящих путей у детей, вульвита у девочек и баланита у мальчиков.

Кормление детей первого года жизни. Различают три вида вскармливания: естественное (грудное), смешанное и искусственное.

Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка молоком матери. Женское молоко является уникальным и единственно сбалансированным для новорожденного ребенка продуктом питания. Никакие молочные смеси, даже приближенные по составу к женскому молоку, его заменить не могут. Долг и обязанность любого медицинского работника, будь то врач или медицинская сестра, постоянно подчеркивать преимущества женского молока, прилагать все усилия к тому, чтобы каждая мать кормила ребенка грудью как можно более продолжительное время.

Материнское молоко содержит в оптимальных соотношениях белки, жиры, углеводы, макро- и микроэлементы. С первыми каплями молока (в первые 5-7 дней после рождения ребенка - это молозиво) новорожденный получает комплекс специфических и неспецифических защитных компонентов. Так, в частности, иммуноглобулины (Ig) классов А, М, G обеспечивают передачу от матери ребенку факторов пассивного иммунитета. Уровень этих иммуноглобулинов особенно высок в молозиве.

Вот почему раннее прикладывание ребенка к груди матери (некоторые авторы рекомендуют в настоящее время осуществлять прикла-

дывание в родильном зале) улучшает лактацию матери и обеспечивает передачу новорожденному от нескольких (5-8) до десятков (20-30) г полноценного в иммунологическом отношении белка. Например, IgA в молозиве содержится от 2 до 19 г/л, IgG - от 0,2 до 3,5 г/л, IgM - от 0,5 до 1,5 г/л. В зрелом молоке уровень иммуноглобулинов снижается, составляя в среднем 1 г/л, что тем не менее обеспечивает естественную защиту от различных патогенных микроорганизмов.

Большое значение придается раннему прикладыванию ребенка к груди - в этом случае у новорожденного лучше и быстрее формируется микрофлора кишечника. Само по себе вскармливание приводит к выработке так называемого динамического пищевого стереотипа, обеспечивающего взаимодействие организма ребенка с внешней средой. Немаловажно, что естественное вскармливание позволяет новорожденному лучше перенести состояния, свойственные этому периоду жизни. Они называются переходными или пограничными - это транзиторная потеря первоначальной массы тела, гипертермия и т.п.

С момента первого прикладывания ребенка к груди матери между ними постепенно устанавливаются особые взаимоотношения, по существу начинается процесс воспитания новорожденного.

При кормлении ребенка грудью соблюдают определенные правила:

1.Перед кормлением мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть грудь кипяченой водой.

2.Сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются бактерии из конечных отделов выводных железистых протоков.

3.Принять удобное положение для кормления: сидя, поставив левую ногу на скамеечку, если кормит из левой груди, и правую ногу - из правой груди (рис. 18).

4.Необходимо, чтобы при сосании ребенок захватывал ртом не только сосок, но и околососковый кружок. Нос ребенка должен быть свободен, чтобы правильно дышать. Если носовое дыхание затруднено, то перед кормлением носовые ходы прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом, или с помощью электроотсоса.

5.Продолжительность кормления не должна превышать 20 мин. В течение этого времени не следует давать ребенку засыпать.

6.Если после кормления у матери остается молоко, то его остатки сцеживают в стерильную посуду (в бутылочку с воронкой или стакан). Наиболее эффективный способ - отсасывание молока вакуумным аппаратом. При его отсутствии используют резиновую накладку, молокоотсос с резиновым баллончиком. К началу кормления молокоотсосы должны быть простерилизованы (рис. 19).

Рис. 18. Кормление ребенка грудью в положении: а - сидя; б - лежа

Рис. 19. Варианты молокоотсосов

При отсутствии молокоотсоса молоко сцеживают руками. Предварительно мать моет руки с мылом, насухо их вытирает. Затем кладет большой и указательный пальцы на внешнюю границу околососкового кружка, сильно и ритмично сжимает пальцы. Сосок трогать не следует.

7. В целях профилактики образования трещин и мацерации сосков грудь по окончании кормления необходимо обмыть теплой водой и осушить чистой, тонкой полотняной пеленкой.

При грудном вскармливании ребенок сам регулирует количество необходимой ему пищи. Тем не менее, чтобы знать точное количество полученного им молока, необходимо систематически проводить так называемое контрольное кормление. Для этого ребенка как обычно пеленают перед кормлением, затем взвешивают (в пеленках), кормят, повторно взвешивают в той же одежде, не меняя пеленок. По разнице в массе судят о количестве высосанного молока. Контрольное кормление обязательно при недостаточной прибавке ребенка в массе и при заболевании.

Если ребенок высосал недостаточное количество молока, а также если он болен или болеет мать, то его кормят или докармливают сцеженным женским молоком. Хранить сцеженное молоко необходимо в холодильнике при температуре не выше 4 °С. В течение 3-6 ч после сцеживания и в случае правильного его хранения оно может быть использовано после подогрева до температуры 36-37 °С. При хранении в течение 6-12 ч молоко можно использовать только после пастеризации, а после 24 ч хранения его необходимо стерилизовать. Для этого бутылочку с молоком ставят в кастрюлю, наливают теплую воду несколько выше уровня молока в бутылочке. Далее при пастеризации воду нагревают до температуры 65-75 °С и бутылочку с молоком выдерживают в ней в течение 30 мин, при стерилизации воду доводят до кипения и кипятят в течение 3-5 мин.

Бутылочки со сцеженным молоком хранят на сестринском посту в холодильнике вместе с молочными смесями. Каждая бутылочка должна иметь этикетку, на которой написано, что в ней содержится (грудное молоко, кефир и т.д.), дата приготовления, а на бутылочке со сцеженным молоком - час сцеживания и фамилия матери.

Необоснованное введение частичного питания через бутылочку (другой пищи и питья) нужно запрещать, поскольку это может отрицательно сказаться на грудном вскармливании. Кроме того, кормящие матери должны знать, что возвращаться к грудному вскармливанию очень сложно.

При недостатке грудного молока применяют дополнительную систему кормления. Ребенок будет сосать грудь, получая при этом питание из бутылочки через специальные капилляры. При этом сохраняются физиологический и психоэмоциональный компоненты грудного вскармливания и стимулируется выработка молока.

Когда у матери возникают временные сложности с кормлением ребенка грудью или грудным молоком, рекомендуется пользоваться мягкой ложечкой (SoftCup). Градуированная ложечка удобна для кормления благодаря непрерывной дозированной подаче питания. Градуированной ложечкой можно кормить ребенка сразу после кормления, в до- и после операционный период у детей с патологией челюстно-лицевого аппарата.

Смешанным называется вскармливание, при котором ребенок, наряду с грудным молоком, дополнительно получает искусственные молочные смеси.

Искусственным называется вскармливание ребенка на первом году жизни искусственными молочными смесями.

Для гигиенически безупречного кормления грудных детей используется специальная посуда: бутылочки из чистейшего и термоустойчивого стекла, соски из каучука и силикона и быстрые стерилизаторы для них (рис. 20).

Кормление ребенка молочной смесью при смешанном и искусственном вскармливании преимущественно осуществляется через соску из бутылочки. Используют градуированные бутылочки вместимостью 200-250 мл (цена деления - 10 мл). На бутылочку надевают соску с дырочкой. Дырочку в соске прокалывают иглой, прокаленной над пламенем. Отверстие в соске должно быть небольшим, чтобы при перевертывании бутылочки молоко вытекало каплями, а не лилось струей. Смесь или молоко следует давать ребенку подогретым до температуры 37-40 °С. Для этого перед кормлением бутылочку помещают в водяную баню на 5-7 мин. Водяная баня (кастрюля) должна иметь маркировку «Для подогрева молока». Каждый раз необходимо проверять, достаточно ли смесь согрелась, не слишком ли она горячая.

При кормлении детей адаптированными (приближенными по своему составу к материнскому молоку) молочными смесями типа «Детолакт», «Малютка», «Бона» последовательность подготовительных операций несколько иная. В простерилизованную бутылочку наливают кипяченую воду, мерной ложкой добавляют сухую молочную смесь. Затем бутылочку встряхивают и надевают на нее чистую соску. После кормления бутылочку моют содой при помощи ерша.

Рис. 20. Бутылочки для детского питания, соски, пустышки, термосы и стерилизаторы для бутылочек, щеточки для мытья бутылочек

При кормлении бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее все время было заполнено молоком, иначе ребенок будет заглатывать воздух, что часто приводит к срыгиванию и рвоте (рис. 21).

Ребенка держат на руках в таком же положении, как при кормлении грудью, либо в положении на боку с подложенной под голову небольшой подушечкой. Во время кормления нельзя отходить от ребенка, нужно поддерживать бутылочку, следить за тем, как ребенок сосет. Нельзя кормить спящего ребенка. После кормления нужно тщатель-

Рис. 21. Правильное (а) и неправильное (б) положение бутылочки при искусственном вскармливании

но обсушить кожу вокруг рта ребенка, осторожно приподнять его и перевести в вертикальное положение для удаления заглоченного при кормлении воздуха.

При кормлении ребенка имеют значение любые «мелочи». Детям, склонным к икоте и метеоризму, лучше использовать так называемые эксклюзивные противоикотные соски, например Antisinghiozzo Кикко, имеющие разгрузочные каналы-бороздки для свободного доступа воздуха внутрь бутылочки во время кормления. Это компенсирует объем высасываемого ребенком молока. Уменьшается процесс образования газа, а тем самым - и возможность развития кишечных колик у новорожденного и ребенка грудного возраста. Обеспечивается выбор специальных прорезей в соске для любого вида питания, чтобы была возможность предложить ребенку нужный вариант в нужное время (рис. 22).

Рис. 22. Варианты отверстия в соске для различных видов искусственного питания

Рис. 23. Кормление «в подоле»

поза предотвращает нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, исключают возможность искривления позвоночника у ребенка, кроме того, она удобна для кормящей матери.

Для лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать установленные часы кормлений. Если общее состояние не нарушено и аппетит сохранен, то режим питания больных может быть такой же, как здоровых детей того же возраста (детей до 2 мес кормят 6-7 раз, до 5 мес - 6 раз, с 5 мес до 1-1,5 лет - 5 раз). При тяжелом состоянии ребенка, плохом аппетите кормят более часто (через 2-3 ч) и порциями меньшего объема.

Больных детей иногда очень сложно накормить не только потому, что у них плохой аппетит, но и из-за наличия привычек, приобретенных в домашней обстановке. Требуется большое терпение, так как даже кратковременный отказ от еды слабых и истощенных детей может неблагоприятно отразиться на течении болезни. В стационарах все смеси для детей первого года жизни получают в пищеблоке. Сухие смеси в буфете превращают в готовые к употреблению непосредственно перед кормлением ребенка. Вид смеси, ее объем и частоту кормления для каждого ребенка устанавливает врач.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях. К рекомендуемым для кормления детей первых шести месяцев жизни относят смеси «Нутрилак 0-6» («Нутритек», Россия), «Nutrilon-1» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-1» («Semper», Швеция), «Pre-Hipp» и «ХиПП-1» (ХиПП, Австрия), «Хумана-1» («Humana», Германия), «Энфамил-1» («Mead Johnson», США), «НАН-1» («Nestte», Швейцария), «Галлия-1» («Данон», Франция), «Фрисолак-1» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

«Последующие» смеси, рекомендуемые для кормления детей второго полугодия жизни: «Нутрилак 6-12» («Нутритек», Россия), «Nutrilon 2» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-2» («Semper», Швеция), «ХиПП-2» (ХиПП, Австрия), «Хумана-2», «Хумана Фольге- мильх-2» («Humana», Германия), «Энфамил-2» («Mead Johnson», США), «НАН-2» («Nestte», Швейцария), «Галлия-2» («Данон», Франция), «Фрисолак-2» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

Для детей первого года жизни, помимо сладких адаптированных смесей, созданы адаптированные кисломолочные смеси: жидкая кисломолочная смесь «Агуша-1» (Россия) для детей в возрасте от 2-4 нед жизни до 5-6 мес; «Малютка» (Россия); «NAN кисломолочный» («Nestb», Швейцария) с бифидобактериями, «Gallia lactofidus» и «Lactofidus» («Danon», Франция). Частично адаптированная кисломо-

Существуют также детские лечебные смеси, которые назначают новорожденным с низкой массой тела при рождении («Алпрем», «Гумана-0»), при непереносимости молочного сахара (А1-110, «НутриСоя»), при поливалентной аллергии к белкам коровьего молока, сои, тяжелой диарее («Алфаре», «Прособи», «Портаген», «СимилакИзомил»).

При искусственном вскармливании объем высосанной молочной смеси определяют по градуированной шкале бутылочки. Количество высосанного молока из груди матери или смеси из бутылочки отмечают после каждого кормления в индивидуальном сестринском листе, заполняемом на каждого ребенка грудного возраста.

Уже на первом году жизни, начиная с 4-5-го месяца, ребенка постепенно приучают к новым видам пищи (прикорм). При введении прикорма следует соблюдать определенные правила. Прикорм дают перед кормлением грудью или смесями, причем с ложечки. К блюдам прикорма относятся каши, овощные пюре, мясные гаше (фарш, фрикадельки), желток, бульон, творог и т.д. Так как с 6 мес ребенок начинает сидеть, его следует кормить за специальным столом или посадив на колени взрослого. При кормлении ребенку на грудь подвязывают клеенчатый фартук или просто пеленку.

Сроки введения прикорма в рацион детей, находящихся на естественном вскармливании, регламентированы Институтом питания

РАМН (табл. 12).

Таблица 12. Сроки введения блюд прикорма при естественном вскармлива-

нии детей


На первом году жизни, особенно в отделениях для детей грудного возраста, для кормления должна использоваться стерильная посуда.

Вскармливание недоношенных детей - чрезвычайно трудная и ответственная задача. Недоношенные дети, у которых отсутствует глотательный рефлекс или отмечается остановка дыхания во время кормления, получают кормление через зонд (рис. 24). Кормление с помощью одноразового зонда осуществляется, когда он вводится в желудок ребенка только для одного кормления, и постоянного, если зонд оставляют в желудке на 2-3 дня. Постоянный зонд в отличие от одноразового меньше в диаметре, поэтому его можно вводить через носовые ходы, хотя введение зонда через рот считается более физиологичным, так как при этом не нарушается внешнее дыхание.

Правила стерилизации сосок и бутылочек. Грязные соски тщательно моют сначала проточной водой, а потом теплой водой с содой (0,5 чайной ложки питьевой соды на стакан воды), при этом их выворачивают наизнанку. Затем соски кипятят в течение 10-15 мин. Стерилизация сосок проводится раз в день, обычно в ночное время. Проводит ее палатная медицинская сестра. Чистые резиновые соски сохраняют сухими в закрытой (стеклянной или эмалированной) посуде с маркировкой «Чистые соски». Чистые соски достают стерильным пинцетом, а затем чисто вымытыми руками надевают на бутылочку. Использованные соски собирают в посуду с маркировкой «Грязные соски».

Стерилизация бутылок проводится в буфетной. Сначала бутылки обезжиривают в горячей воде с горчицей (50 г сухой горчицы на 10 л воды), затем моют с помощью ерша, промывают проточной водой

Рис. 24. Кормление недоношенного ребенка через зонд

снаружи и изнутри (используют устройство в виде фонтанчиков для ополаскивания бутылок) и ополаскивают. Чистые бутылки горлышком вниз помещают в металлические сетки, а когда стекут остатки воды, бутылочки в сетках ставят в сухожаровой шкаф на 50-60 мин (температура в шкафу 120-150 °С).

Бутылочки можно стерилизовать кипячением. Для этого их помещают в специальную посуду (бак, кастрюлю), заливают теплой водой и кипятят 10 мин.

Хранят стерильные бутылочки с горловинами, закрытыми стерильными ватно-марлевыми тампонами, в отдельно выделенных для этого шкафах.

Наблюдение за стулом и его регистрация. У новорожденных первородный кал (меконий), представляющий собой густую вязкую массу темного цвета, отходит к концу первых суток жизни. На 2-3-й сутки появляется так называемый переходный стул, имеющий кашицеобразную консистенцию, темноватого цвета, а затем устанавливается нормальный стул желтого цвета с кислым запахом. Частота стула у новорожденных - 2-6 раз в сутки, к году - 2-4 раза в сутки.

Характер и частота стула зависят от вида вскармливания. При грудном вскармливании стул бывает 3-4 раза в сутки, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При искусственном вскар-

мливании стул наблюдается реже - 1-2 раза в сутки, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консистенции напоминает замазку, с резким запахом.

Жидкий стул может быть при расстройствах пищеварения; цвет кала меняется, появляются патологические примеси в виде слизи, зелени, крови и т.д.

Медицинская сестра должна уметь определять характер стула, так как по его виду можно выявить начальные признаки заболевания. Следует докладывать о патологических изменениях стула врачу и показывать испражнения. В сестринском листе обязательно отмечают, сколько раз был стул, а специальным условным знаком - его характер: кашицеобразный (нормальный); разжиженный; с примесью слизи; с примесью зелени; кровь в стуле; оформленный стул.

Профилактика деформаций скелета. Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, при наличии мягкой постели, высокой подушки, при неправильной позе ребенка на руках.

С целью предупреждения деформаций скелета на кроватку кладут плотный матрац, набитый ватой или конским волосом. Для детей первых месяцев жизни подушку лучше класть под матрац: это предохраняет от чрезмерного сгибания головки, а также предупреждает срыгивание.

Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.

При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки свободно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению дыхания.

Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой - голову и спину.

Транспортировка детей грудного возраста. Транспортировка детей грудного возраста не представляет серьезных трудностей. Детей обычно переносят на руках (рис. 25, а). Необходимо использовать наиболее физиологическое и удобное положение. Такое положение можно создать, используя для переноски ребенка только одну руку, а вторую - оставлять свободной для выполнения различных манипуляций (рис. 25, б, в).

Рис. 25. Способы переноски ребенка грудного возраста. Объяснение в тексте

Правила пользования кувезом. Для выхаживания ослабленных новорожденных, недоношенных детей и детей с малой массой тела используют кувезы. Кувез - специальный медицинский инкубатор, в котором поддерживаются постоянная температура, влажность и необходимая концентрация кислорода в воздухе. Специальные приспособления позволяют организовать необходимый уход за ребенком, проводить разнообразные манипуляции вплоть до взвешивания, не вынимая ребенка из кувеза (рис. 26). Верхняя часть кувеза прозрачная, сделана из органического стекла или пластмассы, что позволяет следить за состоянием и поведением ребенка. На передней стенке колпака укреплены термометр и гигрометр, по показаниям которых можно судить о температуре и влажности воздуха внутри кувеза.

Перед использованием кувез должен быть хорошо проветрен и продезинфицирован. Согласно инструкции по эксплуатации, рекомендуется проводить дезинфекцию кувеза формалином. Для этого под колпак кладут кусок ваты, смоченной 40 % раствором формалина, и включают кувез на 6-8 ч, после чего вату удаляют и инкубатор оставляют включенным при закрытом колпаке еще на 5-6 ч. Кроме того, внутренние стенки колпака, ложе для ребенка и подкладной матрац тщательно протирают 0,5 % раствором хлорамина.

Включение кувеза проводится в следующей последовательности: сначала заполняют водой водоиспарительную систему, затем подключают к сети, далее плавным вращением регулятора температуры и влажности подбирают необходимый микроклимат.

Рис. 26. Кувез закрытого типа

Ребенок в кувезе находится обнаженным. Поддерживается постоянная температура 34-37 °С и относительная влажность воздуха 85-95 %. В кувез подается кислород в смеси с атмосферным воздухом, причем концентрация кислорода не превышает 30 %. Специальная система тревоги оповещает звуковым сигналом о нарушении параметров.

Сроки пребывания в кувезе определяются общим состоянием ребенка. Если новорожденный находится в нем более 3-4 дней, то значительно возрастает микробная обсемененность. По существующим правилам в таком случае следует переложить ребенка в другой инкубатор, вымытый и проветренный.

Выхаживание недоношенных детей в кувезе в течение 3-4 нед в значительной степени повышает эффективность лечебных мероприятий и выхаживания, снижает риск возникновения различных осложнений.

Рис. 27. Реабилитационная кровать для новорожденных с неврологической патологией

Кровать реабилитационная для новорожденных и грудных детей. Для недоношенных новорожденных и грудных детей с неврологической патологией применяют специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»), обеспечивающие комфорт для больного ребенка за счет создания эффекта плавучести и имитации условий, близких к внутриутробным. Максимально низкое контактное давление на тело ребенка предотвращает микроциркуляторные и трофические нарушения. Устройство представляет собой ванну из нержавеющей стали с пористым дном, заполненным стеклянными микрошариками. Под ванной на раме расположены нагнетатель, узел стабилизации температуры нагнетаемого воздуха, система управления и автоматического контроля. Фильтрующая простыня отделяет тело ребенка, плавающего в «сухой жидкости», от стеклянных микрошариков (рис. 27).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какие лица не допускаются к уходу за детьми грудного возраста?

2.В чем заключается уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста?

3.Как проводится гигиеническая ванна?

4.Что входит в комплект одежды детей первых месяцев жизни и второго полугодия?

5.Назовите правила кормления ребенка грудью.

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама