THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она – лишь внешнее проявление культуры. Речь идёт о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего её уровень виден на детях.

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте?

(высказывания родителя)

Потому что в этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Он воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?

Детей раннего дошкольного возраста.

Введение……………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы исследования семейного консультирования в ДОУ, как способа повышения педагогической культуры родителей детей раннего дошкольного возраста………………..

      Особенности взаимодействия детского сада и семьи……………….

      Характеристика форм повышения педагогической культуры родителей……………………………………………………………….

    Особенности семейного консультирования родителей детей раннего дошкольного возраста…………………………………………….

Выводы по 1 главе……………………………………………………………

Глава 2. Особенности организации семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста........…………………………………………………

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……………

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………

Выводы по 2 главе…………………………………………………………….

Заключение

Литература

Приложения

Введение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с., с. 28].

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем [Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».]

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. [Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.] Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Необходимо стремиться к тому, чтоб родители были не зрителями и наблюдателями, а активными участники в жизни своего ребёнка.

Поэтому так важно в настоящее время повышать педагогическую культуру родителей, поддерживать и выстраивать эффективные, доброжелательные и этичные взаимоотношения между детским садом и семьями.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать условия развития взаимодействия детского сада и родителей посредством семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей.

Объект исследования: организация взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия организации семейного консультирования для родителей детей раннего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: семейное консультирование в ДОУ как форма повышения педагогической культуры родителей детей раннего дошкольного возраста будет эффективно при условии целенаправленной системной работы педагога с родителями, создания комфортной психологической атмосферы для родителей и детей в дошкольном образовательном учреждении, учета индивидуальных особенностей и проблем каждой семьи;

Задачи исследования:

1) изучение и анализ теоретической и специальной литературы о исследуемой проблеме;

2) выявление сущности понятия «семейное консультирование»;

3) изучение форм семейного консультирования родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Этапы исследования:

    Теоретический анализ педагогической, психологической, научно методической литературы.

    Проведение констатирующего эксперимента.

    Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей посредством семейного консультирования для повышения педагогической культуры родителей детей младшего дошкольного возраста.

    Описание и оформление результатов исследования.

Исследование проводилось на базе ГБДОУ №… -ского района Санкт-Петербурга.

Консультация для родителей, тема: «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.
На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.

Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.

Я. Д. Коломинский считает важной составляющей личности ребенка, ее направленность, т.е. систему ведущих мотивов поведения.
Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Итак, обобщая вышесказанное можно определить условия становления выделенных характеристик психологического здоровья ребенка, причем условие положительного влияния семейного воспитания на психическое развитие ребенка.

Во-первых, содействие формированию активности ребенка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции. Можно говорить о существовании сензитивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период активность ребенка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих способах организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.

Во-вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является абсолютно неверным.

В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.

В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты.

В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Консультация для родителей ДОУ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Дорогие родители!
Детский сад предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас- это будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их. Мы- детский сад, педагоги- тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы ваше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания.
1. Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости.
Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что "все должно быть для него". За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом- пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. избегайте крайностей любви к ребенку.
2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье- это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка- это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слово- вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.
4. Развитие ребенка- это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он сможет и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научиться делать все то, умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.
5.Основа поведения ребенка- это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требования родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями детского сада, школы, педагогов. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит. когда даже ошибки обсуждаются без брани и истерики.
Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль- это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания им помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.
9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы.
10. Семья- это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастья!

Психологическое консультирование родителей применяется до­статочно часто для решения насущных проблем, возникающих в огромном количестве ситуаций, связанных с процессом воспитания и развития ребенка. Консультирование родителей является обяза­тельным условием при работе с детскими сложностями и нарушени­ями поведения. Без консультирования родителей эффективность взаимодействия с ребенком снижается из-за того, что окружающая ребенка действительность не изменяется, провоцируя неадекватные формы реагирования.

Специфика консультирования родителей будет заключаться в том, что родители чаще всего не готовы к собственным изменениям поведения и взаимоотношений. Многие из них вообще не рассма­тривают семейные сложности и свое поведение как факторы, влия­ющие на возникновение нарушенных реакций ребенка. Все это определяет специфику организации психологического консультиро­вания родителей.

Чаще всего началом консультирования родителей является факт привода ребенка на консультацию (В. Оклепдер, 1997). По правилам организации психологического консультирования детей, первый контакт осуществляется с родителями, желательно без ребенка (если это не консультирование семьи). Такое положение определено зада­чами организации доверительного отношения между ребенком и консультантом впоследствии. Сбор родительских жалоб в присут­ствии ребенка может осложнить создание доверительного контакта. На первой встрече с родителями ребенка у консультанта возникает ряд специфических и неспецифических задач. К последним отно­сятся: выстраивание контакта и рапорта с родителями; сбор инфор­мации о проблеме; определение проблемы с точки зрения родите­лей. Кроме того, важно собрать всю информацию о специфике про­явления проблемы, отношениях в семье, закономерностях возраст­ной динамики проблематики.

Определив специфику проблемы и наметив основные направле­ния ее решения, необходимо мотивировать родителей к изменению определенных аспектов семейной ситуации. Достаточно часто пер­воначальная реакция родителей бывает негативной (например, «Мыпривели его к Вам не для того, чтобы Вы начали устанавливать дру­гие правила в семье, а для того, чтобы Вы сделали что-либо с его по­ведением...»). В наши задачи входит объяснение закономерностей детской реакции на те или иные семейные процессы и особенности воспитательных воздействий.

Иногда для изменения ситуации нарушенного детского поведе­ния бывает достаточно изменений поведения самих родителей. В этом случае в консультировании ребенка необходимости не возни­кает.



В рамках первой консультации необходимо разработать страте­гии важных изменений для семьи, исходя из понимания родителя­ми и консультантом причин нарушений в поведении ребенка. Ни в коем случае нельзя обвинять родителей в некомпетентности или не­правильном воспитании, так как это может привести к нарушению рапорта. Консультант должен выразить позитивное отношение и ува­жение к родителям, одобрить их действия, конфронтировав опреде­ленные аспекты взаимоотношений, приведшие к конфликтам.

1. Что привело родителей на консультацию?

2. Что явилось причиной прихода именно сейчас?

3. Делали ли что-либо с этой проблемой ранее (проблема может иметь длительную историю с множественными попытками реше­ния)?

4. В чем (поведение, реакции, отношения) данная проблема про­является?

5. Усиливается ли проявление проблемы при определенных усло­виях (например, дети могут драться только тогда, когда мама дома)?

6. Все ли члены семьи считают это проблемой?

7. Чего бы хотели родители (в плане целевого изменения)?

8. Как они увидят изменения в ребенке?

9. Каковы ваши (родителей) отношения с ребенком?

10. Чего вы хотели (для чего?), рожая ребенка (иногда неадекват­ные родительские ожидания могут стать причиной для возникнове­ния сложностей. Например, мама хотела при помощи ребенка удер­жать мужа, но брак распался.)?

11. Какова специфика распределения вопросов власти в семье?

12. Какова специфика распределения контроля и самоконтроля? Сбор данной информации может существенно помочь в опреде­лении проблемных зон семьи.

На последующих встречах консультант должен, исходя из роди­тельской заявки, оказать помощь в решении проблемы. Как наибо­лее часто возникающие, выделяют следующие проблемы: наруше­ние взаимоотношений родителей и ребенка; детское непослушание;нарушение взаимоотношения в детской подсистеме; отсутствие ин­формации о закономерностях прохождения возраста; беспокоящие детские проявления (повышенная агрессия, жадность, сексуализация); нежелание посещать детские дошкольные или школьные учреждения; частые болезни ребенка; школьная неуспеваемость и т.д.



После определения проблем необходимо организовать предостав­ление необходимой информации, позволяющей реорганизовать се­мейные отношения с целью снижения симптоматического поведе­ния. На этой стадии, которую называют стадией принятия решения, необходимо, чтобы родители понимали собственную ответствен­ность за принятые решения и умели следовать им. Для более четко­го представления специфики консультационного взаимодействия родителей с консультантом рекомендуется следующий алгоритм.

1. Первичный контакт с родителями, направленный на сбор ин­формации о проблеме. В случае если возникает такая необходимость, информация может собираться через педагогов, взаимодействуя так­же со смежными специалистами (невролог, логопед, дефектолог и т.д.).

2. Беседа с родителями для выяснения специфических особенно­стей прохождения ребенком предыдущих этапов развития (беремен­ность, роды, младенчество, раннее детство и т.д.).

3. По необходимости проводится дополнительный сбор данных о здоровье ребенка (невролог, дефектолог, психиатр, педагог и т.д.).

4. Выстраивание контакта с ребенком в рамках игрового взаимо­действия.

5. Экспериментально-психологическое и диагностическое иссле­дование ребенка.

6. Постановка психологического диагноза.

7. Разработка плана и выделение методов решения, возникающей проблемы.

8. Мероприятия по разрешению возникающей проблематики, ко­торые могут проводиться как специалистом психологом, так и сами­ми родителями.

9. Контроль за изменением ситуации.

Среди основных направлений консультирования родителей по проблемам их детей выделяют следующие:

Консультирование родителей без привлечения ребенка. Чаще все­го такой тип консультирования необходим при нарушении пове­дения ребенка в результате наличия нарушенной структуры или системы семьи;

Консультирование совместно с ребенком;

Консультирование ребенка с необходимой первой и заключитель­ной консультацией с родителями;

Консультирование родителей по поводу организации ими коррекционного воздействия на своих детей;

родительские группы различного типа: информационные, группы родительской поддержки, терапевтическая родительская группа.

Консультирование родителей без привлечения ребенка. Данный тип консультативного взаимодействия считаете! эффективным при не­скольких возникающих сложностях.

1. В случае низкой компетентности родителей. В задачи психоло­га при такой проблеме входит организация информирования роди­телей о специфике прохождения различных стадий возрастного раз­вития ребенка, их проявлений, выделяющихся возрастных задачах и методах эффективного воздействия.

2. В случае, если нарушение имеют системный характер. Чаще всего это нарушения связаны с нарушенной иерархией, отсутствием четких семейных норм и правил поведения, непоследовательности родительских требований. Приведем пример: достаточно часто дет­ское непослушание, например нежелание идти спать, может быть связанно с родительской непоследовательностью - один день мама разрешает не ложиться вовремя, а в другой - требует выполнения правила. Еще один важный нарушающий фактор - это не выполне­ние обещаний по организации последствий неадекватного поведе­ния ребенка. Так, например, мама может обещать наказание за опре­деленный тип поведения, однако не наказывает или что еще хуже, наказав, тут же жалеет ребенка. В данном случае при нормализации родительского поведения поведение ребенка само собой исправля­ется.

3. Ситуация когда наличие сложностей у ребенка «выгодно» се­мье, так как оправдывает определенное поведение кого-то из членов семьи или является удерживающим семью от разрушения. Так, на­пример, чрезвычайно плохое поведение ребенка, приводящее к его исключению из детского учреждения, может служить оправданием для мамы, что она не устраивается на работу или не добивается сво­ей цели (не до того...).

Консультирование совместно с ребенком. Данный тип консульти­рования свойственен семейному подходу, однако может применять­ся для обучения родителей методам коммуницирования со своими детьми. Это связанно с тем, что некоторые родители (те, кто воспи­тывался в детском доме, или не имел в детстве партнеров для игр) не умеют выстраивать с ребенком адекватные межличностные взаимо­действия. Часть из них вообще не умеет играть или находить довери­тельные способы организации контакта. (На вопрос играете ли вы с ребенком, родители часто отвечают «конечно, мы общаемся, мы уро­ки делаем и на секции я его вожу».) Такие родители предпочитают указывать, направлять и наказывать, что приводит к протестному по­ведению ребенка. Совместное консультирование позволяет консуль­танту обучить родителей необходимым навыкам, выстроить в рам­ках консультативного взаимодействия отношения ребенка и родителей через специфические формы взаимодействия и ритуалы. Напри­мер, один из таких ритуалов -это вечерние «хвастовство», когда вся семья собирается перед ужином и каждый рассказывает, что замеча­тельного у него было за день, а все остальные члены семьи слушают, одобряют, но не критикуют.

Консультирование ребенка с необходимой первой и заключительной консультаций с родителями. В этом случае на первой консультации родителям даются рекомендации по изменениям внутрисемейной ситуации, а основной фокус внимания находиться на ребенке. Спе­цифика организации первой родительской консультации уже доста­точно описана нами выше. В любом случае, в нее входят: определе­ние проблемы, сбор и анализ информации, выявление причин нару­шений, выявление представления об идеальном результате, выявле­ние специфических особенностей развития ребенка и разработка ре­комендаций для реорганизации детско-родительских отношений. Заключительная консультация должна быть посвящена подведению итогов и разработке рекомендаций по дальнейшим действиям роди­телей для поддержания динамики изменений.

Консультирование родителей по поводу организации ими коррекционного воздействия на своих детей. Данный вариант консультирова­ния позволяет оказывать коррекционное воздействие на поведение ребенка через его родителей. Консультирование родителей начина­ется с объяснения специфики возникающей поведенческой пробле­мы ребенка и принципов организации коррекционного общения. Обычно коррекционное общение осуществляется следующим обра­зом: родитель, после тщательного выявления всех закономерностей возникающих проблем, покупает специфический коррекционный набор, состоящий не менее чем из 10 предметов. В набор должны входить: недифференцированные предметы (бумага, рисуночные средства, глина или пластилин, конструктор); дифференцированные средства, в зависимости от пола и интересов ребенка. Для мальчи­ков: пистолеты, набор солдатиков, машины, супергерои и т.д. Для девочек: куклы, различного рода украшения, мягкие игрушки и т.д. Важным является то, что ребенок не может играть этими игрушка­ми вне коррекционного взаимодействия. Один час в неделю выде­ляется на взаимодействие родителя и ребенка в рамках коррекции. При этом время коррекционной игры изначально закреплено и не меняется. Ребенок должен знать, когда наступит этот час, и ждать его. Час коррекции проводится следующим образом: родитель пол­ностью подчиняется всем игровым требованиям ребенка и делает то, что тот его просит. Это означает, что родитель в течение часа принад­лежит только ребенку: играет вместе с ребенком в те игры, которые предлагает ребенок, не вмешиваясь в процесс до тех пор, пока ему не дадут роль, но и не отстраняется, если его в игру временно не при­глашают. Необходимо, чтобы в этот час никто и ничто не отвлекалородителя от взаимодействия с ребенком. При этом родитель отчиты­вается о своих достижениях и изменениях детского поведения на еженедельной встрече с психологом или родительской группе для анализа происходящих изменений и коррекции поведения.

Другой вариант подобного вмешательства связан со структуриро­ванием правил взаимодействия в семье. В этой ситуации родитель после анализа специфики нарушений получает инструкцию по реа­лизации семейных правил поведения (например, специфику реаги­рования на детские драки, уравнение ответственности, наказания и т.д.). В этом варианте родитель также еженедельно отчитывается в успехах по реструктурированию семейных условий и изменениях в поведении детей.

Родительские группы различного типа: информационные, группы родительской поддержки, терапевтическая родительская группа. Специфика родительских групп заключается в унификации пробле­матики, оказании поддержки и возникновению надежды на измене­ние ситуации. Групповая работа с родителями направлена на форми­рование родительской компетентности и изменение отношения к возникающим сложностям. В рамках групповой формы работы, пси­холог или более опытный родитель организует специфическое тема­тическое обсуждение по различным вопросам. Часто используются группы родительской самоподдержки, особенно популярные в кри­зисе подросткового возраста, при девиантном и делинквентном по­ведении подростков. Посещение таких открытых групп вселяет в ро­дителей надежду о возможности изменений и позволяет использо­вать опыт других родителей в коррекции поведения своих детей.

Рассмотрим специфику консультирования родителей детей раз­ных возрастов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама