THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

·Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание - это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

·общеобразовательных дисциплин;

·произведений искусства;

·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

·духовной культуры и фольклора народов России;

·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

·других источников информации и научного знания.

Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное

будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе - внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Духовно - нравственное воспитание учащихся

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях

Общечеловеческие ценности

    Любовь к матери

    Патриотизм.

    Любовь к Родине

    Свобода воли

    Добро и зло

    Самовоспитание

    Добродетель

    Совесть

    Надежда

Традиционными источниками нравственности являются:

    Патриотизм

    Социальная солидарность

    Гражданственность

    Семья

    Труд и творчество

    Искусство и литература

    Природа

    Религия

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Поэтому свою работу с классом я всегда начинаю с воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к семье, стремления заботиться о семье.

В классе мы проводим:

- конкурсы рисунков и фотографий «Традиции моей семьи»,

Конкурсы сочинений «Истории из детства моих родителей», «Руки бабушки моей», «Папа может все» и пр.,

    классные часы «Моя семья - мое богатство», «Где служили наши деды и отцы?», «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках»

Проекты, классные часы:

    Создание родословного древа,

    «История моего имени»,

    «Откуда пошла моя фамилия?»

    «Помни корни свои» и пр.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, края.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. Знать традиции своего края, его богатства, культуру, экологию, людей - круг тем, способствующих воспитанию гражданина. Здесь интересной формой воспитания является экскурсия: в школьный музей, городской музей, музеи городов области и по возможности России. И нтернет - технологии помогают совершать нам виртуальные экскурсии. К тому же ребята во время каникул выезжают с родителями и потом в классе с удовольствием показывают слайд - шоу.

Изучая историю малой родины, мы проводим классные часы -Уроки Мужества, часы Памяти, принимаем участие в школьных акциях «Вахта памяти», в концертах для ветеранов .

Всегда познавательно проходят встречи с интересными людьми нашего края («Где родился, там и пригодился», «Родину, как мать, не выбирают»), с представителями разных государственных органов

Формы работы с детьми, применяемые мною:

    индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.

Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование,
создание предметов декоративно-прикладного творчества .

Воспитание ребенка идет через его творчество, через игру. Мы рисуем, сочиняем, конструируем, творим и презентуем плоды своего мастерства.

    Проведение праздников и мероприятий.

    Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии,
    виртуальный музей, создание презентаций).

Исследовательская деятельность учащихся.

Социальные проекты помогают становлению неравнодушной личности, способствуют воспитанию гражданской позиции ребят. С 1 класса пытаюсь вовлекать ребят в такую деятельность. Сначала это небольшие проекты: «Украсим планету», «Чистота - залог здоровья», «Мы вас ждем, товарищ птица», «Слова, родные с детства», «Тайна школьного портфеля», «Помни корни свои» .

Исследовательская деятельность способствует изучению истории, культуры родного края, языка.

    Экскурсии.

Организация выставок.

Ребята с удовольствием принимают участие в выставках своего творчества: «Осенний букет», «Овощные фантазии», «Наш класс - одни таланты», «Модульное оригами» и пр.

Тематические и творческие вечера.

Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев, школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. В течение ряда лет я веду кружок: «Доноведение ».

Формы работы с родителями:

    Лекторий для родителей.

    Выставки, конкурсы.

    Предполагаемый результат (выпускник)

    Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к
    добру.

    Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим
    людям.

    Потребность к сопереживанию.

    Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном
    служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь,
    долг, честь, Родина, вера.

    Приобщение к опыту православной культуры.

    Деятельное отношение к труду.

    Ответственность за свои дела и поступки.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» и хочется верить, что дети нового поколения будут настоящими гражданами своей страны.

Школой любви и уважения, доверия становятся для детей и родителей совместные праздники, вечера, походы, дни здоровья, «Веселые старты»

Формы работы с родителями:

    Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

    Лекторий для родителей.

    Выставки, конкурсы.

    Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
    процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

    Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

    Совместно организованные с родителями праздники.

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Школа была и остаётся одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Однако, по самооценкам учителей, времени для человеческого общения с ними, для проявления к ним подлинного внимания и заботы не остаётся. И какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий развитие и воспитание духовно-нравственного человека.

В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идёт переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приёмы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности.

Поэтому сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить современный национальный воспитательный идеал - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и нравственных ценностях российского народа.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Дети сейчас живут в условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Поэтому на сегодняшний день формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся является востребованной и актуальной задачей .

И духовно-нравственное воспитание должно решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Все это доказывает особую значимость и актуальность по внедрению и реализации в учебный процесс программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе православных традиций. Ведь сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет. Но как мы видим времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.

Целью программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе православных традиций является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры, вытекающие из народных традиций.

В реализации этой цели были поставлены следующие задачи :

    Формировать потребность, интерес у детей к изучению этой темы.

2. Опираясь на интерес ребенка, пробудить желание узнавать о многовековых традициях русского народа.

3. Помочь найти личную значимость и ощутить на себе благотворное влияние от общения с прошлым.

4. Прививать желание творчески мыслить и анализировать свои поступки и поступки своих друзей.

5. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

6. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

7. Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

8. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

Разработке темы опыта я посвятила около десяти лет. Первые годы накапливала материал, анализировала прочитанную литературу и поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время и важна в работе с детьми.

Наблюдения за ребятами, беседы с ними и родителями, с другими преподавателями показали, что включение в учебно-воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, практические занятия, праздники, встречи с духовными отцами, поездки по святым местам, вечера – встречи со старожилами села способствуют формированию духовно-нравственной личности.

Для эффективной работы по данной теме в начальной школе я учитываю психологические особенности младших школьников:

Так как преобладает непроизвольное внимание и восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать такие приемы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию;

Так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа (прием словесного иллюстрирования);

Опорой для наглядно – образного мышления могут стать используемые в работе различные репродукции и картины;

Для развития словесно – логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков.

Не нужно забывать, что возраст 7 - 9 лет-это возраст радования бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.

Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о православных и народных традициях учащиеся могут на различных уроках.

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной мудростью и народными традициями, сложившимися веками. Данную работу я провожу следующим образом. Говорю ребятам: « А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок об учебе. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл. Перед вами отдельные слова, из которых нужно собрать предложения».

Конец, кончил, дело, учись, смело, гуляй, смолоду, пригодится, в, старости, делу, венец

Конец - делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

От бездельника и Бог отворачивается

Работаем над толкованием пословиц.

Конец - делу венец . Венец-украшение на голову в виде короны, в данном случае украшение оконченного дела, то есть, важен окончательный результат.

Кончил дело – гуляй смело - закончил дело, работу, выполнил учебное задание - можешь быть «свободен», гуляй и играй, не думая о деле.

Учись смолоду - пригодится в старости. Пока молод, надо учиться разным наукам, все эти знания пригодятся в жизни.

От бездельника и Бог отворачивается. Бездельник – ленивый человек. А Бог не любит ленивых людей, поэтому от них отворачивается. Ведь Бог сам трудился и нам велел.

(Данная информация обогащает учащихся народной и духовной мудростью)

Дальше идет работа над развитием орфографической зоркости. Ребятам предлагается найти родственные слова и объяснить написание гласной о, найти проверочное слово во второй пословице (кончил). Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного. Уже на этапе закрепления можно предложить новые или те же пословицы с заданием: списать и вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.

Учись см_л_ду - пригодится в старости. Около м_л_дых посидеть - самому пом_л_деть.

Надеюсь, я вас убедила в том, что, работа с пословицами и поговорками развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся духовной и народной мудростью.

Мною также был разработан инновационный проект , направленный на реализацию ФГОС «Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности». Данный проект в нашей школе внедряется на протяжении трех лет и имеет свои положительные результаты.

Научная новизна инновационного проекта состоит в выявлении условий развития духовно-нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников.

Формирование духовно-нравственных ценностей невозможно без постепенного, целенаправленного и систематического использования в процессе обучения учебно-воспитательных заданий. Ведущая педагогическая идея данного проекта заключается в эффективности внедрения на уроках и во внеурочной деятельности с детьми средств и методов, направленных на формирование теоретического мышления и сознания, посредством которых осуществлялось бы развитие их духовно-нравственной образованности и социально значимой деятельности. Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей и недостаточной возможностью традиционного подхода к развитию и воспитанию была разделена на три этапа.

Первый этап : обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности нравственных качеств личности.

Второй этап : создание и апробирование на практике специальных учебно-воспитательных заданий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей и социально значимой деятельности на основе формирования теоретического мышления и сознания младших школьников.

Третий этап : обобщение исследовательской работы.

В качестве педагогического инструмента развития духовности и нравственности обучающихся в рамках данного проекта я выбрала ежедневное проведение «минуток духовности и нравственности». Пример нескольких минуток, которые проводятся на уроках в начальной школе. Такие минутки можно проводить на любых уроках: математики, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки.

Цель : ознакомить с понятием «бескорыстие »

Ребята, сегодня у нас в гостях сова. Кто знает, как еще называют сову в школе? Почему?

Сегодня Мудрая сова нам принесла задание, которое вы должны выполнить. Задание интересное, поучительное. Я надеюсь, что вы его выполните и узнаете, что Мудрая сова хотела вам сказать, чему научить.

Расшифруйте нравственное качество человека.

45: 15 = 3 б 13 * 4 = 52 с 72: 4 = 18 р

72: 12 = 6 с 14 * 7 = 98 е 96: 3 = 32 ы

91: 13 = 7 к 16 * 5 = 80 т 75: 5 = 15 о

70: 14 = 5 е 12 * 7 = 84 и

Запишите ответы и буквы в таблицу в порядке возрастания и у вас получится слово.

Какое слово вы прочитали?

Ребята, кто знает смысл данного слова?

А что надо сделать, если мы не знаем значения слова?

Посмотрите в толковом словаре значение слова бескорыстие.

А кого мы можем назвать бескорыстным?

А вы знаете, какие поступки можно назвать бескорыстными?

Вывод: бескорыстие – это качество человека, который совершает благородный, великодушный поступок.

«Минутка духовности и нравственности» (картина Совы)

Цель : осуществить посредством общеучебных действий содержательный анализ объекта.

Допишите подходящие по смыслу имена существительные, укажите их род, найдите лишнее словосочетание.

Теплое…, душистая …, звездное…, дружная …, хрустальная …, топленое …, бескорыстный….

- Прочитайте словосочетания и назовите род имен существительных.

Назовите лишнее словосочетание.

По какому признаку вы выбирали лишнее словосочетание?

Какое существительное вы подобрали к прилагательному бескорыстный? (поступок)

Разберите слово по составу.

Назовите корень в этом слове. Приставку.

Что обозначает приставка бес?

Как вы понимаете смысл этого слова? (не имеет корысти)

Какой поступок мы называем бескорыстным?

В каких ситуациях мы можем совершить бескорыстный поступок?

Вывод: бескорыстный поступок – это действие человека на пользу другого не имея при этом никакой личной выгоды.

«Минутка духовности и нравственности»

Цель : побуждение к нравственному действию.

Вывод при изучении произведения В. Бианки «Мышонок Пик»

Ребята, над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?

Какой совет вы бы дали героям рассказа?

А как бы вы поступили на месте ребят?

Как вы охарактеризуете ребят? Какие они? (легкомысленные, бездушные, злые)

Чтение учителем рассказа «Как быть доброй?» (журнал «Свечечка»)

Беседа: Как папа объяснил Ане: «Что нужно делать, чтобы быть доброй»

Кто людям помогает быть добрым?

Вывод : таким образом, дети приобретают элементы опыта поведения в жизни, что побуждает их к нравственному действию.

Диагностика показала успешность выбранных заданий для решения педагогической проблемы. На основе сравнительного анализа был сделан вывод о положительной динамике влияния учебно-воспитательных заданий на уровень развития духовно-нравственных ценностей младших школьников. Установлено, что существует определенная связь уровней духовно-нравственного развития школьников с уровнем сформированности у них основ теоретического мышления.

Эффективность инновационного проекта в том, что постепенное, последовательно, целенаправленное и систематическое внедрение учебно-воспитательных заданий в учебно-воспитательный процесс формирует у обучающихся основы теоретического мышления и сознания, осуществляет воспитание в контексте жизнедеятельности школьников и усвоение духовно-нравственных ценностей в форме нравственно ориентированных поступков, создает необходимые условия для участия детей в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Дети приобретают элементы опыта нравственного поведения и жизни.

В любой работе, направленной на воспитание детей невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Семья остается основным институтом воспитания личности ребенка и развития нравственных ценностей. Стало традицией на классных родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Организую такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми. Спорим, рассуждаем, выслушиваем мнения и советы друг друга. Это помогает сблизиться и найти совместное решение различных проблем, как в воспитании, так и в обучении. А еще веду знакомство с будущими родителями за долго до поступления ребенка в первый класс. Данных родителей приглашаю в школу на родительские собрания, где провожу лекторий «Школа родителей будущего первоклассника». Проводя индивидуальные беседы, консультации, лекции, рассказываю родителям о том, как необходимо воспитывать маленьких детей, прививая им нравственные нормы поведения. Ведь то, что заложено в раннем детском возрасте остается на всю жизнь. Данный лекторий проходит под девизом «Отвори ключи добра, красоты, любви».

Для повышения учебной мотивации обучающихся провожу внеурочную деятельность следующим образом: предлагаю детям поговорить о том, как должен относится к учебе православный человек. Но сначала предлагаю ответить на вопрос: «Зачем необходимо учиться?» После ответа говорю:

Святые люди часто говорили о том, что человек обязательно должен трудиться. А учеба-главный труд ученика. Дальше идет работа по группам.

Работа по группам.

Разделитесь на 3 группы. Каждая группа получит карточку со словами святого человека об учении. Вам необходимо прочитать и объяснить значение прочитанного.

«Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, беречь, прежде всего, от главного губителя - лени, которая любит на завтра откладывать самые неотложные дела, забывая, что каждый новый день несет свои заботы» (святой Алексий Мечев).

Святой призывает нас учиться старательно и не лениться.

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела» (святой Филарет, митрополит Московский).

То, что мы узнаем, мы должны использовать для добрых дел.

«Полезно учиться наукам и художествам, но необходимо жить по - христиански, по-православному» (святой Тихон Задонский)

Мы должны изучать разные науки, а еще учиться жить как настоящие христиане.

Попробуйте подобрать к каждому высказыванию свою пословицу или выбрать из предложенных.

    Ученье свет – не ученье тьма.

    Учиться никогда не поздно.

    Грамоте учиться – всегда

пригодится.

    Человек уму учится весь век.

    Есть терпенье, будет и уменье.

    Мало хотеть, надо уметь.

    Поживешь среди добрых людей –

сам подобреешь

    На Бога уповай, а без дела не бывай!

    Не хлебом живы, молитвою.

Мы с вами послушали и разобрали, что говорили святые люди об учебе. А теперь вспомним, как учились святые люди. О ком из них вы помните? Если забыли, вспоминайте и помогайте мне.

1)Преподобный Сергий Радонежский в детстве долго не мог научиться читать. Учитель ругал его, товарищи смеялись, но ничего не помогало. Мальчик усердно молился Богу и просил помочь ему. Однажды он пошел в поле искать пропавших лошадей и встретил там

старика. Мальчик рассказал о том, что у него не получается учиться и пригласил его к себе в дом отдохнуть с дороги. Дома перед обедом старик дал мальчику книгу и велел читать по ней молитвы. Варфоломей, так звали мальчика, долго отказывался, но когда открыл книгу, то понял, что умеет читать.

2)Святой равноапостольный Кирилл . (равноапостольный, т.е. равный апостолам - ученикам Христовым).

В 7 лет Кирилла начали учить грамоте. И в это время святому приснился сон, как будто ему предлагают выбрать невесту из стоящих девушек, и он выбирает самую красивую девушку, которую звали София. А София по-гречески значит премудрость. В школе святой Кирилл был лучшим учеником. А любимым его предметом был закон Божий. Слух об успехах мальчика дошел и до царского двора, и святого взяли в товарищи к его сверстнику царю Михаилу, здесь он продолжал учиться.

Когда святой вырос, то составил азбуку для славянских народов, в том числе и для русского, и перевел на славянский язык Священные книги.

3)Святой Иоанн Кронштадтский. Когда ему было 6 лет, отец принес домой букварь и начал учить сына читать. Но у мальчика не получалось. Тогда он обратился к Богу с молитвой, прося помочь ему. И молитва была услышана: он смог научиться читать. В 10 лет родители отправили маленького Иоанна в городское училище. Отец целый год копил деньги, чтобы сын смог учиться. В училище мальчик очень скучал по своему дому, по родителям. Он плохо понимал то, что говорил учитель, и что было написано в учебниках, поэтому очень скоро оказался в самых последних учениках, и даже хотели исключить из училища. Тогда он опять обратился к Богу, и все слова учителя стали понятны. Скоро святой обогнал в знаниях всех своих одноклассников. И к концу года, его как лучшего ученика перевели без экзаменов в духовную семинарию.

Какие же выводы мы можем сделать? Как учились святые?

Верно, они учились старательно. А если у них что-то не получалось, то просили помощи у Бога. Поучимся у святых, и в трудную минуту будем просить помощи у Бога и его святых. Об успехах в учебе молятся равноапостольным Кириллу, Мефодию, преподобному Сергию Радонежскому и праведному Иоанну Кронштадтскому.

Самая простая молитва к этим святым будет звучать так: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский и праведный Иоанн Кронштадтский, молите Бога о нас».

Потребность духовного возрождения России привела к возвращению библейских и агиографических текстов в школьную программу. Их можно встретить в учебниках «История», «Литература», «Окружающий мир». Поэтому в нашей школе уже стало традицией проводить интегрированные уроки (ИЗО и музыка, МХК и ИЗО, чтение и ОПК, ОПК и история). Наша школа тесно сотрудничает с духовенством рыльских приходов. Поэтому в нашей школе уже стало традицией приглашать на уроки священнослужителей, выезжать на совместные праздники, проводимые в Свято-Николаевском монастыре.

Например, знакомство с житием святого благоверного князя Александра Невского мы проводили в несколько этапов:

    Встреча со священнослужителем . Отец Николай (священник Вознесенского храма г. Рыльска) рассказал детям об Александре Невском, как святом. Показал изображение А. Невского на иконах, картинах и иллюстрациях в книгах, спрашивая, знают ли дети, почему он так по-разному изображен?

    Просмотр фильма «Житие святого благоверного князя Александра Невского».

    Рассказ о памятных местах и памятниках в разных городах, связанных с именем А. Невского.

    Работа с литературными источниками . В самом тексте жития выделяли несколько значимых моментов и деяний князя: Невская битва, Ледовое побоище, ответ князя папе римскому, русский князь и Золотая Орда.

На заключительном этапе вели работу по осмыслению образа князя. В житии Невский - святой. Необходимо объяснить, кого же русские люди считали святыми. Святой всегда обращается к Богу, свою жизнь он строит на общении с Богом и убеждении в том, что без помощи Божией ничего добиться, достичь невозможно.

23 февраля, мы отмечаем праздник Защитников Отечества. Этот праздник посвящен героям и Святым людям. Защитники Отечества оберегали Землю, которую дал Бог людям. Русская земля всегда славилась своими защитниками.

В нашей школе духовные отцы частые гости. Священнослужители приходят к детям на уроки ОПК, истории, проводя беседы на различные темы: «Заповеди Божьи», «Иконописцы и иконография Божий Матери» и другие, а дети посещают храмы, святые места, источники.

Ребята нашей школы ежегодно участвуют в благотворительном концерте, посвященном женам мироносицам в городе Рыльске.

Совместно с настоятелем Свято-Николаевского монастыря отцом Панкратием и методистом Демидовой Л. Н. была проведена Рождественская елка в монастыре, где принимали участие дети нашей школы. Данная поездка оставила в душах детей самые теплые и добрые впечатления. А сколько было радости от врученных подарков с рук самого настоятеля. Поэтому я считаю, что такие поездки оставляют тепло в детских душах и делают их добрее и милосердней, духовно обогащают.

Сценарий данного праздника был направлен на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» в 2011 году, где был признан лучшим, и материалы были направлены на Всероссийский конкурс.

Коростелева Г. В. в 2012 году принимала участие в региональной научно-практической конференции «Проектирование региональной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» Курской области с опытом работы по теме «Духовно- нравственное воспитание обучающихся на основе православных традиций», где ее работа была напечатана в сборнике.

В школе также проводятся престольные праздники, посвященные святым, имя которого носит церковь в селе. Так в школе был проведен музыкально-театрализованный праздник «Святые Борис и Глеб».

В 2007 году материалы праздника были направлены на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагогическое исследование года», где получили высокую оценку и были направлены на Всероссийский конкурс.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся реализуется через проведение Пасхальных фестивалей, Рождественских елок, Святой Троицы, Рождество Богородицы. Стало традицией проводить совместные праздники в базовых школах. Так в школе был проведен Пасхальный фестиваль совместно с ребятами нескольких школ на тему «Заповеди Божии». Проводятся выставки «Пасхальные мотивы», «Пасхальный благовест», «Свет Рождественской звезды».

В школе создан краеведческий музей, руководителем которого является директор школы Шевракова Н. В.

Огромный труд вложен в создание музея, как руководителя, так и ребят. Проводилась большая исследовательская деятельность. Ребята создали летопись села Костровы, проводились творческие работы по теме «Моя малая родина». Работа Добыкина Игоря была направлена на областной конкурс, где была отмечена дипломом 1 степени. В музее создан раздел «Православная Русь», который пополняется экспонатами, сделанными руками детей. Членами краеведческого кружка проводятся экскурсии для обучающихся школы и района. Разработаны тематические экскурсии:

    История села, школы.

    Великая Отечественная война.

    Воины-афганцы – выпускники школы.

    Воинский путь генерала Добыкина.

    Русь Православная.

Члены краеведческого кружка принимают участие в ежегодной конференции юных краеведов.

Обучающиеся школы, учителя и жители села пополняют музей экспонатами, которые бережно хранятся в музее.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Для того чтобы учителя полюбили предмет ОПК и по–особенному относились к преподаванию этого предмета у нас в районе большую помощь оказывают духовные отцы и методист Администрации подразделения по образованию Демидова Л. Н. Очень часто Любовь Николаевна с отцом Владимиром организуют паломнические поездки по святым местам. Так для учителей были организованы поездки в Оптину пустынь, Коренную пустынь, Глинскую пустынь. За что мы искренне благодарим организаторов поездки. Ведь такие поездки делают человека духовно богаче, добрее, милосерднее.

Также в районе для учителей основ православной культуры дважды были организованы курсы повешения квалификации на базе Курского государственного университета.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся у нас в школе осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах православной направленности, где ребята показывают хорошие и отличные знания, занимая призовые места и являются победителями. Так в районе проводилась игра «Умники и умницы», посвященная Великому Христовому Воскресению. Коростелева Олеся заняла 2 место, а преподаватели участвовали в выставке декоративно-прикладного искусства, где тоже являются победителями. Так Коростелева Г.В. и Алтухова Г. И. стали победителями в номинации «Декоративно-прикладное искусство».

Ребята вот уже много лет подряд становятся победителями и призерами муниципального этапа областной олимпиады по православной культуре.

МБОУ «Костровская средняя общеобразовательная школа» многие годы является социокультурным центром села. И это не случайно. Именно в школе воспитывается все: предметно-пространственная и событийная среда, социум, добрые отношения, взаимопонимание. Школа для детей является местом, где они осваивают и усваивают позитивные жизненные ценности. В команде с педагогическим коллективом в этом процессе участвуют многие родители, учреждения и организации села. Так совместно с директором СДК Добыкиным В. Ф. и заведующей поселенческой библиотекой Артамоновой Л. П. проводятся различные мероприятия, праздники, конкурсы на православную тематику. Так уже стало традицией 7 января в СДК проводить рождественскую елку для младшего школьного возраста. А 12 июня проводить праздник «День России».

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения. В нашей школе почти все учителя - предметники через урочную и внеурочную деятельность реализуют программу духовно-нравственного воспитания обучающихся. На базе нашей школы прошел семинар учителей математики и физики района

VI. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
6.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, через формирование личностной, семейной, социальной культуры.

Задачи:


  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • Формирование способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • Формирование основ нравственного самосознания личности;

  • Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

  • Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического воспитание);

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

6.2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностными источниками духовно-нравственного развития и воспитания является:

- патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служению Отечеству;

- социальная солидарность – свобода личная и национальная, уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, равноправие, милосердие, честь и достоинство;

- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

- семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

- труд и творчество – уважение к труду, творчеству и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

- наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

- традиционные религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формирование на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
6.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям каждое из которых, тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психическое.

- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
6.4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств, свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно-нравственного развития и воспитания.

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных культурных практик;

Другие источников информации и научного знания.

Решение этих задач заложено в предметных программах и учебниках. В их содержании гармонично сочетаются специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:


Виды деятельности

Формы занятий

1. Получение первоначальных представлений о конституции РФ, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом, гербом и флагом Краснодарского края

- Беседы,

Классные часы,

Чтение книг,



2. Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнение патриотического долга, с обязанностями гражданина

- Беседы,

Экскурсии,

Просмотр кинофильмов,

Путешествие по историческим и памятным местам,

Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания,

Изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение)



3. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

- Беседы,

Сюжетно-ролевые игры,

Просмотр кинофильмов,

Уроки-путешествия,

Творческие конкурсы,

Фестивали,

Тематические праздники,

Экскурсии, туристско-краеведческих экспедиции,


4. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников

- Беседы,

Классные часы,

Просмотр учебных фильмов,

Мероприятия и события, посвящённые государственным праздникам,

Смотр строя и песни


5. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

- участие в социальных проектах,

Мероприятия и события, проводимые обществом «Севан»

Сюжетно-ролевые игры


6. Знакомство с музеями, памятниками культуры, истории

- Экскурсии в музеи,

Участие в творческих тематических выставках, посвященных подвигам Российской армии,

Встречи с ветеранами



7. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни

- Беседы,

Народные игры,

Участие в городских программах

Организация национально-культурных праздников



8. Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографией выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма

- встречи с ,

Родители – выпускники школы


Воспитание нравственных чувств и этического сознания


Виды деятельности

Формы занятий

1.Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

- Беседы,

Экскурсии,

Участие в творческой деятельности,

Литературные гостиные,

Художественные выставки


2.Ознакомление (по желанию) с традиционными религиозными культурами

- уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

Экскурсии в соборы, в места богослужения,

Добровольное участие в религиозных праздниках,

Встречи с религиозными деятелями

Участие в проектах по данной теме


3. Участие в уроках этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия

- уроки этики,

Игровые программы,

Внеурочные мероприятия


4. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

- беседы,

Классные часы,

Просмотр учебных фильмов,

Изучение курса «Полезные привычки»



5. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и ОУ – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности

- беседы,

Коллективные игры,

Коллективное обсуждение,

Внеклассные мероприятия (праздники, проекты, походы, экскурсии)


6. Участие в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе

- участие в благотворительных акциях,

Участие в акции милосердия,

Волонтёрское движение,

Шефство над памятниками ВОВ,

Шефство над ветеранами ВОВ,

Проведение Дней старшего поколения,

Социальные проекты


7. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

-беседы о семье, о родителях , прародителях,

Праздники, соревнования «Моя дружная семья»,

Творческие мероприятия,

Выставки «Хобби моей семьи»

Составление генеалогического древа семьи,

Творческие работы («Моя семья», «Мои родители», «Бабушка и дедушка», «Военные реликвии моей семьи», «Что в имени моём…»)



8. Расширение опыта позитивного взаимоотношения в семье

- открытые семейные праздники,

Семейные чаепития,

Семейные гостиные,

Творческие презентации,

Творческие проекты,

Мероприятия, раскрывающие историю семьи, преемственность между поколениями


В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.



Виды деятельности

Формы занятий

1. Участие обучающихся в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий

- экскурсии по городу,

Экскурсии на производственные мероприятия,

Встречи с интересными людьми,

Круглые столы


2. Знакомство с профессиями своих родителей, с трудовыми династиями

-исследовательские работы, проекты,

Уроки краеведения,

Творческие проекты «Труд наших родителей»,

Конкурсы рисунков, коллажей

Фотовыставки


3. Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности

- праздники труда,

Ярмарки,

Конкурсы «Все работы хороши»,

Город мастеров,

Профориентация


4.Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду

- презентация учебных и творческих достижений,

Шкатулка Творчества,

Портфолио ученика


5. Применение творческих знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике

- тематические недели по предметам,

Интеллектуальный марафон,

Олимпиады по предметам

Научно-практические конференции



6. Участие в общественно-полезной деятельности на базе ОУ в учебное и внеучебное время

- субботники,

Санитарные пятницы,

Трудовые десанты,

Озеленение кабинета,

Трудовые акции


7. Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома

- режим дня,

Занятость в кружках,

Внешний вид ученика,

Уроки этикета,

Дежурство в столовой (по желанию)


8. Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, с войнами-выпускниками , служившими в рядах российской армии, с выпускниками, показавшими достойные примеры высокого профессионализма

- беседы,

Встречи,

Праздники

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание)


Виды деятельности

Формы занятий

1. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традиций этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

- изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение)

Просмотр фильмов

Классные часы


2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

- экскурсии,

Прогулки,

Туристические походы,

Путешествие по родному краю, стране

Школьный праздник «Золотая осень»


3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности

- экологические акции,

Экологические социальные проекты,

Экологические праздники и события,

Экологический марафон



4. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства

- работа с семьёй

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание)


Виды деятельности

Формы занятий

1. Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России

-изучение предметов (ИЗО, музыка, технология),

Встречи с представителями творческих профессий,

Экскурсии на художественные производства,

Знакомство с памятниками зодчества,

Посещение музея искусств,

Посещение выставок



2. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами

-занятия в кружках художественно-эстетического направления,

Система экскурсионно-краеведческой деятельности,

Внеклассные мероприятия,

Фестивали и конкурсы исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных ярмарок,

Фестивали народного творчества,

Тематические выставки



3. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества

-уроки технологии, ИЗО,

Занятия в студиях и кружках художественно-эстетического направления



4. Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, посещение объектов художественной культуры

- выставки семейного творчества,

Музыкальные вечера,

Экскурсии в музеи,

Участие в эстетическом оформлении кабинета к мероприятиям, к праздникам

Совместные праздники и проекты, образовательные события


6.5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются образовательным учреждением, семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся. Важным условием успешной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения. Формы взаимодействия:


  • участие представителей общественных организаций и объединений, традиционные религиозные организации с согласия обучающихся и их родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования;

  • реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и одобренных педагогическим советом ОУ и Советом Учреждения ОУ;

  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в ОУ.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающихся. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране в советский период её истории позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и ОУ, систематического повышения педагогической культуры родителей.

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статье 38, 43, Конституции Российской Федерации, в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации «Об образовании».

Система работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:


  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности программ;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

6.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности


Направление воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

1.Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению.

2.Обучающиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

3.Обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

4.Обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации.

5. Обучающиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища.


Развитие нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль; честность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности

1.Обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп.

2.Обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

3. Обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям.

4. Обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, оказавшемуся в трудной ситуации.

5.Формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

6. Обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие

1.Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству.

2. Обучающиеся имеют элементарные представления о различных профессиях.

3. Обучающиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста.

4. Обучающиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового.

5. Обучающиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности.

6. Обучающиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.



Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

1.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

2. Обучающиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

3.У обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе.

4. У обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.



Формирование ценностного отношения к прекрасному; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

1.Обучающиеся имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

2. Обучающиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

3. У обучающихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний. Отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности.

4. Обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.



Обучающиеся должны достигнуть:


  • воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности;

  • эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование компетентности, идентичности и т.д.)
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:

  • Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

  • Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

Цель: оценка уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Задачи:


  • Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников.

  • Систематизация информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников.

  • Обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников.

  • Информационное обеспечение анализа и прогнозирования качественных и количественных показателей уровня сформированности духовно-нравственного развития школьников и выработки управленческих решений.
Субъекты мониторинга − младшие школьники.

Объект - уровень сформированности духовно-нравственного развития школьников.

Предметом - выступает процесс писихолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития школьников.

Инструментарий мониторинга:


  • анкеты;

  • опросные листы;

  • тесты
Процедура мониторинга

  • Мониторинг проводится педагогом-психологом и классным руководителем (после специального обучения) дважды в год сентябрь, апрель.

  • Педагог-психолог проводит диагностику всех трех сфер по трем, представленным ниже методикам.

  • Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и воспитания младших школьников (субъективный тест).

Мониторинг духовно нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление уровня следующих показателей:
- сформированность личностной культуры, через диагностику личностной сферы учеников, с использованием методики «Я - разный», диагностику проводит педагог-психолог,

Сформированность социальной культуры, через диагностику нравственных представлений младших школьников (Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым), диагностику проводит педагог-психолог,

Сформированность семейной культуры, через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, диагностику проводит педагог-психолог (анкета «Я и моя семья»).

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (составная часть основной образовательной программы

    Программа

    Из суще­ственных сторон духовно -нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся основано на...

  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ

    На основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся . В концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

  3. Пояснительная записка 4 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14

    Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  4. Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  5. Пояснительная записка 3 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8

    Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа

    ... духовно -нравственного воспитания российских школьников (далее - Концепция). В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой ...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама