THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Людмила Минибаева
Как правильно организовать родительское собрание в ДОУ?

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями , видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания . Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами , содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

При организации проведения родительского собрания от воспитателя требуется творческий подход к предлагаемой теме : педагог должен использовать свои методы активизации родителей , направленные на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, а иногда и на переосмысление родительской позиции . Необходимо учитывать потребность в знаниях.

Родительские собрания могут быть : общесадовскими и групповыми.

А те в свою очередь могут быть :

организационными ;

текущими или тематическими;

итоговыми;

Собрания можно проводить в форме : вечеров вопросов и ответов, устного журнала, деловой игры, ток-шоу, лектория, семинара-практикума, круглого стола, мастер-класса, родительских конференций , дискуссий. На собраниях приветствуются совместные занятия детей с родителями , психологические тренинги, показ театральных постановок. Несмотря, на различия этих форм, их объединяет одна задача – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, некоторых родителей стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Групповых собраний должно быть не менее трёх в году. Успех проведения собраний обеспечивает соблюдение таких условий : правильно выбранная тема , исходящая из потребностей родителей , злободневная для данной группы. Например : «Телевизор -друг или враг в воспитании детей?» , «Почему наши дети не любят трудиться?» , «Как воспитывать интерес к книге?» . На такие собрания родители , как правило , приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются , результат будет достигнут и вовлекут тех родителей которые отсутствовали. Кроме этого сразу снимается проблема посещения последующих собраний ; заинтересованные родители сами придут на очередное собрание .

Так же важным условием успеха родительских собраний является определение четкого графика их проведения. Этот график предварительно сообщается родителями для того , чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от

возможностей или от желания эти встречи могут проходить раз в квартал, в одни и те же часы.

Очень важно убедить родителей , что семейное воспитание это - не морали и нотации, а ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ РОДИТЕЛЕЙ , это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения . Вот почему одной из тем родительского собрания должна стать тема : "Один день из жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую истину : "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДИТ У СЕБЯ В ДОМУ : родители пример тому !

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным "жанром", чем проведение занятий. Здесь встречаются две стороны, участвующие в общеобразовательном процессе, - педагоги и родители - для того , чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Этапы родительского собрания .

1 этап. Организация родительского собрания .

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей . Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания : заблаговременно пригласить родителей , разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям , чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания .

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания .

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы , чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно , на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми, очень важна.

Необходимо быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, или родителя . Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов", «грехов родителей »

Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо, предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих : отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах : финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом .

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания .

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании : необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании . Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию , разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей ; все это, в последствии, станет предметом размышлений.

Подготовка родительского собрания

1. При необходимости до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания . Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения. Например, при проведении собрания на тему «О капризах и упрямстве» мы проводили анкетирование родителей с целью выявить , в каких случаях чаще всего дети упрямятся, а в каких капризничают, чтобы в ходе собрания разобрать групповые и семейные ситуации. А перед собранием «Игры нашего детства» проводили анкетирование, с целью выявления разнообразных игр времён детства родителей , и их детей. В ходе собрания мы вспомнили несколько игр детства родителей и поиграли в них .

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания . Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются заранее до собрания .

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. Памятки раздавались родителям по темам : «Секреты общения с ребёнком в семье» , , и др.

4. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания или видеозапись с выступлением детей, как было у нас при проведении собрания на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед везде хранит меня» , где дети читали стихотворения о семье и показывали сценку об упрямстве девочки, которая не хотела убирать игрушки, вовремя ложиться спать, идти на прогулку, которую в ходе собрания мы разбирали с родителями . Также использовали мультимедийный проектор, где вниманию родителей были представлены высказывания по теме известных писателей.

5. Для проведения собрания можно вовлечь родителей , как выступающих по теме собрания . Например, родительское собрание в форме круглого стола по тему : «Чтобы ребёнок рос счастливым» родители выступали от лица : психолога, родителя , бабушки, подготовив свои доклады самостоятельно, используя литературу, которую мы им советовали.

6. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания .

Десять правил проведения родительских собраний .

Собрание должно запомниться ;

Должно заставить задуматься;

Настроить родителей на позитивный , конструктивный лад;

Информационный блок должен быть хорошо подготовлен;

В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребёнка следует только в разговоре наедине с родителем ;

На каждого родителя должно хватить времени;

Собрание - не лекция и не урок, привлекайте родителей к диологу ;

Уважайте своё время и время родителей , собрание не должно длиться более 1ч. 20мин.: -20 мин. донести информацию, -15-20мин. выслушать вопросы и ответить на них, -20мин. индивидуальные вопросы;

Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству ;

Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому .

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов : без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.

Как провести первое родительское собрание?

Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, в объединении родителей и становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно проведено, во многом зависит, будут ли согласованы цели и требования и будет ли налажено сотрудничество родителей и школы.

Цель собрания - определение общих подходов в воспитании и перспектив сотрудниче­ства школы и родителей класса.

Необходимое время - 1,5 часа.

Организация:

собрание проводится в закреплён­ном за классом кабинете, создаётся общий «круглый стол» либо стулья образуют общий круг.

    Использует­ся приём «Визитка» - на табличке каждого родителя подписывается мар­кером имя и отчество, ниже - фами­лия и имя ребёнка.

Таблички-визитки находятся на столах перед каждым родителем.

Оформле­ние:

газета «Портрет класса», эпи­графы к родительскому собранию, фонограммы мелодий. Подготовле­ны видеомагнитофон с видеозапи­сями класса на линейке «День зна­ний», на тематическом классном часе, «Памятки родителя» по ко­личеству семей в классе, бумага для записей, фотография класса (15×20 см).

Участники: кроме родителей, могут быть специалисты психолого-педаго­гической и медико-социальной служб школы.

Подготовка: классный руководитель предварительно анализирует информа­цию о родителях, собирает актуальную информацию о классе у педагогов, кон­сультируется у специалистов - психо­лога, социального педагога, врача.

Процесс:

Классному руководителю помогает «Совет дела» из числа учащихся клас­са - ребята расставляют столы и сту­лья, оформляют класс, встречают роди­телей, провожают в гардероб, в класс, регистрируют пришедших.

Звучит тихая музыка, родители зна­комятся с информацией, оформленной в классе.

В назначенное время классный руководи­тель предлагает расположиться за «круглым столом», установить визитки. Называет и поясняет цель собрания, выделяет услов­ные этапы в процессе работы: знакомство, ориентиры, планы и перспективы.

Знакомство

Оно начинается с того, что классный руко­водитель рассказывает о себе.

Комментарий: родителям очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребёнка. Поэтому им хотелось бы владеть информацией о классном руководителе. По­требность в этой информации велика, и луч­ший вариант - получить её из первых рук. Кроме того, искренний рассказ классного ру­ководителя о себе задаёт тон необходимого уровня доверия в общении.

Затем классный руководитель предлагает познако­ миться со всеми присутствующими.

Здесь можно использовать приём «Фотография класса»: «У меня в руках фотография нашего класса, сделанная 1 сентября этого года. Я знаю, что в каждой семье есть такая фотография, Вы её наверня­ка рассматривали, возможно, ребёнок делил­ся первыми впечатлениями. Используя это фото, мы и познакомимся. Я буду называть фамилию, имя ребёнка, показывая его на фо­то, а вы, уважаемые родители, назовите се­бя, представьтесь».

Комментарий: использование этого приёма вызывает, как правило, позитивные эмоции у родителей, что создаёт атмосферу доверия и заинтересованности.

Классный руководитель разъясняет особен­ности школы, рассказывает о традициях, ук­ ладе, режиме деятельности, ожидаемых ре­ зультатах. Демонстрирует символику школы (эмблему, флаг, гимн, элементы формы), разъясняет её смысл для воспитания учащих­ ся. Каждому родителю вручает «Памятку для родителя» (либо буклет - визитку школы ).

Можно использовать приём «Микроэкс курсия», когда классный руководитель либо кто-то из ребят проводят родителей по музею школы, выставке «История школы», фотогалерее.

Ориентир

Это второй этап собрания. Классный ру­ководитель определяет общие подходы к воспитанию, говорит о необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы.

Работа в микрогруппах. 7 минут «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?».

Педагог просит изложить от каждой микрогруппы своё видение проблемы. Для обсуждения предлагается тема «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?». Когда время обсуждения истекло, предлагается одному из родителей от каждой микро­группы выразить наиболее общие мнения. Классный руководитель фиксирует на доске качества выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности. Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях школы и родителей, обращает внимание, что результата в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями, в тесном сотрудничестве.

Классный руководитель обращает внима­ние, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкрет­ных действий, и далее представляет видение организации жизни в классе: ценности, модель организации деятельности, требования, режимные моменты. Раздаёт распечатку с необходи­мой информацией (или предлагает запи­сать): что, где, когда будет происходить.

Педагог договаривается с родителями о регу­лярности встреч и системе информирования, поясняя их значимость.

Как провести интересное родительское собрание: советы учителю

Родительское собрание – не просто формальный подход к установлению контакта между учителем и родителями учащихся. Это не только способ встретиться с третьим звеном образовательного процесса – родителями - для обсуждения успехов и неудач обучающихся. Здесь учитель поможет матери или отцу решить проблемы в воспитании ребёнка, подскажет действительно эффективные приёмы воздействия на него, предупредит о подводных камнях, подстерегающих родителей, которые не всегда компетентны в вопросах детской психологии, физиологии, социологии.

Безусловно, главная роль в проведении родительского собрания отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).

Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести анкетирование среди учащихся и родителей . Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.

Темы родительских собраний в школе

Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.

Примерные темы родительских собраний
: «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», "Трудности и любовь подросткового возраста" , «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».

Примерные темы родительских собраний в начальной школе:

Как привлечь внимание родителей?

Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем . Непроизвольное внимание слушательской аудитории (и взрослой в том числе), как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу.

Редкий человек воспринимает информацию на слух. Поэтому при подготовке к родительскому собранию необходимо предусмотреть средства визуализации выступления . Практически каждый учитель современной школы применяет на уроках технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив энное количество времени на создание грамотной презентации с включением в неё результатов тестирования (желательно с применением схем, графиков и диаграмм), фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания слушательской аудитории.

Речь учителя – ещё один ключевой момент проведения родительского собрания. Начинающему педагогу неплохо бы иметь под рукой подробный конспект выступления. Если предполагается диалог с родителями, то необходимо продумать ответы на вопросы, возникшие в ходе встречи. Опытному педагогу, много лет проработавшему в школе, такая шпаргалка, как правило, не нужна. Хотя бывает и так: учитель имеет большой педагогический стаж, но робеет и теряется перед чужой аудиторией. В этом случае, конечно, докладчик будет чувствовать себя комфортнее, если в руках будет текст выступления.

Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую учителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал необходимо заранее, чтобы не зависеть от сети, в которой иногда случаются перебои и технические погрешности.

Родительские собрания с участием специалистов , профилирующихся в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом. Поэтому 1-2 раза в учебном году необходимо предусматривать приглашение таких специалистов на родительские собрания.

Современные формы проведения родительского собрания

Формы встреч с родителями также необходимо варьировать, включать интерактивные формы родительских собраний :

  • лекторий
  • тематическое родительское собрание
  • собрание родителей совместно с обучающимися
  • конференции
  • нестандартные родительские собрания (деловая игра, показательные выступления, семейное научное общество, тренинг и др.)

Вопросы организации родительского собрания

Общее время родительского собрания не должно превышать 40-50 минут и должно включать в себя пункт «Разное», где классный руководитель может решить с родителями возникшие проблемы и вопросы. Любая встреча с родителями должна заканчиваться рефлексией: что осталось за рамками беседы, лекции, презентации, какие вопросы необходимо охватить в следующий раз. По окончании встречи можно заполнить протокол родительского собрания .

Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. Почему родители не ходят на родительские собрания - отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.

Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы


Трудно переоценить важность родительского собрания в начале учебного года. Оно предполагает обсуждение большого количества организационной и сущностной информации, а также почти всегда связано с новым витком, изменениями в жизни класса: переходом в среднюю или старшую школу, появлением новеньких, сменой классного руководителя и учителей-предметников.

Основные задачи

Конечно, знакомством задачи собрания не исчерпываются. Вне зависимости от того, работаете ли вы в том же самом классе или начинаете взаимодействовать с новыми родителями, у первого родительского собрания есть еще три важные задачи.

Ориентировочная задача

С одной стороны, педагогу необходимо сориентировать родителей в том, что ожидает детей в наступившем учебном году, с другой – самому разобраться, с какими мыслями и переживаниями пришли мамы и папы.

Важно обозначить начало определенного периода в жизни детей и соответствующие им приоритеты. Так, для пятиклассников начинается период обучения в средней школе, им необходимо учиться самостоятельности. Восьмой класс – время, когда перед подростком впервые встают довольно взрослые задачи: он должен выбрать профиль будущего обучения, начинает задумываться о выборе будущей профессии. В десятом классе дети выходят на финишную прямую школьного обучения.

Конечно, необходимо поговорить о тех возрастных периодах, которые подходят к концу. Это прежде всего девятый и одиннадцатый классы. При этом ни в коем случае не следует обозначать в качестве основных приоритетов сдачу экзаменов, будь то ГИА, ЕГЭ или любые другие экзамены. Фразы типа: «Главное в этом году – подготовка к ЕГЭ, тех, кто не будет готов, нам проще не допустить до экзамена» – толь- ко нагнетают тревогу, но совсем не помогают конструктивному диалогу с родителями.

Можно обратить внимание на возрастные изменения: например, ученики шестых и седьмых классов уже не совсем дети, а подростки, они становятся более взрослыми, у них меняются интересы и приоритеты, расширяются их возможности.

Очень важно включить в родительское собрание какие-то формы получения обратной связи от родителей. Если класс для вас новый, имеет смысл провести анкетирование родителей, чтобы собрать более развернутую и детальную информацию. Если вы продолжаете работать в том же самом классе,то можете ограничиться кратким сбором мнений и пожеланий. Это можно сделать в двух формах.

— Можно провести «закрытое» микроисследование, попросив каждого родителя в письменном виде ответить на краткие вопросы и/или продолжить предложения типа «Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок в этом учебном году…».

— Можно сделать такое исследование и открытым, чтобы его результаты были видны всем. Например, перед началом собрания разместить на классной доске плакат с надписью: «Главное для наших детей в этом году – это…», положить рядом с доской маркеры или фломастеры и попросить родителей написать свои соображения на этом плакате. В начале собрания эти ответы можно прокомментировать, согласившись с ответами родителей и дополнив их своими.

Подобное микроисследование можно также провести и в форме голосования. Для этого подготовьте на листах формата А3 формулировки возможных родительских ожиданий или убеждений. Их должно быть немного (не более 5). Важно, чтобы все формулировки были достаточно нейтральными. Например, для родителей пятиклассников на родительском собрании в начале учебного года можно использовать такой вариант:

«Я думаю, самое сложное при переходе в пятый класс – это…

— разнообразие стилей преподавания и требований у новых учителей;

— необходимость привыкать к новым условиям, переходить из одного помещения в другое;

— расширение круга изучаемых предметов, объема и сложности материала;

— изменение статуса: были старшими, а теперь самые маленькие».

Перед началом собрания развесьте эти листы на доске. Затем предложите родителям выразить свое согласие с одной из формулировок. Это можно сделать различными способами: нарисовать черту, приклеить стикер. Подсчитайте количество голосов на каждом листе и определите, какой вариант был выбран большинством родителей. Прокомментируйте результат.

Информативная задача


Как гласит известная психологическая закономерность, недостаток информации вызывает тревогу. Чем более полной информацией человек владеет, тем более комфортно он себя чувствует.

Традиционно первое родительское собрание имеет преимуще- ственно организационный характер, и сообщение информации занимает львиную долю времени. Однако не стоит перегружать родителей нескончаемым потоком дат, фамилий, деталей: запомнить всё это сложно, и велика вероятность, что часть информации просто ускользнет от их внимания. Подумайте, чтó вы хотите сообщить родителям на пер- вом собрании, и выделите из этого три-пять самых важных пунктов. Возможно, какую-то информацию стоит сообщить позже или вообще вынести на обсуждение родительского комитета.

В начале собрания познакомьте родителей с перечнем пунктов, которые вы будете обсуждать, и постарайтесь соблюдать заявленную продолжительность времени собрания. Например, вы можете сказать: «Сегодня мы с вами поговорим о том, какие задачи стоят перед детьми в новом учебном году, познакомимся с требованиями по новым предметам, выберем родительский комитет и обсудим внеклассную работу на первую четверть».

Поскольку информации в начале года может быть много, запомнить все, что сказано учителем, родителям будет непросто. Поэтому лучше всего собрать эту информацию в виде памятки или информационного листка. Например, имеет смысл зафиксировать даты пробных и выпускных экзаменов, имена и отчества новых педагогов, список телефонов и номера кабинетов. Когда памятка готова, подумайте о том, в какой форме ее можно предложить родителям. Так, можно просто ее распечатать и раздать на собрании, однако в этом случае материалы легко теряются. Чтобы родители всегда имели возможность обратиться к вашей памятке, лучше всего разместить ее в электронном виде, например, на сайте школы или класса, отправить родителям по электронной почте.

Важно перечислить новые предметы, познакомить родителей с новыми учителями, рассказать об изменениях в составе класса. При этом необходимо четко обозначить те моменты, которые остались неизменными с прошлого года.

Часто родители черпают информацию о происходящем в школе из интернета и СМИ, и далеко не всегда их сведения будут адекватны реальности. К тому же человек, не имеющий отношения к школе, может не вполне четко представлять, что такое стандарты второго поколения или как отразится на его ребенке новый закон об образовании. Поэтому, если какие-то инновации напрямую коснутся вашего класса, нужно кратко и четко рассказать о них родителям. Например, если класс будет учиться по новым стандартам, объясните, что это значит: например, перечень предметов останется тем же, однако на уроках будет больше самостоятельной работы, а в домашних заданиях будет значительное количество проектов.

Эмоциональная задача

На первом собрании педагог создает определенный настрой, который во многом определит, каким будет фон общения с родителями: позитивным и оптимистичным или тревожным и напряженным.

Если первое собрание происходит уже после того, как начались занятия, можно в позитивной форме прокомментировать, как выросли дети за лето. Невзирая на то, какие сложные события ожидают детей в новом учебном году, нужно постараться найти позитивные стороны и ресурсы, на которые можно опереться. Так, родителям девятиклассников можно сказать: «Конечно, детям предстоит непростой год, однако в наших силах помочь им успешно справиться со всеми трудностями». Не давайте самим родителям и коллегам распространять панические и упаднические настроения, вежливо, но однозначно пресекайте разговоры типа: «Какие тут стандарты, все равно скоро обучение станет платным». В таких случаях спокойно переводите разговор на реально существующие задачи и предлагайте сфокусироваться на конкретных мерах.

Имеет смысл продумать завершение собрания. Можно подобрать короткую притчу или метафору, отрывок из мультфильма, которые помогут настроить родителей на позитивный лад или о чем-то задуматься.

В последнее время интерес учителей и руководителей образовательных учреждений сильно возрос к проблемам воспитания. Действующие воспитательные функции требуют пересмотра и совершенствования. Чтобы родительское собрание выполняло свою функцию, важно правильно организовать и провести его.

Эффективное проведение родительского собрания предполагает определение тематики, подготовку материалов, подходящего помещения, заблаговременное оповещение родителей и составление плана проведения встречи. Каждый из пунктов имеет свои нюансы, поэтому сейчас мы рассмотрим их более подробно. Определение тематики. Есть смысл посоветоваться с родителями по этому поводу. Необходимо выяснить, какие вопросы или проблемы они хотят затронуть. За несколько недель до проведения встречи передайте родителям анкеты, а затем проведите их анализ. Этот способ покажет, чему именно следует уделить внимание на собрании. Также вы можете обратиться к помощи школьного психолога: попросите его создать список тем, в зависимости от возрастной категории группы или класса.

Здесь вы можете скачать:

Подготовка материалов. В зависимости от установленной тематики, подготовьте различные картинки, видеозаписи, документы. Многие учителя могут создать интересную презентацию и показать ее на проекторе. Подобные встречи не должны превращаться в простое вычитывание детей и сбор денег. Можно пригласить психологов, других воспитателей, медицинских работников. Во время проведения встречи взаимодействуйте с аудиторией, задавайте родителям вопросы, просите их высказать свое мнение и т. д. Приглашение. Определитесь с точным временем проведения встречи (вечернее), помещением и подумайте, все ли родители смогут там разместиться. К назначенному сроку позаботьтесь о том, чтобы помещение было приведено в порядок. Заранее разместите объявления в дневниках детей о дате проведении встречи. Скажите ученикам, чтобы родители поставили рядом с оповещением свои подписи. Если кто-то не сможет присутствовать, пусть предупредит об этом заранее. Если вам важно присутствие конкретных родителей, позвоните им.


Проведение. Длительность встречи не должна превышать 1-1,5 часа. Составьте четкий план проведения родительского собрания. Если вы планируете провести первую встречу, сначала познакомьтесь с родителями, расскажите немного о себе и ваших планах на будущее касательно класса (или группы). Примерный план проведения родительского собрания выглядит так:
  • Педагогическое просвещение. Выступление по теме и ее обсуждение не должно занимать слишком много времени, поскольку вечером, после насыщенного трудового дня, многие родители вряд ли адекватно воспримут поданный материал. Предложите им информацию о новинках воспитательной литературы, интересных книгах, фильмах и т. д.
  • Организационные вопросы. Обсудите все важные темы, например, проведение экскурсий, создание праздников, классных вечеров, приобретение учебников, питание в школьной столовой, наличие формы и сменной обуви и т. д.
  • Вопросы родителей. В конце собрания желающие могут задать педагогу частные вопросы, например, об успеваемости своих детей, посмотреть на оценки, сообщить о проблемах со здоровьем и т. д. Они должны подходить к педагогу в индивидуальном порядке и общаться с ним.
Личные беседы. У некоторых родителей могут быть сложные дети. По этой причине многие из них избегают собраний, поскольку знают, что на нем будет критика. Педагог должен обеспечить родителям чувство безопасности и дать понять, что их не осудят, а попытаются помочь. При необходимости свяжитесь с конкретными родителями и пригласите их на личную встречу, необязательно в школу.

Подумайте, все ли удалось сделать на родительском собрании. При необходимости внесите в свой план некоторые изменения. Важно сразу приучить родителей к схеме проведения встречи и наладить с ними контакт. В дальнейшем вам будет гораздо проще взаимодействовать с ними.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама