THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тех, кому интересна эта тема, просим оказать материальную помощь для издания этой книги, которую давно ожидают наши православные и не только православные женщины…

Глава 5
ФАМАРЬ

«Царство Небесное силою берется,
и употребляющие усилие восхищают его»

(Мф. 11, 12)

ДРЕВО ИЕССЕЕВО. РОДОСЛОВИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. ИКОНА

Фамарь – жена первенца Иуды (сына Иакова) – праматерь святого пророка Давида. Она названа евангелистом Матфеем в родословии Христа.

Рассказ об истории отношений Фамари и Иуды неожиданно врывающийся в повествование о судьбе Иакова и его любимого сына Иосифа, имеет важнейшее значение. Им открывается история колена Иудина – того царственного колена Израиля, из которого произойдут Давид и обетованный Мессия. Дело в том, что что дерзновенный поступок Фамари так же лежал на путях Божественного Промысла, как и продажа в рабство Иосифа и его пребывание в Египте. Мы, христиане, можем только подтвердить правильность этой интуиции составителя Пятикнижия, ибо мы знаем, что Фамарь есть первое из женских имен, упомянутых в родословии Спасителя (Мф. 1, 3).

ПРАОТЕЦ ИУДА. РОСПИСЬ СОБОРА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. 1502 г.

Библия в этом рассказе повествует об одном из решающих событий в священной истории, и раскрывает, под углом обращения зла в добро (бессилие зла – таков один из главных лейтмотивов книги), первостепенной религиозной истине о Боге Промыслителе и о Его промыслительном действии в мире. Здесь нет богословия, но это язык Откровения, когда истина не объясняется а показывается на примере конкретных жизненный событий.

Здесь нет рассказов о проявлениях Божественного всемогущества, ни чудесных рождений младенцев от неплодных матерей, ни упоминаний о жертвоприношениях и о священных местах, нет описаний дивных видений и откровений патриархам, ни вещих снов… Хотя в этой главе развертывается священная история, однако в них только лишь подразумевается Божественная сторона ее и нигде не говорится о прямом воздействии Бога на мир через прямое же вмешательство в человеческие дела.

ГЕРБ ПАТРИАРХА ИУДЫ

Напротив, в этих главах особенно ярко представлена именно человеческая сторона в истории. Но одно неприметное рядом с человеческими делами действие Божие оказывается всесильным и все решающим в истории – оно обращает зло в добро и, направляя историю через все переплетающиеся человеческие мотивы, осуществляет в мире непреложные Божественные цели.

Обратимся к содержанию 38-й главы – одной из жемчужин богооткровенной религии. Оставив попавшего в Египет проданного в рабство Иосифа, Бытописатель обрывает свою повесть и начинает новый рассказ, содержащий событие из семейной хроники Иуды, четвертого сына Иакова. Мы узнаем, что Иуда отделяется от своих братьев, что он берет себе в жены хананеянку и рождает от нее трех сыновей: Ира, Онана и Шелу (Быт. 38, 1–5). Поэтому ему не приходилось особо беспокоиться ни о потомстве, ни о своем хозяйстве: есть кому продолжать род и передать богатство. К тому же Сам Господь дал обетование умножить потомство его отца Иакова.


ПРАОТЕЦ ИУДА ПРОРИСЬ С ИКОНЫ. XVI в.

Иуда выбрал ханаанеянку Фамарь в жены для своего старшего сына Ира. Но старший сын, Ир, умирает бездетным. О первом муже Фамари в Священном Писании сказано, что он «был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь» (Быт. 38, 7). Тогда Иуда посылает к Фамари своего второго сына, Онана, чтобы он для своего умершего брата произвел на свет потомство. Таков был обычай левирата*, обязывающий брата жениться на своей невестке, вдове бездетного брата, чтобы тем самым обеспечить право умершего иметь потомство. Онан же отказал брату в этом праве (Быт 38, 9), за что Бог покарал его: «Зло было пред очами Господа то, чт!о он делал; и Он умертвил и его» (Быт. 38, 10).
* Левират – древнее установление, предписывающее выдавать бездетную вдову за одного из братьев ее покойного мужа; при этом родившийся первенец считается сыном умершего. Левират был связан с представлениями о продолжении рода как об одном из образов посмертного существования человека и узаконен Моисеем (Втор. 25, 5–10). Название этого закона произошло от слова «левир», означающего брата мужа.

ПРАОТЕЦ ИУДА. ИКОНА. КОСТРОМА. 1652 г.

Иуда как обязанный смотреть за выполнением закона левирата* родоначальник повелевает Фамари пребывать вдовою в доме отца своего и ждать брачного совершеннолетия третьего сына, Шелы: «И сказал Иуда Фамари, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла, и стала жить в доме отца своего» (Быт. 38, 11).

Под благовидным предлогом Фамари было фактически отказано в третьем муже, более того, Иуда, патриарх, ведущий все семейные, дела, отправил ее как бездетную вдову назад в дом отца. Очевидно, он опасался за жизнь своего младшего сына: женщина, жертвой которой стали уже двое мужчин, вызывала у него страх.

По обычаям того времени положение бездетной вдовы, возвращенной в ее отцу, было худшим, что может случиться с женщиной.

ФАМАРЬ. ХУД. СИМОН ДЕ ВОС (1603–1676)

Шела приходит в возраст, но Иуда явно не желает дать своего последнего сына женщине, мужья которой таинственно умирают один за другим (Быт. 38, 11). Иуда полагает, что на Фамари почивает злая сила, убивающая всех ее мужей, и поэтому медлит исполнить по отношению к Фамари закон левирата, о соблюдении которого он, уже один раз позаботился.

Престарелый Авраам под клятвой требовал у своего слуги и друга Елиезера обещания не брать Исааку жен из дочерей хананейских (Быт. 24, 3), и заповедь эту Исаак передал Иакову (Быт. 28, 1). Фамарь же как раз и была одной из дочерей хананейских и потому олицетворяяла в семье Иуды начало, чуждое завета с Богом. Однако, она, вполне осознавая «свое место», тем не менее дерзновенно вступает в единоборство со своим свекром, имеющим над ней власть отца; у нее хватило смелости бороться за свое право на материнство в благословенном роду патриарха Авраама, по образу евангельской хананеянки, сказавшей Господу: «и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15, 27). И ее дерзновение не ограничивается мольбами.


ИУДА И ФАМАРЬ. ХУД. ЯКОПО БАССАНО (1515-1592)

Фамарь не стала молчать и терпеть, подобно многим вдовам, обреченным на бесправие. Используя всю свою мудрость и упорство, она активно борется против совершенной в отношении ее несправедливости. Видя, что Иуда не желает отдавать ей в мужья своего последнего сына, Фамарь не мирится с создавшейся ситуацией и справляется с ней в высшей степени необычным способом, который, однако, не осуждается и не подвергается критике ни в Библии, ни в древних иудейских источниках. Понимая, что ей не суждено стать матерью в благословенном роде, Фамарь заставляет исполнить закон левирата самого Иуду.

Фамарь идет на обман свекра. Однако обман этот продиктован не личным желанием или похотью, а заботой о продолжении священного рода. Как повествует Книга Бытия, «прошло много времени и умерла дочь Шуи, жена Иудина*. Иуда утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитяния. И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну, стричь скот свой» (Быт. 38, 12–13). Узнав об этом, Фамарь тоже явилась в Фамну, но так, чтобы Иуда не узнал в ней вдову своих сыновей: «И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом, и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену» (Быт. 38, 14).
* Упоминание о смерти жены имеет непосредственную связь с последующею речью о приключении Иуды (ст. 16-17), которое не могло иметь место у человека женатого.


ИУДА И ФАМАРЬ. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК ШКОЛЫ РЕМБРАНДТА

Фамарь накинула, на себя покрывало, как блудница, и встала у дороги, по которой должен был проходить Иуда. Решив, что перед ним блудница, Иуда подошел к ней и сказал: «Войду я к тебе» (Быт. 38, 16). Фамарь была умной женщиной, и она ответила: «Что ты дашь мне, если войдешь ко мне?» (Быт. 38, 16). «Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь? Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей, и вошел к ней; и она зачала от него» (Быт. 38, 17–18).


ФАМАРЬ И ИУДА. 1559 г. ХУД. ТИНТОРЕТТО (1518 или 1519–1594)

Фамарь вернулась домой, унося с собой печать, перевязь и трость Иуды, и вновь оделась «в одежды вдовства своего»*. Риск, на который она идет, велик, ибо официально она считается обрученной с третьим сыном Иуды, Шелой, и за прелюбодеяние подлежит сожжению на костре или побиванию камнями. Вскоре после этого Иуда послал козленка** со своим другом Хирой Одолламитянином, который был с ним в Фамне во время стрижки овец. Иуда предупредил его, что за этого козленка женщина-блудница из Енаима должны возвратить его личные вещи. Когда Хира, ведя за собой козленка, пришел в Енаим, он спросил, где найти блудницу, стоявшую при дороге, но жители города сказали ему, что в этом городе нет никакой блудницы.


ИУДА И ФАМАРЬ. 1644 г. ХУД. ФЕРДИНАНД БАЛТАСАРС БОЛЬ (1616–1680). БОСТОН

* Переодевание Фамари показывает нам, что блуд ее был таковым только по видимости и имел под собой целомудренные мотивы. Да и сам обман был вынужденным ответом на обман другой стороны и имеет нравственное оправдание в нежелании Иуды исполнить закон левирата. Однако здесь восстановление справедливости сопряжено со смертельной опасностью, от которой Фамарь спасается предусмотрительностью, с которой она для доказательства отцовства своих незаконнорожденных детей берет залог у Иуды. «Фамарь решилась обманом разделить ложе со свекром и от него родить детей, – не ради похоти плотской, а для того, чтобы не остаться без имени. Впрочем, в этом деле было и промышление Божие, почему намерение ее и исполнилось на самом деле»,– пишет свт. Иоанн Златоуст (Беседа 62, 662).
** Иуда, видимо, знал, что среди ханаанеянок существовал обычай, согласно которому женщина, отдавшаяся на краю дороги постороннему мужчине, должна пожертвовать богине любви Астарте козленка.


ИУДА И ФАМАРЬ. 1645 г. ХУД. ГЕБРАНД ЯНС ВАН ДЕН ЭКХАУТ (1621–1674)

«Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена» (Быт. 38, 24), ибо такое наказание полагалось согласно Закону Моисея за подобное преступление (Лев. 20, 14). Тогда Фамарь послала свекру его печать, перевязь и трость* со словами: «Я беременна от того, чьи эти вещи» (Быт. 38, 25). Иуда не мог отказаться от своих вещей и признал: «Она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более» (Быт. 38, 26). Мнимая соблазнительница оказывается орудием в руках Господа, который даже сомнительные дела может превратить в праведные. И не случайно Иуда, признавая свое отцовство, употребляет слово «праведность», используемое ранее в отношении Авраама (Быт 15, 6): «Она правее меня» (Быт 38, 26). Иуда открыто, всенародно признает свою виновность перед Фамарью и принадлежность ему будущих детей ее; кроме того, пробудившееся нравственное чувство заставляет его отказаться от дальнейшего сожития с невесткой.
* Вещи, которые потребовала Фамарь в качестве залога: печать, перевязь и трость свидетельствовали о том, что он был царем, судьей и мессией,– они были символами их общего потомства, к котором воссияет Мессия – Христос. То было пророчество, понятое людьми много позднее.


ПОПЫТКА СОЖЖЕНИЯ ФАМАРИ ИУДОЙ. 1566–1567 гг. ХУД. ЯКОПО ДА ПОНТЕ (БАССАНО; 1517–1592)

Несправедливое осуждение Фамари Иудой, сменяется прощением и благословением и Бог вознаграждает Фамарь сразу двумя сыновьями: «Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее. И во время родов ее показалась рука; и взяла повивальная бабка, и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. Потом вышел брат его с красною нитью на руке. И наречено ему имя: Зара» (Быт. 38, 27–30).


ПОПЫТКА СОЖЖЕНИЯ ФАМАРИ ИУДОЙ. ГРАВЮРА. 1659 г. ХУД. ПИТЕР СХЮТ (1619–после 1660)

Дети Фамари становятся наследниками Иуды вместо двух его сыновей, которых Бог умертвил за то, что были неугодны «пред очами Господа» (Быт. 38, 7, 10). Так же, как в случае с близнецами Ревекки, дается подробное описание внешности старшего из них, Фареса (евр. «прорыв, разрыв» как бы вопреки природе), который стал главным наследником и первородным сыном. Затем родился его брат Зара (евр. «Божие сияние» или «восход») «с красной нитью на руке», которую повязала ему повивальная бабка.

ИУДА И ФАМАРЬ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К БИБЛИИ

История Иуды и Фамари – это предже всего рассказ о победе добра над злом. Этот рассказ открывает особенно яркую картину мирового зла, что выражается, во-первых, в той грубости и жестокости нравов, о которой говорит и страшная казнь, к которой приговаривается Фамарь. Во-вторых, зло сказывается в личной судьбе человека, в частности – Фамари: мужья ее умирают один за другим, и она, никоим образом не причастная их смерти, терпит несправедливость. Но более всего, и это в-третьих, мировое зло обнажается в греховности тех, кто участвует в событиях: греховна неугодность Ира пред очами Господа, греховен и отвратителен поступок Онана, греховно малодушие Иуды, которое проявляется отсутствием прямоты в отношении к Фамари, греховна и проявленная им чувственность, греховен, наконец, даже и самый путь, на котором Фамарь проявляет свой героизм, за который она прославляется. Все пути человеческие так или иначе причастны злу.


ИУДА И ФАМАРЬ. ХУД. ПИТЕР ЛАСТМАН (1583–1633)

Однако зло это оказывается, в конечном итоге, побежденным и во всех областях претворенным в добро. Грубость нравов побеждается: Фамарь торжествует, ее права признаются, и всесильный патриарх, во власти которого находится жизнь и смерть всех членов его рода, исповедует свою вину перед Фамарью и даже свидетельствует о ее превосходстве над собой: «Она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему» (Быт. 38, 26). Добро торжествует и в личной судьбе Фамари, которая добивается справедливости, а также осуществляет то, к чему она призвана как женщина: быть матерью и родоначальницей. Наконец, оказывается побежденной и самая греховность: рассказ подчеркивает, что признавший свою вину Иуда не возобновлял греховной связи со своей невесткой (Быт. 38, 26).

Цель этого рассказа – прославить именно Фамарь. Способ, к которому Фамарь прибегает для осуществления своих прав, поражает не только своею дерзновенностью, но также и тем, что это есть совершенно исключительный случай в истории Израиля, ибо здесь дать семя женщине оказывается заставленным ее свекор, формально сам не обязанный, в отношении невестки, исполнять левират.


ИУДА И ФАМАРЬ. 1681 г. ХУД. АРЕНТ ДЕ ГЕЛДЕР (1645–1727)

Ради исполнения закона материнства Фамарь пренебрегает мнением людей о себе, идет на смертельный риск,– блудодеяние. Она совершила грех. Но это и подвиг ради исполнения духа закона. Поэтому впоследствии Господь сможет беседовать с самарянкой и именно ей раскрыть великую тайну о поклонении Богу в духе и истине.

Фамарь проявляет свой героизм именно в том, что она пускает в ход все находящиеся в ее власти средства, чтобы отстоять свои права как женщины в Иудином колене. Она действует помимо закона, вопреки всем обычаям, она идет на самое последнее, перед чем останавливается честь всякой женщины, и рискует при этом умереть сожженной. Но бесстрашно ведя свою опасную игру, она проявляет очень большой ум, благодаря которому и доводит дело до благополучного конца. Всем этим и восхищается Бытописатель: для него Фамарь – гордость и слава колена Иудина.

ПРАОТЕЦ ФАРЕС. ИКОНА. АФОН. XIV в.

Именно такую память и сохранило о Фамари предание Израиля. От нее родился Фарес, избранный Богом, подобно Иакову, еще от чрева матери (ст. 29); среди ее потомков встречаются имена Халева, Вооза (мужа Руфи), Иессея, Давида царя (1 Пар. 2, 5–19). Одна из дочерей Давида названа Фамарью (2 Цар. 13), очевидно, в честь своей славной прабабки. Все это говорит о том, что судьба Фамари имела провиденциальное значение для царственного Иудина колена.

Фарес и Зара, дети Иуды и Фамари, были храбрыми воинами. По преданию, Иисус Навин именно их послал соглядатаями в Иерихон, где они нашли приют в доме блудницы Раав. Через это событие протягивается духовная связь между обеими праведными женами Ветхого Завета.

Царица Савская во время посещения царя Соломона спросила его: «Одна женщина была замужем за двумя, имела двух детей, но у всех четырех один отец». Соломон тут же ответил: «Это Фамарь!».


ПРАОТЕЦ ФАРЕС. ИКОНА. СЕРБИЯ. 1350 г.

В истории Руфи, другой вдовы, которая стала матерью благодаря закону левирата, мы еще раз находим упоминание о Фамари, родившей Иуде сыновей. При рождении ребенка у Вооза и Руфи народ и старейшины сказали ему: «Да будет дом твой, как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде; от того семени, которое даст тебе Господь» (Руфь 4, 12). Фарес – следующее жизненное звено в царской линии, и Иуда нечаянно мог убить царское семя, если бы сжег Фамарь, как блудницу.

В Библии также есть другие женщины по имени Фамарь, одна из них «сестра красивая» Авессалома (2 Цар. 13, 1), а другая – «женщина красивая» (2 Цар. 14, 27), которая была дочерью Авессалома. Возможно, что их назвали так в честь их отважной прародительницы, которая добилась осуществления своего права на материнство.

ИМЯ


ИУДА И ФАМАРЬ. 1653 г. ХУД. ФЕРДИНАНД БАЛТАСАРС БОЛ (1616–1680). ГМИИ. МОСКВА

Имя Фамари происходит от древнееврейского слова «тамар» (ивр. ‏תָּמָר) – финиковая пальма.

У древних евреев пальма – дерево красивое, ветвистое и плодовитое – служила символом веселья и торжества: «В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней (Лев. 23, 40). Пальмовые ветви употреблялись в торжественных случаях: первосвященник Симон освободил от язычников Иерусалим вошел в город с «славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями, ибо сокрушен великий враг Израиля» (1 Макк. 13, 51). Очистив от осквернения язычниками Иерусалимский храм, Маккавей и бывшие с ним провели в весельи восемь дней по подобию праздника кущей, с жезлами, обвитыми плющем, и с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Богу (см: 2 Макк. 10, 7). С пальмами в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма – символ мужества – давалась в награду победителям.

Имя «Фамарь» означает также «смоковница» или «свидание». Смоковница символизирует ветхозаветную праведность (синагогу). Фамарь – образ плодоносящей смоковницы.

ИУДА БЕСЕДУЕТ С ФАМАРЬЮ НЕ УЗНАВ В НЕЙ СВОЮ НЕВЕСТКУ. ГРАВЮРА ИЗ БИБЛИИ XVII в.

Хотя на первый взгляд история Иуды и Фамари делает акцент на человеческой стороне, но она и проникает в тайну судьбы человека перед Божественным Промыслом.
Человек волен не исполнять своего назначения, но тогда он отсекается как ветвь, не приносящая плода (пример Ира и Онана).

Если же по свойственной ему ограниченности он ошибается в путях своих, то Бог направляет его на тот путь, который ведет к исполнению предназначенного ему (пример Иуды).
Если же он стремится к своему назначению и правильно понимает то, что Бог определил ему, то он сам делается орудием Божественного Промысла и участвует, в том уделе, который определен ему, в осуществлении Божественного плана о мире (пример Фамари).

Дерзновение Фамари изображает движение человечества навстречу благодати. Оно освещает одну очень важную, но редко затрагиваемую грань в тайне боговоплощения, свидетельствуя о том, что смирение Богородицы, как и всякое истинное смирение, тоже было неразрывно связано с дерзновением. «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38),– за этими тихими словами стояло не только бесстрашие, оценить которое можно, если представить себе участь, которую готовила себе Пресвятая Дева в виду иудейских законов. За ними стоял, возможно, тот самый подвиг духовного дерзновения, прообраз которого мы находим в истории жизни Фамари. Дерзновенно осуществляя судьбу свою, Фамарь еще не знала, что она действует как орудие Божественного Промысла. Поэтому ее история – подвиг веры, за который Фамарь и получила такое же благословение, как и праведный Авраам!


РААВ ПОМОГАЕТ СОГЛЯДАТАЯМ БЕЖАТЬ. ХУД. ЮЛИУС ШНОР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД (1794-1872)

Фамарь становится родоначальницей славного колена, от которого Сам Христос воссиял по плоти. Фамарь упоминается первой из четырех упоминаемых евангелистом Матфеем прародительниц Иисуса – Фамари, Раавы, Руфи и Вирсавии. Они предстают в толковании блаженного Феофилакта как прообраз освящаемого благодатью язычества. Ветхозаветные жены, упомянутые в родословии Христа уже не имеют той неразделенности с супругом, как прародительницы богоизбранного народа. Они далеки от образа «помощницы» мужу. Их жизни знаменуют ключевые этапы сложного и трагического пути женской половины человечества, вовлеченные Божественным Промыслом в события, подготовившие воплощение Христа. В их трудной судьбе, мучительных поисках пути, согласно с Правдой Божией, в их падениях сказываются последствия грехопадения. Но они исполняют свое призвание, чтобы с еще большей чистотой и радостью воссиял в конце пути ветхозаветных жен лик Пресвятой Девы Марии. В осуществлении ими этого призвания сказалась греховность падшего мира. Но Христос и пришел для того, чтобы исцелить, исправить эту греховность.

Александр Трофимов

БАЛЛАДА О ФАМАРИ


ИУДА И ФАМАРЬ. 1840 г. ХУД. ЭМИЛЬ-ЖАН-ОРАС ВЕРНЕ (1789–1863)

Она из дома Сима и Евера.
Иное дом Иуды – странный дом.
Все умирают в доме том.
И ей отпущено «щедрот» без меры.

Она вдова, но не познала мужа.
Оставлен тестя дом. И снова дом отца.
Но кто она? Неплодная овца.
Что горше может быть и хуже…

Нет счастья у неё, детей и мужа нет.
Всевышний обещал: «ты будешь мать царей».
Как видно, не судьба, и не придётся ей
Исполнить с Господом Завет.

Но с Неба глас: «сняв вдовие одежды,
Сядь в Тимне. Там пройдёт Иуда.
Тебя познает он, – свершится чудо!
Господь с тобой. Не оставляй надежды».

ФАМАРЬ

Свершилось! Плащ и посох, и печать –
Залог любви и будущего счастья…
Но прежде сквозь упрёк в преступной страсти
Она пройдёт. Пройдёт. Но главное,– смолчать!

Высокий суд. Она перед судом.
Иуда тоже здесь, И он среди судей.
Я признаюсь! Я виноват! Я, я – злодей!
Женой и матерью войди в мой дом!

P. S.
«Вы оба невиновны! Воля Бога,–
Раздался голос из небесных сфер,–
И тем плодам, что в ней теперь,
В грядущем предстоит великая дорога»!

Быт 38:6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь .

Быт 38:11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей [по смерти двух сыновей своих]: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал [в уме своем]: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.

Быт 38:13 И уведомили Фамарь , говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой.

Быт 38:24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь , невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.

Руфь 4:12 и да будет дом твой, как дом Фареса, которого родила Фамарь Иуде, от того семени, которое даст тебе Господь от этой молодой женщины.

2Цар 13:1 И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь , и полюбил ее Амнон, сын Давида.

2Цар 13:4 И он сказал ему: отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, – не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь , сестру Авессалома, брата моего, люблю я.

2Цар 13:5 И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь , сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее.

2Цар 13:6 И лег Амнон и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал Амнон царю: пусть придет Фамарь , сестра моя, и испечет при моих глазах лепешку, или две, и я поем из рук ее.

2Цар 13:10 и сказал Амнон Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих. И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату.

2Цар 13:16 И [Фамарь ] сказала ему: нет, [брат]; прогнать меня – это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее.

2Цар 13:19 И посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою, и так шла и вопила.

2Цар 13:20 И сказал ей Авессалом, брат ее: не Амнон ли, брат твой, был с тобою? – но теперь молчи, сестра моя; он – брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. И жила Фамарь в одиночестве в доме Авессалома, брата своего.

2Цар 13:22 Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил Фамарь , сестру его.

2Цар 14:27 И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь ; она была женщина красивая [и сделалась женою Ровоама, сына Соломонова, и родила ему Авию].

1Пар 2:4 И Фамарь , невестка его, родила ему Фареса и Зару. Всех сыновей у Иуды было пятеро.

1Пар 3:9 Вот все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц. Сестра их Фамарь .

[а] Иуда отделился от своих одиннадцати братьев и отправился на юг, где поселился близ Хиры Одолламитянина. Там он встретил и взял в жены ханаанеянку Баф-Шую, дочь Шуи, которая родила ему в городе Хезив троих сыновей - Ира, Онана и Шелу. В положенное время Иуда нашел Иру жену по имени Фамарь, тоже ханаанеянку; однако Господь, которому Ир был неугоден, умертвил его. Тогда Иуда приказал другому своему сыну Онану войти к жене брата, чтобы восстановить семя брата. Позднее этот обычай станет законом левирата. Онан, однако, знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему. Господь счел это злым делом и умертвил Онана. Тогда Иуда сказал Фамари:

Живи вдовою в доме отца твоего, пока не подрастет Шела, сын мой.

Испугался Иуда, как бы не умер и Шела, подобно своим братьям, поэтому откладывал женитьбу с года на год. 1

[b] Когда умерла дочь Шуи, Иуда, чтобы развеяться, пошел в Фамну к стригущим скот его, и Фамарь, зная уже, что он обманывает ее, видела, как он идет по дороге мимо Енаима. Ничего не сказав, она отошла немного от города, сняла с себя вдовью одежду, покрыла себя покрывалом и уселась у ворот Енаима. Возвращаясь в сумерки, Иуда принял Фамарь за блудницу и сказал:

Пойду я к тебе.

Что ты дашь мне, если войдешь ко мне? - спросила его Фамарь.

Я пришлю тебе козленка из стада моего.

Дашь ли ты мне залог, пока пришлешь?

Какой дать тебе залог?

Печать твою, и перевязь твою, и посох твой, который в руке твоей, - ответила Фамарь.

Иуда все дал ей, вошел к ней, а потом Фамарь оделась в свою вдовью одежду и потихоньку ушла.

По просьбе Иуды его друг Хира принес обещанного козленка в Енаим и стал спрашивать у всех, кто попадался ему на пути:

Где блудница, которая была в Енаиме при дороге?

Здесь не было блудницы, - отвечали ему. 2

[с] Через три месяца Иуда узнал, что Фамарь нарушила брачный контракт, забеременев не от Шелы. Подчиняясь обычаям тех времен, он приговорил Фамарь к сожжению. Когда ее уводили, она послала Иуде его печать, перевязь и посох и просила передать на словах:

Если я должна умереть, пусть умрет и тот израильтянин, который был со мной. Он узнает себя по этим вещам.

Иуда узнал свои вещи и отменил приговор.

Она будет жить, потому что она правее меня. Я не дал ее Шеле, сыну моем)". И не познавал ее более.

Фамарь была освобождена, но Иуда не мог вновь прийти к ней, и она не могла стать женой Шелы. 3

[d] Во время родов оказалось, что Фамарь тяжела близнецами. Наконец один показал свою руку, и повивальная бабка, навязав ему на руку красную нить, сказала:

Этот вышел первый.

Но он тотчас убрал руку, и вышел его брат. И она спросила:

Как ты расторг себе преграду?

И нарекли его Фаресом. Потом вышел его брат с красной ниткой на руке. И ему было наречено имя Зара. 4

[e] Подобно всем благородным израильским матерям, Фамарь владела даром предвидения. Она знала, что ее потомком будет Мессия, и именно поэтому подчинилась древнему аморейскому закону, согласно которому все девушки перед замужеством должны провести семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам.

Говорят, что Иуда, будучи праведником, поначалу отшатнулся от Фамари и пошел своей дорогой. Однако она помолилась Богу, и по его приказанию Ангел Земного Желания полетел вниз, шепча на ходу: "Вернись, Иуда! Если ты обойдешь эту женщину стороной, то откуда появятся цари и спасители Израиля?" Иуда вернулся и лег с Фамарью, но сначала убедился в том, что она не замужем, сирота, чиста телом и служит Живому Богу. А потом Фамарь, не желая открывать вестникам, кто был с ней, предоставила это Иуде. Говорят, что из-за ее твердости, поскольку праведный человек скорее позволит публично сжечь себя, чем опозорит родственника, Иуда не только признал близнецов своими сыновьями, но и не давал Фамари скучать в ее вдовстве. 5


1 Бытие XXXVIII, 1-12.

2 Бытие XXXVIII, 12–23.

3 Бытие XXXVIII, 24–26.

4 Бытие XXXVIII, 27–30.

5 Gen. Rab. 1042, 1044; Tanhuma Buber Introd. 129 and Gen. 187; Mid. Hagadol Gen. 569, 572, 574; Test, of Judah XII; XIV. 3–5; B. Sota 10a-b.


1). Предполагается, что у Осии XII, 2 надо читать так: "Но и с Иудою у Господа суд", - хотя Иуда оставался верным q"deshim ("святым"). Это означает, что Иуда отделился от братьев и принял ханаанейские религиозные обряды, включавшие культ q"deshim. Q"deshim были kelebites, или "псы-жрецы": мужчины, продававшие себя и одевавшиеся как женщины, которые были еще и во времена поздней иудейской монархии (3 Царств XV, 12; XXII, 47; 4 Царств XXIII, 7) в кварталах, отданных им на горе Сион. Принятие Халева в племя Иуды подтверждает эту точку зрения, которая согласуется с бесстыдной связью Иуды с q"deshah, или священной блудницей. Обычай приношения заработанного q"deshah в Храм был забыт в тексте Второзакония так же, как и такой же обычай, относящийся к q"deshim (Второзаконие XXIII, 18). Последнее упоминание в Писании о "псах-жрецах" можно найти в Апокалипсисе XXII, 15.

2). Этот древний миф относится к небольшой территории на северо-западе от Хеврона, где сохранились многие географические названия. Одоллам, где жил изгнанный Иисусом ханаанейский царь (Иисус Навин XII, 15), - Кирбет "Ид аль-Ма - примерно в одиннадцати милях на северо-запад от Хеврона. Хезиб, или Ахзиб, или Хозева (1 Паралипоменон IV, 22) - "Эн аль-Казба в Вади аль-Сант. Фамна, что между Вифлеемом и Бет Наттиф, - Кирбет Тибна. Лишь Енаим, который был между Одолламом и Фамной, исчез с талмудических времен, когда он был известен как Кефар Енаим (Pesiqta Rabbati 23).

3). Братья Ир, Онан и Шела представляют три изначальных иудейских клана, старшие из которых утеряли свое значение. Грехи Ира неизвестны, но его имя в обратном написании на древнееврейском означает "порочный". Ко времени Вавилонского пленения Ир был в ранге сына, или клана, внутри племени Шелы (1 Паралипоменон IV, 21), тогда как Онан был всего лишь сыном Иерахмеила, сына Есрома (см. 50. 3), сына Фереза (1 Паралипоменон II, 26). Ферез (или Фарес) был прежде Шелы; а Зара, которого он лишил первородства, потерялся во времени. Те, кто занимаются генеалогией арабских племен, до сих пор констатируют возвышение или упадок отдельных кланов.

4). Фамарь была осуждена на сожжение, и это предшествует Второзаконию XXII, 23–24, где сказано, что изменившая жена должна быть побита камнями, а сожжение в Моисеевом Законе было прибережено для оступившихся дочерей священников (Левит XXI, 9). Однако никакое наказание не предусмотрено в древней Иудее для мужчин, переспавших с блудницами, ибо они не были собственностью отцов или мужей и не были нечистыми. Нет здесь и четкого деления между zonah, или обычной (светской) блудницей, и q"deshah, или священной блудницей.

5). В мифе можно заметить намек на то, что Иуда подозревает, будто Фамарь заколдована, наподобие Сарры, дочери Рагуила (Товит VIII), чьи шесть мужей были таинственным образом убиты один за другим в первую брачную ночь неким ревнивым духом. Как женщина, предназначенная израильтянину, Фамарь очень рисковала, изображая блудницу. Но так как она повела дело осмотрительно и сумела понести от мужчины, который несправедливо отказывал ей в детях, народная традиция поставила ее наравне с Рахилью и Лией - "и да славится имя твое" (Руфь IV, 11). Подобно Руфи Моавитянке и священной блуднице Раав из Иерихона (Иисус Навин II), эта ханаанеянка стала (через Фареса) праматерью Давида и таким образом обещанного Мессии (см. Матфей I, 3–6).

6). Фамарь имеет значение "пальма", а пальма была посвящена Исиде, богине любви и рождения, известной еще как Иштар или, среди арабов, как Лат или "Ллат. Арабы поклонялись большой пальме Нейрана, каждый год одевая ее в женские одежды и убирая женскими украшениями. Аполлон Делосский, сын Лат - в наше время Лат путают с Лето и Латоной - и наватейский бог Дусарес родились под пальмами: Аполлон на Ортигии (старое название острова Делос). В изначальной версии Фамарь должна была быть священной блудницей, а не родственницей Иуды. Она связана со своей сестрой Раав упоминанием о червленой веревке (Иисус Навин II, 18), которая метила дом. И в эфиопской "Kebra Nagast" дочь фараона соблазняет Соломона с помощью трех лотосов (см. 29. 3) и червленой веревки.


| |

ФАМАРЬ - БЛУДНИЦА, ИЛИ ГЕРОЙ ВЕРЫ?

Урок за сегодня призывает нас ответить на вопрос: кем же была Фамарь, и за что ее имя внесено в родословную Иисуса Христа. Как известно, в родословную вносили только имена мужчин, и выдающихся женщин. Так что же выдающего совершила Фамарь?

Да, для поверхностного читателя Библии история с Фамарью и Иудой выглядит, как "дешевый роман". К сожалению, по неизвестным причинам, наш урочник не раскрывает правду о том, что в действительности сделала Фамарь.

Ведь Бог не удостоил внимания трех царей Израильских, имена которых не значатся в родословной Иисуса Христа, таких как Иоас, например, о котором сказано: "И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника. " 2Пар. 24:2 Что?! Добродетельный царь вычеркнут из родословной Иисуса Христа, а блудница Фамарь с ее "дешевым романом" с Иудой вошла в родословную?

Неужели Бог это сделал для того, чтобы подчеркнуть Свою милость к грешнику? Тогда за какие грехи там оказался Авраам? Напротив, мы читаем в Писании, что Авраам удостоился находиться в родословной Христа не за грехи, а за свою праведность:

"благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:4-5) "Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос." (Гал. 3:16)

Так что же выдающегося совершила эта женщина, переодевшаяся блудницей? Писание говорит, что блудники Царства Божьего не наследуют (1Кор. 6:9; Еф.5:5; Откр. 22:15) А значит, ни Фамарь, ни Иуда не могли быть записаны в книге жизни у Агнца со своими грехом блуда. Иуда, вошедший к блуднице, и не подумал раскаяться до тех пор, пока Бог, как и в случае с Вирсавией и Давидом, через беременность, не открыл его греха. Но, если младенец, рожденный во грехе, от Давида с Вирсавией умирает (чтобы не войти в родословную), то младенец, рожденный от Фамари, входит в родословную, чтобы продолжить родословную цепь патриархов Иисуса Христа. Почему?

Во-первых, мы находим в этой истории любопытную подробность: "И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему" (Быт. 38:8) После смерти нечестивого Ира, первенца Иуды, Иуда поражает нас тонкими познаниями "левитского" закона. Ведь закона то самого еще не было! Заповедь из Втор. 25:5-10 будет написана Моисеем лишь 400 лет спустя!

"Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, - и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: `деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне"; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: `не хочу взять ее", тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: `так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему [у Израиля]"; и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого. "

Откуда же Иуда ее знает, что так легко рассуждает с Фамарью на эту тему?! А оттуда, откуда и Ной знал "чистых и нечистых" животных, которых нужно было приносить в жертву, и, разумеется, есть. (Быт. 7:8;8-:20), хотя закон о пище появился в письменном виде только после потопа, после исхода евреев из египетского рабства. (Лев. 11 гл. Втор. 14 гл.)

Оттуда, откуда Каин знал, что убийство - это грех, потому что Бог свободно рассуждает с ним на эту тему, а ведь закон, которым познается грех, был записан двумя тысячелетиями позже. (Быт. 4:6-7; Исх. 20 гл.; Рим. 3:20) Оттуда, откуда Адам и Ева в раю знали заповедь: "помни день субботний, чтобы святить его" (Быт. 20:6-11)

Оттуда, откуда Авраам знал все законы Иеговы, соблюдая которые и был удостоен войти в родословную Иисуса Христа за "действенную веру "благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:4-5) Итак, что же такого особенного сделала Фамарь, что Бог Небесный дал ей те же самые благословения, что и Аврааму за его послушание законам Всевышнего?!

Не то же ли самое она сделала, что и Авраам, который "соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:5)?!!! Не о том ли ревновала она, переодевшись блудницей, чтобы "восстановить семя брату своему" (Мф. 22:24) При этом очень удивляет легкомысленное отношение Иуды к этому вопросу. Ведь без активного вмешательства Фамари, учитывая грех блуда этого патриарха, вряд ли от него протянулась бы в дальнейшем родословная мессианская цепочка. Бог не имеет ничего общего со грехом. Он, просто бы, избрал себе другого патриарха, от которого и родился бы Христос, к примеру, Иосифа, "наилучшего из братьев своих" Втор. 33:16

То, что сделала Фамарь, обличило Иуду в его собственном грехе и неправоте перед Богом: "Иуда узнал и сказал: она правее меня" (Быт. 38:26) а Писание говорит, что "обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. " (Иак. 5:20) Вот что сделала Фамарь!!! Почему Иуда избегал ее столько лет? Не потому ли, что винил ее в том, что она была причиной смерти его детей? Однако, после своего покаяния в блуде, Бог открывает глаза Иуде не только на его грех, но и на грехи его детей Ира и Онана, которые названы в Писании нечестивыми. Фамарь, таким образом, была оправдана, да и Бог в Своих действиях против нечестивых детей Иуды, тоже был оправдан, благодаря усилиям этой женщины. Поэтому ее история - это не дешевый роман, а подвиг веры, за который эта женщина и получила такое же благословение, как и праведный Авраам!!!


Создан 31 мар 2016

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама