THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одним из самых важных и великих праздников для христиан является день появления на свет сына Божьего, Иисуса Христа. Рождество Христово является поистине одним из самых важных и почитаемых праздников православных. Среди господских двунадесятых по значимости он стоит после и открывает собой ряд других праздников.

Этот светлый день празднуют все. Ему рады и взрослые, и дети, верующие и неверующие. И все потому, что сам он добрый, мирный и имеет богатую историю.

Когда нужно отмечать этот праздник, как себя вести, что готовить и когда идти в церковь? Какие рождественские забавы существуют и почему символом стала именно хвоя? Ответы на эти вопросы вы узнаете в этой статье.

Рождение Иисуса Христа отмечается 7 января по новому стилю. По старому григорианскому календарю рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Светлый праздник христиане всего мира. И именно в этот день заканчивается Рождественский пост и вступают в свои права Святки.


Они продолжаются до Крещения Господня. Об этом, а также о традициях и обычаях праздника вы можете прочитать в этой статье.

Немного об истории создания праздника

Конечно, очень сложно определить точную дату рождения Христа, поскольку она не упоминается ни в Евангелие, ни в других надежных источниках.


Об этом идут споры и по сей день, даже среди церковных служителей. Тем не менее, найти информацию о дате удалось в первоисточниках, описанных Климентом Александрийским.

Он считает, что сын Божий явился на свет в мае в Вифлееме. Но из-за разницы в календарях у нас это является январем. Привычный нам календарь идет вразрез с ново-юлианским. Так будет продолжаться еще около 800 лет, пока они не сравняются и не установится одна дата.

Первые записи о праздновании этой даты появились в 4 веке. И с тех самых пор он отмечается, видоизменяясь, но оставаясь очень важным, светлым и добрым. Первое время Рождество Христово отмечали вместе с Богоявлением, 6 января. Но в корне неверным было считать, что Христос принял крещение в день своего рождения.

По словам Иоанна Златоуста, Богоявление – не есть рождение.

После 5 века эти два праздника разделили и стали отмечать раздельно, каждый – со своими традициями и обычаями. С началом празднования Рождества Христова появилась традиция украшать дом елью или сосной, хвойными ветками.


Изначально это пошло от язычества и означало богатство и плодородие. И эта традиция настолько плотно вошла в Рождество, что сегодня елку на новый год и рождество принято ставить уже вне зависимости от вероисповедания.

Почему именно ель? Согласно записям, датированным 4 веком, один из монахов пошел в лес за деревом. Выбор его пал на могучий и сильный дуб. Но когда он его срубил, тот упал и поломал все деревья рядом. Уцелела лишь ель. Монах решил, что это чудо и несомненный знак.

Согласно истории, Мария уже была беременна ребенком, когда в Риме пришел указ о переписи Палестины. Они должны были отметиться в своих городах. Но Мария с Иосифом столкнулись с невозможностью переночевать в гостиницах или домах, так как все было занято. Один мужчина предложил им укрыться в пещере, где он скрывает свой скот от ветра и холода.

Именно в этой пещере, в ночь на 7 января и родился Иисус, а на небе загорелась новая яркая звезда, названная впоследствии Вифлеемской. Царь иудеев Ирод увидел звезду и понял, что родился Спаситель. Волхвы собрались преподнести дары будущему царю, но у Ирода была иная цель – погубить его, так как родился будущий царь.


Найдя Иисуса по звезде, Волхвы нашли молодую семью и преподнесли младенцу золото, ладан и смирну. Ангелы велели им не возвращаться к царю, так как знали, что он задумал. Ирод разгневался и приказал убить всех младенцев в городе. Но Иосиф с Марией отправились в Египет и спасли его.

С тех пор этот праздник отмечается с церковными службами, зажженными свечами и веселыми колядками.

Основные традиции празднования православного Рождества

Очень много интересных традиций таят в себе волшебные дни Рождества. Они передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Порой даже не все могут объяснить смысл той или иной традиции, но все равно чтят и охраняют их, понимая важность и ценность действа.

Православные христиане празднуют Рождество на территории России, Украины, Беларуси, Болгарии, Греции, Кипра и других стран. Однако, на нашу землю приходится почти половина всех верующих.

Каждый христианин знает, что праздник начинается не в Рождество. Ему предшествует 40 дней Рождественского поста. А сам рождественский стол должен состоять из 12 блюд, о которых мы напишем ниже.


Традиции же начинаются с Сочельника. Это день, который идет перед Рождеством. В сочельник принято очищать свое жилище, хорошо прибраться дома, вымыть полы. Но это, конечно, внешнее.

Главное – нужно очистить душу и сердце. Следует как следует вымыться самим, посетить церковь, сходить на богослужение, исповедаться и совершить причастие. Работать в этот день не рекомендуется.


На закате дети ходят по улицам, заходя в гости к соседям и поют коляду, тем самым желая хозяевам добра, богатства и благополучия. За это дети получают сладости и вкусную выпечку. В европейских странах из этого делают настоящий карнавал, с цветными костюмами, танцами и громкими песнями.


Наутро же, еще до восхода солнца, происходит интересная традиция пожелания благоденствия хозяевам. В дом должен войти молодой мужчина и «посеять» зерно по полу, щедро разбрасывая его по всему дома.

После сытного постного ужина следует идти в церковь, где уже каждый верующий может присоединиться к рождественским богослужениям. Они начинаются с Царских часов, а затем следует целая ночь службы.

Когда звезды «уходят» и служба завершается, Рождество считается наступившим. Люди возвращаются в свои дома после службы, и уже могут отведать праздничные мясные блюда. Именно днем после Рождества близкие обычно дарят друг другу подарки и обмениваются приятными пожеланиями добра и счастья.


На улицах в этот день проходят гуляния, где водят хороводы.

Обычаи и обряды православного рождественского праздника

Есть поверье, что именно в Рождество все духи и ангелы, а также души ушедших летают над землей, прислушиваясь к желаниям людей и исполняют их. Но слышат они только самые самые важные желания, по-настоящему заветные. Поэтому просите, и тогда они обязательно сбудутся.


Желания не должны причинять зла и исходить должны из самого сердца. И, конечно, важно благодарить жизнь за то, что имеешь. Неблагодарных ангелы не одаривают никакими подарками.

Числа 12 и 7 считаются самыми важными в дни Рождественских праздников.

На столе должно быть 12 блюд. Сделавший же семь благородных поступков в Рождество человек будет счастлив весь год. Более того, ему будет разрешено попросить у ангелов исполнения одного желания и они его непременно исполнят. В этот светлый праздник будет благом подать семи нуждающимся, тогда в будущий год богатство не обойдет тебя стороной. Также принято дарить семь подарков, как правило, полотенец.

Чтобы избавиться от чего-то в своей жизни, есть действенный обряд.

7 января, в Рождество, нужно взять стельку от обуви и сжечь ее, приговаривая: «Все, что ношенное, все, что хоженное, отслужившее и ненужное, здесь сгорит, от беды освободит». В этот огонь следует кинуть все, от чего вы хотите избавиться. Если же это что-то нематериальное, можно написать это на бумаге и сжечь эту записку. Если у вас появится желание станцевать у этого огня и вылить на него все свои эмоции – делайте это, не стесняясь.


Улучшить свое благосостояние можно с помощью елки. Накануне рождества необходимо украсить зеленую красавицу денежными купюрами, пряниками, сладостями. Если вешать не получается, можно положить их под елку. Также можно спрятать в ветках амулеты, которые сами по себе имеют большую силу: крестики, медальоны или другие нательные символы.

Чтобы улучшить ситуацию с деньгами, можно сделать следующее.

6 января, с первой же звездой на небе, нужно дома подбросить вверх горсть риса и прочитать: » Из одного родится десять, и десяти – сто, из ста – тысяча, так, чтоб у меня раба (ваше имя) деньги родились, приумножались и в моем дому оставались». Убирать этот рис следует только через два дня, 8 января. Соберите их в красный платочек, завяжите узелок и спрячьте туда, где никто не найдет. Этот заговоренный рис будет магнитом для денег весь будущий год.

Если у вас есть заветное желание, то Рождество – самое время просить ангелов помочь вам. 7 января с утра загадайте ваше желание. Повторяйте это каждый день, в течение сорока дней. Именно в этот период ангелы прислушиваются к нам и исполняют желания. На сороковой день выйдете на улицу и покормите птиц крошками хлеба.


Чтобы Ангелы знали, что вы их ждете больше других, на окно можно поставить зажженную свечу или повесить Рождественскую звезду.

По поверьям, накануне Рождества в каждом доме встречаются Зло и Добро. И то, чего в человеке было больше весь этот год, останется с ним в эту ночь. Добро зовет на улицу петь колядки и сидеть с близкими людьми за праздничным столом, а Зло собирает нечисть и стучится в окна. Именно для того, чтобы изгнать из домов нечистую силу, люди наряжаются в разные необычные платья и наряды, как будто показывая, что Зло уже есть в этом доме и оно может ступать туда, откуда пришло.


Сама природа в Рождество начинает разговаривать с людьми. Так, добрым знаком считается снегопад в рождественскую ночь. Он предвещает достаток и хороший урожай. Неожиданный мороз в волшебную ночь – также хороший символ. Он говорит и любви в семьях и хороших отношениях.

Считается, что ночью нельзя садится за стол, пока на небе не появится первая звезда, символизирующая начало жизни. Ну а когда небо покажет свои звезды, можно сесть за богатый, заранее приготовленный стол. Кстати, одним из красивых обычаев также считаются открытые двери в сочельник.

Рождественские забавы

Забавы в старину были такими же простыми, как и сами люди. В праздник совершались массовые гуляния, также все ходили друг к другу в гости, веселились, дарили подарки, да играли в игры. Причем играли как взрослые, так и дети.


Например, все знают такую игру, когда два или три участника на скорость ищут без помощи рук вишенку в тарелке с мукой, кто быстрее найдет, то и победитель.

А в старину играли очень похоже: в миску наливали сметану, и кто быстрее ее съедал без помощи рук, то и выигрывал. Или же подобным образом нужно было выловить половину яблока из глубокой миски с водой.

Самой известной забавой были конечно же колядки, которые всегда проходили задорно и весело. Об этом мы уже сегодня говорили.

А вот о такое забаве, как гадания можно писать отдельно, ведь их так любят как юные девочки, так и молодые девушки на выданье. Я еще не встречала ни одну девушку, которая хоть раз не попыталась бы гадать на Рождество. Есть в этом что-то особенное, интригующее, пугающее и притягивающее одновременно, мистическое и загадочное.


Сразу вспоминается произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанное настроением рождественского волшебства и забав. Подобных произведений в русской литературе предостаточно.

Самое простое и популярное гадание – выйти в Рождество на крыльцо и спросить имя первого мужчины, которого встретишь. Как его зовут, такое имя будет у твоего будущего мужа.

Также в снежную ночь можно кинуть валенок через забор на улицу. Если обувка угодила в сугроб, то значит, что девушек придется подождать встречу с суженным еще минимум год. Если носком к какому-либо дому показал, значит, оттуда и будет жених. А если в лес показал носок – нехороший знак это, ведь в лесу обитают черти, а люди не живут.


Забавно получается, если попасть в молодого человека валенком, который стоит на улице. Тут уж будет повод познакомиться и на чай пригласить.

Если молодые девушки собираются вместе, они любят гадание с литьем свечей. Для этого следует налить в таз воды, зажечь свечу и медленно лить воск в одну точку на воду. Какую фигуру девушка увидит в тазу, то ее и ожидает. Тут уж не только от фантазии зависит будущее, но и от умения правильно интерпретировать образы. Похожие гадания, позволяющие смотреть на образы – на чайной или кофейной гуще или тени от горящей бумаги.


Есть гадание попроще – с чашками. Чашки должны быть одинаковыми. Каждую из них наполняют символами. Кольца – к свадьбе, монеты – к богатству, хлеб – к достатку, сахар – к веселью, лук – к горю, соль – к раздорам, вода – к спокойной размеренной жизни.

Гадающим завязывают глаза, а те должны выбрать из чашек любую и посмотреть, что их ждет в будущем году.

Традиционные блюда рождественского стола

Хозяйки в Рождество готовят не простую еду. Этот волшебный вечер ожидает специального обеда и ужина. Главное условие – на столе должно стоять 12 блюд.

На Руси это была простая постная и даже вегетарианская еда. Два основных элемента на рождественском столе – это сочиво и кисель или узвар. Сочиво представляет из себя размоченное в воде зерно (рожь или пшеницу), перемешанное для вкуса с сухофруктами, орехами или маком. Всем тем, чем были богаты люди того времени.


Это блюдо символизирует начало жизни, поскольку зерна обычно бывают готовые к проращиванию. Узвар – это на нашем современном языке компот из сухофруктов.

Кроме того, принято вспомнить усопших, приготовив пшеничную кашу (кутью), заправив ее домашним медом. Тарелку с этим кушаньем ставят на пучок сена рядом с иконами. Это символизирует Иисуса в яслях.


Чем больше будет выпечки, тем лучше. Это могут быть пироги, с ягодами и домашними фруктами, кашей, картошкой или

Хорошо пожарить , заправив их маслом или нафаршировав постной начинкой.

Конечно, не обойтись и без мясных деликатесов. Меню должно быть разнообразным, поэтому не обязательно готовить много, главное – чтобы было разнообразие. Мясной едой могут быть ветчина и колбасы, окорочка и вырезки. Если запечь птицу или поросенка, то такой стол станет поистине праздничным.


Из горячего очень благоприятны щи. За такой стол нужно собрать как можно больше родственников, дальних и близких, с которыми у вас разные отношения и даже разногласия. Если вы встретитесь за праздничным столом в Рождество, это может стать хорошей причиной наладить любые шероховатости.

Как бы вы ни провели Рождество Христово, являетесь вы верующим или нет, не забывайте, что хорошие поступки всегда ценятся окружающими людьми. А совершая их, каждый из нас открывает в себе светлые и добрые стороны, и становится еще ближе к Богу.

Искренне поздравляем с великим праздником Рождеством Христовым!

В веселом хороводе зимних праздников кружит нас январь. Одно из главных событий месяца – Рождество Христово, которому предшествует Сочельник, а после – до самого Крещения – длятся святки.

Мы не будем подробно останавливаться на истории появления Мессии, ведь об этом подробно рассказывает Новый Завет. Что касается точной даты рождения Сына Божьего, доподлинно она неизвестна. По этому поводу существует множество версий, аргументируемых различными фактами (ученые нередко говорят о сентябре 12 г. до н.э.).

Православные христиане в течение многих столетий отмечают этот день 7-го января. Каждая эпоха внесла в традиции празднования свою лепту, в итоге получился замысловатый калейдоскоп верований, ритуалов, обрядов и примет. Предлагаем ознакомиться с небольшой выборкой самых интересных и важных из них.

Рождество Христово: традиции и обычаи

Рождественский сочельник – день окончания поста. Ужин накрывают после вечерней службы, когда на небе уже появилась первая звезда. Традиционно перед трапезой все домочадцы должны попробовать сочиво (другие названия блюда: кутья, коливо). Существует множество способов приготовления данного лакомства. Раньше хозяйки просто распаривали пшеничные зерна, а перед подачей на стол заливали их узваром. Ныне кулинары совершенствуют рецепт по своему усмотрению, чаще всего используют такие ингредиенты: изюм, мак, орехи, мед. Кое-кто добавляет ваниль, карамель, цукаты, шоколад.

Общее количество блюд на столе должно соответствовать числу апостолов – 12. Согласно церковному Уставу, пища должна быть горячей, приготовленной на растительном масле. Хотя многие разговляющиеся об этом нюансе забывают.

Для тех, кто собирается блюсти на Рождество Христово церковные традиции и обычаи, приводим список блюд, подходящих для праздничного стола: вареники с картошкой или консервированными вишнями, рыба жареная или запеченная в духовке, блины, винегрет, разнообразные соленья, драники и капуста с грибами. Соответствующие случаю варианты выпечки: пряники, расстегаи, кулебяка.

Рождество является вторым по важности (после Воскресения Христова) двунадесятым праздником. Храмы заранее украшают особенным образом, используя хвойные ветки и живые цветы (чаще лилии и хризантемы), ставят также настоящие елки. Священники надевают торжественное золотое облачение. Первая служба проводится утром 6-го января – царские часы, с 17.00 начинается всенощное бдение, на следующий день в 10.00 – праздничная литургия, вечером – торжественное богослужение.

Люди верующие обмениваются поздравлениями, а перед домашними иконостасами зажигают красные лампадки.

Народные традиции и приметы, связанные с Сочельником и Рождеством

Все самое главное сказочное мистическое происходит ночью накануне Рождества. Наши предки считали, что после 24.00 встречаются добро и зло, но в итоге устанавливается равновесие.

Важнейшее событие Сочельника – торжественный семейный ужин. Порядки в доме и наряды наводились-готовились заранее. О составляющих меню на Свят-вечер мы уже упоминали, теперь остановимся на старинных особенностях сервировки.

По традиции стол устанавливали посредине комнаты, накрывали нарядной белой скатертью, под нею расстилали сено, а по углам клали чеснок, оберегающий от нечистой силы. Обязательный атрибут праздника – посудина с зерном, в которой ставили зажженную свечку. Тушить огонь нельзя было, пока сам не погаснет. Зернышки же не выкидывали, а подмешивали к посевному материалу.

Остатки ужина не убирали, а символически оставляли на столе для умерших близких.

После ужина начиналось веселье – ряженые шли по дворам, распевая священные гимны или задорные колядки. Таких посетителей принято встречать приветливо, угощать и щедро одаривать.

На следующий день можно разговляться. В одних регионах принято ходить в гости к свекрови или теще, в других – к крестным родителям. Хозяйственные хлопоты и дурные мысли в праздник под строжайшим запретом.

А теперь немного о приметах в Рождество Христово

Дабы грядущий год был сытным и удачным, «до отвала» накормите домашнего питомца.
7-го января первым переступить порог жилища должен представитель сильного пола, иначе женщины в семье будут болеть.
Любая находка в этот день к большой финансовой прибыли, потеря – к значительным убыткам.
Ясная погода и звездное небо в рождественскую ночь символизируют щедрый урожай.
Нечаянно вступить в экскременты – к большой удаче (и не хитрите, первое слово является ключевым).

Гадание перед Рождеством

как гадать на Рождество. Напомним вначале, что, согласно церковным канонам, ворожба – дело богопротивное. Существует также поверье, категорически запрещающее незамужним барышням гадать в ночь перед Рождеством.

Однако все эти строгие предупреждения обычно мало кого останавливают. На Руси предсказывать будущее начинали именно в Сочельник, веселое и интересное развлечение повторяли каждый вечер, пока продолжались святки.

Каким будет год, и случиться ли в нем ожидаемое событие? Дабы узнать ответ на этот вопрос важные слова писали на листиках бумаги, например: «свадьба», «рождение ребенка», «покупка чего-либо». Все это добро прятали под подушку и укладывались спать. До рассвета необходимо подняться с постели и наугад вытащить предсказание.

Каким будет муж? Девицы развлекались, запуская в комнату петуха. Предварительно на полу раскладывали различные предметы: деньги, угольки, украшения, зерна, ставили чашку с водой. Что выберет птица, таким и будет суженый. Плохо, если нагадит, значит, измены не миновать.

Супружеские пары ворожили на пол будущих деток. Для этого в рюмку с водой опускали обручальное кольцо, оставляли на ночь за окном. Обязательное условие – морозная погода. Вода должна превратиться в лед, по поверхности которого делали выводы (наличие бугорков означает, что родится мальчик, ямки – девочка).

Фигурки, символизирующие будущее, выливали из воска, определяли по контурам горящей бумаги.

Существует еще множество традиций, обрядов и ритуалов, связанных с Рождеством. Нюансы зависят от регионов проживания и степени доверия к народному фольклору.

Рождество у православных является одним из самых почитаемых после Пасхи. В отличие от католического (24 декабря), православное Рождество отмечается 7 января. Причиной такому расхождению дат послужило установление в Европе, жившей ранее по юлианскому календарю, григорианского календаря.

Православное Рождество, в отличие от католического, не так много значения уделяет атрибутике праздника. Основной целью всё же является духовное видение праздника и внутреннее умиротворение.

Обычаи на Рождество Христово

Считается, что в ночь перед Рождеством силы добра и зла набирают особую силу. И то, какими помыслами больше наполнен человек, имеет тесную связь с проявлением в его жизни той или иной силы — » Каждому воздастся по вере своей «. Именно поэтому великому празднику Рождеству Христову предшествует сорокодневный период поста. Пост призван для того, чтобы, помимо плоти, очистить и помыслы. В этот период все истинные верующие посещают церковные службы, молятся и каются за грехи свои, чтобы светлый праздник встретить с чистыми помыслами и наполненной Божественным светом душой.

Самым важным днём периода Рождественского поста является канун самого праздника — сочельник (6 января). В сочельник, который ещё называют Коляда, едят только кашу из зёрен (кутья). Традиционно в кашу добавляют мёд, орехи и ягодный отвар. По давней традиции, никакую другую пищу до появления на небе первой звезды принимать нельзя.

По преданию, звезда символизирует Вифлеемскую звезду, которая загорелась на небе в момент рождения Христа. Именно с сочива и начинается вечерняя трапеза. Вся семья собирается за столом, читает молитву и поздравляет друг друга, прощая все обиды.

По традиции, на стол выставляется 12 блюд, символизирующие 12 апостолов. Рождественское угощение на Руси всегда было щедрым. Поросёнок или утка в яблоках, борщ, рыба, пироги, каша в тыкве — всё самое лучшее. Всеношное бдение начинается в православных храмах великим повечерием, куда церковь вкладывает особенный духовный смысл и выражает радость рождения Христа пением «Яко с нами Бог».

На Руси не было праздника долгожданнее, чем Рождество. Ведь традиции и обычаи рождества очень веселые и своеобразные. Молодые люди устраивали раздольные веселья и забавы. Например, кто — то из парней надевал на себя шкурку животного, а остальные шли за ним по соседним домам. В каждом доме ряженый совершал ритуал изгнания недоброй силы, произнося слова: «Бог благослови дом и всё, что в нём». После этого хозяева дома щедро одаривали компанию за свою работу. Вечером по дворам начинали ходить колядовщики с кутьёй. По традиции, нужно было вознаградить ходящих, иначе можно было накликать беду на весь год. Старшее поколение устраивало «посиделки»: старики вспоминали истории из молодости и рассказывали про обычаи и традиции на Рождество, а бабы и девки гадали.

С Рождества начиналось самое чудесное на Руси время — Святки. Девушки гадали на женихов до самого Крещения. Очень почитался на Руси и обряд из соломы. Солома на Руси всегда считалась символом достатка и хорошего урожая.

Издревле перед Рождеством из соломы вязали небольшие снопы и устанавливали их в домах. Считалось, что такой обряд изгоняет недобрых духов из дома и привлекает удачу. Так же существует поверье, дошедшее и до нынешних времён, что любое озвученное в Рождественскую ночь благое желание или намерение обязательно исполнится.

Существует ещё одна добрая традиция на Рождество — кормить птиц зерном или хлебными крошками. Это приносит счастье и достаток в дом. Работать в этот праздник не принято. Напротив, нужно принимать гостей или самим идти в гости и разговляться.

Что дарили на Рождество

Дарили всё. Каких — либо особых норм не существовало. Так, например, царским дочкам в Рождество дарили по одной жемчужине и бриллианту. К совершеннолетию так собиралось колье. В конце 19 века (1897 г.) в России появились поздравительные открытки, а уже через некоторое время распространилась традиция дарить такие открытки на Рождество и Пасху.

История Рождества

Давным — давно в городе Назарете жила девушка Мария и была она обручена с Иосифом. Однажды к Марии спустился ангел Гавриил и сообщил ей, что скоро на неё сойдёт святой дух и ей предстоит родить святое дитя, которого мир будет называть спасителем, сыном Божьим.

В то время император Август проводил перепись населения и каждый житель должен был вернуться в то место, где родился. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому вместе с Марией они и отправились туда. Но, к сожалению, по прибытию в Вифлеем, они не нашли места для ночлега и им прищлось остановиться для отдыха в обычном хлеву.

Там и был рождён ночью Иисус Христос. В ту самую ночь по местным полям пасли свои стада пастухи, перед которыми явился Ангел и рассказал им о рождении Божественного ребёнка. Пастухи поспешили к месту рождения младенца. Путь им указала Вифлеемская звезда. Подойдя к хлеву, они увидели младенца в яслях, а рядом Марию и Иосифа.




Рождество с 1991 года в странах бывшего СССР вновь является официальным праздником. 7 января считается официальным выходным днем, а церковь и правительство делает все, чтобы возродить дореволюционные традиции и обряды празднования Рождества.

Что касается дореволюционных традиций, то праздновать Рождество на Руси стали со времен крещения князя Владимира в конце Х века. Рождество: традиции и обычаи этого праздника формировались веками. Если учесть, что христианские общины были еще в древнем Киеве, то историки полагают, что празднование Рождества может иметь и более древнюю историю.

Это интересно! Раньше было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год в период с Рождества и вплоть до Масленицы.

Традиции и обычаи рождества в России очень разные, некоторые пришли от разных народов. К примеру, в начале XVIII века из Польши в России проникла традиция вертепного театра. Со сцен с помощью кукол разыгрывались специальные рождественские представления. Чаще всего они касались рождения Иисуса в пещере, укрытие младенца от царя Ирода. Позже также стали появляться другие сюжеты. Традиция таких кукольных представлений под Рождество на площадях города продолжалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года.



Кстати, традиции празднования рождества не всегда были связаны с новогодней елкой. Такая традиция, ставить украшенные ели на площадях города и дома укоренилась в России, Украине только в конце XIX века, а только в начале XX века приносить подарки под Рождество русским детям начал аналог западного Санта-Клауса – Дед Мороз. Снегурочка, та и вообще никак не связана с Рождеством. Она была придумана советскими детскими писателями в середине XX года, в честь праздника Нового года.




После Октябрьской революции все символы Рождества, в том числе и театр, и рождественская елка, и подарки искоренялись в атеистическом государстве. Вплоть до 1935 года в стране вообще не праздновали новогодние праздники. С 1935 года государство начинает популяризации Нового года как главного зимнего праздника. Он тянет на себя и обычай ставить елку, и традицию показывать тематические представления. Рождественская елка, какой она была дореволюционной России, сегодня воспринимается как новогодняя елка.

Рождество: традиции и обычаи сегодня возобновляются. Светлый праздник, который отмечают верующие 7 января, занимает свое законное и официальное место в череде зимних праздников.

Народные традиции Рождества

В некоторых местностях, особенно, в деревнях, накануне Рождества сохранилась традиция колядования. В ночь накануне Рождества ряженые носят по домам традиционное блюдо – , и предлагают хозяевам дома ее отведать, также ряженые поют рождественские песни, за что хозяева должны дать ряженым угощение или деньги.




Рождество является началом Святок – каждый день после праздника имеет свое религиозное значение, в том числе это время для почитания мертвых. Святки продолжаются вплоть до 19 января – Крещения. Это время с 7 января по 19 января является отличным временем для гаданий и совершения разных ритуальных таинств. Гадали чаще всего молодые девушки, собираясь вместе. Кстати, этот процесс отлично описан в повести Николая Гоголя «Ночь накануне Рождества». Молодые девицы хотели знать, когда они выйдут замуж, каким будет их муж и новая семья. Именно по этой причине большинство рождественских гаданий имеют такую тематику.

На территории древней Руси считалось, что если в Рождество первой в дом входит женщина, это значит, что в будущем году все женщины в семье будут болеть. Также к Рождеству были принять мыться в бане, убирать дом, надевать чистую одежду. 6 января можно было только пить воду и ничего не кушать до появления на небе первой звезды.

На рождественский стол, за которым было принято собираться всей семьей, надо было обязательно ставить традиционные блюда. К ним относился холодец с хреном. Также разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, заливное. На столе 7 января должно быть много блюд из мяса, ведь в Рождество заканчивается долгий пост. Принято запекать птицу или рыбу целиком, такое блюдо символизирует единство семьи в новом году.




Рождество: традиции и обычаи сегодня какие-то забыты, а какие-то возрождаются с удвоенной силой. Мы предлагаем обратить внимание на красивый обычай первого гостя. Первый гость – это человек, который впускает Рождество в дом. Поэтому, важно, чтобы он входил в гости с чистыми и добрыми мыслями, дабы принести в семью счастью и благополучие. В руках первого гостя должна быть еловая ветка, он должен обязательно войти через парадную дверь квартиры или дома. Хозяева должны первому гостю обязательно подарить подарок. И помните, что первый гость женщина – не самая хорошая примета на Рождество. Так что, зовите по возможность мужчину раньше!

Еще больше интересных фактов вы можете узнать из нашей статьи о

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама