THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Время года - осень. Развитие творческих способностей детей начальной школы


Дайлиденок Любовь Евгеньевна, начинающий педагог, г. Кострома.
Описание:
Материал предназначен для учащихся младших классов, педагогов и родителей.
Цель:
Расширение кругозора. Развитие творческих способностей. Изготовление картины из необычных материалов.
Задачи:
1) Обобщить знания.
2) Формировать умения изготавливать картину из необычных материалов.
3) Воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность.


Осень
Я люблю тебя, осень, за красу небывалую,
За нарядные листья и тепло запоздалое,
За страду урожайную, паутину летящую,
За грибы и за дождик, за печаль настоящую,
За лазурную просинь, за седые туманы
И за плавно бегущие облаков караваны.
Я люблю тебя, осень, и, как Пушкин, мечтаю –
Красоту своей области я в стихах воспеваю.
(автор А.Лысиков)

Осень - это пожалуй, самая таинственная и очаровательная пора с особыми красками времени года.
Осенняя пора – время для художников и фотографов, которые каждую осень теряют покой, запечатлевая красоты осени в парках, скверах и лесах, пытаясь похитить у осени кусочек ее красоты.


Пословицы и поговорки про осень:
Батюшка-сентябрь не любит баловать.
Октябрь плачет холодными слезами.
В ноябре зима с осенью борются.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

Загадки (с ответами):
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)


Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад -
Это просто…
(листопад)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Пареньку почти семь лет.
За плечами ранец.
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята!
(1 сентября, День знаний)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)


Основные осенние явления природы - дождь, листопад, сильный холодный ветер, первые заморозки, первый снег.

А теперь переходим к творческой части.

Использованный материал:
Картон, ножницы, клей, пластилин, природный материал, фасоль, горох, семечки, греча, рис.


Из белого картона с помощью ножниц выстригаем круг. (Размер зависит от того, какого размера вы хотите сделать вашу картину).


Далее берем кусочек пластилина (любого цвета, на ваш вкус) и лепим лепешку.


Прикрепляем эту лепешку на картон. Берем коричневую фасоль, вставляем ее в пластилин в виде лепестков.


В середину нашего цветка добавляем гречу, вдавливая ее пальцем в пластилин.


Затем снова берем кусочек пластилина (можно другого цвета), лепим из него лепешку и прикрепляем к картону.


Теперь для цветочка мы возьмем семечки и вставим их в пластилин в виде лепестков в два ряда.


В серединку нашего цветочка мы добавим горох (половинками).


Снова возьмем кусочек пластилина, сделав из него лепешку, прикрепляем на картон.


С помощью белой фасоли (первый ряд) и семечек (второй ряд) сделаем лепестки цветка.


В серединку цветка добавим рис, прижав его пальцем к пластилину.


Далее нашу картину украшаем природным материалом (колосками). Колоски вставляем в пластилин.


Теперь с помощью клея украшаем картину сухими листьями.


Из пластилина лепим "колбаски" и прикрепляем их по краю нашей картины.


Украшаем нашу картину семечками и горохом (крупного размера). (Также я добавила снизу еще один сухой лист, чтобы не оставалось свободного места)


Картина готова!

Многие из нас любят после путешествий или простых прогулок привозить домой кусочки природы. Это могут быть камушки и ракушки с побережья моря, шишки и листочки из шумного леса или прекрасные цветочки с полей. Все эти дары природы можно использовать при изготовлении поделок. Для тех, кто хочет лучше познакомиться с техниками выполнения аппликации из природных материалов, в этой статье предлагается несколько полезных советов и идей с фото и видео подборками.

Учимся делать своими руками аппликации из природных материалов

Дары природы можно собирать круглый год, однако, самой богатой порой для этого является осень. Главное, подгадать момент, когда листва приобретет красивый цвет, и насобирать ее вволю.

Зима – время сбора семян. Часто в аппликациях используются крылышки-крылатки клена и ясеня. Весной собирают и засушивают различные растения, летом – тополиный пух и всевозможные цветы. С морей привозятся различные камушки, ракушки и скорлупки.

Готовим материал к работе.

Собранные листья следует рассортировать по видам и засушить. Сделать это можно, расположив их между страницами старых толстых книг или журналов. Или же положить в сложенный пополам лист бумаги и поместить сверху груз. Есть вариант разгладить листья горячим утюгом.

Всевозможные семечки растения и яичная скорлупа моются и сушатся, потом сортируются по разным коробкам. Камни и ракушки также промывают и сушат, можно будет покрыть их лаком или краской. Очищается от мусора тополиный пух.

Шишки можно оставить в том виде, в каком их собрали, а можно срезать чешуйки, которые затем нужно будет просушить.

Виды аппликаций.

Самый простой способ – накладная техника аппликации. Она не требует вырезания деталей из природных материалов, создается картина посредством наложения друг на друга листьев и цветов. Силуэтная аппликация, наоборот, предполагает вырезание необходимых частей из материалов.

Модульная техника или мозаика представляет собой наклеивание множества одинаковых материалов. Например, с помощью этой техники выполняются чешуя рыбы или хвосты птиц.

Накладная аппликация «Бабочка».

Очень простая работа, которая отлично подойдет для детского сада.

Понадобится:

1) Картонная или бумажная основа;

2) Клей и кисточка;

3) Листва деревьев, лепестки цветов, крылатки от клена;

4) Карандаш.

Процесс изготовления:

1) На основе карандашом рисуем контур бабочки.

2) По очереди наносим клей на части рисунка. Начинаем с брюшка.

3) Затем формируем крылышки, приклеивая большие листья симметрично брюшку. Украшаем их лепестками цветов.

4) Формируем голову бабочки. Ее можно сделать также из лепестка, а можно использовать засушенную ягодку, например, рябину.

5) В конце делаем усики из крылаток клена. Бабочка готова!

Аппликации из тополиного пуха.

Тополиный пух – очень удобный материал для детского творчества. Мягкий, приятный на ощупь, он мгновенно покорит сердце вашего ребенка. Из-за своей фактуры пух чаще всего используется для изображения шерсток животных. Ниже представлен МК с общими основами создания аппликации из тополиного пуха без использования клея.

Понадобится:

1) Лист бархатной бумаги;

2) Тополиный пух;

3) Мел (кусочек сухого мыла);

4) Зубочистка.

Этапы изготовления:

1) На листе бархатной бумаги рисуем контур будущей картины при помощи мела или кусочка сухого мыла.

2) Затем тонким слоем накладываем пух на рисунок, прижимая и приглаживая его пальцами. Добавляем сверху еще несколько слоев для создания объемного изображения.

3) Подправляем работу, причесывая пушинки и убирая лишние детали с контура при помощи зубочистки.

4) Для создания мелких деталей, будь то усики животного или носик, следует скатать пух в шарик.

«Подводный мир» из ракушек.

А теперь попробуем создать оригинальную картину своими руками, используя ракушки и другие природные материалы.

Для этого понадобятся:

1) Гофрированный картон синего и коричневого цветов;

2) Ракушки разного размера, камушки;

3) Перышки;

4) Сухая трава;

5) Желтая соль;

6) Пластилин;

7) Карандаш;

8) Клей и кисточка;

9) Ножницы;

Этапы работы:

1) Делаем фон картины, подгоняя его под размеры рамки. Большую часть фона будет занимать вода (синяя бумага), дно делаем внизу (коричневая бумага). Закрепляем.

2) Изображаем водоросли, для этого приклеиваем сухие травинки в выбранных местах картины.

3) Выкладываем краба, выбрав ракушки соответствующих форм и размеров. Аккуратно приклеиваем все детали, начиная с туловища и передних лапок.

4) Делаем рыбок из перышек и ракушек, пускаем «плавать» по морю. Глазки изготавливаем из комочков пластилина.

5) Добавляем еще немного сухих травинок, изображая водоросли.

6) Украшаем дно ракушками, приклеиваем желтую соль для яркости. Изготавливается она путем окрашивания гуашью обычной соли.

И еще немного фото возможных работ из природного материала.

Видео по теме статьи

Имея различные природные материалы, можно весело и с пользой провести время со своим ребенком. Причем основную работу должен выполнять ребенок, а взрослый выступает в качестве помощника. Поделки из природных материалов отличаются своим разнообразием и оригинальностью из-за использования большого количества различного по форме, размеру и фактуре материала.

Виды аппликации

  1. Предметная – представляет собой отдельные изображения, например, дерево, дом и так далее.
  2. Декоративная – в ней объединяются разнообразные элементы и детали украшений.
  3. Сюжетная – изображение определенного события, сюжета – пейзаж, корзинка с ягодами, цветами и другое.

Все эти виды творческой деятельности подходят для детей, начиная с трехлетнего возраста. Чтобы аппликация получилась качественной и приглядной на вид, необходимо правильно подбирать материалы.

Природные материалы

Этот вид материалов можно собирать весь год. Листья лучше всего выбирать осенние. Они обладают превосходной окраской: золотой, багровой, медной, оранжевой и желтой. С их помощью получаются отличные картины. Они могут быть крупными или совсем маленькими.

После того, как вы их соберете, необходимо их разобрать по размеру и засушить. Для этого их вкладывают между листов книг, а сами книги складывают одну на другую, образуя тем самым пресс. В таком положении они должны находиться в течение нескольких дней. У высушенных листьев сохраняется цвет, только он становится не таким ярким, как прежде.

Второй по частоте использования природный материал – это трава. Однако с ней нужно быть осторожными, так как при высыхании она становится очень ломкой, крошится при неправильном обращении с ней.

Семена фруктов и овощей тоже легко можно использовать для изготовления поделок своими руками. Например, очень хорошо для этого подходят семечки дыни, арбуза, тыквы, кабачков. Они тоже различаются по размеру и цвету. Их необходимо перед использованием промыть и тщательно высушить на бумаге.

Зерна кукурузы тоже, как ни странно, можно использовать в изготовлении аппликаций. Они должны сохнуть в течение нескольких суток. Также используют семена деревьев (ясень, клен, вяз).

Такой на первый взгляд необычный материал, как скорлупа от орехов, тоже нашла свое применение в таком виде творческой деятельности. Чаще используют скорлупу от кедровых орешков, арахиса и фисташек, так как они очень легкие и хорошо крепятся к бумаге и картону.

Ягоды и плоды используют как целиком, так и частично. Рябина своей яркой окраской часто привлекает к себе внимание юных мастеров. После высыхания она теряет свою форму, а цвет становится очень тусклым. Высушенные корочки цитрусовых тоже применяются для изготовления картин.

Желуди чаще используют в объемных поделках, но в аппликации они тоже замечались, только в разборном виде.

Цветы – очень красивый природный материал, их цветовая гамма весьма разнообразна. А сами они различны по форме и размеру.

Шишки хвойных растений тоже используют при создании аппликаций, они вносят в них свою изюминку. Объемные поделки создают с помощью цельной шишки, а вот плоские аппликации изготавливают из их чешуек.

Мелкие камушки, перья, мох и пух тоже являются хорошими составными элементами аппликации.

Все это богатство необходимо правильно хранить, чтобы оно не переломалось. Все вместе свалить в кучу ни в коем случае нельзя. Листики и цветочки лучше всего хранить в картонных коробочках. А зернышки, шишки, желуди и тому подобные материалы хорошо сохраняются в корзинках или коробочках.

Помимо природных материалов в своем арсенале необходимо иметь листы бумаги и картона, ножницы, клей, карандаш.

Какие можно сделать аппликации из природных материалов?

Самое простое – композиции округлой формы. С этого можно начать, если ребенок маленький. Для ее изготовления необходимо взять шишки, семена и желуди, с которыми ребенку будет проще работать, чем с хрупкими цветами и листьями.

На картоне нарисуйте круг, который в последствии можно заполнить материалами или же сделать для него оригинальный контур в виде рамочки. Для этого необходимо нанести клей ПВА в месте, на которое вы собираетесь наклеить семечко или шишку.

Более сложной композицией является корзинка с цветами. На картоне выкладываем корзинку из арбузных семечек или скорлупы от фисташек. Причем старайтесь как можно ровнее выкладывать ряды, это придаст изделию натуральность.

А вот цветочки изготавливаем из листьев деревьев или же из засушенных цветов. Однако, вариант с листиками наиболее интересен, так как можно создать оригинальные цветочки. Закрепляем весь материал с помощью клея ПВА. Такая поделка может стать отличным подарком бабушкам или мамам.

Придумать можно различные сюжеты для аппликации, примеры которых вы можете видеть на фото в методичках для детского сада.

Видео по теме статьи

Альфира Ахметова

МАДОУ Детский сад №36 «Васильки», Ахметова А. Ф., воспитатель

Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Я приглашаю Вас поговорить о прекрасном и интересном мире аппликации, изготовить картинки в технике объёмной аппликации, по которой я работаю с детьми.

Тема моего проекта - «Использование различных техник аппликаций с природным материалом»

Целью моего проекта является распространение собственного опыта путем прямого и комментарийного показа изготовления картины из природного материала.

Задачи:

1. Познакомить с нетрадиционными приемами работы в изготовлении поделок (манная крупа).

2. Учить применять полученные знания в работе с детьми.

3. Поддерживать творческие способности педагогов, повышать их самооценку.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

I. Актуальность проблемы. Опыт работы прошлых лет показал, что в век глобализации, ускорения ритма жизни, родителям удобнее сажать ребенка за телевизор, включив ему по ДВД диску мультфильмы или всучив в руки мышку от компьютера, заняться своими делами. И ребенку уже не оторваться от этих занятий без вмешательства взрослых. Может поэтому в последние годы стало много детей с ослабленным здоровьем, с нарушением психики, отстающих в физическом и умственном развитии, гиперактивных и агрессивных детей.

II. Теоретическое обоснование. Меня заинтересовал один из путей приобщения детей к природе, путь на котором дети учатся видеть природу через «скрытые» возможности, через «Скрытую» красоту – аппликация из различного природного материала. Работа с природным материалом замечательно разгружает нервную систему, помогает расслабиться, развивать память, фантазию, воображение, творческое мышление, способности, чувство прекрасности, а также тактильные и сенсорные чувства. При работе с крупами, шишками, семенами различных растений, работают все мышцы руки и пальцев. А это так важно для развития мелкой моторики детских пальчиков, которая влияет на развитие речи и намного другое.

В процессе работы с этим материалом дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различие, создавать поделки.

В своих работах с детьми я использую различные техники аппликации:

1. Аппликация из засушенных растений, листьев.

2. Аппликация из семян ясеня и клена.

3. Аппликация из семян тыквы, арбуза, дыни, кабачков, подсолнечника, яблок.

4. Аппликация из крошки засушенных растений (мозаичная аппликация).

5. Аппликация из ракушек морских и речных ракушек, песка.

6. Техника коллаж.

7. Ошибано-икебано.

8. Ассомбляж.

9. Моделирование.

10. Квиллинг.

11. Аппликация из различных круп.

Рис. 1. Букеты из пушицы болотной. На картине на левом нижнем углу лежит пушица в том виде, какая она растёт в природе. А букет составлен из цветов, смонтированных из отдельных кисточек (плодов) пушицы. Перед тем, как склеить цветок, обязательно каждая пушица аккуратно расчёсывается зубной щёткой с двух сторон. Затем из отдельных кисточек на небольшом клочке бумаги склеивают цветки. Потом подбираем подходящую серединку (здесь: из цветков клематиса).

Рис. 2. Засушенные цветы очень хрупкие. Когда составляем или собираем букет из различных частей растений и цветов или мелкие детали, капельки клея наносим прямо на картон.


Рис. 3. Аппликация из скорлупек. Чтобы скорлупки хорошо держались на картинках, сначала внутрь скорлупок приклеиваем комочки ваты, затем на задуманную картину, панно.


Рис. 4. Аппликация из семян. Здесь выбор очень большой, можно также использовать семена укропа, горчицы, чёрного перца, можжевельника, перца болгарского.


Рис. 5. Аппликация из крошек засушенных растений. Так как засушенные растения – очень хрупкие, они при хранении быстро крошатся. Мы их не выбрасываем, а используем в мозаичной аппликации или из крошки делаем различные картинки.


Рис. 6. Аппликация из ракушек и песка. Более объёмные ракушки приклеиваем так же, как и скорлупки орехов.


Рис. 7. Коллаж – техника наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Камни, бумага, стекляшки, ветки дерева, кора.


Рис. 8. Ошибана. В этой технике используются только растительный материал, камни и ракушки не допускаются. Другими словами, ошибана – это живопись растениями. Допускается в качестве фона использование рисунка или фотографии пейзажа.


Рис. 9. Ассомбляж – техника визуального искусства, но использующая объёмные детали или целые предметы, соединённые на плоскости как картина. Допускается живописные дополнения красками, металлом, деревом, тканью.


Рис. 10. Моделирование – каждый воспитатель использует в своих занятиях.


Рис. 11. Квиллинг – от английского слова quill (куил) – птичье перо. Считается, что искусство возникло в средневековой Европе. Пришло в Россию из Кореи. Популярно в Англии, Германии, Америке. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, подарочных упаковок, а также как настенные украшения.








Рис. 12-18. Аппликация из круп – используем все разновидности круп, которые продаются в магазине. Это – дикий и чёрный рис, чечевица красная и зелёная, маш чёрный и зелёный.

III. Практическая часть. Показ А сейчас я приглашаю Вас на мастер-класс «Аппликация с манной крупой», потому что эту технику можно комбинировать почти со всеми остальными техниками аппликации. Этот материал доступный, можно приобрести в любом ближайшем магазине. Она так же легко красится пищевыми красками. Хранится очень долго и занимает при хранении очень мало места.

Оборудование.

1. Цветной картон

2. Простой карандаш

4. Жесткие кисточки

5. Деревянные шпажки (для нанесения малого объема клея)

6. Влажные салфетки

7. Разноцветная манная крупа

8. Клеенка

9. Подставка для кисточки


IV. Показ пошаговых этапов работы


Если мы берем картон формата А3, то готовим основу; если формат А4, то такой необходимости нет.

Готовим основу. В ее качестве лучше всего взять гофрокартон, например из упаковочных ящиков. Так же сейчас в продаже имеются картон плакатный, он достаточно прочный, поэтому основа тоже не нужна. Во время работы мы используем здоровьесберегающие технологии (хорошо освещенное место, где нам будет удобно расположить достаточное количество предметов и клей).


Рис. 21. Несложная аппликация выполняется без эскиза. Если рисуем эскиз, то заранее некоторые детали красим гуашью и хорошо просушиваем.


Рис. 22. Начинаем обклеивать сверху, затем слева направо, чтобы не задевать рукой уже приклеенную крупу. Наносим клей ровным тонким слоем на контур, засыпаем крупой.






Рис. 27. Надо подождать, пока клей высохнет, потом делаем рамку. Получается вот такая картина.

V. Практическая работа педагогов. Прежде чем приступить к работе, давайте, вспомним технику безопасности при пользовании клеем (клей сразу закрывать, наносить клей ровным слоем, при попадании клея на кожу, вытирать его тряпкой, а в конце работы вымыть руки).


Посмотрите на представленные образцы поделок. Разнообразие их безгранично. Вы можете не придерживаться при выполнении работы образца, фантазируйте, ищите, творите по собственным замыслам. В качестве наглядного пособия вы можете использовать иллюстрации из детских книг, разукрашек. При работе проявите всю свою фантазию.

Как практическое напоминание предлагаю посмотреть видеофильм:



VI. Подведение итогов Для подведения итогов занятия прошу вас высказать свое мнение:

1. Понятна ли вам последовательность изготовления картин, поделок?

2. Научились ли вы технологии аппликации манной крупой?

3. Понадобится ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии в дальнейшей вашей работе?

VII. Рефлексия Как вам работалось? Почему?

Меня удивило…

Меня порадовало…

VIII. Пожелания Дорогие педагоги! От вас зависит, станут ли те знания и умения хорошей базой, ступенькой (широкой или узкой) на лестнице восхождения к личности мыслящей, творческой, способной, изменяя себя к лучшему, сделать и мир вокруг себя лучше. Я уверена в том, что у вас и у ваших воспитанников все получится.

Спасибо за посещение моего занятия. До свидания!

Мастер-класс по рукоделию: «Серая шейка» (из срезов веток и манки)

Мастер класс рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.

Назначение: Данная поделка может служить украшением группы в детском саду, подарком. Возможно изготовление данной поделки в рамках проекта по изучению природы Вологодской области.

Цель: Воспитывает у детей терпение, усидчивость и желание творить, развивать художественно-творческие способности.

Задачи: развитие мелкой моторики рук, развитие творческого мышления.

Для работы потребуются следующие материалы:

· лист картона или бумаги,

· клей ПВА;

· острый нож,

· подкладная доска,

· ветки тополя;

· акварельные краски;

· карандаш.

Пошаговый процесс изготовления поделки

Сам процесс изготовления поделки проходит в два этапа.

1. На листе картона или бумаги прорисовать или обвести трафарет утки, нарисовать камыши.

2. Нанести клей на утку.

3. Обсыпать манкой утку, стряхнуть излишки крупы.

4. Прорисовать камыши, траву, озеро.

Ко второму этапу можно приступать только тогда, когда манка на утке полностью высохнет.

5. Когда полностью высохнет манка, раскрасить утку, начиная с клюва. Краска наносится прямо на слой манки мягкой кистью.

Пока сохнет утка. Займемся заготовкой срезов веток.

6. Нарезать на подкладной доске срезы.

Нам нужны круглые и овальные срезы.

Форма срезов зависит от направления лезвия ножа во время их нарезки. Если держать нож под прямым углом, то получатся круглые срезы, а если под острым углом, то овальные. Чем острей угол между веточкой и ножом, тем длиннее будут овалы. Постарайтесь нарезать срезы ровными по толщине и не очень высокими.

При работе с дошкольниками педагог сам заготавливает срезы Нарезать срезы лучше стоя, меньше устает рука и лучше виден срез. Нож опускается строго вниз, как бы продавливая древесину.

7. Приступаем к приклеиванию срезов

Украсить камыши и разные цветочки, травинки срезами.

Клей наносится небольшой капелькой на место приклеивания. Обклеить уточку по контуру круглыми срезами.

8. Обклеить крылышко удлиненными срезами.

9. Прорисовать контур клюва черной краской, поставить точечки.

10. Дать просохнуть поделке до конца и поместить в рамку. Утка готова.

Серая Шейка

Уж лето близилось к концу

И листья начали желтеть.

Утята набирались сил,

Чтоб в страны тёплые лететь.

В семье из трех утят и утки,

Малютка уточка жила.

Её назвали Серой Шейкой,

Она добра ко всем была.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама