THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Критерий типологии – количество брачных партнёров.

Моногамия – брак, заключённый между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия – брак, включающий несколько партнёров. Подразделяется на 2 варианта: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество).

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака, имеющий значительный потенциал развития. Развитие брака проходило в направлении ограничения сексуальной свободы. Моногамия экономически обусловлена. При утверждении права собственности мужчины было введено определение происхождения и наследования по мужской линии. В этом случае только моногамия обеспечивала достоверность рождения наследников.

Существование полигамии связывается с преемственностью брачного поведения людей и высших приматов. Считается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам в связи с особенностями их врождённого сексуального поведения. Общество терпимее относится к полигамии мужчин.

Полигамия нарушает естественную пропорцию мужчин и женщин. При преобладании в обществе представителей какого-либо пола полигамные браки становятся более вероятными.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Полигамия связана с значительными психологическими проблемами: ощущение двойственности статуса, эмоциональное напряжение, ревность, соперничество. Последствия могут быть непредсказуемыми. Чаще встречается полигиния. Прочность полигамии зависит от ресурсов мужчины, а также от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам со стороны женщины. Также влияют народные традиции.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные)

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. Интересы семьи и рода главенствуют над индивидуальными. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью.Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж.Патрилинейность – исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. При этом отец, решает, вознаградить сыновей, или нет. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление. Достоверность матери устанавливается более объективно, чем отца. Благодаря способности женщины к установлению и регулированию межличностных отношений она нередко одерживает победу в борьбе за власть в семье. Женщины играют большую роль в поддержании родственных связей. Часто при формальном главенстве мужчины реальная власть в семье принадлежит женщине. В частности в русской семье женское, материнское начало выражено очень сильно. В советском обществе это явление ещё более усилилось. В.Дружинин говорил о том, что доминантную роль женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций. Мужчина был лишён возможности обеспечивать семью и воспитывать детей. Его роль в их социализации была минимизирована. Тоталитарное государство взяло на себя отцовские функции. Мать, неся много мужских функций, теряет психологическую связь с ребёнком. Возникает проблема материнства.

В современных семьях также стоит проблема разделения власти. Глава семьи объединяет в себе лидера и менеджера. Чтобы предупредить разрушительные конфликты, необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и обеспечивало выполнение функций семьи. Традиционная модель семьи может быть приемлема, если устраивает обоих супругов.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым лидером является муж, а тактическим и эмоциональным – жена. Муж определяет долгосрочное направление жизни семьи, устанавливает приоритетные цели, выбирает способы и средства их достижения, организует деятельность семьи. Выполняет представительскую функцию. От него зависит положение семьи. Его внесемейная активность поощряется членами семьи. Он обладает высокими притязаниями, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе близких. Его мировоззрение, способ жизни служит ориентиром для членов семьи. Он задаёт стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Участвует в воспитании детей: способствует формированию навыков, собственного мнения, правильной ориентировки в окружающем мире, служит образцом волевых качеств, организаторских способностей. Является предметом гордости семьи. Жена находит в нём жизненную опору.

Можно говорить также о квазипатриархальном укладе, когда мать укрепляет власть отражённым авторитетом отца.

Неоматриархальная семья . Аналог неопатриархальной, но роль лидера выполняет жена.

В неопатриархальных и неоматриархальных семьях при общем главенстве матери или отца, приоритет в некоторых сферах жизни семьи может принадлежать его супругу. Общая черта рассмотренных вариантов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. Конфликтность может возникнуть вследствие нечёткого распределения сфер влияния, притязаний кого-либо из супругов на другую роль, некачественного выполнения или невыполнения обязанностей.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. Возможен симбиоз родителя и ребёнка. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано с нуклеаризацией семьи, снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов), заменой практических связей в совместном труде эмоциональными.

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака: каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не являются «одним телом и душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, отсутствует манипулирование, стремление подчинить супруга. Существование такого брака имеет основой принцип равенства мужчины и женщины, заявленный в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

Существуют противоречивые взгляды на такой брак. Некоторые учёные говорят о такой семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение является почвой для конфликта. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья . В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентаций. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

Бикарьерная семья возникла благодаря изменению социального положения женщины.

Таким образом, произошли значительные изменения в отношениях между мужчиной и женщиной в браке в сторону эгалитарности. Но, несмотря на это, «женская дилемма» продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и её внутрисемейными обязанностями. Подлинного равноправия в сфере труда не удалось достичь. Женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Они заняты и в физически тяжёлом труде. Существует понятие «стеклянного потолка» для женщин-менеджеров. Беременных и женщин с маленькими детьми не берут на работу. Возросшая трудовая активность не освобождает замужних женщин от домашних дел. Воспитание остаётся делом женщин. Существует предубеждение, что мужчины мало подходят для воспитания. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, вовлекают в этот процесс не только личные, но и семейные ресурсы. Тройная нагрузка (материнство, ведение домашнего хозяйства, работа) препятствует социальной и политической активности женщин. Понятие «женская дилемма» сложно. Оно включает не только конфликт профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации: автономия или служение ближним, эмоциональность или рационализм, независимость или привязанность к близким. Для многих женщин, реализующих себя в профессиональной деятельности характерен страх потери любви. Становление бикарьерной семьи во многом зависит от решения «женской дилеммы». Её решение зависит от жизненных позиций супругов, их интерпретации супружеских ролей. В развитых странах бикарьерная семья обладает значительным потенциалом развития. Это связано с деятельностью ряда факторов: практическая возможность участия женщин в общественно-политической жизни, активизация мужчин в воспитании детей, рациональное разделение домашнего труда, привлечение техники и помощников, повышение социальной значимости домашнего труда, модернизация традиционных ролевых структур.

Для нашей страны считают предпочтительнее семью, в которой наряду с равенством прав, ответственность за содержание семьи и воспитание детей возьмёт отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей. В настоящее время в России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних обязанностей, чем это было принято раньше.

В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце.

Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия - единобрачие.

С точки зрения материалистического понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью.

Признавая прогрессивную сущность смены первобытного коммунизма классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с возникновением классовых антагонизмов антагонизм между полами.

Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других .

Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.

Роль субъективного фактора в становлении моногамии подчеркивал Ф. Энгельс, считая, что переход к единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касающееся нравственного прогресса: с развитием новых экономических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной .

С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы - женщины надолго утратили свободу личности.

Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрениях.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей-родоначальниц.

У всех народов Земли древние сказания возвеличивают всесильных матерей - владычиц земельных кладовых (хозяйка “медной горы”), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древнейших мифах духи мужского пола отсутствуют.

Некоторые народы, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют в своих верованиях культ женщины. Например, индейцы пуэбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел человеческий род. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Туземцы острова Борнео уверены, что первоначально существовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине - создательнице Вселенной.

Смена материнского рода патриархальным, которая привела к резким изменениям в положении женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифы показывают постепенное ослабление, а затем отрицание роли женщины. В образной форме фольклорные сказания изображают гибель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Известны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениго- рио (добрый разум) сделал солнце из головы своей матери, а месяц из ее туловища. Согласно ацтекскому мифу двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю .

С возникновением стратифицированного общества, сменившего эгалитарное, религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины.

В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака требование “не пожелай жены ближнего своего” было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь “не прелюбодействуй” появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной заповедью. Религия, мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и литературы. Однако любовь можно изучить как социологическую категорию. Становление человеческого рода прямо связано с очеловечением сексуальности.

Романтическая любовь - результат длительного исторического развития, она органически связана с процессом формирования человеческой личности, ее индивидуальности. В отличие от примитивного полового влечения романтическая любовь предполагает сложившуюся личность, все проявления которой глубоко индивидуальны. Отличительное свойство любви - индивидуальность этого чувства. Любовь - индивидуальное половое чувство.

Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с браком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального брака.

Мировая художественная литература и искусство отразили трагизм этой исторической коллизии. Поскольку моногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не личные чувства и желания.

Для элитарных слоев браки становились часто политическим актом либо средством увеличения богатства и могущества. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Первобытное общество было самым длительным в истории человечества; оно получило название эгалитарного и было основано на общественной собственности и принципах социального равенства. В пределах шести тысяч лет произошел переход к так называемому стратифицированному обществу, получившему название цивилизации.

Первые цивилизации возникли в Азии и Африке на рубеже 5-3 тысячелетий до н. э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., в других областях Земли позднее. Историки подсчитали, что если принять всю историю человечества в условных временных единицах за 24 часа, т. е. все историческое время существования человека представить как условные сутки, то из этих 24 часов 23 ч 56 мин относятся к эгалитарному первобытному обществу и всего 4 исторические минуты существует цивилизация.

Таким образом, моногамная семья, основанная на частной собственности, относительно молодое историческое явление, которое имеет огромные резервы цивилизационного развития.

Существует трагическая историческая закономерность: прогресс требует жертв. Каждый раз новая ступень развития человечества основывается на огромных потерях, бедствиях, страданиях, социальных и экологических рисках. Этот вывод полностью приложим к истории семьи. Древние греки эту закономерность отразили в знаменитом мифе о Хроносе - Боге Времени, который “...пожирал своих собственных детей...”.

Семья от эгалитарных первобытных форм шагнула к отношениям, связанным с рабовладельческим строем. Частная собственность сформировалась в условиях складывания рабовладения. Рабовладельцы оказались безраздельными собственниками средств производства, а рабы -полностью отчужденными от собственности. Рабовладельческая экономическая ячейка была единицей полной собственности как на все средства производства, так и на личность работников, входивших в нее .

На основе рабовладельческой формы частной собственности, помимо единобрачия, индивидуальной семьи, в те же исторические времена начала цивилизации возникла полигамия в двух вариантах: полигиния - многоженство, полиандрия - многомужество (у одной женщины несколько мужей).

Полигиния могла иметь гаремную форму. Слово “гарем” происходит от арабского слова “харим”, что означает “то, что запрещено”. Так называли любое священное место. Со временем ха- римом стали называть женскую половину дома. В европейской транскрипции появилось слово “гарем”.

Поздний синоним гарема - “сераль” происходит от турецкого слова “сарай” - дом, дворец, комната для жилья.

Самые древние гаремные браки возникли около 5 тыс. лет до н. э. у шумеров и в Древнем Египте. В Древнем Царстве первые гаремы были у царей. Большое распространение гаремы получили также в Месопотамии, Персии и Древнем Китае, Иудее. В книге Збигнева Лев-Старовича “Секс в культурах мира” рассказано, что китайские императоры имели большое количество женщин: первую жену, трех вторых жен, девять третьих жен, двадцать семь четвертых и восемьдесят одну наложницу.

Можно вспомнить и Ветхий Завет, в котором говорится, что у царя Соломона было “...шестьдесят цариц, восемьдесят наложниц и девиц без числа”.

В современном мире цивилизованные страны связаны с моногамной формой семьи. Полигиния распространена среди народов Африки, Азии, Океании, в основном у мусульманских народов. Самой экзотической формой семейных отношений сегодня является полиандрия, сохранившаяся у некоторых племен, живущих на уровне непроизводящей экономики в условиях матриархальных порядков. Это буквально музейная форма, по которой можно реконструировать древние семейные отношения.

При высоком темпе современного развития общества действует закон неравномерного развития народов. Современная эпоха полна разнообразия и загадок.

  • См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 68, 69.
  • См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 56.
  • См.: Шахнович М. И. Первобытная история и философия. - Л.,1971. -С. 201-204.
  • Современную разработку типологии частной собственности предпринял Ю. И. Семенов в книге “Философия истории” (М., 2003).

Семья — ячейка общества. Только авторы этой присказки забыли сказать, что не всякая, а только моногамная семья является таковой. Почему? Узнаете из этой статьи. Вообще важно понять, что семья — не только группа, но и . Но если мы говорим о разновидностях семей, то понятно, что мы имеем в виду социальную группу.

Моногамия как продукт исторического развития

Изначально (25 000 лет назад), когда был Ледниковый период и превалировало присваивающее хозяйство, господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Результатом таких отношений был неконтролируемый рост численности населения, потому как при охоте и рыбной ловле прокормить араву детей практически невозможно. Кроме того, промискуитет порождал конфликты в общине людей. Представьте себе, что мужчины и женщины постоянно спорят о том, чей кто муж или жена. На этом фоне все новомодные сериалы — просто невинные художественные произведения.

Такая реальность заставила людей искать выход в упорядочивании отношений. В результате и возникает моногамная семья — семья, состоящая из одного мужчины, исполняющего социальную роль мужа и одной женщины — жены.

Надо сказать, что такие запреты — табу полностью противоречили природе человека. Поскольку люди произошли от обезьян, а все обезьяны полигамны — то есть хаотично спариваются друг с другом. Таким образом, современные люди, усвоившие моногамию, как , находятся как бы меж двух огней. Биологическая природа — говорит — иди и спаривайся, с кем хочешь. А социальная природа — запрещает это и апеллирует к соответствующей моральной норме.

В результате степень соответствия поведения морали — нравственность — у всех разная. Кто-то остается верным мужем или женой до конца жизни (однолюбы), а кто-то постоянно «гуляет», постепенно (или сразу) разрушая свою семью.

Собственно именно из-за такого противоречия между биологическим и социальным моногамная семья и не представляет прочного союза. Кроме того, развращает общественную мораль и демократические ценности: жизнь одна — делай что хочешь, главное не нарушай закон. Разумеется моногамная семья - не является социальной нормой для всего мира. Например, по законам шариата (в Исламе) у мужчины может быть несколько жен — сколько сможет прокормить. Таким образом полигамия существует в форме полигинии — множенства.

Следует также понимать, что моногамная семья может быть как , так и .

Моногамия и Христианство

Мне видится, что в Западно-европейской цивилизации моногамия распространена преимущественно из-за Христианства. Ведь, согласно учению Христа, всякий кто хоть даже подумает о другой женщине — уже в сердце своем согрешил. Грех прелюбодеяния является смертным грехом, то есть таким, которое, согласно этой догматам этой религии, оскверняет душу.

А в силу того, что с детства мы усваиваем преимущественно именно христианские нормы и ценности — и возникают «духовные мучения», которые кстати, видны в современной массовой культуре. Вот к примеру клип знаменитой американской певицы, которая типа с тем и с другим, и вот теперь не знаешь, как ей быть, потому что она такая непрощенная, вероломная.

Ну и понятно, художественная кинотрилогия Голодные игры — туже же. Героиня разрывается между двумя мальчиками и не знает что делать. Кстати, такой же замес представлен в «Саге Новолуние». Скажите мне после всего этого, что это не тренд:)))

С уважением, Андрей Пучков

27.06.2016 17:22

Некоторые ситуации, происходящие в современных семейных и личных отношениях, и вызывающие споры и возмущения некоторых из нас, станут яснее и понятнее, если мы внимательно рассмотрим и узнаем процесс формирования семьи в историческом аспекте. На изучение истории семьи меня подтолкнул случай с одним из моих пациентов, который, ничего не стесняясь, завел вторую жену и поселил её вместе с первой, ссылаясь на то, что его поступок соответствует положениям в книге Ф. Энгельса и «Манифесту Коммунистической партии».

История - очень важна для нас, без нее трудно понимать процессы, которые происходят в настоящем. Для человечества уже много веков считается нормой - моногамный брак, но в древние времена всё было иначе.

Развитие человечества имеет несколько этапов.

Первый этап - это дикость, которая в свою очередь делится на несколько ступеней. На низшей ступени, длящейся несколько тысячелетий, люди ещё не готовили пищу и жили естественно, на природе, собирали съедобные растения, орехи. Возможно, в это время начинает формироваться речь. Во время средней ступени люди открывают огонь, создают первые орудия труда, начинают употреблять в пищу рыбу. Жить начинают не просто там, где придется, а выбирают места рядом с рекой. На высшей ступени орудия усложняются, создаются первые лук и стрелы, с помощью которых становится возможным охотиться на дичь.

Второй этап — варварство. Он делится также на ступени. На низшей ступени люди приручают животных, выращивают растения, а также начинают заниматься гончарным делом. Средняя ступень отличается тем, что люди начинают строить дома с применением камня и кирпича. Выращивают растения для пропитания и создают систему орошения для ухода за ними. Из домашних животных образуются стада, люди лучше питаются благодаря молочной пище.И уже на высшей ступени человечество входит на путь цивилизации, который начинается с применения медной руды для производства орудий и создания письма.

Третий этап - это цивилизация, во время которого все уже приобретенные навыки развиваются, расширяется производство, распространяется искусство.

Но что же о семье? Известен факт, что стадо образуется только там, где есть полигамия. Там же, где существует крепкая семья - возникновение стада крайне редко. Семью ограничивает ревность самца, и она же отделяет семью от стада. Ревность в стаде отсутствует, там все самцы терпимы друг к другу, поэтому существование крупной группы возможно. В таких стадах и происходил переход от животных к человекоподобным, а потом к человеку. Поэтому благодаря полигамии мы стали людьми и существуем до сих пор. Можно сказать, что полигамия - это часть нашей природы и она естественно присутствует в нас, поэтому бороться с ней бессмысленно. Намного полезнее попробовать вписать ее в существующие рамки принятой в обществе полигамии.

До того, как создать моногамный брак, человечество прошло целый путь развития и образования следующих типов семей.

Групповой брак

Сначала существовал групповой брак, в котором участвовали множество мужчин и женщин, принадлежащих друг другу. Такая форма отношений практически исключала ревность, и именно она способствовала формированию человеческого общества. Такой период полигамии существовал достаточно долго. По мнению Ф. Энгельса ревность появилась намного позже и больше была социальной, нежели биологической.

Биологическая ревность больше присуща мужчинам, ведь потомство несет гены, а значит, продолжает тебя и твой род, поэтому очень важно быть уверенным в верности женщины. Но в древние времена ещё не было понимания чистоты потомства, ничего не знали о кровосмешении. Никого не смущали половые отношение между родственниками, братьями и сестрами и даже между родителями и детьми.

От таких союзов рождались болезненные дети, которые долго не жили. И только позже, с открытием кровосмешения и запретом на кровнородственные связи, перестали тратить время и средства на выхаживание нежизнеспособных детей. Но даже при таких свободных нравах иногда образовывались пары, которые неосознанно для себя какое-то время были моногамными, жили вместе, трудились.

Кровнородственная семья

Первой ступенью семьи стала кровнородственная семья, в которой отношения между детьми и родителями отсутствовали, но половая связь между братьями и сестрами принималась как само собой разумеющееся. Такой вид семьи давно исчез, но ее некоторые элементы можно встретить у племен аборигенов Гавайских островов. Аналоги таких отношений встречаются и в современном обществе. Яркий пример - семейные ритуальные празднования и встречи. Но обычно, секс здесь не доходит до окончательной стадии из-за принципов морали или других обстоятельств.

Всё это свидетельство того, что людям не удалось реализоваться профессионально, и свою энергию они пускают на отношения с родственниками. Если супруги действительно увлечены друг другом, то необходимость посещения подобных мероприятий у них практически отсутствует.

Пунуальная семья

Следующий вид семьи - пуналуальная, в ней брак между братьями и сестрами запрещен. Такие группы становились развитее и сильнее, нежели племена с кровосмешением. В пуналуальных семьях женщина может быть общей женой нескольких мужчин, но среди которых нет ее родных братьев. И наоборот, мужчина может быть общим мужем ряда женщин, и среди них нет его сестер.

В наше время такая форма тоже может проявляться в так называемых «шведских» семьях, поэтому опять же - не осуждайте никого, у всех нас одна история. В групповых семьях не всегда известно кто отец ребенка, так как мужей несколько, но мать всегда известна - поэтому род в те времена начинался вестись по материнской линии - так возник институт рода. Все родные сестры с братьями и детьми, имеющие одну мать-основательницу составили первый род.

Парная семья

Внутри групповых семей могли образовываться пары, которые длительное время жили вместе, привыкали друг к другу и обосабливались. Так формировались парные семьи. Те семьи, в которых не было кровосмешения, давали более здоровое потомство и соответственно в дальнейшем такие семьи и племена становились сильнее кровнородственных групп. Но в какой-то момент количество женщин уменьшилось и им приходилось платить какой-либо выкуп, чтобы жить только с одним мужчиной.

Парная семья появилась в переходный период от дикости к варварству, у нее ещё нет своего хозяйства и имущества. Также важный момент - теперь в семье появился один отец, все дети были от одного мужчины, который обеспечивал быт и добывал еду. В случае разлада в семье и развода - мальчики оставались с отцом и в роду, а девочки вместе с матерью исключались из него. Так появилась патриархальная семья, в которой права женщины стали ущемляться, она вместе с детьми стала собственностью мужа.

Моногамная семья

Возникновение моногамной семьи из парной - начало эпохи цивилизации. Глава моногамной семьи - мужчина, который является отцом детей, и изменять ему жена не имеет права. При этом муж может изменять, иметь рабынь, но жена принижена и занимается домашним хозяйством, не участвуя в общественных делах. В это время получает широкое распространение проституция. Моногамные семьи в своей основе имели экономические аспект - общее имущество, что было важнее любви, можно сказать - это были браки по расчету. Появляется неравенство полов, мужчины подавляют женщин.

Свобода в половых связях с введением моногамного брака не исчезла - развитие получила проституция. Женщины, в свою очередь, заводили любовников, а установление отцовства детей, рожденных в браке, основывалось только на нравственных аспектах.

Несмотря на форму брака, люди не меняются, в браке они остаются такими же, какими они было до него, поэтому со временем любой брак становится похож на спокойное сожительство, называемое тихим семейным счастьем.Когда брак заключается по расчету, он так или иначе принимает вид проституции, намного чаще с женской стороны, единственное отличие в том, что женщина продает свое тело один раз и навсегда, попадая при этом в рабство. В современное время очень часто в “приличных” семьях дочерей настраивают на то, что нужно искать богатого жениха, который будет ее обеспечивать.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама